Государственная гражданская служба Российской Федерации
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 июня 2022 года; проверки требует 1 правка.
Профессиональная деятельность федеральных гражданских служащих оплачивается за счёт средств федерального бюджета, а региональных — из бюджета соответствующих регионов.
Обязанности
Они установлены в 15 статье ФЗ № 79. В обязанности госслужащего входят:
Соблюдение положений Конституции, ФКЗ, иных федеральных законов и нормативных актов и обеспечение их выполнения.
Исполнение должностных обязанностей согласно регламенту.
Выполнение поручений руководителей, данных в рамках их полномочий. В должностном регламенте устанавливается перечень лиц, чьи распоряжения должен исполнять служащий. Вместе с тем должностное лицо вправе не выполнять поручение, носящее явно противоправный характер.
Соблюдение интересов и прав организаций и граждан при исполнении обязанностей по службе.
Поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащей реализации поставленных задач. Данная обязанность корреспондирует с правом госслужащего на повышение квалификации, стажировку, профессиональную переподготовку.
Соблюдение служебного распорядка госоргана, утвержденного руководителем.
Сохранение конфиденциальности информации, отнесенной к тайне, охраняемой законодательством, и сведений, которые стали известны при исполнении обязанностей, в том числе данные, затрагивающие достоинство и честь граждан и касающиеся их жизни и здоровья. За разглашение такой информации предусмотрены не только дисциплинарные взыскания, но и уголовное наказание.
Бережное отношение к государственному имуществу, материальным ценностям, предоставленным служащему для исполнения обязанностей.
Предоставление в установленном законом порядке сведений о себе и членах семьи. Речь, в частности, о декларации. В отчет включаются сведения обо всем имуществе, находящемся в собственности. Декларации о доходах госслужащих размещены на официальных сайтах соответствующих министерств и ведомств.
Сообщение о выходе из гражданства РФ, приобретении гражданства иностранного государства.
Сообщение руководителю о личной заинтересованности, которая может повлечь конфликт интересов, и принятие мер по его предотвращению.
Понятие и значение государственной службы
Перед государством стоит задача повышения эффективности функционирования государственного механизма. Одним из направлений повышения эффективности функционирования государственного механизма является оптимизация деятельности государственной службы, на что направлена административная реформа в последние десятилетия.
Значение государственной службы заключается не только в том, что государственные служащие обеспечивают непосредственную реализацию функций публичного управления в своей повседневной профессиональной деятельности, но и в установлении доверия между обществом и государством.
Таким образом, государственную службу можно рассматривать как один из факторов политической и социальной стабильности.
В социальном контексте институт государственной службы представляет собой инструмент, обеспечивающий взаимодействие государства и населения, в том числе в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг.
Как и всякий государственный институт, государственная служба подлежит законодательному регулированию на уровне конституционного и отраслевого законодательства. Необходимость жесткой правовой регламентации государственной службы связана с тем, что государственному служащему в силу специфики его профессиональной деятельности вверяются властные полномочия и, как следствие, возникает опасность злоупотребления полномочиями.
Для обеспечения эффективности государственной службы и предотвращения злоупотреблений по службе государственными служащими законодательно:
- регламентируются требования к лицам, претендующим на должности государственной службы;
- устанавливаются стандарты осуществления государственной деятельности;
- предусматриваются инструменты предотвращения злоупотреблений по службе, противодействия коррупции и ответственность государственных служащих в случае допущения нарушений по службе.
ИсторияПравить
Древнерусское государство на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен — ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян. Начальные сведения относятся к первой трети IX века (839 год), когда были упомянуты послы кагана народа Рос.
До определённого момента существовало разделение на органы управления личными делами князя и органы государственного управления, однако впоследствии они стали объединятся и образовывать отдельные ответственные должности. Например: «воевода», «тиун конюший» (ответственный за конский состав), «дворецкий-огнищанин» (управляющий княжеским двором), «стольник» (снабженец) и т. Разумеется, что исполнение обязанностей требовало наличие штата помощников, а значит их материальное обеспечение и порядка назначения.
Также, существовала местная администрация. На первоначальных этапах их возглавляли местные князья, которые впоследствии заменялись сыновьями киевского князя. В некоторых городах назначались посадники-наместники, тысяцкие князя. Содержалась администрация за счёт части от сборов (поборов) с населения.
После распада древнерусского княжества на отдельные княжества, порядок государственного управления в удельных княжествах в целом не отличался от имевшегося ранее.
Русское государство (конец XV века — 22 октября 1721 года)Править
Каждый приказ состоял из двух частей: одни занимались решением дел, другие — письменной частью. Первые назывались судьями, вторые — дьяками и подьячими. Судьи, дьяки и подьячие в приказы назначались и увольнялись верховной властью.
Судопроизводство и делопроизводство приказов велось по установленным порядкам и распространялось на все охватываемые сферы.
Судьи, дьяки и подьячие собирались в приказы ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней, и должны были заниматься определённое число часов. В случаях, не терпящих отлагательства, они должны были собираться и по воскресеньям.
Российская империя (22 октября 1721 — 1 сентября 1917)Править
В зависимости от чина, к его обладателю следовало обращаться соответственно классу: Ваше высокопревосходительство (высшие чины), Ваше превосходительство, Ваше высокородие, Ваше высокоблагородие, Ваше благородие (низшие чины).
Одним из положительных моментов Табели о рангах было то, что люди из низших сословий получали возможность выдвинуться в общественном положении, получить дворянство, что на деле должно было способствовать более эффективному исполнению обязанностей службы для движения по карьерной лестнице.
Система Табели о рангах просуществовала до ноября 1917 года.
Должности государственной гражданской службыПравить
В государственных органах должности имеют точную структуру, определённую законодательством (федеральным и региональным), разделённую на категории и группы. Отличие штатной структуры государственных органов от большинства коммерческих организаций заключается в том, что независимо от направления работы, названия должностей являются одинаковыми в различных подразделениях. Например, ставка «ведущий консультант» присутствует в отделе пресс-службы Департамента управления делами и отделе налогового стимулирования Департамента инвестиционной политики. Специфических названий должностей, включающих сферу деятельности, на гражданской государственной службе не существует.
- высшая группа
- ведущая группа
- старшая группа
- младшая группа
Таким образом, все должности распределены одновременно по категориям и группам. Точное наименование должностей устанавливается указом Президента России в виде «Реестра должностей государственной гражданской службы Российской Федерации». С учётом предусмотренных Реестром должностей, руководитель органа власти утверждает структуру ведомства и определяет штатное расписание для подразделений.
Ограничения государственной службы.
В ст. 31 Положения предусмотрен
ряд ограничений, связанных с государственной
службой. Например, госслужащим запрещено:
- распространять высказывания, порочащие авторитет правительства,
- создавать незаконные организации или участвовать в них, организовывать или участвовать в митингах, демонстрациях, манифестациях и других действиях, направленных против правительства;
- организовывать забастовки или участвовать в них;
- противодействовать решениям и приказам вышестоящих инстанций;
- зажимать критику, прибегать к мести.
- Госслужащим запрещено заниматься торговлей, предпринимательством и участвовать в другой хозяйственной деятельности, приносящей прибыль.
В Положении также
говорится о запрете совершать
некоторые действия, образующие состав
преступления:
- заниматься казнокрадством, хищениями, подкупами, брать взятки или использовать служебное положение в своих корыстных целях и в частных интересах других лиц;
- транжирить казенные деньги, заниматься расточительством государственных средств, злоупотреблять служебными полномочиями, посягать на интересы масс, причинять вред отношениям между правительством и народными массами;
- разглашать государственные секреты и служебную тайну.
Характерно, что в Положении
предусматриваются и требования морального
порядка. В частности, госслужащим запрещено
нарушать общественную мораль, оказывать
неблаговидное влияние; участвовать или
поощрять разврат, наркоманию, суеверия,
азартные игры и другую подобную деятельность.
Этапы проверки
Аттестацию проводят в 2 этапа раз в 3 года. Первая стадия является подготовительной. От своевременности и качества работы на этом этапе во многом будут зависеть результаты проверки.
Подготовка к аттестации осуществляется планомерно. Она начинается с разъяснения служащим целей, задач и порядка проведения проверки. В ходе подготовки уточняется перечень сотрудников, подлежащих аттестации, формируется список членов комиссии, оформляются необходимые документы
Руководитель госоргана должен издать приказ, в котором указываются все существенные сведения о проверке, в том числе график и сроки ее проведения.
Аттестация государственных служащих.
Юридическим основанием для поощрения
или наказания государственных
служащих, их обучения и переподготовки,
ухода в отставку, а также упорядочения
их должностей, разрядов и заработной
платы являются результаты ежегодных
проверок, которые проводят государственные
административные органы в соответствии
со своими управленческими полномочиями. На время проведения ежегодных проверок
создаются специальные аттестационные
комиссии или группы по проверке; этими
органами руководят ответственные сотрудники
ведомств.
Итоги ежегодных проверок
сначала подводятся отдельными лицами,
потом компетентные руководящие
работники на основе заслушанного мнения
масс пишут отзывы, высказывают мнение
о соответствующем разряде; по результатам
деятельности аттестационной комиссии ответственные
работники ведомств утверждают разряды. В ходе проверки госслужащих, занимающих
руководящие должности на уровне начальников
управлений и выше в рабочих органах Государственного
совета, а также руководящие должности
в рабочих органах местных народных правительств
всех ступеней, Положение (ч. II ст. 24) предусматривает
возможность выяснять мнение народа или
демократическое обсуждение.
Оценки по результатам
ежегодных проверок подразделяются
на три разряда: отлично, должности соответствует, должности
не соответствует. Они должны быть в письменной
форме доведены до сведения заинтересованных
лиц. Если данное лицо не согласно с результатами,
оно может заявить о проведении повторной
проверки.
Обозначение терминов
Чтобы понять, в чем заключаются отличия между этими понятиями, важно разобраться с терминологией.
Муниципальная служба
В Российской Федерации под этим термином понимают трудовую деятельность граждан, которая осуществляется в местных органах власти. К ним относятся городские и районные советы и администрации. Положения Конституции отделяют этот вид власти от государственной. Это преимущественно влияет на разграничение разных форм службы.
К муниципальным служащим не относятся люди, которые получили свою должность по результатам проведения выборов. Должности в этом случае отличаются определенной иерархией. Они бывают ведущими и главными. Также в классификацию входят старшие и младшие сотрудники. Точные списки регламентируются правовыми актами, которые принимают органы власти субъектов Российской Федерации.
Чиновникам, которые работают в муниципальных структурах, могут выдаваться классные чины. На их получение влияет уровень должности, которую занимает человек. Также важен стаж сотрудника. Помимо этого, учитываются профессиональная подготовка и квалификация человека.
Квалификационный экзамен на получение муниципальной должности считается в большей степени опциональным условием присвоения классного чина. Необходимость его проведения фиксируется в локальных документах того или иного органа.
Государственная служба
Госслужба – это трудовая деятельность граждан, которые могут работать в разных органах власти. Речь идет преимущественно об исполнительной ветви. В России сюда входят министерства и различные ведомства, которые находятся в их подчинении.
Важно учитывать, что к госслужащим не относятся люди, которые получают свой пост в системе власти по результатам проведения выборов или вследствие существенного влияния их итогов. Это касается Президента, Председателя Правительства, министров. Также госслужащими нельзя считать депутатов Государственной Думы. Не относятся к этой категории и судьи. При этом обычные сотрудники судебных инстанций могут быть госслужащими.
В РФ существует несколько уровней должностей. К ним относятся руководители, специалисты и помощники. Также в эту группу включают обеспечивающих специалистов.
Денежное довольствие
Содержание гражданского служащего формируется из должностного оклада, премий и надбавок за особые условия, выслугу, квалификационный разряд. Сотрудники также вправе получать материальную помощь.
Величина оклада, размер и правила определения надбавок устанавливаются в федеральных и региональных законодательных актах.
При утверждении фондов з/п федеральных госорганов в них помимо сумм, предназначенных для выплаты окладов, включают средства на надбавки за следующее:
Классный чин, квалификационный разряд, дипломатический ранг. Они выплачиваются ежемесячно в размере 4-х окладов.
Особые условия госслужбы. Они также выплачиваются ежемесячно, но в размере 2,5 оклада.
Выслугу лет. Эти надбавки предусмотрены каждый месяц и составляют 3 оклада.
В ФОТ включаются также средства на премии по итогам работы и материальную помощь. Их размеры – 3 и 2 оклада соответственно.
Ограничения и запреты, связанные с гражданской службойПравить
Ограничения — условия при которых человек не может поступить на госслужбу, а запреты оговаривают недопустимую деятельность при прохождении службы. В случае нарушения ограничений и запретов госслужащий может быть уволен с государственной гражданской службы.
ОграниченияПравить
Гражданин не может находиться на гражданской службе в следующих случаях:
- признание недееспособным или ограниченно дееспособным;
- наличие не снятой или не погашенной судимости или судебного запрета на работу в госструктурах;
- отказ от оформления допуска к государственной тайне (если работа связана с доступом к ней);
- близкое родство с руководителем;
- наличие гражданства другой страны или выход из гражданства России;
- представления подложных документов или заведомо ложных сведений (в том числе о доходах, имуществе и обязательствах) при поступлении на гражданскую службу;
- утраты представителем нанимателя доверия в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей.
ЗапретыПравить
В связи с прохождением гражданской службы запрещается:
- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза), если ему не поручено участвовать в управлении организацией в порядке предусмотренном соответствующими нормативными правовыми актами;
- замещать должность гражданской службы в случае:
- приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
- быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе-работодателе;
- выезжать в зарубежные командировки за счёт физических и юридических лиц (за исключением тех командировок, которые организованы в рамках договорённостей государственных федеральных и региональных органов, или муниципальных органов России с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями);
- использовать не по целевому назначению средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
- разглашать сведения, отнесенные к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
- допускать публичные высказывания, суждения и оценки (в том числе в СМИ и социальных сетях) в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа;
- принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений;
- использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
- использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего;
- создавать или участвовать в создании в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений;
- прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;
- входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций;
- заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Федеральный закон о гражданской ГС Российской Федерации
Гражданская ГС в России регулируется ФЗ-79 «О гражданской государственной службе Российской Федерации» от 27. 2004 года. В данном законодательном акте закреплены основные нюансы гражданской ГС, указан перечень должностей, условия принятия на службу, ее исполнение и прекращение, правовой статус госслужащего, в статьях закона описаны положения о том, как связаны гражданская государственная и муниципальная служба, гражданская ГС и другие виды ГС, перечислены принципы гражданской госслужбы и т.
Помимо ФЗ-79 гражданскую госслужбу регулирует Конституция РФ, ФЗ-58, указы президента, постановления правительства, законы федеральных учреждений исполнительной власти и нормативно-правовые акты субъектов страны, устанавливающие особенности несения ГГС.
Государственная служба в отношении
родственников.
Супруги, кровные родственники по
прямой, по боковой линии в пределах
трех поколений, а также близкие
родственники по линии мужа и жены
не могут занимать должности, находящиеся
в прямом подчинении или связанные
отношениями прямого руководства; не могут
они заниматься и контрольной, ревизионной,
кадровой, финансовой деятельностью в
тех учреждениях, где перечисленные лица
занимают руководящие посты. Должностные
лица не вправе рассматривать дела своих
родственников.
Обычно нельзя назначать государственных
служащих на руководящие посты в местных
народных правительствах уездной ступени
и нижестоящего уровня, если они родом
из этой местности, за исключением местных
народных правительств районов национальной
автономии.
Должности ГС
Согласно статье 8 вышеупомянутого ФЗ, посты госслужащих подразделяются на:
Принято делить также должности государственной службы по категориям и/или группам в соответствии с федеральным и региональным законодательствами страны. Существуют и такие посты в федеральных гос. органе и органе субъекта РФ, которые не являются должностями ГС. Трудовая деятельность работников, занимающих такие рабочие места, регулируется трудовым законодательством.
Для лиц, которые замещают рабочие места ГС, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровня устанавливаются квалификационные требования.
Государственная гражданская служба в современной РоссииПравить
Таким образом, гражданская госслужба — это деятельность в Администрации Президента России, Правительстве России, федеральных органах исполнительной власти (министерства, службы, агентства, включая их территориальные органы в регионах), а также в органах исполнительной власти регионов России (администрации субъектов, региональные министерства), в аппаратах Федерального собрания (Государственная Дума, Совет Федерации), и некоторых других государственных органах.
Не являются государственными гражданскими служащими члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, а также судьи и сотрудники правоохранительных органов.
Нормативное правовое регулированиеПравить
Кроме того, существует подзаконная нормативная правовая база, регулирующая отдельные стороны государственной службы: указы Президента России, постановления Правительства России и нормативные правовые акты регионов.
Численность государственных гражданских служащихПравить
В соответствии со ст. 47 Положения
государственные служащие назначаются
на должности при наличии одного
из следующих обстоятельств:
- когда впервые зачисленные на работу служащие по истечении испытательного срока проявили должную компетентность;
- в случае назначения на должности в порядке перевода из других учреждений, предприятий и организаций;
- в случае назначения в порядке ротации;
- в случае повышения или понижения в должности;
- когда происходят должностные изменения по другим причинам.
Ранги государственных служащих.
Единство государственной
службы в КНР обеспечивается единой
классификацией служебных должностей. Госслужащие подразделяются на 15 рангов. Должности и ранги находятся
в следующем соотношении:
- Премьер Государственного совета: 1 ранг;
- Заместители Премьера Государственного совета, члены Государственного совета: 2 – 3 ранги;
- Главные должностные лица министерской ступени, главные должностные лица, работающие в провинции: 3 – 4 ранги;
- Заместители главных должностных лиц министерской ступени, заместители главных должностных лиц, работающих в провинции: 4 – 5 ранги;
- Главные должностные лица на уровне управлений, главные должностные лица на уровне департаментов, инспекторы: 5 – 7 ранги;
- Заместители главных должностных лиц на уровне управлений, заместители главных должностных лиц на уровне департаментов, помощники инспекторов: 6 – 8 ранги;
- Главные должностные лица на уровне отделов, главные должностные лица уездной ступени, референты: 7 – 10 ранги;
- Заместители главных должностных лиц на уровне отделов, заместители главных должностных лиц уездной ступени, помощники референтов: 8 – 11 ранги;
- Главные должностные лица на уровне секторов, главные должностные лица волостной ступени, сотрудники – секретари заведующих: 9 – 12 ранги;
- Заместители главных должностных лиц на уровне секторов, заместители главных должностных лиц волостной ступени, сотрудники – секретари заместителей заведующих: 9 – 13 ранги;
- Сотрудники секторов: 9 – 14 ранги;
- Делопроизводители: 10 – 15 ранги.
Должности госслужащих
подразделяются на руководящие и
неруководящие; к неруководящим
должностям относятся:
делопроизводитель, сотрудник
сектора, референт, инспектор, их помощники и другие, которые имеют 5 – 15 ранги. Ранги
госслужащих определяются в соответствии
с занимаемой должностью и степенью ответственности,
а также исходя из проявляемых госслужащими
моральных качеств и деловых способностей,
практических успехов в работе и приобретенного
опыта.
Должности учреждают
государственные административные
органы всех ступеней – Государственный
совет, местные народные правительства
всех ступеней от уездного уровня и
выше и их рабочие органы исходя
из соответствующих установлений государства на основе определенных функций,
структуры и штатов. Они разрабатывают
должностные инструкции, определяют служебные
обязанности, требования компетентности
и очередность рангов. Это служит основанием
при зачислении, тестировании госслужащих,
их обучении, переподготовке, продвижении
по службе.
Принципы государственной службы
Как отмечалось выше, государственная служба представляет собой единый институт, объединяющий несколько относительно самостоятельных видов служебной деятельности. Общими для всех видов государственной службы выступают следующие принципы ее организации и реализации:
- федерализм. Названный принцип предполагает обеспечение единства системы государственной службы при соблюдении установленного Конституцией разграничения объектов управления и полномочий между федеральным и региональным уровнями публичного управления;
- законность. Названный принцип требует соблюдения Конституции и федерального законодательства, а также подзаконных нормативных актов как при организации государственной службы, так и при непосредственном исполнении полномочий конкретным государственным служащим;
- приоритет прав личности. Названный принцип предполагает, что государственные служащие при реализации своих служебных обязанностей должны действовать в интересах личности;
- равная доступность должностей государственной службы для российских граждан. Названный принцип предполагает установление конкурсных процедур отбора кандидатов на должности государственной службы соответствующих законодательно установленным требованиям к профессиональным знаниям и опыту, а также деловым качествам. Конкурсный отбор позволяет предотвратить негативные коррупционные тенденции клановости, кумовства на государственной службе;
- единство организационно-правовых основ государственной службы. Названный принцип предполагает, что государственная служба организуется на единых конституционно и законодательно регламентированных принципах. Это, в частности, касается и принципов поступления на службу и реализации служебной деятельности государственными служащими;
- открытость и прозрачность организации осуществления государственной службы. Названный принцип позволяет осуществлять общественный контроль над законностью и эффективностью функционирования института государственной службы;
- профессионализм и компетентность государственных служащих. Названный принцип обеспечивает привлечение на должности государственной службы для решения важнейших задач публичного управления лиц, которые имеют необходимые профессиональные знания и практические навыки и умения, для эффективной реализации таких задач, для инициативного, ответственного, добросовестного исполнения своих полномочий;
- недопустимость неправомерного вмешательства в деятельность государственных служащих. Этот принцип предполагает установление системы гарантий в отношении государственных служащих, не допускающих незаконное вмешательство в их профессиональную деятельность, давление на них и пр.
Оплата труда государственных гражданских служащихПравить
Составные части доходов государственных гражданских служащих:
Премии, а также доплаты за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, не имеют фиксированного размера и выплачиваются в зависимости от эффективности работы.
Сходство государственной и муниципальной службы
Несмотря на наличие специфики государственной и муниципальной службы, существуют определенные общие их черты, к числу которых можно отнести следующие:
- во-первых, наличие квалификационных требований к лицам, претендующим на несение государственной и муниципальной службы. Данные квалификационные требования по своей сути носят абсолютно одинаковый характер;
- во-вторых, зачет стажа государственной службы в стаж муниципальной службы и наоборот;
- в-третьих, применение исходных принципов оплаты труда, одинаковых социальных гарантий в системе государственной и муниципальной службы.
Государственная и муниципальная служба имеют схожие категории квалификации должностей государственных и муниципальных служащих. также в системе государственной и муниципальной службы существует механизм присвоения классных чинов.
В целом муниципальная и государственная службы обладают существенными сходствами, позволяющими рассматривать их в качестве одного вида профессиональной деятельности.
Управление и финансирование ГС
Управление государственной службой осуществляется согласно ст. 16 ФЗ-58, исходя из которой система управления ГС создается на федеральном уровне и уровне субъектов РФ.
Для совершенствования системы госслужбы регулярно реализуются федеральные и региональные программы реформирования и развития федеральной ГС и ГС субъектов.
Федеральная государственная служба и гражданская ГС субъектов финансируются за счет средств федеральной казны или бюджета региона соответственно в порядке, который установлен ФЗ и иными нормативно-правовыми актами РФ, законами и иными актами субъектов России.
Права и обязанности государственных
служащих.
Государственные служащие
в соответствии с Положением должны:
- соблюдать Конституцию, законы и законодательные акты;
- исполнять службу в соответствии с законами, законоустановлениями (имеются в виду подзаконные акты) и политикой государства;
- поддерживать тесные связи с массами, прислушиваться к их мнению, воспринимать контроль со стороны масс, всемерно служить интересам народа;
- защищать безопасность, честь и интересы государства;
- хранить государственную и служебную тайну;
- быть справедливыми, честными и бескорыстными, самоотверженно служить обществу.
В соответствии со ст. 7 Положения, госслужащие:
- наделены полномочиями, положенными им для исполнения своих служебных обязанностей;
- не могут быть смещены с должности, понижены в должности, отправлены в отставку или подвергнуты административным взысканиям при отсутствии на то законных оснований и без прохождения установленной законом процедуры;
- получают вознаграждение по труду, пользуются страховым обеспечением и социальными выплатами;
- вправе высказывать критические замечания и вносить предложения, связанные с работой государственных административных органов и их руководящих работников;
- обладают другими правами, установленными Конституцией и законами.
Повышение зарплат госслужащим
Сравнительно недавно активно обсуждался вопрос об увеличении денежного довольствия должностных лиц госорганов. Однако, по всей видимости, изменения размера содержания будут нескоро.
В течение нескольких последних лет повышения зарплаты госслужащим не производилось. Наоборот, указом Президента величина довольствия уменьшалась.
Сравнительный анализ и таблица
Общие характеристики и отличия рассматриваемых понятий приведены в таблице:
Муниципальная службаГосударственная служба Общие характеристики Преимущественно одинаковые квалификационные требования к сотрудникам Похожие механизмы классификации должностных единиц Похожие особенности начисления заработной платы и получения социальных гарантий Основные отличия Представляет собой разновидность деятельности людей в муниципальных структурах, которые отличаются юридической независимостью от государственных органов. Представляет собой форму деятельности людей в государственных органах власти. Они принадлежат к федеральному или региональному уровню. В любом случае, муниципальные структуры им не подотчетны. Классные чины часто предоставляются без квалификационного экзамена. При таком виде деятельности это считается нормой. Классные чины присваиваются исключительно после сдачи квалификационного экзамена.
Отличия государственной и муниципальной службы
Главной отличительной особенностью государственной и муниципальной службы является осуществление государственной службы на федеральном и региональном уровнях управления, а муниципальной службы – на местном уровне управления. Конституция Российской Федерации признает независимость государственной и муниципальной власти друг от друга.
Утверждение этого принципа обеспечивает отсутствие подчиненности между муниципальными и государственными служащими.
Основные различия государственной и муниципальной службы состоят в юридическом разграничении уровней функционирования органов государственного и муниципального управления.
В системе муниципальной службы присвоение классных чинов осуществляется преимущественно без проведения квалификационных экзаменов, что в определенной мере является нормой для муниципальной службы. При этом государственные служащие могут получить классный чин только по результатам квалификационного экзамена.
Также к числу отличий государственной и муниципальной службы можно отнести вопрос финансирования трудовой деятельности государственных и муниципальных служащих. Государственные служащие федерального и регионального уровня получают денежное содержание соответственно из федерального и региональных бюджетов. В то время как муниципальные служащие получают денежное содержание из муниципальных бюджетов.
Властные полномочия государственных служащих федерального уровня распространяется на всю территорию Российской Федерации, регионального уровня – на территорию отдельного региона Российской Федерации. В то время как муниципальные служащие осуществляют реализацию своих полномочий на локальном местном уровне.
Специфика муниципальной службы
Муниципальная служба представляет собой трудовую деятельность лиц, занятых в органах муниципальные власти преимущественно исполнительного характера, то есть муниципальных администрациях. Конституция Российской Федерации признает отделение муниципальной власти от государственной, обеспечивая разграничение государственной и муниципальной службы. В состав муниципальных служащих не включаются лица, которые получили свою должность посредством выборов.
Муниципальная служба подразумевает возможность получения классных чинов. Присвоение классных чинов определяется уровнем занимаемой должности в системе муниципальной службы, также влияет на данный процесс стаж работы в органах муниципального управления. Фактором получения классного чина может выступать уровень профессиональной подготовки и опыта муниципального служащего.
Получение классного чина в системе муниципальной службы, как правило, не требует сдачи квалификационного экзамена. Притом локальные нормативные акты могут предусматривать необходимость сдачи такого экзамена для получения классного чина.
Сущность государственной службы в Российской Федерации
Государственную службу в РФ можно охарактеризовать следующими признаками, которые позволяют отличить ее от иных видов служб:
- профессионализм;
- компетентность;
- прохождение на определенных должностях;
- порядок прохождения;
- оплата.
Профессионализм. Для государственного служащего прохождение государственной службы – это основной род его занятий. Недопустимо совместительство при ее прохождении, а также другая безвозмездная или оплачиваемая деятельность. Исключение при этом составляют только предусмотренные в законе случаи. Такие условия для поведения государственных служащих направлены на обеспечение высокого качества исполнения ими своих обязанностей при несении службы.
Компетентность. В данном случае речь идет о соответствии государственных служащих тем функциям, которые они выполняют при несении ими государственной службы. Требования предъявляются к образованию, знаниям, стажу, и выступают как условия, позволяющие обеспечивать реальные способности служащих по выполнению ими своих обязанностей на замещаемых должностях государственной службы.
Прохождение на определенных должностях. Служба может реализовываться исключительно на государственных должностях, которые закреплены Сводным реестром должностей госслужбы РФ. Для получения статуса госслужащего лицо в обязательном порядке должно быть назначено на должность, относящуюся к государственной службе. Все они прописаны в Сводном реестре государственных должностей РФ, который утверждается федеральным законом. Если должность в этом реестре отсутствует, то замещающее ее лицо не может признаваться госслужащим.
Стоит подчеркнуть предоставленную в законодательстве возможность для граждан, которые временно не замещают должность госслужбы, но при этом сохраняют приобретенный ранее статус, находиться в резерве госслужбы, в распоряжении командира и т. При этом без полученного назначения поступить на госслужбу путем вступления в должность невозможно.
Порядок прохождения. Как правило, государственную службу проходят в государственных органах. Следуя приведенному ранее определению “государственной службы”, можно констатировать тот факт, что государственные органы и аппараты укомплектованы государственными должностями, которые замещают лица, являющиеся государственными служащими. При этом есть случаи прохождения госслужбы не в органах и аппаратах государства, а в государственных унитарных учреждениях и предприятиях.
В качестве примера можно рассмотреть отделы вневедомственной охраны, осуществляющие свою деятельность в составе органов внутренних дел районов и городов, которые относятся к государственным органам, тогда как вневедомственная охрана предстает в качестве государственного учреждения, а не органа.
Еще один случай – главные управления специального строительства, относящиеся к Федеральному агентству специального строительства. В них возможно прохождение военной службы, несмотря на их организационно-правовую форму как унитарных предприятий.
Аналогию можно провести с учреждениями, которые относятся к уголовно-исполнительной системе ФСИН (Федеральная служба исполнения наказаний). Так, в них возможна правоохранительная служба, хотя они не относятся к государственным органам.
Следует отметить, что среди всех граждан, которые работают в государственных органах, некоторые не обладают статусом госслужащих. Речь идет о тех, кто подписывает трудовой договор, и исполняет свои обязанности в качестве обеспечивающего персонала.
Оплата. Источником оплаты труда государственных служащих является бюджет государства. Федеральный закон о бюджете, законы субъектов РФ о бюджетах предусматривают положения о расходах на содержание аппарата государства. Так, положенное государственным служащим вознаграждение за труд и денежное содержание, обеспечивается за счет средств бюджета государства.
Что такое госслужба?
Государственная служба Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих
Что такое статус госслужащего?
Статус государственного служащего Правовое положение ( статус ) гражданского служащего включает права, обязанности, ограничения и запреты, связанные с гражданской службой, а также требования к служебному поведению гражданского служащего. 25 мая 2021 г
В чем заключается работа госслужащего?
Суть государственной службы заключается в улучшении благосостояния страны и ее граждан. Госслужащие , наверное, никогда не останутся без работы, ведь перечень профессий велик. Список колеблется в зависимости от места работы: департаментов, отделов, государственных органов
Что такое госслужба своими словами?
Нечаева Татьяна Владимировна: Государственная служба как профессиональная деятельность осуществляется в государственных органах. Её содержанием является обеспечение полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности
Что такое госслужба кратко?
Государственная служба — это работа в аппарате государственного управления. Гражданские госслужащие работают в Госдуме, федеральном или региональном правительстве, министерствах разных уровней
Какие права имеет госслужащий?
Государственный служащий вправе обратиться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, приема на государственную службу, ее
Когда повысят зарплату госслужащим в 2022 году?
С 1 октября 2022 года федеральным госслужащим проиндексируют зарплату на 4% Оклады месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, увеличат на 4%
Сколько можно работать на госслужбе?
Предельный возраст пребывания на гражданской службе – 65 лет. Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе и замещающему должность категории «руководители» высшей группы должностей, срок службы может быть продлен до достижения им возраста 70 лет
Сколько получают государственные служащие?
По данным Росстата, средняя зарплата госслужащих в центральных аппаратах федеральных органов власти по итогам 2019 года составила около 140 тыс. рублей, что на 10,6% больше, чем годом ранее. Средняя зарплата по всем госслужащим увеличилась почти на 13%, до 60 тыс
Что дает статус госслужащего?
Надбавка за работу с государственной тайной. Различные премии (за выполнение особо важных и сложных заданий и т. ) Ежемесячное денежное поощрение для отдельных категорий госслужащих в соответствии с указом Президента РФ от 25. 2006 № 763
Зачем люди идут на госслужбу?
Основное, что привлекает в госслужбе , — пенсионная выплата за выслугу лет. Раньше выслуга полагалась за 15-летний стаж, сейчас его повысили до 20 лет. С такой выплатой пенсия может составить 50 000 Р. Раньше был еще один «пряник» — субсидия на покупку жилья
Кто относится к государственным гражданским служащим?
Гражданский служащий – гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы
Кто может быть гражданским служащим?
На государственную гражданскую службу (далее — гражданская служба) вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 27 июля 2004 г
Что представляет собой государственная гражданская служба?
Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также – гражданская служба ) – вид государственной службы , представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее – граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также –
Как происходит увольнение с госслужбы?
По письменному заявлению гражданского служащего он освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы после предоставления ему ежегодного оплачиваемого отпуска или после окончания периода его временной нетрудоспособности
Что такое государственная служба своими словами?
Федеральный государственный служащий — работник, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счёт средств федерального бюджета
Какие ограничения у госслужащих?
Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в