пособие по подготовке к сдаче квалификационного экзамена для лиц впервые поступающих на госслужбу

Сущность публичной службы в Китае. Историческая справка о государственной и муниципальной службе Китайской Народной Республики. “Азиатская” или “восточная” модель бюрократии в своей классической форме. Разработка регулярной системы государственной службы.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Актуальность проблемы исследования. Административные преобразования конца XX в. были настолько мощными и всеобъемлющими, что позволили исследователям говорить о начале глобального реформаторского движения в сфере государственного управления. В структуре государственной службы зарубежных стран выделяются следующие административно-правовые системы: 1) континентальная или романо-германская традиция; 2) англосаксонская (система общего права); 3) административно-правовая система стран исламской ориентации; 4) система коллективного права (КНР, Куба и др. ), – занимает особое положение среди прочих административно-правовых систем. Юридический порядок здесь носит более политизированный, централизованный и принудительный характер. Государственная служба этих стран основывается на принципах партийности, номенклатуры, административной иерархии и централизма. Деятельность чиновников регламентируется партийными решениями.

Со времени образования Китайской Народной Республики 1 октября 1949 г. в стране было разработано и принято четыре конституции – в 1954, 1975, 1978 и 1982 гг. Первая конституция КНР строилась на основе широкого использования опыта государственного строительства СССР и других так называемых социалистических стран.

Конституция 1982 г. внесла в государственную структуру КНР значительные изменения, выразившиеся в следующих главных моментах: 1) восстановление института Председателя КНР; 2) создание Центрального военного совета КНР; 3) восстановление волостного звена органов власти и управления; 4) установление сроков, ограничивающих пребывание некоторых высших государственных должностных лиц на своих постах; 5) установление принципа несовместимости членства в постоянных комитетах собраний народных представителей с занятием административных, судебных и прокурорских должностей; 6) учреждение в составе правительств различных ступеней системы ревизионных органов для усиления контроля за финансами и финансовой деятельностью.

К государственным служащим в Китае отнесены работники административных органов всех ступеней за исключением рабочих и обслуживающего персонала. Государственные служащие выделены теперь из общей категории «кадры» («шаньбу»), и к ним отнесены только лица, занимающие должности в административном аппарате. Установлена ранжированная иерархия сотрудников государственных административных органов, причем ранги увязываются с занятием определенных постов, 1-й ранг у Премьера Госсовета, 2-3-й – у его заместителей и членов Госсовета, 3-4-й – у министров и глав администраций провинциального уровня и т. Табель о рангах замыкают делопроизводители (10-15-й ранги). Должности госслужащих разделены на руководящие и не руководящие.

Объектом настоящего исследования являются основы организации государственной и муниципальной службы в зарубежных странах.

Предмет исследования – сущность и специфика публичной службы в Китае.

Целью данной работы является анализ современной системы государственной и муниципальной службы в Китайской Народной Республике.

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

представлена историческая справка о государственной и муниципальной службе в Китайской Народной Республике;

проведен анализ системы государственной и муниципальной службы в Китае;

рассмотрено развитие публичной службы в КНР и ее состояние в наше время.

Поставленные цель и задачи обусловили структуру и логику исследования, которое состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников.

краткая историческая справка о государственной и муниципальной службе Китайской Народной Республики

Прежде всего, в рамках нашего исследования, целесообразно подчеркнуть устойчивость системы власти и политического управления в Китае, которую можно назвать беспрецедентной. Специфика Китая позволила ей просуществовать практически без изменений вплоть до XX века, то есть более двух тысяч лет. Как представляется, одной из основных причин такой необычайной стабильности стало то, что существовал ряд механизмов разобщения класса чиновников и их непосредственных интересов.

Традиционная конфуцианско-легистская система государственной службы в Китае, пришла в почти полный упадок уже к концу позапрошлого столетия. Эффективность снизилась до минимума, а коррупция выросла до немыслимых даже по прежним китайским меркам масштабов. Витте описывает, например, как в 1901 г. императорская казна заплатила двум высшим китайским сановникам взятки суммой более миллиона золотых рублей за передачу России Квантунской области. В последовавший же за тем полувековой период войн, междоусобиц и революций государственная служба и вовсе практически разрушилась. Во времена Мао Цзе-Дуна ее сначала попытались построить заново по советским образцам, но затем, во времена 10-летнего кошмара «культурной революции», которая не в последнюю очередь представляла расправу над кадрами, государственную службу вновь уничтожили. Сейчас ее восстанавливают. Реформы начались с конца 70-ых годов. В ходе их было рассмотрено и отвергнуто ни много, ни мало 26 вариантов ее построения.

Итак, регулярная система государственной службы в Китайской Народной Республике воссоздана сравнительно недавно и процесс этот еще не завершен. Вопрос о воссоздании этой системы встал после 3-го пленума ЦК КПК 11 созыва (1978 г. ), с которого вообще следует начинать отчет политики реформ в КНР. В 1980 г. архитектор китайских реформ Дэн Сяопин отметил как недостаток отсутствие в стране в течение длительного времени административных правил, регулирующих деятельность аппарата сверху донизу. Тогда же он обрисовал и общие контуры новой системы государственной службы, выделив такие моменты, как набор служащих по результатам экзаменов, четкое определение назначения на должность и смещения с должности, периодические аттестации госслужащих, отвод от должности (например, из-за родственных связей с сослуживцами), ротацию кадров. Она должна была заменить систему административно-директивного зачисления на работу в государственные учреждения посредством «всеобщего централизованного распределения кадров». Разработка была поручена Министерству кадров КНР.

2 описание системы государственной и муниципальной службы в Китае

Ранее поставленная Китаем задача – создать рациональную бюрократию на основе конфуцианской традиции и переосмысления западных концепций – как консервативный в идеологическом плане подход полностью соответствует культурно-политическим традициям страны, а значит, имеет все основания для своего практического воплощения. В сравнении с традиционным кадровым опытом, нынешняя система госслужбы Китая, естественно, характеризуется очевидными современными чертами. Во-первых, система государственной службы КНР имеет относительно цельную правовую базу, достаточную степень легализации и стандартизации, что является прогрессом для Китая в сравнении с традиционным подходом, для которого были характерны недостаток регламентирующих правил и закрытый стиль управления. Соответственно, была расширена законодательная база и максимально конкретизированы административные правила госслужбы. Действующая система госадминистрирования в КНР отличается более научным подходом: в традиционной практике действовало правило «однонаправленной дороги», когда «можно было принять на работу – и нельзя снять с должности, можно было повысить по службе – и нельзя понизить в должности», что лишало чиновничий аппарат здоровой конкурентной основы, а сегодня очевидно, что руководством страны извлечены уроки из истории и заимствован позитивный опыт Запада по ротации госчиновников и успешному внедрению рыночных механизмов и конкуренции в систему управления госслужбой. Современный госаппарат КНР отличается гораздо большей степенью ротации кадров. Сегодня в приоритете не трудовой стаж кадрового работника, а его личные способности и заслуги. Уже остались в прошлом «пожизненные» руководящие должности государственных чиновников, что придает современный характер и жизнеспособность государственным административным органам и системе госслужбы в целом.

Наконец, нынешняя система госслужбы в КНР ориентируется на принцип «честного и неподкупного правительства», минимизации коррупции и предупреждения злоупотреблений госчиновников.

К особенностям современной системы следует отнести:

Государственная служба КНР развивается в русле директив руководства КПК и далека от «политического нейтралитета», в отличие от политического строя большинства развитых капиталистических стран с их конституционными монархиями, демократическими республиками и т. , в основе политической системы которых лежит двухпартийность или многопартийность и действуют такие принципы как разделение политическими партиями полномочий с правительством, соблюдение строгого политического нейтралитета госслужащих и т.

Система государственной службы в КНР ориентирована на служение народу. В отличие от западных странах, где госслужащие – это независимая группа со своими интересами, влияющая на политический процесс, в Китае подчёркивается совпадение интересов и целей народа, партии, правительства и госслужащих.

Специфика госслужбы КНР не предполагает «разделения должностных лиц с исполнителями», то есть государство отдает партии управленческую функцию в отношении кадров.

В системе госслужбы Китая действует такая норма назначения кадров как «сочетание моральных и деловых качеств». Если на Западе больше внимания уделяется деловым качествам претендента на должность, подчёркивается прежде всего его квалификация, то в КНР рассмотрению подлежит именно «сочетание моральных и деловых качеств» госчиновника.

Реформирование госслужбы КНР в новейшее время осуществляется под руководством ЦК КПК во главе с генеральным секретарем ЦК КПК Си Цзиньпином. Реформа системы государственной службы в КНР вступила в свою новую фазу. Новые условия развития страны требуют уделять повышенное внимание строительству партийной системы и формированию неподкупного правительства, бороться с коррупцией, рассматривая данную работу как долгосрочную и сложную задачу. Также Си Цзиньпин предложил усилить контроль и ограничить властные функции, поставив политическую власть «в клетку правовой системы», и таким образом сформировать «механизмы по предотвращению коррупции, которые не дадут ей проявиться», а также, механизмы наказания и «механизмы гарантий защиты от коррупции».

В частности, на Третьем пленуме ЦК КПК восемнадцатого созыва были озвучены положения по реформированию системы государственной службы: 1) Построить научную и нормативную базу государственной службы, придерживаться принятых норм при управлении людьми и использовании, власти. 2) Усилить партийный контроль и определить границы властных полномочий руководителей верхнего эшелона партии и правительства, создать и оздоровить такие системы контроля как административный надзор и финансовый аудит. 3) Сформировать перечень ответственных лиц во власти на всех уровнях местных правительств, ведомств и подразделений, пропагандировать открытый стиль реализации властных полномочий в системе государственной службы в соответствии с действующим законодательством.

Также отмечена важность создания единого центра по борьбе с коррупцией и формирование правительства, действующего на институциональном уровне и в соответствии с рациональными принципами. Таким образом, девизом системы государственной службы КНР на рубеже 2013-2014 гг. стал «за народ, деловитость, неподкупность». Это означает, что руководство страны, с точки зрения идеологии, проводит ту идею, что вся деятельность государства направлена на обеспечение благосостояния народных масс и опирается на низы, с другой стороны.

В рамках Государственного Совета Китайской Народной Республики, представляющего приблизительный эквивалент Кабинета Министров, действуют два министерства, занятых вопросами госслужбы – Министерство кадров (дословно – персонала), штат которого составляет около 260 человек, работающих в 11 департаментах и управлениях, и которому подчинен ряд учебных заведений, других организаций, а также соответствующие службы в провинциях, и Министерство контроля. Центральный орган – Министерство кадров КНР, несет ответственность за работу по комплексному управлению госслужащими всего аппарата государства. На местах от уездного уровня и выше созданы органы по делам государственных служащих, ответственные за выполнение аналогичных функций в пределах соответствующего района. И, разумеется, органы вышестоящей ступени руководят нижестоящими.

По сравнению с предшествующим периодом, сформированная в 90-х гг. ХХ века нормативная база госслужбы в КНР в целом создала более рациональные условия использования управленческого персонала, его комплектования в соответствии с интересами дела, более полного выявления личных способностей людей. А то обстоятельство, что эта база долгое время основывалась на актах временного характера, может рассматриваться как свидетельство осторожного и серьезного подхода лидеров КНР к проблемам модернизации кадровой политики государства.

Закон КНР о государственных служащих был введен в действие с 1 января 2006 г. , заменив Временное положение, которое свое действие прекратило. Вместе с ним утратило силу принятое в октябре 1997 г. «Временное постановление Государственного совета о поощрении и наказании работников государственных административных органов» Об отмене других названных выше временных постановлений в Законе ничего не говорится. Исходя из этого, можно предположить, что они действуют, полностью или частично. Закон имеет ряд важных отличий от Временного положения, хотя многие содержащихся в них нормы совпадают. По сравнению с Временным положением, он несколько более политизирован.

История государственной службы в Китае насчитывает уже не одно тысячелетие, восходя к временам Конфуция, который, как известно, одно время тоже был чиновником. Уже тогда утвердилась система экзаменов – сдавшие их получали право занимать государственные должности. Установились и чиновничьи ранги, и связанные с ними различия в одежде и украшениях головных уборов. В древности чиновники занимали подчиненное положение по отношению к всесильной родовой аристократии, но в средневековом Китае старая знать уступила свои позиции служилому сословию – чиновничеству и шэныпи.

Шэныпи – это «ученые мужи», т. люди, получившие конфуцианское образование. Лишь меньшинству из них удавалось занять должность – эти счастливцы были непосредственно причастны к власти. Остальные пополняли огромную армию кандидатов в чиновники. Они не были облечены государственными полномочиями, но благодаря своему образованию играли огромную роль на местах, в общинном управлении, что в значительной мере способствовало централизации власти. Путь к чиновничьей должности формально был открыт для всех сдавших экзамен, но по факту получить образование и чиновничий ранг могли только дети чиновников-богачей. Такой порядок обеспечивала система «рекомендаций достойных людей». Деление чиновников на девять разрядов сложилось еще в период «воюющих царств» (221-206 год до н. Разряды различались окладом жалования, выплачиваемого зерном. В конце III века вместо жалования чиновникам стали раздавать земельные наделы, которые передавались арендаторам; арендная плата заменила выплаты из казны. С VIII века чиновники снова стали получать казенное жалование зерном и деньгами, служебные наделы и «кормления» могли лишь дополнять его. Так продолжалось вплоть до революции 1911-1913 годов.

Публичная служба – это служебная деятельность физических лиц по обеспечению исполнения властных полномочий субъектов публичного права. Публичная служба – это собирательное понятие, которое включает в себя государственную службу и муниципальную службу. Публичная служба в Китае органически связана с государством и органами местного самоуправления, их местом и ролью в жизни общества. В деятельности служащих публичной службы находят свое реальное воплощение задачи и функции государства.

Государственный и муниципальный служащий в Китае должен быть отлично образован и обладать высокими моральными качествами. Система всестороннего обучения, которой большое внимание уделял Конфуций, и практика введения экзаменов помогает оградить сферу государственной и муниципальной службы от злоупотреблений. В Китае знания, власть, высокие моральные качества и усердие – неразделимы. Служащие должны владеть знаниями древних текстов, герменевтикой, искусствами, такими как живопись, поэзия, каллиграфия, проза, музыка.

Экзамены многоступенчаты. Они были разработаны еще в эпоху династии Тан (618-907 гг. Государственными и муниципальными служащими становятся лучшие ученики школы, которых посылают сдавать первые экзамены в главном окружном населеннном пункте, а затем в столице провинции. При успешной сдаче экзаменов лицу на несколько лет будет обеспечен статус «кандидата в Доктора». Затем идут экзамены на докторскую степень (цзю), которые являются лишь переходными для отбора служащих, несмотря на «высокое» название докторскими. Их престиж падает со временем. Они делятся на: экзамен на состоявшегося ученого (цзиньши), экзамен по классическим предметам (мин цзин), экзамен по праву (мин фа), экзамен по письму (мин цзы, мин шу), экзамен по математике (мин сюань). Затем идут экзамены для отбора государственных и муниципальных служащих (сюань). Успешная сдача экзаменов дает право на зачисление в список предоставления постов, самой должности можно ждать в течение нескольких лет. Собеседования и тесты оценивали знания в административно-управленческой и политической сферах, уровень речи, как устной, так и письменной, а также форму изложения мыслей. Есть отборочный экзамен (сяо сюань) для служащих вспомогательного уровня для возможности быть претендентом на должность. Существует и контрольный экзамен в отношении каждого государственного и муниципального служащего, занимающего ответственный пост. От этого экзамена зависит продвижение в карьере. Оценка эффективности работы определяется своеобразным «досье» на каждого служащего, состоящим из рапортов, записок, результатов контрольных мероприятий. Деятельность служащих проверяется каждый год путем данного экзамена, который еще называется экзаменом для определения заслуг.

Каждый год в каждом округе чиновники делятся на девять категорий в соответствии с оценочной системой, подразумевающей оценку «качеств» и «заслуг»: от категории «высшей-высшей» происходит спускание к «низшей»-«низшей» через ступени: «высшая-средняя», «высшая-низшая» и т.

Следует подчеркнуть, что местные органы власти представлены собраниями народных представителей (СНП), в ст. 96 Конституции КНР они именуются органами государственной власти на местах, и местными народными правительствами (МНП) – местными органами исполнительной власти (ст. 105 Конституции КНР). Срок полномочий местных СНП – 5 лет. Депутаты СНП уездов, городских районов, городов без районого деления, волостей и национальных волостей, поселков избираются населением, а депутаты СНП провинций, автономных округов и районов, городов с районным делением и городов центрального подчинения выбираются нижестоящими местными СНП. Срок полномочий МНП – 5 лет. В них входят губернаторы провинций, мэры городов центрального подчинения, председатели автономных районов, их заместители, начальники департаментов, секретариатов, управлений и комиссий. МНП осуществляют административную деятельность в области экономики, здравоохранения, культуры, образования, общественной безопасности на своей территории. МСНП рассматривают и утверждают территориальный бюджет, народно-хозяйственные планы, обеспечивают исполнение Конституции и иных нормативных актов, осуществляют защиту прав человека и гражданина, поддержание общественного порядка и охрану социалистической собственности. На самом нижнем уровне – волости есть председатели СНП волости, их заместители, волостные старшины и поселковые старосты (исполнительная власть), их заместители и ответственные секретари, в некоторых случаях – небольшой аппарат сотрудников. Они поддерживают связь с населением, реализуют его мнения, критические замечания депутатов, а также различные предложения. Уезды могут делиться на районы, где существуют управы. В городских микрорайонах (кварталах) и городах без районного деления существуют квартальные канцелярии для работы с населением и рассмотрения его предложений. В кварталах действуют комитеты городского и сельского населения, занимающиеся не только вопросами местного самоуправления на данной территории, но и социальной помощью, набором в армию, разрешением спором между жителями, закупкой зерна, передачей предложений в органы народного правительства и т. Органы национальной автономии имеют право принимать положения об автономии и иные нормативно-правовые акты по вопросам автономии. В районах, где проживают малочисленные народности, создаются национальные волости, но у них нет дополнительных прав.

Итак, нынешняя идеология реформы госслужбы представляет своего рода «кентавр», попытку совместить нечто вроде азиатского варианта «merit system», т. экзамены, ежегодную оценку работы служащих и т. , с принципом партийности. Иными словами, предполагается, что служащие должны быть и компетентными, и «политически сознательными», «и экспертами, и красными», как говорят сами китайцы. При всем естественном и основанном на богатом отечественном опыте скептицизме, надо все же признать, что это все-таки лучше, чем прежний чисто номенклатурный принцип, ранее присущий и КНР, и СССР, и другим странам советского блока. Как-никак, а все же вводятся некие основанные на объективных критериях «правила игры». И к тому же государственные служащие, численность которых составляет примерно 4 миллиона 200 тысяч человек, отделены от других частей категории «ганьбу», т. кадров вообще, которых насчитывается около 30 миллионов. Разумеется, совмещение merit system с принципом партийности в условиях однопартийной монополии на власть, находящее отражение, в частности, в фактическом сохранении коммунистической номенклатуры на руководящих должностях и партийном «мониторинге» для прочих должностей, никак не укладывается в западные демократические стандарты и представления и, более конкретно, не согласуется с требованиями Всемирной торговой организации, куда КНР была принята в 2001 г.

Подводя предварительные итоги, подчеркнём, что создание современной системы государственной службы в Китае относится к 1 октября 1993 г. , когда было введено в действие Временное положение о государственных служащих, принятое Постоянным бюро Госсовета пятью месяцами раньше. Кроме того, по распоряжению Госсовета стали практиковаться предусмотренные положением методы комплектования государственного аппарата. По ста китай муниципальный азиатский бюрократия тистике ряда ведомств, только в 1988 г. более миллиона человек участвовали в экзаменах на штатные должности в правительствах различных ступеней. А среди лиц, зачисленных в штаты Госсовета в 1991 г. , около 80 % прошли строгую экзаменационную проверку. Таким образом, принятые даже временного акта о государственных служащих предшествовала восьмилетняя подготовительная работа, в том числе четыре года эксперимента в центре и на местах.

«Азиатская» или «восточная» модель бюрократии в своей классической форме представлена прежде всего бюрократией китайской. «Государственный служащий» является в настоящее время одним их самых популярных слов в КНР, но что касается самого понятия, то в КНР оно резко отличается от трактовки в западных странах. В развитых капиталистических странах «государственный служащий» – это преимущественно сотрудник государственного учреждения, назначенный на должность в правительстве путём невыборочных процедур. В КНР «государственный служащий» – это работник, исполняющий общественные обязанности в соответствии с законодательством и зачисленный в штат административного аппарата государства, зарплата и благосостояние которого обеспечиваются государственным бюджетом.

Разработка регулярной системы государственной службы, порученная Министерству кадров Госсовета КНР, началась в 80-е годы XX-го века. Первый вариант Временного положения о государственных служащих был выработан в 1987 г. и разослан для обсуждения в ряд центральных учреждений, в провинциальные органы административных единиц центрального подчинения и крупных городов. На основе результатов обсуждения был подготовлен обобщающий документ, который после ряда новых обсуждений и доработок был одобрен Государственным советом и Постоянным комитетом Политбюро ЦК КПК осенью 1993 г. После этого началось внедрение системы государственной службы, рассчитанное на 3 года или несколько больший срок. Вместе с тем еще на этапе обсуждения Временного положения проводилось его выборочное применение в ряде подразделений Госсовета и городов. Таким образом, Временное положение было введено в действие после 8 лет разработки и обсуждения, включая 4 года экспериментального применения. Его внедрение идет по частям, сверху вниз, и охватывает все правительственные органы от Государственного совета до волостных (поселковых) администраций, постепенно расширяя сферу охвата.

Эффективность проводимых в Китае преобразований, особенно в сфере государственного управления, во многом зависит от результатов начатой в 1993 году кадровой реформы, главной задачей которой является оптимизация административного аппарата и его совершенствование, внедрение современных методов работы, создание единой системы государственной службы в стране и укрепление ее правовой основы, организация системы подготовки кадров государственных служащих. Из общей категории кадров (ганьбу) выделяется категория государственных служащих (лиц, занимающих должности в административном аппарате), устанавливается иерархия госслужащих, вводятся ранги госслужащих.

Большое внимание уделяется моральному облику и идейно-политическому уровню, профессиональной подготовке и квалификации. Госслужащие проходят ежегодную аттестацию и проверки, на основании которых назначаются поощрения и взыскания, осуществляются присвоение очередного ранга, перевод на иную работу, решение о переподготовке.

В настоящее время в КНР проводится политика модернизации и совершенствования аппарата государственного управления. Говоря об общей идеологии реформирования системы государственной службы в КНР, отметим, что она, как и многое в модернизации Китая, являет собой компромисс старой, «советской», и новой, модернизированной систем.

Приоритетным направлением реформы государственной и муниципальной службы в КНР считается создание корпуса высококвалифицированных руководящих кадров, которые стали бы главным гарантом развития дела социализма в Китае.

Разработка и принятие Временного положения о государственных служащих в 1993 г. явились важным шагом в создании регулярной системы государственной службы в КНР.

Список использованных источников

Закон Китайской Народной Республики «О государственных служащих». Принят на 15-м заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 10-го созыва 27 апреля 2005 г. , указом председателя КНР № 35 Ху Цзиньтао 27 апреля 2005 г. принято решение опубликовать, вступает в силу с 1 января 2006 г.

Государственная и муниципальная служба Китая // Презентация. Изд-во Брянского института-филиала РАНХиГС. – Брянск, 2016. – 22 сл.

Государственная и муниципальная служба в регионе: современное состояние, проблемы, пути совершенствования: Сборник трудов участников региональной научно-практической конференции 25 октября 2013 г. , г. Липецк) / Под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Лаптева, канд. юрид. наук, доц. Моисеева. – Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2014. – 232 с.

Классический Китай / И. Каменарович. – М. : Вече, 2012. – 260 с.

Конституционное право зарубежных стран: учебник / под общ. ред. Баглая, Ю. Лейбо и Л. Энтина. – 5-е изд. , перераб. – М. : Норма, 2011. – 1080 с.

Красильников Д. , Сивинцева О. , Троицкая Е. Институциональная эволюция административных реформ в Китае и России: взаимный обмен опытом // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. – 2015. – № 4. – С. 192-218.

Кулешова Н. , Хао Л. Особенности трансформации государственной службы Китая в новых экономических условиях // Вестник ТГУ. – 2015. – Выпуск 4 (144). – С. 24-33.

Сивинцева О. Эволюция системы государственной службы в КНР: формирование китайского «гибрида» // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества. Материалы IV международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы: Д. Буяров, Д. Кузнецов. – 2014. – С. 278-285.

Хао Лун. Функционирование и развитие системы государственной службы в КНР на современном этапе: диссертация. кандидата политических наук: 23. – Москва, 2015. – 176 с.

Шэнь Няньцзу. Курс на повышение женщин-чиновников // Китай. – 2012. – № 3. – С. 18-19.

Размещено на Allbest

«Не всем дано быть госслужащими»

– По вашим наблюдениям, какие навыки, может быть, черты характера нужны для того, чтобы себя успешно реализовать на госслужбе? И насколько сейчас популярно быть госслужащим?

– Несмотря на небольшую заработную плату, все равно государственная и муниципальная служба является, не побоюсь этого слова, престижной. Но не всем дано быть госслужащими. У нас была программа «Малая академия государственного и муниципального управления», рассчитанная почти на 500 часов. На нее мы набирали студентов старших курсов. Они проходили практику в министерствах. После окончания института получали второе образование.

И были студенты, окончившие малую академию, которые говорили, что не видят себя на государственной службе. Мне один молодой человек сказал, что представлял себе все это совсем по-другому. Решил, что будет заниматься бизнесом, пойдет на завод, на какое-то предприятие.

Поэтому нельзя говорить о том, что всем это дано. Прежде всего, нужно любить людей, уметь работать с ними, а главное – искренне желать сделать жизнь граждан республики лучше.

пособие по подготовке к сдаче квалификационного экзамена для лиц впервые поступающих на госслужбу

«Эффект назначения – 60%. Глава Мордовии Артем Здунов – выпускник кадрового резерва. Насколько эффективна эта программа – судите сами»

– В Татарстане уже долгое время формируется кадровый резерв. Каково участие вашей школы в этой работе и насколько она эффективна? Это действительно реально работающий механизм, который позволяет человеку продвигаться по службе?

– Более семи лет существует программа по формированию кадрового резерва. Эффект назначения – 60%. Глава Мордовии Артем Здунов, вице-премьер Татарстана Лейла Фазлеева – выпускники кадрового резерва. Многие главы, которые назначены не так давно, – тоже выпускники «Кадрового резерва». Насколько эффективна эта программа – судите сами.

Мы занимаемся самой программой, отбор проводит Департамент государственной службы и кадров при Президенте Татарстана. Объявляется конкурс, приглашаются специалисты, которые проводят определенный отбор по определенным параметрам.

Затем отобранный кадровый резерв, это 20 человек, попадают в нашу школу. Мы формируем программу, согласовываем с департаментом и начинаем учебный процесс. Буквально недавно возили кадровый резерв в школу Сколково, и в течение трех дней они работали с кейсами. Сейчас занимаются межмодульной работой.

Эффект от этого есть, и он будет. Есть те, кто получает предложение по работе и успешно работает на руководящих постах. Есть и те, кто прекрасно прошли отбор и доказали, что сильные, повысили квалификацию, но поняли, что не готовы пойти на госслужбу. Однако эти люди остались в экономике республики, а следовательно, тоже являются частью команды.

– А что бы вы посоветовали тем людям, которые хотят попасть в кадровый резерв?

– Нужно посмотреть, какие конкурсы необходимо пройти, и подтянуть свою квалификацию. Есть случаи, когда только со второго раза попадают в кадровый резерв. Нужно еще и еще раз пытаться.

Нельзя останавливаться в образовательном процессе. Если ты остановишься, то станешь неконкурентоспособным на рынке, будешь невостребованным. Поэтому те, кто это понимает, приходят на наши курсы. Кстати, к нам обращается очень много предпринимателей.

пособие по подготовке к сдаче квалификационного экзамена для лиц впервые поступающих на госслужбу

«Прежде всего, нужно любить людей, уметь работать с ними, а главное – искренне желать сделать жизнь граждан республики лучше»

«Без живого общения ряд мероприятий просто невозможно провести»

– Кто преподает в Высшей школе государственного и муниципального управления?

– Около 70% преподавателей – государственные и муниципальные служащие, то есть практики, 30% составляют академические преподаватели. При этом основная часть из них – сотрудники КФУ, так как мы входим в состав Казанского федерального университета.

пособие по подготовке к сдаче квалификационного экзамена для лиц впервые поступающих на госслужбу

«Около 70% преподавателей – государственные и муниципальные служащие, то есть практики, 30% составляют академические преподаватели»

– А зарубежные преподаватели у вас работают?

– Да. Во время пандемии мы подписали соглашение в онлайн-режиме с южнокорейским Национальным институтом развития человеческих ресурсов, есть договоры с Сингапуром, китайской провинцией Сычуань. Когда приезжали представители российских субъектов, мы заказывали две онлайн-лекции, а так до пандемии привозили достаточно много зарубежных спикеров.

До пандемии к нам приезжал американский экономист Кеннет Рогофф, прочитал интересную лекцию. Мы организовали ее для руководящего состава Татарстана, для банкиров, сообщества ученых и аспирантов Казанского федерального университета. Жорж Сифри провел занятие по проектному управлению.

Во время пандемии провели свои видеолекции три спикера из Южной Кореи и испанский спикер Юрген Саленбахер.

– Как пандемия повлияла на учебный процесс? Вы, наверное, стали больше работать в режиме онлайн?

– Вся страна практически месяц находилась на самоизоляции. После снятия такого режима начали задумываться о том, как будем выходить из этой ситуации. Стали проводить семинары, используя программу Zoom, а также площадку дистанционного обучения КФУ.

Постепенно жизнь стала возвращаться в привычное русло, и мы стали поступательно вновь вводить формат очного обучения. Ведь без живого общения ряд мероприятий профессионального развития просто невозможно провести.

Сегодня практически 100% государственных и муниципальных служащих прошли вакцинацию, и мы проводим полноценное обучение в очном режиме. При этом мы со своей стороны создаем условия, соответствующие санитарным требованиям. Требуем этого и от наших слушателей.

пособие по подготовке к сдаче квалификационного экзамена для лиц впервые поступающих на госслужбу

«Попадая на очные курсы, муниципальные служащие знакомятся, обмениваются контактами и имеют возможность в дальнейшем задавать вопросы, позвонив своему коллеге»

– Какие инновационные методы обучения используете?

– В прошлом году запустили мобильное приложение, с помощью которого слушатели записываются на курсы, а также получают всю необходимую информацию о важных событиях. Мы не даем информацию, которую необходимо запоминать. Ведь все это можно найти в интернете или иных источниках. Мы даем инструменты, как находить и использовать информацию, и предлагаем алгоритмы решения тех или иных задач.

На занятиях муниципальные служащие работают группами над решением реальных кейсов. И самый главный эффект, который никто не отменял, – знакомство. Попадая на очные курсы, муниципальные служащие знакомятся, обмениваются контактами и имеют возможность в дальнейшем задавать вопросы, позвонив своему коллеге в случае возникновения какой-то сложной ситуации.

Медкомиссия

Медицинскую комиссию нужно пройти ещё до того, как вы будете оформлять заявление на выдачу нового водительского удостоверения. Сделать это можно в любом лицензированном лечебном учреждении — поликлинике по месту жительства или в платном медицинском центре. Срок действия справки — 12 месяцев.

При наличии некоторых заболеваний выдача нового водительского удостоверения невозможна. С подробным их перечнем можно ознакомиться здесь.

Обычно для прохождения медкомиссии требуются: паспорт, полис ОМС, военный билет для мужчин (не является по закону обязательным документом), документ о регистрации (для иногородних и иностранных граждан).

Сколько стоит комиссия, зависит от конкретной организации (в коммерческих центрах дороже, зато быстрее, в государственных клиниках дешевле, но медленнее), категории прав, дополнительных справок. В среднем цена варьируется от 2 000 до 6 000 рублей.

Врачи, которых придётся посетить обязательно:

  • офтальмолог;
  • психиатр;
  • нарколог;
  • терапевт, который выдаст медицинское заключение.

В отдельных случаях потребуется пройти дополнительные исследования и специалистов. Например, терапевт может направить к неврологу, а тот, в свою очередь, на электроэнцефалографию — исследование электрической активности мозга. Учтите, что такие процедуры могут увеличить стоимость медкомиссии.

Ещё один важный момент: заключение от психиатра и психиатра-нарколога можно получить только в государственных диспансерах по месту регистрации.

С начала 2021 года могут появиться новые правила получения медсправки. Если сейчас анализы у нарколога сдают только водители, которых подозревают в алкоголизме или употреблении запрещённых веществ, то с 1 января 2022 года такие исследования могут стать обязательными для всех, кто получает права.

Регистрация на Госуслугах

  • Нажмите кнопку «Регистрация», укажите свои Ф. И. О. и номер телефона и дождитесь кода подтверждения, который придёт в SMS.
  • Придумайте пароль для аккаунта и дождитесь уведомления об успешной регистрации.
  • Введите личные данные: укажите дату рождения, сведения о документе, удостоверяющем личность, и другую информацию, которую запросит ресурс.
  • Учётная запись создана, но, чтобы получить полный доступ к услугам портала, нужно её подтвердить. Для этого обратитесь в любой из офисов МФЦ с паспортом и СНИЛС, либо пройдите процедуру онлайн. Подробнее о способах подтверждения учётной записи можно узнать здесь.
  • Теперь вы сможете подать заявление на замену водительских прав.

Заявление

Подать заявление на замену прав можно любым удобным для вас способом:

  • Обратиться лично в ГИБДД.
  • Через Госуслуги (с подтверждённой учётной записью).

При замене водительских прав через ГИБДД или МФЦ придётся заполнить заявление вручную. Здесь важно писать разборчиво, без ошибок и сокращений. Бланк заявления можно взять здесь. Через Госуслуги заявление формируется онлайн — нужно просто заполнить поля на экране.

При любом случае подачи в документе потребуется указать Ф. , дату рождения, место регистрации, паспортные данные, серию и номер прошлого водительского удостоверения, сведения о медицинской справке, причину замены.

Госпошлина

Оплатить госпошлину можно любым удобным способом:

  • лично в банке;
  • почтовым переводом;
  • через электронные кошельки и интернет-банкинг;
  • через терминал в МФЦ;
  • через портал Госуслуг.

Размер госпошлины за замену водительских прав в 2021 году составляет 2000 рублей. При оплате через портал Госуслуг предоставляется скидка 30%. В этом случае госпошлина составит 1400 рублей.

Как и где можно поменять права

Итак, удобнее всего подавать заявление на замену прав через Госуслуги. Объясняем пошагово, как это сделать: рассмотрим ситуацию, когда истёк срок действия водительских прав.

Через приложение «Госуслуги» нельзя подать заявление на замену прав по истечении их срока действия. Это можно сделать только на сайте портала — через ПК или в мобильной версии.

1) Авторизуйтесь на Госуслугах.

2) В строке поиска введите «Замена прав», перейдите перейдите к пункту «Получение или замена водительского удостоверения», нажмите «Начать».

пособие по подготовке к сдаче квалификационного экзамена для лиц впервые поступающих на госслужбу

3) Укажите, какой тип документа вас интересует, — российский или международный.

пособие по подготовке к сдаче квалификационного экзамена для лиц впервые поступающих на госслужбу

4) Уточните цель обращения.

пособие по подготовке к сдаче квалификационного экзамена для лиц впервые поступающих на госслужбу

Выберите пункт «Замена водительского удостоверения»

5) Укажите, по какой причине требуется новое водительское удостоверение.

пособие по подготовке к сдаче квалификационного экзамена для лиц впервые поступающих на госслужбу

6) Приготовьте документы: вам понадобятся паспорт, медицинская справка и старое водительское удостоверение — при его наличии.

пособие по подготовке к сдаче квалификационного экзамена для лиц впервые поступающих на госслужбу

7) Паспортные данные подтянутся автоматически — убедитесь, что вся информация указана корректно.

пособие по подготовке к сдаче квалификационного экзамена для лиц впервые поступающих на госслужбу

8) Следуя подсказкам меню, ответьте на несколько вопросов.

пособие по подготовке к сдаче квалификационного экзамена для лиц впервые поступающих на госслужбу

9) Подтвердите контактный номер телефона.

пособие по подготовке к сдаче квалификационного экзамена для лиц впервые поступающих на госслужбу

10) Проверьте адрес электронной почты.

пособие по подготовке к сдаче квалификационного экзамена для лиц впервые поступающих на госслужбу

11) Подтвердите адрес постоянной регистрации.

пособие по подготовке к сдаче квалификационного экзамена для лиц впервые поступающих на госслужбу

12) Укажите данные медицинской справки: серия, номер, дата выдачи.

Ставите галочку об ознакомлении с порядком подачи заявления и нажимаете «Отправить». Готово! Останется только явиться в назначенное время в отделение ГИБДД и получить новые права. Срок обработки заявления на Госуслугах обычно составляет 1–3 дня.

Получить водительское удостоверение можно в любом регионе — вне зависимости от адреса регистрации.

Прийти в ГИБДД придётся в любом случае, независимо от способа подачи заявления. При личном посещении госавтоинспекции важно принести с собой оригиналы всех документов, указанных ранее: паспорт, медицинскую справку, старое удостоверение, квитанцию об оплате.

Водителя сфотографируют на месте, он распишется в готовой карточке, после чего удостоверение заламинируют и передадут владельцу.

Меняете водительские права? Заодно проверьте и срок действия полиса ОСАГО. Если он скоро истекает, то оформлять новый — от ведущих страховых компаний — удобно через МТС Страхование.

«Управление регионом – это такие же три кита, на которых все держится»

– На ваш взгляд, какие отличительные черты имеет управленческая школа в Татарстане? Мы знаем, что она пользуется авторитетом в России, о чем можно судить по количеству представителей республики в федеральных структурах. Как бы вы охарактеризовали эту школу?

– Руководством республики так выстроена вертикаль, что она работает как часы. И особенность в том, что эти часы не нужно серьезно корректировать, их нужно только вовремя заводить. Сегодня век цифровой трансформации, и без цифровизации не обойтись. Регион оценивается не заводами, а подготовленностью кадров. Есть крылатое выражение: «Заводы можно построить, пароходы можно купить, но этим кто-то должен управлять, иначе будет катастрофа».

Около четырех лет назад в Татарстан приезжал генеральный директор компании «Боинг». Во время публичной лекции он сказал, что любая компания держится на трех китах: управление инновациями, бережливое производство и подготовка кадров. Если в компании не занимаются человеческим ресурсом, то она развалится. То же самое с регионом, ничего нового. Управление регионом – это такие же три кита, на которых все держится.

пособие по подготовке к сдаче квалификационного экзамена для лиц впервые поступающих на госслужбу

«Президент Татарстана самое серьезное внимание уделяет развитию человеческого капитала республики»

Если в Татарстане запускается какая-то программа, то руководство берет ее под контроль. И каждый год у нас реализуются новые программы. Например, по строительству ФАПов, дорог, благоустройству дворов. При этом большое внимание уделяется распределению средств, используются инструменты бережливого производства и проектного управления.

Конечно, кадрами у нас серьезно занимаются. Президент Татарстана, который уделяет много времени саморазвитию, самое серьезное внимание уделяет развитию человеческого капитала республики. И это один из ключевых аспектов успешности Татарстана. Ведь регион будет оставаться конкурентоспособным только в том случае, если у него есть подготовленная команда управленцев. Без команды управленцев не получится то, что сегодня получается у республики.

– У вас достаточно богатый опыт работы главой муниципальных образований. Как вы считаете, поменялось ли лицо руководителя города или района? Каков сейчас портрет руководителя?

– Вообще очень много руководителей поменялось, пришло молодое поколение, которое адаптировано к нынешним условиям, понимает, что сегодня неосторожно сказанное слово может обернуться против него и власти. Раньше социальных сетей и мобильных телефонов не было.

Портрет чиновника, да, меняется. Сейчас он более образованный, продвинутый, более гибкий и многофункциональный.

У нас есть программа «Главы сельских поселений». Каждый год 300 глав сельских поселений повышают квалификацию. Мы видим, что сегодня они совершенно другие, не такие, как пять лет назад. И независимо от возраста все очень хорошо владеют компьютером, уверенно выступают, могут подготовить презентацию, аналитическую записку. Да, не все, возможно, могут работать с большими данными, но прогресс идет.

пособие по подготовке к сдаче квалификационного экзамена для лиц впервые поступающих на госслужбу

«Год начинался с того, что я как глава встречался с жителями. Я шел на эти встречи и не знал, что говорить, денег в бюджете не было, программ тоже»

– Было легче работать тогда, когда вы были руководителем Менделеевского района, или сейчас?

– И тогда, и сейчас работать непросто. С людьми всегда непросто работать. Нужно любить эту работу, любить людей и всегда видеть позитив. Если ты видишь негатив и постоянно раздражаешься от этого, тебе нужно просто уйти с такой работы.

Скажу только одно, что когда я начинал работать в Менделеевском районе, не было тех программ, которые реализуются сейчас. В начале года всегда проводились сходы граждан в сельских поселениях. И год начинался с того, что я как глава встречался с жителями. Я шел на эти встречи и не знал, что говорить, денег в бюджете не было, программ тоже.

Через несколько лет я уже шел на эти встречи с большим удовольствием, потому что столько программ появилось. А сколько сегодня программ и иных мер поддержки реализуется!

«Программу, по которой обучали в январе, нельзя повторить даже через три месяца»

– Игорь Анатольевич, как проходит обучение государственных и муниципальных служащих в школе и по каким направлениям ведется подготовка? Сколько человек в год вы обучаете?

– Высшая школа государственного и муниципального управления занимается повышением квалификации государственных и муниципальных служащих. У нас более 180 программ по различным направлениям. Есть специализированные программы, например «Государственные закупки», а есть общие – «Эффективный руководитель», «Начинающий руководитель», по которым в течение года обучается более 6,5 тыс. государственных и муниципальных служащих. Всего в Татарстане работает 12,5 тыс. государственных и муниципальных служащих.

Что касается графика обучения, то учебный процесс начинается с 15 января и завершается в декабре. Летом обучение не останавливается, у нас нет каникул.

– В мире все быстро меняется, возникают новые потребности, запросы у населения, в государственное управление тоже вносятся изменения. В связи с этим как меняются ваши программы?

– Все программы меняются минимум на 40-50%, потому что возникают совершенно разные запросы. Программу, по которой обучали в январе, нельзя повторить даже через три месяца. Нам нужно быстро бежать, чтобы не стоять на месте.

Есть такой термин – «инфляция образования». Те знания, которые мы получили сейчас, через несколько минут уже устарели, потому что мир настолько быстро развивается, тем более происходит цифровая трансформация.

Политик Ли Куан Ю в своей книге написал, что если бы его попросили вывести формулу успеха Сингапура, то он бы ответил, что, во-первых, необходимо постоянно повышать свою квалификацию и квалификацию своих сотрудников. И второе – это железная дисциплина.

пособие по подготовке к сдаче квалификационного экзамена для лиц впервые поступающих на госслужбу

«К нам приезжают из других субъектов для повышения квалификации. Ежегодно у нас обучаются служащие из субъектов Российской Федерации»

В образовании важна критическая масса. Если обучение прошли всего десять человек из ста, то когда они попадают обратно в ту среду, из которой приехали, их засасывает рутина. Если эта критическая масса составляет 50%, то эффект молниеносный. Но никогда нельзя ждать быстрого результата – сегодня провели тренинг по командообразованию, а завтра команда заработала по-новому. Это только первый шаг.

Чтобы скомплектовать команду, нужно как минимум полтора-два года. Это не секрет и понятно любому руководителю, который создавал компанию или приходил в какой-то коллектив и начинал формировать свою команду. Это большая работа, потому что люди должны чувствовать плечо, понимание между собой и слаженность. Ты можешь набрать замечательных специалистов из разной среды, которые в своей отрасли профессионалы, но не будет слаженного оркестра.

– А кто разрабатывает программы, по которым ведется обучение?

– Разрабатываем сами по запросу наших заказчиков – это, прежде всего, Департамент государственной службы и кадров при Президенте Татарстана, который курирует всю эту работу, а также отраслевые органы власти, которые разрабатывают техническое задание для программ.

– Из других регионов России к вам приезжают учиться?

– Да, к нам приезжают из других субъектов для повышения квалификации. Ежегодно у нас обучаются служащие из субъектов Российской Федерации. Это Иркутская область, Липецк, Сахалин, Дагестан, Крым и ряд других. В  прошлом году обучились группы из Калужской  области и Ненецкого автономного округа.

пособие по подготовке к сдаче квалификационного экзамена для лиц впервые поступающих на госслужбу

«Приезжают не только для обучения в Казанском федеральном университете, интересует субъект – Татарстан, который входит в лидеры по различным направлениям»

При этом приезжают не только для обучения в Казанском федеральном университете, интересует субъект – Татарстан, который входит в лидеры по различным направлениям среди других регионов России. Всем очень интересно, что происходит в республике, чем мы занимаемся.

Так, в текущем году приезжала группа из 85 управленцев Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов и Республики Саха (Якутия) во главе с губернаторами. В группу вошли 16 вице-губернаторов, 34 госорганов и 16 глав муниципальных образований и перспективные резервисты трех регионов. Программа получила высокую оценку как от обучающихся, так и от руководства республики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *