Типовые ситуации конфликта интересов на госслужбе

Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядок их урегулирования (с обзором)

1

Прикрепленные файлы

Бывает, что у человека в противоречие вступают два интереса.

Например, преподаватель дополнительно занимается со школьником как репетитор. Тогда на школьных уроках учителю может быть тяжело объективно оценивать ученика, от которого он получает деньги. Это и есть конфликт интересов.

Иногда с конфликтом интересов сталкиваются компании или органы власти. Например, юридическая фирма одновременно оказывает консультацию по судебному спору и истцу, и ответчику. Или другой пример: до мая 2020 года Банк России был одновременно и акционером, и контролирующим органом Сбербанка.

Конфликт интересов может возникнуть и у рядового сотрудника компании. Например, если он от лица фирмы, в которой работает, заказывает сайт у дизайн-студии своей жены. В некоторых компаниях для таких случаев даже существует политика урегулирования конфликтов интересов, чтобы избежать убытков.

Я юрист в области корпоративного права и с 2017 года работаю с конфликтами интересов. Расскажу, что это такое с точки зрения закона, когда может возникнуть конфликт интересов и как его урегулировать.

Конфли́кт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность человека может повлиять на процесс принятия решения и, таким образом, принести ущерб интересам общества либо компании, являющейся работодателем сотрудника.

Конфликты. Понятие, типы, причины, пути разрешения.

Слово “конфликт” в переводе с латинского языка означает разногласие, спор, противоречие, несовпадение. Конфликт можно трактовать как борьбу двух противоположных сторон, активно защищающих свои интересы. Но в психологии единого понятия “конфликт” не существует. Например, в психологическом словаре А. Петровского конфликт определяется как “столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия”. В книге Дэвида Майерса “Социальная психология” конфликт трактуется как “вос­принимаемая несовместимость целей и действий”.

*    *    *

Одним из оснований для типологии конфликтов является принадлежностьконфликтующей стороны к тому или иному субъекту конфликтного действия. В связи с этим выделяются следующие типы конфликтов: внутриличностные конфликты, межличностные конфликты, межгрупповые конфликты.

Внутриличностныевиды внутриличностных конфликтовМотивационный конфликтНравственный конфликтРолевой конфликтАдаптационный конфликт

Для них характерны ситуации противоречия, разногласия, столкновения между людьми. Межличностные конфликты могут охватывать все сферы человеческих отношений. Например, столкновение интересов клиента, ищущего работу, и специалиста службы занятости (первый считает, что предлагаемая ему вакансия не является подходящей, а второй – наоборот).

Межгрупповые конфликты менее распространены между людьми, но они тяжелы по своим последствиям. Например, в службе занятости может наблюдаться противоборство между группой безработных и сотрудниками в случае несвоевременной выплаты пособия по безработице, наличии нездоровой психологической обстановки в коллективе центра занятости.

Причины конфликта интересов у служащих

В случае с государственными и муниципальными служащими конфликт интересов — ситуация, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей.

Личная заинтересованность — это возможность получить финансовую выгоду. Причем получить ее может как само должностное лицо, так и его родственники. А также люди и организации, с которыми он связан имущественными, корпоративными или другими близкими отношениями.

Вот представитель трудовой инспекции проверяет предприятие, в котором директором работает его близкий родственник. Это пример личной заинтересованности: если выявят нарушения, на директора должны наложить штраф. Но представитель трудинспекции может закрыть глаза на нарушение — и штрафа не будет.

При этом конфликт интересов у служащего возникает, если соблюдается несколько условий одновременно:

  • Служащий занимает определенную должность.
  • Он или его близкий родственник может получить выгоду.
  • Служащий может нарушить интересы общества и государства.

Определенная должность. Конфликт интересов может возникнуть не у всех должностных лиц, а только у некоторых, среди которых:

  • государственные и муниципальные служащие;
  • служащие Центрального банка;
  • работники, которые замещают должности в госкорпорациях, компаниях, ПФР, фондах социального и обязательного медицинского страхования и других госорганизациях;
  • другие работники в случаях, которые предусмотрены законодательством РФ. Например, педагоги или медицинские работники.

Выгода. Чтобы возник конфликт интересов, помимо определенной должности служащего, у него самого, его родственников или близких лиц должна быть возможность получить выгоду. Она может выражаться в получении денег, имущества и бесплатных услуг, продвижении по службе и т.

Риск нарушить интересы общества и государства. Конфликт интересов возникает, если есть именно риск, а не нарушение интересов, при котором наступает уголовная или иная ответственность.

Например, когда учитель дает школьнику частные уроки, то может относиться к ученику с пристрастием: ставить высокие оценки, выдвигать на конкурсы и олимпиады и т. Это может нарушать интересы других учеников. Именно поэтому педагогам запрещено оказывать платные услуги своим ученикам, если это приводит к конфликту интересов.

ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ

Исп. инспектор ЦЗН 1 категории В. Ивахно, (81538) 4 47 80.

В Госслужбе вопросам противодействия коррупции в сфере закупок уделяется особенное внимание, данный вопрос находится на постоянном контроле. Организована систематическая работа по профилактике и недопущению коррупционных проявлений, приняты все меры противодействия коррупции.

Детально прописана процедура торгов, разработаны Положения о конкурсных  (аукционных) комиссиях,  ведется аудио-(видео) запись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.

Ежегодно формируется Сводный план-график размещения заказов для государственных нужд Чувашской Республики, который размещается  на Общероссийском официальном сайте  и  на официальном сайте Госслужбы, что  позволяет  потенциальным участникам торгов заранее спланировать возможность участия в процедурах закупок.

Обеспечена полная открытость и прозрачность процедуры размещения заказов, так как все документы по размещению заказов (извещения, документация о торгах, запросы участников размещения, разъяснения,  протоколы,  контракты, жалобы и решения по жалобам) размещаются на Официальном сайте для размещения информации о закупках для государственных нужд.

Кроме того, в целях обеспечения прозрачности размещения заказов и доступности информации о размещаемых заказах для потенциальных поставщиков Госслужбой информация о проводимых торгах и об их итогах размещается также на официальном сайте Госслужбы.

Проводится анализ итогов размещения заказов, направленный на совершенствование условий, процедур и механизмов государственных закупок.

Решения о допуске к участию в торгах, рассмотрение заявок на участие в торгах, принимаются коллегиально комиссиями, созданными в соответствии с требованиями законодательства.

Также Госслужбой проводится информационно-методическая работа с заказчиками, направленная на качественное размещение государственного и муниципального заказа на территории республики и исключение коррупционных составляющих. Организована телефонная линия для консультирования заказчиков по вопросам размещения заказов.

В целях исключения внутреннего коррупционного фактора и в связи с тем,  что  замещение всех должностей государственной гражданской службы связано с коррупционными рисками,  все гражданские служащие Службы представляют сведения о своих доходах (расходах), об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В целях повышения эффективности мероприятий по противодействию коррупции приказом  Службы образована комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов в Службе, утвержден ее состав и порядок работы.

С сотрудниками Службы регулярно проводятся беседы о недопустимости переговоров с участниками размещения заказов, о соблюдении запретов и ограничений на государственной гражданской службы, рассматриваются типовые ситуации конфликта интересов и порядок их урегулирования.

Выполнение  указанных мероприятий по противодействию коррупции, также  полная  прозрачность и четкая регламентированность процедур размещения заказов, высокий профессионализм специалистов, занимающихся размещением заказов,  позволяют полностью устранить коррупцию на этапе размещения и проведения торгов.

С 01. 2022 вступят в силу новые правила о конфликте интересов и противодействии коррупции: новый пакет поправок в 44-ФЗ и 223-ФЗ утвержден 160-ФЗ от 11. 2022.

Утвердили новые правила для предотвращения конфликтных ситуаций в закупкахЗаконодательство определяет, что конфликт интересов при закупках по 223-ФЗ о закупках и в госзакупках — это ситуации, при которых личная заинтересованность должностного лица влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им обязанностей. 2021 в Государственную думу внесли законопроект 1145363-7 о конфликте интересов, которым изменили и закон о закупках отдельными видами юридических лиц и госзакупках по контрактному законодательству. 2022 этот законопроект утвержден Советом Федерации, затем подписан президентом и 11. 2022 опубликован на портале правовой информации в форме Федерального закона № 160 ФЗ от 11. 2022, которым планируется предотвращать конфликтные ситуации в 223-ФЗ и в законе о контрактной системе. Меры по предотвращения конфликтных ситуаций в закупках отдельными видами юрлицРуководителю заказчика, членам закупочной комиссии при наличии конфликта интересов закон 223-ФЗ теперь предписывает принимать меры, чтобы его не возникало. Членами комиссии не станут:

  • физлица с личной заинтересованностью в закупке: лица, которые состоят в трудовых отношениях с участниками закупки. Наличие и понятие личной заинтересованности по новым правилам о конфликте интересов по 223-ФЗ определяют по критериям из Федерального закона № 273 ФЗ от 25.12.2008 о противодействии коррупции (Подробнее: как выявить личную заинтересованность);
  • участники (акционеры) организаций, которые подали заявки, члены их органов управления, кредиторы;
  • иные физлица из положения о закупке.

Изменения в 223-ФЗ о конфликте интересов заработают с 01. 2022. Положение о закупке придется скорректировать и разместить в ЕИС до 01. 2022. Меры по предотвращению конфликтных ситуаций по закону о контрактной системеНовые меры по предотвращению конфликта интересов между сотрудниками контрактной службы и контрагентом 223-ФЗ по закону о контрактной системе — любым членам закупочной комиссии придется незамедлительно сообщать о конфликте интересов. Сейчас это касается, например, госслужащих и сотрудников из перечней должностей в учреждениях и других организациях, которые созданы для выполнения задач федеральных госорганов. Такую же обязанность ввели для руководителя заказчика, контрактного управляющего, руководителя и работников контрактной службы. За нарушение этого требования могут уволить сотрудника по трудовому договору, а не только госслужащего. Скорректировали перечень лиц, которые не будут членами комиссии:

  • исключили привлеченных экспертов по оценке соответствия участников доптребованиям;
  • добавили участников-физлиц.

Типовые ситуации конфликта интересов на госслужбе

Типовые ситуации конфликта интересов на госслужбе

Если вы нашли ошибку в тексте, нажмите Ctrl+Enter или Cmd+Enter. Мы узнаем о ней и сможем все исправить

Материалы, которые могут вас заинтересовать

Дата публикации: 11. 2011 12:08 (архив)

Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Случаи возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предотвращаются в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами. В случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме.

Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой (далее – орган по управлению государственной службой) образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов (далее – комиссия по урегулированию конфликтов интересов).

Комиссия по урегулированию конфликтов интересов образуется правовым актом государственного органа. В состав комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, являющийся стороной конфликта интересов, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов – специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии.

Составы комиссий по урегулированию конфликтов интересов формируются таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые комиссиями решения.

Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликтов интересов утверждается указом Президента Российской Федерации.

Служащий с компьютера нанимателя отправлял налоговую отчетность от имени матери и друзей. Кадровик принял сведения о доходах служащего — близкого человека. Заместитель руководителя принимал результаты оказания услуг от компании своей жены. Как суды решали споры в этих и других ситуациях, расскажем в обзоре.

Чиновник использовал имущество нанимателя в личных целях

Сотрудник на служебном компьютере составлял и отправлял от имени матери и друзей налоговую отчетность. Госорган выявил конфликт интересов и уволил работника. Суд подтвердил законность этого решения.

На госслужбе запрещено использовать имущество нанимателя в неслужебных целях. Личные интересы сотрудника помешали ему исполнить должностную обязанность по соблюдению запретов.

Сотрудница отдела кадров приняла сведения о доходах служащего — ее бывшего мужа

Возможность принимать кадровые решения в отношении близких людей — это типовой признак конфликта интересов. Служащая полагала, что прием сведений о доходах работников госоргана нельзя увязать с такими решениями. Она не стала уведомлять руководителя о конфликте интересов.

Наниматель не согласился и объявил служащей выговор. Суд признал наказание законным.

Отметим, у бывших супругов нет близкого родства или свойства. Однако их могут связывать имущественные или иные близкие отношения. Это тоже означает конфликт интересов.

В данной ситуации служащие владели общей квартирой. От брака осталась дочь. Сотрудница могла быть заинтересована в том, чтобы бывший супруг скрыл некоторые сведения о доходах и имуществе — как своих, так и их общего ребенка.

Заместитель руководителя подписывал акты оказания услуг с компанией своей супруги

Служащий в качестве председателя комиссии по закупкам определил победителя запроса котировок. Им стала организация, владелец и директор которой впоследствии вышла замуж за чиновника. Тот подписал контракт от имени госоргана. После заключения брака служащий принимал результаты оказания услуг по актам.

Наниматель узнал о конфликте интересов и уволил служащего. Суд одобрил это решение.

Контролер проверил организацию, которая связана с его близкими

Если служащий выполняет функции госуправления в отношении близких людей, возникает конфликт интересов. К таким функциям относят в том числе контроль и надзор.

Служащая состояла в комиссии госоргана по проверке подведомственных учреждений. В одном из них работала бухгалтером сестра чиновницы, в другом — занимал рядовую должность ее сын. Суд признал увольнение служащей законным. Комиссия госоргана изучала результаты работы ее сестры — данные бухгалтерского и налогового учета. В отношении сына чиновницы оценивали корректность начисления зарплаты. Это говорит о конфликте интересов.

В другом деле чиновник работал в органе транспортного контроля. Он проверил организацию, в которой гендиректором и совладельцем была его сожительница. Ее считают близким человеком по ряду признаков. Чиновник не уведомил нанимателя о конфликте интересов. Суд счел увольнение за такой проступок правомерным.

Еще в одном деле служащая налоговой инспекции провела камеральные проверки нескольких организаций. Услуги бухучета и представления налоговой отчетности им оказывала компания, в которой работали подруга и сестра чиновницы. Судьи согласились с решением нанимателя уволить служащую. На вывод не повлияло то обстоятельство, что чиновница проверяла не работодателя ее близких.

Напомним, обязанность уведомить нанимателя возникает в тот момент, когда служащий получил возможность реализовать личную заинтересованность. У контролера данная возможность может появиться, например, после того, как ему поручили проверить конкретную организацию.

Проверяющий получил “скрытый” подарок от подконтрольного лица

По общему правилу дарить служащим подарки нельзя. Однако иногда этот запрет пытаются обойти, одаривая сотрудников в рамках личных отношений.

Служащий контролировал деятельность предпринимателя по пассажирским перевозкам и получил от того в подарок турпутевку. На отдых они съездили совместно. Госорган выяснил это и посчитал, что возник конфликт интересов. Сотрудник о нем не сообщил, и его уволили за утрату доверия. Судьи поддержали решение нанимателя.

Служащий рассмотрел собственное заявление о получении госуслуги

В должностные обязанности сотрудника входило рассмотрение заявлений граждан о заключении договоров купли-продажи лесных насаждений. Как частное лицо он обратился с таким заявлением через МФЦ. В качестве должностного лица сотрудник решил отказать себе в заключении договора. О конфликте интересов он нанимателю не сообщил, и его уволили за утрату доверия.

Суд признал действия госоргана законными. Служащий не получил выгоду, однако он все равно должен уведомить нанимателя о конфликте интересов.

Отметим, Минтруд уже разъяснял: подавать уведомление обязательно независимо от того, какие меры по урегулированию конфликта интересов предпринял служащий.

Виды конфликтов интересовПравить

Организационный конфликт интересов возникает в случае, когда организация предоставляет услуги Заказчику и в силу иных видов деятельности или взаимоотношений эта организация не в состоянии оказывать услуги беспристрастно, её объективность при выполнении возложенных на неё функций нарушается или может быть нарушена либо у этой организации появляются слишком большие конкурентные преимущества.

ЛичныйПравить

Личный конфликт интересов — это ситуация, когда частные интересы человека — такие как профессиональные связи вне организации или личные финансовые активы — вступают в реальное или мнимое противоречие с выполнением имеющихся служебных обязанностей.

Способы борьбы с конфликтом интересовПравить

Предотвращение возникновения конфликта интересов — самый эффективный способ борьбы с данным проявлением коррупции. Примером такого метода является отказ государственного служащего, получившего назначение, от доли в капитале компании.

Раскрытие информацииПравить

Добровольный отказ от участия в процессе принятия решения, связанного с возникновением конфликтов интересов. К такому действию могут побудить общеэтические соображения, профессиональная этика, прописанный законодательный акт (устав).

Мониторинг со стороны антикоррупционных организаций и коллегиальных органовПравить

В системе государственной службы существует Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. Параллельно существуют независимые антикоррупционные организации, представляющие интересы общества и отслеживающие возникновение конфликта интересов.

Как происходит урегулирование конфликта интересов служащих

Уведомление служащих о конфликте интересов, как правило, рассматривает подразделение кадровой службы государственного или муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Срок проверки — семь рабочих дней. По результатам подразделение готовит мотивированное заключение.

Заключение направляется председателю комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов. Такая комиссия есть как для государственных, так и для муниципальных служащих.

Комиссия по урегулированию конфликта интересов. В состав комиссии обычно входят председатель, его заместитель, секретарь и члены. У всех них равные права при принятии решений.

В федеральных органах власти состав комиссии немного отличается — в нее входят:

  • Заместитель руководителя госоргана — председатель комиссии.
  • Руководитель подразделения кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо ответственный за эту работу — секретарь комиссии.
  • Служащие из разных подразделений госоргана. Их определяет руководитель: например, служащие из юрподразделения или из подразделения кадров.
  • Представитель Управления Президента РФ по вопросам противодействия коррупции или соответствующего подразделения Аппарата Правительства РФ.
  • Представители научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, чья деятельность связана с госслужбой.

Число членов комиссии, которые не работают в госоргане, должно составлять не менее 1/4 от общего числа членов. Также руководитель госоргана может включить в состав комиссии представителя общественного совета организации ветеранов или профсоюза.

Комиссия рассматривает уведомление, материалы проверки и заключение в течение 20 дней со дня поступления документов. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее ⅔ от общего числа членов комиссии.

В итоге комиссия принимает решение, которое отражается в протоколе и носит рекомендательный характер. Например, признать, что конфликт интересов отсутствует. Или что личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов.

Протокол направляется руководителю служащего. В течение 30 дней с даты поступления руководитель принимает решение и уведомляет о нем комиссию — оно оглашается на ближайшем заседании и принимается к сведению без обсуждения.

Меры по предотвращению конфликта интересов, а также по его урегулированию может принимать сам служащий. Перечень мер открытый. Например, если речь идет о проверке компании родственника, можно взять самоотвод и возложить эту обязанность на своего заместителя. А если конфликт интересов связан с владением ценными бумагами, можно передать их в доверительное управление.

Генеральная прокуратураРоссийской Федерации

Генеральная прокуратура Российской Федерации

30 июня 2020, 17:12

Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядок их урегулирования (с обзором)

Конфликт интересов — не препятствие для заключения сделки.

Сделка с заинтересованностью по общему правилу не требует предварительного согласия на совершение, но некоторые лица могут его потребовать. Например, директор или член совета директоров, участник с долей не менее 1% от уставного капитала общества или акционер с 1% от количества голосующих акций.

Согласие, в зависимости от сделки, дает совет директоров или общее собрание участников (акционеров) большинством незаинтересованных лиц. Например, если продается имущество акционерного общества, которое составляет более 10% от балансовой стоимости активов, то сделку одобряет общее собрание акционеров.

Не во всех обществах действуют такие правила — в уставе может не быть положений о сделках с заинтересованностью или быть прописан другой порядок.

  • Алла Астахова. Солнечный день. Блог о здравоохранении (15.04.2016). Дата обращения: 11 марта 2017. Архивировано 12 марта 2017 года.
  • Алла Астахова. Немного солнца. Блог о здравоохранении (10.03.2017). Дата обращения: 11 марта 2017. Архивировано 12 марта 2017 года.
  • Деньги для НКО выдали с конфликтом интересов. Дата обращения: 28 марта 2013. Архивировано 6 апреля 2013 года.
  • Прокуратура вынудила губернатора разрешить конфликт интересов — Информационное агентство «Хакасия» (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 марта 2013. Архивировано 2 марта 2013 года.
  • Мировой судья оштрафовал УМВД на 100 000 руб. – ПРАВО.RU. Дата обращения: 28 марта 2013. Архивировано 22 февраля 2013 года.

ПримерыПравить

Юридически конфликт интересов — это возможное противоречие между личными интересами представителя органа власти или сотрудника компании и интересами этого органа или компании.

За редким исключением, речь идет о конфликте интересов, который возникает у граждан. Для юрлиц — например, как в примере с юридической фирмой — этот вопрос на законодательном уровне не регулируется, но может решаться внутренним положением компании. Поэтому в статье я буду говорить о конфликте интересов граждан.

Конфликт интересов сотрудника компании или служащего органа власти — это два отдельных случая. Для каждого предусмотрен свой порядок урегулирования — подробнее о них расскажу ниже.

Не всегда конфликт интересов приводит к негативным последствиям. И главное — это не преступление, хотя конфликт интересов и создает риски противоправных действий.

Например, если сын губернатора подает заявку на субсидию от региона, это не нарушение. Но есть риск, что у него будет преимущество перед другими кандидатами из-за родства с чиновником. Урегулирование конфликта интересов позволяет минимизировать или исключить такой риск.

Понятие и порядок урегулирования

2021

Прокуратурой Витебской области, в ходе проведения проверки исполнения требований антикоррупционного законодательства, в одной из проверяемых государственных организаций установлены многочисленные факты совместной работы на должностях, находящихся в непосредственном подчинении, близких родственников и свойственников. Сложившаяся ситуация была квалифицирована как конфликт интересов.

Законом Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон) конфликт интересов определяется как ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе).

К государственным должностным лицам, в том числе, относятся лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и организациях, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц.

Статьей 21 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» предусмотрен порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов в связи с исполнением обязанностей государственного должностного лица.

Так, государственное должностное лицо обязано уведомить в письменной форме своего руководителя, в непосредственной подчиненности которого оно находится, о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, и вправе в письменной форме заявить самоотвод от принятия решения, участия в принятии решения либо совершения других действий по службе (работе), которые вызывают или могут вызвать возникновение конфликта интересов.

Непредставление государственным должностным лицом уведомления о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения, если ему было известно о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения, является основанием для отказа в назначении государственного служащего на другую государственную должность либо для привлечения его к дисциплинарной

ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения) в порядке, установленном законодательными актами.

О возникших конфликтах интересов руководитель организации, в установленном порядке, уведомлен не был, в связи с чем, по требованию прокуратуры области виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Аналогичные нарушения в ходе проверок выявлялись прокурорами Полоцкого, Лепельского и других районов.

Урегулирование конфликта интересов не только способствует качественному осуществлению служебных полномочий, но и сводит к минимуму коррупционные риски.

по борьбе с коррупцией

и организованной преступностью

младший советник юстиции С. Подалинский

Версия для печати

Конфликт интересов у должностных лиц компаний

В компаниях конфликт интересов имеет значение прежде всего при заключении сделок. Сделка, в которой есть конфликт интересов, называется сделкой с заинтересованностью.

Например, директор компании «А» заключает договор поставки товара по сниженной цене с компанией «Б», которой он владеет сам — это сделка с заинтересованностью. Такой договор может нарушить интересы миноритарных акционеров компании «А».

Заинтересованность при заключении сделок может возникнуть не у всех должностных лиц компании. Это касается тех, кто входит в органы управления юрлица или может контролировать деятельность фирмы, например:

  • члена совета директоров;
  • единоличного исполнительного органа — генерального директора, президента и т. д.;
  • члена коллегиального исполнительного органа общества, например члена правления;
  • контролирующего лица, например акционера, которому принадлежит больше 50% компании;
  • лица, который вправе давать компании обязательные указания.

При этом такие должностные лица или их родственники должны быть стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, которую совершает компания. Или входить в органы управления или контролировать деятельность контрагента.

Чтобы проверить основания заинтересованности, нужно установить круг лиц, которые могут создать конфликт интересов. Например, проверить, есть ли у директора родственники, свои компании, работает ли он в другой фирме на той же должности, есть ли у родственников директора свои компании т. Если, например, кто-то из них является стороной по сделке, то это сигнал о конфликте интересов.

Есть и исключения, когда сделка вроде с заинтересованностью, но законом такой не признается. Например:

  • 100% акций принадлежит одному лицу, и  является директором компании;
  • идет процесс реорганизации, в рамках которого передаются права. Например, одно АО присоединяется к своей материнской компании;
  • компания выкупает собственные акции;
  • компания размещает облигации по открытой подписке, то есть среди неограниченного круга лиц.
  • в сделке заинтересованы все акционеры;
  • сумма сделки или балансовая стоимость имущества, которое участвует в сделке имущества, не более 0,1% от балансовой стоимости всех активов компании.

Пример основания конфликта интересов у Николая и Анастасии. В такой ситуации потенциально могут нарушаться интересы акционеров Евгения и Натальи

СсылкиПравить

Основная задача моей работы — урегулирование конфликта интересов, прежде всего в компаниях. Поэтому в своей практике я встречался с десятком примеров конфликтов интересов — вот некоторые из них.

На государственной службе. Сотрудник полиции проверяет информацию о преступлении в компании, которая принадлежит его брату.

Прокурор проверяет предприятие по производству сахара на предмет нарушения законодательства, а собственник предприятия до этого сделал сыну прокурора дорогой подарок.

На гражданской службе. Судья районного суда рассматривает дело о привлечении к административной ответственности компании, которая принадлежит его зятю.

Руководитель регионального отделения контролирующего органа руководит проверкой регионального банка. А банк недавно купил акции у отца руководителя.

На муниципальной службе. Сестру главы сельского поселения назначают генеральным директором компании — основного поставщика поселения.

Депутат Совета депутатов муниципального района вносит предложение изменить категорию землепользования участка, который ему принадлежит.

В ООО и АО. Президент ПАО «А» заключил договор поставки авто по себестоимости с дилером — ООО «Б». Члены совета директоров ПАО «А» сделку одобрили. Но ООО «Б» принадлежит президенту и членам совета директоров ПАО «А».

Генеральный директор ООО заключает договор займа с подконтрольным ему АО, по которому последнее получает 10 млн рублей на 10 лет под 2% годовых.

Председатель правления банка заключает договор уступки права требования с компанией, подконтрольной его дочери.

Нужно ли урегулировать конфликт интересов в компаниях малого и среднего бизнеса

Урегулирование конфликта интересов в небольших фирмах полезно как минимум потому, что собственник может понять, где его бизнес работает неэффективно.

Урегулирование конфликта интересов можно распространить не только на директоров, но и на рядовых сотрудников компании. Например, есть чувствительные к потере прибыли должности вроде менеджера по закупкам. Менеджер может договориться с поставщиком о более высокой цене для компании и разницу забирать себе в карман.

Чтобы избежать конфликта интересов у сотрудников, можно принять внутреннее положение об этом. В нем следует определить:

  • Понятие конфликта интересов.
  • Обязанности работника, в том числе по уведомлению.
  • Порядок уведомления.
  • Способы урегулирования конфликта интересов: например, самоотвод, ограничение доступа к информации, одобрение действий при конфликте.
  • Ответственного, кто будет получать и рассматривать уведомление о конфликте интересов.
  • Порядок принятия решений после рассмотрения уведомлений.
  • Ответственность за нарушение положения о конфликте интересов.

Запомнить

  • Конфликт интересов — это не преступление и не препятствие для заключения сделки.
  • Урегулирование конфликтов интересов — превентивная мера. Государству и компаниям необходимо понимать, что существует риск неправомерных действий.
  • Порядок уведомления о конфликте интересов устанавливается внутренними положениями компании, приказами соответствующего органа власти, а также законами об ООО и АО.

Как уведомить о конфликте интересов

Порядок для служащих. Как только служащему стало известно о конфликте интересов или о том, что он может возникнуть, служащий обязан письменно уведомить об этом. Порядок устанавливается соответствующим органом.

Например, в Минфине есть специальная форма уведомления. Порядок его подачи установлен приказом от 8 апреля 2020 года № 62н. Госслужащие Минфина составляют уведомление на имя заместителя министра финансов РФ, который отвечает за урегулирование конфликта интересов внутри министерства. На последнее также возложены функции по профилактике правонарушений.

Минфин разработал форму уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов

Порядок в ООО. Не все сотрудники должны уведомлять о конфликте интересов, а только директор, член совета директоров, член правления, контролирующее лицо и тот, кто вправе давать указания компании.

Уведомление направляется компании, а та направляет его незаинтересованным участникам. Если в обществе есть совет директоров и правление, уведомление также направляется им.

В документе должна быть информация о:

  • Подконтрольных заинтересованному лицу компаниях.
  • Юрлицах, в которых заинтересованное лицо занимает должность директора, члена совета директоров или правления.
  • Родственниках, которых возникает конфликт интересов, и о подконтрольных им компаниях.
  • Известных или предполагаемых сделках, в которых есть заинтересованность.
  • Сторонах, выгодоприобретателях, цене, предмете и других существенных условиях сделки.

Уведомление нужно направить не позднее чем за 15 дней до даты сделки. Но в уставе ООО можно установить другой срок.

Также при подготовке к ежегодному собранию готовится отчет о заключенных в отчетном году сделках с заинтересованностью. Отчет должен предварительно утвердить директор, а также совет директоров и ревизионная комиссия, если они есть по уставу.

Порядок в АО. Те же лица, что и в ООО, в течение двух месяцев со дня, когда они узнали или должны были узнать о конфликте интересов, обязаны уведомить общество. Детальный порядок уведомления установлен указанием Банка России.

Зачем вообще нужно урегулировать конфликт интересов

Урегулирование конфликтов интересов — превентивная мера. Государству и компаниям необходимо понимать, что существует риск неправомерных действий.

Уведомление о конфликте интересов позволяет государству и компаниям понять:

  • место коррупция.
  • К чьей выгоде действует лицо — своей или государства и компании.
  • Риски действий при конфликте интересов. Например, действие к необоснованной выгоде, снижению конкуренции, нарушению принципа равенства и т. п.
  • служащий или сотрудник компании выполняет свои обязанности.

Для лица с конфликтом интересов уведомление позволяет снять риск, что его действия признают недобросовестными и привлекут к ответственности. Например, если директор совершает сделку при конфликте интересов и не уведомил об этом, то может ответить за ущерб компании от сделки. А служащего могут уволить со службы.

Что является примером конфликта интересов?

Примеры Чаще всего конфликт интересов возникает, когда человек, принимающий решение об использовании государственных средств в виде дотаций, государственных контрактов и грантов и т

Что лежит в основе конфликта интересов на государственной службе?

ОСНОВА КОРРУПЦИИ Конфликт интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного гражданского служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей

Какие бывают конфликты?

В связи с этим выделяются следующие типы конфликтов : внутриличностные конфликты , межличностные конфликты , межгрупповые конфликты. 23 мая 2018 г

Что лежит в основе конфликта интересов на муниципальной службе?

Конфликт интересов на муниципальной службе – это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной

Что должен делать госслужащий при конфликте интересов?

Вместе с тем, в случае возникновения у государственного служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов , государственный служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме

Что обязан сделать государственный гражданский служащий при возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения?

направить письменное заявление в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов о необходимости внеочередного проведения заседания комиссии

Как урегулировать конфликт интересов?

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов , вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды,

Что относится к способам урегулирования конфликта интересов?

Обзор типовых ситуаций конфликта интересов Возможные способы урегулирования : отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов , перевод работника (его подчиненного) на иную должность или изменение круга его должностных обязанностей

Что понимается под конфликтом интересов на госслужбе?

№ 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее – гражданский служащий) влияет или может повлиять на

Кого обязан уведомить при конфликте интересов?

В частности, частью 2 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ установлена обязанность государственного служащего в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возможности возникновения конфликта интересов

Кому работник должен сообщить о конфликте интересов?

Сотрудник органов внутренних дел обязан в письменной форме уведомить непосредственного руководителя (начальника) о возникновении или о возможности возникновения конфликта интересов , как только ему станет об этом известно

Что относится к конфликту интересов?

Конфликт интересов означает противоречие должностных обязанностей и личных интересов должностного лица, при котором личные интересы могут повлиять на выполнение должностных обязанностей (ОЭСР 2005, более подробно о сути вопроса см. в справочнике ОЭСР «Рассмотрение конфликта интересов в общественном секторе»)

Что представляет собой конфликт интересов на государственной службе?

Бывает, что у человека в противоречие вступают два интереса. Например, преподаватель дополнительно занимается со школьником как репетитор. Тогда на школьных уроках учителю может быть тяжело объективно оценивать ученика, от которого он получает деньги. Это и есть конфликт интересов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *