особенности поступления на госслужбу

Москва и Московская область

Как устроиться на работу в госорганы самого богатого региона страны

В Москве больше всего желающих работать на госслужбе. В госорганы рвется практически каждый пятый молодой специалист Москвы (21%), по данным HeadHunter. Для сравнения: в регионах о госслужбе мечтают 18% респондентов, а в Санкт-Петербурге – 16%. Москва и Подмосковье – самые богатые регионы России, и молодежь надеется на быстрый карьерный рост и высокое вознаграждение.

Верный способ устроиться на работу в московское правительство – сначала пройти оплачиваемую стажировку. Московская мэрия набирает стажеров с 2011 г. За последние годы программа расширилась: если раньше в мэрии стажировалось по 20 человек в год, то теперь набор увеличен до 200 человек, говорит начальник управления госслужбы и кадров правительства Павел Малыхин. Подбором стажеров занимается Центр развития карьеры Московского городского университета управления (МГУУ) правительства Москвы.

Городу постоянно требуются IT-специалисты, экономисты, юристы и журналисты, рассказывает ректор МГУУ Василий Фивейский. Молодые специалисты стажируются в городских префектурах, управах, СМИ и департаментах мэрии. Стажеры участвуют в развитии метрополитена, парка «Зарядье», реконструкции ВДНХ, проектах цифровизации города, внедряют технологии искусственного интеллекта, видеонаблюдения и проч. , продолжает Малыхин.

В последние годы конкурс – 90 человек на место стажера, говорит Малыхин. Например, в 2018 г. Центр развития карьеры МГУУ получил 5500 заявок от студентов и выпускников, из них было отобрано 200 специалистов. Вакансии для стажеров публикуются на работных сайтах и в соцсетях. Мэрия проводит молодежные мероприятия, сотрудничает с вузами и участвует в ярмарках вакансий. Высокопоставленные чиновники мэрии проводят встречи со студентами московских вузов. Весной 2019 г. они посетили 21 университет, рассказывает Фивейский.

В каком вузе учился кандидат, не имеет значения, говорит Фивейский. Комиссия отдает предпочтение активным студентам, которые уже имеют опыт работы, трудились волонтерами, организовывали молодежные мероприятия или входили в студенческий совет. Преимущество имеют кандидаты с аналитическими способностями и коммуникативными навыками, отмечает Фивейский.

691 800

госслужащих на региональном и муниципальном уровнях было в России в 2018 г. , по данным Росстата

Стажировка в правительстве Москвы длится девять месяцев – за это время специалисты успевают поработать в трех органах исполнительной власти или бюджетных учреждениях города. Со стажерами заключается срочный трудовой договор. Студенты вузов выходят на стажировку в декабре и трудятся 20 часов в неделю по гибкому графику. Выпускники же приступают к обязанностям в сентябре и трудятся полный рабочий день. Студенты зарабатывают 23 000 руб. в месяц, а выпускники – 40 000 руб. , говорит Малыхин. По его словам, лучших стажеров принимают на работу либо их включают в кадровый резерв правительства. Всего программы стажировок мэрии Москвы прошло 610 молодых специалистов, 70% из них было трудоустроено в мэрию Москвы.

Правительство Московской области тоже принимает студентов и недавних выпускников на практику и короткие программы стажировок. Каждый год практику в госорганах Подмосковья проходит более 500 студентов ведущих вузов России – МГУ, Высшей школы экономики, РАНХиГС и проч. , говорит представитель регионального правительства.

За два года правительство Подмосковья получило 507 заявок на стажировку, было отобрано 54 студента. 16 человек (30%) после стажировки были трудоустроены в правительство, говорит представитель.

23 000 руб.

зарабатывает стажер в мэрии Москвы с гибким графиком и 20-часовой рабочей неделей

40 000 руб.

зарабатывает в мэрии Москвы стажер, который трудится на условиях 40-часовой рабочей недели

Как проходит собеседование

Собеседование проходит примерно через полтора месяца со дня публикации вакансии. Это и есть конкурс на вакансию, а все предыдущие этапы были только подготовкой.

Место и время собеседования сообщают каждому кандидату в бумажном письме. Мне письмо пришло 21 марта, а собеседование было 6 апреля. Напомню, что вакансию я нашла 12 февраля.

Все участники приезжают в назначенный день и время, обычно к 10 утра. Собеседует конкурсная комиссия. В нее входит начальник госоргана (он же председатель комиссии), начальник отдела, где открыта вакансия, кадровики, юристы, специалисты отдела. На моем собеседовании было 8 человек и секретарь, который вел конспект.

Председатель вызывает участников по списку. Приглашают в кабинет, закрывают дверь, предлагают место за общим с комиссией столом и задают вопросы.

Меня попросили кратко рассказать о себе — как в анкете: имя, возраст, семейное положение, образование. Спросили про предыдущее место работы: что за организация, что я там делала, почему ушла. Уточнили, почему хочу в загс, как я вижу должностные обязанности. Попросили перечислить 3—5 качеств, которые помогут мне быть хорошим госслужащим, и обосновать это. Спросили, что ценного я могу сделать в роли госслужащего, чего хочу сделать большого и важного в жизни.

Я рассказала о том, как уже участвовала в похожем отборе — это был квалификационный экзамен на статус помощника адвоката. Стала самым молодым членом Палаты адвокатов Нижегородской области. Комиссию это впечатлило, они довольно покивали.

Из личных качеств назвала ответственность, организованность и стремление развиваться. Госслужащий не только выполняет распоряжения и поручения, но и отслеживает ошибки, неточности и нерабочие части системы. Если кадровый отдел плохо набирает сотрудников и они постоянно увольняются, нужно найти и устранить причину, а не штамповать конкурсы и отборы. Мне кажется, что с этими качествами я могу увидеть проблему, указать на нее, придумать решение и в целом улучшить и упростить работу загса. Все это я рассказала комиссии.

На собеседовании я волновалась, как и на любом другом, где много разных незнакомых людей задают личные вопросы. Другие кандидаты — все девушки — тоже заметно нервничали. Чувствовалось предэкзаменационное напряжение. Выходивших расспрашивали, что было, — девушки рассказывали, пока собирались, и уходили. Ждать было нечего, поэтому я тоже уехала сразу после собеседования. Итоги сообщили через 4 дня заказным письмом.

Как найти вакансию

Я хотела размеренную работу без встреч с клиентами и переговоров, поэтому и решила устроиться на работу в областной загс. В районном загсе регистрируют рождение, браки и смерть. Областной управляет работой районных: там набирают и обучают сотрудников, составляют инструкции, хранят и обрабатывают документы — больше бумажных дел, это мне и было нужно.

Искать вакансии я пошла на сайт правительства Нижегородской области: там есть специальная страница с вакансиями загсов. Навигация неудобная: раздел с вакансиями нужно искать через поиск, страницы с результатами постоянно отправляли меня обратно на главную. Удобнее пользоваться порталом госслужбы.

Портал госслужбы. Открыты вакансии по Нижегородской области от главного управления загс. Хоть вакансии и за 2017 год, сейчас зарплаты те же

12 февраля я нашла подходящую вакансию в главном управлении загс по Нижегородской области и изучила список требований. Для работы в госорганах важно пройти формальный отбор: кандидат должен соответствовать по возрасту, гражданству, образованию, стажу. Надо заполнить анкету с информацией о родственниках, предоставить медицинскую справку — и все это только для участия в конкурсе на вакансию. Иногда требуется еще и допуск к работе с государственной тайной.

Описание моей вакансии у загса заняло 5 страниц в Ворде. Требования были прописаны в разных частях документа. Я скопировала описание в отдельный документ и выделила цветом все, что требовалось от соискателя. Так легче проверить, все ли документы и навыки у вас есть.

Судя по вакансиям, для главного специалиста организационно-кадрового отдела не важен опыт и стаж

Денежная компенсация

В силу ч. 3 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ по письменному заявлению гражданского служащего часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части могут быть заменены денежной компенсацией.

Имейте в виду, что согласно ч. 2 ст. 126 ТК РФ при суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией могут быть заменены часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части.

По норме той же ст. 126 не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам, а также ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска трудящимся во вредных и (или) опасных условиях. Компенсировать можно будет часть, превышающую 7 календарных дней отпуска за работу во вредных условиях, если такая возможность, порядок и размеры компенсации установлены отраслевыми соглашениями, коллективными договорами (ст. 117 ТК РФ).

Под служебным годом понимается временной интервал, равный календарному году, исчисленный с даты поступления (назначения) на должность гражданской службы в соответствующий государственный орган. Если какие‑либо периоды времени согласно ч. 2 ст. 121 ТК РФ не включаются в стаж работы для отпуска, то окончание служебного года отодвигается на число дней, исключенных из стажа работы для отпуска.

В соответствии с ч. 13 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ при прекращении служебного контракта, освобождении от занимаемой должности и увольнении с гражданской службы служащему выплачивается денежная компенсация за все дни неиспользованных отпусков, если она не была выплачена в период прохождения службы, включая дни отпуска, в отношении которого установлена обязательная минимальная продолжительность его использования (ч. 1 ст. 46).

Таким образом, использование в текущем служебном году отпуска меньшей продолжительности, чем 28 календарных дней, не предполагает потери гражданским служащим неиспользованных дней отпуска – в любом случае эти дни должны быть ему в дальнейшем предоставлены либо компенсированы при увольнении. По письменному заявлению служащего неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее за виновные действия).

В заключение еще раз обратим внимание на то, что же нового появилось в порядке предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков гражданским служащим с начала 2016 года.

Во-первых, служащие уже не смогут накапливать отпуска и должны использовать за текущий служебный год минимум 28 календарных дней.

Во-вторых, отпуск по инициативе работодателя может быть перенесен на следующий год только по уважительным причинам, при этом перенесенная часть отпуска должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания того служебного года, за который предоставляется.

В-третьих, часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, может быть заменена денежной компенсацией.

А с 02. 2016:

  • всем служащим независимо от занимаемых должностей будет предоставляться отпуск в размере 30 календарных дней;
  • всем служащим, работающим в режиме ненормированного служебного времени устанавливается фиксированный дополнительный отпуск в размере 3 календарных дня;
  • изменится порядок исчисления дополнительного отпуска за выслугу лет.

При этом представителю нанимателя нужно учитывать, что использование служащим в текущем году отпуска меньшей продолжительности, чем 28 дней, не лишает его права на использование их в дальнейшем или на компенсацию при увольнении. А что касается последних изменений, если на момент вступления их в силу у служащих будут иметься неиспользованные отпуска, право на их использование или на компенсацию сохранится.

Соблюдение сроков выплаты денежного содержания за отпуск

В силу п. 10 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ выплата денежного содержания государственному гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска. Например, если отпуск предоставляется работнику с 01. 2015, отпускные нужно выплатить не позднее 21. 2015.

Поскольку Федеральный закон № 25-ФЗ не устанавливает конкретных сроков выплаты отпускных, их выплата осуществляется в сроки, установленные ст. 136 ТК РФ не позднее, чем за три дня до его начала.

Напомним: если отпускные выплачены несвоевременно, то у служащего возникает право получения компенсации за каждый день задержки (ст. 236 ТК РФ). Представитель нанимателя обязан выплатить отпускные с процентами (денежной компенсацией) в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Следует учитывать, что обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины представителя нанимателя (см. Апелляционное определение Рязанского областного суда от 27. 2014 № 33-1686).

Кроме того, если в добровольном порядке наниматель своевременно не выплатит отпускные и компенсацию за задержку обязательных выплат перед уходом в отпуск, служащий может обратиться в суд с возмещением ему морального вреда на основании ст. 237 ТК РФ. Так, в Апелляционном определении Московского городского суда от 20. 2013 по делу № 11-37441 суд обязал нанимателя возместить служащему моральный вред, причиненный ему неправомерными действиями по задержке выплаты отпускных.

Если гражданскому служащему своевременно не была произведена плата за время ежегодного оплачиваемого отпуска либо он был предупрежден о времени начала отпуска позднее чем за две недели до его начала, то по его письменному заявлению представитель нанимателя обязан перенести отпуск на другой срок, согласованный с гражданским служащим (ст. 124 ТК РФ). При переносе отпуска служащий не может требовать указанной денежной компенсации, поскольку в таком случае отпуск оплачивается за 10 дней до новой даты и срок его оплаты не нарушается.

Как получить медицинскую справку

При подаче документов соискатель должен подтвердить, что он здоров и у него нет определенных болезней. Все они прописаны в приказе министерства здравоохранения и едины для всех вакансий госслужбы. В основном это разные расстройства психики и эпилепсия.

Чтобы подтвердить, что вы здоровы, надо пройти медкомиссию на госслужбу. Отдельно на каждое заболевание медицинских тестов нет: врач оценивает общее состояние здоровья соискателя. Если вдруг появятся сомнения — выпишет направление к нужному специалисту и на анализы.

Как проходит медкомиссия. Нужно пройти последовательно трех врачей: психиатра, нарколога и невролога. Анализы сдавать не надо. Пройти можно и в государственной клинике, и в частной. В итоге получите заключение по форме 001-ГС/у.

Каждый врач сидит в отдельном кабинете. Он задаст вопросы по своему профилю и на основании ответов даст заключение, что болезней нет. Вопросы стандартные, чтобы понять общее состояние человека:

  • Употребляете ли вы алкоголь, табак, наркотические вещества?
  • Случаются ли резкие перепады настроения от вялого к очень активному?
  • Есть ли в семье случаи психических или нервных расстройств?
  • Бывали ли у вас провалы в памяти?
  • Есть ли у вас диагностированные психические расстройства, нервные расстройства, эпилепсия?

Предполагается, что такие серьезные заболевания человек умышленно скрывать не станет, поэтому вопросы прямые и по делу. Каждый визит к врачу у меня длился не больше 10 минут вместе с подписанием договора и оформлением заключения.

Кадровик в загсе порекомендовала мне получать справку не в частных клиниках, а в госучреждениях, потому что им больше доверяют. Там справки точно не поддельные: на нумерованных бланках и под строгой врачебной отчетностью. Невролога я проходила в районной поликлинике, психиатра — в городской психиатрической больнице, нарколога — в областной наркологической больнице. Итоговое заключение получала снова в поликлинике. Потратила на справки 800 Р и 5 дней.

особенности поступления на госслужбу

особенности поступления на госслужбу

Итоговое заключение выдает профпатолог. Это врач, который оценивает, насколько здоровье человека соответствует требованиям, обязанностям и условиям труда. Например, человек с астмой не может работать в шахте, а человек с плохим зрением не может водить машину.

Для госслужбы профпатолог смотрит на собранные справки, задает свои вопросы и выдает итоговое заключение «об отсутствии заболеваний, препятствующих поступлению на госслужбу». Мне задал два вопроса: «На госслужбу? Как себя чувствуете?»

Все заключения нужно отксерокопировать, копии оставить у себя, а подлинники приложить к заявке на конкурс.

Если вы одновременно хотите подать заявку на несколько вакансий, нужно попросить у врача несколько бланков заключений. Врачей проходят по одному, и каждый выдает свое заключение на руки пациенту. В коммерческих медцентрах можно пройти всех специалистов разом и получить только одно заключение — итоговое от профпатолога. Поэтому, когда вы записываетесь на прием в медцентр, сразу объясните регистратору, что вам нужны все бланки в таком-то количестве.

Итоговое заключение профпатолога. Срок действия — год

Стоимость заключения. Минздрав говорит, что заключение на госслужбу делают по полису ОМС бесплатно. На деле и у больниц, и у медцентров обычно есть отдельный прайс на эту услугу — видимо, потому, что для заключения нужно обойти несколько специалистов и получить несколько справок.

На сайте прайс указан не всегда: я нашла всего у одной клиники из семи. Поэтому стоит позвонить в регистратуру и узнать точные цены.

Прайс на сайте Приволжского окружного медицинского центра. Государственная клиника, 400  за весь комплект заключений

Исчисление общей продолжительности отпуска

Говоря об исчислении и порядке предоставления ежегодного отпуска, отметим, что согласно ст. 73 Закона № 79‑ФЗ вопросы, не урегулированные этим законом, регламентируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

В связи с этим сразу обратимся к ст. 120 ТК РФ, в соответствии с которой при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском.

Так же исчисляется отпуск для гражданских служащих, однако в действующей пока редакции ст. 46 Закона № 79‑ФЗ установлены некоторые ограничения, в частности при суммировании основного отпуска с отпуском за выслугу лет.

Согласно ч. 6 ст. 46 при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска основной отпуск суммируется с дополнительным за выслугу лет. Но при этом для лиц, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, а для замещающих должности иных групп – 40 календарных дней.

Остальные дополнительные отпуска за ненормированный служебный день, тяжелые, вредные и (или) опасные условия службы предоставляются сверх указанного отпуска, то есть сверх 40 и 45 календарных дней.

Полное или частичное соединение ежегодных оплачиваемых отпусков лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, допускается не более чем за 2 года. При этом общая продолжительность предоставляемого отпуска не должна превышать 6 месяцев, включая время отпуска без сохранения заработной платы, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно. Неиспользованная часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 6 месяцев, присоединяется к очередному ежегодному оплачиваемому отпуску на следующий год (ст. 322 ТК РФ).

Разделение отпуска на части

В соответствии со ст. 125 ТК РФ по соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей должна быть не менее 14 календарных дней.

Законами субъектов РФ муниципальным служащим могут предоставляться дополнительные гарантии, например, возможность разделения отпуска на части по желанию работника. Приведем выдержки из региональных законов.

Наименование и норма документаПорядок предоставления отпуска
Пункт 6 ст. 28 Закона № 50
По желанию муниципального служащего ежегодный оплачиваемый отпуск может предоставляться по частям. При этом продолжительность одной части предоставляемого отпуска не может быть менее 14 календарных дней
Пункт 3 ст. 15 Закона № 53-8
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск и ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются и по желанию муниципального служащего могут предоставляться по частям. При этом продолжительность одной части ежегодного оплачиваемого отпуска не может быть менее 14 календарных дней

Как сдать тест на знание законов

В течение 10 дней после подачи документов кандидат должен сдать тест на знание русского языка, законодательства РФ и должностных инструкций. Это обычная программа с таймером, где надо выбирать варианты ответа. По тесту оценивают, на сколько баллов кандидат знает русский язык, как умеет пользоваться компьютером, знает ли основные законы и должностной регламент.

В тесте есть вопросы про орфографию, пунктуацию, права и свободы граждан, выборы президента, обязанности госслужащих и допустимый размер подарка, чтобы его не приняли за взятку.

На сайте министерства труда есть тест на базовые знания госслужащего. Он почти такой же, как тот, что я проходила. Пройдите его, чтобы понять, насколько хорошо вы знаете русский язык, «Микрософт-ворд» и антикоррупционный закон.

Я приехала сдавать тест за два дня до дедлайна, других кандидатов кроме меня не было. Меня посадили за компьютер в кабинете, где работали сотрудники загса. Объяснили, как устроен тест, где сохранять скриншоты, и выдали бланк. В него нужно было вписать дату, время, мое имя и результаты моих тестов. И оставили со словами: «Закончите — вот здесь выключите компьютер».

Таймер теста — 40 минут, а проходить его можно сколько угодно раз. За мной никто не следил, поэтому я прошла тест три раза, заскринила все три экрана с результатами, потом выбрала лучший, а остальные скрины удалила.

Программа с тестом блокирует экран, и открыть другую программу в это время нельзя. Теоретически можно подглядывать в смартфон, но я писала своим умом. Результат вышел так себе: правильных ответов было чуть больше половины, а я была уверена, что почти все. Тупиковых вопросов не было, были два-три, где я не знала ответа. Кадровик сказал, что такой результат годится, тест не критичен для приема на работу.

Современные технологии в кадровых процессах госслужбы

Кадровые процессы госслужбы основаны на сложных механизмах отбора кадров, их оценки и развития. С помощью системы отбора персонала, предполагающей высокие квалификационные требования, на госслужбу попадают компетентные и профессиональные сотрудники. Соответствие данным требованиям является определяющим условием для замещения должностей на государственной службе. Постоянная аттестация и система профессионального развития помогают государственным служащим совершенствовать свои профессиональные компетенции и развивать личные качества. При этом с помощью системы ограничений и запретов, утвержденных кодексов этики и других механизмов осуществляется серьезный контроль за поведением и действиями сотрудников госструктур.

В последние несколько лет активно внедряются новые технологии работы с персоналом: разрабатываются модели компетенций государственных служащих по отраслевому признаку, изменяется подход к оценке компетенций, создаются кадровые резервы специалистов в зависимости от направления деятельности, разрабатываются специализированные программы развития госслужащих. Особенно активно развивается направление цифровой трансформации.

Модель компетенций команды цифровой трансформации в системе государственного управления

Современные технологии, используемые кадровыми службами, помогают командам организаций достигать успеха в работе, быстрее и качественнее выполнять поставленные задачи. Государственные органы активно заимствуют и адаптируют к своей специфике практики коммерческого сектора. Процесс адаптации происходит не всегда легко, так как существует довольно много ограничений со стороны законодательства и специфики имеющихся менее прогрессивных технологий.

Инновационные технологии во многих составляющих HR-цикла

Кадровые службы государственных учреждений все чаще используют в работе современные способы привлечения персонала: создают специализированные карьерные сайты, продвигают вакансии через Telegram-каналы, социальные сети, обращаются к нетворкингу и коллаборации с профессиональными сообществами. К примеру, в работе Кадрового центра ежемесячно находятся 30–40 вакансий от государственных органов власти, и с каждым годом их число увеличивается: поступает много запросов от регионов на узкопрофильных специалистов.

Региональные власти активно работают над инновационными способами привлечения молодежи на госслужбу: организуют проекты, конкурсы, хакатоны, призванные отобрать одаренных студентов для работы в государственных органах. Активная молодежь привлекается в том числе через волонтерские сообщества.

Мероприятия по работе с молодежью сопровождаются стажировками студентов и их практиками в госорганах. Это позволяет из большого числа желающих выбрать наиболее замотивированных и способных.

Один из самых непростых этапов HR-цикла на государственной службе — это трудоустройство в штат. Кадровые службы стараются применять новые подходы при оформлении кандидатов, чтобы не потерять ценных специалистов.

Регионы централизуют отбор на государственную службу благодаря единой кадровой службе, единому кадровому реестру. Такая практика позволяет сократить издержки и унифицировать кадровые процессы. Раньше каждый госорган субъекта РФ проводил свои конкурсы на замещение вакантных должностей, а сейчас в ряде регионов появились структуры, позволяющие централизованно пройти отбор в большое число подразделений (Центр подбора и оценки персонала в Республике Татарстан, Республиканский центр кадрового тестирования Республики Башкортостан, Центр оценки (ассессмент-центр) в Правительстве Москвы, Единая кадровая служба органов исполнительной власти Ленинградской области, Единая кадровая служба Правительства Ульяновской области).

Развитие HR-бренда государственной службы

В последнее время все чаще в профессиональных сообществах кадровых специалистов госслужбы звучат идеи о создании HR-бренда для популяризации государственной службы. Многие кадровые службы государственных органов власти предпринимают активные шаги в этом направлении: правительство Москвы, Счетная палата, Республика Татарстан, Ульяновская, Вологодская, Ярославская области и др. Кадровые службы активно рассказывают о возможностях госслужбы, стараются убедить кандидатов, что они будут востребованы в государственных структурах.

Большинство федеральных органов власти и структуры субъектов РФ организуют корпоративные университеты, которые обучают внутри организации на одной общей площадке. Обучение проходит в группах по типовым, «отработанным» программам. Подобная практика позволяет передать знания и умения, поделиться опытом специалистов из разных регионов, формирует единую систему взглядов и ценностей и позволяет создавать профессиональное сообщество специалистов, готовых реализовывать масштабные проекты. К примеру, университет Минстроя предлагает интересные программы по информационному моделированию для главных инженеров, проектировщиков, технических заказчиков.

Государственные органы активно осваивают дистанционное обучение через интернет и даже с помощью приложений для смартфонов — такой подход позволяет специалистам без серьезного отрыва от профессиональной деятельности проходить обучение современным инструментам.

Государственные органы власти в последнее время уделяют особое внимание мотивации сотрудников. В рамках реализации подобной политики госорганы проводят большое количество мероприятий, направленных на командообразование и нематериальную мотивацию госслужащих: конкурсы «лучший в профессии», «лучший госслужащий субъекта Федерации», физкультурные мероприятия, спартакиады, хакатоны. Госслужащие активно участвуют в различных волонтерских мероприятиях.

Кадровые службы стараются предложить дополнительные возможности для своих сотрудников: фитнес-залы, пункты питания, библиотеки. При наличии внутренних информационных порталов кадровые службы повышают лояльность сотрудников через систему благодарностей, поздравлений с памятными датами и т. При этом используются современные HR-технологии, системы геймификации.

С каждым годом привлекательность государственной службы возрастает. Одновременно с этим, активно внедряются современные инструменты работы с сотрудниками на государственной службе. Госслужба нуждается в честных, активных, вовлеченных и высококвалифицированных сотрудниках, способных реализовывать амбициозные задачи, поставленные государством.

Порядок расчета отпускных

Муниципальному служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением денежного содержания, размер которого рассчитывается в порядке, определенном трудовым законодательством для исчисления средней заработной платы (ст. 21 Закона о муниципальной службе в РФ).

Согласно ст. 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных ТК РФ, действует единый порядок ее исчисления. Особенности порядка исчисления средней заработной платы установлены Постановлением Правительства РФ от 24. 2007 № 922 (далее — Положение № 922).

Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе порядок исчисления денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, установлены Постановлением Правительства РФ от 06. 2007 № 562.

В пунктах 2, 3 Положения № 922 указано, что для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат, за исключением выплат социального характера и иных выплат, не относящихся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.

Напомним, что труд муниципального служащего оплачивается в виде денежного содержания, которое состоит (ст. 22 Закона о муниципальной службе в РФ):

  • из должностного оклада служащего в соответствии с замещаемой им должностью;
  • из ежемесячных и иных дополнительных выплат служащего, определяемых законом субъекта РФ.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования.

Таким образом, в разных субъектах РФ (муниципалитетах) действуют свои правила определения размера денежного содержания муниципальных служащих. Поэтому универсальный совет, как определить размер отпускных, дать сложно. Выделим лишь некоторые базовые моменты.

Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. В соответствии с п. 2 Положения № 922 применительно к муниципальным служащим к таким выплатам, в частности, относятся:

  • денежное содержание, начисленное служащему за отработанное время (пп. «е»);
  • надбавки и доплаты к должностным окладам за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет, знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение должностей, расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ и др. (пп. «к»);
  • выплаты, связанные с условиями труда, в том числе обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы (пп. «л»);
  • премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда (пп. «н»);
  • другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя (пп. «о»).

Размер денежного содержания на период нахождения муниципального служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске исчисляется следующим образом:

1) определяется средний дневной заработок путем деления суммы фактически начисленного служащему денежного содержания
за 12 календарных месяцев, предшествующих отпуску, на 12 и на среднемесячное число календарных дней (29,3) (п. 10 Положения № 922);

2) определяется сумма отпускных путем умножения среднего дневного заработка на количество календарных дней отпуска.

Часто у бухгалтеров возникает вопрос: нужно ли включать ту или иную выплату, полагающуюся служащему, в расчет среднего заработка? Разберем этот вопрос подробно.

Дополнительные выплаты к отпуску. Как правило, при уходе в отпуск муниципальным служащим полагаются дополнительные выплаты к отпуску.

Наименование и норма документаПорядок предоставления отпуска
Пункт 10 ст. 20 Закона № 99-З
При предоставлении муниципальному служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух должностных окладов
Пункты 1, 2 За-
кона № 50
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих, в том числе размер и порядок осуществления единовременной выплаты к очередному ежегодному оплачиваемому отпуску

Напомним, п. 3 Положения № 922 установлено, что в расчет среднего заработка для оплаты очередного отпуска не принимаются выплаты социального характера. Действующее законодательство не содержит прямого указания на порядок учета при расчете среднего заработка для муниципального служащего единовременной выплаты к отпуску. При этом отсутствие утвержденного федеральным законодательством правила для муниципальных служащих не препятствует установлению его нормативным правовым актом субъекта РФ.

Материальная помощь. Сложности возникают и с материальной помощью. Дело в том, что в Положении № 922 материальная помощь отнесена к выплатам социального характера, которые не учитываются при расчете среднего заработка. Однако у муниципальных служащих материальная помощь нередко входит в систему оплаты труда и, по сути, социальной выплатой не является.

Анализ арбитражной практики показывает, что большинство судей считают, что названные выше выплаты не должны учитываться при определении среднего заработка.

Реквизиты документаВыводы судей
Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 04. 2017 по делу № 33-3195/2017
Единовременная выплата при предоставлении отпуска и материальная помощь не должны учитываться при расчете среднего заработка
Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 24. 2014 по делу № 33-834/2014
Материальная помощь к отпуску относится к социальным выплатам, не учитываемым в составе заработка при исчислении среднедневного заработка
Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10. 2012 по делу № 33-2190
Единовременная выплата при предоставлении ежегодного отпуска относится к выплатам социального характера, так как не связана с выполнением муниципальным служащим функциональных обязанностей, и не учитывается при расчете среднего заработка

Справедливости ради надо отметить, что есть и противоположные решения судей. Например, в Определении Ростовского областного суда от 26. 2012 по делу № 33-1042 сказано, что поскольку согласно закону субъекта РФ о муниципальной службе служащему в числе дополнительных выплат ежемесячно выплачивается материальная помощь, она не является социальной выплатой, а относится к денежному содержанию служащего, следовательно, должна учитываться при расчете среднего заработка. Подчеркнем, что таких решений намного меньше. В любом случае при принятии решения о том, учитывать спорные суммы при расчете среднего заработка или нет, нужно ориентироваться на формулировки регионального законодательства о муниципальной службе в части порядка определения денежного содержания муниципальных служащих.

Отпуск за работу в особых климатических условиях

В силу ст. 116, 321 ТК РФ, ст. 14 Закона РФ от 19. 1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» кроме установленных дополнительных отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в северных районах России, в качестве компенсации полагается также ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью:

  • в районах Крайнего Севера — 24 календарных дня;
  • в приравненных к ним местностях — 16 календарных дней;
  • в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, — 8 календарных дней.

Согласно ст. 313 ТК РФ лицам, проживающим в названных районах, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями могут устанавливаться дополнительные гарантии и компенсации.

Бонусы

Ожидание: все чиновники пользуются служебным положением в своих целях.

особенности поступления на госслужбу

бывший экономист в казначействе, Свердловская область

Реальность: у меня высшее экономическое образование. Хотел приобрести опыт по специальности и в 2003 году устроился в казначейство. Приняли довольно легко, проработал специалистом в отделе платежей и ревизионной работы четыре месяца. Проверял целевое использование средств бюджетными учреждениями, в основном учебными заведениями.

Мой должностной оклад составлял 1080 Р. Премии не платили. Почти вся моя маленькая зарплата уходила на текущие расходы: проезд до работы, обеды, мобильную связь.

Не сработался с исполняющим обязанности руководителя отделения: постоянно были необоснованные придирки по работе. Осознал весь фарс проверки платежных поручений: вначале оставлял много замечаний, просил исправить, но мне намекнули, что этого делать не стоит.

Чиновники не отличаются от «обычных» людей: есть честные, а есть и те, кто пользуется служебным положением.

Мне рассказывали, что некоторые выписывают себе командировку на проверку — летят с Дальнего Востока на юга и, насколько мне известно, на самом деле даже ничего не проверяют. Лично меня госслужба ничем не привлекает — не мое.

Ожидание: госслужащим дают служебную квартиру и машину.

особенности поступления на госслужбу

специалист торгового представительства РФ за границей

Реальность: валютный оклад специалиста торгового представительства РФ за границей начинается где-то от 3000 $ — у меня ближе к 4000 $. Многое зависит от страны пребывания. Плюс есть оклад в рублях, но он ни о чем, и премия также в рублях — мелочь, а приятно. У меня служебная квартира, служебная машина с дипломатическими номерами, оплачиваемая медицинская страховка и еще ряд плюшек.

Мои основные задачи — защищать и продвигать интересы отечественных компаний, а также готовить аналитику по ситуации в стране пребывания. Кроме того, я организую визиты и делегации в страну, где работаю. На словах звучит как полная ерунда, однако сие есть один из главных экшенов, поскольку именно в это время заключаются крупнейшие внешнеторговые сделки, и для контрагентов все должно пройти идеально, строго по протоколу.

В обычном режиме успеваю принять душ и позавтракать, пообедать могу дома, в кафе или заказать доставку. В случае аврала мгновенно ополаскиваюсь в душе, сажусь в машину и даю по газам. После, дай бог, часам к четырем утра приезжаю. На следующий день повторить. Бывает, работаю без выходных.

Ожидание: у чиновников много недвижимости.

особенности поступления на госслужбу

ведущий советник в департаменте, Москва

Реальность: мой оклад — 6384 Р, за чин — 1839 Р, со всеми надбавками выходит 32 802 Р минус 13% налогов. Премию выплачивают ежемесячно, могут немного снизить за плохую работу или, наоборот, чуть-чуть прибавить, но не более 5—8 тысяч. Итого зарабатываю 55 000—60 000 Р в месяц. К отпуску выплачивают еще 16 446 Р. Матпомощь — 8223 Р, на свадьбу, рождение ребенка или похороны дают 15 000 Р.

Больше нам ничего не полагается. Нуждающимся госслужащим дают субсидию на жилье, но ее не хватит даже на однушку, а условия в постановлении жесткие — учитываются имеющиеся квадратные метры, прописка, стаж работы.

Мои перспективы — дослужиться до директора или его заместителя, а затем идти в коммерцию за деньгами. Потому что федералам ждать пенсии смысла нет: даже у замдиректора департамента пенсия по старости больше, чем за выслугу в 30 лет.

Чиновники — не те люди, о которых с сарказмом пишет пресса. Это рабочие лошадки.

Загруженные работой, которую понимают и за которую отвечают, получая вовсе не те деньги, о которых обычно ходят слухи. Госслужащие не имеют никаких благ и привилегий, а, наоборот, ограничены в правах. Это обыкновенная работа, только более ответственная.

Отпуск без сохранения денежного содержания

Муниципальному служащему по его письменному заявлению решением представителя нанимателя (работодателя) может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более года. Отпуск без сохранения денежного содержания предоставляется в случаях, предусмотренных федеральными законами (п. 6, 7 ст. 21 Закона о муниципальной службе в РФ).

Действующим законодательством предусмотрен целый ряд случаев, когда любой работник, в том числе муниципальный служащий, может претендовать на предоставление отпуска без сохранения заработной платы (денежного содержания).

В соответствии со ст. 128 ТК РФ отпуск без сохранения денежного содержания предоставляется:

— работающим пенсионерам по старости (по возрасту) — до 14 календарных дней в году;

— родителям и женам (мужьям) военнослужащих, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы, — до 14 календарных дней в году;

— работающим инвалидам — до 60 календарных дней в году;

— работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников — до 5 календарных дней в году;

— в других случаях, предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами либо коллективным договором.

К другим случаям, которые предусмотрены ТК РФ, можно отнести дополнительные отпуска без сохранения денежного содержания муниципальным служащим, осуществляющим уход за детьми (ст. 263 ТК РФ). В частности, отпуск без сохранения заработной платы полагается:

— лицам, имеющим двух или более детей в возрасте до 14 лет;

— лицам, имеющим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;

— одиноким матерям, воспитывающим ребенка в возрасте до 14 лет;

— отцам, воспитывающим ребенка в возрасте до 14 лет без матери.

Указанным лицам коллективным договором могут предоставляться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней.

Такой отпуск по письменному заявлению муниципального служащего может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается.

Также в соответствии с ТК РФ представитель нанимателя (работодатель) обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы муниципальным служащим (ст. 173, 174 ТК РФ):

1) допущенным к вступительным испытаниям в образовательные учреждения высшего профессионального образования, — 15 календарных дней;

2) являющимся слушателями подготовительных отделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, для сдачи выпускных экзаменов — 15 календарных дней;

3) обучающимся в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования по очной форме обучения, совмещающим учебу с работой, для прохождения промежуточной аттестации — 15 календарных дней в учебном году;

4) для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов — 4 месяца, для сдачи итоговых государственных экзаменов — 1 месяц;

5) допущенным к вступительным испытаниям в образовательные учреждения среднего профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию, — 10 календарных дней;

6) обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, совмещающим учебу с работой, для прохождения промежуточной аттестации — 10 календарных дней в учебном году, для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов — 2 месяца, для сдачи итоговых экзаменов — 1 месяц.

Замена отпуска денежной компенсацией

В соответствии со ст. 126 ТК РФ часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.

При суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией могут быть заменены часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части.

Однако нужно помнить, что замена ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставленного лицам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, осуществляется в особом порядке (ст. 117 ТК РФ, Письмо Минтруда РФ от 27. 2017 № 14-2/ООГ-5299):

  • не допускается замена денежной компенсацией минимально установленной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда (7 календарных дней);
  • замена дополнительного оплачиваемого отпуска, превышающего минимально установленную продолжительность такого отпуска (7 календарных дней), возможна при условии, если это предусмотрено отраслевым соглашением и коллективным договором, а также на основании письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору.

Не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков:

  • беременным женщинам;
  • работникам в возрасте до 18 лет.

Кто может стать госслужащим в России

В России государственными служащими считаются гражданские государственные служащие, сотрудники правоохранительных органов и военнослужащие. Гражданские госслужащие работают в Госдуме, федеральном или региональном правительстве, министерствах разных уровней. Военные — в вооруженных силах, нацгвардии, разведке, ФСБ, госохране, военной прокуратуре, следственном комитете, пожарной службе и подобных местах. Все они получают зарплату из федерального или регионального бюджета.

Деятельность в органах власти может быть служебной, исполнительной или законодательной. В каждом случае к претенденту предъявляются высокие требования, также установлен ряд строгих запретов, которые госслужащий обязан соблюдать.

К этому списку необходимо добавить обязательное высшее образование, а также соответствие всем требованиям комиссии, проводящей отбор кандидатов по конкурсу. Претендент на должность может быть принят на работу сразу либо занесен в резерв до появления соответствующей вакансии.

Отпуск за выслугу лет

Федеральным законодателем установлена максимальная продолжительность дополнительного отпуска за выслугу лет — 10 календарных дней. Конкретный порядок и условия предоставления такого отпуска определяются законами субъектов РФ. Приведем выдержки из некоторых региональных законов.

Наименование и норма документаПорядок предоставления отпуска
Пункт 5 ст. 28 Закона г. Москвы от 22. 2008 № 50 «О муниципальной службе в городе Москве» (далее — Закон № 50)
Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет исчисляется из расчета 1 календарный день за каждый год муниципальной службы
Пункт 2 ст. 15 Закона г. Санкт-Петербурга от 15. 2000 № 53-8 «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Санкт-Петербурге» (далее — Закон № 53-8)
Сверх ежегодного основного оплачиваемого отпуска муниципальному служащему предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет из расчета 1 календарный день
за 3 полных календарных года муниципальной службы, но не более 10 календарных дней
Пункт 4 ст. 20 Закона Нижегородской области от 03. 2007 № 99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области» (да-
лее — Закон № 99-З)
Муниципальным служащим предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет продолжительностью:
1) при стаже муниципальной службы от 1 года до 5 лет — 1 календарный день;
2) при стаже муниципальной службы от 5 до 10 лет —
календарных дней;
3) при стаже муниципальной службы от 10 до 15 лет —
7 календарных дней;
4) при стаже муниципальной службы 15 лет и более —
10 календарных дней

В соответствии с этим законом продолжительность дополнительного отпуска за выслугу лет составляет:

  • при стаже муниципальной службы от 1 года до 5 лет — 1 календарный день;
  • при стаже муниципальной службы от 5 до 10 лет — 5 календарных дней;
  • при стаже муниципальной службы от 10 до 15 лет — 7 календарных дней;
  • при стаже муниципальной службы 15 лет и более — 10 календарных дней.

Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска

Муниципальному служащему предоставляются следующие дополнительные оплачиваемые отпуска:

  • за выслугу лет;
  • за ненормированный рабочий день (если служащему установлен такой режим работы);
  • за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (если таковые имеются);
  • за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • в иных случаях, предусмотренных федеральными законами;
  • в случаях, установленных законами субъекта РФ.

Остановимся на каждом из этих видов отпусков отдельно.

Почему могут не принять на госслужбу?

Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления без уважительной причины являются основанием для отказа гражданину (гражданскому служащему) в их приеме (Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г

Кто является представителем нанимателя федерального государственного гражданского служащего?

Под представителем нанимателя понимается руководитель государственного органа (Министр), лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации

Что относится к государственной гражданской службе?

Государственная гражданская служба — это исполнение полномочий федеральных государственных органов, региональных государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности на федеральном и региональном уровнях

Что проверяет служба безопасности при приеме на работу?

Как правило, специалисты по безопасности собирают сведения с предыдущих мест работы кандидата, проверяют наличие судимости и административных правонарушений, подлинность документов — паспорта, ИНН, диплома и других, а также могут изучить финансовое положение — есть ли у потенциального работника задолженности, штрафы,

Когда можно идти в отпуск в первый год работы?

Оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев

Сколько дней отпуска на госслужбе?

Гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности гражданской службы, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней , гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы иных групп, – 30 календарных дней

Можно ли уйти в отпуск после 3 месяцев работы?

Да, право на отпуск , которое возникает у работника по истечении полугода работы на новом месте, не зависит от правовой формы деятельности работодателя (ИП, ООО, ОАО), от графика работы и размера заработка. Отпуск положен всем трудящимся без исключений, в том числе и тем лицам, кто работает по совместительству

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *