срок срочного контракта на госслужбе

С гражданскими служащими, как и с обычными работниками, трудовые (служебные) отношения могут быть бессрочными или ограниченными определенным сроком. Законодатель не запрещает срок действия трудовых договоров продлевать – не установлен запрет и на продление служебных контрактов. Но порядок продления при этом отличается.

Когда заключается срочный служебный контракт?

Cогласно ст. 25 Федерального закона от 27. 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79-ФЗ) срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок. При этом учитываются:

  • категория замещаемой должности гражданской службы;
  • условия прохождения службы, если иное не предусмотрено названным или другими федеральными законами.

Выделяются четыре категории должностей гражданской службы:

Руководители. К ним относятся должности руководителей и заместителей руководителей:

  • государственных органов и их структурных подразделений;
  • территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений;
  • представительств государственных органов и их структурных подразделений.

Помощники (советники). Это должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности и должности руководителей.

Специалисты. К ним относятся должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций.

Обеспечивающие специалисты. Это должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов.

Из этого перечня срочный служебный контракт заключается по должностям из категорий «руководители» и «помощники (советники)». Кроме того, он заключается в случаях замещения должности гражданской службы:

  • на период отсутствия гражданского служащего, за которым сохраняется данная должность;
  • после окончания обучения гражданином, заключившим договор о целевом обучении в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы;
  • в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, иных представительствах Российской Федерации и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории РФ;
  • в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;
  • гражданским служащим, достигшим предельного возраста;
  • на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;
  • по которой установлен особый порядок оплаты труда;
  • в порядке ротации; и др.

На какой срок заключается срочный служебный контракт?

Срочный служебный контракт заключается на срок от одного года до пяти лет (ч. 2 ст. 25 Закона № 79-ФЗ). Таким образом, установлены минимальный и максимальный сроки действия такого контракта для гражданских служащих.

Вместе с тем предусмотрены иные сроки контракта. Так, в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 35 Закона № 79-ФЗ срочный служебный контракт может быть заключен на время:

  • выполнения определенного задания;
  • замещения отсутствующего гражданского служащего, за которым сохраняется должность гражданской службы.

Обратите внимание: срок действия контракта по должности категории «помощники (советники)» ограничен сроком полномочий лица, замещающего государственную должность, или руководителя, для содействия которым должность помощника (советника) учреждена (ч. 2 ст. 9 Закона № 79-ФЗ).

Можно ли продлить срочный контракт со служащим?

Срок действия и основания для заключения срочного контракта являются обязательными условиями такого контракта – ч. 6 ст. 24 Закона № 79-ФЗ. А в соответствии с ч. 5 ст. 24 условия служебного контракта могут быть изменены по соглашению сторон и в письменной форме.

Таким образом, условие о сроке служебного контракта может быть изменено по соглашению со служащим. Считаем, что в данном случае нужно использовать подход, применяемый к продлению срочного трудового договора: продлить срок договора с помощью дополнительного соглашения можно, но при условии, что сохранится (не изменится) основание, по которому был заключен этот срочный договор, и что общий срок трудового договора в таком случае не превысит пять лет («Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за III квартал 2018 года. Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования. Руководство по соблюдению обязательных требований»). То есть если, например, с руководителем был заключен срочный служебный контракт на пять лет, в случае согласия сторон на продолжение службы в должности руководителя нужно заключить новый срочный контракт.

Однако достижение согласия между сторонами требуется не всегда.

Так, на гражданских служащих распространяются положения ч. 2 ст. 261 ТК РФ, согласно которой в случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан при представлении женщиной соответствующего письменного заявления и медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия договора до окончания беременности независимо от причины ее окончания (самопроизвольный выкидыш, аборт по медицинским показаниям и др. ), а в случае рождения ребенка – до дня окончания отпуска по беременности и родам.

В некоторых ситуациях возможно продление срочного служебного контракта и без согласия работника. Например, в силу ст. 9 Федерального закона от 27. 2010 № 205-ФЗ «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации» в исключительных случаях по решению представителя нанимателя срок работы сотрудника дипломатической службы в загранучреждении МИД РФ может быть продлен без его согласия (при наличии условия об этом в служебном контракте) на период до шести месяцев сверх установленного служебным контрактом срока с внесением в него соответствующего изменения.

Как продлить срочный контракт со служащим предельного возраста?

Существуют некоторые особенности продления срочного контракта с работниками ряда категорий. Например, с лицами, достигшими предельного возраста пребывания на службе.

Напомним, что предельный возраст пребывания на гражданской службе – 65 лет в силу ч. 1 ст. 1 Закона № 79-ФЗ. По общему правилу при достижении этого возраста служебный контракт прекращает действовать, служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется с гражданской службы. Однако для отдельных категорий служащих в соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона № 79-ФЗ срок гражданской службы может продлеваться и после достижения этого возраста решением представителем нанимателя и с согласия самого служащего.

срок срочного контракта на госслужбе

Кроме этого, по достижении служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина он может продолжить работу в государственном органе на условиях срочного трудового договора на должности, не являющейся должностью гражданской службы (ч. 2 ст. 1 Закона № 79-ФЗ).

К сведению: с 01. 2017 срочные служебные контракты, заключенные на эту дату в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 25 Закона № 79-ФЗ с гражданскими служащими в возрасте до 65 лет, должны считаться заключенными на неопределенный срок (Письмо Минтруда РФ от 28. 2017 № 18-4/В-98).

Как оформить продление срочного контракта?

Порядок продления срочного служебного контракта несколько отличается от порядка продления срока трудового договора. Так, если в соответствии с трудовым законодательством сначала оформляется письменное соглашение к трудовому договору, а на основании соглашения издается приказ, то на госслужбе сначала решение принимает представитель нанимателя и только потом заключается соглашение или новый срочный служебный контракт. При этом, если представитель нанимателя желает продлить контракт со служащим, нужно запросить согласие самого служащего – направить ему уведомление. (Отметим, что ч. 1 ст. 35 Закона № 79-ФЗ предусмотрена обязанность представителя нанимателя уведомить гражданского служащего об окончании срока действия служебного контракта не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее

В том же уведомлении можно предложить служащему продлить контракт на следующий срок. Приведем примерный образец.

В случаях, когда контракт был заключен на максимальный срок, пять лет, нужно предложить служащему заключить не соглашение, а новый срочный служебный контракт.

Если служащий откажется от продолжения службы, срочный контракт с ним прекращается в общем порядке, если согласен, то представитель нанимателя издает приказ (распоряжение) о продлении срока служебного контракта и заключении соглашения к контракту.

В приказе о продлении срока пребывания на гражданской службе указываются:

  • фамилия, имя, отчество гражданского служащего;
  • наименования замещаемой должности и структурного подразделения;
  • содержание распорядительного решения – продлить срок гражданской службы путем заключения соглашения или нового срочного контракта;
  • если требуется, ссылка на законодательный акт (норму закона), на основании которого (которой) принимается решение.

Служащего нужно ознакомить с приказом под подпись.

На основании приказа заключается дополнительное соглашение в письменном виде о продлении срочного служебного контракта. В нем нужно прописать основания, по которым контракт продлевается, и срок, на который он продлевается. При этом общий срок служебного контракта с учетом срока, указанного в дополнительном соглашении, не должен превышать пять лет.

Соглашение оформляется в двух экземплярах, один (с подписью служащего о том, что он получил свой экземпляр соглашения) остается у представителя нанимателя, другой передается служащему.

Продлевается ли служебный контракт автоматически?

Срочный служебный контракт, как и трудовой договор, прекращает действовать по истечении срока его действия. Об этом гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности и увольнения со службы (ч. 1 ст. 35 Закона № 79-ФЗ).

К сведению: о расторжении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения (ч. 1 ст. 79 ТК РФ).

Отметим: ч. 4 ст. 58 ТК РФ установлено, что в случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере этого договора утрачивает силу и он считается заключенным на неопределенный срок.

Подобного положения в Законе № 79-ФЗ нет. При этом согласно ст. 73 Закона № 79-ФЗ нормы трудового права применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом № 79-ФЗ. Но применяется ли норма ст. 58 ТК РФ к вопросу о признании срочного служебного контракта бессрочным – не совсем понятно. Судебная практика противоречива.

Одни суды считают, что правила ч. 4 ст. 58 ТК РФ применяются и к служебному контракту (см. , например, Апелляционное определение Свердловского областного суда от 27. 2017 по делу № 33-5726/2017). Соответственно, если гражданский служащий не будет уведомлен о прекращении действия срочного служебного контракта, представитель нанимателя теряет возможность уволить служащего в связи с истечением срока действия контракта по п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 79-ФЗ.

Другие же считают, что, поскольку Закон № 79-ФЗ не содержит нормы, аналогичной ст. 58 ТК РФ, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного служебного контракта, он не может считаться продленным на неопределенный срок. Кроме этого, из содержания ст. 25, 25. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33, ст. 35 Закона № 79-ФЗ суды делают вывод, что гражданин, давая согласие на заключение служебного контракта на определенный срок в установленных законодательством случаях, знает о его прекращении по истечении заранее оговоренного временного периода и соглашается на прохождение государственной гражданской службы на определенных в контракте условиях (апелляционные определения Владимирского областного суда от 18. 2013 по делу № 33-1944/2013, Алтайского краевого суда от 27. 2016 по делу № 33-4743/2016).

Поскольку правила заключения и прекращения срочного служебного контракта установлены Законом № 79-ФЗ, и нормы, аналогичной ст. 58 ТК РФ, в нем нет, а трансформация срочного трудового договора в бессрочный предусмотрена в Трудовом кодексе как исключение из правил (п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ), мы придерживаемся мнения, что положения ст. 58 ТК РФ на служебные отношения не распространяются. И даже если служащего не уведомили о прекращении действия срочного контракта, уволить его можно в любое время в связи с истечением срока действия контракта, если для этого будут основания (например, достижение служащим предельного возраста).

Итак, действие срочного служебного контракта может быть продлено, но только с согласия служащего. При этом продление может осуществляться путем заключения дополнительного соглашения (при условии, что общий срок действия не превысит пять лет) либо путем заключения нового контракта.

Что касается трансформации срочного служебного контракта в контракт на неопределенный срок, учитывая неопределенность в этом вопросе, рекомендуем представителям нанимателя просто не допускать подобных ситуаций и не забывать направлять служащим, у которых заканчивается срок контракта, соответствующие уведомления.

Если гражданину не установлено испытание при поступлении на гражданскую службу, то установление испытания позднее не соответствует действующему законодательству.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 27. 2004 N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” при заключении служебного контракта с гражданином, впервые поступающим на гражданскую службу, в этом контракте и в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы предусматривается условие об испытании гражданского служащего продолжительностью от одного месяца до одного года в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Случаи исключения из этого правила предусмотрены ч. 2 и 3 той же статьи.

Таким образом, кроме специально указанных случаев, установление испытания при поступлении гражданина на гражданскую службу впервые является обязательным.

Федеральный закон N 79-ФЗ в действующей редакции не содержит норму, согласно которой отсутствие в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте условия об испытании означает, что гражданский служащий принят без испытания, имевшую место ранее в ч. 2 ст. 27 Федерального закона N 79-ФЗ. В то же время он не содержит и обратного правила и никак не регулирует ситуацию, если испытание не было установлено при поступлении на гражданскую службу вследствие ошибки.

В соответствии с ч. 2 ст. 70 Трудового кодекса РФ отсутствие в трудовом договоре условия об испытании означает, что работник принят на работу без испытания. При этом в соответствии со ст. 73 Федерального закона N 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

прокурора Брянской области                                                                     Л. Кравченко

Гражданин впервые поступил на государственную гражданскую службу, однако ему не было установлено испытание. Может ли в данном случае быть установлено испытание спустя три месяца?

Если гражданину не установлено испытание при поступлении на гражданскую службу, то установление испытания позднее не соответствует действующему законодательству. В соответствии с ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 27. 2004 N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” при заключении служебного контракта с гражданином, впервые поступающим на гражданскую службу, в этом контракте и в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы предусматривается условие об испытании гражданского служащего продолжительностью от одного месяца до одного года в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Случаи исключения из этого правила предусмотрены ч. 2 и 3 той же статьи. Таким образом, кроме специально указанных случаев, установление испытания при поступлении гражданина на гражданскую службу впервые является обязательным. Федеральный закон N 79-ФЗ в действующей редакции не содержит норму, согласно которой отсутствие в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте условия об испытании означает, что гражданский служащий принят без испытания, имевшую место ранее в ч. 2 ст. 27 Федерального закона N 79-ФЗ. В то же время он не содержит и обратного правила и никак не регулирует ситуацию, если испытание не было установлено при поступлении на гражданскую службу вследствие ошибки. В соответствии с ч. 2 ст. 70 Трудового кодекса РФ отсутствие в трудовом договоре условия об испытании означает, что работник принят на работу без испытания. При этом в соответствии со ст. 73 Федерального закона N 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом. прокурора Брянской области                                                                     Л. Кравченко

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ПРОВЕДЕНИИ АТТЕСТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”, в целях обеспечения эффективности государственной гражданской службы Российской Федерации и повышения профессионального уровня государственных гражданских служащих Российской Федерации постановляю:

Утвердить прилагаемое Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации.

Утратил силу с 1 января 2021 года. – Указ Президента РФ от 31. 2020 N 822.

Правительству Российской Федерации обеспечить финансирование расходов, связанных с проведением аттестации федеральных государственных гражданских служащих, в том числе расходов на оплату труда независимых экспертов, в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание федеральных государственных органов или их аппаратов.

Установить, что расходы, связанные с проведением аттестации государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации, осуществляются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Признать утратившими силу:

Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 1996 г. N 353 “Об утверждении Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 11, ст. 1036);

Указ Президента Российской Федерации от 12 ноября 1999 г. N 1499 “О внесении изменения в Положение о проведении аттестации федерального государственного служащего, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 1996 г. N 353” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 46, ст. 5542).

Настоящий Указ вступает в силу с 1 февраля 2005 г.

Президент Российской Федерации В. ПУТИН

Москва, Кремль 1 февраля 2005 года N 110

Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 110

Настоящим Положением в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” определяется порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее – гражданские служащие), замещающих должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – должности гражданской службы) в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах (далее – государственный орган).

Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.

Аттестации не подлежат гражданские служащие:

а) проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;

б) достигшие возраста 60 лет;

в) беременные женщины;

г) находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;

д) замещающие должности гражданской службы категорий “руководители” и “помощники (советники)”, с которыми заключен срочный служебный контракт (за исключением гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации);

е) в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.

Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. Аттестация гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации, может проводиться в иные сроки, установленные указанными актами.

До истечения трех лет после проведения предыдущей аттестации может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего.

Внеочередная аттестация может проводиться:

а) по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;

б) по решению представителя нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее – представитель нанимателя), после принятия в установленном порядке решения:

о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, в соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”.

Единая методика проведения аттестации гражданских служащих утверждается Правительством Российской Федерации.

Организация проведения аттестации

Для проведения аттестации гражданских служащих по решению представителя нанимателя издается правовой акт государственного органа, содержащий положения:

а) о формировании аттестационной комиссии;

б) об утверждении графика проведения аттестации;

в) о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;

г) о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.

Аттестационная комиссия формируется правовым актом государственного органа в соответствии с частями 9 – 12 статьи 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”. Указанным актом определяются состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы.

В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), а также включаемые в состав аттестационной комиссии в соответствии с положениями пунктов 8. 1 и 8. 2 настоящего Положения независимые эксперты – представители научных, образовательных и других организаций, являющиеся специалистами в соответствующих областях и видах профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, по вопросам кадровых технологий и государственной гражданской службы. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

В состав аттестационной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ “Об Общественной палате Российской Федерации” образован общественный совет, а также аттестационной комиссии в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации образован общественный совет, наряду с лицами, названными в абзаце втором настоящего пункта, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

Представители общественных советов при государственных органах, включаемые в состав аттестационных комиссий по запросам руководителей государственных органов, определяются решениями соответствующих общественных советов.

Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

В зависимости от специфики должностных обязанностей гражданских служащих в государственном органе может быть создано несколько аттестационных комиссий.

Включаемые в состав аттестационной комиссии независимые эксперты – представители научных, образовательных и других организаций приглашаются и отбираются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной гражданской службы, или уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации по запросу представителя нанимателя, направленному без указания персональных данных независимых экспертов, в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым с учетом порядка, установленного Правительством Российской Федерации.

Общий срок пребывания независимого эксперта в аттестационной комиссии государственного органа не может превышать три года. Исчисление указанного срока осуществляется с момента первого включения независимого эксперта в состав аттестационной комиссии. В указанный срок засчитывается срок пребывания независимого эксперта в конкурсной комиссии этого государственного органа.

Повторное включение данного независимого эксперта в состав аттестационной комиссии может быть осуществлено не ранее чем через три года после окончания срока пребывания в аттестационной комиссии.

Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Все члены аттестационной комиссии при принятии решений обладают равными правами.

График проведения аттестации ежегодно утверждается представителем нанимателя и доводится до сведения каждого аттестуемого гражданского служащего не менее чем за месяц до начала аттестации.

В графике проведения аттестации указываются:

а) наименование государственного органа, подразделения, в которых проводится аттестация;

б) список гражданских служащих, подлежащих аттестации;

в) дата, время и место проведения аттестации;

г) дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за их представление руководителей соответствующих подразделений государственного органа.

Не позднее чем за две недели до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем.

Отзыв, предусмотренный пунктом 12 настоящего Положения, должен содержать следующие сведения о гражданском служащем:

а) фамилия, имя, отчество;

б) замещаемая должность гражданской службы на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность;

в) перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых гражданский служащий принимал участие;

г) мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

К отзыву об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется также аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации.

Кадровая служба государственного органа не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить каждого аттестуемого гражданского служащего с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период. При этом аттестуемый гражданский служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя.

III. Проведение аттестации

Аттестация проводится с приглашением аттестуемого гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии. В случае неявки гражданского служащего на заседание указанной комиссии без уважительной причины или отказа его от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а аттестация переносится на более поздний срок.

Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости – его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. В целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым гражданским служащим дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание комиссии.

Обсуждение профессиональных и личностных качеств гражданского служащего применительно к его профессиональной служебной деятельности должно быть объективным и доброжелательным.

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности.

При этом должны учитываться результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента, профессиональные знания и опыт работы гражданского служащего, соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а при аттестации гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, – также организаторские способности.

Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов.

Проведение заседания аттестационной комиссии с участием только ее членов, замещающих должности гражданской службы, не допускается.

Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов гражданский служащий признается соответствующим замещаемой должности гражданской службы.

На период аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

а) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

б) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

в) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии получения дополнительного профессионального образования;

г) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

Результаты аттестации сообщаются аттестованным гражданским служащим непосредственно после подведения итогов голосования.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист гражданского служащего, составленный по форме согласно приложению. Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

Гражданский служащий знакомится с аттестационным листом под расписку.

Аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период хранятся в личном деле гражданского служащего.

Секретарь аттестационной комиссии ведет протокол заседания комиссии, в котором фиксирует ее решения и результаты голосования. Протокол заседания аттестационной комиссии подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

Материалы аттестации гражданских служащих представляются представителю нанимателя не позднее чем через семь дней после ее проведения.

В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа или принимается решение представителя нанимателя о том, что гражданский служащий:

а) подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

б) направляется для получения дополнительного профессионального образования;

в) понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

При отказе гражданского служащего от получения дополнительного профессионального образования или от перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и уволить его с гражданской службы в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

По истечении одного месяца после проведения аттестации перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы либо увольнение его с гражданской службы по результатам данной аттестации не допускается. Время болезни и ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего в указанный срок не засчитывается.

Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приложение к Положению о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации

АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Фамилия, имя, отчество ________________________________________
2. Год, число и месяц рождения ___________________________________
3. Сведения о профессиональном образовании, наличии ученой
степени, ученого звания __________________________________________
(когда и какую образовательную
__________________________________________________________________
организацию окончил, специальность или направление подготовки,
__________________________________________________________________
квалификация, ученая степень, ученое звание)
4. Замещаемая должность государственной гражданской службы на
момент аттестации и дата назначения на эту должность _____________
__________________________________________________________________
5. Стаж государственной службы (в том числе стаж государственной
гражданской службы) ______________________________________________
6. Общий трудовой стаж ___________________________________________
7. Классный чин гражданской службы _______________________________
(наименование классного чина
и дата его присвоения)
8. Вопросы к государственному гражданскому служащему и краткие
ответы на них ____________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
9. Замечания и предложения, высказанные аттестационной комиссией
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
10. Краткая оценка выполнения гражданским служащим рекомендаций
предыдущей аттестации ____________________________________________
(выполнены, выполнены частично,
не выполнены)
11. Решение аттестационной комиссии ______________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(соответствует замещаемой должности государственной
гражданской службы;
соответствует замещаемой должности государственной гражданской
службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для
замещения вакантной должности государственной гражданской
службы в порядке должностного роста;
соответствует замещаемой должности государственной гражданской
службы при условии получения дополнительного профессионального
образования;
не соответствует замещаемой должности государственной
гражданской службы)
12. Количественный состав аттестационной комиссии ________________
На заседании присутствовало _______ членов аттестационной комиссии
Количество голосов за _____, против ______
13. Примечания ___________________________________________________
__________________________________________________________________

Председатель
аттестационной комиссии (подпись) (расшифровка подписи)

Заместитель председателя
аттестационной комиссии (подпись) (расшифровка подписи)

Секретарь
аттестационной комиссии (подпись) (расшифровка подписи)

Члены
аттестационной комиссии (подпись) (расшифровка подписи)

(подпись) (расшифровка подписи)

Дата проведения аттестации
__________________________

С аттестационным листом ознакомился ______________________________
(подпись государственного
гражданского служащего,
дата)
(место для печати
государственного органа)

Гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, если иные сроки рассмотрения и разрешения дел не установлены настоящим Кодексом, а мировым судьей до истечения месяца со дня принятия заявления к производству.

Дела о восстановлении на работе, взыскании алиментов, сносе самовольных построек или об их приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами, об оспаривании решений государственных органов или органов местного самоуправления о сносе самовольных построек или об их приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами, оспаривании решений органов государственной власти или органов местного самоуправления о прекращении вещных прав на земельные участки (права пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования) в связи с неисполнением обязанностей по сносу самовольной постройки или ее приведению в соответствие с указанными параметрами и требованиями рассматриваются и разрешаются до истечения месяца.

Федеральными законами могут устанавливаться сокращенные сроки рассмотрения и разрешения отдельных категорий гражданских дел.

В случае перехода к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства в порядке, установленном статьей 33. 1 настоящего Кодекса, течение срока рассмотрения и разрешения дела начинается сначала.

Срок, на который судебное разбирательство было отложено в целях примирения сторон, не включается в сроки рассмотрения дел, установленные настоящей статьей, но учитывается при определении разумного срока судопроизводства.

Срок, на который исковое заявление было оставлено без движения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, не включается в срок рассмотрения дела, установленный частью первой настоящей статьи, но учитывается при определении разумного срока судопроизводства.

В зависимости от сложности дела срок его рассмотрения может быть продлен председателем суда, заместителем председателя суда, председателем судебного состава не более чем на один месяц.

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Судебная практика по статье 154 ГПК РФ

срок срочного контракта на госслужбе

Фото Тимура Громова, Кублог

Установление испытания при заключении трудового договора в настоящее время не обсуждается: практически для 95 % новичков соответствующее условие включают в трудовые договоры. Кандидаты воспринимают это как само собой разумеющееся – работа‑то нужна. Крайне редко кадровик оговаривает условие об испытательном сроке перед заключением трудового договора. Однако если кандидат не согласен включать такое условие в договор, он с большой вероятностью не будет трудоустроен – работодатели считают, что раз отказался от испытания, значит, боится не справиться. Но всегда ли законно такое условие в договоре? Каков максимальный срок испытания? Можно ли его продлить или сократить? Давайте разбираться.

Условие об испытании

Первым делом скажем, что испытательный срок может быть установлен только при приеме на работу, то есть в момент заключения трудового договора. По нормам трудового законодательства целью включения такого условия в договор является проверка соответствия работника поручаемой работе (ч. 1 ст. 70 ТК РФ).

Обращаем внимание на важный нюанс: условие об испытании включается в договор только по соглашению сторон. Конечно, работодатель может засомневаться в профессионализме кандидата, если тот против испытания. Однако несогласие на такое условие не будет веской причиной для отказа в приеме на работу.

Частью 2 ст. 70 определено, что отсутствие в трудовом договоре условия об испытании означает, что работник принят на работу без испытания. Даже если это условие есть в договоре, но работник его не подписал, считается, что работник принят без испытания. И вот пример.

приняли на работу с 02. 2015, что подтверждается приказом о приеме на работу. В соответствии с указанным приказом ей был установлен испытательный срок продолжительностью 2 месяца. С приказом о приеме на работу она ознакомилась 02. 2015, а вот трудовой договор с аналогичным условием не подписала.

2015 работница обратилась к работодателю с заявлением об увольнении по собственному желанию без указания желаемой даты увольнения. Работодатель-ответчик, считая, что истица находится на испытательном сроке, уволил ее через три дня. Однако с датой увольнения истица была не согласна, поэтому обратилась в суд, требуя изменить ее. Суд удовлетворил требование, и вот почему.

Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что условие об испытании было включено в трудовой договор, который истица (работница) не подписала. Включение условия об испытании в приказ о приеме на работу (с которым истица ознакомилась под рос­пись) юридического значения по смыслу ч. 2 ст. 70 ТК РФ не имеет. При таких обстоятельствах положения ст. 71 ТК РФ, в том числе ч. 4, устанавливающая 3‑дневный срок предупреждения об увольнении, применению к отношениям сторон не подлежали и по инициативе работника трудовой договор в данном случае мог быть расторгнут по общим правилам ст. 80 ТК РФ – через 14 дней после подачи заявления (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 02. 2015 по делу № 33‑17309/2015).

В период испытания на работника распространяются положения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов.

Бывает и так, что работодатель не торопится заключать с новичком трудовой договор, рассчитывая, что если тот для работы не подойдет или ему самому не понравится работа, с ним можно будет расстаться, не оформляя никаких документов. Однако это неоправданный шаг: трудовой договор, не оформленный письменно, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя (ст. 67 ТК РФ). Более того, за уклонение от заключение трудового договора предусмотрена административная ответственность (ч. 3 ст. 27 КоАП РФ).

Если все‑таки осуществлен фактический допуск сотрудника к работе без трудового договора, в этот договор (который должен быть заключен в течение 3 рабочих дней) условие об испытании может быть внесено, только если стороны оформили его в виде отдельного соглашения до начала работы. Соответственно, если соглашение заключено не было, то и все последующие шаги работодателя по проведению испытания незаконны.

Некоторые работодатели полагают, что в данном случае допустима устная форма соглашения об установлении испытательного срока. Это не так. В частности, А. оспаривал увольнение в связи с неудовлетворительным результатом испытания. Суд первой инстанции (отказавший в удовлетворении требований), допросив свидетелей, исследовав доказательства, представленные ответчиком, пришел к выводу о том, что при приеме на работу истец был ознакомлен с условием об испытательном сроке, фактически приступил к работе, между работодателем и истцом было достигнуто соглашение о принятии на работу с условием об испытании сроком на 3 месяца. Однако апелляционная инстанция отменила данное решение и удовлетворила требования А. , отметив, что содержание ст. 70 ТК РФ указывает на необходимость оформления отдельного письменного соглашения об испытательном сроке до начала работы при отсутствии подписанного трудового договора со сведениями об испытательном сроке, что в случае с А. не имело места (Апелляционное определение Московского городского суда от 24. 2015 по делу № 33‑43726/2015).

Можно ли установить испытательный срок при переводе на вышестоящую должность, чтобы проверить, справится работник с ней или нет?

Нет, устанавливать испытание при переводе с одной должности на другую нельзя, поскольку это условие может быть включено в трудовой договор только единожды – при приеме на работу. Подтверждения есть в судебной практике – см. , например, Апелляционное определение Свердловского областного суда от 22. 2015 по делу № 33‑14649/2015.

Какой срок испытания устанавливается при заключении служебного контракта с гражданином впервые поступающим на гражданскую службу?

При заключении служебного контракта с гражданином , впервые поступающим на гражданскую службу , в этом контракте и в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы предусматривается условие об испытании гражданского служащего продолжительностью от одного месяца до одного года в целях проверки

Сколько баллов нужно набрать в тесте на госслужбу?

3 балла , если даны правильные ответы на 85-94% вопросов, 2 балла , если даны правильные ответы на 75-84% вопросов, 1 балл , если даны правильные ответы на 70-74% вопросов, Тестирование считается пройденным, если кандидат правильно ответил на 70 и более процентов заданных вопросов. 6 мая 2022 г

Как получить чин на госслужбе?

Классные чины присваиваются федеральным гражданским служащим персонально, с соблюдением последовательности, в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности государственной гражданской службы

Когда федеральному государственному гражданскому служащему может быть присвоен первый классный чин?

Первый классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения федерального гражданского служащего на должность гражданской службы

Сколько длится испыт срок?

Длительность испытательного срока Испытательный срок не может быть бесконечным и Трудовой кодекс четко устанавливает предельное время для проверки соответствия нового сотрудника занимаемой должности – три месяца, то есть 90 календарных дней

Как правильно считать испытательный срок?

Срок , на который работнику установлено испытание, исчисляется со дня начала работы и включает в себя только периоды, в которые работник фактически трудился. Если работник отсутствовал на работе (к примеру, был на больничном или в отпуске за свой счет), указанное время в срок испытания не засчитывается (ч

Что такое испытательный срок при приеме на работу?

Испытательный срок — это определенный отрезок времени, который служит для проверки работодателем сотрудника на предмет его профессиональной пригодности. Устанавливать испытательный срок необязательно. Если работодатель уверен, что кандидат подходит на предлагаемую должность, он может взять его без испытательного срока

Какой испытательный срок устанавливается гражданину впервые поступившему на гражданскую службу?

Срок испытания устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года. Отсутствие в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте условия об испытании означает, что гражданский служащий принят без испытания

Что нужно для работы на госслужбе?

владеть государственным языком Российской Федерации, быть не моложе 18 лет, но и не старше 65 лет, иметь высшее образование (кроме должностей категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей, для замещения которых необходимо среднее профессиональное образование),

В каком случае с гражданским служащим заключается срочный служебный контракт?

Срочный служебный контракт заключается в случаях , когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими

Какие фотографии нужны на госслужбу?

Справка о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина, претендующего на замещение государственной должности Российской Федерации, Фотография 3х4 (1 шт. ) Справка 2 НДФЛ с последнего места работы за 2014 год

Кому можно установить испытательный срок 6 месяцев?

Срок испытания не может превышать трех месяцев , а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений организаций – шести месяцев , если иное не установлено федеральным законом

Какой срок испытания назначают рабочим?

Испытательный срок по ТК РФ не должен превышать: 6 месяцев для лиц, занимающих руководящую должность, главбухов и их заместителей, 3 месяцев для всех остальных категорий сотрудников, 2 недели, если заключается договор на 2–6 месяцев (ст

Можно ли уведомить работника о неудовлетворительном результате прохождения испытания в последний день испытания?

При неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником , предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание

Сколько должен быть стаж госслужбы для пенсии?

Для получения пенсии по старости страховой стаж госслужащего должен быть равен или превышать минимум, установленный для года его выхода на пенсию. Для выхода на пенсию в 2021 году страховой стаж должен составлять 12 лет, в 2022 году – 13 лет, в 2024 году – 14 лет, в 2025 году и последующие годы – 15 лет

Сколько нужно отработать чтобы уйти на пенсию госслужащего?

Таким образом, с учетом этих изменений, в 2021 году госслужащие могут оформить страховую пенсию по достижении 56,5 лет 61,5 года (женщины и мужчины соответственно). Пенсия за выслугу лет будет назначена при наличии 17 с половиной лет стажа на госслужбе

Что дает 15 лет госслужбы?

Также на величину пенсионного обеспечения влияет стаж, наработанный россиянином. По нему рассчитывается процент от среднемесячного заработка, который станет предоставляться россиянину в виде пенсионных выплат. За 15 лет стажа гражданин получает 45 процентов среднемесячного заработка

Как исчисляется стаж государственной службы?

В стаж гражданской службы включаются (засчитываются) периоды государственной службы и иные периоды замещения должностей, указанные в перечне периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж гражданской службы для установления государственным гражданским служащим

Какой срок декрета?

При нормальных родах одного ребёнка отпуск длится 140 календарных дней: 70 до родов и 70 после. Если женщина беременна двойней, тройней и больше (это называется многоплодной беременностью), справку выдают на 28-й неделе

Можно ли вернуться в декрет до 3 лет?

Чтобы правильно оформить возврат к трудовым обязанностям раньше срока, нужно написать заявление о желании прервать уход за ребенком до 1. 5 лет или 3 лет и вернуться на работу. Сроки подачи заявления о намерении досрочного выхода на работу законом никак не регламентированы

Когда выходить на работу после декрета 3 года?

Продлевается ли декрет и на какой срок Дата выхода на работу после декрета – следующий рабочий день после трёхлетия ребёнка. Продлить отпуск по уходу можно, лишь оформив основной или дополнительный отпуск, если сотрудник не успел их отгулять

Можно ли уйти в декрет позже 30 недель 2022?

Можно ли уйти в декрет позже или ранее 30 недель в 2022 году Такой отказ фиксируют в медицинской организации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector