“А мы не запутаемся?” Как “Калашников” мог обходить санкции перед войной
- Андрей Захаров, Павел Аксенов
- Би-би-си
27 мая 2022
Автор фото, Vyacheslav Prokofyev/TASS
Концерн “Калашников” пытался обойти санкции для покупки в Европе линии по производству высококачественных патронов. Это стало известно из утечки внутренней переписки “Липецкого механического завода”, опубликованной после того как из-за войны в Украине международные хакерские группы стали атаковать сайты российских госструктур и связанных с государством компаний.
В конце декабря 2021 года, накануне европейского Рождества, коммерческий директор “Липецкого механического завода” Дмитрий Белых получил электронное письмо из Италии. “Я желаю вам счастливого, успешного и свободного от коронавируса Нового года”, – написал ему собственник итальянского завода по производству прессов Микеле Инверницци, еще не зная, что главным событием наступающего 2022 года станет не коронавирус, а война в Украине.
Между тем его адресат имел непосредственное отношение к российской армии: ключевая продукция “Липецкого механического завода” (ЛМЗ) – самоходные тягачи для зенитно-ракетных комплексов С-300. Незадолго до Нового года Микеле Инверницци получил от завода необычный для специализации предприятия запрос: якобы ЛМЗ хочет запустить производство патронов и хочет купить оборудование для автоматической линии. Так, скорее всего, коммерческий директор завода и оказался в списке получателей рождественского поздравления.
Возможно, Инверницци не стал бы включать коллег из России в этот список, если бы знал, в интересах кого на самом деле мог действовать ЛМЗ. Из утекшей переписки предприятия следует, что за запросом на приобретение патронной линии мог стоять концерн “Калашников” – символ российской оборонной промышленности, который попал под первые санкции еще в 2014 году после аннексии Крыма.
Би-би-си разобралась, зачем “Калашникову” могла понадобиться патронная линия, и поговорила с иностранными компаниями, которые получали запросы – от посредника в виде ЛМЗ.
Деньги, проекты, стабильность
Поскольку государственные компании набирают вес на рынке труда, логично задать вопрос: чем еще кроме стабильного оклада и разного рода гарантий они привлекают соискателей? Опытные кандидаты понимают, что в госучреждениях сосредоточены «точки роста». Они идут в госкорпорации, чтобы поучаствовать в крупных амбициозных проектах, попробовать разные практики и модели и почувствовать сопричастность чему-то масштабному. Госкомпании не считают деньги так тщательно, как бизнес, поэтому щедро вознаграждают сотрудников на высоких должностях. Кандидатов же со скромными амбициями привлекают не столько интересные задачи, сколько пресловутая стабильность: они рассчитывают на спокойную «бумажную» работу, хороший соцпакет и внушительную медицинскую страховку, которая покрывает не только стоматологию и госпитализацию, но и роды в лучших клиниках страны и лечение сложных заболеваний, в том числе и за границей.
И все же, вне зависимости от мотивации того или иного кандидата, столкнуться с обманутыми ожиданиями, если недооценить риски построения карьеры в госсекторе, может каждый из них.
Бизнес по-министерски
Несмотря на сильное желание российских госкомпаний походить на западные корпорации, различий между ними в стиле управления, организационной структуре и корпоративной культуре все еще много. В большинстве из них силен «клановый эффект»: вокруг отдельных управленцев формируются группы созависимых подчиненных, и между этими группами нередко разворачивается борьба за власть. Чтобы выжить в этом окружении, нужно быть хорошим политиком и гибким дипломатом: хорошо понимать, кто принимает решения, а кто нет, кто является «серым кардиналом», а кто — «марионеткой». Приходя в госкомпанию из бизнеса, многие кандидаты тяжело переносят смену парадигмы. Им трудно принять, что не все задачи и процессы отвечают требованиям оптимизации, бережливости, повышения производительности. Оказаться результативнее, чем другие, — значит, брать на себя определенный риск потери места. А для многих талантливых сотрудников «быть как все» — само по себе вызов, вот они и не приживаются на госслужбе. Дополнительным гнетом для них становится строгая иерархия и отсутствие эффективных вертикальных и горизонтальных коммуникаций внутри компаний.
Кроме того, известная клановость в госсекторе часто выливается в то, что подчиненные отвечают «головой» за свое руководство. Принцип как в кабинете министров: если первое лицо уходит, вслед за ним уходит вся команда. А ошибки в госкорпорациях, как правило, не прощают. Если в процессе построения частного бизнеса преодолевать многочисленные трудности — обычное дело для руководства, то с госслужащими, чья работа связан с соблюдением множества законов и ограничений, долго не церемонятся. Можно снова взглянуть на финансовый сектор: за последние три года в топ-10 банков несколько раз сменилось руководство.
На войну за деньгами
“Если тебе надоело менять место работы в поисках лучшей зарплаты и условий, если ты хочешь жить в собственной квартире не заплатив за нее ни рубля, то тебе непременно нужно устроиться к нам!” – говорится в одном из объявлений о наборе контрактников в Рязани.
Разброс зарплат в объявлениях большой: заголовках большинства вакансий зарплата варьируется в диапазоне 30-50 тысяч рублей (в самом тексте объявлений зарплата может быть выше).
Есть примеры и более высоких зарплат. 4 апреля пункт отбора в Архангельске разместил 21 однотипную вакансию “военнослужащего по контракту”. Там не уточняются необходимые военные специальности, а уровень зарплат указан “от 210 тысяч рублей ежемесячно в зависимости от воинского звания и должности, право на получение ежегодной материальной помощи в размере одного оклада”.
Подпись к фото,
Контрактников набирают для участия в военных действиях в Украине, сообщили Би-би-си в пунктах найма
Корреспонденту Би-би-си в пунктах отбора, как правило, обещали повышенные выплаты за службу в Украине. “53 доллара в сутки и двойной оклад”, – так описали условия в одном из пунктов.
Ранее Би-би-си писала, что министерство обороны собирается в 2022 году выплатить 5 млрд рублей из федерального бюджета на выплаты участникам “специальной военной операции на территории Украины, Донецкой народной республики и Луганской народной республики”.
Участники военной операции получат статус ветеранов боевых действий. В соответствии с законодательством им полагаются пенсии, денежные выплаты, предоставление жилья нуждающимся, оплата услуг ЖКХ, медицинская помощь и другие льготы.
Стереотипы ушли, бюрократия осталась
Сегодня госкомпании полноценно соперничают с бизнесом в привлечении лучших сотрудников. Главный их козырь — минимум рисков (как личных, так и связанных с функционированием организации и отрасли в целом) и максимум гарантий. Кстати, именно поэтому рекрутерам все тяжелее «продавать» кандидатам бизнес-истории. Сейчас я подыскиваю топ-менеджера для одного частного банка и могу сказать, что если кандидат трудится в государственном банке, убедить его уйти в частный банк непросто. Лишь однажды был кандидат, который высказал готовность к такому переходу. Свое решение он прокомментировал так: «С тех пор как наш банк получил статус государственного, ключевыми подразделениями стали безопасность и внутренний контроль. Я же хочу строить и достигать, а не участвовать в согласованиях и бесконечных комитетах». Его позиция понятна: в бизнесе все цели — «короткие» и экономически обоснованные, а в госорганизациях больше инфраструктурных проектов, и вопрос здесь не столько в их окупаемости, сколько в социальном спросе и удовлетворенности населения. Это разное видение, разный горизонт планирования, разный способ сбора экспертизы. Конечно, стереотип о том, что госсектор — это «болото», уже далеко в прошлом. Госкомпании трансформируются в сторону цифровых организаций и ставят перед собой вполне коммерческие цели. Однако ни для кого не секрет — и многие кандидаты это тоже отмечают, — что даже в самых передовых госкомпаниях плохо работают горизонтальные связи, у среднего менеджмента очень низкий уровень влияния на принятие решений, мало обратной связи и много непрозрачности. Иными словами, все решается «наверху». Следовательно, скорость внедрения изменений существенно ниже, чем в бизнесе, и даже сильно ниже, чем у западных компаний, которым также свойственна бюрократия, связанная с согласованиями в штаб-квартирах.
Бизнес, госслужба, вуз, наука
Мне много лет, я вышел из тьмы я так и не сделал карьеру. Да, я неплохо зарабатываю, уважаем на работе. Более того, я везунчик: каждая моя работа, с самого первого места, по-настоящему любимая. Кайф от того, что ты делаешь, заменяет многое: мотивацию, карьеризм, часть амбиций. Ты просто работаешь в потоке, ты не знаком с выгоранием (ой ли?), ты активно развиваешься. Всё отлично, но карьеры — в понимании общества и HR-ов — нет. И если в 20, 25, даже 30 это вообще не напрягает, то стоит перевалить за 35, начинаешь думать, а всё ли так, а что дальше? А вдруг хорошо на госслужбе? Или пойти преподавать до самых глубоких седин? Я гоню от себя эти мысли, потому что в моей жизни было преподавание, была наука, была госслужба и вот уже более 15 лет есть работа в бизнесе. А что бы и не поделиться опытом с теми, кого тоже угнетают «карьерные» мысли?
Школы достаточно
Чаще всего в объявлении в качестве требования к потенциальным солдатам указано, что на службу по контракту ждут тех, кто уже отслужил срочную службу. Но есть и исключения.
В одном из объявлений было указано, что новых призывников там также ждут. “Возможность отслужить два года по контракту взамен года по призыву”, – то есть объявление обращено и к тем, кто еще не служил.
Такая возможность предусмотрена законом 2017 года – он позволяет проходить службу по контракту мужчинам, которые не находятся в запасе и идут служить, но только после получения среднего специального образования.
По словам эксперта в военной сфере, в нынешних условиях образование кандидатов действительно не имеет большого значения.
Потенциальные контрактники могут оказаться в зоне боевых действий за несколько недель
“При комплектовании важен реальный опыт человека, который отслужил срочную службу и имеет военно-учетную специальность, соответствующую должности, которую пытается заполнить. Плюс – желание человека рискнуть жизнью в таких условиях”, – говорит он.
В нескольких объявлениях, которые изучила Би-би-си, в качестве требования указано образование не ниже основного общего – это девять классов школы. Например, объявления на сайте миноброны о найме заместителя командира разведывательной группы или химика.
Согласно материалам минобороны, для замещения этих должностей по контракту обычно необходимо образование не ниже 11 классов – либо техникума.
Также, согласно объявлениям, с девятью классами образования можно служить по контракту, например, огнеметчиком, разведчиком, сапером, пулеметчиком и даже авиационным механиком.
На многие контракты не смогут претендовать те, кто “отбывал наказание в виде лишения свободы, подвергался административному наказанию за потребление наркотических или психотропных веществ, в отношении него вынесен приговор и назначено наказание, ведется предварительное следствие, или уголовное дело передано в суд”.
В двух пунктах отбора по контракту, куда журналисты позвонили от своего имени с вопросами, не стали комментировать, набирают ли контрактников для участия в войне в Украине. В одном из них посоветовали обратиться за комментарием в Министерство обороны.
В Министерстве обороны на запрос Би-би-си не ответили.
Персональные данные гражданских служащих
^К началу страницы
- Глава 7 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
- Статья 14 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»
- Указ Президента РФ от 30.05.2005 № 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела»
Кто может стать госслужащим в России
В России государственными служащими считаются гражданские государственные служащие, сотрудники правоохранительных органов и военнослужащие. Гражданские госслужащие работают в Госдуме, федеральном или региональном правительстве, министерствах разных уровней. Военные — в вооруженных силах, нацгвардии, разведке, ФСБ, госохране, военной прокуратуре, следственном комитете, пожарной службе и подобных местах. Все они получают зарплату из федерального или регионального бюджета.
Деятельность в органах власти может быть служебной, исполнительной или законодательной. В каждом случае к претенденту предъявляются высокие требования, также установлен ряд строгих запретов, которые госслужащий обязан соблюдать.
К этому списку необходимо добавить обязательное высшее образование, а также соответствие всем требованиям комиссии, проводящей отбор кандидатов по конкурсу. Претендент на должность может быть принят на работу сразу либо занесен в резерв до появления соответствующей вакансии.
Множество однотипных вакансий
Большая часть вакансий размещена по одному принципу. Чаще всего их размещает организация под названием “пункт отбора на военную службу по контракту” по конкретному городу или региону – такие пункты существуют при военкоматах. При звонке по некоторым объявлениям ответившие представлялись сотрудниками таких пунктов.
Иногда объявления размещают аккаунты, которые названы номерами воинских частей. Иногда военных ищут от имени частного лица или “Кадрового агентства Госслужба”.
Если обычно для отклика на вакансию нужно иметь аккаунт и размещенное резюме на рекрутинговом сайте, то эти вакансии доступны для прямого отклика – по телефону и электронной почте.
Многие объявления имеют стандартный текст – одинаковые вакансии настроены на разные города, в том числе небольшие. Поэтому сложно понять, дублируются ли вакансии на разных сайтах.
Например, на одного работодателя – “Пункт отбора на военную службу по контракту по городу Москва” – на сайте HeadHunter приходится 295 вакансий “Военнослужащий по контракту” только по Москве и Московской области.
В объявлениях указаны разные должности. Например, одна из вакансий от этого аккаунта, которая была первоначально размещена 9 марта – “инструктор пункта отбора на военную службу по контракту”. Среди обязанностей – “план отбора граждан на военную службу по контракту на год”.
Более поздняя по времени вакансия в Москве размещена уже по боевой специальности – “гранатометчик”.
“Гранатометчик обязан:. уметь оборудовать различного рода укрытия для личного состава и техники (окопы, блиндажи, капониры и др. ), пользоваться средствами индивидуальной защиты; уметь вести бой в лесу, горах, населенных пунктах, а также в условиях ограниченной видимости”, – так в вакансии описано, чем занимается человек на этой специальности.
Даты вакансий постоянно обновляются. Гранатометчика, например, искали 9 марта, а позже у этой вакансии появилась другая дата – 6 апреля.
Хочешь карьеру — иди в бизнес
Долгое время считалось, что инициативным и амбициозным людям в чиновничьих кабинетах не выжить — мол, там требуется только умение быть винтиком в большом механизме. Но я с этим не согласен. Люди с проактивной жизненной позицией, готовые брать ответственность на себя, точно будут замечены на госслужбе. Конечно, будет непросто, но наверняка интересно.
Другое дело, что вряд ли получится быстро удовлетворить карьерные амбиции. Необходимо поработать на различных должностях. И путь по служебной лестнице — непростой и затратный по времени.
Что касается частных компаний, я вижу, что в последнее время они принимают форму «плоских» организаций, в которых практически нет возможности вертикального карьерного роста. Шансы получить повышение на старте карьеры минимальны: влево-вправо можно развиваться, а вот двинуться вверх — почти нереально.
Мне всегда хотелось преподавать и я рвался к этой цели: ещё во время учёбы в вузе я ни дня не работал на стороне, выполняя всякие вузовские поручения и впахивая забесплатно во вторую смену после учёбы. Всё было ради двух вещей: поступления в аспирантуру (ради науки, с армией всё было улажено чуть ли не с рождения) и права преподавать. Я учился на финансовом факультете и знал, что хочу преподавать статистику: омерзительную и нелюбимую всеми на первый взгляд, но очень крутую на самом деле. Я спал и видел, как отменю лекции старушки-преподавательницы, возьму ноут и проектор, займу со студентами компьютерный класс и покажу им настоящее лицо статистики (это были 2006-2009 гг, тогда Excel был супер востребованным скиллом у работодателей).
Благодаря (да-да, благодаря!) несчастному случаю я уволился из своего вуза и через 2 недели вышел на свою первую работу в бизнесе, которая на 4 года стала моей армией и моим крещением огнём и мечом. Я оставил диссертацию, но дотянул аспирантуру, изредка читая скучные лекции для заочников — им ни статистика, ни экономический анализ, ни финансовая математика были не нужны.
Преимущества
- Формируются потрясающие навыки работы с аудиторией и выступления на публике — мне сейчас не страшны никакие конференции, семинары и митапы. Я могу спокойно сформулировать свои предложения по работе, выйти с ними, подобрать аргументацию. В этом исключительно заслуга вуза.
- Очень много чтения и развития.
- Появляется хороший навык структурирования и передачи информации.
- Формируются навыки коммуникации с молодёжью, пожилыми коллегами, требовательными руководителями.
- Безлимитный и тотально бесплатный доступ к куче книг, изданий, периодики — убейте меня, но интернет мне их так и не смог заменить. Прикиньте, до сих пор.
- Достаточно свободного времени.
- Длительный летний отпуск без факапов, пожаров и дедлайнов.
- Можно совмещать с работой в бизнесе или с работой в других вузах.
- Примета современности: с таким опытом можно попасть преподавать в корпоративный университет или онлайн-школу.
Недостатки
- Низкая зарплата даже при наличии кандидатской степени (например, прямо вот сегодня доктор наук, зав. кафедрой, занятый ещё и на административной работе, получает 52 000 чистыми в городе-миллионнике, в государственном вузе с дотированием).
- Конфликтные коллеги — вы не раз сорвётесь в крик за изменение расписания и часы.
- До сих пор — огромные проблемы с автоматизацией и информационными технологиями (но, к чести многих, зависит от вуза).
- Обязательная необходимость подработки.
- Тяжёлые, безразличные и ленивые студенты с морем претензий (а сейчас ещё и с гаджетами).
- Низкий престиж профессии (в разговоре тебе скорее сожалеют).
Кому подойдёт
- Я буду стоять на своём до конца: это одна из лучших работ для семейной женщины. Она может делать карьеру, заниматься в удовольствие своими делами, красиво и комфортно преподавать, немного фрилансить и заниматься семьёй.
- Это прекрасная работа для совмещения — ты получаешь удовольствие от реализации себя в трансфере знаний, но при этом не зависишь от денег.
- Преподавание — хороший опыт для каждого, кто боится публичных выступлений. Ни один тренинг по выступлению с гуру не поможет вам так круто решить проблему, как это делает пара семестров лекций и семинаров.
Особые условия
Попасть в преподавание проще всего сразу после вуза в своём же институте. И если у вас есть шанс зацепиться хотя бы на четверть ставки на кафедре, обязательно попробуйте и прокачайте себя как спикера и как коммуникатора. Попасть туда с улицы, поработав в бизнесе, довольно сложно. Это закрытая, особенная среда. Если очень хочется попробовать себя, есть лайфхак: пойдите в любую магистратуру, покажите себя и вас с радостью возьмут читать часть лекций (семинары вряд ли отдадут).
На госслужбе личности не нужны
В наше быстро меняющееся время вообще вряд ли удастся отсидеться где-то «бледной молью».
Что касается работников госучреждения, в первую очередь я бы назвал следующие нужные качества:
- терпеливость;
- прогностические навыки (умение прогнозировать результат);
- стратегическое мышление.
Терпение и настойчивость — эти качества упоминаются едва ли не чаще всего, когда говорят о руководителе на госслужбе. Если человек дорос до большого начальника в рамках одной организации, то, скорее всего, они у него есть — иначе не удалось бы взойти по карьерной лестнице. Нужно уметь отстаивать свою правоту и играть в долгую, блицкриг вряд ли пройдёт. В коридорах госструктур побеждают стайеры.
Также важно умение выстраивать связи и работать с людьми. Находить разные способы решения задач с одними и теми же вводными. Надо уметь посмотреть на ситуацию с другой стороны и понять, можно ли решить вопрос здесь и сейчас. Если потребуется время, значит, вам необходимо умение ждать, чтобы осуществить задуманное позже, при более подходящих условиях.
Доходное место
Предпосылок к тому, что роль государства на рынке труда будет ослабевать, явно нет. Можно быть уверенным, что в ближайшие годы оно будет оставаться ключевым работодателем в России. Причем если сохранится нынешний тренд, в госсекторе будут все меньше оперировать социальными категориями и все больше — категориями бизнеса: прибыль, эффективность, оптимизация расходов. Другого выхода нет. Поэтому каждому, кто мечтает достичь успеха в жизни, желаю занять позицию в государственном секторе, сделать там головокружительную карьеру, а потом, заручившись полезными связями, вернуться в старый добрый бизнес или создать что-то свое. Думаю, экономика в целом от этого только выиграет.
Условия и порядок поступления на государственную гражданскую службу
Условия и порядок поступления на государственную гражданскую службу в Федеральную налоговую службу основаны на общих принципах законодательства о государственной гражданской службе.
Ограничения, связанные с гражданской службой
Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлен специальный перечень обстоятельств, по которым гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу. К таким обстоятельствам относятся:
- признание его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
- признание его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту);
- осуждение его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
- отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;
- наличие заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
- близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
- выход из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
- наличие гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
- представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
- непредставление установленных Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;
- утрата представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ “О противодействии коррупции” и другими федеральными законами.
- Статья 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
- Указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции»;
- Указ Президента РФ от 08.07.2013 № 613 «Вопросы противодействия коррупции».
Запреты, связанные с гражданской службой
- Статья 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
- Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»;
- Указ Президента РФ от 08.07.2013 № 613 «Вопросы противодействия коррупции»;
- Указ Президента РФ от 02.04.2013 № 310 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»;
- Указ Президента РФ от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»;
- Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»;
- Указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции»;
- Указ Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению»;
- Федеральный закон от 04.05.2011 № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции»;
- Указ Президента РФ от 13.03.2012 № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012 – 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции».
Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением ограничений, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливаются федеральными законами.
Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу
Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»:
Порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантных должностей
Поступление гражданина на государственную гражданскую службу в ФНС России осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено законом.
Право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие установленным законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы.
Государственный гражданский служащий Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в ФНС России:
- личное заявление (госслужащего);
- заполненную, подписанную анкету и заверенную кадровой службой государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, форма которой утверждается Правительством Российской Федерации, с приложением фотографии (образец заполнения анкеты);
- копию и оригинал документа воинского учета.
Гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в ФНС России:
- личное заявление (гражданина);
- заполненную и подписанную анкету, форма которой утверждается Правительством Российской Федерации, с приложением фотографии (образец заполнения анкеты);
- копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);
- документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию:
- копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые) или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина;
- копии документов о профессиональном образовании, а также по желанию гражданина – о дополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы);
- копию и оригинал документа воинского учета;
- документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;
- иные документы, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Кризис лучше переживать в госструктурах
Тут все неоднозначно — нынешний кризис заставляет меняться и госсектор. Кризисные явления отражаются и на бизнесе, и на госслужбе. Если бы не кризис, никто бы не задумался над оптимизацией работы бухгалтеров, кадровиков и юристов. Сейчас эти специалисты наиболее подвержены риску сокращения. Но, разумеется, при сокращении все формальности будут соблюдены.
С другой стороны, пандемия послужила триггером и для переструктурирования: год назад казалось немыслимым, чтобы чиновник работал удалённо из дома. Сейчас это в порядке вещей. Чем дольше длится такая ситуация, тем сильнее меняются условия труда.
Фото на обложке: Unsplash
Достижения колледжа, факты и цифры
Колледж основан в 1946 году, в 2010 году преобразован в филиал РАНХиГС при президенте РФ в Нижнем Новгороде. Готовит будущих руководителей для органов власти и местного самоуправления, различных организаций. В колледже поощряется активная «внеаудиторная жизнь» студентов: участие в различных клубах, кружках, спортивных секциях и многих других общественных объединениях и органах студенческого самоуправления.
- Есть
- 1745
в месяц
- 539 ₽
Минимальная (в мес.) - 825 ₽
Социальная (в мес.)
Может ли отдельный чиновник что-то изменить?
Сколько раз за свою недолгую карьеру я слышал о том, что все уже решено за нас, все давно поделено и коррупционная составляющая решительно не позволит хорошему и проактивному человеку сделать ничего положительного. При чем эта позиция зачастую присуща не только людям со стороны, но и самим чиновникам.
И здесь, как и в любом сложном вопросе, есть две стороны одной медали. Безусловно, ситуация, в которой у молодого чиновника получается удовлетворить собственные юношеские амбиции (как карьерные, так и в сфере управления изменениями) очень редка. Несмотря на преобразования последних десяти лет, система государственного управления все еще безумно консервативна и инертна.
У каждого из нас есть убеждения и собственное видение того, как должны выглядеть курируемые нами отрасли, однако ситуация, в которой человек несет единоличную ответственность за важное в масштабе страны направление, – исключительна.
Подобный уровень ответственности доступен лишь самому высокому руководству (начиная от заместителей министра), ибо сама концепция бюрократии подразумевает размытие ответственности не только между различными департаментами, министерствами, но и между различными ветвями власти. Исходя из этого, имплементация собственной картины мира в курируемые отрасли – скорее исключение, чем распространенная практика.
Но не все так плохо. На самом же деле, управление изменениями на государственной службе вполне можно приравнять к отдельному виду искусства. И здесь я снова обращусь к своему опыту. Выстраивание и успешная реализация долгосрочного карьерного трека в ведомстве возможна в случае наличия четкого осознания в формате:
- для чего вы здесь,
- какие задачи решаете,
- куда решение этих задач вас приведет.
Я сменил уже несколько департаментов и в каждом из них находил возможность, помимо текучки, оперативной, ежедневной работы, уделять внимание работе над изменением институциональной среды, среды, в которой я работаю.
В курируемой мной в настоящий момент отрасли у меня есть научно выверенная и подтвержденная ВАКовскими статьями и магистерской диссертацией картина мира и каждое свое операционное действие я стараюсь максимально подогнать под определенный образ.
Когда это возможно – проявляю инициативу и беру на себя дополнительную работу потому, что она на чуточку, но приближает курируемую отрасль к красивой картинке в моей голове. Когда это невозможно, просто популяризирую свою точку зрения.
В целом, теория малых дел ярчайшим образом проявляет себя именно в масштабных системах, вроде государственной службы. Сама система настолько инертна и забюрократизирована, что она не позволяет откровенным дуракам наделать глобальных глупостей, а прорывным ребятам зачастую обрубает крылья и сильно демотивирует.
Умение принять это как данность, переосмыслить свое место в системе, постепенно прийти к управлению изменениями в рамках теории малых дел, сформировать собственное видение курируемой отрасли и научно обосновать его – признак зрелого бюрократа и образцового чиновника. И поверьте, что таких людей в нашей стране куда меньше, чем всем нам этого бы хотелось.
Фото в материале и на обложке: Unsplash
Классные чины
- Статья 11 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
- Статья 13 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»
- Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)»
- Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим»
Без блата в чиновники не попасть
Утверждение старо, как мир, но до сих пор многие уверены: если нет связей, то попасть на привлекательное место в госструктуру не получится.
Забудьте эти дремучие мифы. Сейчас у госорганизаций есть официальные сайты, на которых публикуются вакансии, у них есть свои HR-службы, которые подбирают кадры, объявляются конкурсы. Ничего невозможного нет.
Не стоит забывать, что чиновники — это не небожители, а специалисты, которые просто работают в бюджетных и ведомственных организациях.
Чиновник спит — госслужба идёт
Разница между наймом в частном бизнесе и на госслужбе постепенно стирается. Но, тем не менее, это по-прежнему совершенно разные сферы. Самое сложное на госслужбе — увидеть результаты своего труда (в зависимости от того, где ты работаешь). Государственная машина в силу масштабов двигается медленно, программы нередко принимаются на 5-10 лет, то есть с момента запуска до реализации могут пройти годы. Хотя и не исключено, что потребуется выполнить «пятилетку в три дня».
Нельзя сказать, что жизнь у чиновников тихая заводь и можно просиживать штаны в кабинете.
Встряски происходят на любом уровне, от начальника до исполнителя. Может случиться так, что даже специалиста первой категории попросят выступить с докладом о законопроекте перед региональным Законодательным собранием. Такое бывает, и надо к этому быть готовым.
Перемены в госструктурах обусловлены тем, что чиновники становятся моложе, в руководство приходят новые люди, которые внедряют современные методы управления — и этот процесс довольно активный.
Как выбрать модель развития на госслужбе?
Главное требование к начинающему госслужащему – наличие стойкой мотивации к работе в системе, ведь именно с этим после получения первого денежного содержания возникают основные проблемы.
Эйфория от попадания в министерство и освоения большого объема нового знания улетучивается, ты начинаешь задавать себе все больше и больше непростых вопросов, видишь, как растет уровень оплаты труда у однокурсников из коммерческого сектора, и глубоко задумываешься. И здесь очень важно покопаться в себе на уровне ценностных и мировоззренческих установок. Понять, что реально, глубинно тобой движет, и проанализировать, есть ли этому место в системе государственного управления.
Допустим, что мотивация к продолжению работы все-таки найдена, азы освоены и у тебя, если ты все правильно сделал, появилась возможность карьерного выбора. При этом у начинающего чиновника есть две ключевые траектории профессионального развития:
- отраслевая,
- общая.
Первая траектория хороша быстрым ростом капитализации госслужащего в качестве единицы экономических отношений. Получая узкую специализацию в отраслевом департаменте, госслужащий быстро обрастает необходимыми контактами коллег из других ведомств, становится узнаваем в рамках регулируемой отрасли/рынка, а также стремительно наращивает довольно дорогую профессиональную экспертизу.
Этот путь особенно хорош для тех, кто использует ведомства в качестве карьерного трамплина в частный сектор или государственную корпорацию. Но помните про функциональные колодцы отраслевых департаментов – это их главное преимущество и главный минус.
Есть и вторая модель, что куда больше располагает госслужащего к формированию целостного понимания о том, как работает система государственного управления. Это работа в обеспечивающих департаментах, включающих следующий функционал:
- кадровое делопроизводство,
- развитие человеческого капитала,
- проектное управление,
- корпоративная культура,
- управление делами,
- правовая экспертиза.
Особенно вам повезет если вы попадете в подразделение с низкой дистанцией власти и наличием запроса на изменения со стороны руководства ведомства. Самое ценное, что есть в этих департаментах – возможность принять активное участие в управлении изменениями, возможность пощупать давно устоявшиеся процессы руками, оптимизировать отдельные их звенья, а то и полностью переписать весь процесс.
Лучше всего в подобные департаменты приходить под конкретную оптимизационную сверхзадачу, дабы не утонуть в рутине повторяющихся операций.
Какой из этих вариантов лучше? Каждый сам даст для себя ответ в зависимости от его долгосрочных целей, карьерной ситуации и личностных интересов. Ну а я пока работаю в рамках второй модели.
Мне грустно писать этот раздел, потому что я сам себе ответил ещё не на все вопросы и почти что уверен, что у меня на этом пути будет ещё один подход в нетехнической, но совершенно удивительной отрасли. Итак, вместе с началом работы в компании я бросил диссертацию. А чуть позже мне пришло понимание нескольких принципов, не зная которых я убил несколько лет своей жизни, занимаясь наукой с 1 курса по второй курс аспирантуры.
- Есть научные сферы: технические, естественно-научные, медицинские, гуманитарные, социальные и т.д. А есть экономика, политология, маркетинг и проч. — узкие подотрасли, в которых науки как таковой нет. Да, есть эксперименты, модели, научные специальности с паспортами, но это по большей части глубокая теоретическая профанация. Как правило, это скучные реферативные темы, скучные защиты и сплошная попытка натянуть сову на глобус. Это не та наука, которую ты ждёшь и романтизируешь. Я бы сказал, что это специальности, где степень ради степени. Это касается и студенческой науки в этих подсферах.
- Научным руководителям на тебя чаще всего пофиг.
- Защита диссертации — долго, дорого и мало что даёт (в бизнесе вроде кандидатов наук уважают, но зарплату за степень не добавляют). В процессе подготовки «кирпича», самой защиты и предзащиты, а также в ожидании заветной корочки (до года и больше) вы познаете коррупцию, телефонное право, бюрократию и в конце дзен (или невроз (я постиг его на первых двух главах), или психоз).
- В фундаментальной науке всё иначе, вы это ощутите кожей, общаясь с коллегами. Там не дают степени за хорошо изложенные рефераты и пустые предположения.
Тем не менее я призываю студентов попробовать себя в студенческих конкурсах и на конференциях, а выпускников — попытаться начать работать над научным манускриптом и опубликовать 2-3 ВАКовских и несколько не ваковских статей. Если же у вас есть шанс погрузиться в настоящую науку, обязательно сделайте это — вы проникнетесь этим особенным, крутым и умным миром, не сравнимым ни с чем (лично я, увы, чистую математику не потянул).
- В любом случае формируется научное мышление, навыки систематизации и работы с источниками.
- Развивается не просто навык публичного выступления, но и навык ведения аргументированной дискуссии, поскольку вы не просто что-то говорите с кафедры, но и пытаетесь научному руководителю и оппонентам доказать что вы не говно ваша точка зрения на проблему — современная, актуальная и востребована в рамках научного дискурса, а они мамонты устаревшие.
- Можно смело писать в резюме об аспирантуре и среднем балле кандидатских экзаменов — вообще ни на что не влияет, но собеседование проходит значительно уважительнее. Будьте готовы красиво ответить на вопрос, почему вы так и не защитили диссертацию. Ну или красиво и кратко рассказать о ней, если защитили.
- Меняется взгляд на анализ проблем, вы учитесь делить сложные монолитные задачи на комфортные вехи.
- Дисциплина человека, погружённого в научную работу, всегда выше дисциплины среднестатистического сотрудника, потому что он знает, что такое часы сосредоточенной работы и затёкшие (а то и отёкшие) от сидения без движения ноги. Потому что терять нить мысли при работе над диссером нельзя.
- Растёт самоуважение. Правда, оно теряется вместе с незащищённой диссертацией, однако на всю жизнь ты осознаёшь, что ты можешь — и однажды оформляешь соискательство и начинаешь добивать этого зверя.
- Если есть степень кандидата наук, чуть проще найти хорошую работу за рубежом (особенно, это касается технического и естественнонаучного профиля).
- В основном, даже в классической, фундаментальной науке платят довольно мало. Да, деньги в науке есть, но до них нужно дорасти и выслужиться не меньше, чем на госслужбе.
- Наука отнимает колоссальное количество времени. Даже если это просто аспирантура с корыстной целью защититься и свалить в коммерческую сферу с головой.
- Путь в науке требует нервов и денег.
- Крайне проблемно издавать монографии и выпускать научные публикации (особенно ВАКовские) — вы проедете полстраны, чтобы получить хоть какие-то публикации. Когда я учился, за 20-40 000 официальных рублей можно было разместиться в приличных научных журналах, сейчас размещение за деньги запрещено и это всё усложнило. Увы, вузовские сборники не спасают.
- Если вы не из разряда везунчиков, вам попадётся плохой научный руководитель, и он будет плох всем: неприятием нового, непониманием информационных технологий, нежеланием развивать вас как соискателя степени, отсутствием моральной поддержки, приверженность к старым научным школам. Менять руководителя можно, но себе дороже: если ваш первый аксакал попадёт в диссертационный совет, то, здравствуй, чёрный шарик от него и от его союзников. Я видел пару таких прецедентов, это было очень больно.
В аспирантуру и в научную жизнь идут по разным причинам, но я сторонник того, чтобы идти туда, если тебе есть что сказать в своей сфере. Да, можно успешно защитить дешёвую кандидатскую с диссертацией на тему политического пиара или анализа кредитоспособности компаний, таких большинство. Но это вымученные проекты ради чего-то: преподавания, работы в гос. органах, реализации каких-то личных амбиций. Но только научная степень, присвоенная за научное знание, расширенное и углублённое тобой, доставляет кайф и заставляет гордиться.
Если вы собираетесь преподавать после окончания работы в бизнесе или планируете хоть как-то связать свою дальнейшую жизнь с образованием, кандидатскую однозначно лучше защитить. Это в том числе ваша инвестиция в относительно безбедное будущее.
Но, конечно, во всех случаях есть счастливые и неприятные исключения, поэтому важно выбирать то, что по силам, по душе и стараться сделать выбранную часть мира чуть лучше. Тогда практически все работы хороши.