введение госслужба

Федеральный закон о гражданской ГС Российской Федерации

Гражданская ГС в России регулируется ФЗ-79 «О гражданской государственной службе Российской Федерации» от 27. 2004 года. В данном законодательном акте закреплены основные нюансы гражданской ГС, указан перечень должностей, условия принятия на службу, ее исполнение и прекращение, правовой статус госслужащего, в статьях закона описаны положения о том, как связаны гражданская государственная и муниципальная служба, гражданская ГС и другие виды ГС, перечислены принципы гражданской госслужбы и т.

Помимо ФЗ-79 гражданскую госслужбу регулирует Конституция РФ, ФЗ-58, указы президента, постановления правительства, законы федеральных учреждений исполнительной власти и нормативно-правовые акты субъектов страны, устанавливающие особенности несения ГГС.

Должности ГС

Согласно статье 8 вышеупомянутого ФЗ, посты госслужащих подразделяются на:

Принято делить также должности государственной службы по категориям и/или группам в соответствии с федеральным и региональным законодательствами страны. Существуют и такие посты в федеральных гос. органе и органе субъекта РФ, которые не являются должностями ГС. Трудовая деятельность работников, занимающих такие рабочие места, регулируется трудовым законодательством.

Для лиц, которые замещают рабочие места ГС, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровня устанавливаются квалификационные требования.

введение госслужба

История и современные особенности государственной службы

По традиции так складывалось, что в российском обществе в отношении служилых людей, которые находились на службе государству, предъявлялись высокие требования. Это касается нравственной и профессиональной стороны. Государственные служащие – публичные люди, они всегда находятся на виду. Более того, от степени их честности, компетентности и законопослушания зависит общее благосостояние государства и общества.

Выдающимся отечественным философом и правоведом И. Ильиным была высказана точка зрения, что законодательные акты и правительственные распоряжения должны, в первую очередь, соблюдать и исполнять сами чиновники. Это обусловлено тем, что чиновник — это первое лицо, которое связывает закон. Также он связывает всех, включая Государя, министров, полицейских и судей, а также рядовых граждан. От закона можно отступить лишь по совести, если необходима справедливость и при условии принятия на себя ответственности. Формальное и педантичное использование закона не представляет собой законность. «Крайняя законность» ни в каких случаях не должна превратиться в «крайнюю несправедливость». Еще в русских пословицах было сказано: «не всякий прут по закону гнут». Также философ полагал, что любое использование закона должно требовать беспристрастного жизненного наблюдения (интуиция фактов) и решающего усмотрения (интуиция права). По этой причине для применения закона предполагается в душе чиновника наличие живого творческого правосознания (правового разумения и правовой совести). Именно в этой области не должна присутствовать корысть. Еще русская летопись исключала в этом случае «воровство» и «малодушие» (взятки, косвенная личная выгода, классовый интерес, родство, льстивое служение, прислуживание, потакание, укрывательство).

Государственные служащие — это граждане Российской Федерации, которые взяли на себя соответствующие обязательства в области прохождения государственной службы. Таким образом, они исполняют полномочия, которые были даны им народом.

В русском языке понятие «служащий» обозначало человека, состоящего на какой-либо службе. Еще в период Московского централизованного государства и даже ранее упоминаются «служилые люди», которые состоят на государевой службе. Одно время их называли чинами. Прохождение такой службы регулировало «Уложением о службе», которое было принято в 1556 году Боярской думой в соответствии с указанием Ивана Грозного.

Трансформация государевой службы в государственную службу произошла в процессе петровских административных преобразований. Вышло из обращения понятие «служилые люди» и стало использоваться понятие «чиновник», которое успешно дошло до наших дней и сохранило смысловую нагрузку. Регламентация службы чиновников, «служащих государю и жалованных классным чином» происходила с помощью «Табели о рангах» (1722 г. ) вплоть до 1917 года. Она и представляла собой Закон о госслужбе того времени.

В период СССР понятие «служащие» употреблялось почти наравне с категорией «рабочие». В число служащих включали не только работников госучреждений (например, учителей), но и сотрудников негосударственных структур (например, аппарат комсомольской или профсоюзной организации). Не было разграничения между понятием «служащий» и «государственный служащий».

Исходя из вышесказанного, следует разграничить понятия «государственный служащий» в широком и узком понимании. В первом из них он представляет собой служащего любых государственных организаций (учреждений, органов, предприятий). В узком понимании он является профессиональным работником органов государственной власти или гражданином страны, которые замещает должность в органе государства в законодательно установленном порядке.

Государственным служащим может быть гражданин РФ, который достиг 18-летнего возраста. Также он должен владеть государственным языком нашей страны и соответствовать предъявляемым квалификационным требованиям.

Служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности госслужбы, что регулирует правовой акт о назначении на должность. Для таких сотрудников предусмотрен служебный контракт и выплата денежного содержания с помощью средств федерального бюджета (бюджета соответствующего субъекта).

Данное определение включает совокупность признаков специалиста, делающих его госслужащим. Перечислим их:

  • гражданство России;
  • владение языком РФ;
  • соответствие профессиональным и квалификационным требованиям;
  • назначение на должность государственной гражданской службы;
  • принятый правовой акт о назначении (приказ);
  • заключенный служебный контракт;
  • перспектива получения денежного содержания.

В соответствии с положениями Конституции (32 статья) все граждане нашей страны обладают равным доступом к государственной службе, если у них имеются на то способности и профессиональная подготовка. При приеме на службу недопустимо устанавливать для них какие бы то ни было прямые или косвенные ограничения, кроме тех, которые указаны в законе. Одно из подобных законных ограничений заключается в обязательном для госслужащих гражданстве РФ.

ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» закрепил категорию «государственный служащий» в узком понимании. Статья 13 этого акта гласит, что это может быть гражданин РФ, который осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы. Из этого следует, что не могут быть государственными служащими те лица, которые занимают должности в гос. организации (учреждении, предприятии).

Служащие осуществляют свои административные и властные полномочия, исполняют обязанности в соответствии с замещаемой должностью и занимаемым положением. Их статус или правовое положение определяются 3 главой вышеобозначенного закона.

Правовое положение (статус) гос. служащего представляет собой меры должного и возможного поведения, которые установило и гарантирует государство. При их изменении происходит и трансформация правового статуса госслужащего, включая отставку, повышение и понижение, выход на пенсию и увольнение).

В состав понятия «правовой статус» включены базовые характеристики правового положения, прописанные в соответствующих нормативно-правовых актах. Именно они способны определять их место и поведение в иерархической лестнице государственной службы.

Рассматриваемое понятие — это определенная структура, в качестве основного элемента которой выступают права и обязанности. Помимо перечисленного есть и прочие элементы правового статуса, которые изображены на рис.

введение госслужба

Рисунок 1. Правовой статус госслужащего

ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» закрепляет права и обязанности гражданских служащих, а также ограничения и запреты, которые связаны с такой службой.

Правами госслужащего представляют собой возможности и свободы, которые обусловлены конституционными положениями, охраняются государством и установлены федеральным законодательством. Они касаются профессиональной деятельности, обеспечивающей исполнение полномочий органов государства.

Конституция РФ гласит, что госслужащие в качестве граждан РФ, которые имеют определенный род и характер занятий, должны быть равны перед законом. Они могут в полной мере использовать все свои права и свободы, гарантированные Конституцией РФ (2 глава) и законами РФ. Наряду с этим, госслужащим для успешной служебной деятельности могут быть предоставлены особые права (служебные права), которые в соответствии с целями и составом принципиально отличаются от субъективных гражданских прав.

Гражданские служащие в рамках своих прав должны быть:

По закону гражданские служащие имеют право при наличии предварительного уведомления представителя нанимателя осуществлять другую оплачиваемую работу. Это предусмотрено для случаев, когда данные действия не способны привести к конфликту интересов.

Обязанности госслужащего заключаются в обязательном систематическом осуществлении функций (основных действий), обусловленных Конституцией и ФЗ. В системе они представляют собой суть профессиональной деятельности в области обеспечения исполнения полномочий гос. органов.

Такие служащие при нахождении на государственной службе могут попасть под специальный правовой режим. Он отличается от общих правовых норм. Наряду с этим, госслужащие, как граждане России, не освобождаются от общегражданских обязанностей перед обществом. они уплачивают все налоги и сборы, которые установлены законом, должны сохранять природу и окружающую среду, осуществлять защиту Отечества, нести воинскую службу (альтернативную гражданскую службу в иных случаях, которые установлены отдельными законами).

На некоторые категории государственных служащих конституционные положения возлагают более высокие обязанности. Это происходит для интересов нормальной работы государственной службы. Например, Конституция РФ содержит положение о том, что должностные лица должны для каждого заинтересованного лица обеспечить возможность ознакомиться с документами и материалами, которые напрямую затрагивают его права и свободы, получить достоверные и своевременные сведения о факторах, способны создать угрозу жизни или здоровью и др.

ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» включает несколько общих служебных обязанностей:

  • соблюдение Конституции, ФЗ, прочих НПА;
  • исполнение должностных обязанностей по должностному регламенту;
  • выполнение поручений вышестоящих руководителей, которые даны в рамках их полномочий и соответствуют законам РФ;
  • соблюдение при исполнении должностных обязанностей прав и законных интересов организаций и граждан;
  • соблюдение служебного распорядка государственного органа;
  • поддержка уровня квалификации, который требуется для надлежащего исполнения обязанностей, предусмотренных должностью;
  • неразглашение информации, которая представляет собой государственную (другую охраняемую федеральным законом) тайну, а также информацию. которая стала известна служащему по причине исполнения должностных обязанностей (сюда входят сведения, которые касаются частной жизни и здоровья граждан, затрагивают их честь и достоинство);
  • обязанность беречь имущество государства, включая то, которое было предоставлено для исполнения должностных обязанностей;
  • представление сведений о себе и членах своей семьи, информации о полученных доходах и принадлежащем имуществе, которое является объектом налогообложения и др.;
  • сообщение о выходе из гражданства (приобретении гражданства другой страны) в день, когда это произошло;
  • соблюдение ограничений, выполнение обязательств и требований к служебному поведению, отсутствие нарушений запретов, установленных ФЗ;
  • сообщение представителю нанимателя о личной заинтересованности, способной привести к конфликту интересов, принятие мер для предотвращения таких конфликтов.

В состав гражданских служащих категории «руководители» могут предъявляться требования, которые заключаются в недопущении случаев принуждения подчиненных к участию в работе религиозных объединений, политических партий и прочих общественных объединений.

Гражданские служащие не могут исполнять неправомерные поручения, которые были даны им руководителем, иначе они вместе будут нести соответствующую уголовную, дисциплинарную, гражданско-правовую или административную ответственность.

Специфика служебной деятельности, высокая степень ответственности перед обществом и гражданами за выполнение государственно важных задач, способны накладывать на положение гражданских служащих определенные ограничения.

Под правовыми ограничениями, которые относятся к государственной службе, необходимо понимать правила, условия и запреты, которые обусловлены Конституцией РФ и ФЗ. Они способны поставить госслужащего в определенные юридические рамки, при этом выходить за пределы их служащему запрещается.

Так, законодатель определил несовместимость с пребыванием на гражданской службе в следующих ситуациях:

  • наличие болезни, которая может создать препятствия прохождению гражданской службы; признание гражданина недееспособным (ограниченно дееспособным) в соответствии с судебным решением;
  • осуждение к наказанию по судебному приговору, включая случаи, когда судимость не снята или не погашена;
  • работа одновременно двух родственников, а именно случаи отношений близкого родства или свойства (предусмотрено для случаев, когда замещение должности гражданской службы непосредственно связано с подчиненностью или подконтрольностью);
  • выход из гражданства нашей страны, наличие или приобретение гражданства другой страны;
  • представление поддельных документов или заведомо ложной информации при поступлении на гражданскую службу; непредставление информации или представление заведомо ложной информации о доходе, имуществе и обязательствах имущественного характера.

В соответствии с последним пунктом гражданские служащие каждый год (до апреля) должны сообщать информацию о своих доходах представителю нанимателя. В их качестве могут выступать руководитель гос. органа, лицо, замещающее государственную должность, включая их представителей.

Помимо ограничений, прописанных в служебном контракте, которые должны соблюдать гражданские служащие, они не должны нарушать определенные запреты. Их регулирует 17 статья ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». В соответствии с положениями этой статьи гражданскому служащему строго запрещено участие на платной основе в работе органа управления коммерческих компаний, осуществление предпринимательской деятельности (строгое ограничение получения дополнительного заработка гражданским служащим через другую оплачиваемую работу)

Ранее ФЗ № 119 «Об основах государственной службы» разрешал служащим только «заниматься педагогической, научной и прочей творческой деятельностью». Сейчас Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ» предусматривает положение, что они имеют право выполнять другую оплачиваемую работу только при наличии предварительного уведомления представителя-нанимателя. Это не должно приводить к конфликту интересов.

Конфликт интересов представляет собой ситуацию, в которой личный интерес государственного гражданского служащего может оказать влияние (уже влияет) на качественное и объективное исполнение обязанностей. В этом случае проявляется противоречие между личными и законными интересами граждан, общества, государства и организаций. Оно чаще всего приводит к причинению вреда.

Личная заинтересованность представляет собой возможность получения служащим в ходе исполнения должностных обязанностей дохода (неосновательное обогащение) в натуральной или денежной форме. Также это может быть материальная выгода для него, членов его семьи, родственников, предприятий и лиц, с которыми он имеет финансовые или иные отношения. При ее возникновении гражданский служащий должен письменно проинформировать об этом представителя (нанимателя).

Еще один запрет заключается в невозможности замещать должность гражданской службы в процессе избрания (назначения) на гос. должность, избрания на выборную должность органа местного самоуправления или избрания на оплачиваемую выборную должность в профсоюзе.

Также служащий не вправе получать какие-либо вознаграждения в ходе выполнения обязанностей. Вознаграждения представляют собой деньги, подарки, оплату транспорта, ссуды, оплату услуг, развлечений и отдыха. Этот запрет настолько строг, что даже те подарки, которые гражданский служащий получил в связи с протокольными мероприятиями, командировками и прочими официальными мероприятиями, должны быть переданы им по акту в государственный орган, где он может служить. Такие вознаграждения признаются в качестве собственности государства (субъекта РФ). Единственным исключением может быть случай, в соответствии с которым установлен запрет на дарение государственному служащему по причине его должностного положения (исполнения им служебных обязанностей).

Так, не допускается дарение, исключая обычные подарки, сумма которых не превышает 3000 руб.

Служащие не могут и заниматься приобретением ценных бумаг, по которым они в будущем смогут получить прибыль. Если же ценные бумаги были куплены до момента поступления на службу, то гражданский служащий должен осуществить их передачу в доверительное управление организации, которая наделена соответствующими полномочиями государства. Это предусмотрено для ситуаций, когда такое владение способствует наступлению конфликта интересов.

Служащие не вправе совершать заграничные поездки в связи с исполнением должностных обязанностей с помощью средств физических и юридических лиц (исключая служебные командировки, проводимые по международным договорам и др. Также они не могут использовать средства материально-технического и другого обеспечения для целей, которые не связаны с исполнением должностных обязанностей.

Последний запрет распространяется на оргтехнику, коммуникационные средства, использование средств, которые были выделены на официальные расходы. В состав средств служебного обеспечения включена информация. По этой причине служащим запрещается ее разглашение или использование в целях, которые не относятся к гражданской службе. Конфиденциальные сведения (служебная информация) может стать известна служащему в связи с исполнением его должностных обязанностей. Такая информация также представлена той, которая не составляет государственную тайну (но ее нужно соблюдать), но не является общедоступной.

Служащие не вправе допускать публичные высказывания, мнения (например, в СМИ). Они не могут оценивать работу государственных органов, руководителей, в том числе решения вышестоящих государственных органов или органов, где они замещают должность гражданской службы. Однако для некоторых категорий госслужащих такие высказывания входят в их должностные обязанности (например, работники пресс-службы госоргана).

Служащие не могут принять награды, почетное и специальное звание другой страны, международных организаций или политической партии (прочих общественных и религиозных объединений) в случае, если в их обязанности включено взаимодействие с ними. Для них установлен запрет на создание или способствование созданию в гос. органах политических партий и прочих общественных объединений. Исключение представлено профессиональными союзами, ветеранскими и прочими органами общественной самодеятельности.

После того, как гос. служащий увольняется с гражданской службы, он не может в течение 2 лет замещать должности или работать по гражданско-правовым договорам в организациях, если некоторые функции управления ими непосредственно были включены в его должностные обязанности.

Строгие требования к служебному поведению, ограничения и запреты, которые наложены на рассматриваемую служебную деятельность, представляют собой неотъемлемую составляющую юридического статуса государственного гражданского служащего. Они способствуют росту его профессионализма, компетенции и ответственности за выполнение обязанностей. С их помощью он нейтрально, беспристрастно и бескорыстно осуществляет полномочия, которые были возложены на него российским обществом.

Конституционными положениями определен равный доступ лиц, которые владеют государственным языком России, к гражданской службе. Также предусматриваются одинаковые условия прохождения службы, вне зависимости от половых и расовых признаков, национальности, происхождения, должности и имущественного положения, места жительства, религиозных убеждений, принадлежности к определенным объединениям общества и прочих обстоятельств, которые не связаны с профессиональными и деловыми качествами.

Для поступления на государственную службу человек должен достичь 18 лет. Для мужчин и женщин предусмотрен предельный возраст пребывания на службе, который составляет 65 лет. Человек должен быть гражданином РФ, а при выходе из гражданства или получении двойного гражданства происходит прекращение службы. Также он должен владеть государственным языком и обладать соответствующими квалификационными требованиями.

Конституционным правом обеспечивается конкурс, предполагающий замещение должностей гражданской службы.

Конкурс представляет собой мероприятие, с помощью которого производится оценка профессионального уровня кандидатов, замещающих вакантные должности гражданской службы. Посредством конкурсов происходит проверка соответствия квалификационным требованиям к определенной должности.

Для обеспечения исполнения полномочий органа управления субъекта или государства происходит учреждение должностей гражданской службы. Их классификация состоит из 4 категорий и пяти групп должностей. Другими словами, каждую должность включают в определенную категорию или группу. В соответствии с тем, к какой из них должность отнесли, происходит присвоение классного чина.

В состав категорий должностей можно включить:

  • руководителей государственных органов и их структурных подразделений, включая их заместителей;
  • помощников (советников) в качестве должностей, которые учреждаются с целью помощи субъектам, которые замещают государственные должности;
  • специалистов (должность создается с целью профессионального обеспечения выполнения органами государства своих задач и функций, замещение происходит без ограничения срока полномочий);
  • обеспечивающих специалистов (производят документационное, организационное, информационное, финансово-экономическое, хозяйственное обеспечение работы гос. органов, для замещение не предусмотрено ограничение срока полномочий).

В состав групп необходимо включить:

  • высшую должность гражданской службы, включая руководителей, помощников и специалистов;
  • главную должность, включая руководителей, специалистов, помощников и обеспечивающих специалистов;
  • ведущая должность, включающая работников всех 4 категорий;
  • старшая должность (обе категории специалистов);
  • младшая должность (только обеспечивающие специалисты).

Вся совокупность должностей включена в реестры, среди которых:

  • Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, где классификация должностей происходит по гос. органам, категориям и группам (утверждение осуществляет указ Президента);
  • Реестр должностей субъекта РФ, который формируется с учетом структуры госорганов, названий, категорий и групп должностей, устанавливаемых федеральным реестром (утверждение происходит с помощью закона или иного нормативно-правового акта субъекта);
  • Сводный реестр, который состоит из первых двух (порядок ведения может быть утвержден президентским указом).

Присвоение классных чинов происходит в зависимости от замещаемой должности и при учете профессионального уровня, длительностью службы в предыдущем классном чине и в замещаемой должности.

Принято выделять несколько классных чинов, которые соответствуют группам должностей:

  • секретарь 1, 2 или 3 класса (присвоение лицам, которые замещают должности младшей группы);
  • референт 1, 2, 3 класса (замещает должности в старшей группе);
  • советник 1, 2, 3 класса (замещение должностей ведущей группы);
  • государственные советники 1, 2, 3 класса (замещение должностей в главной группе);
  • действительные государственные советники 1, 2, 3 класса (замещение должности высшей группы.

Для присвоения классного чина необходимо сдать квалификационный экзамен. Классный чин подразделяется на первый (присвоение по окончанию испытательного срока, а если он не был установлен, то не ранее чем через 3 месяца после того, как служащий назначен на должность) и очередной (присвоение происходит по завершению определенного срока службы в предыдущем чине, условием достижения является наличие более высокого чина). В рамках формы поощрения классные чины присваиваются досрочно.

Существует соотношение между классными чинами, дипломатическими рангами, воинскими и специальными званиями. В ходе перевод служащего с госслужбы одного вида на службу другого вида тот чин, который был присвоен ранее, воинское и специальное звание, а также срок нахождения в этом классном чине или дипломатическом ранге, воинском и специальном звании, должен учитываться в процессе присвоения чина (звания) по новому виду госслужбы. Присвоение классного чина в ходе поступления на гражданскую службу происходит в зависимости от замещаемой должности в рамках группы должностей. Присваивая классный чин, важно учесть срок нахождения в классном чине другого вида службы государству (дипломатический ранг, воинское или специальное звание).

При увольнении (освобождении от должности, выходе на пенсию) классный чин, который был присвоен гражданскому служащему, должен сохраняться за ним. Гражданин нашей страны может лишиться чина только при наличии соответствующего судебного решения (например, когда происходит осуждение за тяжкое или особо тяжкое преступление).

Призвание госслужащего заключается в честном несении присвоенного ему классного чина, что означает возведение в высокий государственный и социальный ранг. Это обусловлено тем, что от качества работы этой категории лиц зависит уровень управления государством, качество жизни наших граждан.

Еще И. Ильин рассматривал в качестве условия укрепления русской государственности подбор самых лучших граждан на государственную службу. Он считал необходимым «выделение кверху лучших людей, – людей, преданных стране, национально-чувствующих, государственно мыслящих, несущих народу не месть и распад, а дух освобождения, справедливости и сверхклассового единения».

Для всех и для каждого

Вводный инструктаж должен проводиться со всеми поступающими на предприятие рабочими и служащими независимо от их образования, квалификации и стажа работы по данной профессии или должности, а также с работниками, командированными для работы на данном предприятии, практикантами и т.

Кто проводит

Человек, который проводит инструктаж, назначается приказом руководителя предприятия. В идеале – это штатный специалист по охране труда. В случае, если в организации такового нет (например, при численности работников менее 50 человек), вводный инструктаж может проводиться лицом, на которое эти обязанности возложены приказом руководителя организации, прошедшим обучение в специализированной организации, аккредитованной в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 01. 2010 № 205н.

Руководитель организации, являющийся ее единственным участником, с которым заключен трудовой договор, может провести вводный инструктаж самому себе (письмо Федеральной службы по труду и занятости №ПГ/08346-03-3 от 27. 2017).

Обучение по использованию (применению) СИЗ

Работодателю нужно утвердить перечень СИЗ, применение которых требует от работников практических навыков в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

При выдаче СИЗ, применение которых не требует от работников практических навыков, работодатель обеспечивает ознакомление со способами проверки их работоспособности и исправности в рамках проведения инструктажа по охране труда на рабочем месте.

Такое обучение проводится не реже одного раза в 3 года.

Обучение по охране труда на микропредприятиях

Работодатели, отнесенные к микропредприятиям, могут проводить обучение работников только в ходе проведения инструктажа по охране труда на рабочем месте.

Такое решение принимает работодатель с учетом минимального количества работников, подлежащих обучению требованиям охраны труда в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда. При этом нужно учитывать среднесписочную численность и категорию риска организации. Они установлены в приложении № 4 к Правилам.

Управление и финансирование ГС

Управление государственной службой осуществляется согласно ст. 16 ФЗ-58, исходя из которой система управления ГС создается на федеральном уровне и уровне субъектов РФ.

Для совершенствования системы госслужбы регулярно реализуются федеральные и региональные программы реформирования и развития федеральной ГС и ГС субъектов.

Федеральная государственная служба и гражданская ГС субъектов финансируются за счет средств федеральной казны или бюджета региона соответственно в порядке, который установлен ФЗ и иными нормативно-правовыми актами РФ, законами и иными актами субъектов России.

2 Историко-правовой анализ возникновения и развития государственной службы в России

Необходимость существования государственной службы и ее правового регулирования обусловлена самим существованием государства с его задачами и функциями. Весь мировой опыт и состояние общественных отношений, даже в странах с высокой культурой демократии, показывают, что современное общество не может нормально функционировать и развиваться вне государства, государственного аппарата и определяемых ими рамок поведения. Для того, чтобы Российская Федерация стала демократическим, социальным, правовым государством, вне всякого сомнения, необходим достаточно мощный, квалифицированный и нравственный государственный аппарат, аппарат иных качеств и свойств, чем существовавший до проведения радикальных политических, экономических и социальных реформ.

Государственная Служба России начала складываться по мере становления самой государственности. В Киевской Руси IX–XI веков отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны и старосты. Причем первоначально категория людей управляющих княжеским двором была зависима, то есть это были не вальные слуги, а холопы (рабы). Со временем эти дворцовые управители превращаются в управляющих отраслями княжеского (государственного) хозяйства. Княжескую дружину же нельзя причислять к государственной службе, так как князь считался в дружине «первым среди равных» и в данном военном образовании присутствовали отношения отличающиеся от отношений «службы».

Активно стала развиваться государственная служба в период образования Московского централизованного государства с XII по XV века. Именно в этот период создается централизованный государственный аппарат, совершенно новые структуры власти в Московском государстве. Основой новой государственности стала система на местных отношений, когда категория служивых людей (дворян) получила за свою службу, как военную так и гражданскую земельный надел на прокорм. Надел давался на срок службы. Служат уже и слуги, получая за это содержание. К XV веку происходит разное сокращение феодальных привилегий и иммунитетов. Складывается иерархия придворных чинов, даваемых за службу: окольничий, дворецкий, казначей, чины думных дворян, думных дьяков.

Формируется принцип местничества, связывающий возможность занятия государственных должностей с происхождением кандидата, его родовитостью. Вплоть до XII века продолжают развиваться и укрепляться все эти отношения. В середине XVI века была сделана первая попытка юридически уравнять вотчину (феодальное землевладение) с поместьем (служивым землевладением). Устанавливается единый порядок государственной (военной службы), когда в независимости от формы землевладения обязывалось выставлять одинаковое число вооруженных людей. Развивается система приказов, как центральных органов с жестким подчинением по вертикали и строгое руководство инструкциями и предположениями по горизонтали. На местах при воеводах также создаются специальные аппараты управления.

Таким образом, к XVII веку в России развилась приказно-воеводская система управления. Для дворян, иных служивых сословий государственная служба была обязательна. Основой ее были земельные наделы, личные заслуги, родовитость. Развивается и законодательство, регламентирующее службу. Это Судебники 1497 и 1550 годов, Соборное Уложение 1649 года, великокняжеские, а затем царские указы.

Восшествие на престол в 1682 году молодого Петра – I ознаменовало развитие и укрепление новой системы государственных органов достаточно радикальные изменения государственного строя в целом. Для проводимых Петром – I преобразований он заставляет дворянство служить. Правовой статус дворянства был существенно изменен принятием Указа о единонаследии 1714 года, который закреплял наследование поместья только за старшим сыном. Остальные дети вынуждены были устраиваться на военную или гражданскую службу и служить за жалование. Логическим продолжением Указа о единонаследии стал Табель о рангах (1722 г. Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими для продвижения по службе. Табель сформулировал новую систему чинов и должностей. Устанавливались сроки службы в определенных чинах. С достижением чинов восьмого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина, с передачей этого звания по наследству, с четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дворянство. Таким образом, принцип выслуги подчинял принцип родовитости. Табель о рангах уравнял военную и гражданскую службу. Каждому воинскому званию соответствовал гражданский чин, были аналогичны и принципы продвижения по службе. Подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Образование и специальная подготовка становятся важнейшими докторами определения квалификации чиновника. Государственная служба носит централизованный характер и единообразие в масштабах всей страны. Служба регулируется уже специальными законодательными актами: Генеральным регламентом (1720 г. ), семь регламентов для различных коллегий, определяющих общую структуру, статус и направление деятельности отдельных государственных учреждений, Устав воинский. Кроме того, служба регулировалась манифестами, указами царя, а затем императора.

Во второй половине XVIII века, при Екатерине – II система, золоченная Петром – I продолжает совершенствоваться. Проводится губернская реформа и ряд реформ государственных органов. Важнейшими актами стали Манифест Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» (1762 г. ) и подобный указ о дворянских вольностях самой Екатерины – II. Ими дворянство освобождалось от обязательной военной и гражданской службы. Таким образом, после Петра – I идет постепенное ослабление, а затем отмена обязательности государственной службы для основного служивого сословия – дворянства, она стала их привилегией.

Новое развитие получила государственная служба в первой половине XIX века. Ее развитие связано с именем выдающегося государственного деятеля России – Сперанского Михаила Михайловича. В 1809 году он подготавливает Указ о обязательном экзамене для занятия государственной должности. Устанавливался образовательный ценз, обязательное высшее университетское образование для замещения ряда должностей. И хотя этот указ под давлением бюрократии был отменен, тем не менее, он вводил новые принципы государственной службы, которые позже нашли применение. В 1832 году принят «Устав о службе гражданской», в 1834 году «Правила о порядке производства в чины гражданской службы», в 1845 году вводятся изменения в Табель о рангах. В течение XIX века утвердились ряд положений, характеризующих государственную службу. Это запрет родственных связей по службе, ведение определенного образа жизни, который не должен был подрывать авторитет и достоинство государственной власти, запрет определенных занятий, содержание в зависимости от чина и должности включающее жалование, столовые и квартирные деньги, право на пособие и пенсию при выходе в отставку. Гарантировалась усиленная уголовная охрана от преступлений при исполнении им своих обязанностей, устанавливался особый порядок предания суду самих государственных чиновников. Государственные служащие империи имели установленную форменную одежду, за каждым велся обязательный послужной (формулярный список), увольнение производилось по прошению и так далее. Таким образом, можно заключить, что Россия до 1917 года имела детальное законодательство о государственной службе и развитую государственную службу как типовую.

При советской власти все это законодательство было отменено. Это было связано, прежде всего, с идеями быстрого отмирания всякого государства, слома старого государственного аппарата и упразднения всякого чиновничества. При советской власти так и не было принято специального закона о государственной службе, детально регулировалась лишь служба в армии и органах МВД. Служба в государственных органах регулировалась лишь несколькими подзаконными актами. Рядом указов вводились классные чины и ранги в некоторых отраслях, декретом СНК РСФСР в 1922 году были приняты «Временные правила о работе в государственных учреждениях и на предприятиях», в 1967 году Госкомтруда утвердил Единую номенклатуру должностей служащих и ряд других актов.

В материалах XXI съезда КПСС утверждалось, что работа в аппарате вообще перестала быть особой прогрессией. И лишь в конце 80-х годов была признана необходимость принятия союзного Закона о государственной службе.

Цель реформирования государственной службы на первых порах (примерно до 2000 г. ) состояла в том, чтобы создать государственный аппарат нового типа, способный работать в тех и будущих политических и экономических условиях, аппарат высокопрофессиональный, экономичный и дисциплинированный. Для этого и требовалось установить и соответствующий административно правовой статус государственных служащих.

Принципиально важная роль в правовом регулировании государственной службы принадлежит Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г. Именно ею определены государственные должности РФ, предназначенные для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. В Конституции определена также компетенция Президента, Совета Федераций и Государственной Думой по назначению на должности и освобождению от должностей государственных служащих.

31 июля 1995 г. впервые был принят Федеральный закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации», который установил правовые основы организации государственной службы, основы правового положения государственных служащих и порядок прохождения ими государственной службы. Основная цель Закона – создание правой единой общефедеральной базы государственной службы, придание ей профессионального характера. Согласно Закону об основах государственной службы РФ к государственным служащим были отнесены только лица, замещавшие государственные должности государственной службы в государственных органах, а не в любых государственных организациях. Этим Законом государственные должности в государственных органах были разделены на категории «А», «Б» и «В» в зависимости от своего назначения.

«А» – должности, устанавливаемые конституцией, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

«Б» – должности, устанавливаемые законодательством для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А».

«В» – должности, учреждались государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

Закон был базовым (до его отмены 27 июля 2004 г. ) для законодательных и других нормативно-правовых актов, обеспечивал реализацию его положений, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федераций. В период с 1995 по 2003 г. была проделана значительная работа по реализации требований Федерального закона «Об основах государственной службы в РФ» и созданию такой правовой базы, которая позволяла бы осуществлять практические меры по дальнейшему укреплению органов государственной власти, и, прежде всего органов исполнительной власти, государственными служащими, отвечающий современным требований по свой профессиональной подготовке, деловым и личностными качествами. Были приняты десятки федеральных законов, касающихся отдельных категорий государственных служащих. Однако ряд запланированных к принятию федеральных законов принят не был. Для практической организации и повседневного функционирования государственной службы были изданы указы Президента РФ от 11 января 1995 г. «О государственных должностях РФ» Собрание законодательства РФ 1995 г. 173; 1998. №43. 5337, от 3 сентября 1997 г. «Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы» Собрание законодательства РФ 1997 г. №36. 4129; 2003 №30. 3045, от 9 апреля 1997 г. «О денежном содержании федеральных государственных служащих» (с изм. и доп. ) Собрание законодательства РФ 1997 г. №37. 4270; 2001 №15. 1468.

Указом Президента от 16 июля 2004 г. «О мерах по совершенствованию государственного управления» Собрание законодательства РФ 2004. №29. 3019 утвержден состав Межведомственной рабочей группы по обеспечению мероприятий, связанных с реформированием государственной службы, образована при Комиссии при Президенте РФ по вопросам совершенствования государственного управления.

Целями дальнейшего реформирования государственной службы является кардинальное повышение ее эффективности в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, создание целостной систем государственной службы с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей РФ, а также проводимых в стране административной, судебной, военной и других реформ.

23 июля 2003 г. был издан Указ Президента РФ «О мерах проведения административной реформы в 2003–2004 годах». Планировалось устранить избыточные функции министерств и ведомств, одновременно сократить численность государственных служащих и установить им денежное содержание с учетом квалификации и персональной эффективности. В ходе реализации указов президента от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 10 апреля 2004 г. «О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих отдельные государственные должности РФ, и лиц замещающих отдельные должности федеральной государственной службы» Собрание законодательства РФ 2004 №15. 1396. сокращена численность работников центральных аппаратов этих органов примерно на 20%, а за счет этого повышены размеры денежного содержания лиц, состоящих на государственной службе в этих органах.

Президент страны в Послании Федеральному Собранию РФ 25 апреля 2005 г. отметил: «Наше чиновничество еще в значительной степени представляет собой замкнутую и надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса. И поэтому задачей номер один для нас по-прежнему остается повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению. » Российская газета. 2005. 26 апреля

Права государственного служащего

Государственный служащий – гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению государственной службы.

Права го­сударственного служащего можно разделить на три группы:

  • права, разъясняющие служащим их право­вой статуса и их правовую защиту;
  • права, способствующие непосредственному выполнению служебных обязанностей;
  • права, обеспечивающие социальные гарантии государственного служащего, содействующие усилению должностной активности, реализации принадлежащих ему конституционных прав и свобод.

К первой группе прав государственного служащего относятся:

а) ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества работы и условия продвиже­ния по службе;

б) ознакомление с должностным регламентом и иными доку­ментами, определяющими его права и обязанности, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, пока­зателями результативности профессиональной служебной дея­тельности и условиями должностного роста;

в) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей дея­тельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;

д) право на обращение в соот­ветствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

е) государственная защита жизни и его здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему имущества.

Ко второй группе прав государственного служащего относятся:

а) получение в установленном порядке информации и мате­риалов, необходимых для исполнения должностных обязаннос­тей;

б) обеспечение надлежащих организационно-технических ус­ловий, необходимых для исполнения должностных обязаннос­тей;

в) посещение и доступ в установленном порядке для испол­нения должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, учреждения и на предприятия;

г) принятие решений и участие в их подготовке в соответ­ствии с должностными обязанностями, внесение предложений по совершенствованию государ­ственной службы в любые инстанции;

д) переподготовка (переквалификация) и повышение квали­фикации за счет средств соответствующего бюджета.

К третьей группе прав государственного служащего относятся:

а) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение ва­кантной должности, должностной рост на конкурсной основе;

б) продвижение по службе, увеличение денежного содержа­ния с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалифи­кации;

в) пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;

г) объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессио­нальных интересов;

д) право на денежное содержание, состоящее из должност­ного оклада, надбавок к нему за классные чины и специальные звания, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премии по результатам работы;

е) право на отдых, право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжи­тельностью не менее 30 календарных дней; для отдельных кате­горий государственных служащих федеральными законами и законами субъектов РФ устанавливается ежегодный оплачивае­мый отпуск большей продолжительности);

ж) право на включение в стаж государственной службы государственного служащего иных периодов трудовой деятельности;

з) медицинское обслуживание государственного служащего и членов его семьи, в том числе и после выхода его на пенсию;

и) обязательное государственное страхование на случай при­чинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;

к) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им государственной службы.

Задачи государственной службы

В связи с тем, что государственные служащие принимают участие в подготовке проектов нормативных документов, планов управления, вносят инициативы по изменениям в составе государственных органов, оказывают государственные услуги, то среди основных задач государственной службы можно выделить следующие:

  • выполнение задач, поставленных Конституцией РФ;
  • разработка стратегии развития страны;
  • поиск кадров, способных реализовать план развития страны;
  • образование состава государственной власти;
  • принятие решений по важным текущим вопросам жизни страны;
  • охрана прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечение правильного развития человеческой личности;
  • создание необходимых условий для выполнении функций государственных органов.

Граждан считает, что государственная служба в системе государственного управления выполняет две задачи одновременно. Первая задача решает вопрос поддержки политического руководства в административной (аппаратной) работе; а вторая – в исследовании трудностей, возникающих в управлении и представлении интересов всех слоев населения.

Таким образом, задачи для каждого вида государственной службы закреплены в нормативных правовых актах.

Когда появилась госслужба?

В связи с этим, начало государственной службы в России, как образование чиновничества, связывают с именем Петра I и, в частности, с принятием в 1722 году Табели о рангах — закона о порядке госслужбы в Российской Империи и Российской Республике (соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства)

Зачем поступать на госслужбу?

Главная задача государственного служащего – исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом. Цель госслужбы – помогать государству на местах осуществлять свои функции, приводить в исполнение законы и правила. Денежное содержание государственного служащего стабильно, фиксировано

Какие ограничения у госслужащих?

Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в

Что такое госслужба своими словами?

Государственная служба Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих

Как проходит экзамен на госслужбу?

Конкурс проводится в 2 этапа: 1 этап – прием и проверка документов, 2 этап – прохождение конкурсных процедур (собеседование). 6 мая 2022 г

Что следует понимать под прохождением государственной службы?

Прохождение государственной службы включает в себя назначение на должность, присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, аттестацию или квалификационный экзамен, а также другие обстоятельства (события) в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами о видах

Какие фотографии нужны на госслужбу?

Справка о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина, претендующего на замещение государственной должности Российской Федерации, Фотография 3х4 (1 шт. ) Справка 2 НДФЛ с последнего места работы за 2014 год

В чем заключается работа госслужащего?

Суть государственной службы заключается в улучшении благосостояния страны и ее граждан. Госслужащие , наверное, никогда не останутся без работы, ведь перечень профессий велик. Список колеблется в зависимости от места работы: департаментов, отделов, государственных органов

Что включает в себя вводный инструктаж?

ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, применение безопасных методов и приемов выполнения работ

Кто должен проходить вводный инструктаж по ГО?

5 Вводный инструктаж по ГО проходят: вновь принятые на работу лица, независимо от их образования, трудового стажа по профессии (должности), гражданства, лица, командированные в организацию на срок более 30 календарных дней

Сколько раз проводить вводный инструктаж?

Периодичность проведения инструктажей по охране труда прямо зависит от их вида и назначения: вводный и первичный — однократно до начала выполнения служебных обязанностей, повторный — раз в 6 месяцев, внеплановый и остальные — по мере необходимости

Как часто проводят инструктаж по ГО?

Инструктаж по ГО И ЧС проводится с работающими сотрудниками один раз в год. С вновь принятыми при оформлении на работу. Ответственный специалист по ГО И ЧС- должен иметь соответствующее образование или высшее техническое образование+обучение на специализированных курсах подготовки

Что такое работа на госслужбе?

Государственная служба — это работа в аппарате государственного управления. Гражданские госслужащие работают в Госдуме, федеральном или региональном правительстве, министерствах разных уровней

Кто относится к категории госслужащих?

Государственными служащими субъекта Российской Федерации могут быть только гражданские служащие (служащие, состоящие на правоохранительной или военной службе (военнослужащий), являются только федеральными государственными служащими)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *