сетка должностей госслужбы

Характеристика признаков государственных служащих

Государственный служащий Российской Федерации в соответствии с национальным законодательством должен отвечать следующим признакам:

  • во-первых, являться гражданином российского государства;
  • во-вторых, замещать государственную должность в системе органов государственного управления;
  • в-третьих, выполнять обязанности, которые предусмотрены должностью в системе государственной служб;
  • в-четвертых, получать за выполнение своих обязанностей денежное вознаграждение из средств соответствующего бюджета, либо федерального, либо регионального.

Также государственные служащие должны быть старше 18 лет, владеть государственным языком Российской Федерации, а также отвечать определенным квалификационным требованиям.

Государственные служащие несут государственную службу в соответствии со служебным контрактом, который наделяет государственного служащего полномочиями по осуществлению деятельности в составе органа государственного управления, реализации государственных функций, решение социальных задач. Одновременно органы государственного управления в соответствии со служебными контрактами государственных служащих имеют перед ними обязанности по обеспечению и установлению прав и интересов, предоставлению социально-правовых гарантий, выплате денежного вознаграждения и прочему.

Государственные служащие должны отвечать требованиям вида государственной службы, которую они несут. Требования к государственному служащему определяются его должностью в системе государственной службы, ее правовым положением.

На государственных служащих возлагается исполнение функций государственного управления, реализация полномочия органов государственного управления, решение задач экономического, социального, административно-политического характера. Государственные служащие являются лицом органа государственного управления, осуществляющим непосредственное взаимодействие с населением и хозяйствующими субъектами от лица государства. Государственные служащие должны соответствовать определенным этическим нормам поведения, определяемым соответствующими кодексами этики государственных служащих.

Определение и значение должности государственной гражданской службы

Для реализации функций государственного управления и предоставления государственных услуг формируется соответствующая система публичного управления, которая включает федеральный и региональный уровни. Кроме того, в системе государственного управления исходя из функций публичного управления формируются подсистемы органов государственного управления.

Органы государственного управления функционируют в рамках законодательно и нормативно предусмотренной компетенции для обеспечения функций публичного управления в социальной, экономической, экологической, финансовой и иных сферах общественных отношений и предоставления государственных услуг. В свою очередь, непосредственное функционирование органов публичного управления обеспечивают государственные служащие.

Структуру органа государственного управления определяет совокупность утвержденных в соответствии с регламентированной процедурой должностей персонала, обеспечивающего реализацию полномочий органа за счет осуществления должностных обязанностей.

Указанное позволяет определить должность государственной гражданской службы как элемент внутренней структуры органа государственного управления, предусмотренный штатным расписанием и реализующий служебные полномочия в рамках компетенции органа государственного управления для реализации государственных функций и предоставления государственных услуг.

Итак, должности государственной гражданской службы определяют полномочия государственного служащего в рамках компетенции государственного органа для обеспечения задач государственного управления. Утверждение о должности государственной гражданской службы предполагает нормативное закрепление за элементом внутренней структуры органа государственной власти определенного объема полномочий в рамках компетенции органа.

Немного о важности команды на государственной службе

Для построения успешной карьеры важно учесть множество вещей, но критическое значение имеет именно команда. При этом под командой можно понимать как непосредственное окружение – отдел или блок под одним из заместителей директоров, – так и в целом департамент.

Почему это важно? Специфика госслужбы такова, что практически все в твоей профессиональной жизни в конкретный момент времени зависит от непосредственного руководителя. Именно он может депремировать тебя, а может представить к ведомственной награде.

Руководитель определяет круг твоих задач и непосредственные полномочия, решает, кому отдать политически окрашенные и от того наиболее хайповые поручения, кого отправить на совещание в вышестоящее ведомство и кого упомянуть в отчете перед заместителем министра.

Отсутствие взаимопонимания с непосредственным руководителем, откровенно слабый, выгоревший, коррумпированный или некомпетентный глава отдела – все это в первую очередь ударит по тебе и по твоей карьере. Из своего опыта хочу отметить, что порой при выборе следующего места работы конкретный функционал отдела или департамента не так важен, как возможность получения опыта работы с выдающимися представителями нашей профессии.

Очень важно понимать, что фактически первичной функциональной единицей в министерстве является именно начальник отдела. С него идет спрос, он распределяет задачи в рамках отдела, контролирует их исполнение и проверяет качество, а в случае чего и несет ответственность за ошибки его подчиненных.

сетка должностей госслужбы

На уровне директора департамента все задачи распределяются на начальников отделов, а дальше каждый из них сам волен решать, как выполнить то или иное поручение с учетом выделенных ему человеческих, интеллектуальных и материальных ресурсов. Не столь важно, какую должность в отделе ты занимаешь, в любом случае ты действуешь с оглядкой на начальника отдела, если не было поручено иное. Проще говоря, отдел из пяти человек – это один ценный специалист и его четыре помощника той или иной степени компетентности.

Допустим, что вы попали в один из перспективных отделов и вам повезло с грамотным и понимающим руководителем. В этом случае ваша ключевая задача – всесторонне облегчить жизнь ему, вашим коллегам по отделу, блоку и департаменту.

Особенно ценится возможность передать вам определенную зону ответственности и забыть про нее ровно до того момента, когда надо будет что-то согласовать, завизировать или подписать.

Сами следите за сроками, равномерно распределяйте нагрузку, вовремя привлекайте коллег к реализации контрольного поручения, а когда представляете что-то на решение руководителя, то готовьте несколько альтернативных вариантов. Я вас уверяю, что проблем с карьерным ростом у вас не будет никогда. Команда, делегируемые поручения, возросшая ответственность, ваша репутация – все это будет тянуть вас вверх по карьерной лестнице.

Понятие государственной должности

В соответствии с положениями специального федерального законодательства, регулирующего вопросы организации государственной службы, а также вопросы государственной гражданской службы, в частности, государственные служащие – это российские граждане, которые реализуют обязанности по исполнению государственной службы за соответствующее вознаграждение.

В соответствии с нормами указанного законодательства правовое положение лица, замещающего должность государственной службы, определяется следующими обстоятельствами:

  • замещением государственной должности, которая учреждается соответственно в государственном органе федерального или регионального уровня или в ином государственном органе, функционирование которого предусмотрено Конституцией;
  • получением соответствующего специального ранга, классного чина или звания, то есть разряда квалификации.

С точки зрения структуры системы публичного управления государственная должность представляет собой неделимый элемент системы публичного управления, наделенный кругом должностных обязанностей для реализации компетенции государственного органа и соответственно осуществления в этой части функций публичного управления и предоставления государственных услуг.

Иными словами, с организационной точки зрения должность не связана непосредственно с личностью государственного служащего, то есть независима от лица, которое ее замещает.

С функциональной точки зрения государственную должность можно определить как объем полномочий, которые возлагаются на лицо, замещающее должность, в рамках компетенции государственного органа для решения задач публичного управления.

Государственные должности федерального уровня учреждаются на основе положений федерального законодательства или актов главы государства, региональные должности, в свою очередь, утверждаются положениями регионального законодательства и подзаконных актов.

Подходы к определению понятия «государственный служащий»

Государственные служащие представляют собой совокупность лиц, призванных на профессиональном уровне осуществлять управление государством в рамках системы государственного аппарата, являющегося социально-правовым институтом.

Государственный служащий при этом является работником, призванным исполнять определенные обязанности в соответствии с должностью, которую он занимает в системе государственной службы.

Совокупность государственных служащих в рамках российской государственного аппарата делится на две группы:

  • во-первых, федеральные государственные служащие, представляющие собой работников, осуществляющих служебную профессиональную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающих вознаграждение из средств федерального бюджета;
  • во-вторых, государственные служащие регионального уровня, представляющие собой работников, призванных осуществлять профессиональную служебную деятельность на должностях государственной гражданской службы регионального уровня и получающих вознаграждение из средств регионального бюджета.

Законодательство допускает возможность получения государственными служащими регионального уровня вознаграждение за счет средств федерального бюджета, относится только в состав гражданских государственных служащих, в то время как на федеральном уровне государственные служащие могут состоять на правоохранительной или военной службе.

В широком смысле под государственным служащим можно понимать лиц, занимающих должности в системе государственной организации, в узком смысле, лиц, занимающих должности в органах государственного управления.

Под должностью в системе государственной службы понимают часть организационной структуры государства в виде штатныой единицы, обладающей определенной компетенцией, полномочиями. Должностное положение государственного служащего определяет состав его прав, обязанностей и ответственности перед населением за выполняемые профессиональные обязанности.

Уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего

Бывший госслужащий обязан сообщить новому работодателю, что он состоял на государственной службе, и с момента расторжения его контракта прошло менее двух лет (ст. 1 ТК РФ, ст. 12 Закона № 273-ФЗ). Законом не установлен порядок уведомления нового работодателя, но желательно, конечно, сделать это в письменной форме.

Получив от сотрудника информацию, работодатель готовит письмо-сообщение, которое нужно направить по прежнему месту работы бывшего госслужащего.

В сообщении должны содержаться следующие сведения:

  • ФИО (в случае если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);
  • число, месяц, год и место рождения (страна, республика, край, область, населенный пункт);
  • должность государственной или муниципальной службы, замещаемая сотрудником непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);
  • наименование организации по старому месту работы (полное, а также сокращенное);
  • дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому экс-госслужащий принимается на новую работу;
  • дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а если заключается срочный трудовой договор – срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора);
  • наименование должности, которую занимает сотрудник по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при его наличии);
  • должностные обязанности, исполняемые по должности (указываются основные направления поручаемой работы).

Сообщение должно быть составлено на фирменном бланке компании, подписано руководителем компании или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, и заверено печатью (п. 3 Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, далее – Правила).

Обратите внимание! Сообщение по последнему месту государственной службы гражданина направляется и в случае заключения с ним гражданско-правового договора (п. 2 Правил).

Чиновник спит — госслужба идёт

Разница между наймом в частном бизнесе и на госслужбе постепенно стирается. Но, тем не менее, это по-прежнему совершенно разные сферы. Самое сложное на госслужбе — увидеть результаты своего труда (в зависимости от того, где ты работаешь). Государственная машина в силу масштабов двигается медленно, программы нередко принимаются на 5-10 лет, то есть с момента запуска до реализации могут пройти годы. Хотя и не исключено, что потребуется выполнить «пятилетку в три дня».

Нельзя сказать, что жизнь у чиновников тихая заводь и можно просиживать штаны в кабинете.

Встряски происходят на любом уровне, от начальника до исполнителя. Может случиться так, что даже специалиста первой категории попросят выступить с докладом о законопроекте перед региональным Законодательным собранием. Такое бывает, и надо к этому быть готовым.

Перемены в госструктурах обусловлены тем, что чиновники становятся моложе, в руководство приходят новые люди, которые внедряют современные методы управления — и этот процесс довольно активный.

Виды государственных должностей

В соответствии с действующими законодательными и подзаконными актами в сфере государственной службы исходя из области функционирования подсистемы государственной службы выделяют:

  • должности государственной гражданской службы федерального и регионального уровней;
  • воинские должности;
  • должности правоохранительной службы и иных видов государственной службы.

Исходя из категории государственные гражданские должности делятся на следующие виды:

  • руководящие должности. Это должности руководителей органов государственного управления и их заместителей, а также руководителей подразделений государственного органа, в том числе должности руководителей и заместителей территориальных подразделений органов федеральной власти, должности руководителей и заместителей в представительствах органов государственной власти и их структурных подразделениях, для замещение которых российские граждане привлекаются бессрочно или на конкретной срок;
  • должности помощников или советников. Указанные должности учреждаются для оказания помощи лицам, которые замещают руководящие должности государственных органов, территориальных органов федеральной власти, представительств органов государственной власти на не ограниченный или на конкретный срок;
  • должности специалистов. Это должности, которые учреждаются для обеспечения профессионального осуществления органами государственной власти функций публичного управления. Такие должности замещаются без указания конкретного срока;
  • должности, обеспечивающих специалистов. Названные должности учреждаются для того, чтобы обеспечить функционирование органов государственной власти в информационном, организационном, финансовом, документационном, хозяйственном и ином направлении. Данные должности замещаются на неопределенный срок.

Кроме этого, все должности государственной гражданской службы объединяются в группы должностей:

  • высшие;
  • главные;
  • ведущие;
  • старшие;
  • младшие.

Категории и группы должностей государственной службы соотносятся следующим образом:

  • в составе категорий руководителей и помощников выделяются высшие, главные и ведущие должности;
  • в составе категории специалистов выделяют высшие, главные, ведущие, и старшие должности;
  • в составе категории обеспечивающих специалистов выделяются главные, ведущие, старшие и младшие должности.

Госучреждения проигрывают коммерческим в зарплатах

По моему опыту, специалист сразу после вуза будет получать примерно одинаковую зарплату в госсекторе и в частном. Далее, по мере роста, действительно появляются различия.

Заработная плата госслужащего будет поменьше, пожалуй, на уровне начальника управления. Для понимания: начальник управления — это средняя управленческая должность в органе власти. Как правило, в управление входит от 2 до 4 отделов со средней численностью от 4 до 10 человек. Но и тут всё очень зависит от сферы деятельности и статуса ведомства. Например, иногда региональное предприятие может иметь больший зарплатный фонд для руководящих работников, чем федеральное министерство.

Что касается соцпакета и дополнительных условий, то в госорганизациях, конечно, есть некоторые «плюшки». Например: более продолжительный отпуск по сравнению с бизнесом. Дополнительное страхование жизни и здоровья.

Чиновникам высшего руководящего звена обычно полагается больше преференций, которые снимают часть забот и дают возможность сосредоточиться на своей миссии:

  • секретарь, который также может быть личным помощником;
  • персональный водитель с автомобилем;
  • жильё;
  • ведомственные больницы и санатории.

Не будем также забывать о системе квалификации чиновников: можно не расти в должности, но повышать свой ранг, соответственно, будет увеличиваться и зарплата. В коммерческом секторе профессиональные стандарты применяются крайне редко. Как и практически не встречаются 13-я зарплата и премии.

Наука

Мне грустно писать этот раздел, потому что я сам себе ответил ещё не на все вопросы и почти что уверен, что у меня на этом пути будет ещё один подход в нетехнической, но совершенно удивительной отрасли. Итак, вместе с началом работы в компании я бросил диссертацию. А чуть позже мне пришло понимание нескольких принципов, не зная которых я убил несколько лет своей жизни, занимаясь наукой с 1 курса по второй курс аспирантуры.

  • Есть научные сферы: технические, естественно-научные, медицинские, гуманитарные, социальные и т.д. А есть экономика, политология, маркетинг и проч. — узкие подотрасли, в которых науки как таковой нет. Да, есть эксперименты, модели, научные специальности с паспортами, но это по большей части глубокая теоретическая профанация. Как правило, это скучные реферативные темы, скучные защиты и сплошная попытка натянуть сову на глобус. Это не та наука, которую ты ждёшь и романтизируешь. Я бы сказал, что это специальности, где степень ради степени. Это касается и студенческой науки в этих подсферах.
  • Научным руководителям на тебя чаще всего пофиг.
  • Защита диссертации — долго, дорого и мало что даёт (в бизнесе вроде кандидатов наук уважают, но зарплату за степень не добавляют). В процессе подготовки «кирпича», самой защиты и предзащиты, а также в ожидании заветной корочки (до года и больше) вы познаете коррупцию, телефонное право, бюрократию и в конце дзен (или невроз (я постиг его на первых двух главах), или психоз).
  • В фундаментальной науке всё иначе, вы это ощутите кожей, общаясь с коллегами. Там не дают степени за хорошо изложенные рефераты и пустые предположения.

Тем не менее я призываю студентов попробовать себя в студенческих конкурсах и на конференциях, а выпускников — попытаться начать работать над научным манускриптом и опубликовать 2-3 ВАКовских и несколько не ваковских статей. Если же у вас есть шанс погрузиться в настоящую науку, обязательно сделайте это — вы проникнетесь этим особенным, крутым и умным миром, не сравнимым ни с чем (лично я, увы, чистую математику не потянул).

Преимущества

  • В любом случае формируется научное мышление, навыки систематизации и работы с источниками.
  • Развивается не просто навык публичного выступления, но и навык ведения аргументированной дискуссии, поскольку вы не просто что-то говорите с кафедры, но и пытаетесь научному руководителю и оппонентам доказать что вы не говно ваша точка зрения на проблему — современная, актуальная и востребована в рамках научного дискурса, а они мамонты устаревшие.
  • Можно смело писать в резюме об аспирантуре и среднем балле кандидатских экзаменов — вообще ни на что не влияет, но собеседование проходит значительно уважительнее. Будьте готовы красиво ответить на вопрос, почему вы так и не защитили диссертацию. Ну или красиво и кратко рассказать о ней, если защитили.
  • Меняется взгляд на анализ проблем, вы учитесь делить сложные монолитные задачи на комфортные вехи.
  • Дисциплина человека, погружённого в научную работу, всегда выше дисциплины среднестатистического сотрудника, потому что он знает, что такое часы сосредоточенной работы и затёкшие (а то и отёкшие) от сидения без движения ноги. Потому что терять нить мысли при работе над диссером нельзя.
  • Растёт самоуважение. Правда, оно теряется вместе с незащищённой диссертацией, однако на всю жизнь ты осознаёшь, что ты можешь — и однажды оформляешь соискательство и начинаешь добивать этого зверя.
  • Если есть степень кандидата наук, чуть проще найти хорошую работу за рубежом (особенно, это касается технического и естественнонаучного профиля).

Недостатки

  • В основном, даже в классической, фундаментальной науке платят довольно мало. Да, деньги в науке есть, но до них нужно дорасти и выслужиться не меньше, чем на госслужбе.
  • Наука отнимает колоссальное количество времени. Даже если это просто аспирантура с корыстной целью защититься и свалить в коммерческую сферу с головой.
  • Путь в науке требует нервов и денег.
  • Крайне проблемно издавать монографии и выпускать научные публикации (особенно ВАКовские) — вы проедете полстраны, чтобы получить хоть какие-то публикации. Когда я учился, за 20-40 000 официальных рублей можно было разместиться в приличных научных журналах, сейчас размещение за деньги запрещено и это всё усложнило. Увы, вузовские сборники не спасают.
  • Если вы не из разряда везунчиков, вам попадётся плохой научный руководитель, и он будет плох всем: неприятием нового, непониманием информационных технологий, нежеланием развивать вас как соискателя степени, отсутствием моральной поддержки, приверженность к старым научным школам. Менять руководителя можно, но себе дороже: если ваш первый аксакал попадёт в диссертационный совет, то, здравствуй, чёрный шарик от него и от его союзников. Я видел пару таких прецедентов, это было очень больно.

Кому подойдёт

В аспирантуру и в научную жизнь идут по разным причинам, но я сторонник того, чтобы идти туда, если тебе есть что сказать в своей сфере. Да, можно успешно защитить дешёвую кандидатскую с диссертацией на тему политического пиара или анализа кредитоспособности компаний, таких большинство. Но это вымученные проекты ради чего-то: преподавания, работы в гос. органах, реализации каких-то личных амбиций. Но только научная степень, присвоенная за научное знание, расширенное и углублённое тобой, доставляет кайф и заставляет гордиться.

Особые условия

Если вы собираетесь преподавать после окончания работы в бизнесе или планируете хоть как-то связать свою дальнейшую жизнь с образованием, кандидатскую однозначно лучше защитить. Это в том числе ваша инвестиция в относительно безбедное будущее.

Но, конечно, во всех случаях есть счастливые и неприятные исключения, поэтому важно выбирать то, что по силам, по душе и стараться сделать выбранную часть мира чуть лучше. Тогда практически все работы хороши.

Бизнес, госслужба, вуз, наука

Мне много лет, я вышел из тьмы я так и не сделал карьеру. Да, я неплохо зарабатываю, уважаем на работе. Более того, я везунчик: каждая моя работа, с самого первого места, по-настоящему любимая. Кайф от того, что ты делаешь, заменяет многое: мотивацию, карьеризм, часть амбиций. Ты просто работаешь в потоке, ты не знаком с выгоранием (ой ли?), ты активно развиваешься. Всё отлично, но карьеры — в понимании общества и HR-ов — нет. И если в 20, 25, даже 30 это вообще не напрягает, то стоит перевалить за 35, начинаешь думать, а всё ли так, а что дальше? А вдруг хорошо на госслужбе? Или пойти преподавать до самых глубоких седин? Я гоню от себя эти мысли, потому что в моей жизни было преподавание, была наука, была госслужба и вот уже более 15 лет есть работа в бизнесе. А что бы и не поделиться опытом с теми, кого тоже угнетают «карьерные» мысли?

сетка должностей госслужбы

Трудовой договор с бывшим госслужащим

Условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими рассмотрены в ст. 1 ТК РФ.

Трудовой договор с бывшим госслужащим заключается на общих основаниях, но работодатель обязан об этом письменно уведомить представителя (нанимателя) по последнему месту государственной службы гражданина.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ. 1С для тех, у кого нет времени

Принимая на работу бывшего госслужащего, занимавшего должность из утвержденного Правительством РФ списка, работодатель обязан об этом письменно уведомить последнее место государственной службы гражданина.

Бывший госслужащий обязан сообщить новому работодателю, что он состоял на государственной службе.

Если должность бывшего государственного служащего на момент заключения с ним трудового договора отсутствует в перечне, утвержденном указом Президента РФ от 18. 2009 № 557, то сообщение можно не отправлять.

Если компания не уведомила о приеме на работу бывшего госслужащего, ее могут оштрафовать на сумму до 50 000 рублей.

Кроме того, КоАП РФ предусматривает взыскание с работодателя штрафа вплоть до 500 000 рублей за незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного или муниципального служащего.

При этом есть ряд законодательных актов, детально описывающих необходимость и процедуру такого уведомления:

  • Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Статья 12 налагает на гражданина, имевшего в послужном списке опыт работы на государственной или муниципальной службе, ограничения. Здесь же содержится требование к новому работодателю сообщить о заключении трудового договора с экс-госслужащим по месту его прежней работы.
  • Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В этом законе содержится определение государственной гражданской службы, а так же описан порядок поступления гражданина на государственную службу и основания его увольнения.
  • Постановление Правительства РФ от 21.01.2015 № 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации». Постановление важно для работодателя, поскольку утверждает перечень информации, которую новый работодатель обязан сообщить по месту прежней работы госслужащего.
  • Указ Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона “О противодействии коррупции» возлагает обязанность на граждан, уволенных с должностей государственной службы, сообщать новому работодателю о таких фактах в течение 2-летнего срока с момента увольнения с государственной службы.
  • Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 557. Этим документом утвержден перечень должностей государственных служащих, прием на работу которых осуществляется с учетом положений ст. 64.1 ТК РФ.

Признаки государственной гражданской должности

Должность государственной гражданской службы как обособленный элемент системы государственного управления характеризуется следующими чертами:

  • должность выступает элементом внутренней организационной структуры органов публичного управления федерального или регионального уровней;
  • должность наделена специфическим содержанием, то есть объемом конкретных прав и обязанностей, составляющих часть компетенции государственного органа и выделяемых для участия государственного служащего в реализации функций и задач публичного управления и предоставлении государственных услуг;
  • должность имеет правовое оформление, то есть вносится в реестр государственных должностей.

Кроме того, в качестве характеристик должности государственной гражданской службы выделяют:

  • личный аспект, то есть регламентацию финансового, трудового, личного статуса лица, замещающего должность государственной службы;
  • служебный аспект, который предполагает характеристику круга обязанностей, закрепленных за должностью.

Хочешь карьеру — иди в бизнес

Долгое время считалось, что инициативным и амбициозным людям в чиновничьих кабинетах не выжить — мол, там требуется только умение быть винтиком в большом механизме. Но я с этим не согласен. Люди с проактивной жизненной позицией, готовые брать ответственность на себя, точно будут замечены на госслужбе. Конечно, будет непросто, но наверняка интересно.

Другое дело, что вряд ли получится быстро удовлетворить карьерные амбиции. Необходимо поработать на различных должностях. И путь по служебной лестнице — непростой и затратный по времени.

Что касается частных компаний, я вижу, что в последнее время они принимают форму «плоских» организаций, в которых практически нет возможности вертикального карьерного роста. Шансы получить повышение на старте карьеры минимальны: влево-вправо можно развиваться, а вот двинуться вверх — почти нереально.

сетка должностей госслужбы

Что должен знать и уметь идеальный кандидат?

Сразу оговорюсь, что практически ничего из нижеперечисленного мной не преподают в вузе. Не потому, что система образования не практикоориентирована, а потому, что основная задача высшего образования – научить студента мыслительному, исследовательскому и аналитическому процессу.

Если имеется светлый ум, интерес к выбранной профессиональной отрасли и академические навыки, то на базовом уровне все осваивается довольно быстро. Благо, что работа на начальных позициях больше напоминает обучение в корпоративном университете.

Тебе сначала сто раз покажут, объяснят и не будут предъявлять особых требований к результатам труда.

Для успешного начала карьеры потребуются следующие навыки:

  • грамотный письменный и устный русский язык;
  • ясное и понятное изложение своих мыслей и замечаний к проекту документа;
  • уверенная работа с существующей нормативной правовой базой;
  • написание проектов нормативных правовых актов, а также знание процессуальной стороны вопроса их согласования и утверждения;
  • формирование оптимизационных предложений в рамках зоны ответственности;
  • четкое структурирование и правильная архивация входящей и исходящей корреспонденции;
  • освоение сленгового языка госслужбы и формального канцелярита.

О каких госслужащих можно не сообщать

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28. 2017г. №46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19. 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» определено, в частности, что антикоррупционное законодательство, а именно требования ст. 12 Закона № 273-ФЗ новый работодатель бывшего госслужащего обязан выполнять независимо от суммы месячного вознаграждения, назначенного этому госслужащему.

При переводе работника на другую должность или приеме его в порядке внутреннего совместительства в рамках одной и той же компании направлять сообщение по месту прежней госслужбы работника также не требуется.

При заключении договора ГПХ с бывшим госслужащим, сообщение по месту его прежней службы направляется только в случае, когда стоимость работ (услуг) превышает 100 000 рублей.

На госслужбе личности не нужны

В наше быстро меняющееся время вообще вряд ли удастся отсидеться где-то «бледной молью».

Что касается работников госучреждения, в первую очередь я бы назвал следующие нужные качества:

  • терпеливость;
  • прогностические навыки (умение прогнозировать результат);
  • стратегическое мышление.

Терпение и настойчивость — эти качества упоминаются едва ли не чаще всего, когда говорят о руководителе на госслужбе. Если человек дорос до большого начальника в рамках одной организации, то, скорее всего, они у него есть — иначе не удалось бы взойти по карьерной лестнице. Нужно уметь отстаивать свою правоту и играть в долгую, блицкриг вряд ли пройдёт. В коридорах госструктур побеждают стайеры.

Также важно умение выстраивать связи и работать с людьми. Находить разные способы решения задач с одними и теми же вводными. Надо уметь посмотреть на ситуацию с другой стороны и понять, можно ли решить вопрос здесь и сейчас. Если потребуется время, значит, вам необходимо умение ждать, чтобы осуществить задуманное позже, при более подходящих условиях.

Госслужащие, отзовитесь!!!!!!

Последний —

19 декабря 2021, 11:25
Перейти

Здравствуйте, Мила, я замещаю должность федеральной гражданской государственной службы. Пришла на госслужбу из бизнеса, должность высокая, относиться к высшей категории должностей. Что я могу вам сказать. Госслужба дает кругозор, понимание, как устроена наша жизнь, наша экономика, как устроено наше Государство. На госслужбе встречаю очень широкообразованных, интересных людей, уровень общения очень высокий. А так же много командировок по родной стране, наконец-то появилась возможность узнать нашу прекрасную Родину, самые отдаленные ее уголки, ее проблемы и заботы. Когда работала в бизнесе – что я видела? Поездки в основном в Европу и США по работе, пляжный отдых по всем пляжам мира и все. Дальше Петербурга практически нигде не была. Хотя желание было, но семья тянула в отпуск зарубеж. Однажды только сумела вырваться на Байкал. Зато сейчас с уверенностью могу сказать, что знаю свою страну. И знаете, особенно первый год не уставала поражаться какая же она огромная! И сколько нужно сил и мудрости, чтобы ей управлять, чтобы хотя бы обеспечить ее территориальную целостность и безопастность граждан, не говоря же об экономическом и социальном развитии.

Из плюсов субсидии на покупку жилья.

28 января 2017, 00:36

Последние два возгласа особенно впечатлили! И в каком возрасте вы наконец осознали территориальную целостность и безопасность граждан? Стремлюсь к этому, но падающие глыбы льда с крыш убеждают в обратном

28 января 2017, 00:43

Слишком много писать придётся. я 10 лет фггс. все как везде, если есть кому толкать то все чудесно сложится

Понимаю ваш вопрос)) сама устала уже от небольшой з. , аврала работы и отсутствия перспектив, ибо “лохматой” руки нет)

28 января 2017, 00:51

28 января 2017, 00:59

Теперь о волноющем вас вопросе – о зарплате. Зарплаты не идут ни в какое сравнение с зарплатами в коммерции, при одиноковом образовании и квалификации на госслужбе вы будете получать в 5-10 раз меньше, чем вам могли бы предложить в крупных компаниях. Возможно больше стабильности, но не уверена. Карьерный рост медленнее – это 100%. Я не знаю вашей ситуации, но мое мнение, что если человек нацелен на карьеру, то на госслужбу, как в консалтинг, надо идти либо в самом начале и затем капитализировать свой опыт в бизнесе, либо в самом конце (если получится), когда квартиры-машины-финансовая подушка уже есть и хочется чего-то большего, какой-то миссии в жизни, служения, призвания.

28 января 2017, 01:07

И еще вариант – если карьера вас особо не интересует, вы нацелены на семью, но при этом хотите иметь социальную защищенность и стабильность. Тогда смело идите на госслужбу и получайте всю жизнь ваши 30-40 тыс, возможно потом больше за выслугу лет. Неплохой вариант для домашних женщин.

28 января 2017, 01:08

28 января 2017, 01:12

Автор, хоть город ваш укажите. Госслужба госслужбе рознь. Федеральное министерство, Москва, з/п от 70000 и выше.

28 января 2017, 01:17

единственный плюс это стабильность и синекурана госслужбу хорошо уходить как на пенсиюесли молодая горячая хочешь много денег – точно не туда

28 января 2017, 01:19

почему не уходите? интересно ваше мнение

28 января 2017, 01:25

Почему-то при слове госслужба слово пенсия идет бок о бок. всегда. ах, да и еще декрет. Но жить в 25-30 и думать о том ” ну ничего, зато пенсия будет возможно хорошая” совсем не настраивает на желание работать :(( да и кто его знает как там будет , когда придет моя пенсия. С декретом тоже вопрос- разве после декрета жизни нет!?. я кажется все больше определяюсь с выбором!)) спасибо!

28 января 2017, 01:26

28 января 2017, 01:28

Для меня несомненным плюсом являлась стабильность, ежегодный основной и за выслугу лет отпуска, которые, правда, не всегда удавалось отгулять, выходные и праздничные дни, больничные можно брать, правда иногда заставляют выходить на работ. Зарплата сначала маленькая, но потом будет потихоньку расти. Если устраиваетесь без блата, то попадете сначала в какой-нибудь средненький отдел, но если будете хорошо проявлять себя в работе, то вполне возможно, что вас переведут в другой отдел. Я работала в налоговой.

  • Дарья ГорбуноваПрактикующий психолог123 ответа
  • Krasavina EkaterinaПсихолог13 ответов
  • Доценко ВсеволодПсихолог162 ответа
  • Ниделько Любовь ПетровнаПрактикующий психолог203 ответа
  • Леонова КсенияПсихотерапевт19 ответов
  • Климкова ТатьянаПсихолог67 ответов
  • Алла БураяПсихолог18 ответов
  • Юлия ЛекомцеваВрач косметолог242 ответа

28 января 2017, 01:31

А мне понравились посты Нины. Радует, что на госслужбе еще остались такие люди, как она!:-) Ведь основная проблема как раз и состоит в катастрофическом дефиците действительно умных, целеустремленных, хорошо образованных людей, цель которых заключается именно в том, чтобы служить Родине, а не набивать свои карманы за ее счет. К слову, я – бывший сотрудник МВД с 12-летним стажем. И все годы службы на меня с моим дипломом юрфака СПбГУ и высокими идеалами служения людям. А ведь еще пять лет назад, когда на моих плечах были погоны, я считала ее совершенно потерянной и беспросветной.

28 января 2017, 01:39

Если Вы не станете зацикливаться исключительно на исполнении конкретных трудовых обязанностей, а будете постоянно совершенствовать свои знания и навыки, а также владеть актуальной информацией об изменениях действующего законодательства и правоприменительной практике, то переход на другую работу не станет для Вас проблемой. Кроме того, немаловажное значение имеет ликвидность Вашего диплома и качество полученного Вами образования. Я, например, окончила кафедру уголовного процесса и криминалистики юрфака СПбГУ, а в итоге выбрала цивилистику, сейчас занимаюсь жилищным и семейным правом как частнопрактикующий юрист. Сомневаюсь, что при наличии образования, полученного в ведомственном милицейском ВУЗе, я вообще знала бы такое слово, как цивилистика.

28 января 2017, 01:43

Гость Почему “работали”? Сейчас уже там не работаете?

Не хватает видимо “волшебного пенделя”)))) плюс – маленький ребенок, стабильность хоть какая-никакая. На этом плюсы заканчиваются))

28 января 2017, 01:47

Которые только по блату и распределяются 🙂

28 января 2017, 01:48

До пенсии еще нужно дожить, причем желательно в добром здравии и нормальном психологическом состоянии, что удается далеко не всем, учитывая, как правило, крайне нездоровую обстановку в коллективах госслужащих. Гораздо проще и эффективнее все годы, которые бесполезно проходят на госсулжбе в ожидании якобы хорошей пенсии, откладывать часть заработка на банковский счет. Тогда и накопления получатся приличные, и не придется тратить их на лечение образовавшихся за годы государевой службы многочисленных болячек.

28 января 2017, 01:51

Кстати о декрете!!! Вышла из декрета на госслужбу,с нее же и уходила. Изменений в з. почти нет. А работы навалом, к вечеру приезжаешь домой никакая. Плюс – доп. расходы на ребенка. В общем, хотите хоть и небольшой но стабильной з. – идите в госслужбу.

28 января 2017, 01:52

28 января 2017, 01:54

28 января 2017, 01:56

28 января 2017, 02:00

Гость а , и почему вы поменяли работу?

Не особенно. Слава Богу, наш отдел не относился к числу т. строевых подразделений, для которых ношение формы является обязательным, хотя я никогда не была кабинетным сотрудником, а работала, как у нас говорят, “на земле” по реальным уголовным делам. Так что форму я надевала от силы пару раз в год, да и то при необходимости являться на смотры и по учебной тревоге. Что касается “мужских атрибутов”, вспомнила одну забавную историю. Моя тетя как-то поинтересовалась: “Вот ты же при погонах, офицер. А тебе младшие по званию честь отдают?” В ответ я только замахала руками: “Ну что Вы, какое там “отдают”! Спасибо, что хоть мою не забирают!”;-)

28 января 2017, 02:01

28 января 2017, 02:05

28 января 2017, 02:07

Чет ржу. Ни разу меня не удивляет, что после РТА слово цивилистика не знают, вот ни разу. Кстати, сп-ть “таможенное дело”, небось?? Ну да, вне таможни без опыта в таможне приткнуть себя трудновато будет.

28 января 2017, 02:11

Наказание, если не сообщить о приеме на работу бывшего госслужащего

С момента приема на работу бывшего госслужащего до момента отправки сообщения по его последнему месту службы должно пройти не более 10 дней. Нарушать этот срок нельзя (п. 4 Правил). Письмо направляется заказным письмом с описью вложения или передается с курьером в секретариат с отметкой о приеме.

Если компания не уведомила о приеме на работу бывшего госслужащего, это может явиться основанием для привлечения работодателя к ответственности. В соответствии с положениями ст. 27 КоАП РФ на юридическое лицо может быть наложен штраф в размере до 50 000 рублей. При повторении такого нарушения сумма штрафа вырастет до 70 000 рублей.

Кроме того, статья 19. 29 КоАП РФ предусматривает взыскание с работодателя штрафа вплоть до 500 000 рублей за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего.

Поскольку гражданин, замещавший должности гражданской службы, обязан уведомить об этом работодателя при приеме на работу, невыполнение этой обязанности может освободить работодателя от ответственности за неуведомление о трудоустройстве бывшего госслужащего. Это касается случаев, если в трудовой книжке гражданина нет записи о прохождении им государственной службы.

Срок давности для привлечения работодателя к ответственности по ст. 29 КоАП РФ составляет 6 лет. Исчислять срок следует со дня, следующего за днем совершения правонарушения. То есть, определяем день заключения трудового договора с бывшим госслужащим, отсчитываем 10 дней, следующая дата является отправной для расчета срока давности.

Работодатели часто не соблюдают требования законов, призванных бороться с коррупцией, не имея на то злого умысла. Трудовой кодекс содержит нормы, по которым прием на работу граждан, ранее состоявших на государственной и муниципальной службе, имеет особенности. Следовать букве закона в данном случае не очень сложно, но это помогает избежать ответственности за нарушения и высоких штрафных санкций.

Работодатель не обязан предлагать все имеющиеся должности сокращаемому работнику

сетка должностей госслужбы

Эксперты Роструда разъяснили, обязан ли работодатель предложить сокращаемому работнику вышестоящую должность, если у него нет соответствующей квалификации и стажа работы на руководящих должностях.

Ведомство напоминает, что согласно нормам статьи 80 ТК РФ, при сокращении работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность).

При этом статья 81 ТК РФ допускает сокращение работника, если невозможно его перевести (при письменном согласии) на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.

В данном случае работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Предлагать вышестоящую должность сокращаемому работнику, если у того нет соответствующей квалификации, работодателю не нужно.

Такие разъяснения привел Роструд на своем сайте, отвечая на вопросы работников и работодателей.

Отправить на почту

Классификация должностей государственной гражданской службы

Должности государственной гражданской службы традиционно делят на:

  • типовые, то есть те, которые установлены для разных органов государственного управления под одним наименованием и со сходным объемом полномочий;
  • индивидуальные, которые выделены в федеральных и региональных органах государственной власти в единственном варианте.

Кроме того, в составе должностей государственной гражданской службы выделяют:

  • представителей власти;
  • должностных лиц;
  • вспомогательных работников, то есть государственных служащих, чьи полномочия ограничиваются материально-техническим обеспечением деятельности органа.

Работник не сообщил о своем опыте государственной службы

Соискатель может оказаться забывчивым или намеренно не сообщить об имеющихся в его послужном списке государственных должностях. Работодателю стоит быть внимательнее к записям в трудовых книжках потенциальных работников.

Порядок приема на госслужбу, ее прохождения, а так же увольнения госслужащих регулирует закон от 27. 2004 № 79-ФЗ. Соответственно, если в качестве основания для внесения записи в гр. 4 трудовой книжки есть ссылка на этот закон, то это должно привлечь внимание кадровика. Проверить записи нужно за последние два года.

Кроме того, забывчивость бывшего госслужащего оставит его без работы. Поскольку нарушение требований ст. 12 Закона № 273-ФЗ лицом, замещавшим государственные должности, приводят к расторжению трудового договора с ним (абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ). Увольнение в этом случае производится по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Причем при увольнении по данному основанию выходное пособие ему не выплачивается (ч. 3 ст. 84 ТК РФ).

сетка должностей госслужбы

Классификация государственных служащих

Государственные служащие классифицируются в соответствии с разнообразными признаками, к числу которых можно отнести:

  • во-первых, функциональное назначение. В соответствии с этим критерием государственные служащие делятся на: служащих, которые осуществляют фактическую деятельность, направленную на выполнение задач, состав которых определяется целями и предметом деятельности государственных предприятий и учреждений; служащих, деятельность которых направлена на управление государственными учреждениями и предприятиями; служащих, совмещающих выполнение первых двух функций;
  • во-вторых, характер и объем полномочий. В соответствии с этим критерием государственные служащие делятся на: представителей административной власти, призванных обеспечить реализацию юридически властных полномочий и требований, а также применение мер административного воздействия по отношению к населению и хозяйствующим субъектам, органам государственного и муниципального управления; оперативный состав, включающий в себя функциональных государственных служащих, деятельность которых направлена на решение определенных задач функционирования органов государственного управления; вспомогательный или технический состав, представленный государственными служащими, осуществляющими деятельность по обеспечению функционирования оперативного состава государственной службы; граждан, не состоящих на государственной службе, но обладающих правом совершения действий, влекущих юридические последствия. К числу этих граждан относят негосударственных экспертов, нотариусов и так далее.

Как попасть на госслужбу и в какое ведомство при этом стремиться?

На сегодняшний день в России трудится порядка 37 600 федеральных государственных гражданских служащих. Это сотрудники центральных аппаратов 20 федеральных министерств, располагающихся в Москве. Подробно про попадание на службу со студенческой скамьи я уже рассказывал в своей предыдущей статье. Зарплаты, условия труда и его содержание – про все эти базовые для нас вещи вы можете прочитать именно там.

Каждое из 20 ведомств имеет свои преимущества, и если вы чувствуете, что душа лежит именно к работе с конкретной отраслью народного хозяйства (транспортом, например), то не нужно переубеждать себя и пытаться попасть в более престижную и оплачиваемую большую ведомственную четверку.

Начните с Министерства транспорта, усвойте базовые навыки, необходимые в нашей профессии, и уже потом переходите в ведомство вашей мечты. В ведомства попроще, как это ни очевидно звучит, проще попасть.

Кризис лучше переживать в госструктурах

Тут все неоднозначно — нынешний кризис заставляет меняться и госсектор. Кризисные явления отражаются и на бизнесе, и на госслужбе. Если бы не кризис, никто бы не задумался над оптимизацией работы бухгалтеров, кадровиков и юристов. Сейчас эти специалисты наиболее подвержены риску сокращения. Но, разумеется, при сокращении все формальности будут соблюдены.

С другой стороны, пандемия послужила триггером и для переструктурирования: год назад казалось немыслимым, чтобы чиновник работал удалённо из дома. Сейчас это в порядке вещей. Чем дольше длится такая ситуация, тем сильнее меняются условия труда.

Фото на обложке: Unsplash

Характеристики государственной должности

В содержании категории государственной должности можно выделить два основных элемента:

  • это структурная единица системы публичного управления, неделимая, относительно обособленная от иных единиц, наделяемая кругом собственных полномочий в рамках компетенции государственного органа, получающая формальное закрепление в реестре и соответствующих внутренних документах;
  • это система прав, обязанностей, ограничений и запретов, нормативно регламентированных и ориентированных на законное, добросовестное и эффективное исполнение государственным служащим функций и задач публичного управления в рамках компетенции государственного органа и собственных полномочий.

Таким образом, в число сущностных характеристик государственной должности можно включить следующие:

  • это первичный элемент структуры органа публичного управления и системы публичного управления в целом;
  • содержание государственной должности составляют обязанности, правомочия, ограничения и запреты, установленные в отношении лица, замещающего должность;
  • необходимость формального закрепления государственной должности в реестре должностей и внутренних документах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *