закон о госслужбе от 2004

Федеральный закон от 27. 2004 N 79-ФЗ (ред. от 30. 2021) “О государственной гражданской службе Российской Федерации” (с изм. и доп. , вступ. в силу с 27. 2022)

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПринят Государственной Думой 7 июля 2004 годаОдобрен Советом Федерации 15 июля 2004 годаНастоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации” (далее – Федеральный закон “О системе государственной службы Российской Федерации”) устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

КОДЕКСЫ и ЗАКОНЫправовая навигационная система

Изменения в законодательстве

09 октября 2022 г.

по законам

по судебным решениям

Обновление от 13. 2022

  • Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 30.12.2021) “О государственной гражданской службе Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.08.2022)
  • Статья 60.1. Ротация гражданских служащих

Обновление от 03. 2022

  • Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 30.12.2021) “О государственной гражданской службе Российской Федерации”
  • Статья 50. Оплата труда гражданского служащего
  • Статья 51. Фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа

Обновление от 07. 2021

  • Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 02.07.2021) “О государственной гражданской службе Российской Федерации”
  • Статья 3. Государственная гражданская служба Российской Федерации
  • Статья 13. Гражданский служащий
  • Статья 15. Основные обязанности гражданского служащего
  • Статья 16. Ограничения, связанные с гражданской службой
  • Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой
  • Статья 33. Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы
  • Статья 41. Расторжение служебного контракта в связи с прекращением гражданства Российской Федерации или наличием гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства
  • Статья 65. Финансирование гражданской службы

Обновление от 26. 2021

  • Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 24.03.2021) “О государственной гражданской службе Российской Федерации”
  • Статья 25.1. Предельный возраст пребывания на гражданской службе

Обновление от 02. 2021

  • Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 08.12.2020) “О государственной гражданской службе Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)
  • Статья 22. Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу
  • Статья 48. Аттестация гражданских служащих

Обновление от 10. 2020

  • Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 08.12.2020) “О государственной гражданской службе Российской Федерации”
  • Статья 5. Законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации

Обновление от 13. 2020

  • Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 31.07.2020) “О государственной гражданской службе Российской Федерации”
  • Статья 26. Заключение служебного контракта
  • Статья 36. Расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего
  • Статья 44. Кадровая работа
  • Статья 51. Фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа
  • Статья 55. Поощрения и награждения за гражданскую службу
  • Глава 14. Финансирование гражданской службы. Развитие гражданской службы
  • Статья 66. Развитие гражданской службы
  • Статья 70. Органы по рассмотрению индивидуальных служебных споров

Обновление от 28. 2019

  • Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 16.12.2019) “О государственной гражданской службе Российской Федерации”
  • Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой
  • Статья 32. Отстранение от замещаемой должности гражданской службы
  • Статья 59.3. Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения

Обновление от 24. 2019

  • Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 01.05.2019) “О государственной гражданской службе Российской Федерации”
  • Статья 11. Классные чины гражданской службы, классные чины юстиции, дипломатические ранги
  • Статья 49. Квалификационный экзамен
  • Статья 50. Оплата труда гражданского служащего

Обновление от 10. 2019

  • Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 11.12.2018) “О государственной гражданской службе Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)
  • Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой
  • Статья 24. Содержание и форма служебного контракта
  • Статья 44. Кадровая работа
  • Статья 52. Основные государственные гарантии гражданских служащих
  • Статья 60.1. Ротация гражданских служащих
  • Статья 61. Подготовка кадров для гражданской службы

Обновление от 01. 2018

  • Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 30.10.2018) “О государственной гражданской службе Российской Федерации”
  • Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой

Идет загрузка.

Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины означают:

1) государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также – государственные должности) – должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации;

2) представитель нанимателя – руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.

Сенаторы одобрили законопроект о госслужбе

13 мая, Минск /Корр. БЕЛТА/. Сенаторы на заседании восьмой сессии Совета Республики Национального собрания седьмого созыва одобрили законопроект о госслужбе, передает корреспондент БЕЛТА.

Принятие проекта закона призвано повысить престиж государственной службы, статус государственного служащего, сохранить в государственном аппарате лучших и дополнительно привлечь для работы высокопрофессиональных и инициативных специалистов.

“Институт профессиональной государственной службы создан в 1993 году и в настоящее время действует на основании закона 2003 года, – рассказала министр труда и социальной защиты Ирина Костевич. – Выстроенная в нашей стране модель государственной службы позволяет решать основные ее задачи. Вместе с тем действующий около 20 лет практически в неизменном виде закон о госслужбе нуждается в пересмотре как с учетом практики его применения, так и в связи с необходимостью определить новые перспективные направления развития института государственной службы в изменившихся социальных и экономических условиях”.

Проект закона подготовлен во исполнение поручения главы государства. “Главная цель – повышение эффективности государственного управления”, – отметила министр.

“В документе закреплены четкие и исчерпывающие требования к прохождению государственной службы, определены обязанности, права и социально-правовые гарантии государственных служащих”, – отметил председатель Постоянной комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности Сергей Рачков.

Законопроект закрепляет целостную систему государственной службы, состоящую из государственной гражданской службы, военной службы, службы в военизированных организациях, а также общие для всех государственных служащих нормы, определяющие принципы государственной службы и понятия. Вводится реестр государственных гражданских должностей и совершенствуется система классов госслужащих.

Сенаторы ратифицировали соглашение между правительствами Беларуси и Армении о реадмиссии

Сенаторы ратифицировали протокол соглашения Беларуси и Армении о взаимных безвизовых поездках

Фото Максима Гучека

закон о госслужбе от 2004

закон о госслужбе от 2004

– размещаются материалы рекламно-информационного характера.

Валентин Семеняко. Фото из архива

В Палате представителей продолжается работа над законопроектом о государственной службе. Документ внесен в парламент Советом Министров и сейчас готовится к рассмотрению во втором чтении. О новациях законопроекта корреспонденту БЕЛТА рассказал председатель Постоянной комиссии по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Палаты представителей Валентин Семеняко.

“В законопроекте закрепляется целостная система государственной службы, которая включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу и службу в военизированных организациях. Закрепляется обновленная система классов для государственных гражданских служащих, в соответствии с которой каждой гражданской должности будет соответствовать один определенный класс гражданского служащего. Для гражданских служащих устанавливается высший класс, который предлагается разделить на три ранга, что позволит дифференцировать классы государственных служащих в зависимости от уровня напряженности работы и ответственности, и 9 классов, из которых 9-й класс – низший”, – рассказал Валентин Семеняко.

По его словам, законопроектом предусматривается также усиление требований к дисциплине и ответственности гражданских служащих. “Определяется понятие служебной дисциплины, закрепляется общее требование к этическому поведению гражданских служащих, вводится новая мера дисциплинарного взыскания – строгий выговор. Кроме того, устанавливается запрет на прием на гражданскую службу лиц, уволенных по любым дискредитирующим обстоятельствам, в течение двух лет после такого увольнения, а также возможность нахождения на гражданской службе лиц, имеющих гражданство другого государства, в случаях, предусмотренных международными договорами”, – отметил парламентарий.

Для повышения профессионализма гражданских служащих в проекте закона закрепляется периодичность прохождения гражданскими служащими повышения квалификации или стажировки. Как правило, один раз в три года, но не реже одного раза в пять лет.

“Для повышения престижа и привлекательности государственной службы предоставляются отдельные материальные и социальные гарантии гражданским служащим. В частности, предусматривается право постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы без учета срока работы в организациях Минска и Минского района при наличии оснований, установленных законодательными актами, – подчеркнул Валентин Семеняко. – В случае переезда на работу в другую местность предлагается предоставить государственным служащим право на внеочередное долевое строительство жилья (назначенным на руководящие должности в республиканские и местные органы управления), первоочередное право на предоставление арендного жилья, денежную компенсацию расходов по найму жилья частного фонда, их детям места в детских садах и школах”.

В качестве дополнительной меры поощрения предлагается распространить на всех гражданских служащих возможность награждения медалью “За безупречную службу”. “Критериями награждения будут безупречная служба на протяжении 10, 15 и 20 календарных лет, а также значительные достижения в государственной гражданской службе”, – дополнил парламентарий.

Депутаты приняли во втором чтении законопроект о государственной службе

12 мая, Минск /Корр. БЕЛТА/. Депутаты на заседании восьмой сессии Палаты представителей Национального собрания седьмого созыва приняли во втором чтении законопроект “О государственной службе”, передает корреспондент БЕЛТА.

Законопроект принят Палатой представителей в первом чтении 16 декабря 2020 года.

В документе закрепляется целостная система государственной службы, которая включает государственную гражданскую службу, военную службу и службу в военизированных организациях. Закрепляется обновленная система классов для государственных гражданских служащих, в соответствии с которой каждой гражданской должности будет соответствовать один определенный класс гражданского служащего. Для гражданских служащих устанавливается высший класс, который предлагается разделить на три ранга, что позволит дифференцировать классы государственных служащих в зависимости от напряженности работы и ответственности, и девять классов, из которых девятый класс – низший.

Предусматривается усиление требований к дисциплине и ответственности гражданских служащих. Для повышения профессионализма гражданских служащих в проекте закона закрепляется периодичность прохождения гражданскими служащими повышения квалификации или стажировки. Как правило, один раз в три года, но не реже одного раза в пять лет.

Для повышения престижа и привлекательности государственной службы предоставляются отдельные материальные и социальные гарантии гражданским служащим. В качестве дополнительной меры поощрения предлагается распространить на всех гражданских служащих возможность награждения медалью “За безупречную службу”. Критериями награждения будут безупречная служба на протяжении 10, 15 и 20 календарных лет, а также значительные достижения в государственной гражданской службе. -0-

В Республике Беларусь принят новый Закон «О государственной службе»

Законом Республики Беларусь от 1 июня 2022 г. № 175-З «О государственной службе» предусмотрено, что система государственной службы включает в себя следующие виды:• государственная гражданская служба;
• военная служба;
• служба в военизированных организациях. В соответствии с видами государственной службы к государственным должностям относятся: государственные гражданские должности; воинские должности; должности начальствующего и рядового состава военизированных организаций. Каждой гражданской должности соответствует определенный класс гражданского служащего (класс). Для гражданских служащих устанавливаются высший класс, состоящий из трех рангов, и девять классов, из которых девятый класс является низшим. Согласно Закону гражданские служащие проходят повышение квалификации или стажировку, как правило, один раз в три года, но не реже одного раза в пять лет. Гражданские служащие принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы в государственных органах, расположенных в городе Минске и населенных пунктах Минского района, без учета срока работы в организациях, расположенных в указанных населенных пунктах, при наличии оснований, установленных законодательными актами. Вместе с тем определены Общие требования служебной этики государственных гражданских служащих (Общие требования служебной этики). Целью Общих требований служебной этики является формирование публичного поведения гражданских служащих в интересах личности, общества и государства. Общие требования служебной этики содержат положения о внешнем виде гражданских служащих при исполнении ими служебных обязанностей, о взаимодействии со средствами массовой информации и использовании социальных сетей, поведении гражданских служащих во внеслужебное время. Отдельные положения Закона вступают в силу с 1 сентября текущего года, остальные – с 1 января 2023 г. По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь, Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь

Проект закона о госслужбе

закон о госслужбе от 2004

Депутаты Палаты представителей 16. 2020 рассмотрели в первом чтении проект закона «О государственной службе». Оценить этот документ «ЭГ» предложила заслуженному юристу Республики Беларусь Валерию ФАДЕЕВУ, участвовавшему в подготовке и обсуждении принятого в 1993 г. Закона «Об основах службы в государственном аппарате».

Его новая редакция от 14. 2003 уже под названием «О государственной службе» значительно шире и основательнее регулирует институт профессиональной госслужбы. Однако в нем по-прежнему немало отсылочных норм, что потребовало принятия множества подзаконных нормативных актов.

К тому же обоим законам присущ еще один недостаток белорусского нормотворчества: частая корректировка законодательства. Так, изменения в действующий Закон о госслужбе за 17 лет вносились аж 15 раз! Понятно, что следует учитывать происходящие изменения в обществе, экономике и т. , но о какой стабильности законодательства можно в такой ситуации говорить?

А теперь непосредственно о проекте закона, поступившего в Палату представителей. Если в действующем Законе 64 статьи, то в проекте – 82, из чего следует вывод о более детальном регулировании.

Определения госслужбы в обоих документах практически совпадают, но проектом предусмотрено обеспечение выполнения функций не только гос­органов, но и должностных лиц. В принципе с этим можно спорить, т. госслужащий всегда представляет госорган, хотя и сам обладает определенными полномочиями, но в пределах полномочий этого органа.

И там, и там перечислены по 11 принципов, на которых основывается госслужба. К сожалению, на практике эти принципы далеко не всегда соблюдаются. Но в данном случае хочу обратить внимание на то, что если в Законе есть принцип подконтрольности и подотчетности, то в проект подконтрольность не включена. Вот и начинаешь поневоле задумываться: а не ставится ли цель вывести госслужащих из-под контроля общества? Наверное, депутатам при доработке документа ко второму чтению следует обратить внимание на эту статью.

В проекте закрепляется целостная система государственной службы, состоящая из государственной гражданской службы, военной службы, службы в военизированных организациях. Определение государственной гражданской службы дано в ст. 4: это вид государственной службы, представляющий собой профессиональную деятельность граждан Республики Беларусь на государственных гражданских должностях, а также на воинских должностях, подлежащих замеще­нию офицерами, и должностях среднего, старшего и высшего начальствующего состава при их занятии в установленном законодательством порядке государственными гражданскими служащими в государственных органах.

Определение государственной гражданской должности и перечень органов, в которых они предусмотрены, содержатся в ст. Однако перечень из 10 пунктов не является закрытым, т. в него входят и иные органы. С одной стороны, логику авторов понять можно, но, напомню, в последние годы по этой причине мы имели немало проблем с доказыванием пребывания на госслужбе.

Проект несколько иначе, чем Закон, регулирует вопрос о классах гражданских служащих. Если в Законе указано: высший класс и 12 классов, из которых 12-й класс является низшим, то в проекте для гражданских служащих устанавливается высший класс, состоящий из трех рангов, и 9 классов, из которых 9-й является низшим. Напомним, что класс присваивается в зависимости от должности и влияет также на оплату труда.

Барьеры для уклонистов

Статья 39 Конституции Беларуси установила, что граждане Республики Беларусь в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах. Эта норма нашла подтверждение в ст. 29 проекта.

Можно согласиться, что с учетом характера госслужбы и ее значимости в целом для государства и общества установленные и Законом, и проектом порядок поступления на госслужбу, сбор сведений и документов, их изучение, предъявляемые требования оправданы и вполне соотносятся со ст. 23 Конституции: ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Однако некоторые моменты все же вызывают вопросы. Так, после одного известного выступления Александра Лукашенко в Закон включена норма, которая повторяется и в проекте: в приеме на госслужбу гражданину может быть отказано в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Представляется, что эта норма может быть использована в качестве барьера для неугодных власти лиц. Встает также вопрос о порядке доказывания этих фактов, а также о сроках давности.

Ведь в Уголовном кодексе есть нормы об ответственности за уклонение от воинской службы. И в отношении предусмотренных там наказаний имеются понятия сроков давности, погашения судимости. А в числе оснований для отказа в приеме на гражданскую службу названо наличие не погашенной или не снятой в установленном порядке судимости, если законодательными актами об отдельных видах гражданской службы не установлено иное. Как видим, даже ранее судимый гражданин после снятия судимости может быть принят на госслужбу, а «уклонист» – никогда?!

Еще одно основание для отказа – наличие близкого родства или свойства. Всегда ли это выдерживается сегодня? Вспоминается не столь давний судебный процесс, когда судили главу местного исполкома и его супругу, занимавшую в этом же исполкоме одну из руководящих должностей.

Отсылочные нормы и открытые перечни

В ст. 39 проекта предусмотрен отказ в приеме на госслужбу при неподписании письменных обязательств по соблюдению ограничений, предусмотренных ст. 16 Закона о борьбе с коррупцией. А указанная ст. 16 отсылает к ограничениям для госслужащих, установленным ст. 17–20 этого же Закона (занятие предпринимательством, представительство, совершение сделок, совместная служба и т. Логично включить все эти нормы в Закон о госслужбе и не требовать подписания дополнительного документа с непонятным статусом.

Правда, согласно ст. 47 Трудового кодекса нарушение госслужащим письменного обязательства по соблюдению указанных ограничений является основанием для увольнения. Однако и здесь можно поспорить: представляется, что нарушается в таких случаях не подписанное обязательство, а конкретные нормы, ограничивающие либо запрещающие те либо иные действия.

В проекте (как и в Законе) содержится перечень ограничений для госслужащих, при несоблюдении которых наступает освобождение от госслужбы. Однако и этот список не является закрытым: законодательными актами могут быть установлены иные ограничения, связанные с гражданской службой, и меры ответственности за их несоблюдение. Все же стоило дать в самом законе закрытый перечень, сократив тем самым возможности его расширения другими нормативными актами. Это повысило бы стабильность регулирования и упростило правоприменение.

То же можно сказать и о перечне оснований для прекращения контракта, в т. досрочно, где идет отсылка к иным случаям, предусмотренным законодательными актами.

Кстати, в отношении контрактов госслужащих предлагаются не­которые новеллы. Если в Законе даны пять пунктов, определяющих содержание такого документа, и записано, что иные условия устанавливаются соглашением сторон (с учетом законодательства), то про­ект предусматривает 8 пунктов, причем весьма важными являются режим труда и отдыха и оплата труда. Представляется, что речь идет о дополнительных гарантиях для госслужащих.

Кадровый реестр Главы государства

Глава 7 проекта определяет особый порядок поступления на госслужбу, ее прохождение и прекращение, а также дисциплинарную ответственность для лиц, занимающих гражданские должности, включенные в кадровый реестр Главы государства. Обращает на себя внимание использование термина «Глава государства», а не «Президент» (хотя формально это и не противоречит ст. 79 Конституции).

Но главное заключается в том, что указанные госслужащие поставлены в неравные условия с остальными, им предоставляются не всегда обоснованные преимущества либо ограничения (освобождение от конкурса, квалификационного экзамена; незаключение контракта; ряд дополнительных полномочий; освобождение от аттестации; оставление на службе при достижении предельного возраста и др.

Кроме того, стоит обратить внимание на норму ст. 57 проекта: помимо оснований для прекращения гражданской службы, перечисленных в п. 1 ст. 47, гражданская служба лиц, назначенных на гражданские должности, включенные в кадровый реестр Главы государства, прекращается в случае принятия соответствующего решения Президентом. То есть в данном случае Президент не будет связан никакими нормами права? Такое решение представляется, мягко говоря, нелогичным, особенно с учетом того, что Президент – гарант Конституции.

Это лишь некоторые аспекты, на которых хотелось остановиться. Думаю, «ЭГ» продолжит разговор об этом законопроекте – его значение для общества и объем требуют более детального обсуждения.

Раздача должностей и жилья госслужащим

закон о госслужбе от 2004

C 1 сентября 2022 г. вступил в силу Закон о госслужбе. В развитие его норм Совмин принял положения, регулирующие проведение конкурса на занятие государственной должности, порядок отставки госслужащих, получения компенсации расходов по найму жилого помещения.

Одновременно с Законом от 01. 2022 № 175-З «О государственной службе» с 01. 2022 вступило в силу постановление Совмина от 31. 2022 № 571.

Документом, помимо прочего, урегулированы вопросы получения госслужащими жилья, возведенного по госзаказу.

Например, прописан порядок досрочного расторжения договора долевого строительства в случае освобождения гражданского служащего от занимаемой гражданской должности (увольнения) до исполнения договора создания объекта долевого строительства по основаниям, признаваемым в соответствии с законодательными актами дискредитирующими обстоятельствами увольнения, по соглашению сторон либо в связи с истечением срока действия контракта.

Наниматель госслужащего обязан уведомить застройщика об освобождении человека от должности в течение 5 рабочих дней. Договор подлежит расторжению в течение месяца с даты получения застройщиком уведомления от нанимателя. Затем застройщик в течение 5 рабочих дней с даты расторжения договора обязан сообщить об этом бывшему нанимателю госслужащего и оповестить местный исполком, выдавший направление.

Статья доступна только зарегистрированным пользователям

— усиление ответственности и отток кадров

закон о госслужбе от 2004

Служение государству никогда не было простой и приятной задачей. Смелые люди, занимающие государственные должности, постоянно на виду, не могут терять самоконтроля, должны ограничивать свои желания. Тем не менее в проекте нового Закона о госслужбе предлагается обновить обязанности государственных служащих и усилить их ответственность за служебные нарушения.

Неоднократно приходилось слышать мнение, что поступить на госслужбу, как бы идеалистично это ни звучало, людей мотивирует желание сделать страну лучше. Они приходят в эту сферу со своими идеями и верой в то, что их можно реализовать, а также осознавая, что государственная служба – это, прежде всего, служение внешним, а не соб­ственным интересам. Если человек ориентируется на повышение материального уровня, то ищет работу преимущественно в реальном секторе экономики. Здесь же изначальная мотивация к финансовой свободе стремится к нулю.

Госслужащим является гражданин республики, занимающий государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования.

Государственные служащие работают в Палате представителей и Совете Республики Национального собрания, Правительстве, Конституционном, Верховном, Высшем Хозяйственном Судах, Администрации Президента, органах Комитета гос­контроля, прокуратуры, в Нацбанке, министерствах, республиканских ор­ганах госуправления (их территориальных подразделениях), дипломатических представительствах, консульских учреждениях и миссиях РБ, местных Советах депутатов, государственных нотариальных конторах, таможенных органах и т.

С 2013 г. в результате оптимизации численности госаппарата количество государственных служащих сократилось с 54 тыс. до 37 тыс. человек, то есть более чем на 30%. Идея сокращения заключалась в том, чтобы поднять статус и материальное состояние госслужащих, параллельно усилив их ответственность. В результате номинальная начисленная среднемесячная зарплата, например, в государственном управлении, выросла с 590,9 руб. в 2013 г. до 999,3 руб. на начало 2018 г.

В определенный момент, когда росли зарплаты в реальном секторе экономики, престиж госслужбы стал падать, и отток кадров усилился. Но и сейчас лучшие кадры вымывает сфера ИТ, причем не только из госслужбы, но из науки, педагогики и т.

Реально происходит также перераспределение функций и поиск места государственного аппарата в системе управления государством. Президент все чаще говорит о том, что общество, НКО и коммерческий сектор тоже должны участвовать в движении и нести ответственность за развитие страны. В связи с этим возникают вопросы взаимодействия, полномочий, ограничения обязанностей госслужащих, определения объема нагрузки.

Ограничения новые и старые

Общие требования к госслужащим, в т. к их профессиональным компетенциям, прописаны в Законе «О государственной службе в Рес­публике Беларусь». Кроме того, они определены в ведомственных положениях, должностных инструк­циях.

«Сегодня требования к государственным служащим возрастают. Например, в проекте нового Закона о госслужбе предлагается ус­ложнить процесс выхода из сектора. Не уверен, что это хорошая идея. Если человек решил уйти, он все равно найдет способ это сделать. К тому же, если он не приемлет свою работу, то и мотивации к эффективному выполнению обязанностей у него уже нет», – поясняет нам кандидат политических наук Александр Филиппов.

Для госслужащих ст. 22 Закона о госслужбе установлены ограничения, связанные с работой. Например, нельзя заниматься предпринимательской деятельностью, управлять коммерческой организацией, участвовать в забастовках и др. Ограничения для госслужащих – это нормальная практика. Они позволяют четко и однозначно избежать конфликта интересов.

В мире существуют разные подходы к госслужбе, но обычно, чем больше полномочий у госаппарата, тем чаще могут возникать злоупотребления. Наша вертикаль имеет широкие полномочия, поэтому и Закон о гос­службе жесткий. Коррупционные скан­далы возникают не потому, что в законе есть дыры, а потому что он грубо нарушается.

Президент недавно высказал идею увязать материальное положение госслужащих с ростом или падением жизненного уровня населения. Очевидно, что законодатели постоянно ищут баланс между нематериальными факторами и материальным стимулированием, понимая, что одними идеалами человек сыт не будет. Экономические бонусы госслужащего растянуты во времени: рост зарплаты с выслугой лет, солидное пенсионное обеспечение и т. Впрочем, пока нет дискуссии насчет привязки зарплат госслужащих к конкретному отраслевому показателю в области оплаты труда или одному из общих социальных нормативов.

Планируется также сформулировать этические требования к поведению должностных лиц в служебное и внеслужебное время, в социальных сетях. Есть информация, что параллельно с поправками в Закон о госслужбе разрабатывается этический кодекс госслужащего. Пока удалось выяснить, что в новом проекте Закона о госслужбе этот кодекс присутствует как часть документа, приложение.

«Но отношение к нему неоднозначное, потому что идея об этическом кодексе – результат лоббистской работы ряда негосударственных организаций под влиянием идеи наличия аналогичных кодексов в ряде западных государств и кое-где на постсоветском пространстве. Гос­служба на Западе серьезно отличается объемом полномочий, фактом подотчетности госслужащих гражданам страны и т. К тому же западная госслужба более политизирована, а казусы и ситуации, не урегулированные государством, там возникают чаще.

Дискредитация представителя определенной политической силы дискредитирует всю силу и используется в политической борьбе. У нас этого нет. Причем требования к госслужащим и их ответственность перед законом у нас выше и более четко регламентированы. Ужесточать их через введение этического кодекса равнозначно механическому закручиванию гаек. Логичнее было бы развивать положения, не допускающие конфликта интересов», – считает А. Филиппов.

Где учат министров

Подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации государственных служащих занимаются Академия управления при Президенте РБ и ее структурные подразделения. Образование I ступени в Институте государственной службы можно получить только по одной специальности – «Государственное строительство», набор по которой составляет 25 человек в год на условиях госзаказа. Есть еще ряд специальностей переподготовки только на условиях госзаказа, например, «Информационно-аналитическая работа в системе органов государственного управления».

По другим направлениям работы с 2014–2015 гг. в среднем соотношение бюджетной и платной форм переподготовки составляет 50/50. За последние 5 лет подготовку/переподготовку прошли 4,6 тыс. слушателей, повышение квалификации – более 17 тыс.

Академия управления различными формами обучения охватывает прак­тически всех государственных служащих, руководителей и лиц, состоящих в резерве. Кроме того, здесь работают со слушателями, не являющимися госслужащими, – это со­трудники силовых органов, представители БРСМ, руководство вузов, СМИ и т.

В методике преподавания Академия все сильнее акцентируется на практике, что подразумевает приглашение преподавателей-практиков и выезд­ные занятия для знакомства с прорывными технологиями. Ее парт­нерами являются EPAM, Минский трак­торный завод, холдинг «АМКОДОР», агрокомбинат «Дзержинский», Парк высоких технологий и т. В технологии обучения используются такие инструменты, как, например, деловые игры, направленные на развитие навыков комплексного решения управленческих задач, и другие.

Руководитель, каким бы ни было его образование, сталкивается с задачами, к решению которых не может подготовить ни один вуз: координация финансовых потоков, подбор кадров, управление персоналом, материальное обеспечение, взаимодействие с вышестоящими органами и в целом с внешним контуром, оперативное реагирование на изменения законодательства, идеологическая работа, противодействие кор­рупции и т. Руководители проходят переподготовку 1 раз в 3 года, в то время как в других специальностях – раз в 5 лет.

На безвозмездной основе курсы в Академии читают министры и их заместители, заместители главы Администрации Президента, Генеральный прокурор РБ, Председатель Цент­ральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов и др. Кроме того, на повышении квалификации (а это около 2,3 тыс. человек в год) ежегодно заняты еще более 300 различных преподавателей. Среди них представители различных сфер экономики, в т. реального сектора.

Депутаты на заседании восьмой сессии Палаты представителей Национального собрания седьмого созыва  во втором чтении приняли законопроект «О государственной службе». О предлагаемых новациях рассказал председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Валентин Семеняко.

В частности, законопроектом предлагается закрепление целостной системы государственной службы, которая включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу, службу в военизированных организациях, закрепление обновленной системы классов для государственных гражданских служащих, в соответствии с которой каждой гражданской должности будет соответствовать один определенный класс гражданского служащего. Для гражданских служащих устанавливается высший класс, который предлагается разделить на три ранга, что позволит дифференцировать классы государственных служащих в зависимости от уровня напряженности работы и ответственности, а также 9 классов, из которых 9-й класс низший.

Проектом регламентируются особенности службы лиц, занимающих должности, включенные в кадровый реестр Главы государства. В целях повышения профессионализма гражданских служащих в проекте Закона закрепляется периодичность прохождения гражданскими служащими повышения квалификации или стажировки, как правило, один раз в три года, но не реже одного раза в пять лет.

В качестве дополнительной меры поощрения предлагается распространить на всех гражданских служащих возможность награждения медалью «За безупречную службу». Критериями награждения будут безупречная служба на протяжении 10, 15 и 20 календарных лет, а также значительные достижения в государственной гражданской службе.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Сегодня в ходе заседания восьмой сессии Совета Республики Национального собрания сенаторы одобрили законопроект о государственной службе. Основным докладчиком по данному вопросу выступила министр труда и социальной защиты Ирина Костевич, которая рассказала об основных новшествах документа.

закон о госслужбе от 2004

– Законопроект закрепляет целостную систему государственной службы, состоящую из государственной гражданской службы, военной службы, службы в военизированных организациях, – сказала министр. – Определение единой системы заложит фундамент для сближения и выработки унифицированных подходов к регламентации различных видов государственной службы. Для обеспечения единства предусмотрены общие для всех служащих нормы, определяющие принципы государственной службы и понятия.

Кроме того, законопроектом вводится реестр государственных гражданских должностей и совершенствуется система классов госслужащих. Усиливается дисциплина и ответственность гражданских служащих в целях сближения их правового статуса с военнослужащими. Изменяется порядок определения заработка для исчисления размера пенсии за выслугу лет. Упорядочивается исчисление стажа гражданской службы, ужесточается требование при включении в стаж гражданской службы периодов предыдущей работы.

Об этом Глава Администрации Президента Игорь Сергеенко рассказал сегодня журналистам после совещания по вопросам совершенствования законодательства о государственной службе. Говоря о планируемых новациях, он отметил, что предлагается систематизировать в целом всю государственную службу в нашей стране. Предполагается, что будут введены три вида службы: государственно-гражданская, военная и служба военизированных организаций (МВД, МЧС, Следственный комитет, Департамент финансовых расследований). Соответственно, закладываются общие принципы и требования к госслужащим.

– Человек, который приходит на госслужбу, должен быть патриотом, гражданином своей страны, профессионалом, –заявил Игорь Сергеенко. – Вводится новый принцип – оценка эффективности деятельности госслужащего. Не надо полагать, что суть закона сводится к тому, что он будет давать какие-то преференции или льготы. В большей степени повышается требовательность к госслужащим. Правила служебной этики будут четко регламентировать их поведение не только на службе, но и в нерабочее время. Госслужащий должен быть примером для всех граждан нашей страны.

Изменения коснутся исчисления стажа госслужбы.

– Например, сегодня руководителю предприятия в сфере АПК, который переходит на работу в госслужбу, стаж работы председателем хозяйства или заместителем руководителя хозяйства, не засчитывается в стаж госслужбы. В новом положении предполагается, что он частично, на определенных условиях, будет засчитываться, –сказал Глава Администрации Президента.

В целом, по его словам, на совещании состоялся живой, обстоятельный разговор:

– Мы доложили о тех подходах и возможных изменениях, которые предусматриваются в законе о госслужбе и других документах. Работа над законопроектами будет продолжена и в депутатском корпусе, и на уровне экспертного сообщества, и среди госслужащих.

Сергеенко: вопрос совершенствования госслужбы актуален как никогда

О государственных гражданских должностях

Указ № 195 от 6 июня 2022 г.

Президент Беларуси Александр Лукашенко 6 июня подписал Указ № 195 “О государственных гражданских должностях”. Документ подписан для реализации положений принятого недавно Закона “О государственной службе”, которым закреплена целостная система государственной службы. В нее включены все ее виды: гражданская служба, военная служба, служба в военизированных организациях. При этом в законе детально регламентируется государственная гражданская служба, предусматривается усиление требований к госслужащим, их дисциплине и ответственности, определяются обязанности, права, социально-правовые гарантии, нормы этического поведения госслужащих как на работе, так и в быту. Законом регламентируются особенности службы лиц, занимающих должности, включенные в кадровый реестр Главы государства, а также вводится Реестр государственных гражданских должностей, упорядочивается система классов. Указом, в частности, устанавливается Реестр государственных гражданских должностей, соотношение классных чинов, персональных званий, дипломатических рангов, квалификационных классов и классов госслужащих, а также приравнивание действующих классов к новым. Реестром создана единая номенклатура всех государственных гражданских должностей в государственных органах Беларуси, упорядочены наименования должностей специалистов.

Какие ограничения у госслужащих?

Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в

Сколько можно работать на госслужбе?

Предельный возраст пребывания на гражданской службе – 65 лет. Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе и замещающему должность категории «руководители» высшей группы должностей, срок службы может быть продлен до достижения им возраста 70 лет

Кто может работать на госслужбе?

На государственную гражданскую службу (далее — гражданская служба) вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 27 июля 2004 г

Чем нельзя заниматься госслужащим?

Закон о госслужбе и Закон о противодействии коррупции запрещают государственным служащим заниматься предпринимательской деятельностью и участвовать в управлении коммерческой организации

Что нельзя госслужащим РБ?

Пособие платят ежемесячно: с первого дня отпуска по уходу до момента, когда ребёнку исполнится 1,5 года. Размер пособия составляет 40% от средней зарплаты. Для расчёта берут зарплату за предыдущие два календарных года

Что получаешь при выходе в декрет?

Работающим женщинам пособие по беременности и родам выплачивается за весь период отпуска по беременности и родам в размере 100% среднего заработка, но не более максимального лимита. Размер пособия по беременности и родам зависит от зарплаты и районных коэффициентов, если они есть

Как идет стаж в декретном отпуске?

Пособие по уходу за ребенком выплачивается только до достижения ребенком полутора лет. Соответственно, и отчисления в Пенсионный фонд так же идут до этого срока. Поэтому в страховой стаж входят только полтора года из трех. Кроме того, существует «потолок» декретных лет, которые входят в страховой стаж

Как правильно уйти с работы в декрет?

Чтобы в стандартной ситуации маме оформить отпуск по уходу за ребенком до 1,5 года, ей надо написать заявление на отпуск и его оплату, принести свидетельство о рождении ребенка, справку с места работы папы, что он не получает данный вид пособия, если нужно – справки о доходе с прошлого места работы

Можно ли госслужащим заниматься творчеством?

“В силу п. 1 части 1 статьи 11 закона “Об основах государственной службы РФ”, государственный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности”. – Это для 100% госслужащих

Какой деятельностью может заниматься государственный служащий?

В соответствии со ст. 11 Закона РФ от31. 95 № 119-ФЗ «Об основах государственной службы РФ» госслужащий может заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью. Педагогическая деятельность согласно комментариям к Закону может выполняться в нерабочее время

Какой иной оплачиваемой деятельностью может заниматься госслужащий?

К их числу относят: конкурсный отбор кандидатов при поступлении на государственную службу, включение должностного лица в кадровый резерв государственной службы, ротацию государственных служащих, представление сведений о доходах и др

Можно ли госслужащим заниматься предпринимательской деятельностью?

Так, статья 17 закона 79-ФЗ закрепляет все виды запретов, которые не вправе нарушить госработник, в частности госслужащим запрещено: Совмещать государственную службу и предпринимательскую деятельность

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *