италия госслужба

Государственная служба Италии.

Ключевые элементы отношений государственной службы были сформулированы в решениях органов административной юстиции. К их числу относятся следующие: работодателем является орган публичной администрации; назначение на должность производится на основании формального акта данного учреждения; осуществляемая работа обусловлена институциональными задачами конкретного учреждения и носит постоянный характер; в основе данных отношений лежит функциональная и иерархическая подчиненность; заработная плата служащих определяется на основании закона и регламентарного акта96.

В Конституции 1947 г. закрепляются равное право граждан обоего пола на одинаковых условиях поступать на государственную службу и занимать выборные должности (ч. 1 ст. 51), возможность приема на службу лиц итальянской национальности, не являющихся гражданами Республики (ч. 2 ст. 51), конкурсный порядок замещения должностей в публичной администрации (ч. 3 ст. 97), а также допустимость ограничения права состоять в политических партиях для судей, кадровых военных действительной службы, должностных лиц и агентов полиции, дипломатических и консульских представителей за границей (ч. 3 ст. 98). Основным нормативным актом, регламентирующим статус государственных служащих, является Закон-рамка о государственной службе №93 от 29 марта 1983 г. 97, однако в отношении каждого из типов государственных служащих действует значительное число нормативных актов.

В соответствии с предписаниями Закона-рамки только на законодательном уровне могут регламентироваться следующие вопросы: органы службы, порядок предоставления им правомочий, основополагающие принципы организации этих служб; порядок возникновения, изменения и прекращения отношений с государственной службой; критерии определения профессиональной квалификации и профессионального уровня, требуемых для замещения той или иной должности;

принципы организации профессиональной подготовки и переподготовки; штатное расписание, общее число ставок, общий фонд заработной платы; гарантии для персонала по осуществлению основных прав и свобод; ответственность служащих, в том числе дисциплинарная; максимальная продолжительность рабочего дня; осуществление гражданами своих прав в отношениях с государственными службами, в том числе право на ознакомление с актами государственного управления и на участие в их выработке (ст.

Вместе с тем в данном акте устанавливались и те вопросы, которые должны определяться на основании коллективных договоров: порядок выплаты заработной платы, за исключением дополнительной оплаты труда служащих дипломатических представительств, консульских, культурных и просветительских учреждений за границей; принцип организации труда; определение функциональной квалификации с учетом профессионального уровня и должностных обязанностей; критерии производственной загруженности и других факторов обеспечения эффективности деятельности служб; рабочее время, его продолжительность и распределение, а также порядок его соблюдения; сверхурочная работа; система профессиональной подготовки и переподготовки; способы реализации гарантий, предоставленных служащим; критерии перемещения служащих с учетом оснований несменяемости, предусмотренных законом (ст.

Все государственные служащие объединяются в определенное число подразделений для заключения коллективных договоров. Число и состав подразделений утверждаются декретом Президента Республики в соответствии с решением Совета Министров. В состав делегации публичной администрации для подписания договора с профсоюзами входит в качестве ее главы Председатель Совета Министров или по его назначению министр, ответственный за один из секторов государственного управления, а также министры казначейства, бюджета и экономического программирования, труда и социального обеспечения. В делегацию профсоюзов входят члены наиболее представительных национальных организаций соответствующих категорий служащих по каждому отдельному подразделению, а также наиболее представительных на национальном уровне конфедераций профсоюзов. Срок действия договоров – 3 года.

В итальянской литературе выделяются следующие типы служащих: служащие министерств, преподаватели государственных школ и университетов (сочетают принцип подчиненности с принципом свободы преподавания), военные и персонал полиции, дипломаты, магистраты (судьи), руководящий состав государства (не входят в систему профессиональной квалификации и на них не распространяется коллективный договор), сотрудники государственных автономных служб, персонал конституционных органов государства (имеют особый режим регулирования, который должен соответствовать общим принципам итальянской государственной службы), служащие областных, местных и иных публичных учреждений.

Государственные служащие различаются по признаку функциональной квалификации. При более низкой в основном учитывается объективное содержание служебных обязанностей с учетом требований, предъявляемых к трудовой деятельности. При более высокой квалификации оценивается преимущественно культурный уровень и профессиональный опыт, стаж в качестве руководителя группы, службы и учреждения, ответственное отношение к своим обязанностям. Выделяется 8 уровней профессиональной квалификации. Для занятия должностей, соответствующих 5 или 6 уровню, необходим диплом о наличии среднего образования 2 степени. Для 7 и 8 уровня – диплом о высшем образовании. Для руководящего состава устанавливаются три уровня – первый, высший и генеральный руководитель.

Существуют два способа замещения должностей государственных служащих – открытый конкурс и назначение на основании свободного усмотрения администрации. При проведении конкурса объективно оцениваются достоинства кандидатов путем изучения документов и (или) проведения экзаменов. В зависимости от того, могут ли участвовать в конкурсе все желающие или только служащие конкретной администрации, различают внутренние и внешние конкурсы. Помимо этого выделяют общие конкурсы и ограниченные конкурсы, в которых могут участвовать лишь кандидаты, отвечающие определенным требованиям. Объявление о проведении конкурса публикуется в «Официальной газете Республики». В нем указываются требования, необходимые для участия, способы и срок представления документов, количество замещаемых мест, срок представления документов.

В ходе конкурса выделяются несколько этапов. На первом комиссия рассматривает допустимость принятия документов тех или иных участников, на втором – оценивает соответствие кандидатов предъявляемым требованиям, на третьем – составляет таблицу результатов, которую представляет той администрации, которая объявила конкурс. Назначение на должность осуществляется актом администрации (как правило, для руководящего состава требуется предварительное решение Совета Министров). Закон не требует, чтобы государственный служащий официально заявил о вступлении в должность, вместе с тем отказ победителя конкурса принести присягу автоматически прекращает отношения между этим лицом и администрацией. Лицо считается окончательно принятым на службу по истечении испытательного срока, одинакового для работников одной и той же квалификации независимо от административной подчиненности учреждений.

В обязанности служащих входят: верность нации, осуществление своих функций исключительно в общих интересах, а не исходя из собственных интересов или интересов третьих лиц (данный принцип в итальянской доктрине выводится из закрепленного в Основном законе принципа беспристрастности администрации), соблюдение служебной тайны и подчиненности. К служащим, пренебрегающим своими обязанностями, могут применяться дисциплинарные санкции. В Законе-рамке специально оговаривается особая ответственность руководителей служб (ч. 2 ст. 22): применение санкций к служащим не исключает привлечения руководителей служб к дисциплинарной и административно-финансовой ответственности за причиненный ущерб своему подразделению в результате отсутствия с их стороны предусмотренного законом контроля за соблюдением служебных обязанностей подведомственным персоналом, в том числе установленной продолжительности рабочего дня и выполнения каждым работником своих служебных обязанностей.

Служащие имеют право на сохранение своего рабочего места9″, осуществление полномочий в рамках собственной профессиональной квалификации, продвижение по службе (по результатам голосования с учетом качества работы и срока службы, на основании письменных и устных экзаменов, по усмотрению администрации), на определенное экономическое содержание (с учетом выслуги лет каждые два года увеличиваются дополнительные выплаты служащим, начиная с 8 %, а затем – на 2,5 %, максимальный размер увеличения – 64 % в течение 16 лет).

В соответствии с Законом-рамкой при Бюро Совета Министров был создан департамент государственной деятельности. К его компетенции относятся: ведение реестра служащих государственных и международных организаций, координация государственной службы и контроль за эффективностью управленческой деятельности, инструктаж и подготовительная деятельность к коллективным переговорам, координация инициатив по регулированию правового и экономического положения служащих, выявление потребностей в кадрах и планирование соответствующего подбора.

Существенные коррективы были внесены в систему государственной службы в 1992-1993 гг. В законодательном порядке было предусмотрено распространение на нее контрактной системы. В настоящее время статус служащих регламентируется на основании положений гражданского кодекса о коллективных договорах и индивидуальными контрактами. На законодательном уровне по-прежнему регулируются порядок набора на государственную службу и вопросы, касающиеся ответственности служащих и несовместимости должностей.

В Риме состоялся VI Международный межуниверситетский чемпионат World InterUniversities Championships (WIUC), в рамках которого прошли соревнования по футболу, волейболу, регби, гандболу, футзалу, баскетболу, бадминтону, чирлидингу и плаванию. Сразу три российские команды, участвовавшие в нем, завоевали золотые медали: Саратовский национальный исследовательский университет имени Н. Чернышевского (СГУ) выиграл футбольный турнир, а мужская и женская сборные Российского университета дружбы народов (РУДН) оказались сильнейшими волейболистами среди студенческих команд, приехавших из многих стран мира.

«Представлять страну на таких престижных соревнованиях — огромная честь»

В футбольном турнире приняли участие студенческие команды из Чехии, Великобритании, Франции, Словакии, Италии и Испании. Россию представили действующий чемпион Национальной студенческой футбольной лиги Крымского федерального университета (КФУ) имени В. Вернадского и многократный призер внутренних соревнований, победитель турнира в 2018 году СГУ.

Сборная СГУ начала подготовку к соревнованиям задолго до их начала, ведь она уже побеждала в чемпионате, проходившем в 2018 году в Барселоне. В силу коронавирусных ограничений футболистам не удалось участвовать в последующих турнирах, но в этот раз они смогли подать заявку и подтвердить свое звание чемпиона мира среди университетов.

«Когда ребята услышали, что мы едем на Международный университетский чемпионат, они очень обрадовались. Представлять свою страну, вуз и регион на таких престижных соревнованиях — это огромная честь. Ректор нашего университета Алексей Чумаченко и директор Института физической культуры и спорта СГУ Наиля Бриленок поддержали нас, а руководство Национальной студенческой футбольной лиги помогло с организацией турнира», — говорит капитан сборной Алан Дряев.

СГУ преодолел групповой этап, выйдя в плей-офф с первых мест. Российские спортсмены обыграли команды Французской высшей школы бизнеса ESSCA (Париж) со счетом 9:0 и Эксетерского университета (Англия) — 12:0. В четвертьфинале команда снова играла с Эксетерским университетом, выиграв со счетом 6:0, а в полуфинале победила студентов из Марселя (Франция) — 3:0. В финале сборной предстояло соревноваться с Чешским техническим университетом (Прага), где они выиграли с тем же счетом. По итогам футбольного турнира сборная СГУ стала двукратным победителем Международного межуниверситетского чемпионата. Главным героем соревнований стал вратарь Иван Беляев, который отразил два пенальти в финале и получил звание лучшего игрока турнира.

италия госслужба

Сборная СГУ празднует победу

«На соревнованиях нам встретились сильные и непростые соперники. Особенно хочется отметить профессионализм словацкой команды Университета имени Я. Коменского, с которыми на групповой стадии мы сыграли вничью 0:0. Однако в следующих двух играх мы смогли выйти на первое место», — рассказывает капитан команды.

Чемпионат оставил у футболистов хорошие впечатления. Алан Дряев рассказал о хорошей организации мероприятия, назвав его полноценным спортивным фестивалем. Он также отметил высокий уровень подготовки команд РУДН и КФУ им. Вернадского.

После победы на WIUC студенты планируют сосредоточиться на играх в Евпатории и других футбольных соревнованиях. Тем не менее, они готовы представить Россию снова на чемпионате, который пройдет в следующем году.

«Нужно верить верить в себя и вкладывать силы. Спорт не обманешь. Если ты трудолюбив, настойчив и прикладываешь максимум усилий для достижения серьезного уровня, успех не за горами», — уверен Алан Дряев.

Для женской волейбольной команды РУДН победа в соревнованиях сравнима с приобретением статуса олимпийских чемпионов

В волейбольном турнире приняли участие студенты из Франции, Хорватии, Испании, Ливана, Чехии, Италии и Словакии. Сборные РУДН уверенно вышли в плей-офф с первых мест, не потерпев ни одного поражения. В мужской сетке россияне последовательно обыграли две словацкие команды, а в финале победили студентов из Чехии. Женская сборная также обыграла словацких девушек в четвертьфинале, а затем дважды — представительниц Чехии. В плей-офф команды РУДН не уступили соперникам ни одной партии.

«Было нелегко, но мы очень старались. Долго готовились, ездили на сборы. Победа вызвала у нас невероятные эмоции, до последнего не верили в успех. Это самые значимые для нас соревнования, ведь мы не профессионалы, и чувствуем себя теперь как олимпийские чемпионы», — рассказала капитан сборной РУДН по волейболу Светлана Варламова.

Команда РУДН — одна из самых титулованных сборных по волейболу Москвы. Девушки уже ездили на WIUC в предыдущие годы, но им было тяжело выступать без поддержки болельщиков, которых не допустили из-за эпидемиологической ситуации. Они опасались утратить форму и статус лидеров среди студенческих волейбольных команд, поэтому к подготовке к чемпионату этого года отнеслись очень серьезно. Студентки проходили сборы и тренировались три раза в неделю, а также играли в университетской любительской волейбольной лиге и приняли участие в Московских студенческих спортивных играх.

Особенно трудно девушкам далась игра с хорватской сборной в полуфинале: к концу соревнования счет сравнялся 19:19, однако Светлана Варламова вышла на последнюю подачу, и российская команда смогла выиграть очко, победив соперниц.

италия госслужба

Награждение женской команды РУДН по волейболу

«Другие команды показали очень хороший результат. Мы благодарны соперникам за то, что они смогли многому нас научить», — делится капитан женской сборной РУДН.

Неизгладимое впечатление на волейболисток произвел и сам Рим. Он показался им романтичным местом, по которому было интересно гулять, посещать экскурсии и достопримечательности. Строгий режим не позволял девушкам проводить много времени вне спорта, однако они рады, что благодаря ему им удалось немного посмотреть мир.

италия госслужба

Мужская команда РУДН по волейболу во время соревнований

Сборная надеется принять участие в Международном межуниверситетском чемпионате снова. Команда выражает признательность вузу за поддержку и развитие спорта, а также передает отдельные слова благодарности ректору Олегу Ястребову и президенту РУДН Владимиру Филиппову.

«В детстве я не любила спорт и зачастую прогуливала физкультуру, но однажды увидела игру в волейбол и стала много тренироваться. В спорте много мотивирующих людей, на которых стоит равняться. Ребятам, которые тоже желают участвовать в международных соревнованиях, я бы посоветовала больше работать над собой и благодарить всех, кто может помочь или дать совет. Волейбол — командная игра, но если ты не будешь работать над собой, команда может не справиться», — рассуждает Светлана Варламова.

Свое будущее Светлана тоже планирует связать со спортом. Она хочет стать спортивным маркетологом, поэтому и учеба занимает далеко не последнее место в ее жизни.

Согласно ч. 1 ст. 74 Трудового кодекса в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. Формально из этой нормы следует принципиальная невозможность изменения работодателем только одного условия трудового договора: о трудовой функции работника.

Вместе с тем в силу ч. 1 ст. 1 ТК РФ изменение структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя является переводом. Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 2 ТК РФ.

Однако ситуацию с переводом работника из одного структурного подразделения в другое следует отличать от переименования структурного подразделения: если фактически работник продолжает трудиться в том же структурном подразделении, но с измененным наименованием, на наш взгляд, оснований квалифицировать данную ситуацию как перевод нет. Следовательно, у работодателя имеется право на изменение условия трудового договора о наименовании структурного подразделения в одностороннем порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ.

В рассматриваемой ситуации работодатель немного запутался в приведенных нормах права: он пытался оформить перевод, но действовал в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ, еще и уволил работника за отказ от продолжения работы, хотя тот вовсе не отказывался.

Работник был принят в отдел подготовки персонала электроцеха и цеха тепловой автоматики и измерений инструктором. Позже работодатель произвел организационные изменения: отдел, в котором трудился работник, разделил на два разных отдела (отдел подготовки персонала электроцеха и отдел подготовки персонала тепловой автоматики и измерений).

Работнику вручили уведомление об изменении условий трудового договора, а именно о необходимости его согласия на перевод в отдел подготовки персонала электроцеха. Работнику было разъяснено, что в случае отказа подписать приказ о переводе трудовой договор будет расторгнут на основании п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (ч. 4 ст. 74 ТК РФ)).

В ответ работник написал заявление о согласии продолжить работу в отделе подготовки персонала электрического цеха, но подписать приказ о переводе и допсоглашение к трудовому договору отказался, в связи с таким отказом был уволен.

Суд посчитал увольнение незаконным, ведь работник не отказывался от продолжения трудовых отношений в отделе подготовки персонала электрического цеха, о чем свидетельствует его заявление и несогласие с увольнением, а отказ от подписания допсоглашения с учетом согласия на продолжение трудовых отношений не мог служить основанием для его увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (Определение Первого КСОЮ от 5 июля 2022 г. № 8Г-14226/2022).

Отметим, что тезис о необходимости заключения допсоглашения к трудовому договору при изменении условий трудового договора в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ, широко распространен в правоприменительной практике (см. , например, письмо Минтруда России от 24 марта 2021 г. № 14-2/ООГ-2591, письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 марта 2020 г. № 15-1/В-1375, Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 июля 2016 г. № 15-1/ООГ-2516, утвержденное Рострудом Руководство по соблюдению обязательных требований трудового законодательства, определения Ростовского облсуда от 17 октября 2019 № 33-17883/2019, Краснодарского краевого суда от 5 сентября 2017 г. № 33-27265/2017). При этом отказ работника от заключения дополнительного соглашения в такой ситуации зачастую расценивается как отказ от продолжения работы и основание для увольнения работника (определения Тульского областного суда от 6 сентября 2021 г. № 33-2407/2021, Иркутского областного суда от 18 сентября 2019 г. № 33-5895/2019).

Тем не менее ст. 74 ТК РФ не содержит никаких указаний на необходимость оформления соглашения между сторонами для изменения условий трудового договора. Более того, на наш взгляд, оформление такого соглашения противоречит самому смыслу ст. 74 ТК РФ, определяющей порядок изменения работодателем условий трудового договора в одностороннем порядке. Поскольку в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ, изменение условий трудового договора осуществляется по инициативе работодателя, то и оформлять его следует распорядительным документом работодателя.

Узнайте последние изменения правового регулирования трудовых отношений и кадрового делопроизводства, пройдя обучение по программе повышения квалификации, и получите диплом установленного образца.

Заключение же дополнительного соглашения в рамках предусмотренной ст. 74 ТК РФ процедуры, на наш взгляд, не требуется, следовательно, отказ работника от его подписания не препятствует изменению условий трудового договора, не свидетельствует об отказе работника от продолжения работы и не является основанием для увольнения работника по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Сайт очень удобный, вопросы актуальные, очень помогло. Единственное, было бы здорово, если бы вы сделали прохождение избранных вопросов в тестовом режиме, так же, как и экзамен. Или хотя бы чтобы они переключались подряд между собой, это будет очень удобно

Государственная служба в Италии.

Центральные административные учреждения Италии.

Систему исполнительной власти в Италии возглавляет Совет Министров, статус которого определяется Законом № 400 от 23 августа 1988 г. о деятельности правительства и организации Бюро Совета Министров, а внутренняя организация и деятельность – регламентом, утвержденным декретом Председателя Совета Министров 10 ноября 1993 года.

– избирается из числа депутатов в парламенте

– президент назначвет председателя Совета министров а последный предлагает состав Совета – все они подтверждаеются в парламенте (в нижней палаты)

– Совет министров на практике формируется на партийной основе

– полномочия: определяет политику правительства и адм. Политику, разрешает споры между министерствами

– председатель Совета министров формирует Бюро Совета министров во главе с ген. секретарем, а Бюро разделено на департаменты.

– председатель может формировать опр. Комитеты для рассмотрения нек. вопросов, которые потом рассматриваются в Совете министров

– 2 вида министров: А) возглавяют министрерство, Б) без портфеля – они выполняют функции по назначению прдседателя Совета

К органам публичной администрацииотносят структуры, различающиеся по своей организации и осуществляемым полномочиям: Бюро Совета Министров, министерства и межминистерские комитеты, национальные и высшие советы, независимые агентства и администрации, автономные службы.

– При осуществлении своих полномочий Председатель правительства опирается на аппарат Бюро Совета Министров. Основной структурой является общий секретариат Бюро, состоящий из департаментов и служб, во главе с генеральным подразделяются на отделы и секции, а возглавляют их генеральные директора.

-министрства – во главе министр; заместитель

-межминистерские комитеты – в их составе либо министры либо руководители или эксперты (функционируют межминистерские комитеты цен, внешнеэкономической политики, координации промышленной политики) разные авторы по разному определяют их статус :Одни рассматривают их в качестве вспомогательных органов, готовящих решения правительства, другие считают, что данные органы принимают политические решения и в определенной степени подменяют кабинет

– нац. Совет по экономике и труда – вспомагательный орган парламента и правительства

– формруется на корпоративной основе из групп интересов

– обладают законодательной инициативой по эко и труд. Вопросам

-остальные Советы – консулбьативный орган

– авт. Службы – предесатель-министр – возглавяет диретор

Областное и местное самоуправление в Италии.

– с Конституции 1947 – трехзвенная система терр. устройства

– А) цент. власть, Б) муниципальный уровень – комуны и провинции, В) региональный уровень- области

– в основе адимнистр. -террит. устр-ва лежат два принципа – политической децентрализации и автономии территориальных коллективов в рамках единого государства ( данная модель получ назв. “Областное гос-во”)

– комуны – самая маленкая адм. терр. единица, не менее 10 тыс. жителей; полномочия – соц. обслуживание, планирование и использование территории.

– провинция – не менее 200 тыс. жителей; собирает предложения комун и потом их реализует, хотя выабатывает сови программы в области эко, производства, туризма, соц. сферы

-области – крупнейшие административно-территориальные единицы, не менее 1 мил. жителей; – обладат зак, адм, и финансовой самостоятельностью

– издают нормативные акты, в соответствии с законом

– Все территориальные единицы имеют свои статуты и систему органов, включающую совет, джунту, председателя(в коммунах – синдика). зак. орган – Совет, исп – джунта – председатель, заместитель и ассесоры (воглавляют определенные управления – культуры, спорта итд)

– Во всех территориальных единицах Италии есть представители центральной власти. В области эти функции исполняет правительственный комиссар. В провинциях они возложены на префекта, который входит в систему Министерства внутренних дел. В соответствии с Законом № 121 от 1 апреля 1989 г. о реформе общественной безопасности (ст. 13) на него возложено выполнение директив центральных властей по вопросам общественного порядка и безопасности. Он разрабатывает план по гражданской защите, руководит службами помощи населению в случае стихийных бедствий и катастроф. В коммунах таким государственным чиновником является синдик, который информирует префекта о состоянии общественного порядка и безопасности, издает акты об осуществлении неотложных мер в сфере здравоохранения и гигиены, строительства и местной полиции.

Государственная служба в Италии.

*работодателем является орган публичной администрации;

*назначение на должность производится на основании формального акта данного учреждения;

*осуществляемая работа обусловлена институциональными задачами конкретного учреждения и носит постоянный характер;

*в основе данных отношений лежит функциональная и иерархическая подчиненность;

*заработная плата служащих определяется на основании закона и регламентарного акта.

– равное право граждан обоего пола на одинаковых условиях поступать на государственную службу и занимать выборные должности

– возможность приема на службу лиц итальянской национальности, не являющихся гражданами Республики

– конкурсный порядок замещения должностей в публичной

– допустимость ограничения права состоять в политических партиях для судей, кадровых военных действительной службы, должностных лиц и агентов полиции, дипломатических и консульских представителей за границей

– Все государственные служащие объединяются в определенное число подразделений для заключения коллективных договоров. Число и состав подразделений утверждаются декретом Президента Республики в соответствии с решением Совета Министров.

– 8 уровней профессиональной квалификации – 5 и 6 – среднее образование, 7и8 – необходим диплом о высшем образовании

-продвижение на должность – конкурс и усмотрение администрации

– верность нации,

– осуществление своих функций исключительно в общих интересах, а не исходя из собственных интересов или интересов третьих лиц ,

– соблюдение служебной тайны и подчиненности.

– служащие подлежат дисциплинарным санкциям, финансовой и адм. ответственности

– сохранение своего рабочего места,

– осуществление полномочий в рамках собственной профессиональной квалификации,

– продвижение по службе ,

– на определенное экономическое содержание

Государственное управление в Италии в ХХ в.

В результате острейшего политического кризиса, переживаемого Италией в течение 90-х годов, рухнула сложившаяся после второй мировой войны и просуществовавшая почти полвека Первая Республика (1946-1993 гг. Однако, хотя о необходимости реформы конституции и государственных институтов говорится уже с 1992 г. , реорганизация государственно-политической системы пока не проведена. Это означает, что переход от Первой ко Второй республике еще далеко не завершен, и страна фактически продолжает жить по старой конституции.

Конституция 1947 г.

В Италии, участвовавшей во второй мировой войне на стороне гитлеровской Германии, сопротивление фашистскому режиму было очень сильным и охватывало все слои общества. Это привело к тому, что фашистский диктатор Б. Муссолини был свергнут в разгар войны – 25 июля 1943 г. , когда союзные англо-американские войска, высадившиеся на итальянской территории, находились еще в Сицилии. В сентябре 1943 г. антифашистские партии создали Комитет национального освобождения, призвавший народ к борьбе против фашизма. Кульминацией массовой антифашистской борьбы стало всеобщее вооруженное восстание в Северной Италии 25 апреля 1945 г. , которое и привело к полному освобождению Италии от гитлеровских войск. В ходе восстания фашистский государственный аппарат был разрушен, а власть перешла в руки комитетов национального освобождения, которые сразу же начали проводить демократические преобразования.

2 июня 1946 г. в Италии прошли одновременно референдум и выборы. Референдум должен был определить, будет ли Италия монархией или республикой. 54 процента проголосовавших высказались за республику, которая и была торжественно провозглашена 18 июля того же года. Выборы проходили в Учредительное собрание, полномочия которого ограничивались принятием конституции и ратификацией международных договоров. Конституция Италии создавалась на широкой коалиционной основе, ее поддержали практически все политические силы страны. 22 декабря 1947 г. Учредительное собрание завершило свою работу и одобрило гекст новой конституции. Она была лишена каких-либо догматических, чисто идеологических влияний. В целом это был

работоспособный документ. Он ясно гарантировал основные права и свободы;

обеспечивал разделение властей; лишал военных возможности вмешиваться в

политическую жизнь; провозглашал отделение церкви от государства, признавая в тоже время ее важную роль в жизни общества (Латеранские соглашения, установившие еще в 1929 г. конкордат между церковью и государством, были включены в статью 7 конституции). Конституция провозглашала Италию демократической республикой, основанной на труде, а итальянский народ – единственным носителем суверенитета.

Жизнеспособность конституции 1947 г. была продемонстрирована хотя бы тем, что без малого полвека этот документ обеспечивал демократическое и в целом устойчивое существование итальянского государства.

Высшие органы законодательной власти Италии

По конституции, в стране была установлена парламентарная республика. Итальянский парламент состоит из двух палат: палаты депутатов и сената. При этом в Конституции подчеркивается абсолютное равенство палат при осуществлении полномочий как в законодательной области, так и при реализации парламентского контроля над правительством. Первоначально был установлен неодинаковый срок полномочий палат парламента: для палаты депутатов – 5 лет, а для сената – 6. В феврале 1963 г. Конституционный закон, увеличив число депутатов с 596 до 630, а сенаторов – с 248 до 315, одновременно ввел для обеих палат одинаковый срок полномочий – 4 года.

При выработке конституции антифашистским силам удалось настоять на демократическом порядке формирования обеих палат парламента путем их избрания на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Это было значительным шагом вперед, поскольку при всех прежних режимах итальянские женщины, составлявшие более половины всего населения, были лишены избирательных прав. Только 30 января 1945 г. итальянское правительство под давлением комитетов национального освобождения распространило избирательное право на женскую половину итальянского общества. При выборах в палату депутатов право голоса было предоставлено гражданам, достигшим 21 года (с 1957 г. возрастной ценз был снижен до 18 лет), а при выборах в сенат – тем, кому уже исполнилось 25.

Конституция 1947 г. установила также, что право на голосование не может быть ограничено иначе, как в силу гражданской неправоспособности, окончательного уголовного приговора или в случае совершения недостойных поступков, указанных в законе. В частности, в Основной закон была внесена статья, которая лишала ответственных функционеров фашистского режима активного и пассивного избирательного права на 5 лет с момента вступления в силу республиканской конституции. Не включались в число избирателей члены и потомки правившей объединенной Италией с 1870 по 1946 г. Савойской династии, которым пришлось покинуть страну. Конституция запретила прямым потомкам короля когда-либо возвращаться на итальянскую землю.

Все граждане, внесенные в избирательные списки, накануне выборов получают избирательные свидетельства, без которых никто не может быть допущен к голосованию. В этом свидетельстве указывается фамилия избирателя и другие сведения о нем. Свидетельство розового цвета – для тех, кто имеет право выбирать в палату депутатов и в сенат, а белого цвета – для тех, кто избирает только в палату депутатов. Избирательные свидетельства, предназначенные для женщин, заполняются зелеными, а для мужчин – черными чернилами:

в Италии избирательные списки составляются отдельно для мужчин и для женщин. Итальянец может голосовать только на том избирательном участке, где он внесен в избирательный список (исключения делаются для больных, военнослужащих и моряков, находящихся на корабле). Одновременно закон предоставляет льготы для проезда избирателям, проживающим за пределами коммуны, в списки которой они включены. Осуществление своего избирательного права без материального ущерба особенно важно итальянцам, работающим за границей: специальные избирательные свидетельства предоставляют им право на бесплатный проезд к месту голосования и обратно.

Следует особо подчеркнуть, что в конституции 1947 г. вообще ничего не говорится о порядке выборов в палату депутатов и сенат. Это давало возможность, не меняя ее статей, пересматривать те или иные положения избирательной системы.

В целом выборы в стране до 1993 г. осуществлялись на основе принципа пропорционального представительства. Выборы в палату депутатов проводились по 32-м избирательным округам (в каждый входило от одной до пяти провинций). Число депутатских мандатов распределялось между избирательными округами пропорционально численности их населения.

В соответствии с законом, правом быть избранным в палату депутатов пользуются все итальянцы, которым ко дню выборов исполнилось 25 лет. Однако это право не распространяется на депутатов и советников областных органов власти, на председателей провинциальных джунт (правительств), мэров коммун с населением свыше 20 тысяч человек. Не могут быть избраны в палату депутатов начальники и заместители начальников полиции, генеральные инспекторы и чиновники общественной безопасности, префекты и вице-префекты, судьи, высшие офицеры вооруженных сил в тех округах, где они служат.

Голосование в округах проходило не за ту или иную личность, а исключительно по партийным спискам. Места в палате депутатов распределялись между партиями строго пропорционально поданному за них количеству голосов. Обеспечивая более справедливое представительство в парламенте не только всех крупных, но даже мельчайших политических группировок, получавших иногда 0,2-0,3 процента голосов, пропорциональная система приводила к тому, что в палате депутатов, как правило, оказывались представленными не менее десятка различных политических партий. В результате ни одна из них не получала большинства мест и для формирования правительства образовывались коалиции, что, в свою очередь, порождало политическую неустойчивость. Из-за противоречий внутри коалиций правительства вынуждены были часто уходить в отставку (за послевоенный период в стране сменилось свыше пятидесяти правительств; средняя продолжительность существования одного кабинета министров составила около 10 месяцев).

Что касается выборов в сенат, то они проходят на базе областей. Распределение сенатских мандатов между областями производилось пропорционально численности населения каждой области. Правда, президент республики имеет право назначать пожизненно сенаторами пятерых граждан, прославивших страну выдающимися заслугами в социальной, научной, художественной и литературной сферах. Кроме того, все бывшие президенты являются сенаторами по собственному праву и пожизненно, если не откажутся от этого. Выставлять свои кандидатуры в сенат могут только лица старше сорока лет. В отличие от палаты депутатов, выборы в сенат проводились по мажоритарной системе квалифицированного большинства, т. от каждого округа полагалось выбрать одного сенатора и выставлялись не партийные списки, а конкретные кандидаты, каждый из которых должен был набрать не менее 65 процентов поданных голосов. Однако, поскольку это было по силам лишь очень немногим политикам, фактически при выборах в итальянский сенат применялся тот же принцип пропорционального представительства.

Хотя после 1993 г. место в парламенте не гарантирует депутату неприкосновенности, в материальном плане оно приносит определенные выгоды. В середине 90-х годов жалованье парламентария составило около 7 миллионов лир в месяц, что приблизительно в четыре с лишним раза превышало среднюю зарплату по стране. Кроме того, у парламентариев есть право на пожизненную пенсию в случае, если они прозаседают в парламенте не менее пяти лет. Однако удается это далеко не всегда, так как нередко парламент распускается досрочно. Согласно конституции, каждый член парламента представляет нацию и выполняет свои функции без императивного мандата, т. без наказов избирателей. Итальянская избирательная система не знает также и права отзыва члена парламента своими избирателями. В то же время уставы всех крупных политических партий Италии устанавливают для своих членов, избранных в парламент, обязанность строго подчиняться решениям партии и ее руководящих органов. Таким образом, говорить о полной независимости депутатов не приходится. Для создания парламентской группы необходимо не менее 20 депутатов или 10 сенаторов. Однако возможно создание группы и в меньшем составе при условии, что эта группа, как гласит парламентский регламент, представляет <надлежаще организованную и действующую партию, список которой получил не менее 300 тысяч голосов избирателей по стране в целом>.

Палата депутатов избирает из своего состава председателя палаты и его заместителей, сенат – председателя сената и его заместителей. Анализ регламента итальянского парламента и практики его применения выявляет тенденцию к существенному ограничению прав отдельного депутата, к поглощению его партийными фракциями и другими парламентскими структурами. Регламентируется не только время (45 минут в общей дискуссии и 20 – при обсуждении поправок), но и тема выступления депутатов. Это позволяет легко контролировать ход прений, лишает депутата возможности отклониться от обсуждаемой темы. Председатель палаты депутатов наделен безоговорочным правом после двух предупреждений лишать слова оратора, отклоняющегося от обсуждаемого вопроса. Кроме того, никто не может, участвуя в дискуссии, высказаться более одного раза. Депутат парламента может выступить только после того, как он записался для участия в прениях и получил разрешение выступить. В то же время члены правительства не знают никаких ограничений в этой области. Они имеют право участвовать в заседаниях палат и комиссий, даже если не входят в парламент.

Хотя каждый парламентарий имеет право на законодательную инициативу и участие в обсуждении любых вопросов, деятельность рядовых членов парламента имеет весьма ограниченный характер. Особенно урезано право законодательной инициативы членов парламента в сфере финансовых вопросов, так как большая часть законоположений этого рода связана со значительными ассигнованиями: конституция указывает, что всякий новый закон, влекущий за собой новые расходы или увеличение прежних, должен содержать указание на средства для их покрытия.

В случае, если при прохождении законопроекта между палатой депутатов и сенатом возникают разногласия, представители обеих палат образуют смешанные комиссии, которые и вырабатывают компромиссный вариант.

Парламенту принадлежит право окончательного решения важных внешнеполитических вопросов. По конституции, только палата депутатов и сенат могут объявить состояние войны и облечь правительство необходимой для этого властью. Парламент в законодательном порядке ратифицирует международные договоры политического характера, а также договоры, предусматривающие арбитраж или судебное урегулирование, влекущее территориальные изменения, финансовые обязательства или изменение законов.

Хотя право на законодательную инициативу имеют и парламент, и правительство, для всего послевоенного периода была и остается характерной тенденция преобладания законодательной инициативы правительства: по инициативе парламента принимается обычно не более 25-30 процентов всех законов. Кроме того, в Италии существует практика правительственных декретов, имеющих силу закона. Они призваны регулировать ограниченный круг вопросов, требующих экстренных, не терпящих отлагательства решений, однако практика <декретирования> гораздо шире. К тому же возрастает практика так называемого делегированного законодательства, особенно в связи с предоставлением правительству права на издание постановлений в области экономического регулирования. Единственным условием их принятия является то, что правительство должно ставить парламент в известность об уже введенных мерах.

Решающую роль в законодательной деятельности играют постоянные парламентские комиссии, занимающие особое место в системе парламентских органов Италии. Эти комиссии, как и в других странах, формируются на основе пропорционального принципа, отражающего соотношение политических сил в парламенте. Отличает итальянские парламентские комиссии то, что конституция наделяет их правом не только обсуждать, но и утверждать

внесенные законопроекты, т. правом выступать в качестве законодательного органа. О роли парламентских комиссий в законодательстве говорит то обстоятельство, что в течение каждой легислатуры (т. в среднем 3-5 лет) они принимали обычно от 1000 до 1800 законов. По мнению большинства итальянских юристов, деятельность постоянных комиссий в качестве законодательных органов представляет собой, несомненно, положительное явление. Во-первых, этим значительно разгружается работа палаты депутатов и сената; во-вторых, упрощенная процедура деятельности комиссий намного ускоряет прохождение дел и, в-третьих, значительно повышается технический уровень законодательства, поскольку, не будучи гласными, дебаты проводятся более серьезно, при участии специалистов, хорошо разбирающихся в обсуждаемых вопросах.

Конституция и закон о референдумах 1970 г. предусматривают возможность проведения референдумов как на общенациональном, так и на областном уровнях. На всеобщее голосование могут быть вынесены: конституционный закон, одобренный парламентом, но не получивший в каждой из палат большинство в две трети голосов; с целью частичной или полной отмены – любой закон республики, за исключением налоговых и бюджетных, об амнистии и помиловании, о санкционировании ратификации международных договоров; с целью консультации с заинтересованным населением – предложения о разделении областей и об изменении их границ. Вынесенное на референдум предложение считается принятым, если в голосовании участвовало большинство имеющих на это право граждан и если предложение одобрено большинством голосов, признанных действительными.

Общенациональный референдум назначается, если того потребуют 5 областных советов или если под требованием о его проведении будет собрано 500 тысяч подписей избирателей.

Подобно референдуму, институтом непосредственной демократии служит предусмотренное конституцией право внесения законопроекта самими избирателями (не менее 50 тысяч). Правда, ни одна из подобных народных инициатив не 5ыла одобрена законодательным органом.

Высшие органы исполнительной власти

Парламенту принадлежит решающая роль в формировании высших исполнительных органов государственной власти.

На совместном заседании обеих палат парламента, а также представителей двадцати областей Италии избирается сроком 1а 7 лет президент республики.

Президент должен быть итальянским гражданином, достигшим 50-летнего возраста, обладающим гражданской и политической дееспособностью. Для избрания кандидату в президенты необходимо во время первых трех туров голосования набрать две трети голосов выборщиков. Если это никому не удается, открывается новый этап: выбывает тот из кандидатов, кто сможет набрать 50 процентов плюс один голос от общего количества бюллетеней.

Помимо представительских функций, президент имеет право досрочно распустить одну или обе палаты парламента. Этого права президент лишен только в последние шесть месяцев своих полномочий. У него есть также право отлагательного вето (до одного месяца) на законы, принятые парламентом. Кроме того, президенту принадлежит право амнистии и помилования, но на это ему каждый раз необходимо получать разрешение парламента в форме специального постановления. Президент участвует в формировании правительства. При этом точный численный состав Совета министров нигде не определен (законодательство вообще не определяет точное число и общую структуру центральных органов управления). В состав правительства входят председатель Совета министров, министры, возглавляющие определенные ведомства (министерства иностранных дел, обороны и т. ), а также министры без портфеля. Последние не возглавляют министерства, а занимаются вопросами, связанными с определенным направлением правительственной деятельности. Пребывание в правительстве не влечет за собой отказа от депутатских полномочий (впрочем, по конституции, пребывание в парламенте вовсе не является обязательным условием при назначении на должность министра). Председателя Совета министров и, по его представлению, членов правительства назначает глава государства, однако главную роль в осуществлении контроля за образованием и деятельностью правительства играет парламент. Не позднее, чем через 10 дней после сформирования правительство должно представиться палатам парламента, чтобы получить от них вотум доверия. В отличие от других стран, одобрение парламента должен получить весь состав правительства, а не только его председатель. Вместе с тем за каждой палатой парламента признается право в любой момент выразить недоверие находящемуся у власти правительству. Правда, такая форма парламентского давления на правительство практически не нашла широкого применения из-за принадлежащего правительству контрправа – роспуска парламента. Каждая палата имеет право утверждать правительственный бюджет и отчет о расходах, а также проводить расследования по вопросам, представляющим общественный интерес.

Как правило, министерства имеют в своем составе министра, его заместителей, главу кабинета и его заместителя, общий секретариат, генеральную дирекцию по работе с персоналом, бухгалтерию. Далее идут различные подразделения (генеральные дирекции, отделы и др. ), занимающиеся конкретными сферами деятельности данного органа.

Министры коллегиально отвечают за действия правительства и индивидуально – за руководимые ими ведомства. Формой ответственности министра является его отставка с занимаемого поста. Уход конкретного министра обычно не приводит к отставке всего правительства, если только это не разрушает правительственную коалицию. В соответствии с законом от 16 января 1989 г. , за преступления, совершенные при дополнении своих обязанностей, министры предстают перед судом общей юрисдикции (ранее обвинения, выдвинутые против министров, рассматривались специальными судами).

Существуют и так называемые вспомогательные правительственные органы. Таковыми являются Национальный совет экономики и труда. Государственный совет и Счетная палата.

Национальный совет экономики и труда участвует в разработке законодательства по экономическим и социальным вопросам, имеет право законодательной инициативы. Он состоит из председателя, 20 экспертов и 59 представителей производственной сферы. Члены совета назначаются президентом по предложению премьер-министра после принятия соответствующего решения Советом министров (за исключением восьми экспертов, право выбора которых принадлежит главе государства).

Государственный совет является консультативным административно-юридическим органом, а также органом охраны законности в управлении. Три его секции занимаются консультативной деятельностью по вопросам, касающимся аппарата управления, три другие осуществляют административную юрисдикцию.

Особое место в системе контроля за законностью при осуществлении государственного управления отводится Счетной палате. Ее персонал (более пятисот сотрудников) частично подбирается по конкурсу, частично назначается правительством. При этом председатель, главный прокурор и советники Счетной палаты не могут быть отправлены в отставку или уволены иначе как на основании декрета президента республики с учетом мнения комиссии в составе председателей обеих палат парламента и их заместителей.

К ведению Счетной палаты относится контроль за законностью актов правительства и президента. Акты, признанные соответствующими

предписаниям закона, вступают в действие после их визирования и регистрации в Счетной палате. В случае отказа в регистрации министр, не согласный с решением палаты, может вынести свои акты на рассмотрение правительства. Если оно подтверждает целесообразность принятия подобных актов, то Счетная палата разрешает их применение под политическую ответственность правительства. Однако в течение месяца эти спорные акты должны быть рассмотрены в парламенте, который и принимает окончательное решение.

Помимо этого. Счетная палата осуществляет как предварительный, так и последующий контроль за расходованием средств и соблюдением правительством государственного бюджета страны.

Кто относится к категории госслужащих?

Государственными служащими субъекта Российской Федерации могут быть только гражданские служащие (служащие, состоящие на правоохранительной или военной службе (военнослужащий), являются только федеральными государственными служащими)

Как понять госслужба?

Государственная служба Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих

В чем преимущества госслужбы?

При стабильно хорошей работе госслужащий рано или поздно может рассчитывать на продвижение по карьерной лестнице. Этот пункт считается одним из самых важных мотиваторов, из-за которых устройство на госслужбу считается таким престижным и в то же время нелегким. 5 мая 2022 г

Что входит в систему государственной службы?

Система государственной службы Российской Федерации включает в себя следующие виды: Государственная гражданская служба , Военная служба , Государственная служба иных видов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *