госслужба два гражданства

Президент РФ Владимир Путин издал указ о порядке замещения должностей госслужащих с гражданством иностранного государства (Указ Президента РФ от 25 августа 2021 г. № 493).

Напомним, с 1 июля 2021 года государственные и муниципальные служащие, а также военнослужащие по общему правилу не вправе иметь двойное гражданство (Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. № 116-ФЗ). Но среди них есть те, у кого нет возможности прекратить гражданство другого государства по не зависящим от них причинам. Они вправе нести госслужбу, если только это не сопряжено с допуском к гостайне.

Президентский указ уточняет, что россияне с двойным гражданством могут замещать должности госслужбы только в исключительных случаях. При этом невозможность прекращения второго гражданства устанавливается решением главы страны либо решением Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ.

Работать такие госслужащие будут на условиях срочного трудового контракта, срок действия которого не может превышать 3 года.

При этом они обязаны принимать все меры по прекращению гражданства иностранного государства. Кроме того, им следует воздерживаться от получения документов, удостоверяющих личность гражданина иностранного государства, и совершения иных действий в качестве гражданина иностранного государства. Исключение составляют случаи, когда такие действия необходимы для прекращения гражданства иностранного государства (поправки внесены в Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 “Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих”).

В августе 2014 г. в России вступили в силу поправки о втором гражданстве. И уже в октябре россияне, у которых есть паспорт другой страны или вид на жительство там, обязаны были поставить государство в известность.

В представленной вашему вниманию статье рассмотрим вопрос, имеет ли значение наличие двойного гражданства при оформлении на работу?

ПОНЯТИЕ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА

Определение понятия двойного гражданства содержится в следующих нормативных актах:

• в Конституции Российской Федерации;

• в Федеральном законе от 31. 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 31. 2014; далее — Федеральный закон № 62-ФЗ).

Согласно чч. 1 и 2 ст. 62 Конституции РФ гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Двойное гражданство — наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства (абзац 4 ст. 3 Федерального закона № 62-ФЗ).

Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Россией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом (ст. 6 Федерального закона № 62-ФЗ).

Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

Лиц, имеющих два и более гражданства (подданства), еще называют бипатридами.

УВЕДОМЛЕНИЕ О НАЛИЧИИ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА

Упомянутое выше уведомление гражданин должен направить в территориальный орган ФМС России по месту своего жительства в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового — по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации — по месту его фактического нахождения в Российской Федерации). Срок уведомления составляет 60 дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

Однако гражданин может находиться за пределами территории Российской Федерации и в связи с этим не успеть подать уведомление в установленные сроки. В этом случае он обязан подать уведомление в территориальный орган ФМС России не позднее 30 дней со дня въезда в Российскую Федерацию.

До 1 января 2016 г. уведомление о наличии иного гражданства в установленном порядке обязан подать гражданин Российской Федерации (за исключением гражданина РФ, постоянно проживающего за пределами России), имеющий на 31 декабря 2014 г. гражданство только того иностранного государства:

• граждане которого могут прибывать в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (за исключением иностранного государства, в отношении граждан которого нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены особые меры по организации их пребывания в Российской Федерации в связи с их прибытием на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке);

В уведомление вносятся следующие сведения о гражданине Российской Федерации, в отношении которого оно подается:

• фамилия, имя, отчество;

• дата и место рождения;

• место жительства (место пребывания, место фактического нахождения);

• серия и номер паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории Российской Федерации;

• наименование имеющегося иного гражданства, серия, номер и дата выдачи паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие у указанного гражданина иного гражданства, и (или) наименование, серия, номер и дата выдачи указанному гражданину документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

• дата и основание приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

• сведения о продлении срока действия документа на право постоянного проживания в иностранном государстве или получении нового соответствующего документа;

Если уведомление подает законный представитель гражданина, имеющего двойное гражданство, к нему также прилагается:

• копия паспорта гражданина Российской Федерации законного представителя (если законный представитель является гражданином Российской Федерации);

• либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, например, паспорта иностранного гражданина (если законный представитель является иностранным гражданином).

Если уведомление подает уполномоченный представитель гражданина, имеющего двойное гражданство, то к уведомлению также прилагаются:

• копия нотариально удостоверенной доверенности;

• копия паспорта гражданина Российской Федерации уполномоченного представителя (если уполномоченный представитель является гражданином Российской Федерации);

• либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, например, паспорта иностранного гражданина (если уполномоченный представитель является иностранным гражданином).

Приказом ФМС России от 28. 2014 № 450 утверждены формы уведомлений о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, а также порядок подачи указанных уведомлений.

В случае приобретения гражданином Российской Федерации каждого иного гражданства или получения им каждого нового документа на право постоянного проживания в иностранном государстве данный гражданин или его законный представитель обязан подать об этом новое уведомление (ч. 11 ст. 6 Федерального закона № 62-ФЗ).

Освобождение от обязанности по уведомлению

От обязанности подачи уведомления граждане Российской Федерации, а также их законные представители освобождаются в следующих случаях:

Например, от обязанности письменного уведомления о наличии двойного гражданства временно (до 31 декабря 2015 г. ) освобождаются граждане Российской Федерации, приобретшие гражданство России в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов от 18. 2014 и Федеральным конституционным законом от 21. 2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (в ред. от 31. 2014).

На работодателя каких-либо обязанностей по уведомлению ФМС России или иных ведомств о приеме на работу работника с двойным гражданством действующим законодательством не возлагается.

Ответственность за нарушение сроков уведомления и за неисполнение обязанности по уведомлению

Следует иметь в виду, что несоблюдение предписаний законодательства влечет за собой административную и уголовную ответственность.

За нарушение установленного порядка подачи гражданином Российской Федерации или его законным представителем уведомления о наличии у данного гражданина гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, ст. 3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 500 до 1000 руб.

В состав данного административного правонарушения входят:

• несвоевременная подача уведомления;

• предоставление сведений, которые должны содержаться в таком уведомлении, в неполном объеме;

• предоставление в уведомлении заведомо недостоверных сведений.

Кроме того, за неисполнение лицом обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина РФ гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, вводится уголовная ответственность. За совершение указанного преступления предусмотрено наказание в виде:

• штрафа в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года;

Таким образом, упомянутые нововведения касаются всех лиц, имеющих помимо гражданства Российской Федерации также гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве, а также законных представителей (родителей, опекунов) несовершеннолетних лиц, имеющих соответствующее гражданство (вид на жительство).

ВЛИЯНИЕ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА НА ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Наличие у лица, принимаемого на работу, двойного гражданства может повлиять на трудовые отношения с ним только в определенных случаях.

Сразу отметим, что ограничения при трудоустройстве, связанные с наличием двойного гражданства, установлены главным образом для случаев, когда работник принимается на государственную гражданскую службу, правоохранительную службу, на работу, связанную с допуском к государственной тайне. В такой ситуации проверкой кандидата занимаются соответствующие органы (кадровые подразделения, органы ФСБ России).

Ограничения на прием на работу бипатридов содержатся в федеральном законодательстве. Приведем примеры таких ограничений.

Гражданская служба

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе, в частности, в следующих случаях:

• выход из гражданства Российской Федерации или приобретение гражданства другого государства;

• наличие гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Данные ограничения, связанные с гражданской службой, установлены пп. 6–7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27. 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 31. 2014).

Общественная палата

Лица, имеющие двойное гражданство, не могут быть членами Общественной палаты (п. 5 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 04. 2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» (в ред. от 20. 2014)).

ФСБ России

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 03. 1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (в ред. от 22. 2014) сотрудником органов федеральной службы безопасности может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства, способный по своим личным, профессиональным и психологическим качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

Иными словами, лицо с двойным гражданством не может быть сотрудником органов ФСБ России.

Прокуратура

Прокурорами могут быть только граждане Российской Федерации, получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. Законом прямо предусмотрено, что лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно имеет гражданство иностранного государства (пп. 1, 2 ст. 1 Федерального закона от 17. 1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 22. 2014)).

Полиция

Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел (полиции), предусмотрены п. 7 ст. 14 Федерального закона от 30. 2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 12. 2015). Одним из таких ограничений является приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства.

Работа со сведениями, составляющими государственную тайну

По общему правилу законодательство запрещает принимать иностранных граждан на работу, связанную с использованием сведений, составляющих государственную тайну. К числу объектов и организаций, в которые иностранцы не имеют права быть принятыми на работу, относятся структурные подразделения по защите государственной тайны и подразделения, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, органов государственной власти и организаций (п. 2 Перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11. 2002 № 755 (в ред. от 04. 2011).

Вместе с тем действующее законодательство РФ предусматривает возможность допуска лиц, имеющих двойное гражданство, и иностранных граждан на определенных условиях к работе со сведениями, составляющими государственную тайну. В соответствии с п. 3 Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22. 1998 № 1003 (в ред. от 27. 2008; далее — Положение о допуске), лица, имеющие двойное гражданство, полученное в соответствии с Законом РСФСР «О гражданстве РСФСР», допускаются к государственной тайне в порядке, определенном для должностных лиц и граждан Российской Федерации. То есть в отношении бипатридов в такой ситуации будет применяться Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 06. 2010 № 63 (в ред. от 01. 2012).

Лица, имеющие двойное гражданство, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, с грифом «секретно» только после проведения проверочных мероприятий органами ФСБ России. В отношении работы со сведениями другой степени секретности (сведениями особой важности, совершенно секретными сведениями) такой допуск невозможен. Следовательно, и принять их на работу с такими секретными сведениями нельзя.

Лица без гражданства могут быть допущены к сведениям, составляющим государственную тайну, на основании решения Правительства РФ. При этом к сведениям особой важности и совершенно секретным сведениям лица без гражданства не допускаются (п. 4 Положения о допуске).

Иностранные граждане допускаются к государственной тайне на основании международного договора, предусматривающего обязательства иностранного государства по защите передаваемых ему сведений, составляющих государственную тайну. При этом иностранцы допускаются только к тем сведениям, в отношении которых выполнены процедуры, предусмотренные Положением о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02. 1997 № 973 (в ред. от 02. 2015) (п. 6 Положения о допуске).

Таким образом, в отдельных случаях лица, имеющие двойное гражданство, могут быть приняты на работу, даже если она связана со сведениями, составляющими государственную тайну. Однако для этого они должны получить в установленном порядке необходимый допуск.

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 6, 2015.

Сегодня Государственная Дума приняла в окончательном третьем чтении  законопроекты, внесенные Президентом во исполнение обновленных положений Конституции. Принятыми законами предусматриваются запреты на наличие иностранного гражданства и вида на жительство за рубежом для государственных служащих, в т. военнослужащих, муниципальных служащих и других категорий должностей:

– проект федерального закона № 1065287-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,

– проект федерального закона № 1065309-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»;

Официальный представитель Президента при рассмотрении законопроектов палатами Федерального Собрания, председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников напомнил, что такие запреты в соответствии с Конституцией уже установлены для ряда должностей, в том числе для членов Правительства, депутатов ГД, сенаторов РФ, судей, прокуроров и других. Конституцией предусмотрена возможность установления таких запретов и для других категорий должностей. Люди, исполняющие особые государственные функции и полномочия, должны быть защищены от возможного негативного влияния извне. При этом указанные ограничения не лишают человека права выбора: принимать эти условия или не связывать себя с государственной или муниципальной деятельностью.

Предусмотрен запрет на иностранное гражданство либо вид на жительство или иное право на постоянное проживание на территории иностранного государства для ряда государственных, муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы.

Изменения вносятся в 25 федеральных законов.

Запрет на иностранное гражданство и вид на жительство за рубежом  распространяется на:

1) военную службу (в том числе в Вооруженных Силах РФ, в войсках национальной гвардии, в спасательных воинских формированиях МЧС, СВР, органах ФСБ, ФСО,органах военной прокуратуры, военных следственных органахи т. ) – иностранное гражданство или вид на жительство допускается для военной службы по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов  и старшин.

2) государственную гражданскую службу, в том числе дипломатическую службу;

3) службу в органах государственной охраны, таможенных органах, Следственном комитете, в органах внутренних дел, в федеральной противопожарной службе, в уголовно-исполнительной системе, в органах принудительного исполнения;

3) муниципальную службу;

4) должности Чрезвычайного и Полномочного Посла РФ в иностранном государстве и Постоянного представителя РФ при международной организации;

5) должности Председателя, заместителя Председателя и аудиторов Счетной палаты РФ; должность Председателя Центрального банка РФ и его заместителей;

6) должность высшего должностного лица (губернатора) субъекта РФ;

7) должности уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, Уполномоченного при Президенте по правам ребенка и уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ, Уполномоченного при Президенте по защите прав предпринимателей и уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах  РФ,  уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг;

8) иные государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности, в том числе заместители губернаторов, депутаты региональных законодательных (представительных) органов государственной власти,  председатели и члены избирательных комиссий; главы муниципальных образований, главы местных администраций; муниципальные депутаты, должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетных органов субъектов  РФ и муниципальных образований;

9) членов региональных общественных наблюдательных комиссий за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания;

10)  должности капитана морского порта и должностей службы капитана морского порта.

11) Помимо этого, к кандидатам на должность губернатора, депутата законодательного (представительного) органа субъекта РФ, а также уполномоченных  (Уполномоченного при Президенте по правам ребенка и соответствующих уполномоченных в субъектах РФ; Уполномоченного при Президенте по защите прав предпринимателей и уполномоченных в субъектах РФ; уполномоченного по правам человека в субъекте РФ, уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг) вносится требование о постоянном проживании в Российской Федерации.

Устанавливается обязанность государственных и муниципальных служащих, а также иных лиц уведомить свое руководство о прекращении российского гражданства, равно как и о приобретении иностранного гражданства, либо о получении вида на жительство за рубежом.

Так, государственные и муниципальные служащие, другие должностные лица и работники, для которых предусматриваются соответствующие ограничения, и которые на день вступления в силу новых норм имеют иностранное гражданство либо право на постоянное проживание на территории иностранного государства, должны сообщить об этом в течение 10 дней со дня вступления в силу данного федерального закона.

Такие лица смогут продолжить службу или работу на своих должностях, при условии подачи ими документов, свидетельствующих о намерении прекратить гражданство иностранного государства. По истечении 6 месяцев лица, не представившие документы, подтверждающие прекращение иностранного гражданства или права на постоянное проживание гражданина РФ за рубежом, подлежат освобождению от замещаемых должностей и увольнению со службы, работы.

Вместе с тем гражданин РФ, имеющий иностранное гражданство, которое не прекращено по не зависящим от него причинам, в исключительных случаях может быть принят на государственную или муниципальную службу и назначен на должность, при замещении которой не требуется оформление допуска к государственной тайне. Это будет возможно в порядке, определенном Президентом. Предусматривается, что эти нормы не относятся к жителям Республики Крым и города Севастополя, которые были признаны российскими гражданами в результате воссоединения Крыма с Россией в 2014 году, и подали заявление об отказе от гражданства Украины, но не смогли его прекратить. Такие лица признаются гражданами России без иностранного гражданства и могут претендовать на замещение должностей государственной или муниципальной службы.

Павел Крашенинников подчеркнул, что в целях недопущения ограничений прав жителей Крыма и Севастополя при замещении государственных, муниципальных должностей и должностей государственной, муниципальной службы  был  внесен  отдельный законопроект – № 1144028-7 «О внесении изменения в статью 4 Федерального конституционного закона “О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Указывается, что лица, не имеющие гражданства РФ, или российские граждане, имеющие иностранное гражданство либо вид на жительство за рубежом, не допускаются к замещению в госорганах или органах местного самоуправления должностей, не являющихся должностями государственной или муниципальной службы, но для замещения которых требуется оформление допуска к государственной тайне.

Речь, прежде всего, идет об обеспечивающим персонале (например, переводчики, программисты, бухгалтеры, инженеры, секретари). Конкретный перечень должностей таких работников утверждается государственным органом или органом местного самоуправления.

Также устанавливается обязанность таких работников сообщать о прекращении российского гражданства или о приобретении иностранного гражданства либо права на постоянное проживание на территории иностранного государства. И определяется порядок прекращения с ними трудового договора, если их невозможно перевести на другую работу у данного работодателя.

Изменения, предусмотренные принятыми законами вступят в силу с 1 июля 2021 года.

Запрет на иностранное гражданство и вид на жительство прямо установлен в Конституции для лиц, осуществляющих государственную деятельность.

Первый закон уточняет положения отдельных законодательных актов, предусматривающих ограничение для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы и иных должностей в связи с наличием гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

В частности, корректируются нормы ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «О муниципальной службе в Российской Федерации», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Второй закон вносит поправки в Трудовой кодекс. Так, запрещается иметь иностранное гражданство или вид на жительство в другой стране лицам на должностях, не относящихся к государственной или муниципальной службе, для замещения которых требуется оформление допуска к государственной тайне. Речь идет об обеспечивающем персонале госорганов.

Председатель
ГД Вячеслав Володин

Володин
Вячеслав Викторович

Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва. Избран по избирательному округу № 163 (Саратовский – Саратовская область)
предложил расширить эти запреты на помощников депутатов.

«Нам
правильно будет внести изменения в закон о статусе депутата и члена Совета
Федерации. Я обращаюсь к профильному комитету. Давайте мы проявим солидарность
всех фракций, внесем поправки, которые введут запрет для помощников депутатов как
штатных, так и тех, кто на общественных началах», — сказал Вячеслав Володин в ходе пленарного заседания.

«Лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, или граждане Российской Федерации, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не допускаются к замещению в государственных органах или органах местного самоуправления должностей, не являющихся должностями государственной или муниципальной службы, для замещения которых требуется оформление допуска к государственной тайне, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Изменения вносятся в Трудовой кодекс РФ.

Также внесен законопроект, целью которого является уточнение
положений отдельных законодательных актов, предусматривающих ограничение для замещения
государственных и муниципальных должностей, должностей
государственной и муниципальной службы и иных должностей
в связи с наличием гражданства (подданства) иностранного
государства либо вида на жительство или иного документа,
подтверждающего право на постоянное проживание гражданина
РФ на территории иностранного государства.

В частности, корректируются нормы ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», «О государственной
гражданской службе Российской Федерации», «О муниципальной
службе в Российской Федерации», «Об общих принципах
организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации», «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации»,
«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Напомним, ранее Государственная Дума приняла пакет законов в развитие принятых поправок в Конституцию. В частности, был принят закон о Госсовете РФ, законы об ответственности за отчуждение территорий РФ, о приоритете Конституции РФ над решениями международных организаций и судов и другие.

госслужба два гражданства

Подтверждение гражданства — специфическая процедура, о которой, наверняка, слышали немногие. Между тем, информация о ней может оказаться актуальной для каждого гражданина. В этом посте мы поговорим о том, в каких случаях нужно подтверждение гражданства РФ и как оно оформляется.

С помощью каких документов подтверждается гражданство РФ

В Указе No1325 изложен исчерпывающий список документов, удостоверяющих наличие гражданства. Касательно совершеннолетних лиц он выглядит так:

  • паспорт (общегражданский, заграничный, дипломатический или служебный);
  • военный билет со вкладышем, говорящим о российском гражданстве;
  • свидетельство о рождении, в котором указана информация о российском гражданстве хотя бы одного из родителей;
  • метрика с отметкой о наличии гражданства, нанесенной должностным лицом уполномоченного органа.

Что касается детей до 14 лет, то их гражданский статус подтверждается свидетельством о рождении со вкладышем или штампом о гражданстве. В метрике должна содержаться информация о гражданстве родителей. Также подданство ребенка могут подтверждать сведения о нем, вписанные в общегражданский, заграничный или дипломатический паспорт родителей.

госслужба два гражданства

Если у вас есть хотя бы один из этих документов, то процедура подтверждения гражданского статуса вам не потребуется. Об этом стоит твердо помнить, ведь иногда различные ведомства могут выдвигать неправомерные требования, и знание законодательства поможет вам отстоять свои права.

В каких случаях может потребоваться подтверждение гражданства РФ

На территории России все еще проживают люди, не получившие российский паспорт после распада Союза. Речь идет о тех, кто на момент 6. 1992 имел постоянную прописку в РФ и советский паспорт, но не поменял его на новые российские корочки. Таким лицам процедура подтверждения гражданства РФ необходима. Ведь даже если в настоящий момент у них имеется иностранное гражданство, они все равно являются гражданами России согласно закону No62-ФЗ.

Вторая группа лиц, которым может понадобиться эта процедура — это люди, рожденные после 6. 1992 года в семье российского гражданина, не имеющего документов, подтверждающих гражданство РФ. К примеру, если отец или мать, будучи гражданами РСФСР и проживающие на территории этой союзной республики на 6 февраля 1992 года, не оформляли выхода из гражданства РФ, но и не получили российского паспорта. Их дети, даже появившиеся на свет в другом государстве, могут быть признаны гражданами РФ по праву рождения.

госслужба два гражданства

Третья категория — это иностранные граждане или апатриды, которые однажды уже обращались в Управление по вопросам миграции (или ФМС) с заявлением о приеме в гражданство РФ, но по той или иной причине не были осведомлены о положительном решении по вопросу. Такое может случиться как по вине самого гражданина (сменил место жительства или вообще покинул страну), так и по вине государственных служб. В подобную ситуацию также часто попадают те, кто был ребенком и не знал, что родители или опекуны вписывали его в свое заявление о гражданстве. Срок вынесения решения роли не играет.

Четвертая возможная и распространенная ситуация — это просрочка общегражданского и заграничного паспортов при проживании за границей. Такое может случится если россиянин, живущий за рубежом, вовремя не обратиться в представительство Российской Федерации за сменой паспорта. Впрочем, наличие иных документов, обозначенных в начале статьи, может спасти ситуацию.

Возможны и иные случаи, при которых может потребоваться
подтверждать наличие гражданства, однако они происходят реже.

Как выглядит процедура подтверждения гражданства РФ

В территориальном отделении МВД РФ нужно написать заявление в свободной форме о проведении проверки обстоятельств, говорящих о наличие гражданства. К заявлению прикладываются имеющиеся документы. Иногда инспектор может потребовать предоставить данные о себе в письменном виде.

Положительным результатом проверки станет заключение о признании заявителя гражданином РФ. С этим заключением уже можно будет обратиться за оформлением нового паспорта.

Если вы находитесь за границей — то обратиться с заявлением можно в консульское учреждение РФ.

Быть лицом без гражданства в РФ (сокращенно – ЛБГ) — не очень комфортно. А быть ЛБГ и при этом не иметь документа, удостоверяющего личность, еще и рискованно. Поэтому для таких людей вопрос легализации стоит особенно остро. В статье расскажем, как стать россиянином человеку, не имеющему подданства ни одной из стран.

Кто такие ЛБГ

госслужба два гражданства

Лица без гражданства не имеют подданства ни одного из государств

Лицо без гражданства в РФ — это, как понятно из формулировки, человек, который не состоит в российском гражданстве. В то же время, он не имеет доказательств, благодаря которым можно было бы отнести его к подданным какого-либо иного государства. Другой термин, применяемый к таким людям — апатрид.

“На 2018 год в Российской Федерации проживало не менее ста тысяч ЛБГ”,

— данные правозащитного центра “Мемориал”.

Такая цифра — результат распада Советского Союза. Подавляющее большинство лиц без гражданства в РФ — бывшие советские подданные, не получившие, в силу разных причин, паспорта ни России, ни иной страны.

Как лица без гражданства в РФ могут подтвердить свою личность

госслужба два гражданства

Вид на жительство удостоверяет личность ЛБГ

Ответ содержится в статье 10 ФЗ-115 «О правовом положении иностранных граждан в России». В качестве удостоверения личности апатрида Россия признает:

  • удостоверение личности ЛБГ, выдача которого состоялась на территории иностранного государства;
  • разрешение на временное проживание. Если лицо без гражданства в РФ оформляет РВП, то ему выдают документ — разрешение на временное проживание лица без гражданства. Он становится для человека официальным удостоверением личности на время действия статуса;
  • вид на жительство. Как только апатрид получает ВНЖ, его удостоверением становится соответствующий документ — зеленая книжечка ВНЖ;
  • также удостоверять личность лица без гражданства в Российской Федерации может другой документ, если он признается местным и международным законодательством.

Легко ли быть лицом без гражданства в РФ

А это уже во многом зависит от того, есть у человека бумага,
удостоверяющая личность (одна из тех, что перечислены выше), или нет.

Российское законодательство приравнивает всех апатридов к иностранным гражданам.

На лиц без гражданства распространяются те же права, обязанности и ограничения, что и на иностранцев. Порядок легализации также проходит по одним и тем же правилам.

Так, если апатрид, имеющий документы, прибывает в Россию,
то, как и всем иностранцам, ему нужно встать на миграционный учет. Далее он на
тех же правах, что и гражданин иностранного государства, может претендовать на
выдачу РВП, ВНЖ и, в конечном итоге, на получение гражданства.

Гораздо тяжелее находиться в Российской Федерации тем ЛБГ, у которых нет удостоверительного документа. Без такой бумаги человек приравнивается к нелегалу, так как у него нет бумаги, подтверждающей право на проживание в стране. Он не может официально устроиться на работу, заключить брак, обратиться в поликлинику. Ему не доступна покупка машины, своего жилья, получение пенсии. Он даже не может купить билет на поезд дальнего следования или самолет. Если такого человека остановит полицейский на улице для проверки документов, то это может обернуться серьезными проблемами.

Часто людей, не имеющих бумаги, удостоверяющей личность, отправляют в отделение полиции, затем — суд, по результатам которого либо выписывают штраф за нарушение миграционных правил, либо отправляют в центр временного содержания иностранных граждан до решения вопроса о выдворении.

госслужба два гражданства

Да только вот выдворять лиц без гражданства некуда. В итоге люди проводят в таких центрах месяцы, а часто и максимально предусмотренный КоАП срок — два года. Поэтому легализация для них крайне важна.

Что делать ЛБГ без документов

У большинства бывших граждан Советского союза нет удостоверения личности, поэтому в России они находятся незаконно.

На данный момент Российская Федерация не выдает лицам без гражданства удостоверений личности. Несколько лет назад этот вопрос поднимался на государственном уровне, но затем всё затихло.

Сейчас есть только процедура установления личности. Описана она в статье 10. 1 ФЗ-115. Проходит в несколько этапов: апатрид подает в МВД заявление, прилагает документы, содержащие его персональные данные. Затем проводится проверка, опрос свидетелей и другие процедуры. По результатам составляется Заключение об установлении личности. При этом оригинал остается в МВД, а ЛБГ на руки выдают лишь копию.

Однако, зачем нужна эта процедура, до конца не ясно. Так как выданное заключение не считается законодательством документом, удостоверяющим личность.

Соответственно, апатрид не может на его основании, например, оформить РВП (хотя в некоторых регионах заявления на РВП с заключением принимают). Лишь в некоторых случаях, в частности, предусмотренных статьей 41. 1 ФЗ «О гражданстве» (о ней речь пойдет ниже) данная процедура помогает в получении российского подданства.

Как апатриду получить российский паспорт без РВП и ВНЖ

В настоящее время действует статья 41. 1 ФЗ № 62. Рассчитана она как раз на ЛБГ — бывших граждан Советского Союза, в том числе тех, у которых нет удостоверительных документов. По данной статье выдача гражданства осуществляется без предварительного получения РВП, ВНЖ, подтверждения доходов.

Стать россиянами на основании этой статьи могут:

  • дееспособные апатриды, которые по данным на 5 сентября 1991 года имели гражданство СССР и прибыли в Россию для проживания до 1 ноября 2002 года;
  • подать на гражданство РФ могут дети указанных лиц (независимо от возраста);
  • под действие статьи попадают также совершеннолетние недееспособные лица, если они находятся под опекой лица, указанного в первом пункте.

Главные требования к перечисленным выше заявителям: у них не
должно быть ни гражданства, ни какого-либо легального статуса (например, ВНЖ) в
иностранном государстве.

Есть еще одна категория людей, которая включена в нормативный акт. Это также бывшие советские граждане, оформившие до 1. 2002 года российский паспорт. Но в последствии у них не было определено наличие гражданства. По данному основанию оформляются люди, у которых имеется подданство иностранного государства.

Если у заявителя нет документа, удостоверяющего личность, то он проходит процедуру установления личности. Обратите внимание. В законе отдельно говорится: людей, которые указаны в статье, не станут привлекать к ответственности за нарушение миграционного законодательства (режима въезда, пребывания и т

госслужба два гражданства

1 ФЗ “О гражданстве РФ”

Выдача решения о приеме в гражданство происходит в течение полугода. Если человек проходит процедуру установления личности, то срок может быть увеличен еще на три месяца.

Другие способы легализации ЛБГ в РФ

госслужба два гражданства

Остальные варианты рассчитаны на апатридов, у которых есть документ, удостоверяющий личность. Они получают подданство и паспорта по тем же схемам, что и любой иностранный гражданин.

Оформление через российское консульство

В миграционном законодательстве, а именно — в ч. 1 ст. 14 ФЗ-61 есть основание, позволяющее ЛБГ пройти процедуру оформления через российское представительство в иностранном государстве.

То есть, если человек живет, например, в Украине, то он может прийти в консульство РФ в данной стране и сразу сдать бумаги на гражданство. Получение российского РВП и ВНЖ не требуется.

Вы сможете воспользоваться этой схемой, если:

  • ранее были гражданином Советского Союза;
  • являетесь дееспособным;
  • признаны ЛБГ;
  • жили ранее или живете в настоящий момент в одной из бывших советских республик, но подданства данного государства не получили.

По данному основанию могут проходить только заявители, которые никогда не получали никакого подданства после распада Союза. То есть за всю жизнь имели только советское гражданство.

По этому же основанию можно стать россиянином с территории РФ. Но тогда нужно сначала получить РВП и ВНЖ.

Получение паспорта с территории России

Все остальные способы вступления в число россиян требуют
того, чтобы человек на законных основаниях находился в России. Необходимо
легально заехать в страну, встать здесь на миграционный учет. Далее апатрид
проходит три этапа:

  • Первым делом его ждет процесс получения разрешения на временное проживание (в некоторых случаях можно пропустить).
  • Следующий этап на пути к паспорту — оформление вида на жительство.
  • При наличии ВНЖ для ЛБГ откроются двери для подачи на подданство РФ.

Стать россиянином обладатель ВНЖ может несколькими способами:

  • в общем порядке,
  • упрощенно,
  • через государственные программы.

Как прийти к российскому паспорту в общем порядке

Этот способ рассчитан на тех ЛБГ, которые не попадают под требования для упрощенного оформления. Чтобы подать по общей схеме нужно безвыездно прожить по ВНЖ пять лет. Раньше заявление сотрудники МВД не примут.

Читайте по теме: Как получить гражданство, если есть ВНЖ

Упрощенная процедура

госслужба два гражданства

В статье 14 ФЗ-62 приведены основания, которые позволяют стать россиянином быстрее. Ими могут воспользоваться как граждане других государств, так и ЛБГ.

Главная льгота заключается в том, что при упрощенном оформлении можно нести бумаги на гражданство сразу после выдачи вида на жительство. Среди оснований многие апатриды находят подходящий для себя вариант. Как мы уже упоминали ранее, по упрощенной схеме могут проходить ЛБГ — выходцы из Советского Союза.

Если у вас есть родитель — россиянин, то это тоже дает право на более быстрый путь к паспорту. Есть варианты получения подданства по русским детям и супругам.

Полный список смотрите в таблице.

госслужба два гражданства

Полный перечень оснований

Паспорт через НРЯ

госслужба два гражданства

Программа носителей русского языка — отличный вариант легализации для людей, которые стали апатридами в результате развала Союза. Через проект можно стать россиянином в течение года. Есть несколько условий — нужно знать русский язык, как родной. С этим у бывших советских граждан проблем возникнуть не должно.

Второе — необходимо, чтобы вы или ваши мама/папа, бабушка/дедушка, в общем, кто-то из родственников по прямой восходящей линии, проживали в прошлом или в настоящем на территории, которую сейчас занимает Российская Федерация.

Подведем итог. Несмотря на то, что большая часть апатридов — это выходцы из СССР, российское законодательство не выделяет ЛБГ в отдельную категорию. В глазах закона они — иностранцы, поэтому требования к ним предъявляются такие же, как к иностранным гражданам. Легализация апатридов происходит в соответствии со статьями 41. 1, 13 и 14 ФЗ «О гражданстве».

При подаче на российское подданство иностранцу предстоит заполнить внушительную анкету, состоящую из 33 пунктов. Заявление на гражданство РФ инспекторы изучают с особой щепетильностью. Даже неверно расставленные кавычки становятся поводом для отказа в приеме документов. В статье рассказываем, как подготовить заявку, чтобы ее приняли с первого раза.

Можно ли имея два гражданства?

В Российской Федерации двойное гражданство не запрещено. Не существует и ограничений, касающихся количества гражданств. Россиянин может одновременно являться гражданином нескольких стран. Но в России предусмотрена ответственность за несвоевременное уведомление о двойном гражданстве

Нужно ли служить если есть второе гражданство?

Военкомат имеет законное право призывать на службу тех граждан, кто имеет двойное гражданство , причем, независимо от того, служил ли этот гражданин в армии другой страны или нет. Исключение касается лишь граждан Таджикистана, страной, с которой сохранилась особая договоренность относительно прохождения воинской службы

Кто может иметь 2 гражданства?

Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство ) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации

Где разрешено иметь 2 гражданства?

Это право действует в небольшом количестве стран за пределами Европы — Аргентина, Барбадос, Бразилия, Канада, Колумбия, Ямайка, Мексика, Пакистан, Перу, США, Уругвай, Турция, Молдавия. Нигде в Европе это право не действует. Кроме того, можно приобрести гражданство в ходе натурализации, на основе заявления

Какие документы подтверждают гражданство РФ?

Документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации , является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ , содержащие указание на гражданство лица

Кто подтверждает гражданство?

Закон о гражданстве определяет, что документом, удостоверяющим гражданство , является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство. При этом какой-либо специальный документ, подтверждающий принадлежность к российскому гражданству, помимо паспорта, законом не предусмотрен

Сколько ждать подтверждения гражданства?

Обращаем Ваше внимание, что в среднем срок получения ответа из России на запрос составляет 3-4 месяца. В некоторых случаях процесс подтверждения наличия гражданства затягивается до года

Как определить предпенсионный возраст в 2022 году?

Предпенсионерами в 2022 году в общем случае считаются мужчины, которым исполнилось 59 лет

Сколько лет стажа нужно для выхода на пенсию в 2022 году?

Для выхода на пенсию в 2022 году необходимо иметь 13 лет стажа и 23,4 пенсионных коэффициентов 29 июл

Сколько нужно отработать чтобы получить премию?

Если в них прописано, что премия выплачивается по итогам года, то работник, отработавший 12 месяцев и уволившийся по окончании года, должен ее получить. Если же во внутренних документах прописано, что работник, который уволился до начисления премии , не имеет права на нее, то работник не вправе претендовать на выплату

Какие могут быть премии?

Премии бывают двух видов : Премия производственного характера входит в систему оплаты труда, ее выплачивают регулярно, например, ежемесячно. Размер премии зависит от конкретных показателей и условий премирования. Премия непроизводственного характера не относится к оплате труда

Что является основанием для начисления премии?

Основанием для начисления премии являются данные бухгалтерской и статистической отчетности, а по показателям, по которым такая отчетность не предусмотрена, – данные оперативного учета, утверждаемые соответствующим должностным лицом

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *