Политическая госслужба это

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации – должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Государственные должности не относятся к должностям государственной службы, а замещающие их лица не являются государственными служащими, их правоотношения регулируются отдельными нормативными правовыми актами о статусе отдельных государственных должностей.

Государственные должности могут быть как выборными, так и назначаемыми в соответствии с трудовым законодательством.

Федеральный закон от 27. 2003 N 58-ФЗ (ред. от 02. 2021) “О системе государственной службы Российской Федерации”

Статья 8. Должности государственной службы

Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Должности государственной службы подразделяются на:

должности федеральной государственной гражданской службы;

должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

должности федеральной государственной службы иных видов.

(в ред. Федерального закона от 13. 2015 N 262-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов.

Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.

Абзац утратил силу с 1 января 2016 года. – Федеральный закон от 13. 2015 N 262-ФЗ.

Абзац утратил силу. – Федеральный закон от 28. 2010 N 419-ФЗ.

Квалификационные требования к гражданам для замещения должностей государственной службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В федеральном государственном органе и государственном органе субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями государственной службы. Трудовая деятельность работников, замещающих такие должности, регулируется законодательством Российской Федерации о труде.

Федеральный закон от 27. 2004 N 79-ФЗ (ред. от 30. 2021) “О государственной гражданской службе Российской Федерации”

Статья 9. Классификация должностей гражданской службы

Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

1) руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также – подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

Должности категорий “руководители” и “помощники (советники)” подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

Должности категории “специалисты” подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

Должности категории “обеспечивающие специалисты” подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Государственные должности Российской Федерации следует отличать от должностей государственной службы, а также от государственных должностей субъектов Российской Федерации. Последние устанавливаются конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для обеспечения исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

президент Российской Федерации;

председатель Правительства Российской Федерации;

первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации;

заместитель председателя Правительства Российской Федерации — полномочный представитель президента Российской Федерации в федеральном округе;

заместитель председателя Правительства Российской Федерации — руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации;

министр Российской Федерации — полномочный представитель президента Российской Федерации в федеральном округе;

министр Российской Федерации — руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации

чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации (в иностранном государстве);.

Т,Е. посол. На гос. должности.

Желаю удачи.

На сегодня эта публикация уже заработала 938,90 рублей за дочитывания
Зарабатывать

В своей предыдущей статье, я писала про муниципальных служащих Подробнее ➤

Сейчас я хотела бы рассказать о том, кто такие госслужащие и чем они отличаются от муниципальных служащих.

Что такое государственная служба, кто относится к госслужащим?

Государственная служба — это исполнение государственных функций в рамках действующего законодательства. Государственная служба Российской Федерации подразделяется на гражданскую и военную.

Рассмотрим, кто такие госслужащие, кто к ним относится, определим список профессий государственных служащих. Сотрудники, работающие в федеральных и региональных органах власти, выполняющие государственные функции в разных сферах относятся к госслужащим. Выплата заработной платы таким сотрудникам производится из федерального или регионального бюджета. Военнослужащим выплачивают заработную плату из бюджета Министерства обороны.

Кто является госслужащим в России?

Статья 10. Федерального закона от 27. 2003 N 58-ФЗ (ред. от 23. 2016) “О системе государственной службы Российской Федерации” дает четкое определение государственным служащим.

Федеральный государственный служащий – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета. Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации – соответствующий субъект Российской Федерации. Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.

К госслужащим относятся сотрудники, которые работают в:

  • администрации Президента;
  • Правительстве РФ;
  • Государственной Думе;
  • Совете Федерации;
  • Министерствах и различных государственных ведомствах;
  • органах местного самоуправления;
  • государственных корпорациях;
  • силовых ведомствах, например, в прокуратуре, судах, полиции.

Должности государственной гражданской службы создают на основании указов Президента РФ, федерального законодательства, актов субъектов РФ.

Все должности государственных служащих условно подразделяют на пять основных групп:

  • Младшая. В нее включают сотрудников, которые обеспечивают работу государственных органов. Например, это могут быть курьеры, секретари. Работникам присваивается классный чин «секретаря государственной службы РФ».
  • Старшая. Группа включает обеспечивающих работников и специалистов ведомств. Здесь могут быть сосредоточены менеджеры, которые имеют чин «референта государственной службы».
  • Ведущая. В группу входят специалисты госслужбы, руководители, заместители и помощники руководителей. Сотрудникам присваивают чины советников.
  • Высшая.

Сюда входят как высшие руководители государства, так и их помощники. Им присваивают чины действительных государственных советников.

К госслужащим относятся те специалисты, которые работают в госорганах федерального или регионального уровня. Заработную плату им выплачивают из федерального или регионального бюджета. Госслужащие могут быть военные и гражданские.

Так, по закону к гражданским госслужащим относят:

  • налоговиков;
  • прокуроров и судей;
  • полицейских;
  • депутатов;
  • специалистов, работающих в администрациях.

Гражданский служащий -это особое должностное лицо, взявшее на себя обязанность проходить госслужбу. Этот субъект осуществляет свою профессиональную деятельность на основании акта о назначении и контракта. Денежное содержание лицо получает за счет средств регионального или федерального бюджета. – Читайте подробнее на

Ограничения Условия и порядок принятия на госслужбу, а также требования к гражданским служащим установлены в ФЗ № 79. В 16 статье этого нормативного акта закреплены определенные ограничения.

На госслужбу не могут приниматься субъекты:

  • -Признанные ограниченно дееспособными или недееспособными в соответствии с судебным решением, вступившим в действие.
  • -Осужденные к отбыванию наказания, исключающего возможность выполнять должностные обязанности гражданского служащего, по вступившему в силу приговору, имеющие неснятую/непогашенную судимость.
  • -Выразившие отказ от прохождения процедуры обязательного оформления допуска к информации, составляющей тайну, охраняемую законом, если должность, на которую претендует кандидат, предполагает использование таких сведений.
  • -Имеющие заболевания, препятствующие принятию на госслужбу. Наличие соответствующих патологий должно подтверждаться медзаключением, оформленным компетентным медучреждением.
  • -Состоящие в близком родстве или свойстве с гражданским служащим, если замещение должности предполагает непосредственную подчиненность или подконтрольность одного из них другому.
  • -Вышедшие из гражданства РФ или получившие гражданство иного государства. Являющиеся поданными другой страны, если иное не закреплено международным соглашением РФ.
  • -Представившие подложные документы либо заведомо недостоверные сведения при поступлении на госслужбу.
  • -Не представившие данные или представившие ложные сведения о доходах, обязательствах и имуществе.
  • -Признанные не прошедшими службу в ВС РФ по призыву без уважительных причин. Этот факт должен подтверждаться заключением, оформленным призывной комиссией. Данное требование не распространяется на лиц, прошедших службу по контракту.

Прочие ограничения могут предусматриваться федеральными законами.

Источник Подробнее ➤

Работодатель

Наниматель гражданских служащих – это Российская Федерация или конкретный субъект РФ (другими словами, – регионы). Полномочия работодателя реализуются его представителем. В качестве него выступает руководитель госоргана, гражданин, занимающий государственную должность или представитель одного из указанных лиц.

Особенности статуса

Гражданский служащий – это лицо, состоящее в должности гражданской службы. Соответственно, им не может являться гражданин, выступающий сотрудником госпредприятия, даже если он реализует управленческие, властно-распорядительные полномочия. Это связано с тем, что указанное лицо не занимает должность гражданской службы, а денежное вознаграждение ему выплачивается из средств предприятия.

Не являются гражданскими служащими работники бюджетных организаций, в том числе реализующие властно-распорядительные полномочия. В данном случае должности, которые занимают эти сотрудники, не удовлетворяют требованиям должностей госслужбы, однако денежное содержание им выплачивается из бюджетных средств. К таким работникам относят, к примеру, педагогов школ и вузов, врачей медучреждений.

Классификация

Существуют разные критерии, по которым выделяют группы гражданских служащих. Это, в частности, такие признаки, как:

  • -Категории должностей.
  • -Группы.
  • -Виды госорганов.
  • -Характер и объем полномочий.

Основным критерием классификации является вид службы. По этому признаку выделяют федеральных и региональных гражданских служащих. Классные чины также являются критерием классификации.

Федеральными госслужащими являются граждане, осуществляющие профессиональную деятельность на должностях в федеральных органах и получающие денежное довольствие из средств федерального бюджета.

Особенности должностей

По категориям выделяют:

  • -Руководителей.
  • -Советников (помощников).
  • -Специалистов.
  • -Обеспечивающих специалистов.

Должности служащих разделены на следующие группы:

  • -Высшие.
  • -Главные.
  • -Ведущие.
  • -Старшие.
  • -Младшие.

Классные чины присваиваются в пределах соответствующих групп:

  • Высшая – действительный госсоветник 1, 2, 3 кл.
  • Старшая – референт 1, 2, 3 кл.
  • Младшая – секретарь.

Служащие, находящиеся на должностях без ограничения срока их полномочий, получают классный чин после прохождения квалификационного экзамена.

Спорные моменты

Разделение госслужащих в зависимости от госорганов, в которых они осуществляют деятельность, предполагает учет как минимум 2-х обстоятельств:

  • -В госструктурах могут быть учреждены должности разных видов госслужбы.
  • -Понятия правоохранительной и военной службы должны быть уточнены в нормативных актах, которые необходимо принять.

В настоящее время вопрос о видах правоохранительных структур остается дискуссионным. Одни юристы относят к ним и судебные органы, другие исключают судебные инстанции. Между тем ни первый, ни второй подход нельзя принять безоговорочно. Дело в том, что в судебной системе существуют и инстанции общей юрисдикции, и военные суды.

Проверка уровня знаний и квалификации

Она осуществляется в ходе аттестации государственных гражданских служащих. Процедура проводится в порядке, закрепленном ФЗ № 79, и в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента № 110.

Аттестация государственных гражданских служащих способствует совершенствованию деятельности, связанной с отбором, подбором, расстановкой кадров и повышением квалификации сотрудников. Выступая в качестве правового института, она включает в себя совокупность норм, регламентирующих отношения, складывающиеся в ходе ее организации, оценку исполнения госслужащими задач, возложенных на них, характеристику перспектив использования кадров в будущем.

Участие в аттестации – не только право гражданского служащего, но и важнейшая его обязанность. Эту процедуру необходимо рассматривать как средство карьерного роста, изменения условий контракта между служащим и госорганом.

Исключения

Аттестацию обязаны проходить все госслужащие, кроме:

  • -Отработавших в соответствующей должности менее года.
  • -Достигших 60 лет.
  • -Беременных или находящихся в отпуске по беременности и родам или уходу за ребенком до 3-х лет.
  • -Замещающих должности категорий “руководители” и “советники” (“помощники”) в соответствии со срочным контрактом.

Прошедших квалификационный экзамен меньше года назад.

Этапы проверки

Аттестацию проводят в 2 этапа раз в 3 года. Первая стадия является подготовительной. От своевременности и качества работы на этом этапе во многом будут зависеть результаты проверки.

Подготовка к аттестации осуществляется планомерно. Она начинается с разъяснения служащим целей, задач и порядка проведения проверки. В ходе подготовки уточняется перечень сотрудников, подлежащих аттестации, формируется список членов комиссии, оформляются необходимые документы

Руководитель госоргана должен издать приказ, в котором указываются все существенные сведения о проверке, в том числе график и сроки ее проведения.

Гарантии для госслужащих

Лица, находящиеся на должностях госслужбы, имеют право на:

  • -Обеспечение надлежащих условий для исполнения своих обязанностей.
  • -Ознакомление с документами, определяющими их полномочия, права, критерии оценки результативности деятельности гражданского служащего, условиями карьерного роста.
  • -Отдых. Он обеспечивается посредством установления продолжительности рабочего дня в соответствии с законодательством, предоставлением нерабочих выходных и праздничных дней, ежегодных оплачиваемых отпусков (гражданским служащим полагается основной и дополнительный отпуск).
  • -Оплату труда и прочие выплаты, предусмотренные ФЗ № 79, иными правовыми актами, а также условиями контракта.
  • -Получение материалов и сведений, необходимых для исполнения своих обязанностей. Внесение предложений, направленных на совершенствование работы гражданских служащих и госоргана.
  • -Защиту персональных данных.
  • Ознакомление с отзывами о служебной деятельности, документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу письменных объяснений и иных сведений.
  • -Повышение квалификации, профессиональную переподготовку, стажировку в порядке, закрепленном законодательством.
  • -Членство в профсоюзе.
  • -Рассмотрение служебных споров.
  • -Проведение проверки по заявлению служащего.
  • -Медстрахование.
  • -Защиту интересов и прав на службе, включая обжалование их нарушений.
  • -Защиту своих здоровья и жизни и членов семьи, а также имущества.

Обязанности

Они установлены в 15 статье ФЗ № 79. В обязанности госслужащего входят:

Соблюдение положений Конституции, ФКЗ, иных федеральных законов и нормативных актов и обеспечение их выполнения.

Исполнение должностных обязанностей согласно регламенту.

Выполнение поручений руководителей, данных в рамках их полномочий. В должностном регламенте устанавливается перечень лиц, чьи распоряжения должен исполнять служащий. Вместе с тем должностное лицо вправе не выполнять поручение, носящее явно противоправный характер.

Соблюдение интересов и прав организаций и граждан при исполнении обязанностей по службе.

Поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащей реализации поставленных задач. Данная обязанность корреспондирует с правом госслужащего на повышение квалификации, стажировку, профессиональную переподготовку.

Соблюдение служебного распорядка госоргана, утвержденного руководителем.

Сохранение конфиденциальности информации, отнесенной к тайне, охраняемой законодательством, и сведений, которые стали известны при исполнении обязанностей, в том числе данные, затрагивающие достоинство и честь граждан и касающиеся их жизни и здоровья. За разглашение такой информации предусмотрены не только дисциплинарные взыскания, но и уголовное наказание.

Бережное отношение к государственному имуществу, материальным ценностям, предоставленным служащему для исполнения обязанностей.

Предоставление в установленном законом порядке сведений о себе и членах семьи. Речь, в частности, о декларации. В отчет включаются сведения обо всем имуществе, находящемся в собственности. Декларации о доходах госслужащих размещены на официальных сайтах соответствующих министерств и ведомств.

Сообщение о выходе из гражданства РФ, приобретении гражданства иностранного государства.

Сообщение руководителю о личной заинтересованности, которая может повлечь конфликт интересов, и принятие мер по его предотвращению.

Денежное довольствие

Содержание гражданского служащего формируется из должностного оклада, премий и надбавок за особые условия, выслугу, квалификационный разряд. Сотрудники также вправе получать материальную помощь.

Величина оклада, размер и правила определения надбавок устанавливаются в федеральных и региональных законодательных актах.

При утверждении фондов з/п федеральных госорганов в них помимо сумм, предназначенных для выплаты окладов, включают средства на надбавки за следующее:

Классный чин, квалификационный разряд, дипломатический ранг. Они выплачиваются ежемесячно в размере 4-х окладов.

Особые условия госслужбы. Они также выплачиваются ежемесячно, но в размере 2,5 оклада.

Выслугу лет. Эти надбавки предусмотрены каждый месяц и составляют 3 оклада.

В ФОТ включаются также средства на премии по итогам работы и материальную помощь. Их размеры – 3 и 2 оклада соответственно.

Повышение зарплат госслужащим

Сравнительно недавно активно обсуждался вопрос об увеличении денежного довольствия должностных лиц госорганов. Однако, по всей видимости, изменения размера содержания будут нескоро.

В течение нескольких последних лет повышения зарплаты госслужащим не производилось. Наоборот, указом Президента величина довольствия уменьшалась.

Заключение

В действующем законодательстве достаточно четко установлены организационно-правовые формы осуществления государственной гражданской службы и ограничен круг лиц, имеющих статус госслужащих. Эти граждане принимают непосредственное участие в управлении страной.

Необходимость существования госслужбы обуславливается существованием государства, его функциями и задачами. Как показывает мировой опыт, современное общество может нормально развиваться только при наличии эффективной системы управления. Государство должно располагать мощным, квалифицированным административным аппаратом.

Деятельность госслужащих востребована в любой стране вне зависимости от политической системы, устройства, формы правления, режима. Именно эти лица реализуют задачи, которые общество возлагает на государство. Соответственно, к госслужащим предъявляются более жесткие требования, чем к представителям других профессий. Ведь от них во многом зависит стабильность в стране, дальнейшее развитие народно-хозяйственного комплекса. Для улучшения эффективности деятельности госслужащих предусмотрены программы повышения квалификации.

Первым актом, специально посвященным государственной службе в Республике Казахстан, был Указ Президента «О государственной службе» от 28 декабря 1995 г. , в котором поднимались вопросы, ранее не ставившиеся в Казахстане. 23 июля 1999 г. был принят Закон Республики Казахстан «О государственной службе». В настоящее время имеется пакет нормативных правовых актов, которые в значительной степени регулируют отношения в сфере государственной службы. Можно уже говорить о том, что в Казахстане формируется законодательство о государственной службе, которое вбирает в себя опыт передовых государств, учитывает свои национальные особенности.

В данной работе я пытаюсь высказаться по некоторым вопросам, связанным с такой категорией государственных служащих, как политические служащие, их особенностями и значением.

Закон «О государственной службе Республики Казахстан» дает следующее определение: политический государственный служащий – это государственный служащий, назначение (избрание), освобождение и деятельность которого носит политикоопределяющий характер и который несет ответственность за реализацию политических целей и задач. Данное понятие полностью политизирует все стороны жизнедеятельности политических государственных служащих (ПГС): назначение (избрание), деятельность и освобождение от исполнения обязанностей. Но это не означает, что политические государственные служащие «китайской стеной» отгорожены от административных служащих. Обе группы государственных служащих составляют единую государственную службу. Относительно взаимоотношений политических и административных служащих как в законодательстве некоторых стран, так и в специальной литературе сложилось два мнения: 1) можно и нужно провести демаркационную линию между ними, 2) нельзя между ними проводить такую четкую границу.

Сторонники второй позиции приводят в подтверждение следующие аргументы: административные служащие, занимающие важные должности, неизбежно влияют на принятие и тем более на проведение в жизнь политических решений. Они обладают более высоким уровнем профессиональной компетентности по сравнению с политическими. Средний срок пребывания политического служащего на одной государственной должности небольшой – 2-3 года, поэтому он заинтересован быстро сделать что-нибудь заметное и двигаться вверх по политической лестнице или уйти в частный сектор «за деньгами». А административный служащий связан с перспективой постоянной работы на одном месте (органе), и поэтому старается просчитывать долговременные последствия решений и действий, в которых участвует, стремится улучшить качество работы, повысить профессионализм. Все это не может не влиять на решение политических задач. Между прочим вторая позиция поддерживается, по моему мнению, и Агентством по делам государственной службы РК. В проекте «Методологии анализа и оценки должностей административных государственных служащих», разработанных агентством, в факторе 4 оценки содержится следующее положение:

Должность требует знаний отдельных и общих вопросов политики, понимания взаимосвязей между ними;

Должность требует знаний и компетентности, необходимых для формулирования политики, определения целей, задач и стратегий реализаций». Итак, очевидно, что определенная категория административных служащих не может быть отделена от политики, от политических отношений.

Закон «О государственной службе» не проводит демаркационную линию между политическими и административными государственными служащими. В законе содержатся принципы государственной службы, в равной мере относящиеся как к политическим, так и к административным служащим. Всесторонний анализ этих принципов, по моему мнению, обнаружил бы особенности их проявления в отношении политических государственных служащих. Общими для политических и административных государственных служащих являются ограничения, связанные с пребыванием на государственной службе (ст. 10 закона).

Закон «О государственной службе» РК устанавливает общие для политических и административных государственных служащих требования при поступлении на государственную службу и указывает, что дополнительные требования, предъявляемые для поступления на политическую государственную службу, определяются Президентом РК. В законе приводится перечень общих требований. К ним относятся следующие: 1) обладать гражданством Республики Казахстан; 2) быть не моложе восемнадцати лет, если иное в отношении соответствующих должностей не установлено законодательством республики; 3) обладать необходимым образованием, уровнем профессиональной подготовки и соответствовать установленным квалификационным требованиям. Положением о порядке прохождения государственной службы, утвержденным Указом Президента 10 марта 2000 г. , в качестве дополнительного требования установлено, что занятие политической государственной должности осуществляется при условии прохождения гражданами обязательной специальной проверки.

В то же время имеются существенные особенности в правовом положении политических государственных служащих, отличающие их от административных служащих. Прежде рассмотрим, кто относится к политическим государственным служащим по законодательству Республики Казахстан. К этой категории государственных служащих относятся:

1) Премьер-министр РК и иные члены правительства;

2) Государственный секретарь республики;

3) руководитель Администрации президента и его заместители;

4) помощники, советники Президента республики;

5) руководители государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту республики;

6) акимы областей, городов Астаны и Алматы;

7) чрезвычайные и полномочные послы республики;

8) первый заместитель и заместители руководителя канцелярии Премьер-министра;

9) первые заместители и заместители министров;

10) руководители центральных исполнительных органов, не входящих в состав правительства, их первые заместители и заместители;

11) руководители ведомств, их пер­вые заместители и замес­тители;

12) председатель Центральной избирательной комиссии, его заместитель, секретарь и члены Центральной избирательной комиссии;

13) члены Счетного комитета рес­публики по контролю за исполнением республиканского бюд­жета;

14) руководители структурных подразделений Администрации Президента РК, их первые заместители и заместители;

15) специальные представители Президента;

16) первые заместители и заместители руководителей государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту;

17) заместители секретаря Совета безопасности РК;

18) члены Государственной комиссии по борьбе с коррупцией, обладающие статусом государственных служащих;

19) исполнительные директора и члены Национальной комиссии по ценным бумагам;

20) директор Архива Президента РК и его заместители;

21) государственные инспектора Администрации Президента РК;

22) государственные инспектора Государственной комиссии по борьбе с коррупцией;

23) начальник Медицинского центра Управления делами Президента РК, его заместители;

24) первые заместители и заместители акимов областей, городов Астаны и Алматы;

25) председатели дисциплинарных советов акимов областей, городов Астаны и Алматы;

26) акимы нижестоящих адми­нистративно-территориальных единиц;

27) руководители аппаратов Палат Парламента РК и их заместители.

Как видно, корпус политических служащих Республики Казахстан состоит из высших должностных лиц, имеющих непосредственное отношение к разработке и реализации политических решений, политики. В силу этого политические государственные служащие должны иметь особенности, отличающие их от административных государственных служащих, а именно: отличия политических государственных служащих от административных при прохождении государственной службы:

1) Для политических государственных служащих не устанавливается испытание, в то время как в отношении административных служащих может быть установлено испытание.

2) Административные государственные служащие проходят аттестацию с целью определения уровня их профессиональной подготовки, правовой культуры, способности работать с гражданами. (Политические служащие такую аттестацию не проходят). Но это не означает, что им не предъявляются соответствующие требования.

3) Продолжительность рабочего времени административных государственных служащих определяется в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных Законом «О государственной службе (п. 2 ст. 17). Однако продолжительность рабочего времени политических государственных служащих не определяется трудовым законодательством. Закон о государственной службе не указывает, каким нормативным правовым актом она регламентируется. В ст. 19 закона отмечается, что иные вопросы прохождения государственной службы, не урегулированные этим законом, регламентируются законодательными актами, Положением о порядке прохождения государственной службы, утверждаемым президентом по представлению уполномоченного органа. Это указание относится к прохождению государственной службы политическими служащими.

4) Закон о государственной службе указывает на источники формирования кадрового резерва для занятия должностей административных государственных служащих. Но в законе и других нормативных правовых актах не указываются источники формирования политических государственных служащих. Это не означает, что не формируется резерв политических государственных служащих.

Отличия политических государственных служащих от административных государственных служащих в области ответственности

Ответственность политических государственных служащих в законом предусмотренных случаях может носить не столько юридический, сколько политический характер. Основанием ответственности может быть как политика, так и неисполнение законов. В этих случаях политические государственные служащие несут политическую ответственность. Так, депутаты Палат Парламента вправе заслушивать отчеты членов правительства, являющихся политическими служащими по вопросам их деятельности. В случае неисполнения членом правительства законов Республики Казахстан депутаты палат вправе принимать обращение к президенту об освобождении его от должности. Если президент освобождает члена правительства на основании обращения депутатов палат парламента, то это будет ретроспективная политическая ответственность. Административные государственные служащие не несут политической ответственности, а несут дисциплинарную ответственность.

В отношении политических и административных служащих законом предусмотрены идентичные меры дисциплинарных взысканий, что подтверждается правилами о порядке наложения дисциплинарных взысканий на политических государственных служащих, утвержденными Указом Президента от 29 декабря 1999 г. Анализ содержания определения дисциплинарного проступка, данного в этих правилах, подтверждает нашу идею о том, что освобождение члена правительства на основании обращения депутатов за неисполнение законов является не мерой юридической ответственности, а мерой политической ответственности. Дисциплинарный проступок политического государственного служащего определяется как противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение служащими возложенных на них обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение государственной и трудовой дисциплины. Здесь, как видно, нет слов «неисполнение законов», которые носят иной, политический смысл, а не юридический. Следует раскрыть смысл, вкладываемый в слова «неисполнение законов», ибо можно их понимать произвольно. Это уже дело Конституционного совета.

Самой крайней мерой дисциплинарного взыскания является увольнение политического государственного служащего. И в этом есть некоторое отличие. Большинство политических государственных служащих могут обжаловать в установленном законодательством порядке наложение на них дисциплинарного взыскания в вышестоящем государственном органе, у вышестоящего должностного лица либо в суде. Эти гарантии не распространяются на политических государственных служащих, назначаемых президентом на должность и освобождаемых им от должности.

Среди дисциплинарных взысканий, применяемых в отношении политических государственных служащих, нет меры о временном отстранении от исполнения им должностных обязанностей. Применение такой меры в отношении политического государственного служащего противоречит его статусу. Административный государственный служащий может быть временно отстранен от исполнения должностных обязанностей руководителем, назначившим его, до решения вопроса об ответственности в установленном порядке.

По Закону «О государственной службе» государственный служащий несет ответственность и за неправомерность своих действий. Здесь идет речь не о противоправном действии, что видно из последующего изложения ст. 29 п. 4 закона. А дальше говорится о том, что при сомнениях в правомерности полученного для исполнения распоряжения государственный служащий должен незамедлительно сообщить об этом в письменной форме своему непосредственному руководителю и руководителю, давшему распоряжение. Закон здесь имеет в виду и административных, и политических государственных служащих, поскольку не разграничивает их. Но, по нашему мнению, нужно подумать об этичности обращения к президенту политического государственного служащего о правомерности его распоряжений. Если не делать исключения в отношении президента, то этот вопрос необходимо отрегулировать.

Отличия политических государственных служащих от административных в процессе прекращения государственной службы

Одним из способов прекращения исполнения обязанностей политическим государственным служащим на соответствующей государственной должности является отставка. Отставка осуществляется на основании письменного заявления политического государственного служащего. Политические государственные служащие уходят в отставку на основаниях и в порядке, установленных Конституцией, законом о государственной службе и иными законодательными актами. Отставка является либо добровольным актом, либо формой обязательного ухода политического государственного служащего в случаях, предусмотренных Конституцией, законодательными актами. Так, в соответствии с п. 2 ст. 68 Конституции Республики Казахстан член правительства, не согласный с проводимой правительством политикой или не проводящий ее, подает в отставку либо подлежит освобождению от занимаемой должности. Согласно п. 2 ст. 70 Конституции любой член правительства вправе заявить президенту РК о своей отставке, если считает невозможным дальнейшее осуществление возложенных на него функций. Члены правительства обязательно должны уходить в отставку независимо от их желания, если будет принята отставка премьер-министра (п. 5 ст. 70 Конституции РК). Административные государственные служащие тоже могут прекратить исполнение своих обязанностей по собственному желанию. Но это не называется отставкой.

В случае грубого нарушения должностных полномочий, совершения проступков, несовместимых с нахождением на государственной службе, политические государственные служащие увольняются, а не подают в отставку. Если даже политический государственный служащий, назначаемый президентом, будет считать незаконным увольнение, он не имеет права обжаловать решение в судебном порядке, тем более в уполномоченный орган, поскольку он выносит решение об увольнении. Конечно, здесь можно усмотреть определенное несоответствие конституционному положению «о равенстве всех перед судом». Но это другой вопрос. Административный же государственный служащий в случае незаконного увольнения имеет право обжалования в уполномоченный орган, а также на судебную защиту своих прав и свобод.

Смена вышестоящего политического государственного служащего может служить и, как правило, служит основанием (вернее, поводом) для прекращения деятельности политического государственного служащего нижестоящего уровня. Как отмечалось, уход в отставку премьер-министра прекращает деятельность министров. Новый министр сам подбирает своих заместителей. А по Закону «О государственной службе» смена политических государственных служащих не может служить основанием для увольнения административных государственных служащих государственной службы с занимаемой должности по инициативе вновь назначенных политических государственных служащих.

Политические государственные служащие дают присягу. Указом Президента РК от 13 апреля 2000 г. утвержден текст присяги политического государственного служащего и порядок ее принесения. В указе написано, что нарушение присяги ведет к освобождению политического государственного служащего от занимаемой должности. Административный государственный служащий присягу не приносит.

Политические государственные служащие отличаются от административных государственных служащих по функциям. Положение о порядке прохождения государственной службы, утвержденное указом Президента от 10 марта 2000 г. , содержит основные функции политических государственных служащих, к которым относятся:

1) принятие решений, способствующих определению и реализации государственной политики; 2) контроль за ходом исполнения принятых решений; 3) регулирование и оценка хода исполнения, а также персональная ответственность за выполнение государственных и иных программ и проектов; 4) управление деятельностью государственного органа; 5) ру­ководство работой подчиненных государственных служащих.

В указанном положении нет норм об основных функциях административных государственных служащих. Дело в том, что таковых у них не может быть, поскольку административные служащие работают в самых разных органах, функции которых носят специфический, ведомственный характер.

Отличия политических государственных служащих от административных государственных служащих в области обеспечения: в случае ликвидации или реорганизации государственного органа административные государственные служащие, при наличии стажа работы в государственных органах не менее трех лет, обеспечиваются работой во вновь образованном либо в другом государственном органе в соответствии с их квалификацией либо выплатой выходного пособия – по их выбору. Однако в отношении политического государственного служащего не предусматривается такой меры социальной защиты, хотя это не означает, что они не должны рассчитывать на меры социальной защиты.

Указанные особенности правового положения политических государственных служащих являются основанием, достаточным для принятия особого закона о них и формирования особой подотрасли законодательства о политических государственных служащих.

Доклад на «круглом столе» «Законодательное регулирование системы государственной политической службы в Республике Казахстан и возможные пути его совершенствования» 20 ноября 2001 г.

Государственная гражданская служба Российской Федерации

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 июня 2022 года; проверки требует 1 правка.

Профессиональная деятельность федеральных гражданских служащих оплачивается за счёт средств федерального бюджета, а региональных — из бюджета соответствующих регионов.

ИсторияПравить

Древнерусское государство на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен — ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян. Начальные сведения относятся к первой трети IX века (839 год), когда были упомянуты послы кагана народа Рос.

До определённого момента существовало разделение на органы управления личными делами князя и органы государственного управления, однако впоследствии они стали объединятся и образовывать отдельные ответственные должности. Например: «воевода», «тиун конюший» (ответственный за конский состав), «дворецкий-огнищанин» (управляющий княжеским двором), «стольник» (снабженец) и т. Разумеется, что исполнение обязанностей требовало наличие штата помощников, а значит их материальное обеспечение и порядка назначения.

Также, существовала местная администрация. На первоначальных этапах их возглавляли местные князья, которые впоследствии заменялись сыновьями киевского князя. В некоторых городах назначались посадники-наместники, тысяцкие князя. Содержалась администрация за счёт части от сборов (поборов) с населения.

После распада древнерусского княжества на отдельные княжества, порядок государственного управления в удельных княжествах в целом не отличался от имевшегося ранее.

Русское государство (конец XV века — 22 октября 1721 года)Править

Каждый приказ состоял из двух частей: одни занимались решением дел, другие — письменной частью. Первые назывались судьями, вторые — дьяками и подьячими. Судьи, дьяки и подьячие в приказы назначались и увольнялись верховной властью.

Судопроизводство и делопроизводство приказов велось по установленным порядкам и распространялось на все охватываемые сферы.

Судьи, дьяки и подьячие собирались в приказы ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней, и должны были заниматься определённое число часов. В случаях, не терпящих отлагательства, они должны были собираться и по воскресеньям.

Российская империя (22 октября 1721 — 1 сентября 1917)Править

В зависимости от чина, к его обладателю следовало обращаться соответственно классу: Ваше высокопревосходительство (высшие чины), Ваше превосходительство, Ваше высокородие, Ваше высокоблагородие, Ваше благородие (низшие чины).

Одним из положительных моментов Табели о рангах было то, что люди из низших сословий получали возможность выдвинуться в общественном положении, получить дворянство, что на деле должно было способствовать более эффективному исполнению обязанностей службы для движения по карьерной лестнице.

Система Табели о рангах просуществовала до ноября 1917 года.

Государственная гражданская служба в современной РоссииПравить

Таким образом, гражданская госслужба — это деятельность в Администрации Президента России, Правительстве России, федеральных органах исполнительной власти (министерства, службы, агентства, включая их территориальные органы в регионах), а также в органах исполнительной власти регионов России (администрации субъектов, региональные министерства), в аппаратах Федерального собрания (Государственная Дума, Совет Федерации), и некоторых других государственных органах.

Не являются государственными гражданскими служащими члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, а также судьи и сотрудники правоохранительных органов.

Нормативное правовое регулированиеПравить

Кроме того, существует подзаконная нормативная правовая база, регулирующая отдельные стороны государственной службы: указы Президента России, постановления Правительства России и нормативные правовые акты регионов.

Численность государственных гражданских служащихПравить

Государственный служащий — продукт развития общества и государства, призванный осуществлять государственные функции. С административно-правовой точки зрения, государственный служащий имеет особые властные, организационно-распорядительные полномочия

Что значит статус госслужащего?

Статус государственного служащего Правовое положение ( статус ) гражданского служащего включает права, обязанности, ограничения и запреты, связанные с гражданской службой, а также требования к служебному поведению гражданского служащего. 25 мая 2021 г

Что такое госслужба своими словами?

Государственная служба Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector