мку это госслужба или нет

К концу 2018 года многие правила и ограничения бюджетных предприятий стали совпадать с казенными. Сначала рассмотрим, с какими конкретными задачами справляются казенные учреждения и какие цели они обязаны реализовывать.

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Общие тенденции и различия бюджетных и автономных организаций

Данные типы организаций очень тесно переплетаются друг с другом. В целом основные различия состоят в правовом положении, наличии определенных прав и обязанностей.

Бюджетные органы

  • Обладают достаточно большим количеством прав.
  • Учредитель не принимает на себя никакой ответственности за финансовые действия организаций (даже будь это долги или кредиты).
  • Одной частью имущества распоряжается непосредственный владелец, а другой – имеет право пользоваться учреждение.
  • Как уже было сказано, бюджетные органы полностью распоряжаются средствами, полученными с предпринимательства.
  • Работают и функционируют, благодаря субсидиям, выделяемым из бюджета государства.

Автономные органы

  • Обладают высочайшим объемом прав.
  • Существует наблюдательный совет, который регулирует и контролирует все действия низших инстанций.
  • По всем остальным позициям соответствуют бюджетному типу.

Таким образом, если внимательно сравнить описание казенных учреждений и бюджетных (автономных) организаций, то явно выделяются все основные пункты, отличающие данные типы предприятий. Но в чем же проявляются сходства?

Самое главное сходство таких учреждений – единая цель и роль в обществе.

Цели и задачи

Казенные, бюджетные и другие виды организаций всегда имеют основные цели, являющиеся опорой всей их деятельности во время работы и функционирования главного органа самого предприятия. Уже на первых этапах создания таких организаций четко излагаются задачи, сроки решения и черновые методы работы.

Важно! Вообще все государственные предприятия являются некоммерческими структурами (согласно Закону РФ). Они имеют единую главную цель, которая выражена довольно размыто – удовлетворение всеобщего блага граждан. Соответственно – казенные учреждения действуют в русле улучшения жизни граждан.

Казенные учреждения реализуют разные проекты в сферах:

  • научной и исследовательской работы;
  • социальной жизни людей и их соцзащита;
  • трудовой занятости населения.

Все задачи, направленные на совершенствование организации и улучшение жизни общества, утверждает главный аппарат. Он собственно и руководит всей структурой, обеспечивая выполнение всех обозначенных целей. В соответствии с указаниями уполномоченного органа могут оказываться и некоторые услуги за фиксированную плату. Но их тип должен совпадать с общим направлением действий предприятия.

мку это госслужба или нет

Рис. Типы государственных (муниципальных) учреждений

Что такое корпус «А»?

Корпус «А» — это административные государственные должности управленческого уровня, для которых предусмотрены особый порядок отбора в кадровый резерв, конкурсного отбора, прохождения и прекращения государственной службы, а также специальные квалификационные требования.

Административные государственные должности Корпус — «А»

  • Ответственные секретари центральных исполнительных органов
  • Руководители аппаратов Конституционного совета, Управления делами Президента Республики Казахстан, Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции, руководитель Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан (аппарата Верховного Суда Республики Казахстан)
  • Секретарь Высшего Судебного Совета Республики Казахстан – руководитель Аппарата
  • Руководители аппаратов центральных исполнительных органов, в которых не введена должность ответственного секретаря, руководитель Национального центра по правам человека

Категория 2

Законопроект “О государственной службе РК”, который сегодня представлен в Сенате парламента страны, предусматривает новые правила поступления в корпус “А”.

Для отдельной категории людей предусмотрено, что попасть в элиту государственной службы они смогут без экзаменов.

“Упрощается занятие административных должностей в корпус “А” и “Б” бывших депутатов, политических служащих, судей. Для этого необходимо лишь принятие решение Национальной комиссии”, – сообщил на заседании Сената председатель агентства по государственной службе и противодействию коррупции Кайрат Кожамжаров.

Добавим, что документ также будет регламентировать оплату труда государственным служащим. Как заявил Кожамжаров, зарплата будет зависеть от объема выполненной работы.

“Внедряется оплата труда по результатам, что обеспечивает принцип равной оплаты за равный труд. Для этого в законопроект закладывается правовая основа перевода на факторно-бальную шкалу. Главным индикаторам определения заработной платы становится сложность работы, уровень ответственности и вклад в достижение стратегических целей. Результативные служащие также будут получат бонусы”, – добавил спикер.

При этом бонусный фонд будет определять руководитель государственного органа. Кроме того, его наделили полномочиями самому оптимизировать штатную численность государственного органа, а также следить за административными расходами ведомства.

Напомним, депутаты Мажилиса Парламента одобрили проект закона “О государственной службе Республики Казахстан” в первом чтении. Документом предусматривается внедрение новой системы отбора граждан в три этапа на административные государственные должности корпуса “Б”. Помимо этого будет внедряться институт ротации. При ротации в другую местность государственные служащие обеспечиваются служебным жильём без права приватизации.

Где стартануть — на госслужбе или в бизнес-структуре? Студенты старших курсов и молодые специалисты рано или поздно оказываются перед этим выбором. Первое, что приходит в голову, это стереотипы: в государственных структурах работают застёгнутые на все пуговицы чиновники с протокольными лицами, которые сидят на своих должностях десятилетиями. И наоборот, в частных фирмах — напористые менеджеры, в стильных костюмах, готовые в одну минуту выжить конкурента.

Однако жизнь не стоит на месте, работа госслужащего в России заметно поменялась, да и условия в коммерции — тоже. Директор ГКУ «Централизованная бухгалтерия органов государственной власти ЯНАО» (ЦБ) Николай Еланцев развенчал некоторые устойчивые убеждения.

В начале 2000-х большинство выпускников вузов стремилось попасть в коммерческие структуры, а после кризисов 2008-2009 гг. и 2014-го г. пыл молодёжи несколько усмирился. Стало понятно: работа в частных компаниях не приносит баснословных доходов, конкуренция жёсткая, а в кризис можно в момент всё потерять.

В свою очередь, некоторые госструктуры поработали над имиджем и стали позиционировать себя как продвинутого работодателя. Например, Правительство Москвы начало привлекать молодых специалистов масштабными задачами: можно узнать, как управляют огромным городом, освоить современные технологии, встретиться с руководством московского правительства. Звучит заманчиво: быть сотрудником транспортной системы Москвы, влиять на работу этого грандиозного механизма!

Менялся и облик самих чиновников. Так, в 2008-2010-х годах члены правительства Казани опровергали стереотипы своим внешним видом — на интервью с журналистами приходили молодые люди с живыми глазами и планшетами в руках (правительство поставило задачу — перейти на электронный документооборот, почти отказавшись от бумаги). Постепенно за последнее десятилетие выровнялись и стартовые зарплаты молодых специалистов — в коммерции и в госучреждениях они стали примерно одинаковыми. Всё это сработало на то, что молодёжь активно стала искать своё место в региональных органах исполнительной власти и подобных структурах.

Основные характеристики казенного учреждения

Казенное учреждение – это государственное либо муниципальное предприятие. Оно формируется для того, чтобы максимально реализовать планы по улучшению жизни населения. У организации нет никакого права распоряжаться в своих личных целях имуществом, предназначенным для проведения работ и осуществления указанных функций.

Структура и особенности финансовой деятельности

Согласно всем прописанным учредительным бумагам, организация такого вида может заниматься деятельностью, направленной на получение дохода. Но стоит отметить, что учреждение не имеет возможности брать кредиты и покупать ценные документы и акции. Финансирование осуществляется исключительно по бюджетной смете государственного бюджета без каких-либо субсидий и кредитов.

Важно! Все финансовые обязанности, которые должно осуществлять казенное предприятие, четко прописаны в основных положениях законов РФ, в ст. 161 ч. 2 БК РФ.

Особенности предпринимательской деятельности

Казенные органы имеют право получать доход через платные услуги. Этим они сильно различаются с бюджетным типом. Так как все они не являются коммерческими, то и предпринимательство не является их главной целью. Поэтому заниматься такой деятельностью можно только по основным направлениям, которые предусмотрены уполномоченным аппаратом. Пример:

Больницы и оздоровительные центры не могут проводить развлекательные мероприятия и брать с посетителей деньги. Поэтому в таком случае предпринимательство проявляется своеобразно и многочисленными способами. Но все заработанные этим путем средства поступают в итоге в бюджет. И не факт, что они вернутся в организацию путем финансирования либо каким-то другим путем. Это является еще одним отличием казенного учреждения от бюджетного, которое распоряжается своими средствами без особых ограничений.

Система налогообложения

Казенные, как и другие, организации, сдают все общепринятые счета и отчеты и платят налоги. В этой сфере никаких важных особенностей казенные органы не имеют.

Общий вывод

Итак, кратко подытожим все характеристики организаций казенного типа:

  • обладают минимальным объемом прав;
  • все материальное имущество принадлежит владельцу;
  • содержание и финансирование осуществляется благодаря государственному бюджету;
  • контроль над всей проводимой деятельностью;
  • доходы от всех мероприятий идут в общий бюджет.

Верховный Суд Российской Федерации включил в обзор судебной практики дело о привлечении государственного казенного учреждения к ответственности по ст. 29 КоАП за нарушение порядка приема на работу бывшего государственного служащего.

Напомним, работодатель при заключении трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщить об этом представителю нанимателя (работодателю) служащего по последнему месту его службы (ч. 3 ст. 1 Трудового кодекса, ч. 4 ст. 12 Закона № 273-ФЗ). Данное требование закона распространяется не на всех бывших государственных и муниципальных служащих, а лишь на занимавших должности, перечень которых установлен нормативными правовыми актами РФ.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 29 КоАП РФ, выражается в неисполнении данной обязанности.

В п. 3 Обзора судебной практики (утв. Президиумом ВС РФ 30 ноября 2016 ) говорилось, что трудоустройство бывшего служащего в государственное (муниципальное) казенное учреждение не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов. Поэтому обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора с бывшим служащим у казенного учреждения не возникает. В Постановлении от 12 мая 2016 г. № 45-АД16-5 судья ВС РФ применил такую же логику в отношении бюджетного учреждения, а в Постановлении от 21 апреля 2017 г. № 45-АД17-11 – в отношении фонда, созданного субъектом РФ. Однако позднее Верховный Суд РФ отказался от этого подхода. В п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 28 ноября 2017 г. № 46 указано, что обязанность, предусмотренную ч. 4 ст. 12 Закона № 273-ФЗ, несут организации независимо от их организационно-правовой формы.

Государственное казенное учреждение было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 29 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа.

Не соглашаясь с Постановлением о привлечении к административной ответственности, учреждение подало в суд жалобу, в которой просило отменить Постановление, указывая, что оно незаконно, необоснованно, учреждение является казенным, коррупционных мотивов в действиях учреждения не было.

Однако суд, сославшись на п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 28. ноября 2017 г. № 46, пояснил, что исходя из смысла ст. 12 Закона № 273-ФЗ обязанность, предусмотренную ч. 4 названной статьи, несут организации независимо от их организационно-правовой формы.

В связи с этим учреждение обязано было в десятидневный срок письменно сообщить о заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, по прежнему месту работы последнего, однако данная информация в установленный законом срок не была направлена. Таким образом, в действиях казенного учреждения усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 29 КоАП РФ.

Должности государственной службыГосударственные должностные лица
1) Обязательно прописаны в перечнях. Полномочия – возможность чего то, для осуществления. 2) Представляет тот орган, в котором он работает. 3) В законе указаны общие для всех. А полномочия закреплены в подзаконных актах, касающихся определенного служащего. 4) Обеспечивают функционирование лиц, замещающих госдолжности. (Аппарат, секретариат и т. ) Представители государства, инспектор ГИБДД. Президент, депутаты, судьи, прокуроры, губернатор, министры, председатель ЦБ, Счетной палаты, члены Правительства и т. 1) Они представляют сами себя. 2) Лица нормативно обеспечены законодательными актами.

Отличия должности гос службы от гос должностей: лица, находящиеся на гос должности осущ свои полномочия, представляя самого себя. Гос служащий представляет тот орган, в котором он работает. Лицо, замещающее гос должность, нормативно обеспечен законодательными актами. У гос служащих законы есть, но они общие. Значимость лиц, замещающих гос должности, индивидуализирована. Гос служащие обеспечивают функционирование лиц, замещ гос дожности. Гос служащий – тот, кто может применять принуждение.

Гос служба позволяет функционировать государству. ФЗ *О системе госслужбы РФ*. Этот ФЗ является базовым, он регулирует гос. службу, основу и принципы гос службы. Строится на нем. Включая и подзаконные акты. Основы взаимодействия (между ними, между ним и органов). Госслжба институт административного права, но не трудовым правом.

Государственные должности Российской Федерации, которые устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов. Эти должности не относятся к должностям государственной службы, а замещающие их лица не являются государственными служащими (например, в федеральном министерстве таким лицом является только федеральный министр). Должности государственной службы, которые учреждаются федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и предназначены для замещения государственными служащими.

К их числу относятся:

а) должности федеральной государственной гражданской службы;

б) воинские должности;

в) должности правоохранительной службы.

Первый отличительный признак должности государственной службы состоит в том, что круг наименований должностей государственной службы, указывающих на их функциональное предназначение, точно очерчен соответствующими реестрами. Реестр должностей федеральной государственной службы образуют перечни: должностей федеральной государственной гражданской службы; типовых воинских должностей; типовых должностей правоохранительной службы. Эти перечни утверждаются Президентом РФ.

Второй отличительный признак должности государственной службы состоит в том, что объем полномочий по конкретной должности, включенной в перечень должностей соответствующего вида государственной службы, ограничен тем кругом обязанностей, которые вытекают из полномочий того или иного федерального государственного органа (службы, учреждения).

Четвертый отличительный признак должности государственной службы состоит в том, что оплата труда по должности государственной службы осуществляется за счет средств, предусмотренных соответственно федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации.

, Государственные должности Российской Федерации — должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов. Под должностью государственной службы понимается учрежденная в установленном порядке первичная структурная (организационная) единица государственного органа (учреждения), определяющая функциональное предназначение, полномочия и ответственность замещающего ее лица, а также расходы его нанимателя (государства, субъекта РФ) на его содержание и создание условий для выполнения им должностных обязанностей.

Подробнее о возможностях предоставления платных услуг

Стоит побольше узнать о возможностях казенных организаций на предоставление оплачиваемых услуг различного типа. Приносящей прибыль деятельностью является работа по осуществлению услуг за некоторую плату. Данная деятельность отвечает основным задачам предприятия: покупка и оформление ценных документов, участие в мероприятиях различного типа и т. Для оказания платных услуг принципиально важными являются 2 условия:

  • В официальном уставе организации должна быть прописана возможность организации мероприятий, приносящих доход.
  • Такие мероприятия должны укладываться в рамки основных целей предприятия.

Также на две группы разделяют и сами платные услуги:

  • Услуги, относящиеся к главным рабочим направлениям учреждения.
  • Услуги, не относящиеся к главным рабочим направлениям, но оказываемые ради выполнения задач учреждения.

Если это не закреплено федеральными и другими законами, то полномочия установки цен на платные услуги возлагаются на соответствующие органы власти. Итак, мы рассмотрели само понятие термина “казенное учреждение”, основные характеристики и принципы деятельности. Для закрепления материала ниже представлен тест, состоящий из 10 вопросов, и видео.

Что должен знать и уметь идеальный кандидат?

Сразу оговорюсь, что практически ничего из нижеперечисленного мной не преподают в вузе. Не потому, что система образования не практикоориентирована, а потому, что основная задача высшего образования – научить студента мыслительному, исследовательскому и аналитическому процессу.

Если имеется светлый ум, интерес к выбранной профессиональной отрасли и академические навыки, то на базовом уровне все осваивается довольно быстро. Благо, что работа на начальных позициях больше напоминает обучение в корпоративном университете.

Тебе сначала сто раз покажут, объяснят и не будут предъявлять особых требований к результатам труда.

Для успешного начала карьеры потребуются следующие навыки:

  • грамотный письменный и устный русский язык;
  • ясное и понятное изложение своих мыслей и замечаний к проекту документа;
  • уверенная работа с существующей нормативной правовой базой;
  • написание проектов нормативных правовых актов, а также знание процессуальной стороны вопроса их согласования и утверждения;
  • формирование оптимизационных предложений в рамках зоны ответственности;
  • четкое структурирование и правильная архивация входящей и исходящей корреспонденции;
  • освоение сленгового языка госслужбы и формального канцелярита.

Принятие законаПравить

Для построения успешной карьеры важно учесть множество вещей, но критическое значение имеет именно команда. При этом под командой можно понимать как непосредственное окружение – отдел или блок под одним из заместителей директоров, – так и в целом департамент.

Почему это важно? Специфика госслужбы такова, что практически все в твоей профессиональной жизни в конкретный момент времени зависит от непосредственного руководителя. Именно он может депремировать тебя, а может представить к ведомственной награде.

Руководитель определяет круг твоих задач и непосредственные полномочия, решает, кому отдать политически окрашенные и от того наиболее хайповые поручения, кого отправить на совещание в вышестоящее ведомство и кого упомянуть в отчете перед заместителем министра.

Отсутствие взаимопонимания с непосредственным руководителем, откровенно слабый, выгоревший, коррумпированный или некомпетентный глава отдела – все это в первую очередь ударит по тебе и по твоей карьере. Из своего опыта хочу отметить, что порой при выборе следующего места работы конкретный функционал отдела или департамента не так важен, как возможность получения опыта работы с выдающимися представителями нашей профессии.

Очень важно понимать, что фактически первичной функциональной единицей в министерстве является именно начальник отдела. С него идет спрос, он распределяет задачи в рамках отдела, контролирует их исполнение и проверяет качество, а в случае чего и несет ответственность за ошибки его подчиненных.

мку это госслужба или нет

На уровне директора департамента все задачи распределяются на начальников отделов, а дальше каждый из них сам волен решать, как выполнить то или иное поручение с учетом выделенных ему человеческих, интеллектуальных и материальных ресурсов. Не столь важно, какую должность в отделе ты занимаешь, в любом случае ты действуешь с оглядкой на начальника отдела, если не было поручено иное. Проще говоря, отдел из пяти человек – это один ценный специалист и его четыре помощника той или иной степени компетентности.

Допустим, что вы попали в один из перспективных отделов и вам повезло с грамотным и понимающим руководителем. В этом случае ваша ключевая задача – всесторонне облегчить жизнь ему, вашим коллегам по отделу, блоку и департаменту.

Особенно ценится возможность передать вам определенную зону ответственности и забыть про нее ровно до того момента, когда надо будет что-то согласовать, завизировать или подписать.

Сами следите за сроками, равномерно распределяйте нагрузку, вовремя привлекайте коллег к реализации контрольного поручения, а когда представляете что-то на решение руководителя, то готовьте несколько альтернативных вариантов. Я вас уверяю, что проблем с карьерным ростом у вас не будет никогда. Команда, делегируемые поручения, возросшая ответственность, ваша репутация – все это будет тянуть вас вверх по карьерной лестнице.

Чиновник спит — госслужба идёт

Разница между наймом в частном бизнесе и на госслужбе постепенно стирается. Но, тем не менее, это по-прежнему совершенно разные сферы. Самое сложное на госслужбе — увидеть результаты своего труда (в зависимости от того, где ты работаешь). Государственная машина в силу масштабов двигается медленно, программы нередко принимаются на 5-10 лет, то есть с момента запуска до реализации могут пройти годы. Хотя и не исключено, что потребуется выполнить «пятилетку в три дня».

Нельзя сказать, что жизнь у чиновников тихая заводь и можно просиживать штаны в кабинете.

Встряски происходят на любом уровне, от начальника до исполнителя. Может случиться так, что даже специалиста первой категории попросят выступить с докладом о законопроекте перед региональным Законодательным собранием. Такое бывает, и надо к этому быть готовым.

Перемены в госструктурах обусловлены тем, что чиновники становятся моложе, в руководство приходят новые люди, которые внедряют современные методы управления — и этот процесс довольно активный.

Как выбрать модель развития на госслужбе?

Главное требование к начинающему госслужащему – наличие стойкой мотивации к работе в системе, ведь именно с этим после получения первого денежного содержания возникают основные проблемы.

мку это госслужба или нет

Эйфория от попадания в министерство и освоения большого объема нового знания улетучивается, ты начинаешь задавать себе все больше и больше непростых вопросов, видишь, как растет уровень оплаты труда у однокурсников из коммерческого сектора, и глубоко задумываешься. И здесь очень важно покопаться в себе на уровне ценностных и мировоззренческих установок. Понять, что реально, глубинно тобой движет, и проанализировать, есть ли этому место в системе государственного управления.

Допустим, что мотивация к продолжению работы все-таки найдена, азы освоены и у тебя, если ты все правильно сделал, появилась возможность карьерного выбора. При этом у начинающего чиновника есть две ключевые траектории профессионального развития:

  • отраслевая,
  • общая.

Первая траектория хороша быстрым ростом капитализации госслужащего в качестве единицы экономических отношений. Получая узкую специализацию в отраслевом департаменте, госслужащий быстро обрастает необходимыми контактами коллег из других ведомств, становится узнаваем в рамках регулируемой отрасли/рынка, а также стремительно наращивает довольно дорогую профессиональную экспертизу.

Этот путь особенно хорош для тех, кто использует ведомства в качестве карьерного трамплина в частный сектор или государственную корпорацию. Но помните про функциональные колодцы отраслевых департаментов – это их главное преимущество и главный минус.

Есть и вторая модель, что куда больше располагает госслужащего к формированию целостного понимания о том, как работает система государственного управления. Это работа в обеспечивающих департаментах, включающих следующий функционал:

  • кадровое делопроизводство,
  • развитие человеческого капитала,
  • проектное управление,
  • корпоративная культура,
  • управление делами,
  • правовая экспертиза.

Особенно вам повезет если вы попадете в подразделение с низкой дистанцией власти и наличием запроса на изменения со стороны руководства ведомства. Самое ценное, что есть в этих департаментах – возможность принять активное участие в управлении изменениями, возможность пощупать давно устоявшиеся процессы руками, оптимизировать отдельные их звенья, а то и полностью переписать весь процесс.

Лучше всего в подобные департаменты приходить под конкретную оптимизационную сверхзадачу, дабы не утонуть в рутине повторяющихся операций.

Какой из этих вариантов лучше? Каждый сам даст для себя ответ в зависимости от его долгосрочных целей, карьерной ситуации и личностных интересов. Ну а я пока работаю в рамках второй модели.

Может ли отдельный чиновник что-то изменить?

Сколько раз за свою недолгую карьеру я слышал о том, что все уже решено за нас, все давно поделено и коррупционная составляющая решительно не позволит хорошему и проактивному человеку сделать ничего положительного. При чем эта позиция зачастую присуща не только людям со стороны, но и самим чиновникам.

И здесь, как и в любом сложном вопросе, есть две стороны одной медали. Безусловно, ситуация, в которой у молодого чиновника получается удовлетворить собственные юношеские амбиции (как карьерные, так и в сфере управления изменениями) очень редка. Несмотря на преобразования последних десяти лет, система государственного управления все еще безумно консервативна и инертна.

У каждого из нас есть убеждения и собственное видение того, как должны выглядеть курируемые нами отрасли, однако ситуация, в которой человек несет единоличную ответственность за важное в масштабе страны направление, – исключительна.

Подобный уровень ответственности доступен лишь самому высокому руководству (начиная от заместителей министра), ибо сама концепция бюрократии подразумевает размытие ответственности не только между различными департаментами, министерствами, но и между различными ветвями власти. Исходя из этого, имплементация собственной картины мира в курируемые отрасли – скорее исключение, чем распространенная практика.

Но не все так плохо. На самом же деле, управление изменениями на государственной службе вполне можно приравнять к отдельному виду искусства. И здесь я снова обращусь к своему опыту. Выстраивание и успешная реализация долгосрочного карьерного трека в ведомстве возможна в случае наличия четкого осознания в формате:

  • для чего вы здесь,
  • какие задачи решаете,
  • куда решение этих задач вас приведет.

Я сменил уже несколько департаментов и в каждом из них находил возможность, помимо текучки, оперативной, ежедневной работы, уделять внимание работе над изменением институциональной среды, среды, в которой я работаю.

В курируемой мной в настоящий момент отрасли у меня есть научно выверенная и подтвержденная ВАКовскими статьями и магистерской диссертацией картина мира и каждое свое операционное действие я стараюсь максимально подогнать под определенный образ.

мку это госслужба или нет

Когда это возможно – проявляю инициативу и беру на себя дополнительную работу потому, что она на чуточку, но приближает курируемую отрасль к красивой картинке в моей голове. Когда это невозможно, просто популяризирую свою точку зрения.

В целом, теория малых дел ярчайшим образом проявляет себя именно в масштабных системах, вроде государственной службы. Сама система настолько инертна и забюрократизирована, что она не позволяет откровенным дуракам наделать глобальных глупостей, а прорывным ребятам зачастую обрубает крылья и сильно демотивирует.

Умение принять это как данность, переосмыслить свое место в системе, постепенно прийти к управлению изменениями в рамках теории малых дел, сформировать собственное видение курируемой отрасли и научно обосновать его – признак зрелого бюрократа и образцового чиновника. И поверьте, что таких людей в нашей стране куда меньше, чем всем нам этого бы хотелось.

Фото в материале и на обложке: Unsplash

На госслужбе личности не нужны

В наше быстро меняющееся время вообще вряд ли удастся отсидеться где-то «бледной молью».

Что касается работников госучреждения, в первую очередь я бы назвал следующие нужные качества:

  • терпеливость;
  • прогностические навыки (умение прогнозировать результат);
  • стратегическое мышление.

Терпение и настойчивость — эти качества упоминаются едва ли не чаще всего, когда говорят о руководителе на госслужбе. Если человек дорос до большого начальника в рамках одной организации, то, скорее всего, они у него есть — иначе не удалось бы взойти по карьерной лестнице. Нужно уметь отстаивать свою правоту и играть в долгую, блицкриг вряд ли пройдёт. В коридорах госструктур побеждают стайеры.

Также важно умение выстраивать связи и работать с людьми. Находить разные способы решения задач с одними и теми же вводными. Надо уметь посмотреть на ситуацию с другой стороны и понять, можно ли решить вопрос здесь и сейчас. Если потребуется время, значит, вам необходимо умение ждать, чтобы осуществить задуманное позже, при более подходящих условиях.

Госучреждения проигрывают коммерческим в зарплатах

По моему опыту, специалист сразу после вуза будет получать примерно одинаковую зарплату в госсекторе и в частном. Далее, по мере роста, действительно появляются различия.

Заработная плата госслужащего будет поменьше, пожалуй, на уровне начальника управления. Для понимания: начальник управления — это средняя управленческая должность в органе власти. Как правило, в управление входит от 2 до 4 отделов со средней численностью от 4 до 10 человек. Но и тут всё очень зависит от сферы деятельности и статуса ведомства. Например, иногда региональное предприятие может иметь больший зарплатный фонд для руководящих работников, чем федеральное министерство.

Что касается соцпакета и дополнительных условий, то в госорганизациях, конечно, есть некоторые «плюшки». Например: более продолжительный отпуск по сравнению с бизнесом. Дополнительное страхование жизни и здоровья.

Чиновникам высшего руководящего звена обычно полагается больше преференций, которые снимают часть забот и дают возможность сосредоточиться на своей миссии:

  • секретарь, который также может быть личным помощником;
  • персональный водитель с автомобилем;
  • жильё;
  • ведомственные больницы и санатории.

Не будем также забывать о системе квалификации чиновников: можно не расти в должности, но повышать свой ранг, соответственно, будет увеличиваться и зарплата. В коммерческом секторе профессиональные стандарты применяются крайне редко. Как и практически не встречаются 13-я зарплата и премии.

Без блата в чиновники не попасть

Утверждение старо, как мир, но до сих пор многие уверены: если нет связей, то попасть на привлекательное место в госструктуру не получится.

Забудьте эти дремучие мифы. Сейчас у госорганизаций есть официальные сайты, на которых публикуются вакансии, у них есть свои HR-службы, которые подбирают кадры, объявляются конкурсы. Ничего невозможного нет.

Не стоит забывать, что чиновники — это не небожители, а специалисты, которые просто работают в бюджетных и ведомственных организациях.

В законе закрепляются основные принципы противодействия коррупции, а также организационно-правовые основы предупреждения и борьбы с ней.

Сама коррупция определяется путём перечисления примерных противоправных действий, которые характеризуются основным признаком коррупции – незаконное использование лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, сопряженное с получением выгоды, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими лицами.

Среди предусмотренных мер по борьбе с коррупцией можно выделить такие, как: устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; повышение оплаты труда и соцгарантий государственным и муниципальным служащим; создание механизмов общественного контроля за работой органов власти; антикоррупционная пропаганда; обеспечение независимости СМИ; ужесточение требований к госслужащим и др. Теперь госслужащий должен сообщать своему работодателю, в прокуратуру или в иные госорганы обо всех случаях склонения его к получению взятки. Кроме того, госслужащих обязали декларировать не только свои доходы и имущество (при этом перечень декларируемых доходов и имущества расширен), но и доходы и имущество своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Госслужащие, владеющие ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), в целях предотвращения конфликта интересов должны передать их в доверительное управление.

Как попасть на госслужбу и в какое ведомство при этом стремиться?

На сегодняшний день в России трудится порядка 37 600 федеральных государственных гражданских служащих. Это сотрудники центральных аппаратов 20 федеральных министерств, располагающихся в Москве. Подробно про попадание на службу со студенческой скамьи я уже рассказывал в своей предыдущей статье. Зарплаты, условия труда и его содержание – про все эти базовые для нас вещи вы можете прочитать именно там.

Каждое из 20 ведомств имеет свои преимущества, и если вы чувствуете, что душа лежит именно к работе с конкретной отраслью народного хозяйства (транспортом, например), то не нужно переубеждать себя и пытаться попасть в более престижную и оплачиваемую большую ведомственную четверку.

Начните с Министерства транспорта, усвойте базовые навыки, необходимые в нашей профессии, и уже потом переходите в ведомство вашей мечты. В ведомства попроще, как это ни очевидно звучит, проще попасть.

Уверенная стабильность или «непробиваемая бюрократия»?

Максим Епихин пишет веб-приложения в государственной организации. Он рассказал, чем ему нравится работа на государство и кому она подойдёт.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

мку это госслужба или нет

мку это госслужба или нет

мку это госслужба или нет

Сайт игры Максима Loneliness after. Chapter 1. Обновлённая версия 2018 года. Скриншот: предоставлен Максимом Епихиным

мку это госслужба или нет

Так я полюбил веб и решил развиваться в этом направлении. Мне по душе пришёлся бэкенд, поэтому я серьёзно взялся за PHP. Обучение проходило не гладко: я много раз забрасывал, возвращался к геймдеву и обратно. Но когда понял, что в вебе можно хорошо зарабатывать, начал искать работу. Когда в ноябре 2018 года я возвращался домой с очередного собеседования, мне позвонили из ФГАНУ ЦИТиС им. Старовойтова и пригласили на интервью. Я как раз находился в 20 минутах ходьбы и сказал, что готов прийти хоть сейчас. Собеседование пролетело довольно быстро — в отличие от предыдущих, где нужно было пообщаться с HR, пройти интервью по софт-скиллам, а в финале встретиться с техлидами — беспощадными «вершителями судеб». В ЦИТиС тоже много умных и опытных разработчиков, но общаются они гораздо дружелюбнее. Мы сразу уселись за большой стол и провели общую беседу с HR, ведущими программистами и техлидом. У меня спрашивали, что я умею, какое есть образование, дипломы и сертификаты. Затем проверили знания в PHP и базах данных и посмотрели портфолио. Почти сразу мне предложили работу, но я попросил пару недель на ответ — был ещё оффер из Roistat, поэтому хотелось спокойно подумать. Как вы уже догадались, я выбрал ЦИТиС — уж очень понравилась дружелюбная атмосфера на интервью. Несмотря на крепкие скиллы, мне сначала предложили должность с минимальным окладом — чтобы посмотреть, как буду справляться. Мой отдел разрабатывает веб-системы по госзаказам. Поначалу меня пугал масштаб проектов, сложность и обилие legacy-кода, поэтому уже спустя три дня я захотел уволиться. Но, как известно, сдаются только слабаки, поэтому я стал расспрашивать начальство, других разработчиков и потихонечку втянулся в проект, а позже стал за него отвечать. Мне понадобилось два месяца, чтобы привыкнуть к процессам — потом стало гораздо проще. Я окончил бакалавриат и магистратуру в РЭУ имени Плеханова. А потом поступил в аспирантуру на единственное бюджетное место. С точки зрения программиста знания, которые я получил в университете, не пригодились на работе. Зато они помогли мне как начальнику, аналитику и просто в жизни. Я стал думать более структурно и логично. Мы изучали управление информационными системами и консалтинг в IT. Сейчас проходим системный анализ, управление и обработку данных. Полноценной разработки ни на одном предмете не было — она не входит в учебную программу. Зато на «Математическом обеспечении» ребята, кажется, кодили днями напролёт. Но туда было сложнее поступить. Я пошёл в магистратуру и аспирантуру, чтобы вовремя получить все нужные бумажки и не попасть в армию. Я не питал особых надежд и понимал, что ничему новому меня там не научат. На семинарах мы рисовали схемки BPMN и ERD, а всё, что нужно для работы, я изучал самостоятельно. Бесполезно пытаться освоить разработку без сильного желания учиться. Возьмите заведомо непосильный проект, который не сможете выполнить с имеющимися знаниями. Тогда вы будете вынуждены изучать новые технологии и библиотеки. Так я осваивал PHP, объектно-ориентированное программирование и шаблоны проектирования. Я хотел написать с нуля систему блога. Учился по YouTube-каналам WebForMySelf и урокам Дмитрия Елисеева, советам и материалам из свободных источников. Потихоньку у меня складывалось цельное представление о веб-разработке. Да, при таком подходе придётся миллион раз переписать проект, но будьте уверены: после каждой итерации он будет становиться лучше. Конечно, если вам это нужно. Считаю, что найти работу можно с обычным стеком:

  • HTML — язык разметки, на котором создают структуру веб-страниц;
  • CSS — каскадные таблицы стилей;
  • JavaScript — язык фронтенд-разработки, рекомендую учить по javascript.ru;
  • PHP — скриптовый язык для бэкенда. Учить можно по официальной доке — она у языка довольно подробная.

Профессия PHP-разработчик с нуля до PRO

Вы с нуля научитесь программировать сайты и веб-приложения на PHP, освоите фреймворк Laravel, напишете облачное хранилище и поработаете над интернет-магазином в команде. Сможете устроиться на позицию Junior-разработчика. Узнать про курс

мку это госслужба или нет

мку это госслужба или нет

Учись бесплатно: вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Обучение: Профессия PHP-разработчик с нуля до PRO

Хочешь карьеру — иди в бизнес

Долгое время считалось, что инициативным и амбициозным людям в чиновничьих кабинетах не выжить — мол, там требуется только умение быть винтиком в большом механизме. Но я с этим не согласен. Люди с проактивной жизненной позицией, готовые брать ответственность на себя, точно будут замечены на госслужбе. Конечно, будет непросто, но наверняка интересно.

Другое дело, что вряд ли получится быстро удовлетворить карьерные амбиции. Необходимо поработать на различных должностях. И путь по служебной лестнице — непростой и затратный по времени.

Что касается частных компаний, я вижу, что в последнее время они принимают форму «плоских» организаций, в которых практически нет возможности вертикального карьерного роста. Шансы получить повышение на старте карьеры минимальны: влево-вправо можно развиваться, а вот двинуться вверх — почти нереально.

мку это госслужба или нет

Федеральный закон «О противодействии коррупции»

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 марта 2021 года; проверки требуют 15 правок.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» — Федеральный закон Российской Федерации, вступивший в силу с 10 января 2009 года, регулирующий вопросы борьбы с коррупцией.

  • Дмитрий Медведев внёс на рассмотрение в Госдуму пакет законопроектов о противодействии коррупции.. Дата обращения: 23 декабря 2014. Архивировано 16 февраля 2012 года.
  • Госдума приняла закон “О противодействии коррупции”.. Дата обращения: 23 декабря 2014. Архивировано 15 марта 2016 года.
  • Президент России подписал закон “О противодействии коррупции”. (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 декабря 2014. Архивировано 17 апреля 2009 года.

Кризис лучше переживать в госструктурах

Тут все неоднозначно — нынешний кризис заставляет меняться и госсектор. Кризисные явления отражаются и на бизнесе, и на госслужбе. Если бы не кризис, никто бы не задумался над оптимизацией работы бухгалтеров, кадровиков и юристов. Сейчас эти специалисты наиболее подвержены риску сокращения. Но, разумеется, при сокращении все формальности будут соблюдены.

С другой стороны, пандемия послужила триггером и для переструктурирования: год назад казалось немыслимым, чтобы чиновник работал удалённо из дома. Сейчас это в порядке вещей. Чем дольше длится такая ситуация, тем сильнее меняются условия труда.

Фото на обложке: Unsplash

Что значит корпус А?

Когда строят новое здание на улице, как правило, присваивают им номер самого ближайшего к ним здания и просто делают пометку. Это и есть та пометка, которая говорит нам номер корпуса. То есть дом 1, а вот корпус — А

Что такое корпус А и Б?

В корпус « А » входят ответственные секретари и руководители аппаратов, председатели комитетов, руководители аппаратов акимов областей, столицы и города республиканского значения. К корпусу « Б » относятся госслужащие-исполнители

Кто относится к категории госслужащих?

Государственными служащими субъекта Российской Федерации могут быть только гражданские служащие (служащие, состоящие на правоохранительной или военной службе (военнослужащий), являются только федеральными государственными служащими)

Как понять госслужба?

Государственная служба Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих

Какие действия понимаются под коррупцией в соответствии с Федеральным законом № 273 ФЗ о противодействии коррупции?

Коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей

В чем заключается противодействие коррупции?

Борьба с коррупцией , так же как и профилактика, заключается в ее выявлении и предупреждении. Однако она также предполагает пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (п. 1 Закона о противодействии коррупции )

Что регулирует закон о противодействии коррупции?

Федеральный закон №273-ФЗ от 25. 2008 “О противодействии коррупции ” Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции , правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *