В рамках комплексной работы по борьбе с коррупцией, исключению личной заинтересованности и предотвращению конфликта интересов при выполнении задач, поставленных перед государственными органами, взята под контроль профессиональная деятельность бывшего государственного служащего после его увольнения.
В 2008 г. в Трудовой кодекс была введена ст. 1 «Условия заключения трудового договора с бывшими государственными или муниципальными служащими», которая установила обязанность работодателя уведомлять последнего нанимателя работника о его трудоустройстве.
Судя по количеству штрафов и судебных разбирательств работодатели подчас неверно толкуют связанные с этой обязанностью правовые нормы.
из Трудового кодекса Российской Федерации
Статья 64. Условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими
Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из буквального толкования статьи последовательность действий кадровика должна быть следующей:
На основании записей в трудовой книжке следует установить наличие/отсутствие факта замещения принятым работником должности государственной или муниципальной службы в течение предыдущих двух лет.
Перечень должностей федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками, установлен Указами Президента РФ:
• от 21. 2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона “О противодействии коррупции”»;
• от 18. 2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (в ред. от 08. 2015; далее — Указ № 557, Перечень).
Под особый контроль попадают следующие должности федеральной государственной службы:
- должности федеральной государственной гражданской службы, которые конкретизированы в Указе Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» (в ред. от 12.04.2016; раздел I Перечня);
- должности военной службы и федеральной государственной службы иных видов (раздел II Перечня);
- другие должности федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками (раздел III Перечня).
Указом № 557 было рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления до 01. 2009 определить должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и должности муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации и муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Перечни должностей государственной гражданской службы субъектов РФ и должностей муниципальной службы устанавливаются каждым субъектом и органам местного самоуправления самостоятельно.
Примером выполнения вышеуказанных рекомендаций могут служить:
- Постановление Мэра г. Казани от 20.01.2010 № 4 «О перечне должностей муниципальной службы и муниципальных должностей органов местного самоуправления и муниципального органа г. Казани и представлении сведений о доходах и расходах» (с изм. от 21.07.2015);
- Указ Мэра г. Москвы от 29.07.2009 № 49-УМ «Об утверждении перечня должностей государственной гражданской службы города Москвы, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие города Москвы обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (в ред. от 15.02.2010).
В случае наличия в трудовой книжке потенциального работника соответствующей записи необходимо соотнести наименование ранее замещаемой должности с наименованием в реестре должностей, связанных с коррупционными рисками.
Если у кадровика возникли сомнения относительно квалификации той или иной должности (относительно коррупционных рисков) и ее идентификации с содержащимися в реестре, можно запросить от работника письменное заявление (пояснение) в свободной форме.
В интересах работника совместно с новым работодателем выяснить все нюансы и выполнить требования закона, поскольку обязанности работодателя «зеркальны» обязанностям работника сообщить данные о месте службы (ч. 2 ст. 1 ТК РФ):
Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.
Служащие, замещающие должности, не включенные в Перечень, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не представляют. Они не обязаны информировать потенциального работодателя о месте работы, а тот, в свою очередь, — передавать эти сведения (Постановление Верховного Суда РФ от 29. 2014 № 18-АД14-19).
В случае установления в отношении нового работника статуса «бывший государственный или муниципальный служащий» кадровику следует определить промежуток времени, начиная с даты увольнения работника с государственной службы по дату приема в организацию.
Формулировка «в течение двух лет после их увольнения» говорит о том, что дополнительные обязанности возлагаются на работодателя лишь при условии, что между увольнением и приемом на новую работу прошло менее указанного срока.
Процедура уведомления работодателем о приеме на работу экс-служащего подробно описана в Правилах сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21. 2015 № 29.
Предельный срок уведомления — 10 календарных дней с момента возникновения трудовых отношений (заключения трудового договора).
Обязанность сообщать о заключении трудового договора представителю нанимателя государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы возложена на работодателя независимо от размера заработной платы, установленной трудовым договором, а также от наличия или отсутствия конфликта интересов между нынешней деятельностью работника и его полномочиями на прежнем месте службы (Решение Гайнского районного суда Пермского края от 08. 2015 по делу № 12-25/2015).
За неисполнение этой обязанности работодателю грозит штраф в размере от 100 000 до 500 000 руб. (ст. 29 КоАП РФ).
Судья Верховного Суда РФ указал, что несоблюдение работодателем (заказчиком работ, услуг) обязанности, предусмотренной ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ, в отношении бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего должность, включенную в перечни, образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ст. 29 КоАП РФ. Эта норма устанавливает административный штраф за привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ (оказанию услуг) по гражданско-правовому договору государственных и муниципальных служащих (в т. бывших) с нарушением Федерального закона № 273-ФЗ. Ответственность наступает независимо от того, входили в обязанности служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним договор, или нет.
от 15. 2013 № 82-АД13-1
В случаях выполнения служащим функций государственного управления организацией, в которую он планирует трудоустроиться, необходимо получить согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (далее — комиссия), относительно чего существует два мнения.
Оно должно быть получено до устройства на работу и заключения трудового договора (Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 03. 2014 по делу № 2-1852/14).
Нормы закона не запрещают заключение трудового договора с бывшим государственным служащим до получения согласия комиссии, поскольку ее согласие дается уже после заключения трудового договора с бывшим государственным служащим и работодатель при его заключении не вправе требовать от бывшего служащего документ, подтверждающий такое согласие (Решение Елизовского районного суда Камчатского края от 13. 2013 по делу № 2-1640/13).
При приеме на работу кадровая служба обязана:
- проверять трудовую книжку и анализировать места работы новичков за предыдущие два года;
- в случае установления факта работы на государственной (муниципальной) службе сверить наименование занимаемой ранее должности с наименованием в реестре должностей, связанных с коррупционными рисками;
- если наименование должности содержится в соответствующем реестре, уведомить бывшего нанимателя экс-госслужащего в установленном порядке.
Фадеева У. , юрист
Госслужащие?
Скажите пожалуйста, являются ли работники центра занятости населения госслужащими?????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
09 марта 2017, 19:56, Zara, г. Грозный
ЦЗН бюджетное учреждение, в названиях некоторых регионов ещё государственное или казенное — это означает, что содержатся за счет казны, других источников финансирования нет. Специалисты ЦЗН госслужащими быть не могут. 15, Закон РФ от 19. 1991 N 1032-1 (ред. от 09. 2016) «О занятости населения в Российской Федерации» Статья 15. Государственная служба занятости населения1. Государственная служба занятости населения включает:1) уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;3) государственные учреждения службы занятости населения.
09 марта 2017, 20:04
Юрист, г. Железнодорожный
otvet. mail. ru/question/191687803
09 марта 2017, 20:36
И переносится ли он на мою работу госслужащего в налоговой?
Здравтвуйте, подскажите пожалуйста!)
с ___08. 11 по __08. 16г, мой муж проходил службу по контракту в офицерском звании в Забайкальском крае на границе, у нас был коэффициент к зп и расчёт год за полтора)
Я проживала всесте с ним, с 05. 12г в браке
В период с __. 2013г по 19. 14г рассматривалось моё заявление на прохождение службы по контракту в воинской части где служил он. С 19. 14 по 04. 2018 г проходила служила по контракту в воинской части. вопрос( срок 4. 9 месяцев)
сейчас живу в мск и вышла на работу в ИФНС по специальности,
ворос такой:
1)мне перенесли в стаж на работе как госслужащего 4,9, хотела уточнить, тут не действует коэфициент год за полтора?
2)и в период с проживания с супругом с 05. 2012г по 19. 2014 г я не могла трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства. Этот стаж считается как гражданский?будет ли он считаться как год за полтора? и переносится ли он на мою работу госслужащего в налоговой?
3)и в какой орган мне обращаться чтоб подать справку на трудовой стаж как жена военнослужащего( В пенсионный или ведомство),
заранее спасибо)
14 октября 2021, 22:56, вопрос №3115431, катя, г. Москва
И возможно ли уйти из росгвардии если к примеру меня берут госслужащим в какое нибудь тоже самое министерство?
Здравствуйте! Я действующий сотрудник росгвардии, военный (не полицейский) на работу вышел во многом из-за зарплаты и других разного рода плюсов предоставляемых военным. В ходе работы понял что я не могу игнорировать свои пацифистические и религиозные взгляды. Мне не нравится оружие, держа его в руках представляю что когда то из него могли в кого то стрелять. И вот я осознал для себя что какая бы ни была зарплата душевное спокойствие важнее. Подскажите как можно уволиться правильно. В контракте особых условий для увольнения не прописано, а просто разорвать контракт и получить статью и потом не иметь возможности выйти работать даже госслужащим в какое нибудь министерство не хотелось бы. И возможно ли уйти из росгвардии если к примеру меня берут госслужащим в какое нибудь тоже самое министерство?
18 марта, 05:38, вопрос №3222595, Руслан, г. Москва
Имеет ли право госслужащий по приобретению стажа более 3 лет на получение субсидии?
Здравствуйте. Необходимо объяснить более простым языком по вопросу, касаемо у предоставления субсидии госслужащему на приобретение жилого помещения. Полные данные : госслужащий, стаж менее 3 лет, проживает в квартире, собственником которой является бабушка, но не проживает там (прописка в другом месте и фактически не проживает), проживает вместе с госслужащим отец. Площадь помещения более 50 кв. м, отвечает санитарным требованиям,не коммунальная. Квартира в безвозмездном пользовании. Отец не болен, комнаты изолированы. Имеет ли право госслужащий по приобретению стажа более 3 лет на получение субсидии?
02 апреля, 09:50, вопрос №3238292, Дарья, г. Москва
Является ли работник фонда социального страхования госслужащим
Подборка наиболее важных документов по запросу Является ли работник фонда социального страхования госслужащим (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Пенсионный фонд:
- 18210202010062100160
- 39211620010066000140
- АДИ-5 образец заполнения
- Адреса ПФР
- Страхование:
- 227 КОСГУ
- Абандон
- Актуарная деятельность
- Безусловная франшиза
- Бордеро
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Статья: Соотношение централизации и децентрализации антикоррупционного правового регулирования в отношении публичных должностных лиц(Андреечев И. )(“Административное и муниципальное право”, 2021, N 4)Постановлением Правительства РФ от 09. 2014 N 10 утверждено Типовое положение о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации (далее – типовое положение по подаркам). Его действие распространено на лиц, замещающих государственные (муниципальные) должности, государственных (муниципальных) служащих, служащих Центрального банка РФ, работников Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных РФ на основании федеральных законов, а также организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными органами. Самим Постановлением органам публичной власти и управления рекомендовано определить на основании Типового положения порядок сообщения о получении таких подарков, их сдачи, оценки и реализации.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Статья: О правовой природе внутриведомственных нормативных документов(Аленкин Н. )(“Вестник Московского университета. Серия 11. Право”, 2022, N 2)Несостоятельность сложившейся практики регистрации внутриведомственных нормативных документов отчетливо видна на примере актов субъектов, которые не относятся к государственным органам и работники которых не имеют статуса государственных служащих. Минюст России зарегистрировал, например, Приказ Фонда социального страхования РФ от 31. 2020 N 848 “Об утверждении Правил внутреннего трудового распорядка Фонда социального страхования Российской Федерации” (рег. N 62921 от 30. 2021). Приказ издан на основании ст. 189 Трудового кодекса РФ, ссылка на которую содержится в преамбуле Приказа. Указанная статья прямо определяет ПВТР как локальный нормативный акт. Приказ прошел государственную регистрацию – следовательно, по мнению Минюста России, локальный нормативный акт может одновременно быть нормативным правовым актом, затрагивающим права человека. Возникают все те же риторические вопросы: в чем принципиальное отличие ПВТР Фонда от ПВТР другой организации; почему только первые признаются нормативным правовым актом, затрагивающим права человека, и т. Причем здесь эти вопросы звучат еще более весомо. Так, если даже принять возможным, что концептуальное значение имеет, является ли распорядок “служебным” или “внутренним трудовым” и распространяется ли он на государственных служащих или на обычных работников, то для обоснования регистрации ПВТР Фонда социального страхования РФ нельзя сослаться и на это.
Многие считают, что социальный работник положен только одиноким пенсионерам и инвалидам. Социальная помощь инвалидам и пенсионерам, конечно, самая распространенная в этой сфере. Но на самом деле круг лиц, которые могут рассчитывать на подобную помощь, шире. Предоставить социального работника могут как на постоянной основе, так и временно, если на какой-то период ситуация в семье того, кто претендует на помощь, меняется. Например, если тот член семьи, который ухаживает за недееспособным родственником, уезжает, заболел, потерял работу и т.
Кому положена социальная помощь
На социального работника имеют право:
- Граждане пожилого возраста.
- Инвалиды.
- Семьи с маленькими детьми, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
- Многодетные семьи.
- Семьи с детьми-инвалидами.
- Другие граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
То есть закон гарантирует, что социальная помощь малоимущим может быть оказана наравне с другими группами населения, которые испытывают сложности с обслуживанием себя в повседневной жизни. Условия оказания социальной помощи можно уточнить в районном Центре социального обслуживания.
Обязанности социального работника
Круг бытовых дел, которые может выполнять социальный работник, достаточно широк. Должностные обязанности социального работника в каждой конкретной ситуации зависят от насущной необходимости и степени самостоятельности подопечного. Перечислим основные обязанности:
- Покупка продуктов или горячей еды в ближайших магазинах или на ближайших предприятиях питания.
- Приготовление пищи. При необходимости – помощь в ее употреблении (если состояние здоровья подопечного этого требует).
- Доставка воды в тех случаях, когда нет центрального водоснабжения или вода оттуда непригодна для питья, топка печей, покупка топлива.
- Помощь в уборке квартиры. В случае необходимости – организация ремонта.
- Забота об одежде: сдача в стирку, химчистку и ремонт.
- Оплата жилья и коммунальных услуг.
- Покупка и доставка книг, газет, журналов, помощь в отправке писем.
- Помощь в организации посещения культурных мероприятий – кино, театров, выставок. В случае необходимости сопровождение на такие мероприятия.
- Санитарно-медицинская и санитарно-гигиеническая помощь.
- Помощь в получении образования и устройстве на работу.
- Помощь в получении путевок в санатории, на лечение, оказание содействия в организации таких поездок.
- Правовая поддержка (помощь в оформлении документов, получении услуг адвоката и т. д.).
- Психологическая поддержка.
Если это необходимо, социальный работник может выполнять и другие обязанности:
- Оказание экстренной доврачебной помощи.
- Наблюдение за состоянием здоровья.
- Выполнение некоторых медицинских процедур.
- Кормление.
Куда обратиться для получения услуг социального работника
Чтобы получить помощь социального работника, нужно направить заявление в Центр социального обслуживания своего района. Это можно сделать лично, попросить помочь кого-то из родственников или вызвать представителя Центра на дом для оформления всех бумаг. Если у вас остаются вопросы, вы можете проконсультироваться с представителем Центра о том, как получить социальную помощь.
Важно! Если к вам пришли люди, по собственной инициативе предлагающие какие-то услуги, подающиеся под видом «помощи социального работника», это мошенники! Настоящие социальные работники не ходят по квартирам и не навязывают себя. Перед тем как подавать заявление, убедитесь, что вы нашли верный телефон и адрес, действительно собираетесь обратиться в Центр социального обслуживания. К сожалению, пожилые люди, инвалиды зачастую оказываются самыми беззащитными перед действиями злоумышленников. Поэтому очень важно контролировать, что предлагаемая помощь будет настоящей и не причинит подопечному вреда, физического или материального. Адресная социальная помощь оказывается профессионалом после того, как заключен официальный договор.
Какие документы нужно предоставить
Вместе с заявлением потребуется предъявить следующие документы:
- Документ, удостоверяющий личность (чаще всего – паспорт).
- Если заявление подает представитель или родственник – документ, подтверждающий право на совершение подобных действий (например, паспорт, в котором указывается степень родства).
- Документ, подтверждающий место проживания.
- Документы о составе семьи, условиях проживания, доходах каждого из членов семьи.
- Если социальный работник нужен инвалиду – справка об инвалидности и программа персональной реабилитации.
- Заключение о состоянии здоровья.
Если с документами все в порядке и Центр выносит положительное решение относительно вашего случая, между вами и Центром социального обслуживания заключается договор, в соответствии с которым нуждающемуся человеку будет оказываться социальная помощь.
Важно! В договоре должны быть прописаны все обязанности социального работника и условия оказания услуг: то есть что делает социальный работник и с какой периодичностью. С самого начала работы заводится специальный журнал, в него записывается все, что было сделано в рамках договора. Оказание услуг заверяется подписью социального работника и гражданина, который получает социальную помощь. Руководство Центра социального обслуживания ежемесячно проверяет этот журнал, он – документ, по которому можно судить, насколько хорошо выполняется работа. Если случится конфликт, то в первую очередь будут смотреть этот документ.
Тарифы на услуги социального помощника
Социальная помощь населению оказывается бесплатно в тех случаях, когда человек действительно имеет право и основания для их получения. Чтобы исключить ошибки и случаи подлога, все документы гражданина тщательно проверяются перед тем, как с ним будет заключен договор на оказание социальных услуг на дому.
Как часто должен приходить социальный помощник
Социальный работник приходит с той периодичностью, которая требуется в конкретной ситуации. Это могут быть ежедневное посещение или визиты каждые 2–3 дня. То, насколько часто социальный работник будет посещать своего подопечного, прописывается в договоре. Если ситуация со временем меняется, можно изменить и график визитов.
Что делать, если не устраивает работник социальной службы
Если гражданина не устраивает то, как социальный работник помогает ему, необходимо в первую очередь обратиться в Центр социального обслуживания с просьбой проверить качество работы. Здесь пригодится журнал, о котором мы говорили выше. Именно в него в первую очередь заглянет проверяющий. Так как все действия заверяются подписями работника и гражданина, чаще всего журнал помогает понять реальную картину и оценить, насколько хорошо выполняется работа.
Основания для прекращения государственной социальной помощи
Прекращение социальной помощи возможно как по инициативе гражданина, так и социальной организации.
Так, например, человек теряет право на социального работника в том случае, если выясняется, что при подаче документов он сообщил неверные сведения – о составе семьи, доходах, состоянии здоровья. В этом случае ситуация будет пересмотрена, и, если нет оснований для оказания социальной помощи на дому, договор расторгнут.
Можно отказаться от социального работника и по собственной инициативе: например, если изменилась ситуация, в которой он требовался. Как вы помните, основанием сейчас служит не только возраст и инвалидность, но и попадание в сложную жизненную ситуацию – потеря работы, отсутствие источников дохода, серьезная травма и т. Подобные ситуации могут изменяться со временем, и, если гражданин понимает, что ему помощь больше не нужна, он может обратиться в Центр социального обслуживания с просьбой расторгнуть договор по причине того, что теперь он может организовывать свою жизнь и обслуживать себя сам.
Федеральный государственный служащий – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.
Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.
Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации – соответствующий субъект Российской Федерации.
Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.
Я работник казенного учреждения (начальник отдела) являюсь ли я муниципальным служащим, если нет, то по каким основаниям.
Федеральный закон от 02. 2007 N 25-ФЗ
(ред. от 27. 2018)
“О муниципальной службе в Российской Федерации”
Статья 6. Должности муниципальной службы
Должность муниципальной службы – должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.
Статья 7. Реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации
Реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.
В реестре должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.
Статья 10. Муниципальный служащий
Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими.
Обратитесь к руководителю вашего предприятия с заявлением (просьбой) предоставить возможность ознакомиться с учредительными документами вашего предприятия.
В уставе предприятия. В решении (постановлении) о создании предприятия вы сможете найти ответ на ваш вопрос.
Экскурс в историю
В 2008 году вместе со ст. 1 ТК РФ у работодателей появилась новая обязанность: при заключении трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим в течение 10 дней проинформировать об этом его бывшего нанимателя.
Напомним, что это правило распространяется только на тех, кто менее двух лет назад уволился из государственных или муниципальных органов и чья должность включена в перечень или список, определенный Указом Президента РФ, министерством, ведомством, органами власти субъекта Российской Федерации или муниципалитетом.
И вот в этом случае кадровик должен озаботиться поиском этих списков должностей. Можно зайти на сайт того муниципального или государственного органа, из которого пришел человек, и открыть страницу с информацией об антикоррупционных мерах. Как правило, именно там содержится перечень должностей, в отношении которых работодатель должен сообщать информацию о том, что к нему поступил человек из этого органа. Если на сайте такой информации не содержится, можно позвонить или написать по электронной почте и попросить прислать этот документ. Необходимо действовать быстро, чтобы уложиться в 10-дневный срок.
КоАП предусматривает административную ответственность за факт несообщения или опоздание с информированием о заключении трудового договора с бывшим госслужащим. Сумма штрафа составляет до 500 тысяч рублей за одного работника.
«Контур-Персонал» — быстрое получение информации по сотрудникам! Готовые выборки по сотрудникам на все случаи жизни: cписки принятых, уволенных, находящихся в отпусках, реестр больничных, командировок и других неявок и т
Правила антикоррупционной направленности
Как видно из Постановления Правительства РФ от 21 января 2015 г. № 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ», на прошлое госслужащего необходимо обращать внимание и при заключении с ним гражданско-правового договора при условии, что сумма вознаграждения превышает 100 тысяч рублей в месяц.
В этом случае, согласно п. 3 Правил, необходимо оформить письмо на бланке за подписью руководителя и уполномоченного лица, подписавшего трудовой договор либо гражданско-правовой договор со стороны работодателя. Обращаем внимание, что письмо подписывает не кадровик, а только то лицо, которое обладает правом приема и увольнения работников. Подпись работодателя заверяется печатью организации либо печатью кадровой службы.
Сообщение направляется в 10-дневный срок со дня заключения договора, а не со дня начала выполнения работ.
В письме необходимо указать:
- фамилию, имя, отчество (при наличии) гражданина (в случае если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);
- дату и место рождения гражданина;
- должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);
- полное и сокращенное наименование организации.
Также следует указать должность, на которую поступает работник, структурное подразделение и должностные обязанности (основные направления поручаемой работы). Это делается для того, чтобы тот государственный или муниципальный орган, который будет рассматривать сообщение, понимал, есть или нет у работника возможность реализации каких-то коррупционных схем.
В случае оформления трудового договора необходимо указать следующие данные:
- дату и номер приказа о приеме работника;
- дату заключения трудового договора, а если трудовой договор срочный, то срок его действия.
По старым Правилам надо было сообщить причину заключения срочного трудового договора, новые Правила этого не предусматривают.
Если договор гражданско-правовой, следует указать:
- дату его заключения и номер;
- срок начала и окончания выполнения работ или услуг;
- краткое описание работы и ее результата;
- стоимость работ или услуг.
Если в ответ на сообщение не последовало никакой реакции, значит, можно продолжать трудовые отношения с бывшим государственным или муниципальным служащим.
Но есть вероятность, что бывший наниматель работника напишет, что необходимо прекратить трудовые отношения с этим человеком. Основанием для увольнения служит п. 11 ст. 77 ТК РФ — нарушение правил заключения трудового договора. Статья 84 ТК РФ говорит, что если нарушение произошло по причинам, не зависящим от работника, то ему полагается выплатить выходное пособие в размере среднемесячного заработка.
Таким образом, работодателю следует строго и неукоснительно соблюдать Правила, потому что за их нарушения ст. 29 КоАП предусмотрены весьма значительные штрафы: для юридических лиц — от 100 тысяч до 500 тысяч рублей, а для должностных — от 20 тысяч до 50 тысяч рублей.
Не пропустите новые
публикации
Госслужба — профессиональная служебная деятельность по обеспечению исполнения полномочий федеральных и региональных органов власти (п. 1 ст. 1 Закона от 27. 2003 № 58-ФЗ). Следует различать между собой (п. 1 ст. 2 Закона № 58-ФЗ, п. 1 ст. 3 Закона от 27. 2004 № 79-ФЗ):
- государственную гражданскую службу — деятельность по обеспечению работы органов власти;
- военную службу (в вооруженных силах);
- иные виды службы (в полиции, ФСБ, иных силовых структурах).
От гражданской службы отделена муниципальная, связанная с обеспечением работы органов местной власти (ст. 2 Закона от 02. 2007 № 25-ФЗ). Муниципальные органы не входят в систему государственных органов (ст. 12 Конституции России).
По юридическим признакам государственная служба может быть очень разной и ей проблематично дать общее определение. В обывательском понимании госслужба — это «офисная» работа сотрудников различных министерств и ведомств. Данному пониманию, в большей степени, соответствует государственная гражданская служба.
Она отличается от других видов госслужбы тем, что на ней есть установленные законом (ст. 9 Закона № 79-ФЗ):
- руководители;
- помощники, советники;
- специалисты;
- обеспечивающие специалисты.
- высшие;
- главные;
- ведущие;
- старшие;
- младшие.
Руководители, помощники и советники могут занимать только высшие, главные и ведущие должности. Специалисты — высшие, главные, ведущие и старшие. Обеспечивающие специалисты — только главные, ведущие, старшие и младшие.
Государственный гражданский служащий — тот, кто занимает ту или иную должность, соответствующую группе и категории из числа указанных. Если нет, то человек считается простым «наемным» работником органа власти или ведомства. Он может быть:
- бухгалтером;
- юристом;
- кадровиком;
- менеджером;
- секретарем.
Есть официальные реестры должностей — федеральный (действующий реестр утвержден указом Президента России от 31. 2005 № 1574), региональные (утверждаются нормативными актами субъектов РФ).
Отличительная особенность государственной гражданской службы — возможность присвоения классных чинов служащим. Основания — достижение определенного профессионального уровня, наработка стажа (п. 5 ст. 11 Закона № 79-ФЗ).
Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.
Кто не является госслужащим?
Лучше понять кого считать государственным гражданским служащим поможет установление тех трудящихся, которых к госслужащим отнести нельзя. Это:
- муниципальные служащие;
- указанные выше «наемные» работники ведомств;
- работники учреждений, подведомственных федеральным и региональным органам власти: школ, больниц, центров социальной помощи.
- работники предприятий с государственным участием: Сбербанк, Газпром, Росатом и др.
К госслужащим не относятся судьи. При этом, в аппаратах судов есть должности гражданских служащих. Их перечень для Верховного суда приведен в разделе 13. 1 Указа № 1574.
Госслужащие и другие бюджетники
Обе рассматриваемые категории работников, не считая того, что получают зарплату за счет бюджета, схожи в том, что:
- работают по трудовому договору (не гражданско-правовому);
- получают, как правило, оклад (иногда дополняемый премиями);
- работают на «пятидневке».
Работа государственных гражданских служащих попадает под ТК РФ только в части, не урегулированной Законом № 79-ФЗ. Иные их отличия от других бюджетников:
- получение государственной пенсии по выслуге лет (по Закону от 15.12.2001 № 166-ФЗ), а не страховой, что нарабатывается другими работниками (по Закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ);
- получение удлиненного отпуска — от 30 дней, больше — по стажу (ст. 46 Закона № 79-ФЗ);
- поступление на работу на конкурсной основе, через кадровый резерв (ст. 22, 64 Закона № 79-ФЗ), а не через свободный рынок вакансий.
Работа государственных гражданских служащих гораздо строже регулируется, чем труд обычных бюджетников. Например, ст. 8 Закона от 25. 2008 № 273-ФЗ обязывает будущего госслужащего раскрыть работодателю сведения о доходах. Ведомственные нормативы предписывают раскрывать доходы действующим госслужащим. Например, в Минфине действует приказ от 18. 2021 № 185н, и он обязывает даже консультантов и специалистов раскрывать данные.
Быстрые ответы на ваши вопросы
Какое определение у государственной службы?
Общее дать сложно из-за разных юридических трактовок данного термина. Обывательскому восприятию соответствует понятие государственной гражданской службы — деятельности по обеспечению работы органов власти, не являющейся военной, силовой.
Кто не является госслужащим?
Работник госучреждения, госкорпорации. Не имеющий должности по категории и группе работник органа власти.
Чем отличается государственная гражданская служба от работы в бюджете?
Тем, что регулируется в основном не ТК РФ, а Законом № 79-ФЗ. Предусматривает классные чины, более длинный отпуск, особые условия выхода на пенсию. Есть требования по раскрытию доходов госслужащими.
Прохождение государственной гражданской службы
- Правовое положение, основные права и обязанности, требования к служебному поведению гражданских служащих
- Классные чины
- Прохождение гражданской службы
- Должностной регламент
- Аттестация и квалификационный экзамен гражданских служащих
- Поощрения и награждения за гражданскую службу
- Служебная дисциплина на гражданской службе
- Профессиональное развитие гражданских служащих
- Кадровый резерв на гражданской службе
- Служебный контракт
- Персональные данные гражданских служащих
Правовое положение, основные права и обязанности, требования к служебному поведению гражданских служащих
^К началу страницы
Правовое положение гражданских служащих
- Глава 3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
- Статья 10 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»
- «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ
- Указ Президента РФ от 30.05.2005 № 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела»
Основные права гражданских служащих
- Статья 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
- Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»
Основные обязанности гражданских служащих
- Статья 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
- Федеральный закон от 03.12.2012 N 230-ФЗ “О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам”
- Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»
- Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»
- Указ Президента РФ от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»
- «Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих» (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21))
- Статья 18 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
- Указ Президента РФ от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»
- Указ Президента РФ от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»
- «Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих» (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21))
Классные чины
- Статья 11 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
- Статья 13 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»
- Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)»
- Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим»
Прохождение гражданской службы
- Глава 9 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
- Статья 12 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»
- «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ
- Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»
- Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»
- Федеральный закон от 03.12.2012 N 230-ФЗ “О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам”
- Указ Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих»
- Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим»
- Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»
- Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»
- Указ Президента РФ от 19.11.2007 № 1532 «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации»
- Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы»
- Постановление Правительства РФ от 19.09.2013 № 822 «Об утверждении Правил предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах»
- Постановление Правительства РФ от 27.01.2009 № 63 «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения»
Должностной регламент
- Статья 48 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
- Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»
- Постановление Правительства от 09.09.2020 № 1387 «Об утверждении единой методики проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»
- Статьи 11 и 49 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
- Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)»
- Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим»
Поощрения и награждения за гражданскую службу
- Указ Президента РФ от 07.09.2010 № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации»
- Статья 55 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
- Указ Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих»
- Указ Президента РФ от 25.07.2006 № 765 «О единовременном поощрении лиц, проходящих федеральную государственную службу»
- Указ Президента РФ от 02.03.1994 № 442 «О государственных наградах Российской Федерации»
Ведомственные награды для служащих в ФНС России
- Статья 56 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
- Указ Президента РФ от 08.07.2013 № 613 «Вопросы противодействия коррупции»
- Указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции»
Профессиональное развитие гражданских служащих
- Статья 62 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Указ Президента РФ от 21.02.2019 № 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации»
Кадровый резерв на гражданской службе
- Статья 64 Федерального закона от 27 июля 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
- Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2017 № 96 «Об утверждении Положения о кадровом резерве федерального государственного органа»
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 июня 2017 № 1335-р «Об утверждении формы справки, содержащей сведения о федеральном государственном гражданском служащем (гражданине Российской Федерации), включаемом в кадровый резерв федерального государственного органа»
Служебный контракт
- Глава 6 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
- Статья 12 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»
Персональные данные гражданских служащих
- Глава 7 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
- Статья 14 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»
- Указ Президента РФ от 30.05.2005 № 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела»
Кто имеет статус госслужащего?
Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта
Кто не является государственным служащим?
Не являются государственными гражданскими служащими члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, а также судьи и сотрудники правоохранительных органов. В государственных органах должности имеют точную структуру, определённую законодательством (федеральным и региональным), разделённую на категории и группы
В чем разница между бюджетниками и госслужащими?
В чем разница между бюджетниками и госслужащими на период госслужбы вводятся дополнительные ограничения, запреты и обязанности (например, ежегодное декларирование доходов, запрет на стороннюю оплачиваемую деятельность), для госслужащих предусмотрен специальный порядок присвоения классных чинов, выхода на пенсию
Кто являются бюджетниками?
Бюдже́тник — разговорное название физического лица, обучение/работа которого оплачивается из бюджетных средств государства. К бюджетникам относятся учителя, медперсонал, полиция и многие другие. Бюджетник — студент на бюджетных местах в ВУЗе. Бюджетник — сотрудник бюджетной организации
Что значит сотрудник бюджетной организации?
Бюджетники – это лица, которым выплачивают зарплату из госбюджета. К сотрудникам бюджетных организаций принято относить учителей, медиков, воспитателей, ученых, чиновников, военных
В чем преимущества госслужбы?
При стабильно хорошей работе госслужащий рано или поздно может рассчитывать на продвижение по карьерной лестнице. Этот пункт считается одним из самых важных мотиваторов, из-за которых устройство на госслужбу считается таким престижным и в то же время нелегким. 5 мая 2022 г
Как уведомить о приеме госслужащего?
Работодатель должен представить однократно уведомление о приеме госслужащего в срок, равный 10 календарным дням, следующим за днем заключения трудового договора или договора ГПХ (ч. 1 ТК РФ). Если последний день срока приходится на нерабочий день, он переносится на ближайший следующий за ним рабочий день (п
Кто является государственным служащим?
Закон не обязывает работодателя уведомлять об увольнении бывшего госслужащего. Поэтому сообщать о расторжении трудового или гражданско-правового договора с бывшим госслужащим не нужно. 19 мая 2022 г
Нужно ли уведомлять о приеме на работу бывшего полицейского?
Сообщать о приеме бывших муниципальных или государственных служащих нужно , даже если новая деятельность сотрудника не связана с должностными обязанностями, которые он выполнял по месту службы
Как уведомить о приеме на работу бывшего госслужащего?
(Издательство “Главная книга”, 2022)Об увольнении бывшего госслужащего уведомлять не надо. (КонсультантПлюс, 2022)Рассчитаться с госслужащим нужно в последний день службы. Исключения составляют случаи, когда госслужащий фактически не работал, но за ним сохранялось место работы (должность)