В середине декабря правоохранительные органы задержали системного администратора Центра управления воздушным движением в подмосковном Внукове. Он на рабочем месте собрал ферму для майнинга криптовалюты и подключил ее к электросети, сообщал Telegram-канал Mash. Подозрения руководства центра вызвали скачки напряжения в сети, и оно обратилось в ФСБ. Как пишет Mash, решается вопрос об уголовном деле – по факту несанкционированного использования электрической энергии. Представитель государственной Корпорации по организации воздушного движения в России, в которую входит Центр управления воздушным движением во Внукове, от комментариев отказался.
За 2017 г. биткойн подорожал примерно в 12 раз, а все криптовалюты мира в совокупности (их более 1300) – в 20 раз. Велик соблазн использовать корпоративные компьютеры и электричество для добычи виртуальных монет.
Случаев злоупотреблений сотрудников становится все больше, отмечает антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского» Алексей Маланов. По его оценкам, каждый десятый системный администратор в России в 2018 г. будет подвергаться соблазну организовать добычу криптовалют на работе.
По мнению Андрея Янкина, заместителя директора Центра информационной безопасности компании «Инфосистемы джет», наиболее велик риск злоупотреблений персонала в компаниях, имеющих большие вычислительные мощности и плохо их контролирующих. Более других уязвим госсектор, государственные и окологосударственные компании, у которых богатые центры обработки данных (ЦОД) с тысячами серверов и некомпетентными администраторами. «Ведомости» составили типы злоупотреблений.
Как считают
Майнинг криптовалюты – это расчет блоков данных, представляющих собой журнал последних операций с криптовалютой. Нужно «свернуть» блок в число – хеш. Добытчики биткойнов должны рассчитывать 256-битный хеш каждые 10 минут. Трудность в том, что он должен содержать 17 стартовых нулей и, чтобы найти значение с таким числом нулей, нужно повторять расчеты огромное количество раз.
Программа майнинга перебирает числовые комбинации в специальном 4-байтном поле заголовка блока и пересчитывает хеш, пока не получит искомое число. Затем оно записывается в заголовок блока – расчеты закончены, и все майнеры биткойнов получают уведомление, что блок успешно вычислен. Добытчик, справившийся с задачей, получает 12,5 биткойна плюс 2 монеты комиссии за транзакцию. При текущем курсе $14 700 за монету добыча даст $213 000.
Для майнинга собирается ферма – вычислительный комплекс из видеокарт или специальных процессоров (ASIC). «256 простеньких микропроцессоров в современной видеокарте эффективнее вычисляют хеш-функцию, чем четыре центральных процессора в сервере», – говорит председатель совета директоров SearchInform Лев Матвеев. Ферма потребляет 1,6 кВт ч (около 40 кВт за сутки) – примерно столько же, сколько электрический чайник, который кипятит воду круглые сутки, говорит директор Центра финансовых технологий фонда «Сколково» Павел Новиков. Вентиляторы фермы производят много шума, комплекс сильно нагревается, поэтому его ставят в помещениях с кондиционированием – в серверных комнатах или на складах, указывает эксперт.
В подвалах совета министров
Два сотрудника аппарата совета министров Крыма два месяца добывали биткойны в подвале правительства Крыма, прежде чем в марте 2017 г. об этом узнали служба охраны и ФСБ, сообщил руководитель антикоррупционного комитета Крыма Александр Акшатин. Оба майнера работали в IT-отделе совета министров: заведующим отделом аппаратного обеспечения и технической поддержки управления IT и начальником этого управления. По словам Акшатина, они запустили в подвале более десятка компьютеров, сейчас оба уволены.
Мощная ферма может красть электричества на 3 млн руб. в месяц, подсчитал Маланов, но это никому не заметно.
Что творится в серверных комнатах, никто из неспециалистов не знает, говорит Матвеев, и, если ферма небольшая, никто в большой компании ее не заметит: работает множество компьютеров, кондиционеры, чайники и проч. Серверы стоят в стойках в отдельных комнатах, управляются удаленно, людей нет.
Обычно злоупотребления вскрываются из-за тщеславия системного администратора, который начинает хвастаться высокими заработками, или охранник при обходе помещений обнаруживает ферму, говорит Маланов.
По словам адвоката Павла Домкина, за кражу электроэнергии майнеров можно привлечь к ответственности по статье 165 УК – причинение имущественного ущерба в крупном размере (от 250 000 руб. ) путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения. Но очень трудно доказать, что злоумышленники потребили электричества более чем на 250 000 руб. , говорит адвокат.
Наказание зависит от тяжести содеянного, отмечает Маланов: выговор, предупреждение – либо майнеров просят поделиться заработком. Увольняют их только в вопиющих случаях.
Армия серверов
Гораздо большую угрозу для компаний представляет майнинг на корпоративных серверах или рабочих станциях. Сотрудник должен иметь доступ к другим компьютерам компании, поэтому злоумышленник – старший системный администратор или группа сисадминов. Обычно офисные компьютеры загружены на 5–10%, пользователи работают с Word, корпоративной CRM-системой. Можно увеличить загрузку вдвое, никто из пользователей не заметит, говорит Матвеев.
Опасность майнинга на серверах – в том, что он снижает быстродействие сети, и это становится заметно даже по скорости открытия браузеров, говорит Матвеев, потребляет много электричества, а сисадмины начинают пренебрегать прямыми обязанностями, увлеченные добычей криптовалюты.
Янкин из «Инфосистем джет» указывает, что приложения для добычи криптовалют могут нарушить работу критически важных корпоративных систем и именно это – главная угроза.
$137 000
в месяц могут заработать злоумышленники, если организуют майнинг криптовалюты Monero на 10 000 корпоративных компьютеров
Новиков считает, что добывать биткойны или эфириумы на процессорах х86 невыгодно – системный администратор может заработать 1000 руб. в день на обед, не более.
Но некоторым криптовалютам достаточно обычного компьютера, например Monero, указывает Маланов. И речь идет уже не о 1000 руб. на обед сисадмину: если 10 пользователей на компьютерах с процессором Intel i7 добывают монеты месяц без перерыва, они заработают треть монеты Monero, или $137 в месяц. Если вести майнинг на 10 000 компьютеров, можно заработать $137 000 в месяц по текущему курсу Monero. Но сисадмину скорее всего придется договариваться с охраной или главным электриком, говорит Маланов.
Янкин отмечает, что системные администраторы годами могут добывать криптовалюту, тогда как служба безопасности следит лишь за тем, чтобы серверы не вынесли с территории. И обнаруживают злоумышленников опять же случайно. Например, компания проводит инвентаризацию программного обеспечения, отчет попадает не к системному администратору, а к другому специалисту – и сисадмин погорает, говорит эксперт.
Если майнинг привел к порче оборудования или утрате данных на корпоративных серверах, можно привлечь нарушителя к ответственности по статье 274 Уголовного кодекса – нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи охраняемой компьютерной информации, повлекшее уничтожение либо копирование информации с крупным ущербом. Она предусматривает лишение свободы на срок до пяти лет. Но адвокат не знает ни одного случая осуждения сотрудника за майнинг криптовалют.
Старатели поневоле
Но самый серьезный ущерб компаниям причиняют не столько недобросовестные сотрудники, добывающие валюту, сколько вредоносное программное обеспечение, использующее ресурсы компании без ее ведома для майнинга или ворующее данные. 99% ущерба компаниям причиняет вредоносное программное обеспечение и только 1% – сотрудники, говорит Янкин.
$213 000
вознаграждения может получить человек, который успешно рассчитает блок при добыче биткойнов
14 декабря 2017 г. в Москве состоялось заседание экспертного совета «Транснефти» по безопасности. Вице-президент компании Владимир Рушайло сообщил, что «Транснефть» пресекла попытки использования служебного оборудования для генерации криптовалют. Представитель «Транснефти» заявил «Ведомостям», что сотрудники не имеют к этому никакого отношения, но не ответил на вопрос, были ли эти попытки следствием вирусного заражения.
Известен случай, когда злоумышленники поставили программу скрытого майнинга на все компьютеры организации, говорит Маланов. Янкин приводит пример из недавней практики, когда крупный оператор ЦОДов заказал аудит информационной безопасности и выяснил, что 1500 серверов ЦОДов были заражены вирусом, который запустил на серверах программы скрытого майнинга криптовалют.
Представители компании «М. видео» рассказали, что для защиты от вредоносного программного обеспечения «М. видео» регулярно контролирует информационные системы, выявляет нестандартные для обычных бизнес-процессов всплески активности и их причины, а также регулярно обновляет системы защиты.
Обход владений
Представители крупнейших компаний – «Роснефти», МТС, «Вымпелкома», «М. видео», «Россетей», ФСК ЕЭС, Сбербанка и ВТБ – ответили «Ведомостям», что у них не было случаев добычи криптовалют недобросовестными сотрудниками. Компания «Россети» рассказала, что занимается профилактикой таких злоупотреблений: проводит плановые проверки для выявления незаконного размещения оборудования и подключения к сетям, а также использования программного обеспечения для майнинга криптовалют на рабочих станциях и серверах. Служба безопасности систематически осматривает помещения, пригодные для оборудования для майнинга, и проводит инвентаризацию компьютеров в ЦОДах. Кроме того, специалисты определяют действующие адреса пулов для совместного майнинга криптовалют – с целью превентивной блокировки сетевого трафика.
Представители ФСК ЕЭС также сообщили, что компания проводит регулярные проверки помещений и контролирует расход электроэнергии на нужды компании.
Янкин говорит, что основные проблемы создает бесконтрольность старшего системного администратора, необходимо разделение обязанностей и разграничение прав доступа.
Маланов же указывает, что выявить майнинг можно по перепадам энергопотребления: сразу после уведомления о расчете очередного блока компьютеры замирают, ожидая нового задания – на расчет следующего блока.
Что нужно делать руководителям компании, чтобы пресечь или предотвратить майнинг? Надо найти главного электрика и узнать, не было ли аномалий в энергопотреблении и не вырос ли расход электроэнергии без видимых причин, советует Маланов. Затем нужно вызвать главного системного администратора и спросить, что он предпринимает для выявления случаев майнинга. Потом следует вызвать шефа службы безопасности или службы информационной безопасности и поинтересоваться, какие меры они принимают. Или же просто закрыть глаза на проблему, заключает эксперт.
От переработок в офисе до удаленки дома
С 2018 года я работала пиарщиком или, как это «на муниципальном», специалистом по связям с общественностью. В мои обязанности входил весомый пул задач: от организации мероприятий до настройки таргетированной рекламы и ведения соцсетей государственного учреждения. Кроме пиара и рекламы, нужно было много работать с документацией регионального и федерального уровней.
К сожалению, мне пришлось уволиться. Это было сложное решение, но необходимое — для моего личного морального благополучия. Мне нравилась работа, но через два года я задумалась: «На своем ли я месте?» Хотелось покорить новые высоты.
Сейчас я работаю в IT-компании DD Planet. Не могу сказать, что адаптироваться было легко — первое время было очень непросто. Недели две я не понимала вообще ничего, и это еще мягко сказано. Поначалу казалось, что здесь разговаривают на совсем другом языке — фронтэнд, бэкэнд, разработка, интеграции, автоматизация, highload и т. Еще и пришла, что называется, в чужой монастырь со своими правилами. И пусть у PR в госсекторе и IT есть точки соприкосновения (о них я расскажу дальше), первое время я не могла найти им применение — и, если честно, паниковала. Если бы не личный ментор, я бы не справилась.
Сказался еще и резкий выход из жесткого контроля и рамок, навязанных корпоративной политикой на прошлой работе. В госсекторе я привыкла к стабильному графику с 9 утра до 18 вечера и к тому, что нередко можно было задержаться на 2-3 часа. Поэтому работа в компании, в которой можно даже вне пандемии поработать из дома — это ли не счастье?
Главное в IT — знать предметную область
В госсекторе руководство относится к новичкам очень лояльно. Я закончила филологический факультет, и мне не хватало опыта и знаний о рекламе, пиаре и юриспруденции. Специальной ступени «обучение» и прикрепленного к вам ментора в госсекторе нет. Повышать уровень навыков можно двумя путями:
- каждые три года проходить переподготовку и подтверждать свои профессиональные способности;
- ездить на обучающие семинары и форумы о PR с помощью различных командировок.
Так, за два года работы на практике, множества обучающих курсов и конференций методом проб и ошибок мне удалось научиться плавать в бурной реке под названием PR. С этим опытом я и пришла в IT.
На первом этапе меня прикрепили к директору по маркетингу, которая стала моим ментором и путеводителем в мир digital-индустрии. Через полтора месяца я стала самостоятельной единицей, но без совета «учителя» до сих пор иногда не могу обойтись и обращаюсь к ней за комментарием.
Перефразируя мою любимую цитату, «пиарщик — это сыщик». И кроме четкого знания, когда и кому нужно предоставить информацию, он прежде всего должен знать, где ее добыть. И, конечно, хорошо знать объект своей работы, чтобы успешно его продвигать. Если не разбираться в предметной области, в том, чем занимается компания, какие технологии относятся к фронту, а какие к бэку, чем пользуются менеджеры, а чем — дизайнеры, легко ошибиться на любом этапе продвижения проекта. А при том, что PR-специалист говорит от имени компании, из-за его оплошности тень некомпетентности ляжет на всех.
Одна цель, методы их достижения — разные
В целом, миссия PR в сфере госслужбы и digital одинакова — повысить узнаваемость, рассказать, чем мы занимаемся, расширить аудиторию, привести целевых клиентов. Только в случае с госсектором аудитория и клиенты — это граждане, которых нужно заинтересовать жизнью города или призвать пользоваться услугами государственных учреждений, например, тех же МФЦ. А в digital — потенциальные клиенты и сотрудники, даже конкуренты.
В digital эта схема работала всегда — все-таки те, кто работают в этой отрасли, знают о всех новых онлайн-инструментах и пользуются ими. И хоть цели PR в обеих сферах одни и те же, достигаются они по-разному. Вот несколько примеров.
Сухой язык против дружеского общения
Государственный пиар ведет протокольную переписку с аудиторией — порой пиарщики говорят на очень сложном юридическом языке, отвечая на запросы граждан. В digital мы стараемся общаться по-человечески и не приветствуем формальный стиль. Так как мы понимаем, что от нас хотят, мы легко ведем разговор на равных. К каждому клиенту или запросу — индивидуальный подход, не усложненный канцеляризмами.
В муниципальном пиаре связь с народом, как правило, односторонняя. К примеру, официальные заявления в отраслевых газетах рассказывают о чем-то, но не предполагают никакой обратной связи от граждан, из-за чего растет недоверие к власти.
В digital-пиаре мы используем разные площадки с аудиторией, которая нам необходима: студенты, клиенты, специалисты, пресса. Главный принцип — не только показать, что ты разбираешься в том, чем занимаешься, и выложить крутой кейс, но и уверенно принять вопросы и возражения, объяснить все, что аудитория не поняла в той или иной статье. Это вызывает доверие и помогает нарастить продажи. В государственной сфере культура дискуссий мало развита, хотя в последние годы и усиливается тенденция на «обратную связь».
Мероприятия как способ установить доверие
В госсекторе не всегда есть возможность для творчества и креатива в организации мероприятий. Чаще всего это уместно на праздниках — новогодние торжества, к примеру. Но неизбежно появился новый инструмент государственного пиара — онлайн-мероприятия. Переход на них был вынужденной мерой из-за пандемии, однако эта «фишка» стала одним из эффективных инструментов продвижения госсектора. Учреждения стали чаще вести прямые эфиры с чиновниками — это наладило контакт с гражданами и помогло заполучить их доверие.
В IT же к онлайн-мероприятиям привыкли еще до пандемии — компании с офисами в разных городах и странах устраивали онлайн-конференции для себя. Локдаун лишь вывел их на новый уровень, сделал привычным не только внутри отрасли, но и в общении с клиентами.
Я работала и в госсекторе, и в IT, и могу сказать, что этим двум сферам есть чему друг у друга поучиться, поделиться опытом и разработками в сфере пиара.
Вот пример. Хоть в госсекторе благотворительность и не в моде, все равно есть связанные с ней традиции, которые поддерживают в муниципалитетах. В Тульской области проводят акцию «Белый цветок» — ее организаторы собирают помощь для детей с ограниченными возможностями. Деятельность фонда поддерживают Губернатор Тульской области и уполномоченный по правам человека. В других регионах периодически проводят благотворительные балы и выставки. К ним привлекаются органы власти и представители бизнес-сообщества, а собранные средства переводят нуждающимся.
В IT это не самый популярный способ PR — хоть многие компании и их учредители активно участвуют в благотворительности, говорится об этом очень мало. Но мне кажется, на этот способ пиара стоит обратить внимание. Ведь IT и digital — это не только технологии, но и люди. И благотворительность поможет показать компанию с другой, душевной стороны. Обычно компании, заинтересованные в какой-то проблеме, сами обращают внимание на фонды и призывают коллег поучаствовать в сборе средств. Но если IT-компания станет куратором по сбору средств — например, для помощи приюту для бездомных животных, то сможет привлечь не только клиентов и партнеров, но и сотрудников, которые проникнутся и захотят работать в ней.
Один в поле воин против нескольких отделов
В государственных органах пресс-секретарь или специалист по связям с общественностью совмещает в себе копирайтера, SMM-специалиста и дизайнера. Он отвечает не только за контент, но и за техническую часть продвижения — запускает рекламу. Это объясняется ограниченностью в кадрах: если стоит выбор между юристом и таргетологом, приоритет будет отдан, конечно, юристу.
Силами одного человека сложно достичь того же вовлекающего эффекта, как в соцсетях digital-компаний. Ведь в агентстве PR-специалист, как правило, работает вместе с другими подразделениями. Если пиарщик и ведет аккаунты, то рекламу настраивают специалисты этого направления, а дизайнеры делают качественные креативы.
При этом социальные сети госучреждений продвинулись вперед за последние несколько лет. Многие завели сообщества в популярных социальных сетях и даже участвуют в ведущих премиях в сфере digital. Есть некоторые сложности с продвижением, в основном связанные с разношерстностью аудитории. В госсекторе она шире, поэтому те фишки, которые «заходят» молодежи, например, мини-ролики о мероприятиях, могут быть непонятны старшему поколению. Очень сложно подобрать контент для каждого подписчика.
Этот вопрос намного легче решается в digital. Мы знаем свою потенциальную аудиторию и рассказываем им то, что они ожидают или хотели бы видеть. Но у PR в digital тоже есть свои особенности, которые не используются в продвижении госсектора. Мы показываем не только руководителя организации и его пресс-службу, но и других сотрудников, которые выступают экспертами на конференциях, пишут статьи для специализированных изданий и порталов. Личные бренды сотрудников, которые мы развиваем, их компетенции и экспертность помогают продвигать и бренд компании. А для этого надо не бояться «показывать своих героев».
СМИ — важные партнеры
Коммуникация госсектора и digital-компаний с представителями СМИ отличается. В пиаре государственных органов внимание направлено в основном на федеральное и региональное телевидение, газеты и радио. Чаще всего, сотрудничество ведется на взаимовыгодных условиях (особенно это касается государственных СМИ), однако заключаются контракты и с коммерческими изданиями. Кроме этого очень ценятся личные контакты и встречи с представителями изданий.
В IT все намного проще — есть специализированные платформы и СМИ, на которых можно публиковать свой контент. Например, vc. ru, ppc. world, Хабр, Pressfeed, Cossa и т. Основная аудитория — разработчики, потенциальные клиенты, соискатели и прямые конкуренты digital-компаний.
Некоторые компании создают бренд-медиа, чтобы продвигать свой продукт и рассказывать как эксперты о своей сфере (например, Тинькофф Банк и Т—Ж). Этот ход помогает повысить узнаваемость бренда и доверие аудитории к ней — даже если вы не клиент Тинькофф, вы наверняка читали хотя бы пару статей или проходили тесты на Т-Ж.
Практически все IT-компании рассказывают о своих кейсах, демонстрируя опыт и компетенции. Государственные органы привыкли отчитываться о проделанной работе в другом формате, но постепенно рассказывать истории учатся и они. Например, специалисты госсектора участвуют в разных подкастах, а Росмолодежь недавно запустила свой собственный — «поШУМим?». Культура подкастов совсем недавно стала развиваться в России, но быстро набрала популярность. Воспользоваться таким инструментом — хороший ход, чтобы рассказать о себе и привлечь новую аудиторию.
Нетворкинг и пиар
Рейтинги, в основном, интересны бизнесу — часто компании выбирают, например, подрядчика для разработки сайта, ориентируясь не только на его портфолио, но и позиции в рейтингах (Рейтинг Рунета, Ruward, AdIntex. ru и т. В них стараются попасть, чтобы продемонстрировать свои достижения не только потенциальным клиентам, но и конкурентам. Также это может заинтересовать и молодых специалистов, которые хотят стартовать в хорошей компании.
В мире госсектора рейтинги тоже есть, однако их проводят сайты, ведущие статистику по РФ, или государственные и локальные СМИ — к примеру, рейтинг городов по ремонту дорог, топ-10 влиятельных людей города за прошедший год.
С премиями в период коронавируса было сложно — о них забыли или проводили без помпы, онлайн. До пандемии это был популярный формат встреч и демонстрации успехов в IT-сфере, поэтому мы надеемся, что в 2022 году мы будем чаще встречаться оффлайн.
В госсекторе премии учреждают сами государственные структуры. Награждения проходят ежегодно — например, #Мывместе для волонтеров, премия ко Дню молодежи в Тульской и других областях и т. Такие мероприятия работают в плотной связке со СМИ и соцсетями, которые освещают награждения и рассказывают не только о достижениях граждан, но и о внимании государства к их деятельности. Бывает и такое, что сайты и соцсети государственных органов отмечаются в digital-сфере — например, в 2021 году группа Правительства Тульской области получила премию Рунета.
Заключение
За время работы в IT-компании я убедилась, что любой из приемов и инструментов, освоенных мной за время работы в администрации города, можно адаптировать под digital. Ваш опыт пригодится вне зависимости от специфики работы компании. Да и не важно, где вы учились — даже гуманитарий без технического склада ума или опыта сможет найти себя в IT. Главное — не бояться и постоянно учиться, находить новые решения и применять уже работающие в новых условиях.
Хотите работать в IT-агентстве?
Загляните в вакансии на нашем сайте
В Думе сообщили, что Минфин и ЦБ согласовали поправки о майнинге
Москва. 21 сентября. INTERFAX. RU – Банк России и Минфин согласовали позицию по регулированию майнинга криптовалют, соответствующий законопроект будет внесен в Госдуму в ближайшее время, заявил на форуме на форуме Kazan Didgital Week глава думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
“По майнингу мы 100% договорились, уже в ближайшее время законопроект появится у нас в Государственной думе, и, соответственно, будем работать, чтобы быстрее его принять”, – сказал он.
По мнению самого депутата, майнинг стоит разрешить только в регионах с избытком электроэнергии.
“Там, где есть дефицит энергии, с моей точки зрения, надо запретить, а в энергоизбыточных регионах пусть зарабатывают. И производители электроэнергии, они при этом, этот вид деятельности тоже сможет нормально функционировать”, – отметил Аксаков.
В начале сентября о том, что Минфин и ЦБ могут прийти к консенсусу в части регулирования майнинга в течение нескольких недель, говорил замминистра финансов Алексей Моисеев.
“Я думаю, что позиция Минфина и Банка России появится в течение буквально нескольких недель. И мы очень рассчитываем, что этот законопроект будет поддержан в Государственной думе в течение осенней сессии этого года. Там регулируются все базовые вопросы, связанные с майнингом, и целый ряд вопросов, которые вытекают оттуда”, – отмечал он.
Премьер-министр Михаил Мишустин поручил к 19 декабря профильным ведомствам и ЦБ согласовать позицию по законодательному регулированию майнинга криптовалют.
В апреле фракция “Новые люди” внесла в Госдуму законопроект, который описывает основы регулирования майнинга криптовалют в отечественной юрисдикции, но без уточнений процедуры налогообложения, требований к дата-центрам и операторам майнинга. Документ не был поддержан Минцифры, Минэкономразвития, ФНС, Минюстом и Росфинмониторингом. Минфин, в свою очередь, концептуально идею регулирования майнинга, заложенную в документе, поддержал, но представил ряд замечаний, а также напомнил, что в правительстве находится подготовленный министерством проект федерального закона “О цифровой валюте”, в который также включены положения, регулирующие майнинг.
Основные спорные вопросы в сфере регулирования майнинга касаются порядка налогообложения, финансовых требований к дата-центрам и к операторам майнинга. Также вызывают споры способы обмена добытой в результате майнинга криптовалюты на фиатные деньги (рубли) и легализация данного процесса.
Майнинг криптовалют – процесс сбора совершенных в сети транзакций криптовалют в блокчейн, для его проведения необходимо энергоемкое оборудование. Вознаграждение за майнинг могут получать как физические лица (индивидуальный майнинг), так и компании (работа в пуле). Оплата за майнинг начисляется на криптовалютные счета, для вывода средств с кошельков часто необходим их перевод в традиционные (фиатные) валюты центральных банков.
Настоящее Положение определяет порядок осуществления наставничества на государственной гражданской службе Российской Федерации (далее соответственно – гражданская служба, наставничество) и условия стимулирования государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее – гражданские служащие), осуществляющих наставничество (далее – наставники), с учетом оценки результативности их деятельности.
Наставничество на гражданской службе осуществляется лицами, имеющими значительный опыт работы в определенной сфере, в целях содействия профессиональному развитию гражданских служащих, направленному на формирование знаний и умений, необходимых для обеспечения служебной деятельности на высоком профессиональном уровне, и воспитания добросовестного отношения к исполнению должностных обязанностей.
Задачами наставничества являются:
а) повышение информированности гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, о направлениях и целях деятельности государственного органа, стоящих перед ним задачах, а также ускорение процесса адаптации гражданского служащего, поступившего впервые на гражданскую службу, или гражданского служащего, имеющего стаж гражданской службы, впервые поступившего в данный государственный орган;
б) развитие у гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, умений самостоятельно, качественно и своевременно исполнять возложенные на него должностные обязанности и поддерживать профессиональный уровень, необходимый для их надлежащего исполнения;
в) повышение мотивации гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, к надлежащему исполнению должностных обязанностей, эффективной и долгосрочной профессиональной служебной деятельности.
Наставничество осуществляется по решению представителя нанимателя (руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации).
Представитель нанимателя создает условия для осуществления наставничества.
Организацию наставничества в государственном органе осуществляет кадровая служба государственного органа, используя в том числе государственные информационные системы в области гражданской службы.
Наставничество осуществляется, как правило, в отношении гражданского служащего, поступившего впервые на гражданскую службу в государственный орган, или гражданского служащего, имеющего стаж гражданской службы, впервые поступившего в данный государственный орган.
Предложение об осуществлении наставничества направляется представителю нанимателя руководителем структурного подразделения государственного органа, в котором предусматривается замещение лицом, в отношении которого предлагается осуществлять наставничество, должности гражданской службы (далее – непосредственный руководитель). Данное предложение содержит сведения о сроке наставничества и согласии гражданского служащего, назначаемого наставником.
Непосредственный руководитель гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, в случае временной нетрудоспособности наставника в течение длительного срока или его длительной служебной командировки, а также возникновения иных обстоятельств, препятствующих осуществлению наставничества, в течение одного рабочего дня с момента возникновения указанных обстоятельств направляет предложения представителю нанимателя для принятия решения о назначении другого наставника. Срок наставничества при этом не изменяется.
Наставничество прекращается до истечения установленного срока в случае назначения гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, на иную должность гражданской службы в том же или в другом государственном органе или его увольнения с гражданской службы.
Наставник назначается из числа наиболее авторитетных, опытных и результативных гражданских служащих. У наставника не должно быть дисциплинарного взыскания или взыскания за коррупционное правонарушение, а также в отношении него не должна проводиться служебная проверка.
Непосредственный руководитель гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, не может являться наставником.
Наставник одновременно может осуществлять наставничество в отношении не более чем 2 гражданских служащих.
Функции наставника осуществляются наряду с исполнением гражданским служащим, являющимся наставником, его должностных обязанностей.
В функции наставника входят:
а) содействие в ознакомлении гражданского служащего с условиями прохождения гражданской службы;
б) представление гражданскому служащему рекомендаций по вопросам, связанным с исполнением его должностных обязанностей;
в) выявление ошибок, допущенных гражданским служащим при осуществлении им профессиональной служебной деятельности, и содействие в их устранении;
г) передача накопленного опыта, профессионального мастерства, демонстрация и разъяснение наиболее рациональных методов исполнения должностных обязанностей;
д) оказание гражданскому служащему консультативно-методической помощи при его обращении за профессиональным советом.
Наставник имеет право:
а) принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с исполнением должностных обязанностей гражданским служащим, в отношении которого осуществляется наставничество, с его непосредственным руководителем;
б) давать гражданскому служащему рекомендации, способствующие выработке практических умений по исполнению должностных обязанностей;
в) разрабатывать индивидуальный план мероприятий по наставничеству;
г) контролировать своевременность исполнения гражданским служащим должностных обязанностей.
Наставнику запрещается требовать от гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом данного гражданского служащего.
В обязанности гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, входят:
а) самостоятельное выполнение заданий непосредственного руководителя с учетом рекомендаций наставника;
б) усвоение опыта, переданного наставником, обучение практическому решению поставленных задач;
в) учет рекомендаций наставника, выполнение индивидуального плана мероприятий по наставничеству (при его наличии).
Гражданский служащий, в отношении которого осуществляется наставничество, имеет право:
а) обращаться по мере необходимости к наставнику за профессиональным советом для надлежащего исполнения своих должностных обязанностей;
б) принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством, с непосредственным руководителем и наставником;
в) представлять непосредственному руководителю обоснованное ходатайство о замене наставника.
Наставник представляет непосредственному руководителю гражданского служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, отзыв о результатах наставничества по форме согласно приложению не позднее 2 рабочих дней со дня завершения срока наставничества.
Непосредственный руководитель гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, проводит индивидуальное собеседование с таким гражданским служащим в целях подведения итогов осуществления наставничества.
Непосредственный руководитель гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, проводит оценку результативности деятельности наставника на основе результатов деятельности наставника и профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество. Оценка проводится с учетом:
а) содействия гражданскому служащему, в отношении которого осуществлялось наставничество, в успешном овладении им профессиональными знаниями, навыками и умениями, в его профессиональном становлении;
б) содействия в приобретении гражданским служащим, в отношении которого осуществлялось наставничество, опыта работы по специальности, направлению подготовки, формирования у него практических знаний и навыков в области профессиональной служебной деятельности;
в) оказания гражданскому служащему, в отношении которого осуществлялось наставничество, постоянной и эффективной помощи в совершенствовании форм и методов работы;
г) проведения действенной работы по воспитанию у гражданского служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, добросовестного отношения к исполнению его должностных обязанностей.
Отзыв о результатах наставничества, подготовленный и подписанный наставником, после ознакомления с ним непосредственного руководителя гражданского служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, направляется в кадровую службу государственного органа не позднее 5 рабочих дней со дня завершения срока наставничества.
Результативность деятельности гражданского служащего в качестве наставника по решению представителя нанимателя учитывается при выплате ему премии за выполнение особо важных и сложных заданий. Порядок выплаты указанной премии наставникам устанавливается представителем нанимателя в соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Деятельность гражданского служащего в качестве наставника учитывается при решении вопросов, связанных с поощрением или награждением гражданского служащего за безупречную и эффективную гражданскую службу в соответствии со статьей 55 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Государственный орган вправе учредить ведомственный знак отличия для награждения гражданских служащих за эффективное и долговременное осуществление наставничества в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 55 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Приложение к Положению о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации
ОТЗЫВо результатах наставничества
Фамилия, имя, отчество (при наличии) и замещаемая должность наставника:
_______________________________________________________
____________________________________________________________________. Фамилия, имя, отчество (при наличии) и замещаемая должность государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее – гражданский служащий), в отношении которого
осуществлялось наставничество:_____________________________________________________________
_____________________________________________________________. Период наставничества: с_______ 20_ г. по_______ 20_ г. Информация о результатах наставничества:
а) гражданский служащий изучил следующие основные вопросы профессиональной служебной деятельности:
_________________________________________________________________
____________________________________________________________________
;
б) гражданский служащий выполнил по рекомендациям наставника следующие основные задания:
________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________
;
в) гражданскому служащему следует устранить следующие недостатки при исполнении должностных обязанностей (заполняется при необходимости):
____________________________________________________________
____________________________________________________________________
;
г) гражданскому служащему следует дополнительно изучить следующие вопросы:
_________________________________________________________________
____________________________________________________________________. Определение профессионального потенциала гражданского служащего и рекомендации по его профессиональному развитию:
______________________________________________________________
__________________________________________________________________________. Дополнительная информация о гражданском служащем, в отношении которого осуществлялось наставничество (заполняется при необходимости):
_______________________________________________________________.
Отметка об ознакомлении
Наставник
непосредственного руководителя
_______________________________________
гражданского служащего, в отношении
(должность)
которого осуществлялось наставничество, с выводами наставника
___________
/
________________
___________
/
________________
(подпись)
(расшифровка подписи)
(подпись)
(расшифровка подписи)
«__»_______ 20__ г. «__»_______ 20__ г.
Чтобы бороться с энергопотреблением майнеров, губернатор Иркутской области предлагает курирующему ТЭК вице-премьеру дифференцировать тарифы для населения / Максим Стулов / Ведомости
Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев в конце сентября написал письмо курирующему ТЭК вице-премьеру Александру Новаку с жалобой на подпольных майнеров криптовалюты (копия документа есть у «Ведомостей»). В письме подчеркивается, что в 2021 г. потребление электроэнергии населением в регионе превысит уровень прошлого года на 159%. В последние четыре года население региона в среднем потребляло 5,9 млрд кВт ч, а только за первое полугодие 2021 г. – 4,7 млрд кВт ч. При этом, пишет губернатор, балансы электроэнергии, учтенные схемой и программой развития области на 2022–2026 гг. , предусматривали рост энергопотребления в текущем году всего на 2,8% к 2020 г. На 1,4% домохозяйств в регионе приходится 26% всего объема потребления электроэнергии населением, отметил Кобзев.
Энергопотребление населения в Иркутской области действительно резко растет, за январь – июль 2021 г. оно увеличилось на 13,1% и превысило 5 млрд кВт ч, следует из презентации Иркутского РДУ «Системного оператора ЕЭС» (СО; диспетчер энергосистем), с которой ознакомились «Ведомости». В 2020 г. в тот же период рост составлял 2,2%, в 2019 г. – 3,3%.
«Анализ ситуации свидетельствует о лавинообразном росте энергопотребления со стороны подпольного майнинга криптовалюты по тарифам для населения, что дополнительно ухудшается введенным властями Китая запретом на майнинг и перебазированием значительного количества оборудования в Иркутскую область», – пишет губернатор. Он подчеркивает, что это приводит к существенным нагрузкам на электросети с рисками развития аварий и чрезвычайных ситуаций. Кобзев также подчеркивает, что эта ситуация усугубляет проблему перекрестного субсидирования в энергетике.
Чтобы бороться с энергопотреблением майнеров, губернатор предлагает Новаку дифференцировать тарифы для населения по примеру Крыма и Севастополя. Речь идет о том, чтобы при росте потребления в домохозяйстве тарифы постепенно увеличивались.
Источник «Ведомостей» в энергокомпании региона отмечает, что Кобзев не первый раз поднимает этот вопрос в Москве: губернатор говорил о проблеме майнинга и на совещании по энергетике у президента Владимира Путина в начале октября. Это подтверждает и другой собеседник, знакомый с ходом совещания.
Иркутская область с высокой долей выработки ГЭС сохраняет традиционно самые низкие в России тарифы для населения. Во втором полугодии 2021 г. за 1 кВт ч горожане платят лишь 1,23 руб. , селяне – 0,861 руб. Низкий тариф выгоден для майнинга криптовалют, требующего высоких энергозатрат. Источник «Ведомостей» в работающей в регионе энергокомпании признает проблему с майнингом, отмечая резкий рост объемов заявок от населения на техприсоединение к сетям в 2021 г. В качестве примера он привел заявку на подключение 220 кВт мощности для обычного гаража (стандартный объем техприсоединения квартиры или частного дома – 15 кВт). Собеседник «Ведомостей» также признал риск перегрузки распределительных сетей.
Представитель En+ Group, в которую входят работающие в области электростанции (ранее принадлежали «Иркутскэнерго») и Иркутская электросетевая компания, заявил «Ведомостям», что в компании знают о росте числа нелегальных майнинговых ферм. «В регионе регулярно проводятся рейды с участием сотрудников правоохранительных органов, однако проблема нелегальных подключений настолько массовая, что требует системного подхода. Динамика такова, что после ликвидации одной нелегальной фермы появляются три новые», – добавил он. Собеседник «Ведомостей» подчеркивает, что любое нелегальное энергопотребление означает рост нагрузки на оборудование и, как следствие, риск серьезных аварий. «Ведомости» также направили запрос в «Иркутскэнерго».
В сентябре 2021 г. общее потребление электроэнергии в энергосистеме Иркутской области составило 4,47 млрд кВт ч, что на 6,9% больше, чем в сентябре 2020 г. , сообщил «Ведомостям» представитель СО. За девять месяцев с начала года потребление выросло на 5,4% до 42,8 млрд кВт ч, а выработка электростанций области составила 47,1 млрд кВт ч. Излишки электроэнергии поставлялись в соседние регионы, отметил собеседник «Ведомостей».
Представитель «Совета рынка» (регулятор энергорынков) признает, что нелегальный майнинг «на дому» может создать проблемы для энергосистемы. «Использование электроэнергии, предназначенной для населения и приравненных категорий, для небытовых нужд может привести к росту и без того предельно высокого уровня перекрестного субсидирования и сказаться на тарифах для прочих потребителей», – указывает собеседник «Ведомостей». Он соглашается, что, когда объемы потребления электроэнергии значительно превышают объемы, характерные для бытового потребления, «стоит предусмотреть иные принципы тарифообразования».
Перекрестное субсидирование, о котором пишет Кобзев и упоминает представитель «Совета рынка», – это принцип, когда энергоцены для одной категории потребителей занижаются, а для другой пропорционально повышаются. В частности, регулируемые тарифы для населения в России занижены из социальных соображений, а выпадающие из-за этого доходы энергокомпаний закладываются в цены для промышленных потребителей. Не прогнозировавшийся ранее рост энергопотребления населения приводит к разбалансированию этой системы: либо поднимаются цены для промпотребителей, либо возникают убытки энергетиков.
Резкое увеличение энергопотребления является незапланированным и требует дополнительных усилий со стороны СО, отметил глава управления электроэнергетики аналитического департамента «ВТБ капитала» Владимир Скляр. Он уточнил, что эта ситуация накладывает ограничения на ремонтные кампании, которые были запланированы при более низком уровне энергопотребления. В целом, по мнению эксперта, это может привести к росту цен на электроэнергию для остальных потребителей, находящихся в этом регионе.
В аппарате Новака и администрации Иркутской области не ответили на запросы «Ведомостей» на момент сдачи номера