Проблема госслужбы это

Характеристика проблем государственной гражданской службы

Государственная служба Российской Федерации подвергается значительному реформированию на протяжении всей ее новейшей истории. В системе государственной службы имеют место разнообразные противоречия системного, структурного, функционального, организационного, статусного, процессуального и иного характера. Каждая группа противоречий формирует определенные проблемы в функционировании государственной службы. помимо этого существуют такие проблемы государственной службы, которые определяются не ее внутренним содержанием, а особенностями взаимодействия с внешней средой.

Совокупность проблем государственной службы можно разделить на две группы:

  • во-первых, собственно проблемы государственной службы, выражающиеся в нарушении принципа ее единства, отсутствии системы управления ею на разных уровнях государственной власти, несоответствии правового и социального положения государственных служащих и возлагаемой на них ответственности и так далее;
  • во-вторых, проблемы обеспечения функционирования государственной гражданской службы, выражающиеся в наличии пробелов и противоречий правового регулирования государственной службы, низкой степени разработанности законодательных механизмов взаимодействия государственной и муниципальной службы, низкой эффективности контрольных мер и так далее.

К числу значимых проблем государственной службы Российской Федерации можно отнести следующее:

  • отсутствие целостности государственной службы. Такая проблема существует как на федеральном, так и на региональном уровне государственной службы, которая представляет собой несение службы в рамках отдельного органа государственного управления;
  • противоречивость законодательства, регулирующего порядок несения государственной службы;
  • низкая эффективность функционирования органов государственного управления;
  • непрестижность государственной службы и низкий уровень авторитетности государственных служащих среди населения;
  • слабая защищенность государственной службы современными технологиями государственного управления, включая информационные;
  • отсутствие последовательности в реализации кадровой политики органами государственного управления;
  • недостаточная эффективность профилактических мероприятий в сфере коррупции, организационных и правовых мероприятий контроля функционирования органов государственного управления со стороны гражданского общества;
  • отсутствие соответствия между правовым и социальным положением государственных служащих и степенью возлагаемой на них ответственности;
  • недостаточная регламентация функционирования органов государственного управления государственными служащими, способствующая бюрократизации отношений органов государственного управления и структурных подразделений, населения и общественных организаций;
  • недостаточность информационной открытости органов государственного управления;
  • непроработанность механизмов взаимодействия органов государственного и муниципального управления.

Проблемы развития государственной гражданской службы в РФ

Главный курсом реформирования госслужбы Российской Федерации должно быть приведение госслужбы в соответствие с нуждами дальнейшего демократического развития страны и функционирования рыночной экономики в РФ, сотворения прогрессивной политической системы, развития гражданского сообщества. Итог во многом станет зависеть от осмысливания имеющихся трудностей в сфере государственного управления и госслужбы, формулирования стратегических целей и тактических задач, а еще от политической воли, решимости, напористости и умения преодолевать препятствия.

В представленной связи необходимо, прежде всего, более точно определить стратегическую цель реформирования гос. службы.

В данный момент в РФ в основе публичного развития располагается гос. власть, однако в перспективе должно существовать гражданское сообщество, которому необходимо еще развиваться и усиливаться.

В одном ряду с отмеченными в федеральной программе можно назвать еще ряд направлений перестройки административной власти, которые также проблемны. К примеру, признание неустранимости политической роли бюрократии и поиск новых форм контроля над ней со стороны гражданского общества, рационального сочетания политических и профессиональных начал в администрации; сокращение роли вертикальной иерархии, становление функциональных органов, «плоских» структур, организаций и т. ; лимитирование значимости классической административной лестницы чинов; увеличение культуры государственного управления, внедрение основ менеджмента в работу государственного аппарата, перевод его части на рыночные принципы функционирования; децентрализация, стремление к удешевлению, сокращение госаппарата; стремление сделать государственную службу максимально прозрачной. То, в какой мере и каким образом нужно принимать во внимание эти тенденции в реформировании госслужбы в РФ, – проблема, требующая решения.

Практика последних лет указывает, что не все направленности уверенно воплощаются в жизни. В области госслужбы есть ещё большое количество задач, противоречий и проблем организационного, правового, социального, финансового характера.

Запросы к гос. службе определяет и предъявляет политическая власть, отталкиваясь от которой можно определить недочеты, трудности, желаемые характеристики системы гос. службы РФ.

Беря во внимание множественность проблем реформирования госслужбы РФ, можно предложить основания для их классификации. По взаимосвязи в системе гос. службы меж разными ее элементами и уровнями можно отметить такие виды противоречий, как системные, структурные, многофункциональные, статусные, организационные, процессуальные и т. За всякой из данных групп, каждым из противоречий в отдельности стоит проблема функционирования. К дилеммам гос. службы относятся те, что обусловлены не лишь ее внутренним содержанием, однако и взаимодействием с внешней средой, в частности связанные с обеспечением необходимых условий функционирования гос. службы.

Положив за базу классификации проблем гос. службы ее функционирование, получим две группы проблем:

· собственно проблемы функционирования госслужбы – несоблюдение принципа единства государственной службы и системы управления ею на федеральном и региональном уровнях; несоответствие общественного и правового положения государственного служащего степени возлагаемой на него ответственности и т

· проблемы обеспечения функционирования госслужбы — присутствие противоречий и пробелов в законодательстве Российской Федерации о госслужбе; неразработанность законодательных механизмов взаимосвязи государственной и муниципальной службы; невысокая эффективность правовых и организационных мер контроля работы государственных органов со стороны гражданского общества и т.

На фоне данной систематизации становится очевидно, что в списке задач, сформулированных в Программе реформирования, отсутствуют системные и организационные трудности, а структурные и статусные представлены слабо.

Ряд основных проблем, стоящих перед гос. службой РФ, показан в Концепции реформирования системы гос. службы Российской Федерации, утвержденной в августе 2001 г

· отсутствие целостной системы государственной службы — и на федеральном уровне, и на уровне субъекта РФ она осуществляется как служба в отдельном органе государственной власти;

· наличие противоречий в законодательстве о государственной службе;

· недостаточная эффективность деятельности органов государственной власти и их аппаратов;

· снижение престижа государственной службы и авторитета государственных служащих;

· слабое использование современных технологий государственного управления, в том числе информационных, отвечающих задачам реализации масштабных общегосударственных программ и проектов;

· непоследовательность кадровой политики в сфере государственной службы;

· низкая эффективность механизма профилактики коррупции и борьбы с ней, а также правовых и организационных мер контроля деятельности органов государственной власти и их аппаратов со стороны гражданского общества;

· несоответствие социального и правового положения государственного служащего степени возлагаемой на него ответственности и уровню законодательных ограничений, существующих на государственной службе;

· отсутствие надлежащей регламентации деятельности органов государственной власти, их аппаратов и государственных служащих, что способствует бюрократизации отношений между органами государственной власти, структурными подразделениями аппарата органа государственной власти, а также между органами государственной власти, гражданами Российской Федерации и структурами гражданского общества;

· информационная закрытость деятельности органов государственной власти;

· неразработанность механизмов взаимосвязи государственной службы с муниципальной службой.

Серьезная проблема заключается в том, что не гарантируется в подобающей мере взаимосвязь реформы госслужбы с бюджетной, административной, судебной и военной реформами, реформой местного самоуправления и другими преобразованиями в сфере государственного управления.

Реформирование системы госслужбы в РФ фактически идет с 2003 г. , но основные проблемы остаются. Это говорит о низкой эффективности работы государственных структур, которые ответственны за реализацию федеральных программ реформирования госслужбы РФ.

И, тем не менее, за последние годы была проделана гигантская работа по реализации в жизнь Концепции и Программы реформирования госслужбы — и в законодательном, и в организационном отношении. Создано многое для снятия имевшихся много лет внутренних противоречий и пробелов в регулировании ряда главных вопросов госслужбы – поступления на государственную службу, порядка ее прохождения, регламентации работы чиновников, их пенсионного обеспечения, государственных гарантий и т.

Государственная служба в России существует и выполняет свои функции, но выполняет не в полной мере, недостаточно эффективно. Сейчас, когда Российская Федерация подошла к новому этапу в развитии современного российского государства и обладает более широкими возможностями в решения масштабных, общенациональных задач, нужно и необходимо ставить долгосрочные цели и задачи, в том числе и в реформировании государственной службы.

Иной, не наименее принципиальной проблемой и составляющей реформы гос. службы является изменение положения (статуса) и роли муниципального служащего в системе госслужбы.

В федеральных законах о государственной службе этой проблеме уделяется должное внимание. Вместе с тем сами служащие испытывают неуверенность в исходе этих перемен, потому что стремление регламентировать государственную службу и ограничить ее функции обеспечением полномочий государственных органов имеет возможность оказать негативное влияние на созидательную энергию, предприимчивость и вол государственных служащих.

Следственно, направленность преображений в гос. службе должно быть ориентировано на повышение эффективности гос. службы в интересах развития гражданского сообщества и укрепления государства. В этом состоит ее генеральная, стратегическая цель. Конкретно под эту стратегическую цель и необходимо выстроить систему задач.

Разряд проблем имеется и на региональном уровне. Прежде всего, это проблема наполнения федерализма важными для регионов полномочиями и ресурсами, восстановление субъектности российских регионов. Иная проблема — учет природно-географической, административной и этнодемографической специфики регионов. Управление различными территориями исполняется по-разному. То же можно заявить и о геополитике или миграционной политике. Для решения данных и им похожих проблем на региональном уровне требуются квалифицированные кадры политико-административных управляющих.

То, что местное самоуправление отделено от страны, совсем не значит, что его можно вывести за рамки реформы гос. службы. Наиболее того, местное самоуправление обязано было стать фундаментом реформы гос. службы, т. правительство берет на себя все те функции и задачи, какие не под силу местному самоуправлению, или оно может их решать более эффективно. Проблема состоит в том, чтобы правильно найти границу между местным самоуправлением и территориальными органами гос. власти. Может быть, данная граница должна быть подвижной, учитывать особенности территориального деления и плотность населения, проживающего в субъектах РФ.

В конце концов, нужно законодательно разделить вопросы местного самоуправления, с которым непосредственно связано формирование гражданского сообщества, и местного государственного управления, верно определить сферы компетенции местной власти, порядок ее подчиненности вышестоящим уровням и механизмы контроля со стороны населения и государственных органов.

Разумеется, этим дилеммам необходимо уделить пристальное внимание на очередном этапе реформы административной власти (в 2009— 2013 гг. Его смысл — в фактическом избавлении от размытости «предметов совместного ведения» и точном закреплении за каждым уровнем власти полномочий и средств на их выполнение. У власти независимо от ее уровня не должно быть обязательств, не обеспеченных финансово.

Все еще за рамками реформы гос. службы остается проблема взаимоотношений государства и предпринимателей. Ее решение зависит не столько от муниципальных служащих, сколько от высшей гос. власти и сообщества бизнесменов. Надежды на то, что административная перестройка и реформа гос. службы поможет государству уйти из бизнеса, связаны с введением стандартов административных услуг, установлением определенного регламента в работе органов власти и, таким образом, облегчением предпринимательской деятельности, порядка получения лицензий. По сути, речь идет о создании нового типа государства — государства-служащего, которое предоставляет административные услуги в соответствии со стандартами и регламентами.

Дальнейшие шаги реформы государственной службы, т. достижение поставленных в ней целей и задач, зависит от ряда обстоятельств, которые в настоящее время ей мешают. К ним следует, прежде всего, отнести коррупцию, существующую во всех вилах государственной службы и на всех ее уровнях. Факты говорят, что коррупция глубоко проникла в административные, правоохранительные и судебные органы страны. Ее масштабы и последствия стали столь велики, что поставили под угрозу само существование России как единого федеративного государства.

По мнению профессионалов, усложняет реформу гос. службы отсутствие системности, разновременность проводимых реформ в сфере государственного и муниципального управления, в частности отставание федеральной реформы: изменения системы отношений между управлением и властью, разделение ответственности и компетенции между уровнями и субъектами управления и власти.

Невозможно скидывать со счетов и проблему этики поведения чиновников. Выбор — поступить по закону или нарушить его — чиновник, в окончательном счете, делает сам.

В США, к примеру, имеется Управление по правительственной этике. Главу этого учреждения назначает Президент. Его основная функция — разработка этических норм, которые должны выполнять государственные служащие исполнительной власти, и надзор над высокими правительственными чиновниками, представление информации о нарушении служащими этического кодекса в ФБР, которое занимается расследованием проступков государственных служащих. В США обычной практикой является сообщение в правоохранительные органы о том, что какой-либо чиновник совершает мошенничество или превышает свои полномочия. Есть даже специальный надзорный комитет, который смотрит за тем, чтобы потом информаторы не подвергались репрессиям.

Однако гос. служба должна быть регулируема не лишь юридическими, но и этическими нормами, чтобы конфликт чиновника с социумом не перешел в правоохранительную плоскость. В данной связи Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено создание непосредственно в государственных органах комиссий по разрешению конфликта интересов, а в созданном при Президенте РФ Совете по борьбе с коррупцией Комиссии по разрешению конфликтов интересов для высших чиновников — от уровня замминистра и выше.

К исследованию и адаптации к российским условиям зарубежного опыта гос. управления и реформы гос. службы в целом нужно подходить довольно критично и системно. Нужно учесть своеобразие исторического этапа и тенденции развития гос. службы в схожих по условиям странах или группах государств.

Необходимо сделать вывод, что в ходе проводимой реформы гос. службы Российской Федерации выявились серьезные трудности концептуального, правового и организационного характера. Главными факторами существования проблем и недостатков в системе гос. службы России являются: неимение целостной системы гос. службы, научно обоснованной и апробированной методики применения норм законодательства о государственной службе; отсутствие системы управления гос. службой и неэффективное управление ею; неприспособленность функций государственного аппарата для решения стратегических задач страны незнание чиновниками современной науки управления; закрытость государственного аппарата от гражданского общества.

infopedia. su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда.

2 Этические правила и требования к государственным
служащим

Первое – государственная служба
требует от гражданских служащих взаимной честности и правдивости. Это дает
моральное право служащему замещать предоставленную ему должность
государственной службы. Обман, сделка с совестью – это не просто личная
слабость чиновника, это нанесение урона государственному органу. Кроме того,
без точной правдивой информации невозможно принимать адекватные управленческие
решения, верно анализировать ситуацию.

Второе – в отношениях служащих
должны быть чуткость, доброжелательность, отзывчивость. Ежедневно работники
государственного аппарата сталкиваются с проблемами, жалобами и предложениями
людей. Важно понять человека, учесть мотивы его действий. Часто одной логики
бывает мало, необходимы доброжелательность и отзывчивость. Такие же качества
должны проявляться и в отношениях между сотрудниками, внутри служебного
коллектива.

Третье – скромность гражданского
служащего и искренность, исключающие высокомерие, зазнайство, двойные стандарты
в отношениях с людьми. Скромный человек никогда не выпячивает своё “Я”,
не признает за собой никаких исключительных достоинств и особых прав. Он
проявляет толерантность, необходимую терпимость к окружающим, критически
относится к своим заслугам и недостаткам. Для гражданского служащего
недопустимы самоуверенность, нетерпимость и хамство к подчиненным и посетителям. Искренний человек верит в то, что говорит и что делает. Это одно из главных
требований нравственности современного управленца.

Четвертое – вежливость и
корректность в обращении. Данное правило предъявляет следующие требования. Гражданский
служащий на службе и в быту должен быть тактичен, уважителен, деликатен. Его
речевое поведение должно быть направленно на предотвращение возможных
конфликтов интересов на службе и конфликтных ситуаций в коллективе. Необходимо
проявлять сдержанность и уравновешенность в дискуссиях, стараться понять
оппонента. Человека нельзя считать профессиональным госслужащим, если он
постоянно прерывает партнера по диалогу, не умеет слушать, позволяет себе
агрессивный тон и неуместные замечания. Следует спокойно и выдержанно
реагировать на критику. Золотое правило – чем критичнее вопрос, тем корректнее
на него надо отвечать.

Служебная субординация – одно из
основных этических и организационных правил взаимоотношений в органах
государственной власти. Субординация с латыни означает “приведение в
порядок”. Это система строгого служебного подчинения младших старшим,
основанная на нормах служебной дисциплины. Данное правило предполагает
подчинение вышестоящим руководителям в соответствии с иерархией должностей
гражданской службы, точное и своевременное выполнение их распоряжений и
поручений.

Доступность гражданского
служащего – важное нравственное правило государственной службы. Быть доступным
для людей – значит быть постоянно готовым к общению с ними, готовым выслушать
их вопросы, предложения, пожелания. Несмотря на свою занятость гражданские
служащие, особенно руководители, должны находить возможность встречаться со
своими подчиненными и посетителями. Не следует чрезмерно формализовать
процедуры приема посетителей.

Паритетность – этическое правило,
нацеленное на демократизм общения между служащими и повышение эффективности их
коммуникативного общения. Паритет означает равенство. Паритетный диалог
предполагает свободное высказывание сотрудниками собственных мыслей и идей,
конструктивный и доброжелательное обсуждение всех поступивших предложений в
коллективе, учет их при выработке общего решения. Даже расхождения в
политических взглядах не должны переходить в личную неприязнь, мешающую
находить верные решения. Тем более не стоит применять метод “конструирования
противника”, когда взгляды собеседника умышленно искажаются с целью
представить его как некомпетентного человека.

Нравственные требования,
предъявляемые к государственным служащим можно разделить на 4 группы:

Эта группа требований связана с
наличием у чиновников властных и распорядительных полномочий. Требования к
служащим, находящимся на уровне, где принимаются решения, переходят в этику
управления (решительность, профессионализм, способность к лидерству и т

Исполнительская дисциплина. В
основе этого требования лежит тот факт, что от государственного служащего порой
зависит и жизнь человека, так как в профессиональную функцию чиновников входит
оформление документов на человека с момента его рождения. Дисциплинированность,
внимательность, исполнительность, пунктуальность, педантичность и
законопослушность – эти качества характеризуют исполнительскую дисциплину;

Такие качества, которые
определяются тем, что сегодня в структуре профессиональной деятельности
чиновников возрастает объём общения. Здесь важно то, что общение не только
возрастает количественно, но и становится более разнообразным, разнохарактерным. В это общение включаются новые слои населения, которые различаются интересами,
социальным статусом, уровнем доходов и т. Чиновнику должны быть присущи такие
качества как коммуникативность, открытость, уважение к чужой точке зрения,
умение слушать и слышать, сдержанность, тактичность, воспитанность, владение
словом, умение себя подать;

При практическом применении
понятия и принципы профессиональной этики государственной службы обретают форму
этических требований. Из них основные, которые должны предъявляться к
государственному служащему как при поступлении на государственную службу, так и
при исполнении государственно-служебных полномочий:

приверженность высшим нравственным
принципам, верность государству; государственный служащий должен ставить
государственные интересы выше индивидуальных, частных интересов, целей и задач
политических партий, других общественных объединений;

соблюдение принципов
государственной службы;

постоянная готовность выступить
на защиту Конституции, федеральных законов и законов субъектов федерации,
никогда не нарушать положений принятой присяги на верность государству и не
отказываться от законных требований по государственной должности;

честная служба государству;

стремление найти и использовать
наиболее эффективные и экономичные способы выполнения государственных задач и
функций;

отсутствие в деятельности
государственного служащего элементов дискриминации одних субъектов, с одной
стороны, предоставления особых благ и привилегий другим субъектам, за особое
вознаграждение или без него, с другой;

никогда не принимать для себя и
членов своей семьи никаких благ и преимуществ, используя при этом свои
служебные полномочия;

не делать никаких личных
обещаний, связанных с обязанностями государственной службы;

никогда не использовать никакую
информацию, полученную конфиденциально во время исполнения своих должностных
обязанностей, как средство получения личной выгоды;

не заниматься предпринимательской
деятельностью;

разоблачать коррупцию и
постоянно бороться с ней в государственных органах;

соблюдать деловой режим и
корректность общения с гражданами и коллегами;

стремиться создавать деловой
имидж государственного служащего;

не высказывать публично своего
личного мнения о действующих политических деятелях;

избегать злоупотребления
служебным положением, корыстной или иной личной заинтересованности;

Проступком, позорящим честь и
достоинство государственного служащего, может признаваться такое действие или
бездействие, которое, хотя и не является преступным, но по своему характеру
несовместимо с высоким званием государственного служащего и делает невозможным
дальнейшее выполнение им своих служебных полномочий: грубое нарушение
общепринятых норм и правил поведения, умаляющее авторитет государственной
службы; умышленные нарушения закона; недобросовестность, повлёкшая существенные
негативные последствия; систематические действия или бездействие,
свидетельствующие о преднамеренном нарушении государственным служащим данной им
присяги.

Попытаемся раскрыть более
подробно отдельные этические требования, возможно, не самые основополагающие и
принципиальные, но, тем не менее, играющие немаловажную роль в формировании
представления о том, каким же должен быть моральный облик государственного
служащего.

Проявлением приверженности
государственного служащего профессиональным этическим требованиям на всех
уровнях его деятельности является способность уважительно относится к достоинству
человека, независимо от его социального положения. Признать в человеке равные с
собой права на достойное существование, понимать и чувствовать, что все люди
равны, что человек – главная ценность социальной жизни, – первое условие всякой
деятельности. Административная иерархия соподчинения по вертикали не исключает
возможности в каждом человеке, на какой бы ступеньке иерархической лестницы он
ни стоял, видеть, прежде всего, человека.

Одно из противоречий,
образующихся вследствие нахождения государственных служащих между
управленческой элитой и народом, заключается в специфике духовного мира
государственного служащего – постоянном преодолении желания сохранить некоторую
степень самостоятельности относительно ведомства и общегосударственной линии. Способность
сделать правильный моральный выбор является показателем целостности его
духовной культуры, основанной на стремлении к общему благу, сознательном выборе
направления деятельности, чувстве ответственности перед своей совестью и перед
общественным мнением за последствия и результаты своей деятельности.

Таким образом, духовная культура
государственного служащего проявляется через отношение к людям, которым он
служит. Здесь можно выявить различные уровни служения, начиная от такого
социального образования, как государство (фактически абстрактный уровень). Абстрактно
служить государству никто не может, поскольку оно выражает интересы своих
граждан и за его политическими партиями и государственными учреждениями стоят
реальные люди с их нуждами, интересами и потребностями. Значит, и на этом
уровне государственный служащий за всё, что он делает, ответственен перед
людьми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector