Закон о госслужбе в республике беларусь

На сайте официально опубликован новый Закон о госслужбе (далее — Закон N 175-З), большая часть положений которого вступит в силу 01. 2022 и который непосредственно коснется практически каждого госслужащего.

Система госслужбы: терминология и понятия

В Законе N 175-З госслужба представлена в виде единой системы, которая включает три вида: государственную гражданскую службу, военную службу (абз. 3 ст. 1 Закона N 1914-XII), службу в военизированных организациях (ст. 2 Закона N 175-З), к которым относится, например, Следственный комитет (ч. 2 ст. 1 Закона N 403-З), органы финансовых расследований КГК и др.

Закон N 175-З закрепляет понятие системы госслужбы и понятия каждого вида госслужбы: гражданской, военной и военизированной (ст. 4 — 6 Закона N 175-З). Так, государственная гражданская служба — это вид госслужбы, представляющий собой профессиональную деятельность граждан Республики Беларусь на государственных гражданских должностях, а также на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, и должностях среднего, старшего и высшего начальствующего состава при их занятии в установленном законодательством порядке государственными гражданскими служащими в госорганах (ст. 4 Закона N 175-З). Отметим, что прежний Закон о госслужбе не содержал подробной регламентации госслужбы в зависимости от ее вида.

Понятие госдолжности в Законе N 175-З изложено с учетом видов госслужбы, действующих в нашей стране. Иные ключевые понятия, применяемые в этом законе («госорган», «госслужащий»), принципиальных изменений не претерпели (ст. 7 — 9 Закона N 175-З).

Действие Закона N 175-З, как и ранее, в основном касается гражданских государственных служащих и не распространяется, за исключением общих положений закона (гл. 1 Закона N 175-З), на лиц, проходящих военную службу и службу в военизированных организациях. Деятельность последних, как и прежде, регулируется нормами специальных НПА, закрепляющих их правовой статус (п. 2 ст. 10 Закона N 175-З).

Реестр должностей и классы госслужащих

С 01. 2023 все гражданские государственные должности в зависимости от характера, объема полномочий и обязанностей будут представлены в виде Реестра (п. 1 ст. 16 Закона N 175-З, Указ N 195).

При этом в госорганах будут применяться наименования должностей государственных гражданских служащих, которым соответствуют классы государственных гражданских служащих, определенные в этом Реестре (ч. 1 п. 1 Указа N 195).

Наименования должностей руководителей (их заместителей) структурных подразделений госорганов, осуществляющих свою деятельность на правах главных управлений, управлений или отделов, если они не включены в Реестр, могут устанавливаться исходя из наименований соответствующих структурных подразделений (ч. 2 п. 1 Указа N 195).

Двойное наименование должности государственного гражданского служащего может применяться только в случае, если каждое из его составляющих включено в Реестр (ч. 3 п. 1 Указа N 195).

При отсутствии в Реестре наименования должности государственного гражданского служащего, которую он занимал до вступления в силу Указа N 195, ее наименование подлежит изменению (п. 2, приложение 4 к Указу N 195). Например, должность «государственный налоговый инспектор» с 01. 2023 будет именоваться «старший государственный налоговый инспектор» (п. 8 приложения 4 к Указу N 195).

Закон N 175-З предусматривает обновленную систему классов для государственных гражданских служащих. В соответствии с ней каждой гражданской должности будет соответствовать один определенный класс гражданского служащего (п. 1 ст. 17 Закона N 175-З).

Для гражданских служащих также устанавливается высший класс, который разделен на три ранга, а также 9 классов, из которых 9-й класс — низший (п. 2 ст. 17 Закона N 175-3). Это позволит дифференцировать классы госслужащих в зависимости от уровня напряженности работы и ответственности. Напомним, что в настоящее время для госслужащих установлен высший класс и 12 классов, низшим из которых является 12-й класс (п. 2 ст. 11 Закона N 204-З).

Присвоение классов государственным гражданским служащим, занимающим соответствующие должности в госоргане на 01. 2023, а также при поступлении на государственную гражданскую должность служащего будет осуществляться в соответствии:

с Реестром по государственной гражданской должности;

приравниванием либо соотнесением классов, установленных в подп. 2, 2. 3 п. 2 Указа N 195, если имеющийся у государственного служащего класс (классный чин, персональное звание, дипломатический ранг, квалификационный класс) приравнивается (соотносится) к более высокому классу государственного гражданского служащего по сравнению с классом, определенным в Реестре (подп. 3 п. 3 Указа N 195).

Приравнивание классов госслужащих к классам государственных гражданских служащих будет осуществляться в соответствии с таблицей (приложение 2 к Указу N 195).

Класс госслужащего до 01. 2023Класс государственного гражданского служащего
Высший — имеющийся у лиц, занимающих (занимавших) высшую государственную должностьВысший класс 1-го ранга
ВысшийВысший класс 2-го ранга
1Высший класс 3-го ранга
2Первый
3Второй
4Третий
5Четвертый
6Пятый
7Шестой
8Седьмой
9Восьмой
10Девятый
11Девятый
12Девятый

Соотнесение классных чинов, персональных званий, дипломатических рангов, квалификационных классов и классов государственных гражданских служащих будет осуществляться в соответствии с приложением 3 к Указу N 195. Например, прокурорский работник, имеющий классный чин государственного советника юстиции 1-го класса, должностное лицо таможенных органов, имеющее персональное звание «государственный советник таможенной службы 1-го ранга», и судья, имеющий высший квалификационный класс 1-го ранга, соотносятся с высшим классом 1-го ранга государственного гражданского служащего.

Изменения в квалификационных классах коснется также и судей. Напомним, что в настоящее время им могут присваивать высший, первый, второй, третий, четвертый и пятый квалификационные классы (ч. 1 ст. 87 Кодека о судоустройстве и статусе судей). Указанная шкала квалификационных классов сохранится, однако высший квалификационный класс будет иметь две степени — 1-го и 2-го рангов. Высший квалификационный класс 1-го ранга будут присваивать только двум судьям — Председателям Конституционного и Верховного судов Республики Беларусь, а высший квалификационный класс 2-го ранга — заместителю Председателя и судьям Конституционного Суда Республики Беларусь, заместителям Председателя Верховного Суда Республики Беларусь (п. 4 ст. 75 Закона N 175-З). Таким образом, судьям Верховного Суда с 01. 2023 не вправе присваивать высший квалификационный класс.

Руководители госорганов обязаны привести наименования должностей государственных гражданских служащих в соответствие с Реестром, приложением 4 к Указу N 195 и присвоить классы государственных гражданских служащих с 01. 2023 (п. 4 Указа N 195).

Ненормированный рабочий день

С 01. 2022 Закон N 175-З устанавливает для всех гражданских служащих ненормированный рабочий день без предоставления дополнительного отпуска (п. 2 ст. 45 Закона N 175-З). Исключения из этой нормы нет. Ранее в Законе N 204-З подобной нормы не было. Полагаем, что в новой норме закреплена существующая практика в госорганах. Напомним, что ненормированный рабочий день — это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут при необходимости эпизодически по письменному или устному приказу (распоряжению), постановлению нанимателя или по своей инициативе с ведома нанимателя или уполномоченного должностного лица нанимателя выполнять свои трудовые обязанности за пределами установленной нормы продолжительности рабочего времени. При этом возможная в связи с этим переработка сверх нормы рабочего времени не является сверхурочной работой и компенсируется предоставлением дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день (ч. 1 ст. 118-1 ТК).

Отметим также, что ненормированный рабочий день для госслужащих не упоминается ни в Положении N 1271, ни в примерной форме контракта, в связи с чем, на наш взгляд, контракты с госслужащими потребуется привести в соответствии с новым законодательством (ч. 4 ст. 19 ТК). Помимо этого, для тех госслужащих, которым не был установлен ненормированный рабочий день, ранее его установление, по нашему мнению, будет являться изменением существенных условий труда (ч. 2 ст. 32 ТК). Тем не менее такое новшество обусловлено изменением законодательства (ч. 4 ст. 19 ТК), а не инициативой нанимателя.

Служебная дисциплина, ответственность и профессионализм госслужащих

С 01. 2022 Закон N 175-З также предусматривает усиление требований к дисциплине и ответственности гражданских служащих. В Законе N 175-З дается определение понятия служебной дисциплины (п. 1 ст. 72 Закона N 175-З). Отметим, что Закон N 204-З определения понятия «служебная дисциплина» не содержал. Под служебной дисциплиной понимают исполнение гражданскими служащими своих служебных обязанностей, установленных Законом N 175-З, иными актами законодательства, должностной инструкцией, приказов руководителей, а также условий контрактов (срочных трудовых договоров) (п. 1 ст. 72 Закона N 175-З).

Закон N 175-З вводит новую меру дисциплинарного взыскания для госслужащих — строгий выговор (подп. 3 п. 1 ст. 73 Закона N 175-З). На практике она и ранее применялась к некоторым категориям госслужащих, например к сотрудникам Следственного комитета (абз. 4 п. 19 Дисциплинарного устава Следственного комитета), сотрудникам Государственного комитета судебных экспертиз (абз. 4 п. 19 Дисциплинарного устава), а в отношении некоторых иных госслужащих применялась персонально (абз. 3 п. 1 и абз. 3 п. 2 Указа N 502).

Действующий Закон N 204-З за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей к госслужащим предусматривает шесть мер дисциплинарного взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; лишение полностью или частично стимулирующих выплат на срок до 12 месяцев; понижение в классе госслужащего на срок до шести месяцев; увольнение с занимаемой должности в соответствии с Законом N 204-З, ТК и иными законодательными актами. В Законе N 175-З таких мер также шесть, но из него исключено в качестве меры ответственности понижение в классе госслужащего на срок до шести месяцев (п. 1 ст. 73 Закона N 175-З, п. 1 ст. 57 Закона N 204-З). Впрочем, ни прежний, ни новый законы перечисленными мерами дисциплинарного взыскания не ограничиваются, за нанимателем сохраняется право применить иные меры дисциплинарного взыскания, установленные законодательством (п. 2 ст. 73 Закона N 175-З).

Закон N 175-З устанавливает с 01. 2022 запрет на прием на гражданскую службу лиц, уволенных по любым дискредитирующим обстоятельствам, в течение двух лет после такого увольнения, а на гражданские должности, включенные в кадровые реестры, — в течение пяти лет после такого увольнения, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь (подп. 11 п. 1 ст. 38 Закона N 175-З). При этом полный перечень дискредитирующих обстоятельств увольнения приведен в п. 6 Декрета N 5.

Отметим, что в настоящее время лиц, уволенных по такому основанию, не вправе принимать на работу в течение пяти лет на госслужбу на должности, включенные в кадровые реестры Главы государства, Правительства, облисполкомов (Мингорисполкома), рай(гор)исполкомов, местных администраций районов в городах (ч. 1 п. 8 Декрета N 5). При этом положения Декрета N 5 сохраняют свою силу до тех пор, пока он не будет признан утратившим силу, а его положения имеют приоритет только по отношению к законам, принятым до издания Декрета (ч. 3 ст. 142 Конституции). Соответственно, с 01. 2022 в этой части следует руководствоваться нормами Закона N 175-З. Таким образом, Закон N 175-З вводит определенную дифференциацию в сроках принятия на работу лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, в зависимости от категории должности госслужащего и распространяет свое действие на все кадровые реестры, а не только перечисленные в Декрете N 5.

Закон N 175-З также исключает возможность нахождения на гражданской службе лиц, имеющих гражданство (подданство) другого государства, если иное не предусмотрено международными договорами (подп. 7 п. 1 ст. 38 Закона N 175-З). Ранее Закон N 204-З устанавливал запрет лишь для лиц, у которых отсутствовало гражданство Республики Беларусь (подп. 7 п. 1 ст. 33 Закона N 204-З).

Закон N 175-З закрепляет общие требования к этическому поведению гражданских служащих (подп. 12 п. 1 ст. 25, подп. 2 п. 2 ст. 72, приложение к Закону N 175-З). В частности, даже во внеслужебное время гражданские служащие должны следовать высоким нравственным принципам и нормам поведения (п. 15 приложения к Закону N 175-З). Помимо этого, при ведении личных аккаунтов в социальных сетях они не должны размещать информацию, распространение которой в СМИ запрещено, а также сведения, способные нанести ущерб их персональной репутации и авторитету власти в целом (п. 14 приложения к Закону N 175-З).

Для поддержания уровня профессионализма гражданских служащих в Законе N 175-З установлена периодичность повышения квалификации или стажировки. По общему правилу они будут проходить один раз в три года, но не реже одного раза в пять лет (п. 3 ст. 40 Закона N 175-З). Отметим, что Закон N 204-З также не содержал подобной нормы.

Сенаторы одобрили законопроект о госслужбе

13 мая, Минск /Корр. БЕЛТА/. Сенаторы на заседании восьмой сессии Совета Республики Национального собрания седьмого созыва одобрили законопроект о госслужбе, передает корреспондент БЕЛТА.

Принятие проекта закона призвано повысить престиж государственной службы, статус государственного служащего, сохранить в государственном аппарате лучших и дополнительно привлечь для работы высокопрофессиональных и инициативных специалистов.

“Институт профессиональной государственной службы создан в 1993 году и в настоящее время действует на основании закона 2003 года, – рассказала министр труда и социальной защиты Ирина Костевич. – Выстроенная в нашей стране модель государственной службы позволяет решать основные ее задачи. Вместе с тем действующий около 20 лет практически в неизменном виде закон о госслужбе нуждается в пересмотре как с учетом практики его применения, так и в связи с необходимостью определить новые перспективные направления развития института государственной службы в изменившихся социальных и экономических условиях”.

Проект закона подготовлен во исполнение поручения главы государства. “Главная цель – повышение эффективности государственного управления”, – отметила министр.

“В документе закреплены четкие и исчерпывающие требования к прохождению государственной службы, определены обязанности, права и социально-правовые гарантии государственных служащих”, – отметил председатель Постоянной комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности Сергей Рачков.

Законопроект закрепляет целостную систему государственной службы, состоящую из государственной гражданской службы, военной службы, службы в военизированных организациях, а также общие для всех государственных служащих нормы, определяющие принципы государственной службы и понятия. Вводится реестр государственных гражданских должностей и совершенствуется система классов госслужащих.

Сенаторы ратифицировали соглашение между правительствами Беларуси и Армении о реадмиссии

Сенаторы ратифицировали протокол соглашения Беларуси и Армении о взаимных безвизовых поездках

Фото Максима Гучека

Закон о госслужбе в республике беларусь

Закон о госслужбе в республике беларусь

Закон о госслужбе в республике беларусь

– размещаются материалы рекламно-информационного характера.

Закон Чеченской Республики от 10. 2022 № 23-рз
“О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 38 И 39 ЗАКОНА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ “О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ”

Дата опубликования: 18. 2022

Номер опубликования: 2000202205180014

Государственный служащий не вправе:

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через иных лиц, оказывать содействие супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, служащим которого он является либо подчиненного и (или) подконтрольного ему;

принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;

занимать другие государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами;

принимать участие в забастовках;

выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением должностных обязанностей по месту основной службы, кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики. Педагогическая (в части реализации содержания образовательных программ), научная, культурная, творческая деятельность, медицинская практика в рабочее время могут осуществляться по согласованию с руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность, или уполномоченным им лицом;

использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также граждан, если это расходится с интересами государственной службы;

принимать имущество (подарки) или получать другую выгоду в виде услуги в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий. Полученные государственными служащими при проведении протокольных и иных официальных мероприятий сувениры, стоимость которых превышает пять базовых величин, передаются в доход государства по решению комиссии, создаваемой руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность;

использовать во внеслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа и служебную тайну;

иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в других странах и иных предусмотренных законодательством случаев;

принимать без согласия Президента Республики Беларусь государственные награды иностранных государств;

получать от иностранных государств документы, предоставляющие права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью, а равно пользоваться такими льготами и преимуществами, если иное не вытекает из международных договоров Республики Беларусь.

Законодательными актами могут быть установлены иные ограничения, связанные с государственной службой.

Государственный служащий обязан передать в установленном законодательством порядке в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли участия (акции, права) в уставном фонде коммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

3-1. При поступлении на государственную службу граждане, имеющие документы, указанные в подпункте 1. 13 пункта 1 настоящей статьи, обязаны передать их на время прохождения государственной службы в кадровую службу соответствующего государственного органа.

Государственный служащий, нарушивший требования пунктов 1–3-1 настоящей статьи, подлежит освобождению от занимаемой должности.

Какие ограничения у госслужащих?

Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в

Что нельзя госслужащим РБ?

Для госслужащих ст. 22 Закона о госслужбе установлены ограничения, связанные с работой. Например, нельзя заниматься предпринимательской деятельностью, управлять коммерческой организацией, участвовать в забастовках и др. Ограничения для госслужащих – это нормальная практика

Сколько можно работать на госслужбе?

Предельный возраст пребывания на гражданской службе – 65 лет. Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе и замещающему должность категории «руководители» высшей группы должностей, срок службы может быть продлен до достижения им возраста 70 лет

Кто имеет право работать на госслужбе?

На государственную гражданскую службу (далее — гражданская служба) вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 27 июля 2004 г

Что запрещено на госслужбе?

Федеральный закон “О государственной гражданской службе Российской Федерации” от 27. 2004 N 79-ФЗ (последняя редакция) КонсультантПлюс Данный документ (в ред. Федерального закона от 30. 2021 N 437-ФЗ) в отношении отдельных органов применяется с 1 января 2023 года

Чем отличаются запреты и ограничения на госслужбе?

Отметим, что ограничение — это условие, при котором гражданин не может быть принят на гражданскую службу или не может более находиться на ней, а запреты — это то, что гражданский служащий не вправе делать при нахождении его на государственной службе

Какой закон регламентирует деятельность государственных гражданских служащих?

Федеральный закон № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе РФ”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *