госслужба близкий родственник

Классификация видов государственной службы

При классификации государственной службы по видам, должны быть определены критерии специфического правового регулирования. Но подобная классификация, исходя из принципа единства государственной службы в едином государстве, может превратиться в зависимости от специализации государственных органов, в простое перечисление полномочий государственных служащих при реализации ими через их деятельность тех же государственных полномочий.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» N 58 закрепил виды, на которые делится государственная служба. Но подобное деление ставит скорее новые вопросы, чем решает старые. Бабелюк Е. не без оснований ставит под сомнение выделение нового, более универсального вида государственной службы, которая в настоящее время урегулирована российским законодательством, – это государственной гражданской службы. Она отмечает, что «Как представляется, сохранение организационно-должностной модели для гражданской службы, не отвечает современным потребностям общества. При наделении федеральных агентств, которые являются самостоятельными видами федеральных органов исполнительной власти, функциями по оказанию государственных услуг все сложнее провести их разграничение с государственными учреждениями, иными государственными организациями (государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ и другими), которые имеют государственно-властные полномочия.

Статья 2 указанного Федерального закона закрепляет систему государственной службы, которая включает в себя следующие виды:

  • государственную гражданскую службу;
  • военную службу;
  • государственную службу иных видов.

При подобном критерии разграничения государственной службы, вряд ли такое понимание системы надолго сохранится неизменной. Также к государственной службе отнести, к примеру, работу на объектах атомной энергетики, которую вряд ли можно считать правоохранительной или государственной службой иных видов. Федеральный закон «О государственной службе российского казачества» от 05. 2005 N 154-ФЗ к государственной службе относится данный вид деятельности.

Различное правовое регулирование органов, которые осуществляют государственную власть, а также установление различного статуса государственных должностных лиц, эту власть реализующих, приводит к сложностям в функционировании всего государственного аппарата, различиям в их статусе, неопределенности статуса некоторых областей государственной службы. Это нерационально с точки зрения, как существа государственной службы, так и юридической техники.

В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» закреплено определение для каждого вида государственной службы.

Понятие федеральной государственной службы

В статье 4 указанного закона установлено, что федеральная государственная служба – это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, которые замещают государственные должности Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5 ФЗ федеральная государственная служба подразделяется на:

  • федеральную государственную гражданскую службу – это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы, направленная на обеспечение исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, которые замещают государственные должности Российской Федерации;
  • государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации – это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ, направленная на обеспечение исполнения полномочий государственных органов субъекта РФ полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий лиц, которые замещают государственные должности субъекта Российской Федерации.

Понятие военной службы

Военная служба – это вид федеральной государственной службы, которая представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских и не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в органах, которые осуществляют функции по обеспечению безопасности и обороны государства. Таким гражданам могут быть присвоены воинские звания.

Ранее ФЗ закреплял такой вид государственной службы, как правоохранительный, но с 1 января 2016 года статья утратила силу.

Также можно было бы выделить такой вид государственной службы, как дипломатический, который обладает собственной правовой спецификой.

Особым видом государственной службы А. Гришковец называет службу в организациях Центрального банка Российской Федерации. Деятельность некоторых лиц в парламенте, можно также отнести к виду государственной службы.

В статье 3, 6 и 7 Федерального закона N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» уравнены фактически все виды проявления государственной власти по отношению к населению, не смотря на то, что указанный выше закон продолжает разделять единую государственную службу на федеральную, государственную, муниципальную и гражданскую. Также он предписывает гражданам, в некоторых случаях, исполнять иные указания, которые исходят непосредственно от международных организаций и некоторых общественных объединений.

Положительным моментом, так как система является совокупностью элементов, которые находятся в связях, приводящих их к новому качеству, является закрепление в ст. 6 Закона № 79-ФЗ видов взаимосвязи государственной службы РФ иных видов и гражданской службы, специфика и сравнимость видов государственной службы. Взаимосвязь государственной службы иных видов и гражданской службы обеспечивается за счет единства системы государственной службы российского государства, функционирования и принципов ее построения, а также посредством:

  • основных государственных социальных гарантий, соотносительности размера оплаты труда и основных условий;
  • установление обязательств и ограничений при прохождении различных видов государственной службы Российской Федерации;
  • учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы;
  • соотнесения главных требований государственного пенсионного обеспечения граждан, которые проходили государственную службу.

Вышеуказанные нормы являются принципами государственной службы. Нормы ст. 7 указанного закона являются такими же принципами, которые гласят, что взаимосвязь муниципальной и гражданской службы обеспечивается посредством:

  • единства главных квалификационных требований к должностям муниципальной и гражданской службы;
  • единства обязательств и ограничений при прохождении муниципальной и гражданской службы;
  • единства требований к подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации муниципальных и государственных служащих;
  • учета стажа гражданской службы, если исчисляется стаж муниципальной службы и стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы;
  • соотносительности главных социальных гарантий и условий оплаты труда муниципальных и гражданских служащих;
  • соотносительности главных требований государственного пенсионного обеспечения граждан, которые проходили муниципальную службу, а также граждан, проходивших гражданскую службу, а также, в случае потери кормильца их семей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что по мысли законодателя, муниципальная служба – это один из видов государственной службы. Государственный аппарат до сих пор нуждается в научных предложениях о самом делении государственной службы Российской Федерации на виды и в целом о системе.

Тема эффективности актуальна для всех сфер экономки, однако, для государственного управления она стоит наиболее остро. Ведь именно от качества управления процессами в жизни страны, региона, города зависит их состояние и развитие, а также экономический и социальный климат в обществе. Леонид Эдуардович Лимонов, профессор, академический руководитель программы «Государственное и муниципальное управление» об оценке эффективности госслужащих и системы государственного администрирования в целом.

Тема KPI тема очень важная. В начале 2000 была попытка перестроить систему государственного управления на, так называемое, управление по результату и бюджетирование, ориентированное на результат. Когда не только оценка деятельности отдельных служащих и подразделений завязана на достижение ключевых показателей, но и финансирование тех или иных программ обосновывается не просто фактом существования подразделения. Но эта реформа забуксовала. Конечно, ее очень трудно проводить. Не всегда можно выделить четкие показатели существования того или иного учреждения. Это очень сложная вещь, в отличие от рыночной экономики, где есть спрос и предложение, так или иначе определяющие цену, а цена позволяет определить эффективность бизнеса. Есть объективные индикаторы. Когда мы берем не рыночную сферу, таких индикаторов нет. Поэтому есть стремление изобрести систему, которая бы работала также хорошо, как и бизнес.

Если спросить сначала социальные подразделения, в чем измеряется эффективность работ, то они, скорее всего, укажут показатели, которые будут неправильными. Например, если полиция укажет сокращение числа преступлений, то в погоне за показателями будет не выгодно регистрировать преступления. Если взять показатели раскрываемости преступлений, то могут быть нарушения, когда невиновных осуждают. Или сфера здравоохранения. Понятно, что их финансирование зависит от числа больных, то есть служащие, встроенные в систему, заинтересованы в том, чтобы число больных увеличивалось, тогда будет больше фондов и средств. В здравоохранении идет привязка к койко-местам. Но цель ведь не в том, чтобы было больше мест в больнице, а в том, чтобы люди меньше болели. Для этого, возможно, лучше развивать диагностику, профилактику, а совсем не увеличивать количество коек в больницах. И вот как настроить систему на достижение полезного результата для общества, а не на то, чтобы увеличивать отчисления в фонды на собственную деятельность.

Возьмем в качестве примере показатель «продолжительность жизни». Он зависит от многих факторов, и привязывать его только к здравоохранению нельзя. Если говорить об эффективности государственного управления, то во многом она завязана на совместную   работу различных подразделений, нацеленных на конечный полезный результат. Это настраивать очень сложно. И тут я бы хотел обратиться к будущим магистрантам и выпускникам, что они может не совсем о том думают, когда хотят идти на госслужбу. Думать надо о том, как сделать систему более полезной и эффективной.

В административной системе не все зависит от одного человека, но на то она и система. Если в ней будет достаточно много людей современных и хорошо образованных, то и в системе начнется процесс самооздоровления. Понятно, что молодой специалист, приходя на госслужбу не попадет на те должности, которые определяют хозяйственный климат в целом, но с другой стороны, если человек работает плохо или его деятельность препятствует успешному развитию, то множество таких маленьких преград создает тот бизнес-климат, на который все жалуются.

Актуальность рассмотрения темы «Поощрения государственных гражданских служащих» состоит в том, что роль государственного аппарата в выполнении задач и функций государства в современных и будущих политических и экономических условиях является исключительно важной. Огромное значение государственной службы определяется тем, что среди вопросов, решаемых государством, стержневым является вопрос о кадрах, в первую очередь руководителей. Именно государственный аппарат призван претворять в жизнь реформы, новые идеи и законоположения, а ведь очевидно, что основная масса недостатков связана с неумением, а порой и неприятием реформаторских программ со стороны некоторой части «аппаратчиков». Эффективное использование добротного кадрового потенциала государства — приоритетная общенациональная задача. Правильное понимание сущности государственной службы и ее реформирование на современном этапе должны обеспечить четкую, эффективную и законную деятельность государственного аппарата. При этом большую роль играет система поощрений государственных гражданских служащих.

Ключевые слова: поощрения, награды, вознаграждение, безупречная служба, продолжительная безупречная служба

The Relevance of the topic «Promotion of civil servants» is that the role of the state apparatus in performing the tasks and functions of the state in contemporary and future political and economic conditions is extremely important. The enormous importance of public service is determined by the fact that among the matters dealt with by the state, the core is the question of personnel, primarily managers. The state office should implement reforms, new ideas and statutes, and it is obvious that the bulk of the shortcomings is the inability and sometimes the rejection of the reform programs on the part of some of the «apparatchiks». Effective use of a good personnel potential of the state priority national goal. The correct understanding of the essence of public service and reform at the present stage should provide a clear, effective and legitimate activities of the state apparatus. A large role is played by the system of incentives of civil servants.

Keywords: promotion, awards, rewards, impeccable service, flawless long lasting service

Поощрение и награждение гражданского служащего являются формой общественного признания его заслуг, оказания ему почета, имеющего большое моральное значение и влекущего определенные правовые, в том числе материальные, преимущества.

Основаниями для поощрения и награждения являются:

– безупречная и эффективная служба;

– продолжительная безупречная служба.

Под безупречностью, в первую очередь подразумевается, что данный гражданский служащий не имеет дисциплинарных взысканий. Безупречная служба предполагает неукоснительное исполнение гражданским служащим возложенных на него обязанностей и должностного регламента. С понятием «эффективность гражданской службы» для гражданских служащих могут быть связаны разные правовые последствия в зависимости от занимаемой должности, а также вида и содержания служебного контракта. Эффективность гражданской службы оценивается по специально разработанным показателям. Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего включаются в должностной регламент, утверждаемый представителем нанимателя.

Следует учитывать, что ст. 47 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» прямо предусматривает учет результатов исполнения гражданским служащим должностного регламента, в частности, при поощрении гражданского служащего. При этом по отдельным должностям гражданской службы показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности определяются в срочном служебном контракте. В зависимости от этих показателей производится оплата труда указанных гражданских служащих. Перечень соответствующих должностей гражданской службы, а также порядок установления оплаты труда для этих гражданских служащих утверждаются соответственно указом Президента РФ по представлению Правительства РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Продолжительность службы основанием для единовременного поощрения связи с на государственную за выслугу. Стаж гражданской определяется в со ст. 54 «О государственной службе РФ».

два вида за труд:

К поощрениям, правило, относятся выплаты, а скорее носят характер, являются признания заслуг служащего.

Такое произведено впервые: ранее действовавшее о государственной , ни трудовое не выделяют как особое явление. Награждение том числе наградами считалось из видов.

Стоит отметить, отказ от термина, который бы все нанимателя по безупречной и службы гражданского , представляется не удачным, тем что законодатель и другие , например «объявление », «присвоение почетного ».

Кроме того, всегда поощрение свести к выплате (имущественному ). Например, среди Правительства Российской надо назвать грамоту Правительства Федерации.

Часть 1 55 ФЗ «О гражданской службе » предусматривает виды и награждений. можно разделить поощрения и , применяемые представителем , и поощрения награждения, применяемые государственными органами.

поощрениям и , применяемым представителем , относятся:

– объявление с выплатой поощрения;

– награждение грамотой государственного с выплатой поощрения или вручением ценного ;

– выплата единовременного в связи выходом на пенсию за лет;

– иные поощрения и государственного органа, служебным распорядком.

виды поощрения награждения государственного устанавливаются нормативно- актами этого. Представитель нанимателя в выборе поощрения и. В служебном могут быть такие меры, присвоение почетного , награждение нагрудными , помещение на почета, занесение книгу почета др.

Кроме и награждений органа, ФЗ « государственной гражданской РФ» называет виды поощрения, специально уполномоченными то органами.

– Правительства РФ;

– Президента РФ;

– почетных званий Федерации;

– награждение отличия Российской ;

– награждение орденами медалями Российской.

Почетные звания Федерации, знаки Российской Федерации, также и и медали Федерации являются наградами Российской и представляют высшую форму.

Почетная грамота Российской Федерации поощрением за в содействии социальной и политики государства, деятельности федеральной власти, развитию самоуправления, осуществлению по обеспечению , прав и граждан, укреплению страны и безопасности, реализации политики Российской. Ею награждаются служащие, своим заслужившие широкую благодаря личному в осуществление и экономической государства.

Представление награждении Почетной вносится в РФ федеральными исполнительной власти органами исполнительной субъектов Российской.

Почетные звания гражданским служащим высокое профессиональное и многолетний труд на Указа Президента от 30 декабря 1995. № 1341 «Об установлении званий Российской , утверждении положений почетных званиях описания нагрудного к почетным Российской Федерации» ( изменениями и ).

Этим Указом , например, такие звания, как « работник дипломатической Российской Федерации», « экономист Российской », «Заслуженный юрист Федерации». Почетные присваиваются гражданским , проработавшим по 15 и более. Право присваивать звания Российской предоставлено Президенту.

Награждение нагрудным производится соответствующим на основании нормативного правового. Награждение знаком , орденом или — государственными наградами Федерации, является формой признания гражданского служащего государством. Виды наград и награждения установлены о государственных Российской Федерации, Указом Президента от 2 марта 1994. № 442 с изменениями дополнениями.

К наградам, в , отнесены:

– звание Российской Федерации,

– звания Российской ,

– ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации: например, ордена «За заслуги перед Отечеством», «Почета», знак отличия «За безупречную службу».

Примечателен воплощенный Законе принцип поощрительно-наградных морального и свойства. Наряду награждениями морального , такими как благодарности, награждение грамотой, к служащим одновременно и материальные в форме выплат в выражении.

Следует учитывать, что виды поощрений награждений затрагивают социальный аспект. частности, Федеральный «О ветеранах» числу ветеранов относит лиц, орденами или , либо удостоенных званий СССР Российской Федерации, награжденных ведомственными отличия в и имеющих стаж, необходимый назначения пенсии старости или выслугу лет. социальной поддержки данной категории определяются законами иными нормативными актами субъектов.

Таким образом, эффективность поощрений лишь при установленных требований их применению. требованием является законности и применения любой мер поощрения. могут применяться теми органами руководителями, которым такое право.

этом они применять только , предусмотренные соответствующими правовыми актами, пределах предоставленной власти и установленном порядке.

  • Белоносов, В. О. Риск в деятельности // Самарского института ФСИН России. 2006. — Вып. 4. — С. 96.
  • Ветлужных, Е. Н. Мотивация и труда. Практика. Методики. Инструменты. –М.: Бизнес Букс, 2008.- С.135.
  • Зорина, Л. Многолетняя работа не в почете? Дело о в оплате труда // Кадровик. право для кадровика. — 2010. — № 3. — С. 76
  • Климанов, Г. Б. Опасность деформации. Что это такое? / Г. Б. Климанов, А. В. Датий, А.В. // и наказание. — Москва, 2011. — № 3. –С. 11–13.
  • Рожков, О. А. Профессиональная ценностно-мотивационной сотрудников правоохранительных как их // юридическая психология. — Рязань, 2008. — № 3. — С. 78.
  • Соколова, Е. А. Профессиональная и пути ее в образовательном процессе / Е. А. Соколова. — Рязань: Поверенный, 2007.С. 163

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, гражданская служба, служащий, поощрение, безупречная служба, государственный аппарат, должностной регламент, награждение, государственная служба, продолжительная безупречная служба.

Поощрения и дисциплинарные взыскания на гражданской службе

Значение служебной дисциплины в процессе прохождения государственной службы трудно переоценить. Это основа профессиональной служебной деятельности и служебного поведения государственных служащих, необходимое условие эффективного функционирования государственной службы в целом.

Действующее законодательство определяет служебную дисциплину на гражданской службе как обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом. Для военной и правоохранительной видов государственной службы понятия служебной дисциплины зафиксированы в других нормативных правовых актах, например для военной службы — в Дисциплинарном уставе.

В обязанность представителя нанимателя входит создание условий, необходимых для соблюдения государственными служащими служебной дисциплины. Руководитель государственного органа или его структурного подразделения обязан следить за состоянием служебной дисциплины среди своих подчиненных и осуществлять дисциплинарную практику.

Дисциплинарная практика складывается из двух составляющих:

  • поощрений и награждений государственных служащих;
  • дисциплинарных взысканий.

Поощрения и награждения. Это форма государственного и общественного признания заедут гражданского служащего, оказания ему почета и уважения. Поощрения — это, как правило, денежные выплаты гражданскому служащему. Награждения имеют в большей степени моральный характер (орден, медаль, грамота). Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определяет главное условие и перечень поощрений и награждений за гражданскую службу. На вопрос, за что должны поощряться и награждаться гражданские служащие, закон отвечает: за безупречную и эффективную гражданскую службу. Понятие довольно абстрактное, поэтому оценка труда гражданского служащего в большей степени зависит от мнения его руководителя. Безупречная служба означает неукоснительное исполнение гражданским служащим возложенных на него обязанностей и должностного регламента.

Поощрения и награждения за гражданскую службу по федеральному закону могут быть следующие:

  • объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;
  • награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;
  • иные виды поощрения и награждения государственного органа;
  • выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;
  • поощрение Правительства РФ;
  • поощрение Президента РФ;
  • присвоение почетных званий Российской Федерации;
  • награждение знаками отличия Российской Федерации;
  • награждение орденами и медалями Российской Федерации.

Решение о поощрении или награждении служащего в соответствии сп. 1—4 принимается представителем нанимателя и оформляется правовым актом (приказом) государственного органа. Решение о поощрении или награждении служащего в соответствии с п. 5—9 принимается по представлению представителя нанимателя и оформляется нормативным правовым актом Российской Федерации (постановлением Правительства РФ, указом Президента РФ). Поощрения и награждения служащего со стороны Президента и Правительства Российской Федерации применяются за особые заслуги гражданского служащего перед государством.

Виды государственных наград и порядок награждения установлены специальным Положением о государственных наградах Российской Федерации. К государственным наградам отнесены: звание Героя России, почетные звания Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия РФ (например, «За безупречную службу»).

Почетные звания Российской Федерации присваиваются гражданским служащим на основании указа Президента РФ за высокое профессиональное мастерство и многолетнюю добросовестную службу (15 лет и более). Существуют такие почетные звания, как «заслуженный юрист Российской Федерации», «заслуженный экономист Российской Федерации» и другие. Правительство РФ поощряет гражданских служащих Почетной грамотой Правительства РФ за заслуги перед государством и личный вклад в осуществление его социально-экономической политики. Федеральные министерства и ведомства награждают своих работников нагрудными знаками. Например, Министерство юстиции награждает отличившихся служащих нагрудным знаком «Почетный работник юстиции России». Вместе с нагрудным знаком вручается удостоверение и единовременное вознаграждение в размере 1,5 должностного оклада.

Правовой акт о поощрении и награждении гражданского служащего доводится до сведения всего трудового коллектива. В обязательном порядке в личное дело и трудовую книжку гражданского служащего вносится соответствующая запись о поощрении или награждении. Порядок и условия единовременного денежного поощрения служащего устанавливаются законодательством. Гражданские служащие, в отношении которых действует дисциплинарное взыскание, поощрению не подлежат.

Заметно стремление законодателя к совмещению моральных и материальных стимулов к службе. Как правило, объявление благодарности или награждение почетной грамотой применяются одновременно с выплатой денежного поощрения или вручением ценного подарка. Руководитель государственного органа не свободен в определении размера денежного поощрения. При выплате единовременных поощрений он ограничен средствами фонда оплаты труда гражданских служащих. Исключение составляет единовременное денежное поощрение в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет.

На государственной гражданской службе субъектов РФ могут быть и другие виды поощрений и награждений, принципиально не отличающиеся от федеральных. Так, на гражданской службе города Москвы, в связи с ее спецификой, в перечне видов поощрений и награждений отсутствуют два федеральных вида: «выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет» и «поощрение Правительства РФ». Первое поощрение отсутствует потому, что в московском законе о гражданской службе это обязательная дополнительная государственная гарантия.

Второго поощрения нет потому, что вместо него введен новый вид поощрения: награждение наградами и присвоение почетных званий города Москвы1Закон города Москвы № 3 от 26 января 2005 г. «О государственной гражданской службе города Москвы». В отличие от дисциплинарных взысканий закон не ограничивает право руководителя в выборе мер поощрения и награждения гражданского служащего. В служебном распорядке государственного органа могут быть предусмотрены такие меры, как присвоение почетного звания государственного органа, награждение нагрудными знаками, помещение фотографии на доску почета и т.

Дисциплинарные взыскания. За совершение дисциплинарного проступка гражданские служащие несут дисциплинарную (служебную) ответственность. Дисциплинарный проступок проявляется в виновном противоправном действии или бездействии служащего. Виновное действие означает то, что служащий действовал виновно, т. умышленно или по неосторожности. Противоправным называется действие, которое совершается вопреки требованиям законов и иных правовых актов.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ определяет понятие «дисциплинарный проступок» гражданского служащего и перечисляет конкретный перечень дисциплинарных взысканий. Дисциплинарное взыскание налагается за совершение дисциплинарного проступка. В законе дается точное толкование дисциплинарного проступка «неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей». Дисциплинарный проступок может проявляться в неисполнении или ненадлежащем по мнению руководителя исполнении служащим должностных обязанностей, нарушении установленного служебного распорядка (режима труда и отдыха), опоздании, прогуле, нарушении требований о соблюдении государственной и служебной тайны, отказе от прохождения аттестации, несоблюдении ограничений и запретов и т.

Перечень взысканий, установленных в федеральном законе2Федеральный икон № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. , является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Видами дисциплинарных взысканий на гражданской службе являются:

  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение о неполном должностном несоответствии;
  • освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
  • увольнение с гражданской службы в соответствии с действующим законодательством.

Иные нормативные акты не могут предусматривать дисциплинарные взыскания, применяемые к гражданским служащим. В законодательстве о гражданской службе субъектов РФ устанавливаются аналогичные федеральным виды дисциплинарных взысканий3Закон города Москвы № 3 от 26 января 2005 г.

В законе особо оговаривается то, что за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание по выбору руководителя. Заметим, что согласно закону нет такого дисциплинарного взыскания, как понижение в должности или классном чине.

Порядок применения дисциплинарного взыскания. Право выбора конкретного дисциплинарного взыскания из числа предусмотренных законом принадлежит руководителю государственного органа. Руководитель вправе, но не обязан привлекать гражданского служащего к дисциплинарной ответственности. Он может ограничиться устным замечанием, беседой.

До применения взыскания руководитель должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. Объяснительная записка позволяет служащему изложить свое видение ситуации, привести уважительные причины неисполнения или ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей. Это дополнительная гарантия для служащего. В случае его отказа дать такое объяснение составляется акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Факты и обстоятельства, которые необходимо учитывать руководителю при наложении дисциплинарного взыскания, выясняются в ходе служебной проверки, которая проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. Последнее возможно в случае заинтересованности служащего в объективном расследовании случившегося факта.

При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

  • факт совершения служащим дисциплинарного проступка;
  • вина гражданского служащего;
  • причины и условия, способствовавшие совершению служащим дисциплинарного проступка;
  • характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;
  • обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления служащего о проведении служебной проверки.

Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием правового подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа. В проведении этой проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах.

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:

  • факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;
  • предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания.

Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщаются к личному делу служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть представителем нанимателя временно отстранен от занимаемой должности гражданской службы на время проведения проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

  • давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;
  • обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему эту проверку;
  • ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

После проведения служебной проверки руководитель по результатам представленного заключения налагает на виновного гражданского служащего дисциплинарное взыскание.

При применении взыскания руководителем должны учитываться:

  • тяжесть совершенного служащим дисциплинарного проступка;
  • степень его вины, обстоятельства при которых совершен проступок;
  • предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. Если неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей со стороны служащего продолжается, руководитель вправе наложить на него новое дисциплинарное взыскание, несмотря на то, что еще не снято старое.

Копия акта (приказа) о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта. Если работник отказался от подписи, то этот факт удостоверяется специальным актом. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

Порядок снятия дисциплинарного взыскания заключается в следующем. Дисциплинарное взыскание действует в течение одного года со дня его применения. Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя. Снятие взыскания оформляется актом и является своеобразным поощрением служащего.

При применении такой меры, как освобождение гражданского служащего от занимаемой должности гражданской службы, он не увольняется с гражданской службы, а включается в кадровый резерв для замещения иной, как правило, нижестоящей и менее ответственной должности гражданской службы на конкурсной основе.

Увольнение с гражданской службы предусматривается лишь в случаях, прямо предусмотренных законом. При увольнении гражданского служащего с гражданской службы в связи с дисциплинарным (служебным) проступком руководитель государственного органа, руководствуясь ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», расторгает служебный контракт гражданского служащего по инициативе представителя нанимателя.

Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с нее в следующих случаях:

  • вследствие неоднократного неисполнения служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;
  • при однократном грубом нарушении гражданским служащим должностных обязанностей (прогуле; появлении на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; разглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей; совершении по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты и тп.; нарушении гражданским служащим требований охраны труда, если это повлекло за собой тяжкие последствия, либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий);
  • при совершении виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные и товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя;
  • в случае принятия гражданским служащим, замещающим должность категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа;
  • при однократном грубом нарушении гражданским служащим, замещающим должность категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшем за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации;
  • в случае представления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта;
  • прекращения допуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям.

Важно, что перечисленные дисциплинарные и иные проступки не влекут за собой автоматического увольнения служащего с гражданской службы. Увольнение гражданского служащего по перечисленным основаниям допускается, если невозможно перевести служащего с его согласия на иную должность гражданской службы. Руководитель должен предложить проштрафившемуся гражданскому служащему иную должность государственной службы (ясно, что с понижением). Только в случае отказа гражданского служащего от перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить его от занимаемой должности гражданской службы и увалить с гражданской службы.

Гражданский служащий не может быть освобожден от занимаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе руководителя в период временной нетрудоспособности гражданского служащего и в период его пребывания в должности. В день увольнения с гражданской службы служащий обязан сдать в кадровую службу своего органа служебное удостоверение. Служащий имеет право обжаловать свое увольнение в суде.

Ответственность государственных служащих за свою служебную деятельность и служебное поведение бывает не только дисциплинарной. Нарушение гражданским служащим своих служебных обязанностей может повлечь за собой различные правовые последствия. В зависимости от вида и серьезности правонарушения, степени вины и обстоятельств, при которых должностные обязанности были нарушены, к служащим могут помимо дисциплинарной применяться уголовная, административная, гражданско-правовая виды ответственности.

Уголовная ответственность. Как граждане Российской Федерации, государственные служащие, виновные в совершении преступления, могут быть подвергнуты уголовному наказанию по приговору суда. При этом не имеют значения их государственно-служебные отношения. Они могут быть подвергнуты уголовному преследованию за деяния, совершенные ими как должностными лицами. Это могут быть, например, преступления против свободы, чести и достоинства личности на службе (ст. 126—130 УК РФ).

В Уголовном кодексе РФ имеется ряд составов преступлений, субъектами которых являются только государственные служащие. Это гл. 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», статьи которой представлены ниже.

Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями. Это использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Наказывается штрафом в размере от 100 до 200 МРОТ или в размере заработной платы осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Статья 286. Превышение должностных полномочий. Это совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Максимальное наказание — лишение свободы на срок до четырех лет.

Статья 287. Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации. Это неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации Совету Федерации. Государственной Думе Российской Федерации или Счетной палате, если это деяние совершено должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию. Максимальное наказание — лишение свободы на срок до трех лет.

Статья 288. Присвоение полномочий должностного лица. Это присвоение государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций. Максимальное наказание — лишение свободы на срок до двух лет.

Статья 289. Незаконное участие в предпринимательской деятельности. Это учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме. Максимальное наказание — лишение свободы на срок до двух лет.

Статья 290. Получение взятки. Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица, либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. Подобное деяние, совершенное группой лиц, неоднократно, в крупном размере, с вымогательством, наказывается лишением свободы на срок 7-12 лет.

Статья 291. Дача взятки. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника максимально наказывается лишением свободы сроком до трех лет.

Статья 292. Служебный подлог. Это означает внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности. Максимальное наказание — лишение свободы на срок до двух лет.

Статья 293. Халатность. Неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенные нарушения прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства Максимальное наказание — арест до трех месяцев. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Кто относится к числу близких родственников?

Так, близкими родственниками по Семейному кодексу РФ признаются родители и дети, сестры и братья, дедушки/бабушки и внуки. В список близких родственников по УПК входят также кроме перечисленных лиц супруги, усыновители и усыновленные. 4 мая 2022 г

Можно ли брать родственников на работу?

Трудовой кодекс не запрещает принимать на работу родственников и свойственников ( родственники одного из супругов для другого супруга), поскольку каждый имеет равные возможности для реализации своих прав, а при заключении трудового договора руководствоваться закон предписывает исключительно деловыми качествами работника

Почему нельзя работать у родственников?

Необъективность профессиональных оценок Отдавая должность родственнику, профессиональные качества зачастую не рассматривают. Руководствуются тем, что это близкий человек, а значит, автоматически попадает в разряд хороших. Работа, которая не кажется вам сложной, для него может оказаться весьма сомнительным благом

Можно ли работать на госслужбе если муж судим?

Постановление Верховного Суда Российской Федерации «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации» также содержит ограничение, установленное статьей 9, согласно которой, граждане, имеющие судимость или имевшие её в прошлом, не могут быть приняты на службу в органы

Что запрещено на госслужбе?

Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в

Зачем люди идут на госслужбу?

Основное, что привлекает в госслужбе , — пенсионная выплата за выслугу лет. Раньше выслуга полагалась за 15-летний стаж, сейчас его повысили до 20 лет. С такой выплатой пенсия может составить 50 000 Р. Раньше был еще один «пряник» — субсидия на покупку жилья

В чем преимущества госслужбы?

При стабильно хорошей работе госслужащий рано или поздно может рассчитывать на продвижение по карьерной лестнице. Этот пункт считается одним из самых важных мотиваторов, из-за которых устройство на госслужбу считается таким престижным и в то же время нелегким. 5 мая 2022 г

Как получить чин на госслужбе?

Классные чины присваиваются федеральным гражданским служащим персонально, с соблюдением последовательности, в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности государственной гражданской службы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *