почему все хотят на госслужбу

Как попасть на госслужбу и в какое ведомство при этом стремиться?

На сегодняшний день в России трудится порядка 37 600 федеральных государственных гражданских служащих. Это сотрудники центральных аппаратов 20 федеральных министерств, располагающихся в Москве. Подробно про попадание на службу со студенческой скамьи я уже рассказывал в своей предыдущей статье. Зарплаты, условия труда и его содержание – про все эти базовые для нас вещи вы можете прочитать именно там.

Каждое из 20 ведомств имеет свои преимущества, и если вы чувствуете, что душа лежит именно к работе с конкретной отраслью народного хозяйства (транспортом, например), то не нужно переубеждать себя и пытаться попасть в более престижную и оплачиваемую большую ведомственную четверку.

Начните с Министерства транспорта, усвойте базовые навыки, необходимые в нашей профессии, и уже потом переходите в ведомство вашей мечты. В ведомства попроще, как это ни очевидно звучит, проще попасть.

Что должен знать и уметь идеальный кандидат?

Сразу оговорюсь, что практически ничего из нижеперечисленного мной не преподают в вузе. Не потому, что система образования не практикоориентирована, а потому, что основная задача высшего образования – научить студента мыслительному, исследовательскому и аналитическому процессу.

Если имеется светлый ум, интерес к выбранной профессиональной отрасли и академические навыки, то на базовом уровне все осваивается довольно быстро. Благо, что работа на начальных позициях больше напоминает обучение в корпоративном университете.

Тебе сначала сто раз покажут, объяснят и не будут предъявлять особых требований к результатам труда.

Для успешного начала карьеры потребуются следующие навыки:

  • грамотный письменный и устный русский язык;
  • ясное и понятное изложение своих мыслей и замечаний к проекту документа;
  • уверенная работа с существующей нормативной правовой базой;
  • написание проектов нормативных правовых актов, а также знание процессуальной стороны вопроса их согласования и утверждения;
  • формирование оптимизационных предложений в рамках зоны ответственности;
  • четкое структурирование и правильная архивация входящей и исходящей корреспонденции;
  • освоение сленгового языка госслужбы и формального канцелярита.

Как выбрать модель развития на госслужбе?

Главное требование к начинающему госслужащему – наличие стойкой мотивации к работе в системе, ведь именно с этим после получения первого денежного содержания возникают основные проблемы.

почему все хотят на госслужбу

Эйфория от попадания в министерство и освоения большого объема нового знания улетучивается, ты начинаешь задавать себе все больше и больше непростых вопросов, видишь, как растет уровень оплаты труда у однокурсников из коммерческого сектора, и глубоко задумываешься. И здесь очень важно покопаться в себе на уровне ценностных и мировоззренческих установок. Понять, что реально, глубинно тобой движет, и проанализировать, есть ли этому место в системе государственного управления.

Допустим, что мотивация к продолжению работы все-таки найдена, азы освоены и у тебя, если ты все правильно сделал, появилась возможность карьерного выбора. При этом у начинающего чиновника есть две ключевые траектории профессионального развития:

  • отраслевая,
  • общая.

Первая траектория хороша быстрым ростом капитализации госслужащего в качестве единицы экономических отношений. Получая узкую специализацию в отраслевом департаменте, госслужащий быстро обрастает необходимыми контактами коллег из других ведомств, становится узнаваем в рамках регулируемой отрасли/рынка, а также стремительно наращивает довольно дорогую профессиональную экспертизу.

Этот путь особенно хорош для тех, кто использует ведомства в качестве карьерного трамплина в частный сектор или государственную корпорацию. Но помните про функциональные колодцы отраслевых департаментов – это их главное преимущество и главный минус.

Есть и вторая модель, что куда больше располагает госслужащего к формированию целостного понимания о том, как работает система государственного управления. Это работа в обеспечивающих департаментах, включающих следующий функционал:

  • кадровое делопроизводство,
  • развитие человеческого капитала,
  • проектное управление,
  • корпоративная культура,
  • управление делами,
  • правовая экспертиза.

Особенно вам повезет если вы попадете в подразделение с низкой дистанцией власти и наличием запроса на изменения со стороны руководства ведомства. Самое ценное, что есть в этих департаментах – возможность принять активное участие в управлении изменениями, возможность пощупать давно устоявшиеся процессы руками, оптимизировать отдельные их звенья, а то и полностью переписать весь процесс.

Лучше всего в подобные департаменты приходить под конкретную оптимизационную сверхзадачу, дабы не утонуть в рутине повторяющихся операций.

Какой из этих вариантов лучше? Каждый сам даст для себя ответ в зависимости от его долгосрочных целей, карьерной ситуации и личностных интересов. Ну а я пока работаю в рамках второй модели.

Немного о важности команды на государственной службе

Для построения успешной карьеры важно учесть множество вещей, но критическое значение имеет именно команда. При этом под командой можно понимать как непосредственное окружение – отдел или блок под одним из заместителей директоров, – так и в целом департамент.

Почему это важно? Специфика госслужбы такова, что практически все в твоей профессиональной жизни в конкретный момент времени зависит от непосредственного руководителя. Именно он может депремировать тебя, а может представить к ведомственной награде.

Руководитель определяет круг твоих задач и непосредственные полномочия, решает, кому отдать политически окрашенные и от того наиболее хайповые поручения, кого отправить на совещание в вышестоящее ведомство и кого упомянуть в отчете перед заместителем министра.

Отсутствие взаимопонимания с непосредственным руководителем, откровенно слабый, выгоревший, коррумпированный или некомпетентный глава отдела – все это в первую очередь ударит по тебе и по твоей карьере. Из своего опыта хочу отметить, что порой при выборе следующего места работы конкретный функционал отдела или департамента не так важен, как возможность получения опыта работы с выдающимися представителями нашей профессии.

Очень важно понимать, что фактически первичной функциональной единицей в министерстве является именно начальник отдела. С него идет спрос, он распределяет задачи в рамках отдела, контролирует их исполнение и проверяет качество, а в случае чего и несет ответственность за ошибки его подчиненных.

почему все хотят на госслужбу

На уровне директора департамента все задачи распределяются на начальников отделов, а дальше каждый из них сам волен решать, как выполнить то или иное поручение с учетом выделенных ему человеческих, интеллектуальных и материальных ресурсов. Не столь важно, какую должность в отделе ты занимаешь, в любом случае ты действуешь с оглядкой на начальника отдела, если не было поручено иное. Проще говоря, отдел из пяти человек – это один ценный специалист и его четыре помощника той или иной степени компетентности.

Допустим, что вы попали в один из перспективных отделов и вам повезло с грамотным и понимающим руководителем. В этом случае ваша ключевая задача – всесторонне облегчить жизнь ему, вашим коллегам по отделу, блоку и департаменту.

Особенно ценится возможность передать вам определенную зону ответственности и забыть про нее ровно до того момента, когда надо будет что-то согласовать, завизировать или подписать.

Сами следите за сроками, равномерно распределяйте нагрузку, вовремя привлекайте коллег к реализации контрольного поручения, а когда представляете что-то на решение руководителя, то готовьте несколько альтернативных вариантов. Я вас уверяю, что проблем с карьерным ростом у вас не будет никогда. Команда, делегируемые поручения, возросшая ответственность, ваша репутация – все это будет тянуть вас вверх по карьерной лестнице.

Может ли отдельный чиновник что-то изменить?

Сколько раз за свою недолгую карьеру я слышал о том, что все уже решено за нас, все давно поделено и коррупционная составляющая решительно не позволит хорошему и проактивному человеку сделать ничего положительного. При чем эта позиция зачастую присуща не только людям со стороны, но и самим чиновникам.

И здесь, как и в любом сложном вопросе, есть две стороны одной медали. Безусловно, ситуация, в которой у молодого чиновника получается удовлетворить собственные юношеские амбиции (как карьерные, так и в сфере управления изменениями) очень редка. Несмотря на преобразования последних десяти лет, система государственного управления все еще безумно консервативна и инертна.

У каждого из нас есть убеждения и собственное видение того, как должны выглядеть курируемые нами отрасли, однако ситуация, в которой человек несет единоличную ответственность за важное в масштабе страны направление, – исключительна.

Подобный уровень ответственности доступен лишь самому высокому руководству (начиная от заместителей министра), ибо сама концепция бюрократии подразумевает размытие ответственности не только между различными департаментами, министерствами, но и между различными ветвями власти. Исходя из этого, имплементация собственной картины мира в курируемые отрасли – скорее исключение, чем распространенная практика.

Но не все так плохо. На самом же деле, управление изменениями на государственной службе вполне можно приравнять к отдельному виду искусства. И здесь я снова обращусь к своему опыту. Выстраивание и успешная реализация долгосрочного карьерного трека в ведомстве возможна в случае наличия четкого осознания в формате:

  • для чего вы здесь,
  • какие задачи решаете,
  • куда решение этих задач вас приведет.

Я сменил уже несколько департаментов и в каждом из них находил возможность, помимо текучки, оперативной, ежедневной работы, уделять внимание работе над изменением институциональной среды, среды, в которой я работаю.

В курируемой мной в настоящий момент отрасли у меня есть научно выверенная и подтвержденная ВАКовскими статьями и магистерской диссертацией картина мира и каждое свое операционное действие я стараюсь максимально подогнать под определенный образ.

почему все хотят на госслужбу

Когда это возможно – проявляю инициативу и беру на себя дополнительную работу потому, что она на чуточку, но приближает курируемую отрасль к красивой картинке в моей голове. Когда это невозможно, просто популяризирую свою точку зрения.

В целом, теория малых дел ярчайшим образом проявляет себя именно в масштабных системах, вроде государственной службы. Сама система настолько инертна и забюрократизирована, что она не позволяет откровенным дуракам наделать глобальных глупостей, а прорывным ребятам зачастую обрубает крылья и сильно демотивирует.

Умение принять это как данность, переосмыслить свое место в системе, постепенно прийти к управлению изменениями в рамках теории малых дел, сформировать собственное видение курируемой отрасли и научно обосновать его – признак зрелого бюрократа и образцового чиновника. И поверьте, что таких людей в нашей стране куда меньше, чем всем нам этого бы хотелось.

Фото в материале и на обложке: Unsplash

Где стартануть — на госслужбе или в бизнес-структуре? Студенты старших курсов и молодые специалисты рано или поздно оказываются перед этим выбором. Первое, что приходит в голову, это стереотипы: в государственных структурах работают застёгнутые на все пуговицы чиновники с протокольными лицами, которые сидят на своих должностях десятилетиями. И наоборот, в частных фирмах — напористые менеджеры, в стильных костюмах, готовые в одну минуту выжить конкурента.

Однако жизнь не стоит на месте, работа госслужащего в России заметно поменялась, да и условия в коммерции — тоже. Директор ГКУ «Централизованная бухгалтерия органов государственной власти ЯНАО» (ЦБ) Николай Еланцев развенчал некоторые устойчивые убеждения.

В начале 2000-х большинство выпускников вузов стремилось попасть в коммерческие структуры, а после кризисов 2008-2009 гг. и 2014-го г. пыл молодёжи несколько усмирился. Стало понятно: работа в частных компаниях не приносит баснословных доходов, конкуренция жёсткая, а в кризис можно в момент всё потерять.

В свою очередь, некоторые госструктуры поработали над имиджем и стали позиционировать себя как продвинутого работодателя. Например, Правительство Москвы начало привлекать молодых специалистов масштабными задачами: можно узнать, как управляют огромным городом, освоить современные технологии, встретиться с руководством московского правительства. Звучит заманчиво: быть сотрудником транспортной системы Москвы, влиять на работу этого грандиозного механизма!

Менялся и облик самих чиновников. Так, в 2008-2010-х годах члены правительства Казани опровергали стереотипы своим внешним видом — на интервью с журналистами приходили молодые люди с живыми глазами и планшетами в руках (правительство поставило задачу — перейти на электронный документооборот, почти отказавшись от бумаги). Постепенно за последнее десятилетие выровнялись и стартовые зарплаты молодых специалистов — в коммерции и в госучреждениях они стали примерно одинаковыми. Всё это сработало на то, что молодёжь активно стала искать своё место в региональных органах исполнительной власти и подобных структурах.

Чиновник спит — госслужба идёт

Разница между наймом в частном бизнесе и на госслужбе постепенно стирается. Но, тем не менее, это по-прежнему совершенно разные сферы. Самое сложное на госслужбе — увидеть результаты своего труда (в зависимости от того, где ты работаешь). Государственная машина в силу масштабов двигается медленно, программы нередко принимаются на 5-10 лет, то есть с момента запуска до реализации могут пройти годы. Хотя и не исключено, что потребуется выполнить «пятилетку в три дня».

Нельзя сказать, что жизнь у чиновников тихая заводь и можно просиживать штаны в кабинете.

Встряски происходят на любом уровне, от начальника до исполнителя. Может случиться так, что даже специалиста первой категории попросят выступить с докладом о законопроекте перед региональным Законодательным собранием. Такое бывает, и надо к этому быть готовым.

Перемены в госструктурах обусловлены тем, что чиновники становятся моложе, в руководство приходят новые люди, которые внедряют современные методы управления — и этот процесс довольно активный.

Хочешь карьеру — иди в бизнес

Долгое время считалось, что инициативным и амбициозным людям в чиновничьих кабинетах не выжить — мол, там требуется только умение быть винтиком в большом механизме. Но я с этим не согласен. Люди с проактивной жизненной позицией, готовые брать ответственность на себя, точно будут замечены на госслужбе. Конечно, будет непросто, но наверняка интересно.

Другое дело, что вряд ли получится быстро удовлетворить карьерные амбиции. Необходимо поработать на различных должностях. И путь по служебной лестнице — непростой и затратный по времени.

Что касается частных компаний, я вижу, что в последнее время они принимают форму «плоских» организаций, в которых практически нет возможности вертикального карьерного роста. Шансы получить повышение на старте карьеры минимальны: влево-вправо можно развиваться, а вот двинуться вверх — почти нереально.

почему все хотят на госслужбу

На госслужбе личности не нужны

В наше быстро меняющееся время вообще вряд ли удастся отсидеться где-то «бледной молью».

Что касается работников госучреждения, в первую очередь я бы назвал следующие нужные качества:

  • терпеливость;
  • прогностические навыки (умение прогнозировать результат);
  • стратегическое мышление.

Терпение и настойчивость — эти качества упоминаются едва ли не чаще всего, когда говорят о руководителе на госслужбе. Если человек дорос до большого начальника в рамках одной организации, то, скорее всего, они у него есть — иначе не удалось бы взойти по карьерной лестнице. Нужно уметь отстаивать свою правоту и играть в долгую, блицкриг вряд ли пройдёт. В коридорах госструктур побеждают стайеры.

Также важно умение выстраивать связи и работать с людьми. Находить разные способы решения задач с одними и теми же вводными. Надо уметь посмотреть на ситуацию с другой стороны и понять, можно ли решить вопрос здесь и сейчас. Если потребуется время, значит, вам необходимо умение ждать, чтобы осуществить задуманное позже, при более подходящих условиях.

Госучреждения проигрывают коммерческим в зарплатах

По моему опыту, специалист сразу после вуза будет получать примерно одинаковую зарплату в госсекторе и в частном. Далее, по мере роста, действительно появляются различия.

Заработная плата госслужащего будет поменьше, пожалуй, на уровне начальника управления. Для понимания: начальник управления — это средняя управленческая должность в органе власти. Как правило, в управление входит от 2 до 4 отделов со средней численностью от 4 до 10 человек. Но и тут всё очень зависит от сферы деятельности и статуса ведомства. Например, иногда региональное предприятие может иметь больший зарплатный фонд для руководящих работников, чем федеральное министерство.

Что касается соцпакета и дополнительных условий, то в госорганизациях, конечно, есть некоторые «плюшки». Например: более продолжительный отпуск по сравнению с бизнесом. Дополнительное страхование жизни и здоровья.

Чиновникам высшего руководящего звена обычно полагается больше преференций, которые снимают часть забот и дают возможность сосредоточиться на своей миссии:

  • секретарь, который также может быть личным помощником;
  • персональный водитель с автомобилем;
  • жильё;
  • ведомственные больницы и санатории.

Не будем также забывать о системе квалификации чиновников: можно не расти в должности, но повышать свой ранг, соответственно, будет увеличиваться и зарплата. В коммерческом секторе профессиональные стандарты применяются крайне редко. Как и практически не встречаются 13-я зарплата и премии.

Без блата в чиновники не попасть

Утверждение старо, как мир, но до сих пор многие уверены: если нет связей, то попасть на привлекательное место в госструктуру не получится.

Забудьте эти дремучие мифы. Сейчас у госорганизаций есть официальные сайты, на которых публикуются вакансии, у них есть свои HR-службы, которые подбирают кадры, объявляются конкурсы. Ничего невозможного нет.

Не стоит забывать, что чиновники — это не небожители, а специалисты, которые просто работают в бюджетных и ведомственных организациях.

Кризис лучше переживать в госструктурах

Тут все неоднозначно — нынешний кризис заставляет меняться и госсектор. Кризисные явления отражаются и на бизнесе, и на госслужбе. Если бы не кризис, никто бы не задумался над оптимизацией работы бухгалтеров, кадровиков и юристов. Сейчас эти специалисты наиболее подвержены риску сокращения. Но, разумеется, при сокращении все формальности будут соблюдены.

С другой стороны, пандемия послужила триггером и для переструктурирования: год назад казалось немыслимым, чтобы чиновник работал удалённо из дома. Сейчас это в порядке вещей. Чем дольше длится такая ситуация, тем сильнее меняются условия труда.

Фото на обложке: Unsplash

Деятельность государственного служащего очень важная и нужная, заниматься ею могут только люди, имеющие достаточную квалификацию, достаточный уровень профессионализма, опыта. Каждого ведут свои мотивы: кто-то является госслужащим не в первом поколении; кто-то, придя на практику и зарекомендовав себя, остается на государственной службе; кто-то ищет стабильности и надеется, что найдет ее на государственной службе; кто-то считает своего рода это престижем; кто-то стремится выстроить карьеру с высоким социальным статусом и т. Причин на самом деле много. Тем не менее, государство является самым привлекательным работодателем. Государственная служба-это не просто профессиональная деятельность, это, прежде всего, служба. Сущностные свойства понятия «служба» раскрываются через такие категории как долг, преданность, обязанность, верность, честь. Государственная служба, представляет собой служение интересам государства, никакой коммерческой выгоды не преследующее. Главная задача государственного служащего – исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом. Цель госслужбы – помогать государству на местах осуществлять свои функции, приводить в исполнение законы и правила. Денежное содержание государственного служащего стабильно, фиксировано. Необходимо отметить, что именно содержание государственных служащих менее всего подвержено капризам экономики: оно остается стабильным и, как правило, выплачивается вовремя, независимо от экономической ситуации в стране. Гарантии государственной служба таковы:• Стабильность, которой не может похвастаться ни одно коммерческое предприятие, даже самое успешное на сегодняшний день;• Своевременные, но не конкурентноспособные выплаты по зарплате;• Право на гарантированный отдых, оплату отпусков, листов временной нетрудоспособности;• Дополнительное профессиональное образование;• Государственное пенсионное обеспечение;• Должностной рост на конкурсной основе. Вместе с тем, государственная служба имеет свои ограничения. Так, Закон «О государственной гражданской службе» запрещает работникам заниматься предпринимательской деятельностью. Получать дополнительный доход не запрещается только посредством преподавательской и научной деятельности. Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что государственная служба – не просто работа, а призвание.

Пресс-служба Управления Росреестра по Вологодской области

Онлайн-интервью с главным специалистом-экспертом отдела законодательства в сфере социально-экономического развития правового департамента Минэкономразвития России Геннадием Евгеньевичем Зениным

Сегодня отмечается большой интерес молодых специалистов к работе в органах государственной власти. Редакция нашего сайта узнала, чем такая работа может быть привлекательна для начинающих юристов и что значит быть молодым специалистом в таком ведомстве, как Минэкономразвития России. Об этом нам рассказал Зенин Геннадий Евгеньевич, главный специалист-эксперт отдела законодательства в сфере социально-экономического развития правового департамента Минэкономразвития России.

КонсультантПлюс: Геннадий, расскажите, почему выбрали профессию юриста? Что для вас было самым главным в выборе? Почему решили поступить именно на государственную службу? Какое образование вы получили?

Геннадий Зенин: Я с самого детства увлекался гуманитарными науками, читал научную литературу по истории, экономике, праву из библиотеки моих родителей. Помимо предрасположенности к гуманитарным наукам существенную роль сыграло также то, что в гимназии 1530, где я учился, были прекрасные учителя, которые очень интересно преподавали свои предметы, поощряли свободное мышление, устраивали различные дебаты, “судебные заседания” и т. В общем, делали всё, чтобы у школьников возникло желание самостоятельно учиться и развиваться. Под руководством своей учительницы по обществознанию Елены Васильевны Стерляговой я с 9 класса принимал участие в ежегодной школьной научной конференции “Ломоносовские чтения”, где выступал с научными докладами по актуальным вопросам общественной жизни.

В целом, благодаря изучению общественных наук, у меня сформировалось социально ориентированное государственническое мировоззрение. При этом, в период моего взросления и становления как личности наше государство находилось в глубоком упадке. Я видел, как несовершенство государственного администрирования и экономический спад, являющийся следствием этого несовершенства, а также различные внутренние и внешние факторы влияют на жизнь людей, ломают судьбы, коверкают души, не дают раскрыться человеческому потенциалу. Я рано понял глубокую связь между счастьем каждого человека и благосостоянием государства, в котором он живет. Я решил для себя, что в этих условиях задачей каждого гражданина нашей страны должно являться использование своих знаний и талантов для дела роста благосостояния и мощи России, совершенствования государственного механизма и, как следствие, для улучшения жизни всего российского народа. Поэтому я решил поступить на государственную службу.

Из всех гуманитарных наук одной из наиболее полезных для государственной службы, на мой взгляд, является юриспруденция. Юридические нормы легализуют уже существующие общественные отношения и институты и создают фундамент для появления новых. Таким образом, если экономика представляет собой общественный базис, то юриспруденция – это тот каркас, в рамках которого развивается общество. Она устанавливает границы, за которые обществу не следует выходить, чтобы социальное здание не обрушилось, и задает форму, которую это здание должно принять. При этом в силу объективных причин общество постоянно меняется и поэтому постоянно нуждается в адаптации и совершенствовании правового инструментария. На основе этих соображений я пришел к выводу, что именно в качестве юриста я смогу быть наиболее полезен для общества.

С выбором вуза особых проблем у меня не возникло. Я просто изучил различные образовательные рейтинги и выбрал лучший юридический факультет страны – юрфак МГУ им. Ломоносова. Благодаря нескольким месяцам безвылазной подготовки к экзаменам я достаточно легко смог поступить на бюджетное отделение.

Изучив перечень кафедр, существующих на факультете, я решил, что моим целям в наибольшей степени соответствует кафедра конституционного и муниципального права, и уже с первого курса решил поступить на нее. Но поначалу не всё пошло гладко. На втором курсе я не смог полноценно подготовиться к экзамену по конституционному праву России и, как следствие, был отправлен на пересдачу. Мне удалось пересдать экзамен на “отлично”, после чего я попросил преподавателя, принимавшего у меня экзамен и пересдачу стать моим научным руководителем. Таким образом я стал учеником замечательного ученого, заведующего кафедрой конституционного и муниципального права, профессора Сурена Адибековича Авакьяна. Именно благодаря ему во мне пробудился интерес к более глубокому изучению права, ориентация не только на применение норм права, но на научное изучение правовых институтов и поиск путей их совершенствования. За это я всегда буду ему благодарен.

КонсультантПлюс: Почему вы решили строить свою карьеру именно в Минэкономразвития России? На ваш взгляд, в чем заключается особенность ведомственной работы и чем она может быть привлекательна для молодых специалистов?

Геннадий Зенин: Для меня не было принципиально важно, в каком именно органе государственной власти начинать свою карьеру. Когда я закончил учебу и начал поиск работы, подруга моей сокурсницы, работавшая на тот момент в правовом департаменте Минэкономразвития России сказала, что в отдел законодательства в сфере социально-экономического развития требуется человек. Я сходил на собеседование, и меня взяли на работу. Думаю, для меня это было большой удачей. В любом государстве министерство по делам экономики является одним из основных, ведь оно ответственно, пожалуй, за самую важную сферу общественных отношений. Я с радостью принял предложение и не пожалел об этом.

Ведомственная работа специфична тем, что в ней необходимо руководствоваться в первую очередь интересами государства и общества. При этом нужно соблюдать баланс между благом общественным и благом частным. Стараться найти компромисс, чтобы государство смогло реализовать стоящие перед ним масштабные задачи и чтобы в процессе их реализации обычные граждане не претерпевали никаких неудобств, а если и претерпевали, то самый минимум. При этом зачастую приходится сталкиваться с не очень продуманными инициативами, появление которых обусловлено недостатком профессионализма, либо узкими ведомственными или частными интересами. Перед юристом на государственной службе стоит задача убедить руководство в несостоятельности подобных инициатив, либо изменить их таким образом, чтобы полностью нивелировать возможный вред и обеспечить достижение общественного блага от их принятия.

Такая работа требует много сил, живости ума, навыков дипломатического общения и, конечно же, глубокого понимания права. Думаю, молодым специалистам ведомственная работа дает уникальный шанс развить все указанные навыки.

Кроме того, представляется, что для любого человека должна иметь значение не только сама работа и связанные с ней плюсы для профессионального развития и роста материального благополучия, но и цель работы. На государственной службе вы работаете не на какого-то “чужого дядю”, чьи интересы вам чужды, вы работаете для блага вашей страны, общества. Лично мне само осознание того, что я делаю что-то важное, важное не только для себя, но и для окружающих, приносит огромное удовлетворение. Возможно, сейчас мои возможности на этом поприще весьма скромны, но государственная служба открывает перспективы дальнейшего роста и более активного участия в улучшении жизни государства.

КонсультантПлюс: Как вы думаете, какими качествами, знаниями и навыками должен обладать начинающий юрист, чтобы состояться на государственной службе?

Геннадий Зенин: Прежде всего, начинающий юрист должен понимать право. Не просто знать содержание правовых норм, но разбираться в подоплеке их появления, представлять себе возможные пути дальнейшего развития отдельных правовых институтов. Необходимость такого понимания связана с тем, что на государственной службе начинающий юрист будет участвовать в создании новых институтов. Ясно, что нельзя создать что-то новое, не имея представления о том, как это новое будет функционировать в рамках существующей системы, не имея представления о возможных путях дальнейшего развития создаваемого института. В конечном счете, государственный служащий должен предвидеть возможные проблемы, которые возникнут в связи с введением нового института. В этой связи начинающий специалист должен уделять внимание теории права, практике правоприменения, быть в курсе новых теоретических концепций в сфере права и экономики.

В силу того, что на госслужбе юристу также придется принимать участие в различных совещаниях, обсуждениях, хороший специалист должен обладать такими качествами, как стрессоустойчивость, работоспособность, дипломатичность. Большой объем работы различной срочности также требует от молодого специалиста учиться переключать внимание с одного вопроса на другой, при этом сохраняя одинаковый уровень концентрации на каждом из этих вопросов.

КонсультантПлюс: На каких юридических вопросах вы специализируетесь? Что входит в ваши обязанности?

Геннадий Зенин: В отделе я занимаюсь вопросами, относящимися к законодательству о налогах и сборах, бюджетному законодательству, выделению субсидий, развитию судебной системы, аккредитации.

В мои обязанности входит юридическая экспертиза проектов нормативных правовых актов, проектов заключений Правительства Российской Федерации (в частности, на проекты федеральных законов, вносимых депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации), которые разрабатываются либо нашим министерством, либо приходят на согласование в Минэкономразвития России из других министерств и ведомств. Внутри министерства по данным документам назначается ответственный департамент и департаменты-соисполнители. Наш департамент является ответственным исполнителем по документам, связанным с судебной системой. По остальным документам мы участвуем в качестве соисполнителей. Моя задача – проверить соответствие акта положениям законодательства Российской Федерации, удостовериться в отсутствии в документе коррупциогенных факторов, а в случае введения нового института провести полноценный юридический анализ предлагаемой правовой конструкции, в том числе рассмотреть возможные проблемы, которые могут возникнуть в правоприменительной практике. По результатам экспертизы я пишу юридическое заключение, которое направляется от имени министерства в ответственный орган государственной власти в случае, если наш департамент является ответственным исполнителем по документу, или направляется нашим департаментом в ответственный департамент в министерстве.

Значительную часть рабочего времени занимает помощь профильным департаментам, которая выражается в совместной работе над проектами федеральных законов, проектами постановлений Правительства Российской Федерации, проектами приказов министерства, которые разрабатываются нашим ведомством. Мы вносим правки в редакции документов, предлагаемые нашими профильными департаментами. Иногда нам приходится значительно перерабатывать проекты актов и добиваться того, чтобы профильные департаменты принимали нашу редакцию. Зачастую борьба идет за то, как будет выглядеть каждый пункт в документе.

В случае возникновения разногласий по документам между департаментами нашего министерства или другими ведомствами проводятся различные согласительные совещания, как с участием директоров департаментов и специалистов, работавших над документом, так и на уровне заместителей министра. Периодически я также принимаю участие в подобных совещаниях для представления позиции правового департамента.

КонсультантПлюс: Расскажите, какова процедура отбора на вашу должность в ведомстве? Какой опыт работы должен быть у претендента? Могут ли на эту должность претендовать выпускники вузов, не имея за плечами опыта работы?

Геннадий Зенин: По общему правилу, при поступлении на государственную гражданскую службу кандидаты проходят конкурсный отбор.

Вместе с тем существуют должности, для замещения которых проходить конкурсный отбор не требуется, например специалист 1 разряда. Кроме того, не требуется проходить конкурсный отбор в случае замещения должности специалиста, находящегося в декретном отпуске. Я, например, начал свою работу именно на такой должности. Через несколько месяцев я прошел конкурсный отбор и был переведен на постоянную должность.

Требования к стажу начинаются с должности консультанта (для ее замещения необходимо иметь не менее 2-х лет стажа государственной службы или стаж работы по специальности не менее 4-х лет). Таким образом, молодые специалисты без опыта работы могут претендовать на должности специалистов 1-2 разряда, старших специалистов 1-3 разряда, специалистов-экспертов, ведущих специалистов-экспертов и главных специалистов-экспертов.

Кроме того, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2005 г. № 1131 “О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих” для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для замещения ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы (к таковым относятся консультанты, советники, заместители начальника отдела) – не менее одного года стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажа работы по специальности.

Могу сказать, что в Минэкономразвития России с удовольствием принимают на работу выпускников вузов. Например, за период моей работы в министерстве на службу в правовой департамент было принято трое моих сокурсников, еще несколько поступили на работу в другие департаменты министерства.

КонсультантПлюс: Используете ли вы в своей работе справочные правовые системы и, если да, какие задачи решаете с их помощью? Как вы считаете, нужно ли студентам начинать изучение систем еще в вузе?

Геннадий Зенин: На мой взгляд, в современных условиях обучение студента-юриста и непосредственно работа в качестве юриста без использования справочных правовых систем немыслима.

Я постоянно использую систему КонсультантПлюс и на работе, и дома, и в учебе. Данная система, на мой взгляд, выгодно отличается от прочих, в первую очередь, удобным интерфейсом. Основные задачи, которые я решаю с помощью КонсультантПлюс, это, конечно же, поиск нормативной правовой базы, поиск судебной практики и научных комментариев по нормативным правовым актам в целом или отдельным статьям данных актов. Такая функция, как сравнение различных редакций законов тоже весьма полезна и часто мной используется. В целях учебы в аспирантуре я также изучаю различные научные статьи по отдельным правовым тематикам и опять же, помимо прочего, пользуюсь для этих целей КонсультантПлюс, который предлагает весьма неплохую подборку научных работ и, главное, удобный поиск статей по отдельным правовым тематикам.

КонсультантПлюс: Что бы вы могли посоветовать нашим читателям – студентам экономических и юридических факультетов, которые стремятся работать в государственных структурах: чему им уделять особое внимание в период обучения, какие книги по профессии читать, на кого ориентироваться, к чему быть готовыми и как добиться желаемого при построении карьеры?

Геннадий Зенин: Учащиеся юридических и экономических факультетов, которые стремятся работать в государственных структурах, должны, как я уже говорил, уделять особое внимание изучению теории права.

Молодой госслужащий должен быть готов к тому, что может столкнуться на работе со значительным давлением, в частности, при принятии отдельных правовых актов. Необходимо иметь стержень, чтобы противостоять этому давлению и отстаивать свои взгляды до конца.

Каждый сам решает, как строить свою карьеру. Мне кажется, что настоящий профессионал должен идти по пути упорного и честного труда. Поверьте, таких заслуженных людей на вершине карьерной лестницы в государственных органах много.

КонсультантПлюс: Геннадий, благодарим вас за интересные ответы!

Интервью подготовлено
корреспондентами компании “КонсультантПлюс” А. Епифановой и О. Гвоздевой

Данный документ (в ред. Федерального закона от 30. 2021 N 437-ФЗ) в отношении отдельных органов применяется с 1 января 2023 года.

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы.

(в ред. Федерального закона от 30. 2016 N 224-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Конкурс не проводится:

1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий “руководители” и “помощники (советники)”;

2) при назначении на должности гражданской службы категории “руководители”, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

3) при заключении срочного служебного контракта;

4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28, частью 1 статьи 31 и частью 9 статьи 60. 1 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 06. 2011 N 395-ФЗ, от 05. 2013 N 57-ФЗ)

5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.

5 в ред. Федерального закона от 07. 2013 N 116-ФЗ)

Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа.

(в ред. Федерального закона от 14. 2010 N 9-ФЗ)

По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

Претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия.

В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), а также включаемые в состав конкурсной комиссии в соответствии с положениями части 8. 2 настоящей статьи независимые эксперты – представители научных, образовательных и других организаций, являющиеся специалистами в соответствующих областях и видах профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, по вопросам кадровых технологий и гражданской службы. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

(в ред. Федеральных законов от 02. 2013 N 185-ФЗ, от 27. 2020 N 346-ФЗ)

В состав конкурсной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ “Об Общественной палате Российской Федерации” образован общественный совет, а также в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации образован общественный совет, наряду с лицами, указанными в части 8 настоящей статьи, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

(часть 8. 1 введена Федеральным законом от 30. 2012 N 295-ФЗ)

Включаемые в состав конкурсных комиссий представители научных, образовательных и других организаций приглашаются и отбираются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной гражданской службы, или уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации по запросу представителя нанимателя, направленному без указания персональных данных независимых экспертов, в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым с учетом порядка, установленного Правительством Российской Федерации. Представители общественных советов, включаемые в состав конкурсных комиссий, определяются решениями соответствующих общественных советов.

(часть 8. 2 введена Федеральным законом от 27. 2020 N 346-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

Независимый эксперт, пребывающий в конкурсной комиссии более 3 лет, сохраняет свои полномочия до 01. 2021, а менее – до истечения 3 лет, с момента его первого включения в состав комиссии (ст. 2 ФЗ от 27. 2020 N 346-ФЗ).

Общий срок пребывания независимого эксперта в конкурсной комиссии государственного органа не может превышать три года. Исчисление данного срока осуществляется с момента первого включения независимого эксперта в состав конкурсной комиссии. Повторное включение данного независимого эксперта в состав конкурсной комиссии может быть осуществлено не ранее чем через три года после окончания срока пребывания в конкурсной комиссии.

(часть 8. 3 введена Федеральным законом от 27. 2020 N 346-ФЗ)

Срок пребывания независимого эксперта в конкурсной и аттестационной комиссиях одного государственного органа не может превышать в совокупности три года.

(часть 8. 4 введена Федеральным законом от 27. 2020 N 346-ФЗ)

Состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.

Претендент на замещение должности гражданской службы вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утверждается указом Президента Российской Федерации.

Этот текст не похож на новогоднюю сказку. Не похож он и на подведение итогов. И не про мои мотивы. Это просто рассказ по теме, обозначенной выше.

В начале уходящего года я даже и не думал, что окажусь на государственной гражданской службе. У меня была обычная работа обычного коммерсанта – со своими проблемами нового дикого капитализма. Были планы на развитие бизнеса, расширение и привлечение новых клиентов. Были и хорошие заказчики. С одним подписали долгосрочный договор в феврале, с другим оформляли дополнительные. Но случай вмешался внезапно.

Одного заказчика поглотили, второй встал в позу против местных властей. Финансовые потоки резко обмелели. Но и это было решаемо, так или иначе. Только в ворохе этих проблем я просрал другую вспышку – семейную. Девять лет совместной жизни с человеком в один прекрасный день превратились в ничто. Сразу после великолепного отпуска в одной красивой стране. Мне, как тогда казалось, без причины объявили о разводе, сказали забирать вещи, собаку, машину и уходить. Бывшая жена и смешной толстячок в возрасте помахали напоследок из окна красного новенького дорого кроссовера и покатили в новую красивую жизнь. Мы с собакой пожелали им счастья, здоровья, закинулись валерьянкой и пошли продавать машину. Продали за один день, кстати. Да так разошлись, что и свою долю в бизнесе тоже продали. И запасное оборудование тоже. И гору всего остального, что лежало уже мёртвым грузом.

Пока я думал, куда бы вложить небольшие, но деньги, применение им нашлось само. В одно прекрасное утро собака не смогла бодро встать с кровати. Из уже седой пасти пахло гнильём и выглядела пёса очень не очень.

Стоимость услуг собачьего стоматолога – это просто фантастика. В перерывах между операциями собака также умудрилась отравиться и залить всё кровью, что тоже внесло свои коррективы в дальнейшие решения. Так мы и подошли к развилке нашего жизненного пути, балансируя между собачей реанимацией (да, и такая есть) и свободой от всего и всех.

Помнил я, что мне несколько раз предлагали пойти на госслужбу. У меня даже были ключи от одного важного кабинета в местном правительстве, хозяин которого выдал мне их со словами “иди ко мне работать!”. Человек он был так себе, поэтому я работать с ним в своё время не стал, но ключи всё ещё носил в портфеле. Думал отдать при случае, но не успел – его чуть было не посадили. Отскочил, но кабинет потерял.

Однако, подумал я, мне столько раз предлагали, но уже не предлагают. Наверное думаю, что я спился давно. Или уехал. Отдыхать, например. Отпуск после всего этого я заслужил, но я стал несколько подозрительно относиться к отпускам после всего случившегося.

Не знаю, как мне в голову пришла идея уйти на госслужбу, но рассматривал я дальние регионы. В своё время нравился Волгоград – написал туда, отравил резюме, получил обратный звонок. И из Казани тоже позвонили. И из Петербурга. Удивительно, но чем дальше были ебеня – тем было меньше звонков. Но осознав, что бежать куда-то довольно глупое занятие, я решил попробовать госслужбу в родных пенатах. Причём попробовать тихо, никому не рассказывая. Уже когда всё прошло успешно – встретил в нашем ведомстве Григория, что из прошлых серий. Он не часто удивляется, но я смог.

Больше остальных, наверное, удивились кадры, которые увидели мою предыдущую заработную плату и должность. А меня удивило то, что к людям, к которым раньше обращался на “слышь ты!”, теперь нужно обращаться на “вы”. Но самое сложное лично для меня – понять, почему нужно на каждый чих писать служебную записку. Ведь можно сделать три клика мышкой и дать человеку нужную информацию, но вместо этого нужно забить пару страниц текста и ждать милости от девочки из соседнего кабинета. Странно это. Ну да ладно.

А на новом месте в качестве рядового сотрудника я прижился. Оказалось приятно, что несистемный чиновник знает, что такое гранулированный чугун и для чего он нужен. И свежий прайс на материалы можно узнать по звонку, а не в фантастическом сводном справочнике. Да и водку я могу пить без последствий для имиджа всей организации.

Интересно оказаться по другую сторону баррикад. Интересно разобраться в вопросе и отвечать бывшему конкуренту максимально подробно, куда бежать в первую очередь, а куда ходить не стоит. Жаль, что мне в своё время так не объясняли. А я могу, мне не сложно, сэкономлю время человеку.

Уволюсь ли я? Обязательно! Но потом. Госслужба – это интересный опыт и лично для меня очень неожиданный. А ещё это океан полезной информации, бесплатное обучение и возможность сделать немного лучше. Пусть даже бывшему конкуренту. Новое дело не заставит себя ждать.

Сегодня один чиновник средней руки с пёсой поднимут, за вас в том числе, бокальчик пива и пожелают всем добра. Пусть вас всегда кто-то ждёт дома. И дождётся. А завтра будет лучше. А завтра будет.

Зачем поступать на госслужбу?

Государственная служба Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих

Что дает статус госслужащего?

Надбавка за работу с государственной тайной. Различные премии (за выполнение особо важных и сложных заданий и т. ) Ежемесячное денежное поощрение для отдельных категорий госслужащих в соответствии с указом Президента РФ от 25. 2006 № 763

Сколько баллов нужно набрать в тесте на госслужбу?

3 балла , если даны правильные ответы на 85-94% вопросов, 2 балла , если даны правильные ответы на 75-84% вопросов, 1 балл , если даны правильные ответы на 70-74% вопросов, Тестирование считается пройденным, если кандидат правильно ответил на 70 и более процентов заданных вопросов. 6 мая 2022 г

Зачем люди идут на госслужбу?

Основное, что привлекает в госслужбе , — пенсионная выплата за выслугу лет. Раньше выслуга полагалась за 15-летний стаж, сейчас его повысили до 20 лет. С такой выплатой пенсия может составить 50 000 Р. Раньше был еще один «пряник» — субсидия на покупку жилья

Кого берут на госслужбу?

На государственную гражданскую службу (далее — гражданская служба) вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 27 июля 2004 г

Что привлекает на госслужбе?

Государственная служба — это работа в аппарате государственного управления. Гражданские госслужащие работают в Госдуме, федеральном или региональном правительстве, министерствах разных уровней

Что нужно для работы на госслужбе?

владеть государственным языком Российской Федерации, быть не моложе 18 лет, но и не старше 65 лет, иметь высшее образование (кроме должностей категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей, для замещения которых необходимо среднее профессиональное образование),

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *