нотариат это госслужба

В течение этого года было принято несколько законов, которые защищают трудовые права пенсионеров и граждан предпенсионного возраста. В связи с этим требования к работодателям ужесточились, вплоть до уголовной ответственности. В частности, принятый Федеральный закон от 03. 2018 № 352-ФЗ ввел в Уголовный кодекс ст. 144. 1, которая предусматривает строгие санкции к работодателям за увольнение предпенсионеров, а также необоснованный отказ в приеме на работу человека по мотивам достижения им предпенсионного возраста. За нарушение может грозить штраф в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо обязательные работы на срок до 360 часов.

Кроме того, сейчас рассматривается законопроект № 269898-7, который вносит поправки в ст. 356-357 ТК РФ. Чиновники хотят расширить полномочия трудовой инспекции в сфере защиты трудовых прав работников, то есть наделить этот орган правом обращения в суд от имени работника и представления его интересов в суде. Соответственно, если закон будет принят, то работники-пенсионеры тоже могут воспользоваться новыми возможностями за защиты своих прав.

Еще одно новшество: Роструд подключил трудовые инспекции к организации проведения ежеквартального мониторинга сведений о работодателях и численности работников-предпенсионеров (Письмо Роструда от 25. 2018 № 858-ПР). Форму нужно сдавать начиная с 1 октября 2018 года, в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным. Более подробно о законодательных нововведениях и инициативах мы писали ранее.

Очевидно, что государство предпринимает попытки законодательно защитить сотрудников старшего возраста. Понимая это, бизнес, который работает с такой категорией сотрудников, в ответ на новые законы выдвинул требования со своей стороны: он просил о преференциях — снижении взносов, введении налоговых льгот в том случае, когда работодатель инвестирует деньги в переквалификацию и повышение квалификации предпенсионеров и т. Однако их обращение не было удовлетворено.

Поэтому с учетом новых требований начиная с 2019 года работодателям стоит быть особенно осторожными в отношении работников-пенсионеров и предпенсионеров и стараться не нарушать нормы трудового законодательства.

Каким может быть увольнение пенсионера

Прежде всего нужно отметить, что достижение пенсионного возраста не является основанием для увольнения. Работник, оформивший пенсию, может либо продолжать работать дальше и уволиться тогда, когда ему захочется, либо захотеть уволиться сразу, в связи с выходом на пенсию. В зависимости от обстоятельств действуют разные сценарии увольнения.

В этом случае основание для увольнения — собственное желание сотрудника. Это общее основание, обозначенное в ст. 77 ТК РФ, поэтому о своем намерении покинуть компанию работник должен письменно предупредить работодателя за две недели (ч. 1 ст. 80 ТК РФ). И эти две недели сотрудник должен отработать в компании.

В этом случае в трудовой книжке делается запись: «Уволен по собственному желанию, пункт 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации».

Расторжение трудовых отношений между работодателем и работником в связи с выходом последнего на пенсию имеет особенность, которая отражена в ч. 3 ст. 77 ТК РФ. Она подразумевает расторжение трудового договора в срок, указанный в заявлении работника. То есть работодатель не вправе требовать от работника двухнедельной отработки.

В этом случае запись в трудовой книжке будет такой: «Уволен по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, пункт 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации».

Порядок увольнения работника в связи с выходом на пенсию

Если работник, собравшийся уходить на пенсию, решает уволиться, то алгоритм его действий будет следующим.

Работник пишет заявление об увольнении по собственному желанию в произвольной форме.

В это заявление важно включить следующую информацию:

  • ФИО;
  • должность;
  • основание увольнения («по собственному желанию»);
  • причину увольнения («в связи с выходом на пенсию»);
  • дату увольнения.

Сколько раз может уволиться сотрудник в связи с выходом на пенсию?

На официальном сайте Роструд высказывает четкую позицию по этому вопросу. Если работник однажды воспользовался формулировкой «в связи с выходом на пенсию», то второй раз уволиться по этой же причине он не имеет права. При этом не имеет значения, работал ли он до увольнения «в связи с выходом на пенсию» у того же работодателя или у другого.

Таким образом, если у работника-пенсионера уже есть в трудовой книжке запись об увольнении в связи с выходом на пенсию, то впоследствии он может уволиться только с формулировкой «по собственному желанию». При этом он должен предупредить о своих планах работодателя за две недели (если у него нет другой уважительной причины, не связанной с выходом на пенсию) и, соответственно, отработать этот срок.

Работодатель готовит следующий пакет документов:

При оформлении приказа следует учитывать несколько нюансов. В строке «основание прекращения (расторжения) трудового договора (увольнения)» нужно указать основание увольнения согласно п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ и причину увольнения («в связи с выходом на пенсию»).

В строке «номер документа» и «дата составления» указываются реквизиты заявления работника. Далее работник знакомится с приказом под роспись.

Если работник просит выдать копию приказа, то работодатель обязан это сделать, заверив документ надлежащим образом (ст. 1 ТК РФ). Если приказ об увольнении невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ставить под ним роспись, то на документе производится соответствующая запись.

В трудовой книжке указываются основание и причина увольнения — они должны соответствовать тексту приказа.

Работодатель осуществляет необходимые выплаты работнику.

140 ТК РФ обязывает работодателя при расторжении трудового договора выплатить сотруднику все причитающиеся суммы в день увольнения. Если в этот день человек не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

При увольнении по собственному желанию в связи с выходом на пенсию работнику выплачивается зарплата, компенсация за неиспользованный отпуск и иные суммы, которые могут быт предусмотрены коллективным договором или отраслевыми соглашениями.

Если работодатель своевременно не выплатил суммы в связи с тем, что не оформил увольнение в день, указанный в заявлении, то есть без отработки, тогда ему придется выплатить сумму с процентами, согласно ст. 236 ТК РФ.

Увольнение пенсионера при сокращении штата

Увольнение пенсионера по причине сокращения штата происходит на общих основаниях. При этом согласно ст. 179 ТК РФ преимущественное право на оставление на работе имеют специалисты с более высокой производительностью и квалификацией.

Работодатель обязан предупредить сотрудника о предстоящем сокращении за два месяца – письменным уведомлением. В нем должно быть указано, что работник увольняется в связи с сокращением штата по истечении указанного срока, со дня получения уведомления, а также сведения об отсутствии вакансий, в связи с чем он не может быть переведен на другую работу. С этим документом сотрудник знакомится под роспись.

Работодатель может предложить сотруднику расторгнуть трудовой договор до истечения срока уведомления, если будет готов выплатить ему дополнительную компенсацию. Размер компенсации составляет средний заработок, который исчисляется пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

При сокращении штата работодатель обязан предложить сотруднику другую имеющуюся у него в данной местности работу — вакантную должность или работу, соответствующую его квалификации, а также вакантную нижестоящую должность или работу. С этими предложениями работник знакомится под роспись. Он может взять время на размышления о предложении работодателя — до истечения срока предупреждения об увольнении.

Со стороны работодателя также издается приказ о сокращении штата работников в произвольной форме. В документе обязательно указывается следующая информация:

  • основание сокращения (решение собственника, реорганизация или другое);
  • должности, какое количество штатных единиц подлежат сокращению;
  • дата введения изменений (с учетом срока предупреждения работников об увольнении).

Если работник-пенсионер был уволен досрочно, дав на это согласие, то в приказе отражаются реквизиты письменного согласия (оно может быть зафиксировано прямо на приказе). Роструд советует прикладывать подлинник письменного согласия сотрудника на досрочное увольнение, а заверенную копию приобщать к личному делу. С приказом сотрудник должен быть ознакомлен под роспись.

В трудовой книжке делается запись о расторжении трудового договора в связи с сокращением штата (основания п. 2 ст. 81 ТК РФ), ставятся подпись и печать работодателя и подписью увольняемого сотрудника.

В день увольнения сотрудник получает от работодателя:

  • трудовую книжку;
  • все выплаты. Если сотрудник в этот день не работал, то суммы выплачиваются не позднее дня, следующего после предъявления уволенным работником требования о расчете;
  • справку о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы;
  • заверенные копии документов, связанных с работой (если сотрудник затребовал их по письменному заявлению).

Сколько выходных пособий обязан выплатить работодатель при сокращении работника-пенсионера?

Работодатель обязан выплатить одно выходное пособие и сохранить за работником средний заработок на период поиска новой работы (ст. 178 ТК РФ).

Выходное пособие при сокращении штата выплачивается в размере среднего месячного заработка. Если в течение двух месяцев после увольнения человек не устраивается на другую работу, ему выплачивается еще один средний месячный заработок. Чтобы его получить, человек пишет заявление и обращается с ним к работодателю, а также предоставляет ему свою трудовую книжку.

В некоторых случаях средний месячный заработок сохраняется в течение третьего месяца со дня увольнения. Но это зависит от решения службы занятости — при условии, если человек обратился в эту организацию в двухнедельный срок после увольнения и ему не смогли помочь с трудоустройством.

Не пропустите новые

публикации

(в ред. Федеральных законов от 11. 2003 N 141-ФЗ, от 06. 2006 N 105-ФЗ, от 01. 2007 N 309-ФЗ, от 28. 2010 N 419-ФЗ, от 06. 2011 N 395-ФЗ, от 07. 2013 N 99-ФЗ, от 02. 2013 N 185-ФЗ, от 13. 2015 N 262-ФЗ, от 23. 2016 N 143-ФЗ, от 02. 2021 N 351-ФЗ)

Принят Государственной Думой 25 апреля 2003 года

Одобрен Советом Федерации 14 мая 2003 года

Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяются правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Государственная служба Российской Федерации (далее – государственная служба) – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее – граждане) по обеспечению исполнения полномочий: (в ред. Федерального закона от 02. 2021 N 351-ФЗ)

Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 02. 2021 N 351-ФЗ)

федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (далее – федеральные государственные органы); (в ред. Федерального закона от 02. 2021 N 351-ФЗ)

субъектов Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 02. 2021 N 351-ФЗ)

органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации (далее – государственные органы субъектов Российской Федерации); (в ред. Федерального закона от 02. 2021 N 351-ФЗ)

лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (далее – лица, замещающие государственные должности Российской Федерации); (в ред. Федерального закона от 02. 2021 N 351-ФЗ)

лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (далее – лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации); (в ред. Федерального закона от 02. 2021 N 351-ФЗ)

федеральных территорий; (в ред. Федерального закона от 02. 2021 N 351-ФЗ)

органов публичной власти федеральных территорий; (в ред. Федерального закона от 02. 2021 N 351-ФЗ)

лиц, замещающих в федеральной территории должности, устанавливаемые федеральными законами и указами Президента Российской Федерации, а также уставом федеральной территории для непосредственного исполнения полномочий органов публичной власти федеральной территории. (в ред. Федерального закона от 02. 2021 N 351-ФЗ)

Деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, настоящим Федеральным законом не регулируется.

Статья 2. Система государственной службы

Система государственной службы включает в себя: (в ред. Федерального закона от 13. 2015 N 262-ФЗ)

государственную гражданскую службу; (в ред. Федерального закона от 13. 2015 N 262-ФЗ)

военную службу; (в ред. Федерального закона от 13. 2015 N 262-ФЗ)

государственную службу иных видов. (в ред. Федерального закона от 13. 2015 N 262-ФЗ)

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы. (в ред. Федерального закона от 13. 2015 N 262-ФЗ)

Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация – в ведении субъекта Российской Федерации.

Статья 3. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы

Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее – государственные органы);

приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

равный доступ граждан к государственной службе;

единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

профессионализм и компетентность государственных служащих;

защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.

Статья 4. Федеральная государственная служба

Федеральная государственная служба – профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Статья 5. Государственная гражданская служба

Государственная гражданская служба – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Федеральная государственная гражданская служба – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 02. 2021 N 351-ФЗ)

Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.

Статья 6. Военная служба

Военная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания. (в ред. Федерального закона от 06. 2006 N 105-ФЗ)

Статья 7. – Утратила силу (в ред. Федерального закона от 13. 2015 N 262-ФЗ)

Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Должности государственной службы подразделяются на:

должности федеральной государственной гражданской службы;

должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

должности федеральной государственной службы иных видов. (в ред. Федерального закона от 13. 2015 N 262-ФЗ)

В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов.

Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.

Абзац второй. – Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 13. 2015 N 262-ФЗ)

Абзац третий. – Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 28. 2010 N 419-ФЗ)

Квалификационные требования к гражданам для замещения должностей государственной службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В федеральном государственном органе и государственном органе субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями государственной службы. Трудовая деятельность работников, замещающих такие должности, регулируется законодательством Российской Федерации о труде.

Статья 9. Реестры должностей государственной службы

Реестр должностей федеральной государственной службы образуют:

перечни должностей федеральной государственной гражданской службы;

перечни типовых воинских должностей;

перечни типовых должностей федеральной государственной службы иных видов. (в ред. Федерального закона от 13. 2015 N 262-ФЗ)

Перечни, указанные в пункте 1 настоящей статьи, утверждаются Президентом Российской Федерации.

Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 28. 2010 N 419-ФЗ)

Статья 10. Государственные служащие

Федеральный государственный служащий – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.

Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации – соответствующий субъект Российской Федерации.

Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.

ГЛАВА 2. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Формирование кадрового состава государственной службы обеспечивается:

созданием федерального кадрового резерва, кадрового резерва в федеральном государственном органе, кадрового резерва субъекта Российской Федерации, кадрового резерва в государственном органе субъекта Российской Федерации для замещения должностей государственной службы, а также эффективным использованием указанных кадровых резервов;

развитием профессиональных качеств государственных служащих;

оценкой результатов профессиональной служебной деятельности государственных служащих в ходе проведения аттестации или сдачи квалификационного экзамена;

созданием возможностей для должностного (служебного) роста государственных служащих;

использованием современных кадровых технологий;

применением образовательных программ, федеральных государственных образовательных стандартов (в ред. Федеральных законов от 01. 2007 N 309-ФЗ, от 02. 2013 N 185-ФЗ)

ротацией государственных служащих. (в ред. Федерального закона от 06. 2011 N 395-ФЗ)

Федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации устанавливаются порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы на конкурсной основе, условия формирования конкурсных комиссий, правила опубликования информации о конкурсах в средствах массовой информации, а также предусматривается другой порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы.

Подготовка граждан для прохождения государственной службы осуществляется в формах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительное профессиональное образование государственных служащих осуществляются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 02. 2013 N 185-ФЗ)

Федеральными законами о видах государственной службы могут быть установлены особенности ротации государственных служащих, учитывающие специфику прохождения государственной службы соответствующего вида. (в ред. Федерального закона от 06. 2011 N 395-ФЗ)

Статья 12. Поступление на государственную службу, ее прохождение и прекращение

На государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида.

Федеральным законом о виде государственной службы или законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту.

Условия контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядок прекращения их действия устанавливаются в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы.

В соответствии с федеральным законом о виде государственной службы контракт может заключаться с гражданином:

на неопределенный срок;

на определенный срок;

на срок обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования и на определенный срок государственной службы после его окончания. (в ред. Федерального закона от 02. 2013 N 185-ФЗ)

Федеральным законом о виде государственной службы определяется предельный возраст пребывания на государственной службе данного вида.

Прохождение государственной службы включает в себя назначение на должность, присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, аттестацию или квалификационный экзамен, а также другие обстоятельства (события) в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Основания прекращения государственной службы, в том числе основания увольнения в запас или в отставку государственного служащего, устанавливаются федеральными законами о видах государственной службы.

Статья 13. Классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания

В соответствии с федеральными законами о видах государственной службы гражданам, проходящим федеральную государственную службу, присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания.

В соответствии с федеральным законом о виде государственной службы для граждан, проходящих государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, устанавливаются классные чины.

Общими условиями присвоения, сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий являются:

последовательное присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по прошествии установленного времени пребывания в определенном классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании после их присвоения впервые;

присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания государственному служащему в соответствии с замещаемой должностью федеральной государственной службы;

досрочное присвоение в качестве меры поощрения классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания либо присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания на одну ступень выше классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, предусмотренных для замещаемой должности федеральной государственной службы в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы;

сохранение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания при освобождении от замещаемой должности федеральной государственной службы или увольнении с федеральной государственной службы.

Лишение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания возможно по решению суда.

При переводе государственного служащего с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида ранее присвоенный классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание, а также период пребывания в соответствующем классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании учитывается при присвоении классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по новому виду государственной службы в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Соотношение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий устанавливается указом Президента Российской Федерации.

Классные чины государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации присваиваются с учетом положений настоящей статьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 14. Стаж (общая продолжительность) государственной службы. Персональные данные государственных служащих

Стаж (общая продолжительность) государственной службы определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации.

В стаж (общую продолжительность) государственной службы одного вида в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации включаются продолжительность государственной службы других видов, а также периоды замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, и должностей муниципальной службы. (в ред. Федерального закона от 23. 2016 N 143-ФЗ)

Персональные данные государственных служащих, сведения об их профессиональной служебной деятельности и о стаже (об общей продолжительности) государственной службы вносятся в личные дела и документы учета государственных служащих. Ведение и хранение указанных дел и документов осуществляются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Форма и порядок ведения, учета и хранения документов, подтверждающих профессиональную служебную деятельность государственных служащих, устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Персональные данные, внесенные в личные дела и документы учета государственных служащих, являются информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами. В отношении указанных персональных данных устанавливается обязанность соблюдать их конфиденциальность и обеспечивать их безопасность при обработке. В случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанные персональные данные относятся к сведениям, составляющим государственную тайну. (в ред. Федерального закона от 07. 2013 N 99-ФЗ)

Статья 15. Реестры государственных служащих

В федеральном государственном органе и государственном органе субъекта Российской Федерации ведутся, в том числе на электронных носителях, реестры государственных служащих, которые формируются на основе персональных данных государственных служащих.

Сведения, внесенные в реестр федеральных государственных служащих в федеральном государственном органе и в реестры государственных служащих субъектов Российской Федерации в государственных органах субъектов Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, а в иных случаях к сведениям конфиденциального характера.

3-7. Пункты утратили силу. (в ред. Федерального закона от 28. 2010 N 419-ФЗ)

ГЛАВА 3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБОЙ

Система управления государственной службой создается на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности государственных органов при решении вопросов поступления на государственную службу, формирования кадрового резерва, прохождения и прекращения государственной службы, использования кадрового резерва для замещения должностей государственной службы, профессионального образования и дополнительного профессионального образования государственных служащих, проведения ротации государственных служащих, а также в целях осуществления вневедомственного контроля за соблюдением в государственных органах федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о государственной службе. (в ред. Федеральных законов от 28. 2010 N 419-ФЗ, от 06. 2011 N 395-ФЗ, от 02. 2013 N 185-ФЗ)

Статья 17. Кадровый резерв для замещения должностей государственной службы

Для замещения должностей государственной службы создаются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв в федеральном государственном органе, кадровый резерв субъекта Российской Федерации и кадровый резерв в государственном органе субъекта Российской Федерации.

Статья 18. Финансирование государственной службы и программы ее реформирования и развития

Финансирование федеральной государственной службы и государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации осуществляется за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Совершенствование системы государственной службы осуществляется путем реализации федеральных программ реформирования и развития федеральной государственной службы и соответствующих программ субъектов Российской Федерации.

Статья 18. Военная служба в Российской Федерации иностранных граждан (в ред. Федерального закона от 11. 2003 N 141-ФЗ)

В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом предусматривается поступление иностранных граждан на военную службу по контракту и прохождение ими военной службы.

На указанных граждан распространяются положения настоящего Федерального закона, определяющие правовые основы государственной службы Российской Федерации.

ГЛАВА 4. ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Определение военной службы как вида федеральной государственной службы, содержащееся в статье 6 настоящего Федерального закона, применяется со дня вступления в силу федерального закона о военной службе. (в ред. Федерального закона от 06. 2006 N 105-ФЗ)

Абзац третий. – Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 13. 2015 N 262-ФЗ)

Признать утратившими силу подпункт 1 пункта 1 статьи 1, пункты 1 и 3 статьи 2, пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 1995 года N 119-ФЗ “Об основах государственной службы Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 31, ст. 2990).

Президент Российской Федерации В. ПУТИН

27 мая 2003 года

Нотариат России практически полностью перешел на небюджетную основу

Развитие исторически эффективной модели небюджетного нотариата постепенно вытеснило анахроничную и малоэффективную модель «государственного нотариата». Недавно последние три государственных нотариуса Хабаровского края были назначены на должности нотариусов, занимающихся частной практикой. Об этом в ходе онлайн пресс-конференции «Нотариат 2020: электронные форматы и возможности для помощи в условиях пандемии» сообщил президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик. На сегодняшний день в России осталось только две должности государственных нотариусов — на территории Чукотского автономного округа, причем одна из них так и не была заполнена.

Тем самым в последние шесть лет в нашей стране последние считанные единицы «государственных» нотариусов из почти 8000 действующих нотариальных контор перешли на работу на небюджетной основе. Причиной, по которой в России оставались должности государственных нотариусов, была невозможность содержать самофинансировать работу нотариальной конторы в труднодоступных и малонаселенных местностях, где совершается мало нотариальных действий, а расходы велики.

Напомним, что в настоящий момент в Российской Федерации, как в европейских и других странах т. «континентальной правовой системы», действует небюджетный, то есть частнопрактикующий нотариат латинского типа. Это означает, что нотариус осуществляет свою публично-правовую функцию от имени государства, то есть совершает нотариальные действия от имени Российской Федерации, но при этом он полностью обеспечивает свою деятельность на принципах самофинансирования, без каких-либо бюджетных затрат. При этом небюджетный нотариус действует объективно и независимо, в интересах защиты прав граждан и законных интересов собственника. Нотариус не является предпринимателем, так как может взимать только установленные законом тарифы и оплату услуг правового и технического характера, и не имеет права заниматься иной оплачиваемой деятельностью. Очень важно, что небюджетный нотариус несет полную имущественную ответственность за результаты своей деятельности всем своим имуществом, то есть если по его вине был причинен ущерб, то нотариус полностью возмещает его, для этого существует многоступенчатая система профессионального страхования. Получить статус нотариуса очень сложно — помимо долгой системы обучения, стажировки, работы в качестве помощника нотариуса и сдачи нескольких ступеней квалификационных экзаменов, существует строгое квотирование количества должностей нотариусов, и назначение на должность происходит в результате конкурса.

Именно это и дает такие преимущества для гарантий законности гражданского оборота в обществе, где действует небюджетная модель нотариата. Государственные нотариусы не предоставляли имущественных гарантий, не имели гарантий объективности и непредвзятости в своих действиях, более того — они не имели доступа к Единой информационной системе нотариата, которая в т. осуществляет цифровое взаимодействие нотариусов с государственными органами. То есть риск оспариваемости сделок, удостоверенных в конторах государственных нотариусов был намного выше. Именно поэтому переход всех нотариальных контор России на небюджетную основу так значим для российского правового поля.

Чтобы обеспечить всех граждан страны квалифицированной юридической помощью, все эти годы Федеральной нотариальной палатой велась серьезная работа Была разработана и сейчас выполняется Целевая комплексная программа оказания помощи нотариусам, работающим в труднодоступных и малонаселенных областях, то есть за счет средств самого нотариата финансируется деятельность нотариусов в таких регионах.

Константин Корсик подчеркнул, что благодаря этому «нотариальная помощь становится еще ближе для граждан даже в удаленных уголках. Возможность в любой момент обратиться к нотариусу — квалифицированному юристу, действующему объективно и независимо, отвечающему за свою работу, дает гражданам гарантию соблюдения их прав и законных интересов при совершении ими юридически значимых действий».

За время существования программы нотариату удалось решить целый ряд вопросов, связанных с обеспечением правовой помощью жителей удаленных регионов страны. Были выделены средства на приобретение, аренду и содержание помещений контор, расположенных на территории труднодоступных районов, организованы регулярные выезды нотариусов как в рамках закрепленных нотариальных округов, так и на прилегающие территории. Благодаря программе успешно решен вопрос с организацией пунктов временного пребывания нотариуса в ходе долгосрочных выездов, предоставлено специальное транспортное оснащение.

Почему нет государственных нотариусов?

Причиной, по которой в России оставались должности государственных нотариусов , была невозможность содержать самофинансировать работу нотариальной конторы в труднодоступных и малонаселенных местностях, где совершается мало нотариальных действий, а расходы велики

Кому подчиняется нотариусы?

Если нотариальная контора государственная, значит, она находится в ведомстве Министерства юстиции РФ и действует по его поручению. Соответственно, все действия такой конторы подотчетны этому ведомству. Частные нотариусы — это члены Нотариальной палаты, расположенной в том или ином субъекте РФ

Почему нотариат является правоохранительным органом?

Нотариус обязан, установив фактические обстоятельства по конкретному нотариальному действию с помощью доказательств, применить соответствующую правовую норму. Таким образом, определяющим правовую природу нотариата признаком следует считать его юрисдикционную, правоохранительную функцию

Кто контролирует деятельность нотариусов?

Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами , работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере нотариата, и его территориальные органы, а нотариусами , занимающимися частной практикой, – нотариальные

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *