РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Принят Государственной Думой 7 июля 2004 года
Одобрен Советом Федерации 15 июля 2004 года
(В редакции федеральных законов от 02. 2006 № 19-ФЗ, от 02. 2007 № 24-ФЗ, от 12. 2007 № 48-ФЗ, от 01. 2007 № 309-ФЗ, от 29. 2008 № 30-ФЗ, от 23. 2008 № 160-ФЗ, от 25. 2008 № 280-ФЗ, от 17. 2009 № 160-ФЗ, от 18. 2009 № 187-ФЗ, от 25. 2009 № 269-ФЗ, от 17. 2009 № 322-ФЗ, от 29. 2010 № 1-ФЗ, от 14. 2010 № 9-ФЗ, от 29. 2010 № 317-ФЗ, от 28. 2010 № 419-ФЗ, от 27. 2011 № 155-ФЗ, от 11. 2011 № 204-ФЗ, от 21. 2011 № 329-ФЗ, от 06. 2011 № 395-ФЗ, от 03. 2012 № 231-ФЗ, от 30. 2012 № 295-ФЗ, от 30. 2012 № 327-ФЗ, от 05. 2013 № 57-ФЗ, от 07. 2013 № 99-ФЗ, от 07. 2013 № 102-ФЗ, от 07. 2013 № 116-ФЗ, от 02. 2013 № 149-ФЗ, от 02. 2013 № 170-ФЗ, от 02. 2013 № 185-ФЗ, от 25. 2013 № 317-ФЗ, от 28. 2013 № 396-ФЗ, от 02. 2014 № 53-ФЗ, от 22. 2014 № 431-ФЗ, от 31. 2014 № 509-ФЗ, от 31. 2014 № 510-ФЗ, от 08. 2015 № 147-ФЗ, от 13. 2015 № 262-ФЗ, от 05. 2015 № 285-ФЗ, от 29. 2015 № 395-ФЗ, от 30. 2015 № 418-ФЗ, от 23. 2016 № 143-ФЗ, от 02. 2016 № 176-ФЗ, от 30. 2016 № 224-ФЗ, от 03. 2016 № 276-ФЗ, от 28. 2016 № 505-ФЗ, от 03. 2017 № 64-ФЗ, от 01. 2017 № 132-ФЗ, от 01. 2017 № 133-ФЗ, от 26. 2017 № 192-ФЗ, от 29. 2017 № 217-ФЗ, от 29. 2017 № 275-ФЗ, от 28. 2017 № 423-ФЗ, от 03. 2018 № 307-ФЗ, от 03. 2018 № 337-ФЗ, от 30. 2018 № 382-ФЗ, от 11. 2018 № 461-ФЗ, от 01. 2019 № 99-ФЗ, от 02. 2019 № 418-ФЗ, от 16. 2019 № 432-ФЗ, от 08. 2020 № 181-ФЗ, от 20. 2020 № 226-ФЗ, от 20. 2020 № 227-ФЗ, от 31. 2020 № 268-ФЗ, от 31. 2020 № 288-ФЗ, от 27. 2020 № 346-ФЗ, от 08. 2020 № 429-ФЗ, от 24. 2021 № 52-ФЗ, от 30. 2021 № 116-ФЗ, от 11. 2021 № 170-ФЗ, от 02. 2021 № 351-ФЗ, от 29. 2021 № 385-ФЗ, от 30. 2021 № 437-ФЗ)
Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации” (далее – Федеральный закон “О системе государственной службы Российской Федерации”) устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные термины
Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины означают:
1) государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также – государственные должности) – должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации;
2) представитель нанимателя – руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.
Статья 2. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также – гражданский служащий).
Статья 3. Государственная гражданская служба Российской Федерации
Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также – гражданская служба) – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее – граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также – должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 07. 2013 № 116-ФЗ, от 02. 2021 № 351-ФЗ)
Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу (далее также – федеральная гражданская служба) и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (далее также – гражданская служба субъектов Российской Федерации).
Статья 4. Принципы гражданской службы
Принципами гражданской службы являются:
1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;
3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;
5) стабильность гражданской службы;
6) доступность информации о гражданской службе;
7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
Статья 5. Законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации
Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется:
1) Конституцией Российской Федерации;
2) Федеральным законом “О системе государственной службы Российской Федерации”;
3) настоящим Федеральным законом;
4) другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы;
5) указами Президента Российской Федерации;
6) постановлениями Правительства Российской Федерации;
7) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
8) конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
9) нормативными правовыми актами государственных органов.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Дополнение частью – Федеральный закон от 08. 2020 № 429-ФЗ)
Статья 6. Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов
Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:
1) соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий;
2) установления ограничений и обязательств при прохождении государственной службы Российской Федерации различных видов;
3) учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы;
4) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации.
Статья 7. Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы
Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством:
1) единства основных квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы и должностей муниципальной службы; (В редакции Федерального закона от 30. 2016 № 224-ФЗ)
2) единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;
3) единства требований к подготовке кадров для гражданской службы и муниципальной службы и профессиональному развитию гражданских служащих и муниципальных служащих; (В редакции федеральных законов от 02. 2013 № 185-ФЗ; от 29. 2017 № 275-ФЗ)
4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;
5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;
6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.
Глава 2. Должности гражданской службы
Статья 8. Должности гражданской службы
Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации – законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.
Статья 9. Классификация должностей гражданской службы
Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.
Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:
1) руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также – подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
2) помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
3) специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
4) обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.
Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:
1) высшие должности гражданской службы;
2) главные должности гражданской службы;
3) ведущие должности гражданской службы;
4) старшие должности гражданской службы;
5) младшие должности гражданской службы.
Должности категорий “руководители” и “помощники (советники)” подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.
Должности категории “специалисты” подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.
Должности категории “обеспечивающие специалисты” подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.
Статья 10. Реестры должностей государственной гражданской службы Российской Федерации
Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации.
Должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации в государственных органах субъекта Российской Федерации, учреждаемые с учетом структуры этих органов и классифицируемые по категориям, группам должностей в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона, составляют перечни должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, являющиеся соответствующими разделами реестра должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации составляется с учетом принципов построения Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 02. 2013 № 149-ФЗ)
(Часть утратила силу – Федеральный закон от 28. 2010 № 419-ФЗ)
Статья 11. Классные чины гражданской службы, классные чины юстиции, дипломатические ранги
Федеральному гражданскому служащему присваивается классный чин государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – классный чин гражданской службы Российской Федерации), или классный чин юстиции, или дипломатический ранг. Гражданскому служащему субъекта Российской Федерации присваивается классный чин гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Классные чины гражданской службы Российской Федерации присваиваются федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы, по которым не предусмотрено присвоение классных чинов юстиции и дипломатических рангов.
Классные чины юстиции присваиваются федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы, квалификационным требованием для замещения которых является наличие юридического образования, в определенных Президентом Российской Федерации федеральных государственных органах и их территориальных органах (органах), а также в аппаратах федеральных судов.
Дипломатические ранги присваиваются федеральным гражданским служащим в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 205-ФЗ “Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации”.
Классные чины – классные чины гражданской службы Российской Федерации, классные чины гражданской службы субъектов Российской Федерации, классные чины юстиции – присваиваются гражданским служащим персонально, с соблюдением последовательности, в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности гражданской службы в предыдущем классном чине и в замещаемой должности гражданской службы.
Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы высшей группы должностей (за исключением федеральных гражданских служащих, которым присваиваются дипломатические ранги), присваивается классный чин гражданской службы Российской Федерации – действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса либо классный чин юстиции – действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации высшей группы должностей, присваивается классный чин гражданской службы субъекта Российской Федерации – действительный государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.
Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы главной группы должностей (за исключением федеральных гражданских служащих, которым присваиваются дипломатические ранги), присваивается классный чин гражданской службы Российской Федерации – государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса либо классный чин юстиции – государственный советник юстиции Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации главной группы должностей, присваивается классный чин гражданской службы субъекта Российской Федерации – государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.
Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы ведущей группы должностей (за исключением федеральных гражданских служащих, которым присваиваются дипломатические ранги), присваивается классный чин гражданской службы Российской Федерации – советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса либо классный чин юстиции – советник юстиции 1, 2 или 3 класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации ведущей группы должностей, присваивается классный чин гражданской службы субъекта Российской Федерации – советник государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.
Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы старшей группы должностей (за исключением федеральных гражданских служащих, которым присваиваются дипломатические ранги), присваивается классный чин гражданской службы Российской Федерации – референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса либо классный чин юстиции – юрист 1, 2 или 3 класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации старшей группы должностей, присваивается классный чин гражданской службы субъекта Российской Федерации – референт государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.
Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы младшей группы должностей, присваивается классный чин гражданской службы Российской Федерации – секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации младшей группы должностей, присваивается классный чин гражданской службы субъекта Российской Федерации – секретарь государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.
Классные чины гражданской службы Российской Федерации – действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса, действительный государственный советник Российской Федерации 2 к
В последнее время карьерные консультанты отмечают рост интереса соискателей к госслужбе. Причины кроются в стабильности, масштабных задачах и карьерных возможностях, которые предлагает государственная служба.
Эксперты #cdtowork Татьяна Ткаченко и Наталья Карташева рассказывают:
🔹 Кто может стать госслужащим?
🔹 Какие льготы и преимущества имеют госслужащие?
🔹 Какие проблемы и трудности встречаются при поступлении на госслужбу?
🔹 Как применяются современные технологии в HR-цикле?
Госслужба сегодня — это ответственность, команда и служение. В будущем служение останется в любом случае. Культура — это также один из хештегов будущего, как и, наверное, клиентоцентричность в отношении граждан и бизнеса
В государственном секторе появляются привлекательные вакансии, меняется формат работы, внедряются современные технологии. Несмотря на то, что уровень заработной платы на госслужбе несколько ниже, чем у подобных позиций в бизнесе, соискателей не останавливает этот факт — гарантия стабильности выплат привлекает кандидатов.
Молодые специалисты рассматривают вакансии на государственной службе в качестве карьерного трамплина: при активном вовлечении в решение масштабных задач они довольно быстро продвигаются по карьерной лестнице и достигают прекрасных результатов.
Возрастные специалисты находят применение своему опыту и выступают в качестве экспертов. Они встраиваются в молодые команды и становятся наставниками, поддерживают коллег во время выполнения рутинных задач.
Одним из важных факторов, привлекающих кандидатов на госслужбу, является процесс непрерывного развития. Госслужащим постоянно предлагаются соответствующие программы; они изучают современные технологии, погружаются в специфику цифровой трансформации и проектного управления. В процессе работы у госслужащих есть возможность получать самые актуальные знания от экспертов, в том числе из коммерческого сектора, и успешно применять их на практике.
Государство сейчас реализует много проектов в области управления данными, где крайне востребовано математическое или техническое образование. При наличии опыта можно пройти дополнительную переквалификацию и найти интересную работу в госсекторе.
Рассмотрим особенности госслужбы в России, ее преимущества и ограничения.
Кто может стать госслужащим в России
В России государственными служащими считаются гражданские государственные служащие, сотрудники правоохранительных органов и военнослужащие. Гражданские госслужащие работают в Госдуме, федеральном или региональном правительстве, министерствах разных уровней. Военные — в вооруженных силах, нацгвардии, разведке, ФСБ, госохране, военной прокуратуре, следственном комитете, пожарной службе и подобных местах. Все они получают зарплату из федерального или регионального бюджета.
Деятельность в органах власти может быть служебной, исполнительной или законодательной. В каждом случае к претенденту предъявляются высокие требования, также установлен ряд строгих запретов, которые госслужащий обязан соблюдать.
К этому списку необходимо добавить обязательное высшее образование, а также соответствие всем требованиям комиссии, проводящей отбор кандидатов по конкурсу. Претендент на должность может быть принят на работу сразу либо занесен в резерв до появления соответствующей вакансии.
Льготы и преимущества, гарантированные работникам госслужбы
Государственная служба привлекает льготами и преимуществами, гарантированными работодателями. Официальная заработная плата позволяет заработать хорошую пенсию, рабочее место гарантировано и не связано с финансовыми и прочими кризисами в стране, регулярные премии. Для госслужащих предусмотрены дополнительные льготы, прописанные в главе 11 Закона № 79-ФЗ.
Отпуск и надбавки для госслужащих
Госслужащему гарантировано следующее:
- ежегодный оплачиваемый отпуск 30 календарных дней;
- дополнительный отпуск по мере достижения выслуги: 1 день — от 1 до 5 лет службы, 5 дней — от 5 до 10 лет, 7 дней — от 10 до 15 лет, 10 дней — свыше 15 лет службы;
- единовременное пособие при уходе в основной отпуск в размере двух окладов денежного содержания;
- ежемесячная надбавка к окладу по выслуге лет: 10% — от 1 до 5 лет службы, 15% — от 5 до 10 лет, 20% — от 10 до 15 лет, 30% — свыше 15 лет;
- ежемесячная надбавка за особые условия службы — 200% от оклада;
- дополнительные надбавки на работу со сведениями, составляющими гостайну, за выполнение особо важных и сложных задач;
- ежемесячное денежное поощрение (его размер отличается для разных ведомств).
На весь срок действия контракта, а также после выхода на государственную пенсию по выслуге лет служащему и членам его семьи гарантировано медицинское страхование. Размер и условия страхования отличаются для разных ведомств. Медицинские услуги предоставляются бесплатно в любых государственных больницах и поликлиниках на территории России.
Государственным служащим назначается государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет средств федерального бюджета.
Кроме того, законодательство в числе прочего гарантирует возможность получения бесплатного санаторно-курортного лечения.
К дополнительным льготам относятся:
- дополнительное профессиональное образование с сохранением должности и денежного содержания;
- транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей, либо компенсация за использование личного транспорта в служебных целях;
- преимущественное право на замещение иной должности при сокращении или упразднении госоргана;
- при переводе на другое место государственной службы гражданину и членам его семьи возмещаются расходы по переезду.
Субсидия на приобретение жилья
Один раз за время службы можно получить субсидию на приобретение жилья. Порядок ее выплаты определен Правительством РФ от 27. 2009 N 63 (ред. от 10. 2020, с изм. от 22. 2021) “О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения” (вместе с “Правилами предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения”). Для получения субсидии нужно подтверждать нуждаемость в улучшении жилищных условий, определенный стаж службы, иные условия. Без каких-либо условий субсидия выделяется при стаже госслужбы от 30 лет. Субсидия рассчитывается по стоимости 1 кв. м по данным Минстроя по конкретному субъекту РФ. На семью из одного человека положено 33 кв. м, из двух человек — 42 кв. м, из трех человек — по 18 кв. м на каждого из членов семьи.
Регионы могут вводить дополнительные льготы, в том числе скидки и компенсации по оплате ЖКУ, по постановке детей на очередь в детсад, по уплате местных налогов, по бесплатному проезду в общественном транспорте. Уточнить этот список можно через руководителя государственного учреждения, на сайтах органов власти.
Ограничения государственной службы
Минусы и запреты, распространяющиеся на сотрудников госструктур
Госслужба дает множество преимуществ, но для каждого из сотрудников федеральных и региональных структур имеется ряд запретов, которые могут не устроить соискателя.
- Запрещена любая деятельность, кроме основной. Исключение составляют только научная работа и занятие творчеством. Госслужащий также может сочетать основную работу с педагогической практикой.
- Государственным служащим не может стать предприниматель. Запрещена также любая деятельность, связанная с поддержкой предпринимательства за счет использования служебного положения.
- Нельзя приобретать ценные бумаги, если по ним можно получить доход.
- Нельзя принимать материальное вознаграждение и подарки «за оказанную помощь» — это будет рассматриваться как взятка. Подарки госслужащих являются собственностью субьекта РФ. Если госслужащий получил подарок в командировке, он может его выкупить.
- Нельзя быть представителем третьих лиц. Касается тех государственных органов, в которых работает госслужащий.
- Нельзя участвовать в проводимых забастовках, митингах и других мероприятиях, создающих препятствия в работе любых государственных служб, а тем более организовывать их.
- Запрещено давать интервью, участвовать в выступлениях, писать обращения и давать открытые оценки работе органов и руководителей страны, если это не является трудовой обязанностью.
- Под запертом использование в личных целях оборудования и имущества, принадлежащего государственным органам, а также передача их третьим лицам.
- Нельзя выезжать по работе за пределы РФ за счет физических и юридических лиц. Исключение — командировки.
- Нельзя принимать награды, звания. Можно принимать только с письменного заявления. Исключение — научные звания.
- Нельзя создавать в госструктурах общественные и политические партии.
- Нельзя прекращать свою работу, чтобы решить служебный спор.
- Запрещено входить в совет иностранной некоммерческой неправительственной организации, в том числе ее подразделений на территории РФ.
- Запрещено заниматься деятельностью, полностью финансируемой из-за рубежа. Может быть одобрено с письменного заявления.
Зачисление на работу
Следует отметить, что зачисление на вакантную должность проводится только по конкурсу после подачи документов. Становиться сотрудником в подчинении или по протекции близких родственников (родителей, супругов, брата/сестры) запрещено законом.
К гражданам, поступающим на госслужбу, предъявляются высокие требования в отношении морального облика и строгого соблюдения законодательства. По роду деятельности их обязанностями являются защита и обеспечение соблюдения прав граждан и добросовестная служба в соответствии с занимаемой должностью. В связи с этим к госслужащим могут применяться дополнительные дисциплинарные взыскания, такие как выговор и увольнение за виновные действия.
Кого не возьмут на государственную службу
- Полностью или частично недееспособного — по решению суда.
- Отбывающего наказание или имеющего запрет на работу в органах госслужбы.
- Сменившего гражданство или получившего еще одно.
- Предоставившего фальшивые документы или ложные сведения (в том числе о доходах и имуществе) при приеме на работу.
- Утратившего доверие.
- Отказавшегося от допуска к гостайне.
- Не проходившего военную службу по призыву без законных оснований.
- Отказавшегося предоставить сведения о страницах в интернете, на которых размещена информация о нем (например, страницы профилей в соцсетях).
- Являющегося родственником руководителя.
Правила приема на работу бывшего госслужащего
Статья 64 Трудового кодекса гласит, что, принимая на работу бывшего государственного служащего, новый работодатель обязан сообщить о своем новом сотруднике в ту организацию, в которой тот работал ранее. Однако этого недостаточно, поскольку законом устанавливается, что и сам работник должен придерживаться некоторых правил еще два года после того, как сложил полномочия.
Такие правила обоснованы тем, что, прекратив трудовые отношения, госслужащий все равно может использовать какие-либо данные, к которым он имел доступ, выполняя свои обязанности. Поскольку такая информация принадлежит государству и даже может быть тайной, ее использование в коммерческих целях категорически запрещено, это регламентирует 79-ФЗ.
Кроме того, бывшие госслужащие могут пойти работать в те учреждения, с которыми контактировали во время службы в госструктуре, только после того, как будет получено согласие специальной комиссии, и если не будет иметь место конфликт интересов, возможность коррупционных действий, обоснованных тем, что две стороны имеют доступ к определенным сведениям.
Важно! Даже при соблюдении указанных выше условий госслужащий может трудоустроиться в такую организацию только в том случае, если его заработная плата будет составлять меньше ста тысяч рублей в месяц. Если же размер предполагается более высокий, то снова нужно разрешение специальной комиссии, работа которой утверждается на законных основаниях.
Для бывшего государственного и муниципального служащего установлены специфические условия заключения договора о трудоустройстве.
Например, граждане, которые замещали установленные нормативными правовыми актами РФ должности, после увольнения с государственной службы на протяжении двух лет обязаны информировать работодателя о последнем месте своей службы. Несоблюдение бывшим госслужащим установленных законом требований приведет к разрыву трудового договора, заключенного с ним.
Важно! По отношению к работодателю, который трудоустроил бывшего госслужащего и не сообщил об этом факте, принимаются серьезные меры. Размер штрафа напрямую обусловливается формой собственности организации и не зависит от ее размера — нормы закона для всех одни и те же, и исполнять их нужно в любом случае. Административная ответственность предусматривает штрафные санкции, размер которых колеблется от пятидесяти до пятисот тысяч рублей.
Современные технологии в кадровых процессах госслужбы
Кадровые процессы госслужбы основаны на сложных механизмах отбора кадров, их оценки и развития. С помощью системы отбора персонала, предполагающей высокие квалификационные требования, на госслужбу попадают компетентные и профессиональные сотрудники. Соответствие данным требованиям является определяющим условием для замещения должностей на государственной службе. Постоянная аттестация и система профессионального развития помогают государственным служащим совершенствовать свои профессиональные компетенции и развивать личные качества. При этом с помощью системы ограничений и запретов, утвержденных кодексов этики и других механизмов осуществляется серьезный контроль за поведением и действиями сотрудников госструктур.
В последние несколько лет активно внедряются новые технологии работы с персоналом: разрабатываются модели компетенций государственных служащих по отраслевому признаку, изменяется подход к оценке компетенций, создаются кадровые резервы специалистов в зависимости от направления деятельности, разрабатываются специализированные программы развития госслужащих. Особенно активно развивается направление цифровой трансформации.
Модель компетенций команды цифровой трансформации в системе государственного управления
Современные технологии, используемые кадровыми службами, помогают командам организаций достигать успеха в работе, быстрее и качественнее выполнять поставленные задачи. Государственные органы активно заимствуют и адаптируют к своей специфике практики коммерческого сектора. Процесс адаптации происходит не всегда легко, так как существует довольно много ограничений со стороны законодательства и специфики имеющихся менее прогрессивных технологий.
Инновационные технологии во многих составляющих HR-цикла
Кадровые службы государственных учреждений все чаще используют в работе современные способы привлечения персонала: создают специализированные карьерные сайты, продвигают вакансии через Telegram-каналы, социальные сети, обращаются к нетворкингу и коллаборации с профессиональными сообществами. К примеру, в работе Кадрового центра ежемесячно находятся 30–40 вакансий от государственных органов власти, и с каждым годом их число увеличивается: поступает много запросов от регионов на узкопрофильных специалистов.
Региональные власти активно работают над инновационными способами привлечения молодежи на госслужбу: организуют проекты, конкурсы, хакатоны, призванные отобрать одаренных студентов для работы в государственных органах. Активная молодежь привлекается в том числе через волонтерские сообщества.
Мероприятия по работе с молодежью сопровождаются стажировками студентов и их практиками в госорганах. Это позволяет из большого числа желающих выбрать наиболее замотивированных и способных.
Один из самых непростых этапов HR-цикла на государственной службе — это трудоустройство в штат. Кадровые службы стараются применять новые подходы при оформлении кандидатов, чтобы не потерять ценных специалистов.
Регионы централизуют отбор на государственную службу благодаря единой кадровой службе, единому кадровому реестру. Такая практика позволяет сократить издержки и унифицировать кадровые процессы. Раньше каждый госорган субъекта РФ проводил свои конкурсы на замещение вакантных должностей, а сейчас в ряде регионов появились структуры, позволяющие централизованно пройти отбор в большое число подразделений (Центр подбора и оценки персонала в Республике Татарстан, Республиканский центр кадрового тестирования Республики Башкортостан, Центр оценки (ассессмент-центр) в Правительстве Москвы, Единая кадровая служба органов исполнительной власти Ленинградской области, Единая кадровая служба Правительства Ульяновской области).
Развитие HR-бренда государственной службы
В последнее время все чаще в профессиональных сообществах кадровых специалистов госслужбы звучат идеи о создании HR-бренда для популяризации государственной службы. Многие кадровые службы государственных органов власти предпринимают активные шаги в этом направлении: правительство Москвы, Счетная палата, Республика Татарстан, Ульяновская, Вологодская, Ярославская области и др. Кадровые службы активно рассказывают о возможностях госслужбы, стараются убедить кандидатов, что они будут востребованы в государственных структурах.
Большинство федеральных органов власти и структуры субъектов РФ организуют корпоративные университеты, которые обучают внутри организации на одной общей площадке. Обучение проходит в группах по типовым, «отработанным» программам. Подобная практика позволяет передать знания и умения, поделиться опытом специалистов из разных регионов, формирует единую систему взглядов и ценностей и позволяет создавать профессиональное сообщество специалистов, готовых реализовывать масштабные проекты. К примеру, университет Минстроя предлагает интересные программы по информационному моделированию для главных инженеров, проектировщиков, технических заказчиков.
Государственные органы активно осваивают дистанционное обучение через интернет и даже с помощью приложений для смартфонов — такой подход позволяет специалистам без серьезного отрыва от профессиональной деятельности проходить обучение современным инструментам.
Государственные органы власти в последнее время уделяют особое внимание мотивации сотрудников. В рамках реализации подобной политики госорганы проводят большое количество мероприятий, направленных на командообразование и нематериальную мотивацию госслужащих: конкурсы «лучший в профессии», «лучший госслужащий субъекта Федерации», физкультурные мероприятия, спартакиады, хакатоны. Госслужащие активно участвуют в различных волонтерских мероприятиях.
Кадровые службы стараются предложить дополнительные возможности для своих сотрудников: фитнес-залы, пункты питания, библиотеки. При наличии внутренних информационных порталов кадровые службы повышают лояльность сотрудников через систему благодарностей, поздравлений с памятными датами и т. При этом используются современные HR-технологии, системы геймификации.
С каждым годом привлекательность государственной службы возрастает. Одновременно с этим, активно внедряются современные инструменты работы с сотрудниками на государственной службе. Госслужба нуждается в честных, активных, вовлеченных и высококвалифицированных сотрудниках, способных реализовывать амбициозные задачи, поставленные государством.
Государственная служба — это профессиональная деятельность граждан Российской Федерации, связанная с обеспечением исполнения полномочий органов государственной власти федерального и регионального уровня. Расскажем подробнее о видах госслужбы и структуре должностей.
Законодательная база
Структура госслужбы включает три основные ветви:
- Государственную гражданскую службу.
- Военную службу.
- Государственную службу иных видов (структуры Генеральной Прокуратуры Федеральной налоговой службы и т. д.).
Ветви госслужбы, указанные во втором и третьем пунктах, являются самостоятельным видом деятельности (ст. 6 ст. 7 Федерального закона от 27. 2003 № 58 «О системе государственной службы Российской Федерации»).
Для всех трех видов установлена структура подразделений и должностей, соотношение между которыми учитывается при переходе из одной ветви госслужбы в другую.
Существует множество нормативных актов федерального и регионального уровня, регулирующих сферу госслужбы. Основными среди них являются следующие документы
- Федеральный закон от 27.05.2003 № 58 (ред от 28.12.2010) «О системе государственной службы Российской Федерации». Этот законодательный акт определяет, что такое госслужба, какова ее структура, определяет порядок поступления и прохождения;
- Федеральный закон от 27.07.2004 № 79 (ред от 29.07.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Это основной закон, касающийся именно вопросов гражданской службы. Он определяет, что это такое, каковы ее виды, а также вводит классификацию и условия поступления на госслужбу, заключения служебного контракта и прохождения службы;
- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273 «О противодействии коррупции». Определяет правовую основу и принципы борьбы с коррупцией, а также меры противодействия и профилактики данному явлению;
- Указ Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». Устанавливает общие принципы поведения, основы социального поведения и моральные ориентиры госслужащих;
- Указ Президента РФ от 11.01.1995 № 32 (ред. от 26.01.2017) «О государственных должностях Российской Федерации». Этот регламентирующий документ вводит в действие общий перечень госдолжностей в России;
- Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 (ред. от 23.08.2017) «О реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы». Утверждает реестр должностей, который содержит сведения об их наименовании, коде и принадлежности к той или иной группе.
Все они регулируют деятельность, связанную с функционированием структур, классификацией должностей и прохождением госслужбы гражданами.
При разработке положений инструкций и регламентов, касающихся деятельности госучреждения, в первую очередь следует опираться именно на положения и требования, отраженные в этих нормативных актах.
Что такое гражданская служба
Законодатель определяет это как профессиональную служебную деятельность граждан России, направленную на обеспечение исполнения полномочий федеральных и региональных госорганов, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов. Такое определение содержится в статье 3 Федерального закона от 27. 2004 № 79. Другими словами, это профессиональная деятельность в органах власти различных уровней. Например, Федеральной налоговой службе или Федеральной службе судебных приставов.
Выделяют два вида гражданской госслужбы: федерального и регионального уровня. Отличаются они друг от друга принадлежностью учреждений к федеральному или региональному органу власти.
У тех, которые относятся к федеральным структурам, более широкие полномочия, круг вопросов для принятия решений носит глобальный характер или затрагивает как федеральные, так и региональные интересы. Если вопрос касается также и региональной деятельности, то по ним решения принимаются совместно со структурами, относящимися к субъектам РФ.
Региональные подразделения полномочны принимать решения, касающиеся деятельности отдельных регионов, или же действовать совместно с вышестоящими органами при решении общих вопросов.
В статье 8 Федерального закона от 27. 2004 № 79 говорится, что должности федеральной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом президента, а должности гражданской службы субъектов Российской Федерации учреждаются законодательными актами регионального уровня, которые разрабатываются на основании требований этого закона.
Однако все они, независимо от уровня, делятся следующим образом:
- категории: руководители, помощники (советники) специалисты, обеспечивающие специалисты;
- группы: высшие, главные, ведущие, старшие, младшие;
- классные чины: действительный государственный советник, государственный советник, советник-референт, секретарь 1, 2 или 3 класса и т. д.
Классификация группы должностей государственной гражданской службы, таблица
Категории и группы должностей государственной гражданской службы также различаются между собой присвоенным классным чином. Классные чины присваиваются госслужащим в пределах группы соответственно занимаемой должности. Если гражданские служащие приняты на определенный срок, то для получения классного чина они должны сдать квалификационный экзамен. Исключением из этого правила являются руководители и помощники (советники), относящиеся к высшей и главной группам. Назначение и освобождение по ним производится напрямую президентом или правительством РФ.
В пределах ведущей старшей и младшей групп классный чин присваивается руководителем организации (представителем нанимателя), к которой относится должность.
Последовательность присвоения классных чинов и их соответствие и сохранение при переходе из одной структуры госвласти в другую на региональном уровне определяется субъектом РФ самостоятельно на основании положений, изложенных в ст 11 Федерального закона от 27. 2004 № 79.
На федеральном уровне данный порядок, а также соотношение классных чинов госслужащих, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции и прокурорских работников определяется указами президента РФ.
Эти положения также устанавливаются в вышеуказанной статье.
Деление на категории должностей государственной гражданской службы, группы и чины нужно учитывать при составлении штатного расписания и планировании фонда оплаты труда, а также при разработке и внедрении служебного регламента госслужащего.
Полный перечень наименований с указанием кодов и делением на группы содержится в «Реестре должностей государственной гражданской службы», утвержденном Указом Президента РФ от 31. 2005 № 1574 (ред. от 23. 2017).
Высшие должности
Все группы делятся по принадлежности к федеральным или региональным структурам власти. К высшей группе относятся те, которым присвоен в пределах группы классный чин действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. Чин присваивает президент РФ.
Служащим в структурах госслужбы субъекта РФ в пределах группы присваивается классный чин действительный государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. Присвоение чина для этого вида осуществляется правительством РФ.
В других органах федеральной исполнительной власти чин присваивается руководителем федерального госоргана.
Эта категория включает в себя такие должности, как помощник президента Российской Федерации, заместитель руководителя администрации президента Российской Федерации — пресс-секретарь президента Российской Федерации.
Как правило, служащие, занимающие их, относятся к администрации президента, Совета безопасности РФ и аналогичным структурам власти.
Главные должности
Должности главной группы федеральной госслужбы — это те, которым присваиваются классные чины государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.
Должностям главной группы, которые относятся к региональным властным структурам, присваиваются классные чины государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. К ним относятся, например, заместитель начальника департамента, советник, главный советник.
Следует отметить, что трудиться в органах государственной гражданской службы имеют право только граждане Российской Федерации. Это следует из положений статьи 14 Федерального закона от 25. 2002 № 115 (ред от 31. 2017) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Она запрещает иностранцам работать в подобных структурах. Право на это имеют только граждане РФ.
Ведущие должности
Должности, принадлежащие к ведущей группе федерального уровня, имеют классный чин советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.
Для регионального уровня этой же группы установлен классный чин советник государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.
Старшие должности
Госслужащие старшей группы федеральных структур госвласти имеют чин референта государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.
К старшим должностям организаций и учреждений субъекта Российской Федерации относятся чин референта государственной гражданской службы 1, 2 или 3 класса.
Младшие должности
В самом начале карьерной лестницы госслужбы стоят должности младшей группы.
К ним имеют отношение те из них, которым присвоен классный чин секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. Если же должность относится к субъекту РФ, то для нее установлен чин секретарь государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.
Кто является госслужащим?
Федеральный государственный служащий — работник, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счёт средств федерального бюджета
Кто имеет право работать на госслужбе?
На государственную гражданскую службу (далее — гражданская служба) вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 27 июля 2004 г
Какие виды государственной службы существуют в России?
О системе государственной службы Российской Федерации Система государственной службы включает в себя: государственную гражданскую службу , военную службу , государственную службу иных видов
Какие должности относятся к должностям государственной службы?
1) высшие должности гражданской службы (руководитель органа исполнительной власти, первый заместитель), 2) главные должности гражданской службы (заместитель руководителя органа исполнительной власти, начальник управления, начальник самостоятельного, отдела),
Можно ли совмещать государственную службу с другой работой?
Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона от 25. N 113-ФЗ “Об альтернативной гражданской службе ” граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу , не вправе совмещать альтернативную гражданскую службу с работой в иных организациях
Можно ли госслужащим иметь вторую работу?
В соответствии с положениями закона №79-Ф3 «О Государственной гражданской службе РФ» от 2004 года, человек, занятый на государственной службе, имеет право работать по совместительству. Это же касается и муниципальных служащих, деятельность которых регламентируется Законом о муниципальной службе
Какой деятельностью может заниматься государственный служащий?
В соответствии со ст. 11 Закона РФ от31. 95 № 119-ФЗ «Об основах государственной службы РФ» госслужащий может заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью. Педагогическая деятельность согласно комментариям к Закону может выполняться в нерабочее время
Чем нельзя заниматься госслужащим?
Закон о госслужбе и Закон о противодействии коррупции запрещают государственным служащим заниматься предпринимательской деятельностью и участвовать в управлении коммерческой организации