уфсин относится к госслужбе

Зарегистрирован в Минюсте РФ 15 сентября 2009 г. Регистрационный N 14776

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273 ФЗ “О противодействии коррупции” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52 (часть 1), ст. 6228) и пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557 “Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 21, ст. 2542) приказываю:

Утвердить прилагаемый перечень должностей федеральной государственной службы в уголовно-исполнительной системе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Начальникам структурных подразделений ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, территориальных органов ФСИН России, учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов, а также учреждений, непосредственно подчиненных территориальным органам ФСИН России, ознакомить заинтересованных федеральных государственных служащих с перечнем, предусмотренным пунктом 1 настоящего приказа.

Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора ФСИН России, курирующего вопросы кадрового обеспечения уголовно-исполнительной системы.

Директор А. Реймер

Перечень должностей федеральной государственной службы в уголовно исполнительной системе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей

федеральной государственной гражданской службы

В центральном аппарате Федеральной службы исполнения наказаний:

а) заместитель начальника правового управления;

б) отдельные должности в подразделениях главной контрольно-ревизионной инспекции: советник; главный специалист-эксперт;

в) все должности в оперативном управлении, управлении безопасности, отделе организации производства по государственным заказам и внутрисистемному рынку управления трудовой адаптации осужденных, группе обеспечения размещения государственного заказа правового управления.

Должности начальствующего состава, замещаемые сотрудниками уголовно исполнительной системы

а) все должности в оперативном управлении, управлении безопасности, отделе обеспечения инженерно-техническими средствами охраны и надзора, вооружением и специальной техникой управления инженерно-технического обеспечения и вооружения, отделе государственного оборонного заказа и ресурсного обеспечения управления ресурсного обеспечения, отделе организации производства по государственным заказам и внутрисистемному рынку управления трудовой адаптации осужденных, отделе медицинского снабжения и финансирования лечебно-профилактических учреждений медицинского управления, группе обеспечения размещения государственного заказа правового управления;

б) в структурных подразделениях (кроме поименованных): начальники и заместители начальников отделов, начальники отделений;

в) главный государственный санитарный врач Федеральной службы исполнения наказаний, отдельные должности в подразделениях главной контрольно-ревизионной инспекции: главный ревизор, главный специалист, старший ревизор.

В учреждениях, непосредственно подчиненных Федеральной службе исполнения наказаний:

а) начальники филиалов, заместители начальников филиалов;

б) помощник начальника академии по строительству, помощники начальников институтов по строительству;

в) главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера;

г) должности профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального и дополнительного профессионального образования ФСИН России: начальник факультета, начальник кафедры, профессор, доцент, заместитель начальника факультета, заместитель начальника кафедры, старший преподаватель, преподаватель;

д) начальники и заместители начальников отделов, начальники отделений;

е) отдельные должности в структурных подразделениях федерального бюджетного учреждения здравоохранения “Главный клинический центр медицинской и социальной реабилитации Федеральной службы исполнения наказаний”: начальник и заместитель начальника центральной военно-врачебной комиссии – врач-эксперт;

ж) все должности в отделе мониторинга государственных закупок и государственных инвестиций федерального бюджетного учреждения “Центральная нормативно-техническая лаборатория Федеральной службы исполнения наказаний”, отделе учетной и договорной работы федерального бюджетного учреждения “Главный центр инженерно-технического обеспечения” Федеральной службы исполнения наказаний.

В территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний:

а) все должности в оперативном управлении (отделе, отделении), управлении (отделе, отделении, группе) безопасности, отделе (отделении, группе) государственного оборонного заказа и государственных закупок;

б) начальники и заместители начальников: управлений, отделов (кроме поименованных); начальники отделений (кроме поименованных);

г) главный ревизор – начальник контрольно-ревизионного отдела (отделения, группы), начальник кустовой инспекции технического надзора.

В учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах:

а) начальники и заместители начальников отделов, начальники отделений;

б) главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера;

в) все должности в оперативном отделе (группе), отделе (группе) безопасности и отделе (группе) режима.

В учреждениях, непосредственно подчиненных территориальным органам ФСИН России:

а) начальники отделов (отделений), заместители начальников отделов;

в) начальник и заместитель начальника военно-врачебной комиссии – врач-эксперт, заместитель начальника военно-врачебной комиссии – начальник центра психодиагностики – психолог – врач.

Правовое регулирование государственной службы

Важный элемент государственного механизма представлен системой государственной службы. Еще Николай I говорил: «Не я правлю страной, а 5000 чиновников».

Государственная служба — это комплексный социальный институт, работающий с помощью осуществления гражданами (государственными служащими) профессиональной деятельности в области реализации функций органов государства.

Если обратиться к нормативному регулированию этой деятельности в нашей стране, то оно осуществляется с помощью нескольких документов:

  • Конституция РФ, устанавливающая основы, являющиеся исходными для госслужбы, включая главенство конституционных положений, федеральных законов на всей территории страны РФ; единую систему власти в стране, разграничение предметов ведения субъектов и Российской Федерации; главенство прав и свобод человека и гражданина; обязанность страны осуществлять признание, соблюдение и защиту прав и свобод; обеспечение равного доступа граждан к госслужбе;
  • ФЗ 58 «О системе государственной службы РФ» (далее Закон), определяющий в соответствии с Конституцией правовую и организационную основу государственной службы, ее виды и уровни, базовые принципы построения и работы, а также взаимосвязь между государственной и муниципальной службой;
  • ФЗ № 79 «О государственной гражданской службе РФ», формирующий правовую, организационную, финансовую и экономическую основу государственной гражданской службы в нашей стране;
  • другие ФЗ, включая те, которые регулируют аспекты прохождения гражданской службы;
  • президентские указы и правительственные постановления;
  • нормативные правовые акты, выпущенные федеральными органами исполнительной власти;
  • конституции (уставы), законы и прочие правовые акты субъектов России;
  • нормативно-правовые акты государственных органов (например, должностной регламент).

Служба государству является предметом специального правового регулирования, при этом действующее с февраля 2005 года новое законодательство о ней установило главную роль законодательства о гражданской службе. В соответствии с правовой природой в отношении публичного (административного) права она находится над законодательством о труде, что регулирует частное право. Трудовой Кодекс и прочие законодательные акты о труде могут быть направлены на государственно-служебные отношения только в ситуациях, которые не смогло урегулировать законодательство о госслужбе.

Сегодня продолжается деятельность в области реформирования отечественной госслужбы, включая формирование нормативно-правовой основы, которая регулирует все аспекты госслужбы в России.

В нашем государстве государственная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность субъектов, которые занимаются обеспечением исполнения полномочий:

  • государства и его субъектов;
  • федеральных органов власти в стране;
  • органов власти в субъектах РФ;
  • лиц, которые замещают государственные должности, установленные конституционными положениями, ФЗ с целью непосредственного исполнения полномочий федеральных органов государства;
  • лиц, которые замещают государственные должности, установленные конституциями, уставами, законодательными актами субъектов с целью непосредственного исполнения полномочий органов государства, находящихся в субъектах РФ (1 статья Закона),

Основы государственной службы

Построение и деятельность государственной службы в нашей стране основаны на соответствующих принципах (руководящих положениях в практических действиях. В их число необходимо включить:

  • федерализм, который обеспечивает единство системы госслужбы (с его помощью соблюдается конституционное разграничение предметов ведения и полномочия федеральных органов, органов субъектов);
  • законность;
  • главную роль свобод и прав человека и гражданина, включая их непосредственное действие, обязательное признание, следование им и защиту;
  • равный доступ для всех лиц к государственной службе;
  • единство организационных и юридических основ службы государства, что характеризуется законодательным закреплением единого подхода к ее организации;
  • связь между службой государству и муниципалитету;
  • открытость и доступность госслужбы контролю со стороны общества, в том числе его объективное информирование о работе государственных служащих;
  • компетенция и профессионализм работников, служащих государству;
  • защита служащих от неправомерных действий в их профессиональную служебную деятельность со стороны государственных органов и должностных лиц, граждан и предприятий.

Система государственной службы РФ состоит из 3 видов и 2 уровней госслужбы.

В состав видов можно включить:

  • государственную гражданскую службу;
  • военную службу;
  • правоохранительную службу.

Первая из них может подразделяться на 2 уровня: федеральная государственная гражданская служба и государственная гражданская служба субъекта РФ.

Вторая из них представляет собой виды только федерального уровня. Другими словами, российские субъекты, включая республики, края, области, города федерального значения, автономные области и округа, имеют полномочия создавать только государственную гражданскую службу.

Государственная гражданская служба представляет собой вид службы, профессиональную деятельность граждан на должностях гражданской госслужбы. С ее помощью обеспечивается исполнение полномочий федеральных, государственных органов, субъектов РФ и тех лиц, которые замещают государственные должности РФ и ее субъектов.

Государственная гражданская служба в субъектах РФ — это профессиональная служебная деятельность граждан, которые находятся на должностях гражданской госслужбы. Они обеспечивают исполнения полномочий субъектов, его органов и тех лиц, которые замещают должности субъекта. Правовое регулирование такой службы находится в совместном ведении России и субъектов РФ. Организация и действие подчинены субъекту РФ.

Военная служба — это вид федеральной госслужбы, профессиональная работа лиц на воинских должностях в ВС РФ, прочих войсках, воинских (специальных) формированиях и организациях, которые работают в области обеспечения государственной безопасности и обороны. Законодатель предусмотрел службу в ВС РФ иностранных лиц, включая их поступление на военную службу и ее осуществление по контрактам. Гражданские служащие отличаются от военнослужащих тем, что ими могут быть лишь граждане нашей страны, которые не имеют право на двойное гражданство.

Правоохранительная служба — это вид федеральной госслужбы. Она заключается в профессиональной служебной работе лиц на должностях правоохранительной службы в соответствующих органах, учреждениях и службах. Они призваны осуществлять функции, которые обеспечивают законность, безопасность и правопорядок. Здесь же производится борьба с преступностью, защита прав и свобод граждан.

Законодатель предусмотрел возможность формирования, помимо трех рассмотренных видов госслужбы, «другие виды федеральной государственной службы» с помощью внесения «изменений и дополнений» (ст. 2 Закона).

Для видов государственной службы предусмотрена определенная взаимная связь. Ее обеспечивают:

  • соотносительность базовых условий прохождения службы, суммы оплаты труда, включая основные социальные гарантии государства. Прохождение службы государству любого вида предполагает следующие действия: назначение на должность, исполнение определенных обязанностей, конкурсное замещение вакантных должностей (включение в состав кадрового резерва), карьерный рост; оценка степени соответствия служащего квалификационным требованиям и др. С любыми госслужащими должен быть заключен не трудовой договор, а служебный контракт;
  • ограничения и обязательства в процессе осуществления госслужбы России различных видов. Так, служащий любого вида госслужбы не вправе продолжать ее в следующих ситуациях: наличие непогашенной судимости, гражданство прочей страны (если другое не указано в одном из международных договоров РФ); назначение или избрание на государственную должность и др. Включению в контракт и должностной регламент подлежат обязательства госслужащего, касающиеся соблюдения данных ограничений;
  • учет стажа службы РФ иных видов для исчисления стажа;
  • соотносительность базовых условий пенсионного обеспечения со стороны государства лиц, которые проходили государственную службу в России.

Связь между видами службы обеспечена единством системы госслужбы и принципов ее работы и построения.

Для работы госслужащих, их профессиональных и личных качеств общество предъявляет высокие требования. Это обусловлено тем, что качество государственного управления прямым образом зависит от качества работы госслужащих, их профессионализма и добропорядочного отношения к своим обязанностям в сфере обеспечения жизнедеятельности нашего общества. Как справедливо полагал Бисмарк, при наличии плохих законов и хороших чиновников управление еще возможно, но при наличии плохих чиновников не способно помочь никакое законодательство.

История и современные особенности государственной службы

По традиции так складывалось, что в российском обществе в отношении служилых людей, которые находились на службе государству, предъявлялись высокие требования. Это касается нравственной и профессиональной стороны. Государственные служащие – публичные люди, они всегда находятся на виду. Более того, от степени их честности, компетентности и законопослушания зависит общее благосостояние государства и общества.

Выдающимся отечественным философом и правоведом И. Ильиным была высказана точка зрения, что законодательные акты и правительственные распоряжения должны, в первую очередь, соблюдать и исполнять сами чиновники. Это обусловлено тем, что чиновник — это первое лицо, которое связывает закон. Также он связывает всех, включая Государя, министров, полицейских и судей, а также рядовых граждан. От закона можно отступить лишь по совести, если необходима справедливость и при условии принятия на себя ответственности. Формальное и педантичное использование закона не представляет собой законность. «Крайняя законность» ни в каких случаях не должна превратиться в «крайнюю несправедливость». Еще в русских пословицах было сказано: «не всякий прут по закону гнут». Также философ полагал, что любое использование закона должно требовать беспристрастного жизненного наблюдения (интуиция фактов) и решающего усмотрения (интуиция права). По этой причине для применения закона предполагается в душе чиновника наличие живого творческого правосознания (правового разумения и правовой совести). Именно в этой области не должна присутствовать корысть. Еще русская летопись исключала в этом случае «воровство» и «малодушие» (взятки, косвенная личная выгода, классовый интерес, родство, льстивое служение, прислуживание, потакание, укрывательство).

Государственные служащие — это граждане Российской Федерации, которые взяли на себя соответствующие обязательства в области прохождения государственной службы. Таким образом, они исполняют полномочия, которые были даны им народом.

В русском языке понятие «служащий» обозначало человека, состоящего на какой-либо службе. Еще в период Московского централизованного государства и даже ранее упоминаются «служилые люди», которые состоят на государевой службе. Одно время их называли чинами. Прохождение такой службы регулировало «Уложением о службе», которое было принято в 1556 году Боярской думой в соответствии с указанием Ивана Грозного.

Трансформация государевой службы в государственную службу произошла в процессе петровских административных преобразований. Вышло из обращения понятие «служилые люди» и стало использоваться понятие «чиновник», которое успешно дошло до наших дней и сохранило смысловую нагрузку. Регламентация службы чиновников, «служащих государю и жалованных классным чином» происходила с помощью «Табели о рангах» (1722 г. ) вплоть до 1917 года. Она и представляла собой Закон о госслужбе того времени.

В период СССР понятие «служащие» употреблялось почти наравне с категорией «рабочие». В число служащих включали не только работников госучреждений (например, учителей), но и сотрудников негосударственных структур (например, аппарат комсомольской или профсоюзной организации). Не было разграничения между понятием «служащий» и «государственный служащий».

Исходя из вышесказанного, следует разграничить понятия «государственный служащий» в широком и узком понимании. В первом из них он представляет собой служащего любых государственных организаций (учреждений, органов, предприятий). В узком понимании он является профессиональным работником органов государственной власти или гражданином страны, которые замещает должность в органе государства в законодательно установленном порядке.

Государственным служащим может быть гражданин РФ, который достиг 18-летнего возраста. Также он должен владеть государственным языком нашей страны и соответствовать предъявляемым квалификационным требованиям.

Служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности госслужбы, что регулирует правовой акт о назначении на должность. Для таких сотрудников предусмотрен служебный контракт и выплата денежного содержания с помощью средств федерального бюджета (бюджета соответствующего субъекта).

Данное определение включает совокупность признаков специалиста, делающих его госслужащим. Перечислим их:

  • гражданство России;
  • владение языком РФ;
  • соответствие профессиональным и квалификационным требованиям;
  • назначение на должность государственной гражданской службы;
  • принятый правовой акт о назначении (приказ);
  • заключенный служебный контракт;
  • перспектива получения денежного содержания.

В соответствии с положениями Конституции (32 статья) все граждане нашей страны обладают равным доступом к государственной службе, если у них имеются на то способности и профессиональная подготовка. При приеме на службу недопустимо устанавливать для них какие бы то ни было прямые или косвенные ограничения, кроме тех, которые указаны в законе. Одно из подобных законных ограничений заключается в обязательном для госслужащих гражданстве РФ.

ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» закрепил категорию «государственный служащий» в узком понимании. Статья 13 этого акта гласит, что это может быть гражданин РФ, который осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы. Из этого следует, что не могут быть государственными служащими те лица, которые занимают должности в гос. организации (учреждении, предприятии).

Служащие осуществляют свои административные и властные полномочия, исполняют обязанности в соответствии с замещаемой должностью и занимаемым положением. Их статус или правовое положение определяются 3 главой вышеобозначенного закона.

Правовое положение (статус) гос. служащего представляет собой меры должного и возможного поведения, которые установило и гарантирует государство. При их изменении происходит и трансформация правового статуса госслужащего, включая отставку, повышение и понижение, выход на пенсию и увольнение).

В состав понятия «правовой статус» включены базовые характеристики правового положения, прописанные в соответствующих нормативно-правовых актах. Именно они способны определять их место и поведение в иерархической лестнице государственной службы.

Рассматриваемое понятие — это определенная структура, в качестве основного элемента которой выступают права и обязанности. Помимо перечисленного есть и прочие элементы правового статуса, которые изображены на рис.

уфсин относится к госслужбе

Рисунок 1. Правовой статус госслужащего

ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» закрепляет права и обязанности гражданских служащих, а также ограничения и запреты, которые связаны с такой службой.

Правами госслужащего представляют собой возможности и свободы, которые обусловлены конституционными положениями, охраняются государством и установлены федеральным законодательством. Они касаются профессиональной деятельности, обеспечивающей исполнение полномочий органов государства.

Конституция РФ гласит, что госслужащие в качестве граждан РФ, которые имеют определенный род и характер занятий, должны быть равны перед законом. Они могут в полной мере использовать все свои права и свободы, гарантированные Конституцией РФ (2 глава) и законами РФ. Наряду с этим, госслужащим для успешной служебной деятельности могут быть предоставлены особые права (служебные права), которые в соответствии с целями и составом принципиально отличаются от субъективных гражданских прав.

Гражданские служащие в рамках своих прав должны быть:

По закону гражданские служащие имеют право при наличии предварительного уведомления представителя нанимателя осуществлять другую оплачиваемую работу. Это предусмотрено для случаев, когда данные действия не способны привести к конфликту интересов.

Обязанности госслужащего заключаются в обязательном систематическом осуществлении функций (основных действий), обусловленных Конституцией и ФЗ. В системе они представляют собой суть профессиональной деятельности в области обеспечения исполнения полномочий гос. органов.

Такие служащие при нахождении на государственной службе могут попасть под специальный правовой режим. Он отличается от общих правовых норм. Наряду с этим, госслужащие, как граждане России, не освобождаются от общегражданских обязанностей перед обществом. они уплачивают все налоги и сборы, которые установлены законом, должны сохранять природу и окружающую среду, осуществлять защиту Отечества, нести воинскую службу (альтернативную гражданскую службу в иных случаях, которые установлены отдельными законами).

На некоторые категории государственных служащих конституционные положения возлагают более высокие обязанности. Это происходит для интересов нормальной работы государственной службы. Например, Конституция РФ содержит положение о том, что должностные лица должны для каждого заинтересованного лица обеспечить возможность ознакомиться с документами и материалами, которые напрямую затрагивают его права и свободы, получить достоверные и своевременные сведения о факторах, способны создать угрозу жизни или здоровью и др.

ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» включает несколько общих служебных обязанностей:

  • соблюдение Конституции, ФЗ, прочих НПА;
  • исполнение должностных обязанностей по должностному регламенту;
  • выполнение поручений вышестоящих руководителей, которые даны в рамках их полномочий и соответствуют законам РФ;
  • соблюдение при исполнении должностных обязанностей прав и законных интересов организаций и граждан;
  • соблюдение служебного распорядка государственного органа;
  • поддержка уровня квалификации, который требуется для надлежащего исполнения обязанностей, предусмотренных должностью;
  • неразглашение информации, которая представляет собой государственную (другую охраняемую федеральным законом) тайну, а также информацию. которая стала известна служащему по причине исполнения должностных обязанностей (сюда входят сведения, которые касаются частной жизни и здоровья граждан, затрагивают их честь и достоинство);
  • обязанность беречь имущество государства, включая то, которое было предоставлено для исполнения должностных обязанностей;
  • представление сведений о себе и членах своей семьи, информации о полученных доходах и принадлежащем имуществе, которое является объектом налогообложения и др.;
  • сообщение о выходе из гражданства (приобретении гражданства другой страны) в день, когда это произошло;
  • соблюдение ограничений, выполнение обязательств и требований к служебному поведению, отсутствие нарушений запретов, установленных ФЗ;
  • сообщение представителю нанимателя о личной заинтересованности, способной привести к конфликту интересов, принятие мер для предотвращения таких конфликтов.

В состав гражданских служащих категории «руководители» могут предъявляться требования, которые заключаются в недопущении случаев принуждения подчиненных к участию в работе религиозных объединений, политических партий и прочих общественных объединений.

Гражданские служащие не могут исполнять неправомерные поручения, которые были даны им руководителем, иначе они вместе будут нести соответствующую уголовную, дисциплинарную, гражданско-правовую или административную ответственность.

Специфика служебной деятельности, высокая степень ответственности перед обществом и гражданами за выполнение государственно важных задач, способны накладывать на положение гражданских служащих определенные ограничения.

Под правовыми ограничениями, которые относятся к государственной службе, необходимо понимать правила, условия и запреты, которые обусловлены Конституцией РФ и ФЗ. Они способны поставить госслужащего в определенные юридические рамки, при этом выходить за пределы их служащему запрещается.

Так, законодатель определил несовместимость с пребыванием на гражданской службе в следующих ситуациях:

  • наличие болезни, которая может создать препятствия прохождению гражданской службы; признание гражданина недееспособным (ограниченно дееспособным) в соответствии с судебным решением;
  • осуждение к наказанию по судебному приговору, включая случаи, когда судимость не снята или не погашена;
  • работа одновременно двух родственников, а именно случаи отношений близкого родства или свойства (предусмотрено для случаев, когда замещение должности гражданской службы непосредственно связано с подчиненностью или подконтрольностью);
  • выход из гражданства нашей страны, наличие или приобретение гражданства другой страны;
  • представление поддельных документов или заведомо ложной информации при поступлении на гражданскую службу; непредставление информации или представление заведомо ложной информации о доходе, имуществе и обязательствах имущественного характера.

В соответствии с последним пунктом гражданские служащие каждый год (до апреля) должны сообщать информацию о своих доходах представителю нанимателя. В их качестве могут выступать руководитель гос. органа, лицо, замещающее государственную должность, включая их представителей.

Помимо ограничений, прописанных в служебном контракте, которые должны соблюдать гражданские служащие, они не должны нарушать определенные запреты. Их регулирует 17 статья ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». В соответствии с положениями этой статьи гражданскому служащему строго запрещено участие на платной основе в работе органа управления коммерческих компаний, осуществление предпринимательской деятельности (строгое ограничение получения дополнительного заработка гражданским служащим через другую оплачиваемую работу)

Ранее ФЗ № 119 «Об основах государственной службы» разрешал служащим только «заниматься педагогической, научной и прочей творческой деятельностью». Сейчас Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ» предусматривает положение, что они имеют право выполнять другую оплачиваемую работу только при наличии предварительного уведомления представителя-нанимателя. Это не должно приводить к конфликту интересов.

Конфликт интересов представляет собой ситуацию, в которой личный интерес государственного гражданского служащего может оказать влияние (уже влияет) на качественное и объективное исполнение обязанностей. В этом случае проявляется противоречие между личными и законными интересами граждан, общества, государства и организаций. Оно чаще всего приводит к причинению вреда.

Личная заинтересованность представляет собой возможность получения служащим в ходе исполнения должностных обязанностей дохода (неосновательное обогащение) в натуральной или денежной форме. Также это может быть материальная выгода для него, членов его семьи, родственников, предприятий и лиц, с которыми он имеет финансовые или иные отношения. При ее возникновении гражданский служащий должен письменно проинформировать об этом представителя (нанимателя).

Еще один запрет заключается в невозможности замещать должность гражданской службы в процессе избрания (назначения) на гос. должность, избрания на выборную должность органа местного самоуправления или избрания на оплачиваемую выборную должность в профсоюзе.

Также служащий не вправе получать какие-либо вознаграждения в ходе выполнения обязанностей. Вознаграждения представляют собой деньги, подарки, оплату транспорта, ссуды, оплату услуг, развлечений и отдыха. Этот запрет настолько строг, что даже те подарки, которые гражданский служащий получил в связи с протокольными мероприятиями, командировками и прочими официальными мероприятиями, должны быть переданы им по акту в государственный орган, где он может служить. Такие вознаграждения признаются в качестве собственности государства (субъекта РФ). Единственным исключением может быть случай, в соответствии с которым установлен запрет на дарение государственному служащему по причине его должностного положения (исполнения им служебных обязанностей).

Так, не допускается дарение, исключая обычные подарки, сумма которых не превышает 3000 руб.

Служащие не могут и заниматься приобретением ценных бумаг, по которым они в будущем смогут получить прибыль. Если же ценные бумаги были куплены до момента поступления на службу, то гражданский служащий должен осуществить их передачу в доверительное управление организации, которая наделена соответствующими полномочиями государства. Это предусмотрено для ситуаций, когда такое владение способствует наступлению конфликта интересов.

Служащие не вправе совершать заграничные поездки в связи с исполнением должностных обязанностей с помощью средств физических и юридических лиц (исключая служебные командировки, проводимые по международным договорам и др. Также они не могут использовать средства материально-технического и другого обеспечения для целей, которые не связаны с исполнением должностных обязанностей.

Последний запрет распространяется на оргтехнику, коммуникационные средства, использование средств, которые были выделены на официальные расходы. В состав средств служебного обеспечения включена информация. По этой причине служащим запрещается ее разглашение или использование в целях, которые не относятся к гражданской службе. Конфиденциальные сведения (служебная информация) может стать известна служащему в связи с исполнением его должностных обязанностей. Такая информация также представлена той, которая не составляет государственную тайну (но ее нужно соблюдать), но не является общедоступной.

Служащие не вправе допускать публичные высказывания, мнения (например, в СМИ). Они не могут оценивать работу государственных органов, руководителей, в том числе решения вышестоящих государственных органов или органов, где они замещают должность гражданской службы. Однако для некоторых категорий госслужащих такие высказывания входят в их должностные обязанности (например, работники пресс-службы госоргана).

Служащие не могут принять награды, почетное и специальное звание другой страны, международных организаций или политической партии (прочих общественных и религиозных объединений) в случае, если в их обязанности включено взаимодействие с ними. Для них установлен запрет на создание или способствование созданию в гос. органах политических партий и прочих общественных объединений. Исключение представлено профессиональными союзами, ветеранскими и прочими органами общественной самодеятельности.

После того, как гос. служащий увольняется с гражданской службы, он не может в течение 2 лет замещать должности или работать по гражданско-правовым договорам в организациях, если некоторые функции управления ими непосредственно были включены в его должностные обязанности.

Строгие требования к служебному поведению, ограничения и запреты, которые наложены на рассматриваемую служебную деятельность, представляют собой неотъемлемую составляющую юридического статуса государственного гражданского служащего. Они способствуют росту его профессионализма, компетенции и ответственности за выполнение обязанностей. С их помощью он нейтрально, беспристрастно и бескорыстно осуществляет полномочия, которые были возложены на него российским обществом.

Конституционными положениями определен равный доступ лиц, которые владеют государственным языком России, к гражданской службе. Также предусматриваются одинаковые условия прохождения службы, вне зависимости от половых и расовых признаков, национальности, происхождения, должности и имущественного положения, места жительства, религиозных убеждений, принадлежности к определенным объединениям общества и прочих обстоятельств, которые не связаны с профессиональными и деловыми качествами.

Для поступления на государственную службу человек должен достичь 18 лет. Для мужчин и женщин предусмотрен предельный возраст пребывания на службе, который составляет 65 лет. Человек должен быть гражданином РФ, а при выходе из гражданства или получении двойного гражданства происходит прекращение службы. Также он должен владеть государственным языком и обладать соответствующими квалификационными требованиями.

Конституционным правом обеспечивается конкурс, предполагающий замещение должностей гражданской службы.

Конкурс представляет собой мероприятие, с помощью которого производится оценка профессионального уровня кандидатов, замещающих вакантные должности гражданской службы. Посредством конкурсов происходит проверка соответствия квалификационным требованиям к определенной должности.

Для обеспечения исполнения полномочий органа управления субъекта или государства происходит учреждение должностей гражданской службы. Их классификация состоит из 4 категорий и пяти групп должностей. Другими словами, каждую должность включают в определенную категорию или группу. В соответствии с тем, к какой из них должность отнесли, происходит присвоение классного чина.

В состав категорий должностей можно включить:

  • руководителей государственных органов и их структурных подразделений, включая их заместителей;
  • помощников (советников) в качестве должностей, которые учреждаются с целью помощи субъектам, которые замещают государственные должности;
  • специалистов (должность создается с целью профессионального обеспечения выполнения органами государства своих задач и функций, замещение происходит без ограничения срока полномочий);
  • обеспечивающих специалистов (производят документационное, организационное, информационное, финансово-экономическое, хозяйственное обеспечение работы гос. органов, для замещение не предусмотрено ограничение срока полномочий).

В состав групп необходимо включить:

  • высшую должность гражданской службы, включая руководителей, помощников и специалистов;
  • главную должность, включая руководителей, специалистов, помощников и обеспечивающих специалистов;
  • ведущая должность, включающая работников всех 4 категорий;
  • старшая должность (обе категории специалистов);
  • младшая должность (только обеспечивающие специалисты).

Вся совокупность должностей включена в реестры, среди которых:

  • Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, где классификация должностей происходит по гос. органам, категориям и группам (утверждение осуществляет указ Президента);
  • Реестр должностей субъекта РФ, который формируется с учетом структуры госорганов, названий, категорий и групп должностей, устанавливаемых федеральным реестром (утверждение происходит с помощью закона или иного нормативно-правового акта субъекта);
  • Сводный реестр, который состоит из первых двух (порядок ведения может быть утвержден президентским указом).

Присвоение классных чинов происходит в зависимости от замещаемой должности и при учете профессионального уровня, длительностью службы в предыдущем классном чине и в замещаемой должности.

Принято выделять несколько классных чинов, которые соответствуют группам должностей:

  • секретарь 1, 2 или 3 класса (присвоение лицам, которые замещают должности младшей группы);
  • референт 1, 2, 3 класса (замещает должности в старшей группе);
  • советник 1, 2, 3 класса (замещение должностей ведущей группы);
  • государственные советники 1, 2, 3 класса (замещение должностей в главной группе);
  • действительные государственные советники 1, 2, 3 класса (замещение должности высшей группы.

Для присвоения классного чина необходимо сдать квалификационный экзамен. Классный чин подразделяется на первый (присвоение по окончанию испытательного срока, а если он не был установлен, то не ранее чем через 3 месяца после того, как служащий назначен на должность) и очередной (присвоение происходит по завершению определенного срока службы в предыдущем чине, условием достижения является наличие более высокого чина). В рамках формы поощрения классные чины присваиваются досрочно.

Существует соотношение между классными чинами, дипломатическими рангами, воинскими и специальными званиями. В ходе перевод служащего с госслужбы одного вида на службу другого вида тот чин, который был присвоен ранее, воинское и специальное звание, а также срок нахождения в этом классном чине или дипломатическом ранге, воинском и специальном звании, должен учитываться в процессе присвоения чина (звания) по новому виду госслужбы. Присвоение классного чина в ходе поступления на гражданскую службу происходит в зависимости от замещаемой должности в рамках группы должностей. Присваивая классный чин, важно учесть срок нахождения в классном чине другого вида службы государству (дипломатический ранг, воинское или специальное звание).

При увольнении (освобождении от должности, выходе на пенсию) классный чин, который был присвоен гражданскому служащему, должен сохраняться за ним. Гражданин нашей страны может лишиться чина только при наличии соответствующего судебного решения (например, когда происходит осуждение за тяжкое или особо тяжкое преступление).

Призвание госслужащего заключается в честном несении присвоенного ему классного чина, что означает возведение в высокий государственный и социальный ранг. Это обусловлено тем, что от качества работы этой категории лиц зависит уровень управления государством, качество жизни наших граждан.

Еще И. Ильин рассматривал в качестве условия укрепления русской государственности подбор самых лучших граждан на государственную службу. Он считал необходимым «выделение кверху лучших людей, – людей, преданных стране, национально-чувствующих, государственно мыслящих, несущих народу не месть и распад, а дух освобождения, справедливости и сверхклассового единения».

Классификация видов государственной службы

При классификации государственной службы по видам, должны быть определены критерии специфического правового регулирования. Но подобная классификация, исходя из принципа единства государственной службы в едином государстве, может превратиться в зависимости от специализации государственных органов, в простое перечисление полномочий государственных служащих при реализации ими через их деятельность тех же государственных полномочий.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» N 58 закрепил виды, на которые делится государственная служба. Но подобное деление ставит скорее новые вопросы, чем решает старые. Бабелюк Е. не без оснований ставит под сомнение выделение нового, более универсального вида государственной службы, которая в настоящее время урегулирована российским законодательством, – это государственной гражданской службы. Она отмечает, что «Как представляется, сохранение организационно-должностной модели для гражданской службы, не отвечает современным потребностям общества. При наделении федеральных агентств, которые являются самостоятельными видами федеральных органов исполнительной власти, функциями по оказанию государственных услуг все сложнее провести их разграничение с государственными учреждениями, иными государственными организациями (государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ и другими), которые имеют государственно-властные полномочия.

Статья 2 указанного Федерального закона закрепляет систему государственной службы, которая включает в себя следующие виды:

  • государственную гражданскую службу;
  • военную службу;
  • государственную службу иных видов.

При подобном критерии разграничения государственной службы, вряд ли такое понимание системы надолго сохранится неизменной. Также к государственной службе отнести, к примеру, работу на объектах атомной энергетики, которую вряд ли можно считать правоохранительной или государственной службой иных видов. Федеральный закон «О государственной службе российского казачества» от 05. 2005 N 154-ФЗ к государственной службе относится данный вид деятельности.

Различное правовое регулирование органов, которые осуществляют государственную власть, а также установление различного статуса государственных должностных лиц, эту власть реализующих, приводит к сложностям в функционировании всего государственного аппарата, различиям в их статусе, неопределенности статуса некоторых областей государственной службы. Это нерационально с точки зрения, как существа государственной службы, так и юридической техники.

В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» закреплено определение для каждого вида государственной службы.

Понятие федеральной государственной службы

В статье 4 указанного закона установлено, что федеральная государственная служба – это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, которые замещают государственные должности Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5 ФЗ федеральная государственная служба подразделяется на:

  • федеральную государственную гражданскую службу – это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы, направленная на обеспечение исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, которые замещают государственные должности Российской Федерации;
  • государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации – это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ, направленная на обеспечение исполнения полномочий государственных органов субъекта РФ полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий лиц, которые замещают государственные должности субъекта Российской Федерации.

Понятие военной службы

Военная служба – это вид федеральной государственной службы, которая представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских и не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в органах, которые осуществляют функции по обеспечению безопасности и обороны государства. Таким гражданам могут быть присвоены воинские звания.

Ранее ФЗ закреплял такой вид государственной службы, как правоохранительный, но с 1 января 2016 года статья утратила силу.

Также можно было бы выделить такой вид государственной службы, как дипломатический, который обладает собственной правовой спецификой.

Особым видом государственной службы А. Гришковец называет службу в организациях Центрального банка Российской Федерации. Деятельность некоторых лиц в парламенте, можно также отнести к виду государственной службы.

В статье 3, 6 и 7 Федерального закона N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» уравнены фактически все виды проявления государственной власти по отношению к населению, не смотря на то, что указанный выше закон продолжает разделять единую государственную службу на федеральную, государственную, муниципальную и гражданскую. Также он предписывает гражданам, в некоторых случаях, исполнять иные указания, которые исходят непосредственно от международных организаций и некоторых общественных объединений.

Положительным моментом, так как система является совокупностью элементов, которые находятся в связях, приводящих их к новому качеству, является закрепление в ст. 6 Закона № 79-ФЗ видов взаимосвязи государственной службы РФ иных видов и гражданской службы, специфика и сравнимость видов государственной службы. Взаимосвязь государственной службы иных видов и гражданской службы обеспечивается за счет единства системы государственной службы российского государства, функционирования и принципов ее построения, а также посредством:

  • основных государственных социальных гарантий, соотносительности размера оплаты труда и основных условий;
  • установление обязательств и ограничений при прохождении различных видов государственной службы Российской Федерации;
  • учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы;
  • соотнесения главных требований государственного пенсионного обеспечения граждан, которые проходили государственную службу.

Вышеуказанные нормы являются принципами государственной службы. Нормы ст. 7 указанного закона являются такими же принципами, которые гласят, что взаимосвязь муниципальной и гражданской службы обеспечивается посредством:

  • единства главных квалификационных требований к должностям муниципальной и гражданской службы;
  • единства обязательств и ограничений при прохождении муниципальной и гражданской службы;
  • единства требований к подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации муниципальных и государственных служащих;
  • учета стажа гражданской службы, если исчисляется стаж муниципальной службы и стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы;
  • соотносительности главных социальных гарантий и условий оплаты труда муниципальных и гражданских служащих;
  • соотносительности главных требований государственного пенсионного обеспечения граждан, которые проходили муниципальную службу, а также граждан, проходивших гражданскую службу, а также, в случае потери кормильца их семей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что по мысли законодателя, муниципальная служба – это один из видов государственной службы. Государственный аппарат до сих пор нуждается в научных предложениях о самом делении государственной службы Российской Федерации на виды и в целом о системе.

Учитываются ли выслуга лет на государственной службе и классный чин, при трудоустройстве в УФСИН?

Здравствуйте, я проработала на государственной службе 13 лет. Имею классный чин 1 класса. В данный момент устраиваюсь на работу в УФСИН. Хотела бы узнать при расчете зарплаты будет ли учитываться мой стаж и классный чин? К зарплате добавят 20 процентов за выслугу лет и за классный чин 1 класса?Спасибо.

04 мая 2017, 12:40, Лина, г. Краснодар

Добрый день! Да, ваша выслуга на государственной гражданской службе будет учтена, а классный чин учтен при аттестации и получении специального звания.

04 мая 2017, 12:54

Юрист, г. Калуга

я проработала на государственной службе 13 лет. Лина

Вы имеете в виду государственную ГРАЖДАНСКУЮ службу?

Периоды, которые включаются в стаж службы (выслугу лет) для выплаты надбавки сотрудникам ФСИН, определены постановлением Правительства РФ от 23. 2003 № 43. Если вы проходили государственную ГРАЖДАНСКУЮ службу, то этот период не будет учитываться.

04 мая 2017, 13:02

Здравствуйте, подскажите пожалуйста если статья 158 п3 какой срок грозит и учитывается возраст 65 лет, сахарный диабет и кардиостимулятор, вину не отрицает

Здравствуйте, подскажите пожалуйста если статья 158 п3 какой срок грозит и учитывается возраст 65 лет, сахарный диабет и кардиостимулятор, вину не отрицает. Заранее спасибо

26 мая, 12:30, вопрос №3291914, Юля, г. Краснодар

Войдёт ли выслуга лет в мою пенсию контракта который до 2024 года?

Доброе утро я ст. прапорщик мне 36 лет служу в спецназе где нужна категория годности А! приходил я с категорией годности А в итоге за 4 года службы у меня ухудшение по здоровью был мелкоочаговый инфаркт миокарда, ишемическая болезнь сердца и гепиртония 3 стадии! Юрист написал мне рапорт по на увольнение по состоянию здоровья хотелось бы чтоб вы с ним ознакомились и может что нибудь под корректировать. у меня контракт заканчивается в 2024 году т. я мог его до служить если бы был здоров но состояние здоровья не позволяет!теперь вопрос положена мне страховка по данным заболеваниям? Войдёт ли выслуга лет в мою пенсию контракта который до 2024 года? И что мне по максимуму вообще положено. Благодарю за понимание. остальное объясню в телефоном режиме

01 ноября 2021, 04:41, вопрос №3125966, Юрий, г. Москва

Кто относится к категории государственных служащих?

Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта

Кто относится к государственным гражданским служащим?

Гражданский служащий – гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы

Какому министерству относится прокуратура?

С 1802 года институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного Министерства юстиции, а Министр юстиции по должности стал Генерал-прокурором

Каким органом является прокуратура?

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации

Кто такие госслужащие в России?

Федеральный государственный служащий — работник, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счёт средств федерального бюджета

Что представляет собой государственная служба?

Государственная служба Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих

Кто относится к федеральным государственным гражданским служащим?

Не являются государственными гражданскими служащими члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, а также судьи и сотрудники правоохранительных органов. В государственных органах должности имеют точную структуру, определённую законодательством (федеральным и региональным), разделённую на категории и группы

Кто может быть государственным гражданским служащим?

На государственную гражданскую службу (далее — гражданская служба) вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 27 июля 2004 г

Как называют гос служащих?

Чиновники – это государственные служащие , которые служат в министерствах и ведомствах Российской Федерации. Государство нанимает их на службу, которая состоит в том, чтобы обеспечивать полномочия государственных органов на местах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *