виды системы федеральной госслужбы

Государственная служба – это элемент системы публичного управления, опосредующий профессиональную деятельность российских граждан, привлекаемых на контрактной основе на государственные должности для непосредственной реализации полномочий государственных органов.

Понятие и значение государственной службы

Перед государством стоит задача повышения эффективности функционирования государственного механизма. Одним из направлений повышения эффективности функционирования государственного механизма является оптимизация деятельности государственной службы, на что направлена административная реформа в последние десятилетия.

Значение государственной службы заключается не только в том, что государственные служащие обеспечивают непосредственную реализацию функций публичного управления в своей повседневной профессиональной деятельности, но и в установлении доверия между обществом и государством.

Таким образом, государственную службу можно рассматривать как один из факторов политической и социальной стабильности.

В социальном контексте институт государственной службы представляет собой инструмент, обеспечивающий взаимодействие государства и населения, в том числе в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг.

Как и всякий государственный институт, государственная служба подлежит законодательному регулированию на уровне конституционного и отраслевого законодательства. Необходимость жесткой правовой регламентации государственной службы связана с тем, что государственному служащему в силу специфики его профессиональной деятельности вверяются властные полномочия и, как следствие, возникает опасность злоупотребления полномочиями.

Для обеспечения эффективности государственной службы и предотвращения злоупотреблений по службе государственными служащими законодательно:

  • регламентируются требования к лицам, претендующим на должности государственной службы;
  • устанавливаются стандарты осуществления государственной деятельности;
  • предусматриваются инструменты предотвращения злоупотреблений по службе, противодействия коррупции и ответственность государственных служащих в случае допущения нарушений по службе.

Виды государственной службы

Современным законодательством в систему государственной службы включены следующие виды деятельности:

  • гражданская государственная служба;
  • военная государственная служба;
  • иная государственная служба.

Государственная гражданская служба представляет собой вид государственной службы, опосредующий профессиональную деятельность российских граждан на должностях гражданской службы для обеспечения исполнения полномочий органов публичного управления федерального и регионального уровня, а также лиц, замещающих государственные должности Федерации и субъектов Федерации.

Военная служба представляет собой вид государственной службы, опосредующий профессиональную служебную деятельность российских граждан, осуществляемую на воинских должностях в Вооруженных силах и других войсках для обеспечения обороны и безопасности государства.

Иные виды государственной службы включает традиционно правоохранительную деятельность, то есть профессиональную деятельность российских граждан, которая осуществляется ими на должностях в правоохранительных органах для реализации функций по обеспечению безопасности, правопорядка, законности, борьбы с преступностью, защиты прав личности.

Принципы государственной службы

Как отмечалось выше, государственная служба представляет собой единый институт, объединяющий несколько относительно самостоятельных видов служебной деятельности. Общими для всех видов государственной службы выступают следующие принципы ее организации и реализации:

  • федерализм. Названный принцип предполагает обеспечение единства системы государственной службы при соблюдении установленного Конституцией разграничения объектов управления и полномочий между федеральным и региональным уровнями публичного управления;
  • законность. Названный принцип требует соблюдения Конституции и федерального законодательства, а также подзаконных нормативных актов как при организации государственной службы, так и при непосредственном исполнении полномочий конкретным государственным служащим;
  • приоритет прав личности. Названный принцип предполагает, что государственные служащие при реализации своих служебных обязанностей должны действовать в интересах личности;
  • равная доступность должностей государственной службы для российских граждан. Названный принцип предполагает установление конкурсных процедур отбора кандидатов на должности государственной службы соответствующих законодательно установленным требованиям к профессиональным знаниям и опыту, а также деловым качествам. Конкурсный отбор позволяет предотвратить негативные коррупционные тенденции клановости, кумовства на государственной службе;
  • единство организационно-правовых основ государственной службы. Названный принцип предполагает, что государственная служба организуется на единых конституционно и законодательно регламентированных принципах. Это, в частности, касается и принципов поступления на службу и реализации служебной деятельности государственными служащими;
  • открытость и прозрачность организации осуществления государственной службы. Названный принцип позволяет осуществлять общественный контроль над законностью и эффективностью функционирования института государственной службы;
  • профессионализм и компетентность государственных служащих. Названный принцип обеспечивает привлечение на должности государственной службы для решения важнейших задач публичного управления лиц, которые имеют необходимые профессиональные знания и практические навыки и умения, для эффективной реализации таких задач, для инициативного, ответственного, добросовестного исполнения своих полномочий;
  • недопустимость неправомерного вмешательства в деятельность государственных служащих. Этот принцип предполагает установление системы гарантий в отношении государственных служащих, не допускающих незаконное вмешательство в их профессиональную деятельность, давление на них и пр.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Принят Государственной Думой                              25 апреля 2003 года

Одобрен Советом Федерации                                   14 мая 2003 года

(В редакции федеральных законов от 11. 2003 № 141-ФЗ, от 06. 2006 № 105-ФЗ, от 01. 2007 № 309-ФЗ, от 28. 2010 № 419-ФЗ, от 06. 2011 № 395-ФЗ, от 07. 2013 № 99-ФЗ, от 02. 2013 № 185-ФЗ, от 13. 2015 № 262-ФЗ, от 23. 2016 № 143-ФЗ, от 02. 2021 № 351-ФЗ)

Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяются правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Государственная служба Российской Федерации

Государственная служба Российской Федерации (далее – государственная служба) – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее – граждане) по обеспечению исполнения полномочий:

федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (далее – федеральные государственные органы);

субъектов Российской Федерации;

органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации (далее – государственные органы субъектов Российской Федерации);

лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (далее – лица, замещающие государственные должности Российской Федерации);

лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (далее – лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации);

органов публичной власти федеральных территорий;

лиц, замещающих в федеральной территории должности, устанавливаемые федеральными законами и указами Президента Российской Федерации, а также уставом федеральной территории для непосредственного исполнения полномочий органов публичной власти федеральной территории.

(Пункт в редакции Федерального закона от 02. 2021 № 351-ФЗ)

Деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, настоящим Федеральным законом не регулируется.

Статья 2. Система государственной службы

Система государственной службы включает в себя:

государственную гражданскую службу;

государственную службу иных видов.

(Пункт в редакции Федерального закона от 13. 2015 № 262-ФЗ)

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы. (В редакции Федерального закона от 13. 2015 № 262-ФЗ)

Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация – в ведении субъекта Российской Федерации.

Статья 3. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы

Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее – государственные органы);

приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

равный доступ граждан к государственной службе;

единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

профессионализм и компетентность государственных служащих;

защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.

Статья 4. Федеральная государственная служба

Федеральная государственная служба – профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Статья 5. Государственная гражданская служба

Государственная гражданская служба – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Федеральная государственная гражданская служба – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 02. 2021 № 351-ФЗ)

Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.

Статья 6. Военная служба

Военная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания. (В редакции Федерального закона от 06. 2006 № 105-ФЗ)

(Утратила силу – Федеральный закон от 13. 2015 № 262-ФЗ)

Статья 8. Должности государственной службы

Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Должности государственной службы подразделяются на:

должности федеральной государственной гражданской службы;

должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

должности федеральной государственной службы иных видов. (В редакции Федерального закона от 13. 2015 № 262-ФЗ)

В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов.

Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.

(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 13. 2015 № 262-ФЗ)

(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 28. 2010 № 419-ФЗ)

Квалификационные требования к гражданам для замещения должностей государственной службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В федеральном государственном органе и государственном органе субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями государственной службы. Трудовая деятельность работников, замещающих такие должности, регулируется законодательством Российской Федерации о труде.

Статья 9. Реестры должностей государственной службы

Реестр должностей федеральной государственной службы образуют:

перечни должностей федеральной государственной гражданской службы;

перечни типовых воинских должностей;

перечни типовых должностей федеральной государственной службы иных видов. (В редакции Федерального закона от 13. 2015 № 262-ФЗ)

Перечни, указанные в пункте 1 настоящей статьи, утверждаются Президентом Российской Федерации.

Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

(Пункт утратил силу – Федеральный закон от 28. 2010 № 419-ФЗ)

Статья 10. Государственные служащие

Федеральный государственный служащий – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.

Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации – соответствующий субъект Российской Федерации.

Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.

ГЛАВА 2. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Статья 11. Формирование кадрового состава государственной службы

Формирование кадрового состава государственной службы обеспечивается:

созданием федерального кадрового резерва, кадрового резерва в федеральном государственном органе, кадрового резерва субъекта Российской Федерации, кадрового резерва в государственном органе субъекта Российской Федерации для замещения должностей государственной службы, а также эффективным использованием указанных кадровых резервов;

развитием профессиональных качеств государственных служащих;

оценкой результатов профессиональной служебной деятельности государственных служащих в ходе проведения аттестации или сдачи квалификационного экзамена;

созданием возможностей для должностного (служебного) роста государственных служащих;

использованием современных кадровых технологий;

применением образовательных программ, федеральных государственных образовательных стандартов; (В редакции федеральных законов от 01. 2007 № 309-ФЗ; от 02. 2013 № 185-ФЗ)

ротацией государственных служащих. (Абзац введен – Федеральный закон от 06. 2011 № 395-ФЗ)

Федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации устанавливаются порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы на конкурсной основе, условия формирования конкурсных комиссий, правила опубликования информации о конкурсах в средствах массовой информации, а также предусматривается другой порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы.

Подготовка граждан для прохождения государственной службы осуществляется в формах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительное профессиональное образование государственных служащих осуществляются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 02. 2013 № 185-ФЗ)

Федеральными законами о видах государственной службы могут быть установлены особенности ротации государственных служащих, учитывающие специфику прохождения государственной службы соответствующего вида. (Пункт введен – Федеральный закон от 06. 2011 № 395-ФЗ)

Статья 12. Поступление на государственную службу, ее прохождение и прекращение

На государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида.

Федеральным законом о виде государственной службы или законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту.

Условия контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядок прекращения их действия устанавливаются в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы.

В соответствии с федеральным законом о виде государственной службы контракт может заключаться с гражданином:

на неопределенный срок;

на определенный срок;

на срок обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования и на определенный срок государственной службы после его окончания. (В редакции Федерального закона от 02. 2013 № 185-ФЗ)

Федеральным законом о виде государственной службы определяется предельный возраст пребывания на государственной службе данного вида.

Прохождение государственной службы включает в себя назначение на должность, присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, аттестацию или квалификационный экзамен, а также другие обстоятельства (события) в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Основания прекращения государственной службы, в том числе основания увольнения в запас или в отставку государственного служащего, устанавливаются федеральными законами о видах государственной службы.

Статья 13. Классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания

В соответствии с федеральными законами о видах государственной службы гражданам, проходящим федеральную государственную службу, присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания.

В соответствии с федеральным законом о виде государственной службы для граждан, проходящих государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, устанавливаются классные чины.

Общими условиями присвоения, сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий являются:

последовательное присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по прошествии установленного времени пребывания в определенном классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании после их присвоения впервые;

присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания государственному служащему в соответствии с замещаемой должностью федеральной государственной службы;

досрочное присвоение в качестве меры поощрения классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания либо присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания на одну ступень выше классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, предусмотренных для замещаемой должности федеральной государственной службы в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы;

сохранение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания при освобождении от замещаемой должности федеральной государственной службы или увольнении с федеральной государственной службы.

Лишение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания возможно по решению суда.

При переводе государственного служащего с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида ранее присвоенный классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание, а также период пребывания в соответствующем классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании учитывается при присвоении классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по новому виду государственной службы в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Соотношение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий устанавливается указом Президента Российской Федерации.

Классные чины государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации присваиваются с учетом положений настоящей статьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 14. Стаж (общая продолжительность) государственной службы. Персональные данные государственных служащих

Стаж (общая продолжительность) государственной службы определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации.

В стаж (общую продолжительность) государственной службы одного вида в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пен

Государственная служба в РФ – это деятельность граждан государства, являющаяся профессиональной и созданной с целью обеспечить исполнение полномочий, присущих органам государства и лицам, которые замещают определенные должности.

Сущность государственной службы в Российской Федерации

Государственную службу в РФ можно охарактеризовать следующими признаками, которые позволяют отличить ее от иных видов служб:

  • профессионализм;
  • компетентность;
  • прохождение на определенных должностях;
  • порядок прохождения;
  • оплата.

Профессионализм. Для государственного служащего прохождение государственной службы – это основной род его занятий. Недопустимо совместительство при ее прохождении, а также другая безвозмездная или оплачиваемая деятельность. Исключение при этом составляют только предусмотренные в законе случаи. Такие условия для поведения государственных служащих направлены на обеспечение высокого качества исполнения ими своих обязанностей при несении службы.

Компетентность. В данном случае речь идет о соответствии государственных служащих тем функциям, которые они выполняют при несении ими государственной службы. Требования предъявляются к образованию, знаниям, стажу, и выступают как условия, позволяющие обеспечивать реальные способности служащих по выполнению ими своих обязанностей на замещаемых должностях государственной службы.

Прохождение на определенных должностях. Служба может реализовываться исключительно на государственных должностях, которые закреплены Сводным реестром должностей госслужбы РФ. Для получения статуса госслужащего лицо в обязательном порядке должно быть назначено на должность, относящуюся к государственной службе. Все они прописаны в Сводном реестре государственных должностей РФ, который утверждается федеральным законом. Если должность в этом реестре отсутствует, то замещающее ее лицо не может признаваться госслужащим.

Стоит подчеркнуть предоставленную в законодательстве возможность для граждан, которые временно не замещают должность госслужбы, но при этом сохраняют приобретенный ранее статус, находиться в резерве госслужбы, в распоряжении командира и т. При этом без полученного назначения поступить на госслужбу путем вступления в должность невозможно.

Порядок прохождения. Как правило, государственную службу проходят в государственных органах. Следуя приведенному ранее определению “государственной службы”, можно констатировать тот факт, что государственные органы и аппараты укомплектованы государственными должностями, которые замещают лица, являющиеся государственными служащими. При этом есть случаи прохождения госслужбы не в органах и аппаратах государства, а в государственных унитарных учреждениях и предприятиях.

В качестве примера можно рассмотреть отделы вневедомственной охраны, осуществляющие свою деятельность в составе органов внутренних дел районов и городов, которые относятся к государственным органам, тогда как вневедомственная охрана предстает в качестве государственного учреждения, а не органа.

Еще один случай – главные управления специального строительства, относящиеся к Федеральному агентству специального строительства. В них возможно прохождение военной службы, несмотря на их организационно-правовую форму как унитарных предприятий.

Аналогию можно провести с учреждениями, которые относятся к уголовно-исполнительной системе ФСИН (Федеральная служба исполнения наказаний). Так, в них возможна правоохранительная служба, хотя они не относятся к государственным органам.

Следует отметить, что среди всех граждан, которые работают в государственных органах, некоторые не обладают статусом госслужащих. Речь идет о тех, кто подписывает трудовой договор, и исполняет свои обязанности в качестве обеспечивающего персонала.

Оплата. Источником оплаты труда государственных служащих является бюджет государства. Федеральный закон о бюджете, законы субъектов РФ о бюджетах предусматривают положения о расходах на содержание аппарата государства. Так, положенное государственным служащим вознаграждение за труд и денежное содержание, обеспечивается за счет средств бюджета государства.

Характеристика системы и видов государственной службы в Российской Федерации

Прежде всего, необходимо отметить нормативно-правовой акт, который является некой правовой базой системы и видов государственной службы. Речь идет о Федеральном законе № 58-ФЗ, который был принят 27 марта 2003 года, и получил название ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации”. Именно он закрепил в себе основные положения о системе госслужбы в РФ.

Важным фактором является единство системы государственной службы, которое основывается на взаимосвязи видов госслужбы.

2 указанного нормативного правового акта закрепляет систему государственной службы Российской Федерации, состоящую из следующих видов государственной службы:

  • государственная гражданская служба (федеральная и субъектов РФ);
  • военная служба;
  • государственная служба иных видов.

Предлагается более подробно ознакомиться с каждым из видов государственной службы в Российской Федерации.

Государственная гражданская служба. Для нее законодательство предусмотрело отдельный закон, который регулирует порядок ее осуществления. Так, в Федеральном законе “О государственной гражданской службе Российской Федерации” № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года закреплены основные положения о гражданской службе, перечислены должности, существующие на гражданской службе, рассмотрен статус (правовое положение) гражданских служащих, порядок поступления на службу и ее прохождение, заключение и прекращение служебного контракта, вопросы финансирования и пр.

Как уже было отмечено ранее, государственная гражданская служба подразделяется также на две отдельные самостоятельные составляющие, к которым принято относить:

  • федеральную государственную гражданскую службу, которая рассматривается в качестве профессиональной служебной деятельности граждан, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, и направленной на обеспечение исполнения возложенных на федеральные органы государства полномочий;
  • государственную службу субъектов Российской Федерации, рассматриваемую в качестве профессиональной деятельности граждан, замещающих государственные должности в госорганах субъектов Российской Федерации, и направленной на обеспечение исполнения возложенных на органы субъектов Российской Федерации полномочий.

Военная служба. Закон, регулирующий данный вид государственной службы был принят 28 марта 1998 года за № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”. Данный акт содержит общие положения, где дается понятие “военной службы” и “военнослужащих”, также закрепляет нормы о воинском учете, о добровольной и обязательной подготовке к военной службе граждан, призыве на военную службу, а также поступлении на нее по контракту. Раздел VI закона полностью посвящен военной службе. Он содержит в себе статьи о порядке прохождения военной службы, об обязанностях военнослужащих, сроках службы, форме одежды и знаках различия, о присяге и обязательствах, о воинских должностях, присвоении и лишении званий, а также о переводе военнослужащих и приостановлении воинской службы.

Государственная служба иных видов. Основанием для внесения данного пункта в закон явился принятый 13 июля 2015 года ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу ч. 19 ст. 323 ФЗ “О таможенном регулировании в РФ” за № 262-ФЗ. Данный нормативно-правовой акт исключил из ст. 2 ФЗ “О системе государственной службы РФ” правоохранительную службу, являвшуюся одним из видов госслужбы. Он предусмотрел вместо нее “иные виды госслужбы, устанавливаемые федеральными законами”. При этом закон установил, что типовые должности госслужбы иных видов должны быть отражены в перечнях, утверждаемых Президентом РФ. На данный момент такой перечень не составлен. Предполагается, что составляющими этого списка станут должности в органах, в функции которых входит обеспечение законности, безопасности, правопорядка, борьба с преступностью и защита прав и свобод граждан.

Вопросы прохождения гражданами РФ государственной службы регулирует Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации», которым определяются правовые и организационные основы системы государственной службы РФ, в том числе системы управления этой службой.

Государственная служба РФ – это профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, субъектов РФ, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ, а также лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Система государственной службы включает в себя следующие виды:

– государственная гражданская служба;

– военная служба – это вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания, а их административно-правовой статус регламентирован Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»

– правоохранительная служба – это также один из видов федеральной государственной службы, т. деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ, а военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Государственная служба построена на следующих принципах:

– федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;

– приоритет прав и свобод человека и гражданина;

– равный доступ граждан к государственной службе;

– единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

– взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

– открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

– профессионализм и компетентность государственных служащих;

– защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Государственная гражданская служба – это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ. В свою очередь, государственная гражданская служба субъекта РФ – это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ.

Различия между государственной гражданской службой РФ или субъекта РФ заключается в осуществляемой российским гражданином трудовой функции в интересах РФ в целом или отдельного региона. Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ, а должности государственной гражданской службы субъектов РФ – их законами или иными подзаконными нормативно-правовыми актами в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Классификация должностей государственной гражданской службы:

1) руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий;

Государственная служба исполнительной ветви власти занимает в системе государственного управления особое место:

Во-первых, она располагает самым большим среди всех ветвей федеральной государственной власти управленческим аппаратом — около 406 тыс. человек. По численности он составляет 82% всех федеральных чиновников.

Во-вторых, специфика этой ветви федеральной государственной службы состоит в том, что она имеет открыто выраженный субор­динационный характер. Здесь существует властная вертикаль. В рамках федеральной исполнительной власти и ее госслужбы мы видим четыре ее уровня: первый — государственная служба Прези­дента РФ, второй — государственная служба Правительства РФ, третий — государственная служба федеральных министерств, служб и агентств, четвертый — территориальные органы федеральных ор­ганов исполнительной власти.

Хотя официально президентская власть у нас не относится к исполнительной, но фактически она таковой является. Все феде­ральные министерства и ведомства подчинены Правительству РФ, а через него — Администрации Президента России. Силовые и внешнеполитические ведомства напрямую подчинены Президенту страны.

В-третьих, в исполнительной ветви власти отсутствует ярко вы­раженное деление на политиков и государственных служащих. В парламенте, например, существуют депутаты (политики) и обеспе­чивающий их аппарат госслужащих, в судебной власти — судьи и обеспечивающий их аппарат госслужащих. В исполнительной власти лица, замещающие государственные должности РФ (политики), — это Президент России, Председатель Правительства РФ и его за­местители, руководители федеральных министерств и ведомств.

Высшим уровнем государственной службы федеральной испол­нительной власти выступает государственная служба в рамках ад­министративных структур Президента РФ. Это Администрация Президента РФ, Главное управление специальных программ Прези­дента РФ и Управление делами Президента РФ.

Администрация Президента России является государственным органом, сформированным в соответствии со ст. 83 Конституции РФ, который обеспечивает деятельность Президента и осуществляет контроль за исполнением решений Президента РФ.

По данным Росстата на 2005 год, численность этого органа со­ставляет 1473 государственных служащих. Степень укомплектован­ности кадровым составом — 91,4%.

В соответствии с указом Президента РФ N° 400 от 25 марта 2004 г. «Об Администрации Президента Российской Федерации» в Администрацию входят 18 самостоятельных структурных подразде­лений (аппаратов).

Второй уровень государственной службы федеральной исполни­тельной властисоставляет государственная служба Правительства РФ. Согласно действующему законодательству, Правительство РФ, являясь коллегиальным органом государственной власти Россий­ской Федерации, возглавляет единую систему исполнительной вла­сти в стране. Оно осуществляет свою деятельность на основе Кон­ституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Прези­дента РФ.

Правительство РФ состоит из членов Правительства — Предсе­дателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Обеспечивает деятельность Правительства Аппарат Правительства РФ, где и концентрируется государственная служба. Структура Ап­парата Правительства согласно Распоряжению Правительства РФ № 520-р от 26 апреля 2004 г. состоит из аппаратов трех секретариа­тов и 12 департаментов.

Третий уровень федеральной государственной службы исполни­тельной власти создают государственные службы федеральных ми­нистерств и ведомств. В соответствии с указом Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных орга­нов исполнительной власти» в стране узаконена новая трехуровне­вая система федеральных органов исполнительной власти. В нее входят федеральные министерства, федеральные службы и феде­ральные агентства, в которых концентрируется федеральная госу­дарственная служба. Особенностями этой системы является то, что названные министерства и ведомства строго дифференцированы функционально, а структуры одной сферы деятельности админист­ративно не подчинены друг другу.

(Слайд 22) Федеральное министерство осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

Федеральная служба осущест­вляет функции по контролю и надзору в установленной сфере дея­тельности, а также специальные функции в области обороны, госу­дарственной безопасности, защиты и охраны государственной границы, борьбы с преступностью.

Федеральное агентство осуществля­ет в установленной сфере деятельности функции по оказанию госу­дарственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции. Данные функциональные особен­ности оказывают свое влияние и на специфику государственной службы.

Численность штатного состава федеральных министерств и ве­домств в 2005 г. была: в центральных аппаратах министерств и ве­домств — 26 745 человек, в территориальных органах федеральной исполнительной власти — 378 451 человек.

Структурно государственная служба федеральных министерств в настоящее время включает 16 министерств:

В настоящее время в России функционирует ряд федеральных служб, замыкающихся непосредственно на Президента страны — Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки, Фе­деральная служба охраны, Государственная фельдъегерская служба РФ, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиче­ских средств и психотропных веществ. Другие федеральные службы (29 ведомств) находятся под соответствующими министерствами, взаимодействуя с ними.

Федеральных агентств в Российской Федерации насчитывается 27. В федеральных министерствах, службах и агентствах государст­венная служба концентрируется в секретариатах министра (дирек­тора) и его заместителей, в департаментах, главных управлениях, управлениях, отделах.

Большие особенности организации и наиме­нования должностей государственной службы имеются в Федераль­ной таможенной службе, Федеральной налоговой службе, Феде­ральном казначействе, Министерстве иностранных дел.

Согласно действующему законодательству из руководящего со­става федеральных министерств и ведомств государственными слу­жащими являются заместители федерального министра, директор федеральной службы и его заместители, директор федерального агентства и его заместители. А члены Правительства — федеральные министры и руководитель Аппарата Правительства (в ранге феде­рального министра) не являются государственными служащими, будучи политиками и замещая государственные должности РФ.

В рамках четвертого уровня — территориальных органах феде­ральных органов исполнительной власти — государственная служба строится в соответствии с правовыми актами (положениями) об этих органах, изданными федеральными министерствами и ведом­ствами, которым данные территориальные органы подчинены.

Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр), который назначается президентом РФ.

– координация и контроль деятельности федеральных служб и агентств находящихся в ведении министерства;

– управляет непосредственно подчиненными гос. учреждениями;

– является главным распорядителем и получателем средств фед. бюджета, предусмотренных на содержание министерства;

– организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации гос. служащих министерства;

– взаимодействие другими органами гос. власти и международными организациями;

– управляет имуществом которое им принадлежит, решают кадровые вопросы, вопросы организации деятельности государства;

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы, он является главным государственным инспектором и его полномочия определяются фз. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.

Федеральные службы делятся на 2 группы:

Фед. службы, которые осуществляют спец. функции в области оборонного комплекса (ФСБ, фед. служба за оборотом наркотиков)

Фед. службы, которые находятся в непосредственном ведении правительства (антимонопольные)

Для осуществления функций фед. службам даны права: они могут применять меры по административным наказаниям, предусмотренным коап.

– контроль и надзор за соблюдением законодательства;

– инициирование отдельных видов деятельности;

– выдача разрешений на определенный вид деятельности;

– государственная регистрация определенных объектов и прав.

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства.

Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа. Каждый фед. орган исп. власти для осуществления своих полномочий практически в каждом субъекте создает свои территориальные органы. Положение о территориальном органе утверждается министерствами. Каждый территориальный орган в субъекте действует самостоятельно, и подчиняется своему руководителю в Москве.

Структура. Это понятие содержится в статье 112 Конституции Российской Федерации и Федеральном конституционном законе “О Правительстве Российской Федерации”. Структура федеральных органов исполнительной власти утверждается Президентом Российской Федерации. Предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти Президенту Российской Федерации вносит в соответствии с частью 1 статьи 112 Конституции Российской Федерации Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после своего назначения.

Структуру федеральных органов исполнительной власти можно определить как перечень конкретных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию полномочий Президента РФ и Правительства РФ. Она включает в себя Правительство РФ, а также другие федеральные органы исполнительной власти, создаваемые для реализации функций исполнительной власти в Российской Федерации.

Современная структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента Российской Федерации № 636 от 21 мая 2012 г. “О структуре федеральных органов исполнительной власти” Согласно нему Председатель Правительства Российской Федерации имеет семь заместителей, в том числе двух первых заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации и Заместителя Председателя Правительства – Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации.

Президент Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью (министерств, агентств, служб) Министерства внутренних дел, Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства иностранных дел, Министерства обороны, Министерства юстиции Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью (федеральные министерства службы и агентства) Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации, Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства спорта Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации, федеральными службами и федеральными агентствами, подведомственными этим федеральным министерствам, федеральными службами и федеральными агентствами, находящимися в непосредственном подчинении Правительства Российской Федерации.

Какие есть виды государственной службы?

Система государственной службы Российской Федерации включает в себя следующие виды : Государственная гражданская служба, Военная служба, Государственная служба иных видов

Кто относится к федеральным государственным служащим?

Федеральный государственный служащий — работник, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счёт средств федерального бюджета

Кто относится к категории госслужащих?

Государственными служащими субъекта Российской Федерации могут быть только гражданские служащие (служащие, состоящие на правоохранительной или военной службе (военнослужащий), являются только федеральными государственными служащими)

Как понять что такое госслужба?

Государственная служба Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих

Кто такие госслужащие в России?

Федеральный государственный служащий – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета

В чем преимущества госслужбы?

При стабильно хорошей работе госслужащий рано или поздно может рассчитывать на продвижение по карьерной лестнице. Этот пункт считается одним из самых важных мотиваторов, из-за которых устройство на госслужбу считается таким престижным и в то же время нелегким. 5 мая 2022 г

Что входит в обязанности Федерального агентства железнодорожного транспорта?

Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере железнодорожного транспорта

Какие виды государственной службы существуют в России?

О системе государственной службы Российской Федерации Система государственной службы включает в себя: государственную гражданскую службу , военную службу , государственную службу иных видов

Что такое федеральная государственная служба?

Федеральная государственная служба – профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации

Кто такие федеральные государственные гражданские служащие?

Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления без уважительной причины являются основанием для отказа гражданину (гражданскому служащему) в их приеме (Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *