Официальным органом регистрации интеллектуальных прав является Государственная служба интеллектуальной собственности.
The official body for the registration of intellectual rights is the State Office for Intellectual Property.
Stability of professional formation officers’ cadres // State service.
Competent Approach to Forming of Municipal Employers’ Professionalism // Government Service.
conference was organized by the State Service of Special Communication and Information Protection.
Правительственной регулирующей организацией является Государственная служба морского и речного транспорта Туркменистана.
обеспечивать целостность государства и реализацию интересов граждан Республики Казахстан.
The state service of the Republic of Kazakhstan is called upon to regulate social processes,
ensure the integrity of the
and the realization of the interests of the citizens of the Republic of Kazakhstan.
Формирование современного национализма в свете теории сегментарности// М. , Государственная служба, 5( сен- окт) 2012. – с. 96- 97.
Forming of contemporary nationalism in terms of the theory of segmentarity/Moscow, Civil Service, 5(Sept-Oct) 2012, p. 96-97.
Государственная служба Северной Ирландии, как крупный работодатель, побуждает мужчин к тому, чтобы они разделяли с женщинами ответственность за обеспечение ухода за детьми.
Прочий опыт: Профессиональная судебная деятельность и государственная служба, включая старшие руководящие должности, с 1972 года по настоящее время.
Other skills Professional judicial career and government service, including senior executive positions, from 1972 to present.
Государственная служба открыта для всех граждан США независимо от расового или этнического происхождения,
и в Соединенных Штатах на
трудится большое число представителей меньшинств.
Public office is open to U. persons without regard to race or ethnicity,
and significant numbers of minorities hold positions in
in the United States.
Поэтому в последние годы государственная служба испытывает растущее давление на рынке труда и
быстро теряет способность привлекать и удерживать кадры необходимой квалификации.
This is why in recent years, the civil service has been experiencing growing pressure on the labour market
and is rapidly losing its ability to attract and retain sufficiently trained personnel.
Государственная служба сопряжена с определенной степенью мобильности в связи с назначением
и переводом в другие районы страны или провинции.
and transfers to different areas of the country or the province.
На протяжении последующих двух десятилетий основу экономики составляли рыболовство, туризм(
For the next two decades, the economy depended on fishing,
Professional judicial career and government service, including senior executive positions, from 1972 until present.
Как попасть на госслужбу и в какое ведомство при этом стремиться?
На сегодняшний день в России трудится порядка 37 600 федеральных государственных гражданских служащих. Это сотрудники центральных аппаратов 20 федеральных министерств, располагающихся в Москве. Подробно про попадание на службу со студенческой скамьи я уже рассказывал в своей предыдущей статье. Зарплаты, условия труда и его содержание – про все эти базовые для нас вещи вы можете прочитать именно там.
Каждое из 20 ведомств имеет свои преимущества, и если вы чувствуете, что душа лежит именно к работе с конкретной отраслью народного хозяйства (транспортом, например), то не нужно переубеждать себя и пытаться попасть в более престижную и оплачиваемую большую ведомственную четверку.
Начните с Министерства транспорта, усвойте базовые навыки, необходимые в нашей профессии, и уже потом переходите в ведомство вашей мечты. В ведомства попроще, как это ни очевидно звучит, проще попасть.
Что должен знать и уметь идеальный кандидат?
Сразу оговорюсь, что практически ничего из нижеперечисленного мной не преподают в вузе. Не потому, что система образования не практикоориентирована, а потому, что основная задача высшего образования – научить студента мыслительному, исследовательскому и аналитическому процессу.
Если имеется светлый ум, интерес к выбранной профессиональной отрасли и академические навыки, то на базовом уровне все осваивается довольно быстро. Благо, что работа на начальных позициях больше напоминает обучение в корпоративном университете.
Тебе сначала сто раз покажут, объяснят и не будут предъявлять особых требований к результатам труда.
Для успешного начала карьеры потребуются следующие навыки:
- грамотный письменный и устный русский язык;
- ясное и понятное изложение своих мыслей и замечаний к проекту документа;
- уверенная работа с существующей нормативной правовой базой;
- написание проектов нормативных правовых актов, а также знание процессуальной стороны вопроса их согласования и утверждения;
- формирование оптимизационных предложений в рамках зоны ответственности;
- четкое структурирование и правильная архивация входящей и исходящей корреспонденции;
- освоение сленгового языка госслужбы и формального канцелярита.
Как выбрать модель развития на госслужбе?
Главное требование к начинающему госслужащему – наличие стойкой мотивации к работе в системе, ведь именно с этим после получения первого денежного содержания возникают основные проблемы.
Эйфория от попадания в министерство и освоения большого объема нового знания улетучивается, ты начинаешь задавать себе все больше и больше непростых вопросов, видишь, как растет уровень оплаты труда у однокурсников из коммерческого сектора, и глубоко задумываешься. И здесь очень важно покопаться в себе на уровне ценностных и мировоззренческих установок. Понять, что реально, глубинно тобой движет, и проанализировать, есть ли этому место в системе государственного управления.
Допустим, что мотивация к продолжению работы все-таки найдена, азы освоены и у тебя, если ты все правильно сделал, появилась возможность карьерного выбора. При этом у начинающего чиновника есть две ключевые траектории профессионального развития:
- отраслевая,
- общая.
Первая траектория хороша быстрым ростом капитализации госслужащего в качестве единицы экономических отношений. Получая узкую специализацию в отраслевом департаменте, госслужащий быстро обрастает необходимыми контактами коллег из других ведомств, становится узнаваем в рамках регулируемой отрасли/рынка, а также стремительно наращивает довольно дорогую профессиональную экспертизу.
Этот путь особенно хорош для тех, кто использует ведомства в качестве карьерного трамплина в частный сектор или государственную корпорацию. Но помните про функциональные колодцы отраслевых департаментов – это их главное преимущество и главный минус.
Есть и вторая модель, что куда больше располагает госслужащего к формированию целостного понимания о том, как работает система государственного управления. Это работа в обеспечивающих департаментах, включающих следующий функционал:
- кадровое делопроизводство,
- развитие человеческого капитала,
- проектное управление,
- корпоративная культура,
- управление делами,
- правовая экспертиза.
Особенно вам повезет если вы попадете в подразделение с низкой дистанцией власти и наличием запроса на изменения со стороны руководства ведомства. Самое ценное, что есть в этих департаментах – возможность принять активное участие в управлении изменениями, возможность пощупать давно устоявшиеся процессы руками, оптимизировать отдельные их звенья, а то и полностью переписать весь процесс.
Лучше всего в подобные департаменты приходить под конкретную оптимизационную сверхзадачу, дабы не утонуть в рутине повторяющихся операций.
Какой из этих вариантов лучше? Каждый сам даст для себя ответ в зависимости от его долгосрочных целей, карьерной ситуации и личностных интересов. Ну а я пока работаю в рамках второй модели.
Немного о важности команды на государственной службе
Для построения успешной карьеры важно учесть множество вещей, но критическое значение имеет именно команда. При этом под командой можно понимать как непосредственное окружение – отдел или блок под одним из заместителей директоров, – так и в целом департамент.
Почему это важно? Специфика госслужбы такова, что практически все в твоей профессиональной жизни в конкретный момент времени зависит от непосредственного руководителя. Именно он может депремировать тебя, а может представить к ведомственной награде.
Руководитель определяет круг твоих задач и непосредственные полномочия, решает, кому отдать политически окрашенные и от того наиболее хайповые поручения, кого отправить на совещание в вышестоящее ведомство и кого упомянуть в отчете перед заместителем министра.
Отсутствие взаимопонимания с непосредственным руководителем, откровенно слабый, выгоревший, коррумпированный или некомпетентный глава отдела – все это в первую очередь ударит по тебе и по твоей карьере. Из своего опыта хочу отметить, что порой при выборе следующего места работы конкретный функционал отдела или департамента не так важен, как возможность получения опыта работы с выдающимися представителями нашей профессии.
Очень важно понимать, что фактически первичной функциональной единицей в министерстве является именно начальник отдела. С него идет спрос, он распределяет задачи в рамках отдела, контролирует их исполнение и проверяет качество, а в случае чего и несет ответственность за ошибки его подчиненных.
На уровне директора департамента все задачи распределяются на начальников отделов, а дальше каждый из них сам волен решать, как выполнить то или иное поручение с учетом выделенных ему человеческих, интеллектуальных и материальных ресурсов. Не столь важно, какую должность в отделе ты занимаешь, в любом случае ты действуешь с оглядкой на начальника отдела, если не было поручено иное. Проще говоря, отдел из пяти человек – это один ценный специалист и его четыре помощника той или иной степени компетентности.
Допустим, что вы попали в один из перспективных отделов и вам повезло с грамотным и понимающим руководителем. В этом случае ваша ключевая задача – всесторонне облегчить жизнь ему, вашим коллегам по отделу, блоку и департаменту.
Особенно ценится возможность передать вам определенную зону ответственности и забыть про нее ровно до того момента, когда надо будет что-то согласовать, завизировать или подписать.
Сами следите за сроками, равномерно распределяйте нагрузку, вовремя привлекайте коллег к реализации контрольного поручения, а когда представляете что-то на решение руководителя, то готовьте несколько альтернативных вариантов. Я вас уверяю, что проблем с карьерным ростом у вас не будет никогда. Команда, делегируемые поручения, возросшая ответственность, ваша репутация – все это будет тянуть вас вверх по карьерной лестнице.
Может ли отдельный чиновник что-то изменить?
Сколько раз за свою недолгую карьеру я слышал о том, что все уже решено за нас, все давно поделено и коррупционная составляющая решительно не позволит хорошему и проактивному человеку сделать ничего положительного. При чем эта позиция зачастую присуща не только людям со стороны, но и самим чиновникам.
И здесь, как и в любом сложном вопросе, есть две стороны одной медали. Безусловно, ситуация, в которой у молодого чиновника получается удовлетворить собственные юношеские амбиции (как карьерные, так и в сфере управления изменениями) очень редка. Несмотря на преобразования последних десяти лет, система государственного управления все еще безумно консервативна и инертна.
У каждого из нас есть убеждения и собственное видение того, как должны выглядеть курируемые нами отрасли, однако ситуация, в которой человек несет единоличную ответственность за важное в масштабе страны направление, – исключительна.
Подобный уровень ответственности доступен лишь самому высокому руководству (начиная от заместителей министра), ибо сама концепция бюрократии подразумевает размытие ответственности не только между различными департаментами, министерствами, но и между различными ветвями власти. Исходя из этого, имплементация собственной картины мира в курируемые отрасли – скорее исключение, чем распространенная практика.
Но не все так плохо. На самом же деле, управление изменениями на государственной службе вполне можно приравнять к отдельному виду искусства. И здесь я снова обращусь к своему опыту. Выстраивание и успешная реализация долгосрочного карьерного трека в ведомстве возможна в случае наличия четкого осознания в формате:
- для чего вы здесь,
- какие задачи решаете,
- куда решение этих задач вас приведет.
Я сменил уже несколько департаментов и в каждом из них находил возможность, помимо текучки, оперативной, ежедневной работы, уделять внимание работе над изменением институциональной среды, среды, в которой я работаю.
В курируемой мной в настоящий момент отрасли у меня есть научно выверенная и подтвержденная ВАКовскими статьями и магистерской диссертацией картина мира и каждое свое операционное действие я стараюсь максимально подогнать под определенный образ.
Когда это возможно – проявляю инициативу и беру на себя дополнительную работу потому, что она на чуточку, но приближает курируемую отрасль к красивой картинке в моей голове. Когда это невозможно, просто популяризирую свою точку зрения.
В целом, теория малых дел ярчайшим образом проявляет себя именно в масштабных системах, вроде государственной службы. Сама система настолько инертна и забюрократизирована, что она не позволяет откровенным дуракам наделать глобальных глупостей, а прорывным ребятам зачастую обрубает крылья и сильно демотивирует.
Умение принять это как данность, переосмыслить свое место в системе, постепенно прийти к управлению изменениями в рамках теории малых дел, сформировать собственное видение курируемой отрасли и научно обосновать его – признак зрелого бюрократа и образцового чиновника. И поверьте, что таких людей в нашей стране куда меньше, чем всем нам этого бы хотелось.
Фото в материале и на обложке: Unsplash
Предложения со словом «госслужба»
На государственную гражданскую службу (далее — гражданская служба) вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.
В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.
В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)» ведущей группы должностей гражданской службы, категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования.
В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы обязательно наличие профессионального образования.
Квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки для федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации, для государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации — законом субъекта Российской Федерации.
Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее — гражданский служащий). Должностным регламентом гражданского служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы.
Анкета кандидата на госслужбу
Организация поступления граждан на гражданскую службу осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы», а также иными нормативными правовыми актами.
Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется в основном по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.
Конкурс проводится в два этапа:
1 этап. На официальных сайтах государственного органа и государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещается объявление о приеме документов для участия в конкурсе, а также следующая информация о конкурсе:
- наименование вакантной должности гражданской службы;
- требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности;
- условия прохождения гражданской службы;
- место и время приема документов, подлежащих представлению в государственный орган;
- срок, до истечения которого принимаются указанные документы;
- предполагаемая дата проведения конкурса; место и порядок проведения конкурса;
- другие информационные материалы.
Гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в государственный орган соответствующие документы.
Достоверность сведений, представленных гражданином на имя представителя нанимателя, подлежит проверке.
2 этап. Проведение непосредственно самого конкурса.
Для проведения конкурса правовым актом государственного органа образуется конкурсная комиссия, которая оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.
При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований для замещения вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством Российской Федерации о гражданской службе.
Решение конкурсной комиссии является основанием для назначения кандидата на вакантную должность гражданской службы либо отказа в таком назначении.
Конкурсная комиссия вправе также принять решение, имеющее рекомендательный характер, о включении в кадровый резерв государственного органа кандидата, который не стал победителем конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, но профессиональные и личностные качества которого получили высокую оценку.
По результатам конкурса издается акт представителя нанимателя о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и заключается служебный контракт с победителем конкурса.
Законодательством определены случаи, когда конкурс не проводится:
- при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;
- при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;
- при заключении срочного служебного контракта;
- при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28, частью 1 статьи 31 и частью 9 статьи 60.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
- при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.
Конкурс также может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа.
По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.
Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.
Претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случае:
- признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
- осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
- отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;
- наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации;
- близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
- выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
- наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
- представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
- непредставления установленных Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;
- утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;
- признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).
При заключении служебного контракта с гражданином, впервые поступающим на гражданскую службу, в этом контракте и в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы предусматривается условие об испытании гражданского служащего продолжительностью от одного месяца до одного года в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы, если не предусмотрено иное.
Испытание может устанавливаться:
- при назначении гражданина или гражданского служащего на должность гражданской службы, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, — на срок от одного месяца до одного года;
- при назначении на должность гражданской службы гражданина, ранее проходившего государственную службу Российской Федерации, — на срок от одного до шести месяцев;
- при назначении гражданского служащего на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа — на срок от одного до шести месяцев.
- для граждан, получивших среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена или высшее образование в соответствии с договором о целевом обучении с обязательством последующего прохождения гражданской службы и впервые поступающих на гражданскую службу;
- для гражданских служащих, назначенных в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на должность гражданской службы в порядке перевода в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа;
- для иных граждан и гражданских служащих, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности).
В период испытания на гражданского служащего распространяются положения Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», других законов и иных нормативных правовых актов о гражданской службе.
В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности гражданского служащего и другие периоды, когда он фактически не исполнял должностные обязанности.
До истечения срока испытания гражданский служащий вправе расторгнуть служебный контракт по собственному желанию, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме не позднее чем за три дня.
По окончании установленного срока испытания при отсутствии у гражданского служащего соответствующего замещаемой должности гражданской службы классного чина ему присваивается классный чин в соответствии с законодательством.
При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание.
Если срок испытания истек, а гражданский служащий продолжает замещать должность гражданской службы, то он считается выдержавшим испытание
Решение представителя нанимателя гражданский служащий вправе обжаловать в суд.
Решение уйти на госслужбу я принял весной. Этому было две причины: проблемы с текущим местом работы (два основных заказчика попали под санкции и период задержки в выплатах достиг 6 месяцев), не хотелось уходить в другую отрасль, а продолжать заниматься знакомым делом на довольно высоком уровне.
Ниже я расскажу, как без знакомых и блата проходил конкурс на государственную гражданскую службу в региональное министерство. Пишу, в первую очередь, потому что когда задался поиском информации по всем сопутствующим процедурам, то информации как таковой не нашел вообще. Либо это были старые и нерабочие уже тексты, либо откровенная лажа. Может быть кому-нибудь мой текст немного поможет в трудоустройстве на госслужбу. Ну и для справки.
Многие мне не поверят, но работа на государственной гражданской службе может быть интересной. Аналитика, бумажки, технические моменты – вот это всё. Бюрократии я не боялся, поскольку любая более-менее серьёзная сфера деятельности сталкивается с бюрократией. Бюрократию нужно любить и уметь её обходить. К слову, это и было основной сферой моей деятельности последние лет пять.
При переходе на госслужбу я терял в заработной плате около 30%, но оставалась возможность шабашек по предыдущему месту работы + преподавание. Да, работать нужно больше, но если работа нравится, то почему бы и да?
Устроиться на государственную гражданскую службу официально можно двумя способами:
Срочный контракт. Это когда очередная чиновница залетела, а на её место срочно кто-нибудь нужен. И всякие подобные ситуации. На самом деле – это самый чудесный вариант, потому что за время того же декрета, если есть мозговая активность, найдётся и постоянная ставка. Однако, подобным образом устраиваются в основном “по знакомству”, ибо ищут человека, который действительно будет работать. Если получается устроится на подобную “срочную” вакансию без блата, то значит со ставкой что-то не то.
Конкурс. Как правило в последнее время конкурс на замещение вакансий проводится “в резерв”. На практике это означает, что будет несколько победителей на намечающуюся вакансию. вакансии ещё нет, но по планам она должна появиться – вот туда вас и берут. Что с этим делать и как быть “первым из лучших” в другой части, а пока сам конкурс и подготовка к нему.
Где смотреть вакансии и информацию по предстоящим конкурсам? Всё на сайте gossluzhba. gov. ru Выбираете город и вперёд. Сразу скажу, что на сайте можно не регистрироваться, подача документов в электронном виде на практике осуществляется очень плохо – всё равно часть часть документов придётся доносить в кадры ещё до конкурса.
Что по зарплатам? На том же портале gossluzhba. gov. ru у каждой вакансии указывается заработная плата. При первом взгляде становится грустно. Да и при втором – тоже. Однако, есть несколько небольших моментов. В среднем лично у нас по региону и муниципалитетам стандартный госслужащий получает не одну заработную плату. Есть ещё премии, материальная помощь к отпуску, “премия за выполнение особых поручений” и ещё куча всяких материальных благ – в зависимости от должности, чина и так далее.
Как узнать реальную заработную плату? Да просто! Каждое министерство и ведомство публикует информацию о доходах чиновников. Если идёте на специалист, то делаете выборку по годовому доходу специалистов из разных отделов, плюсуете, делите на 12 и минут 13% – вот то и будет примерная средняя заработная плата. Да, в какой-то месяц меньше, а где-то получите сразу три заработных платы и премию. На практике указанная з/п в 23. 000 фактически превращается в 35. 000 вполне себе легко. Не везде, конечно, и не факт, что у вас также, но что я вижу на практике – вполне себе хорошая картина. В любом случае, проведите небольшой десятиминутный анализ интересующей вакансии, лишним это не будет.
Какие документы готовить? Анкета 667-р, копия паспорта и военного билета (все страницы), заверенная по месту работы или у нотариуса копия трудовой и диплома об образовании, медицинская справка 001-гс/у, данные о свойственниках и фотография 3х4.
Анкета 667-р заполняется строго от руки! Сформированные анкеты на сайте gossluzhba. gov. ru не принимаются. Почему – хз, но у нас так везде. Тем более, сформированная анкета на сайте gossluzhba. gov. ru содержит некоторые ошибки. Например, указанный загранпаспорт в распечатке отсутствует или не проставляются сведения о выездах за границу.
Копии дешевле заверить у работодателя. Как именно – кадровики знают.
Справка 001-гс/у – это самая плохая вещь во всём перечне документов. По факту нужно иметь на руках три таких справки. Одну справку по форме выдаёт психиатр, вторую – нарколог, и третью (по предъявлению двух предыдущих) медицинская организация, которая делает эти справки (или ваша поликлиника). Теоретически, все эти справки должны выдаваться бесплатно. Однако, некоторые ушлые поликлиники пытаются на этом заработать. Очереди к психиатру или наркологу, как правило, километровые. Нужно разбираться по месту. Также нарколог может попросить пописать в баночку. Меня не просили, а мужик в очереди пере до мной, тоже устраивающийся, побежал в туалет с баночкой. Каким образом проводится выборка писающих – мне неясно.
Данные о свойственниках – это информация о ваших братьях, сёстрах и родителях и братьях/сёстрах супруги или супруга. Эта информация обязательна, но её на сайте gossluzhba. gov. ru почему-то нет. Форма легко гуглится в сети.
Документы за неделю собрали. Что дальше? Да всё просто – идёте в кадры ведомства, где собираетесь проходить конкурс, там вам дадут заявление, продиктуют что написать и вместе с вашим пакетом документов заберут себе.
Первый этап конкурса пройден. В течении оставшегося до конкурса времени кадры отправляют запросы на наличие у вас судимостей, проверяют дипломы и формируют списки. После завершения приёма документов и проверки вам вышлют официальное письмо о том, где и когда состоится конкурс. Чаще всего ещё и звонят лично.
Дальше нужно готовиться к активной фазе конкурса – это тест и собеседование. Тест будет состоять из 20-60 вопросов, а собеседование проходит при участии 4-12 человек в комиссии. Несмотря на то, что тестовые вопросы в количестве 700 штук есть в открытом доступе, некоторая часть вопросов может формироваться непосредственно в органе, куда происходит трудоустройство.
Я пытался найти “свой” тест на сайте министерства, надеясь на глупость кадров, но не нашел. По другим министерствам и ведомствам были найдены несколько тестов в открытом доступе путём хитрого гуляжа (ищите документы doc/dox/pdf по ключевым словам). И действительно, примерно четверть вопросов были “самодельными” и сложными.
Впрочем, я нагуглил и купил сразу все ответы на все общие вопросы, стоимость с программами для проверки около 700 рублей. Гуглится легко. Там пять блоков: русский язык, Конституция, ФЗ-79, ФЗ-273 и компьютерные вопросы.
Есть глупые, а есть ядрёные вопросы. Изучение решается только задротством. Каждый день я читал ответы и проходил тесты. К моменту конкурса вышел на уровень 95-100% правильных ответов.
Мне больше понравился тест на сайте Минтруда, хотя неправильные ответы он не подсвечивает. Зато вариативность вопросов больше. На сайте gossluzhba. gov. ru, такое ощущение, вопросы даны в усечённом виде.
Больше вопросов было к собеседованию. В кадрах мне сказали, что комиссия любить спрашивать по ФЗ-273. Наверное это мне и помогло. Не стесняйтесь спрашивать, какие вопросы любит комиссия.
В день тестирования и собеседования приехал за час до назначенного времени. Можно было и позже. Все остальные подтянулись к назначенному времени. Всего в конкурсе участвовало 11 человек (позиция хорошая, да). Примерно половина – это вчерашние студенты, другая половина – уже специалисты. Как определил? Да видно это, по поведению и рабочим/личным звонкам.
Ровно в 9. 30 всех конкурсантов завели в конференц-зал и раздали бумажные тесты. Вопросов было 25. Половина – на знание русского языка. Были вопросы и по Конституции и по ФЗ, но не было вопросов об устройстве ПК и программ.
Зубрёжка дала свои результаты. В 9. 40 я уже курил за углом министерства. Уверен, что ответил на все вопросы, кроме одного. Может и на него правильно ответил, но не уверен. В принципе, если назадротить тест, то проблем с ним не будет.
Собеседование, назначенное на 10. 30, фактически началось в 10. В комиссии были сотрудники министерства, включая двух заместителей министра, а также два или три преподавателя. Соискателей вызывали по алфавиту. Каждого мучали минут по 10, потом каждый выбегал из кабинета с краснющим лицом и далее по коридору. Никто так и не рассказал, что именно спрашивали, какие вопросы задавали. Конкуренция:)
Дошла очередь и до меня. Первым делом зачитали моё послужной список – образование, стаж работы. Потом начались вопросы.
Вопросы могу поделить на три типа: практические – их задавала начальница отдела, куда проходил конкурс; теоретические – конечно, от преподавателей; коррупционные – от заместителей министра.
В принципе – этого хватило за глаза. Также спросили про предыдущее место работы, но пытать никто не пытал. Мне показалось, что всё было по делу – рассказал, как я вижу работу отдела, чем отдел занимается, кому подчиняется и какие на ближайшие годы перспективы работы (всё это я узнал из официальных отчётов). Теория тоже прошла хорошо – спросили пару основных определений. Самыми интересными были вопросы по коррупции. Заместитель министра сначала спросила, знаю ли я порядок цифр заработной платы. После правильного ответа она спросила, не возникнет ли у меня желания «подработать» на стороне. Откровенно ответил, что возникнет, но буду заниматься дополнительной деятельностью только с согласия руководителя и в свободное от основной работы время (преподавать по субботам). Ответ заместителя министра устроил, но другой заместитель спросил о конфликте интересов – что это такое и что нужно делать, если конфликт интересов таки возник.
Короче, всё было по делу. Результаты сказали ждать на сайте и письмом, и я также, как и другие соискатели, ушел в закат.
Результаты были опубликованы на официальном сайте министерства через пять дней. Но эта история для другой части:)
Надеюсь, мой небольшой опыт поможет кому-нибудь подготовится к конкурсу на государственную службу. Если будет интерес к тексту – сделаю ещё пару частей, а то объём уже большеват:)
Кстати, могу поделиться ответами на вопросы и программками для тестирования. Бесплатно, т. даром:) жаждущим писать на ff. kreo(собакасутулая)gmail. com
Что нужно для работы на госслужбе?
владеть государственным языком Российской Федерации, быть не моложе 18 лет, но и не старше 65 лет, иметь высшее образование (кроме должностей категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей, для замещения которых необходимо среднее профессиональное образование),
Сколько баллов нужно набрать в тесте на госслужбу?
3 балла , если даны правильные ответы на 85-94% вопросов, 2 балла , если даны правильные ответы на 75-84% вопросов, 1 балл , если даны правильные ответы на 70-74% вопросов, Тестирование считается пройденным, если кандидат правильно ответил на 70 и более процентов заданных вопросов. 6 мая 2022 г
Кто может идти на госслужбу?
Согласно Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на госслужбу может поступить любой гражданин России, владеющий русским языком и соответствующий квалификационным требованиям
Что запрещено на госслужбе?
Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в
Сколько можно работать на госслужбе?
Предельный возраст пребывания на гражданской службе – 65 лет. Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе и замещающему должность категории «руководители» высшей группы должностей, срок службы может быть продлен до достижения им возраста 70 лет
Что дает статус госслужащего?
Надбавка за работу с государственной тайной. Различные премии (за выполнение особо важных и сложных заданий и т. ) Ежемесячное денежное поощрение для отдельных категорий госслужащих в соответствии с указом Президента РФ от 25. 2006 № 763