общий конкурс на госслужбу

Организация конкурса при поступлении на государственную гражданскую службу – это инструмент публичного управления, посредством которого обеспечивается упорядочение отношений по отбору кандидатов для замещения должностей государственной гражданской службы.

Конкурс проводится с целью привлечения к службе специалистов наиболее высокого профессионального уровня, обладающих необходимыми практическими навыками и умениями, а также социально нравственными установками для наиболее эффективной реализации служебных обязанностей и, соответственно, государственных функций конкретного органа публичного управления, в котором государственный служащий будет осуществлять служебную деятельность.

Значение конкурса при поступлении на государственную гражданскую службу

Поскольку гражданскими служащими реализуются важнейшие задачи в сфере публичного управления, для государства и общества крайне важно привлекать на гражданскую службу специалистов высокого уровня, готовых добросовестно, эффективно и оперативно, с инициативой и ответственностью реализовывать служебные полномочия.

Вышесказанным обусловлена особая процедура, которая законодательно закреплена и реализуется на практике для привлечения к замещению должностей государственной службы кандидатов. Такая процедура именуется конкурсом и предполагает конкурентный отбор наиболее высоко эффективных специалистов, соответствующих требованиям, предъявляемым к конкретной должности.

Кроме того, процедура конкурсного отбора позволяет обеспечить конституционные гарантии в сфере государственной службы, в соответствии с которыми все граждане страны должны иметь равный доступ к замещению должностей службы.

Правовое регулирование организации конкурса при поступлении на государственную службу

Конкурсная процедура отбора кандидатов на замещение должностей службы в государственном механизме обусловлено положениями Конституции, гарантирующими равные возможности претендовать на должность государственной службы российских граждан.

Конкурсная процедура отбора кандидатов регламентируется:

  • положениями специального законодательства о государственной службе;
  • подзаконными нормативно-правовыми актами, в том числе указом главы государства, который предусматривает процедурные аспекты конкурсного отбора государственных служащих.

Названный нормативно-правовой акт включает в себя положения относительно реализации конкурсных процедур при отборе кандидатов для замещения должностей государственной службы и ориентирует систему отбора на выявление посредством специальных испытаний наиболее профессионально подготовленных кандидатов.

Особенности организации конкурса при поступлении на государственную гражданскую службу

Конкурсный отбор для замещения должностей государственной службы по общему правилу предусматривают двухэтапную конкурсную процедуру.

На первой стадии конкурсного отбора реализуются следующие мероприятия:

  • проверяется полнота сведений, представленных кандидатами в соответствии со специальным законодательством для участия в конкурсе, а также достоверность таких сведений;
  • проверяется соответствие профессиональных характеристик кандидата требованиям к образованию и опыту службы или иной трудовой деятельности по специальности для конкретной вакантной должности;
  • организуется при согласии кандидата его допуск к информации, которая может составлять государственную или другую охраняемую законом тайну, если исполнение обязанностей по вакантной должности требует работы с такой информацией.

Вторая стадия конкурсных процедур предполагает комиссионный отбор кандидатов. Рассматриваемая стадия предполагает заседание комиссии, которая организуется при наличии не менее чем двух кандидатов на вакантную должность. Решение относительно места и срока проведения данной стадии принимает представитель органов публичного управления, который выступает нанимателем, после того как реализована проверка поступившей от кандидата информации и оформлен допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

В случае, когда в ходе проверочных процедур выясняется, что наличествуют обстоятельства, которые препятствуют поступлению гражданина на вакантную должность, представитель нанимателя информируют о таких обстоятельствах кандидата. При этом законом гарантируется защита прав кандидатов: в случае отказа в участии в конкурсе, такой отказ кандидат может обжаловать.

О начале второго этапа конкурсных испытаний все кандидаты, допущенные к конкурсу, информируются представителем нанимателя не позже чем за 15 дней.

Содержательная часть конкурсного отбора кандидатов на замещение вакантной должности детально законом и подзаконными актами не регламентируется. В качестве методов оценки личностных качеств и профессиональных характеристик кандидатов могут использоваться различные методы, которые не противоречат федеральному законодательству и подзаконным актам. В качестве наиболее распространенных инструментов оценки профессионализма и личностных характеристик кандидатов на должности государственной службы используются:

  • собеседование с кандидатом;
  • анкетирование кандидата;
  • дискуссионные групповые встречи;
  • подготовка реферата;
  • решение тестовых заданий.

В качестве наиболее востребованного инструмента в современной практике публичного управления выделяется решение тестовых заданий. В качестве положительных характеристик указанного метода можно назвать его объективность, оперативность оценки, возможность сравнения результатов, однако данный метод не всегда позволяет оценить практические навыки и личностные характеристики, которые необходимы кандидату для эффективной реализации должностных обязанностей.

Важно подчеркнуть, что все испытания должны быть ориентированы на те требования, которые предъявляются к конкретной вакантной должности и обеспечивают отбор специалистов, которые наиболее эффективно могут реализовывать полномочия такой должности.

Порядок и содержание инструментов конкурсного отбора определяются непосредственно комиссией.

Для реализации конкурсных мероприятий отбора кандидатов для замещения должностей на региональном уровне разрабатываются и реализуются собственные регламенты проведения конкурсного отбора.

Правовые основы проведения конкурса на замещение вакантной должности государственного служащего – это требования, установленные законодательством по отношению к претендентам на вакантные должности в системе государственной службы, а также процедуре замещения этих вакантных должностей.

Сущность и назначение конкурса на замещение вакансии государственного служащего

Государственная гражданская служба предъявляет высокие требования к лицам, готовым нести ее. В связи с этим замещение должности в системе гражданской службы осуществляется в соответствии с результатами конкурса, проведение которого регулируется статьей 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Конкурс – это оценка профессионального уровня лиц, претендующих на замещение вакантных должностей в системе гражданской службы, их соответствия предъявляемым квалификационным требованиям для замещения конкретной вакансии.

Не все должности в системе государственной службы замещаются на основании конкурса. Так, конкурс на замещение вакансий в системе государственной службы не проводится в следующих случаях:

  • во-первых, в отношении должностей категории «помощники» или «советники», «руководители» при назначении на определенный срок полномочий;
  • во-вторых, в отношении должностей категории «руководители», по которым назначение и освобождение осуществляет Президент России или Правительство России;
  • в-третьих, в отношении заключаемых срочных служебных контрактов;
  • в-четвертых, в отношении назначения гражданских служащих на иные должности государственной службы, предусмотренные соответствующими статьями Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
  • в-пятых, в отношении назначения на должности государственной службы гражданских служащих, включенных в кадровый резерв государственной службы.

Также проведение конкурса необязательно в случае назначения на отдельные должности государственной службы, должностные обязанности которых связаны с использованием сведений, наделенных статусом государственной тайны, согласно перечню должностей, утверждаемых нормативными актами государственных органов.

Также законодательство допускает, что представитель нанимателя может принять решение о не проведении конкурса в отношении назначения на должности государственной службы, отнесенные к категории младших должностей государственной службы.

Конкурс на замещение вакансий в системе государственной службы призван обеспечивать реализацию провозглашенного принципа равенства доступа к несению государственной службы.

Общий порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности государственного служащего

Законодательством предусмотрены основания для отказа претендентам в праве на участие в конкурсе на замещение вакансий государственной службы. К числу таких оснований относятся следующие:

  • во-первых, несоответствие претендента на замещение вакансии государственной службы квалификационным требованиям, предъявляемым к конкретной должности государственной службы;
  • во-вторых, наличие ограничений, установленных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» относительно поступления на государственную службу и ее прохождения.

Претенденты на замещение вакансий в системе государственной службы при условии не допуска их к участию в конкурсе имеют право на обжалование этого решения в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Проведение конкурса на замещение вакантных должностей государственной службы возлагается на конкурсную комиссию, которая назначается правовым актом соответствующего органа государственного управления.

Состав конкурсной комиссии включает в себя следующих лиц:

  • во-первых, представителя нанимателя;
  • во-вторых, уполномоченных нанимателем гражданских служащих, включая служащих, осуществляющих решение вопросов государственной службы и кадров, юридического сопровождения, подразделения, для которого осуществляется поиск претендентов на замещение вакансии;
  • в-третьих, представителя органы управления государственной службой;
  • в-четвертых, представителей образовательных и научных организаций, а также иных организаций, которые приглашаются органом управления государственной службой в соответствии с запросом представителя нанимателя для проведения независимой экспертизы по вопросам государственной службы. Законодательство предъявляет требования к численности независимых экспертов, которая не может быть менее 25 процентов от общей численности членов конкурсной комиссии.

При наличии в органах государственного управления общественного совета в состав конкурсной комиссии включаются представители этого общественного совета. В этом случае требования к численности представителей общественных советов и независимых экспертов устанавливается в размере 25 процентов от общей численности членов конкурсной комиссии.

В том случае если осуществляется замещение вакансий государственной службы, связанных с государственной тайной, на формирование состава конкурсной комиссии оказывают влияние требования законодательства по работе с государственной тайной.

При формировании конкурсной комиссии следует учесть требования относительно исключения возможности возникновения конфликта интересов, способных повлиять на решения, принимаемые конкурсной комиссией.

Закон предоставляет претендентам на замещение вакантных должностей государственной службы право обжалования решений конкурсной комиссии.

На Президента Российской Федерации возложена обязанность утверждения положения о конкурсе на замещение вакантных должностей государственной службы Российской Федерации. Данный документ регулирует порядок замещения вакансий в системе государственной службы на федеральном уровне, также на региональном уровне.

Решение о проведении конкурса принимается руководителем органа государственного управления при наличии в его структуре вакантных должностей.

В Постановлении Правительства № 397 от 31. 2018 закреплено, как устроиться на государственную службу, и утверждена новая единая методика. В соответствии с этой методикой, граждане, претендующие на работу в государственных структурах, проходят конкурс и индивидуальное собеседование.

Как проходит конкурс

В 79-ФЗ от 27. 2004 и Указе президента РФ № 112 от 01. 2005 закреплено, как проходит конкурс на государственную гражданскую службу — в два этапа. На первом этапе госорганы размещают объявление о приеме документов для участия в конкурсе. В таком объявлении указывают:

  • наименование вакансии;
  • требования к кандидату;
  • условия прохождения службы;
  • место и время приема документов, до какого срока их принимают;

Соискатель предоставляет требуемые документы, после чего их тщательно проверяют на достоверность.

На втором этапе проводится сам конкурс. В ведомстве созывают конкурсную комиссию: она и оценивает кандидатов на профессионализм и соответствие занимаемой должности. Конкурсные процедуры включают индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, реферат или тестирование по вопросам, напрямую связанным с выполнением трудовых обязанностей.

Существует база типовых тестов и тестовых вопросов. Каждое ведомство разрабатывает тестирование, исходя из специфики деятельности. Очевидно, что перечень вопросов тестирования госслужащих при приеме на работу в Совет Федерации связан со знанием Конституции РФ, действующего законодательства (в том числе и о противодействии коррупции), государственных символов.

А при поступлении в органы миграционной службы тестируют на знание Конституции, миграционного законодательства, основ информационно-коммуникационных технологий.

общий конкурс на госслужбу

Тестирование проводят только в отношении граждан, впервые поступающих на госслужбу, и тех, кто уже служил в госорганах, но уволился больше 5 лет назад. Для некоторых кандидатов конкурс не проводят: при назначении на замещаемые должности руководителя и помощника (советника) на определенный срок, при заключении срочного служебного контракта, при приеме служащего, который включен в кадровый резерв на госслужбе, и др.

Как проходит собеседование

Оно представляет собой процесс взаимодействия двух сторон. Работодатель имеет возможность отобрать требуемого кандидата, а соискатель — провести для себя оценку компании в общем.

Чтобы оценить уровень навыков претендента, его соответствие установленным к должности требованиям, в процессе реализации конкурсной процедуры используют различные способы оценки кандидатов, не противоречащие законодательству, и в том числе беседа индивидуального характера. Собеседование проводится в рамках разработанной правительством новой методики № 397 и позволяет более объективно реализовать конкурсные процедуры на замещение вакансий в органах власти и сформировать кадровый резерв. К примеру, вопросы на собеседовании при приеме на работу в прокуратуру направлены на проверку знаний российских законов.

общий конкурс на госслужбу

Как проводят собеседование при поступлении на госслужбу

В нормативах Минтруда и других ведомств разъясняется, как проходит подготовка граждан к госслужбе, — соискателям необходимо пройти не только собеседование, но и тематическое тестирование. Минтруд выпустил специальную методичку, которая поможет подготовиться к трудоустройству в госорганы.

Для будущих госслужащих проводят собеседование двух видов:

  • Предварительное с потенциальным руководителем.
  • Обязательное в процессе заседания конкурсной комиссии.

Руководитель подразделения вправе провести интервью с кандидатом в предварительном режиме и задать первоначальные вопросы на собеседовании.

Если предварительная беседа имела место, проводивший ее руководитель устно докладывает о результатах в процессе заседания конкурсной комиссии.

Очная встреча идет в процессе заседания специально созданной комиссии, которая обсуждает с претендентом итоги выполненных им иных заданий, предусмотренных конкурсом, задает вопросы, помогающие установить имеющиеся навыки и знания. Это необходимо, чтобы определить уровень профессионализма.

Проведение очной беседы является обязательным. Без проведения очного собеседования на госслужбу в процессе заседания комиссия не уполномочена принимать решение о выборе победившего претендента.

После беседы все члены комиссии вносят в бюллетень установленной формы (прилагается) результаты оценки, включающие баллы по итогам разговора. Эти баллы рассчитываются в виде суммы среднего арифметического по результатам индивидуальной беседы, баллов по итогам тестов и иных заданий по конкурсу. В п. 32 ПП РФ № 397 указано, сколько баллов необходимо для прохождения тестирования на госслужбу, — не меньше 50% от максимального балла. За каждый правильный ответ присваивают 1 балл, всего задают не меньше 40 вопросов. Тот, кто набрал меньше 20 баллов, признается не сдавшим тестирование.

Проводя индивидуальную беседу, комиссия, в соответствии с решением нанимателя, вправе использовать аудио- и видеозаписывающие средства. При необходимости ведется стенограмма реализации определенных процедур. Это позволит в дальнейшем сравнить полученные ответы в целях максимальной объективности их оценки.

Какие вопросы задают

Минтруд установил, какие вопросы задают на конкурсе на государственную службу, разработав базу тестовых вопросов. Кроме того, ведомства включают индивидуальные вопросы, продуманные с учетом специфики их деятельности. Прежде чем отправить заявку на вакансию, кандидат вправе пройти тест на официальном сайте госслужбы — для предварительной проверки собственных знаний.

общий конкурс на госслужбу

Вопросы формируются по направлениям. С помощью них оценивают уровень профессионализма претендента.

При формировании перечня тем учитываются:

  • должностные обязанности по вакансии госслужбы;
  • должностные обязанности по группе, включающей должности, по которой объявляется конкурс.

Вопросы включают информацию на знание:

  • русского языка;
  • Конституции страны;
  • законодательства о госслужбе;
  • законодательства о противодействии коррупции;
  • информационно-коммуникационных технологий.

На сайте Минтруда тоже приводится перечень проверочных вопросов для определения текущего квалификационного уровня. Вот пример подготовки проекта документа на экзамене госслужбы (один из базовых вопросов Минтруда):

общий конкурс на госслужбу

Индивидуальное собеседование основано на вопросах из практики в конкретных ситуациях, имевших место в структурных подразделениях госоргана, в котором есть вакансия. Таким образом, конкурсная комиссия задает практические вопросы и проводит дискуссию с кандидатами индивидуально.

Как оценить результаты

В различных органах власти утверждены отраслевые методики проведения конкурсов, заключающиеся в устных, письменных и электронных ответах. Методики по отраслям предусматривают варианты подготовки и оценки интервью. Например, опросники в Минфине готовятся в соответствии с должностным функционалом и оцениваются по балльной системе.

Результат индивидуальной беседы подлежит оценке конкурсной комиссией:

  • 10 баллов, когда претендент пошагово полностью раскрывает суть темы, корректно использует терминологию, в процессе дискуссии проявляет достаточную активность, демонстрирует высокие профессиональные знания в заявленной сфере, способности к аналитике, аргументированному отстаиванию своей позиции и способности к деловым переговорам, принятию решений;
  • 8 баллов, когда претендент пошагово полностью раскрывает суть темы, корректно использует терминологию, но допускает незначительные ошибки, в процессе дискуссии проявляет достаточную активность, демонстрирует высокие профессиональные знания в заявленной сфере, способности к аналитике, аргументированному отстаиванию своей позиции и способности к деловым переговорам, принятию решений;
  • 6 баллов, когда претендент пошагово, но не полностью раскрывает суть темы, не всегда корректно использует терминологию, допускает незначительные ошибки, в процессе дискуссии неактивен, демонстрирует средние профессиональные знания в заявленной сфере, средние способности к аналитике, средние способности к аргументированному отстаиванию своей позиции и ведению деловых переговоров;
  • 0 баллов, когда претендент не сумел раскрыть суть темы, неправильно применяет основные понятия и термины, допускает глобальные неточности и ошибки, в процессе дискуссии неактивен, имеет низкий уровень профессиональных знаний в заявленной области и аналитических способностей, отсутствие навыков способности к аргументированному отстаиванию своей позиции и ведению деловых переговоров.

Образец конкурсного бюллетеня

общий конкурс на госслужбу

Об авторе статьи

Специалист по кадрам, юрист

В 1996 г. закончила СГПИ по специальности преподаватель английского и русского языков. В 2003 г. закончила Московскую Академию права и управления по специальности юрист. В 2007 г. закончила РАНХиГС по специальности менеджмент в управлении

Конкурс на замещение вакантных должностей государственной службыКаков порядок поступления на госслужбу, какие требованиях и ограничениях предъявляются к кандидатам, есть ли испытательный срок?

Поступление на госслужбуПретендентов в государственных и муниципальных организациях отбирают несколько иначе, чем в коммерческих структурах. Процесс регламентируется ФЗ №79 от 27. 2004. Этот закон освещает принципы, классификацию должностей и трудовые отношения в сфере государственной службы. Вакантная должность — это рабочее место, которое числится в штатном расписании, но никем не занято. В законах нет четкого определения этого понятия. Однако не каждую должность, по которой не заключен трудовой договор, можно причислить вакантной. В п. постановления №2 Правительства РФ говорится, что работодатель не обязан немедленно заполнять вакансии, как только они образуются. Руководитель организации имеет право не заключать по ней трудовой договор. Если глубже рассматривать вопрос, какая из должностей является вакантной, следует также выяснить, что говорит закон о должностях, которые занимают сотрудники, которые находятся в длительном отпуске или в отпуске по уходу за ребенком. Они однозначно считаются занятыми, поскольку с сотрудниками заключили трудовой договор, и в любой момент они могут вернуться на работу. Порядок поступления на госслужбуЧтобы поступить на службу в госорганы, нужно пройти конкурс. Например, проводят конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы. Суть профессионального отбора состоит в оценке профессионального уровня кандидатов и их соответствия предъявляемым по закону требованиям (ФЗ № 79, Указ Президента №112). В Указе говорится о том, как проводить конкурс на замещение вакантных должностей государственной службы, и какие требования предъявляются к кандидатам. В начале года формируют локальный акт для образования комиссии конкурса. Члены комиссии оценивают кандидатов, которые подали документы, и принимают решение о приеме или отказе. Кандидатов оценивают по образованию, опыту работы в госструктурах, результатам тестов и собеседований. Могут предусматриваться другие испытания, связанные с выполнением обязанностей по нужной специальности. Конкурс проводят в несколько этапов:

  • Принятие решения о проведении конкурса.
  • Размещение объявление о приеме документов от кандидатов. Этот этап является подготовительным. Информация о предстоящих испытаниях размещается на официальном сайте госструктуры. В объявлении указывают наименование вакансии, требования к претендентам, место и сроки приема документов, список необходимых документов.
  • Сбор откликов от претендентов. На этом этапе кандидаты предоставляют личное заявление, анкету, копии паспорта и трудовой, справку об отсутствии заболеваний, которые помешают исполнять обязанности.
  • Проведение конкурсных испытаний. Это основной этап, на котором члены комиссии оценивают кандидатов.
  • Выбор победителя. При этом претендент, которому отказали, имеет право обжаловать решение (п.2 ст.22 ФЗ №79).
  • Издание приказа о назначении сотрудника и заключение с ним служебного контракта.

Закон установил случаи, когда конкурс не проводят:

  • Для категорий «руководитель» и «помощник» (советник).
  • Для руководящих должностей, которые по закону назначаются Президентом или Правительством РФ.
  • Когда заключают срочный служебный контракт.
  • При замещении иной вакансии, указанной в ч. 2 статьи 28, ч. 1 ст. 31 и ч. 9 ст. 60.1 ФЗ № 79 РФ.
  • При назначении на рабочее место гражданина из резерва.

Требования к кандидатам на замещение вакантных должностейНа службу в госорганы РФ может поступать любой желающий, если он:

  • старше 18 лет;
  • владеет государственным языком РФ;
  • соответствует требованиям ФЗ №79 относительно квалификации.
  • образование;
  • стаж по специальности и в госструктурах;
  • профессиональные знания и навыки.

Для претендентов на пост «руководитель», «помощник» (советник), «специалист» обязательно наличие высшего образования. Для «обеспечивающих специалистов» требуется среднее профессиональное образование по направлению деятельности. Требования к опыту работы в госструктурах либо по специальности устанавливает Президент РФ своим Указом (для специалистов федерального уровня). Для работников госорганов в регионах — местными нормативными актами. Требования к знаниям и навыкам устанавливает каждый орган через издание локального акта. В этом документе прописывают положения, которые соответствуют целям и задачам конкретной структуры. Ограничения при поступлении на госслужбуЗаконодатель обозначил причины, по которым гражданин не может претендовать на работу в госструктурах. Это такие причины, как:

  • Недееспособность или ее ограничение (признанные судом).
  • Наличие судимости, в том числе не погашенной или не снятой.
  • Отказ от прохождения процедуры оформления допуска к информации, которая составляет государственную тайну.
  • Подтвержденное медкомиссией заключение о заболевании, которое является препятствием для работы.
  • Близкое родство с будущим начальником. Речь идет о родителях, супругах, детях, братьях, сестрах. Также в этот перечень включены братья, сестры, родители, дети супругов и супругов детей.
  • Отказ от гражданства РФ и принятие гражданства иного государства.
  • Предоставление подложной документации или неверных сведений.
  • Непредоставление сведений (или предоставление ложной информации) в отношении доходов и имущества, необходимых для противодействия коррупции ФЗ №79 и ФЗ №273.
  • Непрохождение военной службы по призыву без уважительной причины (исключение — служба на контрактной основе).

Испытательный срок при поступлении на государственную гражданскую службуКроме конкурса, для человека, который решил связать профессиональную деятельность с государственными или муниципальными структурами, предусмотрен испытательный срок. Это обязательно для тех, кто приступает к работе в таких органах впервые. Длится испытание сроком от месяца до года. Цель его состоит в проверке служащего на соответствие занимаемому посту. С этой процедуры начинается непосредственное исполнение обязанностей по вакантной должности. В госорганах испытание могут устанавливать по итогам конкурса, а вот для желающих работать в структурах муниципальной власти оно не предусматривается. Если гражданин раньше проходил госслужбу или переводится из другого госоргана, максимальный срок составит шесть месяцев. Для ряда лиц испытание не проводится. К таковым принадлежат:

  • Граждане со средним специальным образованием по программе подготовки специалистов среднего звена либо с высшим образованием по целевому назначению (с обязательством дальнейшего прохождения госслужбы).
  • Граждане, которые назначены на новое место работы в связи с переводом из другой госструктуры, ее упразднения либо сокращения (п.1 ч.1 ФЗ №79).
  • Другие лица и гражданские служащие, для которых закон гарантирует сохранение места работы.

После завершения испытания служащему присваивают классный чин. Если процедура работником не пройдена, представитель госоргана имеет право расторгнуть трудовой контракт до завершения испытательного срока. Об этом работодатель уведомляет служащего в письменной форме не ранее, чем за три дня до увольнения. В письме обязательно указывают причины решения.

Вместе с эти материалом часто ищут:

Кадровый резерв госслужбы — это база данных успешных кандидатов, которые готовы приступить к работе по должности немедленно. Включение в реестр производится по установленным законом правилам.

7 мая 2020

Работа с кадровым резервом — это важная часть деятельности кадровика. Она помогает структурировать и развивать кадры, чтобы при необходимости быстро заменить вакантную должность квалифицированным работником.

12 апреля 2019

Личная карточка работника — это документ, который обобщает сведения о конкретном сотруднике. Ее заполняют при приеме на работу и в дальнейшем, в процессе выполнения трудовых обязанностей вплоть до увольнения служащего.

8 июля 2021

Заявление на материальную помощь к отпуску — это письменное обращение работника на имя работодателя с просьбой предоставить дополнительную денежную компенсацию перед ежегодным оплачиваемым отдыхом.

25 февраля 2020

Поступление на гражданскую службу впервые и переход гражданского служащего с одной должности гражданской службы на другую осуществляются на основании конкурса. В процессе конкурса определяются профессиональный уровень претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствие установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Таким образом, конкурсный порядок поступления на гражданскую службу и продвижения гражданских служащих по службе призван обеспечить, с одной стороны, право граждан РФ на равный доступ к государственной службе и право гражданских служащих на должностной рост, а с другой – возможность подбора наиболее квалифицированных и компетентных кадров для государственных органов.

В исключение из общего правила, устанавливающего конкурсный порядок поступления на гражданскую службу, статья 22 Закона о госслужбе предусматривает ряд случаев, когда поступление на государственную гражданскую службу осуществляется без прохождения конкурса.

В частности, конкурс не проводится:

1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий “руководители” и “помощники (советники)”;

2) при назначении на должности гражданской службы категории “руководители”, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ;

3) при заключении срочного служебного контракта;

4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных ст. 28 и ст. 31 Закона о госслужбе;

5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, если в перечне должностей, утвержденном Указом Президента РФ, прямо предусмотрено, что эти должности могут замещаться без конкурса.

Кроме того, конкурс может не проводиться и при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы. Решение о проведении или непроведении конкурса на замещение указанных должностей в каждом конкретном случае принимает представитель нанимателя.

Право на участие в конкурсе имеют все граждане РФ, отвечающие требованиям, установленным Законом о госслужбе для поступления на государственную гражданскую службу. Право участвовать в конкурсе имеют и находящиеся уже на государственной службе гражданские служащие независимо от того, какую должность они замещают на момент его проведения.

Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе, если он не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к вакантной должности гражданской службы, или если он не может быть принят на гражданскую службу в связи с ограничениями, установленными Законом.

Претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в суд.

Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы в государственном органе образуется конкурсная комиссия. В состав конкурсной комиссии, как правило, входят: руководитель государственного органа и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы); представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу руководителя государственного органа в качестве независимых экспертов – специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

Конкурсная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.

В государственном органе допускается образование нескольких конкурсных комиссий для различных категорий и групп должностей гражданской службы.

Если конкурс объявляется на замещение вакантной должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, то состав конкурсной комиссии формируется с учетом положений законодательства РФ о государственной тайне. В частности, с согласия лиц, включаемых в состав конкурсной комиссии, проводится процедура оформления их допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 21 июля 1993 г. N 5485-1 “О государственной тайне” допуск граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:

– принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

– согласие на частичные временные ограничения их прав;

– письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

– определение видов, размеров и порядка предоставления льгот, предусмотренных указанным Законом;

– ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

– принятие соответствующего решения руководителем организации о допуске оформляемого лица к государственной тайне.

Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.

Конкурсная комиссия образуется правовым актом соответствующего государственного органа.

Порядок и условия проведения конкурса определяются положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ, утверждаемым указом Президента РФ. В настоящее время такое Положение утверждено Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112.

В соответствии с названным Положением, конкурс в государственном органе объявляется для замещения только вакантной (не замещенной гражданским служащим) должности гражданской службы.

Решение об объявлении конкурса принимает руководитель государственного органа либо представитель указанного руководителя, осуществляющие полномочия нанимателя от имени РФ или субъекта РФ.

Гражданский служащий вправе участвовать в конкурсе на общих основаниях независимо от того, какую должность он замещает на период проведения конкурса.

Конкурс проводится в два этапа.

На первом этапе государственный орган публикует объявление о приеме документов для участия в конкурсе не менее чем в одном периодическом печатном издании, а также размещает информацию о проведении конкурса на сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

В публикуемом объявлении о приеме документов для участия в конкурсе указываются: наименование вакантной должности гражданской службы; требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности; место и время приема документов; срок, до истечения которого принимаются документы. В объявлении указывается также источник, из которого можно получить всю необходимую информацию о конкурсе (телефон, факс, электронная почта, электронный адрес сайта государственного органа).

Для участия в конкурсе гражданин РФ представляет в государственный орган следующие документы:

а) личное заявление;

б) собственноручно заполненную и подписанную анкету, форма которой утверждается Правительством РФ, с приложением фотографии;

в) копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);

г) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию:

– копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые) или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина;

– копии документов о профессиональном образовании, а также по желанию гражданина – о дополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы);

д) документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;

е) иные документы, предусмотренные Законом о госслужбе, другими федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе, направляет заявление на имя представителя нанимателя. Кадровая служба государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, обеспечивает ему получение документов, необходимых для участия в конкурсе.

С согласия лица, изъявившего желание участвовать в конкурсе, проводится процедура оформления его допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин (гражданский служащий), связано с использованием таких сведений.

Достоверность сведений, представленных гражданином на имя представителя нанимателя, подлежит проверке.

Достоверность сведений, представленных гражданским служащим, проверяется только в случае его участия в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы, относящейся к высшей группе должностей гражданской службы.

Гражданин или гражданский служащий могут быть не допущены к участию в конкурсе, если они не соответствуют квалификационным требованиям к должности гражданской службы. Им может быть отказано в участии в конкурсе и в связи с ограничениями, установленными законодательством о государственной гражданской службе для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

Документы представляются в государственный орган в течение 30 дней со дня объявления об их приеме.

Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления без уважительной причины являются основанием для отказа гражданину в их приеме.

Если документы представлены несвоевременно, не в полном объеме или с нарушением правил оформления по уважительной причине, представитель нанимателя вправе перенести сроки их приема.

Второй этап конкурса заключается в собственно оценке профессиональных качеств кандидатов.

Решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после проверки достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, а также после оформления в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.

Если в ходе проверки будут выявлены обстоятельства, препятствующие в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами РФ поступлению гражданина на гражданскую службу, он информируется в письменной форме представителем нанимателя о причинах отказа в участии в конкурсе.

Гражданин не допускается к участию в конкурсе в случаях:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должностям государственной службы (гражданской службы) в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению, подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются Правительством РФ;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства РФ или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором РФ;

8) представления заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Гражданам (гражданским служащим), допущенным к участию в конкурсе, представитель нанимателя не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса направляет сообщения о дате, месте и времени его проведения.

Если в результате проведения конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, на замещение которой он был объявлен, представитель нанимателя может принять решение о проведении повторного конкурса.

Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа ее членов.

Конкурс заключается в оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям к этой должности.

При проведении конкурса конкурсная комиссия использует различные методы оценки профессионального уровня кандидатов.

Прежде всего, оценка осуществляется на основании представленных кандидатами документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности. Наряду с ней профессиональный уровень кандидатов оценивается также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам РФ методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов. В частности, индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.

При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований к вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством РФ о государственной гражданской службе.

Решения конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса принимаются открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании.

При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии.

Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствие кандидата и является основанием для назначения его на вакантную должность гражданской службы либо отказа в таком назначении.

Результаты голосования конкурсной комиссии оформляются решением, которое подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии, принявшими участие в заседании.

По результатам конкурса издается акт представителя нанимателя о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и заключается служебный контракт с победителем конкурса.

Кандидатам, участвовавшим в конкурсе, сообщается о результатах конкурса в письменной форме в течение месяца со дня его завершения. Информация о результатах конкурса размещается на сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

Документы претендентов на замещение вакантной должности гражданской службы, не допущенных к участию в конкурсе, и кандидатов, участвовавших в конкурсе, могут быть им возвращены по письменному заявлению в течение трех лет со дня завершения конкурса. До истечения этого срока документы хранятся в архиве государственного органа, после чего подлежат уничтожению.

Расходы, связанные с участием в конкурсе (проезд к месту проведения конкурса и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами средств связи и др. ), осуществляются кандидатами за счет собственных средств.

Кандидат вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с законодательством РФ.

Лекция №7 Организация кадровой работы государственного органа

Перечень функций кадровой работы государственного органа приведен в ст. 44 Закона о госслужбе. Он, в частности, включает:

– создание федерального кадрового резерва, кадрового резерва в федеральном государственном органе, кадрового резерва субъекта РФ, кадрового резерва в государственном органе субъекта РФ для замещения должностей государственной службы, а также эффективного использования указанных кадровых резервов;

– развитие профессиональных качеств государственных служащих;

– оценку результатов профессиональной служебной деятельности государственных служащих в ходе проведения аттестации или сдачи квалификационного экзамена;

– создание возможностей для должностного (служебного) роста государственных служащих;

– использование современных кадровых технологий;

– применение образовательных программ и государственных образовательных стандартов;

– подготовку предложений о реализации положений Закона о госслужбе, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов о гражданской службе и внесения указанных предложений представителю нанимателя.

Кадровая работа включает в себя решение следующих вопросов: подготовка проектов актов государственного органа, связанных с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением, заключением служебного контракта, назначением на должность гражданской службы, освобождением от замещаемой должности гражданской службы, увольнением гражданского служащего с гражданской службы и выходом его на пенсию за выслугу лет.

Кадровая служба занимается:

– ведением трудовых книжек гражданских служащих;

– ведением личных дел гражданских служащих;

– ведением реестра гражданских служащих в государственном органе;

– оформлением и выдачей служебных удостоверений гражданских служащих;

– обеспечением деятельности комиссии по урегулированию конфликтов интересов;

– организацией и обеспечением проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы и включением гражданских служащих в кадровый резерв;

– организацией и обеспечением проведения аттестации гражданских служащих;

– организацией и обеспечением проведения квалификационных экзаменов гражданских служащих;

– организацией заключения договоров с гражданами на время их обучения в образовательном учреждении профессионального образования с последующим прохождением гражданской службы;

– организацией профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих;

– формированием кадрового резерва, организацией работы с кадровым резервом и его эффективным использованием;

– обеспечением должностного роста гражданских служащих;

– организацией проверки достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на гражданскую службу, а также оформлением допуска установленной формы к сведениям, составляющим государственную тайну;

– организацией проведения служебных проверок;

– организацией проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также соблюдением гражданскими служащими ограничений, установленных Законом о госслужбе и другими федеральными законами;

– консультирование гражданских служащих по правовым и иным вопросам гражданской службы.

Сколько баллов нужно набрать в тесте на госслужбу?

3 балла , если даны правильные ответы на 85-94% вопросов, 2 балла , если даны правильные ответы на 75-84% вопросов, 1 балл , если даны правильные ответы на 70-74% вопросов, Тестирование считается пройденным, если кандидат правильно ответил на 70 и более процентов заданных вопросов. 6 мая 2022 г

Почему могут не принять на госслужбу?

Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления без уважительной причины являются основанием для отказа гражданину (гражданскому служащему) в их приеме (Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г

Кого берут на госслужбу?

Право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям установленным настоящим Федеральным законом для государственных служащих

Кого и как нужно уведомить о приеме на работу бывшего госслужащего?

Работодатель должен представить однократно уведомление о приеме госслужащего в срок, равный 10 календарным дням, следующим за днем заключения трудового договора или договора ГПХ (ч. 1 ТК РФ). Если последний день срока приходится на нерабочий день, он переносится на ближайший следующий за ним рабочий день (п

Нужно ли подавать уведомление о заключении договора Гпх с бывшим государственным или муниципальным служащим?

Работодатель обязан направлять письменное сообщение о заключении трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим в случае приема работника на основную работу

Что такое общий конкурс на госслужбу?

Общий конкурс — проходит 2-ым этапом, в котором могут принимать участие действующие государственные служащие всех государственных органов и все граждане, удовлетворяющие квалификационным требованиям вакансии

Что нельзя делать госслужащим?

Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *