Правовое регулирование госслужбы это

Отношения государственной службы подвергаются регулированию со стороны каждого из существующих источников права: закона, подзаконных актов госорганов, локальных актов.

ФЗ России № 79-ФЗ (от 27. 2004 года) в статье «Законодательство РФ о государственной гражданской службе РФ» определил перечень всех источников правового регулирования государственной службы в Российской Федерации.

Регулирование отношений, напрямую связанных со службой гражданского характера, производится с помощью:

  • Конституции Российской Федерации.
  • ФЗ «О системе государственной службы РФ».
  • Данным ФЗ.
  • Прочими федеральными законами, в частности, ФЗ, занимающимися регулированием особенностей прохождения госслужбы.
  • Непосредственными указами Президента России.
  • Постановлениями от Правительства России.
  • Нормативными правовыми актами органов исполнительной власти (федеральных).
  • Конституциями (либо уставами), а также законами и прочими правовыми актами (нормативными) субъектов Российской Федерации.
  • Нормативными правовыми актами госорганов.

Законодательство касательно госслужбы сформировано еще не до конца, и из-за этого оно регламентируется, в первую очередь, когда это касается прочих ветвей власти, чем власть исполнительная, в большей мере именно локальными правовыми актами. Охотский провел анализ локальных актов палат Федерального Собрания, а также документов об аппаратах палат данного Собрания, положений касательно их структурных подразделений, изданных председателями палат данного Собрания, а также руководителями их аппаратов. Правовая природа данных локальных актов совершенно не изучена, и даже рецензенты книги Е. Охотского не способны в некоторых случаях узнать, какова именно природа актов об аппаратах объединений депутатов. Они считают, что, если разобраться, они даже не считаются локальными правовыми актами, так как согласовываются с руководством объединения депутатов, а утверждаются при этом руководителем аппарата Государственной Думы.

Получается, что законодательство в значительной мере расширяет, притом без должного на то обоснования, круг субъектов правотворчества, актами которых госслужба и регулируется. В этом случае теряется весь смысл их единого государственного происхождения.

Самым первым законом касательно государственной службы в России стал ФЗ № 119-ФЗ «Об основах госслужбы РФ» (от 31. 1995 года), на данный момент не имеющий силы, но, при этом, учитываемый как самый первый закон, заложивший базовые принципиальные черты госслужбы на территории постсоветской России. Четвертая статья данного Закона определяла то, что российское законодательство о госслужбе состоит из актуальной Конституции РФ, данного ФЗ, федеральных законов и прочих нормативных правовых актов РФ и, помимо этого, из уставов, конституций, законов и прочих нормативных правовых актов субъектов РФ. Одиннадцатая статья ТК РФ, который был принят ФЗ № 197-ФЗ (30. 2001 года), говорит о том, что данный Кодекс, законы и прочие нормативные правовые акты, которые содержат нормы трудового права, действуют на абсолютно всех работников, которые заключили официальный трудовой договор со своим работодателем.

Специфика правового регулирования труда некоторых категорий работников (таких, как руководители различных организаций, индивиды, работающие по совместительству, женщины, индивиды с семейными обязанностями, молодежь, госслужащие и проч. ) устанавливается данным Кодексом, а также прочими ФЗ.

Вместе с административной реформой Путина-Фрадкова 2002-2004 гг. были приняты в рамках данной реформы госслужбы и действующие на сегодняшнее время:

  • ФЗ РФ № 58-ФЗ «О системе госслужбы России» от 27.05.2003 года.
  • ФЗ РФ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.05.2004 года.

Есть еще несколько подзаконных актов, среди которых Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и прочих служащих, который был утвержден постановлением Министерства труда России от 21. 1998 под номером 37.

На способ ведения трудовых книжек персонала (служащих и рабочих) на предприятиях, в организациях и учреждениях по-прежнему распространяется постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС № 656, датированного 6. 1973 года.

Источником правового регулирования госслужбы также считаются: административный прецедент во Франции, а также административный договор. Социалистическая правовая система официально не признает правовое значение как судебного, так и административного прецедента.

Правила международного договора

Стоит уделить внимание месту международных правовых актов в некоторых источниках правового регулирования госслужбы в РФ. ФЗ № 79-ФЗ, датированный 27. 2004 года, во втором пункте статьи пятой «Законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе РФ» закрепил то, что если договором международного характера РФ установлены другие правила, нежели те, которые предусматриваются данным ФЗ, то будут применяться правила именно международного договора.

Но по факту для исполнения подобных законодательных формулировок нет подходящих условий, и их не создает и не планирует создавать в дальнейшем именно властвующая группа. Получается, что международное законодательство в рамках ООН (и только данной организации, хотя их множество) публикуется в издании под название «UN. Treaty Series», и оно признается настоящим дефицитом даже для специалистов-международников, и практически недоступно рядовым госслужащим.

Особенности международного права

Никакими другими факторами, кроме как желанием сдать российские интересы, невозможно объяснить настолько преувеличенную оценку международного права касательно организации внутренней службы в суверенном государстве. В истории бывали ситуации недвусмысленной оценки нескольких международно-правовых документов как совершенно не обязательных в том числе для государств, подписавших их. Сатоу утверждал, что далеко не все соглашения международного характера должны обладать «обязательной силой».

Никаких обязательств юридического характера не исходило из Атлантической хартии, которая была подписана 14. 1941 года. В данной хартии американский президент (на тот момент Рузвельт), а также представитель правительства британской королевы (на тот момент Черчилль) совместно заявили, что во время принятия 10. 1948 года Ген. Ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека было подчеркнуто то, что на страны, которые проголосовали за данную декларацию, не возлагается совершенно никаких обязательств юридического характера. Брать на себя большее число обязательств, нежели предполагается международным правом – это абсолютно неоправленный риск, иногда свойственный «демократам» в РФ. И если корсар Барбаросса сумел превратить небольшое турецкое княжество в Оттоманскую империю, вызывавшую уважение, благодаря своим личным качествам, то Ельцин, из-за своей нетрезвой дикости, сумел, наоборот, привести к развалу великой державы, послужив толчком к образованию разрозненных и враждующих «постсоветских республик».

В системе мер, которые предусматривались Президентом РФ в Указе, датированном 03. 1997 года, № 278 «О первоочередных мерах по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию «Порядок во власти – порядок в стране. (Касательно положения в стране и базовых направлений политики РФ)», уже предусматривалось разработать до 1. 1997 года свод неких этических правил госслужащего и концепцию кодекса госслужбы. Этические правила как источник конкретно правового регулирования госслужбы вызывают двоякую оценку. По мнению А. Оболонского, возрождению этического кодекса поведения чиновника (можно называть по-разному – кодекс чести, моральный кодекс) необходимо уделить значительное внимание наряду с прочими мерами.

Получается, что этика – это некий свод правил морального происхождения, которые присущи индивидуальностям либо негосударственным организациям.

Но, при этом, мораль господствующего в экономическом смысле класса, возводится в закон, и это уже право. Этика в качестве правила поведения в государстве – это право, закрепленное законодательно. Основное различие морали (либо этики) и права состоит в том, что нарушение моральных правил приводит к общественному порицанию нарушителя, а нарушение правовой государственной нормы обеспечивается репрессиями, государственным принуждением. Не стоит разыскивать в морали спасение от того, что не исполняются правовые нормы. Возможно испортить даже моральные нормы. А приводить в порядок государство получится исключительно на основе права. Поголовный цинизм и вседозволенность нынешнего госаппарата РФ, по словам А. Оболонского, появились не на фоне советского этического кодекса, а из-за преступного характера деятельности «приватизаторов государства», а также власти. Данное определение реформам Ельцина дал Е. Гайдар.

Правовое регулирование государственной службы

Важный элемент государственного механизма представлен системой государственной службы. Еще Николай I говорил: «Не я правлю страной, а 5000 чиновников».

Государственная служба — это комплексный социальный институт, работающий с помощью осуществления гражданами (государственными служащими) профессиональной деятельности в области реализации функций органов государства.

Если обратиться к нормативному регулированию этой деятельности в нашей стране, то оно осуществляется с помощью нескольких документов:

  • Конституция РФ, устанавливающая основы, являющиеся исходными для госслужбы, включая главенство конституционных положений, федеральных законов на всей территории страны РФ; единую систему власти в стране, разграничение предметов ведения субъектов и Российской Федерации; главенство прав и свобод человека и гражданина; обязанность страны осуществлять признание, соблюдение и защиту прав и свобод; обеспечение равного доступа граждан к госслужбе;
  • ФЗ 58 «О системе государственной службы РФ» (далее Закон), определяющий в соответствии с Конституцией правовую и организационную основу государственной службы, ее виды и уровни, базовые принципы построения и работы, а также взаимосвязь между государственной и муниципальной службой;
  • ФЗ № 79 «О государственной гражданской службе РФ», формирующий правовую, организационную, финансовую и экономическую основу государственной гражданской службы в нашей стране;
  • другие ФЗ, включая те, которые регулируют аспекты прохождения гражданской службы;
  • президентские указы и правительственные постановления;
  • нормативные правовые акты, выпущенные федеральными органами исполнительной власти;
  • конституции (уставы), законы и прочие правовые акты субъектов России;
  • нормативно-правовые акты государственных органов (например, должностной регламент).

Служба государству является предметом специального правового регулирования, при этом действующее с февраля 2005 года новое законодательство о ней установило главную роль законодательства о гражданской службе. В соответствии с правовой природой в отношении публичного (административного) права она находится над законодательством о труде, что регулирует частное право. Трудовой Кодекс и прочие законодательные акты о труде могут быть направлены на государственно-служебные отношения только в ситуациях, которые не смогло урегулировать законодательство о госслужбе.

Сегодня продолжается деятельность в области реформирования отечественной госслужбы, включая формирование нормативно-правовой основы, которая регулирует все аспекты госслужбы в России.

В нашем государстве государственная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность субъектов, которые занимаются обеспечением исполнения полномочий:

  • государства и его субъектов;
  • федеральных органов власти в стране;
  • органов власти в субъектах РФ;
  • лиц, которые замещают государственные должности, установленные конституционными положениями, ФЗ с целью непосредственного исполнения полномочий федеральных органов государства;
  • лиц, которые замещают государственные должности, установленные конституциями, уставами, законодательными актами субъектов с целью непосредственного исполнения полномочий органов государства, находящихся в субъектах РФ (1 статья Закона),

Основы государственной службы

Построение и деятельность государственной службы в нашей стране основаны на соответствующих принципах (руководящих положениях в практических действиях. В их число необходимо включить:

  • федерализм, который обеспечивает единство системы госслужбы (с его помощью соблюдается конституционное разграничение предметов ведения и полномочия федеральных органов, органов субъектов);
  • законность;
  • главную роль свобод и прав человека и гражданина, включая их непосредственное действие, обязательное признание, следование им и защиту;
  • равный доступ для всех лиц к государственной службе;
  • единство организационных и юридических основ службы государства, что характеризуется законодательным закреплением единого подхода к ее организации;
  • связь между службой государству и муниципалитету;
  • открытость и доступность госслужбы контролю со стороны общества, в том числе его объективное информирование о работе государственных служащих;
  • компетенция и профессионализм работников, служащих государству;
  • защита служащих от неправомерных действий в их профессиональную служебную деятельность со стороны государственных органов и должностных лиц, граждан и предприятий.

Система государственной службы РФ состоит из 3 видов и 2 уровней госслужбы.

В состав видов можно включить:

  • государственную гражданскую службу;
  • военную службу;
  • правоохранительную службу.

Первая из них может подразделяться на 2 уровня: федеральная государственная гражданская служба и государственная гражданская служба субъекта РФ.

Вторая из них представляет собой виды только федерального уровня. Другими словами, российские субъекты, включая республики, края, области, города федерального значения, автономные области и округа, имеют полномочия создавать только государственную гражданскую службу.

Государственная гражданская служба представляет собой вид службы, профессиональную деятельность граждан на должностях гражданской госслужбы. С ее помощью обеспечивается исполнение полномочий федеральных, государственных органов, субъектов РФ и тех лиц, которые замещают государственные должности РФ и ее субъектов.

Государственная гражданская служба в субъектах РФ — это профессиональная служебная деятельность граждан, которые находятся на должностях гражданской госслужбы. Они обеспечивают исполнения полномочий субъектов, его органов и тех лиц, которые замещают должности субъекта. Правовое регулирование такой службы находится в совместном ведении России и субъектов РФ. Организация и действие подчинены субъекту РФ.

Военная служба — это вид федеральной госслужбы, профессиональная работа лиц на воинских должностях в ВС РФ, прочих войсках, воинских (специальных) формированиях и организациях, которые работают в области обеспечения государственной безопасности и обороны. Законодатель предусмотрел службу в ВС РФ иностранных лиц, включая их поступление на военную службу и ее осуществление по контрактам. Гражданские служащие отличаются от военнослужащих тем, что ими могут быть лишь граждане нашей страны, которые не имеют право на двойное гражданство.

Правоохранительная служба — это вид федеральной госслужбы. Она заключается в профессиональной служебной работе лиц на должностях правоохранительной службы в соответствующих органах, учреждениях и службах. Они призваны осуществлять функции, которые обеспечивают законность, безопасность и правопорядок. Здесь же производится борьба с преступностью, защита прав и свобод граждан.

Законодатель предусмотрел возможность формирования, помимо трех рассмотренных видов госслужбы, «другие виды федеральной государственной службы» с помощью внесения «изменений и дополнений» (ст. 2 Закона).

Для видов государственной службы предусмотрена определенная взаимная связь. Ее обеспечивают:

  • соотносительность базовых условий прохождения службы, суммы оплаты труда, включая основные социальные гарантии государства. Прохождение службы государству любого вида предполагает следующие действия: назначение на должность, исполнение определенных обязанностей, конкурсное замещение вакантных должностей (включение в состав кадрового резерва), карьерный рост; оценка степени соответствия служащего квалификационным требованиям и др. С любыми госслужащими должен быть заключен не трудовой договор, а служебный контракт;
  • ограничения и обязательства в процессе осуществления госслужбы России различных видов. Так, служащий любого вида госслужбы не вправе продолжать ее в следующих ситуациях: наличие непогашенной судимости, гражданство прочей страны (если другое не указано в одном из международных договоров РФ); назначение или избрание на государственную должность и др. Включению в контракт и должностной регламент подлежат обязательства госслужащего, касающиеся соблюдения данных ограничений;
  • учет стажа службы РФ иных видов для исчисления стажа;
  • соотносительность базовых условий пенсионного обеспечения со стороны государства лиц, которые проходили государственную службу в России.

Связь между видами службы обеспечена единством системы госслужбы и принципов ее работы и построения.

Для работы госслужащих, их профессиональных и личных качеств общество предъявляет высокие требования. Это обусловлено тем, что качество государственного управления прямым образом зависит от качества работы госслужащих, их профессионализма и добропорядочного отношения к своим обязанностям в сфере обеспечения жизнедеятельности нашего общества. Как справедливо полагал Бисмарк, при наличии плохих законов и хороших чиновников управление еще возможно, но при наличии плохих чиновников не способно помочь никакое законодательство.

История и современные особенности государственной службы

По традиции так складывалось, что в российском обществе в отношении служилых людей, которые находились на службе государству, предъявлялись высокие требования. Это касается нравственной и профессиональной стороны. Государственные служащие – публичные люди, они всегда находятся на виду. Более того, от степени их честности, компетентности и законопослушания зависит общее благосостояние государства и общества.

Выдающимся отечественным философом и правоведом И. Ильиным была высказана точка зрения, что законодательные акты и правительственные распоряжения должны, в первую очередь, соблюдать и исполнять сами чиновники. Это обусловлено тем, что чиновник — это первое лицо, которое связывает закон. Также он связывает всех, включая Государя, министров, полицейских и судей, а также рядовых граждан. От закона можно отступить лишь по совести, если необходима справедливость и при условии принятия на себя ответственности. Формальное и педантичное использование закона не представляет собой законность. «Крайняя законность» ни в каких случаях не должна превратиться в «крайнюю несправедливость». Еще в русских пословицах было сказано: «не всякий прут по закону гнут». Также философ полагал, что любое использование закона должно требовать беспристрастного жизненного наблюдения (интуиция фактов) и решающего усмотрения (интуиция права). По этой причине для применения закона предполагается в душе чиновника наличие живого творческого правосознания (правового разумения и правовой совести). Именно в этой области не должна присутствовать корысть. Еще русская летопись исключала в этом случае «воровство» и «малодушие» (взятки, косвенная личная выгода, классовый интерес, родство, льстивое служение, прислуживание, потакание, укрывательство).

Государственные служащие — это граждане Российской Федерации, которые взяли на себя соответствующие обязательства в области прохождения государственной службы. Таким образом, они исполняют полномочия, которые были даны им народом.

В русском языке понятие «служащий» обозначало человека, состоящего на какой-либо службе. Еще в период Московского централизованного государства и даже ранее упоминаются «служилые люди», которые состоят на государевой службе. Одно время их называли чинами. Прохождение такой службы регулировало «Уложением о службе», которое было принято в 1556 году Боярской думой в соответствии с указанием Ивана Грозного.

Трансформация государевой службы в государственную службу произошла в процессе петровских административных преобразований. Вышло из обращения понятие «служилые люди» и стало использоваться понятие «чиновник», которое успешно дошло до наших дней и сохранило смысловую нагрузку. Регламентация службы чиновников, «служащих государю и жалованных классным чином» происходила с помощью «Табели о рангах» (1722 г. ) вплоть до 1917 года. Она и представляла собой Закон о госслужбе того времени.

В период СССР понятие «служащие» употреблялось почти наравне с категорией «рабочие». В число служащих включали не только работников госучреждений (например, учителей), но и сотрудников негосударственных структур (например, аппарат комсомольской или профсоюзной организации). Не было разграничения между понятием «служащий» и «государственный служащий».

Исходя из вышесказанного, следует разграничить понятия «государственный служащий» в широком и узком понимании. В первом из них он представляет собой служащего любых государственных организаций (учреждений, органов, предприятий). В узком понимании он является профессиональным работником органов государственной власти или гражданином страны, которые замещает должность в органе государства в законодательно установленном порядке.

Государственным служащим может быть гражданин РФ, который достиг 18-летнего возраста. Также он должен владеть государственным языком нашей страны и соответствовать предъявляемым квалификационным требованиям.

Служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности госслужбы, что регулирует правовой акт о назначении на должность. Для таких сотрудников предусмотрен служебный контракт и выплата денежного содержания с помощью средств федерального бюджета (бюджета соответствующего субъекта).

Данное определение включает совокупность признаков специалиста, делающих его госслужащим. Перечислим их:

  • гражданство России;
  • владение языком РФ;
  • соответствие профессиональным и квалификационным требованиям;
  • назначение на должность государственной гражданской службы;
  • принятый правовой акт о назначении (приказ);
  • заключенный служебный контракт;
  • перспектива получения денежного содержания.

В соответствии с положениями Конституции (32 статья) все граждане нашей страны обладают равным доступом к государственной службе, если у них имеются на то способности и профессиональная подготовка. При приеме на службу недопустимо устанавливать для них какие бы то ни было прямые или косвенные ограничения, кроме тех, которые указаны в законе. Одно из подобных законных ограничений заключается в обязательном для госслужащих гражданстве РФ.

ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» закрепил категорию «государственный служащий» в узком понимании. Статья 13 этого акта гласит, что это может быть гражданин РФ, который осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы. Из этого следует, что не могут быть государственными служащими те лица, которые занимают должности в гос. организации (учреждении, предприятии).

Служащие осуществляют свои административные и властные полномочия, исполняют обязанности в соответствии с замещаемой должностью и занимаемым положением. Их статус или правовое положение определяются 3 главой вышеобозначенного закона.

Правовое положение (статус) гос. служащего представляет собой меры должного и возможного поведения, которые установило и гарантирует государство. При их изменении происходит и трансформация правового статуса госслужащего, включая отставку, повышение и понижение, выход на пенсию и увольнение).

В состав понятия «правовой статус» включены базовые характеристики правового положения, прописанные в соответствующих нормативно-правовых актах. Именно они способны определять их место и поведение в иерархической лестнице государственной службы.

Рассматриваемое понятие — это определенная структура, в качестве основного элемента которой выступают права и обязанности. Помимо перечисленного есть и прочие элементы правового статуса, которые изображены на рис.

Правовое регулирование госслужбы это

Рисунок 1. Правовой статус госслужащего

ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» закрепляет права и обязанности гражданских служащих, а также ограничения и запреты, которые связаны с такой службой.

Правами госслужащего представляют собой возможности и свободы, которые обусловлены конституционными положениями, охраняются государством и установлены федеральным законодательством. Они касаются профессиональной деятельности, обеспечивающей исполнение полномочий органов государства.

Конституция РФ гласит, что госслужащие в качестве граждан РФ, которые имеют определенный род и характер занятий, должны быть равны перед законом. Они могут в полной мере использовать все свои права и свободы, гарантированные Конституцией РФ (2 глава) и законами РФ. Наряду с этим, госслужащим для успешной служебной деятельности могут быть предоставлены особые права (служебные права), которые в соответствии с целями и составом принципиально отличаются от субъективных гражданских прав.

Гражданские служащие в рамках своих прав должны быть:

По закону гражданские служащие имеют право при наличии предварительного уведомления представителя нанимателя осуществлять другую оплачиваемую работу. Это предусмотрено для случаев, когда данные действия не способны привести к конфликту интересов.

Обязанности госслужащего заключаются в обязательном систематическом осуществлении функций (основных действий), обусловленных Конституцией и ФЗ. В системе они представляют собой суть профессиональной деятельности в области обеспечения исполнения полномочий гос. органов.

Такие служащие при нахождении на государственной службе могут попасть под специальный правовой режим. Он отличается от общих правовых норм. Наряду с этим, госслужащие, как граждане России, не освобождаются от общегражданских обязанностей перед обществом. они уплачивают все налоги и сборы, которые установлены законом, должны сохранять природу и окружающую среду, осуществлять защиту Отечества, нести воинскую службу (альтернативную гражданскую службу в иных случаях, которые установлены отдельными законами).

На некоторые категории государственных служащих конституционные положения возлагают более высокие обязанности. Это происходит для интересов нормальной работы государственной службы. Например, Конституция РФ содержит положение о том, что должностные лица должны для каждого заинтересованного лица обеспечить возможность ознакомиться с документами и материалами, которые напрямую затрагивают его права и свободы, получить достоверные и своевременные сведения о факторах, способны создать угрозу жизни или здоровью и др.

ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» включает несколько общих служебных обязанностей:

  • соблюдение Конституции, ФЗ, прочих НПА;
  • исполнение должностных обязанностей по должностному регламенту;
  • выполнение поручений вышестоящих руководителей, которые даны в рамках их полномочий и соответствуют законам РФ;
  • соблюдение при исполнении должностных обязанностей прав и законных интересов организаций и граждан;
  • соблюдение служебного распорядка государственного органа;
  • поддержка уровня квалификации, который требуется для надлежащего исполнения обязанностей, предусмотренных должностью;
  • неразглашение информации, которая представляет собой государственную (другую охраняемую федеральным законом) тайну, а также информацию. которая стала известна служащему по причине исполнения должностных обязанностей (сюда входят сведения, которые касаются частной жизни и здоровья граждан, затрагивают их честь и достоинство);
  • обязанность беречь имущество государства, включая то, которое было предоставлено для исполнения должностных обязанностей;
  • представление сведений о себе и членах своей семьи, информации о полученных доходах и принадлежащем имуществе, которое является объектом налогообложения и др.;
  • сообщение о выходе из гражданства (приобретении гражданства другой страны) в день, когда это произошло;
  • соблюдение ограничений, выполнение обязательств и требований к служебному поведению, отсутствие нарушений запретов, установленных ФЗ;
  • сообщение представителю нанимателя о личной заинтересованности, способной привести к конфликту интересов, принятие мер для предотвращения таких конфликтов.

В состав гражданских служащих категории «руководители» могут предъявляться требования, которые заключаются в недопущении случаев принуждения подчиненных к участию в работе религиозных объединений, политических партий и прочих общественных объединений.

Гражданские служащие не могут исполнять неправомерные поручения, которые были даны им руководителем, иначе они вместе будут нести соответствующую уголовную, дисциплинарную, гражданско-правовую или административную ответственность.

Специфика служебной деятельности, высокая степень ответственности перед обществом и гражданами за выполнение государственно важных задач, способны накладывать на положение гражданских служащих определенные ограничения.

Под правовыми ограничениями, которые относятся к государственной службе, необходимо понимать правила, условия и запреты, которые обусловлены Конституцией РФ и ФЗ. Они способны поставить госслужащего в определенные юридические рамки, при этом выходить за пределы их служащему запрещается.

Так, законодатель определил несовместимость с пребыванием на гражданской службе в следующих ситуациях:

  • наличие болезни, которая может создать препятствия прохождению гражданской службы; признание гражданина недееспособным (ограниченно дееспособным) в соответствии с судебным решением;
  • осуждение к наказанию по судебному приговору, включая случаи, когда судимость не снята или не погашена;
  • работа одновременно двух родственников, а именно случаи отношений близкого родства или свойства (предусмотрено для случаев, когда замещение должности гражданской службы непосредственно связано с подчиненностью или подконтрольностью);
  • выход из гражданства нашей страны, наличие или приобретение гражданства другой страны;
  • представление поддельных документов или заведомо ложной информации при поступлении на гражданскую службу; непредставление информации или представление заведомо ложной информации о доходе, имуществе и обязательствах имущественного характера.

В соответствии с последним пунктом гражданские служащие каждый год (до апреля) должны сообщать информацию о своих доходах представителю нанимателя. В их качестве могут выступать руководитель гос. органа, лицо, замещающее государственную должность, включая их представителей.

Помимо ограничений, прописанных в служебном контракте, которые должны соблюдать гражданские служащие, они не должны нарушать определенные запреты. Их регулирует 17 статья ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». В соответствии с положениями этой статьи гражданскому служащему строго запрещено участие на платной основе в работе органа управления коммерческих компаний, осуществление предпринимательской деятельности (строгое ограничение получения дополнительного заработка гражданским служащим через другую оплачиваемую работу)

Ранее ФЗ № 119 «Об основах государственной службы» разрешал служащим только «заниматься педагогической, научной и прочей творческой деятельностью». Сейчас Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ» предусматривает положение, что они имеют право выполнять другую оплачиваемую работу только при наличии предварительного уведомления представителя-нанимателя. Это не должно приводить к конфликту интересов.

Конфликт интересов представляет собой ситуацию, в которой личный интерес государственного гражданского служащего может оказать влияние (уже влияет) на качественное и объективное исполнение обязанностей. В этом случае проявляется противоречие между личными и законными интересами граждан, общества, государства и организаций. Оно чаще всего приводит к причинению вреда.

Личная заинтересованность представляет собой возможность получения служащим в ходе исполнения должностных обязанностей дохода (неосновательное обогащение) в натуральной или денежной форме. Также это может быть материальная выгода для него, членов его семьи, родственников, предприятий и лиц, с которыми он имеет финансовые или иные отношения. При ее возникновении гражданский служащий должен письменно проинформировать об этом представителя (нанимателя).

Еще один запрет заключается в невозможности замещать должность гражданской службы в процессе избрания (назначения) на гос. должность, избрания на выборную должность органа местного самоуправления или избрания на оплачиваемую выборную должность в профсоюзе.

Также служащий не вправе получать какие-либо вознаграждения в ходе выполнения обязанностей. Вознаграждения представляют собой деньги, подарки, оплату транспорта, ссуды, оплату услуг, развлечений и отдыха. Этот запрет настолько строг, что даже те подарки, которые гражданский служащий получил в связи с протокольными мероприятиями, командировками и прочими официальными мероприятиями, должны быть переданы им по акту в государственный орган, где он может служить. Такие вознаграждения признаются в качестве собственности государства (субъекта РФ). Единственным исключением может быть случай, в соответствии с которым установлен запрет на дарение государственному служащему по причине его должностного положения (исполнения им служебных обязанностей).

Так, не допускается дарение, исключая обычные подарки, сумма которых не превышает 3000 руб.

Служащие не могут и заниматься приобретением ценных бумаг, по которым они в будущем смогут получить прибыль. Если же ценные бумаги были куплены до момента поступления на службу, то гражданский служащий должен осуществить их передачу в доверительное управление организации, которая наделена соответствующими полномочиями государства. Это предусмотрено для ситуаций, когда такое владение способствует наступлению конфликта интересов.

Служащие не вправе совершать заграничные поездки в связи с исполнением должностных обязанностей с помощью средств физических и юридических лиц (исключая служебные командировки, проводимые по международным договорам и др. Также они не могут использовать средства материально-технического и другого обеспечения для целей, которые не связаны с исполнением должностных обязанностей.

Последний запрет распространяется на оргтехнику, коммуникационные средства, использование средств, которые были выделены на официальные расходы. В состав средств служебного обеспечения включена информация. По этой причине служащим запрещается ее разглашение или использование в целях, которые не относятся к гражданской службе. Конфиденциальные сведения (служебная информация) может стать известна служащему в связи с исполнением его должностных обязанностей. Такая информация также представлена той, которая не составляет государственную тайну (но ее нужно соблюдать), но не является общедоступной.

Служащие не вправе допускать публичные высказывания, мнения (например, в СМИ). Они не могут оценивать работу государственных органов, руководителей, в том числе решения вышестоящих государственных органов или органов, где они замещают должность гражданской службы. Однако для некоторых категорий госслужащих такие высказывания входят в их должностные обязанности (например, работники пресс-службы госоргана).

Служащие не могут принять награды, почетное и специальное звание другой страны, международных организаций или политической партии (прочих общественных и религиозных объединений) в случае, если в их обязанности включено взаимодействие с ними. Для них установлен запрет на создание или способствование созданию в гос. органах политических партий и прочих общественных объединений. Исключение представлено профессиональными союзами, ветеранскими и прочими органами общественной самодеятельности.

После того, как гос. служащий увольняется с гражданской службы, он не может в течение 2 лет замещать должности или работать по гражданско-правовым договорам в организациях, если некоторые функции управления ими непосредственно были включены в его должностные обязанности.

Строгие требования к служебному поведению, ограничения и запреты, которые наложены на рассматриваемую служебную деятельность, представляют собой неотъемлемую составляющую юридического статуса государственного гражданского служащего. Они способствуют росту его профессионализма, компетенции и ответственности за выполнение обязанностей. С их помощью он нейтрально, беспристрастно и бескорыстно осуществляет полномочия, которые были возложены на него российским обществом.

Конституционными положениями определен равный доступ лиц, которые владеют государственным языком России, к гражданской службе. Также предусматриваются одинаковые условия прохождения службы, вне зависимости от половых и расовых признаков, национальности, происхождения, должности и имущественного положения, места жительства, религиозных убеждений, принадлежности к определенным объединениям общества и прочих обстоятельств, которые не связаны с профессиональными и деловыми качествами.

Для поступления на государственную службу человек должен достичь 18 лет. Для мужчин и женщин предусмотрен предельный возраст пребывания на службе, который составляет 65 лет. Человек должен быть гражданином РФ, а при выходе из гражданства или получении двойного гражданства происходит прекращение службы. Также он должен владеть государственным языком и обладать соответствующими квалификационными требованиями.

Конституционным правом обеспечивается конкурс, предполагающий замещение должностей гражданской службы.

Конкурс представляет собой мероприятие, с помощью которого производится оценка профессионального уровня кандидатов, замещающих вакантные должности гражданской службы. Посредством конкурсов происходит проверка соответствия квалификационным требованиям к определенной должности.

Для обеспечения исполнения полномочий органа управления субъекта или государства происходит учреждение должностей гражданской службы. Их классификация состоит из 4 категорий и пяти групп должностей. Другими словами, каждую должность включают в определенную категорию или группу. В соответствии с тем, к какой из них должность отнесли, происходит присвоение классного чина.

В состав категорий должностей можно включить:

  • руководителей государственных органов и их структурных подразделений, включая их заместителей;
  • помощников (советников) в качестве должностей, которые учреждаются с целью помощи субъектам, которые замещают государственные должности;
  • специалистов (должность создается с целью профессионального обеспечения выполнения органами государства своих задач и функций, замещение происходит без ограничения срока полномочий);
  • обеспечивающих специалистов (производят документационное, организационное, информационное, финансово-экономическое, хозяйственное обеспечение работы гос. органов, для замещение не предусмотрено ограничение срока полномочий).

В состав групп необходимо включить:

  • высшую должность гражданской службы, включая руководителей, помощников и специалистов;
  • главную должность, включая руководителей, специалистов, помощников и обеспечивающих специалистов;
  • ведущая должность, включающая работников всех 4 категорий;
  • старшая должность (обе категории специалистов);
  • младшая должность (только обеспечивающие специалисты).

Вся совокупность должностей включена в реестры, среди которых:

  • Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, где классификация должностей происходит по гос. органам, категориям и группам (утверждение осуществляет указ Президента);
  • Реестр должностей субъекта РФ, который формируется с учетом структуры госорганов, названий, категорий и групп должностей, устанавливаемых федеральным реестром (утверждение происходит с помощью закона или иного нормативно-правового акта субъекта);
  • Сводный реестр, который состоит из первых двух (порядок ведения может быть утвержден президентским указом).

Присвоение классных чинов происходит в зависимости от замещаемой должности и при учете профессионального уровня, длительностью службы в предыдущем классном чине и в замещаемой должности.

Принято выделять несколько классных чинов, которые соответствуют группам должностей:

  • секретарь 1, 2 или 3 класса (присвоение лицам, которые замещают должности младшей группы);
  • референт 1, 2, 3 класса (замещает должности в старшей группе);
  • советник 1, 2, 3 класса (замещение должностей ведущей группы);
  • государственные советники 1, 2, 3 класса (замещение должностей в главной группе);
  • действительные государственные советники 1, 2, 3 класса (замещение должности высшей группы.

Для присвоения классного чина необходимо сдать квалификационный экзамен. Классный чин подразделяется на первый (присвоение по окончанию испытательного срока, а если он не был установлен, то не ранее чем через 3 месяца после того, как служащий назначен на должность) и очередной (присвоение происходит по завершению определенного срока службы в предыдущем чине, условием достижения является наличие более высокого чина). В рамках формы поощрения классные чины присваиваются досрочно.

Существует соотношение между классными чинами, дипломатическими рангами, воинскими и специальными званиями. В ходе перевод служащего с госслужбы одного вида на службу другого вида тот чин, который был присвоен ранее, воинское и специальное звание, а также срок нахождения в этом классном чине или дипломатическом ранге, воинском и специальном звании, должен учитываться в процессе присвоения чина (звания) по новому виду госслужбы. Присвоение классного чина в ходе поступления на гражданскую службу происходит в зависимости от замещаемой должности в рамках группы должностей. Присваивая классный чин, важно учесть срок нахождения в классном чине другого вида службы государству (дипломатический ранг, воинское или специальное звание).

При увольнении (освобождении от должности, выходе на пенсию) классный чин, который был присвоен гражданскому служащему, должен сохраняться за ним. Гражданин нашей страны может лишиться чина только при наличии соответствующего судебного решения (например, когда происходит осуждение за тяжкое или особо тяжкое преступление).

Призвание госслужащего заключается в честном несении присвоенного ему классного чина, что означает возведение в высокий государственный и социальный ранг. Это обусловлено тем, что от качества работы этой категории лиц зависит уровень управления государством, качество жизни наших граждан.

Еще И. Ильин рассматривал в качестве условия укрепления русской государственности подбор самых лучших граждан на государственную службу. Он считал необходимым «выделение кверху лучших людей, – людей, преданных стране, национально-чувствующих, государственно мыслящих, несущих народу не месть и распад, а дух освобождения, справедливости и сверхклассового единения».

О предмете ведения, компетенциях и полномочиях

Для определения границ полномочий между субъектами нужно окунуться в терминологию.

Предмет ведения, определяемый нормами ФЗ от 06 октября 1999 № 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных, представительных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ”, регулируется, как сфера общественных отношений, Конституцией РФ и находится в компетенции органа госвласти РФ или властвующего органа субъекта РФ.

Компетенция — комплекс полномочий госвласти, закрепленный в Конституции РФ и Конституциях ее субъектов.

Полномочия — права и обязанности госвласти по принятым правовым актам.

Существуют установленные разграничения компетенции:

  • исключительная федеративная — 18 пунктов ст. 71 Конституции РФ ;
  • совместная федеративная и субъектов — 14 пунктов ст. 72;
  • исключительная субъектов РФ.

Объемы компетенции

Данные объемы определяются по схеме.

  • Ведение Федерации осуществляется только исполнением федеральных законов.
  • В совместном ведении, выделенный орган государственной власти или субъекты РФ могут применять свое законодательное регулирование, если подобного не существует на федеральном уровне. При появлении такового, все законы субъекта должны быть отменены, либо приравнены к федеральному.
  • Субъекты Федерации наделены правом осуществлять собственное законодательное регулирование по предметам ведения отсутствующим в Конституции. В этом случае часть полномочий федеральной исполнительной власти возлагается на исполнительную власть субъекта РФ, при условиях не противоречащим главным законам страны.

Особое место в схеме отведено остаточной (исключительной) власти субъектов. В этом случае субъекты РФ приобретают всю полноту государственной власти. Осуществляют правовое регулирование на основе правопреемства законов субъекта.

В определении остаточной компетенции главную роль играют Конституция Российской Федерации и ее субъектов. Равноправие и равный объем компетенции субъектов РФ прописан в ч. 1 ст. 5 Конституции России. Однако, из-за неравномерности договорных процессов объемы остаточной компетенции оказываются разными.

Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона № 58 “О системе госслужбы РФ” установлено, что правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, а ее организация – в ведении субъекта РФ.

Три вида субъектов РФ

Статьей 5 Конституции РФ зафиксировано 3 вида субъектов:

  • Республика (своя конституция и законодательство)
  • Область, край, город федерального значения.
  • Автономные округа и области. Пункты 2, 3 имеют свои уставы и законодательство.

Государственная служба

Особо отметим, что государственная гражданская служба субъекта РФ — профессиональная служебная деятельность. Граждане, находящиеся на должностях исполняют полномочия субъекта РФ.

Государственная служба субъектов РФ регулирует гражданские отношения Конституцией РФ, Федеральным законом от 27 мая 2003 № 58-ФЗ “О системе госслужбы РФ”,  указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, конституциями (уставами) субъектов РФ и прочими документами.

Федеральным законом от 27 мая 2003 № 58 определены правовые и организационные основы госслужбы. К ним относятся:

  • понятия о государственной службе, разделении ее на федеральную и субъектов РФ.
  • должностные подразделения;
  • группы и категории;
  • соотношение федеральных и типовых должностей.

Порядок переподготовки, повышения квалификации госслужащих описаны в ФЗ №58 от 27. 2003. Также в этом законе освещены другие вопросы:

  • раскрыты понятия о реестрах должностей;
  • прописаны общие условия госслужбы;
  • закреплены положения о законодательной базе, регулирующей прохождение госслужбы, присвоение чинов, аттестации и прочее.

Система государственной службы в качестве работодателя гарантирует госслужащим защищенность при прохождении государственной службы.

Стаж государственной службы определяется федеральными законами о ее видах. Персональные данные госслужащего вносятся в документы учета, распространяемые на такие должности.

Многие вопросы, относящиеся к местному ведению Российской Федерации и ее субъектов, определены в Федеральном законе от 27 июля 2004 № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе РФ”. К ним относятся:

  • взаимосвязи госслужбы с иными службами;
  • классификация должностей, чинов гражданской службы;
  • правовой статус служащих;
  • служебные контракты, кадровые службы;
  • время службы и отдыха;
  • оплату труда и гарантии от государства;
  • награждения, поощрения;
  • дисциплинарные вопросы;
  • формы рассмотрения служебных споров.

Определение границ полномочий, совместное ведение РФ и ее субъектов основано на правовом регулировании в большинстве вопросов государственной гражданской службы.

Преподаватель гражданского права

Законодательство РФ в сфере гос. службы и принципы ее функционирования

Статьей 32 Конституции Российской Федерации за гражданами закрепляется равный доступ к гос. службе. Равенство доступа обеспечивается за счет конкурсного порядка при поступлении на должность в государственной службе. Государством гарантированы равные права и свободы граждан без ограничений, связанных с полом, расой, национальностью, языком, происхождением, имущественным и должностным положением, местом жительства, отношением к религии, убеждениями, принадлежностью к общественным объединениям или любыми другими обстоятельствами.

Согласно ст. 55 Конституции основные права и свободы граждан ограничиваются федеральными законами лишь в вопросах, относящихся к защите основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других граждан, а также обеспечения обороноспособности государства и его безопасности.

Положениями федеральных законов реализованы следующие принципы, по которым выстраивается и функционирует система гос. службы:

  • принцип федерализма, суть которого заключается в обеспечении единства в системе гос. службы и соблюдения ограничений в полномочиях и предметах ведения, закрепленных конституционно, между различными государственными органами власти;
  • принцип законности;
  • принципы приоритетности прав и свобод граждан;
  • принцип равенства в доступе всех граждан к гос. службе;
  • принцип единства, объединяющий правовые и организационные основы гос. службы и реализуемый при помощи закрепления на законодательном уровне единых подходов в процессе организации и функционирования гос. службы;
  • принцип взаимосвязи между государственными и муниципальными службами;
  • принцип открытости в функционировании гос. служб, предполагающий наличие контроля со стороны общественности и полного информирования общественности о направлениях и результатах деятельности органов государственной власти;
  • принцип профессионализма и компетентности при исполнении своих должностных обязанностей гос. служащими;
  • принцип защиты, призванный оградить гос. служащих от неправомерного вмешательства в процессе их деятельности;

С учетом различных особенностей и специфики функционирования федеральные законы также могут предусматривать и иные принципы в построении и функционировании различных видов гос. службы.

Система федеральных законов в сфере гос. службы

Положениями ст. 71 Конституции РФ закрепляется руководство деятельностью гос. службы за Российской Федерацией. Для реализации руководящих полномочий Российской Федерацией разрабатываются и принимаются федеральные и конституционные законодательные акты, действующие на всей территории России.

ФЗ № 58 определено, что регулирование правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации реализовывается совместно с Российской Федерацией, а процесс организации полностью находится в ведении субъекта РФ.

Система федеральных законов, регулирующих вопросы гос. службы на сегодняшний день включает в себя Закон РФ «О государственной службе», федеральное законодательство о государственной службе, антикоррупционное законодательство, законодательство в сфере защиты персональных данных и открытого доступа к информации о деятельности органов гос. власти и самоуправления, а также президентские указы и правительственные постановления, подзаконные акты, выданные федеральными органами исполнительной власти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *