Госслужба что это кратко

Чем различаются?

Для начала стоит отметить, что само понятие муниципальной службы появилось в российском законодательстве сравнительно недавно. До становления местного самоуправления потребности в этом термине и институте не было. Служба в органах местного самоуправления выступала частью государственной.

При этом Конституция РФ, которая была принята в 1993 году, закрепила положение, что органы местного самоуправления не относятся к государственным. Затем был принят соответствующий закон, который разграничил государственную и муниципальную службы и закрепил разницу между этими понятиями. В результате государственная служба представляет собой профессиональную деятельность, которая направлена на обеспечение исполнения полномочий государственными органами.

Таким образом, муниципальная служба не входит в структуру государственной и отличается от нее. При этом ей требуется собственное правовое регулирование. Под этим термином понимают самостоятельный институт местного самоуправления. Все расходы на его функционирование осуществляются за счет местного бюджета.

Еще одним важным отличием разных видов гражданской службы считается классификация должностей. Государственные чины делятся по категориям. Они входят в Реестр государственных должностей и делятся на высшие, главные, ведущие. Также существуют старшие и младшие чины.

Муниципальные должности делят по другому принципу. Они базируются на заключении трудового договора и устанавливаются нормативными документами органов местного самоуправления. При этом основой считается реестр муниципальных должностей, который утверждается субъектом РФ.

Госслужба что это кратко

Порядок прохождения альтернативной гражданской службы в современной РоссииПравить

  • Граждане могут проходить АГС исключительно на государственных предприятиях. Например, альтернативнослужащие работают санитарами в больницах, диспансерах и домах-интернатах, строителями, рабочими на заводах, лесниками, библиотекарями, архивистами, рабочими в цирках и театрах, почтальонами, дежурными на метеостанциях, пожарных командах.
  • Представители коренных малочисленных народов направляются для прохождения АГС в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.
  • Граждане, избравшие АГС, не вправе по собственной инициативе расторгнуть трудовой договор.
  • Срок альтернативной гражданской службы превышает срок службы по призыву.

В настоящий момент прохождение АГС в России регулируется Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе». Схема направления граждан на альтернативную гражданскую службу выглядит следующим образом:

  • Граждане подают заявление о замене военной службы по призыву на АГС в военный комиссариат, решение по заявлению принимается призывной комиссией;
  • К месту прохождения АГС гражданина направляет военный комиссар в соответствии с планом направления, утверждённым Федеральной службой по труду и занятости;
  • Граждане, избравшие АГС, могут быть заняты только на тех должностях и только в тех организациях, которые содержатся в официальном перечне, ежегодно утверждаемом Минздравсоцразвития;
  • Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом РФ.

Срок АГС для граждан, направленных для её прохождения с 1 января 2008 года, составляет:

  • 21 месяц — для граждан, проходящих АГС в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов РФ;
  • 18 месяцев — для граждан, проходящих АГС в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Ограничение прав и свобод граждан, проходящих АГСПравить

  • занимать руководящие должности;
  • принимать участие в забастовках или организовывать их;
  • уклоняться от исполнения должностных обязанностей;
  • оставлять рабочее место в период рабочего времени;
  • подрабатывать по совместительству в других организациях.

Вместе с тем за гражданином сохраняются другие права и свободы, предусмотренные трудовым законодательством и другими нормативно-правовыми актами. Например, проходящий АГС, в отличие от солдата, имеет право на образование — по заочной или вечерней форме.

Меры социальной защитыПравить

меры охраны труда и здоровья людей;установление гарантированного минимального размера оплаты труда;обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;развитие системы социальных служб;установление государственных пенсий и пособий;другие меры.

денежные пособия, в том числе субсидии и единовременные (разовые) выплаты;местные доплаты до прожиточного минимума;программы борьбы с бедностью, в том числе адресные, с оценкой нуждаемости, по социальным контрактам;социальные услуги;меры по содержанию, обслуживанию, воспитанию, консультированию, обучению и сопровождению детей;социальные льготы;медицинская, социальная, трудовая, психологическая адаптация и реабилитация;геронтологическая помощь;содержание в стационарных и нестационарных учреждениях социального обслуживания;содержание в хосписах;предоставление продовольственной помощи и обеспечение жизненно необходимыми товарами;помощь в получении образования и профессиональной подготовки;благотворительность;другие меры.

В чем отличия государственной службы от муниципальной и разница

Система власти Российской Федерации отличается сложной и многоступенчатой структурой. Важную роль в ней играют институты муниципальной и государственной службы. Они характеризуются определенными особенностями и специфическими свойствами. Чтобы разобраться в строении главных институтов, рекомендуется понять отличия муниципальной службы от государственной.

Отличия государственной и муниципальной службы

Главной отличительной особенностью государственной и муниципальной службы является осуществление государственной службы на федеральном и региональном уровнях управления, а муниципальной службы – на местном уровне управления. Конституция Российской Федерации признает независимость государственной и муниципальной власти друг от друга.

Утверждение этого принципа обеспечивает отсутствие подчиненности между муниципальными и государственными служащими.

Основные различия государственной и муниципальной службы состоят в юридическом разграничении уровней функционирования органов государственного и муниципального управления.

В системе муниципальной службы присвоение классных чинов осуществляется преимущественно без проведения квалификационных экзаменов, что в определенной мере является нормой для муниципальной службы. При этом государственные служащие могут получить классный чин только по результатам квалификационного экзамена.

Также к числу отличий государственной и муниципальной службы можно отнести вопрос финансирования трудовой деятельности государственных и муниципальных служащих. Государственные служащие федерального и регионального уровня получают денежное содержание соответственно из федерального и региональных бюджетов. В то время как муниципальные служащие получают денежное содержание из муниципальных бюджетов.

Властные полномочия государственных служащих федерального уровня распространяется на всю территорию Российской Федерации, регионального уровня – на территорию отдельного региона Российской Федерации. В то время как муниципальные служащие осуществляют реализацию своих полномочий на локальном местном уровне.

Денежное довольствие

Содержание гражданского служащего формируется из должностного оклада, премий и надбавок за особые условия, выслугу, квалификационный разряд. Сотрудники также вправе получать материальную помощь.

Величина оклада, размер и правила определения надбавок устанавливаются в федеральных и региональных законодательных актах.

При утверждении фондов з/п федеральных госорганов в них помимо сумм, предназначенных для выплаты окладов, включают средства на надбавки за следующее:

Классный чин, квалификационный разряд, дипломатический ранг. Они выплачиваются ежемесячно в размере 4-х окладов.

Особые условия госслужбы. Они также выплачиваются ежемесячно, но в размере 2,5 оклада.

Выслугу лет. Эти надбавки предусмотрены каждый месяц и составляют 3 оклада.

В ФОТ включаются также средства на премии по итогам работы и материальную помощь. Их размеры – 3 и 2 оклада соответственно.

Виды государственной службы

Современным законодательством в систему государственной службы включены следующие виды деятельности:

  • гражданская государственная служба;
  • военная государственная служба;
  • иная государственная служба.

Государственная гражданская служба представляет собой вид государственной службы, опосредующий профессиональную деятельность российских граждан на должностях гражданской службы для обеспечения исполнения полномочий органов публичного управления федерального и регионального уровня, а также лиц, замещающих государственные должности Федерации и субъектов Федерации.

Военная служба представляет собой вид государственной службы, опосредующий профессиональную служебную деятельность российских граждан, осуществляемую на воинских должностях в Вооруженных силах и других войсках для обеспечения обороны и безопасности государства.

Иные виды государственной службы включает традиционно правоохранительную деятельность, то есть профессиональную деятельность российских граждан, которая осуществляется ими на должностях в правоохранительных органах для реализации функций по обеспечению безопасности, правопорядка, законности, борьбы с преступностью, защиты прав личности.

Принципы государственной службы

Как отмечалось выше, государственная служба представляет собой единый институт, объединяющий несколько относительно самостоятельных видов служебной деятельности. Общими для всех видов государственной службы выступают следующие принципы ее организации и реализации:

  • федерализм. Названный принцип предполагает обеспечение единства системы государственной службы при соблюдении установленного Конституцией разграничения объектов управления и полномочий между федеральным и региональным уровнями публичного управления;
  • законность. Названный принцип требует соблюдения Конституции и федерального законодательства, а также подзаконных нормативных актов как при организации государственной службы, так и при непосредственном исполнении полномочий конкретным государственным служащим;
  • приоритет прав личности. Названный принцип предполагает, что государственные служащие при реализации своих служебных обязанностей должны действовать в интересах личности;
  • равная доступность должностей государственной службы для российских граждан. Названный принцип предполагает установление конкурсных процедур отбора кандидатов на должности государственной службы соответствующих законодательно установленным требованиям к профессиональным знаниям и опыту, а также деловым качествам. Конкурсный отбор позволяет предотвратить негативные коррупционные тенденции клановости, кумовства на государственной службе;
  • единство организационно-правовых основ государственной службы. Названный принцип предполагает, что государственная служба организуется на единых конституционно и законодательно регламентированных принципах. Это, в частности, касается и принципов поступления на службу и реализации служебной деятельности государственными служащими;
  • открытость и прозрачность организации осуществления государственной службы. Названный принцип позволяет осуществлять общественный контроль над законностью и эффективностью функционирования института государственной службы;
  • профессионализм и компетентность государственных служащих. Названный принцип обеспечивает привлечение на должности государственной службы для решения важнейших задач публичного управления лиц, которые имеют необходимые профессиональные знания и практические навыки и умения, для эффективной реализации таких задач, для инициативного, ответственного, добросовестного исполнения своих полномочий;
  • недопустимость неправомерного вмешательства в деятельность государственных служащих. Этот принцип предполагает установление системы гарантий в отношении государственных служащих, не допускающих незаконное вмешательство в их профессиональную деятельность, давление на них и пр.

Особенности статуса

Не являются гражданскими служащими работники бюджетных организаций, в том числе реализующие властно-распорядительные полномочия. В данном случае должности, которые занимают эти сотрудники, не удовлетворяют требованиям должностей госслужбы, однако денежное содержание им выплачивается из бюджетных средств. К таким работникам относят, к примеру, педагогов школ и вузов, врачей медучреждений.

Что запрещено госслужащим

  • Управлять коммерческой или некоммерческой организацией и принимать участие в ее управлении. Кроме тех, в которых он состоит на безвозмездной основе.
  • Быть предпринимателем или заниматься предпринимательством через доверенных лиц.
  • Приобретать ценные бумаги, если по ним можно получить доход.
  • Быть представителем третьих лиц. Касается тех государственных органов, в которых работает госслужащий.
  • Принимать подарки. Подарки госслужащим являются собственностью субъекта РФ. Если госслужащий получил подарок в командировке, он может его выкупить.
  • Выезжать по работе за пределы РФ за счет физических и юридических лиц. Исключение — командировки.
  • Использовать технику и рабочий инвентарь в личных целях.
  • Разглашать конфиденциальную информацию.
  • Публично высказываться о работе государственных органов. В том числе в СМИ — если это не является трудовой обязанностью.
  • Принимать награды, звания. Можно принимать только с письменного заявления. Исключение — научные звания.
  • Использовать преимущества своего высокого положения во время предвыборной агитации, а также в интересах политических партий. Это же касается и других объединений, в том числе религиозных. Не запрещено, если это входит в трудовые обязанности.
  • Создавать в госструктурах общественные и политические партии.
  • Прекращать свою работу, чтобы решить служебный спор.
  • Входить в совет иностранной некоммерческой неправительственной организации. В том числе их подразделений на территории РФ.
  • Заниматься деятельностью, полностью финансируемой из-за рубежа. Может быть одобрено с письменного заявления.

Редактор: Наталия Алекса
Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Иллюстрация: LightField Studios / Shutterstock

Цифры и фактыПравить

Ещё одной проблемой является направление желающего пройти АГС на работу на оборонные предприятия, что оказывается несовместимым с его убеждениями.

Должности ГС

Согласно статье 8 вышеупомянутого ФЗ, посты госслужащих подразделяются на:

Принято делить также должности государственной службы по категориям и/или группам в соответствии с федеральным и региональным законодательствами страны. Существуют и такие посты в федеральных гос. органе и органе субъекта РФ, которые не являются должностями ГС. Трудовая деятельность работников, занимающих такие рабочие места, регулируется трудовым законодательством.

Для лиц, которые замещают рабочие места ГС, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровня устанавливаются квалификационные требования.

Госслужба что это кратко

Наказание за уклонение от прохождения альтернативной службыПравить

Уклонение от прохождения альтернативной службы влечет за собой привлечение к уголовной ответственности в виде:

  • штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев,
  • обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов,

СсылкиПравить

Несмотря на наличие специфики государственной и муниципальной службы, существуют определенные общие их черты, к числу которых можно отнести следующие:

  • во-первых, наличие квалификационных требований к лицам, претендующим на несение государственной и муниципальной службы. Данные квалификационные требования по своей сути носят абсолютно одинаковый характер;
  • во-вторых, зачет стажа государственной службы в стаж муниципальной службы и наоборот;
  • в-третьих, применение исходных принципов оплаты труда, одинаковых социальных гарантий в системе государственной и муниципальной службы.

Государственная и муниципальная служба имеют схожие категории квалификации должностей государственных и муниципальных служащих. также в системе государственной и муниципальной службы существует механизм присвоения классных чинов.

В целом муниципальная и государственная службы обладают существенными сходствами, позволяющими рассматривать их в качестве одного вида профессиональной деятельности.

Характеристика системы и видов государственной службы в Российской Федерации

Прежде всего, необходимо отметить нормативно-правовой акт, который является некой правовой базой системы и видов государственной службы. Речь идет о Федеральном законе № 58-ФЗ, который был принят 27 марта 2003 года, и получил название ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации”. Именно он закрепил в себе основные положения о системе госслужбы в РФ.

Важным фактором является единство системы государственной службы, которое основывается на взаимосвязи видов госслужбы.

2 указанного нормативного правового акта закрепляет систему государственной службы Российской Федерации, состоящую из следующих видов государственной службы:

  • государственная гражданская служба (федеральная и субъектов РФ);
  • военная служба;
  • государственная служба иных видов.

Предлагается более подробно ознакомиться с каждым из видов государственной службы в Российской Федерации.

Государственная гражданская служба. Для нее законодательство предусмотрело отдельный закон, который регулирует порядок ее осуществления. Так, в Федеральном законе “О государственной гражданской службе Российской Федерации” № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года закреплены основные положения о гражданской службе, перечислены должности, существующие на гражданской службе, рассмотрен статус (правовое положение) гражданских служащих, порядок поступления на службу и ее прохождение, заключение и прекращение служебного контракта, вопросы финансирования и пр.

Как уже было отмечено ранее, государственная гражданская служба подразделяется также на две отдельные самостоятельные составляющие, к которым принято относить:

  • федеральную государственную гражданскую службу, которая рассматривается в качестве профессиональной служебной деятельности граждан, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, и направленной на обеспечение исполнения возложенных на федеральные органы государства полномочий;
  • государственную службу субъектов Российской Федерации, рассматриваемую в качестве профессиональной деятельности граждан, замещающих государственные должности в госорганах субъектов Российской Федерации, и направленной на обеспечение исполнения возложенных на органы субъектов Российской Федерации полномочий.

Военная служба. Закон, регулирующий данный вид государственной службы был принят 28 марта 1998 года за № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”. Данный акт содержит общие положения, где дается понятие “военной службы” и “военнослужащих”, также закрепляет нормы о воинском учете, о добровольной и обязательной подготовке к военной службе граждан, призыве на военную службу, а также поступлении на нее по контракту. Раздел VI закона полностью посвящен военной службе. Он содержит в себе статьи о порядке прохождения военной службы, об обязанностях военнослужащих, сроках службы, форме одежды и знаках различия, о присяге и обязательствах, о воинских должностях, присвоении и лишении званий, а также о переводе военнослужащих и приостановлении воинской службы.

Государственная служба иных видов. Основанием для внесения данного пункта в закон явился принятый 13 июля 2015 года ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу ч. 19 ст. 323 ФЗ “О таможенном регулировании в РФ” за № 262-ФЗ. Данный нормативно-правовой акт исключил из ст. 2 ФЗ “О системе государственной службы РФ” правоохранительную службу, являвшуюся одним из видов госслужбы. Он предусмотрел вместо нее “иные виды госслужбы, устанавливаемые федеральными законами”. При этом закон установил, что типовые должности госслужбы иных видов должны быть отражены в перечнях, утверждаемых Президентом РФ. На данный момент такой перечень не составлен. Предполагается, что составляющими этого списка станут должности в органах, в функции которых входит обеспечение законности, безопасности, правопорядка, борьба с преступностью и защита прав и свобод граждан.

Федеральный закон о гражданской ГС Российской Федерации

Гражданская ГС в России регулируется ФЗ-79 «О гражданской государственной службе Российской Федерации» от 27. 2004 года. В данном законодательном акте закреплены основные нюансы гражданской ГС, указан перечень должностей, условия принятия на службу, ее исполнение и прекращение, правовой статус госслужащего, в статьях закона описаны положения о том, как связаны гражданская государственная и муниципальная служба, гражданская ГС и другие виды ГС, перечислены принципы гражданской госслужбы и т.

Помимо ФЗ-79 гражданскую госслужбу регулирует Конституция РФ, ФЗ-58, указы президента, постановления правительства, законы федеральных учреждений исполнительной власти и нормативно-правовые акты субъектов страны, устанавливающие особенности несения ГГС.

Мифы об АГСПравить

  • Право на АГС имеют только верующие определённых конфессий
    На самом деле: Выбрать АГС вместо военной службы вправе не только верующий, но и каждый гражданин, подлежащий призыву, убеждениям которого противоречит несение военной службы (ст. 59, ч. 3 Конституции России, ст. 2 ФЗ об АГС).
  • На самом деле: Выбрать АГС вместо военной службы вправе не только верующий, но и каждый гражданин, подлежащий призыву, убеждениям которого противоречит несение военной службы (ст. 59, ч. 3 Конституции России, ст. 2 ФЗ об АГС).
  • На АГС вправе претендовать лишь тот, кому религиозные или пацифистские убеждения не позволяют брать в руки оружие.
    На самом деле: Никакой связи права на АГС с отказом от ношения оружия закон не устанавливает. Религиозный или иной запрет ношения оружия на самом деле может быть одним из оснований отказа от военной службы.
  • На самом деле: Никакой связи права на АГС с отказом от ношения оружия закон не устанавливает. Религиозный или иной запрет ношения оружия на самом деле может быть одним из оснований отказа от военной службы.
  • Необходимо представить «справки» о принадлежности к определённой религиозной или пацифистской организации.
  • Утверждения гражданина о невозможности прохождения военной службы по убеждениям или вероисповеданию должны подтвердить свидетели.
    На самом деле: В заявлении гражданин вправе указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию (ст. 11 ФЗ об АГС).
  • На самом деле: В заявлении гражданин вправе указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию (ст. 11 ФЗ об АГС).
  • Гражданин должен доказать, что военная служба противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Призывная комиссия вправе отказать гражданину, если придет к выводу об отсутствии у него соответствующих убеждений.
    На самом деле: Доказывать наличие убеждений или вероисповедания не требуется. Убеждения недоказуемы. Необходимо лишь обосновать свой выбор. В заявлении должны быть изложены не фактические подтверждения наличия убеждений, а мотивы выбора гражданской службы взамен военной. Отказать гражданину, претендующему на АГС, весьма непросто: законных оснований для отказа у призывной комиссии, как правило, быть не может, если заявление подано с соблюдением сроков и других формальностей. Бремя доказывания недостоверности доводов гражданина о том, что военная служба противоречит его убеждениям или вероисповеданию, лежит на призывной комиссии (ст. 12 ФЗ об АГС).
  • На самом деле: Доказывать наличие убеждений или вероисповедания не требуется. Убеждения недоказуемы. Необходимо лишь обосновать свой выбор. В заявлении должны быть изложены не фактические подтверждения наличия убеждений, а мотивы выбора гражданской службы взамен военной. Отказать гражданину, претендующему на АГС, весьма непросто: законных оснований для отказа у призывной комиссии, как правило, быть не может, если заявление подано с соблюдением сроков и других формальностей. Бремя доказывания недостоверности доводов гражданина о том, что военная служба противоречит его убеждениям или вероисповеданию, лежит на призывной комиссии (ст. 12 ФЗ об АГС).
  • Заявление не может быть принято без санкции областного (краевого, республиканского) военкома.
    На самом деле: Заявление подается в военкомат, в котором гражданин состоит на учете без каких-либо санкций и согласований (ст. 11 ФЗ об АГС).
  • На самом деле: Заявление подается в военкомат, в котором гражданин состоит на учете без каких-либо санкций и согласований (ст. 11 ФЗ об АГС).

Сущность государственной службы в Российской Федерации

Государственную службу в РФ можно охарактеризовать следующими признаками, которые позволяют отличить ее от иных видов служб:

  • профессионализм;
  • компетентность;
  • прохождение на определенных должностях;
  • порядок прохождения;
  • оплата.

Профессионализм. Для государственного служащего прохождение государственной службы – это основной род его занятий. Недопустимо совместительство при ее прохождении, а также другая безвозмездная или оплачиваемая деятельность. Исключение при этом составляют только предусмотренные в законе случаи. Такие условия для поведения государственных служащих направлены на обеспечение высокого качества исполнения ими своих обязанностей при несении службы.

Компетентность. В данном случае речь идет о соответствии государственных служащих тем функциям, которые они выполняют при несении ими государственной службы. Требования предъявляются к образованию, знаниям, стажу, и выступают как условия, позволяющие обеспечивать реальные способности служащих по выполнению ими своих обязанностей на замещаемых должностях государственной службы.

Прохождение на определенных должностях. Служба может реализовываться исключительно на государственных должностях, которые закреплены Сводным реестром должностей госслужбы РФ. Для получения статуса госслужащего лицо в обязательном порядке должно быть назначено на должность, относящуюся к государственной службе. Все они прописаны в Сводном реестре государственных должностей РФ, который утверждается федеральным законом. Если должность в этом реестре отсутствует, то замещающее ее лицо не может признаваться госслужащим.

Стоит подчеркнуть предоставленную в законодательстве возможность для граждан, которые временно не замещают должность госслужбы, но при этом сохраняют приобретенный ранее статус, находиться в резерве госслужбы, в распоряжении командира и т. При этом без полученного назначения поступить на госслужбу путем вступления в должность невозможно.

Порядок прохождения. Как правило, государственную службу проходят в государственных органах. Следуя приведенному ранее определению “государственной службы”, можно констатировать тот факт, что государственные органы и аппараты укомплектованы государственными должностями, которые замещают лица, являющиеся государственными служащими. При этом есть случаи прохождения госслужбы не в органах и аппаратах государства, а в государственных унитарных учреждениях и предприятиях.

В качестве примера можно рассмотреть отделы вневедомственной охраны, осуществляющие свою деятельность в составе органов внутренних дел районов и городов, которые относятся к государственным органам, тогда как вневедомственная охрана предстает в качестве государственного учреждения, а не органа.

Еще один случай – главные управления специального строительства, относящиеся к Федеральному агентству специального строительства. В них возможно прохождение военной службы, несмотря на их организационно-правовую форму как унитарных предприятий.

Аналогию можно провести с учреждениями, которые относятся к уголовно-исполнительной системе ФСИН (Федеральная служба исполнения наказаний). Так, в них возможна правоохранительная служба, хотя они не относятся к государственным органам.

Следует отметить, что среди всех граждан, которые работают в государственных органах, некоторые не обладают статусом госслужащих. Речь идет о тех, кто подписывает трудовой договор, и исполняет свои обязанности в качестве обеспечивающего персонала.

Оплата. Источником оплаты труда государственных служащих является бюджет государства. Федеральный закон о бюджете, законы субъектов РФ о бюджетах предусматривают положения о расходах на содержание аппарата государства. Так, положенное государственным служащим вознаграждение за труд и денежное содержание, обеспечивается за счет средств бюджета государства.

Социальная защита в Российской ФедерацииПравить

Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на федеральном, региональном и местном уровнях.

Государственные внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защиту в РФ:

НаградыПравить

Гражданам России, работающим в области социальной защиты населения не менее 15 лет, может быть присвоено почётное звание «Заслуженный работник социальной защиты населения Российской Федерации».

Принципы ГГС

К принципам гражданской ГС относятся:

Гражданская государственная служба взаимосвязана с другими видами госслужбы РФ. Как и иные формы ГС, она имеет аналогичные принципы ее построения и является звеном единой системы госслужбы РФ. Гражданская государственная и муниципальная служба также сопряжены между собой. Данная связь обеспечивается посредством:

Госслужба что это кратко

Модели социальной защитыПравить

  • Немецкая (бисмарковская) предусматривает обеспечение социальных прав в соответствии с отчислениями, которые уплатил человек на протяжении всей активной жизни. Для семей с ограниченными возможностями существуют различные государственные программы.
  • Английская (бевериджская) предусматривает предоставление социальной помощи в минимальных размерах независимо от принадлежности к какой-либо категории.
  • Корпоративная предусматривает предоставление социальной помощи непосредственно от компаний в пользу работника
  • Смешанная сочетает в себе различные соотношения признаков иных моделей

Понятие и значение государственной службы

Перед государством стоит задача повышения эффективности функционирования государственного механизма. Одним из направлений повышения эффективности функционирования государственного механизма является оптимизация деятельности государственной службы, на что направлена административная реформа в последние десятилетия.

Значение государственной службы заключается не только в том, что государственные служащие обеспечивают непосредственную реализацию функций публичного управления в своей повседневной профессиональной деятельности, но и в установлении доверия между обществом и государством.

Таким образом, государственную службу можно рассматривать как один из факторов политической и социальной стабильности.

В социальном контексте институт государственной службы представляет собой инструмент, обеспечивающий взаимодействие государства и населения, в том числе в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг.

Как и всякий государственный институт, государственная служба подлежит законодательному регулированию на уровне конституционного и отраслевого законодательства. Необходимость жесткой правовой регламентации государственной службы связана с тем, что государственному служащему в силу специфики его профессиональной деятельности вверяются властные полномочия и, как следствие, возникает опасность злоупотребления полномочиями.

Для обеспечения эффективности государственной службы и предотвращения злоупотреблений по службе государственными служащими законодательно:

  • регламентируются требования к лицам, претендующим на должности государственной службы;
  • устанавливаются стандарты осуществления государственной деятельности;
  • предусматриваются инструменты предотвращения злоупотреблений по службе, противодействия коррупции и ответственность государственных служащих в случае допущения нарушений по службе.

Виды социальной защитыПравить

  • Доступное здравоохранение;
  • Льготы;
  • Доступное образование;
  • Пенсионное обеспечение;
  • Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;
  • Меры социальной поддержки.

Не государственные формы:

  • Добровольное социальное страхование;
  • Благотворительность;
  • Частные системы здравоохранения и др.

Юридически значимые моментыПравить

Левинсон поясняет, что это означает — убеждениями, которые могут быть основанием для замены военной службы на альтернативную гражданскую, являются не любые, а только серьёзные, глубокие и искренние убеждения, вступающие в непреодолимый конфликт с военной службой. Из этого следует, что, подавая заявление, гражданин должен указать, что его убеждения являются серьёзными, глубокими и искренними. Поскольку не существует средства измерения этих критериев, они принимаются на веру.

Правозащитник указал на то, что Конституционный Суд практически не допускает наличие политических убеждений, которые включают в себя протест против обязательного призыва на военную службу. Определение явно показывает тот факт, что инстанция призыва в праве указать на то, что призывник имеет «не те» убеждения.

Этапы проверки

Аттестацию проводят в 2 этапа раз в 3 года. Первая стадия является подготовительной. От своевременности и качества работы на этом этапе во многом будут зависеть результаты проверки.

Подготовка к аттестации осуществляется планомерно. Она начинается с разъяснения служащим целей, задач и порядка проведения проверки. В ходе подготовки уточняется перечень сотрудников, подлежащих аттестации, формируется список членов комиссии, оформляются необходимые документы

Руководитель госоргана должен издать приказ, в котором указываются все существенные сведения о проверке, в том числе график и сроки ее проведения.

Классификация

Существуют разные критерии, по которым выделяют группы гражданских служащих. Это, в частности, такие признаки, как:

Основным критерием классификации является вид службы. По этому признаку выделяют федеральных и региональных гражданских служащих. Классные чины также являются критерием классификации.

Федеральными госслужащими являются граждане, осуществляющие профессиональную деятельность на должностях в федеральных органах и получающие денежное довольствие из средств федерального бюджета.

Кого не возьмут на гражданскую госслужбу

  • Полностью или частично недееспособного — по решению суда.
  • Отбывающего наказание или имеющего запрет на работу в органах госслужбы.
  • Сменившего гражданство или получившего еще одно.
  • Предоставившего фальшивые документы или ложные сведения (в том числе о доходах и имуществе) при приеме на работу.
  • Утратившего доверие.
  • Отказавшегося от допуска к гостайне.
  • Не проходившего военную службу по призыву без законных оснований.
  • Отказавшегося предоставить сведения о страницах в интернете, на которых размещена информация о нем или любая общедоступная (например, страницы профилей в соцсетях).
  • Кроме того, будущий подчиненный не должен быть родственником начальника.

На военную службу не возьмут без хорошей физической формы, с медицинскими противопоказаниями или не прошедших психологический отбор. Для некоторых должностей требуется квалификация и специальное образование.

Госслужба что это кратко

Какие причины отказа в работе незаконны

Повышение зарплат госслужащим

Сравнительно недавно активно обсуждался вопрос об увеличении денежного довольствия должностных лиц госорганов. Однако, по всей видимости, изменения размера содержания будут нескоро.

В течение нескольких последних лет повышения зарплаты госслужащим не производилось. Наоборот, указом Президента величина довольствия уменьшалась.

Спорные моменты

Разделение госслужащих в зависимости от госорганов, в которых они осуществляют деятельность, предполагает учет как минимум 2-х обстоятельств:

В настоящее время вопрос о видах правоохранительных структур остается дискуссионным. Одни юристы относят к ним и судебные органы, другие исключают судебные инстанции. Между тем ни первый, ни второй подход нельзя принять безоговорочно. Дело в том, что в судебной системе существуют и инстанции общей юрисдикции, и военные суды.

Сравнительный анализ и таблица

Общие характеристики и отличия рассматриваемых понятий приведены в таблице:

Муниципальная службаГосударственная служба Общие характеристики Преимущественно одинаковые квалификационные требования к сотрудникам Похожие механизмы классификации должностных единиц Похожие особенности начисления заработной платы и получения социальных гарантий Основные отличия Представляет собой разновидность деятельности людей в муниципальных структурах, которые отличаются юридической независимостью от государственных органов. Представляет собой форму деятельности людей в государственных органах власти. Они принадлежат к федеральному или региональному уровню. В любом случае, муниципальные структуры им не подотчетны. Классные чины часто предоставляются без квалификационного экзамена. При таком виде деятельности это считается нормой. Классные чины присваиваются исключительно после сдачи квалификационного экзамена.

Виды госслужбы

Государственная служба — это работа в аппарате государственного управления.

Гражданские госслужащие работают в Госдуме, федеральном или региональном правительстве, министерствах разных уровней. Военные — в вооруженных силах, нацгвардии, разведке, ФСБ, госохране, военной прокуратуре, следственном комитете, пожарной службе и подобных местах. Все они получают зарплату из федерального или регионального бюджета.

Госслужба что это кратко

Как законно не ходить в армию

По данным на 2019 год, в России около 855 тысяч государственных гражданских служащих. Плюс еще 395 тысяч муниципальных служащих работает в органах местного самоуправления.

Все должности четко делятся на категории:

  • руководители;
  • помощники, или советники;
  • специалисты;
  • обеспечивающие специалистов.

И по старшинству:

  • высшие,
  • главные,
  • ведущие,
  • старшие,
  • младшие.

Как правило, по этой вертикали строится карьера, от нее же зависят и прибавки к зарплате. Если между зарплатами младших и старших должностей разница в несколько тысяч, то доход у советников уже значительно выше — не говоря о руководителях.

Обозначение терминов

Чтобы понять, в чем заключаются отличия между этими понятиями, важно разобраться с терминологией.

Муниципальная служба

В Российской Федерации под этим термином понимают трудовую деятельность граждан, которая осуществляется в местных органах власти. К ним относятся городские и районные советы и администрации. Положения Конституции отделяют этот вид власти от государственной. Это преимущественно влияет на разграничение разных форм службы.

К муниципальным служащим не относятся люди, которые получили свою должность по результатам проведения выборов. Должности в этом случае отличаются определенной иерархией. Они бывают ведущими и главными. Также в классификацию входят старшие и младшие сотрудники. Точные списки регламентируются правовыми актами, которые принимают органы власти субъектов Российской Федерации.

Чиновникам, которые работают в муниципальных структурах, могут выдаваться классные чины. На их получение влияет уровень должности, которую занимает человек. Также важен стаж сотрудника. Помимо этого, учитываются профессиональная подготовка и квалификация человека.

Квалификационный экзамен на получение муниципальной должности считается в большей степени опциональным условием присвоения классного чина. Необходимость его проведения фиксируется в локальных документах того или иного органа.

Государственная служба

Госслужба – это трудовая деятельность граждан, которые могут работать в разных органах власти. Речь идет преимущественно об исполнительной ветви. В России сюда входят министерства и различные ведомства, которые находятся в их подчинении.

Важно учитывать, что к госслужащим не относятся люди, которые получают свой пост в системе власти по результатам проведения выборов или вследствие существенного влияния их итогов. Это касается Президента, Председателя Правительства, министров. Также госслужащими нельзя считать депутатов Государственной Думы. Не относятся к этой категории и судьи. При этом обычные сотрудники судебных инстанций могут быть госслужащими.

В РФ существует несколько уровней должностей. К ним относятся руководители, специалисты и помощники. Также в эту группу включают обеспечивающих специалистов.

Госслужба что это кратко

Особенности прохождения федеральной государственной гражданской службы в Российской Федерации

  • Одна из особенностей прохождения государственной гражданской службы в Российской Федерации — повышенные меры контроля со стороны государства за деятельностью и финансами гражданского служащего и членов его семьи.
  • Целями данного контроля является противодействие коррупции в системе государственной службы и реализация принципов открытости и публичности в деятельности государственных органов.
  • В настоящее время российскими властями официально признана проблема коррупции в стране и последовательно ведется борьба с ее проявлениями и профилактика коррупционных преступлений.
  • Поэтому с 2005 года (с момента вступления в силу Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ») лица, замещающие должности государственной гражданской службы, представляют сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичные сведения в отношении своих супругов и несовершеннолетних детей.
  • Данное требование распространяется в том числе и на государственных гражданских служащих, проходящих службу в органах внутренних дел.

По мнению законодателя, государственная служба — это сфера деятельности, из которой исключены какие бы то ни было личные или иные финансовые интересы, препятствующие добросовестному выполнению служебных обязанностей. Государственный служащий не имеет права участвовать в каких-либо финансовых операциях, поскольку это может привести к корыстной заинтересованности с его стороны в принятии решений органом государственной власти либо им самим как должностным лицом такого органа.

Кроме того, государственный гражданский служащий по роду своей деятельности имеет доступ к сведениям, составляющим государственную и (или) иную охраняемую законом тайну, иной закрытой служебной информации, использование которой в личных и, тем более, в корыстных целях не допускается.

Именно поэтому для государственных гражданских служащих установлены запреты участия на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, осуществления предпринимательской деятельности, получения в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц, и т.

С 1 января 2013 года статьей 20. 1 Федерального закона № 79-ФЗ закреплена обязанность государственных гражданских служащих предоставлять представителю нанимателя сведения не только о доходах, но и о своих расходах, а также о расходах членов своей семьи в порядке, установленном федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Обязанность декларирования расходов установлена во многих странах. Необходимость декларирования расходов российскими госслужащими уже несколько лет обсуждалась как учеными-правоведами, так и на законодательном уровне.

  • Данная мера позволит более эффективно осуществлять контроль за финансовой дисциплиной государственных гражданских служащих, поскольку появится объективная возможность сравнения уровня доходов и расходов служащего.
  • Юлия Столярова,
  • начальник правового отдела
  • УМВД России по Новгородской области

В случае если гражданину не может быть предоставлена путевка на лечение в санаторно-курортном учреждении МВД в соответствии с направлением медицинской организации, ему в порядке, определенном руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, и в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета может быть приобретена путевка в иное санаторно-курортное учреждение соответствующего профиля (п. 9 ст. 11 Закона № 247-ФЗ).

Кроме того, в соответствии с п. 7 ст.

11 Закона № 247-ФЗ за гражданином, уволенным со службы в ОВД и ставшим инвалидом вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в ОВД, сохраняется право на лечение в санаторно-курортных учреждениях указанного федерального органа за плату в размере 25% стоимости путевки, определяемой руководителем МВД.

  • Юлия Столярова,
  • начальник правового отдела
  • УМВД России по Новгородской области

Кто является госслужащим в России?

Статья 10. Федерального закона от 27. 2003 N 58-ФЗ (ред. от 23. 2016) «О системе государственной службы Российской Федерации» дает четкое определение государственным служащим.

К госслужащим относятся сотрудники, которые работают в:

Должности государственной гражданской службы создают на основании указов Президента РФ, федерального законодательства, актов субъектов РФ.

Все должности государственных служащих условно подразделяют на пять основных групп:

Сюда входят как высшие руководители государства, так и их помощники. Им присваивают чины действительных государственных советников.

К госслужащим относятся те специалисты, которые работают в госорганах федерального или регионального уровня. Заработную плату им выплачивают из федерального или регионального бюджета. Госслужащие могут быть военные и гражданские.

Так, по закону к гражданским госслужащим относят:

Ограничения Условия и порядок принятия на госслужбу, а также требования к гражданским служащим установлены в ФЗ № 79. В 16 статье этого нормативного акта закреплены определенные ограничения.

На госслужбу не могут приниматься субъекты:

Прочие ограничения могут предусматриваться федеральными законами.

Управление и финансирование ГС

Управление государственной службой осуществляется согласно ст. 16 ФЗ-58, исходя из которой система управления ГС создается на федеральном уровне и уровне субъектов РФ.

Для совершенствования системы госслужбы регулярно реализуются федеральные и региональные программы реформирования и развития федеральной ГС и ГС субъектов.

Федеральная государственная служба и гражданская ГС субъектов финансируются за счет средств федеральной казны или бюджета региона соответственно в порядке, который установлен ФЗ и иными нормативно-правовыми актами РФ, законами и иными актами субъектов России.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 августа 2021 года; проверки требуют 6 правок.

Эта статья описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (Россия), возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. (сентябрь 2021)

Что такое госслужба своими словами?

Государственная служба Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих

Что такое работа на госслужбе?

Государственная служба — это работа в аппарате государственного управления. Гражданские госслужащие работают в Госдуме, федеральном или региональном правительстве, министерствах разных уровней

Что означает статус госслужащего?

Федеральный государственный служащий — работник, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счёт средств федерального бюджета

Чем нельзя заниматься госслужащим?

Закон о госслужбе и Закон о противодействии коррупции запрещают государственным служащим заниматься предпринимательской деятельностью и участвовать в управлении коммерческой организации

Чем отличаются запреты и ограничения на госслужбе?

Отметим, что ограничение — это условие, при котором гражданин не может быть принят на гражданскую службу или не может более находиться на ней, а запреты — это то, что гражданский служащий не вправе делать при нахождении его на государственной службе

Что обязан делать госслужащий?

К основным обязанностям гражданского служащего относят: Соблюдать законодательство Российской Федерации. Исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом. Исполнять поручения руководителей, данные в пределах их полномочий

Почему могут не взять на госслужбу?

Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления без уважительной причины являются основанием для отказа гражданину (гражданскому служащему) в их приеме (Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г

Что означает государственный служащий?

Государственный служащий — работник ( служащий ), исполняющий те или иные обязанности в соответствии с занимаемой должностью на государственной службе

В чем заключается работа госслужащего?

Суть государственной службы заключается в улучшении благосостояния страны и ее граждан. Госслужащие , наверное, никогда не останутся без работы, ведь перечень профессий велик. Список колеблется в зависимости от места работы: департаментов, отделов, государственных органов

Что запрещено на госслужбе?

Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в

Что такое госслужба кратко?

Главная задача государственного служащего – исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом. Цель госслужбы – помогать государству на местах осуществлять свои функции, приводить в исполнение законы и правила. Денежное содержание государственного служащего стабильно, фиксировано

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *