Когда можно поступить на госслужбу

Условия и порядок поступления на государственную гражданскую службу

На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса.

Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы и проводится в соответствии с Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112, Единой методикой проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31. 2018 № 397.

Конкурс не проводится:

  • при   назначении   на   замещаемые   на определенный срок полномочий должности  гражданской  службы  категорий  «руководители»  и  «помощники (советники)»;
  • при заключении срочного служебного контракта;

3) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях:

а)  если  гражданскому  служащему,  который по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением не может исполнять должностные обязанности по замещаемой должности гражданской службы, предоставляется соответствующая его квалификации и не противопоказанная по состоянию здоровья иная должность гражданской службы;

б)  если  при  сокращении  должностей  гражданской  службы   или   упразднении  государственного органа  государственно-служебные  отношения   с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:

– уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки;

– уровня его  профессионального  образования  и  стажа  гражданской  службы  (государственной  службы  иных  видов)  или  работы  (службы)  по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы;

– отказа от предложенной для замещения должности гражданской службы в порядке ротации по причинам:

наличия заболевания, в связи с которым замещение должности гражданской службы в порядке ротации противопоказано по состоянию здоровья гражданского служащего в соответствии с медицинским заключением;

невозможность  проживания  членов  семьи  гражданского  служащего  (супруга,  супруги,  несовершеннолетних  детей,  детей  старше  18 лет,  ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме обучения, родителей, лиц, находящихся на иждивении гражданского служащего и проживающих совместно с ним) в местности, куда гражданский служащий назначается в порядке ротации, в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы или медицинским заключением;

в) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.

Конкурс может не проводиться:

при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа;

при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей  гражданской  службы,  по  решению  представителя нанимателя.

Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

Претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия.

В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов – специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

В состав конкурсной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 04. 2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» образован общественный совет, а также в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации образован общественный совет, наряду с лицами, указанными в части 8 настоящей статьи, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

Состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.

Претендент на замещение должности гражданской службы вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Право поступления на государственную гражданскую службу

На государственную гражданскую службу (далее – гражданская служба) вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Предельный возраст пребывания на гражданской службе – 65 лет.

Поступление на гражданскую службу

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено федеральным законом.

Конкурс проводится в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона
от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ  «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года № 112
«О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации
от 31. 2018 № 397  «Об утверждении единой методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации
и включение в кадровый резерв государственных органов», Указом Губернатора Свердловской области от 20. 2013 № 451-УГ  «Об утверждении Положения о кадровом резерве на государственной гражданской службе Свердловской области», методикой проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Свердловской области и включение в кадровый резерв Министерства социальной политики Свердловской области, утвержденной приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 23. 2018. № 276 (далее – методика проведения конкурса).

На конкурсе оценивается профессиональный уровень претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствие установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

1) при назначении на замещаемые на определённый срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;

2) при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

3) при заключении срочного служебного контракта;

4) при назначении государственного гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28, частью 1 статьи 31 и частью 9 статьи 60. 1 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включённого в кадровый резерв на гражданской службе.

Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом Президента Российской Федерации.

Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано
в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям
к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом для поступления на гражданскую службу и её прохождения.

Претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом Министерства социальной политики Свердловской области образуется конкурсная комиссия.

Члены конкурсной комиссии не позднее 3 рабочих дней до начала ее заседания знакомятся с материалами выполнения кандидатами конкурсных заданий. Перечень указанных материалов определяется председателем конкурсной комиссии.

Заседание конкурсной комиссии проводится при наличии не менее двух кандидатов. В ходе заседания комиссии проводится индивидуальное собеседование с кандидатами. Принятие конкурсной комиссией решения об определении победителя конкурса
без проведения конкурсной комиссией очного индивидуального собеседования с кандидатом не допускается.

Для принятия решения об определении победителя конкурса конкурсная комиссия определяет итоговый балл каждого кандидата по результатам конкурсных процедур.

Итоговый балл кандидата определяется как сумма среднего арифметического баллов, выставленных кандидату членами конкурсной комиссии по результатам индивидуального собеседования, других конкурсных заданий, и баллов, набранных кандидатом по итогам тестирования и выполнения иных аналогичных конкурсных заданий.

По результатам сопоставления итоговых баллов кандидатов формируется рейтинг кандидатов.

Критерии для формирования рейтинга кандидатов по итогам конкурсных процедур: рейтинг кандидатов формируется из кандидатов, прошедших все конкурсные процедуры и выполнивших все конкурсные задания;

рейтинг кандидатов формируется на основе итогового балла каждого из кандидатов, определенного по сумме итоговых баллов кандидатов по результатам всех конкурсных процедур: первое место в рейтинге занимает кандидат, набравший наибольший итоговый балл, далее места распределяются в порядке убывания итогового балла кандидатов;

при равенстве баллов преимущество имеет кандидат, набравший наибольшее количество баллов в ходе индивидуального собеседования.

Решение конкурсной комиссии об определении победителя конкурса (кандидата для включения в кадровый резерв) принимается в отсутствие кандидатов персонально по каждому кандидату. Победителем признается кандидат, который набрал наибольшее количество голосов членов конкурсной комиссии.

По результатам конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы конкурсная комиссия принимает одно из следующих решений:

1) признать одного из кандидатов победителем конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы;

2) признать всех кандидатов не отвечающими квалификационным требованиям
для замещения вакантной должности гражданской службы, на которую проводился конкурс;

3) рекомендовать включить в кадровый резерв Министерства кандидата, который
не стал победителем конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы,
но профессиональные и личностные качества которого получили высокую оценку, из числа кандидатов, общая сумма набранных баллов которых составляет не менее 50 процентов максимального балла;

4) признать конкурс несостоявшимся в случае, если менее двух кандидатов допущено к участию в конкурсе и приняло участие в конкурсных процедурах.

По результатам конкурса на включение в кадровый резерв конкурсная комиссия принимает одно из следующих решений:

1) признать одного из кандидатов победителем конкурса на включение в кадровый резерв;

2) признать всех кандидатов не отвечающими квалификационным требованиям
по должности гражданской службы, на которую формируется кадровый резерв;

3) признать конкурс несостоявшимся в случае, если менее двух кандидатов допущено к участию в конкурсе и приняло участие в конкурсных процедурах.

Решение конкурсной комиссии является основанием для назначения кандидата
на вакантную должность гражданской службы (включения в кадровый резерв) либо отказа
в таком назначении (включении в кадровый резерв).

Претендент на замещение должности гражданской службы вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». (Информация об обжаловании результатов конкурса)

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 27 июля 2004 года
№ 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» для замещения должности гражданской службы требуется соответствие квалификационным требованиям
к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя – к специальности, направлению подготовки.

Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.

Для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)» ведущей группы должностей гражданской службы, категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования.

Для замещения должностей гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы обязательно наличие профессионального образования.

Квалификационные требования к стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной гражданской службы, устанавливаются указом Президента Российской Федерации, а для замещения должностей гражданской службы субъектов Российской Федерации – законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Свердловской области от 15 июля 2005 года № 84-ОЗ «Об особенностях государственной гражданской службы Свердловской области»:

для замещения должностей государственной гражданской службы Свердловской области устанавливаются следующие квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы Российской Федерации или работы по специальности, направлению подготовки:

1) не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы Российской Федерации или стажа работы по специальности, направлению подготовки – для замещения должностей государственной гражданской службы Свердловской области, относящихся к группе высших должностей государственной гражданской службы Российской Федерации;

2) не менее двух лет стажа государственной гражданской службы Российской Федерации или стажа работы по специальности, направлению подготовки либо не менее одного года стажа государственной гражданской службы Российской Федерации или стажа работы по специальности, направлению подготовки (для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома) – для замещения должностей государственной гражданской службы Свердловской области, относящихся к группе главных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации.

Для замещения должностей государственной гражданской службы Свердловской области, относящихся к группе ведущих, старших и младших должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы Российской Федерации или работы по специальности, направлению подготовки не предъявляются.

По вопросам поступления на государственную гражданскую службу Свердловской области в Министерстве социальной политики Свердловской области обращаться по телефону (343) 312-00-08 (доб. 143) – ведущий специалист отдела государственной службы и кадров Овчинникова Елена Александровна.

Требования к заполнению справок о доходах

На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом
от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон).

Предельный возраст пребывания на гражданской службе — 65 лет.

Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено Законом. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы.

– при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;

– при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

– при заключении срочного служебного контракта;

– при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28, частью 1 статьи 31 и частью 9 статьи 60. 1 Закона;

– при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв государственного органа, сформированный на конкурсной основе.

Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа.

По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными Законом для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

Претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с Законом.

В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), а также независимые эксперты – представители научных, образовательных и других организаций, являющиеся специалистами в соответствующих областях и видах профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, по вопросам кадровых технологий и государственной гражданской службы. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

Включаемые в состав конкурсной комиссии независимые эксперты – представители научных, образовательных и других организаций приглашаются и отбираются уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации по запросу представителя нанимателя, направленному без указания персональных данных независимых экспертов,
в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым с учетом порядка, установленного Правительством Российской Федерации.

В состав конкурсной комиссии в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при котором образован общественный совет, наряду с указанными выше лицами включаются представители общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

Кандидатуры представителей общественного совета при государственном органе для включения в состав конкурсной комиссии представляются этим советом по запросу руководителя государственного органа.

Претендент на замещение должности гражданской службы вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в установленном федеральным законодательством порядке.

Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утверждается указом Президента Российской Федерации.

Список документов, необходимых для участия в конкурсе

Личное заявление.

Заполненная и подписанная анкета по форме, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26. 2005 № 667-р, с приложением фотографии.

Копия паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс).

Копия трудовой книжки, заверенная нотариально или кадровой службой по месту службы (работы), и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и (или) иные документы, подтверждающие служебную (трудовую) деятельность гражданина (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые).

Копии документов об образовании и о квалификации, а также по желанию гражданина копии документов, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, документов о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровой службой по месту работы (службы).

Документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению (по форме 001-ГС/у).

Статья была впервые опубликована в приложении к газете «Ведомости» – «Справочнике карьериста 2019/2020», вышедшем в сентябре 2019 г.

Государство остро нуждается в молодых кадрах, в один голос говорят представители министерств, ведомств, региональных и муниципальных администраций. Они набирают выпускников вузов с широким кругом специальностей: экономистов, юристов, инспекторов, IT-cпециалистов и т. В последние годы доля старшеклассников, студентов и выпускников, желающих работать в госсекторе, снизилась вдвое – с 38% в 2016 г. до 19% в 2019 г. , по данным опроса HeadHunter. Тем не менее для молодежи госслужба может стать хорошей стартовой площадкой для карьеры. Треть выпускников, опрошенных HeadHunter в 2019 г. , по-прежнему считают работу в государственных органах престижной, и больше половины считают ее преимуществом премии, льготы и хороший соцпакет, почти столько же респондентов – стабильность.

Но насколько реально выпускнику вуза попасть на государственную службу? «Ведомости» опросили более десятка федеральных и региональных органов власти, чтобы выяснить, каких молодых специалистов они ждут и какие условия им предлагают.

Федеральные органы исполнительной власти

Как устроиться в Минкомсвязи, Минпромторг, Федеральную налоговую службу и другие федеральные органы власти

Счетная палата ежегодно нанимает около 100 новых сотрудников, в основном инспекторов, говорит начальник отдела развития управленческих компетенций и оценки результативности персонала Счетной палаты Мария Долголаптева. Но иногда ведомство набирает в штат IT-специалистов, специалистов по управлению персоналом, финансистов и бухгалтеров, продолжает она. Конкурс высокий – 40–80 кандидатов на неруководящую позицию.

Чтобы устроиться в Счетную палату, нужно иметь высшее образование не ниже бакалавриата, быть усидчивым и терпеливым. В первый год работы новому специалисту придется многому учиться, изучать законы и практику их применения, поясняет Долголаптева. Кандидаты без стажа, но с красным дипломом имеют преимущество, добавляет она.

Счетная палата публикует вакансии на собственном сайте, на портале gossluzhba. gov. ru и на ресурсах поиска работы. На линейные и руководящие позиции Счетная палата также приглашает участников и победителей конкурса «Лидеры России», добавляет Долголаптева.

Молодым специалистам проще всего попасть в Счетную палату после успешного прохождения производственной практики в ведомстве. На практику приглашают студентов 4–5-го курсов шести вузов: ВШЭ, МГУ, МГЮА, Российского экономического университета, Финансового университета и РАНХиГС. Ежегодно принимают около 50 студентов. Лучшим практикантам предлагают стартовую позицию в Счетной палате.

Текучесть молодых кадров до 30 лет в Счетной палате составляет около 10% в год, по словам Долголаптевой. Зарплаты в Счетной палате соответствуют рынку, уверяет она, но молодежь на госслужбе не устраивают ограничения. Например, необходимость отчитываться о доходах, предоставлять сведения об имуществе и банковских счетах, получать разрешение на выезд заграницу, а в отдельных случаях – и на перемещение по стране. Многие студенты и выпускники считают чиновничий труд скучным, но молодежь ошибается, уверена Долголаптева: госсектор меняется и перед чиновниками встают задачи не менее интересные и амбициозные, чем в коммерческих компаниях.

186 306 руб.

в среднем зарабатывают госслужащие в Счетной палате, по данным Росстата

Федеральная таможенная служба

Федеральная таможенная служба (ФТС) последние годы активно набирает IT-специалистов, говорит ее представитель. Служба проводит масштабную реформу системы, создаются электронные таможни и центры электронного декларирования, поэтому службе нужны квалифицированные кадры. Однако самыми востребованными остаются специалисты по таможенному делу. Конкурс составляет от двух до пяти человек на место, уточняет представитель.

48%

молодых соискателей, желающих попасть на госслужбу, хотят работать

На службу принимают граждан России 18–65 лет со средним профессиональным или высшим образованием. Кандидатам нужно собрать множество документов и справок, например о доходах и состоянии здоровья. Конкурс жесткий: соискатели проходят собеседования, тесты, пишут рефераты, а также участвуют в групповых дискуссиях, рассказывает представитель. Лучших берут в штат или зачисляют в кадровый резерв.

Многие молодые специалисты остаются работать в ФТС после прохождения практики, говорит представитель. На практику в центральный аппарат службы принимают студентов подведомственного вуза – Российской таможенной академии.

83 698 руб.

в месяц в среднем зарабатывают госслужащие центрального аппарата ФТС, по данным Росстата

Министерство промышленности и торговли

Минпромторг делает ставку на талантливую и перспективную молодежь, утверждает представитель министерства. В 2014 г. ведомство запустило программы стажировок для студентов и недавних выпускников ведущих вузов России: ВШЭ, МГУ, МГТУ им. Баумана, СПБГУ и проч. Стажеры работают в департаментах министерства, участвуют в деловых играх, слушают лекции экспертов и выезжают на экскурсии на промышленные предприятия страны.

32%

молодых специалистов заинтересованы в трудоустройстве в региональных органах власти

За пять лет через программу стажировок Минпромторга прошло более 400 студентов и выпускников. После стажировки министерство формирует рейтинг успешных стажеров. 10 лучших студентов и выпускников получают рекомендательные письма от руководства министерства, а также предложения о трудоустройстве в Минпромторг или подведомственные предприятия.

Помимо программы стажировок кандидаты могут подать в министерство резюме на общих основаниях. Резюме соискателей проверяют члены специальной комиссии, в которую входят представители структурных подразделений Минпромторга, а также независимые эксперты, ученые и члены общественного совета при Минпромторге. Конкурс, как правило, составляет 10–30 человек на место. Текучесть кадров в Минпромторге – 15–22 в год, говорит представитель министерства.

Пока молодых специалистов в Минпромторге немного, признается представитель министерства. Средний возраст работников Минпромторга – 37–40 лет.

100 971 руб.

в месяц зарабатывают госслужащие центрального аппарата Минпромторга, по данным Росстата

Федеральная налоговая служба

В 2018 г. Федеральная налоговая служба (ФНС) и ее территориальные органы приняли более 25 500 новых сотрудников – в основном экономистов и юристов, говорит представитель службы. По его словам, конкурсы на замещение вакантных должностей происходят регулярно. Вакансии публикуются на сайте службы и на портале gossluzhba. gov.

В ФНС нет стажировок для студентов и выпускников, поэтому молодые кадры должны подавать заявки и проходить конкурс на обычных основаниях. Текучесть молодых кадров до 30 лет в ФНС составляет 19%, говорит ее представитель. В основном специалисты уходят из-за низкой зарплаты и высокой нагрузки, уверен он.

Но многих привлекают социальные льготы и выплаты за стаж. Например, сотрудники ФНС со стажем 1–5 лет получают надбавку в 10% к окладу, а после 15 лет работы – в 30%. За особо важные и сложные задания служащие получают премии, а также надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, отмечает представитель ФНС.

144 775 руб.

в месяц зарабатывает служащий центрального аппарата ФНС, по данным Росстата

Федеральная антимонопольная служба

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) ежегодно нанимает около 200 новых сотрудников – юристов, экономистов и маркетологов, по данным представителя ФАС. На одну вакансию поступает в среднем 2,5 резюме.

Служба публикует вакансии на сайте ФАС, портале gossluzhba. gov. ru, а также на Superjob. ФАС также проводит дни открытых дверей для выпускников вузов, участвует в ярмарках вакансий в университетах, проводит конкурсы для студентов и проч.

49%

выпускников предпочли бы работать в органах исполнительной власти

Самый быстрый способ начать карьеру в ФАС – пройти практику или стажировку, считает представитель службы. У ФАС более 100 договоров с вузами о принятии студентов на практику, подготовку в службе уже прошло более 300 учащихся, продолжает он. Программы стажировок появились в антимонопольной службе в 2019 г. Кандидаты на стажировку должны предоставить в ФАС диплом или справку из вуза, а также пройти очное собеседование с будущим руководителем. С лучшими кандидатами заключается договор о стажировке.

Сейчас более половины сотрудников ФАС – молодые специалисты 23–35 лет. Ежегодно текучесть составляет более 7%, продолжает представитель ФАС. Основные причины увольнений – низкая зарплата, ненормированный рабочий день, большая загрузка и ограничения, связанные с работой на госслужбе.

84 093 руб.

в месяц зарабатывают госслужащие центрального аппарата ФАС, по данным Росстата

В Минкомсвязи работает 366 человек, новые вакансии появляются нечасто, говорит представитель министерства. А желающих поступить на службу много. В мае – июне в министерстве проходили конкурсы на замещение вакантных должностей, конкурс составил 5–20 человек на место, продолжает он.

Молодые специалисты могут пройти в министерстве неоплачиваемую практику. Ведомство принимает студентов 2–3-го курсов и недавних выпускников вузов. Каждый год на практику приходит около 70 молодых специалистов. Жестких требований к кандидатам нет – на практику берут студентов разных вузов и специальностей. Запрос на практику может послать университет либо сам студент.

39%

молодежи, желающей попасть на госслужбу, хотели бы трудиться в органах законодательной власти

Трудоустраиваются единицы: ежегодно министерство берет в штат лишь 3–5 молодых специалистов без опыта работы, по словам представителя. Процедура найма прозрачна, утверждает он. Кандидат собирает пакет документов, проходит тестирование по основным нормативным актам, регулирующим государственную службу, и основным законам страны. А в финале его приглашают на собеседование.

Молодые специалисты, как правило, жалуются на низкую зарплату и напряженный график, говорит представитель ведомства. По его словам, специалисты министерства получают 40 000 руб. , а у руководителей подразделений зарплаты доходят до 150 000 руб. До высоких зарплат и должности нужно дорасти, а молодежь желает быстрого продвижения по службе.

105 361 руб.

в месяц составляет средняя зарплата госслужащего

Москва и Московская область

Как устроиться на работу в госорганы самого богатого региона страны

В Москве больше всего желающих работать на госслужбе. В госорганы рвется практически каждый пятый молодой специалист Москвы (21%), по данным HeadHunter. Для сравнения: в регионах о госслужбе мечтают 18% респондентов, а в Санкт-Петербурге – 16%. Москва и Подмосковье – самые богатые регионы России, и молодежь надеется на быстрый карьерный рост и высокое вознаграждение.

Верный способ устроиться на работу в московское правительство – сначала пройти оплачиваемую стажировку. Московская мэрия набирает стажеров с 2011 г. За последние годы программа расширилась: если раньше в мэрии стажировалось по 20 человек в год, то теперь набор увеличен до 200 человек, говорит начальник управления госслужбы и кадров правительства Павел Малыхин. Подбором стажеров занимается Центр развития карьеры Московского городского университета управления (МГУУ) правительства Москвы.

Городу постоянно требуются IT-специалисты, экономисты, юристы и журналисты, рассказывает ректор МГУУ Василий Фивейский. Молодые специалисты стажируются в городских префектурах, управах, СМИ и департаментах мэрии. Стажеры участвуют в развитии метрополитена, парка «Зарядье», реконструкции ВДНХ, проектах цифровизации города, внедряют технологии искусственного интеллекта, видеонаблюдения и проч. , продолжает Малыхин.

В последние годы конкурс – 90 человек на место стажера, говорит Малыхин. Например, в 2018 г. Центр развития карьеры МГУУ получил 5500 заявок от студентов и выпускников, из них было отобрано 200 специалистов. Вакансии для стажеров публикуются на работных сайтах и в соцсетях. Мэрия проводит молодежные мероприятия, сотрудничает с вузами и участвует в ярмарках вакансий. Высокопоставленные чиновники мэрии проводят встречи со студентами московских вузов. Весной 2019 г. они посетили 21 университет, рассказывает Фивейский.

В каком вузе учился кандидат, не имеет значения, говорит Фивейский. Комиссия отдает предпочтение активным студентам, которые уже имеют опыт работы, трудились волонтерами, организовывали молодежные мероприятия или входили в студенческий совет. Преимущество имеют кандидаты с аналитическими способностями и коммуникативными навыками, отмечает Фивейский.

691 800

госслужащих на региональном и муниципальном уровнях было в России в 2018 г. , по данным Росстата

Стажировка в правительстве Москвы длится девять месяцев – за это время специалисты успевают поработать в трех органах исполнительной власти или бюджетных учреждениях города. Со стажерами заключается срочный трудовой договор. Студенты вузов выходят на стажировку в декабре и трудятся 20 часов в неделю по гибкому графику. Выпускники же приступают к обязанностям в сентябре и трудятся полный рабочий день. Студенты зарабатывают 23 000 руб. в месяц, а выпускники – 40 000 руб. , говорит Малыхин. По его словам, лучших стажеров принимают на работу либо их включают в кадровый резерв правительства. Всего программы стажировок мэрии Москвы прошло 610 молодых специалистов, 70% из них было трудоустроено в мэрию Москвы.

Правительство Московской области тоже принимает студентов и недавних выпускников на практику и короткие программы стажировок. Каждый год практику в госорганах Подмосковья проходит более 500 студентов ведущих вузов России – МГУ, Высшей школы экономики, РАНХиГС и проч. , говорит представитель регионального правительства.

За два года правительство Подмосковья получило 507 заявок на стажировку, было отобрано 54 студента. 16 человек (30%) после стажировки были трудоустроены в правительство, говорит представитель.

23 000 руб.

зарабатывает стажер в мэрии Москвы с гибким графиком и 20-часовой рабочей неделей

40 000 руб.

зарабатывает в мэрии Москвы стажер, который трудится на условиях 40-часовой рабочей недели

Органы муниципальной власти в регионах

Как устроиться в мэрию Екатеринбурга, Самары, Новосибирска и других крупных городов

Ежегодно мэрия Новосибирска нанимает около 200 новых работников. Количество вакансий и кандидатов каждый год увеличивается примерно на 20%, продолжает он. Например, в 2018 г. в мэрии было открыто 113 вакансий, а поступило 232 резюме. У молодежи большой интерес к работе в мэрии Новосибирска, говорит ее представитель. Обычно около 17% нанятых сотрудников – молодые специалисты. В прошлом году в администрацию устроилось 33 молодых работника.

Чтобы устроиться в мэрию, нужно откликнуться на свободную вакансию на сайте мэрии или на портале gossluzhba. gov. На работу принимают кандидатов с необходимым уровнем образования и стажем.

В мэрии Новосибирска нет программ стажировок, но с новыми сотрудниками и молодыми специалистами работают наставники. Наставники помогают быстрее вникнуть в процесс работы и адаптироваться в новом коллективе, поясняет представитель мэрии. По его словам, за последние два года более 300 наставников было закреплено за новыми кадрами. Для каждого новичка составляются индивидуальные планы адаптации.

Однако институт наставничества слабо помогает удерживать молодежь в мэрии. Текучесть молодых специалистов – около 60% в год, по данным мэрии. Основная причина уходов – низкий уровень зарплаты, считает представитель.

34 156 руб.

в месяц зарабатывают госслужащие органов местного самоуправления в Новосибирской области, по данным Росстата

Мэрия Екатеринбурга ежегодно нанимает около 50 новых сотрудников, говорит представитель. По его словам, мэрия особенно нуждается в специалистах в сфере земельных отношений, вопросах ЖКХ и благоустройства. Новые кадры приходят в мэрию из федеральных органов власти (ФНС, Росреестра и Федеральной службы судебных приставов) и органов местного самоуправления.

Молодых специалистов приглашают в мэрию на практику. Ежегодно в мэрии практикуется по 500 студентов. Только 2% из них берут в штат после практики, по словам представителя. Программы стажировок в мэрии пока не проводятся, потому что такие программы требуют значительных затрат, поясняет он.

43 600 руб.

в месяц в среднем зарабатывают чиновники в органах местного самоуправления Свердловской области, по данным Росстата

Текучесть молодых кадров в мэрии – около 5% в год. Молодые специалисты, набравшись опыта на госслужбе, находят новую работу с более высокой зарплатой, говорит представитель мэрии. По его словам, средняя зарплата в мэрии Екатеринбурга –составляет 35 000 руб. Сотрудникам положена премия в 30–40% при условии выполнения необходимых задач, а также при достижении социально-экономических показателей деятельности органа.

Соискатель может отправить резюме через сайт мэрии. Если подходящих вакансий не найдется, специалиста добавят в кадровый резерв.

1728

вакансий было открыто в органах регионального и муниципального уровней на портале gossluzhba. gov. ru 26 августа 2019 г.

На одну вакансию, как правило, претендует от двух до пяти кандидатов, но на узкие специальности может претендовать и один соискатель. Количество претендентов возрастает осенью и снижается летом, отмечает представитель казанской мэрии.

Другой способ привлечения молодых кадров – практика в мэрии. Администрация приглашает на практику студентов вузов. Заявки приходят даже из других регионов России, утверждает представитель. Лучшие практиканты зачисляются в кадровый резерв мэрии.

Но некоторые молодые кадры увольняются со службы, не проработав и года, говорит представитель мэрии Казани. По его словам, их не устраивают низкая зарплата и ненормированный график. За последний год из органов самоуправления Казани уволилось около 5% сотрудников до 30 лет.

38 862 руб.

в месяц получают муниципальные служащие органов местного самоуправления Татарстана, по данным Росстата

Администрация Самары всегда нуждается в новых кадрах – требуются специалисты по внешнеэкономическим связям, инвестициям, экологии, ЖКХ, транспорту и муниципальному управлению. Кадровый резерв пополняется в течение всего года, заявление кандидата рассматривают за 30 дней. На должности более широкого профиля в кадровый резерв может быть зачислено 5–7 человек, а на узкие профильные – лишь 1–2 человека.

Ежегодно на практику в администрацию Самары принимают по 120 студентов. Лучшие практиканты после выпуска из университета также попадают в кадровый резерв.

38 073 руб.

в месяц зарабатывают чиновники органов местного самоуправления Самарской области, по данным Росстата

Весной 2019 г. в мэрии был запущен пилотный проект стажировок для молодых специалистов. На стажировку принимают студентов последнего курса бакалавриата и недавних выпускников. Кандидаты проходят тестирование на знание основ местного самоуправления, говорит представитель администрации. Преимущество у претендентов, которые участвовали в общественной и научной деятельности вуза и хотят строить карьеру на госслужбе. В самарской администрации надеются, что стажировки помогут увеличить долю квалифицированных и перспективных молодых кадров.

Представитель администрации Самары утверждает, что сотрудники до 30 лет редко увольняются из мэрии – текучесть молодых кадров находится на минимальном уровне.

Случаи, когда судимость является препятствием к трудоустройству

Согласно ч. 6 ст. 86 Уголовного кодекса РФ погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, предусмотренные Уголовным Кодексом, связанные с судимостью.

При заключении трудового договора существуют гарантии, предусмотренные ст. 64 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), а именно запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора, не допускается какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.

Однако, в определенных случаях судимость действительно является препятствием к трудоустройству и предусмотрено это целым рядом федеральных законов.

Например, к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности (ст. 351. 1 ТК РФ). С детьми не могут работать лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления (ст. 331 ТК РФ).

Лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость за совершение преступления, не могут трудоустроиться на должностях:

– в сфере обеспечения безопасности на транспорте (п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09. 2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»),

– специалиста авиационного персонала (п. 3 ст. 52 Воздушного кодекса РФ),

– гражданского служащего (ст. 16 Федерального закона от 27. 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»),

– военных (Федеральный закон от 28. 1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной властине могут быть членом совета директоров (наблюдательного совета), членом коллегиального исполнительного органа, единоличным исполнительным органом, руководителем филиала профессионального участника рынка ценных бумаг, руководителем службы внутреннего контроля, контролером профессионального участника рынка ценных бумаг, руководителем службы внутреннего аудита, должностным лицом, ответственным за организацию системы управления рисками, руководителем структурного подразделения кредитной организации, созданного для осуществления деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг(ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 22. 1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Лица, имевшие когда-либо судимость, даже при условии погашения и снятия её в установленном законом порядке, не могут быть сотрудниками государственных органов, осуществляющих правоохранительные функции, а также занимать государственные должности судей (п. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 16 Федерального закона «О федеральной службе безопасности», Федеральный закон от 30. 2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пп. 2 п. 1 ст. 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и др.

Ограничения касаются большинства избирательных должностей – депутатов, членов государственных квалификационных комиссий, членов арбитражей, должности Президента нашей страны.

Только прямой запрет, установленный законом на особые виды трудовой деятельности, является препятствием для трудоустройства ранее судимых на конкретную работу. Во всех иных случаях отказ в трудоустройстве из-за имеющейся судимости является незаконным.

Имеется определенный перечень документов, в соответствии со статьей 65 ТК РФ, которые предъявляются при заключении трудового договора, в числе которых справка о наличии или отсутствии судимости, а также факте уголовного преследования. Вместе с тем такая справка не предъявляется каждому работодателю, а лишь тем, которые проводят конкурс на должности, связанные с деятельностью, к которой согласно действующему законодательству не допускаются граждане с судимостью. О таких видах деятельности указано выше.

В случае если предполагаемая работа не связана с деятельностью, для которой установлены законодательные ограничения относительно судимости, то требование предоставить справку – незаконно. О таком нарушении можно сообщить в региональную государственную инспекцию труда.

Работодатель, отказавший в заключении трудового договора, по письменному требованию гражданина обязан сообщить причину отказа в письменной форме в срок не позднее чем в течение 7 рабочих дней со дня предъявления такого требования (ст. 64 ТК РФ).

Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд. При наличии оснований полагать, что действиями работодателя нарушаются трудовые права гражданина, он может обратиться с жалобой в районную прокуратуру по месту нахождения работодателя либо по своему месту жительства. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.

Можно ли поступить на госслужбу без высшего образования?

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры

Кто может идти на госслужбу?

Согласно Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на госслужбу может поступить любой гражданин России, владеющий русским языком и соответствующий квалификационным требованиям

Сколько баллов нужно набрать в тесте на госслужбу?

3 балла , если даны правильные ответы на 85-94% вопросов, 2 балла , если даны правильные ответы на 75-84% вопросов, 1 балл , если даны правильные ответы на 70-74% вопросов, Тестирование считается пройденным, если кандидат правильно ответил на 70 и более процентов заданных вопросов. 6 мая 2022 г

Можно ли с судимостью на госслужбу?

В соответствии со ст. 16 ФЗ от 7. 2004 N 79 “О государственной гражданской службе Российской Федерации” нельзя состоять на государственной гражданской службе при наличии непогашенной судимости

Можно ли работать в органах с погашенной судимостью?

д, о том что лицам имеющим или даже имевшем в прошлом судимость , в том числе и уже погашенную , дорога туда на работу “службу” считается автоматически закрыта

Нужно ли указывать погашенную судимость в анкете?

При погашенной судимости, в анкете пишется что не судима. Если вопрос указан – имеете ли судимость , можете писать, что не имеете. А если стоит вопрос – привлекались ли к уголовной ответственности – то пишете, что привлекались. 4 дня назад

Куда не берут с судимостью?

Таким образом, имея судимость , нельзя стать: военнослужащим и аудитором, работником госструктур, депутатом и президентом, служащим авиационных сил

Чем плох диплом негосударственного образца?

Главный недостаток негосударственного диплома о высшем образовании в том, что он не дает права продолжить обучение по аккредитованным программам. Например, бакалавр с дипломом установленного образца может поступать только в магистратуру, которая не имеет государственной аккредитации

В чем разница между диплома государственного образца от негосударственного?

Дипломы государственного образца и установленного отличаются только внешним видом: Печать. дипломе ставится гербовая печать Российской Федерации

Можно ли устроиться на работу с дипломом негосударственного образца?

Таким образом, документом, подтверждающим наличие высшего образования при приеме на работу , является диплом государственного и негосударственного образца (ч. 3, 4 ст. 60 Закона об образовании)

Что такое диплом негосударственного образца?

Диплом негосударственного образца Этот документ выдают вузы без аккредитации. По закону такие учебные заведения при наличии лицензии могут обучать студентов и выдать диплом о получении высшего образования

Почему могут не принять на госслужбу?

Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления без уважительной причины являются основанием для отказа гражданину (гражданскому служащему) в их приеме (Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г

Кого берут на госслужбу?

Право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям установленным настоящим Федеральным законом для государственных служащих

Нужно ли служить если есть второе гражданство?

Военкомат имеет законное право призывать на службу тех граждан, кто имеет двойное гражданство , причем, независимо от того, служил ли этот гражданин в армии другой страны или нет. Исключение касается лишь граждан Таджикистана, страной, с которой сохранилась особая договоренность относительно прохождения воинской службы

Куда нельзя с двойным гражданством?

⁃ Президенту РФ, ⁃ Председателю Правительства, его заместителям и министрам, ⁃ депутатам и сенаторам, ⁃ членам Совета Безопасности. 10 мая 2021 г

Какие плюсы имеет человек с двойным гражданством?

Преимущества двойного гражданства для россиян — возможность жить в России или Таджикистане, платить налоги и служить в армии только одной из этих стран. Пенсию и социальные выплаты гражданин тоже получает только в одном государстве

Где должен служить человек с двойным гражданством?

Так, соглашения Российской Федерации о двойном гражданстве с Туркменией и Таджикистаном предусматривают, что граждане обеих сторон в полном объеме пользуются правами и свободами и несут обязанности военной службы той стороны, на территории которой они постоянно проживают

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *