Как стать работником госслужбы

В период завершения обучения в вузе у каждого выпускника возникает вопрос – что делать дальше и куда пойти работать. Одним из направлений, где сегодня действительно востребованы молодые кадры является государственная служба. В эту сферу требуются специалисты различных профессии, начиная от IT и заканчивая экономистами, юристами и даже маркетологами. Чтобы лучше разобраться в этом вопросе и понять, насколько реально вчерашнему выпускнику института попасть на государственную службу, мы собрали самые важные факты, которые помогут вам построить карьеру в органах власти.

Как попасть на государственную службу?

Не секрет, что государственная служба может стать хорошим началом карьеры, на определенные должности нет требований к стажу, поэтому работником органов власти может стать даже вчерашний студент.

Согласно Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на госслужбу может поступить любой гражданин России, владеющий русским языком и соответствующий квалификационным требованиям. К таковым обычно относят высшее профильное образование и минимальный стаж работы, который студент зарабатывает во время практик и стажировок в вузе.

Для того, чтобы стать участником конкурса на замещение вакантного места, как правило, необходимо преодолеть три этапа отбора:

  • Документы. Будущий государственный служащий должен собрать необходимые для трудоустройства документы, подтверждающие его квалификацию для поступления на должность. Кроме того, обязательным условием трудоустройства является наличие справок, подтверждающих профессиональную пригодность и отсутствие судимости. Полный пакет документов должен быть представлен вместе с требованиями к вакансии.
  • Подготовка к конкурсу – практически всегда в требованиях к кандидатам есть указания на знания Конституции РФ, законов, регламентирующих работу государственных органов и документов, касающихся специфики выбранной вакансии. Мы рекомендуем ознакомиться с ними заранее, чтобы быть готовым к собеседованию и ответить на все вопросы.
  • Очный конкурс, который может проводиться в нескольких форматах. Самый распространённый – собеседование и тест на знание законов. После прохождения этого этапа в течение месяца вам должны сообщить результаты конкурса.

Куда можно трудоустроиться?

Если говорить о Федеральных органах исполнительной власти, то заступить на государственную службу можно по большому количеству направлений. К примеру, Счетная палата ежегодно нанимает около 100 новых сотрудников. В штат могут попасть не только инспекторы, но и специалисты в сфере управления персоналом, финансисты и бухгалтеры. Конкурс высокий – от 40 до 80 кандидатов на неруководящую должность. Кандидатам нужно иметь высшее образование не ниже бакалавриата, а в первый год работы предстоит изучать большое количество законов и практику их использования.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) нанимает около 200 новых сотрудников в год – юристов, маркетологов и экономистов. На одну вакансию поступает в среднем 2,5 резюме. Самый быстрый способ начать карьеру в ФАС – пройти практику или стажировку, после которой возможно трудоустройство в госорган.

Федеральная таможенная служба активно набирает специалистов не только в области таможенного дела, но и в сфере IT, так как сейчас проводится масштабная электронная реформа системы (создание электронной таможни, центры электронного декларирования и т.д.). На службу принимают граждан России 18–65 лет со средним профессиональным или высшим образованием.

В Федеральную налоговую службу ждут кандидатов в основном на вакансии экономистов и юристов. В ФНС нет стажировок для студентов и выпускников, поэтому молодые кадры должны подавать заявки и проходить конкурс на общих основаниях.

Сколько получают госслужащие?

По данным Росстат, среди министерств и ведомств самыми высокими считаются зарплаты сотрудников центрального аппарата Федерального казначейства – 159 тысяч рублей. Далее следуют Министерство иностранных дел – 151,1 тысяч рублей, Министерство финансов – 139 тысяч рублей и Федеральная налоговая служба (ФНС) – 100,8 тысяч рублей.

Средняя заработная плата в центральном аппарате Федеральной таможенной службы составляет 83,5 тысяч рублей, а госслужащие Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в среднем в месяц получают около 85 тысяч рублей.

В 2019 году, по данным того же Росстата, в Санкт-Петербурге средний уровень зарплат госслужащих составил около 59 тысяч рублей. Помимо этого, в Северной столице реализуется закон «О расчетной единице», согласно которому заработная плата чиновников ежегодно растет.

Где искать информацию для поступления на госслужбу в Петербурге?

Получать информацию об открытых вакансиях в государственных органах Санкт-Петербурга можно несколькими способами. В первую очередь ведомства размещают вакансии на собственных сайтах и на портале gossluzhba.gov.ru.

Еще один портал, где публикуется информация о вакансиях в органах исполнительной власти города – это кадровый портал Администрации Санкт-Петербурга hr.gov.spb.ru. На этом же сайте можно следить за практиками и стажировками, которые Смольный предлагает для студентов и выпускников вузов.

Помимо этого, в городе существует Молодежный кадровый резерв (МКР) Санкт-Петербурга, основная цель которого – создать возможность для молодых людей в возрасте от 20 до 35 лет пройти комплексное обучение и получить свое первое назначение в Администрации Санкт-Петербурга или подведомственных ей учреждениях. Пройдя обучение по программе МКР, в случае трудоустройства, сотрудники смогут быстро адаптироваться на новом месте и начать строить профессиональную карьеру с первых дней работы в органах власти.

В материале использованы открытые данные с сайта Администрации Санкт-Петербурга, закона «О Реестре государственных должностей Санкт-Петербурга и Реестре должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга», а также публикации издания «Ведомости».

Поступление на государственную службу

Условия и порядок поступления на государственную гражданскую службу в Министерство основаны на общих принципах законодательства о государственной гражданской службе.

Условия поступления

Гражданин имеет право на поступление, если соответствует основным требованиям:
1. Наличие гражданства Российской Федерации.
2. Возраст от 18 до 65 лет.
3. Владеет русским языком.
4. Имеет необходимый стаж, уровень образования, знания и умения.

Квалификационные требования к стажу и образованию

Гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу по ряду обстоятельств (ограничений, связанных с гражданской службой):

  • признание гражданина решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • осуждение гражданина к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном законом порядке судимости;
  • отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;
  • наличие заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;
  • близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  • выход из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
  • наличие гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  • представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
  • непредставление установленных настоящим Федеральным законом сведений или представление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением вышеперечисленных, устанавливаются федеральными законами.

Поступление гражданина на государственную гражданскую службу осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено законом.

  • прием документов (21 день со дня публикации объявления об открытии конкурса);
  • оценка профессиональных и личностных качеств кандидатов с использованием конкурсных процедур (тестирование, собеседование и иные методы оценки).

Информация для инвалидов, желающих поступить на государственную службу

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривается равный доступ граждан, к государственной гражданской службе Российской Федерации и равные условия её прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами государственного гражданского служащего Российской Федерации.

В этой связи инвалиды вправе участвовать в конкурсных и иных оценочных процедурах для замещения должностей гражданской службы наряду с иными лицами.

При принятии решения о поступлении на гражданскую службу гражданину следует учитывать способности, которые должны позволять ему исполнять должностные обязанности.

Нормативные документы, определяющие порядок поступления на государственную гражданскую службу

– Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

– Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»

– Указ Президента РФ от 01.03.2017 № 96 «Об утверждении Положения о кадровом резерве федерального государственного органа»

– Постановление Правительства РФ от 31.03.2018 № 397 «Об утверждении единой методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов»

– Приказ Минобрнауки России от 13.08.2018 № 23н «Об утверждении Порядка и сроков работы конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и Методики проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации»

– Приказ Минобрнауки России от 29.10.2018 № 54н «Об утверждении Положения о кадровом резерве Министерства науки и высшего образования Российской Федерации»

Как попасть на госслужбу и в какое ведомство при этом стремиться?

На сегодняшний день в России трудится порядка 37 600 федеральных государственных гражданских служащих. Это сотрудники центральных аппаратов 20 федеральных министерств, располагающихся в Москве. Подробно про попадание на службу со студенческой скамьи я уже рассказывал в своей предыдущей статье. Зарплаты, условия труда и его содержание – про все эти базовые для нас вещи вы можете прочитать именно там.

Каждое из 20 ведомств имеет свои преимущества, и если вы чувствуете, что душа лежит именно к работе с конкретной отраслью народного хозяйства (транспортом, например), то не нужно переубеждать себя и пытаться попасть в более престижную и оплачиваемую большую ведомственную четверку.

Начните с Министерства транспорта, усвойте базовые навыки, необходимые в нашей профессии, и уже потом переходите в ведомство вашей мечты. В ведомства попроще, как это ни очевидно звучит, проще попасть.

Что должен знать и уметь идеальный кандидат?

Сразу оговорюсь, что практически ничего из нижеперечисленного мной не преподают в вузе. Не потому, что система образования не практикоориентирована, а потому, что основная задача высшего образования – научить студента мыслительному, исследовательскому и аналитическому процессу.

Если имеется светлый ум, интерес к выбранной профессиональной отрасли и академические навыки, то на базовом уровне все осваивается довольно быстро. Благо, что работа на начальных позициях больше напоминает обучение в корпоративном университете.

Тебе сначала сто раз покажут, объяснят и не будут предъявлять особых требований к результатам труда.

Для успешного начала карьеры потребуются следующие навыки:

  • грамотный письменный и устный русский язык;
  • ясное и понятное изложение своих мыслей и замечаний к проекту документа;
  • уверенная работа с существующей нормативной правовой базой;
  • написание проектов нормативных правовых актов, а также знание процессуальной стороны вопроса их согласования и утверждения;
  • формирование оптимизационных предложений в рамках зоны ответственности;
  • четкое структурирование и правильная архивация входящей и исходящей корреспонденции;
  • освоение сленгового языка госслужбы и формального канцелярита.

Как выбрать модель развития на госслужбе?

Главное требование к начинающему госслужащему – наличие стойкой мотивации к работе в системе, ведь именно с этим после получения первого денежного содержания возникают основные проблемы.

Как стать работником госслужбы

Эйфория от попадания в министерство и освоения большого объема нового знания улетучивается, ты начинаешь задавать себе все больше и больше непростых вопросов, видишь, как растет уровень оплаты труда у однокурсников из коммерческого сектора, и глубоко задумываешься. И здесь очень важно покопаться в себе на уровне ценностных и мировоззренческих установок. Понять, что реально, глубинно тобой движет, и проанализировать, есть ли этому место в системе государственного управления.

Допустим, что мотивация к продолжению работы все-таки найдена, азы освоены и у тебя, если ты все правильно сделал, появилась возможность карьерного выбора. При этом у начинающего чиновника есть две ключевые траектории профессионального развития:

  • отраслевая,
  • общая.

Первая траектория хороша быстрым ростом капитализации госслужащего в качестве единицы экономических отношений. Получая узкую специализацию в отраслевом департаменте, госслужащий быстро обрастает необходимыми контактами коллег из других ведомств, становится узнаваем в рамках регулируемой отрасли/рынка, а также стремительно наращивает довольно дорогую профессиональную экспертизу.

Этот путь особенно хорош для тех, кто использует ведомства в качестве карьерного трамплина в частный сектор или государственную корпорацию. Но помните про функциональные колодцы отраслевых департаментов – это их главное преимущество и главный минус.

Есть и вторая модель, что куда больше располагает госслужащего к формированию целостного понимания о том, как работает система государственного управления. Это работа в обеспечивающих департаментах, включающих следующий функционал:

  • кадровое делопроизводство,
  • развитие человеческого капитала,
  • проектное управление,
  • корпоративная культура,
  • управление делами,
  • правовая экспертиза.

Особенно вам повезет если вы попадете в подразделение с низкой дистанцией власти и наличием запроса на изменения со стороны руководства ведомства. Самое ценное, что есть в этих департаментах – возможность принять активное участие в управлении изменениями, возможность пощупать давно устоявшиеся процессы руками, оптимизировать отдельные их звенья, а то и полностью переписать весь процесс.

Лучше всего в подобные департаменты приходить под конкретную оптимизационную сверхзадачу, дабы не утонуть в рутине повторяющихся операций.

Какой из этих вариантов лучше? Каждый сам даст для себя ответ в зависимости от его долгосрочных целей, карьерной ситуации и личностных интересов. Ну а я пока работаю в рамках второй модели.

Немного о важности команды на государственной службе

Для построения успешной карьеры важно учесть множество вещей, но критическое значение имеет именно команда. При этом под командой можно понимать как непосредственное окружение – отдел или блок под одним из заместителей директоров, – так и в целом департамент.

Почему это важно? Специфика госслужбы такова, что практически все в твоей профессиональной жизни в конкретный момент времени зависит от непосредственного руководителя. Именно он может депремировать тебя, а может представить к ведомственной награде.

Руководитель определяет круг твоих задач и непосредственные полномочия, решает, кому отдать политически окрашенные и от того наиболее хайповые поручения, кого отправить на совещание в вышестоящее ведомство и кого упомянуть в отчете перед заместителем министра.

Отсутствие взаимопонимания с непосредственным руководителем, откровенно слабый, выгоревший, коррумпированный или некомпетентный глава отдела – все это в первую очередь ударит по тебе и по твоей карьере. Из своего опыта хочу отметить, что порой при выборе следующего места работы конкретный функционал отдела или департамента не так важен, как возможность получения опыта работы с выдающимися представителями нашей профессии.

Очень важно понимать, что фактически первичной функциональной единицей в министерстве является именно начальник отдела. С него идет спрос, он распределяет задачи в рамках отдела, контролирует их исполнение и проверяет качество, а в случае чего и несет ответственность за ошибки его подчиненных.

Как стать работником госслужбы

На уровне директора департамента все задачи распределяются на начальников отделов, а дальше каждый из них сам волен решать, как выполнить то или иное поручение с учетом выделенных ему человеческих, интеллектуальных и материальных ресурсов. Не столь важно, какую должность в отделе ты занимаешь, в любом случае ты действуешь с оглядкой на начальника отдела, если не было поручено иное. Проще говоря, отдел из пяти человек – это один ценный специалист и его четыре помощника той или иной степени компетентности.

Допустим, что вы попали в один из перспективных отделов и вам повезло с грамотным и понимающим руководителем. В этом случае ваша ключевая задача – всесторонне облегчить жизнь ему, вашим коллегам по отделу, блоку и департаменту.

Особенно ценится возможность передать вам определенную зону ответственности и забыть про нее ровно до того момента, когда надо будет что-то согласовать, завизировать или подписать.

Сами следите за сроками, равномерно распределяйте нагрузку, вовремя привлекайте коллег к реализации контрольного поручения, а когда представляете что-то на решение руководителя, то готовьте несколько альтернативных вариантов. Я вас уверяю, что проблем с карьерным ростом у вас не будет никогда. Команда, делегируемые поручения, возросшая ответственность, ваша репутация – все это будет тянуть вас вверх по карьерной лестнице.

Может ли отдельный чиновник что-то изменить?

Сколько раз за свою недолгую карьеру я слышал о том, что все уже решено за нас, все давно поделено и коррупционная составляющая решительно не позволит хорошему и проактивному человеку сделать ничего положительного. При чем эта позиция зачастую присуща не только людям со стороны, но и самим чиновникам.

И здесь, как и в любом сложном вопросе, есть две стороны одной медали. Безусловно, ситуация, в которой у молодого чиновника получается удовлетворить собственные юношеские амбиции (как карьерные, так и в сфере управления изменениями) очень редка. Несмотря на преобразования последних десяти лет, система государственного управления все еще безумно консервативна и инертна.

У каждого из нас есть убеждения и собственное видение того, как должны выглядеть курируемые нами отрасли, однако ситуация, в которой человек несет единоличную ответственность за важное в масштабе страны направление, – исключительна.

Подобный уровень ответственности доступен лишь самому высокому руководству (начиная от заместителей министра), ибо сама концепция бюрократии подразумевает размытие ответственности не только между различными департаментами, министерствами, но и между различными ветвями власти. Исходя из этого, имплементация собственной картины мира в курируемые отрасли – скорее исключение, чем распространенная практика.

Но не все так плохо. На самом же деле, управление изменениями на государственной службе вполне можно приравнять к отдельному виду искусства. И здесь я снова обращусь к своему опыту. Выстраивание и успешная реализация долгосрочного карьерного трека в ведомстве возможна в случае наличия четкого осознания в формате:

  • для чего вы здесь,
  • какие задачи решаете,
  • куда решение этих задач вас приведет.

Я сменил уже несколько департаментов и в каждом из них находил возможность, помимо текучки, оперативной, ежедневной работы, уделять внимание работе над изменением институциональной среды, среды, в которой я работаю.

В курируемой мной в настоящий момент отрасли у меня есть научно выверенная и подтвержденная ВАКовскими статьями и магистерской диссертацией картина мира и каждое свое операционное действие я стараюсь максимально подогнать под определенный образ.

Как стать работником госслужбы

Когда это возможно – проявляю инициативу и беру на себя дополнительную работу потому, что она на чуточку, но приближает курируемую отрасль к красивой картинке в моей голове. Когда это невозможно, просто популяризирую свою точку зрения.

В целом, теория малых дел ярчайшим образом проявляет себя именно в масштабных системах, вроде государственной службы. Сама система настолько инертна и забюрократизирована, что она не позволяет откровенным дуракам наделать глобальных глупостей, а прорывным ребятам зачастую обрубает крылья и сильно демотивирует.

Умение принять это как данность, переосмыслить свое место в системе, постепенно прийти к управлению изменениями в рамках теории малых дел, сформировать собственное видение курируемой отрасли и научно обосновать его – признак зрелого бюрократа и образцового чиновника. И поверьте, что таких людей в нашей стране куда меньше, чем всем нам этого бы хотелось.

Фото в материале и на обложке: Unsplash

Где стартануть — на госслужбе или в бизнес-структуре? Студенты старших курсов и молодые специалисты рано или поздно оказываются перед этим выбором. Первое, что приходит в голову, это стереотипы: в государственных структурах работают застёгнутые на все пуговицы чиновники с протокольными лицами, которые сидят на своих должностях десятилетиями. И наоборот, в частных фирмах — напористые менеджеры, в стильных костюмах, готовые в одну минуту выжить конкурента.

Однако жизнь не стоит на месте, работа госслужащего в России заметно поменялась, да и условия в коммерции — тоже. Директор ГКУ «Централизованная бухгалтерия органов государственной власти ЯНАО» (ЦБ) Николай Еланцев развенчал некоторые устойчивые убеждения.

В начале 2000-х большинство выпускников вузов стремилось попасть в коммерческие структуры, а после кризисов 2008-2009 гг. и 2014-го г. пыл молодёжи несколько усмирился. Стало понятно: работа в частных компаниях не приносит баснословных доходов, конкуренция жёсткая, а в кризис можно в момент всё потерять.

В свою очередь, некоторые госструктуры поработали над имиджем и стали позиционировать себя как продвинутого работодателя. Например, Правительство Москвы начало привлекать молодых специалистов масштабными задачами: можно узнать, как управляют огромным городом, освоить современные технологии, встретиться с руководством московского правительства. Звучит заманчиво: быть сотрудником транспортной системы Москвы, влиять на работу этого грандиозного механизма!

Менялся и облик самих чиновников. Так, в 2008-2010-х годах члены правительства Казани опровергали стереотипы своим внешним видом — на интервью с журналистами приходили молодые люди с живыми глазами и планшетами в руках (правительство поставило задачу — перейти на электронный документооборот, почти отказавшись от бумаги). Постепенно за последнее десятилетие выровнялись и стартовые зарплаты молодых специалистов — в коммерции и в госучреждениях они стали примерно одинаковыми. Всё это сработало на то, что молодёжь активно стала искать своё место в региональных органах исполнительной власти и подобных структурах.

Чиновник спит — госслужба идёт

Разница между наймом в частном бизнесе и на госслужбе постепенно стирается. Но, тем не менее, это по-прежнему совершенно разные сферы. Самое сложное на госслужбе — увидеть результаты своего труда (в зависимости от того, где ты работаешь). Государственная машина в силу масштабов двигается медленно, программы нередко принимаются на 5-10 лет, то есть с момента запуска до реализации могут пройти годы. Хотя и не исключено, что потребуется выполнить «пятилетку в три дня».

Нельзя сказать, что жизнь у чиновников тихая заводь и можно просиживать штаны в кабинете.

Встряски происходят на любом уровне, от начальника до исполнителя. Может случиться так, что даже специалиста первой категории попросят выступить с докладом о законопроекте перед региональным Законодательным собранием. Такое бывает, и надо к этому быть готовым.

Перемены в госструктурах обусловлены тем, что чиновники становятся моложе, в руководство приходят новые люди, которые внедряют современные методы управления — и этот процесс довольно активный.

Хочешь карьеру — иди в бизнес

Долгое время считалось, что инициативным и амбициозным людям в чиновничьих кабинетах не выжить — мол, там требуется только умение быть винтиком в большом механизме. Но я с этим не согласен. Люди с проактивной жизненной позицией, готовые брать ответственность на себя, точно будут замечены на госслужбе. Конечно, будет непросто, но наверняка интересно.

Другое дело, что вряд ли получится быстро удовлетворить карьерные амбиции. Необходимо поработать на различных должностях. И путь по служебной лестнице — непростой и затратный по времени.

Что касается частных компаний, я вижу, что в последнее время они принимают форму «плоских» организаций, в которых практически нет возможности вертикального карьерного роста. Шансы получить повышение на старте карьеры минимальны: влево-вправо можно развиваться, а вот двинуться вверх — почти нереально.

Как стать работником госслужбы

На госслужбе личности не нужны

В наше быстро меняющееся время вообще вряд ли удастся отсидеться где-то «бледной молью».

Что касается работников госучреждения, в первую очередь я бы назвал следующие нужные качества:

  • терпеливость;
  • прогностические навыки (умение прогнозировать результат);
  • стратегическое мышление.

Терпение и настойчивость — эти качества упоминаются едва ли не чаще всего, когда говорят о руководителе на госслужбе. Если человек дорос до большого начальника в рамках одной организации, то, скорее всего, они у него есть — иначе не удалось бы взойти по карьерной лестнице. Нужно уметь отстаивать свою правоту и играть в долгую, блицкриг вряд ли пройдёт. В коридорах госструктур побеждают стайеры.

Также важно умение выстраивать связи и работать с людьми. Находить разные способы решения задач с одними и теми же вводными. Надо уметь посмотреть на ситуацию с другой стороны и понять, можно ли решить вопрос здесь и сейчас. Если потребуется время, значит, вам необходимо умение ждать, чтобы осуществить задуманное позже, при более подходящих условиях.

Госучреждения проигрывают коммерческим в зарплатах

По моему опыту, специалист сразу после вуза будет получать примерно одинаковую зарплату в госсекторе и в частном. Далее, по мере роста, действительно появляются различия.

Заработная плата госслужащего будет поменьше, пожалуй, на уровне начальника управления. Для понимания: начальник управления — это средняя управленческая должность в органе власти. Как правило, в управление входит от 2 до 4 отделов со средней численностью от 4 до 10 человек. Но и тут всё очень зависит от сферы деятельности и статуса ведомства. Например, иногда региональное предприятие может иметь больший зарплатный фонд для руководящих работников, чем федеральное министерство.

Что касается соцпакета и дополнительных условий, то в госорганизациях, конечно, есть некоторые «плюшки». Например: более продолжительный отпуск по сравнению с бизнесом. Дополнительное страхование жизни и здоровья.

Чиновникам высшего руководящего звена обычно полагается больше преференций, которые снимают часть забот и дают возможность сосредоточиться на своей миссии:

  • секретарь, который также может быть личным помощником;
  • персональный водитель с автомобилем;
  • жильё;
  • ведомственные больницы и санатории.

Не будем также забывать о системе квалификации чиновников: можно не расти в должности, но повышать свой ранг, соответственно, будет увеличиваться и зарплата. В коммерческом секторе профессиональные стандарты применяются крайне редко. Как и практически не встречаются 13-я зарплата и премии.

Без блата в чиновники не попасть

Утверждение старо, как мир, но до сих пор многие уверены: если нет связей, то попасть на привлекательное место в госструктуру не получится.

Забудьте эти дремучие мифы. Сейчас у госорганизаций есть официальные сайты, на которых публикуются вакансии, у них есть свои HR-службы, которые подбирают кадры, объявляются конкурсы. Ничего невозможного нет.

Не стоит забывать, что чиновники — это не небожители, а специалисты, которые просто работают в бюджетных и ведомственных организациях.

Кризис лучше переживать в госструктурах

Тут все неоднозначно — нынешний кризис заставляет меняться и госсектор. Кризисные явления отражаются и на бизнесе, и на госслужбе. Если бы не кризис, никто бы не задумался над оптимизацией работы бухгалтеров, кадровиков и юристов. Сейчас эти специалисты наиболее подвержены риску сокращения. Но, разумеется, при сокращении все формальности будут соблюдены.

С другой стороны, пандемия послужила триггером и для переструктурирования: год назад казалось немыслимым, чтобы чиновник работал удалённо из дома. Сейчас это в порядке вещей. Чем дольше длится такая ситуация, тем сильнее меняются условия труда.

Фото на обложке: Unsplash

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации 2022 год

Поступление на государственную службу и нахождение на государственной службе

1. Право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям установленным настоящим Федеральным законом для государственных служащих.

2. При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Российской Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом.

3. Гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случаях:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) лишения его права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу;

3) наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей;

4) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности государственной службы, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями;

7) отказа от представления сведений, предусмотренных статьей 12 настоящего Федерального закона.

4. При поступлении на государственную службу гражданин представляет:

1) личное заявление;

2) документ удостоверяющий личность;

3) трудовую книжку;

4) документы, подтверждающие профессиональное образование;

5) справку из органов государственной налоговой службы о предоставлении сведений об имущественном положении;

6) медицинское заключение о состоянии здоровья;

7) другие документы, если это предусмотрено Федеральным законом.

5. Сведения, представленные согласно настоящему Федеральному закону при поступлении гражданина на государственную службу, а также при решении вопроса о его назначении на высшую государственную должность государственной службы, подлежат проверке в установленном Федеральным законом порядке.

В отдельных государственных органах Федеральным законом могут устанавливаться дополнительные требования к проверке сведений, сообщаемых гражданином при поступлении на государственную службу и назначении его на высшие государственные должности государственной службы.

В случае установления в процессе проверки обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на государственную службу или назначению его на высшую государственную должность государственной службы, указанный гражданин информируется в письменной форме о причинах отказа в принятии его на государственную службу или назначении на высшую государственную должность государственной службы.

6. Гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.

В трудовой договор включается обязательство гражданина, поступающего на государственную службу, обеспечивать выполнение Конституции Российской Федерации и Федеральных законов в интересах граждан Российской Федерации.

Поступление гражданина на государственную службу оформляется приказом по государственному органу о назначении его на государственную должность государственной службы.

7. Назначение впервые или вновь поступающих на государственную службу осуществляется:

на государственные должности государственной службы категории “Б” – по представлению соответствующих лиц, замещающих должности категории “А” либо уполномоченных ими лиц или государственных органов. Порядок подбора кандидатур определяется соответствующим государственным органом или лицом, замещающим государственную должность категории “А”, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

на государственные должности государственной службы 1-й группы категории “В” – соответствующим должностным лицом. Порядок подбора кандидатур определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

на государственные должности государственной службы 2, 3, 4 и 5-й групп категории “В” – по результатам конкурса на замещение вакантной государственной должности государственной службы.

8. При прекращении государственной службы в связи с выходом на пенсию государственный служащий считается находящимся в отставке и сохраняет присвоенный ему квалификационный разряд. В трудовой книжке производится запись о последней государственной должности государственной службы с указанием “в отставке”.

9. На государственного служащего с его согласия может быть возложено исполнение дополнительных обязанностей по другой государственной должности государственной службы с оплатой по соглашению между руководителем государственного органа и государственным служащим.

10. В случае служебной необходимости государственный служащий с его согласия может быть командирован в другой государственный орган для исполнения должностных обязанностей по государственной должности государственной службы по его специальности на срок до двух лет.

Как стать работником госслужбы

DDoS protection by DDos-Guard

Как стать работником госслужбы

Ограничения, связанные с государственной службой

1. Государственный служащий не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2) быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено Федеральным законом или если в порядке, установленном Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;

9) принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;

10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

11) принимать участие в забастовках;

12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

2. Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном Федеральным законом.

Как уведомить о расторжении трудового договора с госслужащим

19 мая 2022

Нужно ли уведомлять представителя нанимателя об увольнении бывшего государственного или муниципального служащего. Нужно ли уведомлять об увольнении из ООО бывшего госслужащего. Какой срок для такого уведомления.Вопрос: Нужно ли оповещать службу судебных приставов, о том что трудовой договор расторгнут с их бывшим сотрудником? О том что, мы заключили договор с бывшим госслужащим уведомление мы направляли?
Ответ: По вопросу об уведомлении о расторжении трудового договора с госслужащим.Нет, этого делать не нужно, так как законодательство такого требования не предусматривает.Такая обязанность предусмотрена только при заключении трудового или гражданско-правового договора с бывшим служащим.Подробнее – в обосновании.Нужно ли уведомлять представителя нанимателя об увольнении бывшего государственного или муниципального служащегоНет, не нужно.Работодатель обязан сообщить по последнему месту службы бывшего государственного или муниципального служащего, только когда заключает с ним трудовой или гражданско-правовой договор. Направить сообщение нужно в течение 10 дней с момента, когда заключили договор (п. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ).Закон не обязывает работодателя уведомлять об увольнении бывшего госслужащего. Поэтому сообщать о расторжении трудового или гражданско-правового договора с бывшим госслужащим не нужно.Вопрос: Нужно ли уведомлять об увольнении из ООО бывшего госслужащего? Какой срок для такого уведомления?Ответ на вопрос: Нет, такая обязанность предусмотрена только при заключении трудового или гражданско-правового договора с бывшим служащим. Срок уведомления в данном случае – в течение 10 дней с момента его заключения договора.

Как стать работником госслужбы

Отвечает Нина Ковязина,
заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России
«Не храните в личном деле копии личных документов сотрудника, которые не связаны с его работой, хранение которых обосновать нельзя. Так, нельзя хранить в личном деле копии документов, которые содержат персональные данные сотрудника: паспорта, карточки СНИЛС, военного билета и т. д. Эти документы кадровый работник проверяет, вносит данные в личную карточку и возвращает сотруднику. Роскомнадзор назначит штраф, если работодатель оставил в личных делах копии документов, которые нельзя хранить. Подробнее об этом в  рекомендации».
Из рекомендации Как оформить личное дело сотрудника

Что нужно для работы на госслужбе?

владеть государственным языком Российской Федерации, быть не моложе 18 лет, но и не старше 65 лет, иметь высшее образование (кроме должностей категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей, для замещения которых необходимо среднее профессиональное образование),

Можно ли стать госслужащим?

Вступив в профсоюз , работник – член профсоюза получает право: на бесплатную юридическую помощь по социально-трудовым вопросам, в т. приема на работу, переводов по работе и увольнению, рабочего времени и отдыха, охраны труда и техники безопасности, гарантий и компенсаций и т

Кто самый главный в профсоюзе?

Президентом Всеобщей конфедерации профсоюзов является Михаил Шмаков

Какие полномочия у профсоюза?

Профсоюзы защищают право своих членов свободно распоряжаться собственными способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда

Кому подчиняется профсоюз?

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны

В каком случае сотрудник подлежит увольнению в связи с утратой доверия?

81 ТК РФ, расторжение правоотношений по данной норме возможно в следующих случаях : подчиненным совершен виновный проступок, он отвечает за товарные, материальные ценности, действия подчиненного послужили основанием к утрате доверия со стороны руководства компании. 7 мая 2022 г

Кто может быть уволен в связи с утратой доверия?

81 ТК РФ в связи с утратой доверия возможно только в отношении работников, непосредственно обслуживающих денежные или товарные ценности (прием, хранение, транспортировка, распределение и т.), и при условии, что ими совершены такие виновные действия, которые давали работодателю основание для утраты к ним доверия

Кого нельзя уволить в связи с утратой доверия?

Если виновные действия совершила работница, обслуживающая денежные/материальные ценности, но при этом она беременна, то уволить ее работодатель не может (ст. 261 ТК РФ). Кроме того, по причине утраты доверия нельзя уволить работника , находящегося на больничном или в отпуске (ст. 81 ТК РФ)

Что подразумевается под утратой доверия?

В сфере противодействия коррупции утрата доверия подразумевает : утрату доверия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию интересов по отношению к руководителю государственного органа утрату доверия представителя нанимателя по отношению к государственному гражданскому служащему

Как уведомить о приеме на работу бывшего госслужащего?

Сообщать о приеме бывших муниципальных или государственных служащих нужно , даже если новая деятельность сотрудника не связана с должностными обязанностями, которые он выполнял по месту службы

Нужно ли уведомлять об увольнении бывшего госслужащего?

(Издательство “Главная книга”, 2022)Об увольнении бывшего госслужащего уведомлять не надо. (КонсультантПлюс, 2022)Рассчитаться с госслужащим нужно в последний день службы. Исключения составляют случаи, когда госслужащий фактически не работал, но за ним сохранялось место работы (должность)

Нужно ли подавать уведомление о заключении договора Гпх с бывшим государственным или муниципальным служащим?

Работодатель обязан направлять письменное сообщение о заключении трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим в случае приема работника на основную работу

Что должно быть в личном деле сотрудника 2022?

о деятельности работника в компании: личные заявления, копии приказов о приеме, перемещении, увольнении, документы о дисциплинарных взысканиях и поощрениях. Документы располагаются в хронологическом порядке их поступления в кадровую службу организации (п

Что входит в личное дело госслужащего?

В личное дело государственного служащего включается копия документа о назначении на должность, заверенная в установленном порядке. Дополнение к анкете включает в себя: фамилию, имя, отчество государственного служащего и два раздела, каждый из которых имеет табличную форму

Когда день гос служащего?

По данным Росстата, в нашей стране насчитывается более 700 тыс

Кто имеет право работать на госслужбе?

На государственную гражданскую службу (далее — гражданская служба) вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 27 июля 2004 г

В чем заключается работа госслужащего?

Суть государственной службы заключается в улучшении благосостояния страны и ее граждан. Госслужащие , наверное, никогда не останутся без работы, ведь перечень профессий велик. Список колеблется в зависимости от места работы: департаментов, отделов, государственных органов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *