Кто работает на госслужбе как устроиться

Как попасть на госслужбу и в какое ведомство при этом стремиться?

На сегодняшний день в России трудится порядка 37 600 федеральных государственных гражданских служащих. Это сотрудники центральных аппаратов 20 федеральных министерств, располагающихся в Москве. Подробно про попадание на службу со студенческой скамьи я уже рассказывал в своей предыдущей статье. Зарплаты, условия труда и его содержание – про все эти базовые для нас вещи вы можете прочитать именно там.

Каждое из 20 ведомств имеет свои преимущества, и если вы чувствуете, что душа лежит именно к работе с конкретной отраслью народного хозяйства (транспортом, например), то не нужно переубеждать себя и пытаться попасть в более престижную и оплачиваемую большую ведомственную четверку.

Начните с Министерства транспорта, усвойте базовые навыки, необходимые в нашей профессии, и уже потом переходите в ведомство вашей мечты. В ведомства попроще, как это ни очевидно звучит, проще попасть.

Что должен знать и уметь идеальный кандидат?

Сразу оговорюсь, что практически ничего из нижеперечисленного мной не преподают в вузе. Не потому, что система образования не практикоориентирована, а потому, что основная задача высшего образования – научить студента мыслительному, исследовательскому и аналитическому процессу.

Если имеется светлый ум, интерес к выбранной профессиональной отрасли и академические навыки, то на базовом уровне все осваивается довольно быстро. Благо, что работа на начальных позициях больше напоминает обучение в корпоративном университете.

Тебе сначала сто раз покажут, объяснят и не будут предъявлять особых требований к результатам труда.

Для успешного начала карьеры потребуются следующие навыки:

  • грамотный письменный и устный русский язык;
  • ясное и понятное изложение своих мыслей и замечаний к проекту документа;
  • уверенная работа с существующей нормативной правовой базой;
  • написание проектов нормативных правовых актов, а также знание процессуальной стороны вопроса их согласования и утверждения;
  • формирование оптимизационных предложений в рамках зоны ответственности;
  • четкое структурирование и правильная архивация входящей и исходящей корреспонденции;
  • освоение сленгового языка госслужбы и формального канцелярита.

Как выбрать модель развития на госслужбе?

Главное требование к начинающему госслужащему – наличие стойкой мотивации к работе в системе, ведь именно с этим после получения первого денежного содержания возникают основные проблемы.

Кто работает на госслужбе как устроиться

Эйфория от попадания в министерство и освоения большого объема нового знания улетучивается, ты начинаешь задавать себе все больше и больше непростых вопросов, видишь, как растет уровень оплаты труда у однокурсников из коммерческого сектора, и глубоко задумываешься. И здесь очень важно покопаться в себе на уровне ценностных и мировоззренческих установок. Понять, что реально, глубинно тобой движет, и проанализировать, есть ли этому место в системе государственного управления.

Допустим, что мотивация к продолжению работы все-таки найдена, азы освоены и у тебя, если ты все правильно сделал, появилась возможность карьерного выбора. При этом у начинающего чиновника есть две ключевые траектории профессионального развития:

  • отраслевая,
  • общая.

Первая траектория хороша быстрым ростом капитализации госслужащего в качестве единицы экономических отношений. Получая узкую специализацию в отраслевом департаменте, госслужащий быстро обрастает необходимыми контактами коллег из других ведомств, становится узнаваем в рамках регулируемой отрасли/рынка, а также стремительно наращивает довольно дорогую профессиональную экспертизу.

Этот путь особенно хорош для тех, кто использует ведомства в качестве карьерного трамплина в частный сектор или государственную корпорацию. Но помните про функциональные колодцы отраслевых департаментов – это их главное преимущество и главный минус.

Есть и вторая модель, что куда больше располагает госслужащего к формированию целостного понимания о том, как работает система государственного управления. Это работа в обеспечивающих департаментах, включающих следующий функционал:

  • кадровое делопроизводство,
  • развитие человеческого капитала,
  • проектное управление,
  • корпоративная культура,
  • управление делами,
  • правовая экспертиза.

Особенно вам повезет если вы попадете в подразделение с низкой дистанцией власти и наличием запроса на изменения со стороны руководства ведомства. Самое ценное, что есть в этих департаментах – возможность принять активное участие в управлении изменениями, возможность пощупать давно устоявшиеся процессы руками, оптимизировать отдельные их звенья, а то и полностью переписать весь процесс.

Лучше всего в подобные департаменты приходить под конкретную оптимизационную сверхзадачу, дабы не утонуть в рутине повторяющихся операций.

Какой из этих вариантов лучше? Каждый сам даст для себя ответ в зависимости от его долгосрочных целей, карьерной ситуации и личностных интересов. Ну а я пока работаю в рамках второй модели.

Немного о важности команды на государственной службе

Для построения успешной карьеры важно учесть множество вещей, но критическое значение имеет именно команда. При этом под командой можно понимать как непосредственное окружение – отдел или блок под одним из заместителей директоров, – так и в целом департамент.

Почему это важно? Специфика госслужбы такова, что практически все в твоей профессиональной жизни в конкретный момент времени зависит от непосредственного руководителя. Именно он может депремировать тебя, а может представить к ведомственной награде.

Руководитель определяет круг твоих задач и непосредственные полномочия, решает, кому отдать политически окрашенные и от того наиболее хайповые поручения, кого отправить на совещание в вышестоящее ведомство и кого упомянуть в отчете перед заместителем министра.

Отсутствие взаимопонимания с непосредственным руководителем, откровенно слабый, выгоревший, коррумпированный или некомпетентный глава отдела – все это в первую очередь ударит по тебе и по твоей карьере. Из своего опыта хочу отметить, что порой при выборе следующего места работы конкретный функционал отдела или департамента не так важен, как возможность получения опыта работы с выдающимися представителями нашей профессии.

Очень важно понимать, что фактически первичной функциональной единицей в министерстве является именно начальник отдела. С него идет спрос, он распределяет задачи в рамках отдела, контролирует их исполнение и проверяет качество, а в случае чего и несет ответственность за ошибки его подчиненных.

Кто работает на госслужбе как устроиться

На уровне директора департамента все задачи распределяются на начальников отделов, а дальше каждый из них сам волен решать, как выполнить то или иное поручение с учетом выделенных ему человеческих, интеллектуальных и материальных ресурсов. Не столь важно, какую должность в отделе ты занимаешь, в любом случае ты действуешь с оглядкой на начальника отдела, если не было поручено иное. Проще говоря, отдел из пяти человек – это один ценный специалист и его четыре помощника той или иной степени компетентности.

Допустим, что вы попали в один из перспективных отделов и вам повезло с грамотным и понимающим руководителем. В этом случае ваша ключевая задача – всесторонне облегчить жизнь ему, вашим коллегам по отделу, блоку и департаменту.

Особенно ценится возможность передать вам определенную зону ответственности и забыть про нее ровно до того момента, когда надо будет что-то согласовать, завизировать или подписать.

Сами следите за сроками, равномерно распределяйте нагрузку, вовремя привлекайте коллег к реализации контрольного поручения, а когда представляете что-то на решение руководителя, то готовьте несколько альтернативных вариантов. Я вас уверяю, что проблем с карьерным ростом у вас не будет никогда. Команда, делегируемые поручения, возросшая ответственность, ваша репутация – все это будет тянуть вас вверх по карьерной лестнице.

Может ли отдельный чиновник что-то изменить?

Сколько раз за свою недолгую карьеру я слышал о том, что все уже решено за нас, все давно поделено и коррупционная составляющая решительно не позволит хорошему и проактивному человеку сделать ничего положительного. При чем эта позиция зачастую присуща не только людям со стороны, но и самим чиновникам.

И здесь, как и в любом сложном вопросе, есть две стороны одной медали. Безусловно, ситуация, в которой у молодого чиновника получается удовлетворить собственные юношеские амбиции (как карьерные, так и в сфере управления изменениями) очень редка. Несмотря на преобразования последних десяти лет, система государственного управления все еще безумно консервативна и инертна.

У каждого из нас есть убеждения и собственное видение того, как должны выглядеть курируемые нами отрасли, однако ситуация, в которой человек несет единоличную ответственность за важное в масштабе страны направление, – исключительна.

Подобный уровень ответственности доступен лишь самому высокому руководству (начиная от заместителей министра), ибо сама концепция бюрократии подразумевает размытие ответственности не только между различными департаментами, министерствами, но и между различными ветвями власти. Исходя из этого, имплементация собственной картины мира в курируемые отрасли – скорее исключение, чем распространенная практика.

Но не все так плохо. На самом же деле, управление изменениями на государственной службе вполне можно приравнять к отдельному виду искусства. И здесь я снова обращусь к своему опыту. Выстраивание и успешная реализация долгосрочного карьерного трека в ведомстве возможна в случае наличия четкого осознания в формате:

  • для чего вы здесь,
  • какие задачи решаете,
  • куда решение этих задач вас приведет.

Я сменил уже несколько департаментов и в каждом из них находил возможность, помимо текучки, оперативной, ежедневной работы, уделять внимание работе над изменением институциональной среды, среды, в которой я работаю.

В курируемой мной в настоящий момент отрасли у меня есть научно выверенная и подтвержденная ВАКовскими статьями и магистерской диссертацией картина мира и каждое свое операционное действие я стараюсь максимально подогнать под определенный образ.

Кто работает на госслужбе как устроиться

Когда это возможно – проявляю инициативу и беру на себя дополнительную работу потому, что она на чуточку, но приближает курируемую отрасль к красивой картинке в моей голове. Когда это невозможно, просто популяризирую свою точку зрения.

В целом, теория малых дел ярчайшим образом проявляет себя именно в масштабных системах, вроде государственной службы. Сама система настолько инертна и забюрократизирована, что она не позволяет откровенным дуракам наделать глобальных глупостей, а прорывным ребятам зачастую обрубает крылья и сильно демотивирует.

Умение принять это как данность, переосмыслить свое место в системе, постепенно прийти к управлению изменениями в рамках теории малых дел, сформировать собственное видение курируемой отрасли и научно обосновать его – признак зрелого бюрократа и образцового чиновника. И поверьте, что таких людей в нашей стране куда меньше, чем всем нам этого бы хотелось.

Фото в материале и на обложке: Unsplash

Где стартануть — на госслужбе или в бизнес-структуре? Студенты старших курсов и молодые специалисты рано или поздно оказываются перед этим выбором. Первое, что приходит в голову, это стереотипы: в государственных структурах работают застёгнутые на все пуговицы чиновники с протокольными лицами, которые сидят на своих должностях десятилетиями. И наоборот, в частных фирмах — напористые менеджеры, в стильных костюмах, готовые в одну минуту выжить конкурента.

Однако жизнь не стоит на месте, работа госслужащего в России заметно поменялась, да и условия в коммерции — тоже. Директор ГКУ «Централизованная бухгалтерия органов государственной власти ЯНАО» (ЦБ) Николай Еланцев развенчал некоторые устойчивые убеждения.

В начале 2000-х большинство выпускников вузов стремилось попасть в коммерческие структуры, а после кризисов 2008-2009 гг. и 2014-го г. пыл молодёжи несколько усмирился. Стало понятно: работа в частных компаниях не приносит баснословных доходов, конкуренция жёсткая, а в кризис можно в момент всё потерять.

В свою очередь, некоторые госструктуры поработали над имиджем и стали позиционировать себя как продвинутого работодателя. Например, Правительство Москвы начало привлекать молодых специалистов масштабными задачами: можно узнать, как управляют огромным городом, освоить современные технологии, встретиться с руководством московского правительства. Звучит заманчиво: быть сотрудником транспортной системы Москвы, влиять на работу этого грандиозного механизма!

Менялся и облик самих чиновников. Так, в 2008-2010-х годах члены правительства Казани опровергали стереотипы своим внешним видом — на интервью с журналистами приходили молодые люди с живыми глазами и планшетами в руках (правительство поставило задачу — перейти на электронный документооборот, почти отказавшись от бумаги). Постепенно за последнее десятилетие выровнялись и стартовые зарплаты молодых специалистов — в коммерции и в госучреждениях они стали примерно одинаковыми. Всё это сработало на то, что молодёжь активно стала искать своё место в региональных органах исполнительной власти и подобных структурах.

Чиновник спит — госслужба идёт

Разница между наймом в частном бизнесе и на госслужбе постепенно стирается. Но, тем не менее, это по-прежнему совершенно разные сферы. Самое сложное на госслужбе — увидеть результаты своего труда (в зависимости от того, где ты работаешь). Государственная машина в силу масштабов двигается медленно, программы нередко принимаются на 5-10 лет, то есть с момента запуска до реализации могут пройти годы. Хотя и не исключено, что потребуется выполнить «пятилетку в три дня».

Нельзя сказать, что жизнь у чиновников тихая заводь и можно просиживать штаны в кабинете.

Встряски происходят на любом уровне, от начальника до исполнителя. Может случиться так, что даже специалиста первой категории попросят выступить с докладом о законопроекте перед региональным Законодательным собранием. Такое бывает, и надо к этому быть готовым.

Перемены в госструктурах обусловлены тем, что чиновники становятся моложе, в руководство приходят новые люди, которые внедряют современные методы управления — и этот процесс довольно активный.

Хочешь карьеру — иди в бизнес

Долгое время считалось, что инициативным и амбициозным людям в чиновничьих кабинетах не выжить — мол, там требуется только умение быть винтиком в большом механизме. Но я с этим не согласен. Люди с проактивной жизненной позицией, готовые брать ответственность на себя, точно будут замечены на госслужбе. Конечно, будет непросто, но наверняка интересно.

Другое дело, что вряд ли получится быстро удовлетворить карьерные амбиции. Необходимо поработать на различных должностях. И путь по служебной лестнице — непростой и затратный по времени.

Что касается частных компаний, я вижу, что в последнее время они принимают форму «плоских» организаций, в которых практически нет возможности вертикального карьерного роста. Шансы получить повышение на старте карьеры минимальны: влево-вправо можно развиваться, а вот двинуться вверх — почти нереально.

Кто работает на госслужбе как устроиться

На госслужбе личности не нужны

В наше быстро меняющееся время вообще вряд ли удастся отсидеться где-то «бледной молью».

Что касается работников госучреждения, в первую очередь я бы назвал следующие нужные качества:

  • терпеливость;
  • прогностические навыки (умение прогнозировать результат);
  • стратегическое мышление.

Терпение и настойчивость — эти качества упоминаются едва ли не чаще всего, когда говорят о руководителе на госслужбе. Если человек дорос до большого начальника в рамках одной организации, то, скорее всего, они у него есть — иначе не удалось бы взойти по карьерной лестнице. Нужно уметь отстаивать свою правоту и играть в долгую, блицкриг вряд ли пройдёт. В коридорах госструктур побеждают стайеры.

Также важно умение выстраивать связи и работать с людьми. Находить разные способы решения задач с одними и теми же вводными. Надо уметь посмотреть на ситуацию с другой стороны и понять, можно ли решить вопрос здесь и сейчас. Если потребуется время, значит, вам необходимо умение ждать, чтобы осуществить задуманное позже, при более подходящих условиях.

Госучреждения проигрывают коммерческим в зарплатах

По моему опыту, специалист сразу после вуза будет получать примерно одинаковую зарплату в госсекторе и в частном. Далее, по мере роста, действительно появляются различия.

Заработная плата госслужащего будет поменьше, пожалуй, на уровне начальника управления. Для понимания: начальник управления — это средняя управленческая должность в органе власти. Как правило, в управление входит от 2 до 4 отделов со средней численностью от 4 до 10 человек. Но и тут всё очень зависит от сферы деятельности и статуса ведомства. Например, иногда региональное предприятие может иметь больший зарплатный фонд для руководящих работников, чем федеральное министерство.

Что касается соцпакета и дополнительных условий, то в госорганизациях, конечно, есть некоторые «плюшки». Например: более продолжительный отпуск по сравнению с бизнесом. Дополнительное страхование жизни и здоровья.

Чиновникам высшего руководящего звена обычно полагается больше преференций, которые снимают часть забот и дают возможность сосредоточиться на своей миссии:

  • секретарь, который также может быть личным помощником;
  • персональный водитель с автомобилем;
  • жильё;
  • ведомственные больницы и санатории.

Не будем также забывать о системе квалификации чиновников: можно не расти в должности, но повышать свой ранг, соответственно, будет увеличиваться и зарплата. В коммерческом секторе профессиональные стандарты применяются крайне редко. Как и практически не встречаются 13-я зарплата и премии.

Без блата в чиновники не попасть

Утверждение старо, как мир, но до сих пор многие уверены: если нет связей, то попасть на привлекательное место в госструктуру не получится.

Забудьте эти дремучие мифы. Сейчас у госорганизаций есть официальные сайты, на которых публикуются вакансии, у них есть свои HR-службы, которые подбирают кадры, объявляются конкурсы. Ничего невозможного нет.

Не стоит забывать, что чиновники — это не небожители, а специалисты, которые просто работают в бюджетных и ведомственных организациях.

Кризис лучше переживать в госструктурах

Тут все неоднозначно — нынешний кризис заставляет меняться и госсектор. Кризисные явления отражаются и на бизнесе, и на госслужбе. Если бы не кризис, никто бы не задумался над оптимизацией работы бухгалтеров, кадровиков и юристов. Сейчас эти специалисты наиболее подвержены риску сокращения. Но, разумеется, при сокращении все формальности будут соблюдены.

С другой стороны, пандемия послужила триггером и для переструктурирования: год назад казалось немыслимым, чтобы чиновник работал удалённо из дома. Сейчас это в порядке вещей. Чем дольше длится такая ситуация, тем сильнее меняются условия труда.

Фото на обложке: Unsplash

Поступление на государственную службу

Условия и порядок поступления на государственную гражданскую службу в Министерство основаны на общих принципах законодательства о государственной гражданской службе.

Условия поступления

Гражданин имеет право на поступление, если соответствует основным требованиям:
1. Наличие гражданства Российской Федерации. Возраст от 18 до 65 лет. Владеет русским языком. Имеет необходимый стаж, уровень образования, знания и умения.

Квалификационные требования к стажу и образованию

Высшие должности федеральной государственной гражданской службы:

не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки

Главные должности федеральной государственной гражданской службы:

не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки

для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки – не менее одного года стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки

Ведущие, старшие и младшие должности федеральной государственной гражданской службы:

без предъявления требования к стажу

Образование

Категория “руководители”, “помощники (советники)”, “специалисты” высшей и главной групп должностей гражданской службы:

высшее образование не ниже уровня специалиcта,
магистратуры

Категория “руководители”, “помощники (советники)” ведущей группы должностей гражданской службы, категории “специалисты” ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории “обеспечивающие специалисты” главной и ведущей групп должностей гражданской службы

высшее образование

Категория “обеспечивающие специалисты” старшей и младшей групп должностей гражданской службы:

профессиональное образование

Квалификационные требования к знаниям и умениям

Знания:

Умения:

Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных актов и служебных документов, регулирующих соответствующую сферу деятельности применительно к исполнению конкретных должностных обязанностей; основ управления и организации труда; процесса прохождения гражданской службы; норм делового общения; форм и методов работы с применением автоматизированных средств управления; служебного распорядка; порядка работы со служебной информацией; основ делопроизводства; правил охраны труда и противопожарной безопасности. в сфере, соответствующей направлению деятельности структурного подразделения; осуществления экспертизы проектов нормативных правовых актов; обеспечения выполнения поставленных руководством задач; ведения деловых переговоров;взаимодействия с другими ведомствами, государственными органами, представителями субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; эффективного планирования служебного времени; анализа и прогнозирования деятельности в порученной сфере; использования опыта и мнения коллег; владения современной компьютерной и другой оргтехникой, необходимым программным обеспечением, работы в операционной системе, в текстовом редакторе, с электронными таблицами, базами данных, внутренними и периферийными устройствами компьютера, системами управления проектами, информационно-коммуникационными сетями, в том числе сетью Интернет, управления электронной почтой, подготовки презентаций, использования графических объектов в электронных документах; подготовки деловой корреспонденции и актов Министерства; систематического повышения профессиональных знаний; своевременного выявления и разрешения проблемных ситуаций, приводящих к конфликту интересов.

Гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу по ряду обстоятельств (ограничений, связанных с гражданской службой):

  • признание гражданина решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • осуждение гражданина к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном законом порядке судимости;
  • отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;
  • наличие заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;
  • близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  • выход из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
  • наличие гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  • представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
  • непредставление установленных настоящим Федеральным законом сведений или представление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением вышеперечисленных, устанавливаются федеральными законами.

Поступление гражданина на государственную гражданскую службу осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено законом.

  • прием документов (21 день со дня публикации объявления об открытии конкурса);
  • оценка профессиональных и личностных качеств кандидатов с использованием конкурсных процедур (тестирование, собеседование и иные методы оценки).

Информация для инвалидов, желающих поступить на государственную службу

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривается равный доступ граждан, к государственной гражданской службе Российской Федерации и равные условия её прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами государственного гражданского служащего Российской Федерации.

В этой связи инвалиды вправе участвовать в конкурсных и иных оценочных процедурах для замещения должностей гражданской службы наряду с иными лицами.

При принятии решения о поступлении на гражданскую службу гражданину следует учитывать способности, которые должны позволять ему исполнять должностные обязанности.

Нормативные документы, определяющие порядок поступления на государственную гражданскую службу

– Федеральный закон от 27. 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

– Указ Президента РФ от 01. 2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»

– Указ Президента РФ от 01. 2017 № 96 «Об утверждении Положения о кадровом резерве федерального государственного органа»

– Постановление Правительства РФ от 31. 2018 № 397 «Об утверждении единой методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов»

– Приказ Минобрнауки России от 13. 2018 № 23н «Об утверждении Порядка и сроков работы конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и Методики проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации»

– Приказ Минобрнауки России от 29. 2018 № 54н «Об утверждении Положения о кадровом резерве Министерства науки и высшего образования Российской Федерации»

Решение уйти на госслужбу я принял весной. Этому было две причины: проблемы с текущим местом работы (два основных заказчика попали под санкции и период задержки в выплатах достиг 6 месяцев), не хотелось уходить в другую отрасль, а продолжать заниматься знакомым делом на довольно высоком уровне.

Ниже я расскажу, как без знакомых и блата проходил конкурс на государственную гражданскую службу в региональное министерство. Пишу, в первую очередь, потому что когда задался поиском информации по всем сопутствующим процедурам, то информации как таковой не нашел вообще. Либо это были старые и нерабочие уже тексты, либо откровенная лажа. Может быть кому-нибудь мой текст немного поможет в трудоустройстве на госслужбу. Ну и для справки.

Многие мне не поверят, но работа на государственной гражданской службе может быть интересной. Аналитика, бумажки, технические моменты – вот это всё. Бюрократии я не боялся, поскольку любая более-менее серьёзная сфера деятельности сталкивается с бюрократией. Бюрократию нужно любить и уметь её обходить. К слову, это и было основной сферой моей деятельности последние лет пять.

При переходе на госслужбу я терял в заработной плате около 30%, но оставалась возможность шабашек по предыдущему месту работы + преподавание. Да, работать нужно больше, но если работа нравится, то почему бы и да?

Устроиться на государственную гражданскую службу официально можно двумя способами:

Срочный контракт. Это когда очередная чиновница залетела, а на её место срочно кто-нибудь нужен. И всякие подобные ситуации. На самом деле – это самый чудесный вариант, потому что за время того же декрета, если есть мозговая активность, найдётся и постоянная ставка. Однако, подобным образом устраиваются в основном “по знакомству”, ибо ищут человека, который действительно будет работать. Если получается устроится на подобную “срочную” вакансию без блата, то значит со ставкой что-то не то.

Конкурс. Как правило в последнее время конкурс на замещение вакансий проводится “в резерв”. На практике это означает, что будет несколько победителей на намечающуюся вакансию. вакансии ещё нет, но по планам она должна появиться – вот туда вас и берут. Что с этим делать и как быть “первым из лучших” в другой части, а пока сам конкурс и подготовка к нему.

Где смотреть вакансии и информацию по предстоящим конкурсам? Всё на сайте gossluzhba. gov. ru Выбираете город и вперёд. Сразу скажу, что на сайте можно не регистрироваться, подача документов в электронном виде на практике осуществляется очень плохо – всё равно часть часть документов придётся доносить в кадры ещё до конкурса.

Что по зарплатам? На том же портале gossluzhba. gov. ru у каждой вакансии указывается заработная плата. При первом взгляде становится грустно. Да и при втором – тоже. Однако, есть несколько небольших моментов. В среднем лично у нас по региону и муниципалитетам стандартный госслужащий получает не одну заработную плату. Есть ещё премии, материальная помощь к отпуску, “премия за выполнение особых поручений” и ещё куча всяких материальных благ – в зависимости от должности, чина и так далее.

Как узнать реальную заработную плату? Да просто! Каждое министерство и ведомство публикует информацию о доходах чиновников. Если идёте на специалист, то делаете выборку по годовому доходу специалистов из разных отделов, плюсуете, делите на 12 и минут 13% – вот то и будет примерная средняя заработная плата. Да, в какой-то месяц меньше, а где-то получите сразу три заработных платы и премию. На практике указанная з/п в 23. 000 фактически превращается в 35. 000 вполне себе легко. Не везде, конечно, и не факт, что у вас также, но что я вижу на практике – вполне себе хорошая картина. В любом случае, проведите небольшой десятиминутный анализ интересующей вакансии, лишним это не будет.

Какие документы готовить? Анкета 667-р, копия паспорта и военного билета (все страницы), заверенная по месту работы или у нотариуса копия трудовой и диплома об образовании, медицинская справка 001-гс/у, данные о свойственниках и фотография 3х4.

Анкета 667-р заполняется строго от руки! Сформированные анкеты на сайте gossluzhba. gov. ru не принимаются. Почему – хз, но у нас так везде. Тем более, сформированная анкета на сайте gossluzhba. gov. ru содержит некоторые ошибки. Например, указанный загранпаспорт в распечатке отсутствует или не проставляются сведения о выездах за границу.

Копии дешевле заверить у работодателя. Как именно – кадровики знают.

Справка 001-гс/у – это самая плохая вещь во всём перечне документов. По факту нужно иметь на руках три таких справки. Одну справку по форме выдаёт психиатр, вторую – нарколог, и третью (по предъявлению двух предыдущих) медицинская организация, которая делает эти справки (или ваша поликлиника). Теоретически, все эти справки должны выдаваться бесплатно. Однако, некоторые ушлые поликлиники пытаются на этом заработать. Очереди к психиатру или наркологу, как правило, километровые. Нужно разбираться по месту. Также нарколог может попросить пописать в баночку. Меня не просили, а мужик в очереди пере до мной, тоже устраивающийся, побежал в туалет с баночкой. Каким образом проводится выборка писающих – мне неясно.

Данные о свойственниках – это информация о ваших братьях, сёстрах и родителях и братьях/сёстрах супруги или супруга. Эта информация обязательна, но её на сайте gossluzhba. gov. ru почему-то нет. Форма легко гуглится в сети.

Документы за неделю собрали. Что дальше? Да всё просто – идёте в кадры ведомства, где собираетесь проходить конкурс, там вам дадут заявление, продиктуют что написать и вместе с вашим пакетом документов заберут себе.

Первый этап конкурса пройден. В течении оставшегося до конкурса времени кадры отправляют запросы на наличие у вас судимостей, проверяют дипломы и формируют списки. После завершения приёма документов и проверки вам вышлют официальное письмо о том, где и когда состоится конкурс. Чаще всего ещё и звонят лично.

Дальше нужно готовиться к активной фазе конкурса – это тест и собеседование. Тест будет состоять из 20-60 вопросов, а собеседование проходит при участии 4-12 человек в комиссии. Несмотря на то, что тестовые вопросы в количестве 700 штук есть в открытом доступе, некоторая часть вопросов может формироваться непосредственно в органе, куда происходит трудоустройство.

Я пытался найти “свой” тест на сайте министерства, надеясь на глупость кадров, но не нашел. По другим министерствам и ведомствам были найдены несколько тестов в открытом доступе путём хитрого гуляжа (ищите документы doc/dox/pdf по ключевым словам). И действительно, примерно четверть вопросов были “самодельными” и сложными.

Впрочем, я нагуглил и купил сразу все ответы на все общие вопросы, стоимость с программами для проверки около 700 рублей. Гуглится легко. Там пять блоков: русский язык, Конституция, ФЗ-79, ФЗ-273 и компьютерные вопросы.

Есть глупые, а есть ядрёные вопросы. Изучение решается только задротством. Каждый день я читал ответы и проходил тесты. К моменту конкурса вышел на уровень 95-100% правильных ответов.

Мне больше понравился тест на сайте Минтруда, хотя неправильные ответы он не подсвечивает. Зато вариативность вопросов больше. На сайте gossluzhba. gov. ru, такое ощущение, вопросы даны в усечённом виде.

Больше вопросов было к собеседованию. В кадрах мне сказали, что комиссия любить спрашивать по ФЗ-273. Наверное это мне и помогло. Не стесняйтесь спрашивать, какие вопросы любит комиссия.

В день тестирования и собеседования приехал за час до назначенного времени. Можно было и позже. Все остальные подтянулись к назначенному времени. Всего в конкурсе участвовало 11 человек (позиция хорошая, да). Примерно половина – это вчерашние студенты, другая половина – уже специалисты. Как определил? Да видно это, по поведению и рабочим/личным звонкам.

Ровно в 9. 30 всех конкурсантов завели в конференц-зал и раздали бумажные тесты. Вопросов было 25. Половина – на знание русского языка. Были вопросы и по Конституции и по ФЗ, но не было вопросов об устройстве ПК и программ.

Зубрёжка дала свои результаты. В 9. 40 я уже курил за углом министерства. Уверен, что ответил на все вопросы, кроме одного. Может и на него правильно ответил, но не уверен. В принципе, если назадротить тест, то проблем с ним не будет.

Собеседование, назначенное на 10. 30, фактически началось в 10. В комиссии были сотрудники министерства, включая двух заместителей министра, а также два или три преподавателя. Соискателей вызывали по алфавиту. Каждого мучали минут по 10, потом каждый выбегал из кабинета с краснющим лицом и далее по коридору. Никто так и не рассказал, что именно спрашивали, какие вопросы задавали. Конкуренция:)

Дошла очередь и до меня. Первым делом зачитали моё послужной список – образование, стаж работы. Потом начались вопросы.

Вопросы могу поделить на три типа: практические – их задавала начальница отдела, куда проходил конкурс; теоретические – конечно, от преподавателей; коррупционные – от заместителей министра.

В принципе – этого хватило за глаза. Также спросили про предыдущее место работы, но пытать никто не пытал. Мне показалось, что всё было по делу – рассказал, как я вижу работу отдела, чем отдел занимается, кому подчиняется и какие на ближайшие годы перспективы работы (всё это я узнал из официальных отчётов). Теория тоже прошла хорошо – спросили пару основных определений. Самыми интересными были вопросы по коррупции. Заместитель министра сначала спросила, знаю ли я порядок цифр заработной платы. После правильного ответа она спросила, не возникнет ли у меня желания «подработать» на стороне. Откровенно ответил, что возникнет, но буду заниматься дополнительной деятельностью только с согласия руководителя и в свободное от основной работы время (преподавать по субботам). Ответ заместителя министра устроил, но другой заместитель спросил о конфликте интересов – что это такое и что нужно делать, если конфликт интересов таки возник.

Короче, всё было по делу. Результаты сказали ждать на сайте и письмом, и я также, как и другие соискатели, ушел в закат.

Результаты были опубликованы на официальном сайте министерства через пять дней. Но эта история для другой части:)

Надеюсь, мой небольшой опыт поможет кому-нибудь подготовится к конкурсу на государственную службу. Если будет интерес к тексту – сделаю ещё пару частей, а то объём уже большеват:)

Кстати, могу поделиться ответами на вопросы и программками для тестирования. Бесплатно, т. даром:) жаждущим писать на ff. kreo(собакасутулая)gmail. com

Итак, в первой части мы проходили конкурс на государственную гражданскую службу, во второй части – собеседование и вот мы добрались до самого трудоустройства. Нам осталось всего лишь добыть кучу бумажек.

Итак, вдохнули поглубже:

Заполнить анкету (Указ Президента РФ № 667), приклеить на нее фото.

Принести цветное фото 3х4 см. без уголка и на флэшке (для удостоверения).

Копия свидетельства о присвоении ИНН.

Копия страхового пенсионного свидетельства.

Справку из ИФНС, что не является индивидуальным предпринимателем.

Справку из ИФНС, что не является учредителем, участником или руководителем коммерческой организации.

Копию паспорта полностью.

Копию диплома.

Копии документов о доп. образовании.

Копию трудовой книжки.

Копия свидетельств о браке (о рождении детей, разводе, смерти).

Военнообязанным – копию военного билета полностью.

2 Справки по форме № ОО1-ГС/у (психиатр и психиатр – нарколог.

Справка об отсутствии судимости

Справку 2-НДФЛ за 2017 год и за 2018 год.

Справка о сумме заработной платы за последние три года для расчета больничного листа

Сведения о доходах на себя, супруга и несовершеннолетних детей (Указ Президента РФ от 23. 2014 № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»)

Копия страхового медицинского полиса

Заполнить согласие на обработку персональных данных.

Сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Вычеркнутые позиции у нас уже имеются. Опять же, возможна вариативность в зависимости от организации, но в наших широтах всё так.

Начнём по порядку:

Принести цветное фото 3х4 см. без уголка и на флэшке (для удостоверения) – вы уже фотографировались для анкеты. Однако, нужен ещё и цифровой вариант. Меня сразу не уведомили, поэтому добавилось +250 рублей к ещё одному посещению “фото на документы” и немного красноречия, чтобы там же сделали цифровой вариант в нужных размерах.

Копия свидетельства о присвоении ИНН – берём в руку бумажку, скармливаем копиру. Готово! На всякий случай для тех, кто не в курсе:)

Копия страхового пенсионного свидетельства – аналогично.

Справку из ИФНС, что не является индивидуальным предпринимателем – а вот здесь начинаются чудеса. Эту справку можно БЕСПЛАТНО заказать на сайте nalog. ru, но есть один нюанс – кадры принимают её 50/50. Кому-то нужна печать, кому-то важна дата. И пусть на сайте налоговой красноречиво написано, что ОБЯЗАНЫ принять цифровой вариант – не везде это работает. К тому же у нас есть ещё и второй документ из налоговой и посетить сие заведение нам придётся, поэтому можете не рисковать, а сделать два документа при личном визите.

Справку из ИФНС, что не является учредителем, участником или руководителем коммерческой организации – эту справку можно сделать только при личном визите. Конечно же с государственной пошлиной. На выбор вам даётся – 200 рублей пакет “Бомж+” и пять дней ожидания или 400 рублей пакет “Ракета” и два дня ожидания. Не спешите расставаться с наличностью. Так как у нас ещё и 6 пункт, на который данные пакеты не распространяются и ожидать получение справки из п. 6 придётся при любом раскладе 5 дней, то будьте экономны. Берите на стойке в налоговой реквизиты для оплаты справки из п. 7 (оно же – выписка из ЕГРЮЛ) и пешком до банкомата. У меня ушло каких-то 20 минут жизни и пара миллионов нервных клеток на то, чтобы забить реквизиты в адскую машину.

С чеком шагаете обратно, пишите под диктовку два заявления, получаете квиток с датой и свободны. Пол дня делов, тьфу.

Копия свидетельств о браке (о рождении детей, разводе, смерти) – тащите всё, что есть. И на детей, и на жену, и на ближайших родственников (жены тоже!). Лишним не будет, иногда просят, хотя так никто и не ответил почему.

Справка об отсутствии судимости – кто был внимателен и увидел, что данный пункт выделен жиром? Заказать эту справку можете лично в УМВД вашего населённого пункта или через госуслуги. Причём, электронную версию данной справки кадры принимают, а такую же электронную версию из ИФНС – нет. Но прекратите удивляться, это госслужба.

Там почему данный пункт такой жирный? А потому, что кадры в 50% случаев эту бумажку запрашивают сами. от вас не требуется вообще никаких телодвижений. Иногда. Этот момент лучше уточнить. Но сейчас повально наблюдаю, как кадры сами взаимодействуют с УМВД, что не может не радовать. Пройдёт каких-то сорок лет и до ИФНС доберутся. Главное – верить!

Справку 2-НДФЛ за 2017 год и за 2018 год – у своего предыдущего работодателя за шоколадку. Если вы юны и не успели нагорбатить трудовой стаж официальным образом, то забудьте об этих бумажках до своей первой ипотеки.

Справка о сумме заработной платы за последние три года для расчета больничного листа – за вторую шоколадку у предыдущего работодателя. Однако, момент – справка должна быть по форме 182н.

Сведения о доходах на себя, супруга и несовершеннолетних детей (Указ Президента РФ от 23. 2014 № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера») – пожалуй, самый скользкий документ. Для тех, кто никогда с декларацией по нужной форме не сталкивался – это кромешный ад. Прикупите пару пачек бумаги – она вам понадобится. С первого раза даже некоторые матёрые чиновники не сдают. Ничего страшного в этом нет, кадры помогут. Наверное.

Идём на сайт gossluzhba. gov. ru и качаем оттуда “СПО Справки БК”. Открываем первую банку пива и начинаем вспоминать, что и где у нас лежит. Всё-всё вспоминаем. Для поступающих всё сложнее, потому что какую-то информацию требуется указать на 1 число предыдущего месяца (если делаете, к примеру, справку сегодня, 5 октября, то ваша дата – 1 сентября).

Данные об имуществе (квартира, дача, машина, прицеп и остров в Тихом океане) – на первое число предыдущего месяца. При этом также указывайте документы, на основании которых это имущество ваше (договор купли-продажи, документ о приватизации, договор дарения). И не забудьте также указать имущество в пользовании! Да-да, если вы снимаете квартиру или живёте у своей подруги – укажите номер договора, дату заключения и срок.

Данные по счетам – тоже на первое число предыдущего месяца. Все-все счета и суммы, даже если там перманентный ноль. Старые банковские книжки не забудьте. И валютные счета тоже. Забытые десять баксов на старой карте могут стоить вам должности. Серьёзно.

Кредиты – аналогично. Но с нюансом – только кредиты, сумма которых более 500 тысяч рублей, т. остаток основного долга на первое число предыдущего месяца. Кстати, если вы старый, больной и бедный еврей, которому должны более 500 тысяч рублей – тоже укажите это в декларации.

Ваши доходы необходимо указать за предыдущий год. За текущий год вы отчитаетесь в апреле следующего.

Выдохнули? Рано булки расслабили! Бегите за вторым ящиком пива и проделайте всю эту же процедуру для вашей супруги и несовершеннолетних детей. Со всеми правками – как раз вторую пачку бумаги прикончите, поэтому – не скупитесь!

Остатки списка вообще покажутся вам чем-то несущественным, но для порядка укажу.

Копия страхового медицинского полиса – с двух сторон.

Сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» – последний раз напрягите свою память и вспомните, где и когда регистрировались в соцсетях. Эти данные реально мониторят, поэтому проще сразу всё указать.

А что дальше? А дальше всё просто – вам остался один шаг для статуса чиновника. В кадрах под диктовку пишите заявление по форме, а свой служебный контракт подпишите в первый рабочий день.

Господа! На этом не хочу останавливаться и планирую продолжить серию. Хочу также рассказать о текущем оснащении государственных органов (это будет субъективно, но всё-таки) и описать первую неделю работы на новом месте. Это из того, что на мой скромный взгляд, должны знать желающие поступить на государственную службу. Ну а дальше будет видно, о чём писать:)

Раздача слонов продолжается! Уже пошла вторая сотня пикабушников, получивших вопросы для прохождения конкурса на госслужбу. Цена этих вопросов, как всегда, высока и чрезмерна – от вас требуется большое человеческой “СПАСИБО” и вопросы ваши. Не стесняйтесь, пишите – ff. kreo(собакасутулая)gmail. com

Итак, прошлая серия нашего увлекательного сериала закончилась тем, что результаты конкурса были опубликованы на официальном портале государственного органа спустя пять дней (календарных, если что).

Данная часть будет немного отвлечённой и даже в некотором роде философской. Шаги и дальнейшие алгоритмы будут в следующих сериях, но пропустить этап собеседования, пусть и с собственной колокольни, я считаю неправильным.

Не знаю, как и где, но в нашем ведомстве есть такое негласное правило – результаты “в резерв” публикуются исходя из общего количества баллов кандидатов, т. не в алфавитном порядке или как-то иначе, а от бОльшего количества набранных баллов к меньшему. Количество баллов не указывается, кстати. Впрочем, это правило, как я успел убедиться, есть только в нашей конторе, остальные за таким замечены не были. Итого из 11 заявленных кандидатов на место “в резерв” были зачислены только 4.

Что делать дальше? Лично я – ждал. Была информация, что грядёт реструктуризация и до завершения этого процесса можно было не дёргаться. Я расслабил булки и сосредоточился на другой работе. А зря.

Спустя две недели раздался звонок. Меня настойчиво пригласили подойти “на собеседование” и обрисовать ситуацию. Приехать требовалось прям сегодня, в 18. 30, в кабинет такой-то. Время собеседования немного удивило, но всё встало на свои места во время собеседования.

Если с конкурсом всё было более-менее понятно, то чего ждать от собеседования – неизвестно. Где-то в глубине я чувствовал, что это будет не обычное собеседование. Чуйка меня не подвела.

На официальном сайте я пробил номер кабинета и выяснил, что это кабинет заместителя министра. Но звонил не он. Становилось всё интересней и интересней.

Дальнейшее повествование не показательно, у вас всё точно будет иначе, но с высоты своего скромного опыта скажу, что собеседование на государственной или муниципальной службе отличается от всего, что было у вас в коммерческих организациях. До этого и в последующем я наблюдал много интересных собеседований и главное отличие собеседований в государственных органах состоит в том, что вас распрашивают сразу и с места ваши непосредственные руководители. Фильтра в виде эйчара нет в принципе. Всё, что можно было стандартизировать – уже было стандартизировано в виде бумаг в отдел кадров и самого конкурса. А дальше – только суть.

Суть состоит в том, что вам остался лишь один шаг до собственного рабочего стола и вас рассматривают уже как сотрудника. Осталось только подтвердить вашу АДЕКВАТНОСТЬ – это то, на что смотрят в первую очередь. Им с вами работать. И если вы весь такой красивый и прекрасный, но совершенно не коллективный человек, то вас отпустят с миром и забудут про вас навсегда. Общих правил нет, нужно просто быть ЧЕЛОВЕКОМ, обычной серой массой. Пока. Шанс выделиться у вас ещё будет, а сейчас задача немного другая.

В 18. 30 я позвонил из холла на номер, с которого был приглашен на собеседование. Меня попросили подождать минут 10. Вскоре меня забрала будущая начальница, как я определил по манере поведения и напутствующим вопросам.

Около кабинета заместителя министра мы потолкались ещё минут десять, ведя светскую беседу об общих знакомых и проектах. Наконец, нас приняли.

Заместитель министра оказался довольно позитивным человеком, хоть и было видно, что он задолбался. Сам факт собеседования он и будущая начальница восприняли как небольшой, оговорю сразу – полуторачасовой, перерыв.

Помните все те вопросы, которые вам задавали на собеседованиях? Вот здесь такого не было. Мне задавали явно оригинальные вопросы относительно будущей работы. Вопросов было много, очень много. Это были вопросы из серии: “а эту бумажку куда нужно нести?”, “а кто выдаёт такие-то разрешения?”, “а что вы знаете об этих материалах?”. Сказать честно, на половину этих вопросов я так и не ответил. Пытался, напрягался, но правда не знал. Да и откуда? Однако на что-то же ответил, притом живо. Даже на очень сложный вопрос ответил, но интересовался этим вопросом я долго и подробно, иначе бы шансов у меня не было никаких.

Вторая серия вопросов была философского характера. Замминистра спросил, например, следующее: “А вот нужно ли нам отказаться от поддержки этого направления в районах или активно его развивать? Сразу скажу, что я не знаю правильного ответа, а жду размышлений”. И я размышлял. Наши мнения с заместителем министра разошлись, но я упорно отстаивал свою точку зрения, ибо мне действительно казался ближе собственный вариант.

В целом, обстановка была довольно спокойной. Напряженный вопросы разбавлялись шутками-прибаутками, что несомненно разряжало атмосферу.

Ни одного тупого или отвлечённого вопроса не было. Всё по рабочей теме.

В конце всего этого действа меня уведомили, что рассматривают мою кандидатуру взамен сотрудника, который уходит на трёхмесячный больничный. Должность эта ниже заявленной в конкурсе, оплата труда, соответственно, тоже, и всего три месяца. Однако, через три месяца закончится реструктуризация и в отделе появятся новые постоянные ставки. Поэтому у меня есть шанс показать себя, а у руководителей есть шанс подстраховаться от моей неадекватности или неработоспособности. На всякий случай. Я согласился  на такой вариант. Мня сразу “обрадовали”, что работы будет просто дохренища и раньше восьми вечера собираться домой мне не следует. Звучит жестоко, но мне это было очень необходимо в тот момент – именно работать до посинения. Дело не в госслужбе или выслуге, это были личные мотивы.

В конце собеседования мне сообщили, что сейчас всё обсудят, а завтра мне перезвонят и сообщат об окончательных результатах.

На следующий день мне действительно позвонили. Уже почти в 20 часов. Сказали собирать оставшиеся документы. В конце разговора я поинтересовался, можно ли хотя бы начинать знакомиться с работой, могу половину рабочего дня это посвящать ежедневно. На что мне сказали, что так у них не принято и работа подразумевает довольно закрытые аспекты, поэтому кадры строжайше против подобных благородных порывов.

Догадываюсь, что данная часть немного скучновата, но обойти её было просто нельзя. Дальше будут веселее, поверьте:) Следующий шаг и, соответственно, третья часть повествования будет посвящена сбору документов, заполнению декларации и прочим очень увлекательным вещам.

Хотелось бы вынести из обсуждения прошлой записи некоторые моменты и поделиться другой информацией.

Уважаемый BANTYC2 в комментариях говорил о том, что МВД выдаёт справки о судимости-несудимости только лично. Специально уточнил этот момент и могу сказать, что наше ведомство таки действительно запрашивает справки из МВД именно о судимости-несудимости и им всё выдаётся. Возможно, это только у нас, но таки запрашивают. И ещё момент: декларацию (у нас опять же) требуют только при контрольной подаче документов уже в процессе трудоустройства.

Также в конце прошлой простыне я указывал данные для получения ответов на вопросы к конкурсу и программы для проверки. Господа, запросов было очень много, всем ответил и отвечу всем, кому эта информация будет необходима. Поэтому, не стесняйтесь, пишите – ff. kreo(собакасутулая)gmail. com

Постараюсь писать продолжения оперативней, но не обещаю:) Всем мир!.

Что нужно для работы на госслужбе?

владеть государственным языком Российской Федерации, быть не моложе 18 лет, но и не старше 65 лет, иметь высшее образование (кроме должностей категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей, для замещения которых необходимо среднее профессиональное образование),

Что такое работа на госслужбе?

Государственная служба — это работа в аппарате государственного управления. Гражданские госслужащие работают в Госдуме, федеральном или региональном правительстве, министерствах разных уровней

Как правильно принять на работу бывшего госслужащего?

Обстоятельства, при которых нужно уведомлять бывшего работодателя, указаны в статье 12 закона № 273-ФЗ. Эта статья гласит, что при заключении трудового договора должны одновременно выполняться такие условия: после увольнения с госслужбы прошло менее двух лет , должность служащего входит в специальный перечень

Где посмотреть вакансии на госслужбу РК?

На государственную гражданскую службу (далее — гражданская служба) вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 27 июля 2004 г

Можно ли попасть на госслужбу?

Согласно Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на госслужбу может поступить любой гражданин России, владеющий русским языком и соответствующий квалификационным требованиям

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *