Увольнение с госслужбы в связи с переездом

Порядок сокращения гражданских служащих.

Сразу отметим, что сокращение в связи с реорганизации государственных гражданских служащих упраздняемого или реорганизуемого госоргана осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27. 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79-ФЗ) и Правилами предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19. 2013 № 822 (далее – Правила).

Если в государственном органе трудились работники, не являющиеся госслужащими, сокращение происходит в соответствии с нормами Трудового кодекса.

В силу ч. 1 ст. 31 Закона № 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения со служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, продолжаются в случае предоставления такому служащему с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе, либо в органе, которому переданы функции упраздненного органа, либо в другом государственном органе. При этом необходимо учитывать:

  • уровень его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;
  • уровень его профессионального образования, продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа служащих, замещающих сокращаемую должность или должность в упраздняемом органе, предупреждает представитель нанимателя персонально и под подпись не менее чем за два месяца до увольнения. Причем представитель нанимателя обязан в течение этих двух месяцев предложить увольняемому все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в органе, которому переданы функции упраздненного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой служащим должности, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направления подготовки.

В случае отсутствия таких должностей в указанных органах служащему могут быть предложены вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правилами.

Согласно ч. 4 ст. 31 Закона № 79-ФЗ служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности, предоставляется преимущественное право на замещение должности гражданской службы.

В силу ч. 3 ст. 31 Закона № 79-ФЗ в течение двухмесячного срока уведомления о сокращении в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со ст. 48 Закона № 79-ФЗ. По результатам такой аттестации служащим, обладающим преимущественным правом на замещение должности, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Аттестация служащих

Частью 3 ст. 31 Закона № 79-ФЗ установлено, что в течение двух месяцев предупреждения в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих. По ее результатам служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Очередная аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

Аттестация осуществляется согласно ст. 48 Закона № 79-ФЗ. Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности.

Согласно ч. 5 ст. 48 Закона № 79-ФЗ внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться ранее указанного срока после принятия в установленном порядке решения:

– о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

– об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

Подчеркнем, что проводить внеочередную аттестацию работодатель не обязан, а имеет право.

По результатам аттестации гражданского служащего аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

– служащий соответствует замещаемой должности гражданской службы;

– соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

– соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;

– не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

В течение месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:

– подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

– направляется для получения дополнительного профессионального образования;

– понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

Если служащий отказывается от замещения нижестоящей должности или от прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации, служебный контракт с ним может быть расторгнут. При этом основанием будет не пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ (вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации), а п. 2 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ (в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе) или п. 3 ч. 1 ст. 37 (упразднение государственного органа).

Порядок действий при увольнении по утрате доверия сотрудников, которые обслуживают денежные и товарные ценности

ВАЖНО! Работодатель не обязан увольнять работника в случае обнаружения оснований, которые позволяют применить к нему соответствующее взыскание. Он вправе как не применять никаких санкций, так и применить более мягкие взыскания — выговор, замечание.

В первую очередь необходимо зафиксировать факт нарушения. Документа, который фиксирует данное обстоятельство, закон не определяет. На практике чаще всего составляется докладная записка от лица, обнаружившего проступок.

В ней в произвольной форме отражается Ф. сотрудника, который узнал о совершенном виновном действии, обстоятельства совершения нарушения, дата и время события. Когда информация поступила из правоохранительных органов или от третьих лиц, оформление докладной записки необязательно.

Кроме того, выявление нарушения возможно по результатам инвентаризации. В этом случае составляется акт.

Проведение расследования

На основании акта или докладной записки проводится расследование. Его осуществляет комиссия, сформированная из незаинтересованных работников организации. В ее составе должно быть не меньше трех сотрудников. Для формирования комиссии работодатель издает приказ.

Сформированная комиссия истребует объяснения от подозреваемого и иных служащих организации (свидетелей), изучает результаты инвентаризации или иные документы, свидетельствующие о допущении нарушения, формирует материалы расследования.

По окончании расследования комиссия составляет акт, в котором указывается, какие действия были совершены, при каких обстоятельствах, с какой степенью вины сотрудника. Кроме того, в акте указывается, какое наказание может быть назначено. Акт подписывают все члены комиссии.

С данным актом должен быть ознакомлен тот сотрудник, в отношении которого проводилось расследование. Если он отказывается, составляется акт об этом.

Оформление увольнения после расследования

ВАЖНО! Работник должен дать объяснения по факту совершенного нарушения. Если он отказывается дать объяснения, составляется акт об этом, который заверяют 3 свидетеля отказа. Форма объяснений законом не предусмотрена, соответственно, может быть произвольной. О необходимости дать объяснения сотруднику вручается письменная просьба под подпись.

Сотруднику дается два дня для подготовки объяснений (ст. 193 ТК РФ). Без запроса объяснений последующее увольнение будет признано незаконным.

Применение взыскания производится приказом работодателя. Нет необходимости составлять два приказа — о применении взыскания и увольнении. Такая позиция подтверждается судебной практикой, например Апелляционным определением Верховного суда РФ от 09. 2012 № 60-АПГ12-7.

Приказ об увольнении по утрате доверия оформляется по форме № Т-8, утвержденной постановлением Госкомстата России от 05. 2004 № 1. Основание для увольнения, которое необходимо указать в приказе, — п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Формулировку следует переписать из статьи.

Есть ли особые выплаты, которые производит работодатель уволенному в связи с утратой доверия? Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и узнайте, какие выплаты положены уволенному в связи с утратой доверия.

Предоставление вакантной должности в ином государственном органе

Итак, согласно Правилам кадровая служба органа, в котором происходит сокращение должностей, или органа, которому переданы функции упраздненного органа, не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения служащего осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы «Федеральный портал управленческих кадров». При поиске необходимо учитывать категорию и группу замещаемой служащим должности, уровень его квалификации, профессиональное образование и стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности.

В список включаются вакантные должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, расположенных в той же местности, а при их отсутствии – должности в иных государственных органах, расположенных в другой местности в пределах РФ.

Не позднее чем за 25 дней до предстоящего увольнения кадровая служба вручает служащему уведомление о предложении вакантных должностей с приложением списка этих должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом. В свою очередь, служащий в течение двух рабочих дней со дня ознакомления с уведомлением подает в кадровую службу заявление с просьбой направить его анкету в государственные органы, в которых им выбраны вакантные должности, или отказывается от предложенных должностей.

Не позднее двух рабочих дней со дня получения заявления кадровая служба направляет в государственные органы письма с просьбой рассмотреть кандидатуру служащего на замещение вакантной должности и предоставить государственному органу, в котором сокращаются должности или которому переданы функции упраздняемого органа, соответствующую информацию. В письме указываются выбранные служащим должности и дата окончания двухмесячного срока. Также прикладывается анкета служащего.

Анкета составляется по форме, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26. 2005 № 667-р.

Кадровая служба государственного органа, получившего письмо, не позднее трех рабочих дней со дня его получения направляет ответ о готовности рассмотрения кандидатуры гражданского служащего, претендующего на замещение вакантной должности, или об отказе в рассмотрении его кандидатуры (с обоснованием). Если представитель нанимателя государственного органа или уполномоченного им лица готов рассмотреть кандидатуру служащего, в ответе указывается информация о месте, дате и времени проведения собеседования.

Информация, поступившая от государственного органа, доводится кадровой службой до сведения служащего под роспись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.

Расходы, связанные с проведением собеседования (проезд к месту проведения собеседования и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами средств связи и др. ), осуществляются государственным гражданским служащим за счет собственных средств.

Решение, принятое представителем нанимателя государственного органа по итогам собеседования с гражданским служащим, претендующим на замещение вакантной должности, направляется кадровой службой этого государственного органа не позднее трех дней со дня собеседования в письменном виде в кадровую службу государственного органа, направившую запрос, которая доводит ответ до сведения служащего под роспись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.

Переписка между государственными органами может осуществляться с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт их получения адресатом.

Если представитель нанимателя принял решение о предоставлении служащему вакантной должности, с его согласия осуществляется перевод.

Какие нарушения со стороны работника могут повлечь увольнение по статье «Утрата доверия»

Потеря доверия работодателя к сотруднику может повлечь расторжение трудовых отношений с последним. Увольнение по статье – утрата доверия – предусмотрено п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Прекращение трудовых отношений допустимо при наличии совокупности двух обстоятельств:

  • Сотрудник обслуживает денежные и товарные ценности.
  • Сотрудником совершены виновные действия, которые послужили основанием для утраты доверия работодателя к работнику.

Фактически увольнение по рассматриваемому основанию является дисциплинарным взысканием. Соответственно, при его применении должны быть соблюдены положения ст. 192, 193 ТК РФ — проведено расследование, иногда инвентаризация, у сотрудника взяты объяснения, соблюдены сроки применения взыскания.

ВАЖНО! Если работник совершил виновные действия корыстной направленности и был приговорен за это судом (брал взятки, похищал имущество), он может быть уволен и в том случае, если преступные действия не связаны с работой и не совершены на работе.

Список виновных действий, за которые можно уволить по утрате доверия

ТК РФ не раскрывает перечня действий, которые может совершить сотрудник для того, чтобы «заслужить» увольнение по утрате доверия. Это понятие оценочное, поскольку доверие по своей природе субъективно.

К виновным действиям можно приравнять:

  • Хищение, утрату, уничтожение товаров и денежных средств, которые были вверены сотруднику. При этом решения суда не требуется.
  • Нарушение кассовой дисциплины.
  • Продажу товаров и услуг по ценам выше либо ниже установленных продавцом.
  • Мошенничество.
  • Нарушение локальных НПА, в которых прописан порядок выдачи товарных ценностей.
  • Любые другие виновные действия, которые причиняют ущерб работодателю.

Реорганизация государственных органов.

Государственный орган – это юридически оформленная действующая в установленном государством порядке часть системы органов государственной власти, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для реализации задач и функций, возложенных государством. При этом государственные органы, создаваемые для выполнения властных функций, также являются юридическими лицами.

Государственный орган может быть создан путем его учреждения вновь в случае, если предоставляемые ему властные функции являются новыми и ранее не выполнялись никаким другим государственным органом или путем реорганизации в формах преобразования, слияния, присоединения, выделения и разделения.

Изменение системы органов государственной власти, которое скорее можно назвать реструктуризацией, а не реорганизацией, идет уже давно – в соответствии с Указом Президента РФ от 09. 2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (далее – Указ № 314). Этим указом было образовано более 40 новых органов (сейчас некоторые из них уже не существуют). Как правило, образуемый государственный орган наделяется полномочиями по выполнению функций, которые до его создания выполнялись другими органами государственной власти.

На основании Указа № 314 можно выделить несколько способов реструктуризации:

При этом их полномочия были переданы вновь созданным органам, например:

  • Министерству здравоохранения и социального развития РФ переданы функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемых Министерства здравоохранения и Министерства труда и социального развития;
  • Министерству культуры и массовых коммуникаций переданы функции упраздненных Министерства культуры и Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Некоторые полномочия передавались уже существующим органам, например, при упразднении Федеральной службы железнодорожных войск РФ ее функции были переданы Министерству обороны РФ.

Упразднение госоргана осуществляется по правилам ликвидации с образованием ликвидационной комиссии, составлением и представлением вышестоящему государственному органу ликвидационного (а в некоторых случаях разделительного) баланса и внесением записи о прекращении существования юридического лица в связи с его ликвидацией в ЕГРЮЛ.

При этом прекращение существования прежних и создание новых органов сопровождается передачей прав и обязанностей в порядке правопреемства.

Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет прекращение его существования без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, упразднение государственных органов, сопровождающееся передачей прав и обязанностей другим государственным органам, не может быть признано ликвидацией с точки зрения гражданского законодательства. Данные отношения скорее можно квалифицировать как реорганизацию юридического лица в виде присоединения, разделения, разделения с последующим присоединением, преобразования с частичным слиянием или присоединением функций, полученных в результате разделения или выделения других органов.

Порядок преобразования государственных органов обычно соответствует положениям гражданского законодательства о реорганизации юридических лиц. Однако в силу п. 5 ст. 58 ГК РФ преобразование должно сопровождаться изменением организационно-правовой формы реорганизуемого юридического лица. А в данном случае организационно-правовая форма – финансируемое собственником учреждение – остается неизменной. Изменение разновидности органа государственной власти (министерство, служба, агентство) не может считаться изменением организационно-правовой формы, поэтому, по сути, в подобных случаях не могут применяться положения гражданского права о реорганизации юридического лица в форме преобразования.

Подобные способы реструктуризации рассматриваются как создание юридического лица без принятия прав и обязанностей в порядке правопреемства.

В более поздних указах Президента РФ уже отмечалось, что вновь созданный госорган является правопреемником упраздняемых органов. Так, согласно Указу Президента РФ от 05. 2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» Министерство внутренних дел РФ является правопреемником упраздненной Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) и Федеральной миграционной службы (ФМС). При этом данным указом установлена передача МВД штатной численности ФСКН и штатной численности ФМС с сокращением ее на 30 %.

Как видим, реорганизация государственного органа осуществляется по-особому и не всегда соответствует положениям ГК РФ. В частности, предусмотрена такая форма ликвидации, как упразднение, когда полномочия от упраздняемого органа переходят к другому – вновь созданному или уже существующему органу. И в этом случае можно сказать, что произошла реорганизация в форме слияния. В любом случае считаем, что со стороны законодательства данная ситуация требует специальной нормативно-правовой регламентации.

Как бы то ни было, и при упразднении, и при реорганизации в любой форме без сокращения служащих не обходится. Как оно происходит – расскажем далее.

Реестр уволенных в связи с утратой доверия

С 1 января 2018 года ведется реестр уволенных на основании п. 1 ч. 1 ст. В него не включаются данные о работниках, обслуживающих товарные и денежные ценности. Включаются лишь данные о различного рода госслужащих и лицах, замещающих госдолжности, бывших работниках ЦБ РФ и т.

Преимущественное право на замещение вакантной должности

В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона № 79-ФЗ преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие:

– уровень профессионального образования;

– результаты профессиональной служебной деятельности, –

и с большей продолжительностью стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.

Обратите внимание, что на гражданских служащих не распространяется действие ст. 179 ТК РФ, согласно которой преимущественное право оставления на работе при сокращении численности или штата работников с равной производительностью труда и квалификации отдается: семейным – при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Да, действительно, исходя из ст. 73 Закона № 79-ФЗ Трудовой кодекс может применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, только в части, не урегулированной Законом № 79-ФЗ. Однако в силу п. 30 Постановления Пленума ВС РФ от 17. 2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями ст. 31, 33 и 38 Закона № 79-ФЗ.

Поэтому можно сделать вывод, что к гражданским служащим применяются только критерии преимущественного права на замещения вакантной должности, установленные ч. 4ст. 31 Закона № 79-ФЗ. Это также подтверждается судебной практикой (см. , например, Апелляционное определение Новгородского областного суда от 07. 2012 по делу № 2-3240-33-1819).

Зачем нужна отработка

Отработка нужна работодателю, чтобы найти замену сотруднику или иначе подготовиться к его увольнению. У руководства появляется время:

  • переубедить сотрудника увольняться, если он ценен для организации;
  • найти замену увольняющемуся работнику;
  • подготовить документы для увольнения и расчета;
  • перестроить рабочие процессы, пересмотреть должностные обязанности и т. д.

Отработка нередко полезна и работнику. Ему дается время:

  • обдумать свое решение об увольнении;
  • привести в порядок и сдать дела;
  • завершить начатую работу, если это возможно;
  • подыскать новое место работы, если его еще нет;
  • найти и подготовить себе замену, если есть желание и работодатель не против.

В период отработки, даже в последний день, можно передумать и отозвать заявление об увольнении. В этом случае работодатель обязан принять новое заявление и оставить сотрудника. Но есть исключение.

Как только начальник узнает об увольнении, может сразу начать искать другого сотрудника. Если подходящего кандидата пригласят на работу письменно, он согласится и уволится со своего текущего места работы в порядке перевода, то отказать ему в заключении трудового договора работодатель уже не сможет. Вместо этого он уволит своего работника, хоть тот и передумал увольняться и попытался отозвать заявление.

Что делать, если нужно уволиться побыстрее

Оптимальный вариант уволиться без отработки — договориться с руководителем. Но многие работодатели идут на принцип — заставляют отрабатывать, хотя это не идет на пользу ни организации, ни работнику. Если это так, а оснований для увольнения без отработки нет, спорить бессмысленно. Куда более разумно на словах согласиться, а на деле — выбрать наиболее подходящий вариант, чтобы избежать отработки: уйти на больничный или в отпуск. Но эти варианты именно в такой последовательности могут и не сработать.

Если вы планируете уволиться и не хотите отрабатывать, лучший вариант — сначала создать условия, чтобы отработки не было, а уже потом подать заявление на увольнение. То есть сначала оформить больничный или отпуск, уйти с работы и, например, на следующий день подать заявление. В такой ситуации работодатель просто не сможет ничего сделать.

Главное для работника — правильно рассчитать сроки: чтобы больничный или отпуск перекрывал период отработки. И еще — не стоит на работе афишировать свои планы. Это своего рода гарантия, что вы сможете реализовать их спокойно, а больничный или отпуск воспримут как рядовое событие, за которым не стоит цель уволиться.

Процедура сокращения госслужащих.

Как следует из ч. 1 ст. 31 Закона № 79-ФЗ, при сокращении должностей госслужбы или упразднении госоргана служебные отношения со служащим, замещающим сокращаемую должность, продолжаются в случае предоставления ему с его письменного согласия иной должности в том же госоргане, либо в органе, которому переданы функции упраздненного органа, либо в другом госоргане.

Заметим, что представитель нанимателя обязан в течение этих двух месяцев предложить увольняемому все имеющиеся в том же госоргане или в органе, которому переданы функции упраздненного органа, вакантные должности. При этом учитываются категории и группы замещаемой служащим должности, уровень его квалификации, профессионального образования, стаж гражданской службы или работы по специальности, направления подготовки.

При отказе служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом госоргане, он освобождается от замещаемой должности и увольняется с нее.

Заметим, что представитель нанимателя вправе расторгнуть со служащим контракт и до истечения двухмесячного срока с его письменного согласия, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока преду-
преждения об увольнении (ч. 7 ст. 31 Закона № 79-ФЗ).

Если госслужащий увольняется по истечении двухмесячного срока по сокращению штата или упразднению госоргана, то согласно ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ ему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

Процедура сокращения работников КУ.

Итак, если сокращение касается работников, принятых по трудовому договору, то вначале издается приказ (распоряжение). Именно в нем указывается информация о внесении изменений в штатное расписание учреждения в части исключения из него структурных подразделений, должностей или определенного количества сотрудников.

Следующий шаг – определение конкретных лиц, подлежащих сокращению. Заметим, что в соответствии со ст. 179 ТК РФ при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе закрепляется за работниками с более высокой производительностью труда и квалификацией.

При равной производительности труда и квалификации предпочтение отдается:

1) семейным работникам – при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию);

2) лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;

3) работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание;

4) инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества;

5) работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

В коллективном договоре могут быть указаны другие категории работников с преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.

Согласно ст. 261 ТК РФ запрещено увольнение по сокращению штата или численности беременных работниц и иных лиц с семейными обязанностями:

  • женщин, имеющих ребенка в возрасте до трех лет;
  • одиноких матерей, воспитывающих ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или малолетнего ребенка (в возрасте до 14 лет);
  • других лиц, воспитывающих таких детей без матери, а также родителя (иного законного представителя ребенка), являющегося единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет либо ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях.

Теперь профсоюзу и службе занятости нужно уведомить работников, подлежащих сокращению. Напомним, что в силу ч. 2 ст. 180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с сокращением сотрудники предупреждаются работодателем персонально и под подпись не менее чем за два месяца до увольнения.

Работодатель обязан в письменной форме сообщить о решении сократить численность или штат сотрудников и расторжении трудовых договоров с ними выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий (ч. 1 ст. 82 ТК РФ). А если сокращение приведет к массовому увольнению – не позднее чем за три месяца до начала мероприятий.

В те же сроки следует уведомить службу занятости (ст. 25 Закона РФ от 19. 1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Уволить работника в связи с сокращением можно только в том случае, если невозможно перевести его с письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу: как на вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и на вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую лицо может выполнять с учетом состояния здоровья (ч. 3 ст. 81, ч. 1 ст. 180 ТК РФ).

Если в учреждении отсутствуют вакансии или работник отказался от них, по истечении срока предупреждения об увольнении издается приказ об увольнении, с которым тот должен быть ознакомлен под подпись.

Заметим, что работодатель вправе уволить работника до истечения данного срока, но сделать это можно только с письменного согласия работника (ч. 3 ст. 180 ТК РФ). В таком случае ему выплачивается дополнительная компенсация в размере среднего заработка, рассчитанного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Если работник увольняется в обычном порядке (не раньше установленного срока), то ему в соответствии со ст. 178 ТК РФ выплачивается выходное пособие в размере среднемесячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению службы занятости. При этом должно быть выполнено два условия: он должен встать на учет в этот орган в двухнедельный срок после увольнения и быть нетрудоустроенным.

Увольнение в связи с переездом

Увольнение по причине переезда в другой город вписывается в трудовую книжку для работников северных регионов России в обязательном порядке, так как влечет за собой определенные льготы при переезде и перевозке багажа. То же касается супругов-военнослужащих. Для остальных сотрудников, желающих уволится по данному основанию, такая запись не обязательна. Поэтому в большинстве случаев запись ставится в общем порядке в зависимости от основания увольнения: по собственному желанию или по соглашению сторон.

Пример формулировки при увольнении по собственному желанию:

“Трудовой договор расторгнут по инициативе работника, пункт 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации”.

Если трудовой договор расторгается по соглашению сторон:

Увольнение по соглашению сторон: запись в трудовой
Подробнее

Пример записи в трудовой книжке при увольнении в связи с переездом

Если увольнение в связи с переездом предоставляет определенные льготы (например, для работников Крайнего Севера), запись в трудовой книжке может выглядеть так:

“Трудовой договор расторгнут по инициативе работника в связи с переездом к месту жительства мужа, пункт 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации”.

Закон не предписывает предоставление работодателю доказательств переезда, если происходит увольнение в связи с переменой места жительства. Хотя для скорейшего решения вопроса их лучше предоставить. Это могут быть билеты на поезд или самолет, договор аренды жилья в другом городе. Для работодателя это может оказаться уважительной причиной и договор будет расторгнут в срок, определенный работником в заявлении. Лучше решить данный вопрос миром и договориться с работодателем, так как судебные издержки не всегда выгодны работнику.

Увольнение с госслужбы в связи с переездом

Специализация: Гражданское право – работа с недвижимостью. договорная работа, наследственное право, банкротство.

Окончила в 2005 г. Тверской государственный университет, юридический факультет, специальность-юриспруденция.

Юрист в сфере недвижимости:составление договоров, регистрация в Росреестре прав и сделок,оформление наследственных прав, сопровождение сделок с недвижимым имуществом,судебный опыт по делам,связанным с признанием прав на недвижимость. Имеется опыт работы помощником арбитражного управляющего.

Выплаты при увольнении без отработки

Была ли отработка или нет, не влияет на порядок и размер выплат при увольнении.

На день увольнения работнику выплачивают:

  • Остаток зарплаты.
  • Компенсацию за неиспользованные дни отпуска, если они есть.
  • Другие выплаты, предусмотренные локальными актами или законом, учитывая занимаемую должность, условия труда, причины увольнения и другие обстоятельства.

Увольнение служащего.

При отказе служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с нее. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с п. 2 в связи с сокращение в связи с реорганизации или по п. 3 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ в связи с упразднением госоргана.

Увольнение служащего оформляется приказом, в качестве основания которого указываются реквизиты нормативного акта государственного органа о сокращении штата или упразднении госоргана, уведомления о прекращении служебного контракта, предложения о переводе на другую должность или уведомления об отсутствии вакантных должностей, отказ от предложенной должности, иные документы. Служащий должен быть ознакомлен с приказом под подпись.

Представитель нанимателя вправе расторгнуть со служащим контракт и до истечения двухмесячного срока с его письменного согласия, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (ч. 7 ст. 31 Закона № 79-ФЗ).

В трудовую книжку вносится запись со ссылкой на п. 2 или 8. 3 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ. Служащий в день освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее обязан сдать служебное удостоверение в подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров.

Напомним, что служащий не может быть освобожден от замещаемой должности и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в периоды пребывания в отпуске и отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью (если этот период не превышает четырех месяцев), а также в период временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.

Согласно ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта в связи с сокращение штата в связи с реорганизации или упразднением государственного органа гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

В заключение остается отметить, что поскольку законодательством установлены конкретные сроки уведомления служащих о сокращении или упразднении госоргана, представителю нанимателя следует в них уложиться. И так как с периодом завершения реорганизации можно ошибиться, в уведомлении о сокращении рекомендуют не указывать конкретную дату предстоящего увольнения, а написать, например: «Служебный контракт будет расторгнут в день прекращения деятельности организации в связи с ее реорганизацией в форме присоединения (слияния), но не ранее чем через два месяца с момента настоящего предупреждения».

Что касается остальных служащих, которые не подлежат увольнению, их следует уведомить о предстоящей реорганизации, в результате которой, скорее всего, изменятся некоторые условия служебного контракта, заключить дополнительные соглашения к контрактам, а запись о реорганизации внести в трудовые книжки.

Особенности увольнения без отработки на испытательном сроке

Сотрудник, который проходит испытание, установленное при приеме на работу, может уволиться по собственному желанию в любой момент. Единственное условие — предупредить об этом работодателя за три календарных дня.

Например, сотрудника приняли на работу 1 сентября, в трудовом договоре установили испытательный срок — три месяца. Последний день испытания — 30 ноября.

Работник решил, что оставаться в компании не будет, и написал заявление об увольнении в пятницу, 26 ноября. Срок предупреждения об увольнении начинается со следующего дня — 27 ноября. Три календарных дня предупреждения — это 27, 28 и 29 ноября.

29 ноября — последний день, в который работодатель должен оформить увольнение. Но сотрудник может указать в заявлении чуть больший срок и уволиться 30 ноября. Это последний день испытания.

Специфики при увольнении без отработки на испытательном сроке нет, заявление стандартное. Только в нем необходимо сослаться на часть 4 статьи 71 трудового кодекса вместо статьи 80 ТК.

Сотрудник может предупредить работодателя об увольнении за три дня только в том случае, если испытательный срок не истек на дату увольнения. Если истек, работник продолжил трудиться и решил уволиться, то порядок предупреждения будет уже общим.

Особенности увольнения в связи с переездом

Переезд не означает автоматическое увольнение работника по первому требованию. Общий порядок, предусмотренный ст. 80 ТК РФ не предполагает досрочного расторжения трудового договора. Если планируется переезд, то заявление необходимо написать за две недели до предполагаемой даты увольнения.

Сократить двухнедельный срок можно либо согласовав дату увольнения с работодателем, либо при иных ситуациях, когда в силу переезда продолжить работу у данного работодателя не представляется возможным. Увольнение в связи с переменой места жительства можно отнести к уважительной причине при невозможности продолжать работу у данного работодателя.

Почему работодатель должен разрешить сотруднику уволиться в связи с переездом “без отработки” читайте в системе КонсультантПлюс. Эта система будет доступна для вас в бесплатной версии в течение 2-х дней, если вы оформите доступ по ссылке. Или закажите актуальный прайс-лист, чтобы приобрести постоянный доступ.

Форма заявления на увольнение
Подробнее

Переезд на новое место жительство в ТК РФ, как уважительная причина отдельно не выделен. Но если работник решит уволиться досрочно, сославшись на положения ст. 80 ТК РФ о невозможности продолжения работы, то  препятствование со стороны работодателя может быть обжаловано в суде.

Иногда уважительность причины увольнения можно подтвердить документально. Переезд в связи с переводом мужа на работу в другую местность как раз относится к таким случаям. Особенно это актуально для супругов военнослужащих. Для рассмотрения вопроса об увольнении достаточно предоставить справку о переводе супруга и написать заявление. Однако работодатель настаивать на обязательном предоставлении таких документов не имеет права.

Бюджетный учет расходов, связанных с сокращением.

Расходы на выплату выходного пособия при сокращении численности (штата) или ликвидации учреждения отражаются:

Расходы по выплате сохраняемого среднего заработка на период трудоустройства уволенного гражданина отражаются:

  • по виду расходов 321 «Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств» (п. 48.3.2.1 Порядка № 85н);
  • по подстатье 264 «Пенсии, пособия, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в денежной форме» КОСГУ (п. 10.6.4 Порядка № 209н).

Дополнительно отметим, что порядок расчета среднего заработка предусмотрен ч. 1 ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24. 2007 № 922.

Средний заработок работника рассчитывается исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу начала периода, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат независимо от источников этих выплат (п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы).

При расчете среднего заработка, связанного с определением суммы выходного пособия по сокращению штата или численности, следует учесть выводы из Постановления КС РФ от 13. 2019 № 34-П: независимо от способа подсчета среднего месячного заработка выходное пособие не должно быть меньше заработной платы, которую работник получал за месяц в период трудовой деятельности. Поэтому при расчете выходного пособия должны учитываться не только рабочие, но и нерабочие праздничные дни, перечень которых закреплен в ст. 112 ТК РФ: 1 – 8 января; 23 февраля; 8 марта; 1, 9 мая; 12 июня; 4 ноября.

Таким образом, выходное пособие, выплачиваемое при увольнении в связи с сокращением численности или штата либо в связи с ликвидацией организации, должно определяться не из календарных дней, а из рабочих, а в тех месяцах, в которых установлены государственные праздники, – исходя из рабочих и нерабочих праздничных дней.

Аналогичным образом должен рассчитываться средний заработок, выплачиваемый на период трудоустройства работнику, уволенному по сокращению или в результате ликвидации организации (но не свыше двух месяцев со дня увольнения с зачетом выходного пособия).

Рассмотрим пример по отражению в учете расходов на выплату выходного пособия.

Работник казенного учреждения, с которым ранее был заключен трудовой договор, уволен по сокращению штата с 20. 2020. Ему выплачено выходное пособие в размере среднего месячного заработка в сумме 15 600 руб. Деньги перечислены на банковскую карту работника.

Расходы по выплате данного выходного пособия следует отражать по коду вида расходов 111 и подстатье 266 КОСГУ. При это учитывается, что:

1) сумма выходного пособия, выплачиваемая работнику при увольнении из учреждения, освобождается от обложения НДФЛ в части, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (п. 3 ст. 217 НК РФ);

2) сумма выходного пособия работника в части, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка, не облагается страховыми взносами (пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ, пп. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 24. 1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб. Начислена сумма выходного пособия

1 401 20 266

1 302 66 737

15 600

Выплачена сумма выходного пособия

1 302 66 837

1 304 05 266

15 600

Кратко сформулируем основные выводы.

  • При сокращении штата или численности следует соблюдать процедуру, предусмотренную для проведения данного мероприятия ТК РФ и Законом № 79-ФЗ.
  • Размер выходного пособия по сокращению штата или численности должен определяться путем умножения среднего дневного заработка на количество рабочих дней и нерабочих праздничных дней, перечень которых приведен в ст. 112 ТК РФ.
  • Расходы по выплате выходного пособия следует отражать по коду вида расходов 111 и подстатье 266 КОСГУ.
  • Сумма выходного пособия не подлежит обложению НДФЛ и страховыми взносами, если его размер не превышает в целом трехкратный (для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – шестикратный) размер среднего месячного заработка.

Увольнение в связи со сменой места жительства – порядок оформления

Порядок оформления увольнения таков:

  • Пишется заявление на имя директора и регистрируется в секретариате, либо направляется ценным письмом с описью вложения по Почте России.
  • Сотрудник дорабатывает положенное время до даты увольнения.
  • Передаются дела.
  • Издается приказ либо оформляется соглашение сторон.

Работать в оставшиеся две недели до увольнения соглашаются не все работники. Если работодатель на уступки не идет, а подавать в суд у работника нет желания, существуют законные способы этого избежать: уйти на больничный или написать заявление на отпуск с последующим увольнением.

Заявление на увольнение в период отпуска
Подробнее

Как правильно оформить заявление на увольнение без отработки

Сотрудник обязан предупредить работодателя об увольнении письменно. Обязательной формы заявления нет — в документе должна быть просьба об увольнении и личная подпись работника.

Дату увольнения сотрудник может не указывать, но это означает, что работодатель уволит его через две недели. Поэтому, если нужно уволиться без отработки, дату необходимо указать.

Образец заявления на увольнение без отработки. Заявления могут различаться по содержанию в зависимости от того, почему сотрудник просит уволиться без отработки:

  • Уважительных причин для увольнения без отработки нет, но есть просьба работника уволить его в определенную дату.
  • Есть основания и причины для увольнения без отработки.

Если оснований для увольнения без отработки нет, желательно обратить на это внимание работодателя, чтобы быстрее согласовать вопрос.

Когда руководитель ставит резолюцию на заявлении, то согласовывает или не согласовывает увольнение без отработки. Если он согласен — дает указание кадрам: «Уволить днем, указанным в заявлении». Или повторяет в резолюции дату из заявления работника. Либо ставит резолюцию: «Согласен», «Не возражаю» и т.

Образец заявления на увольнение без отработки, если нет оснований уволиться одним днем

Образец заявления на увольнение без отработки в связи с выходом на пенсию

Можно ли уволиться в связи с переездом?

В Трудовом кодексе нет основания для такого случая, как увольнение в связи с переездом. Поэтому применяют общий порядок расторжения трудовых отношений по собственному желанию (п. 77 ТК РФ)

Сколько нужно отрабатывать при увольнении в связи с переездом?

Трудовой кодекс в 77 статье указывает на возможность работника прекратить трудовые отношения со своим работодателем по своей воле, а также по соглашению с ним. В статье 80 ТК фиксируется обязанность подчиненного в случае ухода с работы отработать двухнедельный срок, начиная со следующего дня после написания заявления

Нужно ли отрабатывать 2 недели при увольнении в связи с переездом?

Если работодатель переезжает в другое место в пределах одного города, работник при увольнении обязан отрабатывать две недели на новом месте. При условии, что адрес места работы в вашем трудовом договоре не указан. При увольнении по собственному желанию работник обязан отработать 2 недели

В каком случае государственный гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия?

Гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае : 1) непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, КонсультантПлюс: примечание. О выявлении конституционно-правового смысла п

Какие ограничения для государственных служащих предусмотрены после увольнения с государственной службы?

Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей

Почему могут не взять на госслужбу?

Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления без уважительной причины являются основанием для отказа гражданину (гражданскому служащему) в их приеме (Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г

Как уволить с государственной службы?

Гражданский служащий имеет право расторгнуть служебный контракт и уволиться с гражданской службы по собственной инициативе, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме за две недели (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 27 июля 2004 г

Что выплачивают при увольнении с госслужбы?

В случаях когда служебный контракт расторгается по причине утраты госслужащим трудоспособности (на основании акта МСЭ), то в день увольнения работнику выплачивается: зарплата, компенсация неиспользованного отпуска, выходное пособие в размере 2-недельного заработка

В каком случае при увольнении выплачивают 3 оклада?

Выходное пособие в размере 3 -месячного оклада выплачивается лицам, занимающим руководящие должности (директорам, главным бухгалтерам), если причиной расторжения трудового договора стала смена собственника организации

В каком случае выплачивается компенсация при увольнении?

При увольнении по собственному желанию работодатель выплачивает работнику в день увольнения заработную плату по последний день работы включительно и компенсацию за все неиспользованные отпуска. Выплата выходного пособия при увольнении по собственному желанию трудовым законодательством не предусмотрена

Какие выплаты положены при увольнении по статье?

При увольнении сотрудника необходимо выплатить ему заработную плату за все отработанное время и компенсацию за неиспользованный отпуск. В некоторых случаях также выплачивается выходное пособие. В соответствии со ст. 140 ТК РФ все расчеты с работником при увольнении производятся в день его увольнения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *