выгода госслужбы

Муниципальная служба

Рассматривая виды государственной службы
Российской Федерации, нельзя обойти вниманием муниципальную службу. В законе о системе госслужбы РФ среди видов госслужбы муниципальная служба отсутствует. Более того, не могут прийти к единому мнению по вопросу отнесения муниципальной службы к госслужбе и ученые.

По мнению одних исследователей, и государственная и муниципальная службы – это разновидности публичной службы, однако муниципальная служба видом госслужбы не является. Другие ученые считают, что муниципальная служба естественно включена в систему госслужбы России, и законодательное оформление этого факта – лишь дело времени.

В любом случае стоит знать, что и государственная, и муниципальная службы в своей деятельности переплетены очень тесно. Однако квалификационные требования при поступлении на муниципальную службу устанавливаются каждым муниципальным образованием самостоятельно. При приеме на муниципальную службу с гражданином заключается трудовой договор, а не служебный контракт. Вместе с тем, стаж муниципальной службы засчитывается как стаж госслужбы.

Государственная служба – это выполнение лицами государственных обязанностей. Какие существуют виды государственной службы? Каковы ее особенности? Как государственная служба связана с гражданами? Расскажем в этой статье.

История государственной службы уходит вглубь на тысячу лет назад. Госслужба развивалась параллельно развитию Российской Империи, и первые свои современные отклики начала получать в 18 веке. Издавна к госслужащим относились как к людям высшего класса. Их почитали, уважали.

В современной России должность госслужащего так же осталась довольно престижной и ответственной. Признанная неотъемлемой частью государства, она так глубоко проникла в законодательную систему, что без нее уже невозможно представить современное государство. Государственная служба является ключевым звеном в управлении государством. И не только в России, но и во многих странах зарубежья.

Особенности

Для государственной службы существует свой ряд законодательных актов, договоров, прецедентов и так далее. Ее особенность доходит вплоть до продления испытательного срока для сотрудников, который значительно отличается от условий обычного испытательного срока. Нормы различных отраслей права вмещает в себя Государственная служба.

И дошло это до того, что она получила свой институт права, в который входят нормы трудового, хозяйственного, финансового права и других. Также входят нормы административного права, но они составляют подавляющее большинство, тем самым образуя очередной институт внутри Госслужбы – институт административного права. Ведь административные службы регламентируют вопросы Государственной службы, и этим они взаимосвязаны.

Но, тем не менее, несмотря на то, что деятельность Государственной службы регулируется большим количеством нормативно-правовых актов – существуют значительные пробелы в нормопроизводстве.

Государственная служба регулирует практически все сферы жизнедеятельности государства. Это и социально-культурная сфера, и управление экономикой, промышленностью, сельским хозяйством, и административно-политической сферой.

Государственная служба имеет ряд признаков. Среди них можно отметить, что государственная служба это и профессиональная деятельность, в процессе которой происходит реализация компетенции госорганов. Эта деятельность направлена на обеспечение функционирования госорганов, и эта деятельность должна быть оплачена исключительно из государственного бюджета.

Ведь, как известно, госслужащим запрещается принимать дар, сумма которого превышает 3 000 рублей. Деятельность госслужащих очень скрупулезно контролируется со стороны закона.

Можно выделить основные принципы Государственной службы:

Верховенство права. Этот принцип говорит сам за себя – нет, и не может ничего быть, что является выше закона, закон обязует выполнять свои нормы, прежде всего. Закон превыше всего.

Приоритет прав и свобод человека и гражданина. Человек и его жизнь – самая высокая ценность государства, и все законодательство нацелено на то, чтобы дать человеку права и свободы.

Принцип единства системы государственной власти.

Принцип разделения власти на три ветки – законодательную, исполнительную и судебную.

Принципов существует огромное количество. Более подробно обо всех принципах можно прочесть в федеральных законах о госслужбе.

Виды государственной службы

Государственная служба делится на два вида:

Федеральная государственная служба.

Государственная служба субъектов Российской Федерации.

Эти службы регулируют разные отрасли государственной деятельности, и опираются на разные законодательные акты. Но эти акты могут прямо или косвенно затрагивать деятельность противоположных служб, передавать ссылки один на другой.

Совместно в ведении этих служб находятся лишь кадры правоохранительных органов и судебных органов.

Выводы

Государственная служба пережила нелегкий этап своего становления до сегодняшнего момента. И даже сейчас еще есть чему меняться. Каждый день издаются новые законы, подписываются новые законопроекты. И в будущем коллизий, относящихся к деятельности Государственной службы, будет становиться все меньше.

Включайте здоровый авантюризм

На мой взгляд, у каждого сотрудника должна быть некая внутренняя «неуспокоенность». Это индикатор, что человек не остановился в развитии, не потерял интерес к работе, у него на полной скорости работает внутренний двигатель, который призывает стремиться к новым целям и их достигать.

Карьера – это не только вертикальная история. Горизонтальное или кросс-функциональное перемещение может сработать вам на руку в долгосрочной перспективе. Найдите в себе смелость быть мобильными: поработайте в другом регионе. К сожалению, эту возможность многие упускают. «Если не в столицу, то неинтересно» – а ведь релокация может стать тем самым трамплином к новым должностям. На моей памяти было много успешных кейсов, когда сотрудники перемещались внутри страны, работали в разных филиалах и получали там бесценный опыт, который впоследствии помог им стремительно развиваться по карьерной траектории.

Рабочий день

Ожидание: чиновники целыми днями только и делают, что пьют чай.

выгода госслужбы

сельский мультиработник, Якутия

Реальность: в деревне туговато с трудоустройством, поэтому раньше я работала на любых подвернувшихся работах и могла делать что угодно. Глава администрации муниципального образования это заметил и пригласил меня на собеседование. В итоге я уже семнадцатый год работаю с министерствами, департаментами, улусными — то есть районными — управлениями, а также с населением — помогаю оформлять документы.

Начинаю в 09:00. Проверяю почту, регистрирую и сортирую для передачи другим сотрудникам вопросы по их компетенции. Параллельно принимаю людей: оформляю пособия, пенсии, делаю справки, документы по материальной помощи и так далее. Решаю юридические вопросы по безнадзорным собакам, отвечаю на запросы опеки и других организаций. Нахожу и вручаю повестки военкомата, заполняю официальный сайт администрации, отвечаю на письма из прокуратуры, оформляю нотариальные доверенности, делаю запросы в систему межведомственного электронного взаимодействия — СМЭВ, оформляю запись актов госрегистрации о рождении, смерти, браке и т. И дальше по кругу: отчеты, журналы, уведомления, гранты, заявки и многое другое. После работы проверяю неблагополучные семьи и ведение сварочных работ в спортзале. В субботу, мой выходной, готовлю ужин для Декады пожилого человека.

За свою работу на руки получаю 38 000 Р с северной надбавкой и премией, которой пока не лишали. В госслужбе меня привлекает стабильность — но она же в отношении зарплаты удручает: за 10 лет оклад мне повысили на 400 Р.

Ожидание: госслужащие уходят домой, как только заканчивается официальный рабочий день.

выгода госслужбы

ведущий советник в департаменте, Москва

Реальность: в 2006 году пошла на госслужбу, потому что считала ее стабильной. Работаю в федеральном министерстве, начинала с главного специалиста-эксперта, сейчас — ведущий советник в департаменте. Обрабатываю обращения граждан, переписываюсь с госорганами. Готовлю материалы к проектам законов, указов, постановлений правительства: мониторю ситуацию по субъектам России, собираю информацию, обобщаю, анализирую, собираю статистические данные. Сама постановления пока не писала, но готовила нормативные приказы министерства. Если косячу, начальник отдела или заместитель директора заставляют переделывать. От качества моей работы зависит качество документа.

Официально рабочий день стандартный, на деле — ненормированный: работы очень много и раньше 19:00 не уходим, в пятницу — на час раньше. Несколько раз в месяц приходится оставаться и до 20:00—21:00.

Ожидание: в госучреждениях никогда не пропускают обеденный перерыв.

выгода госслужбы

жена шофера, Воронеж

Реальность: мой муж работает водителем у «слуг народа» в разных структурах. Условия, нагрузка и зарплата везде различаются. Обычно работа начинается в 08:00 и должна заканчиваться в 17:00. Но каждый день случаются форс-мажоры, поэтому супруг перерабатывает по 2—3 часа ежедневно. А из-за срочности проведения тех или иных мероприятий у него регулярно не бывает обеденного перерыва: сотни раз муж возвращался домой злой и голодный, с нетронутым контейнером с обедом, потому что ему не дали времени перекусить. И даже дополнительная неделя отпуска, которую ему дают вместо доплаты за лишние часы, все эти переработки в течение года никак не перекрывает.

При всех надбавках максимальная зарплата у водителя госслужащих — 20 000 Р. За каждое дежурство в выходной добавляют 1000 Р. То есть в месяц мой муж может заработать максимум 24 000 Р, и это потолок.

Ожидание: по выходным никто не работает.

выгода госслужбы

начальник отдела экономики и бюджетного планирования, Владивосток

Реальность: у меня высшее экономическое образование. После учебы семь лет работала в финансовой службе одного из крупнейших вузов региона. Потом бывшая коллега переманила меня в департамент образования краевой администрации. Прошла конкурс и за два года сменила должность замначальника на позицию начальника отдела экономики и бюджетного планирования образования. Потом ушла в декретный отпуск.

Наш отдел занимается финансированием всей системы образования Приморского края. Бюджет на образование — более 20 млрд рублей, включая зарплаты, материальное обеспечение, субсидии, социальные выплаты, стройки школ и детских садов. Есть несколько крупных блоков работы: бюджетное планирование, текущее операционное обслуживание — заявить деньги на получение из бюджета и оформить миллион бумажек, необходимых для поступления средств на счет конечного получателя, проверка учреждений на факт целевого использования средств и исполнения указов президента по зарплате. Работы хватает.

Рабочий день считается ненормированным. По факту это значит, что приходить нужно в 08:00, а то и раньше, и уходить после 19:00. Обедать не всегда успеваем, особенно если нужно заниматься отчетностью или вносить проект бюджета в плохо работающую программу. Из-за высоких требований и неконкурентной зарплаты вечно не хватает людей, а из-за этого могут без приказа объявить рабочим любой выходной день — мол, вы же понимаете, это НАДО сделать.

Чиновники перекладывают с места на место две бумажки и ничего не делают, берут взятки, и от денег у них трескается харя — от такого образа госслужащих реально бомбит. Если топы и випы федерального уровня — звезды шоу Навального, то при чем тут мы, рядовые винтики?

«Гибкость в обучении – ключевая компетенция XXI века»

В Ростелекоме разработана корпоративная модель профессиональных компетенций. Ее могут применять специалисты всех подразделений и управленческих уровней. Модель представляет собой свод простых правил для тех, кто хочет развиваться, соответствовать потребностям рынка и эффективно строить карьеру.

«Следуйте принципу взаимных побед»

Мягкие навыки или soft skills сегодня в профессиональном развитии играют зачастую более весомую роль, чем профессиональные или hard skills. К «софтам» относятся навыки коммуникаций, внутренняя дисциплина, эмоциональный интеллект, умение доводить дело до конца – словом, психологическая развитость и отточенные паттерны мышления.

Совет 4. Занимайтесь саморазвитием

Гибкость в обучении или learning agility – это постоянное развитие на протяжении всей жизни. Нужно быть любознательным, изучать новую информацию, внедрять в практику то, что соответствует духу времени, и отказываться от подходов, потерявших актуальность, что вам уже не подходит. Множество исследований подтверждают, что learning agility считается сейчас одной из ключевых компетенций XXI века.

Директор департамента HRM-технологий и аналитики Ростелекома

Федеральная элита

Бытует мнение, что на госслужбу можно попасть только по знакомству, через родственников или друзей. И 65% респондентов Career. ru тоже уверены, что в госучреждение трудно устроиться без связей.

Зарплаты растут

По данным Росстата, в последние годы зарплата госслужащих постоянно увеличивалась: в IV квартале 2013 г. она составляла 98 400 руб. , в IV квартале 2014 г. – 109 100 руб. , а в IV квартале 2015 г. – 111 300 руб.

По мнению экспертов, проблема не в кумовстве, а в том, что вакансий в госсекторе мало, а желающих много. На одну открытую вакансию соискатели присылают по 30 резюме, говорит Мария Игнатова, руководитель службы исследований HeadHunter. По ее словам, наиболее востребованы вакансии специалиста и руководителя отдела министерств федерального и регионального уровня.

Действительно, по данным Career. ru, 42% респондентов стремятся устроиться в федеральные органы власти, 35% – в региональные и только 23% хотят работать в муниципальных учреждениях. Считается, что в федеральных органах власти больше платят, но на самом деле зарплаты зависят от региона, говорит Сафонов. Например, в Москве директор департамента министерства может получать 90 000 руб. в месяц, а директор департамента муниципальной структуры – 250 000 руб.

Молодежь больше всего желает работать в исполнительных органах (54%) и гораздо меньше стремится в законодательную власть (26%) и судебную (20%). «Людям часто кажется, что именно исполнительная власть сидит на деньгах, что там можно больше заработать. Но это не так», – говорит Сафонов. На начальных позициях, объясняет он, на госслужбе много не заработать в любой ветви власти, а восхождение по карьерной лестнице занимает многие годы.

Жертвы рекламы

Молодежь охотно идет на госслужбу еще и потому, что в частных компаниях к людям относятся жестко и легко выкидывают их на улицу, замечает Борис Славин, профессор кафедры бизнес-информатики Финансового университета при правительстве России. К тому же госструктуры научились рекламировать себя: расписывают молодым, каких успехов можно добиться на госслужбе и как здорово там работать, говорит Славин. На карьерном портале правительства Москвы, например, помимо описания стажировок сообщается, что стажеры смогут овладеть лучшими технологиями управления городом, узнать, как устроен огромный городской организм, встретиться с первыми лицами правительства. Не каждая частная компания так себя рекламирует, убежден Славин.

По данным опроса 1556 молодых специалистов, проведенного Career. ru, 38% респондентов хотели бы работать в госорганах. Чуть меньше – 36% респондентов заявили, что хотят работать по найму в коммерческой организации, еще 12% хотели бы быть предпринимателями. А 8% предпочитают внештатный труд. И меньше всего молодые люди склонны трудиться в научных и образовательных учреждениях (3%).

Любовь к госслужбе зависит от географии. Больше всего поклонников госслужбы оказалось среди жителей Центрального федерального округа (45%) и Сибирского федерального округа (45%). Меньше всего – в Северо-Западном округе (26%). В отличие от Москвы в Петербурге нет министерств и других федеральных органов власти, куда так стремятся попасть москвичи, предполагает Сафонов.

Система государственной службы РФ

Слово «система» переводится с древнегреческого как что-то единое, составленное из элементов. То есть система – это однородная структура взаимодействующих друг с другом частей.

Система государственной службы Российской Федерации
включает в себя все многообразие государственных органов власти различных уровней. Государственные органы власти РФ делятся на федеральные органы и органы госвласти субъектов федерации. При этом госорганы различных уровней как разграничены, так и связаны между собой. Реализуемые в рамках своих полномочий функции госорганов также призваны решать вопросы федерального и регионального значения. Кроме того, существуют вопросы совместного ведения федеральных и региональных органов.

Осуществляя свои трудовые функции в рамках должностных обязанностей, госслужащие ничего не производят в материальном плане, но от этого их деятельность не перестает быть менее значимой. Исполняя функции госорганов, госслужащие производят информацию и, в глобальном плане, осуществляют функционирование такой значительной общности людей, как государство.

Льготы и преимущества, гарантированные работникам госслужбы

Государственная служба привлекает льготами и преимуществами, гарантированными работодателями. Официальная заработная плата позволяет заработать хорошую пенсию, рабочее место гарантировано и не связано с финансовыми и прочими кризисами в стране, регулярные премии. Для госслужащих предусмотрены дополнительные льготы, прописанные в главе 11 Закона № 79-ФЗ.

Отпуск и надбавки для госслужащих

Госслужащему гарантировано следующее:

  • ежегодный оплачиваемый отпуск 30 календарных дней;
  • дополнительный отпуск по мере достижения выслуги: 1 день — от 1 до 5 лет службы, 5 дней — от 5 до 10 лет, 7 дней — от 10 до 15 лет, 10 дней — свыше 15 лет службы;
  • единовременное пособие при уходе в основной отпуск в размере двух окладов денежного содержания;
  • ежемесячная надбавка к окладу по выслуге лет: 10% — от 1 до 5 лет службы, 15% — от 5 до 10 лет, 20% — от 10 до 15 лет, 30% — свыше 15 лет;
  • ежемесячная надбавка за особые условия службы — 200% от оклада;
  • дополнительные надбавки на работу со сведениями, составляющими гостайну, за выполнение особо важных и сложных задач;
  • ежемесячное денежное поощрение (его размер отличается для разных ведомств).

На весь срок действия контракта, а также после выхода на государственную пенсию по выслуге лет служащему и членам его семьи гарантировано медицинское страхование. Размер и условия страхования отличаются для разных ведомств. Медицинские услуги предоставляются бесплатно в любых государственных больницах и поликлиниках на территории России.

Государственным служащим назначается государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет средств федерального бюджета.

Кроме того, законодательство в числе прочего гарантирует возможность получения бесплатного санаторно-курортного лечения.

К дополнительным льготам относятся:

  • дополнительное профессиональное образование с сохранением должности и денежного содержания;
  • транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей, либо компенсация за использование личного транспорта в служебных целях;
  • преимущественное право на замещение иной должности при сокращении или упразднении госоргана;
  • при переводе на другое место государственной службы гражданину и членам его семьи возмещаются расходы по переезду.

Субсидия на приобретение жилья

Один раз за время службы можно получить субсидию на приобретение жилья. Порядок ее выплаты определен Правительством РФ от 27. 2009 N 63 (ред. от 10. 2020, с изм. от 22. 2021) “О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения” (вместе с “Правилами предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения”). Для получения субсидии нужно подтверждать нуждаемость в улучшении жилищных условий, определенный стаж службы, иные условия. Без каких-либо условий субсидия выделяется при стаже госслужбы от 30 лет. Субсидия рассчитывается по стоимости 1 кв. м по данным Минстроя по конкретному субъекту РФ. На семью из одного человека положено 33 кв. м, из двух человек — 42 кв. м, из трех человек — по 18 кв. м на каждого из членов семьи.

Регионы могут вводить дополнительные льготы, в том числе скидки и компенсации по оплате ЖКУ, по постановке детей на очередь в детсад, по уплате местных налогов, по бесплатному проезду в общественном транспорте. Уточнить этот список можно через руководителя государственного учреждения, на сайтах органов власти.

Москва и Московская область

Как устроиться на работу в госорганы самого богатого региона страны

В Москве больше всего желающих работать на госслужбе. В госорганы рвется практически каждый пятый молодой специалист Москвы (21%), по данным HeadHunter. Для сравнения: в регионах о госслужбе мечтают 18% респондентов, а в Санкт-Петербурге – 16%. Москва и Подмосковье – самые богатые регионы России, и молодежь надеется на быстрый карьерный рост и высокое вознаграждение.

Верный способ устроиться на работу в московское правительство – сначала пройти оплачиваемую стажировку. Московская мэрия набирает стажеров с 2011 г. За последние годы программа расширилась: если раньше в мэрии стажировалось по 20 человек в год, то теперь набор увеличен до 200 человек, говорит начальник управления госслужбы и кадров правительства Павел Малыхин. Подбором стажеров занимается Центр развития карьеры Московского городского университета управления (МГУУ) правительства Москвы.

Городу постоянно требуются IT-специалисты, экономисты, юристы и журналисты, рассказывает ректор МГУУ Василий Фивейский. Молодые специалисты стажируются в городских префектурах, управах, СМИ и департаментах мэрии. Стажеры участвуют в развитии метрополитена, парка «Зарядье», реконструкции ВДНХ, проектах цифровизации города, внедряют технологии искусственного интеллекта, видеонаблюдения и проч. , продолжает Малыхин.

В последние годы конкурс – 90 человек на место стажера, говорит Малыхин. Например, в 2018 г. Центр развития карьеры МГУУ получил 5500 заявок от студентов и выпускников, из них было отобрано 200 специалистов. Вакансии для стажеров публикуются на работных сайтах и в соцсетях. Мэрия проводит молодежные мероприятия, сотрудничает с вузами и участвует в ярмарках вакансий. Высокопоставленные чиновники мэрии проводят встречи со студентами московских вузов. Весной 2019 г. они посетили 21 университет, рассказывает Фивейский.

В каком вузе учился кандидат, не имеет значения, говорит Фивейский. Комиссия отдает предпочтение активным студентам, которые уже имеют опыт работы, трудились волонтерами, организовывали молодежные мероприятия или входили в студенческий совет. Преимущество имеют кандидаты с аналитическими способностями и коммуникативными навыками, отмечает Фивейский.

691 800

госслужащих на региональном и муниципальном уровнях было в России в 2018 г. , по данным Росстата

Стажировка в правительстве Москвы длится девять месяцев – за это время специалисты успевают поработать в трех органах исполнительной власти или бюджетных учреждениях города. Со стажерами заключается срочный трудовой договор. Студенты вузов выходят на стажировку в декабре и трудятся 20 часов в неделю по гибкому графику. Выпускники же приступают к обязанностям в сентябре и трудятся полный рабочий день. Студенты зарабатывают 23 000 руб. в месяц, а выпускники – 40 000 руб. , говорит Малыхин. По его словам, лучших стажеров принимают на работу либо их включают в кадровый резерв правительства. Всего программы стажировок мэрии Москвы прошло 610 молодых специалистов, 70% из них было трудоустроено в мэрию Москвы.

Правительство Московской области тоже принимает студентов и недавних выпускников на практику и короткие программы стажировок. Каждый год практику в госорганах Подмосковья проходит более 500 студентов ведущих вузов России – МГУ, Высшей школы экономики, РАНХиГС и проч. , говорит представитель регионального правительства.

За два года правительство Подмосковья получило 507 заявок на стажировку, было отобрано 54 студента. 16 человек (30%) после стажировки были трудоустроены в правительство, говорит представитель.

23 000 руб.

зарабатывает стажер в мэрии Москвы с гибким графиком и 20-часовой рабочей неделей

40 000 руб.

зарабатывает в мэрии Москвы стажер, который трудится на условиях 40-часовой рабочей недели

Предельный возраст

Федеральным законом от 24 марта 2021 г. № 52-ФЗ внесены важные изменения в ст. 1 Закона о государственной службе. Как известно, предельный возраст пребывания на гражданской службе – 65 лет.

Гражданскому служащему категории «помощники (советники)» срок службы с его согласия может быть продлен по решению представителя нанимателя до окончания срока полномочий должностного лица, чью деятельность он обеспечивает.

Гражданскому служащему категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы срок гражданской службы с его согласия может быть продлен тем, кто его назначил (но не больше чем до достижения им возраста 70 лет).

Вместе с тем на гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ, отныне при продлении срока гражданской службы не распространяется ограничение, связанное с достижением ими 70 лет.

Согласно Конституции РФ, Президент назначает на должность председателя правительства, его заместителей, федеральных министров, руководителей силового блока, федеральных судей (за исключением судей Конституционного и Верховного судов, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента), Генерального прокурора, его заместителей, прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров. Кроме того, глава государства назначает сотрудников своей администрации, включая полномочных представителей. Именно данные ключевые должности в настоящее время могут замещаться без учета возраста должностного лица.

Дискуссия о пользе «омоложения» чиновничества или, напротив, сохранения опытных кадров идет не одно столетие, а на практике данные тенденции сменяют друг друга. В России после революции 1917 г.

отмечалось резкое «омоложение» управленцев (вспомним Аркадия Гайдара, который в 17 лет командовал крупными воинскими соединениями). Напротив, вторая половина ХХ в.

характеризовалась длительным пребыванием чиновников на государственной службе – прежде всего руководящего состава госслужащих (период 1970–1980 гг. именовался «эпохой кремлевских старцев»).

В новейшей истории также наблюдаются разнонаправленные тенденции. Так, в 2010 г. Дмитрий Медведев, занимавший пост главы государства, инициировал снижение предельного возраста госслужащих до 60 лет. Однако в 2013 г. Президент РФ Владимир Путин поднял эту планку до 65 лет, а для руководящего состава – до 70. Текущая реформа стала продолжением данного курса.

Каковы же аргументы в пользу «омоложения» управленческих кадров и против отмены предельного возраста для любых должностей? Ключевым традиционно называется повышение эффективности публичного управления.

Эффективность в данной трактовке включает как минимум три составляющие.

Первая – сменяемость власти, причем не только в персональном, но и в поколенческом плане.

Обновление управленческих кадров препятствует формированию и укреплению коррупционных связей, отсекает «окружение» должностных лиц от публичных проектов, вносит дискуссию во «внутривластные» (внутриведомственные, внутрипартийные) отношения и устраняет «зашоренность» в поиске оптимальных управленческих решений.

Вторая – омоложение управленцев способствует внедрению новых технологий – как технических, так и социальных. В эпоху цифровизации и формирования «электронного государства» данный аспект эффективности управления трудно переоценить. При самых выдающихся управленческих талантах госслужащие не из «эпохи Интернета» не смогут стать «проводниками цифры», развивать «электронное государство».

Третья – длительное нахождение на публичных должностях – прежде всего руководящих, – людей одного поколения приводит к невозможности занять эти должности людьми следующего поколения.

Такая ситуация разрушает социальные «лифты», что порождает оппозиционность как в широких слоях общества, так и в самом госаппарате – возникают так называемые «контрэлиты» (группы, обладающие необходимыми качествами и ресурсами для занятия элитных позиций, но не имеющие соответствующих правовых и фактических возможностей). Именно такие группы могут (и будут) стремиться к обретению власти путем смены действующей системы. Причем «демонтаж» «старой» системы государства может осуществиться и как реформа, и как «дворцовый переворот», и как революционное движение. Последние сценарии таят риски человеческих жертв, разрушения экономики и социальной системы, серьезного ухудшения жизни в стране и даже прекращения существования государства.

Очевидно, что происходящие в России корректировки законодательства о госслужбе сами по себе к подобным рискам не ведут, но явно обозначают тенденцию к сохранению опытных кадров – прежде всего руководящего звена (разумеется, с различными исключениями из общей тенденции и частичным «омоложением» управленцев низового и среднего звена).

При этом высказывается немало доводов против «омоложения» чиновничества и за отмену предельного возраста – по крайней мере, для руководящего звена. В качестве центрального аргумента выдвигают ту же эффективность публичного управления, что и в случае с «омоложением» кадров.

Вместе с тем эффективность трактуется принципиально иначе.

Во-первых, именно управленческий опыт видится основой результативности принятия и реализации управленческих решений. Очевидно, что человек, выполнявший те или иные действия много раз, будет делать их лучше, чем новичок.

В сопроводительных материалах к поправкам в Закон о госслужбе, когда они находились в стадии законопроекта, отмечалось, что введение данной нормы будет способствовать сохранению на федеральной государственной гражданской службе высококвалифицированных и опытных государственных гражданских служащих, относящихся к руководящему кадровому составу.

Во-вторых, публичная служба на руководящих должностях предполагает некий карьерный путь, занимающий значительное время.

Зрелые должностные лица, приближаясь к достижению предельного возраста в той или иной должности, могут оказаться в состоянии «временщиков», когда от результатов их труда, эффективности их работы ничего не зависит: через год-два они будут уволены безотносительно к ним.

Даже введение правовых возможностей точечного продления полномочий для эффективных чиновников, достигших предельного возраста, на мой взгляд, проблему не решает.

Такой подход ставит госслужащих в очень зависимое положение от вышестоящих должностных лиц, полностью гасит инициативу, подталкивает к конъюнктурности. В целом предельный возраст для занятия публичных должностей может рассматриваться как возрастная дискриминация, снижающая эффективность публичного управления.

В-третьих, эффективность любой деятельности во многом зависит от мотивации. Заинтересованность в занятии той или иной должности весьма зрелым чиновником нередко имеет альтруистические мотивы, является стремлением послужить обществу.

Безусловно, во многих случаях нельзя не усмотреть и мотивов самовыражения, самореализации.

Учитывая высокое пенсионное обеспечение госслужащих в России, сложно подозревать служащего в стремлении держаться за работу только ради материального благополучия, из-за страха нищеты и т.

Полагаю, что во всех перечисленных аргументах присутствует здравый смысл, а сочетание тенденций «омоложения» управленцев и сохранения опытных кадров является единственно возможным решением.

Его формы должны определяться конкретной ситуацией и текущими задачами государства.

Только диалектическое сочетание «молодости и опыта» способно обеспечить эффективность публичного управления, в то время как доминирование только одной из тенденций станет основой для деградации системы управления и публичной власти в целом.

И все же проблемой современной России видится не сама по себе отмена предельного возраста для руководящих кадров, а господство тенденций противоположной направленности применительно к широким слоям населения (при общем его старении).

Дело в том, что руководство государства, его важнейших органов (как и различного рода элит, составляющих топ-менеджмент госкомпаний и госучреждений) в 60, 70 и даже 80 лет считается более мудрым, опытным, квалифицированным и достойным занимать любые должности сколь угодно долго. В ряде случаев, возможно, это действительно так.

Одновременно с этим граждане – так называемые «представители народных масс», – работающие в бюджетной или коммерческой сферах, уже после 45–50 лет (а то и после 30) рассматриваются как «неликивид».

Людям в 40–50 лет ощутимо сложнее найти работу, так называемые «новые предпенсионеры» (55–65 лет) испытывают еще большие трудности и держатся буквально за любую работу.

Не лучше обстоят дела и у работающих пенсионеров, большинство которых трудятся не столько ради творческой самореализации (хотя и таких немало), сколько в связи с невысокими размерами пенсий. Подчас даже в 30–35 лет работник сталкивается с прямой или косвенной дискриминацией по возрасту: ему ставятся «в вину» якобы недостаточная энергичность, незнание некоторых современных технологий и даже «нетоварный» вид.

На мой взгляд, именно очевидные двойные стандарты оценки профпригодности в связи с достижением определенного возраста представителями «элит» и «масс» являются крайне опасной тенденцией.

Безусловно, есть профессии (в частности, спортсмены), которые исключают возможность профессионального долголетия в привычном понимании (то есть с юности до старости).

Вместе с тем в большинстве сфер профессиональной деятельности подходы к возрасту должны укладываться в общую тенденцию омоложения либо профессионального долголетия, а лучше всего – их разумного сочетания.

При определенном превалировании тенденции профессионального долголетия и кадрового сбережения для большинства сфер, включая публичное управление, руководящий состав может иметь некоторые привилегии в части возрастных рамок. Но эти привилегии не должны вести к так называемому «поколенческому разрыву», когда на смену пожилым руководителям приходят их дети (нередко в буквальном смысле), а не следующее профессиональное поколение.

Остается надеяться, что публичная власть (и ее органы и должностные лица, и институты гражданского общества) сможет выработать общий подход оптимального сочетания «молодости и опыта» как в публичном управлении, так и в иных сферах профессиональной деятельности.

Станет ли отмена возрастных ограничений госслужащих, назначаемых президентом, началом данного пути, удастся ли распространить ценности профессионального долголетия на широкие слои населения и при этом минимизировать возникающие риски – прежде всего «поколенческого разрыва», – покажет время.

Правоохранительная служба

Правоохранительную службу нужно отличать от остальных видов государственной службы
и, в первую очередь, от военной службы. В чем же различие? Правоохранительная служба – это реализация гражданином своих профессиональных навыков путем замещения должностей в госорганах, организациях и учреждениях, исполняющих функции охраны безопасности и правопорядка, предупреждению и искоренению преступности, защиты прав и свобод других граждан.

Из определения правоохранительной службы и анализа законодательства видно, что присутствует некоторая схожесть с другими видами государственной службы
и, в частности, с военной. Но существуют и различия.

Сходство – в строгом (хотя и менее, чем в военной службе) регламенте профессиональной деятельности по реализации функций правоохранительной службы; в наличии званий и субординации, формы одежды; в особенных требованиях к физическому и психическому состоянию здоровья гражданина при приеме на работу и т.

Основное различие состоит в том, что военная служба, направленная на защиту государства, преследует целью охрану интересов общности людей и, в большинстве своем, интересов внешних. Правоохранительная служба нацелена на защиту внутренних интересов безопасности граждан. Можно сказать, что правоохранительная служба более индивидуальна в своем подходе по охране чьей-либо безопасности.

Как белка в колесе

В Европе и Америке молодые люди часто начинают свою карьеру с госслужбы, потому что она дает опыт и связи, спустя несколько лет они уходят в коммерцию, рассказывает Славин. У нас молодые люди долго на службе не удерживаются и причина в завышенных ожиданиях, объясняет он. По данным Career. ru, 71% молодых людей ждут от госслужбы стабильности и постоянства, 63% – премий, льгот и соцпакета, а 54% – возможности карьерного роста. Однако реальность часто оказывается другой.

В госструктурах сложная иерархия, молодые поднимаются по карьерной лестнице медленно и при этом сильно зависят от начальства: если нравишься, значит, будешь быстро продвигаться, если не нравишься, карьеры не сделать, говорит Славин. Кроме того, на нижнем уровне нелегко обзавестись полезными связями. Приходится в течение многих лет довольствоваться небольшими заработками, скромными должностями и при этом регулярно перерабатывать. «У нас весь государственный аппарат работает в ручном режиме. Сверху спускают поручение, на министерства тут же обрушивается вал новых задач с жесткими сроками исполнения», – рассказывает Славин. И получается, что чиновник еще не успел справиться с предыдущей задачей, а уже должен приступать к следующей. Стресс зашкаливает, и из-за этого молодые люди разочаровываются в госслужбе. 34% респондентов Career. ru сочли высокий уровень стресса большим недостатком работы в госорганах. Еще 45% сказали, что без связей на госслужбе не добьешься карьерного роста. А 39% назвали существенным недостатком чрезмерную бюрократию.

Конкуренция, злость и доверие

Чаще всего от вредного начальства страдают руководители среднего звена, которым вышестоящий начальник не дает проявлять себя, говорит психолог Мария Макарушкина, партнер компании «Экопси консалтинг». В основе конфликта – конкуренция. Например, начальник департамента имеет все перспективы роста, но следующий шаг – место его руководителя. Руководитель же не намерен пускать конкурента на свое место и ищет любые способы справиться с ярким соперником. Недавно клиент Макарушкиной покинул добывающую компанию, так как ему не давали возможности показать, на что он способен. Руководитель не брал его на встречи с вышестоящим начальством и не давал презентовать собственные проекты. В результате клиент перешел в другую компанию с руководителем, в меньшей степени склонным к соперничеству. По мнению Макарушкиной, подчиненный должен объяснять начальнику, что они не конкуренты, а единомышленники.

Руководитель может давить на подчиненного не только из чувства конкуренции. Как любые другие люди, руководители могут просто злиться или грустить, замечает Елена Хлевная, основатель EiLab, компании – разработчика цифровой платформы «Работающий эмоциональный интеллект». Нередко бывает так, что руководитель давит на сотрудника, чтобы разозлить его и заставить работать быстрее, но слишком увлекается и добивается лишь падения эффективности. Сотрудники тогда начинают выражать недовольство и жаловаться на вредных начальников.

Чтобы продвигаться по службе, сотрудники должны четко понимать, какие задачи сейчас решают управленцы, считает Хлевная. А для этого, полагает она, руководители должны открыто говорить с сотрудниками. Чем больше информирован сотрудник, тем доверительнее атмосфера внутри компании, и часто после открытого разговора сотрудник сам начинает взращивать нужные компетенции, чтобы в следующий раз компания могла повысить его и доверить ему важный участок работы. По мнению Хлевной, лучший руководитель тот, кто прошел все ступени внутри организации.

Будьте честны

Многие соискатели стремятся оставить о себе хорошее впечатление во время собеседования. Это хорошо и похвально. Презентуйте себя на высоком уровне, но никогда не обманывайте. Расскажите честно, где и кем вы работали раньше, какие обязанности выполняли и почему хотите устроиться на новую должность.

Не искажайте факты. Все данные проверяются за минуту. И если работодатель поймает вас на лжи, вам придется оправдываться, извиняться и, в конечном счете, вы не только попадете в дурацкое положение, но и навсегда испортите мнение о себе.

Правило № 5

Стройте хорошие отношения с руководством

Стройте отношения с руководством так, чтобы они были комфортными и позитивными. Поймите: чем выше человек в иерархии компании, тем больше у него проблем, тем с большими вызовами он сталкивается.

Он больше занят, а потому не любит людей, которые приносят только проблемы. Повышая человека в должности, его наделяют большей силой и властью. Никто не захочет усиливать негативщика, с которым неприятно, неинтересно и некомфортно общаться. Это не значит, что вы должны быть милыми паиньками, просто поддерживайте конструктивный и позитивный стиль общения с руководителем.

Федеральные органы исполнительной власти

Как устроиться в Минкомсвязи, Минпромторг, Федеральную налоговую службу и другие федеральные органы власти

Счетная палата ежегодно нанимает около 100 новых сотрудников, в основном инспекторов, говорит начальник отдела развития управленческих компетенций и оценки результативности персонала Счетной палаты Мария Долголаптева. Но иногда ведомство набирает в штат IT-специалистов, специалистов по управлению персоналом, финансистов и бухгалтеров, продолжает она. Конкурс высокий – 40–80 кандидатов на неруководящую позицию.

Чтобы устроиться в Счетную палату, нужно иметь высшее образование не ниже бакалавриата, быть усидчивым и терпеливым. В первый год работы новому специалисту придется многому учиться, изучать законы и практику их применения, поясняет Долголаптева. Кандидаты без стажа, но с красным дипломом имеют преимущество, добавляет она.

Счетная палата публикует вакансии на собственном сайте, на портале gossluzhba. gov. ru и на ресурсах поиска работы. На линейные и руководящие позиции Счетная палата также приглашает участников и победителей конкурса «Лидеры России», добавляет Долголаптева.

Молодым специалистам проще всего попасть в Счетную палату после успешного прохождения производственной практики в ведомстве. На практику приглашают студентов 4–5-го курсов шести вузов: ВШЭ, МГУ, МГЮА, Российского экономического университета, Финансового университета и РАНХиГС. Ежегодно принимают около 50 студентов. Лучшим практикантам предлагают стартовую позицию в Счетной палате.

Текучесть молодых кадров до 30 лет в Счетной палате составляет около 10% в год, по словам Долголаптевой. Зарплаты в Счетной палате соответствуют рынку, уверяет она, но молодежь на госслужбе не устраивают ограничения. Например, необходимость отчитываться о доходах, предоставлять сведения об имуществе и банковских счетах, получать разрешение на выезд заграницу, а в отдельных случаях – и на перемещение по стране. Многие студенты и выпускники считают чиновничий труд скучным, но молодежь ошибается, уверена Долголаптева: госсектор меняется и перед чиновниками встают задачи не менее интересные и амбициозные, чем в коммерческих компаниях.

186 306 руб.

в среднем зарабатывают госслужащие в Счетной палате, по данным Росстата

Федеральная таможенная служба

Федеральная таможенная служба (ФТС) последние годы активно набирает IT-специалистов, говорит ее представитель. Служба проводит масштабную реформу системы, создаются электронные таможни и центры электронного декларирования, поэтому службе нужны квалифицированные кадры. Однако самыми востребованными остаются специалисты по таможенному делу. Конкурс составляет от двух до пяти человек на место, уточняет представитель.

48%

молодых соискателей, желающих попасть на госслужбу, хотят работать

На службу принимают граждан России 18–65 лет со средним профессиональным или высшим образованием. Кандидатам нужно собрать множество документов и справок, например о доходах и состоянии здоровья. Конкурс жесткий: соискатели проходят собеседования, тесты, пишут рефераты, а также участвуют в групповых дискуссиях, рассказывает представитель. Лучших берут в штат или зачисляют в кадровый резерв.

Многие молодые специалисты остаются работать в ФТС после прохождения практики, говорит представитель. На практику в центральный аппарат службы принимают студентов подведомственного вуза – Российской таможенной академии.

83 698 руб.

в месяц в среднем зарабатывают госслужащие центрального аппарата ФТС, по данным Росстата

Министерство промышленности и торговли

Минпромторг делает ставку на талантливую и перспективную молодежь, утверждает представитель министерства. В 2014 г. ведомство запустило программы стажировок для студентов и недавних выпускников ведущих вузов России: ВШЭ, МГУ, МГТУ им. Баумана, СПБГУ и проч. Стажеры работают в департаментах министерства, участвуют в деловых играх, слушают лекции экспертов и выезжают на экскурсии на промышленные предприятия страны.

32%

молодых специалистов заинтересованы в трудоустройстве в региональных органах власти

За пять лет через программу стажировок Минпромторга прошло более 400 студентов и выпускников. После стажировки министерство формирует рейтинг успешных стажеров. 10 лучших студентов и выпускников получают рекомендательные письма от руководства министерства, а также предложения о трудоустройстве в Минпромторг или подведомственные предприятия.

Помимо программы стажировок кандидаты могут подать в министерство резюме на общих основаниях. Резюме соискателей проверяют члены специальной комиссии, в которую входят представители структурных подразделений Минпромторга, а также независимые эксперты, ученые и члены общественного совета при Минпромторге. Конкурс, как правило, составляет 10–30 человек на место. Текучесть кадров в Минпромторге – 15–22 в год, говорит представитель министерства.

Пока молодых специалистов в Минпромторге немного, признается представитель министерства. Средний возраст работников Минпромторга – 37–40 лет.

100 971 руб.

в месяц зарабатывают госслужащие центрального аппарата Минпромторга, по данным Росстата

Федеральная налоговая служба

В 2018 г. Федеральная налоговая служба (ФНС) и ее территориальные органы приняли более 25 500 новых сотрудников – в основном экономистов и юристов, говорит представитель службы. По его словам, конкурсы на замещение вакантных должностей происходят регулярно. Вакансии публикуются на сайте службы и на портале gossluzhba. gov.

В ФНС нет стажировок для студентов и выпускников, поэтому молодые кадры должны подавать заявки и проходить конкурс на обычных основаниях. Текучесть молодых кадров до 30 лет в ФНС составляет 19%, говорит ее представитель. В основном специалисты уходят из-за низкой зарплаты и высокой нагрузки, уверен он.

Но многих привлекают социальные льготы и выплаты за стаж. Например, сотрудники ФНС со стажем 1–5 лет получают надбавку в 10% к окладу, а после 15 лет работы – в 30%. За особо важные и сложные задания служащие получают премии, а также надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, отмечает представитель ФНС.

144 775 руб.

в месяц зарабатывает служащий центрального аппарата ФНС, по данным Росстата

Федеральная антимонопольная служба

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) ежегодно нанимает около 200 новых сотрудников – юристов, экономистов и маркетологов, по данным представителя ФАС. На одну вакансию поступает в среднем 2,5 резюме.

Служба публикует вакансии на сайте ФАС, портале gossluzhba. gov. ru, а также на Superjob. ФАС также проводит дни открытых дверей для выпускников вузов, участвует в ярмарках вакансий в университетах, проводит конкурсы для студентов и проч.

49%

выпускников предпочли бы работать в органах исполнительной власти

Самый быстрый способ начать карьеру в ФАС – пройти практику или стажировку, считает представитель службы. У ФАС более 100 договоров с вузами о принятии студентов на практику, подготовку в службе уже прошло более 300 учащихся, продолжает он. Программы стажировок появились в антимонопольной службе в 2019 г. Кандидаты на стажировку должны предоставить в ФАС диплом или справку из вуза, а также пройти очное собеседование с будущим руководителем. С лучшими кандидатами заключается договор о стажировке.

Сейчас более половины сотрудников ФАС – молодые специалисты 23–35 лет. Ежегодно текучесть составляет более 7%, продолжает представитель ФАС. Основные причины увольнений – низкая зарплата, ненормированный рабочий день, большая загрузка и ограничения, связанные с работой на госслужбе.

84 093 руб.

в месяц зарабатывают госслужащие центрального аппарата ФАС, по данным Росстата

В Минкомсвязи работает 366 человек, новые вакансии появляются нечасто, говорит представитель министерства. А желающих поступить на службу много. В мае – июне в министерстве проходили конкурсы на замещение вакантных должностей, конкурс составил 5–20 человек на место, продолжает он.

Молодые специалисты могут пройти в министерстве неоплачиваемую практику. Ведомство принимает студентов 2–3-го курсов и недавних выпускников вузов. Каждый год на практику приходит около 70 молодых специалистов. Жестких требований к кандидатам нет – на практику берут студентов разных вузов и специальностей. Запрос на практику может послать университет либо сам студент.

39%

молодежи, желающей попасть на госслужбу, хотели бы трудиться в органах законодательной власти

Трудоустраиваются единицы: ежегодно министерство берет в штат лишь 3–5 молодых специалистов без опыта работы, по словам представителя. Процедура найма прозрачна, утверждает он. Кандидат собирает пакет документов, проходит тестирование по основным нормативным актам, регулирующим государственную службу, и основным законам страны. А в финале его приглашают на собеседование.

Молодые специалисты, как правило, жалуются на низкую зарплату и напряженный график, говорит представитель ведомства. По его словам, специалисты министерства получают 40 000 руб. , а у руководителей подразделений зарплаты доходят до 150 000 руб. До высоких зарплат и должности нужно дорасти, а молодежь желает быстрого продвижения по службе.

105 361 руб.

в месяц составляет средняя зарплата госслужащего

Что дает статус госслужащего?

Надбавка за работу с государственной тайной. Различные премии (за выполнение особо важных и сложных заданий и т. ) Ежемесячное денежное поощрение для отдельных категорий госслужащих в соответствии с указом Президента РФ от 25. 2006 № 763

Зачем люди идут на госслужбу?

Основное, что привлекает в госслужбе , — пенсионная выплата за выслугу лет. Раньше выслуга полагалась за 15-летний стаж, сейчас его повысили до 20 лет. С такой выплатой пенсия может составить 50 000 Р. Раньше был еще один «пряник» — субсидия на покупку жилья

Чем нельзя заниматься госслужащим?

Закон о госслужбе и Закон о противодействии коррупции запрещают государственным служащим заниматься предпринимательской деятельностью и участвовать в управлении коммерческой организации

Сколько по времени действует мед осмотр на госслужбу?

Справка 001-ГС/у свидетельствует об отсутствии заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу и муниципальную службу или её прохождению. Срок действия медицинской справки 1 год

Кто выдает направление на периодический медицинский осмотр?

Выдачу направлений на медосмотр проводит служба кадров, а не специалист по охране труда, поскольку медосмотр относится к процедуре отбора персонала, а это трудовая функция специалиста по управлению персоналом. Это указано в профстандарте «Специалист по управлению персоналом» (утв

Кто проходит медосмотр по новому порядку?

213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, должны проходить медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний

Нужно ли выходить на работу в день медосмотра?

Ответ В целом трудовое законодательство не устанавливает обязанность сотруднику выходить на работу в день медосмотра независимо от времени, которое работник потратит на медосмотр. Но прохождение медосмотра является обязанностью работника, и исполнять он ее должен в рабочее время (ст. 21 ТК РФ)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *