Какая госслужба

Какая госслужба

  • Из истории ФАС
  • Законодательные акты
  • Структура ФАС
  • Функции ФАС России
  • Какие полномочия у ФАС?
  • Кто и в какой ситуации может обратиться в ФАС?
  • Как не стать монополистом в глазах ФАС

Из истории ФАСИстория антимонопольного регулирования в современной России ведёт свой отсчёт с 14 июля 1990 года. Именно тогда был утвержден первый антимонопольный орган — Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Ныне действующая Федеральная антимонопольная служба (ФАС) создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 30 июня 2004 г. Федеральная антимонопольная служба — это уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. Руководство деятельностью ФАС осуществляет Правительство Российской Федерации. В настоящее время антимонопольный контроль в регионах Российской Федерации осуществляют 84 территориальных подразделения ФАС. Законодательные актыВ Российской Федерации основы защиты конкуренции регламентируются:

  • антимонопольным законодательством;
  • законодательством о государственных закупках;
  • законодательством о государственном оборонном заказе;
  • законодательством о рекламе;
  • законодательством о торговле;
  • тарифным законодательством;
  • законодательством об иностранных инвестициях в стратегических отраслях и т.д.

Какая госслужба

Структура представлена с официального сайта ФАС России

Функции ФАС РоссииЧем занимается Федеральная антимонопольная служба? Действия каких органов контролирует ФАС? Данный орган исполнительной власти выполняет следующие основные функции:

  • обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов;
  • выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;
  • предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
  • осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией (сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции), в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Реализация возложенных на ФАС функций осуществляется путем:

  • проведения проверок;
  • рассмотрения дел;
  • выдачи предписаний;
  • наложения административных взысканий;
  • взаимодействия с правоохранительными органами.

Защита конкуренцииПод антимонопольным регулированием понимается комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых ФАС России и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Важнейшей задачей ФАС является защита конкуренции – обеспечение правовыми средствами соперничества хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Основными направлениями работы в области защиты конкуренции выступают предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Монополистическая деятельность − это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением путем заключения соглашений или осуществления согласованных действий, запрещенных антимонопольным законодательством, а также иных действий, признаваемых законом монополистической деятельностью. Действующим законодательством под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и которые противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам − конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Так, например, достаточно распространенным нарушением в этой сфере являются случаи незаконного использования результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации без разрешения правообладателя. Вопросы антимонопольного регулирования детально регламентируются Федеральным законом от 26. 2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции». В целях реализации поставленных перед ним задач антимонопольный орган вправе:

  • возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства;
  • выдавать обязательные для исполнения предписания;
  • выдавать предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
  • направлять предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства;
  • рассматривать жалобы на нарушение процедуры обязательных торгов, продажи государственного или муниципального имущества;
  • привлекать к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства;
  • обращаться в суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства;
  • проводить проверки соблюдения антимонопольного законодательства, получать необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме;
  • осуществлять иные полномочия, установленные законом.

Какая госслужба

Юридическое сопровождение проверок ФАСВоспользуйтесь бесплатной помощью опытного юриста по ссылке ниже. Консультация возможна онлайн или в нашем московском офисе. Контроль соблюдения закона о рекламеАнтимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе

  • предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе;
  • возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Должностные лица антимонопольного органа имеют право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) антимонопольного органа о проведении проверки посещать здания, помещения, используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в целях проведения мероприятий по контролю, получения документов и информации, необходимых в ходе проведения проверки. Решение, предписание антимонопольного органа могут быть оспорены в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания. Подача заявления о признании недействительным решения, предписания антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, предписания, если судом или арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения, предписания. Оборонный заказДеятельность ФАС по контролю и надзору ГОЗ, охватывает все этапы от планирования до размещения заказов и исполнения контрактов. После заключения контракта контроль со стороны ФАС уже не производится, так как у органа больше нет полномочий для выдачи предписаний. Однако при расторжении контракта заказчика и исполнителя можно привлечь к административной ответственности.

  • порядок образования цен на продукцию гособоронзаказа;
  • соблюдение требований и положений действующего законодательства в сфере ГОЗ организациями-заказчиками, головными исполнителями и исполнителями.

Сам контроль осуществляется посредством внеплановых проверок. В случае установления нарушения законодательства ФАС выдает обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения. Невыполнение в установленный срок предписания или требования ФАС влечет административную ответственность. Иностранные инвестицииФАС России также осуществляет мониторинг сделок, которые могут повлечь за собой установление контроля над российскими хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, со стороны иностранных государств, международных организаций, в том числе созданных на территории Российской Федерации. В рамках данного направления деятельности ФАС осуществляет предварительное согласование сделок, заключаемых иностранными инвесторами со стратегическими организациями (например, по приобретению доли (пакета акций) такого хозяйственного общества. Контроль в сфере торговли и услугФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением антимонопольного законодательства в сфере розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами, а также в области оказания различных услуг. Так, например, антимонопольные органы осуществляют контроль за соблюдением антимонопольных норм и правил, включенных в Закон о торговле. Особенно это касается взаимодействия торговых сетей и поставщиков, осуществляющих торговлю продовольственными товарами. Важным направлением деятельности ФАС является развитие конкуренции между частными и государственными организациями на рынках оказания услуг в сферах: образования, организации отдыха и оздоровления детей, спорта, культуры, ритуальных услуг и др. Контроль госзакупокДеятельность ФАС России, направленная на устранение нарушений Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и восстановление конкурентных условий для их осуществления. Наблюдение за размещением заказов на товары, работы и услуги для муниципальных и государственных нужд производится посредством внеплановых и плановых проверок, порядок проведения которых утвержден соответствующими приказами ФАС России. Антимонопольными органами в досудебном порядке осуществляется рассмотрение жалоб участников конкурсов и аукционов на заключение госконтрактов. Вертикальные соглашенияПод вертикальным соглашением понимаются договоренности между хозяйствующими субъектами, находящимися на разных уровнях в цепочке производства и реализации товара. Согласно ч. 2 ст. 11 135-ФЗ, запрещены вертикальные соглашения, которыми:

  • устанавливается стоимость перепродажи товара (кроме случаев фиксации максимальной цены для покупателя);
  • устанавливается запрет для покупателя на продажу товаров иных субъектов, конкурирующих с продавцом.

В ряде случаев разрешается заключать вертикальные соглашения. В частности, это допустимо, если доля каждого участника на определенном товарном рынке не превышает 20 %. За совершение рассматриваемого правонарушения компания может быть привлечена к административной ответственности по ч. 3 ст. 32 КоАП РФ. Тарифное регулированиеФАС регулирует государственные цены и тарифы на тот или иной вид продукции или сервисов, которые оказывают естественные монополии. Данная сфера деятельности ФАС связана с нарушениями, допускаемыми региональными органами исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов), которые оказывают негативное влияние как на регулируемый вид деятельности, так и на смежные рынки, являются следствием несовершенства действующей системы нормативного правового регулирования ценообразования. Тарифным регулированием охватываются вопросы ценообразования в нефтегазовой отрасли, электроэнергетике, железнодорожном и воздушном транспорте, в отношении лекарственных препаратов и медицинских изделий, коммунальной сфере в части установления тарифов на тепло- водоснабжение и водоотведение,  и иных сферах, перечень которых установлен соответствующим нормативным правовым актом. К полномочиям ФАС в данной сфере относится также рассмотрение разногласий и споров между органами власти субъектов РФ, предприятиями и потребителями в области регулирования тарифов государством. Авторский подкаст «Следователь Позвонит»Проект наших партнеров Андрея Шевченко и Михаила Кучин, где они разбирают самые резонансные события в стране и их последствия для всех нас. Все о новых законах и громких делах в России и в мире максимально доступно и без занудства. Какие полномочия у ФАС?Основные полномочия ФАС включают в себя:

  • контроль за соблюдением антимонопольного законодательства;
  • контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;
  • контроль за соблюдением законодательства о рекламе;
  • контроль за соблюдением законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;
  • контроль за соблюдением законодательства в сфере государственного оборонного заказа;
  • контроль за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • определение (установление) цен (тарифов) и осуществление контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в установленных законом сферах;
  • рассмотрение разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сферах естественных монополий, и потребителями;
  • рассмотрение жалоб в отношении уполномоченных органов в сфере градостроительных отношений и организаций, осуществляющих эксплуатацию инженерных сетей;
  • контроль в сфере обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов на продажу государственного (муниципального) имущества, имущественных прав и природных ресурсов;
  • рассмотрение в досудебном порядке споров, возникающих при установлении и применении цен (тарифов) в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;
  • урегулирование споров, связанных с установлением и применением платы за технологическое присоединение в сфере электроэнергетики и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы.

Кто и в какой ситуации может обратиться в ФАС?На сайте ФАС России есть очень хорошая методичка-комикс, которая иллюстрирует наиболее частые ситуации из жизни, когда не просто стоит, а необходимо обратиться в этот государственный орган. Все нарушения безусловно связаны с нарушением ваших законных прав. Когда пора обратиться в ФАС?Как не стать монополистом в глазах ФАСИзбежать проблем с ФАС могут следующие рекомендации.

  • Не отказывайтесь от антимонопольного аудита – он поможет оценить риски привлечения к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Чтобы иметь полное представление о рисках и скрытых проблемах, проводится тщательный анализ документов компании, ее переписки с контрагентами, прошлого опыта привлечения компании к ответственности и т.д.
  • Создайте в компании систему внутреннего комплаенса – такую возможность предусматривает ст.9.1 135-ФЗ. Сюда относится разработка ряда внутренних актов, назначение ответственного лица, повышение уровня правовой грамотности сотрудников и т.д. Разработанный пакет документов можно согласовать с ФАС: в этом случае вы будете уверены, что их содержание соответствует закону. Антимонопольный комплаенс особенно необходим фирмам, работающим в сфере госзаказов, а также крупным компаниям, занимающим доминирующее положение на рынке.
  • Если ФАС предъявляет вам претензии – обратитесь к опытному юристу. Специалист поможет избежать административной (а в некоторых случаях и уголовной) ответственности, либо максимально смягчить наказание.

Рекомендуем к прочтению:

Федеральная антимонопольная служба, или ФАС, — это орган исполнительной власти, который обеспечивает честную конкуренцию бизнеса. Она контролирует, чтобы действия компании не нарушали права другого бизнеса и потребителей. Например, такое происходит, когда на рынке появляется монополия — доминирующая организация в отрасли. Служба следит, чтобы монополист не завышал цены, заботился о качестве продукта и сервисе.

Структура ФАС состоит из двух уровней: центрального аппарата с отраслевыми управлениями и территориальных органов.

  • Чем занимается антимонопольная служба
  • Какие проверки проводит ФАС
  • Кого ФАС может признать монополистом
  • Как рассматривают дела

Чем занимается антимонопольная служба

Антимонопольная служба проверяет соблюдение антимонопольного законодательства, выявляет и пресекает правонарушения и привлекает нарушителей к ответственности. Одна из главных задач ФАС — защищать конкуренцию во всех сферах бизнеса.

У антимонопольной службы есть несколько полномочий, которые затрагивают каждые компании и ИП. Вот что она делает:

  • проверяет ценовую политику бизнеса;
  • контролирует госзакупки;
  • выявляет сговоры между компаниями;
  • следит за вертикальными соглашениями;
  • проверяет рекламу на законность.

Проверяет ценовую политику бизнеса. Если ценовая политика компании влияет на ценообразование конкурентов, антимонопольная служба проверяет, обоснованы ли рост или снижения цен. Например, крупный бизнес может устанавливать цены ниже себестоимости, чтобы разорить конкурентов, — это называется демпингом.

Если компания полностью контролирует рынок, она может установить неоправданно высокую цену. Чтобы от действий монополиста не пострадали потребители, антимонопольная служба проверяет компании, выявляет нарушения и налагает санкции.

Антимонопольная служба оштрафовала крупнейшие металлургические компании из-за завышения цен

В 2021 году федеральная антимонопольная служба возбудила дела из-за повышения цен против компаний «Северсталь», «ММК» и «НЛМК» — их общая доля на рынке металлопроката более 70%. После того как металлурги подняли цены, их прибыль увеличилась в три раза, хотя спрос не вырос. Компании объяснили решение высокими ценами на мировом рынке.

ФАС постановила, что высокие цены в других странах не влияют на российский рынок. Опираться на них — значит нарушать закон о конкуренции.

Антимонопольная служба дала компаниям предписание снизить цены и назначила штрафы — их суммы пока не утверждены, но точно превысят 400 млн рублей на каждую компанию.

Подробности решения на сайте ФАС России

Контролирует госзакупки. Госзакупки — это конкурс между компаниями на выполнение заказа госучреждения. Задача заказчика — выбрать самые выгодные условия или низкие цены.

У процедуры госзакупок много нюансов, а антимонопольная служба следит, чтобы их соблюдали. Это значит, что служба контролирует исполнение законов в сфере закупок, реагирует на жалобы участников при заключении государственных контрактов. Если служба заметит нарушения со стороны заказчика или участников, проведут проверку.

Компания не выполнила контракт, и ФАС включила ее в реестр недобросовестных поставщиков

Компания обязалась предоставить заказчику доступ к ПО, но не сделала это в срок. Заказчик направил претензию, но компания ее проигнорировала.

Антимонопольная служба признала неисполнение контракта необоснованным и внесла компанию в реестр недобросовестных поставщиков.

Решение по делу № РНП-73-146

Выявляет картельные сговоры. Картельный сговор — это соглашение между компаниями одной отрасли о разделе рынка по территории, ассортименту или объему продаж. Такую сделку часто называют горизонтальным соглашением. Участники сговора устанавливают и поддерживают определенные цены на товар или услугу и отказываются сотрудничать с другими компаниями.

Чаще всего картельные сговоры используют при проведении госзакупок. Например, госзаказчик размещает заказ на поставку товаров и устанавливает начальную цену. В честном аукционе побеждает тот, кто предлагает самые выгодные условия. Но участники могут заранее договориться, какая цена будет последней и кто будет победителем: одни получают контракт, а другие — вознаграждение. Это делает систему госзакупок бессмысленной: если бы аукцион проводили честно, заказчик смог бы выбрать самого эффективного поставщика по низкой цене.

За образование картеля установлены жесткие санкции. На руководителя могут наложить штраф суммой от 40 000 ₽ или дисквалифицировать на срок от года. Минимальный штраф для компании — 100 000 ₽. Сумму рассчитают в зависимости от выручки или затрат по незаконной сделке.

Если в результате картельного сговора был причинен крупный ущерб или его участники получили доход в крупном размере, могут привлечь даже к уголовной ответственности.

ФАС обнаружила сговор компаний в госзакупках и оштрафовала их

Две компании участвовали в госзакупках на поставку продуктов питания. Одна обеспечивала победу другой: выставляла максимальную цену и создавала видимость конкуренции.

Антимонопольная служба провела расследование и установила, что компании действовали по одному сценарию в семи закупках подряд и между ними есть корпоративная связь. Она назначила им штраф: 10% от начальной (максимальной) цены контракта — НМЦК.

Решение по делу № 078/01/11-2010/2019

Контролирует вертикальные соглашения. Вертикальные соглашения — это договоренности между компаниями, которые находятся на разных уровнях технологического цикла. Например, между производителем и дистрибьютором. ФАС обратит внимание на соглашение, которое:

  • устанавливает цену перепродажи товара;
  • запрещает перепродавать товар конкурентам.

Малому бизнесу беспокоиться не стоит: компанию не привлекут к ответственности за заключение вертикального соглашения, если ее доля на товарном рынке не превышает 20%.

В остальных случаях нарушителей ждут крупные штрафы, а должностное лицо могут дисквалифицировать.

Антимонопольная служба оштрафовала компанию за создание сговора

Единственный поставщик популярных смартфонов контролировал цены реселлеров. Он использовал специальную программу для отслеживания цен у компаний-покупателей и вынуждал их устанавливать нужные цены под угрозой прекращения поставок.

Реселлеры обратились в антимонопольную службу с жалобой — она провела расследование и установила факт нарушения. Компания перестала контролировать цены, но все равно получила штраф — 2 500 000 ₽.

Решение по делу № 1-11-18/00-22-17

Следит за законностью рекламы. В законе о рекламе есть требования — ФАС проверяет их соблюдение. Например, нельзя рекламировать сигареты или табак, оскорблять конкурентов или использовать ругательства.

Если ФАС признает рекламу незаконной, ведомство вынесет предписание с требованием убрать ее или прекратить транслировать. Компании выпишут штраф, причем оштрафовать могут даже подрядчика, который напечатал баннер.

Разобрали с юристом нарушения в рекламе и собрали в отдельной статье.

Какие проверки проводит ФАС

Чтобы выявить правонарушения, антимонопольная служба проводит плановые и внеплановые проверки.

Плановые проверки. Их проводят регулярно, но не чаще раза в три года. Как правило, ФАС России следит за естественными монополиями, организаторами госзакупок, корпорациями и отдельными сферами бизнеса, например управляющими компаниями.

В плановые проверки включают только крупный и средний бизнес: компании, которые имеют статус субъекта малого предпринимательства, пока проверять не будут.

Внеплановые проверки. Организуют, когда есть подозрения на нарушение закона. Проверку может инициировать сама служба, но в основном их проводят по обращению:

  • физических лиц — при нарушении их потребительских прав;
  • компаний и ИП — если деятельность другой компании мешает их бизнесу;
  • правоохранительных органов и СМИ — при наличии признаков нарушения закона.

Жалобу можно подать в региональное управление ФАС лично, через официальный сайт ведомства или портал госуслуг. К письму можно прикладывать доказательства: фото-, аудио- и видеоматериалы, текстовые файлы.

Антимонопольная служба может запросить для проверки документы или провести выездную проверку. По результатам процедуры составляют акт.

Кого ФАС может признать монополистом

На рынке есть признанные монополисты — например, РЖД, Почта России, Ростелеком. Это естественные монополии: создавать аналог такой компании технически невозможно или невыгодно. Они не приносят вреда рынку, но ФАС регулярно проверяет, чтобы монополисты соблюдали законы и не завышали цены.

Монополией могут признать крупную компанию:

  • с долей рынка менее 50%, но значительно превышающей доли конкурентов;
  • с выручкой более 400 млн рублей в год.

В отношении малого и среднего бизнеса, который не подпадает под описанные условия, действует антимонопольный иммунитет, то есть монополистом такую компанию не признают.

Привлечь внимание антимонопольной службы может любая компания. Например, если она нарушила правила участия в госзакупках, запустила незаконную рекламу или не соблюдает антимонопольное законодательство и на нее жалуются покупатели или конкуренты.

Чтобы случайно не нарушить закон, бизнесу стоит проверять все договоры с контрагентами, избегать вертикальных соглашений и соглашений с конкурентами из одной ниши, которые устанавливают цены или объемы продаж.

Перед размещением рекламы или участием в госзакупках советуем проконсультироваться с юристом.

Как рассматривают дела

Дела по нарушениям антимонопольного законодательства рассматривает региональное управление ФАС России. Основания для возбуждения дел — жалобы и обращения физлиц, компаний, СМИ или госорганов и акт проверки.

Для рассмотрения дел создают комиссию из трех или более сотрудников. Кроме комиссии, на заседании присутствуют заявитель — лицо, которое подало обращение, ответчик, их представители и другие — например, эксперты или переводчики.

Комиссия принимает решение о вине или невиновности ответчика. Если для решения нужны дополнительные доказательства, рассмотрение дела откладывают.

Виновному ответчику выдают предписание об устранении нарушений. В документе указывают сроки и действия для их исправления. Если компания или ИП не устранит нарушения в срок, антимонопольная служба подаст иск в арбитражный суд.

Если бизнес не согласен с решением ведомства, он также может обжаловать решение и предписания антимонопольной службы в суде.

Что важно запомнить

  • ФАС в России — это ведомство, которое защищает честную конкуренцию в бизнесе.
  • Антимонопольная служба контролирует, чтобы компания не ущемляла права и интересы других компаний, а также потребителей: следит за ценами и сделками, правилами проведения госзакупок, соблюдением закона о рекламе.
  • Для выявления правонарушений ФАС России проводит плановые и внеплановые проверки. Если компания нарушает закон, ей грозит крупный штраф, а руководителя могут дисквалифицировать или даже привлечь к уголовной ответственности.

Федеральная служба
Хронология изменений

Федеральная антимонопольная служба(ФАС России)
с 03. 2019 ФАС России определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением Правил недискриминационного доступа на товарный рынок услуг общедоступной почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22. 2018 N 1640

21. 2015 ФАС России переданы функции упраздненной ФСТ России

с 01. 2015 ФАС России переданыполномочияРособоронзаказа по осуществлению контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). с 01. 2015 ФАС России переданы полномочия Рособоронзаказа по ведению реестра единственных поставщиков российских вооружения и военной техники, военная продукция которых не имеет российских аналогов

с 01. 2014 по 31. 2014 ФАС России являлась федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)(за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта)

с 19. 2010 по 31. 2011 ФАС России была определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, определяющим официальный сайт РФ в сети Интернет для размещения информации о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров в отношении федерального имущества, указанных в частях 1 и 3 статьи 17. 1 Федерального закона от 26. 2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции”, а также определяющим на конкурсной основе официальное печатное издание для опубликования извещений о проведении конкурсов или аукционов и вносимых в них изменений, а также извещений об отказе от проведения конкурсов или аукционов

с 08. 2006 ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, осуществляемых Рособоронзаказом)

с 12. 2004 образована ФАС России. ФАС России переданы функции по контролю и надзору:- упраздненного Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), за исключением функций в сфере защиты прав потребителей, переданных в ведение Роспотребнадзора, и поддержки малого бизнеса;- преобразованной Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации (ФЭК России) в Федеральную службу по тарифам (ФСТ России)

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 25. 2014 N 1489, от 04. 2015 N 941, от 24. 2015 N 1139)

(см. текст в предыдущей редакции)

Руководство деятельностью Федеральной антимонопольной службы осуществляет Правительство Российской Федерации.

Федеральная антимонопольная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15. 2009 N 744, от 26. 2013 N 739)

Онлайн-интервью с заместителем начальника Управления государственной службы Федеральной антимонопольной службы России Еленой Владимировной Косянчук

Сложно ли молодому специалисту получить работу в Федеральной антимонопольной службе России? Рассказывает заместитель начальника Управления государственной службы Федеральной антимонопольной службы России Елена Владимировна Косянчук.

КонсультантПлюс: Согласно независимым исследованиям, большинство молодых специалистов сегодня хотят работать в госструктурах. Как вы думаете, что их привлекает в работе госслужащего? Может ли устроиться на работу в ФАС вчерашний выпускник вуза? Какие требования предъявляются к начинающим специалистам – претендентам на должность госслужащих?

Елена Владимировна Косянчук: Сложная ситуация на рынке труда на сегодняшний день вынуждает молодых специалистов искать какую-либо стабильность. С этой точки зрения госслужащий может быть уверен в стабильном заработке и завтрашнем дне. К тому же растет престиж государственной службы, что немаловажно при выборе места работы.

Поступление гражданина на гражданскую службу осуществляется в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 27. 2004 № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” по результатам конкурса. Право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям. Выпускник вуза по результатам конкурса может претендовать на должности гражданской службы старшей группы должностей, где не предъявляются требования к стажу, либо на должности младшей группы, назначение на которые возможно без проведения конкурса.

КонсультантПлюс: Где обычно размещаются объявления о ваших вакансиях?

Косянчук: Объявление о проведении конкурса размещается на официальном сайте ФАС России, а также в информационной системе “Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации”. Для подбора специалистов на вакансию дополнительно объявления размещают на Superjob, HeadHunter.

КонсультантПлюс: При рассмотрении резюме молодого специалиста на что вы обращаете внимание прежде всего: на успеваемость в вузе или на специализацию, по которой выпускник обучался, тему дипломной работы или дополнительное образование, удостоверенное сертификатами и дипломами?

Косянчук: Безусловно, на собеседовании с кандидатом, молодым специалистом учитывается в первую очередь направление подготовки и специализация. Часто члены комиссии интересуются и темой выпускной работы. Дополнительное образование приветствуется, но не является обязательным условием для поступления на службу. Те соискатели, которые проходили в ФАС России практику и заслужили положительные отзывы руководителей практики, имеют некоторые плюсы при трудоустройстве. Все участники конкурсных процедур, в том числе и выпускники вузов, проходят тестирование, более того, с вопросами тестов можно ознакомиться на официальном сайте ФАС России в разделе “Кадровый резерв”.

КонсультантПлюс: Какие этапы в конкурсе на замещение вакансий проходит молодой специалист? Как быстро после отправки резюме обычно приглашают на собеседование?

Косянчук: При участии в конкурсе молодой специалист обычно проходит несколько этапов:

– подготовка необходимых документов и их направление в ФАС России;

– при соответствии его установленным квалификационным требованиям – тестирование на знание русского языка и законодательства Российской Федерации, личностно-профессиональное (психологическое) тестирование;

– приглашение на заседание конкурсной комиссии для индивидуального собеседования.

КонсультантПлюс: Проводятся ли в ФАС стажировки для старшекурсников или выпускников вузов? Какие карьерные перспективы они открывают для молодых специалистов?

Косянчук: ФАС России ежегодно принимает на практику более 200 студентов ведущих вузов г. Москвы. Около 35 студентов, проходивших практику в структурных подразделениях ведомства, приняты на государственную службу после окончания учебы и на сегодняшний день работают в стенах нашего ведомства, а многие, получив незаменимый опыт работы в ФАС России, перешли в другие органы государственной власти. ФАС России каждый год проводит день открытых дверей и приглашает студентов выпускных курсов познакомиться с деятельностью ведомства, дает возможность получить ответы на интересующие их вопросы. Интерес к данному мероприятию стабильно растет, и число участников с каждым годом становится больше. ФАС России на постоянной основе участвует в таких мероприятиях, как день карьеры, день открытых дверей (в вузах), ярмарка вакансий, где знакомит молодежь с основными направлениями деятельности ведомства, а также с возможностью поступления на государственную службу в дальнейшем. Второй год подряд организуется и проводится в ведомстве всероссийский конкурс эссе “Точка роста”, целью которого является повышение правовой и гражданской культуры учащихся в части конкурентной политики. Победитель получает возможность пройти практику в любом структурном подразделении центрального аппарата или территориального органа ФАС России.

Для старшекурсников на постоянной основе в центральном аппарате ФАС России проводятся профориентационные экскурсии и дни открытых дверей. С 2016 г. проходит общероссийская олимпиада по антимонопольному регулированию, целью которой является повышение уровня знаний школьников об антимонопольном регулировании в Российской Федерации, а также выявление выпускников образовательных учреждений, обладающих наиболее глубокими знаниями в этой сфере. Победители олимпиады получают либо дополнительные баллы при поступлении, либо возможность индивидуального собеседования при поступлении в вузы, поддерживающие проведение антимонопольной олимпиады.

КонсультантПлюс: У молодых специалистов изначально, как правило, завышенные ожидания от работы в госструктурах. Есть ли какие-то нюансы работы на госслужбе, о которых вы хотели бы сразу предупредить выпускников, чтобы они впоследствии не разочаровались?

Косянчук: Как правило, объем работы в госструктурах велик и требует высокой интенсивности, максимальной концентрации внимания. Для успешного прохождения службы и карьерного роста очень важно осознать значимость поставленных задач, умение работать в команде, соблюдать служебную этику и нормы законодательства. Чтобы понять, что такое госслужба, совет один: пройти практику в том или ином ведомстве.

КонсультантПлюс: При приеме на работу юриста требуете ли вы от него умения работать с системой КонсультантПлюс? Пользуются ли ваши сотрудники системой в качестве источника правовой информации?

Косянчук: В ФАС России государственные служащие используют в своей работе справочную правовую систему КонсультантПлюс. Умение пользоваться системой не является обязательным критерием отбора. Однако в процессе прохождения службы любой желающий может пройти обучение работе в системе на базе Учебного центра компании “КонсультантПлюс”. Также благодаря команде КонсультантПлюс у служащих нашего ведомства есть возможность пройти обучение на рабочем месте в индивидуальном порядке.

КонсультантПлюс: Какой совет вы можете дать будущим выпускникам, решившим построить карьеру госслужащего?

Косянчук: Покажите себя как личность – человека, стремящегося к развитию, ставьте перед собой задачу, сначала маленькую, и решайте ее, а потом более сложную. Никогда не останавливайтесь на достигнутом. Именно молодым специалистам принадлежит будущее!

Федеральная антимонопольная служба

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) представляет собой федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по принятию правовых актов. Она также контролирует соблюдение антимонопольного законодательства, исполнение законов в сфере деятельности отдельных субъектов естественных монополий, контролирует иностранные инвестиции в общества, которые имеют стратегическое значение для обеспечения безопасности и обороны страны. Федеральная антимонопольная служба контролирует сферу размещения заказов на поставки товаров, оказания услуг, выполнение работ для федеральных государственных нужд, осуществляет надзор и контроль за четким выполнением законов о рекламе, контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров и т. Стратегической задачей ФАС России является обеспечение свободы конкуренции и ограничение монополии в рамках единого пространства экономики Российской Федерации.

Федеральная антимонопольная служба дает определение трех основных целей в своей деятельности.

  • ФАС России создает условия для развития конкуренции.
  • Пресекает и предотвращает антиконкурентное вмешательство органов государственной власти и самоуправления в рыночную деятельность.
  • Развивает конкуренцию в тех видах деятельности, которые потенциально конкурентны.

Кроме того, данная служба проводит исследования товарных рынков, на основании чего может установить наличие доминирующего положения отдельных субъектов и принять необходимые меры для исправления данной ситуации. На ФАС России возложена задача ведения реестра недобросовестных поставщиков. В данный реестр заносятся сведения о тех поставщиках, которые уклонились от выполнения государственного контракта или же ненадлежаще исполнили государственный контракт. После занесения в реестр недобросовестных поставщиков организация не вправе подавать заявки и принимать участие в торгах в течение двух лет. Данная организация осуществляет контроль экономической концентрации на товарных рынках, а также согласовывает сделки с акциями в тех случаях, которые предусмотрены антимонопольным законодательством. В функции организации также входит рассмотрение ходатайств иностранных инвесторов, в которых они просят разрешения заключить сделки с сообществами, имеющими стратегическое значение.

Федеральная антимонопольная служба может по результатам проведенной проверки возбудить дело о нарушении законодательства, либо возбудить его на основании заявления как юридического, так и физического лица. Такие дела рассматриваются на заседании, в котором принимают участие не менее трех человек. На заседание приглашаются заявитель и ответчик, и каждый на суде отстаивает свою точку зрения. Дело может быть приостановлено, если в результате слушания дела выяснится, что необходима дополнительная экспертиза, либо необходимо получение дополнительных доказательств. При рассмотрении дела возможно его прекращение из-за отсутствия нарушения, а если вина ответчика доказана, то ему выдается предписание о прекращении нарушения, которое он должен незамедлительно исполнить.

ФАС России для достижения целей направляет свою деятельность на пресечение некорректного антиконкурентного поведения отдельных субъектов на финансовых и товарных рынках, на снижение уровня недобросовестной конкуренции и т. Она также ведет контроль за органами власти всех уровней, выявляет и пресекает возникновение барьеров, создаваемых административными органами для предпринимательской деятельности. Федеральная антимонопольная служба выделила три направления, которые являются для неё основными. Это пресечение соглашений, ограничивающих конкуренцию и пресечение согласованных действий органов местного самоуправления и органов государственной власти с некоторыми отдельными хозяйственными субъектами, контроль предоставления государственных и муниципальных преференций для отдельных участников рынков, а также контроль процедур размещения государственного и муниципального заказа.

Если вы недовольны действиями заказчика и считаете, что закон на вашей стороне, то можете подать заявление в Федеральную антимонопольную службу. Вполне возможно, что по вашему заявлению результаты торгов будут пересмотрены и будут назначены новые торги, в которых вы сможете вновь принять участие. Наши специалисты могут проконсультировать вас по данному вопросу и помогут грамотно составить заявление. Имейте в виду, что жалобу в ФАС России на некорректное составление технического задания и аукционной документации нужно подавать до начала торгов, в противном случае ваше заявление не примут к рассмотрению. Адреса и телефоны наших специалистов вы сможете найти в разделе контакты.

Кто относится к категории госслужащих?

Государственными служащими субъекта Российской Федерации могут быть только гражданские служащие (служащие, состоящие на правоохранительной или военной службе (военнослужащий), являются только федеральными государственными служащими)

Как понять что такое госслужба?

Государственная служба Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих

Кто такие госслужащие в России?

Федеральный государственный служащий – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета

Кто подчиняется Фнс?

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации

Кто назначает Фнс?

в силу с 01. Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации

Что делают в налоговой службе?

Главной задачей налоговой инспекции является осуществление полноценного контроля за соблюдением всеми субъектами правильности расчета налогов, своевременности и полноты внесения платежей в установленном налоговым законодательством объеме

Чем отличается бюджетник от госслужащего?

В чем разница между бюджетниками и госслужащими на период госслужбы вводятся дополнительные ограничения, запреты и обязанности (например, ежегодное декларирование доходов, запрет на стороннюю оплачиваемую деятельность), для госслужащих предусмотрен специальный порядок присвоения классных чинов, выхода на пенсию

Кто относится бюджетникам?

Бюджетники – это лица, которым выплачивают зарплату из госбюджета. К сотрудникам бюджетных организаций принято относить учителей, медиков, воспитателей, ученых, чиновников, военных

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *