лесхоз это госслужба

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

1 в ред. Постановления Правительства РФ от 30. 2012 N 671)

(см. текст в предыдущей редакции)

Федеральное агентство лесного хозяйства находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

2 в ред. Постановления Правительства РФ от 30. 2012 N 671)

Федеральное агентство лесного хозяйства руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также настоящим Положением.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30. 2012 N 671)

Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

утратил силу. – Постановление Правительства РФ от 30. 2012 N 671;

осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству;

1 – 5. утратили силу. – Постановление Правительства РФ от 30. 2012 N 671;

утратил силу. – Постановление Правительства РФ от 30. 2011 N 804;

24 – 5. 39(2). утратили силу. – Постановление Правительства РФ от 30. 2012 N 671;

41 – 5. утратили силу. – Постановление Правительства РФ от 30. 2012 N 671;

установление возрастов рубок;

рассмотрение в установленном порядке ходатайств о переводе земель из одной категории в другую, ходатайств о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, направление в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотренных ходатайств с проектом акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо проектом акта об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую;

(пп. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 11. 2015 N 1219)

2(1). согласование документации по планировке территории, подготовленной применительно к землям лесного фонда, в случае необходимости перевода земельных участков, на которых планируется размещение линейных объектов, из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе после ввода таких объектов в эксплуатацию;

(пп. 2(1) введен Постановлением Правительства РФ от 07. 2019 N 735)

2(2). согласование осуществления лесовосстановления или лесоразведения, проводимых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 63. 1 Лесного кодекса Российской Федерации на землях лесного фонда, в случае, предусмотренном частью 3 статьи 63. 1 Лесного кодекса Российской Федерации;

(пп. 2(2) введен Постановлением Правительства РФ от 29. 2021 N 2524)

2(3). согласование осуществления лесовосстановления или лесоразведения, проводимых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 63. 1 Лесного кодекса Российской Федерации на землях иных категорий, за исключением земель обороны и безопасности, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

(пп. 2(3) введен Постановлением Правительства РФ от 29. 2021 N 2524)

рассмотрение проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов гг. Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции;

принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1. 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации), принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов, принятие решений об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам, установление и изменение границ земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, резервные леса;

(пп. 4 в ред. Постановления Правительства РФ от 02. 2019 N 1013)

государственную инвентаризацию лесов;

обобщение документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30. 2011 N 804)

организацию лесного семеноводства;

формирование и хранение федерального фонда семян лесных растений;

установление лесосеменного районирования;

утратил силу. – Постановление Правительства РФ от 07. 2014 N 1173;

лесную охрану в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, и лесную охрану в случаях, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

(пп. 11 в ред. Постановления Правительства РФ от 29. 2021 N 2524)

утратил силу с 1 января 2022 года. – Постановление Правительства РФ от 29. 2021 N 2524;

13 – 5. утратили силу. – Постановление Правительства РФ от 30. 2011 N 804;

контроль за расходованием средств, предоставляемых на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области лесных отношений, финансируемых за счет субвенций из федерального бюджета, в пределах своей компетенции;

федеральный государственный лесной контроль (надзор) в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, и федеральный государственный лесной контроль (надзор) в случаях, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

(пп. 18 в ред. Постановления Правительства РФ от 29. 2021 N 2524)

функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в области лесных отношений, установленные Лесным кодексом Российской Федерации, в случаях, когда указанные полномочия изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14. 2018 N 1539)

19(1). оценку эффективности осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий, подготовку при необходимости представления об изъятии с 1 января следующего года соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

(пп. 19(1) в ред. Постановления Правительства РФ от 14. 2018 N 1539)

19(2). проверку достоверности сведений, содержащихся в отчетности об осуществлении органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных им в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий, по результатам которой с учетом оценки, предусмотренной подпунктом 5. 19(1) настоящего Положения, выдает заключение о надлежащем осуществлении органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий или осуществляет подготовку представления для принятия решения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

(пп. 19(2) в ред. Постановления Правительства РФ от 14. 2018 N 1539)

19(3). контроль за правовым регулированием органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросов, связанных с осуществлением переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или о внесении в них изменений, а также с правом отмены правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные им полномочия, в части, регулирующей осуществление переданных им полномочий, по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации;

(пп. 19(3) в ред. Постановления Правительства РФ от 14. 2018 N 1539)

19(4). охрану лесов от пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, входящих в состав Байкальской природной территории, в части выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров;

(пп. 19(4) введен Постановлением Правительства РФ от 09. 2021 N 573)

утратил силу с 1 января 2019 года. – Постановление Правительства РФ от 14. 2018 N 1539;

рассмотрение проекта лесного плана субъекта Российской Федерации и направление заключения на него;

реализацию федеральных целевых, ведомственных и иных программ в установленной сфере деятельности Агентства, подготовку предложений по формированию перечня объектов капитального строительства для включения в федеральные адресные инвестиционные программы;

формирование и использование федеральных информационных ресурсов и информационных систем в установленной сфере деятельности Агентства;

23(1). правомочия правообладателя информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней;

(пп. 23(1) введен Постановлением Правительства РФ от 07. 2014 N 1173)

23(2). обеспечение эксплуатации единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней;

(пп. 23(2) введен Постановлением Правительства РФ от 07. 2014 N 1173)

принятие решений об образовании земельных (лесных) участков из земельных (лесных) участков, находящихся в государственной собственности, в случаях, когда указанные полномочия изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

согласование заявок на реализацию инвестиционных проектов в области освоения лесов;

(пп. 25 в ред. Постановления Правительства РФ от 14. 2018 N 1539)

согласование сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации;

(пп. 27 введен Постановлением Правительства РФ от 30. 2011 N 804)

разработку межрегионального плана маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования;

(пп. 28 введен Постановлением Правительства РФ от 30. 2011 N 804)

28(1). установление лесопожарного зонирования;

(пп. 28(1) введен Постановлением Правительства РФ от 24. 2016 N 1237)

28(2). функции по координации всех сил и средств тушения лесных пожаров, а также создание федерального штаба по координации деятельности по тушению лесных пожаров и соответствующих штабов в федеральных округах;

(пп. 28(2) введен Постановлением Правительства РФ от 24. 2016 N 1237)

утратил силу. – Постановление Правительства РФ от 14. 2015 N 1229;

контроль за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, представляемых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

(пп. 30 в ред. Постановления Правительства РФ от 14. 2018 N 1539)

30(1). контроль за достоверностью сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов и обоснованностью мероприятий, предусмотренных актами лесопатологических обследований, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене соответствующих актов лесопатологических обследований или о внесении в них изменений, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

(пп. 30(1) введен Постановлением Правительства РФ от 17. 2016 N 936; в ред. Постановления Правительства РФ от 14. 2018 N 1539)

контроль за эффективностью и качеством осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий с правом направления обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, а также представлений об отстранении от должности и (или) о привлечении к дисциплинарной ответственности, в том числе об освобождении от занимаемой должности, должностных лиц, ответственных за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий;

(пп. 31 в ред. Постановления Правительства РФ от 24. 2020 N 1923)

государственный мониторинг воспроизводства лесов;

(пп. 32 введен Постановлением Правительства РФ от 07. 2014 N 1173)

(пп. 33 введен Постановлением Правительства РФ от 17. 2016 N 936)

ведение реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;

(пп. 34 введен Постановлением Правительства РФ от 24. 2016 N 1237)

выдачу аттестата специалиста, имеющего право на выполнение работ и оказание услуг по отводу и таксации лесосек, и аннулирование такого аттестата в установленных случаях;

(пп. 35 введен Постановлением Правительства РФ от 29. 2021 N 2524)

ведение реестра специалистов, имеющих право на выполнение работ и оказание услуг по отводу и таксации лесосек, и предоставление информации из указанного реестра;

(пп. 36 введен Постановлением Правительства РФ от 29. 2021 N 2524)

выдачу аттестата специалиста, имеющего право на осуществление мероприятий по лесоустройству, и аннулирование такого аттестата в установленных случаях;

(пп. 37 введен Постановлением Правительства РФ от 29. 2021 N 2524)

ведение реестра специалистов, имеющих право на осуществление мероприятий по лесоустройству, и предоставление информации из соответствующего реестра;

(пп. 38 введен Постановлением Правительства РФ от 29. 2021 N 2524)

прогнозирование выбросов парниковых газов в пределах своей компетенции;

(пп. 39 введен Постановлением Правительства РФ от 09. 2022 N 310)

принимает решения о создании, об упразднении лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств, расположенных на землях, указанных в пунктах 1 и 4 (в отношении особо охраняемых природных территорий федерального значения) части 2 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации, а также решения об установлении и изменении их границ;

(пп. 5 в ред. Постановления Правительства РФ от 29. 2021 N 2524)

организует и обеспечивает государственный лесопатологический мониторинг в лесах, расположенных на землях лесного фонда;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07. 2014 N 1173)

6(1). осуществляет мероприятия по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда;

(пп. 6(1) введен Постановлением Правительства РФ от 29. 2021 N 2524)

6(2). утверждает план проведения лесоустройства в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда;

(пп. 6(2) введен Постановлением Правительства РФ от 29. 2021 N 2524)

осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их деятельности, а также проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса;

осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в установленной сфере деятельности Агентства;

8(1). является заказчиком и оператором единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней;

(пп. 8(1) введен Постановлением Правительства РФ от 07. 2014 N 1173)

осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности;

(пп. 9 в ред. Постановления Правительства РФ от 27. 2014 N 1581)

взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности Агентства;

осуществляет прием граждан и обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

обеспечивает в пределах своих полномочий защиту сведений, составляющих государственную тайну;

организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию Агентства, а также контроль и координацию деятельности его территориальных органов и находящихся в его ведении организаций по их мобилизационной подготовке и мобилизации;

(пп. 13 в ред. Постановления Правительства РФ от 07. 2016 N 638)

осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Агентстве;

организует дополнительное профессиональное образование работников центрального аппарата Агентства, его территориальных органов и организаций, находящихся в его ведении, а также их профессиональное образование и профессиональное обучение в установленной сфере деятельности Агентства;

(пп. 15 в ред. Постановления Правительства РФ от 02. 2013 N 988)

осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Агентства;

осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на него функций;

организует конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в установленной сфере деятельности Агентства;

приобретает для осуществления в пределах своей компетенции государственного лесного контроля и надзора специальные средства, служебное и гражданское оружие, ведет их учет, хранит и осуществляет выдачу в установленном порядке;

20(1). по результатам мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров принимает решение о маневрировании лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования в соответствии с межрегиональным планом маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования;

(пп. 20(1) введен Постановлением Правительства РФ от 30. 2011 N 804)

20(2). осуществляет взрывные работы в целях локализации и ликвидации лесных пожаров, а также мероприятия по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров;

(пп. 20(2) введен Постановлением Правительства РФ от 24. 2016 N 1237)

20(3). осуществляет от имени Российской Федерации защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений;

(пп. 20(3) введен Постановлением Правительства РФ от 07. 2017 N 1223)

20(4) дает согласие на назначение на должность руководителя органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия;

(пп. 20(4) введен Постановлением Правительства РФ от 14. 2018 N 1539)

осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности Агентства, если такие функции предусмотрены федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Федеральное агентство лесного хозяйства с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений в установленной сфере деятельности Агентства;

проводить необходимые расследования, испытания, экспертизы, анализы и оценки, а также научные исследования по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Агентства;

осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Агентства и подведомственных ему организаций;

привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Агентства, научные и иные организации, ученых и специалистов;

разрабатывать и утверждать образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, служебных удостоверений и порядок ношения форменной одежды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

учреждать в установленном порядке средства массовой информации для публикации нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Агентства и официальных объявлений, для размещения других материалов по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Агентства;

создавать координационные и совещательные органы (в том числе советы, комиссии, группы и коллегии), включая межведомственные, в установленной сфере деятельности Агентства;

давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Агентства;

создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы Агентства;

в порядке и случаях, которые установлены законодательством Российской Федерации, применять в установленной сфере деятельности Агентства меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в этой сфере и (или) ликвидацию последствий таких нарушений;

осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в установленном законодательством Российской Федерации порядке направлять материалы о нарушении лесного законодательства в органы внутренних дел, прокуратуру, суд и предъявлять в суд и арбитражный суд иски о возмещении вреда, причиненного лесам;

(пп. 12 в ред. Постановления Правительства РФ от 30. 2011 N 804)

приостанавливать в соответствии с федеральными законами использование лесов в пределах своих полномочий;

давать обязательные для исполнения указания о формировании лесных участков земель лесного фонда и об их предоставлении для федеральных нужд в порядке, установленном Лесным кодексом Российской Федерации.

Федеральное агентство лесного хозяйства не вправе оказывать платные услуги в установленной сфере деятельности, кроме случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Федеральное агентство лесного хозяйства не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

Установленные абзацем вторым настоящего пункта ограничения полномочий Агентства не распространяются на полномочия руководителя Агентства по решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Агентства, а также по контролю деятельности в возглавляемом им Агентстве (его структурных подразделениях).

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30. 2012 N 671)

История государственной службы России насчитывает несколько столетий. Она неразрывно связана с созданием русского централизованного государства, выживаемость которого в сложных геополитических условиях во многом обусловливалась службой всех социальных групп (сословий) на благо своей страны. В истории государственной службы можно выделить несколько периодов:

XV-XVII в. – зарождение и становление государственной службы

XV-XVII века период становления государственной службы как особой сферы профессиональной деятельности, складывание и развитие приказной системы, превращение поручений – “приказов” – в более или менее устойчивые должности.

Государственная служба возникла в период начала формирования государственности на Руси. Во времена Московского великого княжества были служилые князья, связанные с великим князем обязанностью служить ему, нести общую военную службу.

Со времен Ивана IV Грозного каждое сословие, исходя из своего места в структуре общества, обязано было служить самодержавной и религиозной власти.

XVIII век кардинальное изменение принципов организации государственной службы на основе Табели о рангах, движение от должности к чину как устойчивой социальной характеристике государственного служащего

Рубежное событие, придавшее службе подлинно государственное предназначение, стала утвержденная Петром I 24 января 1722 года “Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных”.

Табель о рангах 1722г.

Табель о рангах впервые сформировал в России единую государственную службу. Взамен разных служб, в том числе традиционных, с января 1722 года все вновь введенные чины: воинские (подразделявшиеся, в свою очередь, на сухопутные, гвардейские, артиллерийские и военно-морские), гражданские (статские, штатские) и придворные – были разбиты на 14 классов, или рангов, с низшего (14-го) до высшего (1-го).

Табель о рангах был задуман и учрежден в рамках и контексте широкой и комплексной реформы всего Российского государства, и, прежде всего, тех его составных частей, которые обозначались термином «государственный». Например: установление в городах самоуправления (1691), учреждение Сената (1711), реформирование губернского управления (1721), создание практически новой армии и флота, научных и учебных заведений, множества иных структур, заложивших первоосновы Российской империи.

В течение второй четверти XVIII в. Табель о рангах выступала как регулятор государственной службы. Политика в этой сфере имела ярко выраженный продворянский характер. Дворянам обеспечивались преимущества при чинопроизводстве по сравнению с представителями других сословий. Кроме того, всячески затруднялось проникновение в государственный аппарат выходцев из податных сословий, а также продвижение по службе для них и для разночинцев.

Появление признаков сословия, т. устойчивых особенностей юридического статуса, было обусловлено необходимостью обеспечить привилегированное положение государственных служащих как носителей государственной власти, не допустить размывания дворянской сословности из-за проникновения в дворянство с помощью механизма, предусмотренного Табелью о рангах, представителей других сословий.

Принципиально новым во взаимоотношениях государства и чиновничества было введение в середине 60-х годов XVIII в. постоянного денежного жалованья государственным служащим всех категорий. Устанавливалась возможность дифференцированного подхода к оплате труда мелких канцелярских служащих в зависимости от их способностей и прилежания. Высшие должностные лица производили жалование низшим, имели право регулировать количественный состав нижних канцелярских служащих, не превышая положенной штатной суммы. Высшие чиновники, имевшие офицерский (в том числе соответствующий статский чин), должны были получать жалованье в точном соответствии со штатными окладами.

XIX в. – расцвет бюрократического государства, “отлаживание” государственной машины

В годы правления Николая I (1825-1855гг. ) произошло фактическое разделение государственной службы; государственная служба распалась на военную и гражданскую, каждая из которых стала постепенно приобретать свои специфические свойства.

Табель о рангах 1800 г.

Важным шагом в организации государственной службы стали кодификация соответствующего законодательства и подготовка Свода законов о службе гражданской. Предусматривалось разделение лиц, имевших по закону право на работу в государственном аппарате, на три разряда:

окончившие курс наук в высших учебных заведениях;

окончившие курс наук в средних учебных заведениях;

не окончившие высших и средних учебных заведений.

В течение XIX в. основными условиями поступления на государственную службу были происхождение, возраст, знания, подданство, “гражданская честь”.

В 1832 году был учрежден Свод Уставов о службе гражданской, который включал в себя три книги:

Свод Устава о службе по определению от правительства;

Свод Устава по выборам;

Свод Устава о пенсиях и единовременных пособиях.

В 1834 году принято «Положение о порядке производства в чины по гражданской службе». В соответствии с этими документами гражданская служба и чиновничество получили свой правовой статус, порядок прохождения, профессиональные характеристики и многое другое, что стало их отличать от государственной службы.

В 1835 г. Николай I подписал указ “О расписании должностей гражданской службы по классам от XIV до V включительно”.

В гражданскую службу постепенно вносились изменения и дополнения, особенно много после отмены крепостного права в 1861 году и проведения известных реформ Александра II (1855-18881гг. Гражданская служба получила свою линию развития и итоговое (можно сказать, «вершинное») закрепление в обобщенном законодательстве 1896 года. Тогда был утвержден Свод Уставов о службе гражданской, который включал в себя: Устав о службе по определению от Правительства; Уставы о пенсиях и единовременных пособиях; Положение об особых преимуществах гражданской службы в отдаленных местностях, а также в губерниях Западных и Царства Польского; Уставы эмеритальных касс гражданского ведомства. В данных документах еще больший крен был сделан в сторону так называемого гражданского общества, когда чиновник должен был оказывать услуги подданным.

Законодательство Российской империи устанавливало минимальный возраст для поступления на государственную службу с 14 лет (действительной она считалась только с 16 лет).

С назначением на должность гражданской службы канцелярский служитель или чиновник получал содержание (зарплату), которое состояло из жалованья, столовых денег, квартирных денег или казенной квартиры. Руководитель учреждения имел право содержать на службе меньше лиц, чем положено по штату. Сэкономленные таким способом деньги он мог использовать на содержание наиболее отличившихся работников.

Государственный служащий имел право на отпуск сроком до 4 месяцев, в том числе с сохранением содержания до 2 месяцев. Вместе с тем, отпуск на срок более месяца в гражданской службе мог быть предоставлен не более раза в два года.

К началу ХХ в. в европейской России было 575 тыс. чиновников, и их содержание составляло 13,36% расходной части бюджета. Эти показатели мало отличались от соответствующих показателей наиболее развитых государств, а в Германии, Франции и США чиновников было еще больше. По числу чиновников на 1000 жителей Российская империя уступала всем развитым странам мира.

XX в. – советский период, революционное новаторство и преемственность в организации государственной службы, складывание советской номенклатуры

После Октябрьской революции 1917 г. были подписаны декреты Я. Свердловым (23 ноября 1917 года) «Об уничтожении сословий и гражданских чинов», и В. Лениным (16 декабря 1917 года) «Об уравнении всех военнослужащих в правах», в результате чего было отменено дореволюционное законодательство о государственной службе, при этом взамен не было выработано полноценной правовой базы госслужбы.

Существовавшая в советский период практика подбора и расстановки кадров была основана на “номенклатуре”, представлявшей собой перечень должностей в аппарате партийных, государственных и общественных организаций, при приеме на которые требовалась санкция соответствующего партийного органа. Государственных служащих в РСФСР и СССР стали относить к административно-управленческому персоналу. Попытки выделить из всей массы служащих управленцев привели к весьма своеобразной трактовке понятия “орган государственного управления”.

Сложившаяся “нормативная база” госслужбы в советское время представляла собой комплекс актов различной юридической силы и разнообразной отраслевой принадлежности: одни из них распространялись на всех госслужащих, другие – на отдельные группы лиц, чаще всего занятых в конкретной отрасли управления.

Работа над правовым оформлением института госслужбы началась в конце 80-х годов, но распад СССР приостановил ее. К решению данной проблемы вернулись уже в условиях независимой России.

Новейшая Российская история государственной службы

Федеративный договор 1992 г. , Конституция РФ 1993г. предусматривали принятие на федеральном уровне основ законодательства о государственной службе, закона о федеральной государственной службе.

31 июля 1995 г. был принят Федеральный закон N 119-ФЗ “Об основах государственной службы Российской Федерации”, который впервые на законодательном уровне дал определение понятия государственной службы как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, а также установивший категории государственных должностей, принципы государственной службы, перечень квалификационных требований к государственным служащим, основы их правового положения, основные обязанности государственных служащих и ограничения, связанные с государственной службой. При его создании был использован опыт, накопленный в дореволюционной России, опыт советского периода и зарубежный опыт государственного управления.

Сформировались уровни государственной службы – федеральная государственная служба и государственная гражданская служба субъектов Федерации, а также фактически сложилось разделение федеральной государственной службы по видам – гражданская служба, военная служба, служба в правоохранительных органах. Отдельные виды федеральной государственной службы устанавливаются федеральными законами, исходя из функциональных признаков и особенностей ее прохождения.

Таким образом, различные виды и уровни государственной службы образуют единую систему государственной службы.

Важным этапом реформирования государственной службы стало принятие в 2003 году Федерального закона “О системе государственной службы Российской Федерации”, в 2004 году Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации”. Данными Федеральными законами определены новые подходы к формированию кадрового состава государственной гражданской службы, введен конкурсный отбор на вакантные должности государственной гражданской службы и конкретизированы квалификационные требования к государственным гражданским служащим, обеспечивается участие независимых экспертов в аттестационных, конкурсных комиссиях и в комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской службе.

Опыт осуществления мероприятий федеральной программы “Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 – 2005 годы)”, продленной на период 2006 – 2007 годов Указом Президента Российской Федерации от 12 декабря 2005г. N 1437 “О продлении срока реализации федеральной программы “Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 – 2005 годы)” на 2006 – 2007 годы”, выявил сложность и комплексный характер проблем реформирования государственной службы, необходимость постановки целей и задач следующего этапа реформирования и развития государственной службы.

В связи с тем, что ряд направлений реформирования государственной службы оставался нереализованным, в том числе положения о формировании системы управления государственной службой, Указом Президента РФ была утверждена программа “Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)”. Цель Программы – создание целостной системы государственной службы посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики.

Понятие государственной службы. Институт государственной службы и его место в системе государственного управления

Система государственной службы

Должности государственной службы

Квалификационные требования к уровню образования

Квалификационные требования к стажу службы или опыту работы

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам

Квалификационные требования к состоянию здоровья

Содержание и форма служебного контракта

Срок действия служебного контракта

Заключение служебного контракта

Испытание при поступлении на гражданскую службу

Перевод на иную должность гражданской службы или перемещение

Изменение существенных условий служебного контракта

Временное замещение иной должности гражданской службы

Можно ли заниматься бизнесом на госслужбе?

Закон о госслужбе и Закон о противодействии коррупции запрещают государственным служащим заниматься предпринимательской деятельностью и участвовать в управлении коммерческой организации

Кто имеет право работать на госслужбе?

На государственную гражданскую службу (далее — гражданская служба) вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 27 июля 2004 г

Что запрещено на госслужбе?

Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *