Дума создала новые должности государственной службы

Федеральный закон от 27. 2004 N 79-ФЗ (ред. от 30. 2021) “О государственной гражданской службе Российской Федерации” (с изм. и доп. , вступ. в силу с 27. 2022)

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПринят Государственной Думой 7 июля 2004 годаОдобрен Советом Федерации 15 июля 2004 годаНастоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации” (далее – Федеральный закон “О системе государственной службы Российской Федерации”) устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Федеральный закон от 27. 2003 N 58-ФЗ (ред. от 02. 2021) “О системе государственной службы Российской Федерации”

Стаж (общая продолжительность) государственной службы определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации.

В стаж (общую продолжительность) государственной службы одного вида в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации включаются продолжительность государственной службы других видов, а также периоды замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, и должностей муниципальной службы.

Персональные данные государственных служащих, сведения об их профессиональной служебной деятельности и о стаже (об общей продолжительности) государственной службы вносятся в личные дела и документы учета государственных служащих. Ведение и хранение указанных дел и документов осуществляются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Форма и порядок ведения, учета и хранения документов, подтверждающих профессиональную служебную деятельность государственных служащих, устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Персональные данные, внесенные в личные дела и документы учета государственных служащих, являются информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами. В отношении указанных персональных данных устанавливается обязанность соблюдать их конфиденциальность и обеспечивать их безопасность при обработке. В случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанные персональные данные относятся к сведениям, составляющим государственную тайну.

Судебная практика по статье 14 Закона о Государственной службе

В соответствии с Конституцией РФ определяет правовые и организационные основы системы государственной службы РФ, в т. системы управления государственной службой РФ. Система государственной службы включает в себя 3 вида государственной службы: государственную гражданскую службу (федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ); военную службу; правоохранительную службу. Государственная служба РФ определена как профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий РФ: федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, субъектов РФ, органов государственной власти субъектов РФ, а также полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ. ФЗ: определены основные принципы построения и функционирования системы государственной службы; даны понятия «федеральная государственная служба», «федеральная государственная гражданская служба», «государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации», «военная служба», «правоохранительная служба», «должности государственной службы», «федеральный государственный гражданский служащий» и «государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации»; установлено, что нанимателем федерального государственного служащего является РФ, а государственного гражданского служащего субъекта РФ — соответствующий субъект РФ, прохождение государственной службы в РФ осуществляется по контракту (служебному контракту). В ФЗ изложены общие условия поступления на государственную службу и ее прохождения, присвоения и сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий, положения о правилах определения стажа государственной службы. При этом отмечено, что реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы, правовое положение (статус) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта РФ, в т. ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров обеспечиваются и устанавливаются федеральными законами о видах государственной службы. ФЗ определены цели создания системы управления государственной службой на федеральном и региональном уровнях, источники финансирования государственной службы.

Плюсы, минусы, предельный возраст пребывания на гражданской службе

Понятие и виды государственной службы РФ

Служба – это осуществление человеком определенных действий, направленных на исполнение закрепленных за ним трудовых обязанностей. Государственная служба – это применение гражданами своих трудовых профессиональных навыков в сфере реализации полномочий и задач госорганов различных уровней. Этот вид трудовой деятельности выполняется работниками, именуемыми госслужащими.

Госслужба РФ регламентирована, в первую очередь, Федеральным законом «О системе государственной службы РФ» от 27. 2003 года № 58-ФЗ. В соответствии с ним система госслужбы представлена следующими видами:

  • государственная гражданская служба;
  • военная служба;
  • правоохранительная служба.

Каждый вид государственной службы,
в свою очередь, регламентирован и конкретизирован отдельным пакетом нормативных актов, принятых как на федеральном, так на региональном уровнях.

Принципы госслужбы

Основные принципы чего-либо – это руководящие положения, ведущие особенности устройства. Основные принципы устройства и осуществления функций всех видов государственной службы
, входящих в общую систему, сформулированы в статье 3 закона «О системе госслужбы РФ».

К принципам устройства и функционирования госслужбы относятся:

  • федерализм, то есть одновременное единство системы госслужбы и разграничение полномочий ее органов;
  • соответствие законам (законность);
  • верховенство прав и свобод человека;
  • единый законодательный подход к организации госслужбы;
  • гласность и доступность госслужбы публичному контролю;
  • грамотность и подготовленность госслужащих на должном уровне;
  • некоторые другие.

Основные принципы устройства госслужбы РФ призваны обеспечить единообразие, постоянство и эффективность функционирования системы госслужбы.

Система государственной службы РФ

Слово «система» переводится с древнегреческого как что-то единое, составленное из элементов. То есть система – это однородная структура взаимодействующих друг с другом частей.

Система государственной службы Российской Федерации
включает в себя все многообразие государственных органов власти различных уровней. Государственные органы власти РФ делятся на федеральные органы и органы госвласти субъектов федерации. При этом госорганы различных уровней как разграничены, так и связаны между собой. Реализуемые в рамках своих полномочий функции госорганов также призваны решать вопросы федерального и регионального значения. Кроме того, существуют вопросы совместного ведения федеральных и региональных органов.

Осуществляя свои трудовые функции в рамках должностных обязанностей, госслужащие ничего не производят в материальном плане, но от этого их деятельность не перестает быть менее значимой. Исполняя функции госорганов, госслужащие производят информацию и, в глобальном плане, осуществляют функционирование такой значительной общности людей, как государство.

Государственная гражданская служба

Государственная гражданская служба – это один из видов государственной службы
РФ. Регулируется законом о государственной гражданской службе РФ. Представляет собой перманентное последовательное и качественное исполнение функций и задач госорганов людьми, работающими на соответствующих должностях (госслужащими).

В юридической научной литературе, касающейся института государственной службы, определено 6 признаков, присущих гражданской службе как виду государственной службы. Это:

  • особый вид управленческой деятельности (государственный);
  • структура госорганов, состоящих из госслужащих, призванных исполнять государственные функции и задачи;
  • единство правовых институтов, регулирующих реализацию государственной власти и управления, и социального института – круга лиц, профессионально осуществляющего эти функции в рамках своего правового положения;
  • взаимосвязь отношений государства, социума, права и гражданина;
  • механизм создания, осуществления и улучшения учреждений госвласти и управления.

Гражданская служба осуществляется в госаппаратах органов власти (представительной, судебной, исполнительной) и в других органах, исполняющих от имени государства его задачи и причисленных федеральным и региональным законодательством к органам госвласти.

Виды государственной гражданской службы

Из всех перечисленных ранее видов государственной службы
гражданская служба воспроизведена наиболее обширно, потому что замыкает на себе как федеральные, так и региональные институты власти.

Итак, гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов федерации. Очевидно, что федеральная гражданская служба реализуется госслужащими в федеральных органах госвласти. Этот вид службы имеет отношение к решению вопросов, находящихся в компетенции Российской Федерации, а также в совместном ведении федерации и регионов.

Государственная гражданская служба субъектов федерации реализуется в пределах функций и полномочий конкретного региона. Кроме того, как уже упоминалось, она включает работу по принятию решений по вопросам совместного ведения.

Кроме перечисленных видов государственной службы
, в гражданской службе можно обозначить так называемую специальную гражданскую службу, в которой можно выделить отдельные группы организаций и учреждений. Специальная гражданская служба нужна государству для решения отдельных задач, объединенных в различные группы. К специальной гражданской службе можно отнести работу органов таможни, налоговой, финансово-кредитных, дипломатических и иных организаций.

Военная служба

Военная служба – особый, по назначению и функциям, вид государственной службы. Военная служба, в отличие от гражданской, направлена на реализацию оборонных и охранительных функций государства. Основная задача военной службы – вооруженная защита государства от покушения других стран на конституционное устройство, независимость, территориальную целостность, ресурсы страны. Военная служба представляет собой реализацию гражданином своих профессиональных навыков на госслужбе путем замещения воинских и, в некоторых ситуациях, не воинских должностей. Военная служба в нашей стране возможна в 2 формах: на добровольных началах (по контракту) и по призыву.

Военная служба характеризуется, в первую очередь, особым статусом военнослужащих. Правовое положение военнослужащих регламентировано законами «О воинской обязанности и военной службе» от 28. 1998 года № 53-ФЗ и, конечно же, «О статусе военнослужащих» от 27. 1998 года № 76-ФЗ.

Для военнослужащих определены:

  • особые условия работы (риск для жизни, ненормированный график, непостоянное место несения службы);
  • жесткие требования при приеме на службу (возраст, физическое и психическое здоровье, специальные знания);
  • специальная система званий и связанные с ней строгая дисциплина и субординация;
  • досконально регламентированные условия не только работы, но и жизни, формы одежды, правил поведения в той или иной ситуации;
  • особый порядок привлечения к юридической ответственности (свои органы судов, прокуратуры, исполнения наказания и т. п.).

Граждане несут военную службу в войсках, подчиненных Министерству обороны России, в войсках Министерства внутренних дел России, органах Федеральной службы безопасности, в отрядах Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ, железнодорожных, пограничных и иных войсках.

Правоохранительная служба

Правоохранительную службу нужно отличать от остальных видов государственной службы
и, в первую очередь, от военной службы. В чем же различие? Правоохранительная служба – это реализация гражданином своих профессиональных навыков путем замещения должностей в госорганах, организациях и учреждениях, исполняющих функции охраны безопасности и правопорядка, предупреждению и искоренению преступности, защиты прав и свобод других граждан.

Из определения правоохранительной службы и анализа законодательства видно, что присутствует некоторая схожесть с другими видами государственной службы
и, в частности, с военной. Но существуют и различия.

Сходство – в строгом (хотя и менее, чем в военной службе) регламенте профессиональной деятельности по реализации функций правоохранительной службы; в наличии званий и субординации, формы одежды; в особенных требованиях к физическому и психическому состоянию здоровья гражданина при приеме на работу и т.

Основное различие состоит в том, что военная служба, направленная на защиту государства, преследует целью охрану интересов общности людей и, в большинстве своем, интересов внешних. Правоохранительная служба нацелена на защиту внутренних интересов безопасности граждан. Можно сказать, что правоохранительная служба более индивидуальна в своем подходе по охране чьей-либо безопасности.

Муниципальная служба

Рассматривая виды государственной службы
Российской Федерации, нельзя обойти вниманием муниципальную службу. В законе о системе госслужбы РФ среди видов госслужбы муниципальная служба отсутствует. Более того, не могут прийти к единому мнению по вопросу отнесения муниципальной службы к госслужбе и ученые.

По мнению одних исследователей, и государственная и муниципальная службы – это разновидности публичной службы, однако муниципальная служба видом госслужбы не является. Другие ученые считают, что муниципальная служба естественно включена в систему госслужбы России, и законодательное оформление этого факта – лишь дело времени.

В любом случае стоит знать, что и государственная, и муниципальная службы в своей деятельности переплетены очень тесно. Однако квалификационные требования при поступлении на муниципальную службу устанавливаются каждым муниципальным образованием самостоятельно. При приеме на муниципальную службу с гражданином заключается трудовой договор, а не служебный контракт. Вместе с тем, стаж муниципальной службы засчитывается как стаж госслужбы.

Государственная гражданская служба – это профессиональная деятельность граждан Российской Федерации в органах власти ( , законодательной и служебной). Именно этот род занятий требует максимальной ответственности и исполнительности, поэтому к работникам предъявляются высокие требования.

Уважаемые читатели! В статье рассказаны типичные способы того, как решать юридические проблемы. Ваш случай индивидуален.

Госслужбу можно разделить на две ветви:

  • Федеральная гражданская служба. Из названия становится понятно, что граждане, которые являются федеральными госслужащими, несут службу в федеральных органах власти. Соответственно зарплату они получают из федерального бюджета.
  • Региональная гражданская служба. К этой группе относятся госслужащие, которые выполняют свою профессиональную деятельность в органах власти субъектов Российской Федерации. Зарплата идет из бюджета конкретного региона, в некоторых случаях из федерального бюджета.

На государственной гражданской службе огромное множество должностей. Как и на любой работе, здесь есть руководители (отделов, департаментов и т. ), их советники и помощники, а также специалисты, выполняющие вполне конкретные специфичные задачи, и обеспечивающие специалисты для информационного, хозяйственного и другого обеспечения государственной деятельности.

Стать госслужащим может любой гражданин России, достигший совершеннолетия, владеющий русским языком. Предельный возраст пребывания на гражданской службе – 60 лет. Однако не так давно президент издал указ, согласно которому срок выхода на пенсию для госслужащих может быть продлен при необходимости до 65 лет, а для госслужащих высших должностей – до 70 лет. Основные достоинства, из-за которых госслужба является такой желанной:

  • , обеспечивающая достойную пенсию. А у высших должностей и сама зарплата весьма достойная.
  • Стабильность. Какой бы кризис ни грянул, госслужба будет всегда, и это дает уверенность в завтрашнем дне.
  • и соцпакет. Госслужащие пользуются скидкой на проезд, коммунальные услуги. Молодые мамы могут уйти в декрет или на больничный без всяких проблем.

Запреты и правила, касающиеся госслужбы

Дума создала новые должности государственной службы

Государственная гражданская служба – это большая ответственность. Она накладывает на работников этой сферы определенные ограничения:

  • Госслужащим нельзя заниматься прочей деятельностью помимо педагогической, научной или творческой.
  • Граждане, находящиеся на государственной гражданской службе, не должны участвовать в забастовках и прочих мероприятиях, нарушающих функционирование государственных органов.
  • Госслужащий не должен заниматься предпринимательством и использовать свое служебное положение, чтобы каким-то образом содействовать другим предпринимателям и организациям.
  • Конечно, госслужащему запрещено брать взятки. Это касается не только материального вознаграждения, но и различных подарков, услуг «в благодарность за оказанную помощь».
  • Человек, находящийся на государственной гражданской службе, не должен разглашать информацию, связанную с его работой, тем более информацию конфиденциального характера.
  • Нельзя никаким образом использовать свое служебное положение в личных целях.
  • Запрещено находиться на государственной службе в должности, которая находится в подчинении или же, наоборот, в начальственном положении по отношению к какому-либо госслужащего (брат, сестра, муж, жена, сын, отец и т.д.).
  • Вступать в политические партии и религиозные организации также запрещено.
  • Нельзя выступать в СМИ с различными обращениями, давать суждения и оценки деятельности государственных органов и их руководителей. Не допускается также давать неполномочные обещания.
  • Госслужащий не может использовать техническое оборудование и другое имущество, принадлежащее госорганам в личных целях и передавать его третьим лицам.
  • Нельзя приобретать ценные бумаги с целью получения дохода.

Как поступить на государственную гражданскую службу?

Дума создала новые должности государственной службы

К кандидату на пост госслужащего также предъявляются свои требования:

  • Человек должен быть совершеннолетним и дееспособным.
  • Он должен быть гражданином России и хорошо владеть языком. Второго гражданства быть не должно.
  • Гражданин, претендующий на пост госслужащего, не должен иметь судимостей.
  • Ряд заболеваний не позволяет устроиться на государственную службу: психические расстройства, заболевания, отражающиеся на умственных способностях.
  • Человек не должен иметь тесных родственных связей с потенциальным руководителем.

Если гражданин соответствует перечисленным стандартам и к тому же имеет специальное высшее образование, он может претендовать на должность госслужащего. Для этого нужно пройти конкурс, состоящий из двух этапов. Лишь по результатам конкурса проводится прием на эту работу.

  • Первый этап – предоставление своих документов. Конечно, это нужно делать не в любое желаемое время, а лишь после того, как на сайте или в печатном издании был объявлен конкурс. Госслужащие не любят разглашать информацию о вакансиях, поэтому узнать что-то заранее будет крайне трудно.
  • Второй этап – оценка и отбор кандидатов. Этим занимается специальная комиссия, выбранная соответствующим государственным органом. Первым делом рассматриваются все документы, предоставленные кандидатами, а затем уже проводят другие отборочные мероприятия: собеседование, анкетирование, реферат и прочее. После рассмотрения и тестирования всех кандидатов комиссия голосует.

Кандидат может быть или же не принят, но занесен в кадровый резерв. Во втором случае участвовать в конкурсе больше не придется. Кандидата пригласят на определенную должность, если такая необходимость появится.

Особенности альтернативной гражданской службы — тема видеоматериала:

Виды государственной службы Российской Федерации

Государственная служба Российской Федерации
(далее – государственная служба) – профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ. Это определение дано в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее Закон о системе госслужбы). Государственная служба органично связана с органами государственной власти, которые реализуют через государственных служащих свои функции. Государственная служба, прежде всего, характеризуется тем что, это профессиональная деятельность, предполагающая наличие у лица соответствующего профессионального образования и соответствующей специализации. Профессионализм и компетентность государственных служащих являются законодательно установленными принципами государственной службы (ст. 3 Закона о системе госслужбы). За подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей государственные служащие несут юридическую ответственность.

Принципы функционирования системы государственной службы

Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются (ст. 3 закона о системе госслужбы): – федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ; – законность; – приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты; – равный доступ граждан к государственной службе; – единство правовых и организационных основ государственной службы; – взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы; – открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих; – профессионализм и компетентность государственных служащих; – защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц. Законом о системе госслужбы установлено (ст. 2), что система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: 1) государственная гражданская служба; 2) военная служба; 3) правоохранительная служба. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы. В России сложилась двухуровневая система государственной службы, которая учитывает федеративное государственное устройство страны. Именно двухуровневой системой российской государственной службы во многом обусловлены своеобразные черты и характерные особенности правового статуса государственных служащих РФ. Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, а ее организация – в ведении субъекта РФ. Систему государственной службы Российской Федерации можно представить в виде следующей схемы.

Схема. Виды государственной службы

Федеральная государственная служба
– профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ. В отличие от государственной гражданской службы субъекта РФ федеральная государственная служба имеет своей целью обеспечение полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ. Еще одно отличие – это комплексность федеральной государственной службы. Закон о системе госслужбы выделяет следующие виды федеральной государственной службы: федеральную государственную гражданскую службу, военную службу, правоохранительную службу. Кроме того, законом допускается возможность установления и других видов федеральной государственной службы. Для этого необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в закон о системе госслужбы. Федеральная государственная гражданская служба
– профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. Государственная гражданская служба субъекта РФ
– профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ. В отличие от военной и правоохранительной службы, государственная гражданская служба ставит своей целью обеспечение полномочий федеральных государственных органов, лиц, замещающих государственные должности и обеспечение полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих должности субъекта РФ (государственная гражданская служба субъекта РФ). Военная служба
– вид федеральной государственной службы, представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания. Правоохранительная служба
– вид федеральной государственной службы, представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины. Под государственным органом
понимается образуемый в установленном законом порядке орган, наделенный конкретными полномочиями, необходимыми для осуществления соответствующих функций государственной власти. Возникает вопрос об определении круга органов, профессиональная деятельность в которых может считаться гражданской службой. Следует ли к их числу относить лишь федеральные государственные органы (такие как федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства), а также соответствующие органы субъектов РФ, либо включать сюда и подведомственные им структуры, имеющие статус юридических лиц и осуществляющие определенные управленческие функции, в частности, в регионах? В соответствии с Указом Президента РФ от 09 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий указанных федеральных государственных органов, относится к гражданской службе Российской Федерации. Частью 1 ст. 78 Конституции РФ предусматривается возможность создания федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий территориальных структур. Поскольку они создаются для осуществления полномочий исполнительной власти, их правомерно именовать государственными органами, а профессиональную деятельность по реализации их задач и функций следует считать государственной службой. Гражданская служба РФ представляет собой профессиональную деятельность по выполнению государственных задач и функций, осуществляемую лицами, находящимися на штатных должностях гражданской службы в государственных органах, и оплачиваемую из федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ. Каждый государственный орган уполномочен осуществлять строго определенные задачи и функции государства. Государственная служба РФ осуществляется в аппаратах органов представительной и судебной власти, в органах исполнительной власти, а также в иных государственных органах, реализующих от имени государства его цели и функции и отнесенных актами законодательства РФ и субъектов РФ к государственной гражданской службе. Соответственно профессиональная деятельность на госпредприятиях, в государственных учреждениях, не имеющих властных функций, не является гражданской службой. Таковой не является и работа во властных органах на должностях, не относящихся к государственным. На гражданской службе не состоят депутаты, судьи, граждане, работающие в государственных органах по трудовым договорам (контрактам) или гражданско-правовым договорам, а также вспомогательно-технический персонал. Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы РФ иных видов обеспечивается учетом стажа государственной службы иных видов при исчислении стажа гражданской службы. В стаж (общую продолжительность) гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу включаются периоды замещения должностей гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы.

Должности государственной службы Российской Федерации

Государственная должность
– это должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей. Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ. Согласно закону о системе госслужбы (ст. 8) должности государственной службы подразделяются на: – должности федеральной государственной гражданской службы; – должности государственной гражданской службы субъекта РФ; – воинские должности; – должности правоохранительной службы. Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов РФ о государственной гражданской службе субъектов РФ. В целом выделяются два типа федеральных государственных органов: первый – органы, ведающие вопросами федерального значения; второй – органы, имеющие полномочия вести вопросы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Второй тип федеральных государственных органов обычно имеет в субъектах Федерации свои территориальные органы. В последнем также учреждаются должности федеральной гражданской службы. В таких государственных органах сочетается единое руководство сферой государственной жизни с разделением полномочий федерального и территориального уровней. Статья 8 закона о госслужбе устанавливает, что должность государственной гражданской службы устанавливается с двойной цепью: «. обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность». Понятие «государственный орган» означает государственную структуру органа либо лица, замещающего государственную должность. Поэтому важно отличать понятие должности гражданской службы от близко примыкающего к нему понятия специальности. Специальность характеризует род трудовой деятельности, требует определенных знаний и трудовых навыков, приобретаемых путем профессионального образования или практического опыта, например, в области финансов, юстиции, экономики и др. Должность гражданской службы
– это должность с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа. Государственный орган уполномочен осуществлять строго определенные задачи и функции. В этих целях государство наделяет свои органы государственно-властными полномочиями, т. правом принимать общеобязательные решения. Полномочия эти воплощаются в компетенции конкретного государственного органа, закрепленной в соответствующем нормативно-правовом акте. Следовательно, должность гражданской службы заключает в себе часть полномочий (права и обязанности), которые являются составной частью компетенции данного государственного органа. Должность гражданской службы содержит основную функцию, выполняемую гражданским служащим. Наименование должности гражданской службы представляет собой краткую и точную формулировку, отражает ее индивидуальный характер и общность в системе функций государственного органа. Например, должность помощника (советника) федерального министра отражает следующие моменты: это должность федерального гражданского служащего; ее назначение – обеспечить деятельность члена Правительства РФ; уровень – главная (высшая) должность гражданской службы; замещается в порядке назначения. Наименование «главный специалист администрации области» отражает другие признаки – должность гражданского служащего субъекта РФ, а именно области; ее назначение – выполнять обязанности по осуществлению полномочий администрации области; уровень – старшая (ведущая) должность гражданской службы; замещается в порядке конкурса. Государственные должности РФ устанавливаются федеральными законами. Сводный перечень наименований государственных должностей РФ, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, утвержден Указом Президента РФ от 11 января 1995 № 32. Всего в Сводном перечне содержится тридцать восемь государственных должностей. Второй вид государственных должностей составляют должности субъектов РФ, которые устанавливаются конституциями и уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий их государственных органов. Иногда их перечень в систематизированном виде содержится в законах субъектов РФ о государственной службе. При этом в законах некоторых субъектов РФ категории государственных должностей отсутствуют.

Категории должностей гражданской службы

Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (далее закон о госслужбе) установлено (ст. 9), что должности гражданской службы подразделяются на следующие категории: 1) руководители
– должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий; 2) помощники (советники)
– должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей; 3) специалисты
– должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий; 4) обеспечивающие специалисты
– должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий. Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы: 1) высшие должности гражданской службы; 2) главные должности гражданской службы; 3) ведущие должности гражданской службы; 4) старшие должности гражданской службы; 5) младшие должности гражданской службы. Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы. Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы. Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Какие ограничения у госслужащих?

Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в

Какой закон регулирует государственную службу?

Федеральный закон “О государственной гражданской службе Российской Федерации” от 27. 2004 N 79-ФЗ (последняя редакция) КонсультантПлюс Данный документ (в ред. Федерального закона от 30. 2021 N 437-ФЗ) в отношении отдельных органов применяется с 1 января 2023 года

Чем нельзя заниматься госслужащим?

Закон о госслужбе и Закон о противодействии коррупции запрещают государственным служащим заниматься предпринимательской деятельностью и участвовать в управлении коммерческой организации

Что не имеет права делать госслужащий?

1 комментируемой статьи предусматривается, что государственный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью. Это означает, что он не может занимать иную должность в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и общественных объединениях

Чем отличаются запреты и ограничения на госслужбе?

Отметим, что ограничение — это условие, при котором гражданин не может быть принят на гражданскую службу или не может более находиться на ней, а запреты — это то, что гражданский служащий не вправе делать при нахождении его на государственной службе

Что такое федеральная государственная служба?

Федеральная государственная служба – профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации

Сколько можно работать на госслужбе?

Предельный возраст пребывания на гражданской службе – 65 лет. Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе и замещающему должность категории «руководители» высшей группы должностей, срок службы может быть продлен до достижения им возраста 70 лет

Можно ли родственникам работать на госслужбе?

16 Федерального закона от 27. 2004 № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским

Кто имеет право работать на госслужбе?

На государственную гражданскую службу (далее — гражданская служба) вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 27 июля 2004 г

Можно ли перевести госслужащего?

Особенности работы госслужащих Перевод госслужащего в порядке ротации в другой госорган возможен только с его письменного согласия в соответствии с п. 33 Закона N 79-ФЗ (ч

Когда повысят зарплату госслужащим в 2022 году?

С 1 октября 2022 года федеральным госслужащим проиндексируют зарплату на 4% Оклады месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, увеличат на 4%

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее – должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции,

Что такое ежемесячное денежное поощрение?

ежемесячное денежное поощрение – в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента РФ, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи – в размере трех окладов денежного содержания

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *