Все о реформе госслужбы

Экономика ,

23 сен 2020, 08:00

Но к 2023 году власти намерены вернуться к планам повышения окладов госслужащих при сокращении их численности

Решение правительства отложить на два года реформу денежной мотивации федеральных чиновников сэкономит бюджету почти 200 млрд руб. , следует из проекта госбюджета. Реформа предполагает повышение постоянной части оклада госслужащих

Все о реформе госслужбы

Правительство сэкономит почти 200 млрд руб. за счет переноса на 2023 год реформы «системы материальной мотивации» федеральных госслужащих, следует из пояснительной записки к проекту федерального бюджета на 2021–2023 годы (документ есть в распоряжении РБК). Решение отложить реформу на два года принято ради обеспечения сбалансированности федерального бюджета.

После обвала бюджетных доходов в 2020 году и рекордных антикризисных трат из-за пандемии российский бюджет будет дефицитным на протяжении трех ближайших лет. Другие способы балансировки бюджета, согласованные правительством, — сокращение на 10% всех «незащищенных» статей бюджета, пропуск в 2021 году индексации зарплат чиновников и меры по мобилизации дополнительных доходов (включая повышение налоговой нагрузки на добывающий бизнес).

Перенос сроков реализации мер по совершенствованию системы оплаты труда госслужащих связан с необходимостью финансирования первоочередных мероприятий для устойчивого развития экономики в условиях распространения коронавируса, в том числе обеспечивающих всестороннюю социальную поддержку населения, заявили РБК в Минфине.

Что предполагает реформа

Суть реформы оплаты труда госслужащих состоит, с одной стороны, в увеличении постоянной части оклада чиновников, а с другой — в «оптимизации бизнес-процессов» и сокращении численности госаппарата, объяснял министр финансов Антон Силуанов в сентябре 2018 года.

По замыслу Минфина, численность сотрудников центральных аппаратов федеральных министерств в 2020 году должна сократиться на 10%, а территориальных органов — на 5%, говорила первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко в сентябре 2019 года. К 2021 году сокращение численности территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти должно было достичь 15%.

По ее словам, нужно отказаться от неэффективных регламентных процедур и актуализировать либо отменить устаревшие стандарты, «требующие временных затрат и немалых кадровых ресурсов». А высвобождающиеся средства предполагалось направить на повышение оплаты труда госслужащих. «Параметры предстоящего повышения рассчитаны на сокращенную численность госслужащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь. Или потребуется выделение из бюджета дополнительных средств в объеме до 100 млрд руб. ежегодно», — объясняла Нестеренко в интервью «РИА Новости».

Какие изменения предусмотрены в бюджете

Правительство одобрило уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на «совершенствование системы материальной мотивации федеральных госслужащих в связи с переносом сроков проведения мероприятий», отмечается в пояснительной записке к проекту федерального бюджета. В 2021 году они должны сократиться на 96,4 млрд руб. , а в 2022-м — на 99,32 млрд руб. Но в 2023 году, наоборот, вырасти на 99,1 млрд руб. по сравнению с 2022 годом.

Проводить такую реформу без дополнительного финансирования будет просто неэффективно, поэтому было принято решение перенести сроки ее проведения, полагает старший научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС Александр Дерюгин. Принцип оптимизации процессов, сокращения штата с одновременным увеличением зарплат для оставшихся сотрудников с успехом применяется в коммерческой сфере, международная практика показывает, что он эффективен и для госуправления, добавил он.

Одновременно правительство отказалось от проведения ежегодной индексации окладов госслужащих в следующем году (в 2022 и 2023 годах предполагается вернуться к стандартному повышению). Власти не в первый раз прибегают к пропуску ежегодного повышения зарплат чиновников в качестве меры обеспечения сбалансированности бюджета: индексация для госслужащих приостанавливалась на период 2014–2017 годов после кризиса 2014 года. Затем в течение трех лет с 1 октября зарплаты чиновников ежегодно увеличивали на уровень инфляции за предыдущий год.

Сколько зарабатывают федеральные чиновники

Средняя зарплата госслужащих в центральных аппаратах федеральных органов власти в 2018 году достигла 126,6 тыс. руб. Данные за 2019-й Росстат до сих пор не представил, но если увеличить их на уровень фактической инфляции за прошлый год (4,3%), то средняя зарплата федеральных чиновников могла вырасти до 132 тыс. руб. в месяц.

Самыми высокооплачиваемыми федеральными чиновниками в 2018 году стали сотрудники аппарата правительства (240,4 тыс. руб. в 2018 году) и администрации президента (236,7 тыс. руб. Среди министерств и ведомств самыми высокооплачиваемыми оказались сотрудники Федерального казначейства (159 тыс. руб. Далее следуют МИД — 151,1 тыс. руб. , МЧС — 145 тыс. руб. , Федеральная налоговая служба (ФНС) — 144,8 тыс. руб. и Минфин — 139 тыс. руб.

Согласно закону «О государственной гражданской службе РФ», зарплата госслужащих состоит из суммы должностных окладов, включающих должностные оклады и оклады за классный чин, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат. Дополнительными выплатами могут быть меры материального поощрения и стимулирования. К последним относятся, например, премии по результатам профессиональной служебной деятельности и предоставление льгот и соцгарантий.

По состоянию на 1 июля 2019 года в России было около 855 тыс. госслужащих, из них 603 тыс. человек — федеральные чиновники, 252 тыс. — госслужащие регионов, говорила Нестеренко. В органах местного самоуправления работают еще 395 тыс. муниципальных служащих, добавляла она. «Но к чиновникам у нас принято относить не только государственных гражданских и муниципальных служащих, а всех работников государственных и муниципальных органов. Их около 2,4 млн человек. Получается, на 10 тыс. населения России приходится 163 чиновника», — рассказывала замминистра финансов.

Какие еще приняты меры для сокращения дефицита бюджета

Перенос реформы зарплат федеральных чиновников наряду с отказом от ежегодной индексации их окладов в 2021 году, а также оптимизацией на 10% всех «незащищенных» статей бюджетных расходов стали мерами по сокращению расходов дефицитного федерального бюджета.

Последний раз подобное сокращение госбюджета проводилось в 2016 году, после падения цен на нефть и сокращения нефтегазовых доходов. Но теперь правительство вынуждено было пойти и на уменьшение оборонных расходов. Расходы на реализацию государственной программы вооружений будут урезаны на 5% в 2021–2023 годах.

«Без оптимизации и сокращений мы бы не вышли на общие сбалансированные принципы бюджетной политики в 2022 году. Что называется, по ниточке со всех мер собирали, чтобы сбалансировать бюджет», — говорил журналистам Силуанов на брифинге после одобрения правительством бюджетного пакета.

Все о реформе госслужбы

Для мобилизации бюджетных доходов были приняты и меры по увеличению фискальной нагрузки на бизнес (увеличение НДПИ в отношении сырья для удобрений и руд черных и цветных металлов, модификация параметров налога на дополнительный доход в нефтяной отрасли и пересмотр ряда нефтяных льгот). Cтавки акциза на сигареты, табачную продукцию и электронные сигареты возрастут на 20% (что приведет к увеличению стоимости пачки в среднем на 15–20%). Кроме того, дополнительный доход в бюджет принесут введение НДФЛ на проценты по вкладам свыше 1 млн руб. , повышение НДФЛ до 15% для зарабатывающих более 5 млн руб. в год, повышение ставок налогов на дивиденды в пользу резидентов Кипра, Мальты, Люксембурга.

В 2020 году российские власти начнут масштабную реформу госслужбы.

После стольких слов о том, что в России и законодательный, и исполнительный аппарат раздут до невероятных размеров, а количество чиновников скоро начнёт превышать число строителей или сантехников в стране, российские власти решили начать масштабную реформу госслужбы в 2020 году. Об этом заявила замглавы Минфина Татьяна Нестеренко на коллегии казначейства.

По её словам, планируется на 5% сократить число сотрудников территориальных органов власти. В 2021 году сократят ещё 10% работников. За этот же срок уволят 10% служащих центрального аппарата.

При этом Нестеренко отметила, что размер фонда оплаты труда (ФОТ) не изменится. Постоянную часть оплаты труда госслужащих планируется поднять до 60% от ФОТ, снизив «плавающую» стимулирующую часть до 40%. Представительница Минфина уточнила, что перед правительством стоит задача повысить зарплаты служащих до конкурентного уровня в экономике.

Ранее сообщалось, что на «материальную мотивацию» чиновников правительство выделит 138,6 млрд руб. в 2019 году и 208,9 млрд руб. в 2020 году. В 2021 году на эти цели предлагается потратить 284,4 млрд руб.

Выходит, что радоваться такому сокращению числа чиновников пока рано. Должностей станет меньше, а вот деньги, которые уходят на зарплаты и премии, останутся прежними, а может быть и возрастут. По сути, то о чём говорит госпожа Нестеренко – банальное повышение зарплаты начальству за счёт сокращения «среднего звена» госслужащих. Кто от этого выиграет? Уж точно не население, ведь там, где госслужащих явно не хватает, например, в паспортных столах, их может стать ещё меньше, а денег на нужды государства, за счёт сокращения чиновников, выделяться больше не станет.

Развитие и реформирование государственной службы Российской Федерации – это деятельность государства, направленная на совершенствование системы госслужбы на территории страны с целью повышения ее эффективности и соответствия запросам современного российского общества.

Государственная служба в России – это профессиональная деятельность лиц, замещающих должности в органах государственного управления федерального и регионального уровня.

Задачи реформирования и развития государственной службы в России

Реформирование и развитие государственной службы в России преследует решение множества задач, к числу которых можно отнести следующие:

  • организация взаимодействия государственной службы различных видов, а также взаимодействия этих видов служб с муниципальной службой;
  • создание и совершенствование правовых основ осуществления правоохранительной и военной службы, государственной гражданской службы на территории Российской Федерации и за ее пределами;
  • формирование системы управления гражданской государственной службой в России;
  • создание механизма мониторинга мнения общественности относительно эффективности государственной службы и результатов профессиональной деятельности государственных служащих;
  • выработка и практическая реализация антикоррупционных стандартов за счет совершенствования системы запретов, дозволений, обязанностей и ограничений в отношении государственных служащих и их потенциально коррупционных действий;
  • совершенствование механизма противодействия коррупции, установление и разрешение конфликтов интересов в системе государственной службы;
  • создание эффективной системы взаимодействия общественных гражданских институтов и средств массовой информации с органами государственного управления, противодействующей возможности вмешательства неправомерного характера в действия государственных служащих;
  • совершенствование соблюдение принципиальных основ государственной службы;
  • организация консультативной помощи органам государственного управления по вопросам соблюдения принципиальных основ их функционирования;
  • разработка процедур расследования коррупционных случаев в системе государственной службы и так далее.

Концептуальные основы развития и реформирования государственной службы в России

Основы концепции развития и реформирования государственной службы в России заложены в Прогнозе долгосрочного развития социально-экономического характера российского государства, рассчитанного до 2030 года.

Реформы государственной службы в России направлены на обеспечение качественного улучшения кадрового потенциала государственных служащих, позволяющего обеспечить успешность решения актуальных задач общественного и государственного развития.

В этом направлении запланировано проведение расширения участия в составе аттестационных и конкурсных комиссий представителей российского общества. Это расширение обеспечивается посредством включения различных граждан в составы общественных советов, действующих при органах государственного управления.

Также государство планирует создание системы кадрового резерва на государственной службе, формирование которого осуществляется в ходе проведения конкурсов и аттестаций. Еще одним направлением реформирования государственной службы в России является создание института наставничества, основная цель которого состоит в обеспечении передачи навыков и знаний от более опытных сотрудников к новым сотрудникам.

В будущем планируется внедрение системы комплексной оценки действий государственных служащих, результаты которой позволят разработать эффективную систему оплаты труда государственных служащих, поставленную в зависимость от уровня результативности государственных служащих.

Также реформированию подлежит дополнительное профессиональное образование государственных служащих, в отношении которого требуется актуализация направлений и решение задач обеспечения роста эффективности государственной службы и управления.

Потенциальные итоги развития и реформирования государственной службы в России

Развитие и реформирование государственной службы в России нацелено на достижение следующих потенциальных итогов:

  • создание новых видов государственной службы и их развитие;
  • практическая реализация организационных и правовых механизмов взаимодействия разных видов государственной службы;
  • формирование условий, обеспечивающих профессиональное развитие государственных служащих;
  • обеспечение соблюдения принципа открытости государственной службы, ее подведомственности общественному контролю;
  • обеспечение реализации программ противодействия коррупции в рамках государственной службы;
  • обеспечение методического сопровождения и унификации должностных регламентов государственных служащих;
  • разработка этического кодекса поведения государственных служащих, и мер, которые позволят обеспечить соблюдение этого кодекса на практике;
  • актуализация системы подготовки и переподготовки государственных служащих с целью внедрение в практическую деятельность новых управленческих технологий;
  • внедрение программ индивидуального развития государственных служащих, позволяющих им осуществлять движение по карьерной лестнице и обеспечивать свой профессиональный рост, и так далее.

Реформирование и развитие государственной службы в России не преследует цель полного изменения существующей системы государственной службы. Скорее, действия в этой сфере направленные на устранение проблем взаимодействия государственных служащих с населением, интересы которого является единственно верным ориентиром для системы государственного управления.

Административная реформа государственной службы – это совокупность решений, направленных на выстраивание новой парадигмы несения государственной службы с учетом требований современного демократического общества.

Цели и задачи административной реформы в системе государственной службы

На протяжении всего периода новейшей истории российского государства предпринимались меры по формированию современного механизма государственной службы, свободного от наследия советского чиновничества, отличающегося равнодушием к проблемам граждан, бюрократизмом, взяточничеством, свойством и родством.

Решение государственной власти в сфере административной реформы государственной службы направлены на достижение следующих результатов:

  • во-первых, формирование профессиональных и высококвалифицированных государственных кадров;
  • во-вторых, обеспечения привлекательности государственной службы за счет и в соответствии с провозглашенными принципами;
  • в-третьих, формирование нового мышления в государственных служащих, ориентированного на обеспечение потребностей населения, служение ему.

Успешное проведение административной реформы требует усилий не только со стороны государственной власти, но и со стороны государственных служащих, которые должны понимать ее значение, принимать основные цели и задачи, поддерживать реализацию.

Особенности государственной службы в условиях административной реформы

Административной реформой предъявляются определенные требования к несению государственной службы на этапе ее осуществления.

Административная реформа государственной службы может быть успешно реализована только при наличии всесторонней поддержки этой реформы со стороны государственных служащих.

Как результат, государственная служба в условиях административной реформы требует от государственных служащих восприятие ее целей и задач, трансляции их в своей деятельности и популяризации у населения.

Государственные служащие должны информировать население о содержании и сущности административной реформы не только в смысле формального донесения сведений, но и посредством изменения своего поведения сообразно провозглашенным принципам реформы.

Поддержка населением административной реформы также является существенным фактором, способным оказать влияние на успешность этой реформы и достигнутые результаты.

Административная реформа является необходимым условием совершенствования государственной службы, особенно в условиях демократического общества. Однако ее проведение всегда стремится к трансформации уже сложившейся системы, поэтому может быть сопряжено с трудностями.

Принципиальные основы государственной службы в период административной реформы

Несение государственной службы в период административной реформы закладывает определенные принципиальные основы, призванные поддерживать цели проведения реформы. К числу таких принципиальных основ несения государственной службы в период административной реформы можно отнести следующие:

  • во-первых, принцип открытости. Суть данного принципа состоит в том, что населению необходимо информировать о целях, задачах, направлениях и ходе административные реформы, а также достигнутых результатах. Кроме того, принцип открытости проявляется и по отношению к государственным служащим, которые должны осознавать и понимать сущность административной реформы, тем самым способствуя ее реализации;
  • во-вторых, принцип гибкости. Суть данного принципа состоит в способности государственных служащих подстраиваться под цели и задачи административной реформы, менять свое поведение в соответствии с провозглашенными принципами этой реформы;
  • в-третьих, принцип законности. Суть данного принципа состоит в том, что действия государственных служащих даже в переходный период административной реформы должны быть строго подчинены требованиям законодательства. Государственные служащие должны быть в курсе всех изменений законодательства и способны донести содержание этих изменений до населения;
  • в-четвертых, принцип преемственности. Проведение административной реформы не должно сопровождаться увольнением государственных служащих в связи с их несоответствием новым требованиям системы государственной службы. Организаторы реформы должны обеспечить возможность данному виду служащих пройти обучения для повышения своего профессионального уровня согласно новым требованиям;
  • в-пятых, принцип доступности государственной службы общественному контролю. Переходный период административной реформы создает возможности для злоупотреблений, обусловленных недостаточной информированностью сторон о произошедших изменениях. В связи с этим общественный контроль по отношению к государственным служащим в условиях проведения административной реформы должен усиливаться по сравнению с обычным общественным контролем. Государственные служащие должны способствовать проведению общественного контроля и ни в коем случае не препятствовать его мероприятиям;
  • в-шестых, принцип защищенности государственных служащих от возможности неправомерного вмешательства в их служебную профессиональную деятельность. Административная реформа не должна способствовать формированию условий, когда государственные служащие не могут профессионально исполнять свои обязанности. Проведение административной реформы не является основанием для вмешательства в деятельность государственных служащих, если эта деятельность соответствует требованиям законодательства;
  • в-седьмых, принцип единства организационных и правовых основ государственной службы, закрепляющих единый подход к проведению административной реформы. Государственные служащие в условиях проведения административной реформы должны иметь четкое представление о границах своей деятельности, направлениях реформирования и иных важных факторов, способных повлиять на результаты их деятельности.

Премьер-министр России   объявил о масштабном сокращении государственных служащих. По его словам, правительство РФ провело административную реформу, в ходе которой число чиновников сократилось почти на 30 тысяч человек, передает ТАСС.

Мы абсолютно разделяем вашу озабоченность, связанную с необходимостью постоянного совершенствования административной реформы. Хочу сказать, что мы провели административную реформу, очень внимательно посмотрев на структуру всех федеральных органов исполнительной власти, — сказал Мишустин на встрече с членами Совета Федерации.

Продолжение истории после рекламы

Премьер-министр добавил, что типизация в количестве департаментов, заместителей министров и других госслужащих была проведена за первый год. Мишустин указал, что реформа контрольно-надзорной деятельности продолжается и имеет «хорошие результаты». Политик отметил «активнейшее» участие сенаторов в реформе.

В 2020 году правительство начало административную реформу. Тогда глава кабмина анонсировал оптимизацию штата в органах исполнительной власти: в министерствах и регионах планировалось сократить 5–10% должностей чиновников, однако в регионах начали «имитировать» сокращения.

Отметим, что в 2019 году Росстат насчитал 2,15 млн чиновников, указав, что этот показатель постоянно растет. Таким образом, сокращение 30 тысяч сотрудников приведет к уменьшению сотрудником госаппаратов на 1,4%.

Основные направления реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации

Новая федеральная программа установила три основных направления реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации:

  • формирование системы государственной службы как целостного государственно-правового института, создание системы управления государственной службой;
  • внедрение на государственной службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы;
  • повышение эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих.

В результате реализации мероприятий, предусмотренных федеральной программой реформирования государственной службы Российской Федерации (2003—2005 гг. ), была определена система государственной службы Российской Федерации, установлен статус государственных гражданских служащих, принят ряд нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы, аттестации государственных служащих, обеспечения соблюдения требований к служебному поведению государственных служащих и урегулирования конфликта интересов, порядок сдачи квалификационного экзамена и другие вопросы.

Законодательством Российской Федерации определены принципы взаимосвязи видов государственной службы, закреплены единство правовых и организационных основ государственной службы, системный подход к организации государственной службы, а также принципы взаимосвязи государственной и муниципальной службы.

Вместе с тем практическая деятельность структурных подразделений государственных органов, осуществляющих функции, связанные с реализацией законодательства Российской Федерации о государственной службе, недостаточно скоординирована. Требуются создание организационной структуры управления системой государственной службы, формирование нормативно-правовой базы по этому вопросу и методическое обеспечение функционирования государственных органов по управлению государственной службой на уровне субъектов РФ.

Принятие нормативных правовых актов о системе управления государственной службой РФ обеспечит единообразие принципов и подходов к управлению государственной гражданской службой в субъектах Российской Федерации, улучшит координацию проводимых на государственной службе преобразований и создаст основу для единой системы их научно-методического и консультационного сопровождения.

Современная государственная служба должна быть ориентирована на обеспечение прав и законных интересов граждан, создание механизмов взаимодействия институтов гражданского общества и государственной службы, противодействие коррупции на государственной службе, повышение престижа государственной службы и авторитета государственных служащих.

Для решения указанных задач необходимо:

При формировании кадрового состава государственной службы его основу должны составлять специалисты, способные в современных условиях использовать в работе эффективные технологии государственного управления. В аппаратах органов законодательной, исполнительной и судебной власти необходимо создать условия для планирования устойчивого карьерного роста государственных служащих, безупречно и эффективно исполняющих должностные обязанности, для систематического обновления и ротации кадров.

В процессе формирования кадрового состава государственной службы решающее значение имеет использование современных организационно-управленческих технологий и методов кадровой работы.

Формирование профессиональной государственной службы требует совершенствования системы подготовки кадров и дополнительного профессионального образования государственных служащих. Особое внимание должно быть уделено вопросам дополнительного профессионального образования лиц, замещающих должности категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей государственной службы.

Государственные образовательные стандарты высшего и среднего профессионального образования в области государственного управления должны отвечать реальным потребностям государственной службы. Программы дополнительного профессионального образования государственных служащих необходимо формировать с учетом программ государственных органов по профессиональному развитию государственных служащих, основанных на индивидуальных планах профессионального развития государственных служащих. В систему профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования государственных служащих необходимо внедрить новые механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и повышение качества образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения.

Для решения названных задач необходимо:

Важнейшими направлениями повышения эффективности государственной службы являются разработка и внедрение механизмов, обеспечивающих результативность профессиональной служебной деятельности государственных служащих. В настоящее время показатели служебной деятельности государственных служащих недостаточно ориентированы на результативность их труда, на достижение целей и приоритетов государственных органов. Уровень денежного содержания государственных служащих слабо зависит от результатов их труда. Система дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих также не в должной мере нацелена на повышение результативности их профессиональной служебной деятельности.

Необходимо обеспечить надлежащие условия для качественного исполнения государственными служащими своих должностных (служебных) обязанностей, для эффективного функционирования государственной службы.

Этому могут способствовать внедрение в сферу государственной службы современных информационных технологий управления и совершенствование системы организации профессиональной служебной деятельности государственных служащих.

Необходимо разработать сбалансированную систему показателей результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих, а также усилить стимулы к надлежащему исполнению ими должностных регламентов.

Повышение уровня социальной защищенности государственных служащих, совершенствование системы государственных гарантий, создание современной системы материального и нематериального стимулирования труда государственных служащих, оптимизация порядка оплаты труда на государственной службе являются необходимыми условиями успешного развития системы государственной службы, эффективного достижения поставленных перед нею целей.

Для решения перечисленных задач необходимо:

  • обеспечить отражение целей и задач государственных органов в показателях результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих;
  • разработать объективные критерии оценки эффективности профессиональной служебной деятельности государственных служащих;
  • разработать модели должностных регламентов, позволяющие упорядочить и конкретизировать должностные (служебные) обязанности государственных служащих, замещающих должности разных категорий;
  • внедрить методики разработки должностных регламентов государственных служащих и их пересмотра при изменении административных регламентов исполнения государственных функций или предоставления государственных услуг;
  • совершенствовать методику оценки профессиональных знаний и навыков государственных служащих, предусмотренных в их должностных регламентах;
  • предусматривать в программах государственных органов по профессиональному развитию государственных служащих изучение государственными служащими правовых и морально-этических аспектов управленческой деятельности;
  • повысить уровень правовой и социальной защищенности государственных служащих;
  • совершенствовать структуру денежного содержания (денежного вознаграждения), денежного довольствия федеральных государственных служащих с учетом особенностей видов государственной службы в целях повышения доли оклада денежного содержания в общем размере денежного содержания (денежного вознаграждения), денежного довольствия;
  • совершенствовать правовой механизм регулярной индексации денежного содержания (денежного вознаграждения) государственных служащих;
  • регламентировать особый порядок оплаты труда по отдельным должностям государственной службы в зависимости от показателей результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих;
  • сформировать эффективную систему материального и нематериального стимулирования государственных служащих с учетом результатов их профессиональной служебной деятельности.

Рассмотренные направления касаются системы государственной службы государственной службы России в целом, т. всех ее видов — гражданской, военной, правоохранительной службы. В данном нормативном правовом акте, к сожалению, не сформулированы основные направления развития государственной гражданской службы России.

В этой связи научный и практический интерес вызывает опыт реформирования и развития государственной гражданской службы такого субъекта РФ, как город Москва. В мегаполисе в соответствии с указом Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261 (п. 7) разработана Программа развития государственной гражданской службы города Москвы на 2009—2013 годы. Такая программа одной из первых в стране в апреле 2009 г. была разработана и утверждена в Москве силами Управления государственной службы и кадров правительства Москвы и Московского городского университета управления правительства Москвы. Цель Городской программы — развитие государственной гражданской службы Москвы, организация системы управления государственной службой, формирование высококвалифицированного кадрового состава государственной гражданской службы, обеспечивающего эффективность государственного управления Москвы. Основополагающие мероприятия по развитию государственной гражданской службы города Москвы вытекают из целей и задач Городской программы и разработаны с учетом положений федеральных законов от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЭ «О противодействии коррупции», а также Закона города Москвы от 26 января 2005 г. № 3 «О государственной гражданской службе города Москвы». Основные направления развития государственной гражданской службы города Москвы следующие. Развитие государственной гражданской службы города Москвы, создание системы управления ею. Приоритеты направления:

  • научное обеспечение и апробация методики применения норм законодательства о государственной гражданской службе в интересах государственного органа по управлению государственной службой города Москвы;
  • развитие нормативно-правовой базы системы управления государственной гражданской службой города Москвы;
  • методическое обеспечение государственных органов города Москвы по вопросам управления государственной службой города Москвы;
  • создание организационной структуры системы управления государственной службой города Москвы;
  • завершение разработки нормативных правовых актов города Москвы, связанных с развитием государственной службы города Москвы, совершенствование нормативной правовой базы города Москвы в этой сфере, приведение ее в соответствие с федеральным законодательством;
  • организация системы управления государственной службой города Москвы;
  • реализация в городе Москве мероприятий по противодействию коррупции;
  • внедрение механизма выявления и разрешения конфликта интересов на государственной гражданской службе;
  • внедрение механизмов, обеспечивающих осуществление государственными гражданскими служащими профессиональной служебной деятельности в соответствии с общими принципами служебного поведения;
  • повышение престижа государственной гражданской службы;
  • внедрение в городе Москве эффективных инструментов взаимодействия государственной гражданской службы с институтами гражданского общества в целях повышения открытости государственной гражданской службы.

Внедрение на государственной гражданской службе города Москвы эффективных технологий и современных методов кадровой работы.

  • проведение в государственной гражданской службе города Москвы кадровой политики, предполагающей учет результатов профессиональной служебной деятельности и деловых качеств государственных гражданских служащих, а также стажа гражданской службы или стажа работы по специальности;
  • применение в отраслевых, функциональных и территориальных органах исполнительной власти города Москвы современных организационно-управленческих технологий и методов работы с кадрами на государственной гражданской службе, способствующих повышению профессиональной компетентности и мотивации государственных гражданских служащих к результативной деятельности;
  • развитие в городе Москве системы подготовки кадров для государственной службы и дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих.

Повышение эффективности государственной гражданской службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих.

  • внедрение в рамках государственной гражданской службы города Москвы эффективных управленческих технологий;
  • внедрение современных технологий кадровой работы, обеспечивающих результативность профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих в соответствии с целями и задачами органов исполнительной власти города Москвы;
  • совершенствование механизма мотивации государственных гражданских служащих города Москвы. Развитие системы государственных гарантий, материального и нематериального стимулирования государственных гражданских служащих, внедрение принципов оплаты труда по результатам работы;
  • применение в органах исполнительной власти города Москвы современных механизмов стимулирования государственных служащих к исполнению обязанностей государственной службы на высоком профессиональном уровне;
  • повышение качества государственных услуг, оказываемых столичными государственными органами гражданам и организациям.

Анализ Программы реформирования и развития системы государственной службы показывает, что это солидный, концептуально и нормативно выдержанный документ, определяющий цели, задачи, перспективы и ожидаемые результаты работы в данном направлении.

Но, как показывает изучение данного правового акта, программа не лишена некоторых недостатков. Так, согласно методологии социального прогнозирования и проектирования цели вытекают из проблемы и отражают ее. Однако в тексте Программы цель сформулирована шире по сравнению с проблемами реформирования: создание целостной системы государственной службы Российской Федерации посредством решения трех задач — завершения реформирования ее видов; создания системы управления государственной службой; формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы.

Вторая задача — создание системы управления государственной службой — законодательно установлена с 2004 г. и не решается до сих пор. Третья задача включает в себя качественную характеристику кадрового состава государственной службы. В соответствии с Программой он должен обеспечивать эффективность государственного управления, развитие гражданского общества развитие инновационной экономики.

Цель Программы является многослойной, по ней весьма трудно разграничить стратегические цели, оперативные и текущие.

Не вполне понятен и тот факт, что эта цель названа не целью реформирования государственной службы, а только целью Программы. Кроме того, в ее формулировку не вошло содержание целей реформирования государственной службы, которое присутствовало в Концепции реформирования государственной службы РФ, а также в указе Президента, утвердившего Программу реформирования государственной службы на 2005—2007 гг. : повышение эффективности государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, создание целостной системы государственной службы с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей Российской Федерации.

Рассогласование проблем и целей реформирования в указанных документах можно рассматривать как технологические издержки, возможные при их подготовке. Но, скорее всего, это было сделано сознательно — для упрощения целей и задач, снижения уровня радикальности и последствий преобразований.

Недостатком новой федеральной программы реформирования и развития системы государственной службы является отсутствие перечня основных мероприятий, предусмотренных Программой. Ранее такой перечень всегда присутствовал. Тем самым Программа по своему содержанию слишком обща и лишена конкретики, что представляет серьезную сложность для руководителей подразделений государственных органов по вопросам государственной службы и кадров.

Серьезной проблемой является отсутствие в федеральной программе какой-либо информации о развитии государственной гражданской службы Российской Федерации.

В указе Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261 (п. 7) рекомендуется органам государственной власти субъектов РФ «разработать и утвердить программы развития государственной гражданской службы субъектов РФ». Но не понятно, по каким направлениям должна развиваться государственная гражданская служба федерального и регионального уровней, поскольку нет ни теоретических, ни методических, ни организационных указаний. В этой ситуации каждый субъект РФ должен самостоятельно разрабатывать свою программу развития государственной гражданской службы. В этой ситуации неизбежны расхождения в структуре и содержании программ.

Административная реформа, о запуске которой председатель правительства Михаил Мишустин объявил лишь в понедельник, уже реально стартовала. Президент Владимир Путин упразднил сразу два федеральных ведомства — Роспечать и Россвязь, функции которых теперь полностью переданы вышестоящему Минфицры.

Собственно говоря, неожиданностью это не стало, поскольку о ликвидации ведомств с начала ноября говорили и в аппарате правительства, и в Госдуме.

Таким образом, одним росчерком пера министр цифрового развития Максут Шадаев получил значительное политическое усиление, учитывая, что Роспечать занималась, в частности, прямой государственной поддержкой масс-медиа. Подобный ресурс крайне значимый в преддверии предстоящего электорального цикла, который фактически уже начался с подготовки к выборам в Госдуму.

А вот с бюрократической точки зрения упразднение двух ведомств мало что значит. Скажем, Россвязь была одним из самых компактных федеральных ведомств, в котором работали лишь 140 чиновников. И можно предположить, что за формулировкой о «передаче функций» скрывается попросту перевод большинства из госслужащих на работу в Минцифры.

Уж точно не останется без работы и такой долгожитель федеральной политики, как Михаил Сеславинский, с момента учреждения и на протяжении 16 лет бессменно возглавлявший Роспечать. Вероятнее всего, он вернется на прежнюю должность, которую занимал до 2004 года, — заместителя министра.

При этом третье ведомство, которое было подчинено Минцифры — Роскомнадзор — в рамках реформы трогать не будут. В любом случае, ликвидация еще двух федеральных агентств, созданных в ходе предыдущей административной реформы, затеянной тогдашним замглавы президентской администрации Дмитрием Козаком, ставит ребром вопрос: а можно ли вообще в России оптимизировать госуправление.

Напомню, что в ходе реформы Козака вся система исполнительной власти была расчленена на три уровня: министерства, службы и агентства. Федеральных служб было создано 37, а федеральных агентств — 35. К настоящему времени служб осталось 30, а агентств — 19.

Ликвидация вновь созданных ведомств началась практически сразу после старта реформы Козака: например, уже в 2008 году были упразднены Росздрав, Росмедтехнологии, Росстрой, Росэнерго, Росспорт, Роскультура и Роспром, в 2009 году — РосОЭЗ, а в 2010 году — Рособразование и Роснаука. Их функции были возвращены профильным министерствам, у которых их изъяли в 2004 году.

«Стало ясно, что это для нашей действительности трехуровневая модель неэффективна», — заявил президент Владимир Путин. И вот до сих пор, выходит, с остатками реформы, признанной президентом неэффективной, он же и борется. Насколько успешной будет борьба, непонятно, учитывая, что Михаил Мишустин поручил за январь-март 2021 года сократить численность чиновников в центральных аппаратах федеральных ведомств на 5%, а в территориальных органах — на 10%.

Руководитель Центра развития региональной политики (ЦРРП) Илья Гращенков смотрит на перспективы новой административной реформы со скепсисом:

— Сокращение числа чиновников в регионах вполне может вызвать управленческий коллапс, так как сокращать в первую очередь будут низовые звенья и сотрудников уровня отделов и небольших управлений, — говорит Гращенков «Свободной прессе». — Тем более, учитывая, что зарплатный фонд останется прежним, сомнительно, чтобы эта мера вызвало какую-то экономию. Скорее всего, речь идёт о повышении зарплаты в верхних эшелонах власти, а на нижнем уровне это приведёт к сокращениям штатного расписания и к дополнительным нагрузкам оставшихся госслужащих.

«СП»: — Сокращение каких должностей, полагаете, сильнее всего ударит по КПД госаппарата?

— Речь может идти о разного рода инспекторах, сотрудниках административных территориальных органов, тех, кто непосредственно ведёт прием населения или работает, что называется, в поле. Сокращение именно этих людей неминуемо повысит время ожидания предоставления государственных услуг, а кое-где приведёт к тому, что управленческая система попросту ляжет.

«СП»: — Неужели никакого позитива в готовящейся админреформе вы не видите?

— Мишустин говорит о том, что оптимизация аппарата будет сопряжена с цифровой модернизацией, однако готова ли сейчас технологии заменить людей? И особенно в регионах. Не думаю, что уровень цифровизации во многих субъектах уже находится на том уровне, чтобы техника способна заменить людей.

Особенно это касается нашего документооборота, который без специфических правил работает плохо. Довольно часто у нас документы куда-то не доходят из-за безалаберности, а ещё чаще — из-за отсутствия санкции начальника, который приделывает ноги той или иной бумажке. В этом смысле наши чиновники — абсолютно уникальные сотрудники, убрав которых, начальство получит полный коллапс.

  • Правовые ресурсы
  • “Горячие” документы
  • Указ Президента РФ от 24.06.2019 N 288 “Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 – 2021 годы”

Указ Президента РФ от 24. 2019 N 288 “Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 – 2021 годы”

К ним относятся:

– совершенствование порядка назначения на должности государственной гражданской службы РФ граждан России, государственных гражданских служащих РФ;

– стимулирование гражданских служащих к повышению эффективности своей профессиональной служебной деятельности, развитие системы государственных правовых и социальных гарантий на гражданской службе;

– внедрение новых форм профессионального развития гражданских служащих, в том числе предусматривающих использование информационно-коммуникационных технологий;

– ускоренное внедрение информационно-коммуникационных технологий в государственных органах в целях повышения качества кадровой работы.

Правительству РФ необходимо обеспечить в рамках осуществления мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда госслужащих оптимизацию структуры денежного содержания (без снижения его уровня) путем поэтапного увеличения в структуре этого содержания доли должностного оклада и соответствующее увеличение размера пенсии за выслугу лет.

Перейти в текст документа »

Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам – в системе КонсультантПлюс.

Зарегистрируйся и получи пробный доступ

Дата публикации на сайте: 25. 2019

В чем заключаются цели и задачи реформы государственной службы?

Реформирование государственной службы становится приоритетным направлением в области государственного строительства и предполагает решение следующих основных задач : приведение системы государственной службы и технологий профессиональной деятельности государственных служащих в соответствие со сложившимися общественными

Каковы основные задачи реформирования государственной службы на современном этапе?

Задачи реформирования включали в себя: Создание системы государственной службы и формирование новых технологий профессиональной деятельности, Создание нового федерального законодательства о государственной службе , состоящего из «рамочного» закона о системе государственной службы

Каковы основные направления реформирования государственной службы?

Таким образом, главное направление реформирования государственной службы Российской Федерации состоит в приведении государственной службы в соответствие с потребностями дальнейшего демократического развития страны, функционирования российской рыночной экономики, создания современной политической системы, развития

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector