Госслужба в Казахстане

Несколько номеров назад, впечатлившись очередными грядущими изменениями в системе госслужбы, мы задались далеко не риторическими вопросами: видны ли ее конечные очертания этой бесконечной реформы, и насколько адекватны вписываемые в ее канву дополнительные сюжеты? Но эксперты, принявшие участие в организованной нами дискуссии, однозначно сформулировать то, что получит «на выходе» Казахстан, так и не смогли. Чтобы расставить точки над i, мы обратились с запросом в Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции. Нельзя сказать, что кураторы реформы разложили все по полочкам, но какую-никакую ясность все же внесли.

Чтобы в полной мере оценить весь пройденный реформенный путь и попытаться разглядеть, что ждет отечественную систему госслужбы в будущем, стоит напомнить ключевые вехи ее развития. В независимом Казахстане госслужба из общей системы трудового права была выделена только в 1995 году соответствующим указом президента. Но довольно быстро стало очевидным, что этот нормативно-правовой акт, имевший силу закона, неспособен противостоять расцветшим у нас трайбализму, клановости и патронажу при распределении вакантных должностей в госорганах. Власти тогда откровенно признали: основная причина неудавшихся организационных перестроек заключается в нарушении принципа плавного перехода от старых форм и методов управления к новым:

«Частые реорганизации и связанные с этим перестановки кадров привели к нарушению принципа ответственности за последствия принимаемых решений. Серьезные просчеты допущены в подготовке управленческих кадров, системе стимулирования и контроля за их деятельностью. Отсутствие перспективы, уверенности в завтрашнем дне, обусловленные неотработанностью системы подбора и расстановки кадров, а также сравнительно невысокая оплата труда привели к оттоку значительной части квалифицированных управленческих кадров в негосударственную сферу».

Естественным образом назрела необходимость новой реформы, с тем, чтобы хотя бы попытаться запихать все эти «особенности» в цивилизованные рамки. Масштабная трансформация стартовала в 1997 году. Именно тогда в своем стратегическом Послании «Казахстан-2030» глава государства поставил задачу сформировать компактный и высококвалифицированный госаппарат, внедрить систему меритократии, усилить борьбу с коррупцией в среде госслужащих и поднять имидж государственной службы в обществе. Реализовать эти планы в рамках впервые принятого Закона «О государственной службе».

Была призвана новая структура, появившаяся в системе власти, – соответствующее агентство.

Опыт реформ конца 1990-х трудно назвать однозначным. С одной стороны, ими заинтересовались некоторые страны, которые тоже хотели бы пойти по нашему пути. С другой, несмотря на внедрение таких новаций, как конкурсный отбор и институт ответсекретарей, призванный обеспечить преемственность в госорганах, выходило, что изменения оказались, в лучшем случае, половинчатыми. По крайней мере, это четко дал понять президент РК в своем выступлении на международной научно-практической конференции «Роль государственной службы в повышении конкурентоспособности страны».

«Надо пересмотреть принципы государственной службы, в ее основе должны лежать меритократия, честность, эффективность», – заявил он, тем самым признав, что как раз сочетания этих трех составляющих в отечественной системе госслужбы так и не появилось. Как, собственно, и многого другого. Например, компактного госаппарата. Если в 2001 году количество госслужащих в Казахстане не превышало 69 тысяч человек, то уже в 2007-м их было уже свыше 102-х тысяч.

Текст принятой в 2011-м Концепции модернизации системы государственного управления обнажил и другие проблемы. Ключевые из них – неумение чиновников работать на результат, отсутствие обратной связи с населением, неудовлетворительное качество оказываемых государственных услуг.

В общем, все это привело к новому витку модернизации, который стартовал в том же 2011-м. Озвучивая новую Стратегию «Казахстан-2050», президент страны заявил: «Прежде всего будет реформирован государственный аппарат. Мной подписан закон о новой системе госслужбы. Он обеспечивает усиление антикоррупционных мер, повышение прозрачности отбора госслужащих, внедрение принципа меритократии, то есть продвижения лучших кадров».

Как следствие, появились корпусы А и Б, было закреплено понятие «ротация государственных служащих», введена норма о профессиональной подготовке госслужащих. Казалось бы, задача выполнена. Однако спустя пару лет выстраивания нового фасада системы госслужбы вновь выяснилось, что за ним пустота, а идея меритократии опять же вылетела в трубу. Помнится, как возмущалась фракция коммунистов в парламенте, подводя первые результаты трансформации: «Вся так называемая меритократия свелась к стажу госслужбы, знанию законов и государственного языка, а также собеседованию. Хотя на такой же основе госслужащих отбирали и раньше. По большому счету, вся разница – лишь в вопросах на тестирование. Так стоило ли ради этого городить огород и называть все это громкой фразой «реформа государственной службы»? Получилось, что гора родила мышь».

В итоге вместо того, чтобы вывернуть наизнанку пороки системы и нащупать пути их искоренения, реформа привела к тому, что они оказались завуалированными и фактически узаконенными. Протекция, блат, клановость и прочие «прелести», процветающие на госслужбе, продолжали ежегодно приносить урожай ядовитых ягодок. И самое странное заключалось в том, что авторы реформы предпочитали закрывать на это глаза, относя такие «нюансы» к «пережиткам прошлого».

А потому неудивительно, что в 2015 году стартовала новая эра преобразований, инициированная пятью президентскими институциональными реформами.

Каким образом трансформировалась система государственной службы за прошедшие три года? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Все зависит от того, кто в какой корень зрит.

Например, в ответе на наш запрос Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции констатирует: «Главными новшествами стали переход на карьерную модель, введение компетентностного подхода, механизмы, обеспечивающие принципы меритократии». В результате их внедрения наблюдается трехкратный рост числа поступивших на госслужбу, в четыре раза возросло количество продвижений по карьерной лестнице уже действующих чиновников. В ведомстве даже уточнили, что «более 77 процентов населения поверило в меритократию на госслужбе, а эксперты ОЭСР оценили ее как профессионально-стратегическую». Но, похоже, столь высоких и почетных оценок авторам наших реформ мало, они следуют девизу «выше, быстрее, сильнее».

«В настоящее время ведется пилотное апробирование новой системы оплаты труда, основанной на факторно-балльной шкале. Это сделало государственную службу более привлекательной и конкурентоспособной, – сообщается в присланном нам ответе. – Так, конкурс на одно место в пилотных госорганах увеличился в среднем в три раза. Отток кадров в пилотных госорганах сокращен в два раза: в Агентстве – с 4,2 до 2 процентов, в акимате города Астаны – с 2,9 до 1,6 процента, в Мангистауской области – с 4,2 до 1,8 процента. В три раза вырос приток высококвалифицированных специалистов из квазигосударственного и частного секторов, в том числе выпускников топовых вузов». Тут возникают вопросы, ответы на которые, увы, остались за кадром. Во-первых, откуда взята цифра в 77 процентов казахстанцев, уверовавших в отечественные стандарты меритократии, если учесть, что соцсети переполнены негативными комментариями о том, кто, как и при каких обстоятельствах обзаводится статусом чиновника. Во-вторых, насколько за эти годы разбухла система госслужбы, если на фоне оттока из нее кадров в разы вырос приток?

Впрочем, бросать от восторга чепчики в воздух рука не поднимается и по другой причине.

А вот еще одна цитата из того интервью: «Помимо желания поставить на посты своих людей и сформировать пространство для кадрового маневра, ощутимо присутствует и коррупционный элемент. У нас, конечно, не принято говорить про торговлю должностями, но такая практика процветает.

В общем, пусть каждый сам решает, какой информации верить. Но очень хочется надеяться на то, что те цели и задачи, которые глава государства регулярно ставит перед госаппаратом, не будут дезавуированы и девальвированы.

Насколько эту надежду укрепят новые изменения, которые в скором времени станут частью системы госслужбы, покажет время. Нам же остается только предоставить слово Агентству по делам государственной службы и противодействию коррупции, сотрудники которого уверены, что «дальнейшее масштабирование новой системы позволит повысить качественный состав госаппарата, в том числе за счет укрепления управленческого звена и привлечения профессионалов из частного сектора».

Итак, о чем идет речь? В ответе на наш запрос сообщается, что в целях дальнейшего совершенствования государственной службы ведомством инициирован ряд предложений. В первую очередь, речь идет о модернизации корпуса «А»: «Предлагается проводить прямой конкурсный отбор на вакантную позицию с пересмотром института рекомендательных писем и без формирования резерва. К примеру, во всех странах ОЭСР поступление на должности старшей государственной

службы (аналог корпуса «А») осуществляется путем прямого конкурсного отбора. Конкурсный отбор в кадровый резерв предлагается проводить на конкретную должность в два этапа: квалификационный экзамен на базе Агентства и собеседование в Национальной комиссии по кадровой политике. Данные подходы усилят принципы меритократии и задействуют институт социального лифта», – говорится в присланном ответе.

Второе новшество заключается в том, что Агентство по делам госслужбы намерено повысить статус руководителей аппаратов центральных государственных органов и акимов областей аналогично статусу ответственных секретарей: «Корпус «А» призван быть гарантом незыблемости, преемственности государственной службы и автономности от политических преобразований. Эффективность в части стабилизации кадровой миграции показал институт ответственных секретарей, назначение и полномочия которых определяются Указом президента. Так, с их появлением в министерствах сменяемость снизилась с 17 до 6,5 процента. В этой связи предлагается придать руководителям аппаратов центральных госорганов, акимов областей и городов Астаны, Алматы, Шымкента статус ответственных секретарей. Такой подход также позволит усилить их управленческие полномочия и ответственность. Кроме того, изменение статуса руководителей аппаратов предполагает ежегодную оценку их работы Администрацией Президента, что повысит прозрачность и подотчетность деятельности».

Затронет реформа и корпус «Б». Речь идет о введении механизмов быстрого найма: «Во-первых, предлагается сократить сроки проведения конкурсов путем перехода с трехэтапного на двухэтапные конкурсы. В настоящее время на проведение всех трех видов конкурсов (первый внутренний, второй внутренний, общий конкурс) затрачивается до 50 рабочих дней. Кроме того, технология проведения первого и второго внутренних конкурсов идентична (за исключением круга кандидатов: в первом случае – служащие данного госоргана, во втором – все госслужащие), в то время как общий конкурс имеет существенные отличия (более расширенный пакет требуемых документов, включающий сертификат о прохождении тестирования). В этой связи предлагается объединить первый и второй внутренние конкурсы. Это сократит время на их проведение на 15 рабочих дней. Данный подход придаст системе государственной службы большую мобильность.

Во-вторых, рассматривается возможность внеконкурсного назначения талантливых и профессиональных кадров по решению Национальной комиссии по кадровой политике. В настоящее время данный механизм применяется только для граждан Казахстана, работающих в международных организациях, судей, депутатов, а также политических государственных служащих. При этом в целях выстраивания более гибкой системы предлагается расширить данный перечень лицами, имеющими соответствующий опыт работы в компаниях, входящих в топ-50/100 списка Fortune-500 или обладающих степенью PhD лучших университетов мира, входящих в топ-20/30».

В Казахстане около 97 тыс государственных служащих. 1 сентября Глава государства объявил о проведении масштабной реорганизации государственного управления, в том числе и сокращение штата на 10% в этом году и доведения этого показателя до 25% в следующем году. О том, кого будут сокращать в последнюю очередь и сколько средств предполагается на сокращение, читайте в материале корреспондента Strategy2050.

По данным Агентства РК по делам государственной службы, на сегодняшний день общая штатная численность госслужащих (политические и административные должности) – порядка 97 тысяч единиц, что составляет 1,1% от экономически активного населения. Экономически активное население в Казахстане составляет 9,2 млн человек. Данная цифра соответствует показателям развитых стран. К примеру, численность госслужащих во Франции составляет 8%, в Канаде – 1,5%, в Австралии – 1,4%, и в США – 1,3%.

По словам председателя Агентства РК по делам государственной службы Анар Жаилгановой, в последние годы наблюдается постепенное сокращение числа госслужащих в Казахстане.

«В 2018 году у нас было 98,7 тысяч человек, в 2019 году – 97,4 тысяч, в первом полугодии 2020 года 97 тысяч единиц. Принимая во внимание, что госорганы обеспечивают бесперебойную работу всех сфер жизнедеятельности населения, в целях предупреждения возможных негативных последствий сокращения, увеличения нагрузки на оставшихся сотрудников, снижения качества работы, неэффективного распределения трудовых ресурсов, предлагается следующее: первое – при определении должностей, подлежащих оптимизации, будут рассматриваться в первую очередь постоянные вакантные должности», – сказала Жаилганова на брифинге в СЦК.

По ее данным, общее количество вакансий на сегодняшний день составляет порядка 8 тыс единиц, или 8,5% от общей численности госаппарата. Использование данного резерва позволит минимизировать реальное сокращение госслужащих.

Сколько средств потратят на сокращение

Как сообщила председатель Агентства РК по делам государственной службы Анар Жаилганова, сокращение госслужащих не повлечет дополнительных расходов.

«В текущем году нам необходимо сократить 10%. В следующем году – 15%. При этом доля вакантных должностей у нас составляет 8,5%. В связи с этим полагаем, что в этом году сокращение будет обеспечено за счет вакантных должностей. Вместе с тем необходимо учитывать, что вакантные должности могут распределяться неравномерно, поэтому по каждому госоргану нужно проводить отдельные расчеты. Каждый госорган будет это решать», – заявила председатель.

Она отметила, что будет использоваться и еще один ресурс.

«У нас ежегодно высвобождается более 1 тысячи единиц за счет выхода работников на пенсию, а также порядка 6 тысяч человек – это ежегодная сменяемость, те, кто переходит в частный сектор или иные организации. Эти инструменты тоже будут использованы. Но в любом случае не будем реальных людей сокращать и оставлять их без работы. Конечно, все эти механизмы будут продуманы, и я думаю, что любой руководитель госоргана позаботится о тех людях, которые попадут под сокращение». Сокращение госслужащих не повлечет за собой дополнительных расходов из бюджета. Выплата выходного пособия будет производиться в рамках выделенных средств на содержание госоргана», – подчеркнула председатель агентства.

На вопрос журналиста произойдет ли реальное сокращение в виду того, что в Казахстане создано одно министерство и два новых агентства, она отметила, что создания новых вакансий не планируется.

«Министерство чрезвычайных ситуаций было создано из комитета чрезвычайных ситуаций, который ранее относился к МВД. Таким образом комитет выводится из состава МВД и становится самостоятельным министерством. То есть никаких дополнительных бюджетных средств и штатных единиц выделено не будет. Второе, Агентство по стратегическому планированию и реформам, а также Агентство по защите конкуренции планируется создавать за счет передачи функций и штатных единиц действующих госорганов, то есть тот же бюджет и штатные единицы переходят в новые госорганы», – пояснила Жаилганова.

К слову, она отметила, что вопрос бюджетирования заработных плат государственных чиновников относится к министерству национальной экономики.

Председатель агентства сообщила, что упразднение ответсекретарей в министерствах не отразится на стабильности госаппарата.

«Предполагалось, что деятельность ответсекретарей в министерствах обеспечит стабильность госаппарата, укрепит вертикаль власти, усилит контроль АП над отдельными ведомствами, а также освободит министров от административно-кадровой работы, направив их энергию на решение более важных политических задач. Кроме того, основной задачей института ответсекретарей являлось сохранение кадровой преемственности в работе госорганов при смене политических госслужащих. Однако, с учетом перехода к карьерной модели на госслужбе, данный инструмент потерял свою актуальность», – отметила спикер.

Напомним, ранее назначение на должности ответственных секретарей осуществлялось президентом по представлению Аппарата Президента РК и согласованию с Премьер-министром.

«После внесения соответствующих изменений в НПА, назначение на должность руководителей аппаратов министерства будет осуществляться самим министром по согласованию с нацкомиссией по кадровой политике при Президенте. При упразднении ответсекретарей их обязанности будут возложены на руководителей аппаратов с пересмотром их функций и перераспределения полномочий. Полагаем, что за руководителями аппарата сохранится статус корпуса «А», – отметила Жаилганова.

Она добавила, что для реализации данного поручения агентством уже разработан пакет законодательных поправок, которые будут приняты до конца этого года. Изменения вносятся в 1 конституционный закон «О правительстве», в два кодекса – Бюджетный и КоАП, и пять законов – о языках, о дипломатической службе, о государственном аудите и финансовом контроле, о государственной службе и о государственных закупках.

Кого будут сокращать в последнюю очередь

Председатель Агентства рассказала о том, какие категории госслужащих не подлежат сокращению.

«Необходимо обеспечить защиту социально уязвимых категорий госслужащих, а также трудоустройство лиц, подлежащих сокращению. В настоящее время, согласно Трудовому кодексу не подлежат сокращению беременные женщины, матери, имеющие детей в возрасте до 3 лет, одинокие матери, иные лица, воспитывающие детей без матери, а также служащие, которым осталось менее 2 лет до пенсии», – пояснила спикер.

По ее словам, в этой связи будет осуществляться контроль за соблюдением выше указанных прав госслужащих.

Отметим, законом о госслужбе предусмотрена выплата выходного пособия при наличии стажа госслужбы не менее трех лет в размере четырех среднемесячных заработных плат. Данная норма направлена на обеспечение стабильности и преемственности госаппарата путем стимулирования наиболее опытных сотрудников оставаться в системе.

Она добавила, что руководителям госорганов будет рекомендовано отдавать преимущественное право оставаться на работе категориям социально уязвимых госслужащих при принятии решения о сокращении. Это люди, воспитывающие двух и более иждивенцев, многодетные матери, имеющие единственный доход, и люди, получившие увечья.

Отметим, по информации Агентства, сокращение не будет механическим, но прежде всего направлено на оптимизацию с целью повышения эффективности. В этой связи на основе функционального анализа будет проведена работа по выстраиванию оптимальной структуры и пересмотру функций, реализуемых госорганами. В результате будет переданы неприоритетные задачи в конкурентную среду, регламентирование соотношения руководящих и исполнительских должностей, проведение централизации вспомогательных служб, а также оптимизация бизнес-процессов с их максимальной автоматизацией и цифровизацией

Для того чтобы поступить на госслужбу в Казахстане необходимо пройти несколько этапов, объединенных в понятие конкурса. Если в государственном органе появляются открытые вакантные должности, то проводится конкурсный отбор кандидатов.

Вакансии публикуются в печатных газетах «Казахстанская правда» и «Егемен Қазақстан», а также на сайте Агентства РК по делам государственной службы (АДГС). Кроме того Вы можете найти актуальные вакансии на госслужбу можно с помощью данного удобного сервиса.

Этапы конкурса

Вам предстоит пройти конкурс, который состоит из следующих этапов:

  • Выбор желаемой вакантной должности государственного органа.
  • Подача пакета необходимых документов в приемную комиссию государственного органа.
  • Тестирование на знание законодательства РК.
  • Тестирование на оценку личных качеств.
  • Финальное собеседование.

Еженедельно в газетах «Казахстанская правда» и «Егемен Қазақстан» опубликовываются вакансии с госорганов, также они регулярно выкладываются на сайте Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и qyzmet. gov. kz в разделе «Конкурсы на вакантные должности». Такие же вакансии выкладываются на этом сайте в более удобном виде.

В случае, если Вы определились с вакансией и точно решили, что хотите работать именно в этом госоргане, первым делом соберите необходимые документы для поступления на госслужбу РК. Вам надо будет сдать документы в течение 10 дней со дня опубликования вакансий, в противном случае дальше участвовать в конкурсе не сможете. В публикуемых объявлениях всегда указываются контакты, по которым можно связаться и проконсультироваться по интересующим Вас вопросам.

Следующий этап, вероятно, один из самых сложных – это обязательное прохождение процедуры тестирования на знание законодательства РК. Впрочем, тесты можно сдать заранее, необязательно это делать во время конкурсного отбора. Если есть возможность, то лучше так и поступить – будет меньше стресса и потраченных нервов. Тем более, при успешной сдаче тестов, на руки выдается сертификат по определённой программе сроком действия в 1 год. С данным сертификатом можно участвовать в любом конкурсе по указанным в нем категориям.

Тестирование проходит на компьютерах в специально оборудованном зале, где необходимо выполнить тестовые задания. Список тем, продолжительность теста и количество вопросов определяются выбранной кандидатом программой тестирования на государственную службу РК.

Госслужба в Казахстане

В ходе тестирования необходимо отключить сотовые телефоны. Шпаргалки и различные распечатки запрещены. В зале организовано видеонаблюдение, и при попытке воспользоваться телефоном или шпаргалкой сотрудники центра тестирования могут выставить Вам нарушение. В таком случае следующие тесты возможно будет сдать только через 6 месяцев.

Подготовиться к тестированию можно изучив необходимые законодательные акты Республики Казахстан. Конечно, это не самое легкое и увлекательное занятие, но нет ничего невозможного — цель и мотивация помогут Вам на пути к работе своей мечты. Перечитывайте 2-3 раза каждый из Законов с перерывом в день или два, делайте ассоциации в голове, чтобы запомнить сложные и запутанные термины. Попробуйте через некоторое время прочитать в 4-ый раз и Вы заметите, что большая часть уже отложилась в памяти. Решили ли вы окончательно связать дальнейшую карьеру с государственной службой или еще в раздумьях, в любом случае знание НПА никогда не будет лишним.

Для изучения законодательства рекомендуем воспользоваться сервисом онлайн тестирования по всем программам тестирования на этом ресурсе. Для этого перейдите по этой ссылке.

После сдачи основного теста по законам нужно будет пройти еще одну проверку — оценка личных качеств (ОЛК) также в виде теста. Здесь у Вас не будут проверять знания, а будут оценивать как личность. Тестовые задания не имеют правильного ответа (смотреть примеры вопросов), но существует, так называемая, зона риска, и, если Ваши определенные качества не дотягивают до зоны риска, то Вам могут отказать при приеме на работу. Подробнее об ОЛК читайте здесь.

Кандидаты, успешно сдавшие тестирование на государственную службу РК, допускаются к следующему важному этапу конкурса – собеседованию. Собеседование проходит в том государственном органе, где была объявлена вакантная должность. Общение с конкурсной комиссией практически ничем не отличается от собеседования на любую другую работу. Здесь так же, как во время прохождения тестирования, необходимо не волноваться и держать себя в руках. Покажите себя с наиболее лучшей и выгодной стороны, убедите, что обладаете всеми необходимыми профессиональными и личностными качествами.

Заключительным этапом является оценка кандидатов конкурсной комиссией и выбор лучшего, на основании результатов тестирования и проведенного собеседования.

Итак, поведем итоги. Чтобы устроиться на работу на госслужбу РК Вам нужно:

  • Начать заранее готовиться к экзаменам.
  • Сдать тестирование по программе тестирования, относящейся к выбранной категории, получить сертификат.
  • Следить за новыми вакансиями.
  • При появлении желаемой вакантной должности, собрать необходимый пакет документов и сдать их в приемную комиссию госоргана.
  • Подготовиться к собеседованию и успешно пройти его.

Госслужба в Казахстане

А что если не получилось? Столько времени и трудов потрачено, а Вас не взяли в штат? Не расстраивайтесь. Вопреки расхожему мнению что в Казахстане на госслужбе все решается по связям и кумовству, здесь, как и в любой другой сфере, требуются хорошие специалисты, которые именно работают, а не просиживают штаны. Главное – целеустремленность и большое желание.

Законодательство предусматривает особенности правового статуса государственных служащих. Категории должностей закреплены в реестрах должностей административных и политических государственных служащих.

В соответствии со статьей 255 Трудового кодекса Республики Казахстан, труд государственных служащих регулируется Трудовым кодексом с особенностями, предусмотренными законами Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, устанавливающими особые условия и порядок поступления на службу, ее прохождения и прекращения, особые условия труда, условия оплаты труда, а также дополнительные льготы, преимущества и ограничения.

Согласно подпункту 7) статьи 1 Закона Республики Казахстан “О государственной службе, государственный служащий – это гражданин Республики Казахстан, занимающий в установленном законодательством порядке оплачиваемую из республиканского или местных бюджетов либо из средств Национального банка Республики Казахстан должность в государственном органе и осуществляющий должностные полномочия в целях реализации задач и функций государства.

Различается и правовой статус государственных служащих, который в свою очередь делится на:

  • административный и
  • политический.

Административные государственные служащие

Административный государственный служащий – это государственный служащий, не входящий в состав политических государственных служащих, осуществляющий должностные полномочия на постоянной профессиональной основе в государственном органе (подпункт 5) статьи 1 Закона “О государственной службе”). Реестр должностей административных государственных служащих с разделением по категориям утвержден Указом Президента Республики Казахстан от 28. 2007 года № 501 “О мерах по оптимизации должностей государственных служащих” (с последующими изменениями и дополнениями).

Группа категорий А

Категория А-1
Заведующий сектором

Категория А-2
Инспектор, консультант

Группа категорий В

Категория В-1
Руководитель структурного подразделения

Категория В-2
Заместитель руководителя структурного подразделения

Категория В-3
Помощник, советник Премьер-Министра
Помощник, советник Председателя Палаты Парламента
Помощник, советник Председателя Верховного Суда
Помощник, советник Председателя Конституционного Совета
Главный инспектор Канцелярии Премьер-Министра, Управления делами Президента
Помощник, советник Председателя Центральной избирательной комиссии

Категория В-4
Помощник, советник Заместителя Премьер-Министра
Помощник, советник Руководителя Канцелярии Премьер-Министра
Помощник, советник Управляющего делами Президента, Председателя
Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета
Помощник заместителя Председателя Палаты Парламента
Помощник руководителя аппарата Палаты Парламента
Помощник руководителя аппарата Верховного Суда
Заведующий сектором
Главный консультант

Категория В-5
Главный эксперт
Помощник депутата Парламента

Группа категорий С

Категория С-1
Руководитель аппарата1
Руководитель Национального центра по правам человека
Председатель Комитета центрального исполнительного органа

Категория С-2
Директор департамента2
Заместитель председателя Комитета центрального исполнительного органа
Посол по особым поручениям МИД
Поверенный в делах
Заместитель постоянного представителя при международной организации
Генеральный консул
Советник – посланник загранучреждения

Категория С-3
Заместитель директора департамента
Глава представительства Национального Банка
Советник загранучреждения

Категория С-4
Начальник управления
Заведующий отделом Национального центра по правам человека
Помощник (по режиму), советник, пресс-секретарь первого руководителя
центрального органа
Первый секретарь загранучреждения
Консул – руководитель консульства

Категория С-5
Главный эксперт
Советник МИД
Первый секретарь МИД
Второй секретарь МИД и загранучреждения
Консул генерального консульства

Категория С-6
Эксперт
Третий секретарь МИД и загранучреждения
Вице-консул генерального консульства
Атташе МИД и загранучреждения
Референт МИД и загранучреждения

Межрегиональные и областные подразделения центральных государственных органов и их ведомств. Канцелярии областных и приравненных к ним судов

Категория С-О-1
Руководитель межрегионального, областного территориального департамента, инспекции
Директор филиала Национального Банка

Категория С-О-2
Заместитель руководителя межрегионального, областного территориального департамента, инспекции
Заведующий канцелярией областного и приравненного к нему суда
Заведующий секретариатом Дисциплинарного совета Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы
Заместитель директора филиала Национального Банка

Категория С-О-3
Начальник управления межрегионального, областного территориального департамента, инспекции 4
Руководитель структурного подразделения территориального органа Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы

Категория С-О-4
Начальник отдела межрегионального, областного территориального департамента, инспекции
Руководитель территориального отдела – старший судебный исполнитель
Консультант территориального органа Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы
Начальник отдела филиала Национального Банка

Категория С-О-5
Главный специалист
Старший судебный пристав канцелярии областного и приравненного к нему суда
Судебный исполнитель

Категория С-О-6
Ведущий специалист
Судебный пристав канцелярии областного и приравненного к нему суда

Районные подразделения центральных государственных органов и их ведомств. Канцелярии районных и приравненных к ним судов

Категория C-R-1
Руководитель районного территориального управления
Заведующий канцелярией районного и приравненного к нему суда

Категория C-R-2
Заместитель руководителя районного территориального управления

Категория C-R-3
Начальник отдела районного территориального управления

Категория C-R-4
Главный специалист
Старший судебный пристав канцелярии районного и приравненного к нему суда

Категория C-R-5
Ведущий специалист
Судебный пристав канцелярии районного и приравненного к нему суда

Группа категорий D

Категория D-1
Руководитель аппарата, за исключением аппарата акима области

Категория D-2
Заместитель руководителя аппарата

Категория D-3
Руководитель структурного подразделения
Помощник (по режиму), советник, главный инспектор акима области

Категория D-4
Главный специалист

Категория D-5
Ведущий специалист

Областные исполнительные органы, финансируемые из местного бюджета

Категория D-O-1
Начальник управления

Категория D-O-2
Заместитель начальника управления

Категория D-O-3
Начальник отдела

Категория D-O-4
Главный специалист

Категория D-O-5
Ведущий специалист

Группа категорий Е

Категория Е-1
Заместитель акима района

Категория Е-2
Руководитель аппарата

Категория Е-3
Руководитель структурного подразделения
Помощник, советник, главный инспектор акима района

Категория Е-4
Главный специалист

Категория Е-5
Ведущий специалист

Районные исполнительные органы, финансируемые из местного бюджета

Категория E-R-1
Начальник отдела

Категория E-R-2
Заместитель начальника отдела

Категория E-R-3
Заведующий сектором

Категория E-R-4
Главный специалист

Категория E-R-5
Ведущий специалист

Аппараты акимов городов районного значения, поселков, аулов (сел)

Категория E-G-1
Заместитель акима

Категория E-G-2
Руководитель структурного подразделения
Помощник, советник акима

Категория E-G-3
Главный специалист

Категория E-G-4
Ведущий специалист

Политические государственные служащие

Политический государственный служащий – государственный служащий, назначение (избрание), освобождение и деятельность которого носят политико-определяющий характер и который несет ответственность за реализацию политических целей и задач (подпункт 9) статьи 1 Закона  “О государственной службе”). Реестр должностей политических государственных служащих утвержден Указом Президента Республики Казахстан от 29. 1999 года №317 «Об утверждении реестра должностей политических государственных служащих и правил наложения дисциплинарных взысканий на политических государственных служащих» (с последующими изменениями и дополнениями).

К политическим государственным служащим отнесены:

Что сегодня происходит с реформой госслужбы? Видны ли ее конечные очертания? Насколько адекватны вписываемые в ее канву дополнительные сюжеты? На каких моментах в бесконечном процессе реформирования стоит акцентировать внимание и почему? Попробуем разобраться.

Сегодня уже трудно вспомнить все эксперименты над отечественной системой госслужбы. Да и нет в этом смысла. Несколько лет назад все они были пущены под бульдозер в рамках новой системы «застройки».

Новый формат реформы был обозначен в марте 2015 года. Формирование современного, профессионального и автономного государственного аппарата, обеспечивающего качественную реализацию экономических программ и предоставление государственных услуг, стало одной из пяти институциальных реформ, предложенных Лидером нации. И менее чем за два года с момента старта очередной модернизации реализаторам реформы на самом деле удалось сделать немало. Кардинальным изменениям были подвергнуты принципы набора новых кадров, тестирования, оценки эффективности деятельности госслужащих. Смущают только постоянно вносимые в этот план поправки.

Только в этом месяце Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции анонсировало ряд изменений. В частности, речь идет о новых правилах отбора в корпус «А», о придании руководителям аппаратов центральных органов и акиматов функций ответсекретарей, о приглашении вне конкурса на госслужбу специалистов из 500 самых прибыльных компаний мира.

С одной стороны, очерченные сегодня контуры системы госслужбы предполагают появление эффективного и прозрачного госаппарата, непрерывно профессионально развивающегося, результаты работы которого напрямую взаимосвязаны с системой поощрения. С другой – идеальной получаемая картинка выглядит пока что лишь только на бумаге, так как до конца не понятно, не потеряется ли за бесконечной чередой реформ общий смысл трансформации системы госслужбы. Точки над i мы попросили расставить экспертов.

Ербол Едилов, управляющий директор по стратегии и аналитике GR Consulting Group:

«Госслужба подстраивается под существующие тренды»

– Ербол Ондаганович, чем, на ваш взгляд, вызвана инициатива Агентства по делам госслужбы изменить правила приема в корпус «А»?

– Давайте уточним. Алик Шпекбаев заявил, что будет проработан вопрос упразднения резерва корпуса «А». Он сегодня, действительно, не работает и в большей мере существует в качестве мертвого института. Поэтому идея проводить прямой конкурс в корпус «А» правильная. Ее реализация на практике способна открыть двери госслужбы для профессионалов из частного сектора. Однако как будет в реальности, другой вопрос. Главное, чтобы Агентство и Администрация президента обеспечила этому процессу большую прозрачность – чтобы граждане реально видели как идет такой конкурс.

– Сегодня у руководителей аппаратов меньше ответственности и полномочий, чем у ответсекретарей. Давайте вспомним, что изначально институт ответственных секретарей задумывался как высшая должность административной госслужбы. Именно на них замыкаются функции по кадровому обеспечению работы того или иного госоргана, в их вотчине осуществление процесса госзакупок и других рутинных процедур. И, несмотря на не вполне идеальную реализацию этой концепции, ответсекретари неплохо обеспечивают кадровую стабильность в центральных госорганах – сильной текучки в них нет. А вот в акиматах ситуация совсем не радует. Новые акимы могут поменять и, как показывает практика, меняют практически весь руководящий кадровый аппарат акимата. Конечно, хотелось бы верить в кардинальную смену парадигмы. Но это требует времени. В целом же, надо признать, что Агентство по делам госслужбы движется в правильном направлении.

– Жаркую дискуссию вызывает и другая инициатива, заключающаяся в приглашении вне конкурса на госслужбу специалистов из пятисот самых прибыльных компаний мира. Стоит ли овчинка выделки?

– Что касается привлечения на госслужбу специалистов, имеющих за плечами опыт работы в компаниях из списка Fortune 500 и обладающих степенью PhD топовых университетов мира, то в целом идея эта прочно связана с поручением главы государства привлекать как можно больше специалистов из частного сектора, тем самым превратив существующую систему госслужбы в более инновационную и продвинутую. И такой подход выглядит перспективным, хотя и таит в себе определенные опасности. Их удастся избежать, если институт отбора кандидатов по этой схеме будет кристально прозрачным, чтобы не получилось, что под видом высококлассного специалиста по протекции на госслужбу смогли попасть чьи-либо креатуры. Специалисты из Fortune 500 действительно нужны, но прежде должен быть продуман механизм их прихода на работу в госорганы, чтобы государственные должности доставались наиболее конкурентоспособным из них. Впрочем, в любом случае, если «закрытая дверь» госслужбы в результате внедрения этой инициативы хоть чуть-чуть приоткроется, то уже будет хорошо. Сейчас вход в эту дверь ограничен и «строго по пропускам», чему мы все являемся свидетелями, наблюдая за тем, как каждый аким на местах, несмотря на законодательные ограничения, умудряется формировать свою собственную команду.

– Как бы вы в целом охарактеризовали ход реформ системы госслужбы?

– По крайней мере последние инициативы и изменения можно расценивать как адекватный ответ на запрос общества. Казахстанцы за последнее десятилетие сильно изменились и активнее пользуются своим правом голоса, поднимая через различные ресурсы те или иные проблемы, в том числе, и касающиеся недочетов системы госслужбы. Общественный резонанс очень серьезен, и власть вынуждена таким образом на него реагировать. И реакция эта выражается в том, что госслужба меняется, подстраиваясь под существующие тренды.

– Но лично для вас очевидны конечные контуры многочисленных реформ? Какую мы в итоге получим систему госслужбы?

– У казахов есть слово «ниет». В переводе на русский оно означает «намерение». Но перевод не отражает заложенного в нем глубинного смысла. Ниет у наших государственных служащих должен заключаться не в жажде обогащения, не в соблюдении личных интересов, а в жестком отстаивании государственных интересов и соответствии чаяниям народа. Хочется верить, что проводимые реформы приведут к появлению чиновников такой формации. Рассчитываю на то, что на финише реформ мы увидим реально подотчетных населению госслужащих и забудем как страшный сон сегодняшних удельных князьков, в которых превратились некоторые акимы регионов.

Кстати, об акимах. Казахстану нужно перенять опыт рекрутинга в политику, в сферу госуправления крупных бизнесменов. Яркий пример в России – Роман Абрамович, ставший в начале двухтысячных годов губернатором Чукотского автономного округа. Почему бы сегодня в Казахстане не назначить главами двух-трех регионов казахстанских бизнесменов из списка Forbes? Как акимы областей они бы внесли в госуправление дух соревновательности и конкуренции.

– Но пока до такого «светлого будущего» нам, похоже, очень далеко? Как его приблизить? На искоренении каких минусов в системе госслужбы вы бы акцентировали внимание?

– В первую очередь, это командные перемещения, которые по-прежнему практикуются в регионах. Некоторым акимам под предлогом согласования переводов в Администрации президента удается «провезти в багаже» по 20 человек избранных и преданных, которым предстоит занять ключевые позиции в региональной власти. Система такого рода согласований должна стать открытой и прозрачной. В команде любого акима необходимы люди, которые знают специфику региона, знают, что скрывается за каждым проектом и проблемой. Главное, чтобы это были профессионалы. Безусловно, руководителю нужны люди, которым он может доверять, но профессионализм – один из критериев доверия.

Во-вторых, наши госслужащие, несмотря на определенные подвижки в сторону населения, по-прежнему очень от него оторваны. Это в Лондоне и Нью-Йорке мэры ездят в метро, у нас же на люксовых автомобилях за 30-40 миллионов. Видят ли они из их окон реальную жизнь? Сомневаюсь.

В-третьих, это искоренение барских замашек, что свойственно главам регионов. Конечно, всех акимов одной гребенкой нельзя пригладить, но есть среди них те, кто забыл смысл слова «скромность», хотя глава государства его регулярно им растолковывает.

В-четвертых, пора уже обеспечить реальную подотчетность госслужащих перед населением, прекратив затянувшуюся череду фейковых отчетов. То, что они отражают в своих отчетах, нередко оказывается показухой, в реальности же все по-другому.

В-пятых, маслихаты, общественные советы на местах должны быть более требовательными к исполнительной власти, перестав напоминать «кукольные театры». За каждый бюджетный тенге с акимов должен быть спрос, и спрашивать с него должны маслихаты и общественные советы.

Султанбек Султангалиев, политолог: «Принцип меритократии может реализовываться только по настоящему конкурентной среде»

– Султанбек, с чем вы связываете постоянно вносимые изменения в процесс реформ на госслужбе?

– Очередная реформа государственной службы проходит в рамках общенациональной модернизации страны и общества. Я не случайно назвал реформирование очередным, так как процесс изменений в правилах и процедурах государственной службы идет перманентно. Еще в 1997 году в послании «Казахстан-2030» глава государства особое внимание уделил вопросу создания эффективного государственного аппарата управления. И затем из года в год, от послания к посланию и в публичных выступлениях президента данная тема возникает постоянно. Причина подобного стабильного внимания очевидна – президент, как и подавляющее большинство населения, неудовлетворен качеством госслужбы. Коэффициент полезности и эффективности работы государственных органов, к сожалению, оставляет желать лучшего. Сама инициатива о приглашении 500 иностранных специалистов свидетельствует о степени недовольства президента уровнем госслужбы. Положительным моментом в данной ситуации является то, что государство в лице высшего руководства прекрасно осознает имеющиеся недостатки и стремится путем реформирования изменить положение в лучшую сторону.

– И как, на ваш взгляд, этого достичь?

– Одним из ключевых факторов, способных повысить эффективность деятельности государственных органов, я бы назвал повышение ответственности руководителей за работу своего ведомства. Очень своевременным считаю предложение Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции о персональной ответственности руководителей за коррупционные преступления подчиненных. Для пресечения коррупционных правонарушений в бюрократической среде чрезвычайно важна прозрачность расходования средств государственного бюджета и привлечение общественности к вопросам распределения денег по статьям расходов и контроль за исполнением бюджета. Те же общественные советы, при определенной модернизации, могли бы эффективно выполнять данные функции, наряду с депутатским корпусом маслихатов.

Отдельно хотелось бы акцентировать внимание на выборности акимов. Надо понимать, что введение выборности акимов – это не самоцель, не исцеляющая панацея от всех проблем и трудностей, а лишь один из шагов, направленных на повышение эффективности государственных органов и дальнейшую демократизацию политической системы. Данное нововведение неизбежно, и чем раньше мы придем к выборности акимов сельских округов, районов и городов самим населением, тем будет лучше. И на этом пути первый блин будет, конечно, комом, учитывая низкую политическую грамотность населения, наличие трайбалистских настроений, протекционизм, региональные кланы и их интересы. Явных и подводных рифов в фарватере выборности очень много. Однако когда-то все же необходимо начинать. Надо больше доверять своему народу. Методом проб и ошибок люди будут учиться избирать акимами по настоящему достойных и компетентных людей. Только в конкурентной среде может по настоящему реализовываться принцип меритократии, являющийся краеугольным камнем в благополучной и успешной системе государственного управления. Уверен, что на вторых выборах акимов мы получим удовлетворительный результат по качеству избранных населением чиновников, который положительно скажется на эффективности работы исполнительных органов власти в целом. Но для того, чтобы достичь такого результата, надо провести первые выборы.

Кто относится к категории госслужащих в Казахстане?

Государственным служащим является гражданин Республики Казахстан , занимающий оплачиваемую государственную должность и в соответствии с законодательством осуществляющий должностные полномочия от имени государственного органа в целях реализации задач и функций государства

Как понять что такое госслужба?

Государственная служба Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих

Что такое работа на госслужбе?

Государственная служба — это работа в аппарате государственного управления. Гражданские госслужащие работают в Госдуме, федеральном или региональном правительстве, министерствах разных уровней

Кто может стать государственным служащим?

Согласно Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на госслужбу может поступить любой гражданин России, владеющий русским языком и соответствующий квалификационным требованиям

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *