госслужба при беременности

Постановление Конституционного Суда РФ от 06. 2012 N 31-П
“По делу о проверке конституционности пункта 4 части 1 статьи 33 и подпункта “а” пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации” в связи с жалобой гражданки Л. Пугиевой”

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

от 6 декабря 2012 г. N 31-П

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В. Зорькина, судей К. Арановского, А. Бойцова, Н. Бондаря, Г. Гаджиева, Ю. Данилова, Л. Жарковой, Г. Жилина, С. Казанцева, С. Князева, А. Кокотова, Л. Красавчиковой, С. Маврина, Н. Мельникова, Ю. Рудкина, Н. Селезнева, О. Хохряковой,

с участием представителя Совета Федерации – доктора юридических наук А. Саломаткина, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации М. Кротова,

руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”,

рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности пункта 4 части 1 статьи 33 и подпункта “а” пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации”.

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки Л. Пугиевой. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые заявительницей законоположения.

Заслушав сообщение судьи-докладчика Н. Селезнева, объяснения представителей Совета Федерации и Президента Российской Федерации, выступления приглашенных в заседание представителей: от Министерства юстиции Российской Федерации – М. Мельниковой, от Генерального прокурора Российской Федерации – Т. Васильевой, от Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации – А. Максимова, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации

Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” относит к общим основаниям прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнения с государственной гражданской службы государственного гражданского служащего расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (пункт 4 части 1 статьи 33), а к основаниям расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя – такое однократное грубое нарушение государственным гражданским служащим должностных обязанностей, как прогул, т. отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня (подпункт “а” пункта 3 части 1 статьи 37).

Со ссылкой на названные законоположения заявительница по настоящему делу гражданка Л. Пугиева распоряжением руководителя Администрации Главы Республики Ингушетия от 29 сентября 2011 года в связи с отсутствием на службе с 26 по 28 сентября 2011 года была освобождена от должности начальника отдела кадров и государственных наград Администрации Главы Республики Ингушетия и уволена с государственной гражданской службы за прогул.

Отказывая в удовлетворении требований Л. Пугиевой о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, Магасский районный суд Республики Ингушетия в решении от 24 ноября 2011 года (оставлено без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 29 декабря 2011 года) расценил как злоупотребление правом действия заявительницы, выразившиеся в том, что она сообщила об причине своего отсутствия на службе с 26 сентября 2011 года (необходимость ухода за проходящим лечение в стационаре сыном – инвалидом II группы) лишь спустя два дня, скрыла факт временной нетрудоспособности и 29 сентября 2011 года представила листок нетрудоспособности.

Довод Л. Пугиевой о том, что, будучи беременной, она в силу статьи 73 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации” подпадает под действие части первой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации, закрепляющей гарантию в виде запрета увольнения беременных работниц по инициативе работодателя, кроме случаев ликвидации организации и прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем, был отвергнут судами на том основании, что часть 3 статьи 37 названного Федерального закона, в которой установлен исчерпывающий перечень гарантий, предоставляемых государственным гражданским служащим при расторжении трудового договора по инициативе представителя нанимателя, не содержит запрета на увольнение беременных женщин, не находящихся в отпуске по беременности и родам, а норма Трудового кодекса Российской Федерации, не допускающая увольнение беременных женщин, на государственных гражданских служащих не распространяется.

В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции заявительнице было отказано определением судьи Верховного Суда Республики Ингушетия от 14 марта 2012 года и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2012 года.

Как следует из статей 3, 36, 74, 96 и 97 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”, конкретизирующих статью 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации принимает к рассмотрению жалобу гражданина на нарушение его конституционных прав и свобод законом, примененным в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, если придет к выводу, что оспариваемые законоположения затрагивают конституционные права и свободы граждан и что имеется неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли эти законоположения Конституции Российской Федерации; Конституционный Суд Российской Федерации принимает постановление только по предмету, указанному в жалобе, оценивая при этом как буквальный смысл рассматриваемых законоположений, так и смысл, придаваемый им официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из их места в системе правовых норм.

Нарушение пунктом 4 части 1 статьи 33 и подпунктом “а” пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации” своих конституционных прав, гарантированных статьями 7, 19, 37 и 38 Конституции Российской Федерации, заявительница, как следует из ее жалобы, усматривает в том, что эти законоположения во взаимосвязи с частью 3 статьи 37 данного Федерального закона препятствуют предоставлению беременным женщинам, проходящим государственную гражданскую службу, при решении вопроса об увольнении за прогул такой же гарантии, как предусмотренная частью первой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации для женщин, работающих по трудовому договору.

Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу являются положения пункта 4 части 1 статьи 33 и подпункта “а” пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации” в их взаимосвязи с частью 3 статьи 37 данного Федерального закона – в той мере, в какой на их основании решается вопрос о возможности увольнения по инициативе представителя нанимателя беременной женщины, проходящей государственную гражданскую службу, в том числе при совершении ею дисциплинарного проступка.

Согласно Конституции Российской Федерации политика Российской Федерации как правового и социального государства – исходя из ответственности перед нынешним и будущими поколениями, стремления обеспечить благополучие и процветание России – направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (преамбула; статья 1; статья 7, часть 1); в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1).

Принцип социального государства, относящийся к основам конституционного строя Российской Федерации, обязывает публичную власть надлежащим образом осуществлять охрану труда и здоровья людей, государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливать гарантии социальной защиты на основе общепринятых в правовом и социальном государстве стандартов и гуманитарных ценностей; это, в частности, предполагает наличие правовых механизмов, которые обеспечивали бы институту семьи эффективную защиту, адекватную в том числе целям социальной и экономической политики Российской Федерации на конкретно-историческом этапе, а также уровню экономического развития и финансовым возможностям государства (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2007 года N 4-П и от 15 декабря 2011 года N 28-П).

Гуманистические начала социального государства, призванного, прежде всего, защищать права и свободы человека (статья 2; статья 7, часть 1; статья 18 Конституции Российской Федерации), предопределяют обязанность федерального законодателя осуществлять правовое регулирование таким образом, чтобы обеспечить наиболее уязвимым категориям граждан благоприятные условия для реализации своих прав в сфере труда. Одной из важнейших задач в этой сфере является правовая защита женщины, в том числе в период беременности, сопряженный с существенными физическими и эмоциональными нагрузками, от неблагоприятных воздействий, способных негативно повлиять на ее физическое и психическое здоровье. Для обеспечения нормального течения беременности работающие женщины, по общему правилу, – если баланс конституционно значимых ценностей не предопределяет иного – должны быть поставлены в более льготные (по сравнению со стандартными) условия при осуществлении трудовой (служебной) деятельности. Этим обусловлена необходимость создания на основе вытекающих из Конституции Российской Федерации приоритетов системы государственной защиты женщин, осуществляющих трудовую (служебную) деятельность, в связи с беременностью и родами, наиболее полным образом гарантирующей реализацию ими прав, закрепленных в статьях 37 (часть 1), 38 и 41 Конституции Российской Федерации, и обеспечивающей охрану благополучия и стабильности финансово-экономического положения как самой женщины, так и ее будущего ребенка.

Защита беременности, в том числе путем установления гарантий для беременных женщин в сфере труда, является, как следует из Конвенции МОТ N 183 о пересмотре Конвенции (пересмотренной) 1952 года об охране материнства (заключена в городе Женеве 15 июня 2000 года), общей обязанностью правительств и общества.

Федеральный законодатель, осуществляющий на основе предписаний статей 7, 37 (часть 1), 38 (часть 1) и 72 (пункт “к” части 1) Конституции Российской Федерации и соответствующих международно-правовых обязательств Российской Федерации правовое регулирование общественных отношений в сфере труда, располагает достаточно широкой дискрецией в выборе конкретных мер защиты прав беременных женщин, которые не могут в полном объеме наравне с другими выполнять предписанные общими нормами обязанности по осуществлению профессиональной деятельности и которые, по смыслу статьи 38 (часть 1) Конституции Российской Федерации и части I Европейской социальной хартии (пересмотренной) (принята в городе Страсбурге 3 мая 1996 года), в равной мере нуждаются в повышенной государственной защите.

Именно поэтому в Трудовом кодексе Российской Федерации предусмотрен широкий круг гарантий, учитывающих социальное предназначение женщины и направленных на обеспечение возможности сочетать профессиональную деятельность с рождением и воспитанием детей: так, запрещается отказ женщинам в заключении трудового договора по мотивам, связанным с беременностью (часть третья статьи 64); для беременных женщин не устанавливается испытание при приеме на работу (абзац третий части четвертой статьи 70); не допускается привлечение беременных женщин к работе в ночное время (часть пятая статьи 96), к сверхурочной работе (часть пятая статьи 99), к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, направление в служебные командировки (часть первая статьи 259); беременным женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам (статья 255).

Кроме того, Трудовой кодекс Российской Федерации запрещает увольнение беременных женщин по инициативе работодателя, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем. Содержащая данный запрет часть первая его статьи 261 относится к числу специальных норм, закрепляющих для беременных женщин повышенные гарантии по сравнению с другими нормами Трудового кодекса Российской Федерации, регламентирующими вопросы расторжения трудового договора, – как общими, так и предусматривающими особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями, и является по своей сути трудовой льготой, обеспечивающей стабильность положения беременных женщин как работников и их защиту от резкого снижения уровня материального благосостояния, обусловленного тем обстоятельством, что поиск новой работы для них в период беременности затруднителен. Названная норма, предоставляющая женщинам, которые стремятся сочетать трудовую деятельность с выполнением материнских функций, действительно равные с другими гражданами возможности для реализации прав и свобод в сфере труда, направлена на обеспечение поддержки материнства и детства в соответствии со статьями 7 (часть 2) и 38 (часть 1) Конституции Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 ноября 2004 года N 343-О).

Аналогичная защита предоставляется в Российской Федерации беременным женщинам, например, при прохождении муниципальной службы (часть 1 статьи 2, часть 2 статьи 3 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ “О муниципальной службе в Российской Федерации”), службы в органах прокуратуры (пункт 2 статьи 40 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации”). Применительно к беременным женщинам – военнослужащим возможные основания увольнения по инициативе командования также существенно сокращены (пункт 25 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 “Вопросы прохождения военной службы”).

Такое правовое регулирование согласуется с положениями Европейской социальной хартии (пересмотренной) (принята в городе Страсбурге 3 мая 1996 года), согласно пункту 2 статьи 8 “Право работающих женщин на охрану материнства” которой считается незаконным для работодателя уведомлять женщину об увольнении в период со времени, когда она поставила в известность работодателя о своей беременности, и до окончания ее отпуска по беременности и родам либо уведомлять ее об увольнении в такое время, когда срок увольнения приходится на этот период, а также Хартии социального обеспечения (принята в городе Гаване 15 февраля 1982 года), согласно статье 7 “Права женщин” раздела I которой женщина имеет право на охрану здоровья и предоставление льгот в период беременности и материнства и ей необходимо гарантировать рабочее место.

Специфика государственной гражданской службы в Российской Федерации как профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, предопределяет особый правовой статус государственных гражданских служащих, который включает обусловленные характером такой деятельности права и обязанности государственных гражданских служащих, налагаемые на них ограничения, связанные с государственной гражданской службой, а также предоставляемые им гарантии.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и прекращением, регулируются Федеральным законом “О государственной гражданской службе Российской Федерации”, которым предусмотрены основания и порядок увольнения с государственной гражданской службы, в том числе по инициативе представителя нанимателя, а также гарантии, предоставляемые государственным гражданским служащим в случае расторжения с ними служебного контракта. Статья 33 данного Федерального закона среди общих оснований прекращения служебного контракта, освобождения государственного гражданского служащего от замещаемой должности и увольнения с государственной гражданской службы в пункте 4 части 1 называет расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, а статья 37 предоставляет представителю нанимателя право уволить государственного гражданского служащего за виновные действия, в том числе за такое однократное грубое нарушение государственным гражданским служащим должностных обязанностей, как прогул (подпункт “а” пункта 3 части 1).

Законодательное закрепление указанного основания увольнения государственного гражданского служащего обусловлено тем, что, заключая служебный контракт, он берет на себя обязательства исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом, соблюдать служебный распорядок государственного органа, соблюдать ограничения, выполнять обязательства, а также требования к служебному поведению (часть 1 статьи 15 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации”). Эти обязательства в равной мере принимают на себя все поступающие на государственную гражданскую службу лица, а их виновное неисполнение служит основанием для применения в отношении государственных гражданских служащих мер дисциплинарной ответственности – вплоть до увольнения.

Вместе с тем в части 3 статьи 37 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации” для государственных гражданских служащих установлена гарантия в виде запрета увольнения по инициативе представителя нанимателя в период их пребывания в отпуске, в том числе в отпуске по беременности и родам. Из этого – в контексте статьи 38 (часть 1) Конституции Российской Федерации – следует, что само по себе введение повышенной защиты для беременных женщин, проходящих государственную гражданскую службу, рассматривается федеральным законодателем как совместимое с особенностями прохождения государственной гражданской службы. В то же время, по буквальному смыслу части 3 статьи 37 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации”, предусмотренная ею гарантия предоставляется тем беременным женщинам из числа государственных гражданских служащих, которые находятся в отпуске по беременности и родам, т. распространяется только на данный период беременности.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель, осуществляющий в рамках своих дискреционных полномочий соответствующее правовое регулирование, при определении круга лиц, которым предоставляется то или иное право, должен соблюдать конституционные принципы равенства и справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и исходить из того, что в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации различия в условиях реализации отдельными категориями граждан того или иного права допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, от 15 июня 2006 года N 6-П, от 22 марта 2007 года N 4-П, от 5 апреля 2007 года N 5-П, от 16 июля 2007 года N 12-П, от 22 октября 2009 года N 15-П, от 3 февраля 2010 года N 3-П и др.

По смыслу приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, дифференциация гарантий в рамках осуществления государственной защиты семьи, материнства и детства должна быть основана на объективных критериях. Критерии же (признаки), лежащие в основе установления специальных норм, должны, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 3 июня 2004 года N 11-П, определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т. сами критерии и правовые последствия дифференциации – быть сущностно взаимообусловлены.

Положения пункта 4 части 1 статьи 33 и подпункта “а” пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации” во взаимосвязи с частью 3 статьи 37 названного Федерального закона, рассматриваемые и применяемые в нормативном единстве, по их смыслу в системе действующего правового регулирования допускают увольнение с государственной гражданской службы (расторжение служебного контракта) по инициативе представителя нанимателя беременных женщин, проходящих государственную гражданскую службу, которые не находятся в отпуске по беременности и родам, в случаях, не связанных с ликвидацией соответствующего государственного органа, в том числе при совершении дисциплинарного проступка.

Указанные нормативные положения, ограничивая предоставление беременным женщинам, проходящим государственную гражданскую службу, гарантии от увольнения исключительно периодом нахождения в отпуске по беременности и родам, допускают тем самым не обеспечивающую баланс конституционно значимых ценностей и основанную на таком формальном критерии, как сфера осуществляемой профессиональной деятельности (прохождение государственной гражданской службы), дифференциацию правового положения беременных женщин, в равной мере нуждающихся в повышенной защите со стороны государства, что не может расцениваться как согласующееся с провозглашенными Конституцией Российской Федерации принципами справедливости и юридического равенства, а также с задачами охраны семьи, материнства и детства правовое регулирование.

Таким образом, пункт 4 части 1 статьи 33 и подпункт “а” пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации” во взаимосвязи с частью 3 статьи 37 названного Федерального закона, по существу, составляют единое нормативное положение, которое – по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, – допуская увольнение с государственной гражданской службы (расторжение служебного контракта) по инициативе представителя нанимателя проходящих государственную гражданскую службу беременных женщин, не находящихся в отпуске по беременности и родам, в случаях, не связанных с ликвидацией соответствующего государственного органа, в том числе при совершении дисциплинарного проступка, вводит различия в объеме гарантий для беременных женщин, предоставляемых в системе действующего правового регулирования, на основании одного только признака – сферы осуществляемой ими профессиональной деятельности, а следовательно, не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 37 (часть 1), 38 (часть 1) и 55 (часть 3) во взаимосвязи со статьями 7 (часть 2) и 17.

Это, однако, не означает, что при совершении дисциплинарного проступка беременные женщины, проходящие государственную гражданскую службу, – исходя из правового статуса государственных гражданских служащих и учитывая требования, предъявляемые к ним в связи с осуществлением задач по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, – полностью освобождаются от дисциплинарной ответственности. В подобных случаях к государственному гражданскому служащему может быть применено дисциплинарное взыскание – при условии установления самого факта совершения дисциплинарного проступка – с учетом его тяжести, степени вины государственного гражданского служащего, обстоятельств, при которых он совершен, и предшествующих результатов исполнения государственным гражданским служащим своих должностных обязанностей (часть 3 статьи 58 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации”).

Соответственно, в случае однократного грубого нарушения беременной женщиной, проходящей государственную гражданскую службу, обязанностей государственного гражданского служащего представитель нанимателя может привлечь ее к дисциплинарной ответственности, применив иные, помимо увольнения с государственной гражданской службы, дисциплинарные взыскания, соблюдая при этом принципы привлечения к юридической ответственности – соразмерности (и вытекающие из него требования справедливости, адекватности и пропорциональности используемых правовых средств за виновное деяние), а также дифференциации наказания в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

При этом не исключается правомочие федерального законодателя – в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении, – в целях совершенствования правового регулирования дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих внести изменения в действующее законодательство, направленные на обеспечение на основе конституционных принципов равенства и справедливости баланса интересов государства и государственных гражданских служащих, в том числе нуждающихся в силу предписаний статьи 38 Конституции Российской Федерации в повышенной защите.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 71, статьями 72, 74, 75, 78, 79 и 100 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”, Конституционный Суд Российской Федерации

Признать содержащееся в пункте 4 части 1 статьи 33 и подпункте “а” пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации” во взаимосвязи с частью 3 статьи 37 данного Федерального закона нормативное положение не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 37 (часть 1), 38 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой данное нормативное положение по его смыслу в системе действующего правового регулирования допускает увольнение с государственной гражданской службы по инициативе представителя нанимателя беременных женщин, проходящих государственную гражданскую службу, которые не находятся в отпуске по беременности и родам, в случаях, не связанных с ликвидацией соответствующего государственного органа, в том числе при совершении дисциплинарного проступка.

Правоприменительные решения, вынесенные в отношении гражданки Пугиевой Лилии Алексеевны на основании законоположений, признанных настоящим Постановлением противоречащими Конституции Российской Федерации, подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий.

Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в “Российской газете” и “Собрании законодательства Российской Федерации”. Постановление должно быть опубликовано также в “Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации”.

21 сентября Владимир Путин объявил частичную мобилизацию. Отсрочку от нее могут получить люди, у которых на попечении или иждивении находятся люди с инвалидностью или несовершеннолетние дети. Адвокат, партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Тягай рассказывает о юридических тонкостях, которые важно учесть

21 президент России подписал Указ №647 о немедленном объявлении в России частичной мобилизации. Мобилизация объявлена в соответствии с федеральными законами «Об обороне» (от 31 мая 1996 года №61-ФЗ), «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (от 26 февраля 1997 года №31-ФЗ; далее — Закон о мобилизации) и «О воинской обязанности и военной службе» (от 28 марта 1998 года №53-ФЗ; далее — Закон о военной службе). Именно эти акты определяют, как будет производиться призыв граждан на военную службу, кто такому призыву подлежит, а также кому и при каких обстоятельства от него может быть предоставлена отсрочка.

Закон о мобилизации устанавливает, что призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе и не имеющие права на отсрочку. При этом закон предусматривает достаточно широкую группу оснований для предоставления такой отсрочки по семейным обстоятельствам.

Уход за близкими родственниками

Независимо от пола отсрочку могут получить граждане, занятые постоянным уходом за супругами, близкими родственниками или усыновителями, нуждающимися по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе либо являющимися инвалидами I группы.

Этим родственником может быть отец, мать, жена, муж, родной брат, родная сестра, дедушка, бабушка, усыновитель. Его потребность в постороннем постоянном уходе (помощи, надзоре) по состоянию здоровья должна подтверждаться заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы либо наличием инвалидности I группы.

Условием предоставления отсрочки является также отсутствие других лиц, которые по закону обязаны содержать нуждающегося в этом родственника.

Документы, которые помогут подтвердить наличие этого основания для отсрочки:

  • справка об инвалидности (I группа);
  • индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) родственника с инвалидностью (за исключением человека с инвалидностью I группы);
  • подтверждение факта получения выплаты по уходу за нетрудоспособным гражданином;
  • единый жилищный документ, подтверждающий состав семьи;
  • любые документы, подтверждающие, что другие лица, на которых закон возлагает обязанность по содержанию родственника, не могут принять на себя обязанность по осуществлению ухода.

Особенности применения этого основания

В силу закона потребность людей с инвалидностью I группы в осуществлении за ними постоянного ухода презюмируется, то есть ее не нужно доказывать. Для людей, имеющих инвалидность II или III группы, потребность в таком уходе должна быть установлена органами медико-социальной экспертизы (МСЭ). В процессе прохождения МСЭ врачи разрабатывают индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида, или ИПРА (статья 11 ФЗ от 24. 1995 г. № 181-ФЗ и п. 3 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 13. 2017 г. № 486).

В структуре ИПРА предусмотрен раздел «Заключение о возможности (невозможности) осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни» (приложение № 2 к приказу Минтруда и соцзащиты РФ от 13. 2017 г. № 486). Именно его содержание определяет, нуждается ли человек с инвалидностью в ежедневной помощи. Врачи могут дать, например, одно из следующих заключений: «возможно осуществление самообслуживания и ведение самостоятельного образа жизни»; «невозможно осуществление самообслуживания и ведение самостоятельного образа жизни»; «возможно самообслуживание и ведение самостоятельного образа жизни с регулярной помощью других лиц». Таким образом, нуждаемость человека с инвалидностью II или III группы в постоянном уходе подтверждается соответствующей записью в ИПРА.

Для заявления такого основания для отсрочки необходимо также доказать, что у нуждающегося в уходе человека с инвалидностью нет других родственников, обязанных его содержать. Закон возлагает эту обязанность на различных членов семьи — братьев и сестер, трудоспособных совершеннолетних детей, супругов (бывших супругов) или родителей.

Вместе с тем необходимо отметить, что «обязанность по содержанию» выражается только в обязанности трудоспособного и имеющего достаточные финансовые ресурсы члена семьи выплачивать алименты на содержание нуждающегося нетрудоспособного совершеннолетнего лица (см. главу 15 СК РФ). Обязать члена семьи осуществлять ежедневный уход за родственником с инвалидностью невозможно. А значит, само по себе наличие у родственника, за которым вы ухаживаете, других близких лиц, обязанных в силу закона его содержать, не означает, что вы автоматически лишаетесь права на отсрочку.

В таких ситуациях должны быть тщательно рассмотрены обстоятельства жизни конкретной семьи. Удаленность проживания, уход за несовершеннолетними детьми или престарелыми родственниками — все это может мешать другим родственникам осуществлять уход за тем, кто в этом нуждается.

При этом важно помнить, что не у всех граждан, реально нуждающихся в постоянном уходе со стороны близких лиц, имеется оформленная инвалидность. А установление инвалидности осуществляется в добровольном порядке. Например, если семья самостоятельно справлялась с лечением и уходом за близким родственником, никто не обращался за прохождением МСЭ и установлением инвалидности, наличие основания для отсрочки будет трудно доказать.

Опека над несовершеннолетними братьями и сестрами

Независимо от пола отсрочку могут получить опекуны или попечители несовершеннолетнего родного брата и/или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан (п. 1 ч. 1 ст. 18 Закона о мобилизации)

  • документы, подтверждающие факт назначения опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата и (или) несовершеннолетней родной сестры;
  • единый жилищный документ, подтверждающий состав семьи;
  • любые документы, подтверждающие, что другие лица, на которых закон возлагает обязанность по содержанию родственника (бабушка, дедушка, братья и сестры), не могут принять на себя обязанность по осуществлению ухода.

Важно помнить, что опекуном/попечителем несовершеннолетнего родного брата и/или сестры человек может стать как по распоряжению родителей (или единственного родителя), предусмотренному на случай их смерти, так и по решению органа опеки и попечительства — и в случае смерти родителей, и в случае, если их лишили или ограничили в родительских правах.

Кроме того, опека и попечительство в отношении несовершеннолетнего родного брата или сестры могут возникнуть, если родители не могут исполнять свои родительские права и обязанности по уважительным причинам (например, если проходят длительное лечение в стационаре).

Четыре ребенка на иждивении

Независимо от пола отсрочку могут получить граждане, имеющие на иждивении четверых и более детей в возрасте до 16 лет.

  • свидетельства о рождении каждого из детей, в котором лицо, претендующее на отсрочку, указано в качестве одного из родителей;
  • решение суда об усыновлении ребенка лицом, претендующим на отсрочку (в отношении каждого из детей);
  • единый жилищный документ — в случае, если в нем указано, что все члены семьи проживают совместно.

Дети в возрасте до 18 лет находятся на иждивении родителей, поскольку законом установлена обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей (п. 1 ст. 80 Семейного кодекса РФ). Это правило распространяется и на усыновителей. В связи с этим по общему правилу не требуется в специальном порядке устанавливать факт нахождения несовершеннолетнего на иждивении его родителя или усыновителя, подлежащего призыву по мобилизации.

Для подтверждения у родителя/усыновителя наличия такого основания для отсрочки необходимо представить в отношении каждого из детей свидетельство о рождении или документ об усыновлении (удочерении), в качестве которого указывается решение федерального суда, а также справку о составе семьи.

Однако в случае, если содержание ребенку предоставляет не его родитель или усыновитель, а иное лицо, то для того, чтобы такое лицо потенциально могло получить отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации (на основании пп. 4 ч. 1 ст. 18 ФЗ № 31), факт нахождения у него ребенка на иждивении придется доказать и установить в суде. По общему правилу — в порядке особого производства, однако при наличии спора о праве — в исковом порядке.

Соответственно, необходимо будет представить уполномоченному органу вступившее в законную силу решение суда о том, что ребенок находится на иждивении человека, подлежащего призыву по мобилизации. Этим человеком может быть старший брат или сестра, отчим или мачеха, бабушка или дедушка.

При этом судебная практика по таким делам неоднородна. Например, при установлении факта нахождения на иждивении некоторые суды смотрят, живет ли ребенок в квартире с теми, кто его содержит, ведут ли оба родителя совместное хозяйство, есть ли у них общий семейный бюджет, заботятся ли члены семьи друг о друге.

Тем не менее в практике встречаются и примеры решений, в которых суды приходят к выводу: если не доказано, что доход лица, не являющегося родителем или усыновителем, представляет собой «единственный источник существования» несовершеннолетнего, это может стать основанием считать, что ребенок не находится на иждивении такого лица.

В любом случае следует иметь в виду, что оперативно получить такое решение не удастся. Согласно ч. 1 ст. 154 ГПК РФ гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд. При этом на практике реальный срок рассмотрения дел значительно превышает нормативно установленный — это связано и с загруженностью судебной системы, и с непростым порядком доказывания необходимых обстоятельств и получения соответствующих доказательств.

Воспитание ребенка без матери

Независимо от пола отсрочку могут получить граждане, имеющие на иждивении и воспитывающие без матери одного ребенка и более в возрасте до 16 лет.

  • единый жилищный документ, подтверждающий состав семьи;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • свидетельство о расторжении брака с выпиской из решения суда, определяющего проживание после развода несовершеннолетнего ребенка с отцом;
  • свидетельство о смерти матери ребенка;
  • решение суда об ограничении/ лишении матери родительских прав/ о признании матери безвестно отсутствующей, недееспособной или ограниченно дееспособной;
  • документы, подтверждающие нахождения матери под стражей или в местах лишения свободы;
  • документы, подтверждающие наличие у матери тяжелой болезни;
  • решение административного органа, подтверждающее факт уклонения матери от исполнения родительских обязанностей.

Закон не содержит разъяснений о том, в каких обстоятельствах лицо имеет статус гражданина, воспитывающего ребенка без матери. Эта формулировка весьма широка и может толковаться по-разному.

При применении этого основания важно отталкиваться от того, что, как и предыдущее, оно распространяется в первую очередь на отцов и усыновителей, однако теоретически может быть распространено и на иных лиц.

При этом следует учитывать, что Закон о военной службе содержит норму, в соответствии с которой отсрочка от призыва в общем порядке (не в ходе мобилизации) также предоставляется гражданам, имеющим ребенка и воспитывающим его без матери этого ребенка (пункт «в» ч. 1 ст. 24 ФЗ от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ). Приказ Министра обороны (от 2. 2007 г. № 400),  который устанавливал перечень возможных доказательств наличия такого основания применительно к призыву на военную службу, утратил силу 31 декабря 2021 года.

Тем не менее из сложившейся судебной практики можно сделать определенные выводы, потенциально применимые и к этому основанию отсрочки от призыва при мобилизации. Например, сам факт раздельного проживания родителей не является исчерпывающим доказательством неучастия матери в воспитании ребенка. Кроме того, суды приходили к выводам о том, что предоставление отсрочки обосновано, если мать ребенка лишена возможности принимать участие в его воспитании в связи с ограничением ее родительских прав и отец ребенка один несет эту обязанность.

Схожие вопросы затрагивались судами при разрешение споров, не связанных с призывом на военную службу, однако сделанные ими выводы также следует принять во внимание. Например, Верховный Суд указывал (комментируя гарантии беременным женщинам и лицам с семейными обязанностями при расторжении трудового договора), что к одиноким матерям может быть отнесена женщина, являющаяся единственным лицом, фактически осуществляющим родительские обязанности по воспитанию и развитию своих детей (родных или усыновленных) в соответствии с семейным и иным законодательством. То есть воспитывающая их без отца, в частности, в случаях, когда отец ребенка умер, лишен родительских прав, ограничен в родительских правах, признан безвестно отсутствующим, недееспособным (ограниченно дееспособным), по состоянию здоровья не может лично воспитывать и содержать ребенка, отбывает наказание в виде лишения свободы, уклоняется от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, а также в иных ситуациях.

Собственная беременность

Отсрочку могут получить женщины, имеющие одного ребенка и более в возрасте до 16 лет, а также в случае беременности, срок которой составляет не менее 22 недель.

  • свидетельство о рождении ребенка (детей);
  • заключение медицинского учреждения по месту жительства женщины о сроке ее беременности не менее 22 недель, подписанное главным и лечащим врачами и заверенное печатью этого учреждения, с указанием даты выдачи этого заключения.

Призыву на военную службу по мобилизации подлежат не только мужчины, но и женщины, имеющие военно-учетную специальность. Отсрочка от призыва по мобилизации предоставляется военнообязанной женщине в случае ее беременности (сроком не менее 22 недель) или при наличии одного и более детей в  возрасте до 16 лет.

Хотя по общему правилу военнослужащие при объявлении мобилизации продолжают проходить военную службу, женщины-военнослужащие, которые имеют одного ребенка и более в возрасте до 16 лет или срок беременности которых составляет не менее 22 недель, имеют право на досрочное увольнение с военной службы.

Беременность жены (и трое детей на иждивении)

Отсрочку могут получить мужчины, имеющие жену, срок беременности которой составляет не менее 22 недель, и (не или!) имеющие на иждивении трех детей в возрасте до 16 лет.

  • свидетельства о рождении детей или решение суда об усыновлении или решение суда об установлении факта нахождения ребенка/детей до 16 лет на иждивении лица, подлежащего призыву по мобилизации;
  • свидетельство о браке;
  • заключение медицинского учреждения по месту жительства жены о сроках ее беременности, подписанное главным и лечащим врачами и заверенное печатью этого учреждения, с указанием даты выдачи этого заключения.

Важно помнить, что в России признается только брак, заключенный в органах ЗАГС, поэтому для применения данного основания будет недостаточным доказать нахождение в длительных отношениях с беременной женщиной, даже если уже имеются общие дети. Однако формально нет ограничений для заключения с такой женщиной брака уже на этапе беременности. Более того, именно в таких обстоятельствах ЗАГСы имеют право отступать от общего правила, при котором между датой подачи заявления о регистрации брака и его регистрацией должно пройти не менее месяца.

Четверо братьев или сестер

Независимо от пола отсрочку могут получить граждане, матери которых, кроме них, имеют четырех и более детей в возрасте до восьми лет и воспитывают их без мужа.

  • свидетельства о рождении/решения об усыновлении детей (включая свидетельство о рождении/ решение об усыновлении лица, подлежащего призыву);
  • свидетельство о расторжении брака матери;
  • решение суда о расторжении брака с выпиской, подтверждающей проживание после развода несовершеннолетних детей с матерью;
  • свидетельство о смерти отца ребенка;
  • решение суда об ограничении/ лишении отца родительских прав/ о признании отца безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • документы, подтверждающие нахождения отца под стражей или в местах лишения свободы;
  • документы, подтверждающие наличие у отца тяжелой болезни;
  • решение административного органа, подтверждающее факт уклонения отца от исполнения родительских обязанностей.

Судя по формулировке, это основание является специальным для отсрочки призыва старших братьев, фактически «заменяющих» остальным детям отца в многодетных семьях. Разъяснения относительно порядка применения такого основания отсутствуют. Однако, как отмечалось выше, наиболее вероятно, что для отсрочки будет недостаточно доказать лишь факт раздельного проживания родителей. До конца не ясно, как вопрос отсрочки будет решен, если при формальном отсутствии «мужа» мать лица, подлежащего призыву, состоит в незарегистрированных отношениях и ее партнер фактически участвует в воспитании детей.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

21 сентября Владимир Путин объявил частичную мобилизацию. Forbes Life рассказывает, какие показатели здоровья позволяют получить освобождение от мобилизации и кто может получить отсрочку по постоянному уходу за близкими родственниками

Согласно закону «О воинской обязанности и военной службе», призывник может получить отсрочку или полное освобождение от службы в армии. В указе президента о частичной мобилизации сказано, что призываются граждане запаса, состав которого определяется 52 статьей Федерального закона о «Воинской обязанности». Из текста документа следует, что призыву подлежат «запасники» — люди с категориями здоровья А, Б, В. По заявлению Минобороны, мобилизации в первую очередь подлежат те, кто прошел военную службу, но в тексте указа это не конкретизировано. То есть юридически никак не закреплено требование наличия военного опыта у призывника.

Слова Минобороны подтверждает член Военной-резервной мобилизационной медкомиссии по Пермскому краю Анна Девяткова. Она рассказала, что в настоящее время мобилизация распространяется на резервистов, которые служили в рядах Вооруженных сил и тогда же последний раз проходили медицинское освидетельствование, где определяли категорию годности к военной службе. Данные проверки могли проходить 10–20 лет назад, поэтому сейчас всех призывников проверяет новая врачебная комиссия для выявления наличия проблем со здоровьем. Новая медкомиссия может изменить решения прошлой. Например, если раньше призывник с плоскостопием или сколиозом мог избежать армии, то теперь условия изменились: плоскостопие 3-й степени и более, а также сколиоз более 17 градусов определяются категорией В (то есть не призываются в первую волну, но входят в запас военных сил).

Категории годности к военной службе:

А — годен к военной службе, попадает под мобилизацию;

Б — годен к службе с незначительными ограничениями, попадает под мобилизацию;

В — ограниченно годен, официально эта категория имеет отсрочку и не призывается на военную службу в условиях мирного времени, но может быть призвана в период второй волны мобилизации;

Г — временно не годен, но предполагается вероятность выздоровления, на данный момент имеет отсрочку. Это, как объясняет Девяткова, самая «плавающая» категория. Если состояние человека сильно ухудшилось с момента последнего медосмотра, он может быть переведен в категорию Д, если улучшилось — в категорию В;

Д — не годен и не призывается.

Кто может получить отсрочку по состоянию здоровья

Согласно «Положению о военно-врачебной экспертизе», не призывают резервистов с категориями здоровья Г и Д. В том числе, от воинской обязанности могут освобождаться или получить отсрочку:

  • лица с хроническими вирусными гепатитами;
  • страдающие формами активного туберкулеза органов дыхания, а также с последствиями болезни, сопровождающимися дыхательной недостаточностью III степени;
  • больные сахарным диабетом;
  • лица, имеющие психические расстройства, изменения личности и поведения, обусловленные повреждением и дисфункцией головного мозга;
  • страдающие от невротических состояний — психогенных депрессивных расстройств, ПТСР;
  • зависимые от наркотических и токсических веществ при резко выраженных стойких психических нарушениях;
  • страдающие от поражения головного или спинного мозга при общих инфекциях или вследствие травм;
  • перенесшие инсульты, дегенеративные и воспалительные заболевания ЦНС — БАС, болезнь Паркинсона.

Весь список заболеваний можно посмотреть здесь. Степень заболевания и категорию годности к военной службе (для получения полного или частичного освобождения от мобилизации) определяет медкомиссия в военкомате на основе развития болезни и осмотра резервиста. Например, при активном туберкулезе присваивается категория Д для всех званий, в то время как малые остаточные изменения после излеченного туберкулеза могут оцениваться врачами категорией В для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера, и категорией А для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Такая же система действует и с другими болезнями. На практике это означает, что человек с любой категорией здоровья может получить повестку, а после должен будет подтвердить выставленную ему ранее категорию.

Если резервист имеет какие-то проблемы со здоровьем, при явке в военкомат с собой нужно взять всю медицинскую документацию, подтверждающую заболевание. Важно взять амбулаторную карту, выписки из стационара, заключения профильных специалистов — это максимум документов, которые можно собрать в короткие сроки. Далее военно-медицинская комиссия может назначить дополнительные обследования.

При этом необходимо учитывать, что для направления резервиста, относящегося к категории А, Б, В, на военные сборы (обучение) необязательно проведение медицинского осмотра (ст. 54 ФЗ о «Воинской обязанности и военной службе»). Следовательно, на сборы могут отправить тех, кто не пройдет проверку при мобилизации. После учений должна быть проведена медицинская комиссия, которая определит степень утраты здоровья и возможность участия в военных действиях.

Занятые постоянным уходом за близкими родственниками

По закону резервисты, «ухаживающие за родственниками, признанными нуждающимся в таком уходе, либо являющимися инвалидами I группы, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан», также имеют право на отсрочку от военной службы.

Инвалидами I группы считаются лица, которые имеют стойкие и необратимые нарушения здоровья с расстройством функций организма. Расстройство может быть обусловлено как заболеваниями, так и последствиями травм. То есть это люди, жизнедеятельность которых сильно ограничена и требует поддержки со стороны:

  • с полным отсутствием зрения или слуха;
  • имеющие злокачественные опухоли;
  • страдающие от заболевания психического типа;
  • лица с заболеванием почек, либо с отсутствием одной из них;
  • с заболеваниями ЦНС — менингите, энцефалите, абсцессе головного мозга, полиомиелите, а также возрастными заболеваниями — болезни Паркинсона и болезни Альцгеймера;
  • с серьезными заболеваниями дыхательных путей, в частности, если есть астма, саркоидоз, туберкулез, либо была трансплантация легкого.

Минимальный список документов, который нужно принести в военкомат для подтверждения, что призывник единственный с возможностью осуществлять опеку, — заключение медицинско-социальной экспертизы (бюро МСЭ) и справка о составе семьи, то есть выписка из домовой книги о числе и составе проживающих с инвалидом I группы. При обращении в военкомат список документов может быть уточнен и расширен.

Быстрее, чем за месяц, получение справки из бюро МСЭ невозможно. Если ее у вас на руках нет, а повестка уже пришла, следует отправляться в военкомат только со всей историей болезни, доказательством кровного родства с подопечным и справками о денежных расходах, советует Елена Мартынова, сооснователь проекта Everland, который сейчас занимается помощью призывникам с ограниченными возможностями здоровья или с опекой над людьми I группы инвалидности.

Отсрочка дается только в том случае, если больше ухаживать за родственником некому, например, если у военнообязанного есть сестра, то уход могут передать ей, а он отсрочку не получит. То же самое касается опекунов и попечителей несовершеннолетних братьев и сестер: если есть другие родственники, которые могут взять на себя эти обязанности, то отсрочка не положена. Если близкие родственники документально откажутся от опеки, ситуация будет рассматриваться в индивидуальном порядке, но могут появиться подозрения в подлоге. По словам Анны Девятковой, если документы не оформлены до настоящего времени, то в короткий срок получить такое заключение вряд ли возможно.

Елена Мартынова особо подчеркивает, что каждый случай может быть индивидуальным и перед походом в военкомат стоит проконсультироваться с юристом. Доказательства инвалидности I группы и опеки могут расцениваться как подходящие при разных условиях. Важен срок документов и развитие болезни в последнее время, что пока еще не было возможности зафиксировать. При помощи специалиста нужно определить систему получения дополнительных документов и их предоставления в военкомат.

Можно ли уволить беременную женщину с госслужбы?

261 ТК РФ запрещает увольнять беременных во всех случаях, кроме фактической ликвидации работодателя. Но госслужащий – это не обычный работник. И его отношения с нанимателем регулирует Закон о государственной гражданской службе, в ч

Что будет если работодатель уволит беременную?

В случае если работодатель допускает грубые нарушения — необоснованный отказ в приеме на работу или увольнение беременной женщины, то такого руководителя, а также индивидуального предпринимателя — можно привлечь к уголовной ответственности по ст. 145 УК РФ. Кроме того, может быть наложен штраф в размере до 200 тыс

Кто относится к категории госслужащих?

Государственными служащими субъекта Российской Федерации могут быть только гражданские служащие (служащие, состоящие на правоохранительной или военной службе (военнослужащий), являются только федеральными государственными служащими)

В чем отличие военной службы от государственной?

Военная служба в отличие от гражданской государственной службы , предназначенной для формирования и реализации государственно-управляющих воздействий, предназначена для реализации функций собственно государства в области обороны и военной безопасности, т. является деятельностью военнослужащих

Кто такие военнослужащие?

Военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” (далее – Федеральный закон “О воинской обязанности и военной службе”)

Какие лица не являются государственными служащими?

Не являются государственными гражданскими служащими члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, а также судьи и сотрудники правоохранительных органов. В государственных органах должности имеют точную структуру, определённую законодательством (федеральным и региональным), разделённую на категории и группы

Как влияет белый билет на трудоустройство?

В любом другом случае получение белого билета никак не сказывается на жизни обладателя. И не накладывает значительных ограничений. «Военник» не мешает устроиться на работу или поступить в вуз. Не препятствует получить водительские права и лицензию на оружие. 31 мая 2022 г

Можно ли работать в органах с белым билетом?

С категорией Б может быть отказано в определенных должностях, где существуют повышенные требования к здоровью. Отсутствие (наличие) военного билета не является основанием отказа в приеме на службу (работу) в территориальных органах , организациях и учреждениях МЧС России

В чем минус белого билета?

К минусам армейской службы причисляют также невостребованные навыки и профессии, полученные за период военной подготовки. Белый военный билет означает невозможность прохождения воинской службы в силу ряда причин (психологического или физического характера), определяемых специальной врачебной комиссией

Чем отличается военный билет от белого?

Белый биле́т — учётно-воинский документ ( билет ), выдававшийся лишенцам: они состояли на особом воинском учёте с призывом не в боевые части РККА, а в тыловое ополчение. В отличие от обычных военных билетов красного цвета, эти билеты были белыми

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *