Все о рангах госслужбы

Федеральное агенство по образованию

НИУ МЭИ (ТУ) Институт Менеджмента
и Экономики в Энергетике и Промышленности

Государственное управление
и кадровая политика

«Государственная служба в Китайской
Народной Республике»

Выполнила студентка 3 курса

«Временное положение
о государственных служащих»

Государственная служба
в Китайской Народной Республике
регулируется правительственным актом
– Временным положением о государственных 
служащих, которое принято на 2-м 
заседании Постоянного бюро Государственного
совета КНР (Правительства КНР) 24 апреля 1993 г. Положение введено в действие с
1 октября 1993 г.

Положение распространяется
на сотрудников государственных 
административных органов всех ступеней,
за исключением рабочих и обслуживающего
персонала. Формирование штата, назначение
или смещение всех сотрудников народных правительств осуществляется
на основании специальных государственных
законов и постановлений.

Права и обязанности государственных
служащих.

Государственные служащие
в соответствии с Положением должны:

  • соблюдать Конституцию, законы и законодательные акты;
  • исполнять службу в соответствии с законами, законоустановлениями (имеются в виду подзаконные акты) и политикой государства;
  • поддерживать тесные связи с массами, прислушиваться к их мнению, воспринимать контроль со стороны масс, всемерно служить интересам народа;
  • защищать безопасность, честь и интересы государства;
  • хранить государственную и служебную тайну;
  • быть справедливыми, честными и бескорыстными, самоотверженно служить обществу.

В соответствии со ст. 7 Положения, госслужащие:

  • наделены полномочиями, положенными им для исполнения своих служебных обязанностей;
  • не могут быть смещены с должности, понижены в должности, отправлены в отставку или подвергнуты административным взысканиям при отсутствии на то законных оснований и без прохождения установленной законом процедуры;
  • получают вознаграждение по труду, пользуются страховым обеспечением и социальными выплатами;
  • вправе высказывать критические замечания и вносить предложения, связанные с работой государственных административных органов и их руководящих работников;
  • обладают другими правами, установленными Конституцией и законами.

Ранги государственных служащих.

Единство государственной 
службы в КНР обеспечивается единой
классификацией служебных должностей. Госслужащие подразделяются на 15 рангов. Должности и ранги находятся
в следующем соотношении:

  • Премьер Государственного совета: 1 ранг;
  • Заместители Премьера Государственного совета, члены Государственного совета: 2 – 3 ранги;
  • Главные должностные лица министерской ступени, главные должностные лица, работающие в провинции: 3 – 4 ранги;
  • Заместители главных должностных лиц министерской ступени, заместители главных должностных лиц, работающих в провинции: 4 – 5 ранги;
  • Главные должностные лица на уровне управлений, главные должностные лица на уровне департаментов, инспекторы: 5 – 7 ранги;
  • Заместители главных должностных лиц на уровне управлений, заместители главных должностных лиц на уровне департаментов, помощники инспекторов: 6 – 8 ранги;
  • Главные должностные лица на уровне отделов, главные должностные лица уездной ступени, референты: 7 – 10 ранги;
  • Заместители главных должностных лиц на уровне отделов, заместители главных должностных лиц уездной ступени, помощники референтов:    8 – 11 ранги;
  • Главные должностные лица на уровне секторов, главные должностные лица волостной ступени, сотрудники – секретари заведующих: 9 – 12 ранги;
  • Заместители главных должностных лиц на уровне секторов, заместители главных должностных лиц волостной ступени, сотрудники – секретари заместителей заведующих: 9 – 13 ранги;
  • Сотрудники секторов: 9 – 14 ранги;
  • Делопроизводители: 10 – 15 ранги.

Должности госслужащих 
подразделяются на руководящие и 
неруководящие; к неруководящим 
должностям относятся:

делопроизводитель, сотрудник 
сектора, референт, инспектор, их помощники и другие, которые имеют 5 – 15 ранги. Ранги
госслужащих определяются в соответствии
с занимаемой должностью и степенью ответственности,
а также исходя из проявляемых госслужащими
моральных качеств и деловых способностей,
практических успехов в работе и приобретенного
опыта.

Должности учреждают 
государственные административные
органы всех ступеней – Государственный 
совет, местные народные правительства 
всех ступеней от уездного уровня и 
выше и их рабочие органы исходя
из соответствующих установлений государства на основе определенных функций,
структуры и штатов. Они разрабатывают
должностные инструкции, определяют служебные
обязанности, требования компетентности
и очередность рангов. Это служит основанием
при зачислении, тестировании госслужащих,
их обучении, переподготовке, продвижении
по службе.

Порядок зачисления на государственную
службу

Положение (ст. 16) предусматривает 
следующий порядок зачисления на
государственную службу:

  • публикация сообщения о наборе на вакантные должности;
  • проверка компетентности претендентов;
  • открытый экзамен для прошедших проверку компетентности;
  • для сдавших экзамены – проверка по политическим, идеологическим и моральным качествам, способности к работе и другим аспектам.

Списки по результатам 
экзаменов и проверки представляются в отделы кадров народных правительств
городов с районным делением и выше для
рассмотрения и принятия решения.

Государственные служащие,
зачисляемые на посты особого 
значения, утверждаются Министерством 
кадров Государственного совета или 
отделами кадров народных правительств провинциальной
ступени; возможен упрощенный порядок
зачисления или применения других методов
оценок претендентов.

Согласно ч. II ст. 13 Положения 
местные народные правительства 
районов национальной автономии 
и ведомства по делам национальностей народных правительств
всех ступеней должны предоставлять возможность
претендентам из национальных меньшинств
замещать вакантные должности.

Госслужащие, зачисленные 
в рабочие органы народных правительств
провинциальных ступеней и выше, должны иметь более чем двухлетний опыт низовой
работы. В противном случае их работа ограничивается
сроком один – два года. Впервые зачисленные
на работу госслужащие должны в период
годичного испытательного срока пройти
курс обучения.

Условия назначения на должность.

В соответствии со ст. 47 Положения 
государственные служащие назначаются 
на должности при наличии одного
из следующих обстоятельств:

  • когда впервые зачисленные на работу служащие по истечении испытательного срока проявили должную компетентность;
  • в случае назначения на должности в порядке перевода из других учреждений, предприятий и организаций;
  • в случае назначения в порядке ротации;
  • в случае повышения или понижения в должности;
  • когда происходят должностные изменения по другим причинам.

Государственная служба в отношении
родственников.

Супруги, кровные родственники по
прямой, по боковой линии в пределах
трех поколений, а также близкие 
родственники по линии мужа и жены
не могут занимать должности, находящиеся 
в прямом подчинении или связанные 
отношениями прямого руководства; не могут
они заниматься и контрольной, ревизионной,
кадровой, финансовой деятельностью в
тех учреждениях, где перечисленные лица
занимают руководящие посты. Должностные
лица не вправе рассматривать дела своих
родственников.

Обычно нельзя назначать государственных
служащих на руководящие посты в местных
народных правительствах уездной ступени
и нижестоящего уровня, если они родом
из этой местности, за исключением местных
народных правительств районов национальной
автономии.

Аттестация государственных служащих.

Юридическим основанием для поощрения 
или наказания государственных 
служащих, их обучения и переподготовки,
ухода в отставку, а также упорядочения
их должностей, разрядов и заработной
платы являются результаты ежегодных 
проверок, которые проводят государственные
административные органы в соответствии
со своими управленческими полномочиями. На время проведения ежегодных проверок
создаются специальные аттестационные
комиссии или группы по проверке; этими
органами руководят ответственные сотрудники
ведомств.

Итоги ежегодных проверок
сначала подводятся отдельными лицами,
потом компетентные руководящие 
работники на основе заслушанного мнения
масс пишут отзывы, высказывают мнение
о соответствующем разряде; по результатам 
деятельности аттестационной комиссии ответственные
работники ведомств утверждают разряды. В ходе проверки госслужащих, занимающих
руководящие должности на уровне начальников
управлений и выше в рабочих органах Государственного
совета, а также руководящие должности
в рабочих органах местных народных правительств
всех ступеней, Положение (ч. II ст. 24) предусматривает
возможность выяснять мнение народа или
демократическое обсуждение.

Оценки по результатам 
ежегодных проверок подразделяются
на три разряда: отлично, должности соответствует, должности
не соответствует. Они должны быть в письменной
форме доведены до сведения заинтересованных
лиц. Если данное лицо не согласно с результатами,
оно может заявить о проведении повторной
проверки.

Условия поощрения государственных
служащих.

В Положении закреплены
условия поощрения. Согласно ст. 28 государственные служащие должны
поощряться, если они:

  • верны служебному долгу, активны в работе, достигли выдающихся результатов в работе;
  • соблюдают дисциплину, неподкупно честны, бескорыстно служат обществу, справедливы при ведении дел, служат примером для других;
  • проявили творческую инициативу в работе, представили изобретения или рационализаторские предложения, которые позволяют государству добиться значительных экономических выгод и общественной пользы;
  • добились выдающихся успехов в деле защиты общественной собственности, экономии государственных средств;
  • имеют заслуги при предотвращении аварий или при спасении потерпевших аварии;
  • самоотверженны при срочных мерах против наводнений, при спасении от стихийных бедствий и в других чрезвычайных обстоятельствах;
  • имеют заслуги в борьбе с противоправными действиями и нарушениями дисциплины;
  • отстаивают честь и интересы государства во внешних сношениях;
  • имеют другие заслуги.

Поощрения государственных 
служащих подразделяются на следующие виды: объявление благодарности, присуждение
званий за заслуги третьей, второй и первой
степеней, присвоение почетных званий. Каждому виду поощрения сопутствует обязательное
материальное вознаграждение.

Ограничения государственной службы.

В ст. 31 Положения предусмотрен
ряд ограничений, связанных с государственной
службой. Например, госслужащим запрещено:

  • распространять высказывания, порочащие авторитет правительства,
  • создавать незаконные организации или участвовать в них, организовывать или участвовать в митингах, демонстрациях, манифестациях и других действиях, направленных против правительства;
  • организовывать забастовки или участвовать в них;
  • противодействовать решениям и приказам вышестоящих инстанций;
  • зажимать критику, прибегать к мести.
  • Госслужащим запрещено заниматься торговлей, предпринимательством и участвовать в другой хозяйственной деятельности, приносящей прибыль.

В Положении также 
говорится о запрете совершать 
некоторые действия, образующие состав
преступления:

  • заниматься казнокрадством, хищениями, подкупами, брать взятки или использовать служебное положение в своих корыстных целях и в частных интересах других лиц;
  • транжирить казенные деньги, заниматься расточительством государственных средств, злоупотреблять служебными полномочиями, посягать на интересы масс, причинять вред отношениям между правительством и народными массами;
  • разглашать государственные секреты и служебную тайну.

Характерно, что в Положении 
предусматриваются и требования морального
порядка. В частности, госслужащим запрещено
нарушать общественную мораль, оказывать
неблаговидное влияние; участвовать или
поощрять разврат, наркоманию, суеверия,
азартные игры и другую подобную деятельность.

Дисциплинарные взыскания.

Госслужащие, действия которых 
запрещены Положением (ст. 31), подлежат
уголовной ответственности или подвергнуты дисциплинарным
взысканиям.

Дисциплинарные взыскания 
подразделяются на следующие виды:
предупреждение, выговор, строгий выговор,
понижение в ранге, отстранение 
от должности, увольнение. Отстранение 
от должности одновременно сопровождается понижением ранга и уменьшением
должностного оклада. В период действия
дисциплинарных взысканий нельзя повышать
в должности и в ранге; то же касается очередного
увеличения заработной платы (последнее
не касается лиц, подвергшихся предупреждению).

Государственная служба кнр. вводные замечания

Правда, проблема отягощена, помимо прочего, традиционной, а к тому же преумноженной во времена коммунистического правления привычкой китайских госчиновников к привилегиям. Один пример. Сейчас по дорогам КНР раскатывают 1,6 млн. персональных автомобилей чиновников с шоферами, что ежегодно обходится государству в 13 млрд. долл. Госсовет КНР рассматривает сейчас план сокращения этого гигантского автопарка. Посмотрим, в какой мере это удастся осуществить и как это повлияет на перспективы создания современной государственной службы.

Становление современной госслужбы

Становление современной государственной службы Китайской Народной Республики непосредственно связано с принятием на 2-м заседании Постоянного бюро Государственного Совета КНР (Правительства КНР) 24 апреля 1993 г. Временного положения о государственных служащих. Положение введено в действие с 1 октября 1993 г. С начала 1994 г. Государственным советом сделаны некоторые шаги по его осуществлению. Положение состоит из 18 глав и 83 статей. Думается, небезынтересна структура документа, поскольку она охватывает все основные группы трудовых взаимоотношений в госслужбе. Назовем ее основные главы:

1: общие положения;

2: права и обязанности;

3: категории должностей;

5: оценка работы;

8: служебное продвижение и понижение в должности;

9: назначение и увольнение;

12: механизмы избежания недостатков и конфликтов;

13: жалованье; страховка;

14: отставка и увольнение;

15: выход на пенсию;

16: жалобы и апелляции;

17: управление и контроль персонала.

Государственные служащие с этого времени выделены из общей категории “кадры” (“ганьбу”), и к ним отнесены только лица, занимающие должности в административном аппарате. В 1992 г. общее их число составляло 4,2 млн. человек. Положение распространяется на сотрудников государственных административных органов всех ступеней, за исключением рабочих и обслуживающего персонала. Формирование штата и назначение или смещение сотрудников народных правительств всех ступеней из числа государственных служащих осуществляются на основании специальных государственных законов и постановлений.

Права и обязанности китайского госслужащего

Государственные служащие в соответствии с Положением исполняют служебные обязанности и находятся под защитой закона. Среди важнейших обязанностей, которые должны исполнять государственные служащие, отметим следующие: соблюдать Конституцию, законы и законодательные акты; исполнять службу в соответствии с законами, законоустановлениями (имеются в виду подзаконные акты) и политикой государства;

поддерживать тесные связи с массами, прислушиваться к мнению масс, воспринимать контроль со стороны масс, всемерно служить интересам народа; защищать безопасность, честь и интересы государства; хранить государственную и служебную тайну, быть справедливыми, честными и бескорыстными, самоотверженно служить обществу, а также другие обязанности, установленные Конституцией, законами и постановлениями.

В соответствии со ст. 7 Положения госслужащие: наделены полномочиями, положенными им для исполнения своих служебных обязанностей; не могут быть смещены с должности, понижены в должности, отправлены в отставку или подвергнуты административным взысканиям при отсутствии на то законных оснований и без прохождения установленной законом процедуры; получают вознаграждение по труду, пользуются страховым обеспечением и социальными выплатами, вправе высказывать критические замечания и вносить предложения, связанные с работой государственных административных органов и их руководящих работников. Кроме того, они обладают другими правами, установленными Конституцией и законами.

Классификация служебных должностей

Целостность государственной службы в КНР обеспечивается единой классификацией служебных должностей. Госслужащие подразделяются на 15 рангов. Должности и ранги находятся в следующем соотношении (см. также прилагаемую схему):

Премьер Государственного совета: 1-й ранг;

Заместители Премьера Государственного совета, члены Государственного совета: 2-й и 3-й ранги;

Главные должностные лица министерской ступени, главные должностные лица, работающие в провинции: 3-й и 4-й ранги;

Заместители главных должностных лиц министерской ступени, заместители главных должностных лиц, работающих в провинции: 4-й и 5-й ранги;

Главные должностные лица на уровне управлений, главные должностные лица на уровне департаментов, инспекторы: 5-й, 6-й, 7-й ранги;

Заместители главных должностных лиц на уровне управлений, заместители главных должностных лиц на уровне департаментов, помощники инспекторов: 6-й, 7-й, 8-й ранги;

Главные должностные лица на уровне отделов, главные должностные лица уездной ступени, референты: 7-й, 8-й, 9-й, 10-й ранги;

Заместители главных должностных лиц на уровне отделов, заместители главных должностных лиц уездной ступени;

помощники референтов: 8-й, 9-й, 10-й, 11-й ранги;

Главные должностные лица на уровне секторов, главные должностные лица волостной ступени, сотрудники-секретари заведующих: 9-й, 10-й, 11-й, 12-й ранги;

Заместители главных должностных лиц на уровне секторов, заместители главных должностных лиц волостной ступени, сотрудники-секретари заместителей заведующих: 9-й, 10-й, 11-й, 12-й, 13-й ранги;

Сотрудники секторов: 9-й, 10-й, 11-й, 12-й, 13-й, 14-й ранги;

Делопроизводители: 10-й, 11-й, 12-й, 13-й, 14-й, 15-й ранги.

Должности госслужащих подразделяются на руководящие и неруководящие; к неруководящим должностям относятся: делопроизводитель, сотрудник сектора, референт, инспектор, их помощники и др. , которые имеют ранги с 5-го по 15-й. Ранги госслужащих определяются в соответствии с занимаемой должностью и степенью ответственности, сложности работы, а также по моральным качествам и деловым способностям, практическим успехам в работе и приобретенному опыту.

Учреждение должностей осуществляют государственные административные органы всех ступеней, руководствуясь соответствующими установлениями государства на основе определенных функций, структуры и штатов; разрабатывают должностные инструкции, определяют служебные обязанности для каждой должности и требования компетентности, необходимые для назначения на должности. Это служит основанием при зачислении, тестировании госслужащих, их обучении, переподготовке, продвижении по службе. В соответствии с классификацией должностей административные органы устанавливают должностные обязанности госслужащих и очередность рангов.

Поступление на госслужбу

Положение (ст. 16) предусматривает следующий порядок зачисления на государственную службу: публикуется сообщение о наборе на вакантные должности; осуществляется проверка компетентности претендентов; проводится открытый экзамен для прошедших проверку компетентности; сдавших экзамены ожидает проверка по политическим, идеологическим и моральным качествам, способности к работе и т. ; по результатам экзаменов и проверки представляются списки намечаемых для зачисления сотрудников в отделы кадров народных правительств городов с районным делением и выше для рассмотрения и принятия решения.

Государственные служащие, зачисляемые на посты особого значения, утверждаются Министерством кадров Государственного совета или отделами кадров народных правительств провинциальной ступени; возможны упрощенный порядок зачисления или применение других методов оценок претендентов. Согласно ч. II ст. 13 Положения местные народные правительства районов национальной автономии и ведомства по делам национальностей народных правительств всех ступеней при зачислении госслужащих должны предоставлять приоритет претендентам из национальных меньшинств.

Госслужащие, зачисленные на службу в рабочие органы народных правительств провинциальной ступени и выше, должны иметь более чем двухлетний опыт низовой работы. Не имеющие опыта низовой работы должны быть устроены на такую работу на срок один-два года.

Впервые зачисленные на работу госслужащие проходят годичный испытательный срок. По истечении испытательного срока отвечающие требованиям официально назначаются на должности; не отвечающие требованиям лишаются статуса зачисленного на службу. В период испытательного срока госслужащие должны пройти курс обучения.

Государственные служащие должны назначаться на должности при наличии одного из следующих условий:

1) когда впервые зачисленные на работу служащие по истечении испытательного срока проявили должную компетентность;

2) в случае назначения на должности в государственные административные органы в порядке перевода из других учреждений, предприятий и организаций;

3) в случае назначения на должности в порядке ротации;

4) при повышении или понижении в должности;

5) когда происходят должностные изменения по другим причинам.

Если государственные служащие являются мужем и женой или находятся в отношениях кровного родства по прямой линии, по боковой линии в пределах трех поколений и отношениях близкого родства по линии родственников мужа и жены, то им нельзя в одном и том же учреждении занимать должности, находящиеся в подчинении одна к другой; одному из таких лиц в рамках государственной службы также нельзя осуществлять контрольную, ревизионную, кадровую, финансовую деятельность в тех учреждениях, в которых другое лицо занимает руководящий пост. Должностное лицо не вправе рассматривать дела своих родственников.

Обычно нельзя назначать государственных служащих на руководящие должности в местных народных правительствах, если они родом из этой местности. Однако при этом исключение составляют государственные служащие местных народных правительств районов национальной автономии.

Меры поощрения и формы ответственности

Юридическим основанием для поощрения или наказания государственных служащих, их обучения и переподготовки, ухода в отставку, а также упорядочения их должностей, разрядов и заработной платы являются результаты ежегодных проверок, которые проводят государственные административные органы. На время проведения ежегодных проверок эти органы создают специальные аттестационные комиссии на непостоянной основе или группы по проверке; эти же органы под руководством ответственных сотрудников ведомств отвечают за работу по ежегодным проверкам госслужащих.

Итоги ежегодных проверок сначала подводятся отдельными лицами, потом компетентные руководящие работники на основе заслушанного мнения пишут отзывы, где высказывают мнение о соответствующем разряде по результатам проверки; после рассмотрения итогов проверки на аттестационной комиссии или группе по проверке ответственные работники ведомств утверждают разряды по ее результатам. В ходе проверки госслужащих, занимающих руководящие должности на уровне начальников управлений и выше в рабочих органах Государственного совета, а также занимающих руководящие должности в рабочих органах местных народных правительств всех ступеней, Положение (ст. 24 ч. II) предусматривает возможность проводить выяснение мнения народа или демократическое обсуждение.

Оценки по результатам ежегодных проверок подразделяются на три разряда: отлично, должности соответствует, должности не соответствует. Результаты проверок должны быть в письменной форме доведены до сведения заинтересованных лиц. Если данное лицо не согласно с результатами проверки, то может подать заявление о повторной проверке.

Государственные административные органы поощряют тех госслужащих, которые проявили себя на работе, достигли выдающихся результатов, внесли заметный вклад, отличились другими делами. В Положении закреплены условия поощрения. Согласно ст. 28 государственные служащие должны поощряться, если они проявили себя:

• верными служебному долгу, активными в работе, достигшими выдающихся результатов в работе;

• соблюдающими дисциплину, неподкупно честными, бескорыстно служащими обществу, справедливыми при ведении дел, служащими примером для других;

• новаторами, проявившими творческую инициативу в работе или представившими рационализаторские предложения, которые позволяют государству добиться значительных экономических выгод и общественной пользы;

• добившимися выдающихся успехов в деле защиты общественной собственности, экономии государственных средств;

• имеющими заслуги при предотвращении аварий или при спасении потерпевших аварии;

• самоотверженными при срочных мерах против наводнений, при спасении от стихийных бедствий и в других чрезвычайных обстоятельствах;

• имеющими заслуги в борьбе с противоправными действиями и нарушениями дисциплины;

• отстаивающими честь и интересы государства во внешних сношениях;

• имеющими другие заслуги.

Поощрения подразделяются на следующие виды: объявление благодарности, присуждение званий за заслуги третьей, второй и первой степеней, присвоение почетных званий.

Государственные административные органы в соответствии с действующим законодательством предоставляют государственным служащим, получившим указанные поощрения, обязательное материальное вознаграждение.

В ст. 31 Положения предусмотрен ряд ограничений, связанных с государственной службой. Например, госслужащим запрещено: распространять высказывания, порочащие авторитет правительства, создавать незаконные организации или участвовать в них, участвовать в митингах, демонстрациях, манифестациях и других действиях, направленных против правительства, или организовывать их; организовывать забастовки или участвовать в них; противодействовать решениям и приказам вышестоящих инстанций; зажимать критику, прибегать к мести. Госслужащим запрещено заниматься торговлей, предпринимательством и участвовать в другой хозяйственной деятельности, приносящей прибыль.

Госслужащим также запрещается совершать некоторые действия, образующие состав преступления: заниматься казнокрадством, хищениями, подкупами, брать взятки или использовать служебное положение в корыстных целях и в частных интересах других лиц; транжирить казенные деньги, заниматься расточительством государственных средств, злоупотреблять служебными полномочиями, посягать на интересы масс, причинять вред отношениям между правительством и народными массами; разглашать государственные секреты и служебную тайну.

В Положении имеются и требования морального порядка. В частности, госслужащим запрещено нарушать общественную мораль, оказывать неблаговидное влияние; участвовать самому или поощрять разврат, наркоманию, суеверия, азартные игры и другую подобную деятельность.

Госслужащие, совершившие действия, запрещенные Положением (ст. 31), если они образуют состав преступления, подлежат уголовной ответственности, если они не образуют состава преступления или не оговорены в законе об уголовной ответственности, должны быть подвергнуты дисциплинарным взысканиям.

Дисциплинарные взыскания подразделяются на следующие виды: предупреждение, выговор, строгий выговор, понижение в ранге, отстранение от должности, увольнение. Взыскание в виде отстранения от должности одновременно сопровождается понижением ранга и уменьшением должностного оклада. В период действия дисциплинарных взысканий нельзя производить повышение в должности и повышение ранга;

лицам, на которых наложены дисциплинарные взыскания, за исключением получивших предупреждения, не производится очередное повышение заработной платы.

После снятия дисциплинарных взысканий они уже больше не оказывают влияния на процедуру повышения в должности, повышения ранга и очередного повышения заработной платы. Однако снятие дисциплинарных взысканий в виде понижения ранга, отстранения от должности не означает восстановления в прежнем ранге, в прежней должности. О решениях по наложению дисциплинарных взысканий и по их снятию необходимо в письменной форме уведомлять заинтересованных лиц.

Повышение и понижение в должности

В гл. VIII Положения установлен порядок повышения и понижения в должности. При этом указывается, что при повышении госслужащих в должности необходимо придерживаться принципа сочетания моральных качеств и деловых способностей, назначения лишь по личным достоинствам, а также обращать должное внимание на практические успехи в работе.

Госслужащие при повышении должны отвечать критериям компетентности, предусмотренным новой должностью. Повышение осуществляется в следующем порядке: кандидатуры отбираются предварительно методом взаимной связи между руководством и массами; в соответствии с требованиями к претендентам на замещение вакантных должностей проводится проверка их компетентности; на основе данных ежегодных проверок проводится проверка соответствия повышению в должности; руководство органов, назначающих и смещающих работников данной категории, коллегиально обсуждает и определяет кандидатуры. Госслужащие, назначаемые с повышением на руководящие должности, должны проходить обучение.

Госслужащие, признанные в ходе ежегодных проверок не соответствующими занимаемым должностям или не справляющимися с текущими служебными обязанностями, а также не подходящими для перевода на другие должности равного разряда, должны быть в соответствии с установленным порядком понижены в должности. Назначающие и смещающие органы в соответствии с показателями работы после повышения или понижения в должности госслужащих и на основании результатов ежегодных проверок производят упорядочение их рангов и сетки заработной платы.

Замещение должностей госслужащих в КНР проводится посредством системы назначения; для части должностей предусмотрена система приглашения. В соответствии со ст. 47 Положения госслужащие назначаются при наличии одного из следующих условий: когда вновь зачисляемые служащие по истечении испытательного срока проявили должную компетентность; в порядке перевода из других учреждений, предприятий, организаций; в порядке ротации; в порядке повышения или понижения в должности; в случае, когда возникают должностные изменения по другим причинам.

Госслужащие смещаются с должностей при наличии одного из следующих условий: в порядке ротации; в порядке повышения или понижения в должности; в случае учебы с отрывом от производства сроком более одного года; в случае невозможности по состоянию здоровья вести нормальную работу более одного года; в случае выхода на пенсию; в случаях, когда возникают должностные изменения по другим причинам. Высший возрастной ценз для занятия госслужащими руководящих постов различных инстанций определяется отдельными постановлениями.

В Положении (гл. X) определяется порядок обучения и подготовки госслужащих. Установлены принципы и виды обучения и подготовки. Определяется (ст. 58) статус Государственного института администрации, местных институтов администрации и других учреждений обучения и подготовки кадров, которые выполняют задачи по обучению и подготовке госслужащих.

Значительный интерес представляет институт ротации госслужащих (гл. XI). Ротация включает в себя переводы на другие должности, перемещения по должности, назначения на замену должности и откомандирование для закалки. В Положении (ст. 56) предусматривается, что государственные административные органы всех ступеней должны иметь определенное количество вакантных мест для принятия госслужащих по переводу на другие должности, перемещению по должности, назначению на замену должности.

Если понятия “перевод на другие должности” и “перемещение по должности” известны российскому законодательству, то другие понятия — “назначение на замену должности” и “откомандирование для закалки” — в нем отсутствуют. Что же это такое? Назначение на замену должности означает планомерное замещение руководящих должностей и особых неруководящих должностей в некоторых видах работ. Откомандирование для закалки означает планомерный отбор находящихся на своих постах госслужащих для направления их на определенное время в низовые учреждения или предприятия и практические организации. Причем госслужащие в период их откомандирования для закалки не меняют своих отношений с кадровой администрацией своих учреждений.

В Положение включены вопросы заработной платы, страхования, благосостояния госслужащих (гл. XIII). При этом особенно подробно регламентируется система заработной платы. Что касается социального обеспечения госслужащих, то в ст. 69 просто указывается, что в соответствии с установлениями государства госслужащие пользуются страховым обеспечением и социальными благами.

Система заработной платы государственных служащих строится на основе принципа распределения по труду. Заработная плата госслужащего зависит от должностного ранга. Она складывается главным образом из должностного оклада, оплаты за ранг, базовой заработной платы и выплаты за выслугу лет. В соответствии с принятыми правилами государственные служащие пользуются районными и другими дотациями. Для них осуществляется также система периодического повышения оклада.

Тем государственным служащим, которые в ходе ежегодных проверок определяются как лучшие по соответствующим должностям, могут быть повышены оклады и выданы денежные премии.

Уровень заработной платы государственных служащих в основном равняется уровню средней заработной платы соответствующих работников государственных предприятий.

Государство в соответствии с развитием национальной экономики и изменениями индекса цен на необходимые жизненные расходы планомерно повышает нормы заработной платы государственных служащих, чтобы фактический ее уровень также непрерывно повышался.

Вновь зачисленным служащим в период испытательного срока выдается заработная плата, определенная для испытательного срока; после его окончания и официального назначения на должность им определяется заработная плата в соответствии с их должностью и рангом.

Государственные административные органы, за исключением случаев, определенных законами, законодательными актами и политикой государства, не могут в какой бы то ни было форме увеличивать или уменьшать заработную плату государственных служащих, а также не могут повышать или снижать их страховое обеспечение и социальные блага.

Прекращение государственной службы

В Положении регулируется порядок увольнения с должности, ухода в отставку. Увольнение с должности производится по письменному заявлению госслужащего в органы, осуществляющие назначение и смещение; последние должны в трехмесячный срок рассмотреть заявление и принять решение; в период рассмотрения и принятия решения заявители не могут самовольно оставлять должности. Государственным административным органам предоставлено право в соответствии с реальным положением дел устанавливать минимальный срок работы госслужащих в три—пять лет; до истечения минимального срока службы сотрудники не могут увольняться со своих должностей.

В соответствии со ст. 71 Положения госслужащие, работающие на особых должностных постах, затрагивающих государственную безопасность, важные секреты и др. , не могут увольняться с должности. Подчеркнем, что в течение двухлетнего срока после увольнения госслужащие при их назначении на новую должность на предприятиях, имеющих подведомственные связи с прежними учреждениями, или на должность в организациях, приносящих прибыль, должны получать на это санкцию прежних органов, осуществляющих назначение и смещение.

Госслужащие могут уходить в отставку при наличии одного из следующих условий: при определении их в ходе ежегодных проверок в течение двух лет подряд как не соответствующих должности; при невозможности исполнять свои обязанности по занимаемой в настоящее время должности и при отказе от другой предлагаемой работы; при отказе от соответствующего поста, предлагаемого в ходе необходимого упорядочения работы в период реорганизации учреждений, их упразднения, слияния или сокращения штатного состава; при прогулах или при неявке на работу без уважительных причин в течение непрерывно более 15 дней или в общей сложности более 30 дней в течение одного года; при невыполнении своих обязанностей и несоблюдении дисциплины; при безрезультатности перевоспитательной работы с ними и при невозможности применять наказания в виде снятия с работы.

Госслужащие, ушедшие в отставку по указанным основаниям, имеют право пользоваться страхованием для ожидающих устройства на работу. Вместе с тем госслужащие при увольнении с должности, выходе из системы государственных административных учреждений и при уходе в отставку не сохраняют больше за собой статуса госслужащего.

За исключением случаев, предусмотренных особыми установлениями государства, госслужащие должны выходить на пенсию: при достижении мужчинами 60-летнего возраста, женщинами 55-летнего возраста, а также при утрате трудоспособности. Они имеют право выйти на пенсию и досрочно по личной просьбе и с санкции органов, осуществляющих назначение и смещение: при достижении мужчинами 55-летнего, женщинами 50-летнего возраста при трудовом стаже 20 лет; при достижении трудового стажа 30 лет. После выхода государственных служащих на пенсию в соответствии с законодательством они получают денежное обеспечение по старости и пользуются различными другими социальными благами.

В Положении (гл. XVI) регламентируются вопросы жалоб и обвинений. В частности, предусматривается, что те госслужащие, которые не согласны с кадровыми решениями, затрагивающими их интересы, имеют право в течение 30 дней по получении этих решений подать заявления в органы, первоначально принявшие решения, с просьбой о повторном рассмотрении вопроса или направить жалобы в отделы кадров народных правительств равной ступени, те же из них, которые не согласны с решениями об административных взысканиях, могут подавать жалобы в административные контрольные органы. Органы, получившие жалобы госслужащих, должны на основании соответствующих установлении принять решение. В период повторного рассмотрения вопросов и разбора жалоб исполнение решений, принятых в отношении госслужащих, не приостанавливается.

Госслужащие могут направлять в административные органы вышестоящей ступени или административные контрольные органы обвинительные представления в отношении действий административных органов и их руководящих работников, нарушающих их законные права и интересы. Органы, получившие такие обвинительные представления, обязаны на основании соответствующих установлении принять решение.

Государственные административные органы при принятии ошибочных решений в отношении госслужащих обязаны своевременно исправить эти решения: при нанесении ущерба доброй репутации госслужащих они должны взять на себя ответственность за восстановление их доброго имени, принести им извинения; при нанесении им экономического ущерба они должны нести ответственность за возмещение убытков.

Управление государственной службой

В заключительной главе Положения определяется механизм исполнения законодательства о государственной службе.

Согласно ст. 89 Конституции Китайской Народной Республики, Государственный совет КНР (Правительство КНР) руководит и управляет работой органов гражданской администрации; утверждает штаты административных органов; назначает и смещает, обучает, проверяет, поощряет и наказывает административных работников. Ключевая роль в работе по комплексному управлению государственными служащими отводится Министерству кадров Государственного совета. Оно же ответственно и за толкование Положения в целом. За работу по комплексному управлению госслужащими в пределах района, подведомственного данной администрации, ответственность возлагается на отделы кадров местных народных правительств уездной ступени и вышестоящего уровня.

Народные правительства уездной ступени и вышестоящего уровня или их отделы кадров наделены правом в отношении лиц, допускающих нарушения, принимать следующие меры:

объявлять не имеющими силы решения о зачислении служащих, повышении в должности, переводе на другие должности и перемещении по должности, если эти решения принимались без учета штатных лимитов, потребностей в необходимых постах и без учета критериев компетентности; аннулировать решения по изменению заработной платы госслужащих, их денежного обеспечения по старости и других страховых и социальных благ, если эти решения приняты в нарушение действующего законодательства; обязывать соответствующие органы заново рассмотреть вопросы или принять дополнительные меры, если в отношении госслужащих при их зачислении, назначении, смещении, проверке, поощрении, взыскании, уходе в отставку были приняты решения в нарушение установленного порядка.

Витте С. Воспоминания. , 1960. 142.

Все о рангах госслужбы

300 лет назад, 4 февраля 1722 года, Пётр I утвердил Табель о рангах. Это был первый закон о государственной службе в Российской империи, в котором говорилось о статусе чиновников разных рангов.

До появления этого документа при царском дворе и в гражданских госучреждениях существовали традиционные русские чины — бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки. Пётр I решил изменить систему должностей. Он активно участвовал в подготовке закона, который разрабатывали почти три года.

В табель о рангах вошли и русские, и европейские чины. Документ ввёл новую классификацию служащих в России. Все чины разделили на три типа: военные, статские (гражданские) и придворные, и на 14 классов. Военные чины состояли из 4 разрядов – сухопутные, гвардия, артиллерийские и морские — и стояли выше статских и придворных чинов.

Все о рангах госслужбы

«Табель о рангах» Петра I не только выстроила четкую бюрократическую иерархию всей госслужбы, но и дала возможность выдвинуться талантливым людям из непривилегированных сословий. «Потомственные» дворяне потеряли прежние привилегии, и единственным критерием для повышения по службе стала личная выслуга и достижения. Этот закон действовал в России до революции 1917 года.

Сколько рангов табеле о рангах?

Та́бель о ра́нгах — таблица, содержащая перечень соответствий между военными, гражданскими и придворными чинами, ранжированными по 14 классам

В чем смысл Табели о рангах?

Табель о рангах являлась законодательным актом, утверждённым 24. Петром I, и устанавливала систему воинских, гражданских и придворных чинов, их соотношение, порядок прохождения государственной службы, а также последовательность чинопроизводства в Российской империи

Какой самый низкий чин в Табели о рангах?

Причем и в этом вопросе военные имели существенное превосходство перед гражданскими и придворными: первый же, самый низший офицерский чин XIV класса давал им право передать своим детям по наследству дворянское звание

Кто мог стать дворянином по табелю о рангах?

Вместо отменённого в 1682 г. местничества вводился принцип служебной выслуги. Всякий, получивший чин 8-го класса, становился потомственным дворянином. Чины с XIV по IX давали право на личное дворянство

В чем суть табели о рангах?

Законом Украины «О государственной службе» предусмотрено 3 категории должностей государственной службы – «А», «Б» и «В», а также девять рангов государственных служащих – видов специальных званий. При приеме на службу следует решить вопрос о ранге госслужащего

Что такое Табель о рангах простыми словами?

Законодательный акт, определявший порядок прохождения службы чиновниками. Издан Петром I в 1722 году. Табель о рангах устанавливала 14 рангов (классов, классных чинов , 1-й — высший) по трем видам: военные (армейские и морские), штатские и придворные

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *