свойственники это кто по закону для госслужбы

В настоящее время в связи с профилактикой коррупционных правонарушений всё ещё не теряет своей актуальности тема возможного трудоустройства близких родственников у одного работодателя. Эксперт «Что делать Консалт» рассказывает о том, могут ли родственники работать в одной компании.

Рассматривая этот вопрос, следует разграничить работников частных коммерческих организаций, а также лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, поскольку деятельность последних регулируется отдельными нормативно-правовыми актами, среди которых, например, Федеральный закон от 27. 2004 № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральный закон от 02. 2007 № 25 «О муниципальной службе в Российской Федерации».

свойственники это кто по закону для госслужбы

Начать следует с того, что применительно к частным коммерческим организациям прямой запрет на трудоустройство лиц, состоящих между собой в родственных отношениях, в законодательстве отсутствует.

свойственники это кто по закону для госслужбы

Избежать ошибок в кадровых перестановках, а также в приёме и увольнении сотрудников поможет СПС КонсультантПлюс.

Трудовой кодекс не запрещает принимать на работу родственников и свойственников (родственники одного из супругов для другого супруга), поскольку каждый имеет равные возможности для реализации своих прав, а при заключении трудового договора руководствоваться закон предписывает исключительно деловыми качествами работника.

На недопустимость установления ограничений прав лиц, принимаемых на работу (кроме случаев, предусмотренных федеральным законодательством), указывает также и Верховный Суд РФ в своём Определении от 17. 2005 по делу № 44-Г05-23.

На практике можно встретить случаи, когда работодатель пытается обойти закон путём издания локального нормативно-правового акта, предусматривающего запрет на приём на работу родственников. Однако установление подобных положений неправомерно, поскольку по сути представляет собой введение нового основания для увольнения или дополнительного критерия для отказа в трудоустройстве.

Сотрудник (соискатель) может обратиться за защитой своих прав в прокуратуру или трудовую инспекцию. Кроме того, в случае неправомерного расторжения трудового договора он вправе обратиться в суд.

Вместе с тем закон не запрещает утверждения в организации локальных актов, направленных на профилактику коррупционных правонарушений. К числу таких актов относится, например, Положение о конфликте интересов. Так, работник, ознакомившийся с Положением, должен уведомить работодателя в случае наличия у него отношений родства или свойства с другим работником.

Избежать приёма на работу лиц, состоящих в родственных отношениях, работодатели пытаются и на стадии собеседования с соискателем путём предложения заполнить анкету с графой о наличии родственников, трудоустроенных у будущего работодателя.

Однако следует отметить, что требование о предоставлении сведений и документов, помимо установленных ст. 65 Трудового кодекса РФ, а также иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, при трудоустройстве не является правомерным.

Отдельное внимание следует уделить вертикали между руководителем и его подчинёнными-родственниками. Устав общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества может содержать условие, предусматривающее порядок согласования с учредителями кандидатуры сотрудников из числа родственников руководителя. Вместе с тем даже в случае сокрытия данной информации негативные последствия грозят только руководителю, но не лицу из числа родственников, принятому на вакантную должность.

С помощью СПС КонсультантПлюс вы будете легко ориентироваться в законодательстве, вовремя отслеживать все изменения.

Все указанные выше положения коррелируют со ст. 3 Федерального закона от 25. 2008 № 273 «О противодействии коррупции» (далее – Закон о коррупции), установившей обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

свойственники это кто по закону для госслужбы

Кроме того, ст. 349. 1 ТК РФ установлена обязанность работников государственных корпораций, публично-правовых компаний, государственных компаний сообщать работодателю о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Согласно ст. 10 Закона о коррупции под конфликтом интересов понимают ситуацию, при которой личная заинтересованность лица, замещающего должность, влияет или может повлиять на объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.

Уникальные аналитические материалы СПС КонсультантПлюс помогут вам при возникновении сложных ситуаций.

Личная заинтересованность предполагает возможность получения преимуществ и выгод:

– самим служащим (например, при обучении служащего в организации, где он является руководителем и имеет возможность для завышения оценки своих знаний);

– организациями или гражданами, с которыми служащий связан имущественными или близкими отношениями (например, тёща служащего являлась участником общества, с которым служащий заключил контракт, в результате чего общество получило доходы и преимущества);

– лицами, состоящими со служащим в отношениях родства или свойства (например, при приёме на конкурсную должность сына служащего).

Таким образом, законодательство устанавливает запрет на совместную работу на определённых должностях находящихся в близком родстве или свойстве работников.

Так, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27. 2004 № 79  «О государственной гражданской службе Российской Федерации», гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим.

Вместе с тем данный запрет имеет место только в случае, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчинённостью или подконтрольностью одного из указанных лиц другому.

Аналогичный запрет установлен и для муниципальных служащих в ст. 13 Федерального закона от 02. 2007 № 25 «О муниципальной службе в Российской Федерации».

При этом, согласно позиции Верховного Суда РФ, увольнению по инициативе работодателя подлежит тот из муниципальных служащих, кто был принят на службу с нарушением установленных законом ограничений и запретов.

Кроме того, Закон о противодействии коррупции устанавливает запрет на совместную работу родственников в Центробанке РФ, Пенсионном фонде РФ, ФСС РФ, ФОМС РФ, а также государственных корпорациях и публично-правовых компаниях.

Готовые решения СПС КонсультантПлюс подскажут, как действовать в конкретной ситуации: пошаговые инструкции, образцы документов, ссылки на правовые акты.

При этом Минтруд России своим Письмом от 16. 2017 № 18-2/В-297 разъяснил, что запрет на совместную работу не распространяется на работников в случаях:

– если финансово-хозяйственные полномочия работниками, являющимися близкими родственниками (свойственниками) осуществляются в отсутствии непосредственной подчинённости или подконтрольности одного из них другому;

– если один из работников осуществляет деятельность, непосредственно связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к основным видам деятельности организации (врач, учитель, юрист).

В ситуации, когда исключить подчинённость сотрудников, состоящих в отношениях родства или свойства, не представляется возможным, следует передать отдельные полномочия руководящего родственником лица другому сотруднику на основании приказа.

свойственники это кто по закону для госслужбы

Кроме того, обеспечить надлежащую работу родственников (свойственников) можно посредством отказа их от каких-либо выгод и установления дополнительных мер контроля со стороны вышестоящего руководства.

Подводя итог, можно сделать вывод, что возложение на работника коммерческой организации обязательств по недопущению трудоустройства его родственников к тому же работодателю, а также увольнение по данному основанию не являются правомерными. Работа родственников в одной организации не запрещена.

Вместе с тем, если работник является государственным или муниципальным служащим, работает в одной из указанных в законе организаций, он обязан уведомить руководителя о наличии родственных связей с подчинённым. На практике в таких случаях одного из сотрудников переводят на другую должность или в другой отдел.

Работодатель в коммерческой организации требует при трудоустройстве заполнить анкету с вопросами о близких родственниках с подтверждающими документами на основании действующего у работодателя локального нормативно-правового акта. Является ли такое требование законным?

Нет. При приёме на работу работник представляет установленный перечень документов в соответствии со ст. 65 Трудового кодекса РФ. Запрещается требовать документы помимо предусмотренных законодательством, однако гражданин может представить их добровольно.

Статья 16. Ограничения, связанные с гражданской службой

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому, за исключением замещения должности гражданской службы в уполномоченных в сфере лесных отношений органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях;

6) прекращения гражданства Российской Федерации;

7) наличия гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;

10) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ “О противодействии коррупции” и другими федеральными законами;

11) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту) – в течение 10 лет со дня истечения срока, установленного для обжалования указанного заключения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а если указанное заключение и (или) решение призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина на указанное заключение были обжалованы в суд, – в течение 10 лет со дня вступления в законную силу решения суда, которым признано, что права гражданина при вынесении указанного заключения и (или) решения призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина на указанное заключение не были нарушены;

12) непредставления сведений, предусмотренных статьей 20. 2 настоящего Федерального закона.

Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением ограничений, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливаются федеральными законами.

Ответственность за несоблюдение ограничений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

<Письмо> Минтруда России от 16. 2017 N 18-2/В-297
<О применении отдельных положений постановления Правительства РФ от 05. 2013 N 568>

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 16 мая 2017 г. N 18-2/В-297

Департаментом государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрено письмо по вопросу применения отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 2013 г. N 568 “О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом “О противодействии коррупции” и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции” (далее – постановление Правительства Российской Федерации N 568).

Пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации N 568 устанавливает запрет работникам, замещающим должности в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (далее – фонд или иная организация), назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и должности в фонде и иной организации, включенные в перечни, установленные нормативными актами фонда, локальными нормативными актами организации, нормативными правовыми актами федеральных государственных органов (далее – работники), а также гражданам, претендующим на замещение указанных должностей, на совместную трудовую деятельность в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником фонда или иной организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Общим исключением, предусмотренным пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации N 568, из данного запрета являются работники, замещающие должности в федеральных государственных учреждениях или в федеральных государственных унитарных предприятиях (федеральных казенных предприятиях), созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, и граждане, претендующие на замещение указанных должностей.

Вместе с тем, пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации N 568 для работников, замещающих должности руководителей, главных бухгалтеров и должности, связанные с осуществлением финансово-хозяйственных полномочий, в федеральных государственных учреждениях и в федеральных государственных унитарных предприятиях (федеральных казенных предприятиях), созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, и граждан, претендующих на замещение таких должностей, устанавливается запрет работы в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником соответствующего учреждения или предприятия, замещающим одну из указанных должностей, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Исходя из вышеуказанных положений постановления Правительства Российской Федерации N 568, запрет на совместную работу родственников и свойственников в федеральных государственных учреждениях и в федеральных государственных унитарных предприятиях, федеральных казенных предприятиях (далее – организации) распространяется на работников указанных организаций, замещающих должности, включенные в перечень должностей, предусмотренный пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации, при условии, что данные работники являются близкими родственниками или свойственниками, замещают должности руководителя, главного бухгалтера или иные должности, связанные с осуществлением финансово-хозяйственных полномочий в одной организации в условиях непосредственной подчиненности или подконтрольности одного из них другому.

Таким образом, данный запрет не распространяется на вышеуказанных работников, в случаях:

если финансово-хозяйственные полномочия работниками – близкими родственниками (свойственниками) осуществляются вне условия непосредственной подчиненности или подконтрольности одного из них другому;

если один из работников осуществляет непосредственно деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к основным видам деятельности организации, например, в сфере науки, культуры, здравоохранения, социальной защиты, образования, спорта (ученый, искусствовед, балерина, актриса, практикующий врач, учитель, спортсмен, юрист и т.

Исходя из положений Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), содержащих определение понятий “трудовые отношения” (статья 15), “трудовой договор” (статья 56), “рабочее место” (статья 209), работники, заключившие трудовой договор с работодателем, обязаны лично выполнять определенную этим договором трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя. Таким образом, все работники подконтрольны работодателю. О непосредственном подчинении может свидетельствовать ситуация, когда руководитель в соответствии с должностным регламентом, положением о структурном подразделении, является прямым (непосредственным) начальником работника и имеет в отношении него право давать обязательные для исполнения поручения, контролировать их выполнение, вносить предложения о повышении в должности, об изменении круга должностных обязанностей, о принятии мер поощрения и дисциплинарного взыскания и пр.

Под осуществлением финансово-хозяйственных полномочий, по нашему мнению, понимается постоянно, временно или по специальному полномочию исполнение трудовых обязанностей, связанных с принятием решений по следующим вопросам реализации финансово-хозяйственной деятельности организации:

финансовое планирование и финансовое обеспечение расходов учреждения (предприятия);

осуществление расчетов и платежей, формирование финансовой и бюджетной отчетности;

распоряжение имуществом учреждения (предприятия);

осуществление внутреннего финансового контроля;

осуществление государственных закупок;

заключение сделок от имени учреждения (предприятия);

управление деятельностью филиала, представительства иного обособленного структурного подразделения.

Данный перечень не является исчерпывающим.

Федеральный закон от 27. 2004 N 79-ФЗ
(ред. от 30. 2021)
“О государственной гражданской службе Российской Федерации”
(с изм. и доп. , вступ. в силу с 27. 2022)

7 июля 2004 года

15 июля 2004 года

Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации” (далее – Федеральный закон “О системе государственной службы Российской Федерации”) устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные термины

Статья 2. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Статья 3. Государственная гражданская служба Российской Федерации

Статья 4. Принципы гражданской службы

Статья 5. Законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации

Статья 6. Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов

Статья 7. Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы

Глава 2. Должности гражданской службы

Статья 8. Должности гражданской службы

Статья 9. Классификация должностей гражданской службы

Статья 10. Реестры должностей государственной гражданской службы Российской Федерации

Статья 11. Классные чины гражданской службы, классные чины юстиции, дипломатические ранги

Статья 12. Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы

Глава 3. Правовое положение (статус) гражданского служащего

Статья 13. Гражданский служащий

Статья 14. Основные права гражданского служащего

Статья 15. Основные обязанности гражданского служащего

Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой

Статья 18. Требования к служебному поведению гражданского служащего

Статья 19. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе

Статья 20. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

Статья 20. Представление сведений о расходах

Статья 20. Представление сведений о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”

Глава 4. Поступление на гражданскую службу

Статья 21. Право поступления на гражданскую службу

Статья 22. Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу

Глава 5. Служебный контракт

Статья 23. Понятие и стороны служебного контракта

Статья 24. Содержание и форма служебного контракта

Статья 25. Срок действия служебного контракта

Статья 25. Предельный возраст пребывания на гражданской службе

Статья 26. Заключение служебного контракта

Статья 27. Испытание на гражданской службе

Статья 28. Перевод на иную должность гражданской службы или перемещение

Статья 29. Изменение существенных условий служебного контракта

Статья 30. Временное замещение иной должности гражданской службы

Статья 31. Отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа

Статья 32. Отстранение от замещаемой должности гражданской службы

Глава 6. Основания и последствия прекращения служебного контракта

Статья 33. Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы

Статья 34. Расторжение служебного контракта по соглашению сторон

Статья 35. Расторжение срочного служебного контракта

Статья 36. Расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего

Статья 37. Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя

Статья 38. Информирование выборного профсоюзного органа при расторжении служебного контракта

Статья 39. Прекращение служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон

Статья 40. Прекращение служебного контракта вследствие нарушения обязательных правил при заключении служебного контракта

Статья 41. Расторжение служебного контракта в связи с прекращением гражданства Российской Федерации или наличием гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства

Глава 7. Персональные данные гражданского служащего. Кадровая служба государственного органа

Статья 42. Персональные данные гражданского служащего и ведение личного дела гражданского служащего

Статья 43. Реестры государственных гражданских служащих Российской Федерации

Статья 44. Кадровая работа

Статья 44. Государственные информационные системы, используемые на гражданской службе

Глава 8. Служебное время и время отдыха

Статья 45. Служебное время и время отдыха

Статья 46. Отпуска на гражданской службе

Глава 9. Прохождение гражданской службы

Статья 47. Должностной регламент

Статья 48. Аттестация гражданских служащих

Статья 49. Квалификационный экзамен

Глава 10. Оплата труда гражданских служащих

Статья 50. Оплата труда гражданского служащего

Статья 51. Фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа

Глава 11. Государственные гарантии на гражданской службе

Статья 52. Основные государственные гарантии гражданских служащих

Статья 53. Дополнительные государственные гарантии гражданских служащих

Статья 54. Стаж гражданской службы

Глава 12. Поощрения и награждения. служебная дисциплина на гражданской службе

Статья 55. Поощрения и награждения за гражданскую службу

Статья 56. Служебная дисциплина на гражданской службе

Статья 57. Дисциплинарные взыскания

Статья 58. Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания

Статья 59. Служебная проверка

Статья 59. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции

Статья 59. Увольнение в связи с утратой доверия

Статья 59. Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения

Глава 13. Формирование кадрового состава гражданской службы

Статья 60. Принципы и приоритетные направления формирования кадрового состава гражданской службы

Статья 60. Ротация гражданских служащих

Статья 61. Подготовка кадров для гражданской службы

Статья 62. Профессиональное развитие гражданского служащего

Статья 63. Государственный заказ на мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих

Статья 64. Кадровый резерв на гражданской службе

Глава 14. Финансирование гражданской службы. Развитие гражданской службы

Статья 65. Финансирование гражданской службы

Статья 66. Развитие гражданской службы

Глава 15. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации

Статья 67. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации

Статья 68. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации

Глава 16. Рассмотрение индивидуальных служебных споров

Статья 69. Индивидуальный служебный спор

Статья 70. Органы по рассмотрению индивидуальных служебных споров

Глава 17. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Статья 71. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Статья 72. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов

Статья 73. Применение законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Статья 74. Применение законов и иных нормативных правовых актов о государственной службе в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона

Судебная практика и законодательство — 79-ФЗ О государственной гражданской службеСудебная практика высших судов РФ

Приказ СК России от 11. 2017 N 10
(ред. от 04. 2019)
“Об обработке персональных данных сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих, работников Следственного комитета Российской Федерации, кандидатов на государственную службу (работу) в системе Следственного комитета Российской Федерации”
(вместе с “Правилами обработки персональных данных сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих, работников Следственного комитета Российской Федерации, кандидатов на государственную службу (работу) в системе Следственного комитета Российской Федерации”)
(Зарегистрировано в Минюсте России 10. 2017 N 46646)

155. Персональные данные являются служебной информацией, отнесенной к конфиденциальным сведениям (служебной тайне), доступ к которой ограничен в соответствии с Федеральным законом “О персональных данных”, Федеральным законом от 27. 2003 N 58-ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации” <18>, Федеральным законом от 27. 2004 N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” <19>, Указом Президента Российской Федерации от 06. 1997 N 188 “Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера” <20>, и подлежат защите уполномоченными должностными лицами при осуществлении их обработки.

В соответствии с Федеральным законом от 27. 2004 N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2017, N 1 (ч. 1), ст. 46), Указом Президента Российской Федерации от 16. 2017 N 16 “О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 4, ст. 640) приказываю:

Популярные статьи и материалы

395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

Закон Украины от 10 декабря 2015 года № 889-VIII О государственной службе

Настоящий Закон определяет принципы, правовые и организационные основы обеспечения общественной, профессиональной, политически беспристрастной, эффективной, ориентированной на граждан государственной службы, которая функционирует в интересах государства и общества, а также порядок реализации гражданами Украины права равного доступа к государственной службе, основанный на их личных качествах и достижениях.

Раздел I Общие положения

Статья 1. Государственная служба и государственный служащий

Государственная служба – это публичная, профессиональная, политически беспристрастная деятельность по практическому выполнению задач и функций государства, а именно:

1) анализа государственной политики на общегосударственном, отраслевом и региональном уровнях и подготовки предложений по ее формирования, в том числе разработка и проведение экспертизы проектов программ, концепций, стратегий, проектов законов и других нормативно-правовых актов, проектов международных договоров;

2) обеспечение реализации государственной политики, выполнение общегосударственных, отраслевых и региональных программ, исполнение законов и других нормативно-правовых актов;

3) обеспечение предоставления доступных и качественных административных услуг;

4) осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства;

5) управление государственными финансовыми ресурсами, имуществом и контроля за их использованием;

6) управление персоналом государственных органов;

7) реализации других полномочий государственного органа, определенных законодательством.

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме
Чтобы продолжить, выберите ниже один из вариантов оплаты

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 10 декабря 2015 года №889-VIII

(В редакции Законов Украины от 06. 2016 г. №1774-VIII, 21. 2016 г. №1798-VIII, 13. 2017 г. №2136-VIII, 03. 2017 г. №2147-VIII (см. сроки вступления в силу), 09. 2017 г. №2190-VIII, 19. 2017 г. №2249-VIII, 07. 2018 г. №2449-VIII (вступил в силу 19. 2018 г. ), 03. 2018 г. №2475-VIII(см. сроки вступления в силу), 25. 2019 г. №2704-VIII (вступил в силу 16. 2021 г. ), 19. 2019 г. №117-IX (см. сроки вступления в силу), 02. 2019 г. №140-IX, 31. 2019 г. №263-IX, 14. 2020 г. №440-IX, 04. 2020 г. №524-IX, 17. 2020 г. №720-IX, 16. 2020 г. №805-IX, 17. 2020 г. №912-IX, 15. 2020 г. №1081-IX, 16. 2020 г. №1086-IX, 05. 2021 г. №1217-IX (вступил в силу 10. 2021 г. ), 05. 2021 г. №1219-IX, 23. 2021 г. №1285-IX, 27. 2021 г. №1417-IX, 24. 2021 г. №1787-IX, 19. 2021 г. №1810-IX, 23. 2021 г. №1780-IX)

Этот Закон определяет принципы, правовые и организационные основы обеспечения общественной, профессиональной, политически беспристрастной, эффективной, ориентированной на граждан государственной службы, которая функционирует в интересах государства и общества, а также порядок реализации гражданами Украины права равного доступа к государственной службе, основанный на их личных качествах и достижениях.

Раздел I Общие положения

Государственная служба – это публичная, профессиональная, политически беспристрастная деятельность по практическому выполнению задач и функций государства, в частности относительно:

1) анализа государственной политики на общегосударственном, отраслевом и региональном уровнях и подготовки предложений по ее формированию, в том числе разработка и проведение экспертизы проектов программ, концепций, стратегий, проектов законов и других нормативно-правовых актов, проектов международных договоров;

2) обеспечения реализации государственной политики, выполнения общегосударственных, отраслевых и региональных программ, исполнения законов и других нормативно-правовых актов;

3) обеспечения предоставления доступных и качественных административных услуг;

4) осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства;

5) управления государственными финансовыми ресурсами, имуществом и контроля за их использованием;

6) управления персоналом государственных органов;

Государственный служащий – это гражданин Украины, который занимает должность государственной службы в органе государственной власти, другом государственном органе, его аппарате (секретариате) (далее – государственный орган), получает заработную плату за счет средств государственного бюджета и осуществляет установленные для этой должности полномочия, непосредственно связанные с выполнением задач и функций такого государственного органа, а также придерживается принципов государственной службы.

Статья 2. Основные понятия

В этом Законе нижеприведенные термины употребляются в таком значении:

1) непосредственный руководитель – ближайший руководитель, которому прямо подчинен государственный служащий;

2) государственный язык – украинский язык, которому Конституцией Украины предоставлен статус языка официального общения должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления при исполнении должностных обязанностей, а также языка делопроизводства и документации этих органов и должностных лиц;

3) руководитель государственной службы в государственном органе (далее – руководитель государственной службы) – должностное лицо, занимающее высокую должность государственной службы в государственном органе, в должностные обязанности которого входит осуществление полномочий по вопросам государственной службы и организации работы других работников в этом органе;

4) должность государственной службы – определенная структурой и штатным расписанием первичная структурная единица государственного органа с установленными в соответствии с законодательством должностными обязанностями в пределах полномочий, определенных частью первой статьи 1 настоящего Закона;

5) профессиональная компетентность – способность лица в пределах определенных по должности полномочий применять специальные знания, умения и навыки, выявлять соответствующие моральные и деловые качества для надлежащего выполнения установленных заданий и обязанностей, обучения, профессионального и личностного развития;

5-1) профессиональное развитие – непрерывный, сознательный, целенаправленный процесс личностного и профессионального роста, основанной на интеграции знаний, умений и компетентностей;

6) равнозначная должность – должность государственной службы, которая принадлежит к одной подкатегории должностей государственной службы с учетом уровней государственных органов;

7) субъект назначения – государственный орган или должностное лицо, которым в соответствии с законодательством предоставлены полномочия от имени государства назначать на соответствующую должность государственной службы в государственном органе и освобождать от такой должности;

8) функции по обслуживанию – деятельность работников государственного органа, которая не предусматривает осуществления полномочий, непосредственно связанных с выполнением задач и функций, определенных частью первой статьи 1 настоящего Закона;

9) профессиональное обучение – приобретение и совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, что обеспечивает соответствующий уровень профессиональной квалификации государственного служащего для его профессиональной деятельности;

10) служебная дисциплина – неукоснительное соблюдение Присяги государственного служащего, добросовестное выполнение служебных обязанностей и правил внутреннего служебного распорядка.

Термины “близкие лица”, “коррупционное правонарушение”, “потенциальный конфликт интересов”, “реальный конфликт интересов”, “прямое подчинение” в этом Законе употребляются в значении, определенном Законом Украины “О предотвращении коррупции”.

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с поступлением на государственную службу, ее прохождением и прекращением, определяет правовой статус государственного служащего.

Действие настоящего Закона распространяется на государственных служащих:

1) Секретариата Кабинета Министров Украины;

2) министерств и других центральных органов исполнительной власти;

3) местных государственных администраций;

4) органов прокуратуры;

5) органов военного управления;

6) органов дипломатической службы;

7) государственных органов, особенности прохождения государственной службы в которых определены статьей 91 настоящего Закона;

8) других государственных органов.

Действие настоящего Закона не распространяется на:

1) Президента Украины;

2) Руководителя постоянно действующего вспомогательного органа, созданного Президентом Украины, и его заместителей, Постоянного Представителя Президента Украины в Автономной Республике Крым и его заместителей;

3) членов Кабинета Министров Украины, первых заместителей и заместителей министров;

4) Председателя и членов Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания, Председателя и членов Антимонопольного комитета Украины, Председателя и членов Счетной палаты, Председателя и членов Центральной избирательной комиссии, председателей и членов других государственных коллегиальных органов;

5) Секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины и его заместителей;

6) Председателя Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины и его заместителей, Председателя Фонда государственного имущества Украины и его заместителей Председателя Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции и его заместителей;

7) народных депутатов Украины;

8) Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека и его представителей;

8-1) Уполномоченного по защите государственного языка;

9) служащих Национального банка Украины;

9-1) глав местных государственных администраций, их первых заместителей и заместителей;

10) депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, Председателя Совета министров Автономной Республики Крым и его заместителей, министров Автономной Республики Крым;

11) депутатов местных советов, должностных лиц местного самоуправления;

11-1) судей Конституционного Суда Украины;

11-2) постоянного представителя Кабинета Министров Украины в Конституционном Суде Украины;

14) работников государственных органов, которые выполняют функции по обслуживанию;

15) работников государственных предприятий, учреждений, организаций, других субъектов хозяйствования государственной формы собственности, а также учебных заведений, основанных государственными органами;

16) военнослужащих Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, образованных в соответствии с законом;

17) лиц рядового и начальствующего состава правоохранительных органов и работников других органов, которым присваиваются специальные звания, если иное не предусмотрено законом;

18) работников патронатных служб;

19) уполномоченных по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок.

Критерии определения перечня должностей работников государственных органов, которые выполняют функции по обслуживанию, утверждаются Кабинетом Министров Украины по представлению центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализующего государственную политику в сфере государственной службы.

Отдельные особенности прохождения государственной службы в центральном органе исполнительной власти, который реализует государственную таможенную политику, и в центральном органе исполнительной власти, реализующем государственную налоговую политику, их территориальных органах определяются Таможенным кодексом Украины и Налоговым кодексом Украины.

Статья 4. Принципы государственной службы

Государственная служба осуществляется с соблюдением следующих принципов:

1) верховенства права – обеспечение приоритета прав и свобод человека и гражданина согласно Конституции Украины, которые определяют содержание и направленность деятельности государственного служащего во время выполнения задач и функций государства;

2) законности – обязанность государственного служащего действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины;

3) профессионализма – компетентное, объективное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей, постоянное повышение государственным служащим уровня своей профессиональной компетентности, свободное владение государственным языком и, при необходимости, региональным языком или языком национальных меньшинств, определенной в соответствии с законом;

4) патриотизма – преданность и верное служение Украинскому народу;

5) добропорядочности – направленность действий государственного служащего на защиту публичных интересов и отказ государственного служащего от превалирования частного интереса при осуществлении предоставленных ему полномочий;

6) эффективности – рациональное и результативное использование ресурсов для достижения целей государственной политики;

7) обеспечения равного доступа к государственной службе – запрет всех форм и проявлений дискриминации, отсутствие необоснованных ограничений или предоставления необоснованных преимуществ определенным категориям граждан при поступлении на государственную службу и ее прохождения;

8) политической беспристрастности – недопущение влияния политических взглядов на действия и решения государственного служащего, а также воздержание от демонстрации своего отношения к политическим партиям, демонстрации собственных политических взглядов во время выполнения должностных обязанностей;

9) прозрачности – открытость информации о деятельности государственного служащего, кроме случаев, определенных Конституцией и законами Украины;

10) стабильности – назначение государственных служащих бессрочно, кроме случаев, определенных законом, независимость персонального состава государственной службы от изменений политического руководства государства и государственных органов.

Статья 5. Правовое регулирование государственной службы

Правовое регулирование государственной службы осуществляется Конституцией Украины, этим и другими законами Украины, международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, постановлениями Верховной Рады Украины, указами Президента Украины, актами Кабинета Министров Украины и центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере государственной службы.

Отношения, возникающие в связи с поступлением, прохождением и прекращением государственной службы, регулируются настоящим Законом, если иное не предусмотрено законом.

Действие норм законодательства о труде распространяется на государственных служащих в части отношений, не урегулированных настоящим Законом.

Особенности правового регулирования государственной службы в системе правосудия определяются законодательством о судоустройстве и статусе судей.

На государственных служащих распространяется действие Закона Украины “О предотвращении коррупции”.

Статья 6. Категории должностей государственной службы

Должности государственной службы в государственных органах подразделяются на категории и подкатегории в зависимости от порядка назначения, характера и объема полномочий, содержания работы и ее влияния на принятие конечного решения, степени ответственности должностного, необходимого уровня квалификации и профессиональных компетентностей государственных служащих.

Устанавливаются следующие категории должностей государственной службы:

1) категория “А” (высший корпус государственной службы) – должности:

Руководителя Аппарата Верховной Рады Украины и его заместителей;

руководителя аппарата (секретариата) постоянно действующего вспомогательного органа, созданного Президентом Украины

Государственного секретаря Кабинета Министров Украины и его заместителей, государственных секретарей министерств;

руководителей центральных органов исполнительной власти, которые не являются членами Кабинета Министров Украины, и их заместителей;

руководителей аппаратов Конституционного Суда Украины, Верховного Суда, высших специализированных судов и их заместителей, руководителей секретариатов Высшего совета правосудия, Высшей квалификационной комиссии судей Украины и их заместителей, Председателя Государственной судебной администрации Украины и его заместителей;

руководителей государственной службы в других государственных органах, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Украины и их заместителей;

2) категория “Б” – должности:

руководителей и заместителей руководителей государственных органов, юрисдикция которых распространяется на территорию Автономной Республики Крым, одной или нескольких областей, городов Киева и Севастополя, одного или нескольких районов, районов в городах, городов областного значения;

руководителей государственной службы в государственных органах, юрисдикция которых распространяется на территорию Автономной Республики Крым, одной или нескольких областей, городов Киева и Севастополя, одного или нескольких районов, районов в городах, городов областного значения;

руководителей и заместителей руководителей структурных подразделений государственных органов независимо от уровня юрисдикции таких государственных органов;

3) категория “В” – другие должности государственной службы, не отнесенные к категориям “А” и “Б”.

Количество должностей государственной службы категорий “А” и “Б” в государственном органе должно составлять не более трети его штатной численности.

Определение подкатегорий должностей государственной службы и приравнивание должностей государственной службы проводится Кабинетом Министров Украины по представлению центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере государственной службы.

Кто относится к числу близких родственников?

Так, близкими родственниками по Семейному кодексу РФ признаются родители и дети, сестры и братья, дедушки/бабушки и внуки. В список близких родственников по УПК входят также кроме перечисленных лиц супруги, усыновители и усыновленные. 4 мая 2022 г

Можно ли директору брать на работу родственников?

Нормы действующего законодательства не запрещают совместную работу в одной и той же организации, в том числе в образовательной, лицам, находящимся в родственных отношениях

Как называется когда родственники работают в одном месте?

Непоти́зм (от лат. nepotis «внук, племянник», также кумовство́ (от кум)) — вид фаворитизма, заключающийся в предоставлении привилегий родственникам или друзьям независимо от их профессиональных качеств (например, при найме на работу)

Почему нельзя работать у родственников?

Необъективность профессиональных оценок Отдавая должность родственнику, профессиональные качества зачастую не рассматривают. Руководствуются тем, что это близкий человек, а значит, автоматически попадает в разряд хороших. Работа, которая не кажется вам сложной, для него может оказаться весьма сомнительным благом

Кто имеет право работать на госслужбе?

На государственную гражданскую службу (далее — гражданская служба) вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 27 июля 2004 г

Кто относится к категории госслужащих?

Государственными служащими субъекта Российской Федерации могут быть только гражданские служащие (служащие, состоящие на правоохранительной или военной службе (военнослужащий), являются только федеральными государственными служащими)

Что является основанием для проведения служебной проверки?

Основаниями проведения служебной проверки являются заявления самого служащего или заявление представителя нанимателя

Сколько проводится служебная проверка?

Служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на тридцать дней

Когда должна быть завершена служебная проверка?

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку , в форме письменного заключения

Какое право имеет государственный служащий в отношении которого проводится служебная проверка?

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка , может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы

Какие тесты сдают на госслужбу в РК?

тесты на знание Конституции Республики Казахстан (15 вопросов), «Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан » (15 вопросов), законов Республики Казахстан «О государственной службе Республики Казахстан » (15 вопросов), «О противодействии коррупции» (15 вопросов), «О местном государственном

Сколько баллов нужно набрать в тесте на госслужбу?

3 балла , если даны правильные ответы на 85-94% вопросов, 2 балла , если даны правильные ответы на 75-84% вопросов, 1 балл , если даны правильные ответы на 70-74% вопросов, Тестирование считается пройденным, если кандидат правильно ответил на 70 и более процентов заданных вопросов. 6 мая 2022 г

Почему могут не принять на госслужбу?

Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления без уважительной причины являются основанием для отказа гражданину (гражданскому служащему) в их приеме (Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *