Бизнес
Начну с десерта и расскажу о любимом — о работе в бизнесе. Скажу сразу, это мой выбор и поэтому я могу быть несколько субъективен — может, мне так отчаянно везёт с компаниями, может, я люблю свободу и право соображать и делиться соображениями. В общем, с бизнесом у меня явно химия: иногда кажется, что я кожей чувствую все эти процессы, нюансы, требования и потребности клиентов, улавливаю сущности. Но работать в коммерческой компании в общем и целом действительно здорово.
Преимущества
- В большинстве случаев уровень дохода зависит от уровня компетенций и опыта, то есть только от вас. Хотя бывают печальные исключения.
- Всё больше компаний лояльно относятся к личностным характеристикам и особенностям, на первое место выходит профессионализм.
- Можно найти любой подходящий формат работы: офисная, удалённая, частичная занятость, проектная работа, плавающий график в офисной работе.
- Можно менять специализацию и находить точки роста в новой профессии — да, ты начинаешь с нуля, но при этом всегда есть возможность попробовать и начать.
- Вы можете выбрать компанию и проект того масштаба, который интересен только вам: расти и проваливаться вместе со стартапом, работать в крупной компании с большим опытом, нести ответственность за работу и работать головой в небольшом бизнесе, стремиться делать карьеру в гиганте с пуфиками и неисчерпаемым запасом снеков и фруктов.
- Даже уровень ответственности вы можете выбирать, исходя из размера компаний, собственных амбиций и карьерных установок.
- Работа в бизнесе — это непрерывное обучение, потому что продукт и компания должны быть «в рынке». Постоянно приходится осваивать новые методы работы, новые технологии, работать с новыми законами, инструкциями, мануалами.
- В случае, если не срослось, уволиться и найти новую работу в бизнесе проще всего: практически все специалисты, начиная с миддла, востребованы на рынке. Другое дело, что работу мечты найти не в пример сложнее.
В целом, плюсов очень много, главные из которых можно сформулировать так: многое зависит от самого человека, работу можно сравнительно легко сменить, уровень дохода можно регулировать своими действиями.
Недостатки
Недостатки для каждого человека свои: кого-то бесит удалёнка, кто-то ненавидит опенспейс в офисе, кто-то ценит старый проверенный стек технологий, кто-то стремится менять средства разработки на новые и экспериментальные. И для каждого что-то будет плюсом, что-то минусом. Поэтому я назову вещи, которые отрицательно сказываются не только на отдельных сотрудниках, но и на всём бизнесе в целом.
- Начальник-самодур — это всё, ступор, стагнация, кадровые проблемы, конфликты. Он не хочет и не умеет слышать и прислушиваться, единственный его аргумент: «Вот заведёшь своё дело и там будет инициативы инициативить». Работа с таким однозначно токсична (хоть я ненавижу это слово). Выход: уходить и не мучать себя, даже если вы прикипели к самому проекту. Это просто опыт, который нужно пройти.
- Явные неформальные «священные коровы» в коллективе — если есть сотрудники, которые по непонятным причинам стали объектом поклонения, жизнь в компании значительно осложняется. Помогут две вещи: молчать и не преклоняться. Но, увы, ненадолго, ибо «пчелиная королева» захочет всех видеть своими падаванами.
- Работа в серую, в чёрную, не по трудовому договору — в принципе, ничего криминального до поры, до времени. Как только возникает кризис, серая схема тает и оставляет только небольшой базовый оклад. Кстати, ковид нефигово обнажил эту проблему и даже в выжившем малом бизнесе есть люди, которые получали серыми, а сейчас кушают обещания и обновляют резюме.
- Откаты и мутные схемы — без комментариев, это чужой праздник с очевидным исходом.
- Принуждение к очевидным переработкам без оплаты. Да, для многих переработка в пару часов — пустяки, дело житейское, но принудительная работа по 12 часов в выходные — за гранью добра и зла. Добровольных переработок это не касается.
- Власть руководителей отделов при полном бесправии подчинённых обычно случается в крупных компаниях и приводит к моральному и профессиональному выгоранию.
- Рабочий дискомфорт — бывает «всё так», а воздух на работе тяжёлый, как будто не воздух, а сгущёнка. Все всех подозревают, все как один лицемерны, в компании запрещены скандалы и ругань, все улыбаются и машут. В общем, тяжело в этих дружных, динамично развивающихся компаниях.
- Неадекватные KPI — увы, о них вы узнаете через три месяца работы. Если ключевым показателем эффективности является оценка поведения, лояльности и склонности к поддержанию корпоративной культуры, жить будет сложно.
- Обрезанные технологии — кто-то сейчас удивится, а я знаю даже IT-компанию с ограничением 300 МБ на неделю. И нет, любое ограничений технологий — это не мера безопасности, это стремление к тотальному контролю рабочего времени (кстати, тайм-трекеры сюда же относятся) и полное недоверие. Современные инструменты инфобеза не обязывают замазывать порты, обрезать интернет и заставлять класть мобильники на весь рабочий день в отдельный ящичек.
Кому подойдёт
Практически всем, кто хочет и умеет работать или хотя бы хочет учиться, чтобы работать. Современные ИКТ сделали мир безграничным: можно находить работу на любой вкус и по любой специальности. И да, сюда же я отношу фриланс — потому что работа подрядчиком на стороне компаний имеет примерно те же особенности, хотя, конечно, это целая отдельная тема.
Особые условия
Я не столь стар, чтобы лететь метлой под попу, но думается мне, что с возрастом можно устареть для бизнеса. Но у меня такое количество примеров работников в 60, 65, 75 и даже (sic!) 85 лет в промышленности, строительстве, разработке, в маркетинге и рекламе, что я, пожалуй, напомню: всё зависит от вас и вашей способности тянуться к новому, элементарной любознательности.
Кто может стать госслужащим в России
В России государственными служащими считаются гражданские государственные служащие, сотрудники правоохранительных органов и военнослужащие. Гражданские госслужащие работают в Госдуме, федеральном или региональном правительстве, министерствах разных уровней. Военные — в вооруженных силах, нацгвардии, разведке, ФСБ, госохране, военной прокуратуре, следственном комитете, пожарной службе и подобных местах. Все они получают зарплату из федерального или регионального бюджета.
Деятельность в органах власти может быть служебной, исполнительной или законодательной. В каждом случае к претенденту предъявляются высокие требования, также установлен ряд строгих запретов, которые госслужащий обязан соблюдать.
К этому списку необходимо добавить обязательное высшее образование, а также соответствие всем требованиям комиссии, проводящей отбор кандидатов по конкурсу. Претендент на должность может быть принят на работу сразу либо занесен в резерв до появления соответствующей вакансии.
Чем удержать молодежь
60% сотрудников госсектора работают в госорганах не больше трех лет, по данным недавнего исследования Antal Russia. В ФНС текучесть кадров до 30 лет составляет в среднем 19% в год. Более половины сотрудников ФАС – кадры 23–35 лет, текучесть составляет более 7% в год, говорит представитель службы. Молодые сотрудники уходят, не проработав и года, жалуется представитель мэрии Казани. Молодежь получает опыт и находит работу с более высокой зарплатой, рассказывает представитель мэрии Екатеринбурга. По его словам, сотрудники мэрии в среднем получают 35 000 руб. в месяц.
Алясов уверен, что госорганам придется менять методы работы с молодыми кадрами – давать им более амбициозные и интересные задачи, менять подходы управления. Для молодых можно было бы ввести гибкий график, раздать им ноутбуки для удаленной работы по примеру крупных компаний, считает он. Однако 90% труда чиновника – кропотливая бумажная работа, которая жестко регламентирована, госорганы не нуждаются в креативе, утверждает Сафонов. Представитель Минпромторга говорит, что министерство делает ставку на привлечение перспективной и талантливой молодежи, но и люди с большим опытом госслужбы и стажем работы на предприятиях промышленности не менее ценны. Он уточняет, что последние три года средний возраст работников Минпромторга составляет 37–40 лет.
Может ли госслужащий быть самозанятым
На сегодняшний день, зарегистрировано уже более 1,5 миллионов самозанятых граждан, которые уплачивают НПД (налог на профессиональную деятельность), работая по самым разным специальностям. Однако, вопросов относительно данной сферы, достаточно много, и один из них: «может ли госслужащий быть самозанятым?».
Куда пойти учиться на эту профессию?
Для того чтобы ваша квалификация соответствовала требованиям работы в госслужбе, необходимо иметь диплом об окончании академии государственной службы или другого высшего учебного заведения.
Основной программой подготовки госслужащих является 38. 04 Государственное и муниципальное управление. Эту программу можно пройти в следующих вузах:
Но этим направлением госслужба не ограничивается. Существует также военная госслужба, которая предусматривает разнообразные программы подготовки. Рассмотрим программы подготовки в Академии Федеральной службы безопасности России, филиалы которой находят во многих регионах страны. На следующие военные специальности принимают исключительно юношей:
Военная госслужба может быть и доступна девушкам реализуется в Федеральной службе исполнения наказаний. В число специальностей, которые подходят девушкам, входят:
Госслужба не всегда проста и устроиться в органы власти бывает сложно, но помимо очевидных преимуществ государственной службы, на вас будет лежать ответственность за будущее страны в целом. В идеале, задача чиновника – стараться делать всё для людей: безопасность, социальная защита и помощь государства.
Типы государственных служащих в РоссииПравить
- федеральные государственные служащие:
военнослужащие;федеральные государственные гражданские служащие;государственные служащие иных видов, статусы которых устанавливаются федеральными законами; - военнослужащие;
- федеральные государственные гражданские служащие;
- государственные служащие иных видов, статусы которых устанавливаются федеральными законами;
- государственные гражданские служащие субъекта Российской Федерации.
Федеральный государственный служащий — работник, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счёт средств федерального бюджета.
Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации — работник, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счёт средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
В случаях, предусмотренных Федеральным Законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счёт средств федерального бюджета.
Государственными служащими субъекта Российской Федерации могут быть только гражданские служащие (служащие, состоящие на правоохранительной или военной службе (военнослужащий), являются только федеральными государственными служащими).
Бизнес, госслужба, вуз, наука
Мне много лет, я вышел из тьмы я так и не сделал карьеру. Да, я неплохо зарабатываю, уважаем на работе. Более того, я везунчик: каждая моя работа, с самого первого места, по-настоящему любимая. Кайф от того, что ты делаешь, заменяет многое: мотивацию, карьеризм, часть амбиций. Ты просто работаешь в потоке, ты не знаком с выгоранием (ой ли?), ты активно развиваешься. Всё отлично, но карьеры — в понимании общества и HR-ов — нет. И если в 20, 25, даже 30 это вообще не напрягает, то стоит перевалить за 35, начинаешь думать, а всё ли так, а что дальше? А вдруг хорошо на госслужбе? Или пойти преподавать до самых глубоких седин? Я гоню от себя эти мысли, потому что в моей жизни было преподавание, была наука, была госслужба и вот уже более 15 лет есть работа в бизнесе. А что бы и не поделиться опытом с теми, кого тоже угнетают «карьерные» мысли?
Надежда на связи
По данным исследования, 39% молодых соискателей мечтают также работать в госорганах, чтобы познакомиться там с влиятельными людьми. Еще 20% хотят получить доступ к административным ресурсам. Но это иллюзия: большинство сотрудников низшего звена государственных структур не могут познакомиться с влиятельными людьми и весьма ограничены в использовании административных ресурсов – от властей предержащих их отделяет огромная иерархическая лестница, замечает Славин.
Молодой человек, проработавший в госорганах лет пять, вряд ли обладает большим опытом и высокими связями, он не сможет устроиться в коммерческий сектор на хорошую должность и высокую зарплату, полагает Кугел. По его опыту, бывших сотрудников госорганов компании нередко берут в службу по взаимодействию с государственными органами (GR). Но молодого человека с небольшим опытом работы возьмут только специалистом среднего звена с зарплатой от 80 000 до 160 000 руб. в месяц, в то время как опытные GR-директора с множеством связей в госструктурах зарабатывают миллионы рублей в месяц.
Как белка в колесе
В Европе и Америке молодые люди часто начинают свою карьеру с госслужбы, потому что она дает опыт и связи, спустя несколько лет они уходят в коммерцию, рассказывает Славин. У нас молодые люди долго на службе не удерживаются и причина в завышенных ожиданиях, объясняет он. По данным Career. ru, 71% молодых людей ждут от госслужбы стабильности и постоянства, 63% – премий, льгот и соцпакета, а 54% – возможности карьерного роста. Однако реальность часто оказывается другой.
В госструктурах сложная иерархия, молодые поднимаются по карьерной лестнице медленно и при этом сильно зависят от начальства: если нравишься, значит, будешь быстро продвигаться, если не нравишься, карьеры не сделать, говорит Славин. Кроме того, на нижнем уровне нелегко обзавестись полезными связями. Приходится в течение многих лет довольствоваться небольшими заработками, скромными должностями и при этом регулярно перерабатывать. «У нас весь государственный аппарат работает в ручном режиме. Сверху спускают поручение, на министерства тут же обрушивается вал новых задач с жесткими сроками исполнения», – рассказывает Славин. И получается, что чиновник еще не успел справиться с предыдущей задачей, а уже должен приступать к следующей. Стресс зашкаливает, и из-за этого молодые люди разочаровываются в госслужбе. 34% респондентов Career. ru сочли высокий уровень стресса большим недостатком работы в госорганах. Еще 45% сказали, что без связей на госслужбе не добьешься карьерного роста. А 39% назвали существенным недостатком чрезмерную бюрократию.
Трамплин в бизнес
Авторы исследования HeadHunter. ru выяснили также, что большинство соискателей, стремящихся работать в госструктурах (53%), предпочли бы устроиться в органы исполнительной власти. В законодательной власти хотят работать лишь 32% респондентов, и только 16% выбирают судебную ветвь власти.
Выпускники Финансового университета часто идут сразу после вуза на работу в Минфин, рассказывает Борис Славин, профессор Финансового университета. Они получают небольшие зарплаты, но за два-три года набираются опыта. Многие из них по долгу службы взаимодействуют с закупщиками госуслуг, начинают лучше ориентироваться в нуждах рынка и обзаводятся связями в бизнесе. Спустя некоторое время они переходят на более высокие зарплаты в коммерческий сектор. В законодательных органах власти таких бюджетов на проекты с коммерческими структурами нет и уйти оттуда на работу в частную компанию сложнее, говорит Славин.
И все же большинство выпускников используют госслужбу как трамплин в бизнес: они понимают, что без опыта работы не попадут в коммерческие компании, ценят стабильность и прозрачность доходов на госслужбе, а через несколько лет, получив опыт и утвердившись в профессии, переходят в коммерческий сектор, говорит Славин. По данным исследования, 47% молодых людей хотят работать в органах власти федерального уровня, 35% – в региональных госструктурах, 18% – в муниципальных.
Если у тебя нет работников – делай работу за них сам
Этот пункт меня бесил всегда больше всего. При утвержденном плане работ на год постоянно приходилось делать работы сверх плана. Всегда что-то произойдёт, постоянно придётся искать новые варианты решения и ресурсы, которых нет.
В таком случае начальство говорило “Значит ты плохо работаешь, если вы не успеваете. Меня не волнует как, но ты обязан всё сделать в утвержденный срок. Иначе у тебя будут проблемы. ” И мне покорно приходилось садиться и программировать, тестировать, внедрять, описывать процесс. В общем совмещать в себе и молодого юнца с лапками, и горохового шута с дудкой, и факира, который успокаивает злых пользователей.
Если Вас заставляют делать работу за других – это проблема вашего руководства, т. к именно начальник не подумал о ресурсах и сроках. Перекидывание ответственности на своих подчиненных – это нюанс работы в гос предприятии.
Может ли отдельный чиновник что-то изменить?
Сколько раз за свою недолгую карьеру я слышал о том, что все уже решено за нас, все давно поделено и коррупционная составляющая решительно не позволит хорошему и проактивному человеку сделать ничего положительного. При чем эта позиция зачастую присуща не только людям со стороны, но и самим чиновникам.
И здесь, как и в любом сложном вопросе, есть две стороны одной медали. Безусловно, ситуация, в которой у молодого чиновника получается удовлетворить собственные юношеские амбиции (как карьерные, так и в сфере управления изменениями) очень редка. Несмотря на преобразования последних десяти лет, система государственного управления все еще безумно консервативна и инертна.
У каждого из нас есть убеждения и собственное видение того, как должны выглядеть курируемые нами отрасли, однако ситуация, в которой человек несет единоличную ответственность за важное в масштабе страны направление, – исключительна.
Подобный уровень ответственности доступен лишь самому высокому руководству (начиная от заместителей министра), ибо сама концепция бюрократии подразумевает размытие ответственности не только между различными департаментами, министерствами, но и между различными ветвями власти. Исходя из этого, имплементация собственной картины мира в курируемые отрасли – скорее исключение, чем распространенная практика.
Но не все так плохо. На самом же деле, управление изменениями на государственной службе вполне можно приравнять к отдельному виду искусства. И здесь я снова обращусь к своему опыту. Выстраивание и успешная реализация долгосрочного карьерного трека в ведомстве возможна в случае наличия четкого осознания в формате:
- для чего вы здесь,
- какие задачи решаете,
- куда решение этих задач вас приведет.
Я сменил уже несколько департаментов и в каждом из них находил возможность, помимо текучки, оперативной, ежедневной работы, уделять внимание работе над изменением институциональной среды, среды, в которой я работаю.
В курируемой мной в настоящий момент отрасли у меня есть научно выверенная и подтвержденная ВАКовскими статьями и магистерской диссертацией картина мира и каждое свое операционное действие я стараюсь максимально подогнать под определенный образ.
Когда это возможно – проявляю инициативу и беру на себя дополнительную работу потому, что она на чуточку, но приближает курируемую отрасль к красивой картинке в моей голове. Когда это невозможно, просто популяризирую свою точку зрения.
В целом, теория малых дел ярчайшим образом проявляет себя именно в масштабных системах, вроде государственной службы. Сама система настолько инертна и забюрократизирована, что она не позволяет откровенным дуракам наделать глобальных глупостей, а прорывным ребятам зачастую обрубает крылья и сильно демотивирует.
Умение принять это как данность, переосмыслить свое место в системе, постепенно прийти к управлению изменениями в рамках теории малых дел, сформировать собственное видение курируемой отрасли и научно обосновать его – признак зрелого бюрократа и образцового чиновника. И поверьте, что таких людей в нашей стране куда меньше, чем всем нам этого бы хотелось.
Фото в материале и на обложке: Unsplash
Назад в бизнес
В 2020 г. государственные структуры нанимали много молодежи благодаря тому, что бюджеты государственных проектов по трудоустройству молодых, того же проекта «Россия – страна возможностей», раз в семь превосходили аналогичные бюджеты коммерческих компаний, рассказывает Андрей Алясов, основатель и гендиректор компании по работе с молодыми талантами Changellenge. Но в 2021 г. , продолжает он, бизнес оживился и молодые ребята снова стали интересоваться вакансиями в крупных компаниях. По наблюдениям Алясова, выпускники ведущих вузов все больше обращают внимание на такие компании, как «Яндекс», Google, МсКinseу, Сбербанк, и выбирают либо IT-сферу, либо банки, либо компании по производству товаров широкого потребления.
Алясов наблюдает и рост числа молодых людей, готовых работать на фрилансе. По его мнению, это связано с улучшением условий труда фрилансеров в России. Раньше внештатники работали часто по гражданско-правовому договору и платили те же налоги, что и штатные работники. Теперь же фрилансер может получить статус самозанятого и платить налог в 4%, если он работает как физическое лицо, или налог в 6%, если он получил ИП. В основном, говорит Алясов, на фрилансе работают молодые специалисты в области маркетинга и дизайна. Но чтобы быть успешными, им тоже нужен опыт работы: заказчики требуют портфолио с выполненными работами.
Тем не менее основным работодателем в России по-прежнему остается государство, которое обеспечивает более 40% занятости, соглашается большинство собеседников «Ведомостей». Во всех регионах именно оно предоставляет молодежи множество вакансий.
«Служить бы рад, прислуживаться тошно», — если вы уже поработали в коммерческой сфере, именно эти слова выплывут из школьной программы и заезженной пластинкой будут крутиться у вас в голове. Устроиться на государственную и муниципальную (в город) службу не вот чтобы убийственно сложно: кроме привычного знакомства и дружбы, есть официальная процедура закрытия вакансий (с тестами и мед. справками), возможность отправить резюме напрямую, различные курсы и конкурсы, где вас заметят. И да, на государственной службе всё так как везде: есть трудяги, есть лодыри, или, как однажды обозначился один из знакомых «низшаго рангу», деньгиполучатели. На самом деле, там всегда есть чем заняться и периодически инициатива ценится едва ли не больше, чем в остальных рабочих средах. Ну то есть я вам сейчас не скажу: «Проходите мимо». Если ваш склад характера подходит этому роду деятельности, постараться надо — хотя бы ради опыта. (Важное примечание: речь идёт о гражданской службе, с работой в органах я не сталкивался и не очень-то собираюсь).
Что касается меня, я на госслужбе провёл скромный год, не особо стремясь расти и развиваться — я был слишком молод и уже тогда каким-то седьмым чувством понимал, что хочу в коммерческую сферу, что именно там будут востребованы моё шило в жопе и мой фонтан идей в мозгах. Короче, скучно мне было сидеть, пить чай, возиться в бумагах и бояться лишний файл на ПК открыть.
- У госслужащих немало бонусов и гарантий, которые зависят от ранга и стажа. Это дополнительные дни к отпуску, неплохие пенсии (а чё, думаете, за горами?), соцпакет, премии, определённые льготы и т.д. Для спокойной семейной девушки, мечтающей о 2-3 детях, это самое надёжное и безболезненное место.
- Гарантированные, честные больничные, полностью белая заработная плата, прозрачные трудовые отношения.
- Госслужба — это всегда сильная коммуникация: с руководством, со СМИ, с компаниями, с населением, между коллегами. Вы учитесь думать, что говорите, быть сдержанным и корректным, обрастаете нужными связями и знакомствами. Это хороший старт, если вы ощущаете себя карьеристом и человеком, готовым расти именно на основе социального действия.
- Госслужба — это юрфак без юрфака. Будучи специалистом любого уровня, вы обязательно станете взаимодействовать с нормативно-правовыми актами, научитесь хорошо в них разбираться и оперировать нормами закона. Бесценный навык, который пригодится вам везде: от войны с ДУКом до собственного бизнеса.
- Госслужба — это стабильная работа. Если вы крепкий средний сотрудник, не хуже, то вас минуют сокращения и прочие карьерные катаклизмы. Максимум переведут на новую должность в соседнее ведомство.
- Если удастся попасть в продвинутое министерство или департамент (в разных регионах они разные) есть нехилый шанс показать себя и сделать карьеру.
- На старте очень низкая заработная плата.
- Медленный рост, начиная от средних позиций. То есть от небольшой должности младшего специалиста вырасти до специалиста легко и просто, а дальше нужно проявить чудеса коммуникабельности и/или сообразительности.
- Длительная процедура трудоустройства, особенно если вы решаетесь пройти через кадровый резерв (да, оттуда реально приглашают).
- Однообразная, скучная работа, особенно в первые 1,5-2 года — ваш «участок» быстро вам надоест, а новый или чужой затронуть не так просто, как в бизнесе.
- Неоднозначные коллективы: может сколотиться команда мечты, а может получиться кучка контролёров и ненавидящих друг друга субъектов. Влиять на командообразующий процесс сложно.
- Бюрократия и формализм во всём.
- Нередко урезаны возможности работы (и особенно не работы) в интернете и в IT-инфраструктуре: лимитированный интернет, закрытые USB-порты, запрет на печать выше N листов в месяц, запрет использования личного оборудования с подключением в сеть даже от мобильного модема.
- Всем, желающим спокойной жизни с больничными и хорошими отпусками.
- Конечно, мечтающим о государственной службе.
- Тем, кто хочет написать диссертацию в спокойном режиме работа-учёба-работа над диссером. Очень комфортно работать над материалом.
- Тем, кто ценит график с 9 до 18 с короткой пятницей — хотя истинные фанаты переработок там тоже себя найдут, я, например, уходил иногда и в 21, и в 23.
Есть одна тонкость. Если вы работаете в команде одного большого босса (министра, главы департамента, мэра, полпреда, губернатора — кого угодно) и его не перевыбрали или перевели на другую должность, почти вся команда меняется вместе с новым начальником. Как правило, всё заканчивается хорошо (либо уходите за своим боссом, либо меняете место, либо неожиданно остаётесь), но этот период очень нервный и болезненный.
Рекомендую ли я работу на госслужбе? Однозначно: это крутой опыт, это вызов самому себе и возможность вырасти в действительно толкового и нередко полезного специалиста. Но это было не моё.
Немного о важности команды на государственной службе
Для построения успешной карьеры важно учесть множество вещей, но критическое значение имеет именно команда. При этом под командой можно понимать как непосредственное окружение – отдел или блок под одним из заместителей директоров, – так и в целом департамент.
Почему это важно? Специфика госслужбы такова, что практически все в твоей профессиональной жизни в конкретный момент времени зависит от непосредственного руководителя. Именно он может депремировать тебя, а может представить к ведомственной награде.
Руководитель определяет круг твоих задач и непосредственные полномочия, решает, кому отдать политически окрашенные и от того наиболее хайповые поручения, кого отправить на совещание в вышестоящее ведомство и кого упомянуть в отчете перед заместителем министра.
Отсутствие взаимопонимания с непосредственным руководителем, откровенно слабый, выгоревший, коррумпированный или некомпетентный глава отдела – все это в первую очередь ударит по тебе и по твоей карьере. Из своего опыта хочу отметить, что порой при выборе следующего места работы конкретный функционал отдела или департамента не так важен, как возможность получения опыта работы с выдающимися представителями нашей профессии.
Очень важно понимать, что фактически первичной функциональной единицей в министерстве является именно начальник отдела. С него идет спрос, он распределяет задачи в рамках отдела, контролирует их исполнение и проверяет качество, а в случае чего и несет ответственность за ошибки его подчиненных.
На уровне директора департамента все задачи распределяются на начальников отделов, а дальше каждый из них сам волен решать, как выполнить то или иное поручение с учетом выделенных ему человеческих, интеллектуальных и материальных ресурсов. Не столь важно, какую должность в отделе ты занимаешь, в любом случае ты действуешь с оглядкой на начальника отдела, если не было поручено иное. Проще говоря, отдел из пяти человек – это один ценный специалист и его четыре помощника той или иной степени компетентности.
Допустим, что вы попали в один из перспективных отделов и вам повезло с грамотным и понимающим руководителем. В этом случае ваша ключевая задача – всесторонне облегчить жизнь ему, вашим коллегам по отделу, блоку и департаменту.
Особенно ценится возможность передать вам определенную зону ответственности и забыть про нее ровно до того момента, когда надо будет что-то согласовать, завизировать или подписать.
Сами следите за сроками, равномерно распределяйте нагрузку, вовремя привлекайте коллег к реализации контрольного поручения, а когда представляете что-то на решение руководителя, то готовьте несколько альтернативных вариантов. Я вас уверяю, что проблем с карьерным ростом у вас не будет никогда. Команда, делегируемые поручения, возросшая ответственность, ваша репутация – все это будет тянуть вас вверх по карьерной лестнице.
Преимущества и недостатки работы в госслужбе
Вопреки всеобщему мнению, зарплата в госорганах невелика. В зависимости от региона средняя зарплата госслужащего 20 000 – 30 000 рублей. Есть руководящие должности, на которых зарплата выше, но на них сложнее устроиться. Но всё же у службы в государственных органах есть свои преимущества:
Стабильность. Ни кризисы, ни сложная экономическая ситуация не повлияют на вашу работу. В то время как любая коммерческая структура зависит от стабильности в экономике, курса валют, роста цен на бензин, у госслужащего всегда будет работа со стабильной зарплатой.
Пенсионные отчисления. Конечно, у всех госслужащий «белая» зарплата и соответственно отчисления в пенсионный фонд высоки-е, что гарантирует достойную пенсию в будущем.
Карьерный рост. Если вы хорошо выполняете свою работу, то вам практически гарантировано повышение по службе со временем.
Социальные льготы. Это один из самых приятных пунктов. Льготы госслужащих делятся на:
• Надбавка за выслугу лет; • Надбавка за особые условия службы; • Надбавка за работу с государственной тайной; • Единовременная выплата к отпуску в размере двух зарплат; • Помимо законных 30 (вместо 28 дней у гражданских лиц) отпускных дней в году, госслужащие имеют право на дополнительный отпуск до 10 дней в зависимости от стажа.
• Госслужащим предоставляют жилье, если у него нет собственного, или компенсируют арендную плату; • Чиновник может рассчитывать на субсидию от государства для приобретения собственной квартиры; • Скидка на коммунальные услуги;
Помимо всех привилегий, работа в госслужбе накладывает также свои ограничения. К ним относятся:
Несмотря на все вышеперечисленные недостатки, преимущества в государственной службе существенно весомее. Поэтому работа в органах государственной власти достойна того, чтобы поступить в академию государственной службы и трудиться ради благосостояния своей страны.
Как видите, в государственной службе есть масса преимуществ, ради которых стоит пытаться устроиться в гос. учреждения. Невысокая зарплата может быть компенсирована дополнительными выплатами, и ваш средний доход будет намного выше, плюс экономия на аренде, транспорте и коммунальных услугах.
Востребованность профессии
Профессия государственного служащего всегда считалась престижной и была востребованной. Стабильность и социальная защищенность дают большие преимущества перед работой в других сферах деятельности. Если судить по количеству размещенных вакансий на специализированных ресурсах, то можно уверенно сказать о высокой потребности в специалистах.
Что должен знать и уметь идеальный кандидат?
Сразу оговорюсь, что практически ничего из нижеперечисленного мной не преподают в вузе. Не потому, что система образования не практикоориентирована, а потому, что основная задача высшего образования – научить студента мыслительному, исследовательскому и аналитическому процессу.
Если имеется светлый ум, интерес к выбранной профессиональной отрасли и академические навыки, то на базовом уровне все осваивается довольно быстро. Благо, что работа на начальных позициях больше напоминает обучение в корпоративном университете.
Тебе сначала сто раз покажут, объяснят и не будут предъявлять особых требований к результатам труда.
Для успешного начала карьеры потребуются следующие навыки:
- грамотный письменный и устный русский язык;
- ясное и понятное изложение своих мыслей и замечаний к проекту документа;
- уверенная работа с существующей нормативной правовой базой;
- написание проектов нормативных правовых актов, а также знание процессуальной стороны вопроса их согласования и утверждения;
- формирование оптимизационных предложений в рамках зоны ответственности;
- четкое структурирование и правильная архивация входящей и исходящей корреспонденции;
- освоение сленгового языка госслужбы и формального канцелярита.
Бонусы
Ожидание: все чиновники пользуются служебным положением в своих целях.
бывший экономист в казначействе, Свердловская область
Реальность: у меня высшее экономическое образование. Хотел приобрести опыт по специальности и в 2003 году устроился в казначейство. Приняли довольно легко, проработал специалистом в отделе платежей и ревизионной работы четыре месяца. Проверял целевое использование средств бюджетными учреждениями, в основном учебными заведениями.
Мой должностной оклад составлял 1080 Р. Премии не платили. Почти вся моя маленькая зарплата уходила на текущие расходы: проезд до работы, обеды, мобильную связь.
Не сработался с исполняющим обязанности руководителя отделения: постоянно были необоснованные придирки по работе. Осознал весь фарс проверки платежных поручений: вначале оставлял много замечаний, просил исправить, но мне намекнули, что этого делать не стоит.
Чиновники не отличаются от «обычных» людей: есть честные, а есть и те, кто пользуется служебным положением.
Мне рассказывали, что некоторые выписывают себе командировку на проверку — летят с Дальнего Востока на юга и, насколько мне известно, на самом деле даже ничего не проверяют. Лично меня госслужба ничем не привлекает — не мое.
Ожидание: госслужащим дают служебную квартиру и машину.
специалист торгового представительства РФ за границей
Реальность: валютный оклад специалиста торгового представительства РФ за границей начинается где-то от 3000 $ — у меня ближе к 4000 $. Многое зависит от страны пребывания. Плюс есть оклад в рублях, но он ни о чем, и премия также в рублях — мелочь, а приятно. У меня служебная квартира, служебная машина с дипломатическими номерами, оплачиваемая медицинская страховка и еще ряд плюшек.
Мои основные задачи — защищать и продвигать интересы отечественных компаний, а также готовить аналитику по ситуации в стране пребывания. Кроме того, я организую визиты и делегации в страну, где работаю. На словах звучит как полная ерунда, однако сие есть один из главных экшенов, поскольку именно в это время заключаются крупнейшие внешнеторговые сделки, и для контрагентов все должно пройти идеально, строго по протоколу.
В обычном режиме успеваю принять душ и позавтракать, пообедать могу дома, в кафе или заказать доставку. В случае аврала мгновенно ополаскиваюсь в душе, сажусь в машину и даю по газам. После, дай бог, часам к четырем утра приезжаю. На следующий день повторить. Бывает, работаю без выходных.
Ожидание: у чиновников много недвижимости.
ведущий советник в департаменте, Москва
Реальность: мой оклад — 6384 Р, за чин — 1839 Р, со всеми надбавками выходит 32 802 Р минус 13% налогов. Премию выплачивают ежемесячно, могут немного снизить за плохую работу или, наоборот, чуть-чуть прибавить, но не более 5—8 тысяч. Итого зарабатываю 55 000—60 000 Р в месяц. К отпуску выплачивают еще 16 446 Р. Матпомощь — 8223 Р, на свадьбу, рождение ребенка или похороны дают 15 000 Р.
Больше нам ничего не полагается. Нуждающимся госслужащим дают субсидию на жилье, но ее не хватит даже на однушку, а условия в постановлении жесткие — учитываются имеющиеся квадратные метры, прописка, стаж работы.
Мои перспективы — дослужиться до директора или его заместителя, а затем идти в коммерцию за деньгами. Потому что федералам ждать пенсии смысла нет: даже у замдиректора департамента пенсия по старости больше, чем за выслугу в 30 лет.
Чиновники — не те люди, о которых с сарказмом пишет пресса. Это рабочие лошадки.
Загруженные работой, которую понимают и за которую отвечают, получая вовсе не те деньги, о которых обычно ходят слухи. Госслужащие не имеют никаких благ и привилегий, а, наоборот, ограничены в правах. Это обыкновенная работа, только более ответственная.
Современные технологии в кадровых процессах госслужбы
Кадровые процессы госслужбы основаны на сложных механизмах отбора кадров, их оценки и развития. С помощью системы отбора персонала, предполагающей высокие квалификационные требования, на госслужбу попадают компетентные и профессиональные сотрудники. Соответствие данным требованиям является определяющим условием для замещения должностей на государственной службе. Постоянная аттестация и система профессионального развития помогают государственным служащим совершенствовать свои профессиональные компетенции и развивать личные качества. При этом с помощью системы ограничений и запретов, утвержденных кодексов этики и других механизмов осуществляется серьезный контроль за поведением и действиями сотрудников госструктур.
В последние несколько лет активно внедряются новые технологии работы с персоналом: разрабатываются модели компетенций государственных служащих по отраслевому признаку, изменяется подход к оценке компетенций, создаются кадровые резервы специалистов в зависимости от направления деятельности, разрабатываются специализированные программы развития госслужащих. Особенно активно развивается направление цифровой трансформации.
Модель компетенций команды цифровой трансформации в системе государственного управления
Современные технологии, используемые кадровыми службами, помогают командам организаций достигать успеха в работе, быстрее и качественнее выполнять поставленные задачи. Государственные органы активно заимствуют и адаптируют к своей специфике практики коммерческого сектора. Процесс адаптации происходит не всегда легко, так как существует довольно много ограничений со стороны законодательства и специфики имеющихся менее прогрессивных технологий.
Инновационные технологии во многих составляющих HR-цикла
Кадровые службы государственных учреждений все чаще используют в работе современные способы привлечения персонала: создают специализированные карьерные сайты, продвигают вакансии через Telegram-каналы, социальные сети, обращаются к нетворкингу и коллаборации с профессиональными сообществами. К примеру, в работе Кадрового центра ежемесячно находятся 30–40 вакансий от государственных органов власти, и с каждым годом их число увеличивается: поступает много запросов от регионов на узкопрофильных специалистов.
Региональные власти активно работают над инновационными способами привлечения молодежи на госслужбу: организуют проекты, конкурсы, хакатоны, призванные отобрать одаренных студентов для работы в государственных органах. Активная молодежь привлекается в том числе через волонтерские сообщества.
Мероприятия по работе с молодежью сопровождаются стажировками студентов и их практиками в госорганах. Это позволяет из большого числа желающих выбрать наиболее замотивированных и способных.
Один из самых непростых этапов HR-цикла на государственной службе — это трудоустройство в штат. Кадровые службы стараются применять новые подходы при оформлении кандидатов, чтобы не потерять ценных специалистов.
Регионы централизуют отбор на государственную службу благодаря единой кадровой службе, единому кадровому реестру. Такая практика позволяет сократить издержки и унифицировать кадровые процессы. Раньше каждый госорган субъекта РФ проводил свои конкурсы на замещение вакантных должностей, а сейчас в ряде регионов появились структуры, позволяющие централизованно пройти отбор в большое число подразделений (Центр подбора и оценки персонала в Республике Татарстан, Республиканский центр кадрового тестирования Республики Башкортостан, Центр оценки (ассессмент-центр) в Правительстве Москвы, Единая кадровая служба органов исполнительной власти Ленинградской области, Единая кадровая служба Правительства Ульяновской области).
Развитие HR-бренда государственной службы
В последнее время все чаще в профессиональных сообществах кадровых специалистов госслужбы звучат идеи о создании HR-бренда для популяризации государственной службы. Многие кадровые службы государственных органов власти предпринимают активные шаги в этом направлении: правительство Москвы, Счетная палата, Республика Татарстан, Ульяновская, Вологодская, Ярославская области и др. Кадровые службы активно рассказывают о возможностях госслужбы, стараются убедить кандидатов, что они будут востребованы в государственных структурах.
Большинство федеральных органов власти и структуры субъектов РФ организуют корпоративные университеты, которые обучают внутри организации на одной общей площадке. Обучение проходит в группах по типовым, «отработанным» программам. Подобная практика позволяет передать знания и умения, поделиться опытом специалистов из разных регионов, формирует единую систему взглядов и ценностей и позволяет создавать профессиональное сообщество специалистов, готовых реализовывать масштабные проекты. К примеру, университет Минстроя предлагает интересные программы по информационному моделированию для главных инженеров, проектировщиков, технических заказчиков.
Государственные органы активно осваивают дистанционное обучение через интернет и даже с помощью приложений для смартфонов — такой подход позволяет специалистам без серьезного отрыва от профессиональной деятельности проходить обучение современным инструментам.
Государственные органы власти в последнее время уделяют особое внимание мотивации сотрудников. В рамках реализации подобной политики госорганы проводят большое количество мероприятий, направленных на командообразование и нематериальную мотивацию госслужащих: конкурсы «лучший в профессии», «лучший госслужащий субъекта Федерации», физкультурные мероприятия, спартакиады, хакатоны. Госслужащие активно участвуют в различных волонтерских мероприятиях.
Кадровые службы стараются предложить дополнительные возможности для своих сотрудников: фитнес-залы, пункты питания, библиотеки. При наличии внутренних информационных порталов кадровые службы повышают лояльность сотрудников через систему благодарностей, поздравлений с памятными датами и т. При этом используются современные HR-технологии, системы геймификации.
С каждым годом привлекательность государственной службы возрастает. Одновременно с этим, активно внедряются современные инструменты работы с сотрудниками на государственной службе. Госслужба нуждается в честных, активных, вовлеченных и высококвалифицированных сотрудниках, способных реализовывать амбициозные задачи, поставленные государством.
Хочешь карьеру — иди в бизнес
Долгое время считалось, что инициативным и амбициозным людям в чиновничьих кабинетах не выжить — мол, там требуется только умение быть винтиком в большом механизме. Но я с этим не согласен. Люди с проактивной жизненной позицией, готовые брать ответственность на себя, точно будут замечены на госслужбе. Конечно, будет непросто, но наверняка интересно.
Другое дело, что вряд ли получится быстро удовлетворить карьерные амбиции. Необходимо поработать на различных должностях. И путь по служебной лестнице — непростой и затратный по времени.
Что касается частных компаний, я вижу, что в последнее время они принимают форму «плоских» организаций, в которых практически нет возможности вертикального карьерного роста. Шансы получить повышение на старте карьеры минимальны: влево-вправо можно развиваться, а вот двинуться вверх — почти нереально.
🔥 Может ли госслужащий быть самозанятым
Конечно, многие захотели поучаствовать в нем и воспользоваться обещанными государством льготами, пусть даже временно (закон действует до 31. 2028). Государственные служащие — не исключение. То есть речь идет о возможности чиновников в свободное от госслужбы время заниматься предпринимательством или любимым делом, приносящим ему доход, уплачивая с него не 13%, а сниженную ставку 4-6%.
Насколько это правомерно?
Перечень тех, кто не может применять спецрежим, содержится в ч. 2 ст. 4 Закона № 422-ФЗ. В этом перечне про госслужащих ничего не упоминается. При этом ч. 1 ст.
4 этого же закона указывает на то, что плательщиками НПД могут быть физлица и ИП, в установленном порядке перешедшие на спецрежим.
В то же время п. 4 ч. 2 ст. 6 Закона № 422-ФЗ указывает на то, что не могут быть признаны объектом налогообложения НПД доходы муниципальных и госслужащих, за исключением средств, получаемых от сдачи в аренду жилья. Этой же позиции придерживается и Минтруд в Письме от 19. 2022 № 28-6/10/В-4623.
Вывод: госслужащий не может быть самозанятым и пользоваться льготами НПД, реализуя товары, работы, услуги, имущественные права. Уплачивать налог по льготной ставке чиновник вправе только с доходов от сдачи в наем жилых помещений, при условии, что прошел регистрацию в качестве самозанятого и получаемый доход отражает в приложении «Мой налог» на сайте ИФНС.
Виды госслужбы
Государственная служба — это работа в аппарате государственного управления.
Как законно не ходить в армию
По данным на 2019 год, в России около 855 тысяч государственных гражданских служащих. Плюс еще 395 тысяч муниципальных служащих работает в органах местного самоуправления.
Все должности четко делятся на категории:
- руководители;
- помощники, или советники;
- специалисты;
- обеспечивающие специалистов.
И по старшинству:
- высшие,
- главные,
- ведущие,
- старшие,
- младшие.
Как правило, по этой вертикали строится карьера, от нее же зависят и прибавки к зарплате. Если между зарплатами младших и старших должностей разница в несколько тысяч, то доход у советников уже значительно выше — не говоря о руководителях.
Доходы
Ожидание: в госучреждения устраиваются ради стабильной зарплаты.
ветеринарный работник, Пермский край
Реальность: с 1994 года работаю в государственном бюджетном учреждении ветеринарии. Провожу ветеринарную экспертизу мяса, оформляю документы, удостоверяющие безопасность продукции. Работаю с 06:00 до 18:00. Авралы сейчас бывают редко, за работу в выходные и праздники не доплачивают.
Раньше по молодости гордилась, что работаю на государство. Сейчас нет — стыдно. Мой оклад — ПЯТЬ ТЫСЯЧ ВОСЕМЬСОТ РУБЛЕЙ. Своего жилья нет, и будет ли пенсия с моим заработком — неизвестно.
Ожидание: и все-таки чиновники хорошо зарабатывают.
бывший специалист жилищной инспекции, Иваново
Реальность: у большинства чиновников нет огромных зарплат. Я за свою работу получал около 23 000 Р в месяц — в два раза меньше, чем однокурсник, пошедший в силовые структуры. Люди, которые пришли работать задолго до меня и занимались примерно тем же, получали 25 000—27 000 Р. Никаких перспектив. Премий не застал, разве что на проверки возили на служебной машине — и то не всегда.
Ожидание: зато у госслужащих белая зарплата.
начальник отдела экономики и бюджетного планирования, Владивосток
Реальность: до выхода в декрет получала 60 000 Р, зарплата белая. Специалисты получают от 35 000 Р. Премии стабильно выплачивают раз в квартал, процент от оклада устанавливает министр образования. К отпуску всем выплачивается дополнительная зарплата. Есть страховка. Декретные выплаты получаю по верхней границе для региона — 26 000 Р. Но у меня нет никаких льгот по ипотеке или хотя бы возможности снять служебное жилье.
Департамент страдает от нехватки кадров, и зарплаты не компенсируют объем работы, нервов и ответственности. При этом каждое твое действие моментально обрастает бумажками — надо оформить кучу заявок онлайн, а потом их еще распечатать и подписать. Хотя я понимаю важность своей ежедневной работы: учителя вовремя получают зарплату, функционируют колледжи и школы, потому что мы сделали все вовремя и деньги нигде не застряли в пути.
Ожидание: еще они получают хорошие отпускные.
Реальность: живу в небольшом городе, возможностей здесь мало — кроме полиции, госслужбы да рынка пойти работать некуда. Вот и устроилась после института, в 2000-х годах, на госслужбу специалистом первой категории с зарплатой 2700 Р.
Доросла до начальника отдела, хотя путь был долог и тернист. Зарплата у меня белая — 19 600 Р. Квартальных премий нет. При уходе в отпуск дают три оклада. Чтобы вы понимали, оклад начальника отдела — 5100 Р. И это все.
Моей зарплаты хватает только на оплату коммуналки, сада и школы. Одеваюсь за счет родителей, кормит муж. Ни о каких кафешках и отдыхе у моря даже речи не идет.
Ожидание: пенсия у чиновников тоже неплохая.
юрист, руководитель отдела, Якутск
Реальность: могу сказать, что 90% работы регионального правительства — функционирование самого госаппарата. Нынешние госслужащие, как и во времена Пушкина, просто протирают штаны — только теперь не скрипя гусиным пером, а стуча по клавиатуре компьютера. Министры могут заседать до полуночи, местная администрация должна исправно слать бумажки в Москву.
А простой чиновный люд ради этого зашивается.
Приходить на работу в субботу — правило, а не исключение. Поток бумаг нескончаем, и потому рабочий график у нас обычно ненормированный, что сильно угнетает свободолюбивую натуру.
Зато зарплата на госслужбе стабильная и конкурентоспособная по региону. На должности главного специалиста я получал 50 000—60 000 Р, став руководителем отдела, зарабатываю 70 000—80 000 Р. Есть ежеквартальные и годовые премии — тринадцатая зарплата.
Хотя однажды в нашем ведомстве было очередное совещание, которое на реальной жизни никак не отражается, я был ответственным за явку СМИ — в первую очередь местного телевидения. Но в этот день было другое мероприятие с участием губернатора, и телевизионщики ушли туда. После совещания руководитель устроил истерику, мне снизили премию. А взнос по ипотеке никто не снижает.
Основное, что привлекает в госслужбе, — пенсионная выплата за выслугу лет. Раньше выслуга полагалась за 15-летний стаж, сейчас его повысили до 20 лет. С такой выплатой пенсия может составить 50 000 Р. Раньше был еще один «пряник» — субсидия на покупку жилья. Можно было компенсировать до 40% стоимости приобретаемой квартиры. Но с 2014 года очередь на эту субсидию заморозилась.
Ожидание: и, конечно, все берут взятки.
сельский мультиработник, Якутия
Реальность: у госслужащих нет абсолютно никаких благ. Одни запреты: мы за свой счет ездим в райцентр, чтобы сдавать отчеты, заявления населения на матпомощь и пособия. Это новый глава еще не требует покупать канцтовары за свой счет — пока только грозится.
Все считают нас слугами — и люди, и главы, которые меняются каждые пять лет. Но далеко не все чиновники — коррупционеры и купаются в деньгах.
Зачем люди идут на госслужбу?
Основное, что привлекает в госслужбе , — пенсионная выплата за выслугу лет. Раньше выслуга полагалась за 15-летний стаж, сейчас его повысили до 20 лет. С такой выплатой пенсия может составить 50 000 Р. Раньше был еще один «пряник» — субсидия на покупку жилья
В чем заключается работа госслужащего?
Суть государственной службы заключается в улучшении благосостояния страны и ее граждан. Госслужащие , наверное, никогда не останутся без работы, ведь перечень профессий велик. Список колеблется в зависимости от места работы: департаментов, отделов, государственных органов
Что значит государственный служащий?
Государственный служащий — продукт развития общества и государства, призванный осуществлять государственные функции. С административно-правовой точки зрения, государственный служащий имеет особые властные, организационно-распорядительные полномочия
Почему люди хотят работать на государственной службе?
Причин на самом деле много. Тем не менее, государство является самым привлекательным работодателем. Государственная служба-это не просто профессиональная деятельность, это, прежде всего, служба. Сущностные свойства понятия «служба» раскрываются через такие категории как долг, преданность, обязанность, верность, честь
Что привлекает на госслужбе?
Государственный служащий не имеет права устраиваться на иную работу только по своей собственной инициативе. Он обязан предварительно предупредить свое руководство и получить разрешение на эти действия. Вопросом о разрешении совместительства будет заниматься специальная антикоррупционная комиссия