Как можно было бы отменить декретный отпуск на государственной службе?

Неполные ставки

Теперь перейдем к вопросу о том, требуется ли предлагать при сокращении неполные ставки. Сразу отметим, что если в штатном расписании содержится неполная ставка по той или иной должности, например, 0,5 штатной единицы, и эта позиция является однозначно вакантной (т. на нее не принят в штат организации какой-либо работник на все 0,5 ставки или менее), то предлагать эту должность сокращаемому нужно. Однако вопрос о том, нужно ли предлагать оставшуюся часть ставки по должности, на часть которой уже принят какой-либо работник, уже не столь однозначен.

Предположим, что в штатном расписании есть одна целая ставка по должности менеджера по продажам. На эту должность принят совместитель на 0,5 ставки. Будут ли в таком случае оставшиеся 0,5 ставки вакантными, и требуется ли предлагать их сокращаемому менеджеру по закупкам, если его квалификация соответствует требованиям по должности менеджера по продажам?

На наш взгляд, предлагать эти оставшиеся полставки не нужно. Большинство решений судов подтверждают нашу позицию. Однако и в этом вопросе полного единообразия в судебной практике не отмечается.

Предлагать оставшиеся части ставок не нужно. Большинство судов полагают, что свободные части ставок по должности, по которой на часть ставки уже принят другой работник, в т. по совместительству, предлагать не нужно, поскольку эта должность не является вакантной.

Ленинский районный суд г. Чебоксары в решении от 14. 2015 по делу № 2-3958/2015 при разрешении вопроса о том, нужно ли предлагать подлежащему увольнению работнику оставшиеся части ставок, не занятые совместителями, отметил, что «должности врача-методиста отделения экстренной и консультативной медицинской помощи не являлись вакантными, так как 0,25 ставки по ним были заняты совместителями».

Предлагать оставшиеся части ставок требуется. Встречаются и противоположные решения, которые говорят о том, что оставшиеся части ставок предлагать сокращаемым работникам нужно, т. речь идет не о предложении вакантной должности, а о вакантной части ставки.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд пришел к выводу, что работнику при сокращении должны предлагаться должности, занятые совместителями, являются необоснованными. Суд, удовлетворяя требования истца, пришел к выводу, что работнику должны быть предложены не должности, занятые совместителями, а свободные ставки, а именно: 0,5 ставки должности оператора; 0,5 ставки должности уборщика служебных помещений; 0,5 ставки уборщика территории; 0,5 ставки дежурного по зданию».

Анализ судебной практики по вопросу о необходимости предлагать оставшиеся неполные ставки по должностям, на которые приняты совместители, позволяет сделать вывод, что количество судебных решений, в которых такая необходимость подтверждается, значительно ниже, чем когда предлагать нет нужды.

При этом представители Роструда в консультациях также подтверждают позицию, согласно которой при сокращении нужно предлагать именно вакантные должности, а не части этих должностей (части ставок)2. Поэтому если, например, работнику установлено неполное рабочее время, в силу чего он занимает только часть от полной ставки, предусмотренной штатным расписанием, то предлагать оставшуюся часть ставки сокращаемому работнику не нужно, так как должность не является вакантной. При этом не стоит забывать, что работник, которому установлено неполное рабочее время, может впоследствии просить работодателя перевести его на полное рабочее время. И если бы на оставшуюся часть ставки был переведен подлежащий сокращению работник, то перевести «основного» работника на полное рабочее время стало бы невозможным.

Процедура прекращения служебного контракта

В случае отказа служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с нее. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с п. 2 или 8. 3 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ.

Увольнение служащего оформляется приказом по унифицированной форме Т-8, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 05. 2004 № 1. Как основание приказа указываются нормативный акт государственного органа о сокращении штата или упразднении госоргана, уведомление о прекращении служебного контракта, предложение о переводе на другую должность или уведомление об отсутствии вакантных должностей, отказ от предложенной должности, иные документы. Служащий должен быть ознакомлен с приказом под роспись.

В трудовую книжку вносится запись со ссылкой на п. 2 или 8. 3 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ. Служащий в день освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее обязан сдать служебное удостоверение в подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров.

Напомним, что служащий не может быть освобожден от замещаемой должности и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в периоды пребывания его в отпуске и отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью (если этот период не превышает четырех месяцев), а также в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.

Нельзя уволить по сокращению штата беременных женщин, проходящих государственную гражданскую службу (Постановление КС РФ от 06. 2012 № 31-П), и лиц с семейными обязанностями (Постановление КС РФ от 22. 2011 № 25-П, ст. 261 ТК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта в связи с сокращением штата или упразднением государственного органа гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

В отличие от служащих, при сокращении работников согласно Трудовому кодексу увольняемому выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). А в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Аналогично ст. 180 ТК РФ, если служебный контракт был прекращен до истечения двухмесячного срока, служащему выплачивается дополнительная компенсация в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Как видно, гражданскому служащему не нужно вставать на учет в службе занятости, чтобы получить компенсацию за четыре месяца. Он ее получит в любом случае. Исключение установлено для гражданских служащих, увольняемых из государственных органов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Так, помимо указанной компенсации, служащему северных областей дополнительно выплачивается компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в течение одного месяца после увольнения служащий обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата указанной компенсации производится представителем нанимателя государственного органа, в котором служащий замещал должность гражданской службы, за счет средств данного органа (п. 2 ст. 37 Закона № 79-ФЗ).

  • «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
  • «Об утверждении формы анкеты, представляемой гражданином Российской Федерации, поступающим на государственную гражданскую службу Российской Федерации или на муниципальную службу в Российской Федерации».
  • «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».
  • «По делу о проверке конституционности пункта 4 части 1 статьи 33 и подпункта «а» пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Л. А. Пугиевой».
  • «По делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 31, пункта 6 части 1 статьи 33 и статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки В. Ю. Боровик».

Москва и Московская область

Как устроиться на работу в госорганы самого богатого региона страны

В Москве больше всего желающих работать на госслужбе. В госорганы рвется практически каждый пятый молодой специалист Москвы (21%), по данным HeadHunter. Для сравнения: в регионах о госслужбе мечтают 18% респондентов, а в Санкт-Петербурге – 16%. Москва и Подмосковье – самые богатые регионы России, и молодежь надеется на быстрый карьерный рост и высокое вознаграждение.

Верный способ устроиться на работу в московское правительство – сначала пройти оплачиваемую стажировку. Московская мэрия набирает стажеров с 2011 г. За последние годы программа расширилась: если раньше в мэрии стажировалось по 20 человек в год, то теперь набор увеличен до 200 человек, говорит начальник управления госслужбы и кадров правительства Павел Малыхин. Подбором стажеров занимается Центр развития карьеры Московского городского университета управления (МГУУ) правительства Москвы.

Городу постоянно требуются IT-специалисты, экономисты, юристы и журналисты, рассказывает ректор МГУУ Василий Фивейский. Молодые специалисты стажируются в городских префектурах, управах, СМИ и департаментах мэрии. Стажеры участвуют в развитии метрополитена, парка «Зарядье», реконструкции ВДНХ, проектах цифровизации города, внедряют технологии искусственного интеллекта, видеонаблюдения и проч. , продолжает Малыхин.

В последние годы конкурс – 90 человек на место стажера, говорит Малыхин. Например, в 2018 г. Центр развития карьеры МГУУ получил 5500 заявок от студентов и выпускников, из них было отобрано 200 специалистов. Вакансии для стажеров публикуются на работных сайтах и в соцсетях. Мэрия проводит молодежные мероприятия, сотрудничает с вузами и участвует в ярмарках вакансий. Высокопоставленные чиновники мэрии проводят встречи со студентами московских вузов. Весной 2019 г. они посетили 21 университет, рассказывает Фивейский.

В каком вузе учился кандидат, не имеет значения, говорит Фивейский. Комиссия отдает предпочтение активным студентам, которые уже имеют опыт работы, трудились волонтерами, организовывали молодежные мероприятия или входили в студенческий совет. Преимущество имеют кандидаты с аналитическими способностями и коммуникативными навыками, отмечает Фивейский.

691 800

госслужащих на региональном и муниципальном уровнях было в России в 2018 г. , по данным Росстата

Стажировка в правительстве Москвы длится девять месяцев – за это время специалисты успевают поработать в трех органах исполнительной власти или бюджетных учреждениях города. Со стажерами заключается срочный трудовой договор. Студенты вузов выходят на стажировку в декабре и трудятся 20 часов в неделю по гибкому графику. Выпускники же приступают к обязанностям в сентябре и трудятся полный рабочий день. Студенты зарабатывают 23 000 руб. в месяц, а выпускники – 40 000 руб. , говорит Малыхин. По его словам, лучших стажеров принимают на работу либо их включают в кадровый резерв правительства. Всего программы стажировок мэрии Москвы прошло 610 молодых специалистов, 70% из них было трудоустроено в мэрию Москвы.

Правительство Московской области тоже принимает студентов и недавних выпускников на практику и короткие программы стажировок. Каждый год практику в госорганах Подмосковья проходит более 500 студентов ведущих вузов России – МГУ, Высшей школы экономики, РАНХиГС и проч. , говорит представитель регионального правительства.

За два года правительство Подмосковья получило 507 заявок на стажировку, было отобрано 54 студента. 16 человек (30%) после стажировки были трудоустроены в правительство, говорит представитель.

23 000 руб.

зарабатывает стажер в мэрии Москвы с гибким графиком и 20-часовой рабочей неделей

40 000 руб.

зарабатывает в мэрии Москвы стажер, который трудится на условиях 40-часовой рабочей недели

Аттестация служащих

Частью 3 ст. 31 Закона № 79-ФЗ установлено, что в течение двух месяцев предупреждения в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих. По ее результатам служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Очередная аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

Аттестация осуществляется согласно ст. 48 Закона № 79-ФЗ. Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности.

Согласно ч. 5 ст. 48 Закона № 79-ФЗ внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться ранее указанного срока после принятия в установленном порядке решения:

– о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

– об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

Подчеркнем, что проводить внеочередную аттестацию работодатель не обязан, а имеет право.

По результатам аттестации гражданского служащего аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

– служащий соответствует замещаемой должности гражданской службы;

– соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

– соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;

– не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

В течение месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:

– подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

– направляется для получения дополнительного профессионального образования;

– понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

Если служащий отказывается от замещения нижестоящей должности или от прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации, служебный контракт с ним может быть расторгнут. При этом основанием будет не пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ (вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации), а п. 2 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ (в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе) или п. 3 ч. 1 ст. 37 (упразднение государственного органа).

Предоставление вакантной должности в ином государственном органе

Итак, согласно Правилам кадровая служба органа, в котором происходит сокращение должностей, или органа, которому переданы функции упраздненного органа, не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения служащего осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы «Федеральный портал управленческих кадров». При поиске необходимо учитывать категорию и группу замещаемой служащим должности, уровень его квалификации, профессиональное образование и стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности.

В список включаются вакантные должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, расположенных в той же местности, а при их отсутствии – должности в иных государственных органах, расположенных в другой местности в пределах РФ.

Не позднее чем за 25 дней до предстоящего увольнения кадровая служба вручает служащему уведомление о предложении вакантных должностей с приложением списка этих должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом. В свою очередь, служащий в течение двух рабочих дней со дня ознакомления с уведомлением подает в кадровую службу заявление с просьбой направить его анкету в государственные органы, в которых им выбраны вакантные должности, или отказывается от предложенных должностей.

Не позднее двух рабочих дней со дня получения заявления кадровая служба направляет в государственные органы письма с просьбой рассмотреть кандидатуру служащего на замещение вакантной должности и предоставить государственному органу, в котором сокращаются должности или которому переданы функции упраздняемого органа, соответствующую информацию. В письме указываются выбранные служащим должности и дата окончания двухмесячного срока. Также прикладывается анкета служащего.

Анкета составляется по форме, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26. 2005 № 667-р.

Кадровая служба государственного органа, получившего письмо, не позднее трех рабочих дней со дня его получения направляет ответ о готовности рассмотрения кандидатуры гражданского служащего, претендующего на замещение вакантной должности, или об отказе в рассмотрении его кандидатуры (с обоснованием). Если представитель нанимателя государственного органа или уполномоченного им лица готов рассмотреть кандидатуру служащего, в ответе указывается информация о месте, дате и времени проведения собеседования.

Информация, поступившая от государственного органа, доводится кадровой службой до сведения служащего под роспись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.

Расходы, связанные с проведением собеседования (проезд к месту проведения собеседования и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами средств связи и др. ), осуществляются государственным гражданским служащим за счет собственных средств.

Решение, принятое представителем нанимателя государственного органа по итогам собеседования с гражданским служащим, претендующим на замещение вакантной должности, направляется кадровой службой этого государственного органа не позднее трех дней со дня собеседования в письменном виде в кадровую службу государственного органа, направившую запрос, которая доводит ответ до сведения служащего под роспись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.

Переписка между государственными органами может осуществляться с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт их получения адресатом.

Если представитель нанимателя принял решение о предоставлении служащему вакантной должности, с его согласия осуществляется перевод.

Органы муниципальной власти в регионах

Как устроиться в мэрию Екатеринбурга, Самары, Новосибирска и других крупных городов

Ежегодно мэрия Новосибирска нанимает около 200 новых работников. Количество вакансий и кандидатов каждый год увеличивается примерно на 20%, продолжает он. Например, в 2018 г. в мэрии было открыто 113 вакансий, а поступило 232 резюме. У молодежи большой интерес к работе в мэрии Новосибирска, говорит ее представитель. Обычно около 17% нанятых сотрудников – молодые специалисты. В прошлом году в администрацию устроилось 33 молодых работника.

Чтобы устроиться в мэрию, нужно откликнуться на свободную вакансию на сайте мэрии или на портале gossluzhba. gov. На работу принимают кандидатов с необходимым уровнем образования и стажем.

В мэрии Новосибирска нет программ стажировок, но с новыми сотрудниками и молодыми специалистами работают наставники. Наставники помогают быстрее вникнуть в процесс работы и адаптироваться в новом коллективе, поясняет представитель мэрии. По его словам, за последние два года более 300 наставников было закреплено за новыми кадрами. Для каждого новичка составляются индивидуальные планы адаптации.

Однако институт наставничества слабо помогает удерживать молодежь в мэрии. Текучесть молодых специалистов – около 60% в год, по данным мэрии. Основная причина уходов – низкий уровень зарплаты, считает представитель.

34 156 руб.

в месяц зарабатывают госслужащие органов местного самоуправления в Новосибирской области, по данным Росстата

Мэрия Екатеринбурга ежегодно нанимает около 50 новых сотрудников, говорит представитель. По его словам, мэрия особенно нуждается в специалистах в сфере земельных отношений, вопросах ЖКХ и благоустройства. Новые кадры приходят в мэрию из федеральных органов власти (ФНС, Росреестра и Федеральной службы судебных приставов) и органов местного самоуправления.

Молодых специалистов приглашают в мэрию на практику. Ежегодно в мэрии практикуется по 500 студентов. Только 2% из них берут в штат после практики, по словам представителя. Программы стажировок в мэрии пока не проводятся, потому что такие программы требуют значительных затрат, поясняет он.

43 600 руб.

в месяц в среднем зарабатывают чиновники в органах местного самоуправления Свердловской области, по данным Росстата

Текучесть молодых кадров в мэрии – около 5% в год. Молодые специалисты, набравшись опыта на госслужбе, находят новую работу с более высокой зарплатой, говорит представитель мэрии. По его словам, средняя зарплата в мэрии Екатеринбурга –составляет 35 000 руб. Сотрудникам положена премия в 30–40% при условии выполнения необходимых задач, а также при достижении социально-экономических показателей деятельности органа.

Соискатель может отправить резюме через сайт мэрии. Если подходящих вакансий не найдется, специалиста добавят в кадровый резерв.

1728

вакансий было открыто в органах регионального и муниципального уровней на портале gossluzhba. gov. ru 26 августа 2019 г.

На одну вакансию, как правило, претендует от двух до пяти кандидатов, но на узкие специальности может претендовать и один соискатель. Количество претендентов возрастает осенью и снижается летом, отмечает представитель казанской мэрии.

Другой способ привлечения молодых кадров – практика в мэрии. Администрация приглашает на практику студентов вузов. Заявки приходят даже из других регионов России, утверждает представитель. Лучшие практиканты зачисляются в кадровый резерв мэрии.

Но некоторые молодые кадры увольняются со службы, не проработав и года, говорит представитель мэрии Казани. По его словам, их не устраивают низкая зарплата и ненормированный график. За последний год из органов самоуправления Казани уволилось около 5% сотрудников до 30 лет.

38 862 руб.

в месяц получают муниципальные служащие органов местного самоуправления Татарстана, по данным Росстата

Администрация Самары всегда нуждается в новых кадрах – требуются специалисты по внешнеэкономическим связям, инвестициям, экологии, ЖКХ, транспорту и муниципальному управлению. Кадровый резерв пополняется в течение всего года, заявление кандидата рассматривают за 30 дней. На должности более широкого профиля в кадровый резерв может быть зачислено 5–7 человек, а на узкие профильные – лишь 1–2 человека.

Ежегодно на практику в администрацию Самары принимают по 120 студентов. Лучшие практиканты после выпуска из университета также попадают в кадровый резерв.

38 073 руб.

в месяц зарабатывают чиновники органов местного самоуправления Самарской области, по данным Росстата

Весной 2019 г. в мэрии был запущен пилотный проект стажировок для молодых специалистов. На стажировку принимают студентов последнего курса бакалавриата и недавних выпускников. Кандидаты проходят тестирование на знание основ местного самоуправления, говорит представитель администрации. Преимущество у претендентов, которые участвовали в общественной и научной деятельности вуза и хотят строить карьеру на госслужбе. В самарской администрации надеются, что стажировки помогут увеличить долю квалифицированных и перспективных молодых кадров.

Представитель администрации Самары утверждает, что сотрудники до 30 лет редко увольняются из мэрии – текучесть молодых кадров находится на минимальном уровне.

Должности, по которым оформлено совмещение

Мы уже определились, что большинство судов считают, что при сокращении не нужно предлагать работнику декретные должности, а также оставшиеся неполные ставки по должностям, по которым на часть ставки принят на работу другой сотрудник. Однако можно ли аналогичный вывод сделать и по той должности, на которую не принят работник по отдельному трудовому договору, но какому-то сотруднику поручено выполнение дополнительной работы в порядке совмещения.

Большинство судов полагает, что в этой ситуации предлагать работнику такую должность нужно, поскольку она соответствует признакам «вакантности».

В решении Протвинского городского суда Московской области от 18. 2018 по делу № 2-27/2018 подчеркнуто, что «должности, обязанности по которым на условиях совмещения выполняют работники ответчика, занимающие другую штатную единицу по основному месту работы, следует считать вакантными, и эти должности должны были предлагаться высвобождаемым по сокращению штата работникам».

Новосибирский областной суд в апелляционном определении от 13. 2017 по делу № 33-6613/2017 пришел к выводу, что: «совмещение профессий (должностей) не препятствует заключению трудового договора с работником, отношения с которым подлежат прекращению, в случае, если невозможно перевести его на другую работу по такой должности. Поэтому работодатель обязан предлагать увольняемому работнику должность, по которой оформлено совмещение, в целях соблюдения соответствующей процедуры».

В решении Калининского районного суда г. Чебоксары от 20. 2017 по делу № 2-3216/2017 сказано, что «в отличие от должностей, на которые приняты работники по совместительству, должности, замещаемые в порядке совмещения являются вакантными и, следовательно, должны предлагаться для перевода высвобождаемым работникам».

Однако и в этом вопросе мы наталкиваемся на неоднозначность во мнениях судебных органов и наличие противоположных мнений.

Добавим, что даже консультанты Роструда не могут прийти к единому мнению. В одних рекомендациях (их больше) они полагают, что такие должности являются вакантными, в других же, напротив, что нет. В первом случае они делают акцент на том, что должности, обязанности по которым на условиях совмещения исполняют работники, занимающие другие штатные единицы у работодателя, является вакантными. Поэтому их необходимо предлагать увольняемым при сокращении штата или численности работников организации3. Во втором – если по должности оформлено совмещение путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, то должность вакантной не является4.

В заключение отметим: несмотря на то что по всем обозначенным вопросам судебная практика является неоднозначной, во всех случаях можно выделить превалирующую позицию. Предлагать работнику при сокращении:

1) должность, занятую работником, находящимся в отпуске по беременности и родам или отпуске по уходу за ребенком, – не нужно;

2) оставшуюся часть ставки по должности, на которую на неполную ставку принят другой работник, например совместитель, – не нужно;

3) должность, на которую не принят какой-либо работник по отдельному трудовому договору, но по которой другому работнику поручено выполнение дополнительной работы в порядке совмещения, – нужно.

На наш взгляд, обозначенные в качестве превалирующих позиции являются более обоснованными, ведь они исходят из наиболее логичной трактовки понятия «вакантной должности», согласно которой вакантная должность – это должность, которая имеется в штатном расписании и по которой с кем-либо из работников не заключен трудовой договор. Основываясь на таком понятии вполне логично, что по должностям, занятым временно отсутствующими работниками и работниками, оформленными на неполную ставку (совместители и другие работники с неполным рабочим временем), трудовые договоры заключены, следовательно, такие должности не являются вакантными и предлагать их при сокращении не нужно. Должности, по которым дополнительная работа поручается другим работникам, напротив, являются вакантными, ведь конкретно по этим должностям ни с кем из работников не заключены отдельные трудовые договоры, следовательно, такие должности нужно предлагать подлежащим сокращению работникам.

Любовь Посикера, заместитель генерального директора по работе с персоналом BDO Unicon Outsourcing

Действительно, судебная практика по вопросам трудоустройства на вакантные должности неоднозначна. Работодатель, выбирая регламент действий, может ориентироваться на аналогичный опыт других организаций, но даже в этом случае суд может вынести решение не в его пользу. Об этом свидетельствуют противоречивые примеры, которые привел автор статьи.

Поэтому рекомендуем работодателям предлагать работникам, которые попадают под сокращение, любые вакантные места. Независимо от того, является ли ставка «декретной» (т. работница находится в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком) или занятой частично (например, на 0,5 ставки). Так компания сможет обезопасить себя от любых, в том числе судебных, издержек, если работник не согласится с решением работодателя. Суд примет во внимание тот факт, что вы попытались сохранить работника и предложили ему все возможные варианты.

Правда, если вы предложите сокращаемому сотруднику занять декретную позицию, возникнут проблемы другого рода: вам придется с согласия работника расторгнуть действующий заключенный на неопределенный срок трудовой договор и заключить новый – срочный, на время отсутствия основного работника. И здесь важно открыто обсудить с работником предлагаемые ему условия: при возвращении сотрудницы, которая занимала эту позицию до декретного отпуска, она будет иметь приоритет перед работником, которого на эту должность приняли в рамках срочного трудового договора.

Декретные ставки

Разберемся для начала с декретными ставками. Для удобства будем называть «декретными» не только должности работниц, находящихся в отпуске по беременности и родам, но и должности тех, кто находится в отпуске по уходу за ребенком до полутора и трех лет. Судебная практика весьма противоречива, и в аналогичных ситуациях судьи нередко приходят к противоположным выводам, по-разному разрешая спор.

Декретные должности не являются вакантными, предлагать их необязательно. Такая точка зрения является доминирующей и большинство судов, рассматривая споры о незаконном сокращении, не признают декретные должности вакантными. Ведь за работником, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, сохраняется рабочее место. А это значит, его должность не может являться вакантной.

Приведем несколько примеров.

Обязанность работодателя предлагать сотруднику, подлежащему увольнению по сокращению численности или штата, временно свободные должности, в том числе в связи с нахождением основного работника в отпуске по уходу за ребенком, действующим трудовым законодательством не предусмотрена.

Советский районный суд г. Брянска в решении от 19. 2016 по делу № 2-4767/2016 указал, что «ссылка истца на наличие должности начальника отдела кадров не может быть принята судом во внимание, поскольку данная должность была занята работником Б. , находящимся на момент уведомления истца о сокращении в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет (приказ № 27-к от 10. 2016), т. не была вакантной».

Аналогичный вывод сделал и Ленинский районный суд города Орска в решении от 03. 2017 по делу № 2-1393/2017: «Исходя из ч. 4 ст. 256 Трудового кодекса Российской Федерации, за работником, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, сохраняется рабочее место, то есть должность такого работника не может являться вакантной. Учитывая вышеизложенное, работодатель не обязан предлагать должности работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком».

Работодатель должен предложить декретную должность. Судебные акты, которые говорят о необходимости предлагать при сокращении декретные должности, являются, скорее, исключением. Их количество, на наш взгляд, не превышает 5%. Тем не менее такие решения есть.

Как отметил в апелляционном определении от 16. 2015 по делу № 33-5731/2015 Московский областной суд: «довод апелляционной жалобы о невозможности предоставления истице должности заведующей учебной частью, поскольку ее занимает сотрудница, за которой на время декретного отпуска сохраняется место работы, судебная коллегия находит необоснованным, поскольку законодательство позволяет принять на работу уволенного по сокращению штата работника на должность, занимаемую временно отсутствующим работником, заключив с ним срочный трудовой договор (ст. 59 ТК РФ)».

В бюллетене судебной практики Омского областного суда № 1 (26), 2006, содержащем обзор определения Судебной коллегии по гражданским делам № 33-429 (04), указано, что «предложение работнику всех имеющихся вакансий, а также предложение выполнения работы временно отсутствующего работника в связи с длительной болезнью, пребыванием в командировке, нахождением в отпуске по уходу за ребенком и т. входит в обязанность работодателя».

Таким образом, как мы видим, судебная практика по вопросу о необходимости предлагать при сокращении декретные должности является неоднозначной. Хотя подавляющее число судебных решений говорит о том, что работодатель такие должности предлагать сокращаемым не обязан. Добавим, что Роструд поддерживает эту позицию (см. Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за 2 квартал 2017 г.

Процедура сокращения работников КУ.

Итак, если сокращение касается работников, принятых по трудовому договору, то вначале издается приказ (распоряжение). Именно в нем указывается информация о внесении изменений в штатное расписание учреждения в части исключения из него структурных подразделений, должностей или определенного количества сотрудников.

Следующий шаг – определение конкретных лиц, подлежащих сокращению. Заметим, что в соответствии со ст. 179 ТК РФ при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе закрепляется за работниками с более высокой производительностью труда и квалификацией.

При равной производительности труда и квалификации предпочтение отдается:

1) семейным работникам – при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию);

2) лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;

3) работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание;

4) инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества;

5) работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

В коллективном договоре могут быть указаны другие категории работников с преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.

Согласно ст. 261 ТК РФ запрещено увольнение по сокращению штата или численности беременных работниц и иных лиц с семейными обязанностями:

  • женщин, имеющих ребенка в возрасте до трех лет;
  • одиноких матерей, воспитывающих ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или малолетнего ребенка (в возрасте до 14 лет);
  • других лиц, воспитывающих таких детей без матери, а также родителя (иного законного представителя ребенка), являющегося единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет либо ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях.

Теперь профсоюзу и службе занятости нужно уведомить работников, подлежащих сокращению. Напомним, что в силу ч. 2 ст. 180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с сокращением сотрудники предупреждаются работодателем персонально и под подпись не менее чем за два месяца до увольнения.

Работодатель обязан в письменной форме сообщить о решении сократить численность или штат сотрудников и расторжении трудовых договоров с ними выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий (ч. 1 ст. 82 ТК РФ). А если сокращение приведет к массовому увольнению – не позднее чем за три месяца до начала мероприятий.

В те же сроки следует уведомить службу занятости (ст. 25 Закона РФ от 19. 1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Уволить работника в связи с сокращением можно только в том случае, если невозможно перевести его с письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу: как на вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и на вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую лицо может выполнять с учетом состояния здоровья (ч. 3 ст. 81, ч. 1 ст. 180 ТК РФ).

Если в учреждении отсутствуют вакансии или работник отказался от них, по истечении срока предупреждения об увольнении издается приказ об увольнении, с которым тот должен быть ознакомлен под подпись.

Заметим, что работодатель вправе уволить работника до истечения данного срока, но сделать это можно только с письменного согласия работника (ч. 3 ст. 180 ТК РФ). В таком случае ему выплачивается дополнительная компенсация в размере среднего заработка, рассчитанного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Если работник увольняется в обычном порядке (не раньше установленного срока), то ему в соответствии со ст. 178 ТК РФ выплачивается выходное пособие в размере среднемесячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению службы занятости. При этом должно быть выполнено два условия: он должен встать на учет в этот орган в двухнедельный срок после увольнения и быть нетрудоустроенным.

Федеральные органы исполнительной власти

Как устроиться в Минкомсвязи, Минпромторг, Федеральную налоговую службу и другие федеральные органы власти

Счетная палата ежегодно нанимает около 100 новых сотрудников, в основном инспекторов, говорит начальник отдела развития управленческих компетенций и оценки результативности персонала Счетной палаты Мария Долголаптева. Но иногда ведомство набирает в штат IT-специалистов, специалистов по управлению персоналом, финансистов и бухгалтеров, продолжает она. Конкурс высокий – 40–80 кандидатов на неруководящую позицию.

Чтобы устроиться в Счетную палату, нужно иметь высшее образование не ниже бакалавриата, быть усидчивым и терпеливым. В первый год работы новому специалисту придется многому учиться, изучать законы и практику их применения, поясняет Долголаптева. Кандидаты без стажа, но с красным дипломом имеют преимущество, добавляет она.

Счетная палата публикует вакансии на собственном сайте, на портале gossluzhba. gov. ru и на ресурсах поиска работы. На линейные и руководящие позиции Счетная палата также приглашает участников и победителей конкурса «Лидеры России», добавляет Долголаптева.

Молодым специалистам проще всего попасть в Счетную палату после успешного прохождения производственной практики в ведомстве. На практику приглашают студентов 4–5-го курсов шести вузов: ВШЭ, МГУ, МГЮА, Российского экономического университета, Финансового университета и РАНХиГС. Ежегодно принимают около 50 студентов. Лучшим практикантам предлагают стартовую позицию в Счетной палате.

Текучесть молодых кадров до 30 лет в Счетной палате составляет около 10% в год, по словам Долголаптевой. Зарплаты в Счетной палате соответствуют рынку, уверяет она, но молодежь на госслужбе не устраивают ограничения. Например, необходимость отчитываться о доходах, предоставлять сведения об имуществе и банковских счетах, получать разрешение на выезд заграницу, а в отдельных случаях – и на перемещение по стране. Многие студенты и выпускники считают чиновничий труд скучным, но молодежь ошибается, уверена Долголаптева: госсектор меняется и перед чиновниками встают задачи не менее интересные и амбициозные, чем в коммерческих компаниях.

186 306 руб.

в среднем зарабатывают госслужащие в Счетной палате, по данным Росстата

Федеральная таможенная служба

Федеральная таможенная служба (ФТС) последние годы активно набирает IT-специалистов, говорит ее представитель. Служба проводит масштабную реформу системы, создаются электронные таможни и центры электронного декларирования, поэтому службе нужны квалифицированные кадры. Однако самыми востребованными остаются специалисты по таможенному делу. Конкурс составляет от двух до пяти человек на место, уточняет представитель.

48%

молодых соискателей, желающих попасть на госслужбу, хотят работать

На службу принимают граждан России 18–65 лет со средним профессиональным или высшим образованием. Кандидатам нужно собрать множество документов и справок, например о доходах и состоянии здоровья. Конкурс жесткий: соискатели проходят собеседования, тесты, пишут рефераты, а также участвуют в групповых дискуссиях, рассказывает представитель. Лучших берут в штат или зачисляют в кадровый резерв.

Многие молодые специалисты остаются работать в ФТС после прохождения практики, говорит представитель. На практику в центральный аппарат службы принимают студентов подведомственного вуза – Российской таможенной академии.

83 698 руб.

в месяц в среднем зарабатывают госслужащие центрального аппарата ФТС, по данным Росстата

Министерство промышленности и торговли

Минпромторг делает ставку на талантливую и перспективную молодежь, утверждает представитель министерства. В 2014 г. ведомство запустило программы стажировок для студентов и недавних выпускников ведущих вузов России: ВШЭ, МГУ, МГТУ им. Баумана, СПБГУ и проч. Стажеры работают в департаментах министерства, участвуют в деловых играх, слушают лекции экспертов и выезжают на экскурсии на промышленные предприятия страны.

32%

молодых специалистов заинтересованы в трудоустройстве в региональных органах власти

За пять лет через программу стажировок Минпромторга прошло более 400 студентов и выпускников. После стажировки министерство формирует рейтинг успешных стажеров. 10 лучших студентов и выпускников получают рекомендательные письма от руководства министерства, а также предложения о трудоустройстве в Минпромторг или подведомственные предприятия.

Помимо программы стажировок кандидаты могут подать в министерство резюме на общих основаниях. Резюме соискателей проверяют члены специальной комиссии, в которую входят представители структурных подразделений Минпромторга, а также независимые эксперты, ученые и члены общественного совета при Минпромторге. Конкурс, как правило, составляет 10–30 человек на место. Текучесть кадров в Минпромторге – 15–22 в год, говорит представитель министерства.

Пока молодых специалистов в Минпромторге немного, признается представитель министерства. Средний возраст работников Минпромторга – 37–40 лет.

100 971 руб.

в месяц зарабатывают госслужащие центрального аппарата Минпромторга, по данным Росстата

Федеральная налоговая служба

В 2018 г. Федеральная налоговая служба (ФНС) и ее территориальные органы приняли более 25 500 новых сотрудников – в основном экономистов и юристов, говорит представитель службы. По его словам, конкурсы на замещение вакантных должностей происходят регулярно. Вакансии публикуются на сайте службы и на портале gossluzhba. gov.

В ФНС нет стажировок для студентов и выпускников, поэтому молодые кадры должны подавать заявки и проходить конкурс на обычных основаниях. Текучесть молодых кадров до 30 лет в ФНС составляет 19%, говорит ее представитель. В основном специалисты уходят из-за низкой зарплаты и высокой нагрузки, уверен он.

Но многих привлекают социальные льготы и выплаты за стаж. Например, сотрудники ФНС со стажем 1–5 лет получают надбавку в 10% к окладу, а после 15 лет работы – в 30%. За особо важные и сложные задания служащие получают премии, а также надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, отмечает представитель ФНС.

144 775 руб.

в месяц зарабатывает служащий центрального аппарата ФНС, по данным Росстата

Федеральная антимонопольная служба

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) ежегодно нанимает около 200 новых сотрудников – юристов, экономистов и маркетологов, по данным представителя ФАС. На одну вакансию поступает в среднем 2,5 резюме.

Служба публикует вакансии на сайте ФАС, портале gossluzhba. gov. ru, а также на Superjob. ФАС также проводит дни открытых дверей для выпускников вузов, участвует в ярмарках вакансий в университетах, проводит конкурсы для студентов и проч.

49%

выпускников предпочли бы работать в органах исполнительной власти

Самый быстрый способ начать карьеру в ФАС – пройти практику или стажировку, считает представитель службы. У ФАС более 100 договоров с вузами о принятии студентов на практику, подготовку в службе уже прошло более 300 учащихся, продолжает он. Программы стажировок появились в антимонопольной службе в 2019 г. Кандидаты на стажировку должны предоставить в ФАС диплом или справку из вуза, а также пройти очное собеседование с будущим руководителем. С лучшими кандидатами заключается договор о стажировке.

Сейчас более половины сотрудников ФАС – молодые специалисты 23–35 лет. Ежегодно текучесть составляет более 7%, продолжает представитель ФАС. Основные причины увольнений – низкая зарплата, ненормированный рабочий день, большая загрузка и ограничения, связанные с работой на госслужбе.

84 093 руб.

в месяц зарабатывают госслужащие центрального аппарата ФАС, по данным Росстата

В Минкомсвязи работает 366 человек, новые вакансии появляются нечасто, говорит представитель министерства. А желающих поступить на службу много. В мае – июне в министерстве проходили конкурсы на замещение вакантных должностей, конкурс составил 5–20 человек на место, продолжает он.

Молодые специалисты могут пройти в министерстве неоплачиваемую практику. Ведомство принимает студентов 2–3-го курсов и недавних выпускников вузов. Каждый год на практику приходит около 70 молодых специалистов. Жестких требований к кандидатам нет – на практику берут студентов разных вузов и специальностей. Запрос на практику может послать университет либо сам студент.

39%

молодежи, желающей попасть на госслужбу, хотели бы трудиться в органах законодательной власти

Трудоустраиваются единицы: ежегодно министерство берет в штат лишь 3–5 молодых специалистов без опыта работы, по словам представителя. Процедура найма прозрачна, утверждает он. Кандидат собирает пакет документов, проходит тестирование по основным нормативным актам, регулирующим государственную службу, и основным законам страны. А в финале его приглашают на собеседование.

Молодые специалисты, как правило, жалуются на низкую зарплату и напряженный график, говорит представитель ведомства. По его словам, специалисты министерства получают 40 000 руб. , а у руководителей подразделений зарплаты доходят до 150 000 руб. До высоких зарплат и должности нужно дорасти, а молодежь желает быстрого продвижения по службе.

105 361 руб.

в месяц составляет средняя зарплата госслужащего

Можно ли сократить сотрудника находящегося в декретном отпуске?

Трудовым законодательством установлен запрет на увольнение женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам, а также работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (далее — отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком)

Кого не могут сократить 2022?

(Издательство “Главная книга”, 2022 )Нельзя сократить беременную женщину, декретницу и других лиц, указанных в ст. 261 и 264 ТК РФ

Кто не подлежит сокращению?

В Трудовом кодексе есть ст. 261, которая определяет категории лиц, не подлежащих сокращению. Это беременные женщины, одинокие матери и другие лица, воспитывающие детей в возрасте до 14 лет и ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, женщины с ребенком в возрасте до 3-х лет

Можно ли уволить Декретницу в порядке перевода?

Статья 261 Трудового кодекса не запрещает работодателю осуществлять перевод декретницы. * Часть четвертая данной статьи содержит ограничения для прекращения трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, только по инициативе работодателя

Можно ли попасть на госслужбу?

Согласно Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на госслужбу может поступить любой гражданин России, владеющий русским языком и соответствующий квалификационным требованиям

Почему могут не принять на госслужбу?

Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления без уважительной причины являются основанием для отказа гражданину (гражданскому служащему) в их приеме (Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г

Кого берут на госслужбу?

Право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям установленным настоящим Федеральным законом для государственных служащих

На государственную гражданскую службу (далее — гражданская служба) вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 27 июля 2004 г

Сколько баллов нужно набрать в тесте на госслужбу?

3 балла , если даны правильные ответы на 85-94% вопросов, 2 балла , если даны правильные ответы на 75-84% вопросов, 1 балл , если даны правильные ответы на 70-74% вопросов, Тестирование считается пройденным, если кандидат правильно ответил на 70 и более процентов заданных вопросов. 6 мая 2022 г

Сколько можно работать на госслужбе?

Предельный возраст пребывания на гражданской службе – 65 лет. Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе и замещающему должность категории «руководители» высшей группы должностей, срок службы может быть продлен до достижения им возраста 70 лет

Можно ли заниматься бизнесом на госслужбе?

Закон о госслужбе и Закон о противодействии коррупции запрещают государственным служащим заниматься предпринимательской деятельностью и участвовать в управлении коммерческой организации

Какой деятельностью может заниматься государственный служащий?

14 Закона N 25-ФЗ не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью , за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности

Почему государственным служащим запрещено заниматься предпринимательством?

В нормативах разъясняется, почему госслужащим нельзя заниматься предпринимательской деятельностью, — из-за возможного конфликта интересов. Если конфликта интересов нет, государственный или муниципальный служащий вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью с официального согласия нанимателя (пп

Можно ли госслужащий заниматься иной оплачиваемой деятельностью?

в силу с 27. Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов

Можно ли устроиться на официальную работу без военного билета?

Работодатель может и не брать на работу человека, который является военнообязанным, если он при поступлении на работу не предъявил военный билет. Однако если работодатель заключил с ним трудовой договор, то обязан сообщить об этом факте в военкомат

Куда не берут без военного билета?

Кроме того, нужно понимать, что без военного билета гражданину не удастся устроиться на работу в силовые и государственные структуры. Важно знать, что кроме наличия военного билета устройство на работу в эти организации подразумевает обязательное наличие отметки о пройденной службе в армии по призыву

Можно ли устроиться в мчс с белым билетом?

Есть ли в таком случае перспектива профессионального роста? Отсутствие (наличие) военного билета не является основанием отказа в приеме на службу (работу) в территориальных органах, организациях и учреждениях МЧС России

Можно ли жить без военного билета?

Вне периода мобилизации без постановки на воинский учет возможно проживать в месте, отличном от места регистрации, не более трех месяцев (ст. 8 Федерального закона от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). В период частичной мобилизации для этого требуется разрешение военного комиссариата. 3 дня назад

Что запрещено на госслужбе?

Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в

Чем не имеет право заниматься госслужащий?

1 комментируемой статьи предусматривается, что государственный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью. Это означает, что он не может занимать иную должность в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и общественных объединениях

Какие права имеет госслужащий?

Государственный служащий вправе обратиться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, приема на государственную службу, ее

Можно ли уволить с госслужбы?

Гражданский служащий имеет право расторгнуть служебный контракт и уволиться с гражданской службы по собственной инициативе, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме за две недели (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 27 июля 2004 г

Как происходит увольнение с госслужбы?

По письменному заявлению гражданского служащего он освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы после предоставления ему ежегодного оплачиваемого отпуска или после окончания периода его временной нетрудоспособности

Как уволить сотрудника если он этого не хочет?

Как же уволить сотрудника без его желания по закону? Самый простой способ – по соглашению сторон. Иногда удается договориться, что сотрудник уйдет «по собственному», либо будет заключено соглашение о расторжении контракта (77 ст

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *