госслужбы для выпускников

Выпускники на госслужбе

Среди выпускников Вышки есть немало инициативных ребят, которые хотят влиять на будущее страны. Своими впечатлениями поделились вышкинцы, которые выбрали путь государственного служащего.

Александр Кондеев

Место работы: Министерство экономического развития Российской Федерации

госслужбы для выпускников

Учеба в Вышке

Ещё со школы у меня было желание развивать экономику страны, а государственное управление всегда меня привлекало как направление в целом. Я хотел идти по этой специальности на бакалавриат, поэтому так и сделал в региональном вузе в Омске, где я учился до этого.

На первом курсе я зашел на сайт Минэкономразвития России и обнаружил, что самым молодым на тот момент директором одного из департаментов был Олег Фомичев, выпускник магистратуры некой Высшей Школы Экономики. Я нашел этот вуз, тщательно изучил, сразу же влюбился в него и решил, что буду поступать туда по олимпиаде.

Поступив в питерскую Вышку, позже я поехал в московскую по программе академической мобильности. Полгода я проходил стажировку, параллельно мы с партнером начали в Москве бизнес по торговле сельхозпродукцией, и в итоге я перевелся в столичную Вышку.

Преподаватели и наставники

Питерская учеба заложила во мне основы понимания теории менеджмента и госслужбы, а московская – укрепила их. Я встретил множество интересных преподавателей. Отдельно выделю нескольких, например Андрея Витальевича Клименко, который основательно и системно рассказывал про то, как действует система государственного управления.

Огромное впечатление на меня произвел Кордонский Симон Гдальевич, человек с огромным и разнообразным опытом. Вместе с ним мы изучали жизнь такой, какая она есть на самом деле. Мы ездили в экспедицию в Новохопёрск, где изучали, как живут люди в малых городах, в том числе существующие теневые рынки, гаражную экономику. Мне кажется, Кордонский, тот, кого надо рекомендовать каждому студенту, который идет в госслужащие.

И, наконец, потрясающая кафедра финансового менеджмента в государственном секторе под руководством Алексей Михайловича Лаврова. Там преподают действующие сотрудники Министерства финансов, то есть те, кто пишет законодательство, его и объясняют, – и это очень хороший лифт для ребят. Собственно, таким лифтом я сумел воспользоваться и пришел в Минфин.

госслужбы для выпускников

Работа на госслужбе

Ещё со второго курса бакалавриата я был предпринимателем и привык работать в проектном формате, все время придумывал какие-то идеи, тестировал их, что-то продавал.

И вот на паре по бюджетной системе у меня возникла идея сделать новую систему по обучению госзакупкам. Обычно ты проходишь такой курс за хорошие деньги в любой организации и получаешь свидетельство о повышении квалификации по этой теме. На самом деле хорошо ты знаешь тему или не очень, это никого не волнует, – заплатил и получил сертификат. Я предложил проект, в котором разделил эти вещи – сертификацию и обучение – и отправил презентацию нашему преподавателю Сергеевой Веронике Александровне, которая работала в Минфине. Она ответила «спасибо, интересно» и затихла. Я подумал «ну ок» и стал дальше заниматься своими делами.

И вот спустя год, в 2015, когда я уже занимался бизнесом, мне позвонили из Минфина и сказали, что тот проект был взят в основу официальной позиции министерства по этому вопросу, и меня готовы взять на работу. Я подумал, почему бы не попробовать и воспринял Минфин как необычный «стартап», — стало интересно, чем это закончится.

Тогда подходящих ставок не было, и я пришел на самую низкую должность старшего инспектора-делопроизводителя. Несмотря на это, я поставил себе цель сэкономить миллиард рублей для страны за первый год службы. Мы сделали кучу работы, и этого результата действительно удалось достичь, правда, на следующий год. Вообще я считаю правильным браться за масштабные цели, даже за те, которые от тебя конкретно не зависят, но стараться внести в них максимальный вклад.

Потом я начал искать и собирать таких же людей — даже сейчас мы набираем стажеров, которые хотят делать полезные для государства и граждан продукты и за счет этого расти. Мы стали собираться и организовывать проектные сессии, где сформировалось такое сообщество госслужащих, которое заметили, и меня пригласили уже в Минэк в Департамент проектного управления.

Я знаю, что в Вышке очень хорошо развивается проектный подход, и по сравнению с выпускниками других вузов нам, вышкинцам, гораздо проще делать творческую работу. Чиновничьи письма все примерно одинаково готовят, а вот такую работу — нет.

Служебные обязанности

Наш департамент занимается тем, что ведет портфель национальных и ведомственных проектов Минэка. В нем вся деятельность министерства приоритезируется, и выделяются наиболее важные проекты. Я являюсь проектным менеджером двух проектов.

Первое содержательное направление, которым я занимаюсь, это цифровая экономика. Это один из важнейших приоритетов, такой сквозной подход к разным отраслям и секторам общественной сферы, который может их трансформировать. Сейчас мы как раз исследуем рынки, смотрим, как создать условия для их «уберизации» и внедрения цифровых технологий, которые дадут максимальный экономический и социальный эффект. Предпринимательский бэкграунд, безусловно, помогает разбираться в этом.

А второе большое направление – это Фабрика идей. Мы создали такой механизм, чтобы любой сотрудник мог выйти, как стартапер, на питч-сессию и рассказать о своей идее другим коллегам. Команды формируют прототип проекта и тестируют его на конечных потребителях. Потом только проекты выходят на замминистра и министра, которые принимают решения, должен заниматься этим Минэк или нет.

Я, как консультант, помогаю команде из курирующего департамента «упаковать проект», определить и поставить четкую, выполнимую цель, разбить её на систему показателей, на те результаты, которых нужно достичь, составить четкий план мероприятий, бюджет и в итоге реализовать проект

И вот такую новую культуру мы внедряем сейчас здесь: чтобы мы управляли не поручениями, не письмами, а проектами на госслужбе. Это позволит выйти на совершенно другой уровень эффективности госмашины.

Плюсы и минусы работы на госслужбе

Сперва это, безусловно, уникальный опыт, который ты получаешь. Когда работаешь в регуляторе, ты видишь рынок сверху. Это открывает возможность к общению с разными экспертами из отрасли. Порой сама «вывеска» Минэкономразвития позволяет тебе бесплатно и на одном уровне поговорить с тем или иным известным экспертом, если он действительно хочет предложить что-то полезное для экономики.

К тому же, в Минэке есть возможность продвигать свои идеи, как, например, было в конкурсе «Лидеры Минэк». В нем множество сотрудников проходили отбор, 75 финалистов представляли свои проекты. По итогам конкурса к каждому из победителей был прикреплен наставник из руководства, вместе с которым мы продолжили прорабатывать и реализовывать наши проекты.

Еще когда ты пишешь какой-то законопроект или постановление, его вносят в Госдуму или Правительство, а после его утверждения — на следующий день в СМИ об этом новость. И это, наверное, еще один такой маленький плюс – ты ощущаешь своё участие в судьбе страны, и это здорово на самом деле!

Первый из минусов – это график, он совсем не нормированный и практически все задерживаются. Даже мы с вами сейчас проводим интервью в 7:30 вечера, в 8 у меня совещание, с 9 и где-то до 10 еще продолжится работа на сегодня.

Зарплаты на госслужбе, особенно на начальных позициях, как правило, ниже рыночных, чем для человека с таким же образованием, которые уходит в консалтинг или госкомпанию. Для комфортного проживания в Москве зарплаты многим не хватает. Мне полегче, потому что я, как аспирант, живу в общежитии.

Зато, как компенсация, госслужащим можно заниматься преподавательской и научной деятельностью. Я как раз подрабатываю младшим научным сотрудником в Российской Академии Наук.

Остается достаточно много бюрократической работы: если в обычной компании мы могли бы согласовать что-то электронным письмом, на госслужбе надо подготовить официальное письмо, подписать его. Правда, мы нашим департаментом внедряем в Минэке более мобильную культуру, трансформируя существующие регламенты, которым надо следовать, и привычки многих людей.

При этом, я считаю, что все эти минусы госслужбы перекрываются тем, что на ней ты еще в молодом возрасте можешь сделать что-то большое и полезное!

Антон Герцев

В школьные годы я много увлекался историей, что привело меня на общероссийские и университетские олимпиады и конференции.

Однажды во время одной из моих поездок в Санкт-Петербург я решил заглянуть в местную Вышку. Уже тогда этот вуз был у меня на слуху, а приехав в город, я не мог не зайти в Питерский кампус и не пообщаться с преподавателями и студентами. В общем, первое знакомство с университетом это, конечно, то, что называют «любовь с первого взгляда».

Однако, став призером олимпиады «Ломоносов», проводимой МГУ, остановил свой выбор на Факультете права главного кампуса Высшей школы экономики в Москве. Точно могу сказать, что ни дня не пожалел о своем выборе!

За четыре года в Высшей школе экономики у меня было множество талантливых преподавателей, но нескольких, особенно повлиявших на мое отношение к науке и жизни, я бы хотел упомянуть отдельно.

Игорь Александрович Дроздов, который вел одну из наиболее важных для студента-юриста дисциплин на первом курсе, Римское право, всегда старался подробно отвечать на все вопросы студентов. Тот редкий случай, когда я посетил 100% лекций.

Под руководством Антона Александровича Иванова я писал курсовую работу на втором году обучения. Очень полезный опыт написания исследования при малом количестве доктринальных источников и большом количестве законодательных новелл.

Масленникова (Васильева) Светлана Викторовна – научный руководитель двух моих курсовых и дипломного исследований, в свое время дала мне прекрасный практический совет – «самое главное, что вы должны получить от работы это удовольствие».

Кроме того, Высшая школа экономики для меня совершенно особенный ВУЗ: здесь не только дают фундаментальные, ориентированные на практическое применение знания и, что не менее важно, прививают критическое мышление.

Честно скажу, что желание работать на государственной службе или в сфере, связанной с государственной властью, появилось у меня достаточно давно. Мне кажется, это обусловлено стремлением принимать участие в реализации каких-то глобальных процессов, с возможностью быть полезным обществу.

Уже на втором курсе, приняв участие в избирательной кампании депутата Московской городской Думы и ректора Вышки Ярослава Ивановича Кузьминова, я стал его помощником. Для юриста, специализирующегося в сфере публичного права, такая работа была чрезвычайно полезна. Полагаю, что именно такой опыт вкупе со знаниями, полученными в Вышке, позволил после окончания бакалавриата устроиться в Минэкономразвития России.

госслужбы для выпускников

Как верно заметил в интервью порталу ВШЭ наш выпускник, а теперь статс-секретарь и заместитель Министра в Минэкономразвития России Олег Фомичев, «для работы в министерстве нужна хорошая подготовка и очень мобильный мозг». И я с ним согласен: за день прилетает большое количество разноплановых задач, часть из которых приходится решать в ускоренном порядке.

Непосредственная сфера моей деятельности – реализация нормативной части программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Это, конечно, не только работа с нормативными правовыми актами, но и взаимодействие с нашими коллегами из органов власти, институтов развития, бизнеса и высших учебных заведений, например, с РАНХиГСом и Высшей школой экономики.

Государственная служба — такая сфера, которая сегодня часто окружена большим количеством мифов.

Первый – низкая заработная плата по сравнению с частным сектором. Но здесь важно отметить, что чиновник не живет на «голую» зарплату — значительную часть его дохода составляют премии, которые позволяют госслужбе конкурировать с коммерческим сектором. В результате, выпускник хорошего вуза, например, Вышки, может зарабатывать на госслужбе также, как в консалтинге на начальных позициях.

Второй – работа от звонка до звонка. Сегодня работа, особенно с приоритетными программами, требует включенности в рабочий процесс 24/7, от вас требуется результат, а не часы, проведенные на работе.

Третий момент: государственная служба сегодня всё-таки меняется в лучшую сторону по многим направлениям. Возможно, одна из причин – приход большого количества молодых талантливых специалистов в эту сферу и стремление государства идти навстречу таким кадрам.

Анонимный герой

Мое поступление в ВШЭ по направлению «Международные отношения» — во многом удачное стечение обстоятельств. Благодаря школьным занятиям я хорошо знала два иностранных языка, интересовалась историей и политикой. Однако поступление на «Международные отношения» казалось мне чем-то недостижимым. Но в 11 классе всё сложилось так, что я стала призером олимпиады по истории, и это дало поступление.

Что запомнилось за время учебы в Вышке

В Вышке я считаю самым ценным именно человеческий капитал: здесь учатся реально интересные и удивительные ребята. Одним словом, я считаю, что Вышке удается привлекать очень эрудированных, интересующихся, целеустремленных студентов, и это очень здорово находиться среди них.

На 4 курсе я задумалась о том, что надо найти какую-то работу или по крайней мере стажировку. И тут мне подвернулась возможность постажироваться в одном из федеральных министерств. Они хотели занять меня проектной работой, при которой я не должна была появляться у них регулярно, и меня приглашали, только когда им требовалась моя помощь, а потом мы могли исчезать из поле зрения друг друга на какое-то время. Таким образом, фактически весь мой 4 курс я проработала у них, а заодно и прошла практику.

Осенью я вернулась к ним, чтобы попрощаться, а они уговорили меня остаться на постоянную работу. В министерстве мне предложили заниматься новым направлением, которое, как им казалось, отвечало моей специализации, и я должна была бы курировать его. И я подумала, что это здорово, когда у тебя есть какая-то своя сфера ответственности.

Трудоустройство и повышение на госслужбе

Естественно, после университета тебя не возьмут в госорганы сразу на какую-то высокую должность: обычно берут каким-нибудь младшим специалистом отдела. Еще, судя по тому, что я наблюдала, в таких организациях людей работает больше, чем имеется ставок — есть те, кого оформляют в подведомственную организацию, которую это федеральное ведомство курирует. Там люди устроены официально, но фактически они работают в федеральном ведомстве и ждут штатную ставку.

Переход в штат считается своеобразным повышением, и это очень курьезно от того, что твоя зарплата может понизиться. Дело в том, что в случае внештатного сотрудничества твой непосредственный начальник иногда договаривается с организацией, в которой ты оформлен, на зарплату более высокую, чем на начальных штатных позициях.

Тебя могут попросить сделать практически всё, что угодно, и правила игры такие, что ты не можешь отказать. Ты никогда не можешь спланировать свою работу так, чтобы не создавался аврал, потому что еще и приходилось доделывать за другими. Ещё меня постоянно напрягало звонить в различные подведомственные организации — порой это было до 80 звонков в день. Но в принципе люди в подобных заведениях очень много пишут официальных писем в организации, иногда ты встречаешься с их представителями по вопросам совместных проектов, готовишь отчеты для начальства, а еще я писала пресс-релизы.

Рядовой сотрудник отдела пишет письмо в какое-либо ведомство, а те, кто выше по должности — от заместителя начальника отдела вплоть до самого министра — его корректируют. Рядовой сотрудник не имеет абсолютно никакой власти, но почему-то из-за возможности позвонить или увидеть их на совещаниях, многих людей накрывает жажда власти, они начинают чувствовать себя очень важными. Я такого не чувствовала, и, наверное, поэтому выпадала из такой всеобщей эйфории — это как быть трезвым на пьяной вечеринке.

В качестве основного недостатка я бы выделила корпоративную культуру. Сюда входит авральный режим, что для меня было морально тяжело + твои коллеги могут скидывать на тебя работу + ненормированный рабочий день. Он может длиться чуть ли не до следующих суток, иногда люди сидят до 2-3 часов ночи. Свободное время у меня было, хотя это всё очень индивидуально и зависит от того, кто твой начальник и какой у него стиль работы. Есть начальники, которые предпочитают работать строго с 9 до 6, а есть те, которым нравится жить на работе, и подчиненным приходится подстраиваться.

Еще абсолютно точно присутствует непотизм, когда на какие-то должности назначают знакомых, родственников. На мой взгляд, это создает нездоровый климат, поскольку ты очень зависишь от отношений других людей, это лишает тебя чувства стабильности. С каждым днем я чувствовала, что эта работа съедает меня изнутри и поняла, что надо заканчивать с этой историей. Тогда я решила просто расстаться на хорошей ноте и искать что-то более подходящее для меня.

Текст:  Татьяна Стекольникова

Онлайн-интервью с начальником отдела по вопросам государственной службы Департамента государственной службы и кадров Минюста РФ Николаем Владимировичем Бородаевым

Как молодому специалисту получить работу в Министерстве юстиции России? Какие требования предъявляются к претендентам? Как пройти конкурсный отбор и поступить на госслужбу в Минюст РФ? Рассказывает начальник отдела по вопросам государственной службы Департамента государственной службы и кадров Минюста России Николай Владимирович Бородаев.

КонсультантПлюс: Проводятся ли в вашем министерстве стажировки для старшекурсников или выпускников вуза? Какие карьерные перспективы они открывают для молодых специалистов?

Бородаев: В настоящее время Минюст России довольно активно взаимодействует с вузами Москвы в части организации и проведения практики студентов. В этих целях между министерством и вузами заключаются предусмотренные законодательством об образовании договоры, и студентам, обучающимся по юридическим специальностям и направлениям подготовки, предоставляется возможность приобрести практические профессиональные навыки под руководством специалистов высокого уровня.

На данный момент такие договоры заключены с шестью высшими учебными заведениями, из которых ежегодного на практику приходят порядка двухсот студентов.

Также хочу отдельно остановиться еще на одном направлении работы, реализуемом Минюстом России, – проведении конкурсов среди студентов ведущих юридических вузов Москвы на заключение договоров о целевом обучении с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы.

Такие конкурсы ежегодно проводятся Минюстом России начиная с 2012 года. Порядок и условия их проведения определены Указом Президента Российской Федерации от 21. 2009 № 1456 “О подготовке кадров для федеральной государственной гражданской службы по договорам о целевом обучении”.

Условия конкурса таковы, что принимать участие в нем могут студенты, являющиеся гражданами Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и впервые получающие высшее образование по очной форме обучения в образовательных организациях за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Также есть еще одно важное условие конкурса, которое зачастую упускают претенденты. Договор о целевом обучении со студентами, осваивающими программы бакалавриата и программы специалитета, может быть заключен не ранее чем через два года после начала обучения и не позднее чем за один год до окончания обучения в образовательной организации. Со студентами, осваивающими программы магистратуры, – не ранее чем через шесть месяцев после начала обучения и не позднее чем за один год до окончания обучения.

Таким образом, круг участников конкурса достаточно жестко ограничен законодателем. В него входят студенты 3 курса бакалавриата, 3 и 4 курса специалитета и студенты-магистранты 1 года обучения.

В соответствии с утвержденной Минюстом России методикой в ходе конкурса специально создаваемой комиссией оцениваются как теоретические знания претендента, так и его личностные качества. Для этого используются предусмотренные законодательством конкурсные процедуры – тестирование и индивидуальное собеседование.

Оценка теоретических знаний и личностных качеств претендентов осуществляется по следующим критериям: уровень теоретических знаний, умение использовать теоретические знания при выполнении практических заданий, логическое построение ответа, грамотность и культура речи.

Тестирование проводится по перечню вопросов, отражающих теоретические знания в области образовательных предметов: русский язык и культура речи, теория государства и права, конституционное (государственное) право России.

Информация о проведении конкурса заблаговременно размещается на официальном сайте Минюста России в сети Интернет.

Что же дает студенту победа в конкурсе?

Самое главное – Минюст России обязуется в случае успешного завершения обучения принять победителя конкурса на федеральную государственную гражданскую службу.

Также победителям конкурса в период обучения в вузе Минюст России ежемесячно осуществляет дополнительные выплаты в размере 50 процентов государственной академической стипендии.

Кроме того, в период обучения победители конкурса проходят практику в министерстве с учетом их специализации и осваиваемых дисциплин. Учебная и научная деятельность этих студентов (в том числе подготовка дипломных, курсовых работ) также может быть скорректирована в расчете на дальнейшую работу в Минюсте России.

Со своей стороны студенты принимают на себя обязательство о регулярном представлении сведений об успеваемости, а также о заключении после получения документа государственного образца о высшем образовании срочного служебного контракта.

Практика проведения конкурсов свидетельствует о том, что по его результатам на федеральную государственную гражданскую службу в Минюст России приходят достаточно подготовленные специалисты, способные в короткие сроки адаптироваться к условиям и требованиям гражданской службы.

КонсультантПлюс: Может ли устроиться на работу в ваше министерство вчерашний выпускник вуза? Какие требования предъявляются к начинающим специалистам – претендентам на должность госслужащих?

Бородаев: Поступление на службу в Министерство юстиции Российской Федерации выпускников вузов возможно.

Процедура поступления на государственную гражданскую службу достаточно подробно урегулирована целым рядом нормативных правовых актов Российской Федерации, и их неукоснительное соблюдение является одним из важнейших показателей качества работы кадрового блока государственного органа. Министерство юстиции Российской Федерации не является исключением.

По общему правилу, установленному Федеральным законом от 27. 2004 № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”, поступление гражданина на федеральную государственную гражданскую службу (далее – гражданская служба) для замещения должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса.

Порядок проведения такого конкурса определен Указом Президента Российской Федерации от 01. 2005 № 112 “О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации” и заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы. Этим же указом определен подробный перечень документов, которые претенденту на замещение должности необходимо представить в государственный орган для участия в конкурсе.

Квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимому для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы, утверждены Указом Президента Российской Федерации от 16. 2017 № 16.

Со всеми перечисленными нормативными правовыми актами ваши читатели – нынешние студенты имеют возможность ознакомиться самостоятельно, поэтому приводить их содержание, наверное, не представляется необходимым.

Как и любой другой конкурс, конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы является серьезным испытанием для претендента на должность. В Минюсте России такие конкурсы проводятся и традиционно привлекают значительное количество участников. Последний из таких конкурсов состоялся в апреле текущего года. Участники конкурса прошли серьезнейший отбор, о чем свидетельствует и тот факт, что по его результатам конкурсной комиссией выявлены победители лишь по половине заявленных вакантных должностей.

КонсультантПлюс: Где обычно размещаются объявления о ваших вакансиях?

Бородаев: Всю необходимую информацию о проведении конкурсов, в том числе о приеме документов для участия в конкурсе, наименование вакантных должностей гражданской службы, квалификационные требования для замещения этих должностей, условия прохождения гражданской службы и другие предусмотренные законодательством сведения размещаются на сайте Министерства юстиции Российской Федерации www. minjust. ru в разделе “Государственная служба”.

Актуальная информация о наличии вакантных должностей также имеется на информационном ресурсе федерального портала государственной службы и управленческих кадров www. gossluzhba. gov. На данном ресурсе предусмотрена возможность размещения анкет претендентов, а также направления откликов на вакантные должности.

КонсультантПлюс: При рассмотрении резюме молодого специалиста на что вы обращаете внимание прежде всего: на успеваемость в вузе или на специализацию, по которой выпускник обучался, тему дипломной работы или дополнительное образование, удостоверенное сертификатами и дипломами?

Бородаев: Представляемые претендентами материалы оцениваются в комплексе, и сведения о профессиональных компетенциях, несомненно, представляют для нас интерес. Вместе с тем необходимо понимать, что назначение на должность возможно только в том случае, если кандидат соответствует квалификационным требованиям по уровню образования, наличию стажа гражданской службы либо опыта работы по специальности и т. , а дополнительные профессиональные навыки и достижения являются существенным дополнением, положительно характеризующим соискателя должности.

КонсультантПлюс: Какие этапы в конкурсе на замещение вакансий обычно проходит молодой специалист?

Бородаев: Методика проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы в Министерстве юстиции Российской Федерации утверждена приказом Минюста России от 02. 2009 № 375.

Для оценки профессиональных и личностных качеств граждан Российской Федерации, допущенных к участию в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы, применяются методы тестирования и индивидуального собеседования (тестирование предшествует индивидуальному собеседованию).

Победителем конкурса признается кандидат, прошедший тестирование и индивидуальное собеседование.

По результатам конкурса издается приказ о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и с ним заключается служебный контракт.

Граждане, которые не стали победителями конкурса, но проявили при прохождении испытаний свой высокий профессиональный уровень, решением конкурсной комиссии могут быть рекомендованы к включению в кадровый резерв Минюста России. Напомню, что лица, состоящие в кадровом резерве, могут быть назначены на вакантные должности гражданской службы без прохождения конкурсных процедур.

КонсультантПлюс: Какие этапы включает в себя собеседование?

Бородаев: Индивидуальное собеседование с кандидатами, успешно прошедшими тестирование, проводится членами конкурсной комиссии. Целью собеседования является выявление профессиональных и личностных качеств кандидата.

Индивидуальное собеседование проводится в форме свободной беседы с кандидатом по теме его будущей профессиональной служебной деятельности, в ходе которой члены конкурсной комиссии задают кандидату вопросы.

Конкурсная комиссия оценивает кандидата в его отсутствие по полноте и правильности ответов на вопросы, использованной аргументации, умению доказывать, убеждать, отстаивать свою правоту, степени владения навыками публичного выступления, умению полемизировать, культуре высказываний, знанию русского языка и степени владения им.

КонсультантПлюс: При приеме на работу юриста требуете ли вы от него умения работать с системой КонсультантПлюс? Пользуются ли ваши сотрудники системой?

Бородаев: Умение пользоваться компьютерной техникой в настоящее время – неотъемлемая часть профессиональных навыков государственного служащего. Эти требования закреплены в должностных регламентах всех федеральных государственных гражданских служащих Минюста России.

Учитывая специфику Минюста России, получение доступа к актуальной правовой информации, текстам правовых документов является жизненно необходимым. Поэтому владение навыками работы со справочными правовыми системами, в том числе, конечно, и с системой КонсультантПлюс, может положительно отразиться при оценке претендента на замещение должности.

КонсультантПлюс: Какой совет вы могли бы дать будущим выпускникам, решившим построить карьеру госслужащего?

Бородаев: Государстве нная служба, как и другие профессиональные виды деятельности, имеет свои особенности. Поэтому нужно быть готовым преодолевать трудности, прилагать усилия для поддержания своего профессионального уровня.

Могу сказать, что сейчас в Минюсте России очень много специалистов высочайшего уровня по различным отраслям права. Поэтому у выпускников, решивших связать свою судьбу с госслужбой в Минюсте России, есть замечательный шанс перенять их опыт и знания, тем самым создать серьезную базу для построения дальнейшей карьеры в сфере юриспруденции.

  • Все новости
  • Новости Москвы
  • Новости регионов
  • Репортажи
  • Интервью
  • Инфографика

О работе госслужащих, о том, какие требования предъявляются к кандидатам и как молодым специалистам юридических и экономических специальностей пройти конкурсный отбор.

Прошедшие онлайн–интервью

госслужбы для выпускников

Как стать госслужащим?

Онлайн-интервью с директором Института государственной службы и управления РАНХиГС, д. , профессором И. Барцицом

госслужбы для выпускников

госслужбы для выпускников

госслужбы для выпускников

госслужбы для выпускников

госслужбы для выпускников

Изменения в правилах приема молодых специалистов на госслужбу

Онлайн-интервью с Татьяной Владимировной Нечаевой, кандидатом юридических наук, доцентом кафедры государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

госслужбы для выпускников

Юрист на госслужбе

Онлайн-интервью с главным специалистом-экспертом отдела законодательства в сфере социально-экономического развития правового департамента Минэкономразвития России Геннадием Евгеньевичем Зениным

госслужбы для выпускников

госслужбы для выпускников

“Что такое госслужба?”

Онлайн-интервью с доцентом кафедры государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, кандидатом юридических наук Т. Нечаевой

Данный документ (в ред. Федерального закона от 30. 2021 N 437-ФЗ) в отношении отдельных органов применяется с 1 января 2023 года.

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы.

(в ред. Федерального закона от 30. 2016 N 224-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Конкурс не проводится:

1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий “руководители” и “помощники (советники)”;

2) при назначении на должности гражданской службы категории “руководители”, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

3) при заключении срочного служебного контракта;

4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28, частью 1 статьи 31 и частью 9 статьи 60. 1 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 06. 2011 N 395-ФЗ, от 05. 2013 N 57-ФЗ)

5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.

5 в ред. Федерального закона от 07. 2013 N 116-ФЗ)

Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа.

(в ред. Федерального закона от 14. 2010 N 9-ФЗ)

По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

Претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия.

В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), а также включаемые в состав конкурсной комиссии в соответствии с положениями части 8. 2 настоящей статьи независимые эксперты – представители научных, образовательных и других организаций, являющиеся специалистами в соответствующих областях и видах профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, по вопросам кадровых технологий и гражданской службы. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

(в ред. Федеральных законов от 02. 2013 N 185-ФЗ, от 27. 2020 N 346-ФЗ)

В состав конкурсной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ “Об Общественной палате Российской Федерации” образован общественный совет, а также в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации образован общественный совет, наряду с лицами, указанными в части 8 настоящей статьи, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

(часть 8. 1 введена Федеральным законом от 30. 2012 N 295-ФЗ)

Включаемые в состав конкурсных комиссий представители научных, образовательных и других организаций приглашаются и отбираются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной гражданской службы, или уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации по запросу представителя нанимателя, направленному без указания персональных данных независимых экспертов, в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым с учетом порядка, установленного Правительством Российской Федерации. Представители общественных советов, включаемые в состав конкурсных комиссий, определяются решениями соответствующих общественных советов.

(часть 8. 2 введена Федеральным законом от 27. 2020 N 346-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

Независимый эксперт, пребывающий в конкурсной комиссии более 3 лет, сохраняет свои полномочия до 01. 2021, а менее – до истечения 3 лет, с момента его первого включения в состав комиссии (ст. 2 ФЗ от 27. 2020 N 346-ФЗ).

Общий срок пребывания независимого эксперта в конкурсной комиссии государственного органа не может превышать три года. Исчисление данного срока осуществляется с момента первого включения независимого эксперта в состав конкурсной комиссии. Повторное включение данного независимого эксперта в состав конкурсной комиссии может быть осуществлено не ранее чем через три года после окончания срока пребывания в конкурсной комиссии.

(часть 8. 3 введена Федеральным законом от 27. 2020 N 346-ФЗ)

Срок пребывания независимого эксперта в конкурсной и аттестационной комиссиях одного государственного органа не может превышать в совокупности три года.

(часть 8. 4 введена Федеральным законом от 27. 2020 N 346-ФЗ)

Состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.

Претендент на замещение должности гражданской службы вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утверждается указом Президента Российской Федерации.

Интересные цифры приводит портал Career. Согласно проведенному им опросу, 38% выпускников желают работать в государственных органах. А вот в коммерческих частных организациях хотят работать 36%. Остальные предпочитают либо открыть свое дело, либо работать на самого себя на фрилансе, либо трудиться в академической или педагогической областях.

С чем связан интерес к госслужбе

Затянувшаяся нестабильность в экономике

Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета, связывает эту тенденцию с прокатившимися по стране кризисами 2008 и 2014 годов. Коммерческие компании становились банкротами, сокращали сотрудников, задерживали зарплаты, а государственные органы и ведомственные учреждения оставались на этом фоне островками спокойствия.

Важно, что между двумя кризисами люди не почувствовали какого-то внятного для коммерческого сектора экономики стабильного периода. Хвост кризиса 2008 года многими еще ощущался и в 2014 году. Нынешние свежеиспеченные бакалавры и магистры просто уже забыли или вовсе не могли помнить о временах, когда работать в государственных и муниципальных учреждениях было моветоном.

«Госструктуры научились рекламировать себя», – приводит газета «Известия» слова профессора Финансового университета при Правительстве России Бориса Славина. И действительно, если мы посмотрим на карьерный портал Правительства Москвы, то увидим не простое сухое перечисление требований и обязанностей стажеров, а такие обороты, как «Вы овладеете лучшими технологиями управления городом», «Узнаете, как устроен огромный городской организм», «Встретитесь с первыми лицами правительства».

Новый подход в работе с молодыми кадрами

Павел Малыхин, исполняющий обязанности начальника управления госслужбы и кадров правительства Москвы, рассказал об огромной популярности стажировок в московской мэрии. На одно место в ней претендуют чуть ли не 70 выпускников московских вузов. По его мнению, такой ажиотаж связан с тем, что московское правительство предлагает молодым людям, а именно: участие в масштабных проектах, обучение и профессиональное развитие, реальная возможность повышения в первый год работы.

Мифы выпускников о госслужбе

«Наверху» нужны «свои» люди

45% опрошенных считают, что попасть на хорошую государственную или муниципальную должность можно только со связями. Пробиться действительно сложно, но причина может крыться и в совершенно банальной диспропорции количества кандидатов и вакансий. Портал HeadHunter представляет такое соотношение: 30 резюме на одну должность госслужащего.

Чем федеральнее, тем богаче

42% стремятся в федеральные органы власти, 35% – в региональные, 23% – в муниципальные. Среди выпускников бытует мнение, что чем выше в иерархии госорган или учреждение, тем будут выше зарплаты. Это не всегда так. Многое зависит от статуса и сложности региона или муниципального района.

Работа в Москве в компании

  • Транспортные услуги и логистика –
  • Продажа потребительских товаров –
  • Строительство, монтаж, строительный ремонт –
  • Производство потребительских товаров –
  • Оборонные, силовые, охранные, спасательные структуры –
  • Медицина, здравоохранение –
  • Охранное предприятие, эксплуатация систем безопасности –
  • Образование, обучение, воспитание –
  • Маркетинговые услуги и статистика –
  • Юридические услуги –
  • Рекламные услуги –
  • Территориальные органы исполнительной власти – 31
  • Федеральная регистрационная служба, госуслуги в недвижимости – 20
  • Все отрасли

Зачем поступать на госслужбу?

Главная задача государственного служащего – исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом. Цель госслужбы – помогать государству на местах осуществлять свои функции, приводить в исполнение законы и правила. Денежное содержание государственного служащего стабильно, фиксировано

Какое образование должно быть у госслужащего?

быть не моложе 18 лет, но и не старше 65 лет, иметь высшее образование (кроме должностей категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей, для замещения которых необходимо среднее профессиональное образование ),

Что относится к госслужбе?

Система государственной службы включает в себя: государственную гражданскую службу, военную службу, государственную службу иных видов

Что значит быть в кадровом резерве?

Кадровый резерв — это квалифицированные специалисты, отвечающие повышенным требованиям и отобранные для потенциального занятия руководящей должности на предприятии. Корпоративное обучение сотрудников — это максимальный результат без лишних затрат

Что нужно для работы на госслужбе?

владеть государственным языком Российской Федерации, быть не моложе 18 лет, но и не старше 65 лет, иметь высшее образование (кроме должностей категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей, для замещения которых необходимо среднее профессиональное образование),

Сколько баллов нужно набрать в тесте на госслужбу?

3 балла , если даны правильные ответы на 85-94% вопросов, 2 балла , если даны правильные ответы на 75-84% вопросов, 1 балл , если даны правильные ответы на 70-74% вопросов, Тестирование считается пройденным, если кандидат правильно ответил на 70 и более процентов заданных вопросов. 6 мая 2022 г

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *