Развитие госслужбы в 21 веке

Становление и развитие государственной и муниципальной службы в дореволюционной России

Цели, задачи и функции государственной службы, ее место и роль в системе публичного (государственного и муниципального) управления.

Проблемы становления и развития государственной и муниципальной службы России

в значительной степени обусловлены недостаточной научной проработкой сущности явле-

ний, происходящих в ней.

Государственная служба как учебная и научная дисциплина носит междисциплинар-ный характер и изучается многими науками: философскими, политическими, юридически-ми, экономическими, управленческими, социологическими, психологическими и др.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом выс-шего профессионального образования по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденным прика-зом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 2011г. № 41, учеб-ный курс «Государственная и муниципальная служба», входит в базовую (обязательную) часть профессионального цикла основной образовательной программы.

Предмет курса – становление, основные принципы и закономерности организации, функционирования и развития государственной и муниципальной службы в России как подсистемы публичного (государственного и муниципального) управления страны.

Задача курса – получение студентами-бакалаврами базовых знаний по основным разделам учебной дисциплины «Государственная и муниципальная служба», в том числе:

– природа и сущность, место и роль государственной и муниципальной службы в

системе управления демократического государства;

– основные этапы становления и современное состояние государственной и

муниципальной службы в России;

– основы нормативно-правового регулирования государственной и муниципальной

– организация государственной и муниципальной службы в России;

– основы кадровой политики и кадровой работы в системе государственной и

– зарубежный опыт организации государственной и муниципальной службы и его

адаптация к условиям России.

Важной задачей курса, кроме того, является овладение студентами навыками прак-тической работы с нормативными правовыми актами, аналитическими и иными докумен-тами по профилю изучаемой дисциплины, а также овладение ими определенными Государ-ственным образовательным стандартом (ГОС) общекультурными и профессиональными компетенциями, в том числе стремлением работать на благо общества (ОК-1) и др.

Такой подход – необходимое условие формирования высоких личностных профессио-нальных и нравственных качеств у будущих управленцев, их успешной профессиональной деятельности в будущем на благо России.

Становление и развитие государственной и муниципальной службы в дореволюционной России.

Государственная служба в России имеет глубокие исторические корни, уходящие в глубину веков более чем на тысячу лет. Закладывание основ государственного управления и государственной службы в Древней Руси первоначально было неразрывно связано с военной организацией и строилось на принципах вассалитета. Вассал (фр. -vassal) – феодал, зависи-мый от более крупного феодала и получивший от него земельное владение. Великий князь в решении вопросов государственного управления, защиты территории и др. опирался на дру-жину – вооруженный конный отряд, который постоянно находился при князе. Вся терри-тория княжества находилась под контролем дружинной «администрации», обязанной наряду с управлением защищать с оружием в руках интересы князя. В XI-XII вв. многие дружин-ники становились слугами при дворе и в княжеском хозяйстве (тиуны), а также сборщиками налогов (вирники), писцами. Таким образом, древние истоки слов «служба», «служилые люди» – собирательное значение лиц, находящихся в услужении своего князя.

Как отмечает В. Граждан, формирование относительно самостоятельной админи-стративной (аппаратной) власти в России восходит к XVI веку, ко времени правления Ивана IV по прозвищу Грозный (1547-1584гг. В это время механизм центральных органов госу-дарственного управления эволюционировал из дворцово-вотчинного, ведавшего делами кня-жеских владений, в общегосударственный, охвативший всю территорию страны. В централь-ных органах появились первые общероссийские административные управленческие учреж-дения – приказы, которые стали курировать отдельные отрасли управления или порученные им территории. Окончательный переход к приказной системе государственного управления был связан с административной реформой Ивана IV во второй половине XVI в. Ее резуль-татом стало создание почти 20 функциональных и территориальных приказов. Порядок несе-ния воинской службы всеми землевладельцами (как боярами, так и дворянами) был опреде-лен Уложением о службе, принятым в 1555-1556 гг. На протяжении XVI – XVII вв. сущест-вовало около 100 приказов. Постоянно функционировали лишь 40-50 приказов, а остальные создавались и прекращали свою деятельность по мере надобности. Главной причиной фор-мирования приказов была необходимость усиления той или иной функции государственного управления. Стержнем системы государственного управления России на протяжении более чем 200 лет были три важнейших приказа: Посольский, Разрядный и Поместный.

Вся работа в приказах велась силами приказной бюрократии. Она принадлежала к правящим слоям общества и признавалась неподатным сословием. Внутри приказной бюро-кратии существовала своя иерархия, определявшая социальный статус и материальное обес-печение каждого из служащих. Высшим звеном приказной бюрократии были «думные дья-ки», которые являлись членами Боярской думы, присутствовали при «сидении» государя с боярами, имели право высказывать свое мнение. Под началом дьяков находились подъячие. Работа и поведение приказных служащих должны были соответствовать требованиям при-сяги, приносимой ими при вступлении в должность.

К середине XVII в. обязанности приказных служащих разделились на «государеву службу», которая проходила в полках и посольствах, и «приказную работу», т. текущую деятельность в приказах и приказных избах. Именно вокруг приказной работы и складыва-лась гражданская служба как отрасль государственной службы.

В период с середины XVII в. до начала XVIII в. на смену сословно-представительной монархии приходит абсолютная. Сенат в 1721 г. провозгласил Петра I императором, «Вели-ким», «отцом Отечества». В результате реформаторской деятельности царя Петра I (годы правления 1682-1721гг. ) в России была проведена серьезная рационализация системы госу-дарственного управления и государственной службы. 18 декабря 1708 г. был издан царский указ об образовании губерний, который много раз корректировался и принял законченный вид только к 1719 г. Территория страны была разделена на 10 губерний. 22 февраля 1711 г. был издан Указ Петра I «Об учреждении правительствующего сената». В 1717-1721 гг. при-казы были заменены 12 коллегиями: Иностранных дел, Военная, Адмиралтейская и др.

Совершенствование государственного управления было напрямую связано также с созданием новой системы государственной службы, что было обусловлено притоком в орга-ны государственного и местного управления, в армию и флот массы дворян, претендовавших на различные должности. 24 января 1722 г. был установлен порядок прохождения службы, имеющий силу законодательного акта – Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных. Этот документ располагал всех чиновников управления по 14 классам и соот-ветствующим чинам, которые составляли их ранг. Табель о рангах на первое место поста-вила не знатность, а личные способности, образование и заслуги (знатность по годности счи-тать) и открыла доступ для представителей мелкого и среднего дворянства к высшим долж-ностям в государстве. Табель о рангах использовалась в качестве руководства вплоть до Октября 1917г. Каждый служащий был обязан пройти все 14 рангов снизу доверху, что обес-печивало, с одной стороны, замещение всех вакантных должностей, а с другой – приобрете-ние необходимых навыков военной или статской (гражданской) службы.

Одной из специфических особенностей формирования слоя государственных слу-жащих, российской бюрократии в XVIII в. было то, что она имела ярко выраженный сослов-ный характер, значительная часть чиновников были дворянами или становились таковыми в результате государственной службы, получая вместе с должностями определенного класса, согласно табели о рангах, личное, а затем и потомственное дворянство. Состояние государ-ственного управления и службы определялось во многом качеством, ролью чиновной слу-жилой бюрократии. Вместе с тем в начале XIX в. сказались пагубные последствия осво-бождения дворян от обязательной государственной службы, жалованных им привилегий в период правления Петра III (1761-1762 гг. ), Екатерины II (1762-1796 гг. ) и Павла I (1796-1801гг. ), а также отказа от петровского принципа повышения в чине при занятии соответ-ствующей должности.

При Александре I (1801-1825 гг. ) в результате ряда глубоких реформ российская сис-тема государственного управления становится более четкой и разветвленной, усиливаются элементы законности. Создается система органов вертикального отраслевого управления – министерства заменяют коллегии (1802 г. 1 января 1810 г. в России был учрежден новый Российский совещательный орган – Государственный совет. Важное значение для развития государственной службы в России имел Указ Александра I «О правилах производства в чины по гражданской службе и об испытаниях в науках для производства в коллежские асессоры и статские советники» (1809 г. Целевая направленность этого Указа – поднять образователь-ный уровень чиновничества, который был весьма низким, повысить профессионализм.

В 1832 г. при Николае I (1825-1855 гг. ) многочисленные нормативные правовые акты

о службе гражданских чиновников, законодательство о государственной службе были коди-фицированы и объединены в «Устав о службе гражданской», который определял порядок по-ступления на службу, увольнения, права и обязанности чиновников и т.

При Николае II (1894-1917 гг. ) в 1906 г. все подданные Российской империи были уравнены в правах при поступлении на государственную службу (сохранялось лишь требо-вание к соответствующему уровню образования). Однако и он не оправдал надежд на пово-рот в сторону реформ, проявил такой же консерватизм, как и его отец – Александр III, был уверен в незыблемости и вечности самодержавного управления, стремился укрепить само-державно-полицейскую систему государственной службы и государственного управления. В конце XIX – начале XX вв. государственное и общественное управление Российской импе-рии, сложившаяся в ней система государственной и общественной службы представляли собой огромную государственную, сословную, иерархизированную бюрократическую пира-миду с императором на вершине. В России в это время сложились самый многочисленный в мире административный аппарат (свыше 450 тыс. чиновников), жесткая и централизованная вертикаль исполнительных органов, подконтрольные и ограниченные элементы много-сословного земского и городского общественного управления.

Государственное управление и государственная служба в императорской России в на-чале XX в. не стали, в отличие от многих цивилизованных стран, ни конституционными, ни всесословно-представительными. Они имели сословную дворянскую основу, функцио-нально осуществляли деспотическую власть абсолютных монархов в рамках сохраненной ими феодальной системы. Неспособность монархов к качественным, радикальным рефор-мам управления и других сфер общества, нежелание поделиться властью с обществом, ухуд-шающееся положение трудящихся масс во многом способствовали вызреванию в общест-венном сознании идеи революционного способа преодоления нарастающего кризиса управ-ления, власти, общества, слома существующей государственной и политической системы.

Советская государственная служба: особенности организации и функционирования.

Октябрьская революция 1917 года стала поворотной вехой в развитии системы орга-нов государственной власти, возникших после падения монархии в России. II Всероссий-ский съезд Советов, открывшийся 25 октября 1917 г. в Петрограде, сформировал новые ор-ганы власти. Верховным органом власти был объявлен Всероссийский съезд Советов, между съездами – Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). Съезд сформи-ровал правительство – Совет народных комиссаров (СНК). Новая власть, опиравшаяся на идеи марксизма о самоуправлении трудящихся, при котором исчезает понятие управления как профессиональной сферы, первоначально ориентировалась на отказ от услуг дореволю-ционной («старой») бюрократии и чиновников вообще, заменив их выборными от народа. В связи с этим Декретом ВЦИК и СНК от 11 (24) ноября 1917 года была ликвидирована преж-няя иерархия госслужащих и зафиксировано, что «все гражданские чины упраздняются» и «наименования гражданских чинов (тайные, статские и проч. советники) уничтожаются».

На VI Всероссийском съезде Советов(4-10 июля 1918 г. ) была принята Конституция РСФСР, которая закрепила систему государственного управления, основой которой объявля-лись Советы рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов как форма дик-татуры пролетариата, а также принципы Советской Федерации, основы советской государст-венной службы. Структура власти в Республике Советов соединяла законодательные, испол-нительные и контрольные функции. Сама идея Советов изначально состояла в том, что объе-диненные в них трудящиеся самостоятельно принимают законы, самостоятельно их испол-няют и самостоятельно осуществляют контроль за исполнением.

Поскольку Коммунистическая партия оставалась ядром системы власти и инструмен-том государственного управления, то работа с кадрами всегда составляла центральное звено всей ее деятельности. XIV съезд партии ВКП (б), состоявшийся 18-31 декабря 1925 г. и во-шедший в историю как съезд индустриализации страны, выдвинул лозунг: «Кадры решают все!». К концу 30-х годов в СССР была ликвидирована неграмотность, развернута широкая сеть высших и средних специальных учебных заведений. Это в значительной степени спо-собствовало повышению образовательного уровня управленческих кадров, расширяло их со-циальную базу за счет привлечения рабочей и крестьянской молодежи. Основным принци-пом партийного руководства Советами и системой государственной службы, всеми сферами хозяйственной и общественной жизни страны была расстановка кадров и проверка исполне-ния. Постепенно был создан четкий механизм отбора, воспитания и проверки управленче-ских кадров. Для ответственных работников, занятых на разных этажах государственного уп-равления, была введена категория номенклатуры, представлявшая собой перечень наиболее важных должностей в государственном аппарате и общественных организациях, кандида-туры на которые рассматривались и утверждались партийными комитетами – от райкома до ЦК. Наряду с конкретизацией работы с резервом кадров для выдвижения на вышестоящие ответственные должности в государственном аппарате и иных сферах общественной жизни, номенклатурный принцип работы с кадрами имел серьезный недостаток – он способствовал формированию замкнутого социального слоя «вечных начальников» всех уровней. Номен-клатура не являлась классом, не имела собственности, но от имени народа распоряжалась значительной долей общественного достояния, сосредоточенного в руках государства.

Характеризуя сущностные особенности государственной службы в советский период, профессор А. Турчинов отмечает: «Практика показала, что успешные радикальные соци-ально-экономические преобразования невозможны без сильного государства с его властны-ми органами и профессиональным, постоянно действующим аппаратом. Низкий культурный

уровень трудящихся, нехватка политической грамотности, полное или частичное отсутствие квалифицированных кадров в среднем и низовом звеньях управления (самых многочислен-ных) заставляла делать ставку на аппарат управления в верхнем звене. Реализация избран-ного курса не могла иметь другого инструмента, кроме как усиления директивных начал, жесткой централизации управления, оперативного администрирования, жесткого контроля.

В аппарате основными методами достижения цели становились не квалификация, не профессионализм, а командно-административные приемы. Результатом был отрыв аппарата от народа, сращивание партийного аппарата с советским. Государство превращалось в сис-тему ведомств, в которых нет места самодеятельности, самоуправлению, творчеству. К кон-цу 30-х годов XX в. административно-командная система управления набрала такую устой-чивость и силу инерции, которые позволили ей прочно удерживать свои позиции до 90-х годов. Отвергая и осуждая связанные с присвоением партией государственной власти, объ-ективно нельзя не признать, что в стране был сформирован достаточно слаженный меха-низм работы с кадрами государственных органов, а кадровая политика обеспечивала функ-ционирование административно-командной системы управления и в целом решала сложные политические, хозяйственные и социально-культурные задачи того времени».

На рубеже 40-50-х годов явно обозначились кризисные явления в управлении и функ-ционировании аппарата партийно-государственной службы. Попытки реформирования системы управления в 60-70-е годы не дали должных результатов. В годы горбачевской «перестройки» (1985-1991 гг. ) началась мощная управленческая реформа, означавшая демон-таж традиционной для СССР административно-командной системы управления. В 1990 году в стране начался новый этап глобального социально-политического кризиса, непосредствен-но приведший к распаду СССР.

Поможем в написании учебной работы
Поиск по сайту:Главная
О нас
Популярное
ТОП
Новые страницы
Случайная страница
Изречения для студентов
Пожаловаться на материал
Обратная связь
FAQ

Вопросы для самоконтроля

11
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Сформулируйте основные итоги реализации Концепции
реформирования системы государственной службы Российской
Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации в
2001 г. Какие нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы
государственной службы Российской Федерации, были приняты в
2001–2008 гг. ?
3. Какие проблемы не были решены в области реформирования
системы государственной службы Российской Федерации в 2001–
2008 гг. ?
4. С чем, по Вашему мнению, в основном связаны проблемы, которые
не удалось решить в процессе реформирования государственной
службы Российской Федерации в 2001–2008 гг

Задачи федеральной программы

6
ЗАДАЧИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Обеспечение взаимосвязи видов государственной службы, а также государственной и муниципальной службы
Совершенствование правовой основы государственной гражданской службы,
формирование современной правовой основы военной и
правоохранительной службы
Создание системы управления государственной службой
Совершенствование системы государственных гарантий на гос. службе
Внедрение современных механизмов стимулирования гос. служащих

12
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
5. Какова цель федеральной программы «Реформирование и
развитие системы государственной службы Российской
Федерации (2009– 2013 годы)»?
6. Какие задачи предполагается решить в процессе реализации
федеральной программы «Реформирование и развитие
системы государственной службы Российской Федерации
(2009 — 2013 годы)»?
7. Какой характер (краткосрочный, среднесрочный или
долгосрочный) носит федеральная программа
«Реформирование и развитие системы государственной
службы Российской Федерации (2009 — 2013 годы)» и
сколько этапов выделено для ее реализации?

Характеристика проблем государственной гражданской службы

Государственная служба Российской Федерации подвергается значительному реформированию на протяжении всей ее новейшей истории. В системе государственной службы имеют место разнообразные противоречия системного, структурного, функционального, организационного, статусного, процессуального и иного характера. Каждая группа противоречий формирует определенные проблемы в функционировании государственной службы. помимо этого существуют такие проблемы государственной службы, которые определяются не ее внутренним содержанием, а особенностями взаимодействия с внешней средой.

Совокупность проблем государственной службы можно разделить на две группы:

  • во-первых, собственно проблемы государственной службы, выражающиеся в нарушении принципа ее единства, отсутствии системы управления ею на разных уровнях государственной власти, несоответствии правового и социального положения государственных служащих и возлагаемой на них ответственности и так далее;
  • во-вторых, проблемы обеспечения функционирования государственной гражданской службы, выражающиеся в наличии пробелов и противоречий правового регулирования государственной службы, низкой степени разработанности законодательных механизмов взаимодействия государственной и муниципальной службы, низкой эффективности контрольных мер и так далее.

К числу значимых проблем государственной службы Российской Федерации можно отнести следующее:

  • отсутствие целостности государственной службы. Такая проблема существует как на федеральном, так и на региональном уровне государственной службы, которая представляет собой несение службы в рамках отдельного органа государственного управления;
  • противоречивость законодательства, регулирующего порядок несения государственной службы;
  • низкая эффективность функционирования органов государственного управления;
  • непрестижность государственной службы и низкий уровень авторитетности государственных служащих среди населения;
  • слабая защищенность государственной службы современными технологиями государственного управления, включая информационные;
  • отсутствие последовательности в реализации кадровой политики органами государственного управления;
  • недостаточная эффективность профилактических мероприятий в сфере коррупции, организационных и правовых мероприятий контроля функционирования органов государственного управления со стороны гражданского общества;
  • отсутствие соответствия между правовым и социальным положением государственных служащих и степенью возлагаемой на них ответственности;
  • недостаточная регламентация функционирования органов государственного управления государственными служащими, способствующая бюрократизации отношений органов государственного управления и структурных подразделений, населения и общественных организаций;
  • недостаточность информационной открытости органов государственного управления;
  • непроработанность механизмов взаимодействия органов государственного и муниципального управления.

Определение понятия, характеристика видов и анализ принципов построения государственной службы. Исследование историко-правовых аспектов развития государственной службы и необходимость создания табеля о рангах. Государственная служба на современном этапе.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

На государственной службе сложилась половозрастная структура, не соответствующая половозрастной структуре занятого населения страны. Так, на начало 2007 г. в общей численности государственных служащих, замещающих государственные должности, женщины составляли более 70%, в органах исполнительной власти – 71,8%, в аппаратах органов судебной власти и прокуратуры – 67,6%, в аппаратах органов законодательной власти – 55,8%, в аппаратах иных государственных органов – 55,4%. Такой сравнительно высокий процент женщин в аппаратах государственных органов объясняется преобладанием женщин на государственных должностях, отнесенных к старшим и младшим группам должностей.

Средний возраст государственных служащих, замещающих государственные должности, составляет 40 лет. Несколько моложе кадровый состав в аппаратах федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации (средний возраст – 37 лет). Лица пенсионного возраста среди государственных служащих составляли 3,5%. Более 30% государственных служащих в аппаратах законодательных и иных государственных органов имели возраст 50 лет и старше, из них лица пенсионного возраста в этих органах составляли соответственно 11,1 и 6,9%.

Таким образом, в течение ближайших 10 лет может произойти высвобождение более половины государственных служащих, замещающих ключевые должности, при невозможности замещения этих должностей следующим поколением государственных служащих, имеющих достаточный опыт работы на государственной службе и необходимую квалификацию.

Государственные служащие еще не в полной мере отвечают требованиям образовательного уровня по замещаемым должностям.

Сохраняется тенденция к увеличению числа государственных служащих, чье профессиональное образование не соответствует квалификационным требованиям по замещаемой должности. Так, не имеют профессионального образования 26,7 тыс. человек, или 4,6% от численности государственных служащих, замещающих должности, имеющие зачастую обеспечивающие функции Ноздрачев А. Преобразования в системе государственной службы в контексте административной реформы // Законодательство и экономика. 2006, № 2.

К началу разработки Программы переподготовка и повышение квалификации федеральных государственных служащих осуществлялись за счет средств федерального бюджета. При этом средства на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в федеральном бюджете не предусматривались.

Сложившееся до недавнего времени состояние государственной службы выявляет и другие негативные тенденции ее развития. Так, поступление граждан на государственную службу и должностной (служебный) рост государственных служащих нередко зависят от личного отношения к ним руководителя государственного органа, а не от профессионального уровня и деловых качеств государственных служащих.

Кроме того, частая смена руководителей государственных органов приводит к очередному изменению структуры этих органов, зачастую неоправданному увольнению государственных служащих, приему на государственную службу граждан, профессионально слабо подготовленных к управленческой и организационно-распорядительной деятельности. Поэтому качество подготавливаемых соответствующих управленческих документов и решений во многих случаях является неудовлетворительным.

Есть и другие проблемы, относящиеся к необходимости реформирования государственной службы Российской Федерации. Среди них следует отметить недостаточную правовую регламентацию деятельности государственных органов, слабый контроль со стороны гражданского общества.

Утратили силу прежние нормы морали и идеологического воздействия, регулировавшие поведение работников органов государственной власти и управления и ставившие барьеры на пути злоупотреблений, коррупции, произвола в этих органах Демин А. Государственная служба. , 2008. 637.

Недостаточно используется положительный зарубежный опыт развития и совершенствования государственной службы.

Для преодоления указанных негативных тенденций признано необходимым обеспечить решение следующих проблем государственной службы:

– нарушение принципа единства государственной службы и системы управления государственной службой на федеральном и региональном уровне;

– неразработанность законодательных механизмов взаимосвязи государственной и муниципальной службы;

– наличие противоречий и пробелов в законодательстве Российской Федерации о государственной службе;

– несоответствие социального и правового положения государственного служащего степени возлагаемой на него ответственности;

– низкая эффективность деятельности государственных органов;

– слабое использование современных технологий государственного управления, в том числе отвечающих задаче реализации масштабных государственных программ и проектов;

– низкая эффективность правовых и организационных мер контроля деятельности государственных органов со стороны гражданского общества;

– недостаточная эффективность кадровой политики в сфере государственной службы;

– сохранение консервативной системы подготовки и профессионального развития государственных служащих;

– недостаточная ресурсная обеспеченность государственной службы.

Все эти проблемы тесно связаны между собой и не могут быть решены в отдельности.

Указом Президента от 16 июля 2004г. «О мерах по совершенствованию государственного управления» Собрание законодательства РФ 2004. №29. 3019 утвержден состав Межведомственной рабочей группы по обеспечению мероприятий, связанных с реформированием государственной службы, образована при Комиссии при Президенте РФ по вопросам совершенствования государственного управления.

Целями дальнейшего реформирования государственной службы является кардинальное повышение ее эффективности в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, создание целостной систем государственной службы с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей РФ, а также проводимых в стране административной, судебной, военной и других реформ. Для достижения этих целей в федеральной программе «Реформирование государственной службы РФ (2003-2005 гг. ), утвержденной Указом Президента от 19 ноября 2002г. Собрание законодательства РФ 2002. №47. 4664; 2004. №47. 4634, предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на совершенствование правовых, организационных, финансовых, и методических основ государственной службы.

Президент страны в Послании Федеральному Собранию РФ 25 апреля 2005г. отметил: «Наше чиновничество еще в значительной степени представляет собой замкнутую и надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса. И поэтому задачей номер один для нас по-прежнему остается повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению». Российская газета. 2005. 26 апреля

2 Современная “табель о рангах”

Современная “табель о рангах” делит чиновников на 15 категорий.

В современной России чиновникам вернули классные чины и дипломатические ранги, которые были отменены при советской власти.

В 2003 году в России началось фактическое восстановление Табели о рангах, введенной в начале XVIII века Петром Первым. Цель реформы – превращение российского чиновника «в нормального цивилизованного служащего, оказывающего услуги гражданам». В то время Владимир Путин подписал указ о федеральной программе «Реформирование государственной службы РФ на 2003-2005 годы», а первый заместитель главы администрации президента Дмитрий Медведев сказал, что с подписанием этого указа «наступил новый этап в развитии реформирования госслужбы в России».

В законопроект «О реформировании государственной службы» были введены принципиально новые понятия госслужбы как механизма государственного управления. Появилась дифференциация госслужбы на федеральную гражданскую, федеральную военную, федеральную правоохранительную и государственную гражданскую в субъектах федерации. А также была проведена унификация классных чинов, дипломатических рангов, воинских званий, между которыми была введена эквивалентность. «Это некое подобие Табели о рангах Петра I», – сказал Медведев. В новом документе формировались принципы работы госслужащих, определялись полномочия государства, федеральных органов власти и органов власти субъектов федерации. Также был принят порядок разрешения трудовых конфликтов и споров, ввелось понятие служебного контракта.

Система присваивания очередного звания такая же, как в армии. За чины положено ежемесячное жалование. Чины сохраняются при выходе на пенсию.

По мнению экспертов, новая “табель о рангах” позволяет чиновнику понять, “кого он может послать, а кто его может послать” – кому клясться в верности, кому на кого доносить. Без такой системы координат, по мнению экспертов, чиновники не могут существовать, пишет газета “Новые известия”. Чтобы занять высшие должности гражданской службы, чиновнику нужно дорасти до чина действительный государственный советник 1, 2 или 3 класса. Ступень ниже – государственный советник РФ 1, 2 и 3 класса. Далее идут советники государственной гражданской службы РФ трех классов, референты и секретари государственной гражданской службы с первого по третий класс.

Чин присваивается служащему после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после его назначения на должность. Очередное звание служащий получает по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине. Система такая же, как в армии. Например, в звании секретаря государственной гражданской службы РФ 3 и 2 класса, референта государственной гражданской службы РФ 3 и 2 класса надо проработать не менее одного года. Советник государственной гражданской службы РФ 3 и 2 класса должен работать не менее двух лет, чтобы продвинуться дальше. Для ряда званий (к примеру, советник государственной гражданской службы РФ 1 класса) сроки не устанавливаются – эти чины присваиваются за особые заслуги.

Лишиться чина может чиновник, совершивший тяжкое или особо тяжкое преступление.

Новая “табель о рангах” составлена почти в полном соответствии с петровской – высшему классу “Действительный государственный советник 1 класса” соответствует Действительный тайный советник 1 класса. Второму и третьему – действительный тайный и просто тайный советник. Самому нижнему чину в царской России (Коллежский регистратор) соответствует Секретарь государственной службы 2 класса. В новой классификации есть и 15-я ступень – секретарь госслужбы 3 класса.

Итак, мы рассмотрели понятие и виды государственной службы Российской Федерации, принципы государственной службы, узнали о «Табели о рангах», ее понятии и необходимости возникновения, а также описали проблемы реформирования государственной службы.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Государственная служба тесно связана с государством. Это самостоятельный вид трудовой деятельности, которую осуществляют люди (государственные служащие). Эта деятельность осуществляется профессионально и призвана обеспечить исполнение полномочий, возложенных на органы государства.

Государственная служба в России имеет богатую историю своего развития и становления. Вехами этого процесса являются становление Московского государства с XII по XV века, образование Российской империи в XVIII веке и деятельность Петра I, дальнейшее совершенствование в течение XIX – XX веков.

Роль принятой в 1722 году Табели о рангах трудно переоценить. Ею был нанесен сокрушительный удар остаткам системы местничества. Благодаря Табели о рангах человек незнатного происхождения, выделившийся заслугами перед Отечеством на поле боя или же на гражданской службе, мог получить дворянство – личное или даже потомственное. Преимущество Табели заключалось в том, что сначала было установлено 14 классов, а уж затем всем вводимым званиям определялся соответствующий класс. Все эти чины входили в Табель о рангах, все чиновники были звеньями одного механизма. Такое объединение позволяло при общении, например, военного со штатским сразу определить, кто выше по положению, кому больший почет оказывать, и даже как кого наименовать, так как закон предписывал в служебной обстановке обращаться к чиновнику по уровню его чина. И вообще законодательство запрещало, под угрозой больших штрафов, как преувеличивать свое положение, так и принижать свой ранг – чин должно уважать!

Военные при этом оказывались в положении более почетном, нежели штатские, поскольку Табель задумывалась Петром прежде всего в рамках военной реформы. В свою очередь, Гвардия оказывалась еще более в почетном положении, нежели остальная армия.

Эта система просуществовала 195 лет, вплоть до 1917 года. Конечно, это не значит, что она оставалась неизменной. Табель о рангах несколько раз видоизменялась и дополнялась в зависимости от нужд времени.

В Советский период государственная служба, как правовой институт продолжала существовать, однако, его развитию уделялось недостаточное внимание.

Развитие современной государственной службы идет в Российской Федерации в непростых условиях. Преодоление трудностей, вызванных как объективными обстоятельствами, так и субъективными факторами, требует глубокого научного осмысления процессов, происходящих в государственной службе. При этом непременным условием успешного выполнения государственной службой возложенных на нее функций является наличие квалифицированного кадрового корпуса.

В целом государственная служба должна обеспечивать социальную стабильность, безопасность, эффективное функционирование всей инфраструктуры, необходимой для развития экономики

Государственная служба должна играть главную роль в достижении предусмотренных Конституцией целей. Она несет ответственность за сохранение демократической стабильности и соблюдение принципов правового государства, за обеспечение прав и свобод граждан. Государственная служба обязана претворять в жизнь, определяемую демократическим путем волю государства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Федеральный Закон от 19 ноября 2002 г. «О федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации»// Российская газета. 2002. 23 ноября;

Бахрах Д. Государственная служба: основные понятия, её составляющие, содержание, принципы. – Государство и право 1996. – № 12. 10-18.

Мельников В. , Нечипоренко В. Государственная служба в России: отечественный опыт организации и современность. , 2003. 508.

Мельников В. Государственная служба в России: исторический опыт. , 2005. 284.

Титов Ю. История государства и права России. Изд. : Проект. 1998 год.

Кодан С. Система государственной службы Российской Федерации: О наполнении государственных мест достойными и честными людьми. //Чиновник, 2003, №3 (25).

Кирпатенко В. Особенности правового регулирования труда и социальной защиты государственных служащих: вопросы теории и практики//Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. : МГИУ. , 2005. – с.

Манчева А. /Государственная служба: Понятие, виды, принципы / В мире права. – 2000. – № 2.

Российское законодательство X – XX вв. В 9 т. Законодательство периода становления абсолютизма / Отв. ред. Маньков. , 1986.

Краткая таблица Табели о рангах

Класс чина
Название чина
Формула титулования

I
Канцлер; действительный тайный советник
Высокопревосходительство

II
Действительный тайный советник
Высокопревосходительство

III
Тайный советник
Превосходительство

IV
Действительный статский советник
Превосходительство

V
Статский советник
Высокородие

VI
Коллежский советник; военный советник
Высокоблагородие

VII
Надворный советник
Высокоблагородие

VIII
Коллежский асессор
Высокоблагородие

IX
Титулярный советник
Благородие

X
Коллежский секретарь
Благородие

XI
Корабельный секретарь
Благородие

XII
Губернский секретарь
Благородие

XIII
Провинциалный секретарь
Благородие

XIV
Коллежский регистратор
Благородие

Размещено на Allbest

5
В 2009 г. указом Президента Российской Федерации была
принята федеральная программа «Реформирование и развитие
системы государственной службы Российской Федерации на 2009–
2013 годы». Целью федеральной программы является создание
целостной системы государственной службы посредством
завершения реформирования ее видов и создания системы
управления
государственной
службой,
формирования
высококвалифицированного кадрового состава государственной
службы, обеспечивающего эффективность государственного
управления, развитие гражданского общества и инновационной
экономики.

7
ЗАДАЧИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Совершенствование организационных и правовых механизмов профессиональной служебной деятельности гос. служащих
Разработка антикоррупционных механизмов
Формирование системы мониторинга общественного мнения
Внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы
Развитие системы подготовки кадров государственной службы и дополнительного профессионального образования

Задачи реформирования и развития государственной службы в России

Реформирование и развитие государственной службы в России преследует решение множества задач, к числу которых можно отнести следующие:

  • организация взаимодействия государственной службы различных видов, а также взаимодействия этих видов служб с муниципальной службой;
  • создание и совершенствование правовых основ осуществления правоохранительной и военной службы, государственной гражданской службы на территории Российской Федерации и за ее пределами;
  • формирование системы управления гражданской государственной службой в России;
  • создание механизма мониторинга мнения общественности относительно эффективности государственной службы и результатов профессиональной деятельности государственных служащих;
  • выработка и практическая реализация антикоррупционных стандартов за счет совершенствования системы запретов, дозволений, обязанностей и ограничений в отношении государственных служащих и их потенциально коррупционных действий;
  • совершенствование механизма противодействия коррупции, установление и разрешение конфликтов интересов в системе государственной службы;
  • создание эффективной системы взаимодействия общественных гражданских институтов и средств массовой информации с органами государственного управления, противодействующей возможности вмешательства неправомерного характера в действия государственных служащих;
  • совершенствование соблюдение принципиальных основ государственной службы;
  • организация консультативной помощи органам государственного управления по вопросам соблюдения принципиальных основ их функционирования;
  • разработка процедур расследования коррупционных случаев в системе государственной службы и так далее.

Проблемы государственной службы

4
ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Используются устаревшие технологии;
Не ведется целенаправленная работа по привлечению молодых перспективных кадров;
Современные методы планирования и регламентации труда государственных служащих
не получили широкого распространения;
Качество профессионального обучения государственных служащих в недостаточной
степени отвечает потребностям развития государственной службы;
Недостаточно проработана методика проведения конкурсов на замещение вакантных
должностей гражданской службы, квалификационных экзаменов и аттестации
государственных служащих;
В должной мере не обеспечивается взаимосвязь реформы государственной службы с
бюджетной, административной, судебной и военной реформами, реформой местного
самоуправления и другими преобразованиями в сфере государственного управления;
Недостаточная открытость государственной службы способствует проявлениям
бюрократизма и коррупции.

Ключевые понятия

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
9
Государственная служба Российской Федерации — профессиональная служебная
деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:
• Российской Федерации;
• федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных
органов;
• субъектов Российской Федерации;
• органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных
государственных органов субъектов Российской Федерации (далее — государственные
органы субъектов Российской Федерации);
• лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных
государственных органов (далее — лица, замещающие государственные должности
Российской Федерации);
• лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами
субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий
государственных органов субъектов Российской Федерации (далее — лица,
замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации).

Подписка

  • Ежедневная
  • Еженедельная

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *