что такое докладная на госслужбе

Дата публикации: 10. 2012 08:53 (архив)

Описание ситуации №1

Государственный служащий, его родственники или иные лица,  с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего,  получают подарки или иные блага (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т. ) от физических лиц и/или организаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему и его родственникам рекомендуется не принимать подарки от организаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, вне зависимости от стоимости этих подарков и поводов дарения. Представителю нанимателя, в случае если ему стало известно о получении государственным служащим подарка от физических лиц или организаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, необходимо оценить, насколько полученный подарок связан с исполнением должностных обязанностей. Если подарок связан с исполнением должностных обязанностей, то в отношении государственного служащего должны быть применены меры дисциплинарной ответственности, учитывая характер совершенного государственным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение государственным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения государственным служащим своих должностных обязанностей.

Если подарок не связан с исполнением должностных обязанностей, то государственному служащему рекомендуется указать на то, что получение подарков от заинтересованных физических лиц и организаций может нанести урон репутации государственного органа, и поэтому является нежелательным вне зависимости от повода дарения.

В случае если представитель нанимателя обладает информацией о получении родственниками государственного служащего подарков от физических лиц и/или организаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, рекомендуется:

указать государственному служащему, что факт получения подарков влечет конфликт интересов;предложить вернуть соответствующий подарок или компенсировать его стоимость;до принятия государственным служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц и организаций, от которых был получен подарок.

Установлен запрет государственным служащим получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц.

Вместе с тем, проверяемая организация или ее представители могут попытаться подарить государственному служащему подарок в связи с общепринятым поводом, например, в связи с празднованием дня рождения или иного праздника. В данной ситуации подарок не может однозначно считаться полученным в связи с исполнением должностных обязанностей и, следовательно, возникает возможность обойти запрет, установленный в законодательстве. Тем не менее, необходимо учитывать, что получение подарка от заинтересованной организации ставит государственного служащего в ситуацию конфликта интересов. Полученная выгода может негативно повлиять на исполнение им должностных обязанностей и объективность принимаемых решений. Кроме того, такие действия могут вызвать у граждан обоснованные сомнения в беспристрастности государственного служащего и, тем самым, могут нанести ущерб репутации государственного органа и государственной службе в целом.

То же самое относится и к подаркам, получаемым от заинтересованной организации родственниками государственного служащего. Действующее законодательство не устанавливает никаких ограничений на получение подарков и иных благ родственниками государственных служащих. Несмотря на это, следует учитывать, что в большинстве случаев подобные подарки вызваны желанием обойти существующие нормативные ограничения и повлиять на действия и решения государственного служащего.

Описание ситуации №2

Государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе платные,  государственному служащему, его родственникам или иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Государственному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.

Представителю нанимателя следует оценить, действительно ли отношения государственного служащего с указанными физическими лицами и организациями могут привести к необъективному исполнению им должностных обязанностей. Если вероятность возникновения конфликта интересов высока, рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе платные,  государственному служащему, его родственникам или иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Описание ситуации №3

Государственный служащий получает подарки от своего непосредственного подчиненного.

Государственному служащему рекомендуется не принимать подарки от непосредственных подчиненных вне зависимости от их стоимости и повода дарения. Особенно строго следует подходить к получению регулярных подарков от одного дарителя.

Представителю нанимателя, которому стало известно о получении государственным служащим подарков от непосредственных подчиненных, следует указать государственному служащему на то, что подобный подарок может рассматриваться как полученный в связи с исполнением должностных обязанностей, в связи с чем подобная практика может повлечь конфликт интересов, а также рекомендовать государственному служащему вернуть полученный подарок дарителю в целях предотвращения конфликта интересов.

Докладные, служебные, объяснительные записки (в том числе личные заявления) относятся к внутренним документам и служат для информационного обмена между структурными подразделениями, должностными лицами. Они используются для документального оформления различных решений, в том числе кадровых, служат основанием для издания актов Росреестра (приказов, распоряжений).

Докладная записка – документ, который адресуется руководителю Росреестра (лицу, исполняющему его обязанности), заместителю руководителя Росреестра, начальнику структурного подразделения с изложением конкретной проблемы или постановкой вопроса либо содержит выводы и предложения с целью информирования о фактах, событиях, сложившихся ситуациях, требующих принятия определенного решения, либо о выполнении распоряжений или завершении каких-либо работ, поручений и планов.

Докладная записка составляется в случаях, когда компетенции гражданского служащего или руководителя подразделения не достаточно для разрешения какой-либо уже сложившейся ситуации или для предупреждения возможных негативных ситуаций, связанных с проведением различных проверок, награждением, поощрением, выделением новых штатных единиц, командированием гражданских служащих, нарушением требований актов Росреестра и т.

При оформлении докладной записки указывается наименование вида документа (“Докладная записка”), которое располагается ниже реквизита “Адресат” на два межстрочных интервала.

Текст докладной записки может состоять из двух или трех частей.

В первой части (констатирующей) излагаются причины, факты или события, послужившие поводом для составления документа, во второй – анализ сложившейся ситуации, возможные варианты решения, а в третьей – конкретные выводы, просьбы и предложения. Вторая, аналитическая, часть может отсутствовать.

Документ может быть составлен в текстовом и табличном виде или их сочетании.

Докладная записка подписывается:

исполнителем – если она представляется начальнику структурного подразделения или его заместителю;

начальником структурного подразделения – если представляется заместителю руководителю Росреестра;

заместителем руководителя – если представляется руководителю Росреестра (лицу, исполняющему его обязанности).

Служебная записка – документ внутренней деловой переписки между структурными подразделениями Росреестра или должностными лицами, не находящимися в прямом подчинении.

Служебная записка предназначена для координации действий структурных подразделений и гражданских служащих внутри Росреестра, оперативного обмена документированной служебной информацией. Служебные записки составляются по инициативе гражданского служащего, а также в рамках исполнения поручения руководства по тем вопросам деятельности, решение которых входит в компетенцию структурного подразделения или должностного лица и не требует обращения к вышестоящему должностному лицу, но находится в зависимости от выполнения своих функций смежным структурным подразделением или должностным лицом.

Служебная записка визируется исполнителем (исполнителями) и подписывается начальником соответствующего структурного подразделения или его заместителем.

Служебные записки (докладные записки) регистрируются в базе СЭД Росреестра “Служебные записки” гражданскими служащими, ответственными за ведение делопроизводства в структурных подразделениях.

Регистрационный номер служебной записки (докладной записки) состоит из индекса структурного подразделения Росреестра, издавшего документ, порядкового номера в пределах календарного года и букв “СЗ”, например: N 05-0067-СЗ, N 07-0765-СЗ.

Служебные записки (докладные записки) рассылаются адресатам в электронном виде по СЭД Росреестра.

На бумажном носителе служебные записки направляются адресату в следующих случаях:

если адресованы руководителю Росреестра (лицу, исполняющему его обязанности);

если имеют отметку о конфиденциальности;

если приложения к служебным запискам содержат оригиналы документов, в том числе финансового характера.

Докладная и служебная записки могут печататься на шаблонах бланков структурных подразделений (приложение N 13), имеют, как правило, реквизиты, изложенные в пунктах 3. 8 – 3. 10, 3. 12, 3. 13, 3. 15 – 3. 23, 3. 25 – 3. 29 Инструкции.

Образцы оформления служебной и докладной записок приведены в приложениях N 36, 37 к Инструкции.

В случае если обращение к руководству Росреестра связано с решением личных вопросов гражданского служащего, заявление составляется рукописным способом.

Объяснительная записка – документ, объясняющий причины невыполнения какого-либо поручения, нарушения правил внутреннего трудового распорядка, трудовой или технологической дисциплины (опоздание на работу, прогул, отсутствие на рабочем месте и др. ), поясняющий какое-либо действие, факт, поступок, происшествие, сложившуюся ситуацию, поступок или поведение отдельных гражданских служащих.

Объяснительная записка может быть оформлена рукописным способом на стандартном листе бумаги.

По структуре, построению и оформлению реквизитов объяснительная записка аналогична докладной записке.

Текст объяснительной записки состоит из двух частей: первая часть содержит факты, послужившие поводом к ее написанию, вторая – причины, объясняющие сложившуюся ситуацию, действия, происшествия; текст должен быть объективным, убедительным, давать четкие разъяснения.

Объяснительная записка подписывается ее составителем с указанием должности и даты подписания.

Объяснительные записки, докладные записки и личные заявления гражданских служащих, адресованные непосредственному начальнику структурного подразделения, по внутренним вопросам, входящим в компетенцию соответствующего структурного подразделения, не регистрируются и рассматриваются начальником структурного подразделения в оперативном порядке.

Понятие государственной службы и государственного служащего, становление государственной службы. Характеристика государственной службы и служащих Советского Союза. Принцип номенклатуры должностей и кадровая политика. Анализ распада Советского Союза.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Государственное и муниципальное управление»

По предмету: Государственная и муниципальная служба

На тему: Государственная служба СССР

Студент 3 курса Багаутдинова Д.

Понятие государственной службы и государственного служащего

Становление государственной службы

Принцип номенклатуры должностей

Изучение кадровой политики государственной службы СССР

Государственные служащие СССР понятия и принципы

Список используемой литературы

Актуальность темы обусловлена социально-политическими преобразованиями российскойгосударственной службы. В настоящее в России идет период формирования системы органов государственной власти, которая могла бы обеспечить достойное развитие государства и общества в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Объект исследования – государственная служба СССР

Предмет исследования – процесс формирования государственной службы.

Цель работы: изучить становление государственной службы, а также кадровой политики СССР. Выявить проблемы, которые существовали в государственной службе Советского периода.

Для достижения целей необходимо решение следующих задач:

– дать понятие государственной службы государственного служащего;

– выявить проблемы, которые существовали в государственной службе Советского периода;

– проанализировать кадровую политику государственного аппарата Советского Союза.

Что понимается под государственной службой?

Государственная служба – это служение государству, т. выполнение по его поручению и за плату от него лицами, находящимися на государственных должностях, деятельности по реализации компетенции соответствующих государственных органов. Лицо, состоящее на государственной службе, подпадает под определенный правовой режим. Государственная служба имеет «процессуальный» аспект и включает в себя поступление на службу, прохождение ее (продвижение по должностям, получение чинов и рангов и т. ), увольнение (уход в отставку) и т.

Многие думают, что название «государственная служба» применяется и для обозначения особой группы федеральных органов исполнительной власти (пример тому – Государственная архивная служба). Эти два значения одного слова не следует отождествлять. Нужно понимать, что государственная служба это орган, а государственную службу в нем несут определенные должностные лица.

Связующим звеном между структурой и компетенцией органов государства, с одной стороны, и его персоналом – с другой, являются должности. Должность считается первичной ячейкой органа (или его аппарата) с ее правовым статусом; это, образно говоря, служебное место. Служебное место может быть занятым или вакантным. Должность предусматривает требования, предъявляемые к человеку, претендующему на ее занятие или уже занимающему ее, и включает в себя комплекс служебных и личных прав и обязанностей этого человека. Во всяком случае, гражданину, претендующему на занятие государственной должности, необходимо иметь образование и соответствующую подготовку.

Царская Россия имела детальное законодательство о государственной

службе. Государственный служащий в Царской России назывался чиновником. Он обладал определенным званием, т. чином.

В XVIII в. Петром I вводятся табели о рангах по трем видам: военные, штатские и придворные.

По мере роста численности государственных служащих, повышения профессиональных требований, предъявляемых к ним, все большую актуальность приобретала правовая регламентация государственной службы. Долгое время набор на эту службу имел дискреционный характер (осуществлялся по принципу усмотрения начальства).

Слабым местом дореволюционной системы кадровой работы была правовая незащищенность чиновников: их увольнение осуществлялось на основании единоличного решения начальника, которое могло поступить в любой момент без объяснения причин и без возможности обжалования (п. 3 ст. 788 Устава о службе гражданской 1832 г. Подобное бесправное положение способствовало развитию низкопоклонства перед начальством, опасливости, безынициативности, не способствовавших профессиональному росту. Реформы 1905-1906 годов только расширили перечень лиц, имеющих право поступления на гражданскую службу, но не способствовали ее демократизации. На госслужащих не распространились гражданские права, данные другим категория населения: им запрещалось организовывать профессиональные союзы, вступать в политические объединения. Кроме того, организация госслужбы характеризовалась жестким централизмом, мелочной регламентацией, закрытостью, свойственными модели «рациональной бюрократии».

В конце XIX в. при поступлении на госслужбу на некоторые должности стали требовать университетские дипломы. Далее начали вводиться системы выборов, конкурсов и аттестаций.

Создавались учебные заведения для подготовки профессиональных работников для государственного аппарата.

Законодательство о государственной службе постепенно разрасталось, а затем и систематизировалось.

Государственная служба дореволюционной России была ликвидирована декретом ВЦИК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 2 ноября 1917 г. В СССР не было закона о государственной службе, о ее правовой основе говорилось очень мало. Детально только регулировалось прохождение службы в Вооруженных силах и внутренних дел.

Определяющей чертой новой власти было соединение законодательных и исполнительных функций. Высшим законодательным органом РСФСР являлся Съезд Советов. На Всероссийском съезде Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 10 июля 1918 г. была принята первая Конституция РСФСР, т. основной закон, который регулировал принципы государственного управления. Согласно Конституции «Вся власть принадлежала Советам». Земля, торговые, промышленные и транспортные предприятия (с имуществом) объявлялись государственной собственностью. Все внешние государственные долги были аннулированы. Все лица, занимавшие ранее государственные должности, имевшие частную собственность, а также духовенство и частные торговцы были лишены всех гражданских прав. Их лишили права в государственном и местном управлении, работать, участвовать в выборах, получать карточки на продукты, получать соцзащиту. На смену сословному подходу к государственному управлению пришел классовый.

Впервые в послереволюционные годы органы управления испытывали острый дефицит компетентных и грамотныхруководителей. Руководителями в то время были:1. партийные кадры революционеров, 2. профессионалы («спецы») и 3. наспех обученные рабочие («выдвиженцы»).

Постепенно руководители третьей группы вытеснили две остальные, что способствовало качественной трансформации в социальном происхождении и положении управленцев. Недостаток культуры компенсировался ими посредством административно-командных мер. В данный период функция повышения эффективности управления была возложена на Рабоче-крестьянскую инспекцию (РКИ), которая изучала организацию труда и управления, формировала нормативы и технологии управленческого труда, а также структуру государственных учреждений, формы и методы делопроизводства, контроля и отчетности. РКИ объединяла научные и профессиональные кадры, специалистов по вопросам государственного управления, активных рабочих и крестьян, которые контролировали деятельность органов общественного и государственного управления. Своеобразие статуса РКИ определялось ее организационной связью с Центральным контрольным комитетом (ЦКК) ВКП(б), который по должности возглавлял народный комиссар РКИ. Это обеспечивало функциональное единство партийного и государственного начал в одной организации, что делало ее исключительно влиятельной. РКИ с помощью ЦКК способствовала рационализации государственного управления, структуры и функций госаппарата. В 1934 г. оба органа были преобразованы в Комиссию партийного контроля (КПК) при ЦК ВКП(б) и Комиссию исполнения при СНК СССР, обеспечивавшие уже только точное исполнение решений партии и правительства.

С 21 декабря 1922 г. действовали общие условия поступления на государственную службу, которые были закреплены во «Временных правилах о службе в государственных учреждениях и предприятиях». Данные правила, утвержденные ВЦИК РСФСР, действовали на территории всего Советского Союзадо начала 90-х годов.

Например, Декретом СНК РСФСР от 21 декабря 1922 г. , указывалось, что не могут быть приняты и состоять на государственной службе лица, которым служба в государственных учреждениях и предприятиях запрещена судебным приговором. Запрещалось состоять на государственной службе в одном учреждении или предприятии лицам, которые являлись друг другу близкими родственниками (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а равно братья, сестры, родители и дети супругов), в случае, если одновременное состояние их на службе связано с подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Лица, принятые на службу по вступлении в силу сего постановления с нарушением, установленных в нем правил, подлежали увольнению без предупреждения и компенсации.

Как отмечал К. Вельский, государственная служба считалась партийной «тенью», она дублировала работу партийного аппарата, формировалась стихийно. Руководство КПСС смотрело на нее как на временное явление, считало, что оно отомрет в будущем коммунистическом обществе вместе с государством. Поэтому неслучайно, что в течение 70 лет в одном из самых крупных государств мира не был принят закон о государственной службе, т. данный закон мог связать по рукам партийное руководство. Государственная служба рассматривалась лишь как средство проведения КПСС своей политики.

Принцип номенклатуры должностей государственной службы СССР

В основу государственной службы СССР был положен принцип номенклатуры должностей, который просуществовал весь советский период.

Единая номенклатура должностей служащих охватывала все категории служащих, занятых в отраслях народного хозяйства и органах хозяйственного и государственного управления, включая руководящих работников, которые назначались высшими государственными органами или избирались в установленном порядке. В Единой номенклатуре не были учтены должностные наименования плавающего и летно-подъемного состава, а также массовых профессий работников связи и торговли.

При установлении должностных наименований необходимо отличать понятие должности от понятия специальности работника. Должность, как понятие, прежде всего предопределяет границы компетенции работника, то есть круг его обязанностей, права и ответственность, тогда, как специальность характеризует род трудовой деятельности, требующей определенных знаний и трудовых навыков, приобретаемых путем специального образования или практического опыта. Наименование должности того или иного работника должно отображать характер выполняемой им работы независимо от специализации предприятия и учреждения или подразделения, в котором он работает, например инженер по технике безопасности, ветеринарный врач, диктор и т.

Все должности государственных служащих делились по признаку старшинства на ряд групп (номенклатур), комплектование каждой из которых поручалось определенному органу или должностному лицу.

Исходя из этого принципа, все служащие делились на 3 категории: руководители, специалисты и технические исполнители. Такое деление обусловлено тем, что функции служащих на предприятиях и в учреждениях сводятся к осуществлению руководства, выработке необходимых решений и подготовке информации.

Номенклатура включала в себя перечень должностей в аппаратах всех видов партийных, государственных и общественных организаций.

Полное наименование должности служащего должно быть достаточным для исчерпывающей характеристики его роли и места в конкретных условиях того или иного предприятия или учреждения, что достигается путем добавления к основному наименованию должности при необходимости соответствующих сведений (например, начальник механического цеха, мастер по ремонту оборудования, экономист по труду, инспектор по кадрам, технический редактор, ревизор по контролю пассажирских поездов, оператор фактурной машины и т.

Согласно номенклатуре руководители должностей это работники, содержание труда которых составляют преимущественно принятие решений и организация работы подчиненных по выполнению принятых решений. Выделяют руководителей линейных и функциональных, высшего, среднего и низового звена.

По Единой номенклатуре должностей служащих инженерно-технический персонал предприятия составляют руководители и специалисты. Первые выполняют организационные и административно-распорядительные функции, вторые – заняты функциями подготовки и обслуживания производства. Технические исполнители заняты функциями доведения административных решений до непосредственных исполнителей или же выполняют работы под руководством специалистов (машинистки, копировщицы, табельщики, секретари, счетоводы и пр.

Руководители согласно Единой номенклатуре должностей служащих относятся к девятой и восьмой группам, в том числе к девятой – руководители объединений, предприятий и учреждений и к восьмой – руководители служб и подразделений на предприятиях и учреждениях.

Единая номенклатура должностей служащих, утвержденная Госкомтруда СССР в 1967 г. , была впоследствии разделена на основную и учетно-контрольную (до 1989 года). Окончательно номенклатура КПСС была упразднена в 1991 году.

Основоположником партийно-советской кадровой политики был Сталин, который правильно применял кадровый метод в реализации задач и функций государственного управления. В 1920–1930-е годы он возглавлял Учраспредотдел и секретариат ЦК ВКП(б), курировал кадровые вопросы в партии.

Сталин сумел в борьбе со своими политическими конкурентами устранить неугодных ему людей и сформировать свою кадровую группировку в лице управляемого Политбюро. Кадровая политика была, по мнению специалистов, одной из самых сильных сторон Сталина как государственного деятеля. В 1930-х годах Сталин выдвинул лозунг «Кадры решают все», который заключал в себе одну из главных основ партийно-советской модели государства и идей кадровой политики. Данный лозунг служил неотъемлемым атрибутом административно-командной системы управления.

Одним из главных путей повышения эффективности государственного управления в Советском Союзе была целенаправленная государственная кадровая политика, Советское руководство и особенно И. Сталин, прекрасно понимало, что профессионально подготовленные кадры — важнейший государственный ресурс, по своему значению не уступающий материально-техническому или сырьевому ресурсу.

В послевоенные годы в материалах съездов ВКП(б) — КПСС и в постановлениях ЦК КПСС уделялось большое внимание вопросам работы с резервом управленческих кадров. Однако система подбора и выдвижения работников на руководящие должности оставалась прежней — номенклатурной. После XX съезда КПСС работа по централизованной подготовке резерва руководящих кадров усилилась. В июне 1956 г. ЦК КПСС принял специальное постановление «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки руководящих партийных и советских кадров». В соответствии с ним на базе трехгодичных партийных школ было создано 30 межобластных и межреспубликанских высших партийных школ с четырехгодичным сроком обучения, дававших высшее партийно-политическое образование. Для подготовки партийных и советских работников сельских районов в 1956–1958 гг. были созданы 52 советско-партийные школы.

Работа по подбору кадров в СССР была целенаправленной политикой государства. Но постепенно методы подбора и расстановки кадров приходили в состояние застоя. Это касалось в первую очередь номенклатуры.

В Программе КПСС принятой XXI съездом (1962 г. ) говорилось о том, чтобы навыки управления приобретали более широкие массы и работа в этом аппарате в перспективе перестала бы быть особой профессией, и такая перспектива провозглашалась тогда недалекой. Данная программа сыграла негативную роль в плане государственного управления.

После того как Н. Хрущева в 1964 году на Пленуме ЦК отправили на пенсию, сменилась части политической элиты, в кадровую политику были внесены коррективы. С 1965–1985 гг. ЦК КПСС было принято около 40 постановлений, направлениях на совершенствование кадровой работы. Но призывы по организации работы руководящими кадрами не подкреплялись созданием организационного механизма.

Так же была налажена работа по подготовке, переподготовке руководящих работников хозяйственной сфере. При государственном комитете по науке и технике в 1970 году был создан институт управления народным хозяйством. Данный институт занял особое место в системе повышения квалификации руководящих работников, он начал прием слушателей в 1971г. в основном это были руководящие работники органов государственного управления, министры, их заместители, начальники главных управлений, управлений министерств и ведомств, руководители крупных производственных предприятий. Институт стал учебным заведением, который осуществлял подготовку и повышение квалификации руководящих работников органов государственного управления. Занятия вели министры, ученые, практические работники. Была определена периодичность обучения (не реже одного раза в пять лет). Обучение продолжалось в зависимости контингента обучающих, от одного до трех месяцев.

Создание Института управления народным хозяйством СССР положило начало системному обучению руководящих работников государственного аппарата. Далее в 1977году он вошел в состав вновь созданной Академии народного хозяйства при совете Министров СССР. Отчет профессиональной подготовки, переподготовки руководящих работников и создание кадрового резерва государственного аппарата СССР начался именного с этого времени. За первое десятилетие с 1977 по 1987 годы обучение прошли более 1000. Это давало большую возможность для кадрового резерва, занимать вакантные должности высококвалифицированными работниками.

Так же, очень редко, но применялся принцип ротации кадров. Ротация кадров – горизонтальное перемещение персонала по рабочим местам, сопоставимым по профессиональному и статусному уровню, слабое применение ротации кадров привело в государственном управлении СССР к кадровому застою. Ежегодно ротировалось только 10% высокопоставленных работников. Все это негативно сказывалось на кадровом резерве, на высокопоставленные должности не назначались молодые перспективные управленцы.

После этого началось формирование кадрового резерва среднего управленческого звена. В 1970–1980-е годы на съездах КПСС постоянно подчеркивалось значение создания надежного резерва руководящих кадров. Это линейные и функциональные руководители и специалисты, обладающие руководящими способностями, отвечающие требованиям, предъявленным к руководителям соответствующего уровня, подвергшиеся аттестационному отбору, прошедшие или проходящие систематическую целевую квалификационную подготовку, включая стажировку для тех, кто не имеет опыта управленческой деятельности.

Предполагался трехступенчатый отбор кандидатов на должности. Резерв формировался на конкурсной основе. Кандидаты на должность представляли в конкурсную комиссию свои документы. Сначала кадровый резерв формировался на каждом предприятии. Учитывалось, прежде всего: наличие высшего образования, трехлетнего стажа работы, обладание определенными навыками и способностями, а также принципиальность и хорошее здоровье. Далее комиссией министерства при участии экспертов, по результатам собеседования определялась, подготовленность работников (претендентов) из кадрового резерва для включения в резерв,действующий или на перспективу. Последний этап осуществлялся на коллегии министерства. Каждый кандидат на должность, зачисленный в кадровый резерв, четко знал, на какую должность его готовят.

В период перестройки основные направления кадровой политики были разработаны и изложены на пленуме ЦК КПСС в январе 1987г. Было оговорено, что работа с кадрами должна формироваться согласно комплексному перспективному плану, где структурными элементами должна являться потребность в руководящих работниках, а также планомерное перемещение кандидатур, находящихся в кадровом резерве.

Но в целом обучение кадров государственного управления в бывшем СССР не носило всеобщего характера. Помимо Академии общественных наук при ЦК КПСС, Высшей партийной шкалы и Академии народного хозяйства имелись специализированные учебные центры. Но они были предназначены не для всех министерств и ведомств. Обучались руководящие работники в ведомственных и в межотраслевых институтах повышения квалификации. На Всесоюзный институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов по труду и социальным вопросам (ВИПК) Госкомтруда СССР в то время была возложена обязанность по обучениюруководителей управлений (отделов) министерств, ведомств и их заместителей, специалистов управлений (отделов) по труду.

Руководящие работники центральных аппаратов Минфина СССР, финансового, страхового, банковского аппарата союзных республик повышали свою квалификацию во Всесоюзном межотраслевом институте повышения квалификации финансово-банковских работников, в котором обучение осуществлялось по 62 направлениям.

Отсюда видно, что основными принципами государственной кадровой политики и формирования партийно-государственного аппарата в Советском союзе являлись следующие принципы: принцип партийного руководства советскими и хозяйственными органами и их кадрами, принцип подбора кадров по политическому признаку, т. принцип «классового подхода» при формировании кадров государственного и партийного аппарата, принцип «политической зрелости», выдвигаемых и работающих кадров, трактуемый как верность марксизму-ленинизму, верность партии иее вождям, командный принцип формирования руководящих работников партийно-государственного управления; сочетание принципа личной преданности с подбором и расстановкой кадров по профессиональным и деловым качествам; принцип ротации кадров, перемещения их с советской на партийную, комсомольскую работу и наоборот; тайный, закрытый, номенклатурный характер кадровой политики и кадровой деятельности.

Проводя анализ кадровой политики советского периода можно выделить как положительные так и отрицательные стороны. Главными недостатками советской государственной кадровой политики были партийный монополизм на кадровую политику и кадры, идеологизированность кадровой работы и тайный номенклатурный подход к ней, подбор кадров только по принципу идейной или личной преданности, слабость нормативно-правовой базы и правовой нигилизм.

С положительной стороны можно отметить, что в то время была налажена планомерная подготовка руководящих партийных, административных и хозяйственных кадров через систему профессионального образования и различных курсов. Также была отработана система выдвижения и подготовки кадрового резерва. Позитивной была практика последовательного прохождения партийно-советскими чиновниками всех ступеней государственной или партийной службы. В советский период существовал определенный механизм партийно-государственного и общественного контроля за руководящими кадрами.

Государственные служащие СССР понятие и принципы

государственный служба служащий советский

Понятие «государственный служащий» имеет свою историю. Данная категория людей появилась в Царской России и имела название «служилые люди». В XV в. Служилые люди находились на службе у государя и у Русского государства. Находясь у государства на службе, они получали за это не денежное жалование, а земельный надел с крестьянами, т. поместье. В Советском союзе официального понятия «государственный служащий» не было. Данная категория законодательно не была определена. Поэтому в то время отсутствовали концептуальные и правовые основы этого понятия, но, тем не менее, функционировал аппарат государственных, партийных, комсомольских и профсоюзных работников.

В Советской Конституции была установлена социальная структура общества, состоящая из трех социальных категорий: рабочие, колхозники (крестьяне) и служащие. Таким образом, преобладание было не социального или научного характера, а политического. Категория «служащий» обозначала, что это человек не физического труда, а интеллектуального. К государственным служащим относили не только работников госаппарата, а всех кто состоял на службе у государства и не являлся работником какого либо производства, т. это врачи, учителя, военные. Также в эту категорию включались и работники негосударственного сектора, это партийного аппарата, комсомольской организации и профсоюзной организации.

В конце 80-х годов была, наконец, признана необходимость принятия Закона СССР о государственной службе. К концу советской эпохи в социологии сформировалось понятие «государственный служащий». В широком смысле понятие государственный служащий трактовалось как профессиональный работник умственного труда, а в узком смысле это был управленец органов государственной власти.

В 1989 году впервые официально объявлено о начале экономического кризиса в СССР (рост экономики сменяется падением).

На территории СССР разгорается ряд межнациональных конфликтов. Попытки реформирования советской системы привели к углублению кризиса в стране. К началу 90-х годов система управления, возникшая в 1917 г. и основанная на идеологическом и политическом диктате, оказалась крайне неэффективной, и себя не оправдала. Первоначальный проект закона о государственной службе был составлен, но, как известно Советский Союз в конце 1991 г. прекратил свое существование.

Кризис в экономике России начался задолго до распада СССР. И сам распад СССР, собственно, стал следствием общего полисистемного кризиса, в основе которого лежал глубокий и не разрешаемый в рамках существовавшей системы экономический кризис. Фундаментальными причинами распада СССР стали неэффективные политическая, идеологическая, социальная и в целом государственная и экономическая системы.

Органы власти СССР как субъект международного права прекратили существование 25–26 декабря 1991 года. Россия объявила себя продолжателем членства СССР в международных институтах, взяла на себя долги и активы СССР и объявила себя собственником всего имущества СССР за границей. По предоставленным РФ данным, на конец 1991 года пассивы бывшего Союза оценивались в 93,7 млрд $, а активы — в 110,1 млрд $. Депозиты Внешэкономбанка составляли около 700 миллионов долларов. Так называемый «нулевой вариант», по которому Российская Федерация стала правопреемницей бывшего Советского Союза по внешнему долгу и активам, включая и зарубежную собственность, не был ратифицирован Верховной Радой Украины, которая претендовала на право распоряжаться имуществом СССР. 25 декабря Президент СССР М. Горбачев сложении с себя полномочия Верховного главнокомандующего Советских Вооружённых Сил и передал управление стратегическим ядерным оружием Президенту России Б. Ельцину.

26 декабря сессия верхней палаты Верховного Совета СССР, сохранившей кворум — Совета Республик (образованной Законом СССР от 05. 1991 N 2392-1), — из которой на тот момент не были отозваны только представители Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана, приняла под председательством А. Алимжанова декларацию № 142-Н о прекращении существования СССР, а также ряд других документов (постановление об освобождении от должности судей Верховного и Высшегоарбитражного судов СССР и коллегии Прокуратуры СССР, постановления об освобождении от должности председателя Госбанка В. Геращенко и его первого заместителя В. Куликова. 26 декабря 1991 года и считается днём прекращения существования СССР, хотя некоторые учреждения и организации СССР (например, Госстандарт СССР, Госкомитет по народному образованию, Комитет по охране государственной границы) ещё продолжали функционировать в течение 1992 года, а Комитет конституционного надзора СССР вообще не был официально распущен.

После распада СССР Россия и «ближнее зарубежье» составляют т. постсоветское пространство.

Началась подготовка российского закона о государственной службе, возникло несколько его проектов. Основные параметры нового государства были сформулированы в Конституции Российской Федерации демократическое, правовое, федеративное, социальное и светское государство с республиканской формой правления. От государства тоталитарного, жестко бюрократического, Россия начала переход к цивилизованному и демократическому.

В заключении можно сделать вывод, что в Советском Союзе не было официального понятия государственной службы и государственного служащего, что негативно отразилось на социально-экономическом развитии Советского государства.

На сегодняшний день можно отметить, что в России создана правовая база государственной службы Российской Федерации. Нормативно определена и установлена система государственной службы РФ, характерная видовой и уровневой классификациями. Законодательно отрегулирована государственная гражданская служба. В соответствии с законодательством отрегулированы взаимоотношения между законодательными, исполнительными и судебными органами государственной власти, а также между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Новое законодательство создает правовые основы для борьбы с бюрократизмом, коррупцией, произволом центрального и местного чиновничества, практикой подбора кадров по принципу личной преданности.

Оно направлено на повышение уровня квалификационных требований к гражданским служащим, к выполнению ими своих обязанностей, на обеспечение их правовой и социальной защищенности.

Краткий политический словарь, издание третье, дополненное, М, 1983г.

Борщевский Г. кандидат исторических наук, Реформирование Государственной службы в России в контексте модернизации системы государственного управления.

Постановление Госкомтруда СССР от 09. 1967 N 443 «Об утверждении Единой номенклатуры должностей служащих».

Короева И. КПСС и трансформация общественно-политической системы СССР (1985 – 1991 гг. Дисс. канд. истор. наук. , 2004.

История XV-XXвеков, М, 2007г.

Размещено на Allbest

Что будет за докладную на работе?

Ответственность работника, на которого составлена докладная записка на сотрудника за нарушение К работнику, который позволил себе некорректное или хамское поведение, чаще всего применяют дисциплинарное наказание. В зависимости от тяжести совершенного проступка это может быть выговор или замечание

Для чего нужна докладная?

Докладная записка (код 0286041 по ОКУД*) – это информационно-справочный документ, адресованный руководителю, начальнику отдела, иным уполномоченным лицам. В ней обстоятельно излагается какой-либо вопрос с выводами и предложениями составителя и преследуется цель побудить руководство к принятию определенного решения

Для чего составляется докладная записка?

Докладная записка (код унифицированной формы 0286041 по ОКУД) составляется с целью информировать руководство о сложившейся ситуации, имевших место фактах и т. и побудить к принятию определенного решения. Данное решение оформляется в виде резолюции руководителя

Что такое докладная на работника?

Докладная записка — это служебный документ, который составляется, когда нужно донести до руководителя важную информацию: например, о том, что кто-то из работников бездельничает, нарушает дисциплину или позволяет себе некорректное поведение

Сколько можно дарить госслужащим?

Также установлен запрет на дарение подарков госслужащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Исключением являются обычные подарки, стоимость которых не превышает 3 000 руб

Какие подарки могут принимать государственные служащие за служебные действия?

575 ГК РФ определяет, что не допускается дарение, за исключением обычных подарков , стоимость которых не превышает 3 тысяч рублей, государственному служащему в связи с его должностным положением или в связи с исполнением им служебных обязанностей

Кого берут на госслужбу?

На государственную гражданскую службу (далее — гражданская служба) вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 27 июля 2004 г

Кто относится к категории госслужащих?

Государственными служащими субъекта Российской Федерации могут быть только гражданские служащие (служащие, состоящие на правоохранительной или военной службе (военнослужащий), являются только федеральными государственными служащими)

Что такое госслужба кратко?

Государственная служба Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих

Что такое государственная служба простыми словами?

Государственная служба — это работа в аппарате государственного управления. Гражданские госслужащие работают в Госдуме, федеральном или региональном правительстве, министерствах разных уровней

Что значит государственный служащий?

Государственный служащий ( госслужащий ) – специалист, который обеспечивает деятельность органов государственной власти, при этом руководствуется действующим законодательством

Сколько платят за наставничество?

Размер надбавки за наставничество в каждом конкретном случае определяется с учетом количества прикрепленных к наставнику работников и уровня их профессиональной подготовки и устанавливается в процентах от оклада работника-наставника, но в любом случае не может быть менее 10% от оклада

В чем заключается наставничество?

В чем заключается суть наставничества Наставничество — это способ быстрой адаптации навыков сотрудников под требования компании. Если предприятие не занимается этим процессом осознанно, стажера все равно кто-то вводит в курс дела и знакомит с коллегами

Что такое наставничество на государственной гражданской службе?

В этой связи наставничество на государственной гражданской службе следует рассматривать как целенаправленную деятельность руководителей структурных подразделений и наиболее опытных гражданских служащих по профессиональной подготовке гражданских служащих, назначенных на соответствующую должность государственной

Как проходит наставничество?

Ментор сначала рассказывает теорию, потом показывает пример, и только потом обучающийся выполняет задание и получает обратную связь. Наставничество делает акцент на практическую часть. Более опытный сотрудник передает свои знания и навыки менее опытному. В идеале наставничество может происходить непрерывно

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *