Правоохранительные органы это госслужба или нет

ГЛОССАРИЙ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ПРАВУ

Административная дееспособность – способность субъекта своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений.

Административный надзор – особый вид государственной деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, направленный на строгое и точное исполнение органами исполнительной власти, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами общеобязательных правил, имеющих важное значение для общества и государства.

Административное право – отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании – в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).

Административное правонарушение – противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность

Административная правоспособность – установленная и охраняемая государством возможность субъекта вступать в административно-правовые отношения.

Административное принуждение – особый вид государственного принуждения, имеющий своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления. Всем мерам административного воздействия присущ властно-принудительный характер.

Административно-правовая норма – установленное и санкционированное государством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сферу функционирования механизма исполнительной власти или (в широком смысле) государственного управления.

Административно-правовые отношения – это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления, стороны которых выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

Военная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Государственный служащий гражданской государственной службы – это гражданин РФ, назначенный в установленном порядке на должность федеральной государственной гражданской службы или государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и исполняющий за денежного содержание, выплачиваемое из средств государственного бюджета, свои служебные полномочия (права и обязанности).

Государственный служащий военной службы – это гражданин РФ или иностранный гражданин, назначенный в установленном порядке на воинскую должность федеральной государственной военной службы с присвоением воинского звания в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства и исполняющий за денежного содержание, выплачиваемое из средств федерального бюджета, свои служебные полномочия (права и обязанности).

Государственный служащий правоохранительной службы – это гражданин РФ, назначенный в установленном порядке на должность федеральной государственной правоохранительной службы с присвоением специального звания и классного чина в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина и исполняющий за денежного содержание, выплачиваемое из средств государственного бюджета, свои служебные полномочия (права и обязанности).

Государственная служба Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (федеральные государственные органы);

субъектов Российской Федерации;

органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации (государственные органы субъектов Российской Федерации);

лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (лица, замещающие государственные должности Российской Федерации);

лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации) (законодательное определение).

Государственная служба – это профессиональная деятельность государственных служащих (личного состава государственного органа) по обеспечению реализации целей и функций государственных органов посредством исполнения должностного регламента.

Государственная гражданская служба – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Государственный комитет – является федеральным органом исполнительной власти, который в установленной для него сфере деятельности осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, если это предусмотрено положением об указанном федеральном органе исполнительной власти. Руководитель государственного комитета вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных актов Правительства Российской Федерации по вопросам, отнесенным к полномочиям Правительства Российской Федерации, представляет предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся сферы деятельности государственного комитета, а также пользуется иными правами федерального министра, предусмотренными указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Государственное управление – подзаконная, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и практического руководства экономической, административно-политической и социально-культурной сферами жизни общества, когда осуществляется целенаправленное воздействие со стороны субъекта управления на управляемый объект с использованием имеющихся ресурсов, форм и методов.

Государственно-управленческая деятельность – функционирование субъектов исполнительной власти и иных звеньев государственного управления по реализации их задач и функций.

Должностной регламент по занимаемой должности государственной службы – важнейший документ, на положениях которого основывается деятельность любого государственного служащего и в котором должны содержаться требования, предъявляемые к государственному служащему, замещающему соответствующую государственную должность.

Исполнительная власть – это самостоятельная ветвь единой государственной власти, осуществляющая исполнительно-распорядительную и управленческую деятельность через систему государственных органов исполнительной власти путем реализации специальных нормативно закрепленных функций, государственно-властных полномочий методами и средствами, предусмотренными законодательством.

Исполнительные органы – все субъекты государственно-управленческой деятельности, включая субъекты исполнительной власти, а также органы управления, действующие за пределами практической реализации исполнительной власти (например, исполнительные органы системы местного самоуправления, органы управления жизнью предприятий, учреждений, общественных объединений, коммерческих структур).

Источники административного права – это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т. нормативные акты.

Методы административного права – это совокупность правовых средств, способов, приёмов регулирующего воздействия на управленческие отношения. Административное право использует три юридических возможности: предписание (возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в определённых условиях), запрет (возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в определённых условиях), дозволение (юридическое разрешение совершать определённые действия, либо не совершать их по своему усмотрению).

Общественное объединение – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения, что способствует реализации прав и законных интересов граждан.

Орган исполнительной власти – это государственная организация, являющаяся целостным самостоятельным структурным образованием государственного аппарата и представляющая собой организованный коллектив людей, который, действуя в рамках закрепленной за ним компетенции от имени государства в целях решения задач, стоящих перед государством и обществом, осуществляет функции исполнительной власти в Российской Федерации и ее субъектах и наделен для этого государственно-властными полномочиями.

Органы государственного управления – органы исполнительной власти и иные звенья, осуществляющие в том или ином объеме государственно-управленческую деятельность.

Правовой статус государственного служащего – установленное и гарантированное государством правовое положение государственного служащего, исполняющего свои полномочия по определенной должности государственной службы. В системе государственной службы Российской Федерации складываются разные правовые статусы государственных служащих: общий, особенный, специальный и индивидуальный правовые статусы.

Общий правовой статус государственного служащего установлен Конституцией РФ, федеральными законами.

Особенный правовой статус государственного служащего отражает специфику его служебной деятельности в отдельных видах государственной службы (гражданской, военной или правоохранительной).

Специальный правовой статус государственного служащего определяется правовым положением государственного органа, его специализацией. Этот статус носит профессиональный характер. Специальный правовой статус – это статус, специально предоставленный государственному служащему для выполнения задач и функций, возложенных на государственный орган в соответствии с легитимно утвержденным положением о нем.

Индивидуальный правовой статус государственного служащего определяется должностным регламентом (ранее – должностной инструкцией) по занимаемой должности государственной службы. Данный правовой статус включает в себя нормы общего, особенного и специального правового статуса государственного служащего.

Правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Правоприменительная функция – издание индивидуальных правовых актов, а также ведение реестров, регистров и кадастров.

Реализация административно-правовых норм – практическое использование содержащихся в них правил поведения в интересах регулирования управленческих общественных отношений.

Субъект административного права – это обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.

Субъект административно-правовых отношений – это физическое лицо или организация, являющееся участником управленческих правоотношений, наделенное определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способное их осуществлять.

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти образуются приказом федерального органа исполнительной власти для осуществления полномочий федерального органа исполнительной власти на определенной территории в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой размещения территориальных органов федерального органа исполнительной власти.

принимают участие в соответствии с профилем их деятельности в выработке мер и способов государственного регулирования социально-экономического развития субъектов Федерации, в анализе межрегиональных программ, разработке вариантов межрегиональной кооперации и подготовке других вопросов, входящих в компетенцию соответствующих министерств и ведомств;

участвуют в совместной работе с органами исполнительной власти субъектов Федерации по разработке и реализации мероприятий, касающихся сферы их деятельности;

систематически информируют министерства и ведомства Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Федерации о проводимой ими работе в регионах.

является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа;

в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту Российской Федерации;

не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр);

на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации (в ред. от 20 мая 2004 г

осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств;

осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов.

Федеральное министерство принимает нормативные правовые акты по вопросам установленной сферы деятельности министерства и подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства.

Федеральная служба (служба)является:

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа;

в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации;

не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации, а федеральная служба по надзору – также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Функции по принятию нормативных правовых актов – издание на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

Функции по контролю и надзору –

осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;

выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

Функции по оказанию государственных услуг – предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

Функции по управлению государственным имуществом – осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.

Юридические факты – обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями данной административно-правовой нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные административно-правовые отношения. В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия, а в некоторых случаях – события.

Поможем в написании учебной работы
Поиск по сайту:Главная
О нас
Популярное
ТОП
Новые страницы
Случайная страница
Изречения для студентов
Пожаловаться на материал
Обратная связь
FAQ

Часто задаваемые вопросы

о Лицее государственной службы и правоохранительных органов

  • 📍 По какому адресу находится Лицей государственной службы и правоохранительных органов?Лицей государственной службы и правоохранительных органов находится по адресу Россия, Самара, Братьев Коростелёвых, 17.
  • ☎️ Доступен ли номер телефона Лицея государственной службы и правоохранительных органов?Номер
    для связи: +7 (846) 333-47-53.
  • 🕖 Каков график работы Лицея государственной службы и правоохранительных органов?Двери заведения открыты
    по графику: Пн-пт: 08:00 – 17:00; сб: 08:00 – 14:30.
  • ⭐ Как клиенты заведения
    оценивают его уровень на Zoon.ru?В среднем компания оценивается пользователями Zoon.ru на 2.7.
    Вы можете написать свой отзыв о Лицее государственной службы и правоохранительных органов!
  • 📷 Сколько фотографий в анкете Лицея государственной службы и правоохранительных органов на Zoon.ru?На странице Лицея государственной службы и правоохранительных органов 33 фотографии.
  • ✔️ Насколько достоверна информация на данной странице?Zoon.ru старается размещать максимально
    точную и свежую информацию о заведениях.
    Если вы видите неточность и/или являетесь
    владельцем данного заведения,
    то воспользуйтесь формой обратной связи.

Средняя оценка – 2. 7
на основании 2 отзывов и 50 оценок

Поступление на должность в органы правоохранительной службы

Работа в органах правоохранительной службы является добровольной. Чтобы поступить на неё, претендент должен написать заявление в советующей форме, а также предоставить необходимый перечень документов о себе, своих доходах, имущественном положении, имеющихся обязательствах и т. по форме, регламентированной законодательством РФ.

Поступление на очную форму обучения в средние специальные и высшие профильные учебные заведения приравнивается к поступлению на правоохранительную службу и предусматривает присвоение специальных званий. Поступать на очную форму обучения имеют право граждане, достигшие 17-летнего возраста. Верхняя планка, ограничивающая предел поступления на очную форму обучения зависит от ранга замещаемых должностей.

Лицо, подавшее заявление о желании поступить на службу в правоохранительные органы, считается принятым с момента подписания правового акта о назначении уполномоченным должностным лицом, который свою очередь назначается уполномоченным государственным органом. Существует перечень должностей, занять которые возможно только после успешного прохождения конкурсного отбора. Этот перечень может определяться руководителем органа либо специальным внутриведомственным постановлением. Конкурсы проводятся в соответствии с законодательством РФ. Например, для органов внутренних дел существует приказ МВД России № 174 от 29 марта 2013 г. , регламентирующий порядок и условия проведения конкурсов на замещение вакантных должностей, а также перечень должностей, которые возможно занять на конкурсной основе.

Вещевое довольствие, звания и знаки отличия

Для поступивших на службу обычно устанавливается испытательный срок от трёх до шести месяцев, что зависит от уровня физической и профессиональной подготовки. В случае, если гражданин поступает на службу без присвоения званий и классных чинов, испытательный срок назначается с целью изучения его личностных и деловых качеств.

Сотруднику органов правоохранительной системы предоставляется форменная одежда с соответствующей символикой и знаками отличия. Образцы форменной одежды для каждого вида службы утверждаются Президентом РФ. Несмотря на наличие форменной одежды, знаков отличия и званий, работники правоохранительных органов не являются военнослужащими, поэтому обмундирование и все знаки отличия не могут быть аналогичными или похожими на военные образцы. По каждому виду службы существует отдельный указ, регламентирующий образцы формы, знаки различия, а также правила выдачи вещевого довольствия.

Для сотрудников службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ 25 ноября 2004 г. было принято Постановление№ 676 «О форменной одежде, знаках различия по специальным званиям и нормах снабжения вещевым довольствием сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ».

Для работников таможенной службы России 31 марта 2011 г. было принято отдельное постановление Правительства РФ № 237 «О порядке обеспечения вещевым довольствием должностных лиц таможенных органов Российской Федерации», в котором утверждены образцы формы работника таможни, знаки различия, а также специальные звания и классные чины для гражданских сотрудников таможенной службы РФ. Согласно этому постановлению, а также федеральному закону «О службе в таможенных органах РФ», работникам службы присваиваются звания, принятые в вооружённых силах (лейтенант, капитан, майор и т. ), но с обязательным уточнением «таможенной службы». Кроме этого, для гражданского служащего таможенной службы высшим является чин действительного государственного советника таможенной службы РФ.

При увольнении сотрудника из правоохранительных органов за ним сохраняется специальное звание, но с присоединением уточнения «в отставке». Звание учитывается при присвоении пенсии. Сохранение званий и чинов осуществляется на основании ст. 13 Федерального закона № 58-ФЗ.

Аттестация работников правоохранительных органов

Сотрудники правоохранительных органов регулярно проходят аттестацию, целью которой является определение уровня квалификации работников и их соответствия занимаемым должностям.

Для сотрудников органов по борьбе с оборотом наркотиков аттестация, согласно Указа Президента РФ от 5 июня 2003 г. № 613, должна проводиться один раз в два-четыре года. В случае необходимости досрочной проверки сотрудника на соответствие занимаемой должности допускается проведение досрочной аттестации, о чём принимается соответствующее решение руководителя органа наркоконтроля. Досрочная проверка может быть проведена не ранее, чем через год после зачисления сотрудника на должность. Данное положение не регламентирует порядок проведения аттестации.

Права и обязанности сотрудников правоохранительных органов

Долг каждого сотрудника правоохранительной службы – защищать права и свободы человека и гражданина, бороться с преступностью, обеспечивать законность и правопорядок. В связи с этим сотрудникам всех органов правоохранительных служб предоставлены особые права и на каждого их них возложен ряд обязанностей.

Сотрудники правоохранительных органов обязаны:

  • вне зависимости от должности, места и времени пребывания принимать все меры, не противоречащие законодательству РФ, для предотвращения преступлений, а также оказания помощи лицам, находящимся в опасности или в беспомощном состоянии;
  • обеспечивать соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также организаций;
  • знать в объёме, необходимом для исполнения должностных обязанностей, законодательство РФ и уметь его применять на практике;
  • поддерживать необходимый уровень физической подготовки и соответствовать занимаемой должности по состоянию здоровья;
  • регулярно (не реже одного раза в год) проводить медицинское обследование и соблюдать режим лечения в случае наступления временной нетрудоспособности;
  • своевременно реагировать на обращения граждан в рамках обязанностей, предписанных занимаемой должности.

К особым правам сотрудника органов правоохранительной службы относятся право:

  • на ношение и применение табельного огнестрельного оружия и иных спецсредств;
  • на применение физического воздействия и иных спецсредств (оружия) в случаях, предусмотренный федеральным законодательством;
  • на защиту со стороны государства жизни, здоровья и личного имущества, а также жизни и здоровья членов семьи в соответствии с законом РФ.

Иные права и обязанности, связанные со службой в правоохранительных органах, ничем не отличаются от прав и обязанностей остальных служащих. Тем не менее, учитывая особые условия прохождения службы, регулярно возникающую опасность для жизни и здоровья, сотрудники ряда подразделений правоохранительных органов имеют право на дополнительные компенсации, материальные выплаты и социальные гарантии, полагающиеся военнослужащим. А некоторые подразделения в связи с кругом выполняемых ими задач приравнены к военизированным.

Тематический словарь терминов (глоссарий)

Термины к теме № 1. «Система государственной службы Российской Федерации»

Государственная служба – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Основными принципами построения и функционирования системы государственной службыявляются: федерализм, законность, приоритет прав и свобод человека и гражданина, равный доступ граждан к государственной службе, единство правовых и организационных основ государственной службы, взаимосвязь государственной и муниципальной службы, стабильность государственной службы, открытость государственной службы и её доступность общественному контролю, профессионализм и компетентность государственных служащих, защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. К ведению субъекта РФ относится организация его государственной службы.

Система государственной службывключает в себя следующие виды государственной службы:

федеральную государственную гражданскую службу;

государственную гражданскую службу субъекта РФ;

правоохранительную службу.

Государственная гражданская служба – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Военная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Типология государственных должностей с точки зрения роли в реализации компетенции государственных органов и в соответствии с положениями ФЗ “О государственной гражданской службе РФ” включает два типа должностей:

1) государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов;

2) государственные должности государственной службы, которые учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

1) руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также – подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники(советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Правовое значение Реестров государственных должностей состоит в необходимости установления порядка учреждения должностей государственной службы. Должность государственной службы приобретает правовой статус не с момента её учреждения, а со дня включения в Реестр. не признаются легально существующими должности государственной службы, непоименованные в Реестре.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования:

1) к уровню профессионального образования;

2) к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;

3) к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Термины к теме № 2. «Правовое положение государственного служащего»

Государственный служащий – гражданин Российской Федерации, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Правовое положение государственных служащихпредставляет собой совокупность прав, обязанностей, ограничений, гарантий и ответственности, устанавливаемых законодательством и обеспечиваемых государством. При этом центральным элементом правового статуса государственного служащего являются возлагаемые на него обязанности, составляющие сущность его профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Все иные компоненты правового статуса государственного служащего имеют по отношению к его обязанностям подчинённое положение, поскольку их главная, основная цель – обеспечить надлежащее исполнение возложенных на государственного служащего публичных обязанностей.

Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Индивидуальный служебный спор – неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.

Индивидуальные служебные споры рассматриваются следующими органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров:

1) комиссией государственного органа по служебным спорам;

2) судом.

Комиссия государственного органа по служебным спорам образуется решением представителя нанимателя из равного числа представителей выборного профсоюзного органа данного государственного органа и представителя нанимателя.

Представители выборного профсоюзного органа данного государственного органа избираются в комиссию по служебным спорам на конференции гражданских служащих государственного органа. Представители представителя нанимателя назначаются в комиссию по служебным спорам представителем нанимателя.

Служебная дисциплина на гражданской службе – обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с законодательством о государственной службе и со служебным контрактом.

Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.

При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

2) вина гражданского служащего;

3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами “а” – “г” пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 Закона № 79-ФЗ.

Под персональными данными гражданского служащего понимаются сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданского служащего, позволяющие идентифицировать его личность и содержащиеся в личном деле гражданского служащего либо подлежащие включению в его личное дело в соответствии с Положением о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела (утв. Указом Президента РФ от 30 мая 2005 г. N 609).

Термины к теме № 3. «Прохождение государственной службы»

Под прохождением государственной службы понимается назначение на должность, присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, аттестацию или квалификационный экзамен, а также другие обстоятельства (события), устанавливаемые федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Право поступления на гражданскую службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком и соответствующие квалификационным требованиям, установленным федеральным законом.

Предельный возраст пребывания на гражданской службе – 65 лет.

По общему правилу поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса.

Конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы заключается в оценке профессионального уровня кандидатов, их соответствия квалификационным требованиям к этой должности.

При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.

Служебный контракт – соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

В акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте сторонами может быть предусмотрено испытание гражданского служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Срок испытания устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года.

Ротация на государственной службе – это различного рода переходы (направления) государственных служащих на другие государственные должности, в том числе в другие государственные органы.

Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

Квалификационный экзамен, выступая одним из средств обеспечения реализации принципа профессионализма и компетентности гражданского служащего, проводится исключительно при необходимости решить вопрос о присвоении гражданскому служащему классного чина гражданской службы.

Классный чин гражданского служащего – это персонально присваиваемый на основании аттестации или по результатам государственного квалификационного экзамена чин (служебный разряд), соответствующий служебному положению (занимаемой должности), уровню профессиональной и дополнительной специальной подготовки, выслуге лет, принадлежности к определенному ведомству и заслугам. Классные чины имеют пять наименований: секретарь государственной службы, референт государственной службы, советник государственной службы, государственный советник Российской Федерации и действительный государственный советник Российской Федерации. В каждой группе разрядов предусматривается три степени градации: 1, 2 и 3-й класс.

Выделяется четыре вида оснований прекращения служебного контракта:

1) по инициативе гражданского служащего;

2) по инициативе представителя нанимателя;

3) по соглашению сторон;

4) по обстоятельствам, независящим от воли сторон.

Контрольные вопросы к экзамену

Понятие государственной службы и ее виды.

Законодательство о государственной службе.

Государственная служба как комплексный правовой институт.

Государственный служащий.

Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в правовом регулировании государственной службы.

Юридическая ответственность государственных служащих.

Принципы государственной службы.

Государственная должность: понятие и правовые компоненты.

Особенности поступления на государственную службу.

Условия прохождения государственной службы.

Гарантии государственных служащих.

Основания и порядок временного отстранения государственного служащего от исполнения своих должностных обязанностей.

Пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих.

Гарантии государственного служащего при ликвидации и реорганизации государственного органа.

Подготовка и повышение квалификации государственных служащих.

Обеспечение законности и дисциплины в государственной службе.

Сводный реестр должностей государственной службы Российской Федерации.

Управление государственной службой.

Пенсионное обеспечение государственных служащих субъектов Федерации.

Обстоятельства, препятствующие поступлению или нахождению на государственной службе.

Порядок проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственной службы.

Испытательный срок по государственной должности.

Классные чины государственных служащих: порядок присвоения и сохранения.

Аттестация государственных служащих.

Личное дело государственного служащего.

Основания прекращения государственной службы.

Квалификационные требования по должности государственной службы.

Основные должностные обязанности государственного служащего.

Права государственного служащего, связанные с реализацией его должностных полномочий.

Ограничения, связанные со статусом государственного служащего.

Дисциплинарное производство.

Что относится к государственной гражданской службе?

Государственная гражданская служба — это исполнение полномочий федеральных государственных органов, региональных государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности на федеральном и региональном уровнях

Кто может стать государственным служащим?

На государственную гражданскую службу (далее — гражданская служба) вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 27 июля 2004 г

Что такое госслужба?

Государственная служба Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих

Кто относится к категории государственных служащих?

Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта

Кто имеет право занимать должности государственных служащих?

Право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям установленным настоящим Федеральным законом для государственных служащих

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *