Постановление Правительства Российской Федерации от 07.10.2019 № 1296
“Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации”
Дата опубликования: 10.10.2019
Номер опубликования: 0001201910100007
1. Настоящее Положение определяет порядок осуществления наставничества на государственной гражданской службе Российской Федерации (далее соответственно – гражданская служба, наставничество) и условия стимулирования государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее – гражданские служащие), осуществляющих наставничество (далее – наставники), с учетом оценки результативности их деятельности.
2. Наставничество на гражданской службе осуществляется лицами, имеющими значительный опыт работы в определенной сфере, в целях содействия профессиональному развитию гражданских служащих, направленному на формирование знаний и умений, необходимых для обеспечения служебной деятельности на высоком профессиональном уровне, и воспитания добросовестного отношения к исполнению должностных обязанностей.
3. Задачами наставничества являются:
а) повышение информированности гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, о направлениях и целях деятельности государственного органа, стоящих перед ним задачах, а также ускорение процесса адаптации гражданского служащего, поступившего впервые на гражданскую службу, или гражданского служащего, имеющего стаж гражданской службы, впервые поступившего в данный государственный орган;
б) развитие у гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, умений самостоятельно, качественно и своевременно исполнять возложенные на него должностные обязанности и поддерживать профессиональный уровень, необходимый для их надлежащего исполнения;
в) повышение мотивации гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, к надлежащему исполнению должностных обязанностей, эффективной и долгосрочной профессиональной служебной деятельности.
4. Наставничество осуществляется по решению представителя нанимателя (руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации).
5. Представитель нанимателя создает условия для осуществления наставничества.
6. Организацию наставничества в государственном органе осуществляет кадровая служба государственного органа, используя в том числе государственные информационные системы в области гражданской службы.
7. Наставничество осуществляется, как правило, в отношении гражданского служащего, поступившего впервые на гражданскую службу в государственный орган, или гражданского служащего, имеющего стаж гражданской службы, впервые поступившего в данный государственный орган.
8. Предложение об осуществлении наставничества направляется представителю нанимателя руководителем структурного подразделения государственного органа, в котором предусматривается замещение лицом, в отношении которого предлагается осуществлять наставничество, должности гражданской службы (далее – непосредственный руководитель). Данное предложение содержит сведения о сроке наставничества и согласии гражданского служащего, назначаемого наставником.
9. Непосредственный руководитель гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, в случае временной нетрудоспособности наставника в течение длительного срока или его длительной служебной командировки, а также возникновения иных обстоятельств, препятствующих осуществлению наставничества, в течение одного рабочего дня с момента возникновения указанных обстоятельств направляет предложения представителю нанимателя для принятия решения о назначении другого наставника. Срок наставничества при этом не изменяется.
10. Наставничество прекращается до истечения установленного срока в случае назначения гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, на иную должность гражданской службы в том же или в другом государственном органе или его увольнения с гражданской службы.
11. Наставник назначается из числа наиболее авторитетных, опытных и результативных гражданских служащих. У наставника не должно быть дисциплинарного взыскания или взыскания за коррупционное правонарушение, а также в отношении него не должна проводиться служебная проверка.
12. Непосредственный руководитель гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, не может являться наставником.
13. Наставник одновременно может осуществлять наставничество в отношении не более чем 2 гражданских служащих.
14. Функции наставника осуществляются наряду с исполнением гражданским служащим, являющимся наставником, его должностных обязанностей.
15. В функции наставника входят:
а) содействие в ознакомлении гражданского служащего с условиями прохождения гражданской службы;
б) представление гражданскому служащему рекомендаций по вопросам, связанным с исполнением его должностных обязанностей;
в) выявление ошибок, допущенных гражданским служащим при осуществлении им профессиональной служебной деятельности, и содействие в их устранении;
г) передача накопленного опыта, профессионального мастерства, демонстрация и разъяснение наиболее рациональных методов исполнения должностных обязанностей;
д) оказание гражданскому служащему консультативно-методической помощи при его обращении за профессиональным советом.
16. Наставник имеет право:
а) принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с исполнением должностных обязанностей гражданским служащим, в отношении которого осуществляется наставничество, с его непосредственным руководителем;
б) давать гражданскому служащему рекомендации, способствующие выработке практических умений по исполнению должностных обязанностей;
в) разрабатывать индивидуальный план мероприятий по наставничеству;
г) контролировать своевременность исполнения гражданским служащим должностных обязанностей.
17. Наставнику запрещается требовать от гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом данного гражданского служащего.
18. В обязанности гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, входят:
а) самостоятельное выполнение заданий непосредственного руководителя с учетом рекомендаций наставника;
б) усвоение опыта, переданного наставником, обучение практическому решению поставленных задач;
в) учет рекомендаций наставника, выполнение индивидуального плана мероприятий по наставничеству (при его наличии).
19. Гражданский служащий, в отношении которого осуществляется наставничество, имеет право:
а) обращаться по мере необходимости к наставнику за профессиональным советом для надлежащего исполнения своих должностных обязанностей;
б) принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством, с непосредственным руководителем и наставником;
в) представлять непосредственному руководителю обоснованное ходатайство о замене наставника.
20. Наставник представляет непосредственному руководителю гражданского служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, отзыв о результатах наставничества по форме согласно приложению не позднее 2 рабочих дней со дня завершения срока наставничества.
21. Непосредственный руководитель гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, проводит индивидуальное собеседование с таким гражданским служащим в целях подведения итогов осуществления наставничества.
22. Непосредственный руководитель гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, проводит оценку результативности деятельности наставника на основе результатов деятельности наставника и профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество. Оценка проводится с учетом:
а) содействия гражданскому служащему, в отношении которого осуществлялось наставничество, в успешном овладении им профессиональными знаниями, навыками и умениями, в его профессиональном становлении;
б) содействия в приобретении гражданским служащим, в отношении которого осуществлялось наставничество, опыта работы по специальности, направлению подготовки, формирования у него практических знаний и навыков в области профессиональной служебной деятельности;
в) оказания гражданскому служащему, в отношении которого осуществлялось наставничество, постоянной и эффективной помощи в совершенствовании форм и методов работы;
г) проведения действенной работы по воспитанию у гражданского служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, добросовестного отношения к исполнению его должностных обязанностей.
23. Отзыв о результатах наставничества, подготовленный и подписанный наставником, после ознакомления с ним непосредственного руководителя гражданского служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, направляется в кадровую службу государственного органа не позднее 5 рабочих дней со дня завершения срока наставничества.
24. Результативность деятельности гражданского служащего в качестве наставника по решению представителя нанимателя учитывается при выплате ему премии за выполнение особо важных и сложных заданий. Порядок выплаты указанной премии наставникам устанавливается представителем нанимателя в соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
25. Деятельность гражданского служащего в качестве наставника учитывается при решении вопросов, связанных с поощрением или награждением гражданского служащего за безупречную и эффективную гражданскую службу в соответствии со статьей 55 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
26. Государственный орган вправе учредить ведомственный знак отличия для награждения гражданских служащих за эффективное и долговременное осуществление наставничества в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 55 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Приложение к Положению о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации
(форма)
ОТЗЫВо результатах наставничества
1. Фамилия, имя, отчество (при наличии) и замещаемая должность наставника: | ||
_______________________________________________________ | ||
____________________________________________________________________ | . | |
2. Фамилия, имя, отчество (при наличии) и замещаемая должность государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее – гражданский служащий), в отношении которого | ||
осуществлялось наставничество: _____________________________________________________________ | ||
_____________________________________________________________ | . | |
3. Период наставничества: с_______ 20_ г. по_______ 20_ г. | ||
4. Информация о результатах наставничества: | ||
а) гражданский служащий изучил следующие основные вопросы профессиональной служебной деятельности: | ||
_________________________________________________________________ | ||
____________________________________________________________________ | ; | |
б) гражданский служащий выполнил по рекомендациям наставника следующие основные задания: | ||
________________________________________________________________ | ||
__________________________________________________________________ | ||
____________________________________________________________________ | ; | |
в) гражданскому служащему следует устранить следующие недостатки при исполнении должностных обязанностей (заполняется при необходимости): | ||
____________________________________________________________ | ||
____________________________________________________________________ | ; | |
г) гражданскому служащему следует дополнительно изучить следующие вопросы: | ||
_________________________________________________________________ | ||
____________________________________________________________________ | . | |
5. Определение профессионального потенциала гражданского служащего и рекомендации по его профессиональному развитию: | ||
______________________________________________________________ | ||
__________________________________________________________________________ | . | |
6. Дополнительная информация о гражданском служащем, в отношении которого осуществлялось наставничество (заполняется при необходимости): | ||
_______________________________________________________________ | . |
Отметка об ознакомлении | Наставник | |||||
непосредственного руководителя | _______________________________________ | |||||
гражданского служащего, в отношении | (должность) | |||||
которого осуществлялось наставничество, | ||||||
___________ | / | ________________ | ___________ | / | ________________ | |
(подпись) | (расшифровка подписи) | (подпись) | (расшифровка подписи) | |||
«__»_______ 20__ г. | «__»_______ 20__ г. |
Важнейшую часть работы кадровика и главного бухгалтера любой организации, особенно предприятия в сфере торговли и услуг, составляет правильное оформление трудовых отношений с материально ответственными лицами. Определим круг работников, которые несут полную или ограниченную материальную ответственность. Разберемся в правилах заключения договора о полной материальной ответственности. Изучим случаи возникновения материальной ответственности. Выделим ошибки в оформлении трудовых отношений с подобными сотрудниками.
Ваше предприятие работает в сфере торговли и услуг? Вы часто имеете дело с предоставлением работникам материальных ценностей? Рассмотрим, в каких случаях и как правильно оформить отношения с материально ответственными лицами.
Определяем круг лиц
Прежде всего необходимо уяснить, что материальную ответственность несут все работники предприятия, хотя и в разном размере. Чтобы определить, кто именно и в какой степени несет материальную ответственность, условно разделим всех работников на тех, что несут полную материальную ответственность и ограниченную (Таблица).
Таблица
К сведению
Обратите внимание: довольно часто работодатели склонны заключать договоры о полной материальной ответственности с лицами, не включенными в Перечень. Это не только неправомерно, но и не влечет возникновение у работодателей права в последующем взыскать с работника сумму материального ущерба выше среднего заработка, как с обычного работника, не являющегося материально ответственным лицом.
Как видите, определить работников предприятия, которые будут нести полную материальную ответственность в случае нанесения ими материального ущерба работодателю, нужно с помощью Перечня.
Кроме того, не стоит забывать про исключения. Работники в возрасте до 18 лет несут полную материальную ответственность лишь за умышленное причинение ущерба, за ущерб, причиненный в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, а также за ущерб, причиненный в результате совершения преступления или административного проступка (ч. 3 ст. 242 ТК РФ).
Заключаем договор о полной материальной ответственности
Форма договора стандартна, не меняется на протяжении многих лет. Она была утверждена Постановлением Минтруда № 85. Договор составляется в двух и более (при необходимости) экземплярах, один из которых помещается в личное дело сотрудника.
Вопрос в тему
Куда: kadry@delo-press.ru
Тема: Бесплатные консультации для подписчиков
Будет ли являться действительным договор о полной материальной ответственности, составленный не по форме, предусмотренной Постановлением Минтруда № 85?
Как любой документ, составленный сторонами, он будет иметь право на существование. Однако достичь цели – обеспечения возможности взыскания с работника суммы ущерба в полном объеме – он не поможет. Существует риск оспаривания данного договора. Как правило, сам документ никем и никогда оспариваться не будет до возникновения спорной ситуации – взыскания с работника суммы материального ущерба. При описанной ситуации суд, вполне вероятно, может прийти к выводу об отсутствии надлежащим образом заключенного между сторонами договора о полной материальной ответственности, в связи с чем во взыскании суммы ущерба в полном объеме работодателю может быть отказано, с удовлетворением требования о взыскании суммы в размере, не превышающем среднего заработка (при наличии к тому оснований).
Согласно ч. 2 ст. 244 ТК РФ перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться договоры о полной материальной ответственности, а также типовые формы этих договоров утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 14.11.2002 № 823 «О порядке утверждения перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности» Минтруду России было дано задание разработать перечни и форму договора. Что он и сделал в постановлении от 31.12.2002 № 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности», которым по сей день должны руководствоваться кадровые службы предприятий независимо от форм собственности.
В связи с вступлением Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» с 01.01.2013 в силу формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (см. информацию Минфина России № ПЗ-10/2012), в том числе типовая форма договора о полной материальной ответственности.
Определяем все случаи материальной ответственности
Независимо от того, является ли работник материально ответственным лицом или нет, независимо от размера ущерба он будет нести материальную ответственность только в случаях, когда:
- работнику ценности передавались и он их получал;
- факт утраты ценностей установлен в предусмотренном законом порядке;
- в ходе расследования установлено наличие вины работника в утрате материальных ценностей (ст. 233 и 248 ТК РФ);
- не имеется обстоятельств, названных в ст. 239 ТК РФ, как исключающих материальную ответственность работника. К таким обстоятельствам относятся: непреодолимая сила, нормальный хозяйственный риск, крайняя необходимость или необходимая оборона, неисполнение работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику;
- работодатель принял решение о взыскании с работника ущерба. Факт наступления у предприятия материального ущерба вовсе не означает автоматически следующего за этим взыскания для работника. Ведь ст. 240 ТК РФ предусмотрено право работодателя отказаться от взыскания ущерба с работника;
- не истек срок исковой давности по взысканиям. Закон ограничил право работодателя на взыскание небольшими сроками: для взыскания суммы в размере, не превышающем среднего заработка по распоряжению работодателя, – один месяц (ст. 248 ТК РФ); для взыскания в судебном порядке – один год со дня обнаружения ущерба (ст. 392 ТК РФ).
К сведению
Следует помнить, что работодатель может обратиться в суд с требованием о взыскании материального ущерба с работника за пределами срока. Более того, у суда нет права отказать в принятии «просроченного» искового заявления. Но в данном случае судья вправе применить последствия пропуска срока (отказать в иске), если до вынесения решения о нем заявит ответчик-работник и истец не представит доказательства уважительности причин пропуска срока, которые могут служить основанием для его восстановления (ч. 3 ст. 392 ТК РФ).
К уважительным причинам пропуска срока могут быть отнесены исключительные обстоятельства, не зависящие от воли работодателя, препятствовавшие подаче искового заявления (см. разъяснения в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» (далее – Постановление Пленума № 52)).
Выделяем случаи полной материальной ответственности
Обязательные условия наступления материальной ответственности в полном размере причиненного ущерба перечислены в ст. 243 ТК РФ и расширительному толкованию не подлежат. Это случаи:
- когда в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;
- недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;
- умышленного причинения ущерба;
- причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
- причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
- причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
- разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;
- причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей;
- когда в трудовом договоре заместителя руководителя организации, главного бухгалтера есть об этом условие.
Как правило, до наступления перечисленных моментов работодатель не задумывается об ответственности работников и оформлении отношений с материально ответственными лицами по правилам. И напрасно. Крайне желательно заранее изучить практику споров, чтобы проанализировать, какие ошибки в оформлении влекут риск отказа во взыскании суммы ущерба с работника. Ниже рассмотрим ошибки в оформлении отношений с материально ответственными лицами.
Ошибки в оформлении отношений
Ситуаций, когда работодателю причиняется ущерб, великое множество. На основе анализа прецедентов из судебной практики составим перечень ошибок, допускаемых при оформлении отношений с материально ответственными лицами на начальном этапе (до расследования самого случая ущерба), влекущих риск отказа во взыскании с работника суммы ущерба.
1. С материально ответственным лицом не заключен договор о полной материальной ответственности.
Отсутствие договора о полной материальной ответственности не лишает работодателя права требовать с работника возмещения материального ущерба. Однако ограничивает его размер до среднего месячного заработка работника.
Судебная практика
Работодатель обратился в суд с иском к работникам-продавцам о взыскании материального ущерба в связи с выявленной ревизией недостачей. В ходе рассмотрения дела выяснилось, что с продавцами были заключены трудовые договоры, но договор о полной коллективной или индивидуальной материальной ответственности с каждой из ответчиц не заключался. Суд вышестоящей инстанции, рассматривая жалобу на решение суда первой инстанции о полном отказе во взыскании суммы ущерба и направляя дело на новое рассмотрение, указал, что в случае отсутствия договора о полной материальной ответственности работника за причиненный работодателю ущерб спор о возмещении ущерба должен быть разрешен судом с учетом положений ст. 241 ТК РФ, т.е. в пределах среднего месячного заработка работника (определение Омского областного суда от 14.10.2009 № 33-4943/20091).
2. С материально ответственным лицом заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности вместо полной коллективной материальной ответственности (или наоборот).
В соответствии с Постановлением Пленума № 52 соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности относится к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя.
Практика показывает, что при применении не той формы договора, которая должна быть использована, суд может отказать во взыскании полной суммы материального ущерба.
Судебная практика
Работодателю было отказано в удовлетворении требований о взыскании материального ущерба на том основании, что с продавцами одной бригады были заключены договоры о полной индивидуальной материальной ответственности вместо коллективной, а с одним из продавцов и вовсе не было заключено договора о полной материальной ответственности (кассационное определение Тюменского областного суда от 02.08.2010 по делу № 33-3135/2010).
Судебная практика
Работодатель обратился в суд с иском к двум сотрудникам о взыскании суммы материального ущерба. Суд установил, что между истцом и ответчиками был заключен договор о полной коллективной материальной ответственности. Между тем должность одного из работников не входила в перечень, утвержденный Постановлением Минтруда № 85. В рассматриваемой ситуации материальную ответственность в полном объеме нес лишь один из ответчиков. В связи с тем что сторонами ошибочно был заключен договор о коллективной материальной ответственности вместо договора о полной индивидуальной ответственности с одним из ответчиков, суд в удовлетворении требований работодателю отказал (решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 17.08.2010; определение Ульяновского областного суда от 21.09.2010 по делу № 33-3348102).
3. Работодателем нарушены правила составления и хранения экземпляров договора о полной материальной ответственности.
Договор о полной материальной ответственности составляется не менее чем в двух экземплярах, по одному для работника и работодателя. Договор является одним из документов кадровой документации, подлежащих хранению в личном деле. В случае составления договора в единичном экземпляре он может быть случайно утрачен, оригинал передан самому работнику вместо помещения в личное дело и т.д.
Мнение эксперта
Светлана Ларина, юрист, эксперт журнала
На самом деле совершенно не обязательно хранить договоры о полной материальной ответственности материально ответственного лица в личных делах работников. Подобная точка зрения существует, поскольку в некоторых документах для делопроизводителей, которые не являются обязательными (см., например, Методические рекомендациями Мосгорархива «Документационное обеспечение кадровой деятельности организаций и предприятий» (1993)), предлагается вкладывать договор о полной материальной ответственности в личное дело.
Вместе с тем в приказе Минкультуры РФ от 25.08.2010 № 558 «Об утверждении перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» договор о полной материальной ответственности относится к документам, которые следует хранить в бухгалтерии.
На практике чаще всего такие договоры действительно хранятся в отделе кадров (в личном деле или специальной папке), хотя могут храниться в бухгалтерии или секретариате.
Нередко организация халатно относится к хранению кадровых документов, не задумываясь, что будет в спорной ситуации в случае утери подлинника договора о материальной ответственности. А ведь в судебном заседании именно подлинник одного из экземпляров договора станет решающим аргументом.
Судебная практика
Суд отказал работодателю в иске о взыскании суммы ущерба с материально ответственного лица в связи с тем, что он не смог представить оригинал договора о полной материальной ответственности. Представление сохранившейся копии такого договора, свидетельские показания – ничего не помогло ему в деле доказывания факта наличия у работника обязанности возмещать ущерб в полном размере. Суд пришел к выводу, что исковые требования работодателя-истца не обоснованы и не подлежат удовлетворению, поскольку договор о полной материальной ответственности с ответчицей не заключался (нет его оригинала) (решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 29.04.2011 по делу № 2-12903).
Таким образом, невозможность представления в суд оригинала договора о полной материальной ответственности суд воспринимает как отсутствие доказательства обоснованности исковых требований, и на этом основании отказывает в иске о взыскании материального ущерба в полном объеме.
4. В договоре о полной материальной ответственности отсутствует подпись какой-либо из сторон.
Бывает, что, инициируя взыскание, работодатель обнаруживает, что в личном деле материально ответственного лица имеется экземпляр договора о полной материальной ответственности, который, однако, не подписан работником. Или же отсутствует подпись руководителя организации, действовавшего на момент составления договора, и расписаться он не может (уволился, переехал и пр.).
Обнаруживая досадный промах, работодатель отказывается от обращения в суд с требованиями о взыскании с работника суммы ущерба. Если же иск подан, то суд признает, что не подписанный одной из сторон договор не влечет никаких юридических последствий, являясь незаключенным.
5. Договор о полной материальной ответственности заключен с нарушением требований закона (в том числе в случаях заключения договора по форме, не соответствующей типовой, утвержденной Постановлением Минтруда № 85).
Например, в соответствии с п. 5 типовой формы договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности, утвержденной Постановлением Минтруда № 85, при выбытии из состава коллектива (бригады) отдельных работников или приеме в коллектив (бригаду) новых работников договор не перезаключается, но в этих случаях против подписи выбывшего члена коллектива (бригады) указывается дата его выбытия, а вновь принятый работник подписывает договор. При включении в состав коллектива (бригады) новых работников в силу пункта 2 названной типовой формы принимается во внимание мнение коллектива (бригады).
При нарушении требований к порядку заключения договора о полной материальной ответственности суд может отказать работодателю в иске о взыскании суммы ущерба.
Судебная практика
Работодатель обратился в суд с иском к одному из членов бригады материально ответственных лиц о взыскании суммы ущерба. Из материалов дела установлено, что между работодателем и руководителем коллектива (бригады) был заключен договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности. Договор о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности подписан пятью работниками, но не ответчицей. Ответчицей и работодателем было подписано дополнительное соглашение к договору о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности, из вводной части которого следует, что соглашение заключается между тремя сторонами – работодателем, коллективом бригады в лице руководителя и ответчицей. Вместе с тем в указанном соглашении отсутствует подпись и реквизиты руководителя коллектива, одобрившего включение в коллектив (бригаду) нового работника, что свидетельствует о несоблюдении порядка заключения с ответчицей договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности.
Суд посчитал, что истцом не представлено достаточных доказательств, подтверждающих соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности, что является основанием к отказу в удовлетворении заявленных исковых требований к ответчице. В связи с нарушением порядка заключения договора о полной коллективной материальной ответственности суд отказал работодателю в иске (решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 24.05.2013 по делу № 2-1101/20134).
Судебная практика
При рассмотрении спора с учетом данных о выбытии/вступлении в члены бригады материально ответственных лиц суд пришел к выводу о том, что работодатель при смене более 50% членов бригады должен был перезаключить договор о полной коллективной ответственности, чего он не сделал. С учетом отсутствия дат выбытия одних членов бригады и замены их другими суд счел представленный суду договор о полной коллективной материальной ответственности недействительным. На этом основании суд пришел к выводу об отсутствии у работников обязанности по возмещению материального ущерба в полном объеме. С учетом этого и других нарушений со стороны работодателя суд отказал работодателю в иске о взыскании суммы ущерба (решение Солецкого районного суда Новгородской области от 28.02.2015).
Что ошибками не является
Некоторые случаи, воспринимаемые работодателями и работниками как ошибки при оформлении отношений с материально ответственными лицами, на самом деле таковыми не являются.
Заблуждение № 1. Договор о полной материальной ответственности может быть заключен только после заключения трудового договора.
В действительности договор о полной материальной ответственности может быть заключен как одновременно с трудовым договором, так и после его заключения, и даже до заключения трудового договора.
Судебная практика
Работник обратился в суд с иском о признании договора о полной материальной ответственности недействительным в силу его ничтожности. В обоснование требований он указал, что договор был подписан сторонами до его приема на работу и заключения трудового договора. Суд же со ссылкой на соответствующий пункт договора о распространении действия договора на все время работы с вверенными работнику материальными ценностями указал, что факт начала исполнения трудовых обязанностей позже даты заключения договора о полной материальной ответственности не исключает действия договора о полной материальной ответственности.
Кроме того, суд пришел к выводу, что, в отличие от гражданского, в трудовом законодательстве отсутствует понятие недействительности трудового договора. Это обусловлено тем, что трудовые договоры представляют особый вид договоров, объектом которых является выполнение трудовой функции с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка. Поэтому признание трудового договора, как и договора о полной материальной ответственности или его отдельных условий недействительными, в судебном порядке исключается. Таким образом, суд не усмотрел оснований для удовлетворения требований о признании договора о полной материальной ответственности недействительным в силу ничтожности (решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 17.12.20126).
Заблуждение № 2. Отсутствие в договоре о полной коллективной материальной ответственности дат подписания договора каждым из материально ответственных лиц, а также несоответствие места подписания фактическому влечет его ничтожность.
На самом деле отсутствие уточнения дат подписания договора о коллективной материальной ответственности каждым из материально ответственных лиц при наличии общей даты заключения договора, равно как и указание расположения центрального офиса предприятия вместо обособленного подразделения в качестве места заключения договора, не делает его недействительным.
Судебная практика
Несколько продавцов бригады, на которых решением суда было возложена обязанность в долях возместить работодателю сумму материального ущерба, обратились в суд с иском о признании договора о коллективной материальной ответственности недействительным в связи с несоответствием его требованиям типовой формы, предусмотренной Постановлением Минтруда № 85. В частности, на договоре не были проставлены даты подписания договора каждым из членов бригады, а место подписания не соответствовало фактическому местонахождению подписантов. Суд, принимая решение об отказе в удовлетворении требований членов бригады, указал, что факт отсутствия в договоре о полной коллективной материальной ответственности даты вступления в коллектив, что предусмотрено в п. 5 типовой формы договора о коллективной материальной ответственности, в том числе трех членов коллектива, принятых на работу позже даты договора, не может служить основанием для признания данного договора ничтожной сделкой. Это обстоятельство свидетельствует о том, что работники и руководитель коллектива отнеслись к моменту (дате) заключения договора о полной коллективной материальной ответственности не должным образом. К тому же, указание даты принятия в коллектив в интересах самих работников. То обстоятельство, что в договоре о полной коллективной материальной ответственности написано место заключения как головной офис, а не его подразделение, не нарушает прав работника.
На основании изложенных выводов суд в иске о признании договора о коллективной материальной ответственности ничтожным и применении последствий недействительности ничтожной сделки отказал (решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 19.08.2013 по делу № 2-2495\20137).
Как видите, отсутствие или спорность некоторых реквизитов договора о полной материальной ответственности, не влияющих на объем прав и обязанностей сторон по договору, не влечет недействительности всего договора.
Мнение эксперта
Ирина Куролес, юрист по трудовому праву, член АЮР
Учет договоров о полной материальной ответственности
В целях учета договоров о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности в крупных торговых организациях не лишним будет установить порядок регистрации таких договоров, например, можно оформить журнал или книгу регистрации:
Перечень должностей
Если в организации торговли имеется внушительный перечень сотрудников, с которыми по закону можно заключить договоры о полной индивидуальной или полной коллективной (бригадной) материальной ответственности, а встречается такое нередко, то для удобства работы не лишним будет утвердить перечень должностей (профессий) таких работников в локальном нормативном акте. Например, можно оформить его приложением к положению о материальной ответственности работников организации. В свою очередь в положении о материальной ответственности нужно предусмотреть порядок и условия введения и применения материальной ответственности работников во избежание ненужных споров на этот счет.
Материальная ответственность гос. аппаратных служащих выражается в возмещении служащим причиненного ущерба.
Причиненный ущерб возмещается органу, гос. должность в котором служащий занимает.
В соотв. со ст. 400 ТК материальная ответственность служащего наступает при одновременном наличии:
1. Реального материального ущерба, причиненного при исполнении служебных обязанностей.
2. Противоправного поведения служащего
3. Прямой причиненной связи между противоправным поведением служащего и возникшим ущербом
4. Вины служащего в причинении ущерба
Противоправным считается такое поведение (действие, бездействие) служащего, при котором он не исполняет или недолжным образом исполняет служебные обязанности.
Материальная ответственность может быть ограниченной и полной. Ограниченная мат. отв.-ть предусмотрена для руководителей организаций, их заместителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей в размере причиненного ущерба, но не свыше трехкратного среднего месячного заработка, если ущерб причинен неправильной постановкой учета и хранения материальных или денежных ценностей, непринятием необходимых мер к предотвращению простоев и выпуска недоброкачественной продукции (п.2.ст403 ТК)
Полная материальная ответственность состоит в возмещении причиненного ущерба в полном размере. Она установлена ст. 404 ТК, а также Положением о порядке и условиях заключения контрактов с гос. служащими. В п.10 этого Положения обозначено, что в контракте обязательно должна быть указана полная материальная ответственность за ущерб, причиненный нанимателю по вине гос.служащего излишними денежными выплатами (за исключением случаев счетной ошибки), неправильным учетом и хранением материальных или денежных ценностей, их хищением, уничтожением.
Возмещение причиненного материального ущерба может быть добровольное и принудительное, т.е. в виде материальной ответственности, применяемой судом независимо от привлечения служащего к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
Взыскание причиненного ущерба с руководителей организации и их заместителей производится по заявлению собственника или уполномоченного им органа либо прокурора (ст.408 ТК). 44. Дисциплинарная ответственность гос служащих: понятия, вид.
Дисциплинарная ответственность – основной вид юр ответственности гос служащих. – наказание служащего за совершение, выраженное в применение дисциплинарных взысканий, предусмотренными нпа.
К дисциплинарным взысканиям относятся:
1. Замечание
2. Выговор
3. Предупреждение о неполном служебном соответствии
4. Понижение в классе гос служащего на срок до 6 мес
5. Увольнение с занимаемой должности (п.1 ст. 57 Закона)
Выбор мер ответственности осуществляется самим должностным лицом.
До применения дисц взыскания должностные лицо необходимо затребовать письменной объяснение служащего. Отказ – не может препятствовать наложение дисциплинарного взыскания, отказ оформляется специальным актом со свидетелями.
За каждый дисциплинарный проступок допускается применение только одного дисциплинарного взыскания.
Наложение дисц взыскания оформляется приказом и объявляется служащему под роспись пятидневный срок. Если служ не ознакомлен, то не считается имеющим дисциплинарное взыскание. В случае отказа от ознакомления данное обстоятельство оформляется отказом актом с указанием присутствующих свидетелей. ( ст. 199 ТК)
ДВ может быть применено не позднее 1 мес со дня обнаружения. Не может быть применено позднее 6 мес со дня совершения, позднее 2 лет со дня совершения по результатам проверки, ревизии.
Ответственность гос.-гражданских служащих
Основным актом, регулирующим данную сферу является Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», который дает ссылки к иным различным законодательным актам, таким, как Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс, Кодекс РФ об адм. правонарушениях, Уголовный кодекс и др.
Ответственность выражается в применении тех или иных мер наказания, взысканий, мер имущественного характера за виновное совершение правонарушения, т.е. такие действия (бездействие), которые законодательством признаны запрещенными и опасными.
Законодательство, которое регулирует государственную гражданскую службу, не дает ясного определения термина «ответственность государственного гражданского служащего», также нет и четкого определения видов этой ответственности. В пункте 3 статьи 15 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» приводится перечень видов ответственности, наступающих в случае исполнения служащим неправомерного поручения руководителя: дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная. Именно эти виды ответственности приводятся учеными по вопросам гражданской cлужбы как оcновные. Так, В.Д.Граждан в своей работе выделяет четыре вида ответственности государственного гражданcкого cлужащего:
1. Дисциплинарная (применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за совершение дисциплинарного проступка или за другие неправомерные действия, не преследуемые в уголовном праве. В статье 57 ФЗ «о гос гражд службе РФ» – «Дисциплинарные взыскания» говорится, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражд служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить след дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) предупреждение о неполном должностном cоответствии;
4) оcвобождение от замещаемой должности гражданской службы – он отличается от увольнения тем, что при освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием он включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе;
5) увольнение c гражданской cлужбы.);
2.Административная (это применение судьями, органами и должностными лицами установленных государством мер административного наказания к физическим и юридическим лицам за совершение административных правонарушений. Административная ответственность это совокупность административных взысканий, которые налагаются на гражданских служащих за административные правонарушения соответствующими органами и должностными лицами);
3.Материальная (Материальная ответственность наступает за служебный проступок, в результате которого наносится материальный ущерб государству, предприятию, организации, учреждению. Материальная ответственность проявляется в возмещении гражданским служащим причиненного им имущественного ущерба. Наступает или в административном порядке, или в судебном порядке);
4.Уголовная (Уголовная ответственность распространяется на государственных гражданских служащих как наравне со всеми гражданами, так и в специальных случаях, прямо связанных с их должностным статусом в соответствии с установленными нормами Уголовного кодекса Российской Федерации.
Составы уголовных преступлений, непосредственно зависящих от юридического статуса гражданского служащего, закреплены в главе 30 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления»: ст. 285 – 293 УК РФ:
ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями»,
ст. 286 «Превышение должностных полномочий»,
ст. 287 «Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ»,
ст. 288 «Присвоение полномочий должностного лица»,
ст. 289 «Незаконное участие в предпринимательской деятельности»,
ст. 290 «Получение взятки» и ст. 291 «Дача взятки»,
ст. 292 «Служебный подлог»,
ст. 293 «Халатность».
Также можно отметить и статью 140 УК РФ «Отказ в предоставлении гражданину информации должностным лицом», за которую государственные служащие могут быть привлечены к уголовной ответственности; воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144 УК РФ); воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 149 УК РФ); воспрепятствование законной предпринимательской деятельности и некоторых других).
Также, можно отметить, что некоторые исследователи выдвигают еще один вид ответственности – конcтитуционную ответcтвенность. В отличие от указанных ранее четырех видов, нормы этой ответcтвенности, также как и процедуры применения ее мер в четком виде не прописаны в каких-либо актах.
Ответственность муниципального служащего
В соответствии с ФЗ «Об основах муниципальной службу в Российской Федерации» за неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на муниципального служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации ФЗ от 08.01.1998г. №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ»
Дисциплинарная ответственность муниципальных служащих – разновидность юридической ответственности, применяемая к муниципальным служащим в порядке подчиненности уполномоченными органами (должностными лицами). Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный (должностной) проступок.
Материальная ответственность.
Административная ответственность согласно ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит должностное лицо в случае совершения им административных правонарушений, установленных КоАП РФ и соответствующими Административными кодексами субъектов РФ.
Уголовная ответственность муниципальных служащих наступает за деяния, совершенными ими как должностными лицами, если нарушение ими служебных обязанностей является уголовно наказуемым.
Ответственность государственных служащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей. Служебная дисциплина на государственной службе – обязательное для служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных законодательством и служебным контрактом. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учётом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.
Государственные служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность.
Основным видом ответственности государственных служащих является дисциплинарная ответственность (за совершение должностного или дисциплинарного проступка), т.к. соблюдение служебной дисциплины и её укрепление относятся к важнейшим обязанностям служащего. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим своих обязанностей на него могут налагаться органом или руководителем установленные дисциплинарные взыскания.
Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на государственных служащих, совершивших дисциплинарные проступки, дисциплинарных взысканий властью руководителей. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на гражданских служащих следующие:
1) замечание;
2) выговор;
3) предупреждение о неполном должностном соответствии;
4) освобождение от занимаемой должности гражданской службы;
5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п.2 (неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание), подп. «а» – «г» п. 3 (прогул – отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырёх часов подряд в течение служебного дня; появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей; совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях), п. 5 и 6 (принятие гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа; однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ) ч. 1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».
Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка(ст. 59 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»).
Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания государственный служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию.
Орган (должностное лицо, представитель нанимателя), применивший взыскание, может снять его досрочно по собственной инициативе, по письменному заявлению служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя при условии, если служащий не совершил нового проступка и добросовестному отношению к служебным обязанностей.
В течение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения к государственному служащему не применяются.
В случае несогласия служащего с решением о привлечении его к дисциплинарной ответственности он вправе в письменной форме обжаловать это решение вышестоящему руководителю или в суд.
Административная ответственностьгосударственных служащих наступает в случае, если они являются должностными лицами, в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
Под должностным лицомв КоАП РФ понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделённое в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
Основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Уголовная ответственностьпредусмотрена в отношении должностных лиц, за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счётной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение и дачу взятки, служебный подлог и халатность (ст. 285 – 293 УК РФ). Суды могут применять такую меру уголовного наказания, как лишение государственного служащего – должностного лица – права занимать соответствующие государственные должности.
Материальная ответственность. Она выполняет правовосстановительную функцию и наступает за должностной проступок, который причинил материальный ущерб органам государственной власти. Материальная ответственность состоит в возмещении виновным служащим причинённого им имущественного ущерба или вреда. Эта ответственность не исключает привлечения виновного лица и к дисциплинарной ответственности.
Законодательство о государственной службе не содержит правовых норм о материальной ответственности государственных служащих. В данном случае этот вопрос регулируется Трудовым кодексом РФ, специальными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Кто может стать наставником?
Кто может быть наставником в организации Роль наставника может выполнить любой опытный сотрудник, владеющий определенными навыками, имеющий нужный опыт и большой стаж работы в организации или в определенной области
Кто может быть наставником в школе?
формировать корпоративную культуру, усвоение лучших традиций коллектива Школы и правил поведения в ОУ, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя. Наставником может быть преподаватель, имеющий стаж работы по специальности не менее 10 лет, первую или высшую квалификационную категорию
Почему именно я должен стать наставником?
Наставничество не только приносит пользу подопечным, но и помогает руководителям быть более эффективными в своей работе – будь то развитие эмпатии, более глубокое понимание повседневной жизни своих подопечных или практика критических навыков, таких как коучинг и обратная связь
Где может работать депутат?
Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности
Кем не может быть депутат?
Депутат Парламента не вправе быть депутатом другого представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации
Что дает статус депутата?
Что может депутат участие в пленарных заседаниях, работе комитетов и комиссий, а также в парламентских слушаниях, внесение законопроектов и поправок к ним, внесение парламентского и направление депутатского запроса, обращение с вопросами к членам Правительства, приглашенным на заседания
Можно ли стать помощником депутата без высшего образования?
Требования к кандидатам на должность помощника депутата Государственной думы ФС РФ Кандидат на должность помощника депутата ГД должен соответствовать следующим требованиям: Иметь высшее образование. Быть совершеннолетним гражданином
Что привлекает на госслужбе?
Основное, что привлекает в госслужбе , — пенсионная выплата за выслугу лет. Раньше выслуга полагалась за 15-летний стаж, сейчас его повысили до 20 лет. С такой выплатой пенсия может составить 50 000 Р. Раньше был еще один «пряник» — субсидия на покупку жилья
Что такое работа на госслужбе?
Государственная служба — это работа в аппарате государственного управления. Гражданские госслужащие работают в Госдуме, федеральном или региональном правительстве, министерствах разных уровней