Предоставление вакантной должности в ином государственном органе
Итак, согласно Правилам кадровая служба органа, в котором происходит сокращение должностей, или органа, которому переданы функции упраздненного органа, не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения служащего осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы «Федеральный портал управленческих кадров». При поиске необходимо учитывать категорию и группу замещаемой служащим должности, уровень его квалификации, профессиональное образование и стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности.
В список включаются вакантные должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, расположенных в той же местности, а при их отсутствии – должности в иных государственных органах, расположенных в другой местности в пределах РФ.
Не позднее чем за 25 дней до предстоящего увольнения кадровая служба вручает служащему уведомление о предложении вакантных должностей с приложением списка этих должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом. В свою очередь, служащий в течение двух рабочих дней со дня ознакомления с уведомлением подает в кадровую службу заявление с просьбой направить его анкету в государственные органы, в которых им выбраны вакантные должности, или отказывается от предложенных должностей.
Не позднее двух рабочих дней со дня получения заявления кадровая служба направляет в государственные органы письма с просьбой рассмотреть кандидатуру служащего на замещение вакантной должности и предоставить государственному органу, в котором сокращаются должности или которому переданы функции упраздняемого органа, соответствующую информацию. В письме указываются выбранные служащим должности и дата окончания двухмесячного срока. Также прикладывается анкета служащего.
Анкета составляется по форме, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26. 2005 № 667-р.
Кадровая служба государственного органа, получившего письмо, не позднее трех рабочих дней со дня его получения направляет ответ о готовности рассмотрения кандидатуры гражданского служащего, претендующего на замещение вакантной должности, или об отказе в рассмотрении его кандидатуры (с обоснованием). Если представитель нанимателя государственного органа или уполномоченного им лица готов рассмотреть кандидатуру служащего, в ответе указывается информация о месте, дате и времени проведения собеседования.
Информация, поступившая от государственного органа, доводится кадровой службой до сведения служащего под роспись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.
Расходы, связанные с проведением собеседования (проезд к месту проведения собеседования и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами средств связи и др. ), осуществляются государственным гражданским служащим за счет собственных средств.
Решение, принятое представителем нанимателя государственного органа по итогам собеседования с гражданским служащим, претендующим на замещение вакантной должности, направляется кадровой службой этого государственного органа не позднее трех дней со дня собеседования в письменном виде в кадровую службу государственного органа, направившую запрос, которая доводит ответ до сведения служащего под роспись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.
Переписка между государственными органами может осуществляться с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт их получения адресатом.
Если представитель нанимателя принял решение о предоставлении служащему вакантной должности, с его согласия осуществляется перевод.
Компенсация при увольнении госслужащих
12 января 2022
Нормами законодательства о госслужбе определено, что в случае расторжения служебного контракта по ряду оснований, таких, как отсутствие на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, сокращение должностей гражданской службы в госоргане, упразднение госоргана, гражданскому служащему выплачивается компенсация (п. 1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ). Размер такой компенсации составляет не более четырехмесячного денежного содержания, а выходное пособие при этом не выплачивается.
По общему правилу НДФЛ не облагаются все виды установленных российским законодательством компенсационных выплат, связанных, в частности, с увольнением работников (п. 1 ст. 217 Налогового кодекса). При этом в число льготных выплат не включаются суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Что касается страховых взносов, то ими также не облагаются все виды установленных компенсационных выплат (в пределах установленных норм), и исключения также аналогичны порядку расчета НДФЛ, т. освобождение не распространяется на суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю и главбуху свыше установленных пределов (подп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ).
Поэтому, как поясняет Минфин России, поскольку компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, выплачиваемая государственным гражданским служащим, не является выходным пособием и средним месячным заработком на период трудоустройства, а является отдельным видом компенсации, то ограничение необлагаемого НДФЛ и страховыми взносами размера выплат, установленное для выходных пособий не применяется (письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 1 декабря 2021 г. № 03-04-07/97412). вся сумма компенсации в размере не более четырехмесячного денежного содержания освобождается от обложения НДФЛ и страховыми взносами.
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа)
Если же налоговый агент удержал из дохода налогоплательщика сумму НДФЛ, то она подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика (п. 1 ст. 231 НК РФ). Напомним, что налоговый агент обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишнего удержания налога и сумме излишне удержанного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. Возврат производится за счет сумм налога, подлежащих перечислению в бюджет в счет предстоящих платежей как по этому налогоплательщику, так и по иным физлицам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога. Вернуть деньги нужно в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика. При этом, если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджет, недостаточно для возврата излишне удержанной суммы налога в установленный срок, то налоговый агент в течение 10 дней со дня подачи ему налогоплательщиком соответствующего заявления направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление на возврат налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога.
Теги:
бухучет и отчетность,
госсектор,
налоги, сборы, взносы,
налоговая ответственность,
налоговые агенты,
налоговый контроль,
НДФЛ,
практические ситуации,
страховые взносы,
трудовые отношения,
физлица,
юрлица,
Минфин России
Документы по теме:
Налоговый кодекс Российской Федерации
13-я зарплата: всем ли сотрудникам нужно ее платить и, главное, – когда?
Годовая премия является частью зарплаты, а значит, по общему правилу должна быть выплачена не позднее 2 недель по истечении периода, за который она начисляется. То есть до 15 января, но на практике это почти невозможно, так как нужно оценить результаты работы. Как избежать санкций со стороны проверяющих органов и можно не платить ее всем сотрудникам, в частности тем, кто уволился в конце года, – в колонке нашего эксперта.
⚡ Масштабы предполагаемых сокращений
Процесс сокращения планируется начать с января 2020 года. Начнётся он с увольнения:
- сотрудников федеральных структур в объёме 10% от их общего числа;
- сотрудников муниципальных структур в объёме 5% их общего числа.
На этом Правительство не планирует останавливаться, поэтому к своему завершающему этапу и конечному результату система федерального и муниципального управления ещё не подойдёт.
Понадобится ещё один последующий этап, который пройдёт в 2021 году. Он будет планироваться на основании мониторинга результатов изменения штата, прошедших в 2020 году. Опыт этого года будет изучен и запущен на завершающий этап. Если система оправдает себя, то произойдёт сокращение ещё 5% государственных служащих. Они будут выбраны в результате мониторинга и анализа эффективности оптимизации, проведённого по отчётам за 2020 год.
Некоторые технические сотрудники будут лаконично и безболезненно заменены автоматизированными системами управления, вновь внедрёнными или усовершенствованными. А их должности будут аннулированы, как морально устаревшие. Основным стержнем оптимизации структуры Министерства финансов будет перевод ряда министерств и ведомств на бухгалтерское обслуживание в Казначейство.
Предполагается, что этот шаг будет особенно эффективным. Ведь он позволит не только экономить средства на содержание аппарата госслужащих, но и создать централизованное управление финансовыми потоками, поступающими в федеральные и муниципальные исполкомы.
Считаете ли вы сокращение государственных служащих справедливым?
Справедливо на сто процентовНет, я так не считаюЗатрудняюсь с ответом
Могут ли быть уловки
Есть мнение, что сокращение чиновников честнее назвать «переводом». Сотрудники госуправления могут быть переведены в подведомства, которые также получают финансирование из федеральной казны.
Несмотря на заманчивое предложение о работе на Правительство РФ много ставок остаются пустыми. Кто-то не выдерживает напора, перепрофилируется. В период увольнений руководство может сузить штат, избавившись от незанятых ставок.
Из-за частых заявлений об увольнениях госслужащих многие исследователи считают заявление крупномасштабным. Увольнения будут, но не в такими массивными, которыми изначально заявляются. Подобное наблюдалось в предыдущие годы. Сократить штат на 10-20% достаточно рискованно, это может сказаться на стабильной работе правительства, поэтому стоит рассчитывать на меньшие реальные значения для нормальной оптимизации.
Последние новости о сокращении госслужащих в 2023 не несут однозначной конкретики. Увольнять будут слабых сотрудников по результатам проверок, а также тех, кто относится к категории обеспечивающих специалистов: секретарей, бухгалтеров, менеджеров по закупкам и других. Постепенное, а не резкое, уменьшение штата чиновников позволит оптимизировать траты бюджета и не скажется на успешности работы по обеспечению жизнедеятельности страны.
- Повышение зарплаты госслужащим в 2023 году
- Среднесписочная численность работников в 2023 году
- Пособие по безработице в 2023 в России
Процедура, предшествующая увольнению
В отличие от Трудового кодекса, в котором названы два отдельных основания увольнения – сокращение численности или штата (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) и ликвидация организации (п. 1 ч. 1 ст. 81), – ст. 31 Закона № 79-ФЗ одновременно регламентирует отношения, связанные с сокращением должностей гражданской службы и упразднением государственного органа, а именно предусматривает правовые последствия, наступающие для гражданского служащего в период реорганизации или ликвидации государственных органов, влекущей сокращение или прекращение замещения должностей гражданской службы.
Напомним, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 61 ГК РФ). И здесь следует отметить, что при ликвидации негосударственной организации трудовые отношения с работниками прекращаются, а при ликвидации государственного органа его полномочия могут быть переданы иному государственному органу и отношения с гражданским служащим могут быть продолжены.
Так, ч. 1 ст. 31 Закона № 79-ФЗ гласит, что при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения со служащим продолжаются в случае предоставления такому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе, либо в органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа служащий, замещающий сокращаемую должность или должность в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Причем представитель нанимателя обязан в течение этих двух месяцев предложить гражданскому служащему все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой служащим должности, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. В случае отсутствия таких должностей в указанных органах служащему могут быть предложены вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством РФ, а именно установленном Правилами.
До истечения двухмесячного срока и с письменного согласия служащего представитель нанимателя вправе расторгнуть с ним служебный контракт (ч. 7 ст. 31 Закона № 79-ФЗ).
Обратите внимание, что Законом № 79-ФЗ предусмотрено поступление на гражданскую службу и замещение государственных должностей на конкурсной основе, но при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случае сокращения штата конкурс не проводится (п. 4 ч. 2 ст. 22).
Госаппарат пытаются сократить, а он не сокращается
Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, которое устанавливает предельную численность госслужащих и фонд оплаты труда. Реформа, о которой было объявлено в ноябре 2020 года, предполагает сокращение к 1 апреля 2021 года 32 тысяч штатных единиц «в основном за счёт имеющихся вакансий», говорится в постановлении. При этом фонд оплаты труда сохраняется.
Одновременно произойдут изменения в структуре аппарата правительства.
«Появятся семь новых департаментов: здравоохранения, промышленности, регионального развития, социального развития, строительства, транспорта, энергетики. Департамент здравоохранения и социального развития, департамент промышленности, энергетики и транспорта, а также департамент регионального развития и инфраструктуры будут упразднены», — говорится в сообщении пресс-службы.
Департамент сопровождения законопроектной деятельности преобразуют в департамент сопровождения законопроектной деятельности и нормативно-правового регулирования, а также будет создано Сводно-аналитическое управление правительства.
Судя по всему, реальные сокращения будут минимальны, да и бюджет от реформы ничего не выиграет. Как скажется на эффективности работы создание более специализированных департаментов, пока сказать сложно.
Член Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, представитель фракции КПРФ Вера Ганзя не ждет от реформы серьезных подвижек в плане сокращения бюрократизации.
— Живая мысль уже умерла в чиновничьих коридорах, бумагах, нормативах и остальном. Такие же законы. И вообще, зачем 450 депутатов в Государственной Думе? Я многих ни разу не видела на трибуне, не слышала их голоса. Где они работают, как — сказать сложно.
Предлагаемые изменения саму концепцию госаппарата не меняют.
Сейчас достаточно большое количество должностей вакантны: цифры дают разные, но где-то около 20%. Чтобы фонд зарплаты позволял платить более высокую заработную плату, есть вакантные должности. Средства на выплаты по ним прописаны в бюджете. Сокращать будут не людей, а эти должности.
Как это отразится на зарплате чиновников, сказать не могу. Но в нормативных документах прописано, что фонд заработной платы при сокращении штатных единиц сохраняется. Следовательно, бюджет от этого сокращения ничего не получит.
«СП»: — Зачем тогда вообще нужна эта реформа?
— Во-первых, в 2021 году выборы в Государственную думу. Так как наши чиновники сегодня это притча во языцех (то есть такой нелюбви у народа по отношению к административному персоналу я не припомню, даже во время перестройки такого не было), то считаю, что это очередной пиар-ход.
По сути, идет оптимизация, но она мало кого затронет. Если брать самый высший аппарат, то абсурдом можно назвать то, что у министров и других руководящих работников высокого ранга по несколько первых замов. Это что такое? Столько замов просто не надо, поэтому они и попадают под сокращение.
Слишком много руководящих работников у нас расплодилось, в том числе и в госаппарате.
Все норовят руководить, а исполнители работают за копеечную плату, не успевая обрабатывать все хотелки руководящих работников, стоящих над ними.
Здесь надо наводить порядок, конкретно с этой позицией я согласна: не надо нам столько указующих перстов. Это единственный положительный момент, который я нашла в этой административной реформе.
Что касается упорядочения, то вместо четырех департаментов, где объединялись некоторые направления, теперь будет семь. Будет ли при этом здесь рост чиновничьего аппарата — неизвестно.
Вообще, не факт, что чиновники будут сокращены. Они могут быть выведены за штат, то есть выполнять те же функции, но не состоять в штате, считаться государственными служащими, хотя лишатся определенного ряда льгот.
Не ждет особого положительного эффекта от реформы и директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков.
— Реформа того же порядка, что и всегда. Последняя похожая была, когда премьер-министром стал Дмитрий Медведев. Также пытались сократить около 30% чиновников, в результате их просто перевели на работу в дружественные структуры, типа ФГУП и т.
Они перестали быть служащими, но продолжили заниматься тем же, хотя и лишились возможности получать госпенсии и стали получать меньшую зарплату.
Какая-то экономия для бюджета была, но, с другой стороны, у нас ни одна реформа не обходится без того, чтобы в итоге при сокращении госаппарат не вырос.
Мишустин также пошел по этому пути. Так, было 3−4 департамента, которые он сократил, и сделал семь.
«СП»: — Может, работа в результате станет более эффективной?
— Вряд ли. Сокращение затрагивает в основном низовые звенья. Тех людей, которые, условно говоря, в окошке общаются с населением.
«СП»: — Но заместители министров тоже попали под сокращение.
— Кого-то могут сократить, но в итоге разрастутся. Департаменты тоже сократили, в итоге расширили. Сокращают тех, кого не жалко. А это, как правило, рядовые работяги. В итоге услугу нужно будет ждать не день, а два-три.
Возможно, Мишустин, как цифровизатор, это все выправит. Посмотрим. Пока это, скорее, ожидание чуда, чем реальные предпосылки.
«СП»: — Зачем вообще понадобилась эта реформа, да еще так спешно?
— Сложно сказать, но, наверное, в преддверие выборов в Госдуму хотят показать, что правительство эффективно. Думаю, это политический запрос.
Думаю, будет глобальная реформа правительства в плане смены вице-премьеров. Это будет более глобальная реформа, которую подадут как позитивный фактор перед выборами. Но в конечном итоге это будет перестановка чиновников с одного места на другое. А Мишустин постарается усилить свои позиции.
Сокращение штата госслужащих в 2021 году на 10%
По данным Министерства финансов, в последние годы в федеральных ведомствах число вакансий превышало предельную численность на 10%. Если говорить о замещении должностей, то от установленной предельной численности вакансий было замещено 90%. Наименьший процент замещения был в следующих государственных органах:
В Министерстве финансов причину недозамещения вакансий связывают:
- С высокими требования к профессионализму и опыта, при том что изначально предлагается не достаточный уровень оплаты труда
- Со сложностью проведения конкурсов и их длительностью при замещении вакансий
- С достаточно частыми командировками тех, кто работает в территориальных органах
Что значит замещение вакансии? К примеру, если сотрудница уходит в декретный отпуск, на её место ищется временно исполняющий её обязанности специалист. Если таковой специалист не находится, то в таком случае говорят о недозамещении вакансии.
Главным побочным явлением недозамещения вакансии является нагрузка на других чиновников, которые вынуждены брать на себя часть функций тех, кто временно не может исполнять свои обязанности.
Таким образом, чтобы снизить нагрузку на чиновников, что разумно и логично, в Министерстве финансов выразили необходимость ускорить процесс замещения вакантных должностей. Это поможет также исключить дисбаланс между размером оплаты труда федеральных чиновников. За счет чего это произойдет? Дело в том, что размер из заработных плат зависит количества всех должностных лиц, выполняющих разные функции в конкретном федеральном органе исполнительной власти.
За 2016 год средний заработок всех вместе взятых федеральных чиновников составлял порядка 115. 000 рублей.
Самые большие заработные платы были у сотрудников администрации президента России и у сотрудников Счетной палаты. Зарплаты этих государственных служащих варьировались от 180. 000 руб. до 230. 000 руб.
Если говорить о самых низких заработных платах, то они были в федеральном агентстве по делам национальностей, а также в федеральном агентстве по недропользованию. Зарплаты сотрудников в этих органах варьировались около 60. 000 рублей или ниже.
Пока что, на сегодняшний день, данных по заработным платам госслужащих за предыдущий год еще нет.
Согласно указу президента России Владимира Владимировича Путина, будут сокращать штат сотрудников МВД. По этому указу, в Министерстве Внутренних Дел РФ должны установить предельную штатную численность сотрудников: 894. 871 единица. Сюда входит:
- Сотрудники органов внутренних дел РФ – 746.859 человек
- Федеральные государственные гражданские служащие – 17.199 человек
Далее президент России будет оптимизировать и другие государственные органы, находящиеся в его подчинении. Ранее им был подписал указ о сокращении штатов (предельной численности должностей) на 10. 000 человек.
Как будет происходить сокращение в других ведомствах?
В тех, которыми руководит правительство России, решение о сокращениях будет приниматься правительством.
В тех, которыми руководит президент, решение о сокращении штатов будет принимать соответственно, президент:
- Федеральная служба безопасности (ФСБ)
- Федеральная служба охраны (ФСО)
- Министерство иностранных дел (МИД)
- Министерство юстиции (Минюст)
Одна из причин, почему необходимо оптимизировать штаты контрольно-надзорных органов – дисбаланс среди заработных плат и должностных обязанностей. К примеру, у инспекторов в территориальных органах многих ведомств России зарплата составляет около 16 тысяч рублей. В то время как они контролируют нарушения на многих предприятиях, выписывая штрафы от нескольких сотен тысяч до десятков миллионов рублей.
Другой причиной является дисбаланс заработных плат в региональных органах контроля. К примеру, условно говоря, инспектор одного надзорного органа в области получает зарплату на 30% больше, чем инспектор в другом надзорном органе этой же области. Из-за этого появляется текучка кадров. В итоге в одном территориальном органе кадров больше, чем надо. А в другом — их нехватка.
Оптимизации не хватило мотивации
Правительство откладывает реформу системы оплаты труда госслужащих
Решение правительства отложить на два года реформу денежной мотивации федеральных чиновников сэкономит бюджету почти 200 млрд руб. , следует из проекта госбюджета. Реформа предполагает повышение постоянной части оклада госслужащих
Евгений Одиноков / РИА Новости
Правительство сэкономит почти 200 млрд руб. за счет переноса на 2023 год реформы «системы материальной мотивации» федеральных госслужащих, следует из пояснительной записки к проекту федерального бюджета на 2021–2023 годы (документ есть в распоряжении РБК). Решение отложить реформу на два года принято ради обеспечения сбалансированности федерального бюджета.
После обвала бюджетных доходов в 2020 году и рекордных антикризисных трат из-за пандемии российский бюджет будет дефицитным на протяжении трех ближайших лет.
Другие способы балансировки бюджета, согласованные правительством, — сокращение на 10% всех «незащищенных» статей бюджета, пропуск в 2021 году индексации зарплат чиновников и меры по мобилизации дополнительных доходов (включая повышение налоговой нагрузки на добывающий бизнес).
Перенос сроков реализации мер по совершенствованию системы оплаты труда госслужащих связан с необходимостью финансирования первоочередных мероприятий для устойчивого развития экономики в условиях распространения коронавируса, в том числе обеспечивающих всестороннюю социальную поддержку населения, заявили РБК в Минфине.
Что предполагает реформа
Суть реформы оплаты труда госслужащих состоит, с одной стороны, в увеличении постоянной части оклада чиновников, а с другой — в «оптимизации бизнес-процессов» и сокращении численности госаппарата, объяснял министр финансов Антон Силуанов в сентябре 2018 года.
По замыслу Минфина, численность сотрудников центральных аппаратов федеральных министерств в 2020 году должна сократиться на 10%, а территориальных органов — на 5%, говорила первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко в сентябре 2019 года. К 2021 году сокращение численности территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти должно было достичь 15%.
По ее словам, нужно отказаться от неэффективных регламентных процедур и актуализировать либо отменить устаревшие стандарты, «требующие временных затрат и немалых кадровых ресурсов». А высвобождающиеся средства предполагалось направить на повышение оплаты труда госслужащих.
«Параметры предстоящего повышения рассчитаны на сокращенную численность госслужащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь. Или потребуется выделение из бюджета дополнительных средств в объеме до 100 млрд руб.
ежегодно», — объясняла Нестеренко в интервью «РИА Новости».
Какие изменения предусмотрены в бюджете
Правительство одобрило уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на «совершенствование системы материальной мотивации федеральных госслужащих в связи с переносом сроков проведения мероприятий», отмечается в пояснительной записке к проекту федерального бюджета. В 2021 году они должны сократиться на 96,4 млрд руб. , а в 2022-м — на 99,32 млрд руб. Но в 2023 году, наоборот, вырасти на 99,1 млрд руб. по сравнению с 2022 годом.
Проводить такую реформу без дополнительного финансирования будет просто неэффективно, поэтому было принято решение перенести сроки ее проведения, полагает старший научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС Александр Дерюгин. Принцип оптимизации процессов, сокращения штата с одновременным увеличением зарплат для оставшихся сотрудников с успехом применяется в коммерческой сфере, международная практика показывает, что он эффективен и для госуправления, добавил он.
Одновременно правительство отказалось от проведения ежегодной индексации окладов госслужащих в следующем году (в 2022 и 2023 годах предполагается вернуться к стандартному повышению).
Власти не в первый раз прибегают к пропуску ежегодного повышения зарплат чиновников в качестве меры обеспечения сбалансированности бюджета: индексация для госслужащих приостанавливалась на период 2014–2017 годов после кризиса 2014 года.
Затем в течение трех лет с 1 октября зарплаты чиновников ежегодно увеличивали на уровень инфляции за предыдущий год.
Сколько зарабатывают федеральные чиновники
Средняя зарплата госслужащих в центральных аппаратах федеральных органов власти в 2018 году достигла 126,6 тыс. руб. Данные за 2019-й Росстат до сих пор не представил, но если увеличить их на уровень фактической инфляции за прошлый год (4,3%), то средняя зарплата федеральных чиновников могла вырасти до 132 тыс. руб. в месяц.
Самыми высокооплачиваемыми федеральными чиновниками в 2018 году стали сотрудники аппарата правительства (240,4 тыс. руб. в 2018 году) и администрации президента (236,7 тыс. руб.
Среди министерств и ведомств самыми высокооплачиваемыми оказались сотрудники Федерального казначейства (159 тыс. руб. Далее следуют МИД — 151,1 тыс. руб. , МЧС — 145 тыс. руб.
, Федеральная налоговая служба (ФНС) — 144,8 тыс. руб. и Минфин — 139 тыс. руб.
Согласно закону «О государственной гражданской службе РФ», зарплата госслужащих состоит из суммы должностных окладов, включающих должностные оклады и оклады за классный чин, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат. Дополнительными выплатами могут быть меры материального поощрения и стимулирования. К последним относятся, например, премии по результатам профессиональной служебной деятельности и предоставление льгот и соцгарантий.
По состоянию на 1 июля 2019 года в России было около 855 тыс. госслужащих, из них 603 тыс. человек — федеральные чиновники, 252 тыс. — госслужащие регионов, говорила Нестеренко. В органах местного самоуправления работают еще 395 тыс. муниципальных служащих, добавляла она.
«Но к чиновникам у нас принято относить не только государственных гражданских и муниципальных служащих, а всех работников государственных и муниципальных органов. Их около 2,4 млн человек. Получается, на 10 тыс.
населения России приходится 163 чиновника», — рассказывала замминистра финансов.
Какие еще приняты меры для сокращения дефицита бюджета
Перенос реформы зарплат федеральных чиновников наряду с отказом от ежегодной индексации их окладов в 2021 году, а также оптимизацией на 10% всех «незащищенных» статей бюджетных расходов стали мерами по сокращению расходов дефицитного федерального бюджета.
Последний раз подобное сокращение госбюджета проводилось в 2016 году, после падения цен на нефть и сокращения нефтегазовых доходов. Но теперь правительство вынуждено было пойти и на уменьшение оборонных расходов. Расходы на реализацию государственной программы вооружений будут урезаны на 5% в 2021–2023 годах.
«Без оптимизации и сокращений мы бы не вышли на общие сбалансированные принципы бюджетной политики в 2022 году. Что называется, по ниточке со всех мер собирали, чтобы сбалансировать бюджет», — говорил журналистам Силуанов на брифинге после одобрения правительством бюджетного пакета.
Для мобилизации бюджетных доходов были приняты и меры по увеличению фискальной нагрузки на бизнес (увеличение НДПИ в отношении сырья для удобрений и руд черных и цветных металлов, модификация параметров налога на дополнительный доход в нефтяной отрасли и пересмотр ряда нефтяных льгот).
Cтавки акциза на сигареты, табачную продукцию и электронные сигареты возрастут на 20% (что приведет к увеличению стоимости пачки в среднем на 15–20%). Кроме того, дополнительный доход в бюджет принесут введение НДФЛ на проценты по вкладам свыше 1 млн руб. , повышение НДФЛ до 15% для зарабатывающих более 5 млн руб.
в год, повышение ставок налогов на дивиденды в пользу резидентов Кипра, Мальты, Люксембурга.
💰 Изменение заработных плат сотрудников
Зачастую из сокращения логически вытекает, что оставшиеся специалисты смогут получать повышенную заработную плату в сравнении с той, которая выплачивается в текущий момент. Так и здесь – заработок планируется повысить. В текущий момент зарплата государственных служащих составляет 40% Фонда заработной платы. То есть 40% оклада специалисты бухгалтерии и экономических отделов получают фиксировано. Соответственно, 60% заработка складывается из следующего:
- премий;
- стимулирующих выплат;
- иных видов доплат.
Дополнительные выплаты, соответственно, составляют большую часть заработка чиновника. Но именно эта часть носит несистематический характер, что подвергает риску доход госслужащего.
Результатом реформы станет то, что фиксированная часть заработка составит 60% всех полученных им денег. И только 40% будут иметь непостоянную основу. Это не только даст старт повышению заработных плат чиновников, но и стабильность их получения, ориентацию на оклад, а не на премиальный фонд.
Принуждение к увольнению. Куда пожаловаться
Почему при увольнении надо отрабатывать именно 2 недели
Незаконное увольнение. Как наказать работодателя
По сути, планирующееся сокращение госслужащих выглядит, как прорыв к более смелому использованию инновационных технологий, как развитие, а не угасание системы управления. Поэтому планирующуюся оптимизацию можно назвать реформой в области управления, отлаживанием финансовых потоков государства и надзором за их правильным течением.
Это много или мало?
Численность чиновников, силовиков и бюджетников обычно критикуют с позиций того, какой процент от численности занятых в экономике или от всего населения страны они составляют. Ведь абстрактные 10 миллионов человек не говорят ни о чем, однако если это каждый 14-й житель России – ситуация начинает играть новыми красками.
Раздувание государственного аппарата в России началось еще с ранних советских лет: если в 1913 году на тысячу жителей в России было всего 1,63 чиновника, то в 1922-м – уже 5,2, в 1928-м – 6,9. Затем количество выросло до 10,2 человек в 1950 году, снизившись только к 1985 году до 8,7. Но если взять даже современные цифры, то на каждую тысячу человек получится:
- около 16 госслужащих;
- более 11 силовиков;
- больше 40 бюджетников.
Правда, по некоторым данным, пиковые цифры Россия прошла в 2014 году – однако снова возникают сложности в том, чтобы сопоставить данные.
А если посмотреть статистику других стран, увидим следующее:
- Китай – 7 миллионов чиновников на страну, но это всего 4,88 штатных единицы на тысячу человек населения;
- США – 2,1 миллиона чиновников, что дает 6,37 ставки на тысячу населения;
- Германия – 508 тысяч госслужащих, или чуть более 6 на тысячу человек;
- Великобритания – 431 тысяча чиновников дает 6,37 на тысячу человек;
- Украина – 244 тысячи чиновников, или всего 5,85 штатных единиц на тысячу человек;
- Беларусь – 3,9 чиновника на тысячу человек;
- Казахстан – 5,32 ставки на тысячу населения;
- Литва – там в госуправлении работает 60 тысяч человек, но из-за небольшого населения страны это почти 22 чиновника на тысячу человек;
- Эстония – 25 тысяч чиновников или более 19 на тысячу человек населения.
Как видно, в России с учетом численности населения штат чиновников действительно раздут – а потому любые перемены и реформы по снижению их численности будут полезными. Особенно это актуально сейчас, когда едва ли не все государственные услуги перешли в онлайн, благодаря чему можно сократить часть госслужащих, которые вели личный прием населения.
👩💼 Предпосылки сокращения штата госслужащих и условия оптимизации
Предпосылки оптимизации кроются в том, что на содержание аппарата госслужбы требуются колоссальные средства из государственного бюджета. Их поступление в сложившейся экономической ситуации никто не может гарантировать.
К тому же из-за раздутого аппарата чиновников их ставки малы и требуют повышения, чтобы хоть как-то вписаться в существующие условия рынка. Для того чтобы решить обе поставленные задачи, в 2020 году пройдёт основной этап оптимизации. В первую очередь, под неё подпадают работники мэрий и муниципалитетов, занимающие следующие должности:
- бухгалтеров и экономистов;
- технических специалистов;
- делопроизводителей.
Для того чтобы запустить процесс оптимизации, был проведён предварительный мониторинг. На основании анализа полученных данных были сделаны выводы:
- Реформы по цифровизации системы управления высвобождают возможности для более эффективной работы органов исполнительной власти.
- В связи с усовершенствованием единой системы управления и обеспечения существующая нагрузка в расчёте на одного работника, может быть увеличена.
- Увеличение планируемой нагрузки на одного работника соответствует нормам СанПИН.
- При запланированном сокращении из государственного бюджета может высвободиться порядка 100 миллиардов рублей, которые иначе придётся затратить на увеличение заработных плат сотрудников исполкомов.
Условия оптимизации предусматривают запланированное изменение штата в сторону его уменьшения. Сотрудники будут уволены по сокращению, согласно нормам закона, отражённым в статье 178 ТК РФ. Обязанности специалистов, попавших под сокращение, будут распределены между оставшимися сотрудниками.
Кроме этого, будут удалены лишние звенья в цепочке управления, которые дублируют работу друг друга. Такое дублирование не только не приносит пользу делу, но и вредит ему, ведь на разных уровнях могут формироваться противоречивые законодательные акты, исполнение которых идёт встык с основным планированием.
А сколько всего чиновников в России?
Итак, в России было 1,25 миллиона государственных служащих (если считать только федеральных, региональных и муниципальных служащих), и правительство сократило 32 тысячи. В процентном отношении это аж 2,56% – это явно не 10-15% единиц, на которые обещал уменьшить раздутые штаты Мишустин. Правда, если вспомнить, он говорил в основном о вакантных местах – куда просто не было желающих идти работать.
Но сколько всего человек в России работают на государство? Попробуем посчитать:
- федеральных гражданских служащих – 603 тысячи человек;
- региональных гражданских служащих – 252 тысячи человек;
- муниципальных гражданских служащих – 395 тысяч человек;
- иных сотрудников органов государственной власти – около 1,15 миллионов человек (то есть, не все, кто работает во власти – служащие, есть также вспомогательный персонал);
- военнослужащие – 793 тысячи человек;
- Росгвардия – до 400 тысяч человек;
- ФСБ – 200 тысяч человек;
- ФССП, ФСО, ФТС, СВР, Генпрокуратура и СК – еще 220 тысяч человек;
- учителя и воспитатели – 2,79 миллиона человек;
- преподаватели вузов и техникумов – 345,8 тысяч человек;
- врачи, средний и младший медперсонал – 2,15 миллиона человек;
- социальные работники – 118,5 тысяч человек;
- сотрудники учреждений в сфере культуры – 495,3 тысяч человек;
- сотрудники науки – 72 тысячи человек.
Итого получаем: 2,4 миллиона чиновников, 1,7 миллиона силовиков, 5,9 миллионов бюджетников, или 10 миллионов человек. Хотя в некоторых источниках звучит другая цифра – больше 10 миллионов. Вероятно, некоторые категории сотрудников неочевидно попадают в число тех, кто живет за счет государства.
Вроде не бездельники и могли бы жить, только бы чиновников взять и сократить
В Минфине России озвучили идею масштабной реформы государственного управления, которая будет заключаться в сокращении числа госслужащих разного уровня. Предполагается, что это позволит проиндексировать зарплаты в госаппарате, не выделяя на это средства из бюджета. В чём угрозы этой инициативы?
Вопрос о раздутом штате госслужащих в России – один из самых обсуждаемых в последние годы. Несмотря на все разговоры, правительство пока не предпринимало каких-либо решительных шагов в данной области.
Точнее, предпринимало, но тогда, год назад, речь шла вовсе не о сокращениях. Госслужащие – это такие же рабочие люди, уверяют в кабмине.
Следовательно, им тоже необходимо повышать зарплаты сообразно темпам роста инфляции, а также вообще повышать их доходы.
При этом в вопросе, который условно можно назвать «о госслужащих», нет единого мнения: правительство официально молчит, глава Счётной палаты Алексей Кудрин предлагал привязать зарплату госслужащих к показателям эффективности их работы, а ряд экономистов полагают, что профессии госслужащего необходимо поднимать престиж, устраняя неравенство в доходах между служащими разного уровня.
Глава Счётной палаты Алексей Кудрин предлагал привязать зарплату госслужащих к показателям эффективности их работы. State Duma Russia / Globallookpress
Несмотря на новое предложение, прозвучавшее из стен Минфина, кабмин не торопится давать ход инициативе о сокращении штата, потому что просто не решил, что следует делать с госаппаратом, его доходами и численностью. Идей и мнений по-прежнему звучит очень много.
Зачем это нужно?
Ответ на вопрос о том, зачем необходимо сокращать армию чиновников в России, казалось бы, очевиден. Это и бюджетная экономия (прежде всего), и вероятное повышение «чистоты» профессии, в которой останутся только профессионалы, которые будут получать хорошие деньги за реальную, сложную и эффективную работу на благо страны и её граждан.
Однако Россия – большая страна, в каждом регионе которой есть свой достаточно широкий чиновничий аппарат. При разности уровня жизни в регионах нужны и разные критерии отбора чиновников для разделения их на эффективных и «неугодных».
В интервью «РИА Новости» первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко заявила, что реформа назрела уже давно, и Минфин предлагает действовать.
Чиновница отметила, что если штат чиновников не будет сокращён, то в будущем служащие смогут рассчитывать только на индексацию на уровень инфляции, а роста зарплаты до конкурентного уровня не будет.
Или будет, но ценой дополнительных 100 млрд рублей в год.
Экономия – не самоцель реформы, очевидно. Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь,
– сказала Нестеренко.
В Минфине предложили провести реформу в два этапа. Первый – автоматический, предполагающий простое сокращение численности центрального госаппарата на 10%, территориальных органов – на пять процентов, а в регионах к 2021 году – на все 15%.
Это станет первой волной. Вторая волна – структурное совершенствование госаппарата. Оно должно заключаться в масштабных преобразованиях территориальных представительств министерств и ведомств. Из отделений с большой численностью служащих должны получиться компактные офисы без статуса юридического лица и без подразделений.
«То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности», – сказала Нестеренко.
На первый взгляд, идея очень хорошая, ведь любой профессии избыток кадров вредит не в меньшей степени, чем недостаток. При раздутых штатах падает эффективность работы, так как служащие часто «отбывают номер», занимаются бюрократией или работой, которая ничего не значит и ни к чему не приводит.
Именно поэтому вопрос сокращения штата госслужащих – это не вопрос увольнения, а вопрос отладки работы госаппарата. И вряд ли кто-то будет спорить с тем, что такая отладка пошла бы этому аппарату на пользу. Однако в этом ли истинная цель и только ли в размер штата упирается неэффективность работы?
Увольнять нельзя премировать
На самом деле кабмин уже разрабатывал инициативы, которые должны пойти на пользу госслужащим. В 2018 году в проект федерального бюджета закладывалось 138,6 млрд рублей в 2019 году и 208,9 млрд рублей в 2020 году на «материальную мотивацию» чиновников.
Армия чиновников разного ранга в нашей стране насчитывает порядка 2,5 млн человек. Однако было бы неверно полагать, что все эти 2,5 млн человек живут на широкую ногу. В аппарате госслужбы есть своя дифференциация по статусу, и зарплаты неначальствующего состава в регионах не так высоки.
Правительство также предложило выделить 375 млн рублей из общей суммы в 2019 году исключительно на поддержку госслужащих, которые участвуют в реализации федеральных и нацпроектов.
Суммарно к 2021 году на все эти цели будет истрачено более полутриллиона рублей.
Получается что после разговоров о том, что госслужащим необходимо повышать престиж профессии, спустя всего год (и, кстати, после разработки соответствующих бюджетных параметров) в правительстве уже говорят о том, что «денег нет, и вы уйдите». При этом следует напомнить указ президента России Владимира Путина от 2016 года, в котором он ясно давал понять – рядовой небогатый госслужащий должен получать достойную зарплату.
До 2019 года необходимо завершить мероприятия по совершенствованию системы материального стимулирования государственных гражданских служащих, а также структуры их денежного содержания,
– сказано в указе «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы России на 2016–2018 годы».
Именно подобные «чертыхания» сегодня вызывают большие вопросы.
Правительству, вероятно, необходимо, наконец, определиться – следует ли в рамках реформы госаппарата просто увольнять одних и поднимать зарплаты другим или нужно истратить более полутриллиона рублей из бюджета на тотальное премирование служащих, либо же проводить «вдумчивую люстрацию» на основании показателей эффективности работы, которых никто никогда не видел.
Хотя к последнему утверждению всё же следует добавить прошлогоднее заявление Алексея Кудрина, который предложил ставить госслужащим оценки за их работу, то есть ввести KPI (Key Performance Indicators, ключевые показатели эффективности).
Atstock Productions / Shutterstock. com
Согласно этой системе, которая работает во многих корпорациях, регулярный оклад или бонусы сотрудника зависят от того, насколько эффективно он работал. Кудрин даже включил положение о KPI для служащих в новую стратегию Счётной палаты, желая лично выставлять оценки чиновникам за их работу.
К чему это приведёт
Экономисты уже начали обсуждать новую идею Минфина о сокращении штата госслужащих. Доктор экономических наук, профессор Института экономики РАН Олег Сухарев в интервью Царьграду заявил, что Россия «болтается в хаосе», пока Минфин занимается сокращениями.
Вот так вот вякнуть: административная реформа, давай сократим кого-то – это проще всего. Но в каком объёме, кого ты будешь сокращать? Выявил ли ты эти избыточные функции, нужны ли они, какова их полезность? Ведь они же играли какую-то роль в управлении. Или не играли?
– заявил экономист, обратив внимание на отсутствие критериев для сокращения штата.
Такие критерии, по его мнению, выполняли бы роль плана, что необходимо, так как плана этого у России сейчас нет. Главное, по его мнению, состоит в том, что старые проверенные профессионалы, которые могли бы что-то подсказать, уже в принципе не работают.
«И вот это катастрофа для страны. Потому что если бы профессионалы были, вам было бы к кому приткнуться и к кому обратиться. А теперь вы ковыряетесь с таким реформированием, кого-то сократить, кого-то усмирить, кого-то убедить», – считает он.
«В плане полушутки я бы сократил, прежде всего, правительство, которое принимает такие решения. Потому что провинностей много: это и непродуманные налоговые изменения, и пенсионная реформа, и сдерживание роста вместе с аккумулированием ресурсов в ФНБ в профицитном бюджете и так далее», – заявил экономист.
Новая реформа госаппарата также вызвала много вопросов и у экономиста Михаила Делягина. В беседе с ИА Rengum он отметил, что сокращение госчиновников на 10% «замечательно только с точки зрения классовой ненависти».
По его мнению, ряд министерств и ведомств уже могут работать оптимально, и сокращения им только навредят.
Другие же учреждения, напротив, не захотят терять ценные кадры и специально нарастят штат на 20%, чтобы не пострадать в результате реформы.
И в итоге оказывается, что при применении сокращения на 10% одни ведомства станут просто хуже работать, потому что там будут уволены необходимые люди, а другие будут по-прежнему работать неэффективно,
– сказал Делягин.
Из этих мнений, а также инициатив самого правительства следует несколько выводов. Во-первых, если штат госслужащих раздут, то его сокращение пойдёт на благо. Во-вторых, любое сокращение не должно быть механическим или, как выражаются в Минфине, автоматическим урезанием штата.
Автоматизм – не критерий, а способ произведения действия. Под раздачу могут попасть госслужащие низшего звена, которые вовсе не имеют никакой заоблачной зарплаты. Их увольнение не только лишит учреждения «базовой рабочей силы», но и снизит эффективность, одновременно этим обогатив чиновников высшего ранга, которые и сейчас нередко обеспечены вполне хорошо.
Vanilllla / Shutterstock. com
В-третьих, если брать за основу требование Путина о поднятии престижа профессии, то разве такая профессия станет более престижной, если в ней пройдут масштабные сокращения? Или же если представителям этой профессии выписать высокие бонусы? Отнюдь нет.
Именно поэтому в правительстве крайне сдержанно реагируют на инициативу госпожи Нестеренко.
«Заявление коллег из Министерства финансов РФ несколько преждевременно», – сказал пресс-секретарь премьер-министра России Олег Осипов (цитата по «Интерфаксу»).
Очевидно, что настоящая реформа госаппарата должна быть многоуровневой и хорошо продуманной. Производиться она должна только на основании равных для всех служащих критериев оценки работы на должности конкретного уровня.
Беспорядочная реформа, конечно, сократит штат, высвободит средства, но и нанесёт удар по аппарату, престиж которого либо нуждается в повышении (если смотреть на низы), либо наоборот (если смотреть на верхушку). Так что пока заявления Минфина являются не более чем теоретическим предложением с перспективой дальнейшей проработки, но никак не поводом для оптимизма или инструкцией к действию.
Что гарантируется гражданскому служащему?
Гражданскому служащему гарантируется возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган, а также при назначении гражданского служащего в порядке ротации на должность гражданской службы
Что входит в оклад денежного содержания госслужащего?
Денежное содержание государственного служащего состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премий по результатам работы
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее – должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции,
В каком случае при увольнении выплачивают 3 оклада?
Выходное пособие в размере 3 -месячного оклада выплачивается лицам, занимающим руководящие должности (директорам, главным бухгалтерам), если причиной расторжения трудового договора стала смена собственника организации
Как уволиться с госслужбы?
Расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего 1. Гражданский служащий имеет право расторгнуть служебный контракт и уволиться с гражданской службы по собственной инициативе, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме за две недели